Наследие императорской семьи. Проект «Культурное наследие моей семьи

Презентация книг «Наследие семьи Пестовых и Соколовых» издательства "Никея" состоялась 24 марта в Музее-Храме Святителя Николая в Толмачах.


Семья Пестовых-Соколовых – это три поколения уникальной московской поистине православной семьи. На протяжении многих поколений вера в Бога помогала Соколовым – Пестовым выстоять в непростое время XX века, и только благодаря вере они сохранили стойкость духа и лучшие традиции православной семьи.

На встрече присутствовала Екатерина Соколова-Ткаченко, вторая дочь Натальи Николаевны и отца Владимира, внучка Николая Евграфовича Пестова, протоиерей Николай Соколов а также отец Николай Важнов, настоятель маросейского храма, супруг Любови Владимировны, младшей дочки матушки Наталии Николаевны Соколовой.

10 не придуманных историй веры

Собравшихся приветствовал директор издательства “Никея” Владимир Лучанинов. “Мы видим переход от XX века к XXI в истории одной семьи”, – сказал Владимир, – “сейчас все говорят о разрыве традиций. У нас нет опыта воплощения Евангельских заповедей, на которые мы могли бы опереться”, и все же есть одна семья, в которой традиции веры были удивительным образом сохранены в самые трудные годы.

Владимир Лучанинов вспомнил о психологическом эксперименте, который проводился в XX веке, когда в комнату пускали одного человека и двадцать подготовленных участников, отвечавших неправильно на очевидный вопрос. Выслушав неправильные ответы, ничего не подозревавший человек, тоже говорил неверный ответ, но, если в группе был хоть один участник, отвечавший правильно, тот человек чувствовал поддержку и тоже озвучивал верное мнение. По словам директора “Никеи” собрания воспоминаний Пестовых-Соколовых для многих в годы гонений на Церковь стало именно такой поддержкой. “Эти книги называют белое – белым”, – добавил он.

Владимир Лучанинов вспомнил себя студентом Свято-Тихоновского православного университета. Его факультет перевели на станцию метро Юго-Западная и из центра Москвы теперь до занятий приходилось добираться довольно долго. В мрачном настроении в лифте с друзьями, поднимаясь на пары, он встретил протоиерея Николая Соколова. Шел Великий пост. Отец Николай улыбнулся хмурым студентам “Ешьте шоколад, и все будет хорошо”, – подбодрил протоиерей Николай Соколов, разрешив, чтобы победить уныние, небольшое послабление поста

“Роду Соколовых – 300 лет”, – начал свой рассказ протоиерей Николай Соколов, – “Мои дедушки и бабушки – ‘волжане’, выходцы с Волги, бабушка – из Углича. Я помню, как в моем детстве мы с бабушкой посещали Третьяковскую галерею. Остановившись перед картиной “Утро стрелецкой казни”, бабушка сказала “никогда не выступай против власти. Вот, – расстреливают наших предков”

Рассказывая о Николае Евграфовиче Пестове, протоиерей Николай вспомнил, как видел его горячо молящимся в четыре-пять утра. “Мы просыпались от того, что дедушка плакал и бил поклоны. Он был горящей свечой перед Богом. Бабушка говорила ему: “Оставь ты Бога в покое, Он тебе все простил”. Только после смерти дедушки мы узнали, за что он просил прощения”. Михаил Евграфович сражался против Колчака на стороне Красной армии, но “Бог вернул его на Свою сторону”.

Первым читателем книг Михаила Евграфовича стал его сын Николай Пестов, погибший на фронте в Смоленской области в 1943 году. Получив похоронку, Михаил Евграфович нашел в себе силы сказать “Слава Богу за все”, такова была сила его веры. Письма Коли Пестова с фронта, никогда ранее не издававшиеся, войдут новое издание книги “Жизнь для вечности”. Эти письма - ценнейшее свидетельство не только о самом Коле и его близких, но и о времени, в которое они жили.

Протоиерей Николай Соколов представил также иконы написанные Натальей Николаевной. “Она не могла не писать, писала то, что было у нее на душе”, – сказал отец Николай, показав собравшимся образ Богоматери, написанный Натальей Николаевной под вдохновением от такого же образа, явившегося ей в форме инея на окне морозным утром.

Тепло вспоминал Наталью Николаевну и священник Николай Важнов, называя ее не иначе как “своей второй мамой”.

“Мы имели счастье ухаживать за ней до последних дней, – сказал отец Николай, – милость Божия – жить в такой замечательной семье Соколовых”. Натальи Николаевны не стало 24 января 2013 года. Она была живым свидетелем эпохи мученичества, исповедничества, писала прекрасные иконы, дарила любовь ближним. Священнику Николаю Важнову при встрече матушка Наталия подарила свой нательный крестик в знак своей любви, который он продолжает носить по сей день.

“Каким счастливым было время нашего детства!”, – вспоминала, выступая на встрече Екатерина Соколова-Ткаченко, – “Мы не видели ни пьянства, ни ссор. Нас оберегали от всего”. Екатерина Владимировна прочитала два отрывка из дневников матушки Наталии, которые та вела с 1936-го года. Трогательные и не по-детски мудрые письма 10-летней девочки и надпись, сделанная рукой ее мамы, – в 11 лет, в день рождения она “убрала навсегда свой кукольный уголок”. Детство кончилось.

“Когда началось “дело врачей”, на кафедре дедушки судили как врага народа ведущего химика. Профессора Юшкевича впоследствии приговорили, но дедушка не принимал в этом участия. Он демонстративно встал и вышел из зала”, – рассказала Екатерина Соколова-Ткаченко.

“Мои родители не были пионерами, но они очень хорошо учились, никаких санкций на них по этому поводу не накладывали. Причин отказа вступить в пионерскую организацию они не называли. Когда их вызывали, просто молчали”, – вспомнила Екатерина.

“В нашу семью часто приезжала монахиня Магдалина Пашкевич из Марфо-Мариинской обители. Она была из дворянского рода. Еще в 1917-1918 году она преподавала математику в Марфо-Мариинской обители. В то время, когда она приходила к нам, мне было 10 лет, а она была уже в возрасте, прошла и тюрьма, и ссылки. У нее не было пенсии, она жила на пожертвования. В Москве она останавливалась у нас, а потом уезжала обратно в неотапливаемый барак, а бабушка посылала ей посылки. Она была человеком необыкновенной души, очень кроткой. В один из визитов дедушка предложил ей принять у нас ванну и попросил меня вымыть ванну. Я почему-то сказала “не хочу”, уже не могу вспомнить почему. Наш кроткий дедушка сам взял специальную мочалку, вымыл ванну, а мне сказал: “сейчас ты отказалась вымыть ванну для святого человека. Ты знаешь, что она прошла страшную ссылку и тюрьмы, а ты не захотела сделать для нее даже такую малость. Подумай, кому ты отказала?”. Я помню об этом до сих пор”.

Бесконечное количество трогательных историй звучало на встрече, но всем было ясно, что их не уместить в формат небольшого диалога. Издательство “Никея” планирует издать серию их десяти книг. Некоторые из них уже издавались, со многими воспоминаниями читатели смогут познакомиться впервые.

Серию «Наследие семьи Пестовых и Соколовых» открывает книга Натальи Соколовой «Под кровом Всевышнего», которая в конце XX века стала бестселлером на церковном рынке. Посвященная “всем православным женщинам”, эта книга стала своего рода духовным руководством по воспитанию детей и семейной жизни уже для нескольких поколений православных семей.

Всего же планируется выпустить около 10-и книг.

Благодаря этим текстам мы сможем соприкоснуться со всем двадцатым веком, от первых его лет до последних. Проникнутые искренней верой, теплотой и любовью к ближним, слова из книг семьи Пестовых-Соколовых всегда будут звучать мощно и современно. Ведь это слова тех, кто жил для Вечности.

Наталия Николаевна Соколова, дочь известного православного подвижника, богослова и ученого Николая Евграфовича Пестова (1892 -1982), вдова священника Владимира Соколова (1920–1995), мать пятерых детей.

Николай (1950г.р.), Серафим (Епископ Сергий) (1951 -2000), Екатерина (1952 г.р.), Любовь (1954 г.р.), Фёдор (1959-2000). Все они посвятили свои жизни служению Церкви: дочери Любовь и Екатерина - регенты церковных хоров, сын Николай - настоятель храма Святителя Николая в Толмачах, декан миссионерского факультета ПСТГУ, кандидат богословия, профессор, духовник Олимпийской сборной команды РФ.

Министру культуры Российской Федерации

Мединскому Владимиру Ростиславовичу

от Атаманенко Николая Ивановича

Уважаемый Владимир Ростиславович!

В средствах массовой информации в последние годы все чаще появляется противоречивая информация о судьбе Наследия семьи Рерихов. Многих граждан нашей страны и соотечественников за ее пределами волнует участь и перспективы развития созданного два года назад филиала Государственного музея Востока – Государственного Музея Рерихов. Система управления: Государственный Музей Востока – Музей Рерихов не отвечает текущим задачам становления Музея и планам его перспективного развития.

Возглавляющий Государственный Музей Востока — Александр Всеволодович Седов практически передал руководство деятельностью Музея своей бывшей жене – Анне Сергеевне Ковалец, которая работает в музее заместителем генерального директора по науке. После запрещения родственникам руководящих работников работать на руководящих должностях в одной государственной бюджетной организации культуры, А.В. Седов и А.С. Ковалец развелись, сохранив при этом семейные отношения на прежнем уровне с совместным ведением хозяйства. Фактически все вопросы, и не только семейные, но и служебные, решаются теперь только после одобрения Анны Сергеевны Ковалец.

С ее подачи появилась новая идея создания буддийского центра на базе здания, где расположился сейчас Музей Рерихов (Малый Знаменский пер., дом 3/5). Эта идея была сразу поддержана Седовым А.В. и к её реализации уже приступили. Таким образом, план становления Государственного Музея с коллекцией произведений и уникальным материалом философского Наследия семьи Рерихов оказывается под угрозой забвения. Последствия такого изменения в судьбе Усадьбы Лопухиных не ждут ни противники, ни сторонники идеи создания Музея Рерихов. Скандал неизбежен, и в него будут вовлечены и руководители Министерства культуры РФ, как вышестоящей организации — инициатора решения о создании Филиала ГМВ.

Обращаю внимание, что решение о месте размещении Наследия Рерихов в усадьбе Лопухиных (Малый Знаменский пер., дом 3/5) было принято руководством СССР (М.С. Горбачевым и Н.И. Рыжковым) после того, как Святослав Николаевич Рерих лично выбрал и одобрил размещение Архива и культурно-художественного Наследия семьи Рерихов, передаваемого в дар советскому народу, в этот вариант размещения. Это было одно из условий С.Н.Рериха по передаче Наследия из Индии в СССР с целью создания Центра-Музея Рерихов, концепцию которого он изложил в своей знаменитой статье «Медлить нельзя!» (опубликована в газете «Советская культура», 29 июля 1989 г.). Этот же вариант места размещения Наследия Рерихов в усадьбе Лопухиных, был подтвержден Вами 16.02.2016 года решением коллегии Министерства культуры Российской Федерации по вопросу «О проекте концепции Музея семьи Рерихов».

В сложившейся ситуации становится окончательно понятно, что судьба Наследия Рерихов руководителей ГМВ совершенно не интересует. Об этом можно судить и по проходящей сейчас выставке на ВДНХ. В павильоне, до сих пор не принятом по акту, не приспособленном для проведения выставок живописных работ и их хранения согласно музейным требованиям, плохо работают системы вентиляции и климатического контроля, практически отсутствует противопожарная и охранная системы, т.е. в любой момент страна может лишиться картин Рериха.

Вопросами приспособления павильона к выставочной деятельности ведал заместитель директора по эксплуатации музейного оборудования Александр Александрович Лемещук. Генеральный директор А.В. Седов доверил право подписи финансовых документов и распоряжение большими бюджетными средствами человеку сомнительной репутации. Выясняется, что А.А.Лемещук не имеет высшего образования, а диплом, предъявленный им в отдел кадров ГМВ, является подделкой. Через него фактически идут потоки средств, что позволяет ему «рулить» не только по хозяйственным вопросам, но и вмешиваться в решение вопросов, не имеющих отношение к его обязанностям.

Прошу Вас принять меры по защите Музея Рерихов – Филиала Государственного музея Востока от некомпетентного руководства, не заинтересованного в развитии Государственного Музея и сохранении Наследия семьи Рерихов.

PS: Также ставлю Вас в известность, что данное письмо и Ваш ответ будут опубликованы на интернет-сайте «Агнивести» (Новостной канал Рериховского движения).

оглавление

    Введение…………………………………………………с. 2 – 3

    Основная часть…………………………………………..с. 3 – 9

2.1. Мой дедушка………………………………………..с.3 – 5

2.2. Наследие деда - наследие моей семьи……………..с.5 – 9

3.Вывод………………………………………………………с. 9 – 10

4. Список литературы……………………………………….с.10

5. Приложение……………………………………………….с.11 – 14

Введение

Великий классик Л.Н. Толстой сказал: «Страна, забывшая свою культуру, историю, традиции и национальных героев – обречена на вымирание».

Я позволю себе перефразировать это гениальное изречение в следующее: «Семья, забывшая свою культуру, историю, традиции и национальных героев – обречена на вымирание».

Семейные традиции и обычаи являются неотъемлемым атрибутом семейного счастья и благополучия. Некогда традиции были обязательной составляющей сплоченной семьи, отражая нравственную позицию всех её членов. Многие традиции переходят из поколения в поколение, полностью воспринимаясь молодой семьей современного общества. Приобщение детей с самого раннего детства к семейным традициям прививает им важность семьи и семейных взаимоотношений.
В каждой семье обязательно должны быть традиции, которые впоследствии дети перенесут во взрослую жизнь и свои семьи.

Выбор темы моей работы, поэтому и неслучаен : «Наследие деда - наследие моей семьи».

Актуальность моей работы, на мой взгляд, состоит в том, что при формировании характера человека важно, какие нравственные ориентиры стоят на его пути, какие маячки светят ему в житейском море.

Проблема , которую я вижу, - мир вокруг меня и мы становимся более жёсткими, менее добрыми, перестаём видеть и замечать красивое в обыденном, теряем связь поколений.

Решение данной проблемы заложено в гипотезе: истоки доброты, сострадания, красоты закладываются именно в семье, как большие реки начинаются с малых ручейков.

История страны складывается из судеб миллионов её граждан. Одной из их них является судьба моих дедов и их детей.

Цель исследования : сохранение культурного наследия моей семьи и передача его следующим поколениям.

Задачи:

1. Познакомиться с биографией своей семьи.

2. Изучить мир интересов и увлечений своей семьи.

3. Узнать больше о ретро - автомобилях.

Этапы исследования:

I . Подготовительный – определение области исследования и сбор информации.

II . Основной –

1) Обзор литературы, интернет – ресурсов, семейный архив.

2) Определение структуры реферата.

III . Заключительный - формулирование результатов исследования и выводов.

В своей работе использовала следующие методы:

    анализ специальной литературы по теме исследования,

    сравнительный анализ,

    наблюдение

Основная часть

Мой дедушка

Семья играет для нас очень важную роль. Самой природой заложено в человеке трепетное отношение и преданность к тем людям, с которыми он рос. У каждой семьи свои обычаи, свои традиции, своя история. Каждая частица этих знаний бережно передается из поколения в поколение с воспоминаниями бабушек и дедушек. Наша семья бережно хранит все самые дорогие для нас вещи: фотографии, старые книги, документы наших предков, вещи (у нас есть старый патефон и шкаф), иконы.

Но одной, самой дорогой ценностью для моей семьи, для мужчин в моей семье, является автомобиль «ГАЗ – 21» 1969 года выпуска. Этот автомобиль достался моей семье от дедушки, рано ушедшего от нас, по линии моего отца - Изосимова Игоря Дмитриевича.

Мой дедушка родился в сентябре 1940 года в деревне Емуртла Упоровского района. Окончив среднюю школу, поступил в сельскохозяйственный техникум, получил специальность инженера-технолога, отслужил в армии. Свою трудовую деятельность начал трактористом. В дальнейшем, после переезда в город Тюмень работал инженером на Судостроительном заводе, заместителем начальника Областного управления Коммунального хозяйства, в дирекции строящихся предприятий г. Тюмени, в объединении «Сибкомплектмонтаж».

Также дедушка окончил Партийную школу, был депутатом Тюменского областного Совета. Благодаря труду моего дедушки был построен Велижанский водозабор, очистительные сооружения, промышленные предприятия в областной столице и Тюменской области.

Его заслуги перед Тюменской областью были оценены. Он имел много благодарственных наград, награжден орденом «Дружбы народов», «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина».

Дедушка увлекался спортом (волейболом, легкой атлетикой), автомобилями, охотой. Автомобили – были его главным увлечением. Своего сына Александра (моего папу), дедушка тоже заинтересовал своим увлечением.

Наследие деда – наследие моей семьи

Ретро-машины - это отдельный подкласс автолюбителей, разбросанных по всему миру. Некоторые собирают марки, другие - модные гаджеты, а любители «старины» не могут и недели прожить без обсуждения (а иногда и, действительно, «собирания») моделей старых авто.

Уже в течение нескольких лет мой папа – Изосимов Александр Игоревич, инженер ОАО «Газпромдобыча Ямбург» и мой старший брат – Изосимов Игорь, выпускник нашей школы, занимаются реставрацией ретро - машин.

Папа- Изосимов Александр Игоревич

Брат – Изосимов Игорь

Первый автомобиль, над реставрацией которого упорно трудились мои папа и брат – ГАЗ – 21 «Волга». (Приложение 1)

В 1953-м году на Горьковском автомобильном заводе им. Молотова было принято решение о разработке полностью новой модели легкового автомобиля, который заменил бы на конвейере устаревшую, по меркам мировой автомобильной моды, легендарную М-20 « Победа ». Сильное влияние на разработку кузова новой модели оказали дизайнерские разработки « Форда » - «прародителя» ГАЗ а. Дизайн машины разрабатывал Лев Еремеев.

В 1958 году советская автомобильная экспозиция на международной Брюссельской выставке была удостоена “Гран-при”. В Бельгии “Волгу” окрестили “танком на колесах”. В Финляндии и Норвегии - “танком во фраке”. В Англии о “Волге” говорили как о “рабочей лошади”.

Везде, где она продавалась, машина зарекомендовала себя как исключительно надежная и неприхотливая.

Свой автомобиль мы называем «Белая молния», охотно катаемся на нём в летнее время года.

Мои папа и брат участвуют в ретро – парадах нашего города.

В 2013 году наша «Белая молния принимала участие в автопробеге Чемпионата России по автомобильному спорту «Упорово 2013», в автопробеге автоклуба «Ретро – Тюмень».


Мой папа общается с автолюбителями других городов и регионов, следит за любыми новинками ретро – индустрии, с этой целью автолюбители создали свой собственный сайт.

Не так давно был отреставрирован ещё один автомобиль – «ГАЗ – 69» 1970 года выпуска. (Приложение 2)


Конструкторские работы над ГАЗ-69 начались тоже на Горьковском автомобильном заводе под руководством Григория Моисеевича Вассермана в 1946 году.

При этом ГАЗ-69 в основном предназначался для армии, а пассажирский ГАЗ-69А - для народного хозяйства. Обе модификации оснащались брезентовым тентом с боковинами. Наш же автомобиль более позднего года выпуска, поэтому и боковину у него уже иные. Позднее, производство данных автомобилей перешло в город Ульяновск.

ГАЗ-69 «газик» больше признан армейским автомобилем, в основном предназначен для комсостава, а позднее для перевозки военного оружия.

На грунтовых дорогах, изобилующих кочками и ямами, машина нещадно прыгала, прямо как заупрямившийся козел. В результате к ней быстро прилепилось прозвище «козлик» и стало почти нарицательным.

В реставрации этого автомобиля, на момент отсутствия папы, большую часть работ выполнил мой старший брат Игорь.

У Игоря есть и своё увлечение. Он коллекционирует различные автомобили, интересующих его моделей, только в уменьшенном (игрушечном) виде.

В настоящее время мой папа и брат работают над реставрацией известной всему миру инвалидки, созданной Серпуховским мотоциклетным заводом.


В народе этот автомобиль - мотоколяску называли по-разному «жаба», «лягушка», она была в основном предназначена для людей-инвалидов, но после экранизации легендарного фильма Леонида Гайдая «Операция Ы и другие приключения Шурика», где гениальный актёр Евгений Моргунов сыграл так называемого «инвалида», в народе закрепилось и существует поныне прозвище «Моргуновка». (Приложение 3)

Конечно, возникает вопрос, а остальные члены моей семьи, т.е., я и моя мама Надежда Леонидовна, какую роль во всём этом выполняет мы?

Ответ очевиден! Мы с мамой являемся моральной поддержкой и надёжным тылом для наших мужчин. Мы умеем слушать и слышать мужскую половину нашей семьи.

Вывод

В нашем ХХІ веке – сложном, полном инноваций, трудно сохранить доверительные, тёплые отношения между детьми и родителями. Это ведь не только извечная проблема «отцов и детей», но и противостояние разных веков. И мне вдвойне отрадно осознавать, что мой папа и брат нашли общее, то, что их объединило, то, чем они вместе живут и дышат. Они бережно хранят и продолжают то, что начал мой дедушка – Изосимов Игорь Дмитриевич.

Я нисколько не сомневаюсь в том, что пройдёт время, и потомки нашей семьи продолжат дело, начатое нашим дедом, ведь семейные традиции и обычаи являются символом чего-то вечного, дают ощущение близости и сплоченности всех членов семьи. Не нужно забывать главного - то, как сложится жизнь ребенка, во многом зависит от того, как вы ему ее преподнесете. Если вы сможете донести до него всё прекрасное, что есть в этом мире, он попробует перенести это и в свою семью, и в мир, окружающих его людей.

Список литературы

    В. Зацепин, В. Цимбалюк. Мы и наша семья. Москва «Молодая Гвардия», 1988 с. 78

    Книга о «Газ-21 Волга». Большая книга о машине грёз,- Иван Падерин- 4-е издание, 2006г.

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%9C%D0%97_%D0%A13%D0%90

    Семейные традиции .

    Семейные ценности.