Хасьминский михаил игоревич кризисный. Беседы с психологом: Как выходить из кризисных ситуаций XXIII международные рождественские чтения

Помощник настоятеля подворья Патриарха Московского и всея Руси храма Воскресения Христова на Семеновской.

Руководитель Центра кризисной психологии, созданного по благословению Святейшего Патриарха Алексия II при Патриаршем подворье храме Воскресения Христова на Семеновской в 2006 г.

Православный кризисный психолог.

Главный редактор сетевого журнала «Русская православная психология» .Главный редактор порталов memoriam.ru и boleem.com .

Член Ассоциации онкопсихологов России.

Главный эксперт порталов практической кризисной православной психологии perejit.ru, pobedish.ru vetkaivi.ru и других сайтов группы (общей средней посещаемостью - 65000 уникальных посетителей ежесуточно). Данная группа сайтов является основной в направлении оказания психологической помощи в русскоязычном сегменте Интернета.

Соавтор и автор более 11 популярных книг, а также многих публикаций и интервью по православной психологии. Составитель серии книг для переживающих горе. Многие материалы по кризисной православной психологии были переведены и опубликованы на английском, румынском, китайском, украинском, немецком языках. На сербском языке вышла книга « Сигуран ослонац у кризи» состоящая из статей, интервью и публикаций.

Имеет большой опыт в руководстве, организации и систематизации волонтерской работы.

С 2005 г. Совместно с другими специалистами разрабатывал концепцию оказания психологической и душепопечительской помощи в интернете (сайты группы Пережить), администрировал эти крупнейшие проекты, занимался наполнением контента и совместно со специалистами разработал стратегию эффективного поискового продвижения. Также занимался развитием групп в интернет - сообществах православного и психологического содержания.

В течении многих лет тесно сотрудничает с многими средствами массовой информации (СМИ) , имеет различные публикаций в многотиражных журналах, газетах, привлекается в качестве эксперта на различные программы ТВ и ведущих радиостанций (в Российской Федерации и Республике Беларусь)

Ведет большую преподавательскую, научную и общественную работу.
Проводит индивидуальные консультации и курсы для людей, переживающих кризис (запись по т. +7 925-642-34-61).

В 2013 году в составе группы специалистов (профессор, руководитель отдела суицидологии Московского НИИ психиатрии. Е. Б. Любов, научный сотрудник А. Г. Гладышева - отдел суицидологии МНИИП, судмедэксперт П. А. Розумный, психиатр А. В. Баранчиков) участвовал в разработке критериев отнесения информации к просуицидной для совместного приказа Роскомнадзора, ФСКН России, Роспотребнадзора от 11 сентября 2013.

  • В различных регионах проводит семинары для психологов МО, ФСБ, МЧС на тему «Оказание психологической и духовно- нравственной помощи комбатантам и вынужденным мигрантам» (г. Ростов -на -Дону, Камчатский край, Новосибирская область и др)
  • Проводит по благословению правящих архиереев семинары для священников - «Современное пастырское душепопечение - старые ошибки и новые эффективные инструменты » . В 2014 г. Семинары были проведены в Минской духовной академии и семинарии, Пинской епархии, Новосибирской митрополии, Камчатской епархии, Омской митрополии, Восточном викариатстве Москвы и др.
  • Также на протяжении нескольких лет проводит лекции и семинары в Беларуси - в Институте журналистики БГУ, институте имени Сахарова, других учебных учреждениях
  • Участвовал в качестве организатора докладчика в проведении Белорусско- Российского научно-практического семинара «Психологические и духовные причины суицида. Стратегии помощи и профилактики», слушателями которого, в частности, были представители министерства здравоохранения, министерства обороны, министерства внутренних дел, министерства образования республики Беларусь (проводился в Институте развития образования Минской области)
  • Выступал на различных мероприятиях по приглашению Митрополий и епархий в Новосибирске, Омске, Томске, Ростове- на -Дону, Петропавловске- Камчатском, а также Рождественских Чтениях в Москве

Профессиональные интересы:

  • Психологическая помощь людям переживающим развод и расставание.
  • Психологическая реабилитация людей переживших горе (смерть близких, в т.ч. детей), психологическая травма потери.
  • Психологическая поддержка больных, страдающих тяжелыми соматическими заболеваниями с плохим прогнозом (в т.ч. онкологическими заболеваниями).
  • Профилактическая работа по предотвращению суицидов, выработка технологий работы по предотвращению суицидов.
  • Продвижение с помощью интернет - технологий православной и ценностно - ориентированной информации.
  • Организация работы психологической и душепопечительской помощи в интернете, организация интернет - волонтерства.
  • Психологическая реабилитация пострадавших в зоне военных действий (как военнослужащих, так и гражданских лиц), жертв стихийных бедствий, вынужденной миграции, несчастных случаев, террористических актов, дедовщины в армии, жертв преступлений против личности, в т.ч. с применением сексуального насилия (посттравматическая стрессовая реакция после пребывания в экстремальной ситуации).
  • Комплексная духовно- психологическая реабилитация людей переживающих кризис или психотравмирующие экстремальные ситуации (в т.ч. детей).
  • Технология работы по продвижению духовных и патриотических ценностей в информационной среде.
  • Психология толпы /как раздел социальной психологии/ - методы и формы работы по противодействию деструктивным группам и технологиям.

СТАТЬИ И ПУБЛИЦИСТИКА:
_____________________
РАССТАВАНИЕ С ЛЮБИМЫМ ЧЕЛОВЕКОМ:
. «Алгоритм переживания любовного кризиса»
. «Семьи разбиваются об эгоизм»
. «О любовной зависимости»
. «Утешения не всегда полезны»
__

О СЕМЬЕ И ЛЮБВИ:

. «Созданию крепкой семьи надо учиться»
. «Как завоевывать любовь»
__

О ПАТРИОТИЗМЕ, ОТЕЧЕСТВЕ И НАЦИОНАЛЬНОМ ВОПРОСЕ:

. «Популярная онкология для сторонников оппозиции»
. «Ексклузивно: онкологија белоруске опозиције»
__

ПОТЕРЯ, СМЕРТЬ БЛИЗКИХ:
. «Когда не хватает веры: Особенности переживания неверующими смерти близких»
. «Как выразить соболезнование?»
. «Чувство вины без приставки «Бы»: В чем наша вина перед умершими»
. «Что делать после получения печального известия?»
. «За что мне это? Где можно найти ответ на этот вопрос»
. «Если умер близкий и хочется «к нему»
__

О КРИЗИСАХ ЖИЗНИ, СМЫСЛЕ СТРАДАНИЙ:
. «Надежная опора в преодолении кризиса»
. «Где вылечить душевную боль?»
. «Пьяный командир, или куда нас заводят чувства?»
.
. «Воцерковленность - лучшая защита от кризиса»
. «Тупики жизни: взгляд сверху»
. «Где живет Сознание?»
__

ПЕРЕЖИВШИМ НАСИЛИЕ:
. «Насилие в семье: муж бьет жену - значит, любит?»
. «Прощение - это освобождение себя»
. «Иллюзии должны быть разрушены»
. «Преодоление виктимности через верное осмысление жизни»
. «Каждый насильник должен понимать, что он - отброс»
__

О СТРАХАХ И НАВЯЗЧИВЫХ МЫСЛЯХ:
. «Анатомия страха»
. «Если вы не снимете розовые очки, реальность сделает это за вас»
. «Психологические и духовные методы преодоления навязчивых мыслей»
. «Кто нам навязывает навязчивые мысли?»
__

О БОЛЕЗНИ:
. «Болезнь как возможность духовного роста»
. «Влияние прощения на состояние больного»
. «Необходимость преодоления экзистенциального вакуума у тяжелых соматических больных»
__

О НЕЖЕЛАНИИ ЖИТЬ, СУИЦИДЕ И ЕГО ПОСЛЕДСТВИЯХ:

Как помочь человеку, пережившему смерть близкого? Как справиться с болью и отчаянием во время болезни? Как уберечь человека от самоубийства? Что такое настоящая любовь? Нужны ли психологи при храмах?

Беседа с руководителем Центра кризисной психологии при храме Воскресения Христова на Семеновской Михаилом Хасьминским.

Необычное сочетание - Центр кризисной психологии при храме. Это, возможно, даже единственный такой центр при храме Русской Православной Церкви?

Нет, не единственный, сейчас в Москве существуют еще два таких центра, правда, несколько от нас отличающихся. Наш Центр был первым: в 2006 году его создание благословил Святейший Патриарх Алексий II. Два последующих центра были созданы уже Святейшим Патриархом Кириллом и занимаются в основном помощью именно в семейных кризисах. Подобное явление уже не редкость, я часто езжу по различным регионам, епархиям и вижу, что там тоже собираются такие сообщества. Совсем недавно митрополит Новосибирский и Бердский Тихон создал сообщество православных психологов, при нем создается и Кризисный центр. Таким образом, это явление уже можно назвать неким вектором или трендом.

- Чем вы, психологи, можете быть полезными священникам?

В данном случае ставится задача быть полезными в первую очередь не священникам, а прихожанам. Психологи ведут большую и серьезную социальную работу, помогая людям. По сути это часть душепопечения, только не духовного, а психологического. Люди часто попадают в тяжелые ситуации, серьезные кризисы, и священник не может заниматься именно психологической составляющей этих кризисов, хотя бы потому, что именно этому его никто не учил. Конечно, практику можно получить через само служение, но нужны и какие-то специально обученные люди, которые могли бы помочь человеку, помышляющему, например, о самоубийстве. Уверяю вас, что такие люди заходят в храмы и ищут там помощи. И совсем немногие церковнослужители в состоянии им помочь, я подчеркиваю здесь слово «церковно», потому что это не только священнослужители. К сожалению, очень часто человек, находящийся в кризисе, обращается «за лавку» и встречает там людей, совершенно неподготовленных для оказания подобной помощи. Это можно сравнить с ситуацией, когда человек приходит в поликлинику к врачу, идет сдавать в гардероб одежду, а там гардеробщица ему говорит: «Да не ходи ты к врачу, я сама тебе сейчас расскажу, что и как сделать». А когда мы спрашиваем людей, зачем они их слушали, они отвечают, что в церкви ведь все свято! Столь глубокое доверие к Церкви приводит к тому, что даже бабушка в церковной лавке наделяется некими сакральными свойствами, но не всегда, если честно, это оправдано. Поэтому должны быть люди, способные оказать реально эффективную помощь, причем не просто как психологи, но одновременно и как миссионеры, и, конечно, подход должен быть с православной точки зрения.

- Расскажите, пожалуйста, как Вы пришли к этой работе.

Центр был создан по благословлению Святейшего Патриарха Алексия II, инициатором выступил настоятель нашего подворья архимандрит Августин и был активно поддержан в этом начинании нынешним митрополитом Муромским. Я пришел из онкологического центра, где проработал несколько лет, помогая именно онкобольным. Вот там не было практически никаких условий для работы, было очень тяжело - почти не было кабинетов, ничего не было. Однако школа там была получена отличная, тем более что я совмещал эту работу с волонтерством в хосписе для детей. Там сразу стало видно, что психологические теории часто оторваны от жизни. С помощью теории можно получать кандидатские степени, писать тезисы для конференций и, повышая таким образом свой статус, продвигаться дальше. Но на практике больным невозможно помочь тезисами. Мы с коллегами находили какие-то методы и использовали их, но в итоге все методы упирались в мировоззрение человека, в то, как человек воспринимал болезнь, как ее переживал. Его соматический статус напрямую зависел от духовного состояния.
Вот тогда я сам стал все ближе приходить к Православию. Так получалось, что до этого момента я «все понимал» и уважал, но был достаточно от этого далек и невоцерковлен. А тут я понял, что в данном случае это просто необходимо. Началось мое воцерковление, более глубокая работа в этом направлении, я стал понимать некоторые взаимосвязи, которые раньше не были для меня очевидны. Так хорошо сложилось, что именно в тот момент появился запрос, и я стал руководителем Центра кризисной психологии, с тех пор наша группа психологов работает вот уже 8 лет.
Наука наша новая, но кризисы были всегда, соответственно, и решение кризисов тоже было всегда. Нужно отметить, что люди всегда теряли близких, переживали болезни, и с каждой войной было насилие. Тем не менее 200 лет назад не было ни одного психолога, ни одного психиатра и ни одного антидепрессанта. Так что если уж говорить о полной незаменимости науки психологии, то, наверное, можно по этому поводу и поспорить. Раньше люди жили более гармонично, чем сейчас - в наше время, по некоторым оценкам, в очень успешных западных странах около 40% взрослого населения постоянно употребляют антидепрессанты. Даже если и не 40%, а 20% населения, то это все равно колоссальная цифра, и этот факт заставляет задуматься.
С другой стороны, не могу сказать, чтобы наша наука была совершенно не нужна и бесполезна. Кризисная психология развивается. Что такое кризис с точки зрения психологии? Это когда психически нормальный человек попадает в ненормальные для себя обстоятельства. Например, смерть близких - это очень резкий выход за рамки мироощущения, к которому привык человек. То же самое относится к пережитому насилию и тяжелым болезням. Суицидальные мысли, строго говоря, больше относятся к суицидологии, но тем не менее они тоже часто сопровождают кризисные состояния.
В принципе, кризисом можно считать, как ни странно, и вступление в брак - это тоже очень резкий поворот в жизни, когда старые поведенческие нормы уже не могут работать, а новые еще не сформировались. То же самое относится и к психологии беженцев, эта тема, к сожалению, сейчас актуальна, и мы с ней тоже работаем и проводим различные мероприятия, в том числе обучающего характера.
Несмотря на то, что в различных учебных заведениях этому учат, нужно сказать, что, судя по учебнику по кризисной психологии, это будет в основном одна теория: как это выглядит, какие есть градации состояний, взаимосвязи и так далее. Однако практически ничего не говорится о том, как реально помочь людям в таких состояниях. Например, умер человек - секулярная психология здесь никак не может сработать. Симптоматически можно ослабить напряжение, но помочь человеку принципиально: понять, куда ушел его близкий, и что теперь делать - невозможно. В любом случае появляется фрустрация - невозможность достичь какого-то результата. Именно поэтому почти никто не помогает людям в переживании горя.
Если посмотреть в целом, огромное количество психологов помогает при неврозах, изменении поведения, занимается профориентацией. А что делать, когда приходит горе? Конечно, есть специалисты, декларирующие, что они могут помочь и в горе, но я еще пока не видел психолога, работающего в светском ключе, который мог бы эффективно помочь в случае тяжелого горевания человека, а у нас есть такой потенциал. Естественно, дело не в наших супер-знаниях, а в том фундаменте, на котором мы базируемся. Если определенным образом привнести еще и миссионерский элемент, помочь человеку интегрироваться в православное вероучение, то он получает колоссальный ресурс, причем получает его от самого Бога, чем и обусловлена эффективность, с которой мы работаем.
Все это не означает, что мы всех насильно заставляем креститься, причащаться и так далее. Каждый человек сам принимает решение. Часто мне приходится говорить: «Знаете, Вы находитесь в отчаянии, думаете об очень плохих вещах. Вы так сильно скорбите, а Вам предлагается некий путь. По сути, это рука помощи, почему Вы ее отталкиваете? Собственно, чем Вы рискуете, если Вы за нее ухватитесь? Я могу примерно подсказать, где Вам надо ухватиться, а Вы уж сами хватайтесь. Если Вам это поможет, то Вы будете знать, что это работает». Очень многие, по трезвому рассуждению, именно так и воспринимают ситуацию и идут по этому пути.

- Кто может обратиться в ваш Центр, с какими проблемами чаще всего обращаются люди?

В наш Центр может обратиться любой человек, находящийся в ситуации кризиса. Причем проблема должна быть действительно серьезной. Дело в том, что у нас нет возможности заниматься людьми, находящимися, например, в состоянии хронического невроза, не связанного с кризисом. Мы нашу специализацию обозначили так: помощь людям горюющим, скорбящим - при потере близкого, при тяжелых разводах; психологическая помощь людям с тяжелыми заболеваниями, беженцам, людям, пережившим насилие. Мы готовы работать по всему спектру именно кризисных состояний, легкие случаи стараемся не брать.

- Расскажите немного о сотрудниках Центра.

У нас пять психологов, все люди православные, ведут воцерковленную жизнь. Из наиболее известных имен назову замечательного психолога Людмилу Федоровну Ермакову, которую очень многие знают. Конечно, мы держим связь со специалистами из других центров, все друг друга более-менее знаем.

- Ваши услуги бесплатны?

Да, у нас все совершенно бесплатно, любой человек может прийти, при желании можно оставлять пожертвования, этого никто не запрещает. Но наши услуги безусловно бесплатны с самого начала существования Центра.

Не секрет, что преодолеть горе за одни раз невозможно. По вашему опыту, как долго вы ведете человека, который к вам приходит?

У нас все рассчитано на достаточно быстрый эффект. Лично у меня обычно бывает две, максимум три консультации. Это в психоанализе пациента ведут по три- четыре года, но за это время любой кризис пройдет сам по себе. Наша специфика в том, что нужно помочь эффективно и именно быстро. И здесь важно четко, при первой же консультации понять, в чем состоит проблема. Задача не в том, чтобы само горе превратить в радость. Нужно черную скорбь, которая по каким-то причинам «неправильно» пошла, направить в другое русло, чтобы она в итоге закончилась светлой печалью об умершем человеке. Необходимо найти, в чем неправильно протекает горе. Если процесс протекает правильно, в соответствии с теми этапами, которые обусловлены для горевания, то не следует даже и вмешиваться. Если же процесс идет неправильно, то нужно на это указать, объяснить, дать какие-то материалы. Мы часто поощряем людей к самостоятельной работе, потому что ни один психолог не может все сделать за человека, в любом случае важна внутренняя работа самого пациента.

Вы и Ваши коллеги все-таки «штучные экземпляры». По всей стране люди нуждаются в подобных специалистах, но зачастую просто их не находят. Насколько я знаю, Вы много ездите по регионам и даете много обучающих семинаров, в том числе и для священников. В чем цель этих занятий, и могут ли после этого священники оказывать психологическую помощь?

По благословлению правящих архиереев во многих регионах я уже провел семинары, посвященные разбору ошибок пасторского душепопечения и определенным ресурсам, которые в современных условиях пастыри могли бы использовать гораздо эффективнее. Какие основные темы мы обсуждаем? Возьмем для примера чувство вины. Иногда пастырь, не разобравшись, может навязать человеку излишнее чувство вины. Все люди, и все ошибаются. Это не означает, что все священники ошибаются, просто бывает достаточно и очень небольшого процента случаев, но тяжелых. Можно привести такую аналогию: достаточно, чтобы хороший хирург ошибся 10 раз из 1000 случаев, но это будут серьезные ошибки. Поэтому здесь лучше всего заниматься профилактикой.
Кроме того, мы говорим о том, какие инструменты и психологические знания можно использовать. Есть мнение, что священники должны знать разные теории, например, теории личности и так далее. А, собственно говоря, зачем? Мы предлагаем священникам именно практические материалы, которые они легко могут понять без специального психологического образования и потом использовать на практике. Мы подаем все это в понятной и удобной форме. Насколько мне известно, все участники семинаров и правящие архиереи очень довольны ими.

Мы находимся на телевидении, поэтому не могу не спросить, какую роль играет телевидение с точки зрения психологического состояния человека?

Телевидение - это некий инструмент. Это все равно что спросить, какую роль играет топор в жизни человека? Топором можно сделать очень хорошие и очень плохие вещи, смотря в чьих руках он находится. Для человека очень важно формирование среды, в которой он живет, и в первую очередь, информационной. Все мы люди, а в психологии совершенно точно установлено, что мы являемся существами подражательными, социальными. Если мы видим, что вокруг один грех, то грань переступить проще. А грех льется с телеэкранов много и часто. Хотя нужно отметить, что сейчас наметился какой-то перелом, стали появляться программы, важные и интересные с точки зрения нравственного содержания. Я даже не говорю про телеканал «Союз», который давно известен как рупор нравственности и ответственности. Я вижу, что в некоторых местах ситуация начинает меняться. А вообще я и все наши специалисты часто бываем на телевидении, на центральных и не центральных каналах, так что в какой-то мере мы тоже принимаем в этом процессе активное участие.

Как обезопасить себя от дурного влияния центральных телеканалов, если оно присутствует? Не смотреть совсем или смотреть избирательно?

Думаю, единого рецепта нет - все определяет духовно-нравственный стержень. Если он есть, человек может обезопасить себя от грязи, он в состоянии различить эту грязь. Важен и широкий кругозор. Если зрение сужено, то человек уткнется в «ящик», и будет думать, что весь мир именно такой, каким его показывают. Когда кругозор шире, у человека есть больше возможности для маневра, чтобы не поддаться на такое искушение.

Расшифровка: Татьяна Башилова

25 мая в актовом зале Саратовской православной духовной семинарии состоялась третья лекция из цикла «Не дать уйти без любви: уход близких из земной жизни как подготовка к встрече с Богом». Лекцию прочитал руководитель православного Центра кризисной психологии Москвы, член ассоциации онкопсихологов России Михаил Игоревич Хасьминский.

Михаил Игоревич рассказал о том, как правильно соболезновать, какие слова при этом причиняют страдающему человеку душевную боль, как помочь человеку, потерявшему близкого, в том числе, пережить чувство вины перед ним, стоит ли сообщить близкому человеку о его тяжелом заболевании.

После лекции Михаил Игоревич ответил на вопросы слушателей.

Это — третья из цикла лекций «Не дать уйти без любви: уход близких из земной жизни как подготовка к встрече с Богом», проводимых информационно-издательским отделом Саратовской епархии в рамках грантового проекта. Слушателями лектория являются студенты семинарии (будущие пастыри), сестры милосердия епархиального общества милосердия, социальные работники храмов и волонтеры храмов, посещающие городские больницы. Проект также направлен на ликвидацию в пространстве региональных светских СМИ информационного вакуума по этой жизненно важной теме.

Михаил Игоревич Хасьминский родился в 1969 г. В прошлом — майор милиции. Образование психолога получил в Академии Министерства внутренних дел России. Долгое время работал психологом в хосписе для детей с онкологическими заболеваниями.

В настоящее время является руководителем Центра кризисной психологии, созданного по благословению Патриарха Алексия II при Патриаршем подворье — храме Воскресения Христова в Москве. Православный психолог, инициатор развития такого направления в современной психологии, как психоонкология. Член Ассоциации онкопсихологов России.

Имеет большой опыт помощи в тяжелейших кризисных ситуациях.

Главный редактор сетевого журнала «Русская православная психология» (www.dusha-orthodox.ru). Главный эксперт группы сайтов «Пережить.ru» , составитель серии книг для переживающих горе. Автор многих публикаций и интервью, а также соавтор более 10 популярных книг. Многие интервью и статьи по кризисной психологии были переведены и опубликованы на сербском, английском, румынском, китайском, украинском, немецком языках.

Ведущий семинаров и тренингов по практической кризисной и православной психологии.

Занимается научной, преподавательской и общественной деятельностью.

Центр кризисной психологии, которую он возглавляет, создан более 10 лет назад. В центре работают православные психологи, помогающие каждому, кто обращается с каким-либо вопросом (проблемы во взаимоотношениях в семьях, страхи и навязчивые мысли, насилие, стрессы и так далее). Помощь оказывается всем обратившимся вне зависимости от возраста, социального статуса и вероисповедания.

Напомним, проект информационно-издательского отдела Саратовской епархии «Не дать уйти без любви: уход близких из земной жизни как подготовка к встрече с Богом» направлен на ликвидацию в пространстве региональных светских СМИ информационного вакуума по этой жизненно важной теме и на повышение уровня тематической компетентности тех, кто соприкасается по роду деятельности с тяжелобольными и умирающими людьми и их близкими: семинаристов (будущих пастырей), сестер епархиальной службы «Милосердие», приходских волонтеров и социальных работников.

Несколько интервью с И.М. Хасьминским:

Хасьминский Михаил Игоревич

Как предотвратить суицид

Здравствуйте! Сегодня, я думаю, что следует поговорить о том, как провести беседу со школьниками среднего возраста, ну и, наверное, уже младшего иногда актуально; о тех деструктивных группах, о которых так много сейчас говорят.

Это группы так называемых «Китов». Для начала надо понять, что это, конечно, информационное оружие. Первое, на что хотелось бы обратить внимание, это на то, что нельзя называть эти деструктивные действия некой игрой. Это никакая не игра. Мы же не называем игрой, например, убийство. Не называем игрой хулиганство. Мы даем этому вполне понятную оценку. Это преступление, административное или, соответственно, уголовное. Так вот то, что происходит с этими группами – это тоже не игра, и нельзя это так называть. Потому что игра ассоциируется с чем-то хорошим, с чем-то увлекательным и интересным. А убийство детей, используя как оружие интернет – это никак не может быть игрой. Я думаю, что все со мной согласятся.

Не надо с детьми начинать говорить таким образом, как иногда бывает: «Вы знаете, дети, существуют группы «F57», «Разбуди меня в 4:20», и какие-то другие группы…». Потом и все это перечисляется, говорится где их найти. А вы им говорите: «Вот туда, дети, не ходите». Естественно, что для любого человека, который знает подростковую психологию, детскую психологию, совершенно очевидно, что это вызывает, как раз, дополнительный интерес. Это из серии: не думай о белой обезьяне, которую, конечно, знают все психологи.

Это неправильный подход. И вообще, не надо говорить о деструктивных группах конкретно. Надо говорить о мерах предосторожности, о бдительности.

Что и кого могут представлять те группы или те конкретные люди, которые стучаться в какие-то аккаунты социальных сетей тех детей и подростков, к которым вы обращаетесь. Конечно, все мы предупреждаем своих детей о том, что не надо заходить в лифты с незнакомыми людьми, что нельзя садиться в автомобили с незнакомыми, опять же, людьми. Что надо быть бдительным, что не только хорошие люди существуют. Мы это всё говорим постоянно своим детям, и они это запоминают, и это касается той реальности, в которой мы живем. Но, к сожалению, забываем, что информационная реальность – это тоже реальность, там тоже есть злоумышленники, там тоже есть люди, которые совсем не желают добра. И даже больше того: скажу, скорее всего, там их больше, потому что там анонимный мир. То есть, там можно прийти и под некой маской. Там человек ощущает, что он может не отвечать за свои поступки, потому что он анонимен. Надо сказать, детям и подросткам о том, что он подстраивается под того, к кому он заходит. Так действуют все преступники, и в реальном мире, и, конечно, в виртуальном тоже так же. Они подстраиваются, они могут при этом много что обещать, могут говорить какие-то слова поддержки, которые возможно будущая жертва как раз и хочет услышать. Они пытаются как бы стать своими для будущей жертвы, поэтому пытаются понравиться, пытаются угодить. Они предлагают что-то нужное, они обсуждают что-то интересное. Причем они же заранее могут собрать всю информацию, которой и так достаточно в интернете. И в зависимости от этого построить стратегию общения. То есть, на их стороне мяч, они знают уже много об этом человеке, а человек о них не знает пока ничего, кроме того образа, который они сами презентуют.

Надо рассказать что будет потом. Потом тот, кто обрабатывает жертву, пытается много что узнать про неё. То есть, узнать много личного и интересного, найти слабые места какие-то. И иногда даже собрать компромат. Когда человек уже имеет информацию, когда он имеет определенный контакт, он начинает иметь возможность управления тем человеком, к которому он подстроился. И вот это уже сложнее. Здесь могут быть прямые воздействия, прямые приказы, угрозы, что мы и видим в некоторых случаях с этими деструктивными группами, суицидальными. То есть, это уже становится большой проблемой на этом этапе. И в итоге, тот, кто в данном случае агрессор – он хочет получить выгоду от жертвы.

В чем эта выгода будет выражаться? В некоторых случаях – это, например, могут быть деньги, в некоторых случаях – информация на одноклассников, в некоторых случаях фотографии какие-нибудь, а в некоторых случаях и доведение до самоубийства.

А вот теперь давайте рассмотрим подробнее, как это можно показать не только для подростков, но и детей старше 10 лет. Можно показать этот слайд с собачками. И вот когда детям показываем эту фотографию и говорим, что вот так делают злоумышленники. Нельзя ничего брать, чтобы вас потом не использовали.

Потом мы можем показать им следующий слайд. Там, где они увидят милую собачку уже сеткой отловленную. И просто показать механизм, что вот так потом могут отловить и вас. То есть, сделав один неправильный шаг, вы можете поставить себя в такие условия, когда будет сделан шаг уже второй. И вот так же, как этого щеночка, на вас могут накинуть сеть.

Пока ребенок ещё не в группе, вот это до него вполне дойдет. Когда он уже внутри группы, там уже будет всё гораздо сложнее. Поэтому такие простые картинки могут ребенка сделать бдительным, в чем, я так понимаю, основная наша задача.

Все помнят этот прекрасный детский фильм, но, к сожалению, мало кто уделял внимание и смотрел на то, что там совершенно точно описана технология обмана и вовлечения вот в эту деструктивную деятельность. И прямо указано что именно надо затронуть, чтобы человека обмануть и заставить его делать то, что хочется. «Для хвастуна не нужен нож, ему немного подпоешь – и делай с ним, что хошь!». В чем принцип здесь? Кто такой, вообще, хвастун? Хвастун – человек гордый, желающий привлечь к себе внимание. Разве не точно так же, через интернет, заходят те люди, которые совсем не желают добра? Вот то, о чем мы говорили раньше: они подстраиваются, они дают как раз этому человеку то, что он хочет, ему немного подпевают. Подпевают, и, потихонечку, вовлекают в собственную орбиту, а потом конечно, делают, что «хошь». Вот это один из принципов, что гордость человека, какое-то его неудовольствие, желание большего, желание показать себя, может вести к трагедии.

Есть такое правило – взаимного обмена, в психологии. Когда ты что-то сделал другому, вот тот другой чувствует, он не обязан, конечно, этого делать, он просто чувствует, что он тоже что-то должен сделать в ответ. В данном случае используется технология. Это нормально, когда человек делает другому добро, а другой чувствует, что он тоже должен добром отплатить. Но в некоторых случаях вот эта наша природная благодарность, заложенная в душе человека, используется манипуляторами. И они получают как раз то, что хотят они, чтобы потом это использовать.

«Ну и на дурака не нужен нож, ему с три короба наврешь, и делай с ним, что хошь». Проверить, что тебе плетет некий анонимный человек практически невозможно. Он может и с три короба наврать, и с пять и с десять. И когда уже появится возможность проверить, будет уже поздно. Поэтому никогда нельзя верить людям, которых ты лично не знаешь и не можешь перепроверить то, чего они тебе говорят. Это касается и реальной жизни, и, тем более, виртуальной, и об этом надо прямо говорить детям. А те, кто верят, – получается, легковерные дураки. И сказка о «Золотом ключике» как раз нам об этом ещё раз напоминает.

Дальше хорошо бы провести с ними беседу о ценностях. Чем человек может пренебречь? Конечно, то, что для него не имеет ценности. И мы, кстати говоря, вот в этих технологиях, связанных с этими деструктивными группами, видим, что пытаются переформатировать сознание детей, и навязать им мысли о том, что жизнь – как раз это ни какая не ценность. Души нет, жизнь не ценность, ты можешь распоряжаться чем хочешь, и вообще сама жизнь – она отвратительна и плоха. То есть, обесценивание самого ценного, что у нас есть – это той жизни, которая нам дана Богом. И тут было бы уместно напомнить детям, показав хорошую, интересную картинку, о том, что произошло с индейцами, которые не знали цену золоту, которое у них было. Зато очень увлеклись теми стекляшками, которые им предложили за это золото. Ведь тоже самое происходит и сейчас. За какие-то, там, глупости предлагается расплатится самим дорогим, что есть. Есть смысл, наверное, спросить детей: «Как вы думаете, как же так смогли обмануться эти индейцы? Почему же они доверяли этим людям, которые им несли сначала стекло вместо золота, а потом смерть уже в реальности вместо их жизни, вырезая целые племена индейцев, погружая их в болезни, например, там, в оспу и т.д., освобождая просто землю. Уж не тоже ли самое делается и сейчас. Кто из вас хочет побывать в шкуре этих индейцев»?

Этот исторический пример, он очень доходчив до детей и до подростков. И в нужный момент, я думаю, что всплывет из памяти. Кроме того, это действительно прекрасная возможность поговорить о ценности человеческой жизни.

И конечно же следует поговорить с ними о том, что зачем какие-то люди делают эти очень плохие вещи, зачем они кого-то доводят? Дети, в основном, конечно, добрые. Им не совсем понятно, что кто-то хочет кому-то причинить зло намеренно. Во-первых, это борьба. Ведь каждый юноша, девушка, ребенок – это будущие воины, будущие матери. И побеждать потом на поле боя человека гораздо сложнее, чем победить его, пока он подросток. Это, в принципе, просто банальное нанесение урона. Социального урона, экономического урона, духовного урона. То есть, это технология, за которой стоят действительно подобные интересы, в некоторых случаях.

В некоторых случаях – это могут быть психически больные, и больные нравственно. Они таким образом самореализуются. Таким образом пытаются получить в собственных глазах некий вес. Мы знаем такие случаи, они были в истории, когда таким образом самореализовывались маньяки, различного рода негодяи. Причем это делали сознательно. И надо задать вопрос детям: «Слушайте, а вы хотите, чтобы за ваш счет какой-то подонок самореализовался»?

В некоторых случаях таким образом зарабатывают. И детям об этом говорить необязательно, но специалисты должны знать, что существуют, и об этом достаточно пишут в закрытых группах, о том, что таким образом, доведя ребенка до суицида, можно получить какие-то финансовые средства. То ли это так, то ли нет, но ведь тех преступников, которые доводят до такого – ведь их тоже могут обманывать. То есть, пообещать, но потом, может быть, ничего и не дать. Но, тем ни менее, они будут убеждены, что они это делают за деньги.

Кто может быть с той стороны экрана? Это может быть вот такой вот неудачник, у которого нет успехов, который не востребован обществом, в нормальном смысле. У которого, возможно, была какая-то сильная травма, отсутствуют какие-то яркие таланты и способности. И вот он таким образом пытается заявить о себе, пытается на другом поприще стать, как ему кажется удачливым человеком. То есть, хоть на зле, но стать неким, там, особенным человеком.

Возможно этот человек хочет отомстить просто миру, и поэтому он идет и мстит. Всему миру нельзя отомстить, но можно отомстить конкретным и невиновным. И опять же, таким образом, по его мнению, наказать общество.

Возможно, что такой человек хочет ощутить силу и власть, некое влияние. Возможно, что он желает, подводя вот к этой деструктивной черте детей, подростков – одобрения в своей какой-то там группе таких же ненормальных, как он сам. Удовлетворить тщеславие, возвысить себя даже ценой жизни другого человека.

В принципе, что характеризует этих людей, это, конечно, подлецы, которые боятся ответственности. Поэтому они и действуют анонимно, поэтому они, в общем-то, не вылезут в реальный мир. И конечно, они ещё и трусы, которые боятся показать себя в реале или засветить каким-то образом свои данные.

И вот здесь можно сказать, что если вам кто-то угрожает в интернете, и говорит о том, что он, там, что-то сделает с вами, или сделает что-то с вашими родителями, или ещё с кем-то – то не бойтесь об этом сообщать. Потому что человек, который это делает в интернете – конечно же он трус. И бояться здесь ничего не стоит, потому что как только этого человека обнаружат, и нет ничего сложного, чтоб, кстати говоря, его обнаружить в большинстве случаев, тогда они становятся совершенно другими. И совершенно по-другому уже разговаривают с теми, кто везет их на допрос. Об этом надо тоже детям говорить, напоминать и фокусировать их внимание на этом, заострять, чтобы они не боялись.

Знаете, иногда существуют трудности общения с родительским сообществом. Очень трудно родителям поверить в то, что действительно надо принципиально менять схему взаимодействия с ребенком, что его жизни угрожает реальная опасность через какие-то группы. Необходимо донести эту актуальность до родителей, до знакомых вокруг конкретного ребенка.

Предлагается использовать для этого фильм, который был снят кинокомпанией «Major». Фильм получился очень проникновенный и скачать вы его можете вот по ссылочке ниже . Посмотрите и используйте это в своей работе.

На каждого самоубийцу, который довел до конца свое дело, приходится от 10 до 30 людей, которые не смогли довести это до конца по независящим от них причинам. И среди вот этих оставшихся в живых людей, после попыток суицида, очень много становится инвалидов. И, к сожалению, об этом очень мало рассказывают, и об этом мало известно подросткам. А вообще, это то основное, что может их останавливать.

Кроме того, конечно, нужно сказать и о мучительной смерти. То есть, ни один из способов самоубийства, даже если он доведен до конца, не гарантирует быстрого умирания. А иногда эта мучительная смерть от любого способа самоубийства продолжается буквально месяцы. В некоторых случаях недели, в некоторых случаях и дни, но интенсивность боли и ужас тех страданий, которые переживает человек, они конечно совершенно могут зашкаливать, то есть, сила их может быть просто неимоверной. И об этом тоже надо знать.

Ну и, конечно, эстетика самоубийства, потому что очень многие считают, что: «Ах-ах, как красиво», – начитавшись, может быть, даже некоторых произведений из школьной литературы, – «как красиво можно умереть, как красиво будут все плакать и стоять у гроба». На самом деле, ничего красивого в смерти вообще нет. А уж после способа самоубийства, это просто, чаще всего, тело вызывает просто отвращение, и не какое не эстетическое удовлетворение.

Давайте в заключении все-таки ещё раз акцентируем внимание на то, что нужно говорить детям, что им делать не следует.

– Не следует говорить с анонимами, вообще ни о чем и ни с какими. Не выполнять ни чьих заданий, потому что они не шестерки. И на этом можно акцентировать, опять же, внимание.

– Нельзя вступать в какие-то группы, где есть деструктивные вот эти элементы все, соответствующий контент. Потому что именно в этих группах и толкают к самоубийству.

– Шантаж, любой, нужно высмеивать, и об том тоже надо сказать подростку, обесценивать таким образом. И чем раньше сообщит об этом человек, которого шантажируют, тем легче решить этот вопрос. То есть, нельзя углубляться в шантаж, потому что чем больше ты выполняешь требования шантажиста, тем больше он потом будет требовать.

– Конечно, надо понять еще, что это не игра и вообще не использовать это слово «игра». Понять, что это не игра, а специальные технологии деструктивного поведения с использованием современных средств коммуникаций, и умноженные на мошеннические схемы, приступные мошеннические схемы.

– И безусловно надо детям дать информацию о том, куда в случае чего они могут обратиться, кроме учителей и кроме педагогов. Это телефоны полиции, телефоны доверия, например, телефон доверия для детей 8-800…, вот который вы, опять же, видите ниже. И, соответственно, адреса, телефоны тех специалистов, которые могут реальную помощь оказать. То есть, информацию об этих людях они должны иметь заранее.

Михаил Игоревич Хасьминский - известный российский кризисный психолог, инициатор организации специального центра в Москве при храме Воскресения Христова (район станций метро «Бауманская», «Семеновская») и его руководитель.

Биография

Михаил Игоревич 1969 года рождения. Женат, есть сын.

Что касается профессии, то в прошлом - майор милиции. Образование психолога получил в Академии Министерства внутренних дел России. Имеет опыт работы с детьми, болеющими онкологией.

Православный психолог, инициатор развития такого направления в современной психологии, как психоонкология.

О центре кризисной психологии

Это одно из самых ранних учреждений такого типа. Создано более 10 лет назад. В кризисном центре работают самые лучшие православные психологи, помогающие практически каждому, кто обращается с каким-либо вопросом (проблемы во взаимоотношениях в семьях, страхи и навязчивые мысли, насилие, стихийный бедствия, стрессы и так далее). Как взрослым, так и детям, как верующим (разных религиозных групп), так и атеистам здесь оказывается помощь.

Отношение со стороны персонала ко всем равное, независимо от того, какую плату обратившийся человек смог выделить и выделил ли вообще.

По словам кризисного психолога Михаила Хасьминского, лучшим вознаграждением за труд является искренняя благодарность и сияющие глаза исцелившегося.

Деятельность

Этот выдающийся человек кроме основной своей деятельности, направленной на служение Богу через непосредственную помощь людям, также является автором множества книг, публикаций, интервью.

Многие его статьи переводятся и публикуются на английском, украинском, немецком, румынском, китайском и сербском языках.

Проводит выездные семинары с практической работой, преподает, занимается продвижением духовных знаний через интернет-пространство.

Профессиональные интересы

Деятельность психолога Михаила Игоревича Хасьминского направлена на оказание:

  1. Психологической помощи взрослым людям, которые переживают расставание или развод с близким человеком.
  2. Реабилитационной помощи тем, кто переживает стресс от потери близкого человека (смерть).
  3. Поддержки больным, страдающих соматическим заболеванием сложной степени.
  4. Помощи по предотвращению суицидов через определенную психологическую работу.
  5. Пострадавшим на территории военных действий, стихийных бедствий, террористических актов.
  6. Помощь взрослым и детям, которые пережили экстремальную психотравмирующую ситуацию.
  • осуществление работы через скайп, продвижение информации о духовных ценностях через интернет-ресурс;
  • организация волонтерской деятельности;
  • осуществление работы в сегменте раздела социальной психологии - психология толпы.

Книги и публикации

Каждое издание кризисного психолога Хасьминского Михаила Игоревича - это этапы становления его как человека, выдающейся личности, психолога. И хотя некоторые их них написаны достаточно давно, все равно являются актуальными на сегодняшний день, поскольку отражают насущные вопросы современного общества.

О книгах Михаила Хасьминского по тематикам:


Психолог Михаил Хасьминский о свободе

В обычном понимании этого слова свобода означает отсутствие каких-либо ограничивающих факторов, которые могут повлиять на принятие решения, совершение действия и так далее.

Но человек живет в социальной среде, которая периодически меняется с течением его жизни. И он бы хотел чувствовать себя абсолютно свободным от других людей, их воздействий, но до конца этого быть не может, поскольку каждое человеческое существо является частью социума.

По словам психолога Хасьминского, настоящая свобода - это свобода от привязанностей к деньгам, власти, мнения окружающих. То есть от так называемых в Библейском писании страстей.

Настоящая свобода приходит к человеку, когда он познает истину, которая делает его свободным. А зависимость может быть только одна в жизни - от любящего Отца Небесного.

Об инфантильности

Также, по словам Михаила Хасьминского, в современном обществе назрела проблема, касающаяся инфантильности взрослых людей. Особенно мужчин.

Причин тому несколько. Самая первая и главная - это неполные семьи, где зачастую сыновей воспитывает мать (и бабушки). Как раз это и порождает проблему инфантильности подрастающего мальчика. Ведь ответственности необходимо учиться с раннего детства. Тогда каждый мужчина будет зрелым и взрослым.

По словам психолога, отличить взрослого по-настоящему человека от инфантильного помогает простой способ наблюдения: если в реабилитационный центр (или церковь) приходит человек как будто бы за помощью, но при этом ничего не делает, а только изливает душевные проблемы и ищет, на кого бы возложить всю ответственность за себя и свою жизнь, то это явный признак незрелости.

Как правило, на консультациях даются определенные задания практического характера, которые необходимо выполнить. И когда человек что-то делает (даже если не особо получается), хочет по-настоящему изменений, тогда можно ему помочь, и это уже говорит о некоторой зрелости.