Самые известные корабли мира. Пять знаменитых российских военных кораблей

«Приключение» (Adventure Galley) — любимый корабль Уильяма Кидда, английского капера и пирата. Эта необычная галера-фрегат была оснащена прямыми парусами и вёслами, что позволяло маневрировать как против ветра, так и в безветренную погоду. 287-тонное судно с 34 пушками вмещало 160 человек команды и в первую очередь предназначалось для уничтожения кораблей других пиратов.


«Месть королевы Анны» (Queen Anne"s Revenge) — флагманский корабль легендарного капитана Эдварда Тича по прозвищу Чёрная Борода. Этот 40-пушечный фрегат изначально назывался «Конкорд», принадлежал Испании, затем перешёл ко Франции, пока наконец не был захвачен Чёрной Бородой. Под его руководством корабль укрепили и переименовали. «Месть королевы Анны» затопила десятки торговых и военных судов, вставших на пути знаменитого пирата.


«Уида» (Whydah) — флагманский корабль Чёрного Сэма Беллами, одного пиратов золотого века морского разбоя. «Уида» была быстроходным и маневренным судном, способным перевозить множество сокровищ. К несчастью для Чёрного Сэма, лишь через год после начала пиратской «карьеры» корабль попал в ужасный шторм и был выброшен на отмель. Вся команда, кроме двух человек, погибла. К слову, Сэм Беллами был самым богатым пиратов в истории, если верить пересчёту Forbes, его состояние насчитывало в современном эквиваленте около 132 млн. долларов.


«Королевская удача» (Royal Fortune) принадлежала Бартоломью Робертсу, знаменитому валлийскому корсару, с гибелью которого окончился золотой век пиратства. Бартоломью за свою карьеру сменил несколько кораблей, но 42-пушечный трёхмачтовый линейный корабль был его фаворитом. На нём он и принял свою смерть в бою с британским военным кораблём «Ласточка» в 1722 году.


«Фантазия» (Fancy) — корабль Генри Эвери, так же известного как Долговязый Бен и Архипират. Испанский 30-пушечный фрегат «Чарльз II» успешно грабил французские суда, но в конце концов на нём вспыхнул бунт, и власть перешла к Эвери, служившему первым помощником капитана. Эвери переименовал корабль в «Воображение» и плавал на нём, пока не окончил свою карьеру.


«Счастливая доставка» (Happy Delivery) — небольшой, но любимый корабль Джорджа Лаутера, английского пирата XVIII века. Его коронной тактикой был таран своим кораблём вражеского с одновременным молниеносным абордажем.


«Золотая лань» (Golden Hind) — английский галеон, под командованием сэра Френсиса Дрейка совершивший кругосветное путешествие между 1577 и 1580 годами. Первоначально судно носило название «Пеликан», но по выходу в Тихий океан Дрейк переименовал его в честь своего покровителя, лорда-канцлера Кристофера Хаттона, у которого на гербе красовалась золотая лань.


«Восходящее солнце» (Rising Sun) — корабль, принадлежавший Кристоферу Муди, поистине безжалостному головорезу, не бравшему пленных из принципа. Этот 35-пушечный фрегат наводил ужас на врагов Муди, пока того благополучно не повесили — но он вошёл в историю самым необычным пиратским флагом из известных, жёлтом на красном фоне, да ещё и с крылатыми песочными часами слева от черепа.


«Говорливый» (Speaker) — первый из крупных кораблей корсара Джона Боуэна, успешного пирата и великолепного тактика. «Говорливый» — крупное 50-пушечное судно с водоизмещением в 450 тонн, первоначально использовалось для перевозки рабов, а после захвата Боуэном — для дерзких нападений на мавританские суда.


«Возмездие» (Revenge) — десятипушечный шлюп Стида Боннета, так же известного как «джентльмен пиратов». Боннет прожил насыщенную, хотя и недолгую жизнь, успев побыть мелким землевладельцем, послужить под началом Чёрной Бороды, попасть под амнистию и снова встать на путь пиратства. Небольшое манёвренное «Возмездие» потопило множество более крупных судов.

Крупные и крохотные, мощные и манёвренные — все эти суда, как правило, строились совсем для других целей, но рано или поздно оказывались в руках корсаров. Некоторые окончили свою «карьеру» в бою, другие перепродавались, третьи тонули в шторма, но все они так или иначе прославили своих владельцев.

С того самого момента, как еще пещерный человек вдруг понял, что дерево может плавать, а не тонуть, море стало неотъемлемой частью человеческой истории. Начиная от выдолбленных из дерева пирог и заканчивая современными кораблями с атомными двигателями, человек не терял связи с судами. До эпохи паровых двигателей это был, по сути, единственный способ перемещать товары по всему миру.

Можно смело утверждать, что корабли - неотъемлемая часть цивилизации. Да и как военное средство они активно применялись. С улучшением дизайна корабля связаны все инновации в морской истории - от паровой силы до строительной техники. Таким образом, корабли продолжают очаровывать нас, имея подчас мистическое к себе притяжение.

Представить будущее без них - просто немыслимо. В течении тысячелетий человечество сумело построить миллионы судов, некоторые из которых сумели оказать влияние на историю. Некоторые из кораблей прославились своими достижениями, другие же стали своеобразным символом, объединяющим народы. Все эти легенды пережили века, о них и будет рассказано ниже.

Санта-Мария. Хотя в длину эту суденышко было всего около 70 футов(21,4 метра) и, по большому счету, оно было медленным и неприметным, мало кто может отрицать его славу. Именно оно принесло Христофора Колумба в Новый Свет. Хотя путешественник и приобрел в итоге плохую репутацию, в особенности за свою жестокость в качестве губернатора Эспаньолы, но, несмотря на все его слабости, известность принесла ему смелость. Ведь Колумб не побоялся отправиться в неизвестность, сумев пересечь Атлантику в итоге целых 4 раза. К сожалению, непрочная Санта-Мария не смогла повторить путешествие своего капитана - она села на мель на Рождество в 1492 году. Ее древесина была спасена, она готовилась для строительства нового корабля, La Navidad, что означает "Рождество", так как крушение как раз пришлось на эту дату. Первоначальный легендарный корабль давно уже исчез, но с тех было построено минимум четыре копии Санты-Марии и все они могли ходить в море. К сожалению никого из них нельзя назвать точной копией, так как об оригинальной конструкции корабля записей не осталось. Это дало возможности создавать различные конфигурации прежней Санта-Марии.

Х.Л.Ханли. Этот ранний прототип подводной лодки был на самом деле более опасным для своих собственных флотских экипажей, чем для противников. Однако именно это судно начало революции в военно-морском инженерном деле, плоды которой мы пользуемся до сих пор. Лодка была создана конфедератами в 1863 году специально, чтобы затопить судна северян, которые заблокировали ряд портов. Лодка совершила всего несколько рейса, в ходе которых погибли 13 членов экипажа, в том числе и сам создатель, Х.Л.Хантер. Первое боевой крещение было назначено на вечер 17 февраля 1864 года. Мало кто хотел служить на Ханли, вот и подобралась команда из мужчин с суицидальными наклонностями. К носу корабля была прикреплена пика с прикрепленным к ней смертоносным зарядом. Капитан Диксон выбрал цель - паровой шлюп Хаузатоник. Пика была воткнута в штирборт, подлодка дала задний ход, а спусковой шнур заставил детонировать заряд. В результате взрыва Хаузатоник затонул, став первым кораблем в истории, потопленным подводной лодкой. К несчастью, маленькая лодка не вернулась в док, затонув по неизвестным причинам. Целых 136 лет она оставалась на дне вместе с восемью членами экипажа. Лишь спустя 136 лет в гавани Чарльстона Х.Л.Ханли была обнаружена и поднята в августе 2000 года с большой помпой. Судно на удивление хорошо сохранилось, сегодня оно хранится в специальном контейнере. А до романа Жюля Верна "20 тысяч лье под водой" было целых 5 лет...

USS "Монитор" и CSS "Вирджиния" (или "Мерримак"). Пускай многочасовая битва между этими броненосцами в Хэмптоне, штат Вирджиния, и была относительно незрелищной и закончилась вничью. Зато это сражение считают одним из самым важных в истории военно-морского флота. Ведь впервые в поединке сошли два судна, сделанных не из дерева, а из железа. Монитор к тому же имел честь быть первым кораблем со вращающейся орудийной башней. Такая конструкция в следующем столетии изменила направление постройки судов. Броненосец Конфедерации, Вирджиния, был построен на основе поднятого со дна фрегата "Мерримак", затопленного ранее. Это и определило путаницу с названиями. "Мерримак" был затоплен, когда Норфолк попал в плен южан в апреле 1861 года. Поднятый корабль был оснащен массивными металлическими пластинами. Он оказался не только непроницаемым для пушечного огня, но и стал опасным оружием южан, используемым для затопления пары традиционных деревянных кораблей Союза за день до исторического сражения. Ни "Монитор", ни "Вирджиния" заметной роли в войне не сыграли, вскоре затонув. Вирджиния была взорвана в мае 1862 года, когда союзные войска отвоевали Норфолк. Монитор был потерян в ходе шторма у мыса Хаттерас на Новый Год в том же 1862 году. Тогда утонуло и 16 членов экипажа. Кстати, место крушения этого судна у мыса в штате Вирджиния в 1973 году было отмечено национальным памятником. С тех пор было найдено множество артефактов с корабля, в том числе - башни, пушки, винт, анкер, двигатель, личные вещи экипажа. В настоящее время все вещи демонстрируются в Морском Музее в Ньюпорт-Ньюс, Вирджиния.

USS "Конституция". В Америке это судно известно под именем "Old Ironsides". Судно, благодаря своей прочной конструкции является старейшим нетронутым кораблем страны и служит в качестве музея в Бостоне, штат Массачусетс. Конституция на плаву уже 213 лет, ее срок службы необычной длинный. Корабль был в эксплуатации с 1797 года и вплоть до Гражданской войны, после чего из него сделали учебное судно. Конституция периодически выходила в море вплоть до окончательного своего выхода на пенсию в 1881 году. За время своей жизни она успела поучаствовать в двух конфликтах. Сперва, в первой Барбарианской войне, когда "Конституция" сражалась против самых настоящих пиратов в Средиземном море и в войне 1812 года, когда корабль отличился, победив британские фрегаты "Гуэрьер" и "Ява". Именно эти обстоятельства дали "Конституции" репутацию корабля, который может дать отпор британцам в личной схватке. На то время это было немалым подвигом, учитывая, что Королевский флот был на тот момент самым крупным и мощным в мире. Именно слава спасла корабль от разрушения и с 1907 года. Он стал выступать в качестве музея на воде. "Конституция" восстанавливалась и ремонтировалась так много раз, что сегодня даже киль содержит лишь часть оставшегося оригинального. Остальные же части на протяжении десятилетий менялись неоднократно. "Конституция" все еще на ходу, что и доказывает ежегодно, когда ее буксируют в Бостонскую гавань. Там она демонстрирует свои борта во всей красоте, встречает регаты. Официально "Конституция" все еще остается военным кораблем, сегодня на ее борту служит шестьдесят членов экипажа, которые являются действительными членами ВМС США.

Линкор "Миссури". Пускай этот корабль и не являлся активным участником крупных военно-морских сражений. Тем не менее, "Могучи Мо", как его называли между собой члены экипажа, получил честь стать тем самым судном, на котором были подписаны документы об окончании Второй Мировой войны. Случилось это в Токийском заливе 2 сентября 1945 года. Но не только эта война отметилась в судьбе корабля. Линкор с водоизмещением в 48 тысяч тонн долгое время находился в море. Будучи списанным после войны, он возобновил свою деятельность во время войны в Корее, а затем и в 1984 году, когда стал частью плана Рональда Рейгана о 600 судах. "Миссури" несла службу во время первой войны в Персидском заливе в 1991 году, когда с корабля запускали крылатые ракеты и 16-дюймовые снаряды против целей в Ираке. Сегодня корабль находится на вечной мирной стоянке в Перл-Харборе, служа в качестве музея и военного мемориала. Интересно, что от места швартовки всего несколько сотен метров от места крушения линкора "Аризона". По сути с палубы корабля можно увидеть места, где для американцев началась война и где она закончилась.

HMS "Виктория". HMS расшифровывается, как "корабль Ее Величества". Ни один другой корабль не служил лучше символом той власти, которой обладал Королевский флот в конце восемнадцатого начале девятнадцатого века. Ведь Виктория являлось знаменитым и, по сути, легендарным флагманом лорда Нельсона. Корабль является одним из крупнейших деревянных когда-либо построенных. Он видел значительные действия в последние десятилетия восемнадцатого века, а именно борьбу как с французским, так и с испанским флотами. "Виктория" вошла в историю в ходе знаменитой Трафальгарской битвы в 1805 году. Ведь именно на ее борту был смертельно ранен адмирал Нельсон, успев перед тем разгромить комбинированный флот французов и испанцев. Эта победа позволила спасти Англию от военного вторжения. Корабль первоначально планировалось списать после окончания наполеоновских войн. История гласит, что "Виктория" была спасена женой морского министра, которая, узнав, что судно, служившее так долго и храбро, будет разрушено, попросту расплакалась и потребовала от мужа отменить слом судна. Чиновник был не дурак, он понял, как нужно поддерживать семейное равновесие, и сделал именно то, что от него требовала супруга. В результате следующие сто лет корабль стал школой подготовки моряков. В 1922 году британское правительство совершило большие восстановительные работы. Сейчас корабль работает в качестве музея в Портсмуте, что делает "Викторию" одним из самых старых кораблей на плаву в мире.

Броненосец "Мэн". Некоторые корабли прославились не за то, что они сделали, а за то, что они вообще представляли. Броненосец Мэн был крошечным по сравнению с теми монстрами-линкорами, которые на его основе появятся позже. Но гибель этого корабля стала поводом для начала испано-американской войны. Те события объединили нацию. Корабль располагался в мелководной гавани Гаваны, как вдруг 15 февраля 1898 года он был разорван на две части таинственным взрывом. Из 355 членов экипажа спаслось лишь 89 человек, сам же "Мэн" затонул в считанные минуты. Причина взрыва так и осталась неясной. Сегодня некоторые историки и военно-морские инженеры предполагают, что он мог быть результатом случайно детонации боезапасов внутри судна вследствие возгорания угля. Однако власти сразу же заподозрили преднамеренную диверсию. Якобы испанцы заранее установили мину. Эти события вовлекли страну на ближайшие несколько месяцев в войну, короткую, но невероятно успешную. Участие испанцев в инциденте в итоге доказано никогда не было, оно было бы невыгодным для них. Но специалисты утверждают, что от мины в корпусе судна образовалась бы пробоина, тогда как оно было разорвано пополам. В любом случае американцы получили боевой клич "Помни Мэн", который оставался популярным еще в течении нескольких десятилетий после этого. Что же касается самого судна, то в 1911 году его останки были вместе с грязью подняты со дна Гаванского порта, так как они стали представлять опасность для других кораблей. Куски "Мэна" вывезли в открытое море и затопили со всеми воинскими почестями. Таким образом, конец броненосца стал достойным. Он, хоть и совершил на своем веку мало, зато стал причиной множества последствий и передела колониальных владений.

Немецкий броненосец "Бисмарк". "Бисмарк" стал главной грозой британского флота весной 1941 года. Судно длиной 823 футов с максимальной скоростью в 30 узлов являлось самым быстрым из тех, чтобы были на плаву. В конце мая "Бисмарк" вышел из базы в польской Гдыне, намереваясь охотиться на торговые британские суда. Дальнейшие события стали крупнейшей военно-морской охотой в истории Королевского флота, запомнившейся обеим сторонам надолго. Утром 24 мая около берегов Исландии состоялся бой "Бисмарка" с английским крейсером "Худ" и линкором "Принц Уэльский". После краткой перестрелки "Худ" взорвался - снаряд, по-видимому, попал в погреб. В результате гибели судна утонуло 1417 членов экипажа, спастись удалось лишь троим. "Принц Уэльский" получил тяжелые повреждения и вынужден был бежать с поля боя. Сам "Бисмарк" был поврежден и стремился к французскому побережью на ремонт. Во время похода корабль был также атакован английскими торпедоносцами. В итоге немецкий корабль был настигнут английскими линкорами "Родней" и "Король Джордж V". Их огневая мощь смогла отправить гордость Гитлера на дно. В результате двухчасового боя и так израненный корабль окончательно был добит. Утонули около 2000 членов его экипажа, в живых осталось лишь около 200 моряков. Место гибели "Бисмарка" было обнаружено лишь в 1989 году Робертом Баллардом, который тремя годами ранее обнаружил и "Титаник". Немецкий линкор был тщательно изучен. Несмотря на прошедшие годы, оказалось, что тяжелые повреждения в ходе последней битвы его корпус оказался практически нетронутым. Тем не менее были обнаружены серьезные ошибки в конструировании, которые привели к потере управления при повреждении руля. Это дало возможность предположить, что линкор все же не был потоплен англичанами, а был затоплен. Последний бой "Бисмарка" показал, что линкоры утратили свое значение - главенствующая роль на море перешла к авианосцам.

Линкор "Аризона". Среди американских ветеранов мало таких кораблей, которые вызывают эмоции особого рода. Одним из них и является "Аризона", получившая название в честь одного из штатов. Корабль успел поучаствовать в Первой мировой войне, ничем особым не отметившись, а его активное участие во Второй мировой продолжалось всего 15 минут. Именно столько потребовалось японским бомбардировщикам, чтобы потопить этот линкор. Во время налета японцев на Перл-Харбор в Аризону попали сразу четыре тяжелые авиабомбы. Они пробили несколько палуб и взорвались глубоко внутри, где располагались снаряды и запасы горючего. Жуткий выстрел разорвал линкор на части, образовалась волна наподобие цунами. В результате из 1400 членов экипажа погибли 1177, в том числе капитан и адмирал. Останки судна горели еще несколько дней. Аризона было настолько сильно повреждена, что восстанавливать ее уже не было смысла. Корабль остался в бухте Перл-Харбора и по сей день, уже в качестве военного мемориала, который ежегодно посещают миллионы человек. Учитывая известность корабля сегодня, интересно, что мало даже самих американцев знает о судьбе Аризоны в течении нескольких последующих за войной лет. Военные цензоры умалчивали тот факт, что линкор лежал забытым на мелководье в течении десятилетий после той атаки. Мемориал возник лишь в конце 1960-х. став символом решимости Америки и данью памяти павшим. Каждый год 7 декабря здесь проходит молебен о павших, вновь избранный президент страны по традиции посещает его. Долгое время из машинного отделения корабля по капле просачивается машинное масло, расплываясь по воде сиреневым пятном. "Аризона" плачет по своему экипажу...

Британский лайнер "Титаник". Назвать самый известный в истории корабль легко - это Титаник. Это роскошное судно было разработано, чтобы показать с блеском все технологические возможности человека на тот момент. Вместо этого проявилась лишь демонстрация высокомерия. "Титаник" стал крупнейшим и самым быстрым пассажирским кораблем своего времени. Пароход компании "White Star Line" покинул Англию 10 апреля 1912 года, совершая свой первый рейс в Нью-Йорк. Однако через пять дней произошло столкновение гиганта с айсбергом, и корабль затонул. Хотя казалось, что двух с половиной часов с момента столкновения до момента погружения "Титаника" под воду должно хватить, чтобы эвакуировать всех 2300 человек на борту, в реальности оказалось, что на судне было всего лишь половина спасательных шлюпок. Это послужило причиной гибели 1500 человек, который обрели себе водную могилу в Северной Атлантике. Катастрофа стала шоком для всего морского сообщества, в результате были внесены радикальные изменения в правила обязательного количества спасательных шлюпок на борту, также усилились и другие меры безопасности. В конце-концов имя "Титаника" стало не только синоним трагедии, но и алчности, равнодушия и классовых привилегий. Ведь большинство из погибших были пассажирами третьего класса. История "Титаника" покрыта таинственностью, которая только возрастает с годами. В 1985 году корабль был обнаружен на глубине в 3750 метров, с тех пор послужив еще большим источником вдохновения как для документальных, так и для художественных фильмов. Вполне можно сказать, что "Титаник" преподал человечеству жесткий урок, последствия которого мы испытываем и по сей день.

Обо всех известных судах рассказать, пожалуй, невозможно. Внимания заслуживают и русские броненосцы "Потемкин" и "Аврора" (ставшие символами революций 1905 и 1917 годов), и HMS "Баунти" (британский фрегат, прославившийся мятежом на нем), и HMS "Индевор" (на нем капитан Кук изучал острова Тихого океана), и "Майский цветок" (на нем в 1620 году в Массачусетс были доставлены паломники), "Луизитания" (ее гибель в 1915 году послужила катализатором для вступления США в Первую мировую войну), USS "Независимость" (наиболее выдающийся авианосец ВМС США во Второй мировой войне), японский линкор Ямато (крупнейшее построенный линкор) или английский галеон "Золотая лань" (на нем сэр Френсис Дрейк совершил свое первое полное кругосветное путешествие в 1577-1580 годах).

С того самого момента, как еще пещерный человек вдруг понял, что дерево может плавать, а не тонуть, море стало неотъемлемой частью человеческой истории. Начиная от выдолбленных из дерева пирог и заканчивая современными кораблями с атомными двигателями, человек не терял связи с судами. До эпохи паровых двигателей это был, по сути, единственный способ перемещать товары по всему миру. Можно смело утверждать, что корабли - неотъемлемая часть цивилизации. Да и как военное средство они активно применялись. С улучшением дизайна корабля связаны все инновации в морской истории - от паровой силы до строительной техники. Таким образом, корабли продолжают очаровывать нас, имея подчас мистическое к себе притяжение. Представить будущее без них - просто немыслимо. В течении тысячелетий человечество сумело построить миллионы судов, некоторые из которых сумели оказать влияние на историю. Некоторые из кораблей прославились своими достижениями, другие же стали своеобразным символом, объединяющим народы. Все эти легенды пережили века, о них и будет рассказано ниже.

Санта-Мария. Хотя в длину эту суденышко было всего около 70 метров и, по большому счету, оно было медленным и неприметным, мало кто может отрицать его славу. Именно оно принесло Христофора Колумба в Новый Свет. Хотя путешественник и приобрел в итоге плохую репутацию, в особенности за свою жестокость в качестве губернатора Эспаньолы, но, несмотря на все его слабости, известность принесла ему смелость. Ведь Колумб не побоялся отправиться в неизвестность, сумев пересечь Атлантику в итоге целых 4 раза. К сожалению, непрочная Санта-Мария не смогла повторить путешествие своего капитана - она села на мель на Рождество в 1492 году. Ее древесина была спасена, она готовилась для строительства нового корабля, La Navidad, что означает "Рождество", так как крушение как раз пришлось на эту дату. Первоначальный легендарный корабль давно уже исчез, но с тех было построено минимум четыре копии Санты-Марии и все они могли ходить в море. К сожалению никого из них нельзя назвать точной копией, так как об оригинальной конструкции корабля записей не осталось. Это дало возможности создавать различные конфигурации прежней Санта-Марии.

Х.Л.Ханли. Этот ранний прототип подводной лодки был на самом деле более опасным для своих собственных флотских экипажей, чем для противников. Однако именно это судно начало революции в военно-морском инженерном деле, плоды которой мы пользуемся до сих пор. Лодка была создана конфедератами в 1863 году специально, чтобы затопить судна северян, которые заблокировали ряд портов. Лодка совершила всего несколько рейсов, в ходе которых погибли 13 членов экипажа, в том числе и сам создатель, Х.Л.Хантер. Первое боевой крещение было назначено на вечер 17 февраля 1864 года. Мало кто хотел служить на Ханли, вот и подобралась команда из мужчин с суицидальными наклонностями. К носу корабля была прикреплена пика с прикрепленным к ней смертоносным зарядом. Капитан Диксон выбрал цель - паровой шлюп Хаузатоник. Пика была воткнута в штирборт, подлодка дала задний ход, а спусковой шнур заставил детонировать заряд. В результате взрыва Хаузатоник затонул, став первым кораблем в истории, потопленным подводной лодкой. К несчастью, маленькая лодка не вернулась в док, затонув по неизвестным причинам. Целых 136 лет она оставалась на дне вместе с восемью членами экипажа. Лишь спустя 136 лет в гавани Чарльстона Х.Л.Ханли была обнаружена и поднята в августе 2000 года с большой помпой. Судно на удивление хорошо сохранилось, сегодня оно хранится в специальном контейнере. А до романа Жюля Верна "20 тысяч лье под водой" было целых 5 лет...

USS "Монитор" и CSS "Вирджиния" (или "Мерримак"). Пускай многочасовая битва между этими броненосцами в Хэмптоне, штат Вирджиния, и была относительно незрелищной и закончилась вничью. Зато это сражение считают одним из самым важных в истории военно-морского флота. Ведь впервые в поединке сошли два судна, сделанных не из дерева, а из железа. Монитор к тому же имел честь быть первым кораблем со вращающейся орудийной башней. Такая конструкция в следующем столетии изменила направление постройки судов. Броненосец Конфедерации, Вирджиния, был построен на основе поднятого со дна фрегата "Мерримак", затопленного ранее. Это и определило путаницу с названиями. "Мерримак" был затоплен, когда Норфолк попал в плен южан в апреле 1861 года. Поднятый корабль был оснащен массивными металлическими пластинами. Он оказался не только непроницаемым для пушечного огня, но и стал опасным оружием южан, используемым для затопления пары традиционных деревянных кораблей Союза за день до исторического сражения. Ни "Монитор", ни "Вирджиния" заметной роли в войне не сыграли, вскоре затонув. Вирджиния была взорвана в мае 1862 года, когда союзные войска отвоевали Норфолк. Монитор был потерян в ходе шторма у мыса Хаттерас на Новый Год в том же 1862 году. Тогда утонуло и 16 членов экипажа. Кстати, место крушения этого судна у мыса в штате Вирджиния в 1973 году было отмечено национальным памятником. С тех пор было найдено множество артефактов с корабля, в том числе - башни, пушки, винт, анкер, двигатель, личные вещи экипажа. В настоящее время все вещи демонстрируются в Морском Музее в Ньюпорт-Ньюс, Вирджиния.

USS "Конституция". В Америке это судно известно под именем "Old Ironsides". Судно, благодаря своей прочной конструкции является старейшим нетронутым кораблем страны и служит в качестве музея в Бостоне, штат Массачусетс. Конституция на плаву уже 213 лет, ее срок службы необычной длинный. Корабль был в эксплуатации с 1797 года и вплоть до Гражданской войны, после чего из него сделали учебное судно. Конституция периодически выходила в море вплоть до окончательного своего выхода на пенсию в 1881 году. За время своей жизни она успела поучаствовать в двух конфликтах. Сперва, в первой Барбарианской войне, когда "Конституция" сражалась против самых настоящих пиратов в Средиземном море и в войне 1812 года, когда корабль отличился, победив британские фрегаты "Гуэрьер" и "Ява". Именно эти обстоятельства дали "Конституции" репутацию корабля, который может дать отпор британцам в личной схватке. На то время это было немалым подвигом, учитывая, что Королевский флот был на тот момент самым крупным и мощным в мире. Именно слава спасла корабль от разрушения и с 1907 года. Он стал выступать в качестве музея на воде. "Конституция" восстанавливалась и ремонтировалась так много раз, что сегодня даже киль содержит лишь часть оставшегося оригинального. Остальные же части на протяжении десятилетий менялись неоднократно. "Конституция" все еще на ходу, что и доказывает ежегодно, когда ее буксируют в Бостонскую гавань. Там она демонстрирует свои борта во всей красоте, встречает регаты. Официально "Конституция" все еще остается военным кораблем, сегодня на ее борту служит шестьдесят членов экипажа, которые являются действительными членами ВМС США.

Линкор "Миссури". Пускай этот корабль и не являлся активным участником крупных военно-морских сражений. Тем не менее, "Могучи Мо", как его называли между собой члены экипажа, получил честь стать тем самым судном, на котором были подписаны документы об окончании Второй Мировой войны. Случилось это в Токийском заливе 2 сентября 1945 года. Но не только эта война отметилась в судьбе корабля. Линкор с водоизмещением в 48 тысяч тонн долгое время находился в море. Будучи списанным после войны, он возобновил свою деятельность во время войны в Корее, а затем и в 1984 году, когда стал частью плана Рональда Рейгана о 600 судах. "Миссури" несла службу во время первой войны в Персидском заливе в 1991 году, когда с корабля запускали крылатые ракеты и 16-дюймовые снаряды против целей в Ираке. Сегодня корабль находится на вечной мирной стоянке в Перл-Харборе, служа в качестве музея и военного мемориала. Интересно, что от места швартовки всего несколько сотен метров от места крушения линкора "Аризона". По сути с палубы корабля можно увидеть места, где для американцев началась война и где она закончилась

HMS "Виктория". HMS расшифровывается, как "корабль Ее Величества". Ни один другой корабль не служил лучше символом той власти, которой обладал Королевский флот в конце восемнадцатого начале девятнадцатого века. Ведь Виктория являлось знаменитым и, по сути, легендарным флагманом лорда Нельсона. Корабль является одним из крупнейших деревянных когда-либо построенных. Он видел значительные действия в последние десятилетия восемнадцатого века, а именно борьбу как с французским, так и с испанским флотами. "Виктория" вошла в историю в ходе знаменитой Трафальгарской битвы в 1805 году. Ведь именно на ее борту был смертельно ранен адмирал Нельсон, успев перед тем разгромить комбинированный флот французов и испанцев. Эта победа позволила спасти Англию от военного вторжения. Корабль первоначально планировалось списать после окончания наполеоновских войн. История гласит, что "Виктория" была спасена женой морского министра, которая, узнав, что судно, служившее так долго и храбро, будет разрушено, попросту расплакалась и потребовала от мужа отменить слом судна. Чиновник был не дурак, он понял, как нужно поддерживать семейное равновесие, и сделал именно то, что от него требовала супруга. В результате следующие сто лет корабль стал школой подготовки моряков. В 1922 году британское правительство совершило большие восстановительные работы. Сейчас корабль работает в качестве музея в Портсмуте, что делает "Викторию" одним из самых старых кораблей на плаву в мире.

Броненосец "Мэн". Некоторые корабли прославились не за то, что они сделали, а за то, что они вообще представляли. Броненосец Мэн был крошечным по сравнению с теми монстрами-линкорами, которые на его основе появятся позже. Но гибель этого корабля стала поводом для начала испано-американской войны. Те события объединили нацию. Корабль располагался в мелководной гавани Гаваны, как вдруг 15 февраля 1898 года он был разорван на две части таинственным взрывом. Из 355 членов экипажа спаслось лишь 89 человек, сам же "Мэн" затонул в считанные минуты. Причина взрыва так и осталась неясной. Сегодня некоторые историки и военно-морские инженеры предполагают, что он мог быть результатом случайно детонации боезапасов внутри судна вследствие возгорания угля. Однако власти сразу же заподозрили преднамеренную диверсию. Якобы испанцы заранее установили мину. Эти события вовлекли страну на ближайшие несколько месяцев в войну, короткую, но невероятно успешную. Участие испанцев в инциденте в итоге доказано никогда не было, оно было бы невыгодным для них. Но специалисты утверждают, что от мины в корпусе судна образовалась бы пробоина, тогда как оно было разорвано пополам. В любом случае американцы получили боевой клич "Помни Мэн", который оставался популярным еще в течении нескольких десятилетий после этого. Что же касается самого судна, то в 1911 году его останки были вместе с грязью подняты со дна Гаванского порта, так как они стали представлять опасность для других кораблей. Куски "Мэна" вывезли в открытое море и затопили со всеми воинскими почестями. Таким образом, конец броненосца стал достойным. Он, хоть и совершил на своем веку мало, зато стал причиной множества последствий и передела колониальных владений.

Немецкий броненосец "Бисмарк". "Бисмарк" стал главной грозой британского флота весной 1941 года. Судно длиной 823 футов с максимальной скоростью в 30 узлов являлось самым быстрым из тех, чтобы были на плаву. В конце мая "Бисмарк" вышел из базы в польской Гдыне, намереваясь охотиться на торговые британские суда. Дальнейшие события стали крупнейшей военно-морской охотой в истории Королевского флота, запомнившейся обеим сторонам надолго. Утром 24 мая около берегов Исландии состоялся бой "Бисмарка" с английским крейсером "Худ" и линкором "Принц Уэльский". После краткой перестрелки "Худ" взорвался - снаряд, по-видимому, попал в погреб. В результате гибели судна утонуло 1417 членов экипажа, спастись удалось лишь троим. "Принц Уэльский" получил тяжелые повреждения и вынужден был бежать с поля боя. Сам "Бисмарк" был поврежден и стремился к французскому побережью на ремонт. Во время похода корабль был также атакован английскими торпедоносцами. В итоге немецкий корабль был настигнут английскими линкорами "Родней" и "Король Джордж V". Их огневая мощь смогла отправить гордость Гитлера на дно. В результате двухчасового боя и так израненный корабль окончательно был добит. Утонули около 2000 членов его экипажа, в живых осталось лишь около 200 моряков. Место гибели "Бисмарка" было обнаружено лишь в 1989 году Робертом Баллардом, который тремя годами ранее обнаружил и "Титаник". Немецкий линкор был тщательно изучен. Несмотря на прошедшие годы, оказалось, что тяжелые повреждения в ходе последней битвы его корпус оказался практически нетронутым. Тем не менее были обнаружены серьезные ошибки в конструировании, которые привели к потере управления при повреждении руля. Это дало возможность предположить, что линкор все же не был потоплен англичанами, а был затоплен. Последний бой "Бисмарка" показал, что линкоры утратили свое значение - главенствующая роль на море перешла к авианосцам.

Линкор "Аризона". Среди американских ветеранов мало таких кораблей, которые вызывают эмоции особого рода. Одним из них и является "Аризона", получившая название в честь одного из штатов. Корабль успел поучаствовать в Первой мировой войне, ничем особым не отметившись, а его активное участие во Второй мировой продолжалось всего 15 минут. Именно столько потребовалось японским бомбардировщикам, чтобы потопить этот линкор. Во время налета японцев на Перл-Харбор в Аризону попали сразу четыре тяжелые авиабомбы. Они пробили несколько палуб и взорвались глубоко внутри, где располагались снаряды и запасы горючего. Жуткий выстрел разорвал линкор на части, образовалась волна наподобие цунами. В результате из 1400 членов экипажа погибли 1177, в том числе капитан и адмирал. Останки судна горели еще несколько дней. Аризона было настолько сильно повреждена, что восстанавливать ее уже не было смысла. Корабль остался в бухте Перл-Харбора и по сей день, уже в качестве военного мемориала, который ежегодно посещают миллионы человек. Учитывая известность корабля сегодня, интересно, что мало даже самих американцев знает о судьбе Аризоны в течении нескольких последующих за войной лет. Военные цензоры умалчивали тот факт, что линкор лежал забытым на мелководье в течении десятилетий после той атаки. Мемориал возник лишь в конце 1960-х. став символом решимости Америки и данью памяти павшим. Каждый год 7 декабря здесь проходит молебен о павших, вновь избранный президент страны по традиции посещает его. Долгое время из машинного отделения корабля по капле просачивается машинное масло, расплываясь по воде сиреневым пятном. "Аризона" плачет по своему экипажу...

Британский лайнер "Титаник". Назвать самый известный в истории корабль легко - это Титаник. Это роскошное судно было разработано, чтобы показать с блеском все технологические возможности человека на тот момент. Вместо этого проявилась лишь демонстрация высокомерия. "Титаник" стал крупнейшим и самым быстрым пассажирским кораблем своего времени. Пароход компании "White Star Line" покинул Англию 10 апреля 1912 года, совершая свой первый рейс в Нью-Йорк. Однако через пять дней произошло столкновение гиганта с айсбергом, и корабль затонул. Хотя казалось, что двух с половиной часов с момента столкновения до момента погружения "Титаника" под воду должно хватить, чтобы эвакуировать всех 2300 человек на борту, в реальности оказалось, что на судне было всего лишь половина спасательных шлюпок. Это послужило причиной гибели 1500 человек, который обрели себе водную могилу в Северной Атлантике. Катастрофа стала шоком для всего морского сообщества, в результате были внесены радикальные изменения в правила обязательного количества спасательных шлюпок на борту, также усилились и другие меры безопасности. В конце-концов имя "Титаника" стало не только синоним трагедии, но и алчности, равнодушия и классовых привилегий. Ведь большинство из погибших были пассажирами третьего класса. История "Титаника" покрыта таинственностью, которая только возрастает с годами. В 1985 году корабль был обнаружен на глубине в 3750 метров, с тех пор послужив еще большим источником вдохновения как для документальных, так и для художественных фильмов. Вполне можно сказать, что "Титаник" преподал человечеству жесткий урок, последствия которого мы испытываем и по сей день.

Броненосцы "Потемкин" и "Аврора"


Обо всех известных судах рассказать, пожалуй, невозможно. Внимания заслуживают и русские броненосцы "Потемкин" и "Аврора" (ставшие символами революций 1905 и 1917 годов)

HMS "Баунти"

и HMS "Баунти" (британский фрегат, прославившийся мятежом на нем),

HMS "Индевор"

и HMS "Индевор" (на нем капитан Кук изучал острова Тихого океана),

"Майский цветок"

"Майский цветок" (на нем в 1620 году в Массачусетс были доставлены паломники),

"Луизитания"

"Луизитания" (ее гибель в 1915 году послужила катализатором для вступления США в Первую мировую войну),

USS "Независимость" (наиболее выдающийся авианосец ВМС США во Второй мировой войне),

японский линкор Ямато (крупнейшее построенный линкор)

"Золотая лань"

английский галеон "Золотая лань" (на нем сэр Френсис Дрейк совершил свое первое полное кругосветное путешествие в 1577-1580 годах).

"Товарищ"

«Очень хочу рассказать о «Товарище». Это было единственное на Украине парусное судно. В послевоенном Советском Союзе их оставалось совсем мало - кроме «Товарища», еще «Крузенштерн» и «Седов» (после развала СССР они стали собственностью России).

Год рождения «Товарища» - 1933-й. Именно тогда с гамбургской верфи судостроительной фирмы «Блом и Фосс» был спущен барк «Горх Фок». Свое имя корабль получил в честь Иоганна Киннау, немецкого писателя-мариниста начала XX ст. (на русский его не переводили), произведения которого издавались под псевдонимами Горх Фок,

Судьбы кораблей, как и судьбы людей, ломала Вторая мировая война. Для «Горх Фока» весна 1945 года стала временем его клинической смерти, а порт Штральзунд (Германия) мог быть местом его захоронения. Над водой торчали только его мачты и часть кормы. Около тридцати пробоин зияли в его бортах.

По репарации судно отошло победителю – Советскому Союзу. Парусник был поднят и отбуксирован в порт Висмар (Германия), где немецкие судоремонтники подлатали и «подлечили» барк.

Непродолжительное время барк провел на Балтике. Затем был приписан к Херсонскому мореходному училищу им. Лейтенанта Шмидта в качестве учебного судна. Летом 1951 г. корабль отправился в поход вокруг Европы и через несколько месяцев прибыл в Херсон.Достопримечательностью этого города «Товарищ» был больше 40 лет. Правда, у «стенки» он не стоял, а вел весьма активный образ жизни. За эти десятилетия на барке прошли практику более 15 000 курсантов херсонской мореходки.

Более 500 000 миль прошел «Товарищ», побывал в портах 86 стран, а также сделал неплохую спортивную карьеру: в 1972-м он победил в океанских гонках в честь 175-летия спуска на воду американского фрегата «Констелейшн» и получил «Золотой кубок Атлантики», а через четыре года выиграл престижную регату «Парус-76».

Интересно, что в 1976 г. советскому паруснику противостояли его «младшие братья» - американский барк «Игл» (бывший «Хорст Вессель», построенный в 1936-м и полученный США по репарациям), румынский «Мирча» (его построили в 1939 г. по заказу Бухареста) и западногерманский «Горх Фок II», спущенный на воду в 1958 г. Но несмотря на молодость «родственников», победа в тех состязаниях осталась за «Товарищем». Кроме того, барк снимался в кино. Помимо «Максимки», он «сыграл» в «Алых парусах» (правда, не в роли корабля, прибывшего однажды за Ассолью, а парусника, на котором Грей стал «морским волком»). Затем «Товарища» запечатлели в фильмах «Остров сокровищ», «Капитан Немо» и «Мятежный «Орион». На излете советской эпохи он еще успел принять участие в картине «Узник замка Иф», поставленной по роману Александра Дюма «Граф Монте-Кристо». Но вскоре паруснику стало не до кино.

После распада СССР «Товарищ» продолжал участвовать в регатах (и довольно успешно - на «Парусе-93» занял третье место) и учить курсантов. Причем в начале 90-х азы морской науки на судне постигали и иностранцы - кадеты из Германии, Англии и Австралии.

Но в 1995 г. плавания «Товарища» прекратились. К тому времени барк, некогда находившийся на балансе Министерства морского флота СССР, был передан Министерству образования Украины, которое было не в состоянии содержать парусник. «Товарищ» отправился в Англию, где должен был обновить парусное вооружение и такелаж, но выяснилось, что необходим и ремонт корпуса, для чего потребовались 3 млн. долл. Таких денег у Минобразования не было. Несколько лет он провел на Британских островах, но наша страна не смогла заплатить за ремонт и легко отказалась от «Товарища».

Иной раз смотришь на названия убогих ведер брендованных болтов под названием «яхты», теснящиеся в марине и думаешь «что эти люди вообще знают об именах кораблей?!». Ну вы сами можете сходить и посмотреть, заодно легко отличите те, которые ходят по морю много и часто от тех, кто гниет на приколе дабы хозяин мог наслаждаться членством в яхт-клубе и клеить баб.

Я дам подсказку: в большинстве своем названия яхт символизируют качества их капитанов, и их размер обычно (но не всегда) обратно пропорционален количеству миль, намотанных на лаг . Исключения обычно замечаются сразу по особенностям оснастки и - обычно - ведущимся на борту работам. На яхтах понторезов же ведутся шашлычные работы и солнечные ванны сисястых красоток.

Имена кораблей

Но все же поговорим о названиях. Название кораблю обычно дают еще на стапеле, и под этим названием оно фигурирует в ведомостях. И по большому счету про него можно забыть, потому что редко когда оно оказывается удачным. Свое настоящее имя корабль приобретает в процессе эксплуатации, и обычно закрепляется пожизненно . Например за одной шхуной закрепилось название «эта сука» , и оно полностью соответствовало ее крайне сволочному характеру. Ее любимым занятием были грязевые ванны и дайвинг - видимо в роду у нее были подводные лодки, отсюда и мания ложиться на грунт прямо у пирса.

Множество добрых кораблей, бороздивших океаны с незапамятных времен, не обращали внимание на то, что было написано у них на бортах и корме. Экипаж и капитан знали, что в плаванье им лучше не мешать - эти корабли вытаскивали свой экипаж из жутких штормов и умудрялись оставаться на плаву независимо от количества ядер, дырявивших им борта. Множество корыт, с другой стороны, имели гордые и надменные названия, но при этом плавали с той же грацией, сколь холодильник . И матрос, желающий наняться на судно, если он конечно не был дурак, или не до такой степени отчаялся, чтобы лезть куда угодно, обычно старался услышать как о корабле говорят матросы.

Следует заострить внимание, что как бы не было плохо моряку, он никогда, я подчеркну, никогда не будет ругать свой корабль . Он скорее будет богохульствовать, а в ругани матроса мало кто заткнет за пояс. Так вот, интонация, с которой о корабле говорят моряки - многое о нем говорит, а если повезёт - то можно услышать и его настоящее имя. Здесь, кстати, ещё один момент, потерянный в русском языке, но который важно знать: корабль/судно - женского рода, и о них говорят «she». Добрый корабль для капитана - жена, дочь, подруга, богиня - выбирайте любое.

И наконец, название корабля, который плавает, а не изображает из себя айфон, практически всегда короткое. Причина в том, что в те лихие времена абордажных боев, были своеобразные традиции - как король, имея ввиду все государства, говорил «мы», так и капитан, на вопрос «кто идет?» - называл название своего корабля, а во время боя мог проорать «ко мне!», призывая всех кто может еще сражаться пробиться к нему и совместными усилиями скинуть врага в море. А теперь представьте себе что ваш корабль называется «адмирал Иван Иванович Молотобойцев». Да вас убьют раньше чем вы это выговорите, уже не говоря о том, что это может породить путаницу в представлении.

Бывают корабли, снискавшие своим именам славу, и тогда при закладке нового корабля им дают имя уже ушедшего на покой . Если не вспоминать парадокс «Арго» - это одно из , надежда приманить удачу с помощью имени, или наделить корабль именем славного человека. Немногие знают, но «Аврора» некогда была славным кораблем российского императорского флота, чьи батареи громили англичан на Дальнем Востоке (конечно же чаехлебы не любят об этом вспоминать, потому что в том сражении их морская пехота потеряла флаг, а адмирал застрелился от такого позора). И когда происходила закладка новых бронепалубных крейсеров, один из них был назван именем славного парусника и - он увенчал себя еще большей славой, став одним из символов Революции.

И пока будут дуть ветра, моря будут бороздить прекрасные корабли, несущие сквозь века как знамена славные имена.

Если же однажды вы примете под командование корабль - отнеситесь к нему как к женщине . Узнайте о его истории, посмотрите как он идет по волнам, его слабости, его характер, его тайное имя - и если вы сойдетесь характерами, то вы поймете, почему «Санта-Клару» ласково называли «Нинья», почему капитаны разделяли судьбу своих кораблей, хотя могли бы и спастись… Ну а если не сойдетесь - тогда лучше смените корабль, иначе к концу пути на плаву останется лишь один из вас.

Подбирая обои на рабочий стол, наткнулся на несколько фотографий, парусников под российским флагом. Удививших и заинтересовавших меня. Да и заставивших поднять материалы по этому вопросу. Итак парусники России.

Барк "Крузенштерн"

Существовавшая в начале ХХ века в Гамбурге компания «Лайеш унд К» владела в общей сложности 56 барками, имевшими стальные корпуса и рангоут и прекрасные ходовые качества. Их имена традиционно начинались на букву «П» - «Летающие П». Последним из них был построенный в 1926 г. на верфи в Геестемюнде четырёхмачтовый барк «Падуя». До 1936 г. он возил в Германию селитру и фосфаты из Чили и пшеницу из Австралии, совершив два рекордных перехода в Австралию за 67 суток при средней продолжительности рейса – 88 суток. С началом войны барк использовали как грузовой лихтер, а при разделе флота гитлеровской Германии передали по контрибуции Советскому Союзу.

В январе 1946 г. на судне был поднят советский флаг, и оно получило новое имя – в честь великого российского мореплавателя Ивана Федоровича Крузенштерна (1770 – 1846) командира первой русской кругосветной экспедиции на шлюпах «Надежда» и «Нева».

Состояние судна было не лучшим, средств для ремонта не было, и «Крузенштерн» до 1955 года служил плавучей казармой, не выходя в море. В июне 1955 он впервые был выведен на рейд для испытаний. Барк с легкостью выполнил все заданные маневры, и было решено использовать его в качестве учебного судна, оборудовав по современным требованиям. В 1959 – 1961 гг. корабль был капитально отремонтирован. На него установили два дизеля по 588 кВт и все необходимое оборудование.

С 1961 по 1966 гг. «Крузенштерн» - научно-исследовательское судно Академии наук СССР. Барк посетил с экспедициями Бермудские острова, Ямайку, Гибралтар, Касабланку, Галифакс и другие порты. С 1966 г. – учебный парусник с портом приписки – Рига, с 1981г. – Таллин, а с 1991 – Калининград.

«Крузенштерн» - победитель гонок Бостон – Ливерпуль 1992 и 1994 гг., показав рекордную скорость в 17,4 узла. Это не было пределом, но с учётом возраста судна развивать большую скорость сочли опасным.

В 1993 г. барк вновь прошел капитальный ремонт в Висмаре (Германия) с заменой двигателей и установкой самых современных систем навигации и связи. Это и поныне одно из крупнейших парусных судов мира (больше его только парусно-моторное учебное судно «Седов»).

Теперь на парусно-моторном барке «Крузенштерн» под руководством квалифицированных наставников получают первые морские знания и навыки курсанты мореходных училищ. Ежегодно здесь проходят практику около 800 юношей, избравших морскую специальность.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ

Длина наибольшая с бушпритом, м - 114,5
Длина между перпендикулярами, м - 95,5
Ширина по миделю, м - 14,05
Высота борта, м - 8,5
Высота надводного борта, м - 2,22
Осадка при полном водоизмещении, м - 6,85
Водоизмещение порожнем, т – 3760
Водоизмещение в полном грузу, т – 5725
Максимальная скорость под двигателями, узл. - 9,4
Скорость под парусами, узл. - до 16
Мощность двух главных двигателей, л. с. – 1600
Площадь парусов, м2 – 3655
Район плавания – неограниченный
Численность экипажа – 70
Количество мест для курсантов - 203

Барк "Седов"

Судно было построено на верфи Круппа в Киле (Германия) в 1921 году. Его первый владелец Карл Виннен назвал судно по имени своей дочери Магдаленна Виннен. Судно было спроектировано и построено с целью перевозки навалочных грузов между портами Европы и Южной Америки, Австралии, Юго-Восточной Азии и Океании. В 1936 году Карл Виннен продал этот четырехмачтовый барк судоходной компании "Норддойчер Ллойд". Новый судовладелец оборудовал судно кубриками на 70 кадетов и начал использовать его одновременно как грузовое, так и учебное. Барку присвоили новое имя - "Коммондор Енсен ".

После разгрома фашистской Германии и окончания второй мировой войны в соответствии с решениями Потсдамской конференции между союзниками был произведен раздел военного и вспомогательного германских флотов. Советский Союз в порядке компенсации за утраченные в ходе войны парусные суда получил, в частности, корабль «Коммодор Енсен», переименованный в честь прославленного русского полярного исследователя Георгия Яковлевича Седова (1877 - 1914).

11 января 1946 г. парусник "Седов" был передан Советскому Военно-Морскому Флоту в качестве учебного судна. Первое морское плавание в этом качество он совершил в 1952 году.
С 1957 г. "Седов", оставаясь в классе учебного судна, начал исполнять функции океанографического судна. В ходе этих исследований экипаж и коллектив научных работников совместными усилиями стерли немало "белых пятен" с карты Атлантического океана.

В 1965 г. корабль был передан в ведение министерства рыбного хозяйства СССР с целью обучения персонала рыболовецкого флота. Портом приписки «Седова» стала Рига. В начале 70-х годов барк переживал трудные времена и чуть было не погиб. В ожидании давно назревшего ремонта судно почти четыре года стояло в Ленинграде и ждало решения своей судьбы. Новые владельцы по существу планировали сдать барк на слом, доказывая бесперспективность идеи обновления учебного судна. Но на защиту ветерана встало более 100 известных моряков и руководителей морских училищ. В разное время каждый из них жил с «Седовым» одной жизнью, деля вместе трудности и романтику путешествий под парусами. Инициатива моряков была услышана и судно поставили на ремонт в Кронштадт, где за шесть лет реконструкции старый 500-сильный двигатель был заменен новым, мощностью 1180 л.с., поставлено электронное навигационное оборудование и обустроены места для 164 учащихся. Корабль вновь был пущен в эксплуатацию в 1981 г.
Свой первый рейс, теперь уже в качестве флагмана учебного флота Министерства рыбного хозяйства СССР, "Седов" сделал в Данию, где в то время отмечалось 300-летие со дня рождения датчанина Витуса Йонассена Беринга.

В 1983 г. впервые за время своего пребывания в Советском Союзе судно посетило родной порт Бремерхавн, где наши моряки пригласили на борт бывших членов немецких команд парусника, в том числе одного из его первых владельцев.

В 1984 г. "Седов" совершил плавание, приуроченное к 400-летию со дня основания города Архангельска. Рейс, начавшийся на Балтике, проходил вокруг Скандинавии. В июле парусник прибыл в Архангельск, где начинался праздник.

В ходе этого рейса, объявленного рейсом мира, посетители советского барка "Седов" расписывались на Парусе мира. Была там и подпись датского художника-карикатуриста Херлуфа Бидструпа.

В 1986 г. «Седов» принял участие в своих первых международных гонках и с тех пор стал их частым участником, включая Регату Колумба 1992 г. С 1989 г., помимо отечественных курсантов, судно принимает на обучение и иностранных любителей приключений.

В апреле 1991 г. в связи с получением Латвией независимости Россия перевела корабль из Риги в Мурманск, передан его Мурманскому государственному техническому университету.
«Седо́в» - четырёхмачтовый барк, является самым крупным парусником в мире традиционной постройки и второй по величине после 5-мачтового Royal Clipper. УПС "Седов" занесен в "Книгу рекордов Гиннеса" как самое крупное из сохранившихся до наших дней парусных судов.

Несмотря на почтенный возраст, парусник продолжает участвовать в регатах.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Национальность: Россия
Порт приписки: Мурманск
Год постройки: 1921
Верфь: Friedrich Krupp Germaniawerft, Kiel
Тип судна: 4-х мачтовый барк
Корпус: сталь
Водоизмещение: 6148 т
Длина: 117,50 м.
Осадка: 6,70 м.
Ширина: 14,70 м.
Высота мачт (от ватерлинии): 58 м
Площадь парусов: 4.192 m²
Количество парусов: 32 шт
Энергия ветра: 8.000 л.с.
Марка двигателя: Вяртсиля
Мощность двигателя: 2.800 л.с.
Скорость под парусами: до 18 узлов
Длина корпуса: 109 м
Тоннаж: 3556 т.
Парусная площадь: 4192 м2
Экипаж: 70
Курсанты: 164

В конце 80-х годов в Польше были построены однотипные суда: «Дар Молодёжи» для города Гдыня, «Дружба» для города Одесса, «Мир» для города Ленинград, «Херсонес» для города Севастополь, «Паллада» и «Надежда» для города Владивосток.

Учебное парусное судно "Мир" (учебный фрегат)

Учебное парусное судно "Мир" построено в 1987 году в Польше на Гданьской судоверфи. Как один из пяти учебных парусных кораблей этого типа. 1 декабря 1987 - флаг Советского союза был поднят на кормовом флагштоке "Мира" и затем судно прибыло в порт приписки - Ленинград. Государственная Академия им. адм. С.О. Макарова (в то время Ленинградское Высшее Инженерное Морское Училище) стала его судовладельцем. Первым капитаном был В.Н. Антонов.
С 1989 по 1991 годы, судно принадлежало Балтийскому морскому пароходству, затем судовладельцем вновь стала Академия.

С самого начала судно было спроектировано и построено как учебное, предназначенное для прохождения плавательной практики курсантов судоводительского факультета и принимающее участие в гонках парусных судов.

В разные времена на борту судна проходили практику от 70 до 140 кадетов не только ГМА, но и других морских учебных заведений бывшего Союза, а также Англии и США.

«Мир» активно участвует в гонках парусных судов. Знаменательным событием стало участие "Мира" в международной гранд регате «Коламбус-92», посвященной пятисотлетнему юбилею открытия Америки Христофором Колумбом. "Мир" пришел к финишу этой гонки абсолютным победителем. Приз был вручен экипажу королем Испании Хуаном Карлосом I.

"Мир" принимал участие в Трансатлантической регате "Талл Шипс 2000". "Мир" единственное судно класса "А", завоевавшее главный приз этой гонки два раза подряд (2003 и 2004 гг.).

Учебное парусное судно «Мир» - действующий символ морского Санкт-Петербурга, носитель идеи международного сотрудничества портовых городов, своеобразный посол Санкт-Петербурга в зарубежных странах.

По сложившейся в последние годы практике «Мир» с апреля по октябрь работает в районе Балтийского и Северного морей, посещая за сезон от 15 до 20 портов. На судне проходят практику курсанты Государственной морской академии и других морских учебных заведений.

Основные технические характеристики:

Длина наибольшая (с бушпритом) - 110 м
ширина наибольшая - 14 м
осадка - 6,7 м
водоизмещение - 2256 т
суммарная мощность двигателей - 1100 л.с.
высота мачт: фок и грот - 49,5 м, бизань - 46,5 м
площадь парусов - 2771 кв.м.
экипаж (включая 144 курсанта) - 199 человек

Учебное парусное судно "Надежда" (учебный фрегат)

«Надежда» - учебный трёхмачтовый корабль, принадлежащий Морскому государственному университету им. Г. И. Невельского (Владивосток). Построено в Польше на Гданьской судоверфи в 1991 году. Флаг Российской Федерации был поднят 5 июня 1992 года.

Это трёхмачтовое судно построено по прототипу парусных судов начала XX века; имеет полноепарусное вооружение типа «корабль». 26 парусов управляются исключительно вручную и являются основным движителем судна. Два двигателя с приводом на один винт регулируемого шага служат для плавания в штормовых условиях, а также при входе и выходе из порта. Фрегат имеет полное парусное вооружение.

История Российского флота знает несколько парусных судов с названием "Надежда". Современный фрегат "Надежда" является продолжением жизни парусников, которые оставили о себе добрую память: как первое учебное парусное судно в России, как первое Российское судно совершившее кругосветное плавание, как судно чьим именем названы проливы, мысы, остров. В истории флота мало найдется судов с такой богатой историей, судов которые так исправно служили своему Отечеству, оставив свой след и в военном деле и в науке.

На счету парусника – десятки экспедиций и рейсов в разные широты. Каждый морской поход – нелегкое испытание и для самого судна, и для его экипажа, и для курсантов, которые проходят в открытом море свой шестой, «плавучий» семестр. Курсанты во время длительных походов не только выполняют все судовые работы, участвуют в авралах, стоят ходовые вахты на мостике, но и учатся. В рейсе изучается несколько основных предметов. По мнению капитана фрегата, важно выработать у курсантов понимание реальных масштабов Мирового океана. Например, во время «кругосветки» с участием курсантов непрерывно велось лазерное и акустическое зондирование морской толщи, производился отбор проб воды с различных глубин с последующим их анализом. Регулярно выполнялось лазерное зондирование атмосферы, для чего на борту парусника имеется уникальная установка «Лидар».

В настоящее время фрегат продолжает славные традиции своих предшественников и используется как парусное учебное и научно - исследовательское судно.

Тактико-технические характеристики
Длина наибольшая (с бушпритом) – 109,4 м
Ширина наибольшая – 14,0 м
Максимальная осадка – 7,3 м
Водоизмещение – 2 984 т
Мощность двигателей – 2х450 кВт
Высота грот мачты – 49,5 м
Площадь парусов – 2768 кв.м
Экипаж – 50 чел
Количество мест для практикантов – 143

Учебное парусное судно "Паллада" (учебный фрегат)

«Паллада» - учебный трёхмачтовый корабль принадлежащий Дальневосточному государственному техническому рыбохозяйственному университету (Владивосток).

Назван в честь фрегата «Паллада» русского военного флота который в 1852-1855 годах совершил с дипломатической миссией вице-адмирала Е. В. Путятина плавание из Кронштадта к берегам Японии. Это трёхмачтовое судно построено по прототипу парусных судов начала XX века; имеет полное вооружение типа «фрегат». Два двигателя с приводом на один винт регулируемого шага, служат для плавания в штормовых условиях, а также при входе и выходе из порта. Винт регулируемого шага может переводиться в так называемое «флюгерное положение» для уменьшения сопротивления при ходе под парусам.

Фрегат «Паллада» установил официальный рекорд скорости 18,7 узлов для парусных судов класса «А». Однако во время кругосветного плавания 2007-2008 «Паллада» установила новый рекорд 18,8 узлов. Этот рекорд был зафиксирован в бортовом журнале, а также заснят на видео, но официально не оформлен.

В настоящее время фрегат используется как парусное учебное и как научно-исследовательское судно.


Ширина наибольшая - 14,0 м
Максимальная осадка - 6,6 м
Водоизмещение - 2 284 т
Мощность двигателей - 2 × 419 кВт
Высота грот-мачты - 49,5 м
Количество парусов - 26
Площадь парусов - 2771 м²
Экипаж - 51 чел.
Количество мест для практикантов - 144

Учебное парусное судно "Херсонес" (учебный фрегат)

«Херсонес» - учебный трехмачтовый корабль (судно с полным парусным вооружением), принадлежащий Керченскому государственному морскому технологическому университету (порт приписки - Керчь).

Построено в Польше на Гданьской судоверфи им Ленина в 1989 году. Первое имя - «Александр Грин», но по окончанию постройки из-за политико-религиозных соображений в честь 1000-летия крещения Руси поименован «Херсонес».

С 1991 по 2006 год на условиях аренды эксплуатировался туристической компанией «Инмарис» в качестве круизного судна. С 2006 года из-за финансового спора между арендатором и судовладельцем эксплуатация прекращена, судно находится в отстое в порту Керчь. С 2006 года в море судно не выходило.

В настоящее время фрегат является флагманом учебного флота Керченского государственного морского технологического университета. Хотя за право владения судном идет спор между Росрыболовством и Минтрансом России. Но 9 октября 2015 года "Херсонес" прибыл для прохождения ремонта в севастопольский филиал ЦС "Звездочка". По состоянию на 10 декабря 2015 года фрегат поставлен в док для проведения ремонта.

Длина наибольшая (с бушпритом) - 108,6 м
Ширина наибольшая - 14,0 м
Максимальная осадка - 7,3 м
Водоизмещение - 2 987 т
Высота грот мачты - 51 м
Судовая силовая установка - два главных дизельных двигателя Zultzer-Zigelski общей мощностью 1140 л. с.(2 х 570)

Двухмачтовая парусно-моторная шхуна «Надежда»

Существует легенда, что шхуна, впоследствии известная как «Надежда» - это «Sterna» («Стерна») яхта Феликса фон Люкнера (Felix Graf von Luckner) - национального героя Германии времён Первой мировой войны.

«Sterna» была построена в 1912 году в Лейдердорпе (Нидерланды) на верфи Геброудерса, как стальной парусный логгер для рыбной ловли. При постройке в 1912 году на шхуне был установлен двухтактный двухцилиндровый двигатель производства «Дойче Веерке» (Deutsche Werke) мощностью 70 л. с.

2 августа 1927 года шхуна была продана Бернхарду Ханке (Bernhard Heinecke) из Гамбурга, который переоборудовал её в универсальное грузовое судно и переименовал в «Edelgard» («Эдельгард»).

3 июля 1936 года шхуна была продана графу Феликсу фон Люкнеру. Люкнер перестроил шхуну, изменив носовую часть, установил новый, 140-сильный главный двигатель и переоборудовал её в комфортабельную мореходную яхту. Шхуна получила новое название «Seeteufel» («Зеетойфель» - нем. «Морской дьявол»). Под этим названием и под командованием фон Люкнера шхуна с 18 апреля 1937 по 19 июля 1939 года совершила кругосветное плавание по маршруту.
Экипаж судна состоял из разведчиков и картографов. Под прикрытием кругосветного путешествия преследовалась основная цель - сбор информации о портах вероятного противника перед началом войны. Плавание было подготовлено службами пропаганды и морской разведки фашистской Германии.

В 1943 году шхуну приобрёл для создающегося им института морских исследований выдающийся морской ныряльщик Ганс Хаас. Шхуна должна была стать экспедиционным судном и базой для подводных кино- и фотосъёмок. Однако перевести шхуну из Штеттина, где она находилась в то время, оказалось невозможным.

12 февраля 1947 года шхуна в качестве трофея была передана Военно-морской ордена Ленина академии им. К. Е. Ворошилова. Шхуну назвали «Надежда» и вместе с другой шхуной «Учёба» включили в состав отряда учебных кораблей Ленинградского военно-морского подготовительного училища. 14 июня 1948 года шхуну передали Ленинградскому Нахимовскому военно-морскому училищу. 24 июля 1956 года шхуну передали в яхт-клуб Ленинградской военно-морской базы. В 1958 году шхуна переименована в «ПКЗ-134».

18 июня 1958 года исключена из состава ВМФ СССР и безвозмездно передана Центральному яхт-клубу ВЦСПС, получив название «Ленинград» и став флагманом яхт-клуба. В 1962 году шхуна прошла капитальный ремонт и переоборудование на заводе «Алмаз». Установлен дизельный двигатель 3Д12 (300 л. с.) в качестве главного, появились полуют и новая ходовая рубка, заметно изменяющие силуэт шхуны.
На шхуне проходили практику курсанты военно-морских училищ, учащиеся ДЮСПШ, студенты-океанологи. Шхуна неоднократно участвовала в киносъёмках советских, российских и зарубежных кинематографистов, исполняя роли и фрегатов, и поморских шхун.

С 1970 по 1979 год шхуна была главной участницей городских праздников выпускников «Алые паруса». Вслед за тем, как город Ленинград стал Санкт-Петербургом, в 1993 году шхуне вернули былое название «Надежда». Из-за финансовых трудностей и неудовлетворительного технического состояния с 2005 года шхуна практически не эксплуатировалась.

В 2009-2010 годах на судостроительной верфи «Речная» в Санкт-Петербурге выполнены работы по ремонту корпуса шхуны, перепланированы нижние помещения, изменена архитектура корпуса выше главной палубы, заменён стоячий и бегучий такелаж, пошиты новые паруса, перебран главный двигатель, установлены два новых дизель-генератора, новое радионавигационное оборудование.

С 2014 года - Фонд поддержки, реконструкции и возрождения исторических судов и классических яхт Яхт-клуба Санкт-Петербурга.

В 2004 году в Галле было основано Общество Феликса фон Люкнера. Одной из целей этого общества является «репатриация шхуны «Seeteufel» в Германию».

Водоизмещение - 180 (200) т
Длина - 36 м
Ширина - 6,6 м
Высота борта - 3,5 (3,2) м
Осадка - 2,8 м
Высота мачт - 22,0 м от КВЛ
Число парусов - 9
Площадь парусов - 340 (460) м²

Учебное парусное судно "Юный Балтиец"

Учебное парусное судно «Юный Балтиец» было заложено 04 февраля 1988 года на Балтийском заводе им. С. Орджоникидзе в городе Ленинграде. 2 июня 1989 года на судне был поднят государственный флаг СССР.

Первый самостоятельный выход от причала завода в мае 1989 года. Экипаж судна составляет 52 человека, из них – 32 практиканта, юнги в возрасте от 12 до 18 лет. Летом 1990 года парусник посетил порты Германии: Киль, Травемюнде, Бремерхафен. После этих заходов стали приходить приглашения на участие в парусных праздниках, проводимых в Германии. В 1993 году в гонках «Катти Сарк» на первом этапе в группе «А» судно заняло шестое место после всем известных парусников, как «Мир», «Крузернштерн» и «Седов». За границей стали проявлять интерес к паруснику, потому что он оказался единственным парусником, на котором проходят практику ребята школьного возраста. За эти годы «Юный Балтиец» получил множество приглашений как из Европы так и из Америки, и посетил много европейских портов.

Тактико-технические характеристики:
Длина – 48,4 м
Ширина – 8,4 м
Высота – 36,0 м
Водоизмещение – 441т/132 т
Площадь парусов – 500 кв.м
Мощность главного движителя – 408 л.с.
Скорость хода под главным движителем – 9,5 уз
Скорость хода под парусами – 10,5 уз
Экипаж – 20 человек
Практиканты – 32 человека

Действующая копия исторического фрегата «Штандарт».

«Штанда́рт» -копия фрегата «Штандарт» времен Петра I, построенная негосударственной некоммерческой организацией "Проект «Штандарт».

В 1994 году Владимир Мартусь с инициативной группой взялся за строительство исторической реплики корабля. 4 сентября 1999 года «Штандарт» был торжественно спущен на воду на верфи «Петровское Адмиралтейство». Фрегат используется негосударственной некоммерческой организацией "Проект «Штандарт».

Экипаж «Штандарта» составляют волонтёры, обученные и подготовленные перед началом каждого плавания. В июне 2000 года «Штандарт» отправился в первое плавание по маршруту Великого посольства - тем городам и странам, которые посетил Пётр I, обучаясь корабельному ремеслу. На начало 2012 года фрегат «Штандарт» побывал в двенадцати плаваниях по Европе, посетил 54 порта в 12 странах Европы. В 2009 году «Штандарт» прошёл от Санкт-Петербурга до норвежского порта Киркенес, обогнув мыс Норд-Кап. С 2005 по 2009 год неоднократно входил в акваторию Невы для участия в празднике «Алые паруса». «Штандарт» активно принимает участие в международных морских регатах, фестивалях, киносъёмках.

Но в июне 2009 года «Штандарт» был предъявлен инспекторам Российского речного регистра. В ходе докового осмотра инспекторами регистра был выявлен ряд «существенных» несоответствий требованиям. Для восстановления судна на классификационном учёте Российский речной регистр 18 июня 2009 года предъявил судовладельцу требования об устранении до выхода в рейс всех имеющихся на «Штандарте» несоответствий правилам Регистра.

Судовладелец, некоммерческое партнерство «Проект „Штандарт“», считая предъявленные требования в принципе невыполнимыми с учётом исторической конструкции судна, принял решение о прекращении эксплуатации судна в водах РФ до урегулирования вопросов российского законодательства по историческим и традиционным судам.

С 2009 года «Штандарт» осуществляет учебно-тренировочные плавания в водах европейских стран. Судно прошло проверку на соответствия нормам безопасности немецкой морской администрации BG Verkehr, имеет сертификат Голландского регистра исторических и парусных судов Register Holland. 15 июня 2010 года «Штандарт» обратился в Российский морской регистр с запросом о проведении освидетельствования судна как спортивного парусного по вновь утверждённым правилам. Но рассмотрение документов не завершено. «Штандарт» вынужден оставаться за пределами территориальных вод Российской Федерации.

В настоящий момент „Штандарт“ используется для съёмок фильма «Михил де Рюйтер» (Set Michiel De Ruyter).

Действующая копия исторического линейного корабля «Гото Предестинация» («Божье предвидение»)

Историческая копия русского линейного корабля «Гото Предестинация» времён Петра I, построенная в 2011-2014 годах. Корабль пришвартован у Адмиралтейской площади в Воронеже и является кораблём-музеем.

В начале 2010 года принялись к созданию чертежей на основе архивных документов. Работы по созданию проекта осложнились тем, что большинство документов, связанных с постройкой линейного корабля, не сохранились. При создании реплики судна применялись записки из государственного архива, а также картины и гравюры XVIII века, а в основу проекта корабля легла акварель Питера Бергмана.

15 июня 2011 на Павловском заводе торжественно установили закладную доску будущего парусника. Деревянная часть корабля воссоздавалась по акварели Питера Бергмана, написанной в 1700 году. Со слов конструктора надстройки Александра Тихомирова, для её строительства использовались те же материалы, из которых строили и оригинальный корабль: сосна и дуб, причём возрастом не меньше 100 лет.

21 июля 2013 года нижняя часть судна из Павловска с помощью 2 буксиров по рекам Дон и Воронеж отправилась в Воронежское водохранилище к Петровскому острову, где был пришвартован 25 июля На следующий день судно пришвартовали к Петровской набережной В конце августа 2013 года из Петрозаводска была отправлена верхняя часть будущего корабля В середине сентября начался монтаж надстройки. В конце декабря 2013 года судно перевели к Адмиралтейской площади.

В январе 2014 года началось обустройство береговой стоянки для корабля. В апреле были установлены все мачты корабля. 2 июля 2014 судно вышло в первое плавание на ходовые испытания.

27 июля 2014 года, в день военно-морского флота, корабль «Гото Предестинация» был торжественно открыт у Адмиралтейской площади города Воронежа. На судне был поднят Андреевский флаг. После этого корабль отправился в первое плавание, в котором приняли участие работники Павловского судоремонтного завода, строившие корабль. Во время отправления был дан залп из пушек судна. Корабль сделал почётный круг и пришвартовался обратно к пирсу у Адмиралтейской площади. Над судном трудилось в общей сложности около 40 человек. На создание судна с момента закладки ушло чуть более 3 лет, в то время как оригинал во времена Петра Великого строили чуть менее 1,5 лет.
Помимо существующих действующих копия исторического кораблей существовала ещё одна копия. Копия фрегата «Святой Дух».

Действующую копию исторического Фрегата "Святой Дух"
Клуб "Полярный Одиссей" и фирма "Карелия-ТАМП" в 1992 воссоздали на судостроительном заводе "Авангард".

Согласно историческому факту, в годы Северной русско-шведской войны 1700-1721 годов два малых фрегата "Курьер" и "Святой Дух" в августе 1702 были протащены волоком по "Осударевой" дороге длинной 170 вёрст через Карельские леса и болота. Перемещение судов и войск посуху от белого моря до Онежского озера было частью военно-стратегической операции по взятию крепости Нотебург у истока Невы.

Новодел корабля имел примерные размеры своего исторического прототипа, нёс на борту 6 бронзовых пушек. Но в отличие от кораблей XVII века фрегат оснащался 90-сильной дизельной установкой.

Основные технические данные новодела:
длина наибольшая - 26,8 м
длина по КВЛ - 17 м
ширина - 5,2 м
осадка - 2,5 м
водоизмещение - 90 т
площадь парусов - 280 кв. м

В 1992г "Святой Дух" принял участие в фестивале деревянных судов в городе Котка (Финляндия) и на Аланских островах.
В том же году министерством обороны РФ был определён статус корабля как военно-исторического судно Российского флота и выдано свидетельство фрегату на право поднятия Андреевского флага.

В 1993 году флагман Российского исторического флота "Святой Дух" признан лучшим кораблем морского парада в Санкт-Петербурге.

В 1994 году фрегат участвует в первом международном фестивале парусных судов в Карелии "Голубое Онего-94".

Но 20 октября 1994 года фрегат "Святой Дух" по пути на фестиваль в город Амстердам во время сильного шторма в Северном море затонул у берегов Голландии.

Так же в настоящий момент верфь исторического судостроения «Полтава» занимается воссозданием первого крупного линейного корабля Балтийского флота, спущенного на воду в Санкт-Петербургском Адмиралтействе в 1712 году - «Полтавы».
Строительство оригинального линейного корабля 4-го ранга «Полтавы» началось в 1709 году и закончилось в 1712-м, строительство продолжалось 3 года. В проектировании корабля принимал участие Пётр Первый, а руководил строительством Федосей Скляев.

Полноразмерная реплика корабля «Полтава» была задумана в 2013, спуск на воду планируется в 2016 году.

Летом 2013 года был заложен мидель-шпангоут, и началось изготовление килевых штук и остальных шпангоутов. Процесс осложнялся непростыми погодными условиями, стало ясно, что необходимо построить большой ангар для будущего корабля. В начале 2014 года ангар был построен, и работа ускорилась. Вскоре был заложен киль, установлены первые шпангоуты. Набор корпуса корабля и резные украшения делаются из дуба, рангоут корабля из сосны, а обшивка планируют изготовить из лиственницы. 54 пушки, которые будут установлены на корабле «Полтава» отливаются на заводе из чугуна по регламенту 1715 года.

Штат верфи составляет уже более 130 профессионалов с опытом, приобретенным при строительстве фрегата «Штандарт» или на верфи «Полтава».

1 мая 2014 года верфь торжественно открыла свои двери для посетителей, стало возможным побывать на экскурсии и увидеть, как строится настоящий парусник петровской эпохи. На сегодняшний день на верфи ежедневно проводятся экскурсии, по выходным мастер-классы и мероприятия.