Девлет гирей биография. Значение слова девлет-гирей

Современная система летоисчисления насчитывает чуть более двух тысячелетий после рождения Иисуса Христа и несколько сотен веков до этого события. Однако до появления христианского летоисчисления, у разных народов были собственные способы измерять время. Славянские племена - не исключение. Еще задолго до возникновения христианства у них был собственный календарь.

Происхождение слова «календарь»

Согласно официальной версии, термин «календарь» пришел из латыни. В Древнем Риме долговые проценты выплачивали в первых числах каждого месяца, а данные о них записывали в долговой книге под названием calendarium. Позже именно от названия книги и произошло слово «календарь», пришедшее к славянам с христианством.

Некоторые ученые полагают, что данный термин произошел от словосочетания «Колядинъ Даръ» (подарок Коляды), которым именовали летоисчисление. Славянское происхождение исследователи считают вполне возможным. Некоторые из них уверены, что римляне позаимствовали слово «календарь» у славян, а не наоборот. Судите сами: перевода слова calendarium, а также пояснения о том, как оно связано с долгами и книгами - нет. Ведь на латыни долг - debitum, а книга - libellus.

Летоисчисление от Рождества Христова

На сегодняшний день нашей эре от Рождества Христова более 2000 лет. Однако традиция так рассчитывать года используется около тысячи лет ведь даже с признанием христианства официальной религией Римской империи, года продолжали отсчитывать от важных мирских дат. Для римлян - это был год основания Рима, для евреев - год разрушения Иерусалима, для славян - год сотворения мира в Звездном Храме.

Но однажды римский монах Дионисий, составляя пасхальные таблицы, запутался среди различных систем летоисчисления. Тогда он придумал универсальную систему, отправной точкой которой станет год рождения Христа. Дионисий вычислил приблизительную дату этого события и впредь использовал летоисчисление, называемое «от Рождества Христова».

Распространение данная система получила через 200 лет благодаря монаху Беде Досточтимому, использовавшему ее в своем историческом труде об англосансонских племенах. Благодаря этой книге британская знать постепенно перешла на христианский календарь, а вслед за ней сделали это и европейцы. А вот церковным властям понадобилось еще 200 лет, чтобы начать использовать христианскую систему летоисчисления.

Переход на христианское летоисчисление у славян

В Российской империи, в состав которой в то время входили многие исконно-славянские земли Беларуси, Польши, Украины и других стран, переход на христианский календарь произошел с 1-го января 1700 г. по Многие полагают, что царь Петр ненавидел и пытался искоренить все славянское, включая календарь, поэтому ввел христианскую систему отсчета времени. Однако наиболее вероятно, что царь попросту пытался привести в порядок столь запутанное летоисчисление. Славянское неприятие здесь, скорее всего, не играет роли.

Дело в том, что с приходом христианства к славянам, священники активно пытались перевести язычников на календарь римский. Народ сопротивлялся и втайне придерживался старого календаря. Поэтому на Руси фактически существовало 2 календаря: римский и славянский.

Однако вскоре в летописях началась путаница. Ведь греческие летописцы использовали римский календарь, а воспитанники монастырей Киевской Руси - летоисчисление славянское. При этом оба календаря отличались от принятого в Европе летоисчисления Дионисия. Чтобы решить эту проблему, Петр I приказал принудительно перевести всю подвластную ему империю на систему летоисчисления, датируемую от Рождества Христова. Как показала практика, она тоже была несовершенной и в 1918 страна была переведена на современный учитывающий

Источники информации о древнеславянском календаре

Сегодня нет достоверных данных о том, как выглядел настоящий древнеславянский календарь. Популярный ныне «Круголет Числобога» реконструирован на основе информации из разных исторических источников более поздних периодов. При реконструкции древнеславянского календаря использовали следующие источники:

  • Восточнославянский народный обрядовый календарь. Письменные свидетельства о нем датируются XVII-XVIII столетиями. Несмотря на столь «молодой» возраст, этот календарь сохранил множество информации о жизни славян во времена языческой Руси.
  • Церковный календарь «Месяцеслов». В процессе христианизации Руси церковные власти часто в дни важных языческих праздников отмечали христианские. Сопоставляя даты праздников из «Месяцеслова» с датами из других календарей, а также из фольклорных источников, можно вычислить время важных древнеславянских праздников.
  • В XIX столетии на месте Ведийского капища в Румынии было найдено около 400 золотых пластин с письменами, названые позже «Сантии Даков». Возраст некоторых из них превышает 2000 лет. Эта находка не только свидетельствует о наличии письменности у древних славян, но и является источником информации об эпохах древнеславянской истории.
  • Летописи.
  • Археологические находки. Чаще всего это ритуальные глиняные сосуды с изображением календарной символики. Наиболее информативной являются глиняные вазы Черняховской славянской культуры (III-IV столетия н. э.).

Эпохи у древних славян

Согласно информации, содержащейся в «Сантиях Даков», история древних славян насчитывает 14 эпох. Наиболее важным событием, которое послужило отправной точкой для календаря, стало сближение Солнечной и двух других планетарных систем, в результате чего земляне наблюдали сразу три солнца в небе. Эта эпоха называлась «Время Трех Солнц» и датировалась 604 387-м годом (по отношению к 2016-му).

  • В 460 531-м на Землю прибыли инопланетяне из созвездия Малой Медведицы. Их называли да’арийцами, а данная эпоха именовалась «Время Даров».
  • В 273 910-м на Землю вновь прибыли инопланетяне, но на этот раз из созвездия Орион. Их звали х’арийцами, и в честь них эпоха именуется «Временем х’Арра».
  • В 211 699-м произошел следующий визит инопланетных существ, ознаменовав начало «Времени Свага».
  • В 185 779-м началось возвышение одного из четырех важнейших городов континента Даария - Туле. Этот город славился умелыми мастерами и почти 20 000 лет процветал. Этот промежуток времени носил название «Время Туле».
  • В 165 043-м дочка Перуна - богиня Тара принесла славянам множество семян, из которых впоследствии выросли многочисленные леса - так началось «Время Тары».
  • В 153 349-м произошла грандиозная война Света с Тьмой. В результате один из спутников Лютиция был разрушен, а его осколки стали кольцом астероидов - это эпоха «Асса Деи».
  • В 143 003-м земляне с помощью достижений науки смогли перетащить от другой планеты спутник, и у Земли, имевшей на то время уже два спутника, стало их три. В честь этого знаменательного события новая эпоха названа «Периодом Трех Лун».
  • В 111 819-м одна из трех лун была уничтожена и ее осколки упали на Землю, потопив древний материк Даарию. Однако его жители спастись - началась эпоха «Великого Переселения из Даарии».
  • В 106 791-м на реке Иртыш был основан город Богов Асгард Ирийский, а новая система летоисчисления велась от года его основания.
  • В 44 560-м все славяно-арийские роды объединились, чтобы совместно проживать на одной территории. С этого момента началась эпоха «Сотворения Великого Коло Рассении».
  • В 40 017-м на Землю прибыл Перун и поделился со жрецами знаниями, из-за чего произошел грандиозный скачок в развитии технологий людей. Так началась эпоха «Третьего Прибытия Вайтманы Перуна».
  • В 13 021-м был уничтожен еще один спутник Земли и его осколки, упав на планету, повлияли на наклон оси. В результате раскололись материки и началось обледенение, названное эпохой «Великого Похолодания» (Стужи). Кстати, по временным рамкам данный период совпадает с последней ледниковой эпохой Кайнозойской эры.

Современное человечество живет в эпоху, начавшую отсчет лет от сотворения мира в Звездном Храме. Возраст данной эпохи на сегодняшний день составляет более 7,5 тысяч лет.

Георгий Победоносец и эпоха сотворения мира в Звездном Храме

Как известно, слово «мир» имеет несколько значений. Так, название современной эпохи часто трактуют как время сотворения Вселенной. Однако «мир» обозначает еще и примирение между враждующими сторонами. В связи с этим у названия «Сотворение Мира в Звездном Храме» совершенно другая трактовка.

Незадолго до того, как был отмечен первый год «от Сотворения Мира в Звездном Храме», между славянскими племенами и китайцами произошла война. С огромными потерями славянам удалось победить, и в день осеннего равноденствия между двумя народами был заключен мир. Чтобы отметить это важное событие, его сделали начальной точкой отсчета новой эпохи. Впоследствии во многих произведениях искусства эта победа аллегорично была изображена в виде витязя (славяне) и сражающего дракона (китайцы).

Этот символ был столь популярным, что с приходом христианства его так и не смогли искоренить. Со времен киевского князя Ярослава Мудрого витязь, победивший дракона, стал официально именоваться Георгием (Юрием) Победоносцем. О его значительности для славян свидетельствует и то, что культ Георгия Победоносца был очень распространенным у всех славянских племен. Кроме того, в разные времена и Киев, и Москва, и множество других старинных славянских городов изображали на гербе этого святого. Интересно, что история святого Георгия популярна не только у православных и католиков, но и у мусульман.

Структура древнеславянского календаря

Древнеславянский календарь один полный оборот Земли вокруг Солнца именует не годом, а летом. Оно состоит из трех сезонов: оусень (осень), зима и весна. Каждый сезон включал 3 месяца по 40-41 дней в каждом. Неделя в те времена состояла из 9 дней, а сутки - из 16 часов. Минут и секунд у славян не было, зато были части, доли, мгновения, миги, сиги и сантиги. Сложно даже представить, какого уровня должны были быть технологии, если названия для столь малых промежутков времени существовали.

Годы в этой системе мерились не десятилетиями и столетиями, как сегодня, а 144-летними циклами: по 16 лет на каждое из 9 созвездий Сварожьего Круга.

Каждый обычный год от сотворения мира в состоял из 365 дней. А вот високосный 16-й год насчитывал целых 369 дней (каждый месяц в нем состоял из 41 дня).

Новый год у древних славян

В отличие от современного календаря, в котором Новый год наступает в средине зимы, летоисчисление славянское считало началом года осень. Хотя в этом вопросе мнения историков расходятся. Большинство ученых полагают, что изначально Новый год был в день осеннего равноденствия, что помогало более точно настраивать календарь славянам от сотворения мира в Звездном Храме. Однако с согласно византийской традиции, начало нового года пытались перенесли на первый месяц весны. В результате параллельно существовало не только два календаря, но и две традиции отмечать Новый год: в марте (как у римлян) и в сентябре (как в Византии и у славян).

Месяцы у древних славян

Первый месяц древнеславянского девятимесячного календаря назывался Рамхат (начало 20-23 сентября), за ним следовали зимние месяцы Айлет (31 октября - 3 ноября), Бэйлет (10-13 декабря) и Гэйлет (20-23 января).

Весенние месяцы назывались Дайлет (1-4 марта), Эйлет (11-14 апреля) и Вэйлет (21-24 мая). После начиналась оусень состоящая из месяцев Хэйлета (1-4 июля) и Тайлета (10-13 августа). А следующий, осенний месяц Рамхат был началом Нового года.

С принятием христианства вместо римских, дали славянские названия месяцам. С установлением нового календаря Петром I месяцам вернули латинские наименования. Они остались и в современном русском языке, в то время как братские народы сохранили или вернули привычные славянские названия месяцев.

Достоверно неизвестно, как они назывались с приходом христианства до реформы Петра I, однако, есть несколько вариантов, реконструированных благодаря фольклору различных славянских народов.

Неделя у славян

Вопрос о количестве дней в неделе до реформы Петра I остается спорным и по сей день. Многие утверждают, что их и было 7 - отсюда и сохранившиеся названия во всех

Однако, если вдуматься в слова из «Конька-Горбунка», то становится удивительным, как в тексте 1834-го упоминается такой день недели как «осьмица», которая предшествует другому дню - «неделе».

Получается, что воспоминания о девятидневной неделе остались в памяти славян, а значит изначально дней всего было 9.

Как вычислить год по древнеславянскому календарю?

Сегодня многие славяне пытаются вернуться к традициям предков, в том числе и к их календарю.

Но современный мир, живущий по христианскому календарю, требует от человека умения ориентироваться в этой системе отсчета лет. Поэтому каждый использующий славянское летоисчисление (от сотворения мира), как перевести годы из него в христианскую систему, должен знать. Несмотря на явные отличия обоих систем летоисчисления, сделать это просто. Нужно добавить к любой дате христианского календаря цифру 5508 (разница в годах между системами) и можно будет перевести дату в славянское летоисчисление. Какой сейчас год по этой системе, можно определить по следующей формуле: 2016+5508= 7525. Однако стоит учитывать, что современный год начинается с января месяца, а у славян - с сентября, поэтому для более точных расчетов можно пользоваться онлайн-калькулятором.

Более трехсот лет прошло с тех пор, как жители Российской империи перестали использовать славянский календарь. Несмотря на свою точность, сегодня он является лишь историей, однако помнить о нем следует, поскольку он не только включал в себя мудрость предков, но и был частью славянской культуры, которая, несмотря мнение Петра I, не только не уступала европейской, но и в некоторых вещах превосходила ее.

Сегодня незадолго до нового года нам бы хотелось поговорить об основных календарях народов мира и системах летоисчисления, существующих на планете, ведь далеко не все знают в какую дату принято отмечать этот самый новый год, да и не все знают какой год по счету мы вообще отмечаем.

И нет ничего необычного что мы запутались, ведь время удивительная субстанция, которую нельзя потрогать и почувствовать, четвертое измерение нашего трехмерного физического мира. По мнению современных физиков – теоретиков, приверженцев теории струн, время не существует .

Но мы рождаемся, растем, взрослеем, стареем и куда-то уходим… И нашими единственно неизменными спутниками на этой планете являются меры времени – секунды, минуты, часы, года. Несмотря на то, что наша планета не так уж и велика, у нас пока нет единого календаря – единой системы летоисчисления.

Основные существующие системы летоисчисления

И, если в одной части земли сейчас 2014 год, то в другой идет уже 2500, в третьей вообще наступило 8 тысячелетие! В этой статье мы хотим рассказать о некоторых существующих на данный момент системах летоисчисления у различных народов мира. И начнем, с нас самих, а именно с наших предков, календарей и летоисчисления Славянских народов.

Летоисчисление и Календари Славян

Наши предки – Древние Славяне использовали календарь, который сейчас известен под названием – «Славяно Арийский» или «Ведический». Им до сих пор пользуются Инглиисты – Староверы, представители самого древнего течения Славяно Арийцев.

И хорошо, что сохранили, ведь в последнее время, все больше людей возвращаются к своим корням и хотят изучить и использовать эти ценные знания. Тем более, что они не устарели, а напротив, дают ответы на многие вопросы, которые интересуют нас с вами сегодня.

Славяно-Арийский календарь

Славяно Арийский календарь официально использовался на Руси 7208 лет! И время в том календаре измерялось «Кругами жизни». Один круг жизни был равен 144 лета (так раньше именовался год).

За один круг жизни наша планета, которую Древние славяне звали Миргард, совершала оборот вокруг центра Вселенной, побывав последовательно во всех 16 «домах» — столько созвездий различали славяне, в отличие от Китайского звездного календаря с его всего 12 Домами- созвездиями.

Какой сейчас год у Славян?

Сейчас по Славяно Арийскому календарю мы живем в 7523 лете . Счет лет официально ведется от «Сотворения мира в звездном Храме» — большинство источников говорят, что здесь есть прямой, а не иносказательный смыл – имеется ввиду подписание мирного договора, между нашими Пращурами – представителями «Державы Великой Расы» (России, Ариев) и «Империей Великого Дракона» (Современный Китай).

И знаменитая икона с изображением, как говорят Георгия — Победоносца, убивающего Дракона, на самом деле иллюстрирует те древние события. Так как Китай символизирует дракона или змею.

Какими были месяцы, недели и часы у Славян

Славяно-Арийский календарь рассчитывался, исходя из 16тиричной системы исчисления.

Соответственно, сутки у славян состояли из 16 часов. Начинались они вечером. Каждый час имел свое название и был приблизительно равен 90 минутам .

Месяц состоял из 40 суток, и назывался сороковником . (Отражением этого является сохранившаяся и в настоящее время, традиция отмечать 40 день поминанием ушедшего, о которой мы уже писали отдельно, да и 9 дней точно так же, так как это была славянская неделя ).

Кроме того, девять сороковников (месяцев) – целое лето (год) – это полный цикл обращения нашей Земли вокруг Ярилы (Солнца). Лето состояло из трех сезонов, по три сороковника каждый – Весна, Зима, Осень. Каждый сороковник имел свое название и названия эти были очень поэтичными и точными:

«Сороковник белого сияния»

«Сороковник Пробуждения природы»

«Сороковник Посева и наречения».

Недели в календаре наших предков славян, как я уже говорила состояли из девяти суток и назывались в честь планет нашей Солнечной системы. Были еще более мелкие части измерения времени: час, доля, мгновение, миг, сиг.

Для понимания и восхищения мудростью наших предков скажу, что — 1 сиг примерно равен 30 колебаниям электромагнитной волны атома цезия , взятого за основу для современных атомных часов, и такой мелкой доли до сих пор не существует не в одних часах мира.

Один только этот факт показывает, насколько искажают истину те, кто стремиться показать наших древних предков неграмотными дикарями!

Григорианский и Юлианский календари

Юлианский календарь

Юлианский календарь был введен самим Гай Юлием Цезарем – великим полководцем и правителем Рима. И произошло это в 45 году до нашей эры. С введением в Россию христианства Владимиром Святославовичем – Великим князем, ориентировочно в 1000 году, Юлианский календарь стал также широко распространяться среди славянских народов и применялся одновременно с Ведическим.

Все праздники Православной Церкви рассчитываются с того времени и по сей день по церковному месяцеслову — Юлианскому календарю.

Причем, современные ученые астрономы признали, что Юлианский календарь (старый стиль) на самом деле более точный с астрономической точки зрения, чем используемый повсеместно Григорианский (новый стиль), так как в нем меньше отставание от астрономических (природных) циклов.

Григорианский календарь. Новое и современное летоисчисление

Итак, в лето 7208 года Петр Первый издает Указ, в соответствии с которым, на территории Руси, упраздняются все ранее действующие календари и новое летоисчисление будет идти с Рождества Христова, шел тогда 1700 год.

Почему Новый год 1 января

Начало года стало праздноваться 1 января, вместо магического дня осеннего Равноденствия, как было у славян. Этот календарь называется Григорианским в честь папы Римского Григория 13, и действует и в Европе, и территории стран бывшего СССР и во многих других странах мира, для удобства людей.

Вы никогда не задумывались над тем, почему именно 1 января празднуется начало года? 24 декабря весь Католический мир празднует Рождество — день Рождения младенца Иисуса. Именно с этого дня и берет начало действующий календарь.

Иисус был евреем, а на 8 день у иудеев празднуется обряд обрезания младенцев мужского пола. Вот этот день и стал переходом от старого года к Новому году! Поразительно, что каждый год, собираясь с близкими за новогодним столом, мы празднуем еврейский обряд обрезания младенца Иисуса! Но интересно то, что на самом деле у самих Евреев существует и широко используется свой Иудейский календарь.

Еврейский или Иудейский календарь

Летоисчисление по еврейскому календарю ведется от сотворения мира Господом . Которое, согласно верованиям иудеев, произошло 7 октября 3761 году до нашей эры — которая называется Эра от Адама .

Еврейский календарь лунно-солнечный. То есть оба небесных тела оказывают свое влияние на продолжительность года. Средний год приблизительно равен Григорианскому, но иногда значения могут колебаться, и разница составляет 30-40 дней.

Еще один интересный момент – Иудейский календарь состоит не из цифр, а используются буквы алфавита. И читается он справа – налево, как и все книги на Иврите. Каждый месяц еврейского календаря имеет знак зодиака.

С древних времен принято обозначать 12 знаков зодиака символами его созвездий. Счет месяцев ведется с весны, но Новый год начинается осенью и называется Рош ха-Шана . Вечером, когда на небе видны три звезды – начинается новый день.

Исламский календарь

В большинстве стран, главенствующей религией которых является Ислам, существует свой календарь — Исламский или Хиджра . Он используется и для религиозных целей, и как основной определитель времени.

Исламский — является чисто лунным календарем. Начало месяца – новая луна, неделя также состоит из семи дней, но выходной – пятница, всего в году 12 месяцев.

Летоисчисление у мусульман ведется от года, когда Пророк Мухаммед сделал Хадж из Мекки в Медину (это был 16 июля 622 по Григорианскому календарю ).

Какой сейчас год по исламскому календарю

Поэтому мусульманский новый год начинается с 1-го числа месяца мухаррам. 26 октября 2014 года по Григорианскому календарю наступил 1436 год по Исламскому календарю .

Исламский Новый год не является праздником в нашем понимании. Накануне вечером лучше всего правоверным соблюдать пост, а в сам день как можно больше времени провести в молитвах и добрых делах во имя Всевышнего .

Восточный или китайский календарь

В большинстве стран Азиатского мира, несмотря на официальное действие Григорианского календаря, большинство населения пользуется системой летоисчисления, созданной несколько тысяч лет назад (ориентировочно 3 тыс. лет до н. эры) во время правления Императора Хуан-Ди.

И его отличительной особенностью является то, что он одновременно солнечно-лунный. То есть все месяцы начинаются с началом новой Луны.

Когда наступит Китайский Новый год в 2015 году

Новый год по Восточному календарю празднуется во второе новолуние после зимнего солнцестояния это между 21 января и 21 февраля . И Новый год - это большой и шумный праздник, с яркими огнями, петардами, праздничными шествиями и большим шумом.

Система летоисчисления китайцев основана на астрономических циклах Солнца, Земли, Луны, Юпитера и Сатурна. В 60-летний цикл входят 12-летний юпитерный и 30-летний сатурный циклы.

Древние азиаты и создатели данной системы летоисчисления верили, что нормальное движение Юпитера приносит счастье, блага и добродетели.

Они разделили путь Юпитера на двенадцать равных частей и дали им наименование определенного животного, таким образом народы Азии создали солнечно-юпитерный 12-летний календарный цикл.

Существует легенда, по которой, когда Будда решил отпраздновать первый Новый год, он пригласил всех животных, обитающих на земле. Однако, на праздник пришли всего 12. Тогда Будда, в качестве подарка решил дать их названия годам, чтобы каждый человек, рожденный в год определенного животного, приобретал черты характера этого животного, как хорошие, так и плохие.

Например, сейчас, 11 Декабря 2014 года, идет год Синей Деревянной Лошади, а c 19 Февраля 2015 года начнется год Синей Деревянной Козы .

Тайский календарь

Когда путешественники приезжают впервые в страны юга — восточной Азии. Они с изумлением видят, что на упаковках товаров срок давно перевалил за середину третьего тысячелетия.

Какой год в Таиланде?

Так и есть, в Королевстве Таиланде, Камбодже, Лаосе, Мьянме и некоторых других странах в 2015 году наступит – 2558 год! Летоисчисление в этих странах и у многих Буддистов ведется от дня ухода в нирвану Будды Шакьямуни . Добро пожаловать в будущее!

Более того, почти каждая мировая религия создавала свой календарь, от событий, которые люди хотели увековечить. Так, к примеру, представители достаточно распространенной в настоящее время религии — Бахаи – создали свой календарь.

Календарь Бахаи

Календарь Бахаи в данное время синхронизирован для удобства с Григорианским. Изначально он был введен Бабом. Навруз – первый день Нового года отмечается в день весеннего равноденствия (20-22 марта).

Календарь Бахаи основывается на солнечном году, включающем 365 дней, 5 часов и 50 добавочных минут. В календаре бахаи год состоит из 19 месяцев по 19 дней каждый (т. е. всего 361 день) с добавлением четырех (в високосный год — пяти) дней.

Кельтский календарь (Ирландский)

Долгое время пользовался в Северо — Скандинавских странах именно ирландский календарь, а также в современной Ирландии. Год делился на четыре сезона. В году 13 месяцев и один день. Месяцы синхронизированы по Лунному циклу. Названия месяцев соответствуют гласным Огама – Кельтского древесного алфавита.

То есть это и есть знаменитый календарь Друидов – очень сложная система, где расчет времени учитывает и лунные и солнечные циклы .

Отрезкам времени, примерно равным нашим месяцам, давались названия деревьев. Самыми большими праздниками считались дни равноденствия и солнцестояния. Однако по поводу Кельтского календаря современные исследователи ведут жаркие споры. Многие ученые считают, что сведения о Календаре Друидов основаны на заблуждении нескольких авторов, чьи труды получили слишком большое распространение.

Мы не беремся судить, лишь хотим познакомить читателя с некоторыми существующими или существовавшими системами летоисчисления.

В статье, посвященной мировым системам летоисчисления, невозможно умолчать о знаменитом «Календаре Майя».

Календарь Майя

Популяризацией знаний об индейских племенах Майя мы обязаны, не в последнюю очередь, мистику и романисту Фрэнку Уотерсу — автору множества романов и древних цивилизациях Майя – ушедших в века жителях центральной Америки.

Основной книгой о календаре Майя, в которой также затрагиваются предсказания древних астрологов майя, стала “Книга о Хопи”. Не менее важную роль сыграла “Мистика Мексики: Наступление шестой эпохи сознания” – это необычная смесь философии майя и ацтеков, где автор предположил, что конец календаря майя станет фоном для преображения духовного сознания людей по всему миру .

Однако, люди предпочли упростить сведения, изложенные в книге, возможно ради сенсации, возможно из-за недопонимания. Так и родилась легенда, согласно которой индейцы Майя предрекали конец света в 2012 году, и календарь Майя обрывался на этой дате.

Ученые исследователи этого древнего артефакта напротив, говорят о том, что календарь Майя до сих пор не расшифрован! Информация, заложенная в нем, возможно даже и не принадлежит цивилизации Майя, а гораздо старше. И над кодом этого календаря работают ученые во всем мире.

Практически любой календарь – это математическая система, русский математик Владимир Пахомов, опубликовал книгу: «Календарь – это закодированное послание », которая просто взбудоражила общественное мнение.

Дело в том, что автор с помощью знания математических законов, сумел представить календарь, как числовую математическую матрицу. С помощью которой можно «расшифровать» послания, содержащиеся в древних календарях. Ученый уверен, что эти послания скрывают знания, который были сохранены для нас нашими давними предками, пришедшими с далеких планет.

Но так это или нет, сегодня мы вам не расскажем, так как это отдельная и очень долгая история, о которой мы со временем постепенно будем рассказывать на нашем портале обучения и саморазвития. А сегодня мы прощаемся с вами, желаем хорошо встретить новый год, по какому бы календарю и системе летоисчисления вы бы это ни делали, а в следующий раз расскажем, как принято отмечать новый год у других народов мира.

Люди всегда хотели запомнить своё прошлое. С возникновением письменности возникла необходимость вести летоисчисление.

Самой первой и естественной единицей измерения были земные сутки. Наблюдение за Луной помогло установить, что одна Лунная фаза длится в среднем 30 суток. А через 12 лунных фаз начинается повторение первой. Календари, основанные на наблюдении за Луной, появились у многих народностей и хоть они и были неточными, но позволяли вести летоисчисление.

Оставалось понять, с какой точки начинать отсчет. Чаще всего за начало летоисчисления принималось какое-либо важное событие в эпохе народа. Такие промежутки стали называться эрами. Например, начало царствования нового вождя (эра Селевкидов – у жителей государства Селевкидов при восшествии на престол Селевка), заложение нового города (эра от основания Рима – у римлян) или просто знаменательное событие (эра от проведения первых Олимпийских игр – у греков).

Другой способ летоисчисления представлял собой последовательность событий. Его можно представить следующим образом: правитель X взошел на престол через 3 года после неурожая пшеницы; через 5 лет после начала правления X на государство был совершен набег варваров и т.д.

Практически у каждого государства существовало свое летоисчисление. С развитием торговли и науки в Европе, возникла необходимость создания единого календаря для христианских стран. В 525 году римский аббат Дионисий Малый предложил новую систему летоисчисления от Рождества Христова. Поначалу идеи аббата не пользовались популярностью, и каждая страна продолжала вести хронологию по-своему, однако спустя столетия в конце 10 века многие европейские страны начали переходить на предложенный Дионисием календарь. Теперь любая дата стала писать с припиской «от Рождества Христова» или «от Р.Х.). Окончательное упорядочивание календаря произошло в эпоху Возрождения, когда был введен термин «до Рождества Христова». Это значительно облегчило и систематизировало хронологию мировых событий. Уже ближе к 20 веку религиозная фраза «от Рождества Христова» заменилась фразой «нашей эры» и летоисчисление приобрело современный вариант.

Получается, современное человечество ведет летоисчисление по эрам, то есть использует те же способы, которыми пользовались наши далекие предки. Только теперь мы имеем более точный астрономический календарь, а точка отсчета летоисчисления является единой для всех стран.

Это интересно: в России переход на летоисчисление «от Р.Х.» произошло по историческим меркам совсем недавно – в 1700 году указом Петра I. До этого хронология событий велась по Константинопольской эре, которая начинала свой отсчет с 5509 до н.э. Получается, по старообрядческому календарю сейчас (на 2015 год) идет 7524 год. По результатам последнее переписи населения, старообрядцами на территории России являются 400 000 человек.

Начало современному христианскому летоисчислению было положено в Раннем Средневековье. До первой половины VI века широко использовалась эра Диоклетиана. Отсчёт лет вёлся с 284 года, когда он был провозглашён римским императором. Несмотря на то, что Диоклетиан являлся одним из организаторов гонений на христиан, эта система летоисчисления применялась и духовенством для расчёта дат празднования Пасхи. В дальнейшем она получила название «эра мучеников» и до сих пор используется монофизитами в Северной Африке.

В 525 году римский аббат Дионисий Малый, который по поручению папы Иоанна I составлял пасхальные таблицы, решил отказаться от системы летоисчисления, основанной на дате начала правления преследователя христиан. Он предложил хронологию от Рождества Христова. Дионисий, основываясь на Евангелии от Луки, исходил из того, что Иисусу к тому моменту, когда он начал проповедовать, было около 30 лет. Его распятие состоялось в канун иудейской Пасхи при императоре Тиберии. Используя уже существовавшую методику расчёта пасхалий, аббат вычислил, что Воскресение Христово приходится на 25 марта 31 года от его рождения.

Многие исследователи полагают, что Дионисий Малый допустил ошибку в своих расчётах. Таким образом, дата рождения Христа оказалась сдвинутой на несколько лет вперёд. Это мнение разделяли и первые лица католической церкви. Летом 1996 года в одном из своих посланий папа римский Иоанн Павел II подтвердил, что историческая дата Рождества Христова неизвестна и в действительности он родился на 5 – 7 лет раньше нашей эры. Бенедикт XVI также считал христианскую хронологию основанной на неверных расчётах. В 2009 году в первой части книги «Иисус из Назарета» он писал, что Дионисий Малый «ошибся в своих вычислениях на несколько лет». Рождение Христа, по мнению папы, произошло на 3 – 4 года раньше установленной даты.

Разработанная Дионисием Малым система летоисчисления стала применяться спустя два столетия после своего создания. В 726 году английский монах – бенедиктинец Беда Достопочтенный в своём труде «De sex aetatibus mundi» (О шести возрастах мира) впервые использовал хронологию от Рождества Христова для описания исторических событий. Вскоре новое летоисчисление широко распространилось в Европе.

Уже в 742 году датировка от Рождества Христова впервые появилась в официальном документе – одном из капитуляриев франкского майордома Карломана. Вероятно, это являлось его самостоятельной инициативой, не связанной с работами Беды Достопочтенного. Во времена правления императора Карла I Великого в официальных документах франкского двора широко применялся отсчёт лет «от воплощения Господа нашего». В IX – X веках новое летоисчисление прочно вошло в европейские королевские указы и исторические хроники, христианская эра стала использоваться в актах папской канцелярии.

Но в некоторых государствах ещё долгое время сохранялись другие хронологические системы. Страны Пиренейского полуострова использовали испанскую эру. Отсчёт лет в ней вёлся с 1 января 38 года до н. э., когда регион стал частью «Римского мира» (Pax Romana). Большинство пиренейских государств постепенно отказались от испанской эры в XII – XIV веках. Дольше всего она просуществовала в Португалии. Только в августе 1422 года король Жуан I ввёл в стране христианское летоисчисление. В России вплоть до конца XVII века использовался византийский отсчёт времени от сотворения мира. На новую хронологию государство перешло после указа Петра I от 20 декабря 1699 года. Последним из европейских регионов христианскую эру стала применять Греция. Новое летоисчисление утвердилось в стране в 1821 году после начала войны за независимость от Османской империи.

Триденский собор в 16 веке ввел новое летоисчисление, а первым (если не единственным) памятником новому тысячелетию по новолетию стала колокольня Ивана Великого 1600 г., построенная самым авторитетным тогдашним монархом в Европе - царем Борисом

Ответить

Вы явно что-то напутали Римляне вели свой отсчет от легендарного основания Рима (753 год до н. э.), Большинство остальных цивилизаций от сотворения мира, только отправная точка у них была разная евреи датировали его 3761 годом до н. э., александрийская хронология считала этой датой 25 мая 5493 года до н. э.Византийский календарь считал отправной точкой 1 сентября, 5509 год до н. э., Он собственно и был принят за основу императором Василием II в 988 году. Да начинать год 1 сентября в Византии стали около 462 года, но официально это было признано в 537 году. В остальном календарь, за исключением названий месяцев совпадал с Юлианским (принятым при Юлии Цезаре). Византийский календарь просуществовал до падения имерии в 1453 году.Григорианский календарь, который пришел ему на смену, введён при папе римском Григории XIII 15 октября 1582 года.

Ответить

Оксана, так я и не отрицаю использование римлянами летосчисления Ab Urbe condita. Но то, что эра Диоклетиана долгое время использовалась жителями империи и применялась даже некоторое время после её падения, это факт. Если не верите, более подробно здесь

Задачи рассказать обо всех существовавших системах летосчисления я себе не ставил, поскольку вопрос был немного о другом. Он касался только начала датировки от Рождества Христова. А это время Дионисий Малый высчитывал ориентируясь именно на эру Диоклетиана, а не на основание Рима или какую-либо другую систему.

Обо всех других календарях неплохо рассказали в этом вопросе.

Ответить

Прокомментировать

Не сразу. Летоисчисление от Рождества Христова, а вместе с ним и понятие «наша эра» появились примерно полторы тысячи лет назад, когда римский папа Иоанн I поручил ученому монаху скифского происхождения Дионисию Малому составить таблицы для расчета дня Пасхи. В раннем Средневековье в Европе считали годы от начала правления римского императора Диоклетиана (284 год н. э.). Вместо даты воцарения этого язычника и гонителя христиан Дионисий Малый взял за точку отсчета предполагаемый год рождения Иисуса Христа. Его он вычислил, руководствуясь текстом Нового Завета. (Сегодня считается, что монах ошибся на четыре года, и наш 2017 год должен быть 2013-м.). В VIII веке новая датировка получила распространение благодаря англосаксонскому летописцу Беде Достопочтенному, который опирался на систему Дионисия в своем сочинении «О шести возрастах мира». От того же Беды пошел обычай датировать события, произошедшие до Рождества Христова («до нашей эры»), ведя счет в обратную сторону. Постепенно вся Европа стала мерить время от рождения Христа. Россия перешла на новый счет «лучшего ради согласия с народами европейскими в контрактах и трактатах» в 1699 году по указу Петра I.

Нужно начать с того, что первобытные люди представляли время хаотически, т.е. наборами несвязанных отрезков времени, границами которых служили природные события (грозы/ураганы и др.) . В Древнем мире в качестве эры выступали границы правления царей (Египет), либо счет велся по ЭПОНИМАМ (Греция, Рим,Ассирия) - это должностное лицо, по которому ведется счет лет. (Например: "в год, когда архонтом был такой-то.."). Архонты- в Греции, Консулы - в Риме, Лимму- в Ассирии.
В античном мире время представлялось циклически - спиралью.
Привычная нам линейная эра(универсальная) появилась с развитием христианства (чтобы все христианские общины отмечали праздники в одно и то же время).
В 525г. н.э. появилась эра от Рождества Христова. Ее предложил монах Дионисий Малый. До этого Пасха рассчитывалась на основании эры мучеников (то есть эры Диоклетиана (жестокого гонителя христиан), даты когда он начал править 16 августа 284 года). Однако Дионисий совершил ошибку в расчетах - Иисус Христос родился на 5-6 лет позже, той даты, что рассчитал Дионисий. С 10 века Ватикан перешел на летоисчисление от РХ.

Вообще, главный хронологический вопрос человечества - как соотнести единицы счета времени, выраженные целым числом.
Существует несколько основных единиц счета времени:
1. солнечные сутки (24 часа)
2. синодальный месяц (примерно 29 суток 12 часов 44 минуты 3 секунды - от новолуния до новолуния)
3. тропический год (365 суток 5 часов 48 минут 46 секунд) период от дня летнего солнцестояния до следующего такого же дня.
На основе этих единиц счета времени люди стали делить время на отрезки - появились календари - солнечные (древнеегипетский) и лунные (Древний Вавилон, Древняя Греция). Считается, что первые такие календари появились на рубеже 4-3 тыс.до н.э.

Семицикличный календарь - это пережиток Древневавилонского календаря, считавшегося священным. В нем каждый день находился под покровительством бога или богини, который в свою очередь связывался с определенными небесными телами. Такой способ перекочевал в Европу, и в 325 году семидневная неделя была объявлена всем христианским общинам.

24 часа в сутках пришли к нам так же из вавилонского календаря, в котором день делился на 12 частей по знакам зодиака (ночь не делили) , такое деление пришло в Древний Египет, где ночь разделили, тем самым удвоив зодиак.

В Древнем Риме календарь появился в 7 веке до н.э. Первоначально насчитывал 10 лунных месяцев = 304 дня. Нума Помпилий провел календарную реформу добавив 2 лунных месяца = 355 суток. в 5 веке до н.э. была проведена вторая календарная реформа, через год стали добавлять тринадцатый месяц МАРЦЕДОНИЙ, который вставляли между 22 и 23 февраля, он равнялся 20 дням. Таким образом примерно получалось 365 дней. Однако каждые 4 года календарное и астрологическое новогодие расходилось на день. Продолжительность марцедония определялась жрецами в Древнем Риме. Новогодие приходилось на 1 марта.
Месяца назывались:
мартос (от Марса) ,
апрелис (от имени богини Апры - одно из имен богини Афродиты), майнос (Майа богиня красоты)
юниус (Юнона - богиня плодородия)
квинтилис (пятый)
секстелес (6)
септембриус(7)
октобриус(8)
новембриус(9)
юноариус (Янос - бог тайн)
фебруариус (Фебруарий - бог мертвых, несчастливый месяц, т.к. четное число дней - 28).
Не было понятия недели. Считали по КАЛЕНДАМ - первому дню месяца.

Юлий Цезарь все это пресек и в его царствие был создан новый календарь ЮЛИАНСКИЙ - 46 год н.э.: новогодие перенесено на 1 января (когда происходило распределение должностей полномочий), отменил марцедоний, в это место раз в 4 года стали вставлять 1 день БИСЕКСТУС(дважды шестой) = високосный. Ср. продолжительность года стала равняться 365 дней 6 часов. Квинтилис переименовали в Юлиус (январь).
В 365 году юлианский календарь стал обязательным для всех христиан. Но он на 11 минут был больше года тропического, за 128 лет набежали сутки, а к 16 веку набежало 10 суток.

в 1582 году - Григорий XIII Римский Папа созвал комиссию (календарь - это прерогатива церкви, т.к. время - это место бога), было решено 5 октября 1582 года считать 15 октября.

Григорианский календарь ближе к году тропическому(разница в несколько секунд), одни сутки в таком календаре накапливаются раз в 3200 лет.

Если говорить об истории хронологии в России, то о славянском календаре мало что известно. Первоначально счет времени проводился сезонно, т.е. одновременно с с/х работами, границы не совпадали (например, весна с 23.03 по 22.06). Изменения пришли с появление христианства. С конца 10 века существовало два новогодия - мартовское и сентябрьское. Не буду вдаваться в подробности этого, скажу только что на всей Руси не было четкой хронологии.В 1492 году был отменен мартовский календарь. Это связано с тем, что от сотворения мира (5508 год) 1492 год считался 7000 годом, по идее конец света должен был быть, эта идея настолько овладела христианами, что они даже не рассчитали календарь - пасхалии (года по Пасхе) после этого года.
В петровское время обнаружилось, что календарь не совпадает с западным. 19 декабря 7208 (1699г) года от сотворения мира Петр издал указ о переходе на эру от РХ.

В конце 18 века все европейские страны приняли григорианский календарь, в России был все еще юлианский. В течение всего 19 века происходило много споров - переходить ли России на григорианский календарь, и 24 января 1918 года был принят Декрет о переходе России на григорианский календарь, после 31 января 1918 года считать не 1 февраля а 14 февраля. Собственно то, что мы сейчас имеем.

Если вы дочитали этот длиннопост - знайте, вы стали на немного умнее и терпеливее:)

Так как к этому времени разница между старым и новым стилями составляла 13 дней, то декрет предписывал после 31 января 1918 г. считать не 1 февраля, а 14 февраля. Этим же декретом предписывалось до 1 июля 1918 г. после числа каждого дня по новому стилю в скобках писать число по старому стилю: 14 (1) февраля, 15 (2) февраля и т. д.

Из истории летоисчисления в России.

Древние славяне, как и многие другие народы, в основу своего календаря первоначально положили период изменения лунных фаз. Но уже ко времени принятия христианства, т. е. к концу Х в. н. э., Древняя Русь пользовалась лунно-солнечным календарем.

Календарь древних славян. Установить, что представлял собой календарь древних славян, окончательно не удалось. Известно только, что первоначально счет времени велся по сезонам. Вероятно, тогда же применялся и 12-месячный лунный календарь. В более поздние времена славяне перешли к лунно-солнечному календарю, в котором семь раз в каждые 19 лет вставлялся добавочный, 13-й месяц.

Древнейшие памятники русской письменности показывают, что месяцы имели чисто славянские названия, происхождение которых было тесно связано с явлениями природы. При этом одни и те же месяцы в зависимости от климата тех мест, в которых обитали различные племена, получали разные названия. Так, январь назывался где сечень (время вырубки леса), где просинец (после зимней облачности появлялось синее небо), где студень (так как становилось студено, холодно) и т. п.; февраль — сечень, снежень или лютый (лютые морозы); март — березозол (здесь существует несколько толкований: начинает цвести береза; брали сок из берез; жгли березу на уголь), сухий (самый бедный осадками в древней Киевской Руси, в некоторых местах уже высыхала земля, соковик (напоминание о соке березы); апрель — цветень (цветение садов), березень (начало цветения березы), дубен, квитень и т. д.; май —травень (зеленеет трава), летень, цветень; июнь — червень (краснеют вишни), изок (стрекочут кузнечики — «изоки»), млечень; июль — липец (цветение липы), червень (на севере, где фенологические явления запаздывают), серпень (от слова «серп», указывающего на время жатвы); август — серпень, жнивень, зарев (от глагола «зареветь» — рев оленей, либо от слова «зарево» — холодные зори, а возможно, от «пазорей» — полярных сияний); сентябрь — вересень (цветение вереска); руень (от славянского корня слова, означающего дерево, дающего желтую краску); октябрь — листопад, «паздерник» или «кастрычник» (паздеры — кострики конопли, название для юга России); ноябрь — грудень (от слова «груда» — мерзлая колея на дороге), листопад (на юге России); декабрь — студень, грудень, просинец.

Год начинался с 1 марта, и примерно с этого времени приступали к сельскохозяйственным работам.

Многие древние названия месяцев позже перешли в ряд славянских языков и в значительной степени удержались в некоторых современных языках, в частности в украинском, белорусском и польском.

В конце Х в. Древняя Русь приняла христианство. Одновременно с этим к нам перешло летосчисление, применявшееся римлянами, — юлианский календарь (основанный на солнечном годе), с римскими наименованиями месяцев и семидневной неделей. Счет годов в нем велся от «сотворения мира», которое якобы произошло за 5508 лет до нашего летосчисления. Эта дата — один из многочисленных вариантов эр от «сотворения мира» — была принята в VII в. в Греции и. долгое время применялась православной церковью.

В течение многих веков началом года считалось 1 марта, но в 1492 г., в соответствии с церковной традицией, начало года было официально перенесено на 1 сентября и отмечалось так более двухсот лет. Однако через несколько месяцев после того, как 1 сентября 7208 г. москвичи отпраздновали свой очередной Новый год, им пришлось празднование повторить. Это произошло потому, что 19 декабря 7208 г. был подписан и обнародован именной указ Петра I о реформе календаря в России, по которому вводилось новое начало года — от 1 января и новая эра — христианское летосчисление (от «рождества Христова»).

Петровский указ назывался: «О писании впредь Генваря с 1 числа 1700 года во всех бумагах лета от Рождества Христова, а не от сотворения мира». Поэтому в указе предписывалось день после 31 декабря 7208 г. от «сотворения мира» считать 1 января 1700 г от «рождества Христова». Чтобы реформа была принята без осложнений, указ заканчивался благоразумной оговоркой: «А буде кто захочет писать оба те лета, от сотворения мира и от Рождества Христова, сряду свободно».

Встреча первого гражданского Нового года в Москве. На следующий день после оглашения на Красной площади в Москве указа Петра I о реформе календаря, т. е. 20 декабря 7208 г., был оглашен новый указ царя — «О праздновании Нового года». Считая, что 1 января 1700 г. является не только началом нового года, но и началом нового века (Здесь в указе допущена существенная ошибка: 1700 год является последним годом XVII в., а не первым годом XVIII в. Новый век наступил с 1 января 1701 г. Ошибка, которую иногда повторяют и в наши дни.), указ предписывал отметить это событие особенно торжественно. В нем были даны подробные предписания, как организовать праздник в Москве. В канун Нового года Петр I сам зажег на Красной площади первую ракету, дав этим сигнал к открытию праздника. Улицы осветились иллюминацией. Начались колокольный звон и пушечная пальба, раздались звуки труб и литавр. Царь поздравлял население столицы с Новым годом, гуляния продолжались всю ночь. Из дворов в темное зимнее небо взлетали разноцветные ракеты, а «по улицам большим, где пространство есть», горели огни — костры и пристроенные па столбах смоляные бочки.

Дома жителей деревянной столицы принарядились в хвою «из древ и ветвей сосновых, елевых и можжевеловых». Целую неделю дома стояли украшенными, а с наступлением ночи зажигались огни. Стрельба «из небольших пушечек и из мушкетов или иного мелкого оружья», а также пуск «ракетов» были возложены на людей, «которые золота не считают». А «людям скудным» предлагалось «каждому хотя по древцу или ветве на вороты или над храминою своей поставить». С этого времени в нашей стране установился обычай ежегодно 1 января праздновать день Нового года.

После 1918 года в СССР были ещё календарные реформы.В период с 1929 но 1940 г. в нашей стране трижды проводились календарные реформы, вызванные производственными нуждами. Так, 26 августа 1929 г. СНК СССР принял постановление «О переходе на непрерывное производство в предприятиях и учреждениях СССР», в котором было признано необходимым уже с 1929-1930 хозяйственного года приступить к планомерному и последовательному переводу предприятий и учреждений на непрерывное производство. Осенью 1929 г. начался постепенный переход на «непрерывку», который завершился весной 1930 г. после опубликования постановления специальной правительственной комиссии при Совете Труда и Обороны. Этим постановлением был введен единый производственный табель-календарь. В календарном году предусматривалось 360 дней, т. е. 72 пятидневки. Остальные 5 дней было решено считать праздничными. В отличие от древнеегипетского календаря, они не были расположены все вместе в конце года, а были приурочены к советским памятным дням и революционным праздникам: 22 января, 1 и 2 мая, а также 7 и 8 ноября.

Работники каждого предприятия и учреждения были разбиты на 5 групп, и каждой группе был установлен день отдыха в каждую пятидневку на весь год. Это означало, что после четырех рабочих дней наступал день отдыха. После введения «непрерывки» отпала необходимость в семидневной неделе, так как выходные дни могли приходиться не только на различные числа месяца, но и на различные дни недели.

Однако этот календарь просуществовал недолго. Уже 21 ноября 1931 г. СНК СССР принял постановление «О прерывной производственной неделе в учреждениях», в котором разрешал наркоматам и другим учреждениям переходить на шестидневную прерывную производственную неделю. Для них были установлены постоянные выходные дни в следующие числа месяца: 6, 12, 18, 24 и 30. В конце февраля выходной день приходился на последний день месяца или переносился на 1 марта. В тех месяцах, которые содержали но 31 дню, последний день месяца считался сворхмесячным и оплачивался особо. Постановление о переходе на прерывную шестидневную неделю вступило в силу с 1 декабря 1931 г.

Как пятидневка, так и шестидневка полностью нарушили традиционную семидневную неделю с общим выходным днем в воскресенье. Шестидневная неделя применялась около девяти лет. Только 26 июня 1940 г. Президиум Верховного Совета СССР издал указ «О переходе на восьмичасовой рабочий день, на семидневную рабочую неделю и о запрещении самовольного ухода рабочих и служащих с предприятий и учреждений», В развитие этого указа 27 июня 1940 г. СНК СССР принял постановление, в котором установил, что «сверх воскресных дней нерабочими днями также являются:

22 января, 1 и 2 мая, 7 и 8 ноября, 5 декабря. Этим же постановлением были отменены существовавшие в сельских местностях шесть особых дней отдыха и нерабочие дни 12 марта (День низвержения самодержавия) и 18 марта (День Парижской коммуны).

7 марта 1967 г. ЦК КПСС, Совет Министров СССР и ВЦСПС приняли постановление «О переводе рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций на пятидневную рабочую педелю с двумя выходными днями», однако эта реформа никак не касалась структуры современного календаря."

Но самое интересное то, что страсти не утихают. Очередной виток случается уже в наше, новое время. Сергей Бабурин, Виктор Алкснис, Ирина Савельева и Александр Фоменко внесли в 2007 году в Государственную Думу законопроект — о переходе России с 1 января 2008 года на летоисчисление по юлианскому календарю. В пояснительной записке депутаты отмечали, что «мирового календаря не существует» и предлагали установить переходный период с 31 декабря 2007 года, когда в течение 13 дней летоисчисление будет осуществляться одновременно по двум календарям сразу. Участие в голосовании приняли только четыре депутата. Трое — против, один — за. Воздержавшихся не было. Остальные избранники голосование проигнорировали.