Как испытывают космонавтов. Эйфория невесомости: как космонавты готовятся к полёту

Все люди по-разному переносят состояние невесомости, но в той или иной степени у всех оно вызывает дурноту. Сначала испытываешь эйфорию от невесомости, но затем начинают проявляться симптомы «космической болезни». Степень её воздействия во многом зависит от особенностей вестибулярного аппарата человека, но поначалу ей подвержены все — будь она реальной или искусственно созданной.

«Самое трудное, наверное, не обращать внимания на те реакции организма, которые в любом случае возникают. Конечно, кто-то на это реагирует легче, у кого-то это проявляется в более тяжёлой форме, но в любом случае организм пытается сопротивляться этому необычному для себя состоянию», — рассказал RT космонавт-испытатель Пётр Дубров.

Съёмочной группе RT посчастливилось испытать невесомость на Земле в уникальном самолёте-лаборатории «Роскосмоса» Ил-76МДК.

На его борту в ходе полёта где-то раз в минуту примерно на 25 секунд возникает невесомость. С помощью таких тренировок космонавтов готовят к будущей работе в подобных условиях.

Тренировки в невесомости проходят в Центре подготовки космонавтов им Ю.А. Гагарина. Это единственное место в России, где подобные тренировки возможны.

«Для меня самое сложное — остановиться. Режим короткий, 25—30 секунд, бывает, что увлечёшься выполнением задания и хочется продолжать», — признаётся космонавт-испытатель Сергей Корсаков.

Герой России полковник Юрий Маленченко отлично знает, как человек чувствует себя в космосе. Он занял должность замначальника ЦПК только в сентябре прошлого года: из своего последнего — шестого — полёта в космос он вернулся 18 июня 2016 года. В общей сложности Маленченко провёл на орбите 827 суток — по этому показателю он уступает только Геннадию Падалке (у того 878 суток). RT расспросил космонавта об Ил-76МДК и поинтересовался, каково это — быть невесомым.

— Чем уникален самолёт-лаборатория Ил-76МДК?

— На Земле очень трудно придумать способ воссоздания эффекта невесомости, потому что постоянно действует гравитация. И когда эту задачу решали, было принято решение создать самолёты-лаборатории. В конструкцию самолёта были внесены изменения специально для того, чтобы он смог воспроизводить состояние невесомости. В процессе полёта выбирается специальная траектория и достаточно продолжительное время создаётся околонулевая перегрузка. В течение этого времени можно приблизиться к ощущению невесомости и выполнять разные задачи: проводить тренировку некоторых действий, которые космонавту предстоит выполнять в космосе, проверять работу и испытывать оборудование. Это достаточно , поэтому мы их активно используем.

— На ваш взгляд, возможно ли полностью подготовиться к воздействию невесомости, тренируясь в самолёте Ил-76МДК?

— Полностью — нет. У нас есть и другие средства, которые готовят космонавтов для того, чтобы, попав в невесомость в космосе, они могли не только чувствовать себя комфортно, но и выполнять поставленные перед ними задачи. Конечно, невесомость в космосе — это нечто такое, что на Земле сложно воспроизвести. Состояние постоянной, полной невесомости, 24 часа в сутки. Как бы человек ни тренировался здесь, попав туда, он получает новые ощущения.

— А как вы опишете чувство невесомости?

— Это многоплановое ощущение. Первые минуты и часы обращает на себя внимание та лёгкость, которую ты ощущаешь. Ты невесомый, ты паришь в воздухе и можешь перемещаться в трёхмерном пространстве. Совершенно спокойно, оттолкнувшись от одной стены, ты летишь в другом направлении. Можешь зависнуть и просто висеть, не прикасаясь ни к чему. Конечно, есть другие факторы невесомости — она очень серьёзно воздействует на организм. И помимо этой лёгкости есть очень много сложностей, которые она создаёт для человека. Поэтому существует много методик, которые активно используются для профилактики этих вредных воздействий.

— Технологии не стоят на месте. Как ЦПК реализует новинки техники в системе подготовки к полёту?

— Мы постоянно используем все технологии, которые предоставляет нам время. Модернизируется тренажная база. Все выполняемые задачи непосредственно связаны с технологиями и компьютерными технологиями. Всё это уже давно применяется — и в моделировании, и в обеспечении визуализации, и в сопровождении выполняемых работ, и при выполнении экспериментов — везде активно используется. Очень мало можно придумать таких задач, где бы не использовались самые современные высокие технологии.

— Сейчас на МКС Андрей Борисенко для корпорации «Роскосмос» и для канала RT снимает панорамное видео в формате 360. Вы как человек, много раз бывавший на МКС и на «Мире», как считаете: насколько соответствуют действительности такого формата ролики? Человек, который никогда не был в космосе, получит реальное представление о том, что наверху?

— Безусловно, угол зрения 360 даёт специфический эффект. Конечно, сложно полностью воспроизвести то, что человек видит глазами. Однако я смотрел ролики, и на мой взгляд, в таком формате не только увеличивается обзор, но и создаётся впечатление космического полёта, как будто ты находишься там, в этом пространстве. У зрителя, мне кажется, даже появляется

НАСА и "Роскосмос" начинают серию экспериментов SIRIUS по длительной изоляции. Как нужно сегодня готовить космонавтов к полетам в дальний космос? Как защитить экипаж от радиации и одиночества? Обязательно ли вырезать аппендицит у тех, кто отправится к Луне и Марсу? Об этом корреспондент "РГ" беседует с директором Института медико-биологических проблем РАН академиком Олегом Орловым.

Олег Игоревич, "Роскосмос" и НАСА договорились вместе строить окололунную станцию. Не исключено, что Россия будет разрабатывать и жилой модуль. А как готовить людей, которым предстоит не только жить, но и работать на орбите Луны?

Олег Орлов: Очень важный вопрос. Почему? Да, у нас колоссальный опыт, колоссальный задел обеспечения длительных полетов. Космонавт-врач Валерий Поляков летал 437 суток: можно считать, на Марс и обратно.

И после приземления из спускаемого аппарата до палатки спасателей Поляков дошел сам! Триумф космической медицины?

Олег Орлов: Безусловно. Однако до сих пор экипажи летали и летают на орбите Земли. Что называется, "под боком". И вся система медицинского обеспечения построена на возможности возврата, если вдруг возникнет ситуация, угрожающая жизни. В свое время, например, разрабатывались варианты оказания хирургической помощи в космических полетах. У нас даже в музее какие-то экспонаты есть. Но потом все это было приостановлено. Летаем на орбите - и проще посадить. А межпланетные полеты будут автономными и будут иметь другие принципиальные отличия.

Какие?

Олег Орлов: Прежде всего это радиация. Мы знаем: на этапе Луны радиационная нагрузка у космонавтов будет выше, чем на орбите Земли, хотя и в пределах профессиональной нормы в отсутствие вспышек на Солнце. Однако мы имеем дело уже с галактическим излучением. Частицы, обладающие очень высокой энергией, могут нанести тяжелый биологический вред. Более того, сталкиваясь с конструкциями космической станции, они формируют еще и вторичное излучение.

Сделать техническую защиту сложно?

Олег Орлов: Думаю, нет. Но ни один корабль не выдержит вес такой защиты. Поэтому решающими становятся вопросы значимости биологических повреждений, восстановления функций. Мы в первую очередь говорим о мозге. Еще одна серьезная проблема - пребывание человека вне магнитного поля Земли. Это мало исследовано. Те научные данные, которые есть, не систематизированы, противоречивы. Поэтому необходимо разработать надежную систему медицинского обеспечения межпланетных полетов и создать задел для обеспечения планетных баз.

У всех на слуху недавний интереснейший российско-американский эксперимент на Международной космической станции: год провели в невесомости Михаил Корниенко и Скотт Келли. Почему и дальше нельзя отрабатывать дальние полеты именно на МКС?

Олег Орлов: Почему нельзя? Можно. Но в чем преимущество наземных экспериментов? Это возможность использования более широкого спектра научной аппаратуры и оборудования. На станции - ограничения по массе и габаритам. Это большая по сравнению с реальным полетом статистическая выборка. Это возможность предварительной отработки новых методов, аппаратуры и оборудования.

Двое суток ученые не дадут "космонавтам" спать. Возможно, отключат связь на какой-то период времени

Ведь мы полетим к Луне на корабле уже другого поколения?

Олег Орлов: Конечно. Сейчас разрабатывается новый пилотируемый корабль "Федерация". И ученые уверены: его создание должно идти под определенным медицинским, экологическим, санитарным сопровождением. Например, выбор материалов для конструкции корабля. Что лучше: металл или современные пластики? Однозначного ответа нет. Надо смотреть с точки зрения старения материалов, изменения их свойств при воздействии невесомости, радиации и т.д. Очень важно, скажем, знать, насколько они будут "газить", как это изменит на борту атмосферу. У нас есть определенные методики.

Насколько мне известно, в декабре пройдет очередное заседание российско-американской рабочей группы по космической биологии и медицине?

Олег Орлов: Да. Американцы подтвердили: приезжают. Достаточно большим составом. Ожидается широкая дискуссия и по лунной программе. И в части медицинского сопровождения, и в части научных задач. Начнем практическую работу. Договорились: сначала все отрабатываем на Земле. Потом как тренинг, как платформа для отработки в реальных условиях полета - на МКС. Сейчас на МКС временно сокращен российский экипаж. От этого во многом зависит возможность проведения годовых полетов.

На сколько рассчитана программа изоляционных экспериментов?

Олег Орлов: На пять лет. Это серия экспериментов продолжительностью от 4 месяцев до года. Мы договорились, что это будет открытая международная научная платформа, база - в развитие нашей концепции создания Международного центра по разработке системы медико-биологического обеспечения межпланетных полетов. Партнерами программы стали прежде всего коллеги из Программы исследований человека (HRP) НАСА. Есть и другие договоренности - с немецким космическим агентством, плотно идут переговоры с японской JAXA. Они подключаются к 4-месячной изоляции. Очень большая работа с итальянцами, которые хотят в эксперименте опробовать свои технологии и аппаратуру.

Вы начинаете с короткого эксперимента - 17-ти суток. Почему?

Олег Орлов: Это реальный сценарий полета к Луне: облет, работа на орбите и возврат. Пробный вариант. Научная задача - отработка поведения экипажа в экстремальных ситуациях, изучение реакции организма на стресс-факторы. В прошлых экспериментах мы моделировали всякие ЧП, неожиданные для экипажа. Здесь же в программе все прописано по-честному. Обязательно будет депривация сна: двое суток мы не дадим "космонавтам" спать. И будем изучать, как они смогут выполнять работу. Возможно, отключим связь на какой-то период времени. Надо сказать, что гендерный состав экипажа, а именно: трое мужчин и трое женщин - это тоже "провокация".

Слышала, что в одном из изоляционных экспериментов как-то разразился скандал: канадка, единственная девушка в экипаже, неадекватно восприняла дружеский жест со стороны россиянина. Было такое?

Олег Орлов: Было. Тут же еще другая проблема: формирования экипажа, взаимоотношений малых групп и т.д. Этот вопрос почему-то оказался выпавшим из внимания ученых. Наверное, не было такой задачи. А вот сейчас она поставлена.

Интересно, а аппендицит у космонавтов должен быть вырезан?

Олег Орлов: Очень хороший вопрос вы задали. Я уже упоминал, что проблема хирургии в космическом полете не решена. И если бы только аппендицит был. Если мы посмотрим таблицу возможности рисков в развитии тех или иных ситуаций, то я, наверное, соглашусь: аппендицит проще удалить, чтобы этот риск в полете не возник. Но могут возникнуть другие ситуации, требующие хирургического вмешательства. Поэтому как? Сейчас есть разные технологические подходы, включая робототехнику. Это важнейшая тема.

Знаю, что в "Марсе-500" испытатели некоторое время спали головой вниз, при угле кровати минус 12 градусов. Так имитировалось состояние, близкое к невесомости. В экспериментах по изоляции такого не будет?

Олег Орлов: Думаем. Возможно, испытатели будут спать в таком режиме, а в течение дня будем их поддерживать с помощью нагрузочных костюмов.

Как я понимаю, все подобные эксперименты нацелены на оценку уровня функциональных резервов человеческого организма. Важно "поймать", когда этот уровень начинает снижаться?

Олег Орлов: Мы должны научиться вовремя отслеживать это снижение. Сейчас все заинтересованы в поиске маркеров стресса.

Выдыхаемый человеком воздух может многое рассказать о состоянии организма. . Фото: Олег Волошин

А что может выступить таким маркером?

Олег Орлов: Для психологов, например, это отклонения в речевом взаимодействии членов экипажа. Для физиологов - какие-то тонкие вещи на уровне протеомных исследований. Например, изменение белкового состава мочи.

Оказывается, это может быть маркером начинающихся метаболических изменений, которые проявятся гораздо позже. Или, например, изучение выдыхаемого человеком воздуха: изменения, которые происходят в организме, оставляют здесь "след". Сегодня даже хеликобактер диагностируют по изменениям состава выдыхаемого воздуха - это уже клиническая практика.

Кто вошел в первый наземный "лунный" экипаж?

Олег Орлов: Командир - космонавт Марк Серов, один из разработчиков корабля "Федерация". В числе испытателей и единственная женщина из российского отряда космонавтов - Анна Кикина. Будут две сотрудницы института - кандидаты биологических наук Наталия Лысова и Елена Лучицкая. Врач экипажа - наш Илья Рукавишников, который встречает космонавтов после приземления и проводит полевые эксперименты. Испытателем-добровольцем будет гражданин Германии Виктор Феттер, руководитель одного из проектов Airbus DS.

То, что в эксперименте участвуют космонавты, важно?

Олег Орлов: Безусловно. У них свой взгляд на происходящее. Кстати, по перспективному пилотируемому кораблю мы тесно работаем с коллегами из РКК "Энергия" . Они конструкторы, инженерная эргономика у них замечательная. Но нужны врачи, психологи, которые помогут доработать корабль с точки зрения "человек-машина". Договорились, что на нашей базе будет создан макет "Федерации". Будем отрабатывать вопросы системы жизнеобеспечения, вопросы управления. А чем наш научно-экспериментальный комплекс не модель для того же лунного поселения? Для отработки технологий, которые "на послезавтра"? Ученые, как всегда, смотрят на шаг вперед.

Все эксперименты будут проходить в знаменитых "бочках" ИМБП?

Олег Орлов: Да. Для "облета Луны" будут задействованы два отсека наземного экспериментального комплекса. Общий объем - 250 кв. метров. Вообще один из важнейших вопросов для межпланетных полетов: каким должен быть объем космического корабля? Есть некие задумки. Но надо понять многое. Какой экипаж самый оптимальный? Какие системы управления, жизнеобеспечения? Не секрет, что наземный экспериментальный комплекс - те самые "бочки" - в свое время строился как макет межпланетного корабля. Но представить себе, что такая махина полетит к Марсу, сложно.

Кстати, с РКК "Энергия" мы обсуждаем необходимость проведения изоляционного эксперимента и в совсем маленьком объеме. Он будет под реальные условия "Федерации" или семейства этих кораблей. Тоже очень серьезная задача.

Визитная карточка

Олег Игоревич Орлов, директор ГНЦ РФ - Института медико-биологических проблем РАН, академик РАН. Выпускник 1-го Московского медицинского института им. И.М. Сеченова и Академии народного хозяйства при правительстве РФ. Специалист в области космической физиологии и гравитационной биологии, космической медицины.

Автор более 100 научных работ, в том числе монографий,изобретений и патентов, учебных пособий. Член Совета РАН по космосу, а также ряда других координационных органов РАН и "Роскосмоса". Участник международных рабочих групп по космической медицине.

Подготовка космонавтов в Центре

Подготовка космонавтов - это комплекс мероприятий, направленных на формирование и поддержание у космонавтов совокупности определенных знаний, навыков и умений, необходимых для надежного и безопасного выполнения программы космического полета и составляющих основу квалификации космонавта.

Подготовка космонавтов состоит из следующих этапов:

  • первый - общекосмическая подготовка кандидатов в космонавты;
  • второй - подготовка космонавтов в составе групп специализации и совершенствования по типам ПКА или направлениям специализации;
  • третий - подготовка космонавтов в составе утвержденных экипажей к конкретному полету на ПКА;
  • четвертый - подготовка экипажей на борту ПКА в процессе космического полета.

Общекосмическая подготовка имеет целью приобретение кандидатами в космонавты знаний, навыков, умений и качеств, составляющих основу профессии космонавтов. В процессе этой подготовки у кандидатов в космонавты формируются глубокие и устойчивые знания в области наук, составляющих основу космонавтики (теория полета ПКА, системы управления, основы космической навигации, принципы создания ПКА и ракетоносителей, стартовых комплексов и т.п.), знание базового ПКА и его систем, а также вырабатываются первичные навыки эксплуатации этих систем. Приобретаются знания по основам научных исследований и экспериментов и основам испытаний космической техники.

Основными целями подготовки в составе групп являются совершенствование профессиональных качеств космонавтов, их специализация по определенным типам ПКА и формирование навыков их эксплуатации, отработка методов контроля состояния и сохранения здоровья и поддержания высокой работоспособности. В процессе этой подготовки космонавты приобретают знания и практический опыт, необходимые для подготовки в составе экипажей.

На третьем этапе подготовки - в составе экипажей , у космонавтов вырабатываются устойчивые навыки по выполнению программы предстоящего космического полета. В процессе подготовки изучаются конкретные особенности ПКА и правила его эксплуатации, программа полета, бортовая документация.

На тренажерах и стендах отрабатываются навыки взаимодействия членов экипажа при выполнении элементов программы космического полета, в том числе и в аварийных ситуациях. Отрабатываются методики выполнения научных экспериментов и исследований.

Программы подготовки космонавтов на всех этапах формируются из отдельных видов подготовки в составе и объеме, определяемыми целями и задачами подготовки на данном этапе соответствующей группы и экипажа.

Подготовка космонавтов включает следующие виды:

  • техническая подготовка по бортовым системам и оборудованию ПКА;
  • подготовка космонавтов к выполнению научно-прикладных исследований, экспериментов и прикладных работ;
  • комплексная подготовка экипажей ПКА;
  • подготовка к внекорабельной деятельности (ВКД);
  • медико-биологическая подготовка;
  • подготовка к действиям при посадке в экстремальных условиях различных климатогеографических зон;
  • летная и специальная парашютная подготовка космонавтов;
  • психологическая подготовка;
  • гуманитарная подготовка.

ПОДГОТОВКА КОСМОНАВТОВ

  • прошли подготовку 422 человека из разных стран;
  • совершили космический полет 212 человек;

Количество человек, работавших на орбите в период с 1961 по ноябрь 2010 года, составило 418 человек. В общей сложности они провели на орбите 22 790 человеко-суток. Это составило более 62 лет.

Подготовку в ЦПК имени Ю.А. Гагарина прошли космонавты из 33 стран.

Подготовлено (чел.)

Подготовлено
(чел.)

Совершили космический полет на Российских кораблях (чел.)

Малайзия

Монголия

Афганистан

Болгария

Бразилия

Словакия

Германия

Голландия

Чехословакия

Казахстан

Республика Корея

КОСМИЧЕСКИЕ ПОЛЕТЫ И НАЛЕТ КОСМОНАВТОВ

Общее количество стартов ПКА с космонавтами на борту, подготовленными в ЦПК, составило 127 . Самыми рекордными по числу стартов стали 1980, 1997 и 2000 гг. - по 6 стартов, а в 2001 году - 8 стартов. Всего на орбите побывало 224 космонавтов и астронавтов, подготовленных в ЦПК, из них:

  • Крикалёв С.К. - совершил 6 космических полетов;
  • Джанибеков В.А., Соловьёв А.Я., Стрекалов Г.М., - совершили по 5 космических полетов;
  • 9 космонавтов совершили по 4 космических полета;
  • 27 космонавтов совершили по 3 космических полета;
  • 63 космонавта совершили по 2 космических полета;
  • 132 космонавта поднимались на орбиту по 1 разу.

За 6 космических полетов космонавт Крикалёв С.К. провел на орбите более 804 суток. Самый длительный полет совершил космонавт Поляков В.В. - 438 суток.

ПОДГОТОВЛЕННЫЕ ЭКСПЕДИЦИИ

За период с 1961 по ноябрь 2010 года на орбите находилось 8 орбитальных комплексов, на которых работало 95 экспедиций. Самое большое количество экспедиций - 37 - работало на орбитальном комплексе "Мир", который находился на орбите 5510 суток - более 15 лет. Суммарный налет экспедиций на комплексе "Мир" составил 12 348 человеко-суток (33,83 года).

ВЫХОДЫ В КОСМОС

За время полетов было совершено 133 выхода в космос. Всего космонавты провели в открытом космосе 1131 человеко-час. Больше всех выходил в космос Соловьёв А.Я. - 16 выходов общей продолжительностью 3 суток 7 часов 2 минуты, 11 выходов совершил Авдеев С.В., по 10 выходов совершили Серебров А.А. и Онуфриенко Ю.И.

Алексей ФЕДОРОВ, сотрудник Центра подготовки космонавтов им. Ю.А. Гагарина:

В первую очередь вы должны понять, что такое профессия космонавта. И почему вы хотите стать космонавтом. Нужно ходить на экскурсии в музеи, посвященные космической и авиационной тематике, благо их в нашей стране множество. И вы найдете места на любой вкус. После этого советую почитать некую литературу. Можно почитать литературу публицистического характера. Можно почитать книги более сложной направленности - Левантовского, Чертока и других авторов.

Также было бы неплохо съездить на экскурсии в различные предприятия космической отрасли. В первую очередь это, конечно же, экскурсия в Центр подготовки космонавтов. Если есть возможность, также можно попробовать попасть на какую-либо встречу с космонавтом, чтобы лично задать вопросы, которые вас интересуют. После этого, переварив всю ту информацию, которую вы получили, если вы решили, что вам действительно интересна данная профессия, вы начинаете углубляться.

В первую очередь следует получить профессиональные знания. Это должны быть либо технические специальности (желательно направления авиационно-космического строения), либо биохимия, геофизика, астрономия - все то, с чем космонавты работают на орбите и с чем наша космическая промышленность сталкивается в повседневной жизни. После этого, если у вас уже есть подобное образование или вы его получили, обнаружив в себе желание стать космонавтом, вы должны понять, насколько вам интересна и доступна сама профессия космонавта. Потому что человек, который становится космонавтом, должен обладать определенным набором качеств. Среди них, конечно, должна быть стрессоустойчивость, желание всегда стремиться вперед, не останавливаться, умение терпеть, умение ждать. Умение быть не только общительным, но и деликатным, обладать чувством такта, общей эрудированностью.

Профессия космонавта означает, помимо прочего, еще и физические нагрузки. Причем это физические нагрузки не только со стороны специальной подготовки (такие, как центрифуга, полеты на невесомость и различные другие), но и с позиции поддержания своего здоровья. В первую очередь нужно ознакомиться с перечнем медицинских требований, которые представлены на официальных сайтах Роскосмоса, Центра подготовки космонавтов и доступны в виде отдельных документов. Там четко прописан перечень всех обследований, которые нужно пройти, и параметров, особенно физических, физиологических, которым должен соответствовать человек, желающий стать космонавтом.

После этого надо начать проходить этот вид, если можно так сказать, диспансеризации и подготовки. Это отдельная задача, которую нельзя рассматривать просто как попутное собирание документов. Прохождение медицинского отбора - это, наверное, самая важная вещь при отборе космонавтов. Потому что космос требует от нас крайне высокой степени устойчивости. Потому что это агрессивная среда, крайне тяжелая для пребывания в ней человека. Относиться к сбору всех документов по здоровью нужно очень серьезно. И желательно, конечно, проходить обследование в качественных клиниках, благо сейчас есть большое количество доступных государственных учреждений или больших частных медицинских центров, в которых даже целыми комплексами проходят. После того как вы все это подготовили, надо собрать большое количество личных документов, собрать справки, особенно справки о допуске к государственной тайне. Не потерять, найти все свои дипломы. И надо будет написать автобиографию, при этом не пытаться в ней написать нечто выходящее за пределы человеческих возможностей. Это должна быть максимально краткая, четкая и понятная (прежде всего вам самим) автобиография, описание вашей жизни. Можно от рождения, можно от начала учебы - и вплоть до настоящего времени. Потому что все, что лежит более глубоко, если вы дойдете до этапа очного отбора, будет выясняться психологами или во время профотбора как одного из конечных этапов.

После того как все документы поданы, их отправляют в Центр подготовки космонавтов, помечая, что это направляется в комиссию по отбору. И после этого идет период рассмотрения. Он может занять достаточно долгое время. После чего, если человек попадает на очный этап отбора, он, как говорится в документах, «прибывает на место прохождения отбора» (т.е. приезжает в ЦПК) в определенное назначенное время и начинает проходить этапы отбора. Что это такое?

Этапы отбора делятся на следующие. Сначала человек проходит психологический отбор и отбор на физическую пригодность. Он проходит определенные тесты в течение целого дня вместе с психологами ЦПК. Эти тесты направлены на определение его стрессоустойчивости, адекватности, его способности выполнять сложные операторские задачи. После прохождения этих двух этапов отбора, если все хорошо, человек приступает к физическому отбору. Если кандидат прошел все этапы физической и психологической подготовки, он приступает к очному этапу профотбора.

Профотбор заключается в прохождении двух этапов. Сначала это тестирование на операторскую деятельность. По факту это различные тесты и упражнения на способность выполнять некие операторские действия. Это может быть как управление джойстиком маркера на экране, сборка каких-то схем, определение неисправности в приборах, определение принципа работы некоего аппарата или работа по бортовой документации - ровно такой же, абсолютно настоящей, как и та, что дают действующему космонавту. Если тесты на операторскую деятельность проходят нормально, в дальнейшем идет тестирование на английский и русский язык. Это вполне понятно. Там ничего особо сложного нет, хотя подготовиться, конечно же, нужно. Язык международного общения (язык общения на МКС) - английский. Хотя есть и российский сегмент, и говорят, что у нас есть рунглиш (Runglish, смешение русского и английского языков), но по большей части именно во время полета используется английский язык. Потому что все ЦУПы, кроме московского, общаются с нашими членами экипажа именно на английском языке. И в Мюнхене, ДжАКСА (JAXA, Japan Aerospace Exploration, Японское агентство аэрокосмических исследований), Канада, NASA (National Aeronautics and Space Administration, Национальное управление по аэронавтике и исследованию аэрокосмического пространства, США) в Хьюстоне общаются с применением английского языка.

Если человек прошел все эти тесты, потом он приходит на профотбор. Это один из самых страшных этапов, к которому надо очень серьезно готовиться. Многие говорят: «А нет нигде информации!», но на самом деле информация в методичке с перечнем тем, которые могут быть затронуты во время профотбора, выкладывается точно так же совместно с официальными документами подбора на сайте. За сутки кандидата просят написать мотивационное эссе. Это некий текст, который объясняет, почему человек захотел стать космонавтом или что такое профессия космонавта в его понимании. Конечно, немного темы могут варьироваться, но, как правило, они все фокусируются на восприятии человека, его понимании того, что такое и кто такой космонавт, и понимании того, зачем он вообще решил стать космонавтом.

Также дается за сутки некое пособие. Как правило, это пособие по системам корабля «Союз». Это могут быть системы двигательной установки, а могут быть системы терморегулирования, системы обеспечения жизнедеятельности. Человек должен успеть за сутки прочитать и усвоить информацию. Понятно, что никто с него не будет спрашивать, как с космонавта - в таком же объеме. Но кандидат должен показать, что он смог за это время вникнуть, понять суть, понять основные реперные точки: как система работает, для чего, как она реагирует на некие воздействия, - и понимать принцип ее работы, а также уметь очень четко это все объяснить.

Одна из очень важных вещей, которая требуется от космонавта, - это умение правильно формулировать свои мысли. После того как зачитывают эссе, начинается процесс непосредственно отбора. Сюда входят как специалисты по подготовке космонавтов - психологи, врачи, специалисты по языку, так и представители каких-то других управлений - РКК «Энергия», Роскосмоса. Все они задают свои вопросы. Как правило, интересуют вопросы в области элементарной физики, орбитальной механики, математики, алгебры, понимания процессов, происходящих в корабле, - того, как он летает, почему он летает, почему он не падает, как живет космонавт, как он выживает, что требуется космонавту в космосе, как вернуться на Землю. Также большое количество вопросов посвящается общей эрудиции - пониманию устройства мира, начитанности человека, его культурной составляющей (насколько он образован, эрудирован, воспитан, как он реагирует на стрессовые вопросы, как он общается с людьми, насколько качественно с точки зрения психологической устойчивости он может выдерживать длительные разговоры).

После того как профотбор проходит, если человек успешно финишировал и в конце протокола указано, что он соответствует требованиям, предъявляемым кандидатам в космонавты, то человека допускают на очный медицинский отбор. Во время медицинского отбора кандидат проходит достаточно большое количество обследований не только на территории ЦПК, но и в смежных организациях - таких, как АМБП, институт Бурденко и многих других. Как правило, это учреждения, которые специализируются на космической и авиационной медицине. Если все хорошо, то человека допускают и к специальным тренировкам, а также проводят специальные обследования - такие, как кресло ускорения Кориолиса (сокращенно КУК), которое проверяет устойчивость вестибулярного аппарата, центрифуга (устойчивость человека к перегрузкам), велоэргометр и ортостол (ручной вертикализатор). Это проверки устойчивости сердечно-сосудистой системы. Ортостол, как правило, проверяет в первую очередь сосуды головного мозга: насколько правильно работает отток крови из головы, как правильно работает тело, как оно реагирует на изменение своего положения.

Сначала решение выносит медицинская комиссия, так называемая главная медицинская комиссия (ГМК), которая дает заключение для комиссии, занимающейся отбором, о том, годен ли человек к работе космонавтом. И после этого мы ждем окончания отбора, потому что решение о принятии человека в отряд космонавтов проходит на конкурсной основе. То есть заканчивается весь отбор и из тех кандидатов, которые прошли полный цикл отбора, получили положительное заключение ГМК и положительное заключение профкомиссии, составляется рейтинг. И уже на основе этого рейтинга, на основе прохождения профотбора, каких-то многих других нюансов, которые учитываются, исходя из личности каждого кандидата, происходит отбор тех единиц, которые проходят в так называемый новый класс. Об этом сообщают официально. Их приглашают и официально представляют уже руководству Роскосмоса, ЦПК и общественности.

На этом заканчивается этап общего отбора кандидатов в космонавты, после чего начинается этап общекосмической подготовки, который практически сразу начинается после окончания отбора и проходит в течение двух лет, где люди начинают изучать основы орбитальной механики, систем корабля, многих других специальностей, которые потребуются космонавту не только для работы в космосе, но и для общего кругозора - в первую очередь понимания того, что космонавт суть не только инженер, испытатель и оператор техники, это еще и публичное лицо, которое должно правильно понимать текущее состояние мира и вещей, его окружающих.

По окончанию этапа общекосмической подготовки человек проходит государственный экзамен. В случае хорошего результата, которым является по возможности высшая оценка - 5 или 4, человек получает статус «космонавта-испытателя».

Чтобы вы понимали, человек, который прошел в отряд космонавтов сразу после отбора, еще не является космонавтом. Он является кандидатом в космонавты. Официально он оформляется на должность кандидата в космонавты. И только после прохождения госэкзамена, через два года после успешно пройденного отбора, он получает статус космонавта-испытателя.

Олег Артемьев. Фото: сайт/Александр Авилов

Полеты в космос – это работа. Сложная, требующая большой выдержки, усердия и обширных знаний. Иногда от начала обучения до назначения в экипаж на МКС проходит не два или три года, а десять лет. На Земле космонавты постоянно учатся, сдают экзамены, изучают новую технику.. А. Гагарина и узнал у Олега Артемьева, совершившего один полет на станцию, о том, что происходит в сурдокамере и для чего решают задачи, не раскрывая парашюта.

ОСНОВЫ КОСМИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

– Прежде чем начать свой путь в космос, человек должен попасть в отряд космонавтов. Какие качества важны для претендента?

– Сейчас претендентов старше 33 лет не берут. Человек должен быть здоровым, иметь способность к обучению, терпение и хорошую память. Нужно окончить высшее учебное заведение, желательно авиационное училище или технический вуз – МГТУ имени Баумана, МАИ, МИФИ. Среди российских космонавтов много выпускников авиационных училищ (Качинского высшего военного авиационного училища летчиков, Харьковского высшего военного авиационного училища летчиков им. С.И. Грицевца, Оренбургского военного авиационного Краснознаменного училища летчиков им. И.С. Полбина и других), МАИ, Бауманки, МГУ.

– А гуманитариев в космонавты берут?

– Сейчас да. Раньше был отраслевой набор – космонавты приходили из Министерства обороны, РКК "Энергия", где производят корабли. В Институте медико-биологических проблем отряд космонавтов состоял из трех человек, по одному космонавту было из РКЦ "Прогресс", где строят ракеты, и Центра имени М.В. Хруничева. В 2012 году был объявлен открытый конкурс по отбору кандидатов в отряд космонавтов Роскосмоса. Тогда в отряд зачислили восемь человек разных специальностей. Половина – гуманитарии.

– После того как претендент успешно прошел все этапы отбора – медкомиссию, технический экзамен и тест по физкультуре, – он зачисляется в отряд космонавтов Роскосмоса как кандидат в космонавты-испытатели. У него начинается общая космическая подготовка (ОКП). Длится она от полутора до двух лет. Учеба идет практически круглосуточно.

ОКП КАНДИДАТОВ В КОСМОНАВТЫ ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ ПОДГОТОВКУ:

  • по бортовым системам и оборудованию пилотируемых космических аппаратов (ПКА);
  • к выполнению научно-прикладных исследований и экспериментов на ПКА;
  • к внекорабельной деятельности (ВКД);
  • к действиям при посадке в экстремальных условиях различных климатогеографических зон;
  • медико-биологическую подготовку;
  • специальную летную подготовку;
  • парашютную подготовку;
  • физическую подготовку;
  • гуманитарную подготовку
  • .

    В тренажере "Союз". Фото: сайт/Александр Авилов

    В конце этого этапа сдается Государственный экзамен, целью которого является определение уровня подготовки кандидатов в космонавты по результатам ОКП. Принимает его комиссия, в которой более 100 человек с разных предприятий (ЦПК имени Ю.А.Гагарина, РКК "Энергия", Институт медико-биологических проблем РАН, Центр имени В.М. Хруничева). Это тест не только на знания, но и на умение держать психологический удар.

    После успешной сдачи кандидату присваивается звание "космонавт-испытатель"

    – После общей космической подготовки сразу начинаются тренировки к полету на станцию?

    Следующий этап – подготовка в группах специализации и совершенствования. Она длится три года. За это время нужно сдать около 150 экзаменов и зачетов и итоговый экзамен в конце обучения, который действует три года. Если в течение этого времени человека не назначили в экипаж, приходится пересдавать, потому что техника совершенствуется. Бывает, что через год приходится сдавать экзамен заново, потому что что-то изменилось.

    Наконец наступает момент, когда тебя назначают в экипаж. Это может случиться и через два, и через три года. У меня прошло девять лет. Есть и те, кто по 16 лет готовился. В истории российской космонавтики таких примера два – подготовка Валерия Полякова и Сергея Ревина длилась 16 лет.

    Если космонавта назначили в экипаж, то наступает третий этап – подготовка в составе экипажа. Она начинается примерно за полтора-два года до полета.

    В космосе проходит четвертый этап – поддержание профессиональных навыков в полете. Когда ты спускаешься, этот этап продолжается во время реабилитации, которая длится полгода. Сколько летаешь, столько и восстанавливаешься.

    После полугодовой реабилитации назначается главная медицинская комиссия. От ее результатов зависит, попадешь ли ты вновь на второй этап, в группу совершенствования. Если тебя признали годным, то ты снова занимаешься в группах, снова сдаешь экзамены, проходишь курсы выживания, психологическую подготовку.

    В это же время ты выступаешь как эксперт. Например я недавно ездил в РКК "Энергия", где мы испытывали новую ручку управления спуском корабля "Союз". После возвращения на Землю я участвую в испытании новой техники, модернизации старой и жду назначения в полет. По тем планам, которые есть, он состоится в 2019 году.

    – Что лично вам больше всего нравится в подготовке космонавта?

    – Самое любимое – испытание новой техники: поездки на "Энергию", общение с конструкторами, инженерами. У космонавта, слетавшего в космос, есть определенные знания и навыки, которые могут пригодиться на Земле. Например я пришел в отряд космонавтов из РКК "Энергия". Можно сказать, что я летал не просто удовлетворить свою мечту, а понять, как там все работает, как факторы космического полета действуют на корабли и станцию.

    Теперь я понимаю, какими должны быть станция и корабль. Цель ведь не просто слетать и выйти в открытый космос, а долететь до Луны, Марса. Я, конечно, не уверен, что сам туда попаду, но мои знания и опыт помогут это сделать другим.

    Тренажеры транспортных пилотируемых кораблей "Союз". Фото: сайт/Александр Авилов

    – Вы сказали, что космонавт за время обучения сдает около 150 экзаменов. Допускаются ли пересдачи?

    – Лучше сдавать с первого раза. Но разные ситуации бывают в жизни – заболел ребенок, отключили свет в ночь перед экзаменом, случилась трагедия в семье. Это бывает редко, но пересдать дают.

    – Есть ли различия в обучении мужчин и женщин?

    – По техническим дисциплинам никаких поблажек нет. Быть может послабления есть при сдаче физкультурных тестов, но они абсолютно минимальны и составляют 30 процентов по сравнению с нормативами мужчин. К примеру, мужчинам до 30 лет нужно 14 раз подтянуться, а женщинам в таком же возрасте – 14 раз отжаться в упоре лежа.

    Кстати, эти дисциплины похожи на нормы ГТО, которые сейчас возобновили. Если сдаешь первую ступень, то этого достаточно, чтобы пройти наши физкультурные тесты.

    КТО ЛЕТИТ НА МКС

    – Экипаж, который готовят к полету на МКС, как правило, состоит из наших космонавтов и американских, европейских или японских астронавтов. Как ведется преподавание? Какой основной язык?

    – В Центре подготовки космонавтов в Звездном городке американцы, японцы и европейцы изучают русский язык, у них есть специальные часы для этого. В основном изучают именно технический язык. Но при необходимости иностранного астронавта сопровождает на тренировках переводчик. В Хьюстоне, Кельне или Цукубе подготовка российских космонавтов ведется на английском языке, и на занятиях присутствует наш переводчик.

    Комплекс тренажеров российского сегмента МКС. Фото: сайт/Александр Авилов

    – Как формируется экипаж будущей экспедиции?

    – Назначение в полет зависит не только от знаний, но и от физической готовности космонавта – должна быть пройдена медкомиссия, сданы все экзамены.

    Сейчас в отряде 37 космонавтов. Тебя назначают в экипаж, когда приходит очередь. Но у нас еще действует правило, что в экипаже один космонавт должен быть опытный, уже летавший. И к нему уже назначают перворазника.

    – Как экипаж подбирают по психологической совместимости?

    – В процессе подготовки, учебы наши психологи оценивают умение работать в коллективе и стараются назначать совместимых людей. Но бывает по-разному. Бывало даже, что снимали космонавтов прямо перед полетом, но было очень давно.

    – Сейчас все полеты осуществляются на "Союзе", где место строго ограничено. Есть ли в связи с этим критерии отбора в экипаж?

    – У нас лимит по весу. Максимум – 90 килограммов. Если вес человека превышает это значение, то надо садиться на диету, или тебя снимут с экипажа. По росту ограничение – 190 сантиметров. Но на самом деле важен рост в положении сидя – он не должен превышать 99 сантиметров.

    ЗАМКНУТОЕ ПРОСТРАНСТВО И ОТКРЫТЫЙ КОСМОС

    – Экспедиция на станцию в среднем продолжается полгода. Как готовят к длительному пребыванию в замкнутом пространстве?

    – Дело не только в замкнутом пространстве, а в том, что человек постоянно находится в маленьком коллективе. У нас есть такой предмет – психология малых групп, где рассказывают, как вести себя, предотвращать конфликты, первым протягивать руку.

    К замкнутому пространству готовят в сурдокамере. Это такое помещение, бочка, куда не проникает свет или звук извне. В сурдокамеру сажают на пять суток, трое из которых ты не спишь. Это так называемый режим непрерывной деятельности.

    У тебя есть только лампочка, приборы, компьютер и тесты, которые надо выполнять. Это могут быть и задания на свободную тему – например, надо сделать репортаж ровно на две минуты, но не смотря на часы. Психологи оценивают тебя в режиме онлайн, смотрят не разговариваешь ли ты с кем-то, потому что на вторые-третьи сутки без сна могут привидеться всякие чудища или животных с себя начинают снимать. Это один из самых сложных экспериментов. Если ты прошел его, то идешь дальше, а если нет – могут списать.

    – Вы участвовали в программе "Марс-500", во время которой приходилось долго находиться в замкнутом пространстве. Помог ли вам этот опыт на МКС?

    – Этот эксперимент помог мне в ожидании собственного космического полета, поскольку путь к нему у меня занял 11 лет. Я занимался этой программой с 2006 по 2008 год. У нас было три изоляционных эксперимента. Работа творческая, в чем-то сравнима с теми испытаниями, которые проходят в РКК "Энергия" с новой техникой.

    Большинство экспериментов, проведенных в рамках этой программы, мы потом повторяли на МКС. Такая дополнительная подготовка получилась

    – Как космонавтов готовят к экстремальным и нештатным ситуациям?

    – Такие ситуации, как разгерметизация, неисправность систем скафандра отрабатываются на тренажере "Выход-2". К выходу в открытый космос готовят и в гидролаборатории. Устранение неполадок доводится до автоматизма.

    Но перед началом занятий на тренажерах из космонавта делают человека хладнокровного. Для этого проводят специальную парашютную подготовку (СППК). Она представляет собой прыжки с вертолета или самолета, примерно с высоты 4,5 километра.

    После того как ты вышел из люка, тебе надо стабилизироваться и, не раскрывая парашюта, решать задачи, которые записаны у тебя на планшете. Вместе с этим надо провести репортаж на свободную тему – рассказать о том, что видишь вокруг. Помимо этого нужно следить за высотой и на высоте 1200 метров открыть парашют.

    Фотогалерея


    Когда человек прыгает первый раз, репортаж не получается, только одни звуки. Но с каждым прыжком страх замещается уверенностью. На 30-40-й прыжок ты уже решаешь все задачи, выполняешь все репортажи.

    Обычно у нас три такие парашютные подготовки. В конце них у тебя уже нет страха как такового. К любой ситуации подходишь с трезвым умом.

    – Как готовят к выходу в открытый космос?

    – Это самая интересная и опасная работа. Готовят к ней, как я уже сказал, в гидролаборатории, где создается так называемая гидроневесомость – это когда скафандр преобретает нулевую плавучесть, то есть не тонет и не всплывает. Работаешь в скафандре на макете станции, размещенной в гидробассейне, отрабатываешь все операции, которые только могут быть в космосе – штатные и нештатные.

    Затем идет тренажер "Выход-2", где ты учишься работать со скафандром, устранять неисправности, экономить свои силы, – выход бывает по шесть-семь часов, и тебе надо в течение этого времени оставаться работоспособным, уметь вернуться и если что, забрать товарища. Затем теоретическая подготовка и экзамены.

    Во время парашютной подготовки есть такой элемент тренировки работы в открытом космосе: во время полета на вертолете необходимо перемещаться по его опорам.

    – Вы тоже выходили в открытый космос. Какие были первые ощущения?

    – Я ждал этого, мечтал о выходе в открытый космос. До того как пошел в отряд, я работал в отделе внекорабельной деятельности в РКК "Энергия", как раз готовил космонавтов и модули к работе в открытом пространстве.

    Когда я открыл люк, сперва был ступор. Но не из-за страха. Бездна за бортом как бы притягивает. Выходят обычно в темноте, не на рассвете. Открываешь люк и ничего не видишь. Первое ощущение – не видишь водолазов, которые помогают в гидролаборатории. А тут только ты и твой товарищ.

    Мой первый выход продлился более семи часов, был довольно тяжелым. Во второй раз сделали все за пять часов. В этом году исполнилось 50 лет со дня первого выхода в открытый космос. И до сих пор эта работа остается самой рискованной, интересной и притягательной.

    – К жизни на станции есть особая подготовка, например, к питанию на борту?

    – Перед полетом проводится дегустация. Ты выбираешь более чем из 300 блюд, чем хочешь питаться на станции. Сейчас в тюбиках только мед, горчица и приправы типа кетчупа. Еще есть консервы. Остальное – сублимированная пища в пакетиках, как макароны быстрого приготовления Готовят, в основном, заправлять еду: делаешь в упаковке маленькое отверстие, через трубочку заливаешь горячей водой и ждешь пока приготовится.

    Аппарат для заправки еды. Фото: сайт/Александр Авилов

    У нас 16-суточное меню, то есть те блюда, которые ты ел сегодня, повторятся только через 16 дней. В меню есть и борщ, и макароны, и различное мясо. Самое вкусное – творог с орехами и сушеное мясо: говядина, конина, оленина.

    – Как питаются экипажи из разных стран?

    – Есть российский сегмент и американский. У нас свое меню, у них свое. Но дегустацию мы проводим друг у друга и можем выбрать блюда, которые понравились больше. На станции обмениваемся.

    – Есть ли запреты для космонавтов? Например, нельзя носить пирсинг или делать татуировки.

    – Знаю, что многих ребят не взяли из-за татуировок. Пирсинга ни у кого не видел. Он опасен для работы на корабле в невесомости. Им можно зацепиться за что-нибудь. Даже обручальное кольцо опасно носить. Все лишнее на теле не приветствуется.

    – Почему татуировки запрещены? Считается, что это – повреждения кожи и медики не пропускают?

    – В основном психологи не пропускают. Татуировка – это психологический момент. Считается, что нормальный человек невыводимые вещи себе на тело наносить не будет.

    – Когда экипаж готов, какие обязательные традиции соблюдаются перед стартом?

    – Их очень много. Некоторые еще от Гагарина пошли. Например, сохраняется традиция, когда основной и дублирующие экипажи летят разными самолетами, едут разными автобусами на Байконуре. Традиция никогда не говорить "последний", а всегда говорить "крайний". Смотреть перед полетом фильм "Белое солнце пустыни".

    – Почему именно этот фильм?

    – Исторически сложилось. Когда "Белое солнце пустыни" только вышло в прокат, его показали космонавтам. Сперва одному экипажу, потом другому. А третий не стал смотреть, и его сняли с полета. То же и у американцев было – постоянно откладывали старт. Как только посмотрели фильм – старт состоялся.

    Наверное, можно было бы отменить традицию и корабли бы нормально стартовали. Но она хороша тем, что в просмотре участвуют семьи, которые приезжают к космонавтам за три дня до старта. Лишняя возможность пообщаться с родными.

    "Белое солнце пустыни" у нас есть на 15 языках – на китайском, казахском, английском. Можно смотреть на другом языке – получается даже еще смешнее, чем на русском.

    Фотогалерея


    – Когда вы полетели в космос, какие были первые чувства?

    – Если бы я пришел и полетел через год или два, то был бы восторг. А когда ты 11 лет готовишься, то знаешь, что тебя ждет.

    Конечно, Земля красива. Все свободное время ты тратишь на то, чтобы понаблюдать за ней. Но такого "вау, я в космосе", не было.

    Была мечта выйти в открытый космос, а затем вернуться и либо самому, либо кому-то помочь долететь до Луны или Марса.