Украинский корабль морской охраны григорий куропятников. История пскр "григорий куропятников" - история в фотографиях

Корабль морской охраны «Григорий Куропятников» был построен по проекту 12412 («Молния», по классификации НАТО - «Pauk I») на Ярославском ССЗ.

Заложен 20 октября 1982 года под заводским номером 510. Зачислен в списки кораблей МЧПВ КГБ 10 декабря 1983 года. Спущен на воду 18 января 1984 года, а весной был переведен по внутренним водным системам сначала в Азовское море, а потом в Черное для прохождения сдаточных испытаний. Приемо-сдаточный акт был подписан 30 сентября 1984 года.

Корабль назван в честь Героя Советского Союза старшины 1 статьи Григория Александровича Куропятникова, который во время Великой Отечественной войны служил на пограничном катере СКА № 065, входящий в состав 5-го дивизиона малых охотников за подводными лодками под командованием капитан-лейтенанта П.И. Державина (ставшего впоследствии Героем Советского Союза).

ПСКР «Григорий Куропятников» стал первым кораблем проекта 12412 (шифр «Молния») в Балаклавской отдельной бригаде сторожевых кораблей Краснознаменного Западного пограничного округа, в состав которой вошел 03 ноября 1984 года, а 04 ноября на нем был поднят военно-морской флаг кораблей Пограничных войск.

Бортовые номера корабля: 045 (1984 год), 148 (1988 год), 012 (1990 год), BG 50 (2000 год).

Корабль участвовал в охране границы, экономической зоны СССР и рыболовных промыслов у крымского побережья в северной части Черного моря. В июне 1992 года, после распада СССР, он был передан Госкомитету по охране границы Украины с оставлением прежнего наименования (бортовой номер 012).

Шефство над кораблем взяла администрация Кировоградской области Украины.

Основные характеристики: Водоизмещение стандартное 399 тонн, полное 455 тонн. Длина 56,4 метра, ширина 10,21 метра, осадка 2,1 метра (габаритная 3,3 метра). Скорость полного хода 32,87 узла. Дальность плавания 1622 мили при 12,73 узлах. Автономность 10 суток. Экипаж 36 человек, в том числе 5 офицеров.

Силовая установка: 2х10000 л.с. дизели М-507А, 2 ВФШ, 2 ДГ по 200 кВт, 1 ДГ 100 кВт.

Вооружение: 1х1 76 мм АК-176М - 152 выстрелов - СУ МР-123 «Вымпел-А»; 1х6 30 мм АК-630М – 2000 выстрелов; 4х1 400 мм ОТА-40-204А – 4 торпеды СЭТ-40; 2х5 РБУ-1200М «Ураган» (30 РГБ-12); 1х4 ПУ МТУ-4С ЗРК 9К34 «Стрела-3» (ЗУР 9М36) или 9К310 «Игла-1» (ЗУР 9М313) – 16 ЗУР; 2 бомбосбрасывателя (12 ГБ ББ-1); 1х7 55 мм гранатомет МРГ-1 (РГ-55).

В 1991 году корабль прошел доковый ремонт.

02 сентября 1994 года при несении пограничной службы корабль посетил Президент Украины Леонид Кучма.

В 2000 году бортовой номер корабля 012 был изменен на BG 50, а официальное название корабля – на КрМО (корабль Морской охраны) «Григорій Куроп’ятников».

В декабре 2005 года КрМО «Григорий Куропятников» прошел доковый ремонт в Южной бухте Севастополя.

В 2006-2007 году корабль прошел заводской ремонт.

КрМО «Григорий Куропятников» неоднократно в районе южного побережья Крыма решал задачи по обеспечению саммитов и международных встреч Президента Украины.

По сообщению от 24 декабря 2015 года корабль ГП «Судостроительный завод им. 61 коммунара» и направился в Одессу, после завершения комплексного ремонта стоимостью около 2 млн. гривен. 25 декабря прибыл в Одессу.

18 октября 1984 года был поднят военно-морской флаг кораблей и судов погранвойск КГБ СССР на пограничном сторожевом корабле "Григорий Куропятников", который находился в то время в Севастополе. Корабль построен по проекту 1241-2 ("Молния-2", Pauk I по классификации НАТО). Заводской № 510. 20.10.1982 заложен в эллинге Ярославского ССЗ и 10.12.1983 зачислен в списки кораблей МЧПВ КГБ, спущен на воду 18.01.1984 и весной 1984 г. переведен по внутренним водным системам сначала в Азовское море, а оттуда в Черное для прохождения сдаточных испытаний. Приемный акт подписан 30.09.1984 г.

Корабль был назван в честь Героя Советского Союза старшины 1 статьи Григория Александровича Куропятникова. Дата рождения: 24.01.1921 г. Национальность: русский. Дата награждения Звездой Героя: 24.07.1943 г. Место рождения: Елизаветград, ныне Кировоград. До Великой Отечественной Войны работал токарем на заводе "Красная звезда". Во время войны Григорий Куропятников служил на пограничном катере СКА № 065, который входил в состав 5-го дивизиона малых охотников за подводными лодками под командованием капитан-лейтенанта П.И. Державина (ставшего впоследствии Героем Советского Союза).
5 марта 1943 года пограничный катер СКА № 065 и транспорт “Ахиллион”, перевозивший оружие и боеприпасы для защитников Малой земли, в районе Дивноморского атаковало несколько десятков фашистских самолетов “Ю-88”. Командир отделения минеров старшина 2 статьи Куропятников встретил их заградительным огнем из пулемета.
В процессе боя было сбито несколько самолетов. Осколками от бомб моряку оторвало левую руку, его ранило в грудь и голову, но он продолжал вести огонь одной, правой рукой. На корме катера загорелись дымовые шашки. Пожар мог перекинуться на глубинные бомбы, которые находились неподалеку. Раненый Куропятников выбрасывал шашки за борт, чем предотвратил гибель катера.
В этом бою катер СКА № 065 получил 1600 повреждений. Катеру первому на флоте было присвоено звание Гвардейского (дата присвоения - 25.07.43 г.). А 5-й дивизион малых охотников за подводным лодками стал Краснознаменным. Через несколько месяцев Куропятников вернулся на катер Героем Советского Союза и старшиной 1 статьи. Еще год продолжал воевать с одной рукой, пока не был освобожден Севастополь. После войны Куропятников был заместителем председателя Кировоградского горисполкома. Затем работал в системе торговли, после чего - на ремонтно-механическом заводе Укрремтреста.
ПСКР "Григорий Куропятников" стал первым кораблем этого проекта ("Молния") в Балаклавской отдельной бригаде сторожевых кораблей Краснознаменного Западного пограничного округа. Первым командиром корабля был капитан 2 ранга Кожевников Павел Апполонович, старшим помощником командира был в то время капитан 3 ранга Крикунов Михаил Васильевич.
ПСКР "Григорий Куропятников" вошел в состав бригады 03.11.1984 г., а 04.11.1984 г. на нем был поднят вымпел. Приход нового корабля в бригаду был отмечен торжественно: на пирсе рядом с ним состоялся праздничный концерт, на его борту побывало командование бригады, а также учащиеся одной из школ города Балаклавы. Первым бортовым номером корабля был номер 045.
Корабль участвовал в охране границы, экономической зоны СССР и рыболовных промыслов у крымского побережья в северной части Черного моря.

В июне 1992 г., после распада СССР, он был передан Госкомитету по охране границы Украины с оставлением прежнего наименования (бортовой номер 012).Над кораблем в настоящее время шефствует администрация Кировоградской области Украины.

Вот некоторые данные из истории корабля.
В 1991 году корабль прошел доковый ремонт.

2 сентября 1994 года при несении пограничной службы корабль посетил Президент Украины Леонид Кучма.

20 марта 1996 года ПСКР "Григорий Куропятников" задержал шхуну "Баба-Юсуф" (сумма штрафа составила 335 тыс. грн.).

Осенью 1996 года ПСКР "Григорий Куропятников" и ПСКР "Григорий Гнатенко" впервые в истории Морской охраны ГПС Украины совершили визит в Грузию, в порт Поти.
14 января 1998 года кораблем "Григорий Куропятников" во взаимодействии с ПСКР "Григорий Гнатенко" в исключительной (морской) экономической зоне Украины была выявлена группа браконьерских судов Турции. 15 января 1998 года, игнорируя требования об остановке, опасно маневрируя, шхуна "Taren Kepten" намеревалась уйти от преследования.
При попытке высадить на ее борт досмотровую группу с ПСКР "Григорий Куропятников" шхуна протаранила борт корабля, нанеся ему значительные повреждения. В результате навала на корабль шхуна перевернулась и затонула, на борт корабля были подняты члены экипажа и капитан, два человека из числа экипажа при опрокидывании шхуны погибли.

В 2000 году бортовой номер корабля 012 был изменен на BG 50, а официальное название корабля - на КрМО (корабль Морской охраны) "Григорій Куроп’ятников".

Во время операции "Калкан" 21 марта 2000 года в исключительной (морской) экономической зоне КрМО "Григорий Куропятников" был вынужден применить оружие на поражение (впервые в истории Морской охраны Украины) для задержания шхуны "Emir Ahmad". Получив повреждения, шхуна остановилась, но через некоторое время затонула.Все 16 членов экипажа были подняты на борт корабля и спасены. За смелые и решительные действия, проявленную инициативу, высокое профессиональное мастерство командир корабля капитан 2 ранга Олег Межевый был награжден орденом "За мужество" III степени, капитан-лейтенант В. Батиль, мичман О. Леплявенко награждены медалями "За мужество при охране государственной границы Украины".

29 июля 2001 года корабль принимал участие в совместном параде КЧФ и ВМСУ в честь Дня ВМФ РФ в Севастополе.

25 февраля 2003 года в 54 милях от о. Змеиный КрМО "Григорий Куропятников" выявил турецкую шхуну "Хусейн Рейс", которая была вытеснена за пределы исключительной (морской) экономической зоны.
В декабре 2005 года КрМО "Григорий Куропятников" прошел доковый ремонт в Южной бухте Севастополя.

В 2006-2007 году корабль прошел заводской ремонт.

В первой половине 2007 года им была задержана турецкая браконьерская шхуна.
1 июля 2007 года он принимал участие в параде в честь Дня ВМСУ в Севастополе.
25 декабря 2007 года корабль совместно с КрМО "Одеса" (бывший ПСКР-652) в северо-западной части Черного моря участвовал в задержании за браконьерский промысел турецкой рыболовецкой шхуны "Онисен" (порт приписки Стамбул).

КрМО "Григорий Куропятников" неоднократно в районе южного побережья Крыма решал задачи по обеспечению саммитов и международных встреч Президента Украины.
По сообщению от 24 декабря 2015 года корабль покинул акваторию ГП «Судостроительный завод им. 61 коммунара» и направился в Одессу, после завершения комплексного ремонта стоимостью около 2 млн. гривен. 25 декабря прибыл в Одессу.

Чем дольше отстаиваешь права, тем неприятнее осадок.


18 октября 1984 года был поднят военно-морской флаг кораблей и судов погранвойск КГБ СССР на пограничном сторожевом корабле "Григорий Куропятников", который находился в то время в Севастополе. Корабль построен по проекту 1241-2 ("Молния-2", Pauk I по классификации НАТО). Заводской № 510. 20.10.1982 заложен в эллинге Ярославского ССЗ и 10.12.1983 зачислен в списки кораблей МЧПВ КГБ, спущен на воду 18.01.1984 и весной 1984 г. переведен по внутренним водным системам сначала в Азовское море, а оттуда в Черное для прохождения сдаточных испытаний. Приемный акт подписан 30.09.1984 г.

Корабль был назван в честь Героя Советского Союза старшины 1 статьи Григория Александровича Куропятникова. Дата рождения: 24.01.1921 г. Национальность: русский. Дата награждения Звездой Героя: 24.07.1943 г. Место рождения: Елизаветград, ныне Кировоград. До Великой Отечественной Войны работал токарем на заводе "Красная звезда". Во время войны Григорий Куропятников служил на пограничном катере СКА № 065, который входил в состав 5-го дивизиона малых охотников за подводными лодками под командованием капитан-лейтенанта П.И. Державина (ставшего впоследствии Героем Советского Союза).
5 марта 1943 года пограничный катер СКА № 065 и транспорт “Ахиллион”, перевозивший оружие и боеприпасы для защитников Малой земли, в районе Дивноморского атаковало несколько десятков фашистских самолетов “Ю-88”. Командир отделения минеров старшина 2 статьи Куропятников встретил их заградительным огнем из пулемета.
В процессе боя было сбито несколько самолетов. Осколками от бомб моряку оторвало левую руку, его ранило в грудь и голову, но он продолжал вести огонь одной, правой рукой. На корме катера загорелись дымовые шашки. Пожар мог перекинуться на глубинные бомбы, которые находились неподалеку. Раненый Куропятников выбрасывал шашки за борт, чем предотвратил гибель катера.
В этом бою катер СКА № 065 получил 1600 повреждений. Катеру первому на флоте было присвоено звание Гвардейского (дата присвоения – 25.07.43 г.). А 5-й дивизион малых охотников за подводным лодками стал Краснознаменным. Через несколько месяцев Куропятников вернулся на катер Героем Советского Союза и старшиной 1 статьи. Еще год продолжал воевать с одной рукой, пока не был освобожден Севастополь. После войны Куропятников был заместителем председателя Кировоградского горисполкома. Затем работал в системе торговли, после чего - на ремонтно-механическом заводе Укрремтреста.
ПСКР "Григорий Куропятников" стал первым кораблем этого проекта ("Молния") в Балаклавской отдельной бригаде сторожевых кораблей Краснознаменного Западного пограничного округа. Первым командиром корабля был капитан 2 ранга Кожевников Павел Апполонович, старшим помощником командира был в то время капитан 3 ранга Крикунов Михаил Васильевич.
ПСКР "Григорий Куропятников" вошел в состав бригады 03.11.1984 г., а 04.11.1984 г. на нем был поднят вымпел. Приход нового корабля в бригаду был отмечен торжественно: на пирсе рядом с ним состоялся праздничный концерт, на его борту побывало командование бригады, а также учащиеся одной из школ города Балаклавы. Первым бортовым номером корабля был номер 045.
Корабль участвовал в охране границы, экономической зоны СССР и рыболовных промыслов у крымского побережья в северной части Черного моря.

В июне 1992 г., после распада СССР, он был передан Госкомитету по охране границы Украины с оставлением прежнего наименования (бортовой номер 012). Над кораблем в настоящее время шефствует администрация Кировоградской области Украины.

Вот некоторые данные из истории корабля.
В 1991 году корабль прошел доковый ремонт.
2 сентября 1994 года при несении пограничной службы корабль посетил Президент Украины Леонид Кучма.

20 марта 1996 года ПСКР "Григорий Куропятников" задержал шхуну "Баба-Юсуф" (сумма штрафа составила 335 тыс. грн.).

Осенью 1996 года ПСКР "Григорий Куропятников" и ПСКР "Григорий Гнатенко" впервые в истории Морской охраны ГПС Украины совершили визит в Грузию, в порт Поти.
14 января 1998 года кораблем "Григорий Куропятников" во взаимодействии с ПСКР "Григорий Гнатенко" в исключительной (морской) экономической зоне Украины была выявлена группа браконьерских судов Турции. 15 января 1998 года, игнорируя требования об остановке, опасно маневрируя, шхуна "Taren Kepten" намеревалась уйти от преследования.
При попытке высадить на ее борт досмотровую группу с ПСКР "Григорий Куропятников" шхуна протаранила борт корабля, нанеся ему значительные повреждения. В результате навала на корабль шхуна перевернулась и затонула, на борт корабля были подняты члены экипажа и капитан, два человека из числа экипажа при опрокидывании шхуны погибли.

В 2000 году бортовой номер корабля 012 был изменен на BG 50, а официальное название корабля – на КрМО (корабль Морской охраны) "Григорій Куроп’ятников".

Во время операции "Калкан" 21 марта 2000 года в исключительной (морской) экономической зоне КрМО "Григорий Куропятников" был вынужден применить оружие на поражение (впервые в истории Морской охраны Украины) для задержания шхуны "Emir Ahmad". Получив повреждения, шхуна остановилась, но через некоторое время затонула. Все 16 членов экипажа были подняты на борт корабля и спасены. За смелые и решительные действия, проявленную инициативу, высокое профессиональное мастерство командир корабля капитан 2 ранга Олег Межевый был награжден орденом "За мужество" III степени, капитан-лейтенант В. Батиль, мичман О. Леплявенко награждены медалями "За мужество при охране государственной границы Украины".

29 июля 2001 года корабль принимал участие в совместном параде КЧФ и ВМСУ в честь Дня ВМФ РФ в Севастополе.

25 февраля 2003 года в 54 милях от о. Змеиный КрМО "Григорий Куропятников" выявил турецкую шхуну "Хусейн Рейс", которая была вытеснена за пределы исключительной (морской) экономической зоны.
В декабре 2005 года КрМО "Григорий Куропятников" прошел доковый ремонт в Южной бухте Севастополя.

В 2006-2007 году корабль прошел заводской ремонт.

В первой половине 2007 года им была задержана турецкая браконьерская шхуна.
1 июля 2007 года он принимал участие в параде в честь Дня ВМСУ в Севастополе.
25 декабря 2007 года корабль совместно с КрМО "Одеса" (бывший ПСКР-652) в северо-западной части Черного моря участвовал в задержании за браконьерский промысел турецкой рыболовецкой шхуны "Онисен" (порт приписки Стамбул).

КрМО "Григорий Куропятников" неоднократно в районе южного побережья Крыма решал задачи по обеспечению саммитов и международных встреч Президента Украины.
По сообщению от 24 декабря 2015 года корабль покинул акваторию ГП «Судостроительный завод им. 61 коммунара» и направился в Одессу, после завершения комплексного ремонта стоимостью около 2 млн. гривен. 25 декабря прибыл в Одессу.


2. Корабль был назван в честь Героя Советского Союза старшины 1 статьи Григория Александровича Куропятникова, родившегося в Кировограде в 1921 году. Во время войны Григорий Куропятников служил на пограничном катере СКА № 065, который входил в состав 5-го дивизиона малых охотников за подводными лодками под командованием капитан-лейтенанта П.И. Державина (ставшего впоследствии Героем Советского Союза)

5 марта 1943 года пограничный катер СКА № 065 и транспорт “Ахиллион”, перевозивший оружие и боеприпасы для защитников Малой земли, в районе Дивноморского атаковало несколько десятков фашистских самолетов “Ю-88”. Командир отделения минеров старшина 2 статьи Куропятников встретил их заградительным огнем из пулемета.
В процессе боя было сбито несколько самолетов. Осколками от бомб моряку оторвало левую руку, его ранило в грудь и голову, но он продолжал вести огонь одной, правой рукой. На корме катера загорелись дымовые шашки. Пожар мог перекинуться на глубинные бомбы, которые находились неподалеку. Раненый Куропятников выбрасывал шашки за борт, чем предотвратил гибель катера

В этом бою катер СКА № 065 получил 1600 повреждений. Катеру первому на флоте было присвоено звание Гвардейского (дата присвоения – 25.07.43 г.). А 5-й дивизион малых охотников за подводным лодками стал Краснознаменным. Через несколько месяцев Куропятников вернулся на катер Героем Советского Союза и старшиной 1 статьи. Еще год продолжал воевать с одной рукой, пока не был освобожден Севастополь. После войны Куропятников был заместителем председателя Кировоградского горисполкома. Затем работал в системе торговли, после чего - на ремонтно-механическом заводе Укрремтреста



3. ПСКР "Григорий Куропятников" стал первым кораблем проекта "Молния" в Балаклавской отдельной бригаде сторожевых кораблей Краснознаменного Западного пограничного округа. Такое событие отметили торжественным концертом с участием командования бригады и учащихся из школ г. Балаклавы

Артисты после праздничного концерта в честь вхождения ПСКР "Григорий Куропятников" в состав бригады на борту корабля. Ноябрь 1984 Фото http://forum.pogranichnik.ru

3.1 В бригаде сторожевых кораблей бывал Александр Розенбаум. Участвовал ли он в том праздничном концерте - я не нашёл об этом упоминания или комментариев.

4. После распада Советского Союза, корабль передали Госкомитету по охране границы Украины с сохранением названия ("Григорий Куропятников")

5. 20 марта 1996 года ПСКР "Григорий Куропятников" задержал шхуну "Баба-Юсуф" (сумма штрафа составила 335 тыс. грн.) А 14 января 1998 года кораблем "Григорий Куропятников" во взаимодействии с ПСКР "Григорий Гнатенко" в исключительной (морской) экономической зоне Украины была выявлена группа браконьерских судов Турции. 15 января 1998 года, игнорируя требования об остановке, опасно маневрируя, шхуна "Taren Kepten" намеревалась уйти от преследования.
При попытке высадить на ее борт досмотровую группу с ПСКР "Григорий Куропятников" шхуна протаранила борт корабля, нанеся ему значительные повреждения. В результате навала на корабль шхуна перевернулась и затонула, на борт корабля были подняты члены экипажа и капитан, два человека из числа экипажа при опрокидывании шхуны погибли

6.1 Через год шхуна стала штатной единицей Морской охраны Украины под названием "Аметист"

7. В 2000 году бортовой номер корабля 012 был изменен на BG 50, а официальное название корабля – на КрМО (корабль Морской охраны) "Григорій Куроп’ятников".

Севастопольская бухта, июль 2000 г.

8. Во время операции "Калкан" 21 марта 2000 года в исключительной (морской) экономической зоне КрМО "Григорий Куропятников" был вынужден применить оружие на поражение (впервые в истории Морской охраны Украины) для задержания шхуны "Emir Ahmad". Получив повреждения, шхуна потеряла ход и через некоторое время затонула.
Все 16 членов экипажа были подняты на борт корабля и спасены. За смелые и решительные действия, проявленную инициативу, высокое профессиональное мастерство командир корабля капитан 2 ранга Олег Межевый был награжден орденом "За мужество" III степени, капитан-лейтенант В. Батиль, мичман О. Леплявенко награждены медалями "За мужество при охране государственной границы Украины"

9. 29 июля 2001 года корабль принимал участие в совместном параде КЧФ и ВМСУ в честь Дня ВМФ РФ в Севастополе.

Фото для иллюстрации, дате не соответствует

10. В последующие годы корабль не раз задерживал нарушителей морской границы, браконьеров и рыбаков.

11. После известных событий 2014 года, пограничный корабль перебазировался в Одессу.

Флагман Морской охраны корабль «Григорий Куропятников» отметил свою 31-ю годовщину в Николаеве, находясь на доковом ремонте завода имени 61 Коммунара.

Именно 4 ноября, в 1984 году на корабле впервые был поднят военно-морской флаг кораблей Пограничных войск. С этого момента начинается летопись боевого пути, нелегкой морской пограничной службы корабля, который всегда находится в авангарде и участвует в важнейших мероприятиях морской охраны.

Мероприятие началось с торжественного подъема флага Украины, корабля и флагов расцвечивания. Затем последовали поздравления экипажа от командования Одесского подразделения морской охраны и администрации завода в лице гендиректора Федора Петрова.

«Григорий Куропятников» неоднократно пресекал посягательства турецких шхун-браконьеров на морские просторы Украины и даже вступал с ними в настоящий бой. Так, в марте 2000 года в рамках операции «Калкан» были обнаружены 16 турецких шхун, которые занимались браконьерским выловом ценного вида камбалы калкан. Экипаж корабля использовал все возможные сигналы и средства, чтобы добиться прекращения браконьерства. Однако дерзкие нарушители демонстративно игнорировали законные требования украинских пограничников. Они направили шхуны в сторону родных берегов и ускорили ход. Но на ходу продолжали выбирать сети, чтобы не возвращаться без улова. Тогда впервые в истории морских частей Пограничных войск Украины было применено оружие на поражение. Одна из шхун браконьеров была повреждена и затонула. Ее экипаж пограничники спасли и подняли на борт.

За 31 год кораблем командовало десять командиров. Сегодня экипаж возглавляет капитан 2 ранга Петр Кузин, военный в третьем поколении.

Корабль носит имя Героя Советского Союза, моряка-пограничника Григория Куропятникова. Экипаж активно общается со вдовой героя - Анной Алексеевной, которая в честь дня рождения корабля передала поздравительное письмо морякам-пограничникам.

Когда после аннексии Крыма корабль вошел в состав Одесского отряда морской охраны, экипаж пополнился личным составом из числа мобилизованных: здесь и менеджеры информационных технологий, и слесари-наладчики, и фермеры, и судоводители транспортного флота. Около года назад, в гражданской жизни, они и не думали связывать свои судьбы с военной службой. А теперь многие из них задумались о заключении контракта на последующую службу. Некоторые из мобилизованных почти 10 лет тому назад служили срочную службу именно на этом легендарном корабле и вот снова вернулись по зову Отчизны.