План по обществу нации и межнациональные отношения. Нации и межнациональные отношения

«План-конспект по обществознанию» на тему «Нации и межнациональные отношения» Бунина Ольга Владимировна

15.02.2017 Урок в 8 классе

Цель урока:

обеспечение условий для формирования толерантной личности, представления о том, что в современном мире существует многообразие наций, этносов, народов.

Задачи урока:

Научить видеть разнообразные подходы к решению проблемы межэтнического взаимодействия и высказать собственную точку зрения по этому вопросу;

Выявить причины межнациональных конфликтов;

Воспитывать чувство толерантности и уважения к другим нациям;

Тип урока: Урок открытия нового знания.

Оснащение урока:

Презентация, магнитная доска

Карточки с заданиями.

План урока:

1)Организационный момент (1-2 мин)

2) Тестирование, взаимная проверка (5 мин)

3) Мотивационный этап. Определение темы урока (2-3 мин)

4) Изучение нового материала (20 минут)

А) Проблемная ситуация (5-7 мин)

Б) Творческая самостоятельная работа (5 минут)

В) Работа с текстом учебника, дополнительными материалами. Самостоятельная формулировка определений: этнос, нация, национальность (10 минут)

Г) Работа с учебником, озвучивают что такое межнациональный конфликт, его причины (3 минуты)

5) Физминутка (1 минута)

6) Творческая самостоятельная работа с текстом Конституции (10 минут)

7) Выставление оценок (3 мин)

8)Домашнее задание (2 мин)

9)Рефлексия (2-3мин)

Литература:

1.Обществознание. 8 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / [Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и др.]; под ред. Л. Н. Боголюбова – 4-е изд. – М. Просвещение, 2016. – 255 с.

2. Конституция РФ (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ), 2016.

Основные понятия урока: этнос, нация, национальность, межнациональный конфликт.

Ход урока

Этапы урока

Работа учителя

Работа учащихся

Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Садитесь. Кто у вас сегодня дежурный? Назовите отсутствующих.

Приветствуют учителя, садятся.

Дежурный называет отсутствующих, садится.

Мотивационный этап

Все мы с вами живем в одном из самых, не побоюсь этого слова, больших по территории государств. Это, конечно же, Россия. Но Россия это не только территория…Россия это прежде всего люди…Причем люди различного происхождения и национальности. Видео «Россия многонациональное государство». Дети формулируют тему урока. «Нации и межнациональные отношения».

Записывают число, тему урока.

Проблемная ситуация

Сейчас я вам расскажу притчу и мы обсудим ее.(Задание 3 на стр. 130)

В притче давних времен рассказывается о двух враждовавших между собой племенах, живших на противоположных берегах реки. Случилось, что волшебник повстречал человека из одного племени и сказал ему: «Я дам тебе все, что пожелаешь, при условии, что представитель племени, живущего на другом берегу, получит вдвое больше». И человек ответил: «Выколи мне один глаз». Ему хотелось, чтобы тот, из враждебного племени, потерял оба глаза.

Как вы думаете, о чем говорит эта притча?

Объясните, как вы оцениваете ответ человека волшебнику?

Мы не зря начали с этого наш сегодняшний урок. Ведь именно отношения между различными нациями, народами всегда волновали и будут волновать людей.

Читает вслух один ученик. Остальные слушают.

Думают, дают свои ответы.

Предполагают: Эта притча говорит нам о том, что 1)племенная вражда существовала с давних времен

2)говорит нам о жадности и ненависти (одних к другим)

Предположения: грубый, связан с причинением вреда как себе, так и другому.

Изучение нового материала

Прежде чем приступить к ознакомлению с новым для вас материалом, вы поделитесь на группы по два человека. Возьмите листочек Приложение 1. Россия, США, Великобритания – многонациональные страны. Каждый ряд должен выбрать из списка те народы которые проживают в этих странах. 1 ряд в России, второй в США, 3 в Великобритании. А теперь, ребята, давайте посмотрим, как вы распределили народности по этим странам?

Вот видите, сколько различных народностей может жить в одном государстве?

А как вы думаете, будут ли возникать конфликты в каждой из этих стран? Поэтому задача –руководителей этих стран-видеть разнообразные подходы к решению проблемы межэтнического взаимодействия; выявить причины межнациональных конфликтов.

При помощи учебника и дополнительного материала «Нации», сформулируйте определения Этнос, нация, национальность, найдите признаки нации

Учитель контролирует деятельность учеников.

В современном мире существуют определенные признаки, благодаря которым мы можем говорить о том, определенная общность людей это нация, или что-то другое.

Запишем признаки нации.

Физминутка.

Обратимся к истории.

Во второй половине 80-х годов 20 века в некоторых республиках СССР произошло обострение межнациональных отношений. В различных районах возникли нетерпимость, конфликты на межнациональной основе. Эти конфликты были дестабилизирующими для всех и каждого.

Так каковы же причины этих конфликтов? (Работа со страницей учебника 126-127)

Исходя из написанных пунктов выведем правило:

«Каждый человек, к какому бы этносу он ни относился, должен чувствовать себя в любой части нашей страны равноправным гражданином, иметь возможность пользоваться всеми правами, гарантированными законом».

Записывают число и тему урока.

Называют свои варианты.

Выступают со своими ответами.

Да, могут возникать.

Записывают определение «этнос».

Этнос – это особый исторически возникший тип социальной группы коллективного существования людей. Этнос – это то, что составляет индивидуальность, неповторимость народа, то, что отличает один народ от другого.

Записывают определение «нация».

Нация – это исторически сложившаяся общность людей на основе общности территории, экономического уклада, системы политических связей, языка, культуры и психологического склада, проявляющегося в общегражданском сознании и самосознании.

Признаки нации:

1)общая территория;

2)развитая экономика;

3)государство;

4)национальное самосознание;

5) знание и уважение национальных обычаев, праздников, традиций;

6) чувство национального достоинства и национальной гордости.

Записывают определение понятия «национальность».

Национальность – это осознание человеком своей принадлежности к той или иной этнической общности.

Встают и повторяют движения

Конфликт межнациональный - одна из форм обострения политической обстановки, национальных отношений внутри многонационального государства.

1)территориальные споры

2)неравенство социально-экономических условий

3)языковой барьер

«Каждый человек, к какому бы этносу он ни относился, должен чувствовать себя в любой части нашей страны равноправным гражданином, иметь возможность пользоваться всеми правами, гарантированными законом».

Творческая самостоятельная работа

Какие документы, определяют национальную политику в нашей стране?

1. КРФ (1993 года).

Ваша задача такова: изучить статьи Конституции РФ № 13, 19, 26,29,65,69. См. Приложение 2.

Анализируют статьи, приводят примеры, делают выводы по вопросам:

Какие конституционные положения отражают принципы национальной политики?

Уважение к людям всех наций-ст.26;

Равенство – ст.19,69;

Принципа толерантности (терпимости) –ст. 13,29; - сотрудничества и демократизации национальной политики ст. 26,65

Пояснение понятия «толерантность».

Документы, определяющие национальную политику в нашей стране:

1. КРФ (1993 года).

2.«Концепция национальной политики РФ» (1996 года).

Конституционные положения отражающие принципы национальной политики:

- уважение к людям всех наций-ст.26;

Равенство – ст.19,69;

Принцип толерантности(терпимости) –ст. 13,29; - сотрудничество и демократизации национальной политики ст. 26,65

Домашнее задание

§15, выбрать одну из понравившихся стран и описать в тетради их традиции, обычаи, культурные ценности.

Записывают домашнее задание.

Итог урока

Выставление оценок в дневник. Подводя итоги урока, мне бы хотелось каждому из вас раздать памятку: «Учимся жить в многонациональном обществе» См. Приложение 3.

Рефлексия

Вспомните, что такое этнос, нация, национальность?

2)Тяжело ли в современном мире людям с различным этносом, культурой, традициями жить в одном государстве?

3)Как разрешить межнациональные конфликты?

Припоминают, отвечают на поставленные вопросы.

Приложение 3.

Учимся жить в многонациональном обществе

1. Не забывай, что люди разных национальностей имеют в нашей стране одинаковые права, которые гарантирует Основной закон государс тва - Конституция Российской Федерации.

2. Всегда помни, что нет хороших или плохих национальностей. Человек любой национальности может быть хорошим или плохим.

3. И в учебной, и в трудовой деятельности настраивайся на сотрудничество с людьми любой этнической принадлежности.

4. Если в коллективе, в котором ты учишься или работаешь, есть люди, которые по этнической принадлежности отличаются от большинства членов коллектива, относись с пониманием к особенностям их национальной культуры.

5. Если рядом с тобой живут, работают или учатся представители других этнических групп, относись к ним с таким же уважением, как к людям своей национальности.

6. Никогда не употребляй слова и выражения, унижающие или оскорбляющие людей другой национальности.

7. Помни, что люди другой этнической принадлежности имеют такое же право общаться между собой на родном языке, как и ты сам.

8. Если ты живёшь на территории, где большинство населения - люди другой национальности, знакомься с их культурой, уважай их традиции и обычаи.

9. Никогда не поддавайся на призывы тех, кто хотел бы посеять межнациональную рознь. Помни, что сотрудничество и взаимопонимание народов России - важный источник её силы и благополучия.

Приложение 1.

Англичане

Шотландцы

гэлы (горцы)

Валлийцы

Ирландцы

Американцы

Афроамериканцы

Англоканадцы

Ольстерцы

Мексиканцы

Эскимосы

Украинцы

Азербайджанцы

Приложение 2

Статья 13

1. В Российской Федерации признается идеологическое многообразие.

2. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

3. В Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность.

4. Общественные объединения равны перед законом.

5. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Статья 19

1. Все равны перед законом и судом.

2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Статья 26

1. Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности.

2. Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.

Статья 29

1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.

2. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

3. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.

4. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.

5. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.

Статья 65

1. В составе Российской Федерации находятся субъекты Российской Федерации:

Республика Адыгея (Адыгея), Республика Алтай, Республика Башкортостан, Республика Бурятия, Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Карелия, Республика Коми, Республика Крым, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Саха (Якутия), Республика Северная Осетия - Алания, Республика Татарстан (Татарстан), Республика Тыва, Удмуртская Республика, Республика Хакасия, Чеченская Республика, Чувашская Республика - Чувашия; Алтайский край, Забайкальский край, Камчатский край, Краснодарский край, Красноярский край, Пермский край, Приморский край, Ставропольский край, Хабаровский край; Амурская область, Архангельская область, Астраханская область, Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Волгоградская область, Вологодская область, Воронежская область, Ивановская область, Иркутская область, Калининградская область, Калужская область, Кемеровская область, Кировская область, Костромская область, Курганская область, Курская область, Ленинградская область, Липецкая область, Магаданская область, Московская область, Мурманская область, Нижегородская область, Новгородская область, Новосибирская область, Омская область, Оренбургская область, Орловская область, Пензенская область, Псковская область, Ростовская область, Рязанская область, Самарская область, Саратовская область, Сахалинская область, Свердловская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Томская область, Тульская область, Тюменская область, Ульяновская область, Челябинская область, Ярославская область; Москва, Санкт-Петербург, Севастополь - города федерального значения; Еврейская автономная область; Ненецкий автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Чукотский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ.

2. Принятие в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта осуществляются в порядке, установленном федеральным конституционным законом.

Статья 69

Российская Федерация гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Семья в современном обществе». План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Пояснение.

1) Функции семьи как социального института:

а) репродуктивная;

б) воспитательная;

в) хозяйственная, экономическая, социально-статусная и многие др.

2) Изменения в обществе и современная семья:

а) изменение положения женщины в обществе и семье: семья партнерского типа;

б) от многопоколенной семьи к нуклеарной.

3) Государство и семья.

Пояснение.

При анализе ответа учитываются:

Корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме;

Полнота отражения основного содержания в плане;

Соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа.

1) Современные нации - высшая форма этнической общности.

2) Источники национальной общности:

а) историческая память;

б) национальное самосознание;

в) национальные интересы.

3) Межнациональные отношения в современном мире:

а) интеграция и сближение народов (Европейский союз; США; Канада и т.п.);

б) межнациональные конфликты и пути их преодоления;

в) толерантность, гуманизм, культура межнациональных отношений как средства преодоления национальных конфликтов;

г) национальная политика Российской Федерации (Конституция РФ; «Концепция национальной политики РФ»).

Пояснение.

При анализе ответа учитываются: - корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме; - соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа.

Один из вариантов плана раскрытия данной темы:

1) Понятие семьи.

2) Функции семьи:

а)репродуктивная;

б) хозяйственная;

в) социализации и др.

3) Права и обязанности членов семьи.

4) Виды семей:

а) патриархальная, демократическая;

5) Ресурсы семьи:

а) экономические;

б) информационные и др.

6) Нормы и санкции регламентирующие поведение в рамках института семьи:

а) формальные;

б) неформальные

7) Статусно-ролевая система, действующая в рамках института семьи:

а) родители;

в) супруги и т.д.

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Семья как социальная группа». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Пояснение.

При анализе ответа учитываются:

Корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме;

Соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа.

Один из вариантов плана раскрытия данной темы:

1) Понятие семьи.

2) Типы семьи:

а) патриархальная, партнёрская;

б) многопоколенная, нуклеарная.

3) Роли в семье.

4) Функции семьи:

а)репродуктивная;

б) хозяйственная;

в) социализации и др.

5) Ресурсы семьи. Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Социальная мобильность». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Пояснение.

При анализе ответа учитываются:

Корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме;

Соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа.

Один из вариантов плана раскрытия данной темы:

1) Понятие социальной мобильности.

2) Факторы, влияющие на социальную мобильность.

3) Виды социальной мобильности:

а)вертикальная,горизонтальная;

б) групповая, индивидуальная.

4) Социальные лифты:

а) бизнес;

г) церковь и др.

Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.

Пояснение.

При анализе ответа учитываются:

Один из вариантов плана раскрытия данной темы :

1. Понятие нация:

а) как этническая общность;

2. Признаки этноса:

3. Разновидности этнических групп:

а) род и племя;

б) народность;

4. Основные тенденции в развитии межнациональных отношений:

5. Демократические принципы межнациональных отношений:

6. Межнациональные отношения и национальная политика в современной России.

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Нации и межнациональные отношения». План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Пояснение.

При анализе ответа учитываются:

– корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме;

– соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа.

Один из вариантов плана раскрытия данной темы:

1) Понятие нация:

а) как этническая группа;

б) как общегражданская общность.

2) Признаки этноса:

а) наличие территории проживания;

б) общность языка, традиций, обычаев;

в) общность исторического и социокультурного опыта;

г) сходные черты внешнего облика, характера и ментальности.

3) Разновидности этнических групп:

а) род и племя;

б) народность;

4) Основные тенденции в развитии межнациональных отношений:

а) межнациональная интеграция;

б) межнациональная дифференциация.

5) Демократические принципы межнациональных отношений:

а) равноправие представителей разных наций во всех сферах жизни общества;

б) свободный доступ к изучению национальных языков, обычаев и традиций;

в) право граждан на определение своей национальной принадлежности;

г) развитие толерантности и поликультурного диалога в обществе;

д) создание в обществе нетерпимого отношения к ксенофобии, шовинизму, пропаганде национальной исключительности.

6) Межнациональные отношения и национальная политика в современной России.

Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной форме.

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Социальные институты». План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Пояснение.

Один из ва­ри­ан­тов плана рас­кры­тия данной темы

1. Понятие со­ци­аль­но­го института (социальный ин­сти­тут как по­сто­ян­но повторяющиеся и вос­про­из­во­дя­щи­е­ся отношения).

2. Характеристики со­ци­аль­но­го института:

а) возникает на ос­но­ве совместной де­я­тель­но­сти больших масс людей;

б) осуществляемая им де­я­тель­ность направлена на удо­вле­тво­ре­ние фундаментальных по­треб­но­стей общества;

в) осуществляемая им де­я­тель­ность регулируется нормами, традициями, обычаями;

г) является устой­чи­вой формой ор­га­ни­за­ции деятельности;

д) складывается исторически.

3. Основные со­ци­аль­ные институты:

а) институт семьи и брака;

б) политические ин­сти­ту­ты (государство, пар­тии и др.);

в) экономические ин­сти­ту­ты (производство, обмен и др.);

г) институты науки, об­ра­зо­ва­ния и культуры;

д) институт религии.

4. Значение со­ци­аль­ных институтов (стабилизируют со­ци­аль­ные отношения, вно­сят согласо-ванность в дей­ствия членов общества).

Возможны дру­гое количество и (или) иные кор­рект­ные формулировки пунк­тов и подпун¬ктов плана. Они могут быть пред­став­ле­ны в назывной, во­прос­ной или сме­шан­ной формах.

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Социальная группа». План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Пояснение.

При анализе ответа учитываются:

Корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме;

Соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа.

1. Понятие социальной группы / Социальные группы - устойчивые совокупности людей, имеющие отличные, только им присущие признаки.

2. Основания для классификации социальных групп:

а) численность (малая и большая);

б) по характеру взаимодействия (первичная и вторичная);

в) по факту существования (номинальная и реальная);

г) по способу организации и регулирования взаимодействий (формальная и неформальная);

3. Признаки малой социальной группы;

а) наличие устойчивых, продолжительных эмоционально насыщенных связей

б) наличие общей цели или интереса;

в) наличие общих внутригрупповых норм и правил;

г) наличие внутригрупповой статусно-ролевой структуры;

4. Воздействие малой группы на человека:

а) негативное

б) позитивное

5. Многочисленность социальных групп.

Возможное другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной форме.

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Социальный контроль». План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Пояснение.

При анализе ответа учитываются:

Наличие пунктов плана, обязательных для раскрытия предложенной темы;

Корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме;

Соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа.

Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики .

Один из вариантов плана раскрытия данной темы.

1) Понятие о социальном контроле./ Социальный контроль – совокупность способов воздействия общества на поведение личности и групп.

2) Признаки социального контроля:

б) связь с санкциями – наказаниями за нарушение норм и поощрениями за их соблюдение;

в) коллективное осуществление контроля.

3) Функции социального контроля:

а) регулятивная (регулирование жизни людей);

б) охранительная (сохранение существующих в обществе ценностей и идеалов);

в) стабилизирующая (обеспечение поведения людей в стандартных ситуациях).

4) Элементы социального контроля:

а) социальные нормы;

б) социальные санкции.

5) Виды (круги) социального контроля:

а) формальный контроль посредством правовых норм;

б) неформальный контроль посредством моральных норм, обычаев, нравов;

в) социальный контроль в профессиональной деятельности;

г) социальный контроль в семье и частной жизни;

6) Неразрывная связь внешнего контроля и самоконтроля, осуществляемого личностью.

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Нации и межнациональные отношения в современном мире». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Пояснение.

При ана­ли­зе от­ве­та учитываются:

Кор­рект­ность фор­му­ли­ро­вок пунк­тов плана с точки зре­ния их со­от­вет­ствия за­дан­ной теме;

Пол­но­та от­ра­же­ния ос­нов­но­го со­дер­жа­ния в плане;

Со­от­вет­ствие струк­ту­ры пред­ло­жен­но­го от­ве­та плану слож­но­го типа.

1) Со­вре­мен­ные нации - выс­шая форма эт­ни­че­ской общности.

2) Ис­точ­ни­ки на­ци­о­наль­ной общности:

а) ис­то­ри­че­ская память;

б) на­ци­о­наль­ное самосознание;

в) на­ци­о­наль­ные интересы.

3) Меж­на­ци­о­наль­ные от­но­ше­ния в со­вре­мен­ном мире:

а) ин­те­гра­ция и сбли­же­ние на­ро­дов (Европейский союз; США; Ка­на­да и т.п.);

б) меж­на­ци­о­наль­ные кон­флик­ты и пути их преодоления;

в) толерантность, гуманизм, куль­ту­ра меж­на­ци­о­наль­ных от­но­ше­ний как сред­ства пре­одо­ле­ния на­ци­о­наль­ных конфликтов;

г) на­ци­о­наль­ная по­ли­ти­ка Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции (Конституция РФ; «Концепция на­ци­о­наль­ной по­ли­ти­ки РФ»).

Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Основная волна. Центр. Вариант 2.

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Социализация индивида». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Пояснение.

Один из ва­ри­ан­тов плана рас­кры­тия дан­ной темы.

1. Со­ци­а­ли­за­ция как про­цесс усво­е­ния ин­ди­ви­дом об­раз­цов поведения, со­ци­аль­ных норм и ценностей, не­об­хо­ди­мых для его успеш­но­го функ­ци­о­ни­ро­ва­ния в дан­ном обществе.

2. Этапы со­ци­а­ли­за­ции по Д. Смелзеру:

а) ста­дия под­ра­жа­ния и ко­пи­ро­ва­ния детьми по­ве­де­ния взрослых;

б) иг­ро­вая стадия, когда дети осо­зна­ют по­ве­де­ние как ис­пол­не­ние роли;

в) ста­дия груп­по­вых игр, на ко­то­рой дети учат­ся понимать, что от них ждет целая груп­па людей.

3. Этапы со­ци­а­ли­за­ции по тео­рии ролей (Дж. Г. Мид):

а) ими­та­ция (дети ко­пи­ру­ют по­ве­де­ние взрослых);

б) иг­ро­вая ста­дия (дети по­ни­ма­ют по­ве­де­ние как ис­пол­не­ние опре­де­лен­ных ролей);

в) кол­лек­тив­ная игра (дети учат­ся осо­зна­вать ожи­да­ния не толь­ко от­дель­но взя­то­го человека, но и целой группы).

4. Аген­ты (институты) социализации:

а) аген­ты пер­вич­ной со­ци­а­ли­за­ции - это среда, ко­то­рая ока­зы­ва­ет не­по­сред­ствен­ное воз­дей­ствие на ин­ди­ви­да (родители, родственники, семья, друзья, сверст­ни­ки и т. д.);

б) аген­ты вто­рич­ной социализации: ад­ми­ни­стра­ция школы, вуза, предприятия; армия, суд, цер­ковь и.т.д.

5. От­ли­чия со­дер­жа­ния про­цес­са со­ци­а­ли­за­ции взрос­лых от про­цес­са со­ци­а­ли­за­ции детей.

Возможно дру­гое ко­ли­че­ство и (или) иные кор­рект­ные фор­му­ли­ров­ки пунк­тов и под­пунк­тов плана. Они могут быть пред­став­ле­ны в назывной, во­прос­ной или сме­шан­ной формах.

Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Ос­нов­ная волна. Сибирь. Ва­ри­ант 5.

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Семья как малая группа». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более

детализированы в подпунктах.

Пояснение.

Один из ва­ри­ан­тов плана рас­кры­тия дан­ной темы:

1. По­ня­тие «семья»

2. По­ня­тие «малая группа»

3. Клас­си­фи­ка­ция видов семьи:

а) По составу

б) По ха­рак­те­ру рас­пре­де­ле­ния се­мей­ных обязанностей

4. Функ­ции семьи:

а) Воспитательная

б) Хозяйственно-экономическая

в) Ре­кре­а­ци­он­ная и т. д.

5. При­зна­ки семьи как малой группы:

а) Не­мно­го­чис­лен­ный со­став чле­нов группы

б) Устой­чи­вый состав

в) На­ли­чие эмо­ци­о­наль­ных от­но­ше­ний между чле­на­ми груп­пы и т. д.

Возможны дру­гое ко­ли­че­ство и (или) иные кор­рект­ные фор­му­ли­ров­ки пунк­тов и под­пунк­тов плана. Они могут быть пред­став­ле­ны в назывной, во­прос­ной или сме­шан­ной формах.

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Роль социального контроля в развитии общества». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Пояснение.

Один из вариантов плана раскрытия данной темы:

2. Элементы социального контроля:

а) социальные нормы;

б) формальные и неформальные, позитивные и негативные санкции.

3. Социальный контроль как условие социальной стабильности:

а) социализация индивидов - основная цель и функция социального контроля;

6) социальный контроль как способ обеспечения взаимодействия людей.

4. Гибкость социального контроля - необходимое условие изменений в социальной системе.

5. Девиантное и делинквентное поведение.

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Политическое лидерство как институт политической системы». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Пояснение.

Один из вариантов плана раскрытия данной темы:

1. Концепции лидерства:

а) выдающиеся качества отдельных личностей;

б) зависимость лидерства от сложившейся социальной ситуации;

в) психоаналитические концепции лидерства и др.

2. Функции политического лидера:

а) интеграция группы на основе общих интересов, ценностей;

б) выработка политического курса;

в) мобилизация группы на достижение поставленных целей;

г) социальный арбитраж и др.

3. Типы лидерства:

а) правящие и оппозиционные лидеры;

в) традиционные, рационально-легальные и харизматические лидеры и др.

Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Социальная стратификация общества». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Пояснение.

Один из вариантов плана раскрытия данной темы:

1. Понятие социальной стратификации.

2. Основания социальной стратификации:

а) доходы (богатство);

б) объём власти;

в) престиж профессии;

г) уровень образования.

3. Исторические типы стратификации:

а) рабство;

б) кастовая система;

в) сословная система;

г) социальные классы.

4. Теории социальной стратификации.

5. Средний класс в современном западном обществе.

6. Маргинальность как промежуточное, «пограничное» положение человека между какими-либо со-

циальными группами.

Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Проблема социальной стратификации». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Пояснение.

При анализе ответа учитываются:

темы, не засчитываются при оценивании

Один из вариантов плана раскрытия данной темы:

1. Что такое социальная стратификация.

2. Критерии социальной стратификации:

а) власть;

6) доход и богатство;

в) престиж профессии;

г) уровень образования.

3. Исторические системы стратификации:

а) рабство;

в) сословия;

г) классы.

4. Социальная стратификация и социальное неравенство.

Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они

могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Социальный контроль». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Пояснение.

При анализе ответа учитываются:

Соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа;

Наличие пунктов плана, указывающих на понимание экзаменуемым основных аспектов данной

темы, без которых она не может быть раскрыта по существу;

Корректность формулировок пунктов плана.

Формулировки пунктов плана, носящие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики

темы, не засчитываются при оценивании

Один из вариантов плана раскрытия данной темы:

1. Понятие «социальный контроль».

2. Функции социального контроля:

а) регламентация и консолидация общества;

6) обеспечение стабильности общества;

в) устранение (сведение к минимуму) девиаций и др.

3. Самоконтроль как один из механизмов социального контроля.

4. Внешний контроль как совокупность социальных санкций. Виды социальных санкций:

а) формальные и неформальные;

б) позитивные и негативные.

Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они

могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах

Отсутствие любых двух из 2, 3 u 4 пунктов плана (представленных в виде пунктов или подпунктов) в данной или близкой по смыслу формулировке не позволит раскрыть содержание этой темы по существу

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Семья как социальный институт». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Пояснение.

Один из вариантов плана раскрытия данной темы:

1. Понятие семьи.

2. Функции семьи:

а) репродуктивная;

б) хозяйственная;

в) социализации и др.

3. Права и обязанности членов семьи.

4. Виды (типы) семьи:

а) патриархальная (традиционная), партнёрская (демократическая);

б) многопоколенная, нуклеарная.

5. Ресурсы семьи:

а) экономические;

б) информационные и др.

Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Типы семей». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Пояснение.

Правильный ответ может содержать следующие элементы:

1. Понятие семьи.

2. Функции семьи

а)репродуктивная

б) воспитательная

в) хозяйственно-бытовая

г) функция первичного социального контроля

д) духовно-нравственная

е) социально-статусная

ж) досуговая

з) эмоциональная.

3. Типы семей 3.1.в зависимости от формы брака

а)моногамная

б) полигамную семью

3.2 от структуры родственных связей:

нуклеарная (простая), состоящая из родителей и их несовершеннолетних детей;

расширенная (сложная), представленная двумя и более поколениями семей.

3.3. Виды семей в зависимости от способов выбора семейного партнера

эндогамные, предполагающие заключение брака между представителями одной и той же группы (клана, племени т.д.);

экзогамные, где брак внутри определенной узкой группы людей (например, между близкими родственниками, членами одного племени и т.д.) запрещается.

3.4. Типы семей в зависимости от критерия семейной власти:

матриархат - власть в семье принадлежит женщине;

патриархат - во главе стоит мужчина;

эгалитарная, или демократическая, семья, в которой соблюдается статусное равенство супругов (является наиболее распространенной в настоящее время).

Элементы ответа могут быть приведены в иной, близкой по смыслу форме.

Источник: ЕГЭ - 2017. До­сроч­ная волна

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Наука и её функции на современном этапе общественного развития». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Пояснение.

Соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа;

Корректность формулировок пунктов плана.

Один из вариантов плана раскрытия данной темы

1. Многогранность понятия «наука»:

а) наука как форма духовной культуры представляет собой систему знаний о закономерностях в развитии природы, общества и мышления, а также отдельную отрасль таких знаний.

б) наука - сфера человеческой деятельности, направленная на выработку и теоретическую систематизацию объективных знаний

о действительности.

2. Отличительные признаки научного знания:

а) объективность;

б) рационализм;

в) системность и упорядоченность;

г) проверяемость (верифицируемость);

д) особый язык.

3. Современная классификация наук.

4. Функции науки:

а) познавательно-объяснительная;

б) мировоззренческая;

в) производственно-преобразующая;

г) прогностическая.

5. Наука как фактор развития постиндустриального общества.

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Глобальные проблемы современности и пути их решения». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Пояснение.

При анализе ответа учитывается:

Соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа;

Наличие пунктов плана, указывающих на понимание экзаменуемым основных аспектов данной темы, без которых она не может быть раскрыта по существу;

Корректность формулировок пунктов плана.

Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.

Один из вариантов плана раскрытия данной темы

1. Глобальные проблемы как комплекс проблем в развитии общества и природы, решение которых имеет принципиальное значение для социального прогресса человечества и сохранения цивилизации.

2. Виды глобальных проблем современности:

а) общемировые - «суперглобальные» проблемы современности, связанные с перестройкой международных отношений сообразно требованиям дальнейшего прогресса человечества;

б) общепланетарные - «ресурсные» глобальные проблемы современности, связанные с проблемами оптимизации, гармонизации и гуманизации отношений общества к природе;

в) общечеловеческие - «субглобальные» проблемы социокультурного, гуманитарного ряда, которые сопряжены с демократизацией отношений общества и личности.

3. Особенности глобальных проблем, обуславливающие специфику поиска путей их решения:

а) масштабность;

б) динамизм;

в) определяющее влияние на развитие общества;

г) подверженность влиянию лишь объединённым усилиям всего человечества.

4. Пути решения глобальных проблем современности:

а) необходимость преодоления узкого горизонта локальных, частных интересов и относительных ценностей;

б) обращение к поиску общечеловеческих ценностей;

в) выработка эффективных форм сотрудничества, которые позволили бы всем странам действовать сообща, несмотря на различие социально-политических, религиозных, этнических и иных мировоззренческих ориентаций;

г) опора на определённые базисные ценностные ориентации (например, гуманизм).

5. Решение глобальных проблем как условие сохранения цивилизации - общее дело всего человечества.

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Кредит и кредитная политика». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Пояснение.

При анализе ответа учитывается:

Соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа;

Наличие пунктов плана, указывающих на понимание экзаменуемым основных аспектов данной темы, без которых она не может быть раскрыта по существу;

Корректность формулировок пунктов плана.

Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно- формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.

Один из вариантов плана раскрытия данной темы:

1) Понятие кредита;

2) Функции кредита;

а) перераспределение средств между фирмами, районами и отраслями;

б) обеспечение возможности замены в обращении действительных денег кредитными (банкнотами) и кредитными операциями (безналичными расчётами);

в) эффективное использование временно свободных финансовых средств;

3) Принципы кредитования;

а) срочность (банк предоставляет заёмщику деньги на определённый срок);

б) платность (банк предоставляет деньги на платной основе);

в) возвратность (банк предварительно изучает платёжеспособность заёмщика);

г) гарантированность (банк требует с замщика залог);

4) Основные формы кредита;

а) по способу кредитования (натуральный кредит (товарами, ресурсами), денежный кредит);

б) по сроку кредитования (краткосрочный, среднесрочный, долгосрочный);

в) по характеру кредитования (ипотечный, потребительский, коммерческий (товарный), банковский государственный);

5) Роль кредита в современной рыночной экономике.

Один из вариантов плана раскрытия данной темы:

1) Понятие о банках и банковской системе.

2) Основные функции банков:

а) аккумулирование свободных финансовых средств;

б) проведение расчётов и платежей;

в) инвестирование финансовых средств;

г) валютно-обменные операции.

3) Структура банковской системы:

а) Центральный банк;

б) коммерческие банки;

в) небанковские кредитные организации.

4) Основные виды банковских операций:

а) активные;

б) пассивные;

в) банковские услуги.

5) Роль банковских инвестиций в развитии экономики.

б) Банки в мировой финансовой системе.

Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной вопросной или смешанной формах

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Рыночная экономика и её позитивные и негативные проявления». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Пояснение.

При анализе ответа учитывается:

Соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа;

Наличие пунктов плана, указывающих на понимание экзаменуемым основных аспектов данной темы, без которых она не может быть раскрыта по существу;

Корректность формулировок пунктов плана.

Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.

Один из вариантов плана раскрытия данной темы

1. Основные признаки рыночной системы:

а) многообразие форм собственности;

б) свободное ценообразование;

в) полная административная независимость и самостоятельность товаропроизводителя и др.

2. Основные функции рынка:

а) посредническая;

б) информационная;

в) регулирующая и др.

3. Позитивные стороны рынка:

а) способствует эффективному распределению ресурсов;

б) стимулирует научно-технический прогресс;

в) координирует действия людей в процессе экономической деятельности и др.

4. Негативные проявления рынка:

а) не гарантирует решение некоторых социально-экономических проблем;

б) порождает тенденцию монополизации;

в) не решает проблему внешних издержек и др.

5. Соотношение спроса и предложения как основной закон функционирования рыночной системы.

Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной вопросной или смешанной формах

Один из вариантов плана раскрытия данной темы

1. Понятие благоприятной окружающей среды.

2. Основные экологические права граждан:

а) право на благоприятную окружающую среду;

б) право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды;

в) право на возмещение ущерба, причинённого здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

3. Механизмы зашиты экологических прав граждан:

а) несудебные;

б) судебные.

4. Виды юридической ответственности за экологические правонарушения:

а) административная;

б) уголовная и др.

5. Экологические обязанности граждан.

Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Плановая экономика и её особенности». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Пояснение.

При анализе ответа учитывается:

Соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа;

Наличие пунктов плана, указывающих на понимание экзаменуемым основных аспектов данной темы, без которых она не может быть раскрыта по существу;

Корректность формулировок пунктов плана.

Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.

Один из вариантов плана раскрытия данной темы:

1) Плановая экономика - экономика государственно регулируемого хозяйства.

2) Возникновение плановой системы хозяйствования - реакция на проявления несостоятельности рынка.

3) Признаки планового хозяйства:

а) господство государственной формы собственности;

б) доминирование производителя над потребителем;

в) директивные цены на товары и услуги;

г) централизованное распределение ресурсов;

д) директивное определение характера и номенклатуры производства.

4) Преимущества планового хозяйства:

а) стабильность экономического развития;

б) высокий уровень занятости;

в) высокие мобилизационные возможности в военный период;

г) поддержка убыточных производств.

5) Основные недостатки планового хозяйства:

а) дефицит потребительских товаров и услуг;

б) неспособность реагирования на изменение мировой конъюнктуры;

в) отставание в области освоения новой техники и технологии.

6) Необходимость элементов плановой экономики в современном хозяйстве.

Корректность формулировок пунктов плана.

Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.

Один из вариантов плана раскрытия данной темы:

1) Инфляция - повышение общего уровня цен на товары и услуги.

2) Основные источники появления инфляции:

а) повышение номинальной заработной платы, не обусловленное ростом производительности труда;

б) рост цен на сырьё и энергоносители;

в) увеличение налогов на производителя;

г) сокращение производства при сохранении денежной массы;

д) эмиссия денежных средств для покрытия расходов государства.

3) Основные виды инфляции:

а) по характеру протекания (открытая и скрытая);

б) в зависимости от темпов роста (умеренная, галопирующая, гиперинфляция);

в) по темпам роста цен на различные категории товаров (сбалансированная и несбалансированная).

4) Последствия инфляции для экономики:

а) положительные последствия умеренной инфляции (стимулирование инвестиций, стимулирование роста производства и торговли);

б) отрицательные последствия высокой инфляции (расстройство системы регулирования экономики, обесценение всего фонда накопления и кредитов, обесценение реальных доходов населения сокращение текущего потребления снижение инвестиций).

5) Меры преодоления высокой инфляции:

а) контроль за эмиссией денег, изъятие лишних денег;

б) сокращение бюджетных расходов;

в) развитие производства, преодоление спада в экономике.

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Роль социальной мобильности в изменении социального статуса человека». План должен

Пояснение.

При анализе ответа учитывается:

Соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа;

Наличие пунктов плана, позволяющих раскрыть содержание данной темы по существу;

Корректность формулировок пунктов плана.

Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.

Один из вариантов плана раскрытия данной темы

1. Что такое социальный статус.

2. Виды социальных статусов:

а) предписанный;

б) приобретаемый.

3. Понятие «социальная мобильность» и её виды:

а) горизонтальная и вертикальная;

б) индивидуальная и групповая и др.

4. Влияние социальной мобильности на статус личности:

а) каналы восходящей социальной мобильности;

б) вертикальная нисходящая мобильность: в чём она проявляется;

в) может ли горизонтальная мобильность повлиять на статус личности.

Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.

Отсутствие любых двух из 2–4 пунктов плана (представленных в виде пунктов или подпунктов) в данной или близкой по смыслу формулировке не позволит раскрыть содержание этой темы по существу.

  • Составить развернутый план по теме "Нации и межнациональные отношения в современном мире"

    Не менее 3-х пунктов, из которых 2 или более детализированы в подпунктах

  • 1. Понятие нации.
    2. Признаки нации:
    а) общность языка;
    б) общность территории;
    в) развитые экономические связи;
    г) ценности, нормы и образцы поведения;
    д) социально - психологические характеристики.
    3. Тенденции в развитии наций:
    а) дифференциация (национальная);
    б) интеграция (интернациональная).
    4. Национализм. Межнациональные конфликты и их причины:
    а) социально - экономические;
    б) культурно- языковые;
    в) этнодемографические;
    г) экологические;
    д) экстерриториальные и др.
    5. Национальная политика в РФ

    1. Современные нации- это высшая форма этнической общности

    2. Источники национальной общности:

    а) историческая память

    б) национальное самосознание

    в) национальные интересы

    3. Межнациональные отношения в современном мире:

    а) интеграция и сближение народов (Европейский Союз. США и т. п)

    б) межнациональные конфликты и пути их преодоления

    в) толерантность, гуманизм, культура межнациональных отношений как средства преодоления национальных конфликтов

    г) национальная политика РФ (Конституция РФ, "Концепция национальной политики РФ"

  • Вам предстоит подготовить развернутый ответ по теме "цель и смысл жизни человека". Составьте план, в соответствии с которым вы будите освещать эту тему, план должен содержать не менее трех пунктов, из которых два должны быть детализированы в подпунктах.
  • 1. Цель и смысл жизня для меня.

    а) что я уже достиг

    б) что ещё предстоит достигнуть

    2. Опыт из семьи или из учебника

    а) расказать о родственнике который добился в жизни чего хотел

    б) опираясь на текст учебника найти примеры успешных людей

    3. Обсудить цели и смыслы жзни слушающих

  • СРОЧНО, ПОЖАЛУЙСТА) C8 Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Человек как результат биологической и социокультурной эволюции». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах. Показать пояснение
  • 1. Подходы к решению вопросов о происхождении человека

    1. 1Религиозная теория

    1. 2 Теория палеовизита

    1. 3Теория эволюции Ч. Дарвина

    1. 4 Естественно-научная теория Ф. Энгельса

    2. Природа человека

    2. 1 Биологическая природа человека

    2. 2 Социальная природа человека

    3. Основные отличия человека от животного

    3. 1Особенности поведения животного

    3. 2 Мышление и речь человека

    3. 3 Сознательная целенаправленная творческая деятельность человека

    3. 4 Преобразование человеком окружающей действительности и изготовление орудий труда

  • Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «УГОЛОВНОЕ СУДОПРОИЗВОДСТВО РФ». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

  • 2. Задачи уголовного судопроизводства:
    а) защита прав и законных интересов лиц и организаций
    б) защита личности от незаконного и необоснованного обвинения
    3. Функции уголовного судопроизводства:
    а) разрешение дела;
    б) обвинение;
    в) защита.
    4. Стадии уголовного судопроизводства:
    а) досудебное;
    б) судебное
    5. Особенности уголовного судопроизводства в современную эпоху
    6. Проблемы развития уголовного судопроизводства в современной России

  • Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Организация международной торговли». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах
  • 1)МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ В СИСТЕМЕ
    МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
    2)ТЕОРИИ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ
    а. ТЕОРИЯ СРАВНИТЕЛЬНОГО ПРЕИМУЩЕСТВА
    б. ТЕОРИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ ХЕКШЕРА-ОЛИНА
    в. АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ТЕОРИИ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ
    3) ОСНОВНЫЕ ВИДЫ МЕЖДУНАРОДНОГО
    ТОВАРООБМЕНА
    а. ОПРЕДЕЛЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВОЙ СДЕЛКИ
    б. ВНЕШНЕТОРГОВЫЕ ОПЕРАЦИИ ПО КУПЛЕ-ПРОДАЖЕ ТОВАРОВ
    в. ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ РАЗНЫМИ ВИДАМИ УСЛУГ
    4) ВНЕШНЕТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА: ТАРИФНЫЕ
    МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ
    а. ТАМОЖЕННЫЙ ТАРИФ НА ИМПОРТ
    б. ЭКСПОРТНЫЙ ТАРИФ
    в. ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ
    5) МЕСТО И РОЛЬ РОССИИ В
    МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛЕ
    а. РОССИЯ В МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛЕ
    б. ЭКОНОМИКА РОССИИ В ЦЕЛОМ
    в. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В РАЗВИТИИ МИРОВОЙ ТОРГОВЛИ

  • Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Влияние политического сознание на политическое поведение». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах
  • 1 Понятие о политическом сознании. Политическое сознание – основа формирования установок политического поведения. 2 Уровни политического сознания: а) обыденное (практические, житейские знания о политике); б) идейно-теоретическое (квалифицированное, профессиональное мнение ученых). 3 Мотивы политического поведения: а) эмоциональные, стихийные действия; б) осознанные политические интересы и действия. 4 Формы политического поведения: а) по целевой направленности (конструктивные и деструктивные); б) по составу участников (индивидуальные, групповые, массовые); в) по характеру (организованные и стихийные). 4) Политический протест – особая форма политического поведения. 5 Способы регулирования политического поведения: а) регулирование посредством правовых норм; б) действие моральных норм и ценностей; в) самоорганизация субъектов политических действий; г) политическое образование, распространение политических знаний; д) политическое руководство, влияние лидеров. 6 Электоральное политическое сознание и электоральное поведение – основной фактор влияния на власть в демократическом обществе.

  • Уголовное судопроизводство в РФ составить план. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах
  • 1. Понятие
    2. Задачи и функции
    А) защита прав и законных интересов
    Б) защита личности
    3) стадии
    А) до судебная
    Б) судебная

    1. Понятие уголовного судопроизводства

    2. Принципы уг. судопр-ва

    2. 1 Равноправие сторон
    2. 2 Состязательность сторон
    2. 3 Компетеность судей
    2. 4 Законность
    2. 5 Осуществление правосудия только судом
    3. Функции судопр-ва
    4. Стадии уголовного процесса
    4. 1. Досудебная стадия
    4. 2. Судебное разбирательство
    5. Участники уголовного процесса
    6. Уголовное судопр-во в РФ

  • 2. Основные тенденции развития наций

    А. межнациональная дифференциация

    Б. межнациональная интеграция

    3. Разновидности межнациональных отношений

    А. между разными национальностями внутри одного государства

    Б. между разными нациями-государствами

    4. Формы межнациональных отношений

    А. мирное сотрудничество

    Б. этнический конфликт

    5. Пути разрешения межнациональных конфликтов.

    6. Проблемы межнациональных конфликтов в современной России

  • Вам поручено приготовить развернутый ответ по теме " Политическая элита в жизни общества". Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее 3 пунктов, из которых 2 или более детализированы в подпунктах.
  • 1. Понятие о политической элите.
    2. Тенденции формирования элитных групп:
    а) аристократическая
    б) демократическая
    3. Классификация элит:
    а) политическая элита
    б) экономическая элита
    в) военная элита
    г) информационная элита
    д) научная и культурная элиты
    4. Основные каналы рекрутирования элиты в демократическом обществе:
    а) государственная служба;
    б) общественная деятельность;
    в) система образования и культуры;
    г) экономическая деятельность.
    5. Основные особенности рекрутирования и функционирования элиты в жизни общества