касимова. Аксенов владимир викторович (1935), летчик-космонавт ссср, дважды герой советского союза, академик российской академии космонавтики, почетный гражданин г

« Покоритель космоса»

Владимир Викторович Аксенов

летчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза,

Почетный гражданин Касимовского района.

Летчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза, Почетный гражданин Касимовского района Владимир Викторович Аксенов родился 1 февраля 1935 года в селе Гиблицы Касимовского района. Детство его было нелегким, оно пришлось на военные годы.
Он очень рано потерял родителей и воспитывался у бабушки с дедушкой — Веры Федоровны и Ивана Прокофьевича Аксеновых. Они работали в Гиблицкой школе учителями русского языка и литературы. Именно они привили Володе любовь к чтению, музыке и стали для него достойным жизненным примером.

Первые шаги к успеху Володя сделал в родной школе. Он был одним из лучших учеников, о чем свидетельствует Похвальная грамота, полученная за окончание Гиблицкой школы в 1949 году. Володя знал, что хорошие знания ему необходимы для осуществления самой заветной мечты – быть летчиком. Поэтому следующей ступенькой в образовании стал Касимовский индустриальный техникум. Ему приходилось в любую погоду ходить пешком из Гиблиц в Касимов 30 километров и обратно.

В 1953 году Владимир Викторович окончил Мытищинский машиностроительный техникум, с 1953 по 1956 годы учился в военной авиационной школе и в Чугуевском военном авиационном училище летчиков, в 1963 году окончил Всесоюзный заочный политехнический институт. После увольнения из рядов военно-вооруженных сил он стал работать в конструкторском бюро, которым руководил Сергей Павлович Королев – человек, впоследствии признанный как основоположник практической космонавтики не только в СССР, но и в мире. Королевым был создан отряд космонавтов – испытателей, который входил в объединенный отряд космонавтов. Его основными задачами были испытание и оценка специально созданной техники в космическом полете. После длительного периода отбора и подготовки в 1973 году Аксенов был зачислен в этот отряд и затем выполнил два испытательных полета в космос.

С 15 – 23 сентября 1976 года Владимир Викторович Аксенов совместно с Валерием Федоровичем Быковским совершил первый полет в качестве бортинженера на космическом корабле «Союз – 22». Полет производился по программе сотрудничества социалистических стран в области исследования и использования космического пространства в мирных целях. На борту космического корабля была установлена многозональная фотоаппаратура, разработанная совместно специалистами ГДР и СССР. Программой полета предусматривалось также выполнение научно-технических, медико-биологических исследований и экспериментов.

За успешное осуществление полета и проявленные
при этом мужество и героизм Владимиру Викторовичу было присвоено звание Героя Советского Союза и вручена медаль «Золотая Звезда».

Второй космический полёт Владимир Викторович Аксенов совершил с 5 – 9 июня 1980 года совместно с Юрием Васильевичем Малышевым в качестве бортинженера на космическом корабле «Союз Т – 2». Была осуществлена стыковка корабля с орбитальным научно – исследовательским комплексом «Салют – 6» — «Союз – 36», на котором работал экипаж основной экспедиции. Перед экипажем стояла основная задача – произвести первые испытания в пилотируемом режиме нового, усовершенствованного транспортного космического корабля типа «Союз Т», предназначенного для замены космических кораблей типа «Союз».

За успешное проведение испытания в космосе усовершенствованного транспортного корабля «Союз Т-2» и проявленные при этом мужество и героизм Владимир Викторович был награждён второй медалью «Золотая Звезда». Он стал дважды Героем Советского Союза.

Все жители страны, а особенно земляки пристально следили за событиями в космосе. Сельчане от всего сердца желали космонавтам новых успехов, удачного выполнения программы полёта и мягкой посадки при приземлении.

Жители села Гиблицы обсуждали новости из космоса. Они радовались за своего земляка от всей души. В школе, где учился космонавт, учителя напутствовали выпускников быть такими же смелыми, настойчивыми как покоритель космоса Владимир Викторович Аксенов.

После космических полётов Владимир Викторович активно участвовал в международной научно-технической и общественно-политической деятельности. Для него открылась возможность побывать во многих странах, узнать их историю, культуру, религию, хозяйство, государственное устройство и дополнить свои знания о состоянии нашей планеты и её ресурсах.

Владимир Викторович Аксенов продолжил работу в Центре подготовки космонавтов имени Юрия Гагарина в г. Королев. Он участвовал в тренировочных занятиях экипажей перед новыми космическими полётами.

В 1988 году Аксенов ушел из отряда космонавтов и стал директором Государственного научно-исследовательского центра по изучению природных ресурсов.

А с 1990 года работал Генеральным директором научно-производственного объединения «Планета», которое успешно работало по использованию имеющихся и разработке новых спутниковых систем.

В 2009 году Владимир Викторович издал книгу «Дорогами испытаний». Она адресована широкому кругу читателей, которых интересует история космонавтики. Автор рассказывает о событиях, участником или свидетелем которых он был. Каждая глава – отдельная история о трудностях и их преодолениях, об ошибках и победах, которые встречались как в космических полётах, так и на Земле.

Достигнув космических высот, наш знаменитый земляк не забывает свою малую родину, часто навещает её, встречается с односельчанами, школьниками, участвует в районных мероприятиях. Отдыхает на родине душой, запасается новыми силами.

В Гиблицкой библиотеке собран большой материал о жизни и деятельности знатного земляка В. В. Аксенова, в средней школе оформлен уголок космонавтики, для которого многие экспонаты и документы подарены лично Владимиром Викторовичем и его друзьями по космическому отряду.

В честь Владимира Викторовича Аксенова в Касимовском районе ежегодно проводится легкоатлетический пробег р.п. Гусь-Железный – Гиблицы. Участники приезжают со всей Рязанской области.

Владимир Викторович внес большой вклад в освоение космоса. Он прошёл достойный путь от сельской семилетки до работы по созданию космических аппаратов и доказал, что обыкновенный деревенский мальчишка может достичь любых, даже космических высот.

Дата события: 01.02.1935 г.

Родился 1 февраля 1935 г. в с. Гиблицы Бельковского района Московской области (ныне Касимовский район Рязанской об-ласти). Рано лишился родителей. Отец — Виктор Степанович Живоглядов после рождения сына с семьей не жил; погиб на фронте 13 января 1944 г. Мать — Александра Ивановна Аксе-нова работала бухгалтером в местном сельпо и пищекомбинате; умерла в 1949 г. Воспитателями и опекунами после смерти матери стали бабушка и дедушка: Иван Прокофьевич и Вера Федоровна Аксеновы — выпускники Рязанской учительской семинарии 1896 г., преподаватели русского языка и литерату-ры Гиблицкой школы. Вера Федоровна одна из первых среди учителей Рязанской области была награждена орденом Ле-нина за вклад в дело образования. Бабушка умерла в 1955 г., дедушка — в 1959 г. Владимир учился в школе успешно — за 4-й, 5-й и 7-й классы имел похвальные грамоты.

В 1949 г. вступил в комсомол. В том же году после успешно-го окончания сельской семилетней школы без экзаменов был принят в Касимовский индустриальный техникум. В Касимо-ве с односельчанином Евгением Стоговым, также учащимся техникума, снимали небольшую комнату в частном доме по ул. Дровяная. Каждую неделю в воскресные дни вместе с дру-гими учащимися преодолевали пешком 25-километровый путь от Касимова до Гиблиц.

В 1950 г. по решению старших в семье переехал жить в г. Ка-лининград (ныне г. Королев) Московской области к сестре матери — Зинаиде Ивановне Симакиной, которая работала школьным учителем. Учебу продолжил в Мытищинском маши-ностроительном техникуме. Практику учащиеся проходили на больших предприятиях — Мытищинском машиностроительном заводе (ныне — ОАО «Метровагонмаш») и Московском авто-заводе им. И. В. Сталина (ныне — Открытое акционерное мо-сковское общество «Завод имени И. А. Лихачева» (АМО ЗИЛ), где получали специальности токаря, слесаря, фрезеровщика, сборщика. Впоследствии эти профессиональные навыки очень пригодились в повседневной жизни, в работе конструктора, испытателя и космонавта.

В это же время Владимир Викторович успешно окончил школу бального танца при Дворце культуры автозавода, что впоследствии позволило чувствовать себя уверенно на всех официальных мероприятиях и приемах, в том числе за рубежом.

После окончания техникума в 1953 г. Аксенов по предложе-нию местного военкомата по путевке Мытищинского город-ского комитета комсомола был направлен в военное училище летчиков. Летом 1953 г. большая группа юношей из Москвы приехала поступать в 10-ю военную авиационную школу перво-начального обучения летчиков (10-я ВАШПОЛ) в г. Кременчуге Полтавской области (Украина). Конкурс был четыре человека на место. Учеба в военном училище оставила самые теплые вос-поминания — коллектив, дисциплина, исключительно здоровый образ жизни, занятия физкультурой и спортом, интереснейшие предметы — теория полета, устройство двигателей, метеороло-гия, самолетовождение и др., замечательная летная практика — пилотаж, полеты строем, по маршруту и т.п. 10-ю ВАШПОЛ Аксенов окончил с отличием в 1955 г. и был направлен для дальнейшего обучения в Чугуевское военное авиационное учи-лище летчиков (г. Чугуев Харьковской области, Украина). Это училище подготовило многих замечательных асов, в том числе 273 Героя Советского Союза. Его окончил и трижды Герой Со-ветского Союза И. Н. Кожедуб. Девять космонавтов, дважды удостоенные звания Героя Советского Союза, были в разные годы курсантами этого училища.

В мае 1956 г. правительство СССР, выступившее с целым рядом масштабных мирных инициатив по вопросу сокращения вооруженных сил и обычных вооружений, заявило об односто-роннем сокращении Вооруженных сил СССР на 1 200 000 че-ловек. Это коснулось армии, военных училищ, некоторых КБ и заводов. 13 января 1957 г. Аксенов возвратился в Калининград и был принят на должность конструктора 3-й категории в Особое конструкторское бюро, Главным конструктором и руководите-лем которого был Сергей Павлович Королев, ныне признанный во всем мире основоположник практической космонавтики. Конструкторская группа, в состав которой входил Аксенов, занималась разработкой одного из узлов первого спутника — гермовывода сигнала с передатчика через металлический корпус на антенны спутника. В последующие годы отдел под руковод-ством будущего академика Бориса Евсеевича Чертока, в котором работал Владимир Викторович, принимал непосредственное участие в конструкторских разработках практически по всем изделиям, в том числе по системам управления космическими кораблями «Восток», «Восход», «Союз».

Аксенов без отрыва от производства в 1963 г. окончил Всесо-юзный заочный политехнический институт, учебно-консульта-ционный пункт которого был в то время при КБ. По результатам защиты дипломного проекта по космической тематике, состо-явшейся в КБ, Аксенову была присвоена квалификация инже-нера-механика. Годы работы конструктором по приборам и си-стемам стали высшей инженерной школой, которую Владимир Викторович «окончил» в должности старшего инженера-кон-структора в связи с переходом в летно-испытательную службу предприятия, созданную С. П. Королевым в 1964 г. Возглавил новую структуру знаменитый летчик-испытатель Герой Совет-ского Союза С. Н. Анохин. Аксенову было поручено проведение испытаний по отработке космической техники и приемов работы космических экипажей в условиях невесомости. В должности технического руководителя испытаний Владимир Викторович проработал девять лет.

Невесомость на Земле можно было создать только при особом режиме полета самолета. Для того чтобы в самолете разместить полноразмерные отсеки космических кораблей, он должен был быть больших размеров и отвечать особым требованиям проч-ности. Такие испытания в режимах невесомости в СССР прово-дились на специально доработанных самолетах Ту-104, а затем Ил-86, а в США на самолетах КС-130. Режим невесомости могли выполнить только самые квалифицированные и опытные лет-чики-испытатели Летно-исследовательского института (ЛИИ) (г. Жуковский, Московская область) и Государственного науч-но-исследовательского Краснознаменного института (ГНИКИ) ВВС им. В. П. Чкалова (пос. Чкаловский, Московская область). Полеты относились к высшей категории сложности. Испытатели работали в реальных космических скафандрах, их страховали остальные члены испытательной бригады. Будучи техническим руководителем испытаний и отвечая за весь ход работ, Аксенов всегда во время полетов был одним из четырех испытателей. Та-кое совмещение давало возможность оценить работу экипажей и степень соответствия космической техники выполнению задач полета. Отрабатывались наиболее важные элементы программ будущих полетов экипажей космических кораблей. Испытатели из разных вариантов методов и приемов работы в невесомости выбирали наиболее надежные и этим приемам обучали буду-щие экипажи. В то время все, связанное с невесомостью, было впервые и еще недостаточно изучено. За годы испытательской деятельности Аксенов выполнил более 250 полетов на самоле-те-лаборатории и работал более чем в 1 200 режимах невесомо-сти. В переводе на «чистое» время это составило более 10 час. в условиях «космического» полета. Этот практический опыт и психологическая подготовка по выполнению поставленных задач в условиях особой сложности послужили основанием для результативной работы в будущих полетах в космос. Испытательная бригада Аксенова отрабатывала также про-грамму действий космонавтов при посадке кораблей на Луну. В то время программа по подготовке полетов с посадкой на Луну шла полным ходом. Гравитация на Луне составляет 1 / 6 от земной. Условия гравитации, как и режимы невесомости, созда-вались в полетах самолета-лаборатории, только с несколько ины-ми параметрами траектории. В салоне самолета был размещен «на полу» даже «лунный» грунт — специальная горная порода, привезенная из Армении. Всего выполнено около 150 режимов лунной гравитации — это 75 мин. «чистого» времени работы «на Луне». Испытатели этой бригады — единственные в нашей стране, кто работал «на поверхности Луны». К сожалению, программы пилотируемых полетов с посадкой на Луну были прекращены.

С ростом объемов и разнообразия работ в космосе, в том числе и в открытом, руководством предприятия было принято решение о создании специальной испытательной лаборатории по изуче-нию всего комплекса проблем, касающихся работы космонавтов, их специального оснащения, в том числе специализированного космического инструмента. Руководство лабораторией было поручено Аксенову.

В 1973 г. Владимир Викторович перешел на должность кос-монавта-испытателя в отряд космонавтов при КБ, созданный по решению С. П. Королева. Космонавты-испытатели КБ вхо-дили в общий отряд космонавтов Научно-исследовательского испытательного центра подготовки космонавтов (НИИЦПК) им. Ю. А. Гагарина, проходили общие отборы и подготовку, выполняли все элементы программы космического полета. Кро-ме того, они должны были непосредственно оценивать работу всех систем кораблей и станций в полете и затем совместно с проектантами и конструкторами проводить анализ, устранять недостатки, совершенствовать работу систем. Знания космиче-ской техники, полученные за годы конструкторской и испыта-тельной работы, навыки работы в экипаже, приобретенные на летных испытаниях, были очень важными в профессиональной деятельности Аксенова.

За время пребывания в отряде космонавтов Владимир Викто-рович выполнил два испытательных полета в космос. Основной целью первого полета, проходившего с 15 по 23 сентября 1976 г. в экипаже с В. Ф. Быковским, было испытание новой фотоси-стемы по съемкам Земли из космоса. Многоспектральная фото-система МКФ-6, на тот момент лучшая в мире, была выполнена по техническому заданию советских ученых в Германской Де-мократической Республике (ГДР) на предприятии «Карл Цейс Йена». В процессе испытаний проводились съемки поверхности Земли — суши и океана. За шесть дней было отснято около 20 млн. кв. км поверхности Земли, в том числе около 10 млн. кв. км территории СССР. Фотоснимки на 90% были отличного качества, а особенности многоспектральной съемки позволяли получать информацию по всему диапазону интересов в оценке земной поверхности — для геологов, работников лесного и сель-ского хозяйства, гидрологов, для составления кадастровых пла-нов земель и т.д. Создание подобной системы в 1970-х гг. было огромным успехом ученых и специалистов СССР и ГДР. Первые испытания всегда сопровождаются какими-то отказами. Были они и в этом полете. После устранения замечаний система много лет работала на космических станциях типа «Салют».

Указом Президиума Верховного Совета СССР № 4540 от 28 сентября 1976 г. «за успешное осуществление орбитального полета на космическом корабле «Союз-22» и проявленные при этом мужество и героизм» Аксенову Владимиру Викторовичу было присвоено звание Героя Советского Союза. Указом Прези-диума Верховного Совета СССР № 4541 от 28 сентября 1976 г. присвоено звание «Летчик-космонавт СССР».

Второй полет, проходивший 5-9 июня 1980 г., был из разря-да испытаний высшей сложности: надо было провести первые летные испытания нового космического корабля «Союз-Т». Корабль проектировался и готовился к запуску несколько лет. Над ним работали в основном новые коллективы проектантов и разработчиков систем, в том числе и группа под руководством Аксенова, состоявшая из нескольких космонавтов-испытателей. Особенностями корабля были не только новый уровень всех систем, но и то, что все его основные режимы управлялись через бортовой компьютер. Это был новый этап в проектировании и управлении космической техникой как в СССР, так и в США. Американский космический корабль «Шаттл», управление кото-рым осуществлялось также через бортовой компьютер, появился только через год после полета корабля «Союз-Т».

Испытания нового корабля Аксенов проводил вместе с Ю. В. Малышевым. Корабль был трехместным, но в первом полете экипаж состоял из двух человек. Два дня потребовалось космонавтам для оценки работы всех режимов и систем корабля в автономном полете. На третий день были запланированы испы-тания новой системы сближения и стыковки корабля со станцией «Салют-6». Однако на самом важном этапе стыковки, когда счет идет на секунды и минуты, на расстоянии 250 м от станции бортовой компьютер, выполняя заложенную программу, выключил систему управления, оценивая сбой и отказ основного прибора системы измерителя скорости и перемещения станции. Это про-изошло за 10 мин. до входа станции в тень Земли, где стыковка была бы уже невозможна. Потребовалось все умение и хлад-нокровие космонавтов, чтобы за оставшееся время в ручном режиме выполнить стыковку со станцией. Ранее при подобных отказах в нескольких космических полетах стыковка не выпол-нялась. Полностью ручная стыковка во всей ее специфической сложности была выполнена в этом полете впервые в мире. Это было тем более важно, что невыполнение одного из основных элементов полета для транспортного корабля (в данном случае стыковки со станцией) могло повлечь его отправку на доработку на несколько лет. Стыковка даже в таком крайнем режиме пока-зала возможности его использования. «Союз-Т» был принят как новый транспортный корабль и с тех пор с учетом устраненных недостатков является основным космическим кораблем нашей космонавтики. После стыковки со станцией «Салют-6», где кос-монавты были встречены экипажем станции — В. В. Рюминым и Л. И. Поповым — и проведения оценки взаимодействия нового корабля с системами станции, экипаж посещения во время воз-вращения на Землю испытал новую систему спуска.

Указом Президиума Верховного Совета СССР № 2290 от 16 июня 1980 г. «за успешное проведение испытаний в космосе усовершенствованного транспортного корабля «Союз Т-2» и проявленные при этом мужество и героизм» летчик-космонавт СССР Аксенов Владимир Викторович был награжден второй медалью «Золотая Звезда».

После второго испытательного полета Аксенов в основном занимался разработкой новых систем пилотируемых кораблей в качестве заместителя руководителя комплекса № 3 предпри-ятия, который разрабатывал самые важные и сложные системы космического корабля — системы управления движением, ори-ентации, стыковки, спуска и посадки. Руководителями этого комплекса были: академик РАН Борис Викторович Раушенбах, затем — академик РАН Виктор Павлович Легостаев.

В 1988 г. Владимир Викторович по конкурсу стал директором Государственного научно-исследовательского Центра (институ-та) по исследованию природных ресурсов (ГОСНИИЦИПР). Институт занимался проектированием и изготовлением авто-матических космических аппаратов, решающих задачу иссле-дования поверхности Земли методами дистанционного зонди-рования, а также организацией их запусков. Но это было лишь частью общей системы в решении задач получения информации в интересах гидрометеорологии и изучения природных ресурсов Земли. Часть системы — управление космическими аппаратами, прием и специализированная обработка информации — выпол-нялась другими организациями. Владимир Викторович предло-жил объединить всю систему в одно научно-производственное объединение (НПО). После представления и обоснования такого объединения в научных и управляющих структурах страны решением Совета Министров СССР было образовано новое научно-производственное объединение — НПО «Планета», генеральным директором которого в 1990 г. стал Владимир Вик-торович. НПО, успешно работая по использованию имеющихся и разработке новых спутниковых систем, вышло на мировой уровень решения этих задач. Однако после 1992 г. в результате проведения в России реформ, оказавших разрушительное воз-действие на всю космическую отрасль страны, исследование земной поверхности в целях изучения природных ресурсов с космических аппаратов методами дистанционного зондиро-вания практически прекратило свое существование ввиду сня-тия государственного заказа и прекращения финансирования. В других же странах, в первую очередь в США, Франции, Япо-нии, Индии и т.д., такие системы успешно развиваются и дают бесценную информацию по состоянию поверхности Земли и ее природных ресурсов.

Владимир Викторович ведет большую общественную ра-боту: с 1977 г. — заместитель председателя Советского фонда мира (с 1992 г. — Международная Ассоциация фондов Мира (МАФМ)), председатель постоянной комиссии по проблемам «Мир и устойчивое развитие» МАФМ, с 1979 г. — заместитель председателя Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК), с 1996 г. — председатель Президиума общественной организации «Духовное движение России», с 2001 г. — президент «Научного фонда проблем безо-пасности и устойчивого развития». С 2009 г. — президент Ака-демии наук и искусств Союза им. С. П. Королева. В 2012 г. Вла-димир Викторович стал членом Консультативного совета при Губернаторе Рязанской области.

Многократный участник международных научно-обществен-ных форумов по линии ООН и ЮНЕСКО по проблемам кон-версии, экологии, безопасности, культуре, проходивших в США, Бразилии, Швейцарии, Дании, Франции, Японии, Австралии.

Почетный гражданин села Гиблицы, города Касимова, Каси-мовского района, городов Рязани, Калуги, Зеи, Мытищинского района Московской области, графства Джефферсон штата Кентукки (США).

Награжден 2 орденами Ленина, медалями, в том числе «Вете-ран труда», «За заслуги в освоении космоса», «За заслуги перед отечественной космонавтикой» им. С. П. Королева, золотой медалью им. Ю. А. Гагарина, золотой медалью им. академика В. Ф. Уткина, золотой медалью «За заслуги перед наукой и че-ловечеством» Чехославацкой Социалистической Республики, орденом Карла Маркса Германской Демократической Республики и другими. Имеет почетные звания «Летчик-космонавт СССР», «Заслуженный мастер спорта».

Владимир Викторович имеет ученые степени и звания кан-дидата технических наук, профессора, академика Международ-ной Академии наук информации, информационных процессов и технологий им. Винера, Международной академии духовного единства народов мира, Всероссийской академии космонавтики им. К. Э. Циолковского, Государственной национальной русской академии. В 2009 г. в серии «Знаменитые рязанцы» вышла по-чтовая карточка с портретом дважды Героя Советского Союза Владимира Викторовича Аксенова.

Аксенов Владимир Викторович / подгот. О.Я. Азовцева, Р.Д. Кудякова // Богатыри земли Рязанской: биобиблиографический указатель / Ряз. обл. универс. науч. б-ка им. М. Горького. - Рязань, 2005 - . Ч. 3: Герои Советского Союза (1945-1991). Герои Российской Федерации (1992-2012) - 2013. - С. 14-24. - Библиогр.: с. 23-24.

Его отец погиб на фронте в 1944 году, мать скончалась в 1949 году.

Воспитанием будущего космонавта занимались дедушка и бабушка, известные в районе учителя русского языка и литературы.

В 1949 году Владимир Аксенов окончил семь классов школы в селе Гиблицы и поступил в индустриальный техникум в городе Касимове. В том же году в связи со смертью матери он переехал к ее сестре в город Калининград (ныне - Королев) Московской области. В 1953 году окончил Мытищинский машиностроительный техникум. Два года учился в 10-й Военной авиационной школе первоначального обучения летчиков в городе Кременчуге (Полтавская область, Украина), после чего стал курсантом Чугуевского Высшего военного авиационного училища летчиков, но в 1956 году был уволен в запас в связи с массовым сокращением личного состава ВВС.

С 1957 года Аксенов на работе в ОКБ-1 (ныне - Ракетно-космическая корпорация "Энергия" им. С. П. Королева). Конструктор, инженер-конструктор, после окончания Всесоюзного заочного политехнического института по специальности "Технология машиностроения, металлорежущие станки и инструменты" (1963) - ведущий инженер, начальник лаборатории летных испытаний.

Руководил летно-испытательной лабораторией на базе самолета Ту-104, предназначенной для создания искусственной невесомости.

Отрабатывал действия космонавтов в открытом космосе, включая переход из корабля в корабль. На самолете-тренажере совершил 250 полетов, 1250 раз находился в условиях искусственной невесомости (около 10 часов) и 150 раз - в условиях лунной гравитации (около 40 минут).

27 марта 1973 года Государственной комиссией рекомендован для зачисления в отряд космонавтов.

В 1974-1976 годах Аксенов проходил подготовку к полету на транспортном корабле 7К-С в экипаже с Леонидом Кизимом. Первоначально 7К-С разрабатывался для проведения военно-технических исследований, затем (под обозначением 7К-СТ или "Союз Т") - для доставки экипажей на орбитальные станции.

С января по июнь 1976 года проходил подготовку в экипаже с Валерием Быковским .

Владимир Аксенов побывал в космосе дважды в качестве бортинженера: на корабле "Союз-22" (командир экипажа Валерий Быковский, позывные "Ястреб") с 15 по 23 сентября 1976 года и на корабле "Союз Т-2" (командир экипажа Юрий Малышев, позывные "Юпитер") с 5 по 9 июня 1980 года.

Общая продолжительность двух полетов Владимира Аксенова в космос - 11 суток 20 часов 11 минут 47 секунд.

С 1984 года Аксенов работал в Центре подготовки космонавтов имени Ю. А. Гагарина инструктором-космонавтом-испытателем, занимался разработкой систем управления, стыковки и спуска космических кораблей. Отчислен из отряда космонавтов 17 октября 1988 года в связи с выходом на пенсию и переходом на другую работу.

В октябре 1988 года стал директором Государственного научно-исследовательского центра по изучению природных ресурсов (ГОСНИИЦИПР), где проектировали автоматические космические аппараты для дистанционного зондирования Земли. В 1990-1992 годах возглавлял НПО "Планета", в состав которого вошли ГОСНИИЦИПР и разрабатывающие предприятия. В 1990-1996 годах был заместителем председателя совета директоров "Мосбизнесбанка".

В 1983-1992 годах Владимир Аксенов был заместителем председателя правления Советского фонда мира, затем заместителем председателя Международной ассоциации фондов мира, председателем постоянной комиссии по проблемам "Мир и устойчивое развитие". Возглавлял президиум общественной организации "Духовное движение России", входит в центральный совет общественного движения "Россия Православная".

Владимир Аксенов - подполковник-инженер запаса, летчик-космонавт СССР, инструктор-космонавт-испытатель 2-го класса, заслуженный мастер спорта СССР.

Дважды Герой Советского Союза (1976,1980), награжден двумя орденами Ленина (1976, 1980), медалями, в том числе "За заслуги в освоении космоса" (2011), а также орденом Карла Маркса (ГДР, 1976) и золотой медалью "За заслуги перед наукой и человечеством" (Академия наук ЧССР).

Почетный гражданин Рязани, Касимова, Калуги, Зеи, Мытищинского района Московской области, села Гиблицы Рязанской области, графства Джефферсон (штат Кентукки, США).

Владимир Аксенов женат, его супруга Марина Васильевна работала в НПО "Энергия", сейчас на пенсии. Сыновья Валерий (1964 года рождения) и Сергей (1970 года рождения).

36-й летчик-космонавт СССР / России, 79-й космонавт мира.

Родился 01.02.1935г. в селе Гиблицы Касимовского района Рязанской области (РСФСР).

В 1953 году окончил машиностроительный техникум. Учился в военно-авиационной школе и Чугуевском военно-авиационном училище.

С 1957 года работал в ОКБ-1 (ныне РКК «Энергия»). В 1963 году окончил Всесоюзный заочный политехнический институт.

С 1973 года в отряде космонавтов (3-й набор в отряд космонавтов НПО «Энергия»). Кандидат технических наук. Совершил 2 полета в космос общей продолжительностью 11 суток 20 часов.

1-й полет: 15-23.09.1976г. в качестве бортинженера космического корабля «Союз-22» продолжительностью 7 суток 22 часа.

2-й полет: 05-09.06.1980г. в качестве бортинженера ЭП-6 на орбитальную станцию «Салют-6» (старт и возвращение на космическом корабле «Союз Т-2»).

Александр Кодылев

Наш земляк Владимир Аксенов

Лётчик-космонавт СССР.

Дважды Герой Советского Союза.

Заслуженный мастер спорта.

Кандидат технических наук, профессор.

Действительный член Международной академии наук информации, информационных процессов и технологий имени Винера, Международной академии духовного единства народов мира.

Президент Академии наук Союза России и Белоруссии имени С.П. Королёва.

Член Всероссийской академии космонавтики имени К.Э. Циолковского, Российской академии проблем безопасности, обороны и правопорядка, Государственной русской академии.

Генеральный директор НПО «Планета», 1990 –1992 гг.

Награждён: двумя орденами Ленина, золотой медалью «За заслуги перед наукой и человечеством» (ЧССР), орденом Карла Маркса (ГДР), почётными медалями им. С.П. Королёва, Ю.А. Гагарина; лауреат золотой медали имени академика В.Ф. Уткина за 2005 год.

Владимир Викторович – почётный гражданин городов: Рязани, Касимова, Калуги, Зеи, Мытищинского района Московской области, с. Гиблицы Рязанской области, графства Джефферсон (штат Кентукки, США).

В. Аксёнов вёл большую общественную работу:

с 1977 г. – заместитель председателя Советского фонда мира,

с 1979 г. – заместитель председателя Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры,

с 1992 г. – заместитель председателя Международной ассоциации фондов мира,

с 1996 г. – председатель президиума общественной организации «Духовное движение России»,

с 2001 г. – президент научного фонда «Институт проблем безопасности и устойчивого развития».

Аксёнов – многократный участник международных научно-общественных форумов по линии ООН, ЮНЕСКО, ЮНЕП по проблемам конверсии, идеологии, культуры, проходивших в США, Бразилии, Швейцарии, Дании, Франции, Японии, Австрии.

Впервые я увидел космонавта Аксёнова в 1976 году после первого полёта, когда он, приехав в Рязань, встретился с коллективом научно-исследовательского института газоразрядных приборов. Открытый взгляд, завораживающая улыбка, спокойный рассказ о полёте в космос, о незабываемых зарубежных встречах произвели на нас неизгладимое впечатление. С тех пор прошло более 37 лет, но помниться, как собравшиеся в актовом зале сотрудники института не отпускали героя, наслаждаясь минутами встречи, После торжественной встречи В. Аксёнов побывал в лабораториях, где его ознакомили с разработками института. На фотографии хорошо видно, как доктор физико-математических наук В. Степанов демонстрирует В. Аксёнову работу гелий-неонового лазера.

Второй раз я встретился с Владимиром Викторовичем в феврале 2010 года в музее космонавтики ВВЦ в Москве на презентации его книги «Дорогами испытаний. Записки конструктора и космонавта – от первых спутников до нынешних дней».

Мне интересно было поближе познакомиться со знаменитым земляком, побеседовать с ним – человеком одного со мной поколения (разница в возрасте всего два месяца). У нас много общего. Холодное и голодное деревенское детство. Оба начинали самостоятельную жизнь с военного училища. Затем – «гражданка» учёба после работы и участие в разработке новой техники. Мне приятно было пообщаться с человеком, который своим трудом, пройдя сложные дороги испытаний, достиг высоты в профессии и жизни.

Презентация проходила в конференц-зале Музея космонавтики. В нём собрались космонавты, учёные, коллеги по работе, издатели, друзья, родственники, представители Правительства РФ, государственных и общественных организаций.

Как только Владимир Аксёнов выходит на трибуну – зал взрывается аплодисментами. Он такой же, как и много лет назад, улыбающийся, красивый, статный, подтянутый (закалка молодых лет – во время преддипломной практики в техникуме при заводе имени Сталина (ЗИЛ) он окончил школу бальных танцев при Дворце культуры предприятия). Только седина украшает годы.

Книга В. Аксёнова, представленная на презентации, как никакой другой документ характеризует личность автора. Он основывается на конкретных ситуациях, в которых был либо непосредственным участником, либо свидетелем их. В книге В. Аксёнов раскрывает страницы своей биографии на фоне развития космонавтики в СССР периода великих свершений.

«Лидирующие в мире, – подчёркивал Аксёнов, – мы шли нехожеными тропами науки.

Особенность: космонавтика времен Королёва по своим основным этапам познания решала всё впервые: что такое космос? Что такое человек в космосе? Что он может сделать, что не может? Какие этапы он должен пройти перед космосом? Поиск шёл в ошеломляющем темпе, который был задан Королёвым. Ни один полёт не повторялся, техника и задачи усложнялись. Каждый полёт мог быть отставлен по требованиям инструкций вчерашнего дня. Каждый раз Сергей Павлович определял степень возможного риска. Но риск не был слепым, а сотни раз выверенный шаг продуманной более сложной подготовкой космонавта к полёту. Он брал ответственность на себя. В него верили, и это устраивало всех: и космонавтов, и всех причастных к этому великому, малоизведанному делу, в том числе и руководство страны. ВЕЛИКАЯ ЛИЧНОСТЬ! Ни один председатель Госкомиссии перед запуском корабля в космос не шёл на заседание, предварительно не узнав мнение главного конструктора».

Выбор С.П. Королёва не был случайным. Он обладал уникальным умением объединить разных людей для решения грандиозных задач. «Ошибиться нельзя и спросить не у кого, – говорил Королёв, – любая ошибка инициировала поиск новых врагов. Всё было совершенно новым: и наука, и техника, и сложности человеческих отношений».

«Да, действительно, полностью был прав Вернер фон Браун, – замечает Аксёнов, – когда, отвечая на вопрос о причинах первенства СССР перед США на первых этапах становления космонавтики, сказал, что в Америке не было такой фигуры, как Королёв». В книге «100 великих учёных ХХ века», подготовленной в американском информационном центре, Сергей Павлович Королёв занял пятое место в мире и первое среди российских и советских учёных.

Правда о космосе

При обсуждении книги выступили коллеги-космонавты, учёные, издатели, друзья. Они отмечали правдивость в описании событий, сложность полётов, особенно огромную ответственность космонавтов-испытателей за судьбу новых пилотируемых кораблей и космических станций. Отмечалась смелость автора в решении не только технических вопросов в создании новой техники, но и в решении поистине государственных задач в области дальнейшего развития космонавтики, а также использования результатов космических исследований в народном хозяйстве страны.

Мне представляется интересным привести частично некоторые выступления.

Дочь С.П. Королёва – Наталья Сергеевна , – поздравляя с выходом долгожданной книги и 75-летием со дня рождения, отмечая молодость души юбиляра, энергичность, неиссякаемую энергию, доброжелательность, простоту, доступность, широту познаний, эрудицию, дружелюбие прекрасного исполнителя русских народных песен и романсов, пожелала ему крепкого здоровья.

Космонавт В. Поляков , проработавший в космосе в общей сложности 688 суток, отметил, что Аксёнов, позже назначенный директором НИИ метеорологии, занимаясь мониторингом Земли, воплощал мечту С.П. Королёва – «Космос должен быть созидательным». В.В. Аксёнов как конструктор и космонавт-испытатель принимал участие и внёс существенный вклад в создание корабля нового поколения «Союз-Т2», на котором все последующие поколения космонавтов успешно летают и выполняют поставленные задачи в течение 30 лет.

Б.А. Астафьев : «Трижды Герой Советского Союза А. Покрышкин написал книгу «Небо войны», В. Аксёнов – «Дорогами испытаний». Эти книги выдающихся патриотов, тончайших психологов, написаны людьми с замечательными качествами: им присущи справедливость, стойкость и трудолюбие. Книга Аксёнова написана так, как может написать профессионал, самый глубокий, самый мужественный, самый честный, самый эрудированный человек».

Интересный факт из его космической биографии, описанный в его книге: при первом старте в космос Аксёнов прошёл ещё один медицинский тест на общую профессиональную и психологическую устойчивость. Аксёнов – единственный из космонавтов, у кого был постоянный и неизменный пульс – около 64 ударов в минуту, и он не изменился до самого старта и при старте ракеты. Это мировой рекорд по уровню спокойствия перед стартом и на самом старте корабля.

В книге Аксёнов подробно рассматривает вопрос о роли личности С.П. Королёва в освоении космоса. Но Королёв творил историю не в одиночку. Вместе с ним беззаветно служили делу личности другого уровня, но тоже личности. В их числе наш земляк Владимир Викторович Аксёнов.

Путь к звёздам

Владимир Викторович Аксёнов родился 1 февраля 1935 года в селе Гиблицы Касимовского района Рязанской области. Уклад жизни на селе требовал ежедневного постоянного труда, особенно это относилось к весенне-летним и осенним периодам. Во всех домашних и полевых работах всегда участвовали дети. Родителей Володя лишился рано. Воспитывали его дедушка и бабушка, и он участвовал во всех работах наравне со взрослыми. Разнообразие и постоянство сельского уклада создавали благоприятную атмосферу для здорового образа жизни.

После школы – учёба в машиностроительном техникуме, военном училище лётчиков, в политехническом институте. Но Аксёнов считает, что свое главное образование человек получает в ходе самой жизни, и длится учёба всю жизнь. Она зависит и от рода деятельности, и от людей, которые тебя окружают. Аксёнову в этом плане повезло.

С января 1957 года, после увольнения из рядов ВВС (в связи с сокращением), Аксёнов стал работать на одном из самых передовых предприятий Московской области, которым руководил Сергей Павлович Королёв – человек впоследствии признанный как основоположник практической космонавтики в СССР и в мире. Но одних условий работы совершенно недостаточно, чтобы новичок стал личностью. Для этого необходимо не только обладать редкой специальностью, но и постоянно учиться.

Факт из биографии Аксёнова: работая конструктором в сложнейшей отрасли, он сразу же, без отрыва от производства, поступает заочно в политехнический институт.

Две строки биографии вмещают насыщенный отрезок жизни молодого специалиста. Работа требует полной самоотдачи. Всё ново.

Учиться в такой обстановке – трудная задача, учитывая, что в 1958 году Аксёнов обзаводится семьёй. Жена Марина работала в том же ОКБ, где и Владимир. Ныне у них два сына: Валерий и Сергей, внук Александр и внучка Иванна. Но есть цель, есть желание, настойчивость, терпение – закалка детских лет сельского паренька. Как это характерно для нашего поколения.Как опытного и ответственного специалиста Аксёнова вскоре после окончания института переводят в лётно-испытательную службу предприятия и назначают техническим руководителем новых испытаний.

Отвечая за весь ход работ, он принимает личное участие в них, особенно в отработке методики и режимов испытаний в условиях невесомости, совершив 250 вылетов на самолёте лаборатории. Нарастающая сложность космических полётов требует проведения комплексных испытаний пилотируемых кораблей, способов управления полетом как для создания принципиально новых кораблей, так и для решения сложнейших задач по применению достижений науки в народном хозяйстве и оборонном комплексе страны. И среди первых кандидатов в космонавты-испытатели – Владимир Аксёнов.

В первом своём космическом полёте на корабле «Союз-22» (1976 г.) он в качестве борт-инженера вместе с командиром Валерием Быковским проводит испытания новой оптической системы МКФ-6, созданной учёными Академий наук СССР и ГДР, предприятием «Карл-Цейс».

Справка из статьи «Советский Космос в Работах Советских Художников. Ч.3 Космос на Службе Земли»
http://www.rusproject.org/node/273

«Многозонального фотографирования с орбиты - эксперимент «Радуга», выполненный в сентябре 1976 года космонавтами В. Аксеновым и В. Быковским на борту корабля «Союз-22». Аппаратура МКФ-6, работающая в шести диапазонах спектра, разработана специалистами СССР и ГДР.

На картине художник А. Соколов условно изобразил этот важный космический эксперимент.

Марка Почты СССР,
посвященная полету «Союз-22»


Успешное выполнение этой задачи позволило Владимиру Аксенову в дальнейшем на конкурсной основе стать директором Государственного НИИ по исследованию природных ресурсов Земли. Институт занимается проектированием и изготовлением автоматических космических аппаратов для исследования поверхности Земли методами дистанционного зондирования. Позже В. Аксёнова назначают генеральным директором нового предприятия НПО «Планета», в котором его институт ГОСНИИЦИП стал основным научным звеном.

Во втором космическом полёте (1980 г.) необходимо было провести испытание нового космического корабля «Союз-Т», проект конструкции которого предложил В. Аксёнов на основе результатов испытаний корабля в первом полёте. Такой полёт можно отнести к испытаниям высшей сложности. Первый полёт нового самолёта в авиации рождает новый самолёт, в космонавтике первый полёт рождает новый корабль. Экипажу в составе командира Юрия Малышева и бортинженера Владимира Аксёнова удалось преодолеть все отказы и «сюрпризы» первых испытаний и доказать право нового корабля на свою дальнейшую жизнь.

Позывной: «Юпитер-1».

Продолжительность полета составила 3 суток 22 часов 19 минут 30 секунд.

В 2010 году, в июне, этому кораблю исполнилось 30 лет. Все эти годы уникальный аппарат обеспечивает космические программы и является основным кораблём нашей и мировой космонавтики.

Взгляд в будущее

Взгляды в будущее В. Аксёнов излагает в своей работе «Россия в ХХI веке. Национальный путь развития» (М., Издательство газеты «Патриот», 1999 год). В предисловии от издателя отмечается, что Аксёнов очень разносторонний человек, являющийся одновременно и учёным, и практиком, обладающим глубокими познаниями и практическим опытом конкретной деятельности в самых разных сферах – в науке и производстве, в экономике и финансах, в юридической и политической областях, глубоко разбирающийся в вопросах культуры и религии, социологии и философии.

Тридцать два года работы на предприятии С.П. Королёва в конструкторских, проектных и испытательных подразделениях, на всех этапах зарождения и развития пилотируемой космонавтики, а затем четыре года работы в области автоматических систем по изучению Земли – на всех должностях от конструктора до генерального директора научно-производственного объединения – дали Аксёнову возможность приобрести неоценимый опыт, понимание организации работы больших производственных систем и экономики страны в целом.

Именно поэтому его суждения, как творчески одарённого человека, имеют практиче-скую направленность и показывают его способность выделить основные пути в решении задач.

Подтверждением характеристики Владимира Аксёнова, как личности, является его работа о национальном пути развития России в ХХI веке. Очень интересны его суждения по вопросам состояния российской космонавтики, обороноспособности страны, проведения независимой национальной политики, оценки современной ситуации в мире, проблем экологии, проблемы формирования человеческой личности с высокими моральными и нравственными качествами, по вопросам государственного устройства России, о государственных гарантиях, как об одном из необходимых условий жизни общества. В вопросах национальной экономики Аксёнов показывает, как нужно решать вопросы собственности, совмещения понятий собственности и ответственности, вопросы пользования природными ресурсами.

Подводя итоги обсуждения национального пути развития Аксёнов пишет: «Западные аналитики давно стремились понять загадочную (по их понятиям) русскую душу, но они, вероятно, не в силах осознать, что именно в ней, в загадочной русской душе, и имеется та генетическая духовность и неистребимое стремление к утверждению справедливости, которое отсутствует у прагматичного, результативного в материальных делах, направленного на извлечение из всего материальной выгоды и более примитивного в целом западного человека».

«Будущее человечества, – пишет в заключение В. Аксёнов, – неразрывно связано с духовным возрождением человека и общества, с созданием условий, обеспечивающих каждому человеку возможность его всесторонней жизни с достойным материальным обеспечением жизни каждого человека и его семьи. Историческая задача России – выиграть сражение с мировой финансово-экономической элитой, устанавливающей свои законы и свои порядки в мире, и встать на свой национальный путь, новый путь развития».

В предисловии к своей книге В. Аксёнов пишет: «Название книги «Дорогами испытаний» соответствовало моему представлению о человеческой жизни. У каждого человека его земная жизнь – это его испытания, которые встают перед ним не только в профессиональной деятельности, но и во всех жизненных ситуациях и проблемах, и которые каждый Человек должен преодолевать, выбирая пути выхода из любой ситуации в силу своих жизненных представлений, душевных и физических сил, в соответствии со своим характером и волей».

И по этой дороге, берущей начало в селе Гиблицы Рязанской области, он идёт без остановок в ногу со временем, пройдя через горнило испытаний, успешно преодолевая препятствия с упорством сельского паренька, без «волосатой руки» и толкателей. Шаг за шагом, ступенька за ступенькой поднимался к верхней планке знаний и профессионального мастерства и, преодолев земное тяготение (в прямом и переносном смысле), вышел в космос на околоземную орбиту, завоевав признание в своей стране и мире. А широта познаний, неистребимое стремление к оптимизации не только технических (совершенствование конструкций космических кораблей и использование достижений космонавтики в народном хозяйстве), но и жизненных процессов, протекающих в человеческом обществе, позволили ему выразить свою точку зрения по вопросу национального пути развития России в ХХI веке.

11 июня 2011 года в городе Рязани на улице Циолковского установлен бюст лётчику-космонавту СССР, дважды Герою Советского Союза Владимиру Викторовичу Аксёнову. Мне посчастливилось участвовать в работах по созданию и установке бюста нашему знаменитому земляку.

Материалы с сайта Федерального космического агентства «Роскосмос»
http://www.federalspace.ru/10651/

5 июня 2010 года исполнилось 30 лет со дня запуска
модифицированного пилотируемого космического корабля «Союз Т-2»

30 лет назад, 5 июня 1980 года, с Байконура стартовал модифицированный пилотируемый космический корабль «Союз-Т». Основной задачей этого полета было проведение первых испытаний в пилотируемом режиме нового, усовершенствованного транспортного корабля типа «Союз Т», предназначенного для замены космических кораблей типа «Союз».

Из воспоминаний Владимира Викторовича Аксенова, летчика-космонавта СССР, Дважды Героя Советского Союза: «Таких полетов немного. Их количество соответствует количеству новых типов самолетов или космических кораблей…».

Разработчиком и изготовителем кораблей семейства «Союз» с 1960-х и по настоящее время является Ракетно-Космическая Корпорация «Энергия».

Полету «Союза Т-2» предшествовало несколько лет кропотливой работы конструкторов, инженеров и ученых. Создание нового корабля возглавил Главный конструктор Константин Давыдович Бушуев.

Буквально за год до первого пилотируемого полета своего корабля неожиданно для всех скончался… Главный конструктор Константин Давыдович Бушуев… Его смерть явилась огромной утратой … для всей мировой космонавтики».

«Союз» всегда был и по сей день остается «рабочей лошадкой» советской космонавтики. Корабль модифицировался практически постоянно. «Союз-Т» (Т-транспортный), совершивший первый полет в космос в 1980 году, отличался значительно усовершенствованными системами (цифровая ЭВМ, новая система управления, объединённая двигательная установка). За счет модификации спускаемого аппарата в состав экипажа «Союз-Т» могло входить до трех человек в скафандрах.

«Это был первый в мире космический корабль, в котором основные процессы управления осуществлялись через бортовой компьютер. В американской космонавтике кораблем, в котором все процессы также осуществлялись через бортовой компьютер, был космический корабль «Шаттл», который полетел через год после нашего корабля».

Испытывать «Союз» новой серии было поручено командиру корабля Юрию Малышеву и бортинженеру Владимиру Аксёнову. Экипаж отрабатывал различные режимы управления и новые бортовые системы транспортного корабля в пилотируемом варианте.

Из воспоминаний Владимира Викторовича Аксенова: «Наш позывной - «Юпитер»…

Снова за иллюминатором корабля Земля предстала в своем фантастически прекрасном виде. Юра увидел всю эту божественную красоту впервые и не скрывал своего восторга».


Во время полета «Союза-Т была осуществлена стыковка с космической станцией «Салют-6». В это время на станции находились космонавты Леонид Попов и Валерий Рюмин. С целью формирования рабочей орбиты экипаж корабля выполнил двухимпульсный манёвр. На первом этапе осуществлялось сближение КК «Союз Т-2» с орбитальным комплексом «Салют-6» в автоматическом режиме управления. Дальнейшее сближение и причаливание проводилось экипажем вручную. КК «Союз Т-2» состыковался со станцией 6 июня.

Из воспоминаний Владимира Викторовича Аксенова: «Это была первая в мире стыковка космических объектов, выполненная в полностью ручном режиме, без какого либо приборного обеспечения по измерениям параметров сближения и стыковки…

После нашей с Юрой стыковки ручные режимы… стали выполняться и в других полетах».

«Союз Т-2» отстыковался от комплекса «Салют-6» 9 июня и в этот же день в 12:38:30 приземлился 200 км юго-восточнее Джезказгана. Из воспоминаний Владимира Викторовича Аксенова: «У поверхности Земли срабатывают двигатели мягкой посадки… Но у нас все пошло не так…

(Спускаемый аппарат) скакал прыжками по степи пять раз…

Такой «мягкой» посадки за все предыдущие, а потом оказалось, что и за все последующие полеты, еще не было».

Летчик-космонавт дважды Герой Советского Союза Юрий Васильевич Малышев не дожил до юбилея этого исторического космического полета. Он ушел из жизни 8 ноября 1999 года.

Из воспоминаний Владимира Викторовича Аксенова: «Юрий Васильевич Малышев был действительно настоящим, цельным, русским Человеком с широкой душой и открытым Сердцем…»


Вскоре прекратят полеты американские шаттлы, и «внуки» того «Союза-Т» останутся единственными пилотируемыми транспортными кораблями в программе Международной космической станции.

Из воспоминаний Владимира Викторовича Аксенова: «…Задачи, решаемые в космических полетах - это общегосударственные и общечеловеческие задачи. Их необходимо решать не потому, что это выгодно кому-то, а потому, что это необходимо для общего продвижения вперед, для дальнейшего развития науки, накопления общечеловеческих знаний и опыта».

> > > Аксёнов Владимир Викторович

Аксёнов Владимир Викторович (1935- гг.)

Краткая биография:

Космонавт СССР: №36;
Космонавт мира: №79;
Число полетов: 2;
Продолжительность : 11 суток 20 часов 11 минут 47 секунд;

Владимир Аксенов – 36-й советский космонавт и герой СССР: биография с фото, космос, личная жизнь, знаменательные даты, первый полет, время в открытом космосе.

36 космонавт СССР и 79 мира.

Аксёнов Владимир Викторович появился на свет 1 февраля 1935 года в маленькой деревушке Гиблицы в Рязянской области (тогда СССР). В последствие мужчина займет место 36-го космонавта Советского Союза и 79-го в мире. Он увидит большой космос дважды и пробудет там без малого 12 суток. Но это потом....

Окончив 7 классов в родном селе в 1949 году, мальчик намеревался продолжить учиться в индустриальном техникуме, который располагался в районном центре. Но судьба распорядилась иначе: его мать умерла, и парень переехал в Подмосковье.

Окончив Мытищинский машиностроительный техникум, в 1953 году юноша продолжает учебу в Кременчуцкой 10-й Военной авиационной школе первоначального обучения летчиков.

Успешно окончив ее в 1955 году, он стал курсантом Высшего военного авиационного училища в городе Чугуев, из которого через год ушел в запас.

1963 год в жизни космонавта ознаменовался окончанием политехнического института, он получил диплом инженера-механика.

В 1981 году получил степень кандидата технических наук в Институте космических исследований.

Космос

Владимир Аксенов только со второго раза получил медицинский допуск к полетам. После него мужчине еще не один раз приходилось проделывать подобную процедуру. 27 марта 1973 года после очередной успешно пройденной медицинской комиссии, мужчина был рекомендован до зачисления в ряды космонавтов.

Последующие два года мужчина плечом к плечу с Л. Кизимом стажировался на воздушном судне 7К-С. Целью создания этого корабля были военно-технические исследования и опыты в автономном поле. Позже корабль начал доставлять экипажи на орбитальные станции. Также мужчина стажировался вместе с В. Быковским.

В рамках программы «Интеркосмос» проводимой в сентябре 1976 года Владимир Аксенов 7 суток провел в открытом космосе. Мужчина занимал должность бортинженера космического корабля «Союз-22» с позывным «Ястреб-2».

Через 4 года подобный опыт повторился в жизни Владимира Викторовича. В качестве того же бортинженера, но уже на «Союзе Т-2» космонавт удачно состыковался из орбитальным комплексом в котором находился экипаж основной экспедиции. На этот раз позывной «Юпитер-2» провел в космосе почти 4 суток.

Закончив этап космических полетов, мужчина продолжал работать в этой сфере, готовя новых космонавтов.

В 1988 году Владимир Аксенов покинул их ряды.

Свободное время бывший космонавт любит проводить разнообразно. В список его увлечений попали литература и музыка, горный туризм и легкая атлетика. Также мужчина не упускает возможности поиграть в большой теннис или футбол.

Личная жизнь

Живоглядов Виктор Степанович – отец, героически погиб на войне в 1944 году.

Аксенова Александра Ивановна – мать, скончалась когда будущему космонавту было 14 лет.

Аксенова (в девичестве Федорова) Марина Васильевна – жена, родилась в 1937 году,ныне пенсионерка. Родила космонавту двух сыновей.

Аксенов Валерий Владимирович - сын, 1964 года рождения, работник Министерства иностранных дел.

Аксенов Сергей Владимирович – сын, 1970 года рождения, доктор.