Как рассказать школьникам о революции 1917. Детям о революции

19.07.2017 Тексты / Рецензии

​«Мы живём в 1917 г.»: энциклопедия о революции

Текст: Евгения Шафферт

Облохка предоставлена ИД «Пешком в историю»

рассказать друзьям:

0

0

Литературный критик Евгения Шафферт о том, стоит ли читать первую детскую энциклопедию о революции.

Рогозный П. Мы живём в 1917 году: энциклопедия для детей. - М.: Пешком в историю, 2017. - 72 с. - (Россия в 1917 году).

Сколько книг для детей о революции вышло в год её столетия? Пожалуй, если не говорить о переизданиях художественной литературы минувших лет, тематические издания можно посчитать по пальцам одной руки. Причин тому немало, дело не столько в том, что мы не слишком хорошо понимаем, что именно нужно рассказывать ребёнку о революции, мы не решили даже, какой цели хотим добиться своим рассказом. Ответы «нужно знать свою историю» или «понимать ошибки прошлого, чтобы не совершать их в будущем» звучат красиво, но - увы! - не работают, особенно с подростками. Собственно, поэтому, как мне кажется, и книжек мало, а на целую детскую тематическую серию (взрослых-то изданий вышло достаточно) о России в 1917 г. замахнулось только одно издательство - «Пешком в историю». Не то чтобы они ответили на заданные выше вопросы о смысле подобных текстов, скорее нашли единственно приемлемый путь в нашей общей ситуации неоднозначных оценок исторического прошлого - рассказывать о событиях того периода по возможности объективно и занимательно. А там уж мы посмотрим, зачем нам все эти знания.

Серия «Россия в 1917 году» состоит из нескольких книг. По примеру других тематических серий издательства, в ней есть сочетание интерактивных, познавательных и художественных текстов: книжка с заданиями, путеводитель и энциклопедия. Предлагаю чуть более пристально всмотреться в энциклопедию П. Г. Рогозного «Мы живём в 1917 году».

Кто автор?

Автор детской познавательной книги - вовсе не обязательно профессионал в выбранной теме. В конце концов, даже взрослые популяризаторы науки зачастую более-менее в курсе текущей ситуации в выбранной области знаний, хорошо разбираются в базах научных публикаций и умеют работать с информацией, и не более того. Мы знаем немало случаев, когда отличные познавательные книги пишут не специалисты, например, врачу-нейрофизиологу Светлане Лавровой хорошо удаются книжки о русском языке. Но в случае с Рогозным нам в принципе не нужны никакие оговорки, потому что книгу о русской революции написал профессиональный историк, специалист по этой теме.

Павел Геннадьевич Рогозный - научный сотрудник группы истории российских революций и общественных движений Института истории РАН в Санкт-Петербурге. Есть у него и опыт преподавания в средней и высшей школе. В базе данных РИНЦ без труда обнаруживаются его 24 публикации, так или иначе связанные с темой русской революции или ее историографией. В Интернете нетрудно найти также популярные статьи Рогозного, например, не так давно он показывал «Революцию в картинках» на «Арзамасе» , а в 2011 г. в журнале «Нева» был его материал «Российская церковь и красная смута».

Иллюстрация предоставлена ИД «Пешком в историю»

Совершенно очевидно, что в теме революции 1917 г. автор ориентируется на профессиональном уровне. Во введении к своей первой детской энциклопедии он предлагает читателям «вместе разобраться, что же произошло в 1917 году, настолько беспристрастно, насколько возможно».

Какова структура книги?

На первом развороте приведена лента времени, к которой читателю, если он не очень хорошо ориентируется в датах, придется постоянно возвращаться, ведь повествование выстроено не хронологически, а по тематическому принципу.

Каждый разворот (в редких случаях два) издания посвящен какой-то одной теме, связанной с экономической, политической, культурной жизнью Российской империи перед революцией или Советского государства сразу после неё. Немало места отведено описанию обычной жизни российских обывателей (акцент на истории повседневности - общая черта всех энциклопедий «Пешком в историю»). Автор чередует главы, освещающие общие темы, с главами о событиях. Например, вслед за пассажами «Жизнь в деревне», «Жизнь в городе: дворянская семья», «Мы едем на дачу», «Сапоги, матроска, френч: детская и взрослая мода» и другими подобными будет раздел «Империя под ударом: русско-японская война и революция 1905 года». После читатель увидит главу об императорской семье, затем прочитает два раздела о событиях Первой мировой войны и вновь вернётся к общим темам: «Русская наука», «Виды войск и вооружений русской армии» и др.

Иллюстрация предоставлена ИД «Пешком в историю»


Подобное расположение глав и тем вызывает вопросы. Почему сначала автор многократно упоминает разных деятелей русской революции и лишь в конце помещает раздел «Лица 1917 года»? Почему о моде говорит в самом начале, а о церкви - в конце? С большой вероятностью у Рогозного есть ответы, заметим к тому же, что вряд ли можно найти идеальный рецепт подобной энциклопедии. Впрочем, редакторы постарались, книгу удобно читать. Каждая глава открывается лидом или хронологией, а самое важное в тексте выделено цветом, так что читатель без труда кратко перескажет любой фрагмент.

Что с оформлением?

Примерно полкниги отведено под иллюстрации, дополняющие текстовую информацию, они также сопровождаются подписями, правда, без указания источников для архивных документов и фотографий. Забегая вперёд, уточним, что в данной энциклопедии полностью отсутствуют справочный и научный аппараты: в конце книги нет именного и географического указателя, исключен словарь терминов (даже значение слова «революция» автор не поясняет), нет списка источников и литературы.

Иллюстрация предоставлена ИД «Пешком в историю»


Очень удачно подобраны картинки. Использовано много архивных фотографий, с помощью которых проиллюстрированы события и бытовые подробности. Авторы показывают фрагменты журнальных и газетных публикаций, политические карикатуры, фрагменты исторических карт. Изображения архивных документов дополнены иллюстрациями современного художника Е. Гавриловой. По всей видимости, источником для нее стали многочисленные фотографии тех лет, так что картинки адекватно отражают эпоху. Рисуя в ретротонах некую условную, сглаженную реальность начала прошлого века, художница ошибается (или сознательно отступает от правды) лишь единожды, когда изображает убийство наследника австрийского престола Франца Фердинанда: на иллюстрации он умирает на руках у жены, хотя, как мы помним, все было наоборот, беременная женщина, в которую террорист выстрелил сначала, умерла на руках уже истекающего кровью мужа.

Иллюстрация предоставлена ИД «Пешком в историю»

Будем ли придираться к содержанию?

Задача уместить все аспекты жизни общества, приведшие страну к насильственному слому существующего государственного строя менее, чем на ста страницах, кажется практически невыполнимой. Стоит помнить не только об ограничениях, заданных жанром, но и, возможно, недостаточной эрудиции целевой аудитории - энциклопедия должна быть понятна читателям 10-15 лет. Трудно писать подобную книгу для детей: нужно избегать усложнений, но не упрощать до предела, сказать самое важное, но остаться интересным и занимательным, охарактеризовать ведущих деятелей, но ещё и продемонстрировать объективные условия, внутри которых они жили. В некоторых местах Рогозный великолепно справился со всеми этими задачами, в других получилось хуже.

Одна из первых глав энциклопедии посвящена индустриализации страны начала века. Промышленность Российской империи представлена на удивление безлико, как в параграфе из школьного учебника: «Появлялись не виданные ранее отрасли промышленности: электротехническое производство, автомобилестроение и авиастроение». Конечно, общих слов не избежать, но, чтобы они хоть как-то отложились у читающего подростка, даже такие простые вещи следует пояснять на примерах. Что именно производили российские электротехнические заводы? Какие автомобили и самолёты они собирали? А сколько в год, больше, чем какие-нибудь англичане, или меньше? Понятно, что автор ограничен объёмами, но примеры продукции российской промышленности можно показать и на иллюстрациях, впрочем, в качестве таковых, видимо, приведены фотографии паровоза и железнодорожного моста.

Иллюстрация предоставлена ИД «Пешком в историю»


Тем же досадным отсутствием понятных ребёнку примеров страдают абзацы, посвящённые жизни рабочих. Автор пишет, что рабочий на свой годовой заработок мог купить «вдвое больше продуктов, чем производила крестьянская семья», также указывает, что зарплата квалифицированного рабочего была высокой. При этом остаётся совершенно непонятным: высокая зарплата рабочего - это сколько, что может позволить себе такой человек? Достаточно было назвать эти цифры и сопоставить их со стоимостью ряда потребительских товаров (хлеб, одежда, билет в кино), чтобы читатель выстроил в голове более-менее понятную картину и заодно оценил, на чём был основан рост упомянутого в главе забастовочного движения: на объективно тяжёлых условиях жизни, нужде и нищете, или же оно развилось в результате упомянутой в главе политической пропаганды?

Описывая революционное движение в России, автор выбирает общепринятую схему, отлично сформулированную В. И. Лениным в его статье «Памяти Герцена», запомнившуюся нам в основном по цитатам «узок круг этих революционеров, страшно далеки они от народа» и «декабристы разбудили Герцена». Там Владимир Ильич выделил три этапа развития общественно-политической оппозиции: дворянский, разночинский и пролетарский. В упрощённом варианте, не углубляясь в нюансы, вроде идейных отличий «Союза спасения» от «Союза благоденствия» или содержания «Голосов из России», Рогозный излагает ту же самую схему, которая, впрочем, выгодно отличается от ленинской отсутствием указания на преемственность одних революционных идей другим.

Иллюстрация предоставлена ИД «Пешком в историю»


В целом ряде основных вопросов автор скрупулезен и не забывает сообщить важные, подчас основательно подзабытые подробности. Мало кто из нынешних подростков знает о невероятной популярности поэта С. Надсона или деятельности Марии Александровны Спиридоновой, а ведь гимназисты 1913 г. мечтали походить именно на неё. Из глав о повседневной жизни Российской империи до революции читатель узнает, во что одевались граждане и чему учились, какие фильмы смотрели и когда начали болеть за футбол (выяснится, что тогда хорошего футбола в России тоже не было). Автор касается не самых очевидных, но невероятно важных тем: описывает практику общественных объединений и систем взаимопомощи в годы Первой мировой войны, говорит об уровне развития медицины, отдельно касается вопросов символики и послереволюционной эмиграции. Читатель, пожалуй, удивится, когда узнает, что математические методы в гуманитарных науках начали применяться именно тогда, накануне революции, а открытые лекции обо всём на свете и митинги были крайне популярной формой досуга, ну в точности, как теперь!

Подробный рассказ о событиях Первой мировой войны выглядит более чем уместно, ведь обычно эти события меркнут в тени грядущих революции, гражданской войны и интервенции. Автор пишет: «Макаров вспоминал, что один раз им поступил приказ атаковать без артиллерийской подготовки, что было равносильно самоубийству. Понимая, что старейший полк русской армии не может не исполнить приказ, офицеры решили идти в атаку без солдат. Приказ будет считаться выполненным, они погибнут, но солдаты останутся в живых. Преступный приказ атаковать без артиллерии отменили в последний момент».


По ходу занимательного повествования, Рогозный не забывает развенчать самые распространённые мифы, касающиеся этого периода, и за это стоит его поблагодарить дополнительно, в конце концов, неверная трактовка тех или иных событий в немалой степени делает нас сегодня «страной с непредсказуемым прошлым». Когда начинать идейную профилактику, если не в подростковом возрасте? В частности, Рогозный уточняет, когда и в связи с какими обстоятельствами появилось понятие «Великая Отечественная война» (школьники почти наверняка не знают, что вовсе не в 40-е годы ХХ века), и объясняет, почему называть Февральскую революцию «великой и бескровной» не вполне справедливо. Он пишет: «После освобождения заключённых из тюрем Петрограда город захлестнула волна грабежей и убийств. Много оказалось и случайных жертв - кто в кого стрелял было не разобрать». Рассказывает и о кровавом погроме в Твери, ставшем результатом февральских событий. Не забывает он лишний раз упомянуть о расхожих, сотни раз опровергнутых, но удивительно живучих мифах о бегстве Керенского в женском платье и о Ленине - «немецком шпионе».

Некоторые события, например, путь страны от Февраля к Октябрю, изложены более кратко, чем хотелось бы, другим и вовсе не нашлось места в книге. Автор чуть менее, чем полностью игнорирует национальный вопрос в России (впрочем, в самом начале говорится о необходимости для граждан при регистрации указывать не национальность, а религиозную принадлежность), забывает рассказать подробности жизни представителей других конфессий. Он сосредотачивается на Центральной России, лишь случайно упоминает другие регионы огромной страны или же пытается вывести условный, усреднённый портрет «города» и «деревни», не уточняя, что жизнь крестьян в Сибири существенно отличалась от жизни таковых, например, в Поволжье. Рассказывая об образовании в Российской империи, Рогозный не говорит, сколько всего было грамотных людей (и как позже, уже в Советской России, пришлось устраивать массовый ликбез), описывая вкратце гражданскую войну, не пишет подробно об иностранной интервенции. Наверное, можно было бы и продолжить список важного, но не нашедшего отражения в книге, если бы не ряд обстоятельств, которые целиком и полностью оправдывают автора: объёмы энциклопедии невелики, а претензии по поводу тематических лакун вызваны практически полным отсутствием книг на эту тему на детских и юношеских книжных полках.

Что в итоге?

У автора и редакторов издательства «Пешком в историю» (А. Литвиной, Е. Степаненко и Е. Сусловой) получилась хорошая энциклопедия, подходящая любому читателю, не знакомому ещё с историей русской революции. Задача сделать беспристрастный и непротиворечивый портрет эпохи кажется выполненной, и наш школьник может отправляться рассуждать над последними словами книги: «Страшные дела творились в революцию и Гражданскую войну и память о них страшна». Тут бы и отослать его к дальнейшим размышлениям с помощью хорошего списка литературы или хотя бы интерактивной промоакции в социальных медиа, однако этот потенциал издания не реализуется, то ли у издательства не хватает ресурсов для целенаправленной работы в данном направлении, то ли она сознательно не ведётся.

Иллюстрация предоставлена ИД «Пешком в историю»


Есть у нас опасение, заданное историческим мифом, которое не даёт спокойно воспринимать всё, что хоть как-то связано с победой большевиков. А ну как все возьмутся рассказывать о событиях 1917 года на каждом шагу, и в стране вырастет поколение революционеров, знаем же, какие последствия повлёк за собой известный роман Н. Г. Чернышевского? Впрочем, для подобных результатов энциклопедии П. Г. Рогозного очевидно недостаточно. И дело тут вовсе не в небольшом тираже или высокой стоимости издания для среднестатистической интеллигентной семьи, а в невозможности для юного читателя эмоционально соотнести себя с героями и событиями книги. Автор слишком старался быть беспристрастным, так что Николай II, Распутин, Ленин, Троцкий и десятки других упомянутых в книге исторических деятелей никого не воодушевят, они прочно заняли места давних персонажей на выцветшей фотографии, которая, признаемся честно, не так уж интересует современников.

Выполнила:

учитель МБОУ СОШ № 4 г. Морозовска

Череповская С.И.



И правил этой страной царь, потому что издавна в ней был государственный строй – самодержавие, когда вся власть в руках у одного человека – царя, самодержца.

Царь Николай II со своей семьёй


Так вот, не всем в этой стране жилось одинаково хорошо. Были там дворяне, жившие в роскоши во дворцах, пили-ели на золоте, веселились на балах, охотились и развлекались в свое удовольствие…

и были бедные крестьяне, ремесленники, рабочие, которым приходилось тяжело работать, чтобы как-то прокормить свои большие семьи.


И всегда находились в России думающие образованные люди, которые считали такое положение вещей несправедливым и хотели, чтобы народу жилось лучше; чтобы все дети могли учиться в школах, а не только дети дворян и помещиков; чтобы рабочий день стал немного короче – не 14 часов, а 8 или 10; чтобы равные права были у всех граждан России.

Людей, которые хотели дать народу равноправие, называли революционерами. Сначала, еще в ХIХ веке это были дворяне-декабристы, потом разночинцы-народовольцы, которые даже пытались убить царя.


А потом, больше ста лет назад, появилось много разных революционеров – и такие, что создавали кружки образования для рабочих, и террористы, кидавшие бомбы, и такие, что боролись за счастье угнетенных народов, или – крестьян всей страны. Революционеров было мало, часто их ссылали в Сибирь, на каторгу, или в тюрьму, или вешали.

Покушение на царя.

Так, на виселице погиб Александр Ульянов, молодой талантливый парень, который верил, что, если убить «плохого» царя, жизнь народа станет лучше.

«Нет, мы пойдем другим путем, – сказал его младший брат, студент Володя Ульянов.


Он пошел другим путем. Его партия революционеров была маленькой, но жесткой. Если руководство решило – все должны подчиняться. Ради партии и победы революции можно было грабить банки, убивать жандармов и предателей, и многое другое.

Светлое будущее после победы революции эта партия называла коммунизмом, а людей, которые борются за него – коммунистами, или большевиками. Многие ее вожди до революции жили за границей, многие отбывали срок в ссылке.

Владимир Ульянов (Ленин)


Владимира Ульянова, который стал главой этой партии, товарищи называли специальным конспиративным именем – Ленин.

Вроде бы хорошее намерение – сделать так, чтобы все жили одинаково хорошо, не было ни богатых, ни бедных, все дети учились и выбирали себе специальность – по способностям и по желанию?

Но, к сожалению, все получилось иначе.

Большевикам повезло: в 1914 году началась Первая мировая война. Она длилась долго (до 18 го года). Солдаты гибли в окопах, недовольство народа росло. Недоволен был не только народ, но и богачи, и военные, и студенты, и …почти все были чем-то недовольны. И, как не менялось правительство – лучше не становилось.

Царь отрекся от престола, править стало Временное Правительство. Революционеры могли вернуться в страну, были отменены многие запреты, а улучшения не было! Хлеб все дорожал, солдаты бежали с фронта и не хотели гибнуть в войне «за капиталистов», крестьяне хотели получить в собственность землю – работая на ней, они надеялись выплатить долги и не голодать больше.


По всей стране открыто принимали решения Советы – народное самоуправление.

Солдаты, которые не хотели ехать на фронт, оставались в городах, с оружием в руках. Большевики готовили вооруженное восстание, и 25 октября, а по новому календарю – 7 ноября, они захватили вокзалы и электростанцию, телефон, телеграф, мосты и банки города Петрограда. Правительство в Зимнем дворце было арестовано.

Матросы революции


Ради того, чтобы своими руками построить коммунизм себе или своим детям, миллионы людей пошли за большевиками – воевать, строить, убивать несогласных.

7 ноября (25 октября по старому стилю) 1917 года в Петрограде произошло вооруженное восстание, закончившееся взятием Зимнего дворца, арестом членов Временного правительства и провозглашением власти Советов, которая просуществовала в нашей стране семьдесят с лишним лет.


Позже большевики арестовали царя и всю царскую семью, а потом всех их увезли и убили – даже детей, которые ничего плохого никому не сделали.

Злодейский поступок.

Потом началась гражданская война: не захотели молодые дворяне и военные отдавать свою страну в руки безграмотных разбойников – стали драться за нее. То есть граждане одной страны начали убивать друг друга – поэтому такая война и называется гражданская, а еще ее называют братоубийственная. Потому что иногда члены одной семьи, братья оказывались по разные стороны баррикад и должны были стрелять друг в друга. В войне за убеждения погибло очень много людей.



В Российской империи накануне революции жило более 160 миллионов человек, 8 человек из 10 были крестьянами, а значит – были самой бесправной, голодной, забитой и неграмотной частью страны.

Октябрьская революция была надеждой этих людей на то, что они будут учиться, их будет защищать закон, они будут сыты, если будут работать. Советская власть, власть большевиков, власть коммунистов, пообещала им это – и обманула.


30 лет назад, в 1987 году, к 70-летию Октябрьской революции, совсем небольшим по тем временам тиражом в 6000 экземпляров была издана уникальная книга карманного формата под названием «Москва. 1917 год. Рисунки детей-очевидцев событий». В издании была опубликована не имеющая аналогов фантастически-интересная коллекция рисунков детей - маленьких москвичей, волей судеб оказавшихся свидетелями революционных событий 1917 года.

Описания детских работ даны из перечня иллюстраций в конце книги. Дополнительные описания - из текста Н.Н. Гончаровой, - в кавычках. Надо сказать, что идеология советского времени наложила глубокую печать на искусствоведческое исследование детских работ. Некоторые описания могут вызвать изумление у современного читателя, другие - саркастическую улыбку. Следует помнить, что книга была издана в начале активной фазы горбачевских реформ...

Издание представляет коллекцию рисунков в виде драматического повествования, и начинается с "образов эпохи", или серии "типовых портретов", отсылающих к известной серии фотографий "Русские типы", которую мы и приводим в нашей сегодняшней публикации...

Образы революционной эпохи

1. ВЕЛИКАЯ ПАРТИЯ БОЛЬШЕ­ВИКИ. 1917

2. ДОЛОЙ ВОЙНУ, ДАВАЙТЕ НАМ ХЛЕБА. 1917

Автор Иван Каштанов Бумага, графитный и цветной карандаши. 33,2X24,0 см.Подпись автора вверху: сле­ва - Иванъ, справа - Каштановъ. Надписи: на знамени - До­лой войну, давайте нам хле­ба; справа в рамке - Боль­шевик это эсть тот человек который идетъ п(р)оти(в) войны и просит много хлеба.

25 октября (7 ноября) 1917г. в результате вооруженного восстания было свергнуто Временное правительство и к власти пришла партия большевиков (РСДРП(б) ) и партия левых эссеров. Главными организаторами переворота были В. И. Ленин, Я. М. Свердлов. Восстанием руководил Военно-революционный комитет Петроградского Совета.

Краткое содержание истории России.

Часть 6 (1917-1941 гг.)

Революция 1917 года. Гражданская война. Кратко

Революция 1917 года. Создание РСФСР. Брестский мир. Гражданская война.

Военный коммунизм. Продразвёрстка. Кронштадтское восстание.

Революция 1917 года. Гражданская война.
СССР в 1920-1930 годы. Международная ситуация.

НЭП. ГОЭЛРО. Коллективизация, индустриализация. Образование. Репрессии.

Международная обстановка. Пакт Молотова-Риббентропа. Советско-Финская война.

СССР в 1920-1930 годы. Международная ситуация. Кратко

В 1921 году правительство объявило новую экономическую политику (НЭП) и ввело некоторые элементы рыночной экономики. В результате начинает восстанавливаться промышленность и намечается рост производства. 30 декабря 1922 года прошел первый съезд депутатов советских республик, который объявил о создании СССР .
В январе 1924 года принята первая Советская Конституция .

Революция 1917 года.
Гражданская война.
СССР перед войной.

1300-1613 гг.

1613-1762 гг.

1762-1825 гг.

9-13 века

1825-1917 гг.

1917-1941 гг.

1941-1964 гг

1964-2014 гг

Краткая история России. Краткое содержание истории России. Истории России в картинках и фото. Основные даты и события истории России. История России для детей. Революция 1917 года.
Гражданская война. СССР в 1920-1930 годы. Международная ситуация.

В здании Смольного института открылся 2-ой Всероссийский
съезд Советов рабочих и солдатских депутатов, где было
сформировано новое правительство - Совет Народных
Комиссаров
, во главе с В. Лениным. Первыми документами
новой власти стали декреты «О мире» и «О земле».

В январе объявлено о создании нового государства -
РСФСР (Российская Советская Федеративная
Социалистическая Республика), в котором главным
органом власти стал Всероссийский съезд Советов. В начале ноября советская власть была провозглашена в Москве, а к весне 1918 года - в основных российских регионах.

Стране требовалась передышка для восстановления экономики и государственных институтов. 3 марта 1918 г. новое правительство подписало крайне «болезненный»
мирный договор с Германией (Брестский мир ). Россия
теряла Финляндию, Прибалтику, западную Украину,
Польшу, теряла флот на Черном Море и частично на
Балтике, должна была выплатить огромные репарации.
Договор был аннулирован в ноябре 1918 года, после
победы Антанты в войне.

17 июля 1918 года, по решению УралСовета Николай II,
его жена, дети и прислуга были убиты в Екатеринбурге,
где они находились под арестом в ожидании суда.

Следствием октябрьского переворота стала Гражданская война (1917-1923 гг.).
В Сибири сформировалась армия атамана Семенова, на Кубани - Краснова, на
юге - Добровольческая армия генерала Деникина. С востока наступали войска Колчака, которым удалось занять Уфу и Ижевск. Одновременно в России началась интервенция :
на севере высаживаются войска Антанты, а на Дальнем Востоке - японцы.










Положение молодой республики оказалось крайне сложным, однако в декабре 1918 года большевики смогли отразить наступление атамана Краснова, а летом 1919 г. - отбросить армию Колчака за Урал. В это время возникла угроза Петрограду - к нему подходили войска Юденича. Остановить
их получилось в июне 1919 г. а полностью разбить - в ноябре.

В середине лета армия Деникина предприняла наступление на центральную часть России и заняла Одессу, Киев, Курск
и Орел. Красная армия смогла ценой больших потерь остановить наступление. Зимой 1920 года Красная армия отбила у Колчака Красноярск и Иркутск.

В 1920-м году удается вытеснить Белую армию с Донбасса
и Украины на Крым, который также был освобожден в конце осени. Дольше всего боевые действия продолжались в
Средней Азии, последние отряды «басмачей» были разбиты
в 1930-х годах.

К 1921 году от бывшей Российской империи отошли: Польша, Финляндия, Латвия, Эстония, Литва, Западная Украина, Белоруссия, часть Армении, Бессарабии. Из-за разрушенных угольных и нефтяных предприятий сложилась нехватка топлива
в стране, промышленное производство сократилось в 5 раз. Население страны (без учета потерянных регионов) сократилось почти на 20% (война, эммиграция, болезни и др.).

В условиях Гражданской войны 1918-1921гг. проводится политика военного коммунизма. Выстраивается жесткая вертикаль власти, происходит национализация природных богатств, промышленности, ликвидация частной торговли и банков, вводится продразвёрстка - сдача государству зерна, мяса и др. с/х продуктов по установленной властью цене. Сильнейшая засуха 1921 года, последствия гражданской войны, продразвёрстка стали причинами массового голода в стране, особенно пострадали регионы Поволжья.

В областях подконтрольных советской власти происходят крестьянские восстания, переходящие в крестьянские войны - на Тамбовщине, Кубани, Поволжье, Украине, Сибири и др. Крестьяне требуют отмены продразвёрстки, выступают с политическими требованиями. Для подавления бунтов
задействуют Красную армию.

Антисоветские выступления происходят на предприятиях
в армии и на флоте. Наибольшую известность получило
Кронштадтское восстание в феврале 1921 года. Моряки
и красноармейцы выступили с поддержкой митинговавших
рабочих Петрограда и выдвинули ряд политических и
экономических требований. После безрезультатных
переговоров, крепость была взята штурмом, большая
часть восставших погибла.

Желание Польши восстановить государство в границах Речи Посполитой (на 1772 г.) и получить контроля над Белоруссией, Украиной и Литвой стали причинами Советско-Польской войны 1919-1921 гг. Сокращение военно-финансовой помощи от Антанты и отсутствие заметных успехов на фронте привели к остановке военных действий. В марте 1921 года был заключен Рижский мирный договор. Польша получила часть территорий Западной Украины и Белоруссии (восточнее линии Керзона), где большую часть населения составляли поляки. РСФСР обязана была выплатить репарации.

сайт 2017 г. Контакты: [email protected]

В 1922г. Генеральным секретарём ЦК РКП(б) был назначен
И. В. Сталин. После смерти В. И. Ленина (январь 1924г.)
во Всероссийской коммунистической партии большевиков
(ВКП(б)) обостряется внутрипартийная борьба. Сталину
удаётся оттеснить своих главных соперников - Троцкого
и Зиновьева и занять лидирующее положение в партии.

В 20-е годы начинается реализация плана ГОЭЛРО - плана
по электрификации страны. В результате его реализации к
середине 30-х годов были построены десятки ГЭС и ТЭС,
что позволило приступить к масштабной модернизации
промышленности в СССР.

Большие изменения произошли в сфере образования, науки
и медицины. Для ликвидации безграмотности в 1920-е годы создаются (больше половины населения страны было безграмотным). В 1920-30-е годы формируется система обязательного начального и среднего школьного образования.
К 1940 году в СССР было открыто более 800 ВУЗов. Активно создаются НИИ, конструкторские бюро, лаборатории и др.

Жесткая внутрипартийная борьба, антигосударственная деятельность, борьба с "вредительством", раскулачивание и др. стали причинами массовых арестов (репрессий )
и судебных процессов (Шахтинское дело, Кремлёвское дело, дело Тухачевского и др.).
Пик репрессий пришелся на 1937-1938гг. (ежовчина), когда НКВД возглавлял Н.Ежов
(как и его предшественник Г. Ягода, был расстрелян). С 1938 г. главой НКВД стал
Л. Берия, с его приходом масштаб репрессий резко сократился.

До сих пор нет единого мнения о количестве жертв репрессий и степени вины
многих осуждённых. Согласно справке, подготовленной для Хрущева в 1954 году,
за антигосударственную деятельность к высшей мере наказания в период с 1921
по 1954 гг. были приговорены около 650 тыс. чел. (включая осуждённых за военные
преступления в годы Гражданской войны и ВОВ), к содержанию в лагерях (ГУЛАГах) около 2,4 млн. чел.

К началу 30-х годов СССР восстановил дипломатические отношения с большинством стран, а с 1934 года вошел
в Лигу Наций.

1938 году обстановка в мире стала напряженной. Япония дважды провоцировала вооруженные конфликты с Советским союзом (озеро Хасан и Халхин-Гол). Подписание европейскими странами Мюнхенского соглашения , признающего права Германии на оккупированную Судетскую область Чехословакии, вызвало у СССР настороженность
и недоверие к Западным странам.

В 1939 году была предпринята попытка заключить оборонительный союз с Англией
и Францией, которая провалилась. Советский Союз вынужден пойти на сближение
с Германией и подписать 23 августа пакт о ненападении (пакт Молотова-Риббентропа ).

Однако конфликт с Германией был неизбежен, и Советский Союз делает все, чтобы отодвинуть свои границы. 1 сентября 1939г ., Германия вторглась в Польшу, началась Вторая Мировая Война .

В 1938-1939 гг. СССР ведёт переговоры с Финляндией, их цель совершить обмен территориями, чтобы отодвинуть границу от Ленинграда (проходила в 20-30 км).
В итоге Финляндия ответила отказом. 30 ноября начинается Советско-финская
война
(Зимняя война), за которую СССР в декабре исключали из Лиги Наций.

В феврале 1940 года, Красной армии удалось прорвать линию Маннергейма (3 ряда оборонительных сооружений между Финским заливом и Ладогой, протяженностью более 130 км). Финляндии пришлось заключить мирный договор и отдать СССР часть территории. В результате граница была отодвинута от Ленинграда на 132 километра.

В 1927 году принимается решение по свёртыванию политики НЭПа. Главной задачей государства становится осуществление индустриализации промышленности, коллективизация
сельского хозяйства, реформы в образовании и армии.








С 1928 по 1937 гг. была проведена массовая коллективизация
сельского хозяйства - ликвидация и объединение частных хозяйств
в большие коллективные хозяйства (колхозы ). Для обеспечения колхозов техникой (тракторами, комбайнами и др.) создавались МТС (машинно-тракторные станции).

Первый этап - сплошная коллективизация (1928-1931гг.) сопровождался раскулачиванием - изъятием излишков зерна у зажиточных крестьян-ростовщиков
и ликвидацией их хозяйств. В эти же годы происходит активная миграция населения
в города. Эти факторы и ошибки при внедрении новых методов ведения хозяйства привели к сокращению посева и сбора зерна, что стало причиной массого голода
в 1932-33гг
во многих регионах СССР.

Принятый в 1927 году первый 5-летний план развития
был выполнен в 1932 году по всем показателям. Началась индустриализация страны - к концу 30-х годов было
запущено свыше 6 тысяч промышленных предприятий. Наибольший рост был достигнут в металлургии, машино-
станко- строении, добычи энергоносителей.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Когда-то давно Россия была огромной страной, не просто страной, а империей, потому что объединяла она земли не только современной России, но и Украины, Белоруссии, Узбекистана, Польши, Финляндии и еще многих других стран. И, хоть и называлась она Россией, народов в ней жило, кроме русского, очень и очень много, – не десятки, а сотни!

3 слайд

Описание слайда:

И правил этой страной царь, потому что издавна в ней был государственный строй – самодержавие, когда вся власть в руках у одного человека – царя, самодержца. Царь Николай II со своей семьёй

4 слайд

Описание слайда:

Так вот, не всем в этой стране жилось одинаково хорошо. Были там дворяне, жившие в роскоши во дворцах, пили-ели на золоте, веселились на балах, охотились и развлекались в свое удовольствие… и были бедные крестьяне, ремесленники, рабочие, которым приходилось тяжело работать, чтобы как-то прокормить свои большие семьи.

5 слайд

Описание слайда:

И всегда находились в России думающие образованные люди, которые считали такое положение вещей несправедливым и хотели, чтобы народу жилось лучше; чтобы все дети могли учиться в школах, а не только дети дворян и помещиков; чтобы рабочий день стал немного короче – не 14 часов, а 8 или 10; чтобы равные права были у всех граждан России. Людей, которые хотели дать народу равноправие, называли революционерами. Сначала, еще в ХIХ веке это были дворяне-декабристы, потом разночинцы-народовольцы, которые даже пытались убить царя. Восстание 14 декабря 1825 г. в Петербурге

6 слайд

Описание слайда:

А потом, больше ста лет назад, появилось много разных революционеров – и такие, что создавали кружки образования для рабочих, и террористы, кидавшие бомбы, и такие, что боролись за счастье угнетенных народов, или – крестьян всей страны. Революционеров было мало, часто их ссылали в Сибирь, на каторгу, или в тюрьму, или вешали. Покушение на царя. Так, на виселице погиб Александр Ульянов, молодой талантливый парень, который верил, что, если убить «плохого» царя, жизнь народа станет лучше. «Нет, мы пойдем другим путем, – сказал его младший брат, студент Володя Ульянов.

7 слайд

Описание слайда:

Он пошел другим путем. Его партия революционеров была маленькой, но жесткой. Если руководство решило – все должны подчиняться. Ради партии и победы революции можно было грабить банки, убивать жандармов и предателей, и многое другое. Светлое будущее после победы революции эта партия называла коммунизмом, а людей, которые борются за него – коммунистами, или большевиками. Многие ее вожди до революции жили за границей, многие отбывали срок в ссылке. Владимир Ульянов (Ленин)

8 слайд

Описание слайда:

Владимира Ульянова, который стал главой этой партии, товарищи называли специальным конспиративным именем – Ленин. Вроде бы хорошее намерение – сделать так, чтобы все жили одинаково хорошо, не было ни богатых, ни бедных, все дети учились и выбирали себе специальность – по способностям и по желанию? Но, к сожалению, все получилось иначе. Большевикам повезло: в 1914 году началась Первая мировая война. Она длилась долго (до 18 го года). Солдаты гибли в окопах, недовольство народа росло. Недоволен был не только народ, но и богачи, и военные, и студенты, и …почти все были чем-то недовольны. И, как не менялось правительство – лучше не становилось. Царь отрекся от престола, править стало Временное Правительство. Революционеры могли вернуться в страну, были отменены многие запреты, а улучшения не было! Хлеб все дорожал, солдаты бежали с фронта и не хотели гибнуть в войне «за капиталистов», крестьяне хотели получить в собственность землю – работая на ней, они надеялись выплатить долги и не голодать больше.

9 слайд

Описание слайда:

По всей стране открыто принимали решения Советы – народное самоуправление. Солдаты, которые не хотели ехать на фронт, оставались в городах, с оружием в руках. Большевики готовили вооруженное восстание, и 25 октября, а по новому календарю – 7 ноября, они захватили вокзалы и электростанцию, телефон, телеграф, мосты и банки города Петрограда. Правительство в Зимнем дворце было арестовано. Матросы революции

10 слайд

Описание слайда:

Ради того, чтобы своими руками построить коммунизм себе или своим детям, миллионы людей пошли за большевиками – воевать, строить, убивать несогласных. 7 ноября (25 октября по старому стилю) 1917 года в Петрограде произошло вооруженное восстание, закончившееся взятием Зимнего дворца, арестом членов Временного правительства и провозглашением власти Советов, которая просуществовала в нашей стране семьдесят с лишним лет.

11 слайд

Описание слайда:

Позже большевики арестовали царя и всю царскую семью, а потом всех их увезли и убили – даже детей, которые ничего плохого никому не сделали. Злодейский поступок. Потом началась гражданская война: не захотели молодые дворяне и военные отдавать свою страну в руки безграмотных разбойников – стали драться за нее. То есть граждане одной страны начали убивать друг друга – поэтому такая война и называется гражданская, а еще ее называют братоубийственная. Потому что иногда члены одной семьи, братья оказывались по разные стороны баррикад и должны были стрелять друг в друга. В войне за убеждения погибло очень много людей.