Численность англичан в мире. Англичане — интересные обычаи и особенности характера

В истории человечества полно различных мифов и одни из самых опасных это расовые мифы.
Расовые стереотипы вещь очень опасная.

Они не менее опасны тогда когда приводят к войнам именно по причинам глубоких стереотипов утвердившихся в обществе.
В годы ВОВ Гитлер и его окружение считали что русские--это бывшие аррийцы. Почему бывшие?
Да потому что во время так называемого монголо-татарского нашествия русские перемешались с азиатскими ордами и стали расой неполноценной. Именно так--красноармейцами-азиатами, тюрками называли русских нацисты.
Но стоит задать один вопрос--а немцы сами кто и откуда они пришли вместе с англосаксами?
Немцы считают что они потомки скандинавов-викингов, примерно такое же мнение и у англичан и французов.

Вот он считал себя потомков нордов-скандинавов, хотя в нем нет ни одной нордической черты, он сильно напоминает представителя южных народов

Он тоже считал себя нордом-скандинавом, но нет ни одной нордической черты.

Зато если взглянуть на глаза заметны слабые черты свойственные монголоидам, что говорит о том что один из предков Гиммлера был монголоидом

Но Гиммлера это не волновало--в отличие от Гитлера он считал что только немцы могут считатся истинно нордической расой, а англичане и французы нет.

Гитлер же оказывал такую "честь" англичанам, французам и вообще большей части западноевропейцев

Но последние исследования генетиков и данные антропологии поставили то под сомнение.
Cразу стоит отметить что пруссаки--восточные немцы на самом деле онемеченные славяне, они немецко-говорящие славяне.
Основные предки англичан, немцев, являются племена, жившие когда-то на территории средней Азии, сибири и кавказа.
Племена Сибири сохранили до нашего времени в неприкосновенности древние этнические названия. Так, первоначально древние тюрки проживали севернее, захватывая территорию Якутии и перешеек, соединяющий территорию Сибири и Северной Америки. Впоследствии он оказался размытым, так Сибирь и Америка оказались отдельными территориями.

Антропология
Первый признак как можно вычислить принадлежность одного народа к определенному этносу это фенотипические признаки. То есть внешние признаки.

Они опровергают миф о том что немцы потомки скандинавов. Среди немцев есть определенный процент светловолосых и голубоглазых людей как у большинства скандинавов. Но они есть в оновном на севере и востоке Германии. Где сильны скандинавско-славянские корни.

Англичане в своей массе темноволосые и кариеглазые, особенно выделяются валисийцы, которые больше всех напоминают своих южных предков.
Французы из германской группы народов имеют мешьше всех лиц с скандинавскими чертами лица, они даже более темные чем немцы и англичане. Гитлер небезоснователно считал что они перемешались с южными народами, так как слишком явно в них это выступало.
У этих народов куда большего в фенотипе с испанцами и басками. Но никак не с скандинавами.

Генетика
Генетика тоже опровергает миф о скандинавском происхождении англо-саксо-франков.

Эта карта скандинавской гаплогруппы, по ней видно что немцы и др. западноевропейские народы её почти не имеют

Это в общем опровергает миф о скандинавских предках немцев, англичан и французах

У немцев совсем иная гаплогруппа.

Тюркскоязычная гаплогруппа R1b продвигалась из Южной Сибири, через территории средневолжской, самарской, хвалынской (в среднем течении Волги) и древнеямной («курганной») археологических культур и культурно-исторических общностей (8-6 тысяч лет назад и позднее; общий предок этнических русских гаплогруппы R1b1 жил 6775±830 лет назад), северного Казахстана (пример – ботайская культура, фиксируемая археологами 5700-5100 лет назад, на самом деле намного древнее), перешла через Кавказ в Анатолию и через Ближний Восток (Ливан, 5300±700 л.н.; древние предки современных евреев, и Северную Африку.

Генетические исследования в Западной Европе выявили большую частоту гаплогруппы R1b (гаплогруппа – совокупность схожих генотипов, - прим.ред). Британские генетики Брайан Сайкс и Стивен Оппенгеймер утверждают, что гаплогруппа R1b Y-хромосом, передающаяся по мужской линии, происходит от палеолитического (доиндоевропейского) населения Европы.

Затем пришли индоевропейцы-кельты и ассимилировали древний этнический субстрат.

Именно поэтому наибольшая концентрация данной гаплогруппы встречается у тех народов, в чьем этногенезе участвовали кельтские народы.
Гаплогруппа R1b возникла 20 тысяч лет назад в Западной Азии и затем стала распространяться по территории Европы. От 70 до 90% жителей Англии, Шотландии, Ирландии и Северной Франции являются носителями этого генотипа.

Генетики были удивлены, когда выяснилось, что столь же значительная концентрация этой гаплогруппы обнаружена и у башкир. Причем только у них и ни у одного другого соседнего народа! Наиболее высокая частота гаплогруппы R1b – от 81 до 84% - встречается у башкир Пермской области и Баймакского района. В Пермской области живут башкиры племени Гайна, которое ассимилировало в себе древний угорский субстрат, существовавший на Урале многие тысячи лет.

Эта карта кельтской гаплогруппы R1b, именно эта гаплогруппа является основной у западноевропейских народов

В Баймакском районе проживает большая часть башкир племени Бурзян, которое, по мнению некоторых ученых, является потомками скифо-сарматов, а через них восходит к древним ариям.
Данные одного исследования, проведенного группой ученых из разных стран, опубликованы в журнале Proceedings of the Royal Society B («Труды Королевского общества, Раздел: Биологические науки»).
В ходе только что проведенных исследований изучалась Y-хромосома, определяющая мужской пол и передающаяся практически без изменений от отца к сыну.

Y-хромосомы современных мужчин могу быть разделены на несколько типов или родословных ветвей, которые в некоторой степени отражают их географическую принадлежность.
У более 100 млн европейских мужчин встречается тип R-M269, поэтому, чтобы понять происхождение европейцев, необходимо проследить, как именно распространялся этот тип хромосомы.
R-M269 наиболее распространена в Западной Европе, встречаясь в 90% и более случаев в Испании, Ирландии и Уэльсе.

Однако, как пишет в своей научной работе, опубликованной в 2010 году, Патрисия Балареск в соавторстве с другими учеными из Лестерского университета, генетическое разнообразие R-M269 встречается чаще по мере продвижения на восток Европы, достигая пика в турецкой Анатолии.
Большее разнообразие дает более древняя генеалогическая ветвь, и именно этот принцип используется для определения возраста популяции

На востоке Германии эта гаплогруппа постепенно отступает из-за пруссаков--онемеченных славян

Также приведу результаты недавно проведенного генетического исследования в различных областях Армении. Оно показало у жителей армянских областей Сюника и Карабаха наличие характерного генетического кода, который идентичен общему коду уэльсцев, ирландцев и басков.
Это можно объяснить относительной изолированностью данных горных областей, что предотвратило смешение с генетическим материалом других народов и фактически сохранение изначального генетического кода жителей Армянского нагорья.


Возвращаясь к Англосаксонским хроникам, вполне возможно, что безымянный летописец был прав, и первые поселенцы Британских островов в действительности попали туда прямо из Армении или опосредованно через страну басков.

Исторические хроники о баварцах

Баварцы всегда поддерживали Гитлера, он считал их потомками скандинавов. Но ошибался.
Исторические хроники говорят иначе.
Немецкие исторические хроники свидетельствуют об армянском происхождении баварцев. Средневековая немецкая поэма «Песнь Ана» (XI век) сообщает, что отважное племя баварцев пришло из Армении.
«Песнь Ана» написана в 1980 году и посвящена епископу Кёльна Анно.

В поэме описывается нашествие Юлия Цезаря на Германию. Вот соответствующий фрагмент из этой поэмы:
…Когда Бавария сопротивлялась ему,
Цезарь занял Регинсбург.
Здесь он нашёл доспехи
и шлемы многочисленные,
И встретил множество героев метких –
Защитников города,
Вставших против него стеной…


Какими были отважными они,
Можно читать в манускриптах древних.
Здесь можно услышать о Noricus ensis,
Что означает «баварский меч»,
О том хотели римляне узнать:
Был ли лучше меч для удара?
Он пересекал весь шлем до конца.


Так воинский дух жил в нации этой
И отвага их тут выковалась.
Пришли они из Армении, страны горной,
Где Ной покинул ковчег свой,
Когда от голубя получил ветвь оливковую.


Ковчег и по сей день на месте своём,
На высокой вершине Арарата.
И говорят, там есть много людей,
всё ещё разговаривающих
на диалекте германском…

..«Согласно упомянутым выше хроникам,эти прибывшие из Армении смельчаки героически сражались против армии Юлия Цезаря. А это значит, что они были там ещё в II-I веках до Р. Х. Это подтверждают и другие источники» Не исключено, что древне-армянское племя баварцев пришло на нынешние германские земли не в II-I веках д.н.э., а намного раньше.
..Из «Песни Ана» следует, что:
1. Предки баварцев пришли из Армении;
2. Языческие манускрипты, в которых описывается героизм пришлого армянского племени, не сохранились…
3. В XI веке Ноев Ковчег находился на большой вершине Арарата – на Масисе;
4. В XI веке в Армении всё ещё сохранились германо-говорящие люди….
..Первые два утверждения, несомненно,отражают действительный исторический факт. Третье утверждение о том, что Ноев Ковчег и доныне находится на горе Арарат,высказывается, и по сей день. У нас нет достоверных доказательств этого утверждения. В XIX веке Ноев Ковчег видел Александр Сергеевич Пушкин:

«Жадно глядел я на библейскую гору, – видел Ковчег, причаливший к ее вершине с надеждой обновления жизни», - писал великий поэт в своей книге «Путешествие в Арзрум».

Может быть,Пушкину показалось, что он видел Ковчег?А, может быть, не показалось? В любом случае, Ковчег Ноя - проблема загадочная,не решённая.
Хроника "Аннолид" 1080 года, где сказано:
" Они (баварцы) пришли с Армянского нагорья, откуда родом, где Ной покинул ковчег на горе Арарат, когда голубь принес оливковую ветвь. . . "
Подобные свидетельства содержит и хроника "Kaiserchronik" 1170 года: Баварцы происходят из Армении, где Ной покинул ковчег, когда голубь принес оливковую ветвь, следы Ноева ковчега еще можно увидеть на этой горе, которая там называется Арарат. . . "
А в знаменитой "Chronica Baioariorum" ("Баварская хроника") священника Вайта Арнпека, считающейся самым надежным источником по истории баварцев, читаем
"Байоариус вместе со своим свободолюбивым народом, который происходит из Армении, откуда они вышли большой силой, добрались до этой страны, где нашли бедный народ, который питался рыбной ловлей и охотой на диких животных. Поселившись здесь, они назвали страну по имени своего князя и предводителя - Бавария".
Отметим также еще одну информацию из "Баварской хроники", согласно которой князь Байоариус имел двоих детей - Богема, или Богемунда, и Инграма, или Инграманда. А Иоханнес Турмайер (кстати, отец баварской историографии) в написанной в 1601г. "Chronicon successionis ducum Bavariae et comitum Palationorum" сообщает интересную информацию, связанную с именем Богемунда. Говоря о Богемии (нынешней Чешской Республике) , он отмечает, что

"в античных книгах ее называли Ермения (Hermenia) , что означало Армения. И как Бавария была названа по имени Байоариуса, так и Ермения-Армения была переименована по имени князя Богема в Богемию."
Интересно, что в 1776г. Винценц Пол из Полхаузена, обратившись к этому вопросу, цитирует неизвестного историка Бобиенсиса и отмечает:
"Император Фридрих Рыжебородый во время крестового похода встретил в Армении народы, которые говорили по-баварски"
Kaiser Friedrich Lobesam sei bei seinem Kreuzzug in Armenien auf Volker getroffen, die bairisch sprachen", Г. Нобауэр, указ. соч. , с. 19
Это свидетельствует о том, что в XII-XIII вв. баварцы еще сохраняли свой родной язык - армянский Киликийской Армении.

Вот как происходило проникновение тюрков в европу
Но это еще не все.
Говоря о Богемии (нынешней Чешской Республике) , он отмечает, что в античных книгах ее называли Ермения (Hermenia) , что означало Армения
Вообще то он близок по звучанию и слову Германия(Germania), не только Армения)). И вообще слово Армения и корень Ар сильно распространен не только среди армян, которую свою страну кстати называют Айастан, а не Армения, но и у других народов - осетины-ИРоны, ИРландцы, германского вождя звали Арминий.

Исторические хроники о англосаксах

Исторические хроники англосаксов указывают на армянский след.
Англосаксонские хроники были составлены по приказу короля Альфреда Великого, начиная с 890 года нашей эры, и в последующем добавлялись безымянными летописцами до середины 12 века. Так вот хроники начинаются следующими строками:
“Остров Британия имеет восемьсот миль в длину и двести в ширину. На этом острове пять языков: английский, бритто-валлийский, скоттский, пиктский и латинский. Первыми обитателями острова были бритты, которые пришли из АРМЕНИИ и сперва заселили юг Британии”.
Долгое время считалось, что это возможно нечаянная ошибка саксонского переписчика “Хроники”, написавшего “Армения” вместо “Арморика”, стариного названия Галии. Данное объяснение не совсем логично по нескольким причинам: во первых не стоит забывать что хроники начали составляться в 9 веке нашей эры, когда еще не было интернета, телевидения и радио, когда знания по географии были довольно ограниченны.

Трудно поверить, что летописец, по ошибке, вместо ему знакомого название Арморика, вписал название страны расположенной 2000 миль (3200 километров) в дали от Англии, и о которой он скорее всего не имел ни малейшего понятия.

В течение многих столетий считалось, что предками обитателей Британских островов были представители различных этнических групп, так англичане произошли от Англов и Саксонов, которые предположительно заселили территорию северной Англии, после ухода Римлян. А шотландцы, валлийцы (уэльсцы) и ирландцы предположительно являются потомками местных кельтов.

Недавно Стивен Оппенгеймер, медицинский генетик из Оксфордского университета, опубликовал книгу под названием
“Происхождение британцев: генетический детектив”.
По его мнению исторические записи о происхождении этих трех народов врут практически в каждой детали.

Основываясь на исследованиях Y- хромосомы и митохондриального ДНК, он утверждает, что предки всех этих трех народов прибыли на Британские острова около 15 тыс. лет тому назад, после ледникового периода, когда еще Британия была частью материковой Европы. Они имели одинаковый с Басками генетический код и разговаривали на языке, близком к языку басков.

Уинстон Черчилль очень любил употреблять армянский коньяк, что свидетельствует что он все так знал о армянских корнях англичан.

Он аристократ знал, а простолюдин Гитлер был не в курсе

В то время Британские острова не были заселены, потому что до этого в течение 4 тыс. лет там царствовали ледники. И их потомки составляют в основном сегоднешнее население Британских островов, переняв лишь в небольшой мере гены более поздних оккупантов - кельтов, романов, англов, саксонцев, викингов и норманнов.
По оценкам Оппенгеймера, сегодня генетические дела обстоят так: у ирландцев всего 12% ирландских генов, у жителей Уэльса - 20% уэльсского, шотландцы могут похвастаться 30% своей шотландскости, ну и британцы - примерно тем же объемом британскости. Все остальное - общее. Несмотря на потрясающую разницу в привычках, обычаях, культурах и языках.

Итак возникает вопрос откуда же родом сами Баски? Баски представляют собой особенную этническую группу, населяющую северозападную часть Испании и югозападную часть Франции.
Существовало несколько гипотез связанных с возникновением этой нации. Давайте лучше обратимся к основоположникам баскской национальной историографии Эстебан де Гарибай, Андрес де Поса и Бальтасар де Эчаве. Все они считали Армению прародиной басков.
Эстебан де Гарибай считал, что Иберия была населена потомками Тубала, внука Ноя, который отправился в Иберию из АРМЕНИИ, через 35 лет после Вселенского потопа. Гарибай свои доводы обосновывал сходством баскско-армянских топонимических названий. Бальтасар де Эчаве пишет:

“первые пришельцы прибыли в Иберию после Вселенского потопа вместе с детьми Ноя из нашей любимой родины АРМЕНИИ."

Гаспар Эсколано, Эдуард Спенсер Джонсон, Йозеф Карст, Бернардо Эсторнэс Ласа и Николай Марр были ярыми приверженцами Армянского происхождение басков.
И в заключение, приведу результаты недавно проведенного генетического исследования в различных областях Армении.

Оно показало у жителей армянских областей Сюника и Карабаха наличие характерного генетического кода, который идентичен общему коду уэльсцев, ирландцев и басков. Это можно объяснить относительной изолированностью данных горных областей, что предотвратило смешение с генетическим материалом других народов и фактически сохранение изначального генетического кода жителей Армянского нагорья.

Подробности данного исследования можно найти здесь.
Возвращаясь к Англосаксонским хроникам, в полне возможно, что безымянный летописец был прав, и первые поселенцы Британских островов в действительности попали туда прямо из Армении или опосредованно через страну басков.

Что получается
В итоге можно сделать примерно такие выводы
--англичане, французы и немцы не имеют скандинавских корней
--пруссаки онемеченные славяне
--немцы, англичане и французы имеют ближайшими родственниками народы кавказа и Азии
--немцы и англичане имеют армянские корни
Адольф Гитлер ошибался считая немцев поомками скандинавов. Но тем не менее он считал армян аррийцами.
В 1936 году армяне получили статус "арийских беженцев" в Берлине. Их националисты заигрывали с НСДАП, что странно, в свете исторических взаимотношений Германии и Турции.
Армяне действительно не являются кавказцами в каком то смысле, по культуре они ближе к некоторым, уже исчезнувшим, народам Турции.

Как началась война между немцами и славянами

Война между славянами и нмцами идет уже тысячу лет. Скорее всего дело было так.

1. В античность на территории Европы тюркская культура (более низкая) попадает на рускую культуру, и тюрки постепенно переходят на руский язык, который со временем стал их языком, но конечно изменился, и сохранилось придыхание. Так появились европейцы – ославяненные тюрки.
Они пришли к нашим предкам в трудную минуту за помощью, им дали землю, и они здесь 1000 лет воспитывались на нашей культуре. А затем германцы решили, что они лусше славян и начали завоевывать нас огнем и мечом.

2. Примерно в XI веке их завоевали. Но все равно немцев было мало, а славян много, поэтому они начали германизовывать славянские племена, и этот процесс закончился только к XVIII веку.
Еще в XVIII в. многие жители Германии читали молитвы по-славянски, т.е. уже не говорили по-славянски, но молитвы еще могли читать. И хотя процесс завершился, но в Германии полно руских фамилий, например немецкий философ Больнов, врач Вирхов, Бюлов (скорее всего, был Белов, а стал фон Бюлов).

3. После того, как славян завоевали, истребили часть и часть онемечили, германцам надо было еще вышутить славян. И в эпоху Возрождения они начинают славян вышучивать.

4. И, наконец, в XIX веке появляется немецкая историография, согласно которой немцы первыми пришли в Европу, и значит Европа должна принадлежать немцам. А все остальные появились непонятно откуда.

Славяне никогда не были захватчиками, они никогда не пытались поработить или уничтожить немцев, но они всегда были жертвами немецкой агрессии

Славяне защищают свою Священную землю, хотя за последние 300 лет из-за придуманной немцами истории уже не знают и не понимают, что это за война и Священная земля.

Англичане

представители одной из самых старых наций мира, жители островного государства Великобритания, которое долгое время владело множеством завоеванных по всему миру колоний.

Англичане - трудолюбивые, уравновешенные, приветливые, предупредительные и порядочные люди. Их идеалом являются независимость, образованность, внутреннее самоуважение, честность и бескорыстие, такт, изящество манер, изысканная вежливость, способность пожертвовать временем и деньгами ради хорошего дела, умение руководить и подчиняться, настойчивость в достижении поставленной цели, отсутствие чванства и хвастовства.

Вместе с тем в обыденном общении с ними часто трудно понять парадоксы английского национального характера, к которым относится странное сочетание конформизма и индивидуализма, эксцентричности и приглаженности, приветливости и замкнутости, отчужденности и участливости, простоты и снобизма.

Отличительной психологической характеристикой жителей Великобритании является их высокий практицизм. Утверждают, что они в своей жизни и деятельности ничего не видят, кроме практических целей, к которым всегда и стремятся. Длительное активное участие в торгово-промышленной деятельности выработало не только высокий практицизм, но и известное пренебрежение англичан к теории и отвлеченному знанию, а это, в свою очередь, способствовало усилению наглядно действенного и образного мышления за счет абстрактного. Многие исследователи отмечают, что неосязаемые категории англичанину непонятны, что он понимает только то, что видит и ощущает, что ему недостает воображения и он не умеет абстрагироваться. Все научные дисциплины англичане рассматривают с точки зрения их практической значимости принадлежности. Для них истина представляется лишь в конкретно выраженной форме.

Если высокий практицизм, трудолюбие и деловитость бесспорно являются положительными качествами национального характера англичан, то пренебрежение к теории, слабое воображение и неумение абстрагироваться лишь усиливают их склонность к компромиссу. История свидетельствует, что в угоду достижению хотя бы частичных, но значимых результатов англичанин всегда готов поступиться принципами отвлеченными, слабо им представляемыми в далекой перспективе.

Длительная и упорная деятельность на поприще коммерции и завоевания других государств породила в национальной психологии англичан черты сухой расчетливости и предприимчивости, сдержанность, выдержку и уверенность в себе. Этому же способствовало и пуританство, распространявшееся и насаждавшееся в недалеком прошлом, принципы которого требовали самодисциплины и умения владеть собой.

Одна из главных жизненных ценностей для англичан - материальное благополучие. Ни у кого богатство не пользуется таким почетом. Каково бы ни было общественное положение человека в Великобритании, будь то ученый, адвокат, политический деятель или священнослужитель, он прежде всего - коммерсант. На любом поприще его первая забота - нажить как можно больше. Но при этой необузданной алчности и страсти к наживе англичанин вовсе не скуп: любит жить с большим комфортом и на широкую ногу.

Спокойный, уравновешенный англичанин резко отличается не только от легко возбудимого, пылкого француза, но и от более живого и динамичного американца. Образно говоря, если американцы постоянно куда-то спешат, то темп жизни в Англии несколько замедлен. Но англичане флегматичны и хладнокровны, а не вялы и безразличны. Им присущи невозмутимое спокойствие, выдержка, но не равнодушие, бездеятельность, отсутствие инициативы и предприимчивости.

В жизни англичан особую роль играют традиции. Они слепо преклоняются перед любыми традициями. Они имеют привычку решать любые дела только "согласно обычаю". Если американец - раб стандарта, то англичанин - раб своих традиций. Традиции в Англии превращены в фетиш, в культ, ими наслаждаются. Как у каждой нации, у англичан есть много традиций. Среди них спортивное воспитание, ставшее традицией в семье, школе, университете, на фабрике, заводе. Традиционны пристрастия англичан к простой, удобной, повседневной одежде. Англичане даже считают неприличным выделяться своим костюмом. Они свято соблюдают установленные правила в еде. Утром первый завтрак, в час дня - второй завтрак, в 17 часов - чай, в 19-20 часов - обед. Ужинать англичане не любят. Эта пунктуальность в еде и времени строго соблюдается, создавая размеренный режим жизни и работы.

В Англии упорно соблюдаются и традиции, которые просто смешны, сентиментальны, порой нелепы, хотя и являются безвредными, нейтральными. Немало сохраняется и традиций, которые просто отравляют жизнь людей, делают ее скучной. На каждом англичанине, где бы он ни жил, лежит печать его национальности. Француза не всегда можно отличить от итальянца или от испанца, но англичанина не спутать ни с кем. Куда бы он ни явился, он всюду внесет свои обычаи, свою манеру жить, нигде и ни для кого не изменит своих привычек, он везде - у себя дома. Это - оригинальный, самобытный, в высшей степени цельный характер.

Жители Великобритании - наименее общественные люди не только по сравнению с крайне общительными французами, но и стандартными американцами, расчетливыми немцами и даже сдержанными японцами. Никто лучше англичанина не умеет уединяться среди многочисленных друзей.

Не нарушая приличия, он способен быть самостоятельным среди огромной толпы, предаваться своим размышлениям, делать все, что ему угодно, никогда не стесняя ни себя, ни других. Однако^ несмотря на необщительность, он - не индивидуалист. Англичане в группе забывают себя и обладают высокой силой психологического сцепления. При этом они собираются вместе не чувствовать и переживать, а действовать.

Длительное развитие неравенства в экономике и колониальной политике, изоляция, ставившая Англию как бы над другими государствами и народами, сознание безопасности положения и целостности нации - все это способствовало развитию таких черт национального характера населения страны, как высокое самолюбие, надменность и даже коварство. Они уверены, что в их отечестве все идет лучше, чем у других. Поэтому они смотрят на иностранцев высокомерно, с сожалением и нередко с преувеличенным сознанием своего превосходства. Многие исследователи считают, что по этой же причине англичане необщительны, малоразговорчивы и асоциальны. Вместе с тем нужно научиться угадывать за внешней сдержанностью и бесстрастностью эмоциональность и редкую душевную восприимчивость жителей островного государства.

Англичанам вместе с тем присуще большое чувство юмора, беззлобно-насмешливое, ироническое и критически снисходительное отношение к окружающим событиям и людям, в том числе и к самим себе. Но это не искрометный юмор француза, показывающий тонкость ума и изобретательность в нахождении ярких, удачных, смешных и язвительных выражений, а скорее - простота мысли, отражающая реальное положение вещей и легкий скептицизм.

По темпераменту англичане флегматичны, но это не мешает им сохранять в душе жажду приключений, страстное увлечение новыми и оригинальными идеями. В области искусства англичанин любит прежде всего грандиозность и оригинальность. Последнее проявляет себя, в частности, в громадных размерах мостов, монументов, парков и т. п.

Англичане много путешествуют и всегда стараются как можно более подробно познакомиться со страной, но совсем мало сближаются с ее людьми. Сближаться на чужбине с иностранцами им не позволяют этикет, гордыня, непонимание и презрение к чужим обычаям.


Этнопсихологический словарь. - М.: МПСИ . В.Г. Крысько . 1999 .

Смотреть что такое "англичане" в других словарях:

    Англичане - Государство * Армия * Война * Выборы * Демократия * Завоевание * Закон * Политика * Преступление * Приказ * Революция * Свобода * Флот Власть * Администрация * Аристокр … Сводная энциклопедия афоризмов

    Англичане - Англичане … Википедия

    АНГЛИЧАНЕ - (самоназвание инглиш) народ, основное население Великобритании. Общая численность 48500 тыс. чел. Основные страны расселения: Великобритания 44700 тыс. чел. Другие страны расселения: Канада 1000 тыс. чел., Австралия 940 тыс. чел., США 650 тыс.… … Современная энциклопедия

    АНГЛИЧАНЕ - (самоназвание инглиш) народ, основное население Великобритании. Общая численность 48,5 млн. человек (1992), в т. ч. в Великобритании 44,7 млн. человек, Канаде 1 млн. человек, Австралии 940 тыс. человек, США 650 тыс. человек, ЮАР 230 тыс. человек … Большой Энциклопедический словарь

    АНГЛИЧАНЕ - АНГЛИЧАНЕ, англичан, ед. англичанин, англичанина, муж. Народ, населяющий Англию. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    АНГЛИЧАНЕ - АНГЛИЧАНЕ, ан, ед. анин, а, муж. Народ, составляющий основное население Англии (шире вообще Великобритании). | жен. англичанка, и. | прил. английский, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    Англичане - ■ Все богаты … Лексикон прописных истин

Англичане живут на острове Великобритания. Это также и родина шотландцев и валлийцев. Собственно англичане являются продуктом смешения многих этнических групп - древнейшего иберийского населения с народами индоевропейского происхождения: племен кельтов, германских племен англов, саксов, фризов, ютов, в некоторой степени - скандинавов, а впоследствии и франко - норманнов.

Национальный характер живуч у всех народов. Но ни к какому народу это не относится в большей степени, чем к англичанам, которые, судя по всему, имеют нечто вроде патента на живучесть своей натуры. Таким образом, первая и наиболее очевидная черта этой нации - стабильность и постоянство характера составляющих её индивидов. Они меньше других подвержены влиянию времени, преходящим модам. Если авторы, пишущие об англичанах, во многом повторяют друг друга, то объясняется это, прежде всего неизменностью основ английского характера. Важно, однако, подчеркнуть, что при всей своей стабильности характер этот составлен из весьма противоречивых, даже парадоксальных черт, одни из которых весьма очевидны, другие же - трудноуловимы, так что каждое обобщение, касающееся англичан, легко может быть и оспорено.

Любознательность англичан позволила им познакомиться с лучшими из того, чем обладают другие народы, и все-таки они остались верны своим традициям. Восхищаясь французской кухней, англичанин не станет имитировать ее у себя дома. Являя собой воплощение конформизма, англичане в то же время сохраняют индивидуальность.

Нельзя утверждать, будто англичане никогда не менялись. Перемены происходят постоянно, но эти различия, столь заметны внешне, не затрагивают нации.

Хорошо это или плохо, но исконные черты английской натуры по-прежнему остаются неким общим знаменателем, оказывают глубокое влияние на национальный характер и общий стиль жизни.

Когда речь заходит о "жесткой верхней губе" англичанина, за этим стоят два понятия - способность владеть собой (культ самоконтроля) и умение подобающим образом реагировать на жизненные ситуации (культ предписанного поведения). Ни то, ни другое не было свойственно англичанам вплоть до начала ХIХ столетия. Невозмутимость и самообладание, сдержанность и обходительность отнюдь не были чертами английского характера для "веселой старой Англии", где верхи и низы общества скорее отличались буйным, вспыльчивым нравом, где для вызывающего поведения не было моральных запретов, где излюбленным зрелищем были публичные казни и порки розгами, медвежьи и петушиные бои, где даже юмор был замешан на жестокости.

Принципы "джентльменского поведения", были возведены в культ при королеве Виктории. И они возобладали над крутым нравом "старой Англии".

Англичанину и теперь приходится вести постоянную борьбу с самим собой, с естественными страстями своего темперамента, рвущимися наружу. И такой жесткий самоконтроль забирает слишком много душевных сил. Этим можно отчасти объяснить то, что англичане тяжелы на подъем, склонны обходить острые углы, что им присуще желание быть вне посторонних взглядов, порождающее культ частной жизни.

Бывает достаточно наблюдать за английской толпой на национальном празднике или на футбольном матче, чтобы почувствовать, как национальный темперамент рвется из-под узды самоконтроля.

Современные англичане считают самообладание главным достоинством человеческого характера. Слова: "Умей держать себя в руках" - как ничто лучше выражают девиз этой нации. Чем лучше человек умеет владеть собой, тем он достойнее. В радости и в горе, при успехе и неудаче человек должен оставаться невозмутимым хотя бы внешне, а еще лучше - если и внутренне. Англичанина с детства приучают спокойно сносить холод и голод, преодолевать боль и страх, обуздывать привязанности и антипатии.

Считая открытое, раскованное проявление чувств признаком невоспитанности, англичане подчас превратно судят о поведении иностранцев, точно так же как и иностранцы нередко превратно судят об англичанах, принимая маску невозмутимости за само лицо или же не сознавая, зачем нужно скрывать подлинное душевное состояние под такой маской.

Англичанин обычно высок ростом, лицо его широкое, красноватое, с мягкими отвислыми щеками, большими рыжими бакенбардами и голубыми бесстрастными глазами. Женщины, как и мужчины, нередко тоже очень высокого роста. У тех и других длинная шея, глаза слегка навыкате и несколько выдающиеся вперед передние зубы. Часто встречаются лица без всякого выражения. Англичане отличаются умеренностью, о которой они не забывают как во время труда, так и в наслаждениях. В англичанине почти нет ничего показного. Он весь живет прежде всего и больше всего для себя. Его природе свойственны любовь к порядку, комфорту, стремление к умственной деятельности. Он любит хороший транспорт, свежий костюм, богатую библиотеку.

Среди людской суеты нетрудно узнать настоящего англичанина. Никакой шум и крик не собьют его с толку. Он ни на минуту не остановится. Где нужно, он непременно посторонится, свернет с тротуара, вильнет вбок, никогда не выразив на своей важной физиономии ни малейшего удивления или испуга.

Англичане простого сословия чрезвычайно дружелюбны и услужливы. Обратившегося с каким - нибудь вопросом иностранца англичанин возьмет за плечо и начнет показывать ему дорогу с разными наглядными приемами, несколько раз повторяя одно и то же, а потом еще долго будет смотреть вслед, не веря, что спрашивающий мог так скоро все понять.

Англичане не только умеют обходить все препятствия, избегая ломки, но и сама работа выполняется у них с совершенным спокойствием, так что даже ближайший сосед часто и не подозревает, что рядом с ним кипит гигантская работа.

В стране, обуреваемой свирепыми ветрами, дождями и туманами, созданы условия, в которых человек больше чем где бы то ни было, уединен в своем жилище и удален от своих ближних.

Нет народа в Европе, у которого бы обычай возводился в такой неприкосновенный закон. Раз обычай существует, как бы он ни был странен, смешон или оригинален, ни один хорошо воспитанный англичанин не осмелится его нарушить. Хотя англичанин политически свободен, он строго подчиняется общественной дисциплине и укоренившимся обычаям.

Англичане терпимы к чужому мнению. Трудно представить себе, до какой степени у этого народа сильна страсть к пари. Феноменом является также распространение клубов. Клуб считается домом, семейным святилищем, тайны которого никому нельзя нарушать безнаказанно. Изгнание из клуба - величайший позор для англичанина.

Англичанин чувствует сильную потребность в обществе, но никто лучше него не умеет уединяться среди многочисленных друзей. Не нарушая приличия, он способен отлично быть самим с собой среди огромной толпы, предаваться своим размышлениям, делать все, что ему угодно, никогда не стесняя ни себя, ни других.

Никто не умеет так строго распределять свое время и деньги, как англичанин.

Он чрезвычайно много работает, но всегда находит время и отдохнуть. В часы труда он работает, не разгибая спины, напрягая все умственные и физические силы, в свободное время он охотно предается удовольствиям.

На каждом англичанине, где бы он ни жил, лежит печать его национальности. Француза не всегда можно отличить от итальянца или от испанца, но англичанина трудно спутать с кем бы то ни было. Куда бы он ни явился, он всюду внесет свои обычаи, свою манеру поведения, нигде и ни для кого не изменит своих привычек, он везде - у себя дома. Это - оригинальный, самобытный, в высшей степени цельный характер.

Англичанин очень тщеславный. Он уверен, что в его отечестве все идет лучше, чем у других. Поэтому он смотрит на иностранца высокомерно, с сожалением и нередко с полным презрением. Этот недостаток у англичан развился вследствие отсутствия общительности и преувеличенного сознания своего превосходства над другими.

Деньги - кумир англичан. Ни у кого богатство не пользуется таким почетом. Каково бы ни было общественное положение англичанина, будь то ученый, адвокат, политический деятель или священнослужитель, прежде всего он коммерсант. На каждом поприще он уделяет много времени добыванию денег. Его первая забота всегда и везде - нажить как можно больше. Но при этой необузданной алчности и страсти к наживе англичанин вовсе не скуп: любит жить с большим комфортом и на широкую ногу.

Англичане много путешествуют и всегда стараются узнавать больше фактов, но совсем мало сближаются с народами стран, которые посещают. Сближаться на чужбине с иностранцами им не позволяет этикет, гордость, непонимание и презрение к чужим обычаям. В Англии ничто не превращается в развалины, ничто не отживает свой срок: рядом с преданиями теснятся нововведения.

Англичанин имеет прирожденную способность к искательству приключений. Флегматик по натуре, он способен страстно увлекаться всем великим, новым, оригинальным. Если жизнь англичанина складывается таким образом, что он лишен возможности вести тяжелую борьбу с житейскими препятствиями, то он начинает страдать невыносимой хандрой. Тогда от давящей скуки принимается искать развлечения в самых странных приключениях.

В области искусства англичанин любит прежде всего грандиозность и оригинальность. Последнее проявляет себя, в частности, в громадных размерах мостов, монументов, парков и т. п.

Идеалом англичан служит независимость, образованность, достоинство, честность и бескорыстие, такт, изящество манер, изысканная вежливость, способность пожертвовать временем и деньгами для хорошего дела, умение руководить и подчинятся, настойчивость в достижении поставленной цели, отсутствие чванства.

В. Сухарева, М. Сухарева, Книга "Психология народов и наций"

Туманы, как основные погодные условия, обязательный «файв о"клок», приверженность традициям, строгость норм, овсянка и особенный английский юмор. Чем еще отличается строгая Англия, население которой составляет основную часть от всех жителей Туманного Альбиона?

Англия как часть Великобритании

Англия, Британия, Великобритания - это частое название одной великой державы - Соединенного Королевства Великобритании, в состав которого входит еще и северная часть Ирландии. Самая значительная часть этой страны - Англия. Население и территория ее составляют практически треть всего населения и территории Королевства.

Британия - название, которое господствовало намного раньше остальных. Так называлась земля бриттов, кельтских племен, заселявших остров еще до нашей эры. После завоевания этих земель римлянами бриттов постепенно полностью потеснили англы и саксы. Британия стала Англией, то есть «землей англов». Исторически сложилось так, что пришедшие англы стали основной группой населения Великобритании, потеснив коренных аборигенов на маленькую часть Уэльса.

Другой по значимости группой кельтских племен Альбиона являются шотландцы, среди которых ярко выделяются незначительные группы гэллов. Гэллы - это немногочисленная этническая группа горной народности кельтов, сохраняющая свой древний язык и традиции.

Великобритания в цифрах

По данным 2015 года, на территории Великобритании проживало около 64 млн человек. Из них численность населения Англии составляет 84%, Шотландии - 8,3%, Уэльса - 4,8%, Ирландии - 3%.

Англичане лидируют в статистике этнического состава. Их количество составляет 76%, остальные 24 процента представлены шотландцами (меньше 6%), ирландцами (около 2%), валлийцами (3,1%). Другие народности, которые считают Британию своим домом, - мигранты.

В результате переездов начало значительно увеличиваться население Англии в 19 веке, когда страна имела еще множество колоний. Сейчас с англичанами проживают поляки, евреи, индийцы, пакистанцы, арабы, китайцы, выходцы из бывшего СССР.

Городское и сельское население представлено в соотношении 93% к 7%. Возраст проживающих в стране:

  • дети до 14 лет - 19%:
  • люди преклонного возраста, старше 65 - 16%;
  • остальное население - молодежь и трудоспособные граждане от 15 до 64 лет.

Религия

Основная государственная религия Великобритании - англиканская церковь. Ее прихожане составляют 27 миллионов человек (Уэльс и Англия). Население Шотландии больше склоняется к пресвитерианской религии. Незначительные группы верующих составляют католики, мусульмане, методисты, иудаисты, сикхи, хинду.

Язык

Английский язык - единственный государственный язык во всех регионах Соединенного Королевства, вот только диалекты, на которых говорят в некоторых местностях, настолько различаются, что их обладатели не всегда понимают друг друга.

Наиболее приближенным к нормативному, считается разговорный язык жителей юго-восточной части Англии. Территория Уэльса считается двуязычной, так как значительная часть ее населения общается на валлийском наречии. Горные народности Шотландии сохранили в своей культуре древний кельтский язык, но на данное время умеют на нем разговаривать всего 60 тыс. человек.

Горожане и сельчане

В среднем в Великобритании насчитывается около тысячи больших и малых городов. В них и проживает основная часть англичан. Разделить городское и сельское население сложно, так как типичная английская деревня - это пригород. Горожанами себя называют в Англии обитатели центральных районов больших городов. Большая концентрация людей в мегаполисах вынуждает власти поощрять массовое переселение их жителей именно в эти пригороды, поближе к природе.

Граждане Великобритании в массе своей проживают в частных домах. Городские кварталы многоквартирных домов есть, но они совсем не соответствуют нашему привычному представлению о городском жилье. Эти квартирки маленькие и неуютные. Селятся в них чаще всего мигранты, студенты, временные поселенцы. Семейные же англичане предпочитают пусть небольшой, но отдельный домик. Эти дома располагаются очень близко друг к другу, имеют небольшой дворик и маленький садик. Самое распространенное хобби англичан - копаться в земле и что-то там выращивать.

Если рассматривать социальные устои англичан в цифрах, то 93% из всех жителей Великобритании относят себя к среднему классу рабочих и служащих. Это и есть так называемые средние англичане. Под понятием рабочий имеются в виду наемные работники разнообразных квалификаций. По уровню жизни они находятся на равном положении с местной интеллигенцией, служащими, клерками, учителями, врачами. Неквалифицированный ручной труд все чаще отдается приезжим работникам из других стран.

Немногочисленная английская знать (2% населения) в своем малом кругу сосредотачивает половину национального достояния державы.

Вольный труд, малый бизнес и фермерство в этом регионе не пользуются большой популярностью. В Англии намного выгоднее получить хорошую специальность и работать наемным работником на любом большом предприятии, чем самому вести свой бизнес. Владельцы небольших мастерских, кафе, ресторанчиков и других малых заведений, вместе с фермерами укладываются в 5% населения.

Есть здесь и бедняки, и бездомные. Их немного - в основном в такую категорию попадают люди, надолго потерявшие работу или мигранты, которым не повезло устроиться.

Такова в кратком изложении Англия, население которой прослыло строгим, чопорным и холодным. На самом же деле большинство англичан довольно приветливые и дружелюбные люди, просто они очень воспитанны и свято чтят свои вековые традиции, многие из которых нам не понять.

История

Английский народ сложился в результате смешения и длительной ассимиляции разнородных этнических элементов. Одними из древнейших обитателей Британских островов были кельтские племена (бритты и др.), поселившиеся здесь около середины I тыс. до н. э. В V-VI вв. н. э. на острова переселились с материка германские племена - англы , саксы , юты . Они частью ассимилировали кельтов, частью оттеснили их в горы Шотландии , Уэльса и Корнуолла . Сложившаяся в VII-X вв. на основе германских и кельтских племён народность англосаксов подверглась значительному влиянию скандинавов (данов , норвежцев), завоевавших в VIII-IX вв. некоторые районы Англии. Наиболее важное событие в этнической истории англичан - Нормандское завоевание Англии г. Господствующее положение в стране заняли франко-нормандские бароны ; французский язык стал официальным языком, хотя народ продолжал говорить на своём англосаксонском языке . Достаточно быстро (к началу XII в.) англосаксы и норманны слились в единую английскую национальную общность. В XVI в. складывается общеанглийский разговорный и литературный язык. Английская буржуазная революция XVII века завершила в основном процесс формирования английской нации . В XVII-XIX вв. многие англичане переселились в захваченные Англией колонии и стали одним из главных компонентов в формировании ряда наций - американцев США , англоканадцев , австралийцев , новозеландцев .

Быт

Сельские поселения бывают двух типов - деревни на востоке и хутора или фермы на западе. Крыши домов обычно высокие, двускатные, крутые, из черепицы или шифера . Дома - каркасные, из камня, гальки, известняковых плит, более поздний тип домов - из кирпича.

Характерно малоэтажное строительство, вертикальное расположение квартир (на двух этажах).

В английской архитектуре XVII-XVIII веков заметно голландское влияние. До этого времени, в силу закоренелого консерватизма англичан, очень долго держалась готика .

Одежда

Национальный английский костюм сложился в XVIII веке. Для него характерны строгость и простота линий, мягкие и спокойные тона. Тип английского костюма повлиял на формирование общеевропейского мужского костюма. Сейчас популярна спортивная одежда. Сохраняются элементы из средневековья и Нового времени в одежде у судей, гвардейцев, студентов, парламентариев.

Еда

Имена

Национальные прозвища

В XVIII-XIX веках в России и во всей Европе, а также в США англичанин носил ироническое прозвище «Джон Булль». В статье О романе Н. Полевого „Клятва при гробе господнем“», декабрист А. А. Бестужев пишет: «Пароход „Джон Булль“ уж давно курится у набережной… Слышите ль, звонят в третий раз!..» . В романе «Таинственный остров» Жюль Верн вложил в уста матроса Пенкрофа пренебрежительно-задиристое обращение к англичанам: «Потомки Джона Булля!».

Напишите отзыв о статье "Англичане"

Примечания

Литература

Майол Э., Милстед Д. Эти странные англичане = The Xenophobic Guide to the English. - М .: Эгмонт Россия Лтд, 2001. - 72 с. - ISBN 5-85044-301-0 .

Отрывок, характеризующий Англичане

Князь Андрей зажмурился и отвернулся. Пьер, со времени входа князя Андрея в гостиную не спускавший с него радостных, дружелюбных глаз, подошел к нему и взял его за руку. Князь Андрей, не оглядываясь, морщил лицо в гримасу, выражавшую досаду на того, кто трогает его за руку, но, увидав улыбающееся лицо Пьера, улыбнулся неожиданно доброй и приятной улыбкой.
– Вот как!… И ты в большом свете! – сказал он Пьеру.
– Я знал, что вы будете, – отвечал Пьер. – Я приеду к вам ужинать, – прибавил он тихо, чтобы не мешать виконту, который продолжал свой рассказ. – Можно?
– Нет, нельзя, – сказал князь Андрей смеясь, пожатием руки давая знать Пьеру, что этого не нужно спрашивать.
Он что то хотел сказать еще, но в это время поднялся князь Василий с дочерью, и два молодых человека встали, чтобы дать им дорогу.
– Вы меня извините, мой милый виконт, – сказал князь Василий французу, ласково притягивая его за рукав вниз к стулу, чтоб он не вставал. – Этот несчастный праздник у посланника лишает меня удовольствия и прерывает вас. Очень мне грустно покидать ваш восхитительный вечер, – сказал он Анне Павловне.
Дочь его, княжна Элен, слегка придерживая складки платья, пошла между стульев, и улыбка сияла еще светлее на ее прекрасном лице. Пьер смотрел почти испуганными, восторженными глазами на эту красавицу, когда она проходила мимо него.
– Очень хороша, – сказал князь Андрей.
– Очень, – сказал Пьер.
Проходя мимо, князь Василий схватил Пьера за руку и обратился к Анне Павловне.
– Образуйте мне этого медведя, – сказал он. – Вот он месяц живет у меня, и в первый раз я его вижу в свете. Ничто так не нужно молодому человеку, как общество умных женщин.

Анна Павловна улыбнулась и обещалась заняться Пьером, который, она знала, приходился родня по отцу князю Василью. Пожилая дама, сидевшая прежде с ma tante, торопливо встала и догнала князя Василья в передней. С лица ее исчезла вся прежняя притворность интереса. Доброе, исплаканное лицо ее выражало только беспокойство и страх.
– Что же вы мне скажете, князь, о моем Борисе? – сказала она, догоняя его в передней. (Она выговаривала имя Борис с особенным ударением на о). – Я не могу оставаться дольше в Петербурге. Скажите, какие известия я могу привезти моему бедному мальчику?
Несмотря на то, что князь Василий неохотно и почти неучтиво слушал пожилую даму и даже выказывал нетерпение, она ласково и трогательно улыбалась ему и, чтоб он не ушел, взяла его за руку.
– Что вам стоит сказать слово государю, и он прямо будет переведен в гвардию, – просила она.
– Поверьте, что я сделаю всё, что могу, княгиня, – отвечал князь Василий, – но мне трудно просить государя; я бы советовал вам обратиться к Румянцеву, через князя Голицына: это было бы умнее.
Пожилая дама носила имя княгини Друбецкой, одной из лучших фамилий России, но она была бедна, давно вышла из света и утратила прежние связи. Она приехала теперь, чтобы выхлопотать определение в гвардию своему единственному сыну. Только затем, чтоб увидеть князя Василия, она назвалась и приехала на вечер к Анне Павловне, только затем она слушала историю виконта. Она испугалась слов князя Василия; когда то красивое лицо ее выразило озлобление, но это продолжалось только минуту. Она опять улыбнулась и крепче схватила за руку князя Василия.
– Послушайте, князь, – сказала она, – я никогда не просила вас, никогда не буду просить, никогда не напоминала вам о дружбе моего отца к вам. Но теперь, я Богом заклинаю вас, сделайте это для моего сына, и я буду считать вас благодетелем, – торопливо прибавила она. – Нет, вы не сердитесь, а вы обещайте мне. Я просила Голицына, он отказал. Soyez le bon enfant que vous аvez ete, [Будьте добрым малым, как вы были,] – говорила она, стараясь улыбаться, тогда как в ее глазах были слезы.
– Папа, мы опоздаем, – сказала, повернув свою красивую голову на античных плечах, княжна Элен, ожидавшая у двери.
Но влияние в свете есть капитал, который надо беречь, чтоб он не исчез. Князь Василий знал это, и, раз сообразив, что ежели бы он стал просить за всех, кто его просит, то вскоре ему нельзя было бы просить за себя, он редко употреблял свое влияние. В деле княгини Друбецкой он почувствовал, однако, после ее нового призыва, что то вроде укора совести. Она напомнила ему правду: первыми шагами своими в службе он был обязан ее отцу. Кроме того, он видел по ее приемам, что она – одна из тех женщин, особенно матерей, которые, однажды взяв себе что нибудь в голову, не отстанут до тех пор, пока не исполнят их желания, а в противном случае готовы на ежедневные, ежеминутные приставания и даже на сцены. Это последнее соображение поколебало его.
– Chere Анна Михайловна, – сказал он с своею всегдашнею фамильярностью и скукой в голосе, – для меня почти невозможно сделать то, что вы хотите; но чтобы доказать вам, как я люблю вас и чту память покойного отца вашего, я сделаю невозможное: сын ваш будет переведен в гвардию, вот вам моя рука. Довольны вы?
– Милый мой, вы благодетель! Я иного и не ждала от вас; я знала, как вы добры.
Он хотел уйти.
– Постойте, два слова. Une fois passe aux gardes… [Раз он перейдет в гвардию…] – Она замялась: – Вы хороши с Михаилом Иларионовичем Кутузовым, рекомендуйте ему Бориса в адъютанты. Тогда бы я была покойна, и тогда бы уж…
Князь Василий улыбнулся.
– Этого не обещаю. Вы не знаете, как осаждают Кутузова с тех пор, как он назначен главнокомандующим. Он мне сам говорил, что все московские барыни сговорились отдать ему всех своих детей в адъютанты.
– Нет, обещайте, я не пущу вас, милый, благодетель мой…
– Папа! – опять тем же тоном повторила красавица, – мы опоздаем.
– Ну, au revoir, [до свиданья,] прощайте. Видите?
– Так завтра вы доложите государю?
– Непременно, а Кутузову не обещаю.
– Нет, обещайте, обещайте, Basile, [Василий,] – сказала вслед ему Анна Михайловна, с улыбкой молодой кокетки, которая когда то, должно быть, была ей свойственна, а теперь так не шла к ее истощенному лицу.
Она, видимо, забыла свои годы и пускала в ход, по привычке, все старинные женские средства. Но как только он вышел, лицо ее опять приняло то же холодное, притворное выражение, которое было на нем прежде. Она вернулась к кружку, в котором виконт продолжал рассказывать, и опять сделала вид, что слушает, дожидаясь времени уехать, так как дело ее было сделано.
– Но как вы находите всю эту последнюю комедию du sacre de Milan? [миланского помазания?] – сказала Анна Павловна. Et la nouvelle comedie des peuples de Genes et de Lucques, qui viennent presenter leurs voeux a M. Buonaparte assis sur un trone, et exaucant les voeux des nations! Adorable! Non, mais c"est a en devenir folle! On dirait, que le monde entier a perdu la tete. [И вот новая комедия: народы Генуи и Лукки изъявляют свои желания господину Бонапарте. И господин Бонапарте сидит на троне и исполняет желания народов. 0! это восхитительно! Нет, от этого можно с ума сойти. Подумаешь, что весь свет потерял голову.]
Князь Андрей усмехнулся, прямо глядя в лицо Анны Павловны.
– «Dieu me la donne, gare a qui la touche», – сказал он (слова Бонапарте, сказанные при возложении короны). – On dit qu"il a ete tres beau en prononcant ces paroles, [Бог мне дал корону. Беда тому, кто ее тронет. – Говорят, он был очень хорош, произнося эти слова,] – прибавил он и еще раз повторил эти слова по итальянски: «Dio mi la dona, guai a chi la tocca».