Бригантина «Старина». Отделка, оборудование и парусное вооружение яхты

В Севастополе, на Матросском бульваре стоит памятник с лаконичной надписью: "Казарскому. Потомству в пример".

Уже многие годы сюда ежедневно приходят сотни людей - севастопольцы и гости города русской морской славы. Это памятник командиру русского брига "Меркурий" Александру Ивановичу Казарскому. Что же совершили Казарский и команда корабля, заслужив право стать примером потомству?

14 мая 1829 года 20-пушечный бриг "Меркурий" принял неравный бой с двумя линейными турецкими кораблями, вооруженными в общей сложности 184 пушками, и вышел из него победителем. Дотоле ничего подобного не знала история военно-морского искусства. Маленький бриг - и два линейных корабля! Мужество и блестящее искусство командира, помноженные на героизм матросов и офицеров, свели на нет многократное огневое превосходство врага. "Меркурий" ядрами своих карронад нанес тяжелые повреждения линейным кораблям и заставил их отказаться от боя. 19 июля 1829 года русский вице-канцлер Нессельроде переслал адмиралу А. Грейгу письмо турецкого штурмана, который участвовал в бою с бригом "Меркурий".

Турок писал:

"Во вторник, подходя к Босфору, завидели мы на рассвете три русских судна, фрегат и два брига, и погнались за ними; но не прежде как в три часа пополудни удалось нам настичь один из бригов. Корабль капитана-паши и наш вступили с ним в жаркое сражение, и - дело неслыханное и неимоверное - мы не могли принудить его сдаться. Он сражался, отступая и маневрируя со всем военным искусством так, что мы, стыдно признаться, прекратили сражение, между тем как он, торжествуя, продолжал свой путь. Без сомнения, он лишился почти половины своего экипажа, потому что некоторое время находился от нас на пистолетный выстрел и ежеминутно более и более повреждался.

Если древние и новые летописи являют нам опыты храбрости, то сей последний затмит все прочие, и свидетельство о нем заслуживает быть начертанным золотыми буквами в храме славы. Капитан сей был Казарский, а имя брига - "МЕРКУРИЙ".

Не случайно выдающийся русский флотоводец адмирал В. Истомин имел полное основание сказать о моряках "Меркурия":

"Такого самоотвержения, такой геройской стойкости пусть.ищут в других нациях со свечой..."

Вскоре после боя офицеры "Меркурия" были награждены орденами и повышены в чине, матросы получили Георгиевские кресты и пенсию. Особым указом бригу присвоили кормовой георгиевский флаг - самое почетное отличие для корабля. В память о легендарном бриге один из кораблей русского флота стали называть "Память "Меркурия".

Что представлял собой военный бриг начала XIX века? Прежде всего это двухмачтовое судно с прямым вооружением. Бриги - наименьшие мореходные суда, имевшие корабельную оснастку на двух мачтах. Их тоннаж не превышал 350 т, длина - 30 м, ширина - 9 м и глубина трюма - не более 6 м. Вооружение бригов состояло из 6-24 небольших пушек или карронад, размещенных на открытой палубе.

В ооновном бриги использовались для крейсерской и посыльной службы. На рисунке 46 изображен бриг "Меркурий".

Очень похоже на бриг судно, показанное на рисунке 47. Его обозначают термином бригантина.

Может показаться вполне логичным, что это слово происходит от "бриг". Но это не совсем так. В истории судостроения существовали два рода бригантин, два совершенно различных парусника. Для ясности заглянем во второй том "Истории корабля", изданной в 1880 году русским морским историком Николаем Боголюбовым:

"Бригантины" в парусное время были те же бриги, только меньших размеров и с слабейшей артиллерией. Бригантины Средиземного моря имели две и три мачты-однодеревки с латинскими парусами и употреблялись преимущественно пиратами".

Более четкую формулировку термина "бригантина" дает советский адмирал К. Самойлов в своем "Морском словаре" (1939 г.):

"Бригантина" (brigandtine):

1. Бриг малого.или среднего размера. Судно с двумя мачтами (фок и грот). Фок-мачта с вооружением, как у брига, а грот-мачта с вооружением, как у шхуны. Вообще говоря, такое вооружение бригантины нестандартно и может слегка изменяться.

2. В раннюю эпоху парусного флота, с XVI столетия, так назывались легкие быстроходные пиратские суда (от слова brigand - разбойник, пират) с латинским вооружением; позже эти суда вошли в состав флота в качестве посыльных и разведочных судов.

Можно заключить, что более ранняя бригантина получила свое название от слова "brigand" - разбойник, вторая, более поздняя, - от слова "бриг" (brig).

Однако вопреки установившейся традиции тонкие знатоки истории парусного флота разделяют бригантины второго типа на две категории: "истинные бригантины" и "шхуно-бриги" (рис. 48).

К разряду "истинных бригантин" они относят бриги небольших размеров. У них на второй мачте большой нижний прямоугольный парус - грот - заменен гафельным парусом, над которым на стеньге три прямоугольных паруса меньшей площади. Со временем к этому же разряду моряки стали относить и двухмачтовые суда, несущие на грот-мачте исключительно косые паруса.

На первый взгляд сходным по оснастке с бригантиной выглядит.парусник, изображенный на рисунке 49. Но он относится к разряду шхун. Его паруса - косые. Из-за двух прямых парусов, поднятых на стеньге фок-мачты (марсели), судно называется марсельной шхуной.

Барк - это тип корабля, определяемый по парусному вооружению. Барк был одним из наиболее распространенных среди пиратов кораблей. Он представлял из себя трехмачтовое судно, причем две передних были вооружены прямыми парусами, а на задней устанавливались латинские паруса. Барки нельзя было назвать небольшими судами, но ценили их не за компактные размеры, а за скорость. Кроме того, вооружение барков позволяло не бояться встреч с военными кораблями. Данный тип судов появился в то время, когда большая часть стран начала активную борьбу с пиратами. Типичный барк имел длину около 18-35 метров, на вооружении стояло 20 пушек или 12 мортир и корабль мог перевозить не менее 120 пассажиров. Кроме пиратов, этот корабль широко использовался военными для прямо противоположной цели – борьбы с пиратами. 80 человек команды и десяток орудий позволяли на равных бороться с пиратскими кораблями. Ближайшими типами кораблей для барка являлись бригантина и баркентина.

Двухмачтовое парусное судно с прямым парусом на передней (фок) мачте и косыми (бригантиной и топселем) на задней. Во второй половине 18 века на грот-стеньгу был добавлен легкий прямой парус, а затем был модернизирован и рей грот-мачты. На верхней палубе устанавливалось 6-12 пушек малого калибра. Главным предназначением бригантины была разведка. Бригантина имела высокую скорость и неплохую маневренность, что делало ее привлекательной для пиратов. Более просторный и крупный корпус бригантины по сравнению с шлюпами и шхунами давал возможность дольше оставаться в море и перевозить большее количество добычи. Длина бригантины достигала 60 метров, водоизмещение составляло 125-150 тонн, а команда насчитывала 100 и более человек.

Бригом называли двухмачтовое судно, у которого на грот-рее не было грота, а нижняя часть грот-мачты несла вооружение как бизань-мачта. Вместо грота на грот-рее располагался сухой грот и триксель с гафелем и гиком. Бриг был создан на базе небольшой бригантины и шнявы и применялся главным образом как разведывательный корабль. Встречались также бриги с такелажем шнявы или бригантины - двухмачтовый корабль с прямым парусным вооружением и дополнительным косым парусом. Вместо косых парусов на грот-мачте устанавливали легкий прямой парус, что позволило улучшить скоростные показатели корабля.

Всегда привлекали романтиков. Что может быть прекраснее плавания по волнам на судне, подгоняемом попутным ветром? Названия кораблей — уже поэзия. Фрегат, линкор, шхуна — все они навевают мысли о дальних плаваниях по неизведанным морям. Но самое известное судно — это бригантина.

Значение слова

Исторические документы отсылают нас в средневековую Италию. Первые бригантины упоминаются в хрониках генуэзских кораблестроителей. Происхождение названия вызывает споры. Дело в том, что в то время такое же название было у доспехов солдат. Возможно, бригантина унаследовала свое имя от них. Другая версия связывает название судна с бригом. Действительно, эти корабли имеют общие черты.

Первые бригантины были не только парусными, но и весельными. Этот факт говорит в пользу первой версии названия. Это были военные галеры с количеством весел, доходящим до пятнадцати с каждого борта. Более поздние описания определяют бригантину как двухмачтовое судно.

Особенности строения корабля

Паруса унаследовали признаки брига и шхуны. Они были прямыми на передней мачте и косыми на задней. Это позволяло бригантине с успехом выполнять как боевые, так и разведывательные операции. С опущенными передними парусами судно управлялось одним опытным матросом.

Бригантина была излюбленным кораблем пиратов. Боевой мощи было достаточно для захвата торговых судов, а высокая скорость и маневренность позволяла уйти от преследования. Если кто и преодолевал сложные участки между рифами, так это бригантина. Кстати, еще одну версию названия судна связывают именно с пиратами (brigands" vessel — «бандитский корабль»).

Бригантина в искусстве

Пожалуй, самым известным произведением, воспевающим этот флибустьерский парусник, стало стихотворение Павла Когана. Текст был положен на музыку в 1937 году. Так появилась песня «Бригантина поднимает паруса», ставшая символом свободы в эпоху террора и репрессий. В 60-х годах ее перепел Юрий Визбор. Песня стала настоящим неформальным гимном молодежи.

Еще одна бригантина получила известность благодаря рок-опере «Юнона и Авось». В либретто Андрея Вознесенского эти корабли называются шхунами, что немного неточно. К сожалению, чертежи не сохранились, но энтузиасты докопались до сути. Две шхуны были переоборудованы, в результате чего появилась бригантина и тендер. «Юнона» и «Авось» — одни из наиболее популярных макетов кораблей в судомоделировании.

В наши дни можно совершить круиз на самой большой бригантине в мире Swan Fan Makkum. Этот голландский корабль оснащен современным оборудованием, что делает плавание безопасным. Детские мечты о дальних путешествиях под парусами прекрасной бригантины стали реальностью.

Ну что ж, делу время, а потехе – час. Посему начнем с дела. Итак, что такое бригантина?

Бригантина – это небольшой корабль, двухмачтовая шхуна. На передней мачте (фок-мачте) устанавливаются прямые паруса, а на задней (грот-мачте) – косые. Прямые паруса лежат в плоскости, перпендикулярной оси судна, а косые параллельны этой оси. Такая комбинация делает бригантину быстрой (благодаря прямым парусам, которые улавливают много ветра) и маневренной (благодаря косым парусам, которые позволяют кораблю идти под большим углом к направлению ветра).

Бригантины появились на Средиземном море уже в 13-м веке. Кроме двух мачт на судне могло быть от 8 до 12 пар весел. При движении на веслах, мачты укладывались на палубу. Это позволяло бригантинам скрываться в прибрежных бухтах. Экипаж бригантины был небольшой, до 50 человек, вооружение – не более 10 пушек малого калибра. Скорость, маневренность и легкость управления сделали бригантины любимым кораблем пиратов. Название «бригантина» происходит от итальянского слова «brigantino», означающего «разбойник, пират». Пиратские бригантины скрывались в заливах и бухтах Хорватии и Иллирии, грабя венецианские корабли. Корсары Туниса и Алжира в 15 – 17 веках нападали на европейские корабли у побережья Северной Африки. И тех, и других то и дело отлавливали крупные флотилии и по давнему морскому закону вешали.

В 17-м веке бригантины немного изменили парусную оснастку. На второй, грот-мачте, кроме косых парусов поставили сверху прямой парус. Это позволило бригантинам выйти в Атлантику. В 18-м веке бригантины стали наиболее популярными судами в американских колониях. Кроме традиционного пиратства их использовали в качестве разведывательных судов и для быстрой перевозки небольших партий коммерческих грузов. Грузоподъемность бригантин составляла от 50 до 200 тонн.

На военном флоте бригантины использовались в качестве кораблей сопровождения. Несколько бригантин сопровождали крупное судно, выполняя функции разведчиков и кораблей связи. Их также использовали для высадки десантов при захвате побережья. Бригантина была крупнее шлюпа или шхуны, но меньшим кораблем, чем бриг.

Последняя «настоящая» бригантина была построена уже в 20-м веке, в Германии. Первоначально она называлась «Фридрих», потом претерпела несколько переименований. Этот корабль служит до сих пор. Сейчас он называется «Eye of the Wind» («Глаз ветра»), известен всем морякам мира и ходит по морям под алыми парусами.

Ну, а теперь час потехи

Слово «бригантина» было очень популярно в Советском Союзе в 1960-е годы. Тогда воскресла песенка «Бригантина». Она была написана еще до Великой Отечественной войны поэтом П.Коганом и композитором Г.Лепским (не имеющим никакого отношения к Г.Лепсу). Вторую жизнь песенке во многом обеспечило исполнение ее Ю.Визбором. С одной стороны, Ю.Визбора почитали любители романтики и песен под гитару у костра. С другой стороны, он работал на радиостанции «Юность», что легализовало «Бригантину» в глазах комсомольских вождей. Ведь Центральное радио не ошибается!

Поэтому «Бригантина» стала первой в ряду песен, которые стали называть «бардовскими». В ее честь назывались местные клубы самодеятельной песни, молодежные кафе, кинотеатры, пионерские лагеря и гостиницы. Ее исполняли почти как гимн движения самодеятельной песни, не слишком вдумываясь в красивые слова:

Пьем за яростных, за непохожих,
За презревших грошевой уют.
Вьется по ветру веселый Роджер,
Люди Флинта песенку поют.

Что такое «веселый Роджер»? Кто такие люди Флинта? Впрочем, как говорил А.С.Пушкин, «поэзия должна быть глуповатой», а массовая песня – тем более.

Ведь, не смотря ни на что, хорошая получилась песня, правда?

Красавица «Swan Fan Makkum»

В этом паруснике тщательно сохранены все решения, найденные за многие века парусного флота. Крупнейшая бригантина в мире «Swan Fan Makkum » внешне выглядит очень традиционно, однако это как раз и нравится пассажирам парусника, ведь они не случайные туристы, а люди, отправившиеся в чартерное плавание.

Голландская бригантина «Swan Fan Makkum » построена в 1993 году на Гданьской верфи. Она стала вторым голландским парусником, сертифицированным для мореплавания по всему миру.

Данное парусное судно является крупнейшей бригантиной в мире, а также самым большим двухмачтовым парусником. Корпус судна выполнен из высокопрочной стали.

Парусное судно имеет характерное для своего типа парусное вооружение — на фок-мачте пять прямых парусов и на грот-мачте пять косых парусов, общей площадью 1300 кв. м. Высота мачт достигает 45 метров, что относит парусник к числу самых высоких парусных кораблей «Толлшипов».

Будучи крупнейшей бригантиной в мире «Swan Fan Makkum » является уникальным парусным судном, разработанным в стиле традиционных парусных кораблей под руководством военно-морского архитектора Оливье ван Меера. По стилю и атмосфере бригантина производит впечатление парусного корабля вошедшего в историю в прошлом веке.

Морские путешествия на бригантине являются идеальным местом для разнообразного отдыха и успешных бизнес-презентаций, впечатления от которых останутся надолго в памяти семьи, друзей или коллег. Внутренние помещения судна рассчитаны на 120 пассажиров, включая 18 двухместных кают с отдельной душевой кабиной и гальюном. Под основной надстройкой корабля, где находится рубка, расположен просторный салон. Отсюда широкая лестница ведет вниз к уютной гостиной.

Фактически бригантина «Swan Fan Makkum » это очень большая круизная яхта. Многие гости судна самостоятельно работают на реях с парусами, стоят вахты в рубке у штурвала. На этом и построен бизнес владельца бригантины ведь штатный экипаж состоит всего из 14 человек. Но не подумайте, что плавание на этом паруснике может быть таким же сложным, как на парусниках класса Седов или Крузенштерн, на самом деле это очень современное судно. Большая часть работ с парусами автоматизирована. Все бытовые помещения располагают к отдыху.

Кроме своего родного порта в Нидерландах бригантина является частым гостем в портах Великобритании, а также Балтийского, Средиземноморского и Карибского бассейна.

Двухмачтовая бригантина пересекла Атлантику 18 раз и по состоянию на 2007 год, с момента спуска на воду, оставила за кормой более 300000 километров морского пути. Бригантина является постоянным участником «Tall Ships Race» — крупных мероприятий в парусном мире, а также частенько становится сильным соперником, среди своих конкурентов.

В феврале 2006 года бригантина была приобретена итальянскими ВМС и в настоящее время используется в качестве крейсерской яхты учебного типа в одном из яхт-клубов Италии «Yacht Club Italiano» с новым названием «Nave Italia ». Под итальянским флагом парусный корабль в 2007 году принимал участие в соревнованиях толшипов в Тулоне.

Технические данные двухмачтовой бригантины «Swan Fan Makkum»:

Водоизмещение — 600 тонн;

Длина — 61 м;

Ширина — 9,2 м;

Осадка — 3,6 м;

Площадь парусов — 1300 кв.м;

Экипаж — 14 человек;

Скорость хода под парусами — 15 узлов;

Силовая установка — дизель мощностью 480 л.с.;

Скорость хода по двигателям — 10 узлов;

Количество кают — 18 (при двухместном размещении);

Количество мест для пассажиров — 120 человек;