Липецкая немецкая военная авиационная школа. Липецкая секретная авиашкола

Иметь армию почитателей на западе и жить в постоянном страхе на родине – как сложилась судьба Збарской, Романовской и Миловской.

Фотография: DR

Их красотой восхищались на Западе, но на Родине восхвалять не спешили. Об их романах ходили легенды, но счастливицы среди них встречались редко. Бывать в их обществе считалось большим почетом, но и внимание спецслужб к их персонам не ослабевало. Нет, речь не о рок-звездах. Это рассказ о «самом красивом оружии Кремля» - советских манекенщицах. О том, как сложилась судьба самого яркого трио на подиумах эпохи «оттепели», рассказывает искусствовед, основатель проекта «Школа популярного искусства Op_Pop_Art» и автор онлайн-игры

Регина Збарская

Рассказывать о советской моде без упоминания феномена Регины Збарской - все равно что выкинуть из алфавита половину букв. Ее судьба похожа на легенду, а биография полна загадок даже для самых внимательных биографов. Например, до сих пор остается тайной происхождение Збарской. Сама она говорила, что родилась в семье цирковых артистов, а яркая внешность досталась ей от отца-итальянца. Мы точно знаем, что в год смерти Сталина 17-летняя Збарская (тогда еще Колесникова) поступила на экономический факультет во ВГИК. Но усердным занятиям в библиотеке очаровательная провинциалка предпочитала вечеринки в обществе «золотой молодежи». Там же Колесникова встретила первого мужа - успешного художника Льва Збарского. Влюбчивый Збарский подарил девушке красивую фамилию и несколько лет семейного счастья. Но Збарская хотела детей, а художник нет. Брак распался после аборта, долгого лечения от депрессии и романа Збарского с Марианной Вертинской.

Звезду Збарской на подиуме зажгла художница Вера Аралова - именно она привела девушку в легендарный Дом моделей на Кузнецком мосту. Карьера Збарской быстро пошла в гору, но были и сложности. Вообразите, у самой популярной в стране манекенщицы, «советской Софи Лорен», кривые ноги! Неидеальные ноги Збарской долго были предметом для пересудов, но находчивая девушка сумела превратить этот минус в плюс - просто изобрела фирменную походку. Этой походкой Збарская и взошла на вершину советской моды.

В Советском Союзе профессия манекенщицы совсем не была престижной. Это сегодня топ-модели получают огромные гонорары, а зрители следят за шоу Victoria’s Secret как за церемонией вручения «Оскара». В годы, когда в стране только-только начала развиваться модная индустрия, моделей воспринимали исключительно как «демонстраторов одежды», как оживших манекенов с витрины. Случай Збарской стал исключительным - и благодаря любви, пришедшей с Запада. Когда-то Аралова заметила Збарскую именно благодаря ее красоте - нетипичной для советских девушек. Позже внешность Збарской восхищала Пьера Кардена и Ив Монтана, а воспоминания о ней не давали уснуть самому Жан-Полю Бельмондо.

Со временем Збарская стала лицом советской моды, представляя СССР на всех зарубежных показах. Вокруг ее персоны стали витать сплетни похлеще обсуждений неидеальных ножек. Говорили, что Лев и Регина Збарские специально приглашали в свой дом диссидентов, чтобы затем доносить на них спецслужбам. Ей приписывали романы с западными модельерами в интересах КГБ. Предполагали, что Збарская и вовсе была тайным агентом Лубянки. Сегодня трудно сказать, что из этого было правдой. После расставания с мужем Збарская так и не оправилась. Модель постоянно сидела на антидепрессантах, хотя и продолжала много работать. В 1987 году она покончила жизнь самоубийством, не оставив записки. Обстоятельства смерти первой советской топ-модели, как, впрочем, и некоторые обстоятельства её жизни, до сих пор остаются загадкой.

Мила Романовская

Збарская была суперзвездой в мире моды 60-х, но и у королев бывают соперницы. Вот и в жизни «советской Софи Лорен» появилась Мила Романовская. И если Збарскую ценили за лицо европейской южанки, то Романовская на Западе прослыла идеалом славянской красоты.

В историю советской моды Романовская вошла в ярко-красном платье от модельера Татьяны Осмёркиной. Вообще-то платье, что потом получило название «Россия», шилось все для той же Регины Збарской. Но когда платье примерила Романовская, все ахнули - настолько удачным было попадание. Осьмёркина придумала это платье, рассматривая иконы, а вдохновлялась она древнерусской обрядовой одеждой. В итоге получилось вечернее платье из шерстяного букле, расшитое на груди и по вороту золотыми пайетками, напоминающими кольчугу. Говорят, когда Милановская вышла в этом платье на подиум в Монреале, русские эмигранты в зале заплакали. А западная пресса даже дала манекенщице прозвище - berezka.

Мила Романовская, как и Збарская, была замужем за художником. Избранником модели стал график Юрий Куперман. Вслед за ним Романовская и эмигрировала из СССР в 1972 году. После переезда супруги расстались, а карьера модели для Романовской закончилась. Сейчас русская berezka живет в Великобритании.

Галина Миловская

Хотя Збарская и Романовская и были лицами советской моды в 60-х, первой для Vogue - мечты манекенщиц со всей планеты - снялась Галина Миловская. В её внешности не было решительно ничего советского. Очень стройная, высокая (170 см и 42 кг!), с большими глазами и заостренными чертами лица - этакий советский вариант Твигги.

После выступления на Международном фестивале моды в Москве за Миловской началась настоящая охота. Два года представители Vogue добивались права на проведение съемки с «русской Твигги» - и добились-таки. Советская модель в самом главном модном журнале в мире! Это успех покруче платья «Россия» и романа с Ив Монтаном. Но за любой успех в Стране Советов приходилось расплачиваться. Для Vogue Миловскую снимал фотограф Арно де Роне, а съемка была очень пафосной даже по нынешним меркам. Девушку фотографировали в Оружейной палате Кремля, Галина держала в руках скипетр Екатерины Великой и алмаз «Шах» - иранский подарок России после смерти Александра Грибоедова.

Но проблемы возникли из-за снимка попроще. Vogue в СССР нельзя было купить в газетном киоске, и всю фотосессию Миловской широкие народные массы так и не увидели. Зато увидели перепечатанную в советском журнале «Америка» фотографию, где Галина в брючном костюме сидит на брусчатке на Красной площади. Но на Миловскую стали нападать. По мнению критикующих, ноги модель раздвинула слишком широко - что за вульгарщина! Да еще и уселась спиной к Мавзолею - отчетливо же видно, как она не уважает Ленина и всех вождей! Словом, после этого скандала сотрудничество с западными журналами советским манекенщицам могло только сниться.

После этого случая скандалы с участием Миловской стали нередким явлением. На одном из показов коллекции купальников Галину увидели преподаватели Щукинского училища, где Миловская получала профессию. Когда девушка пришла на занятия, ей указали на дверь. Апогеем стал снимок, опубликованный в итальянском журнале «Эспрессо». Фотограф Кайо Марио Гаррубба запечатлел Галину с рисунком на лице и плечах - изображением цветка и бабочки. Невинно? Вполне. Вот только в том же номере была опубликована поэма Твардовского «Теркин на том свете» под заголовком «На прахе Сталина». Миловской снова указали на дверь - только теперь уже посоветовали уехать из страны.

Эмиграция в 1974 году стала для Галины трагедией. Но Запад ласково принял «советскую Твигги», быстро переименовав её в «Солженицына моды». Миловская продолжала сниматься для Vogue, а доброй феей-крестной для нее стала основательница модельного агентства Ford Эйлин Форд. Но моду пришлось оставить, как того хотел муж - французский банкир Жан-Поль Дессертино. Миловская стала режиссером-документалистом, причем не самым плохим: популярность ей принес фильм «Это безумие русских» о русских авангардистах, что так же, как и «советская Твигги», навсегда покинули родину.

Авиационная школа в Липецке

Соглашение о её создании было подписано в Москве 15 апреля 1925 года, а уже летом школа была открыта для подготовки лётного состава.

Каков же был вклад каждого из партнёров в это совместное предприятие?

Начнём с личного состава. В соответствии с соглашением персонал школы включал в себя:

С немецкой стороны - «1 руководитель авиационной школы, 1 лётчик-инструктор, 1 пом. его (условно), 2 мастера, 1 оружейный мастер, 1 пом. мастера. Для заведования заводскими складами и находящимися материалами: 1 зав. складом» .

С советской стороны - «1 пом. руководителя авиационной школы во всех вопросах, возникающих в связи с работой школы, 20 мастеров для обслуживания аэродрома, из которых: 14 техников-механиков, 2 столяра, 1 седельщик, 1 маляр, 1 кузнец, 1 сварщик» .

Как видим, липецкую авиашколу возглавлял немецкий офицер. В 1925-1930 гг. этот пост занимал майор Вальтер Штар (Walter Stahr), в 1930-1931 гг. - майор Максимилиан Мор, в 1932-1933 гг. - капитан Готлоб Мюллер (Gottlob Muller).

Преподавателями лётного дела также были немцы - вначале всего двое, однако по мере разворачивания учебного процесса их количество существенно увеличилось, общая же численность постоянного немецкого персонала достигала 60 человек. Как отмечает историк Сергей Горлов: «Организация и управление школой находились полностью в руках немцев и подчинялись единому плану подготовки лётного состава рейхсвера, разработанному в 1924 г. штабом ВВС в Берлине» .

От нас в школе имелся помощник руководителя, а также 20 человек аэродромной обслуги. При этом, как было оговорено в соглашении, расходы по их содержанию немцы брали на себя.

Разумеется, советская сторона обеспечивала охрану объекта. Однако расходы по её содержанию также несли немцы. Кроме того, немцы должны были оплачивать обслуживающего авиационную школу советского врача, а также привезти с собой всё необходимое санитарное оборудование (носилки, перевязочный материал и т.п.).

Перейдём теперь к материальной части. В соответствии с соглашением мы предоставляли аэродром в Липецке, а также передавали «находящийся в Липецке свой бывший завод для использования его в качестве помещения для хранения самолётов и авиационных принадлежностей и в качестве жилого помещения для предполагаемого персонала авиационной школы и управления складами» . И то, и другое бесплатно. Кроме того, мы должны были выполнить «работу по постройке помещений для авиационной школы, перестройке или восстановлению складов и квартир» . Однако эта работа оплачивалась германской стороной.

«Самолёты, авиационные принадлежности, а также и другой, необходимый для устройства аэродрома и складов материал» предоставляли немцы за свой счёт. Они же оплачивали и все транспортные расходы, в том числе и перевозку по советской территории от Ленинградского порта до Липецка.

Основу парка учебных машин школы составили истребители «Фоккер D-XIII». Фирма «Фоккер» была основана в 1913 году в Германии голландским лётчиком и авиаконструктором Антони Германом Герардом Фоккером. После подписания Версальского договора её оборудование было срочно вывезено в Голландию. Во время Рурского кризиса 1923-1925 гг., вызванного оккупацией этого «промышленного сердца» Германии французскими и бельгийскими войсками, немецкое военное министерство нелегально закупило 100 «фоккеров» разных моделей. Официально заказ выполнялся для ВВС Аргентины. В итоге часть из этих самолётов оказалась в липецкой школе - в июне 1925 года 50 упакованных в ящики «Фоккер D-ХIII» были отправлены морским путём из Штеттина в Ленинград.

Следует сказать, что на тот момент «Фоккер D-XIII» был довольно-таки современной машиной. По сравнению со стоявшим тогда на вооружении советских ВВС «Фоккер D-XI» он имел гораздо более мощный двигатель (450 л.с. вместо 300 л.с.) и значительно лучшие лётные качества.

Помимо «фоккеров», в Липецк поступали и другие машины. Так, летом 1926 года туда были доставлены 8 двухместных разведчиков «Хейнкель HD-17». Эти самолёты проектировались и строились фирмой «Хейнкель» по заданию рейхсвера специально для липецкой авиашколы и были предназначены для подготовки лётчиков-наблюдателей. К концу 1929 года в школе имелось 43 «Фоккер D-XIII», 2 «Фоккер D-VII», 6 «Хейнкель HD-17», 6 «Альбатрос L-76», 6 «Альбатрос L-78», 1 «Хейнкель HD-21», 1 «Юнкерс A-20», 1 «Юнкерс F-13».

По этому поводу Дьяков и Бушуева пишут следующее:

«Однако советская сторона постоянно настаивала на поставке более совершенных, первоклассных машин. Поэтому к 1931 году в распоряжение школы поступили 4 НД-17 и 2 „Фоккер Д-7“».

Как мы только что убедились, пара «Фоккеров D-VII» в Липецке действительно имелась. Только вот «первоклассной машиной» этот созданный ещё во время 1-й мировой войны самолёт давно не являлся. И уж конечно не был «более совершенным» по сравнению со своим младшим собратом «Фоккером D-XIII». Кстати, «Фоккер D-VII» был прекрасно известен советским лётчикам, поскольку на вооружении ВВС РККА стояло несколько десятков истребителей этого типа.

Понятно, что занятым разоблачением ужасов сталинизма авторам «Фашистского меча» заглянуть в авиационный справочник было недосуг. Однако догадаться, что более новые модели самолетов имеют бoльшие порядковые номера было не так уж сложно.

И подобный «ляп» в книге далеко не единственный. Вообще, непонимание авторами исследуемого ими материала иногда просто поражает. Вот, например, пишут они, что в целях конспирации липецкая школа проходила в документах как «4-й авиаотряд тов. Томсона» и тут же в примечаниях поясняют: «Имеется в виду Лит-Томсен» . То есть, по версии Дьякова и Бушуевой, «товарищ Томсон» - это немецкий полковник Герман фон дер Лит-Томсен (Hermann von der Lieth-Thomsen), курировавший совместные советско-немецкие проекты. Между тем всё гораздо проще. Дело в том, что, помимо авиашколы, на Липецком аэродроме продолжал базироваться 4-й авиаотряд советских ВВС, входивший в состав сперва 40-й, а затем 38-й эскадрильи. В 1931 году его командиром стал некий А. Томсон.

Самое интересное, что на страницах «Фашистского меча» приводится подписанный Томсоном рапорт о имевших место в школе лётных происшествиях, датированный 16 июля 1933 года. Между тем фон дер Лит-Томсен вернулся в Германию ещё в 1928 году.

Приходится признать, что оголтелый антисоветизм вредно сказывается на умственных способностях. Оно и понятно, ведь так хочется лишний раз уличить большевиков в цинизме и беспринципности - вот, дескать, борцы за дело угнетённых, а готовы даже немецкого барона «товарищем» именовать.

В соответствии с условиями соглашения, советская сторона должна была обеспечивать школу горючим, которое оплачивалось немцами по себестоимости. Вооружение и боеприпасы привозили с собой немцы.

В целом объект в Липецке обходился рейхсверу в среднем в 2 млн марок ежегодно. В отдельные же годы расходы были существенно бoльшими (в 1929 г. - 3,9 млн, 1930 г. - 3,1 млн), и это без учёта затрат на создание необходимой инфраструктуры. Между тем согласно подготовленной в январе 1929 года начальником IV Управления Штаба РККА (военная разведка. - И.П. ) Я. Берзиным секретной справке расходы, связанные с капитальным строительством на липецком объекте, составили в 1925 году 120 тыс. руб., в 1926 - 230 тыс. руб., в 1927-1928 гг. - 750 тыс. руб.

А какая выгода была нам от этой затеи? Вот что писал об этом Сталину заместитель председателя РВС СССР И. С. Уншлихт 31 декабря 1926 года:

«На декабрь 1926 г. с нашей стороны прошли тренировку на истребителях 16 военлётов, техническую подготовку по детальному изучению, уходу и эксплуатации мотора Hэпир-Лайон - 25 постоянных механиков и 20 переменных. В мастерских при школе сгруппирован кадр рабочих до 40 человек высокой квалификации, которые под руководством немецких инженеров производят различные работы по дереву и металлу. Тренировки в школе проходят над осуществлением выполнения различных новых тактических приёмов. Изучение тактических новшеств для нас очень ценно, так как тактические приёмы различных видов авиации изучаются немецкими инструкторами школы путём пребывания в Америке, Англии и Франции.

По отзывам наших компетентных товарищей, школа своей работой даёт нам:

1) капитальное оборудование культурного авиагородка;

2) возможность в 1927 г. поставить совместную работу со строевыми частями;

3) кадр хороших специалистов, механиков и рабочих;

4) учит новейшим тактическим приёмам различных видов авиации;

5) испытанием вооружения самолётов, фото, радио и др. вспомогательных служб даёт возможность путём участия наших представителей быть в курсе новейших технических усовершенствований;

6) даёт возможность подготовить наш лётный состав к полётам на истребителях и, наконец;

7) даёт возможность путём временного пребывания в школе наших лётчиков пройти курс усовершенствования.

Все это даёт нам возможность заключить, что совместная работа по авиации в указанном направлении приносит нам несомненную пользу и желательно дальнейшее сотрудничество».

Итак, подведём некоторые итоги. Как мы выяснили, начальником липецкой авиашколы был офицер рейхсвера, обучение вели немецкие инструкторы по немецким программам, советская сторона предоставляла только вспомогательный персонал, труд которого оплачивался немцами. Материальная база - немецкая, доставлена за немецкий же счёт. Немцы оплачивали все постройки и перестройки, а также эксплуатационные расходы. Учились немецкие и советские курсанты. Таким образом, вопреки расхожему мифу не мы обучали немцев, а немцы на свои деньги готовили у нас своих и наших лётчиков. А заодно и наших механиков, поскольку уровень технической культуры у последних был, прямо скажем, невысок.

Как пишет в своих мемуарах знаменитый немецкий авиаконструктор Э. Хейнкель:

«С разрешения тогдашнего правительства рейхсвер оказывал содействие в реорганизации армии Советской России. Эта страна нуждалась в тех достижениях, которые имела Германия в техническом отношении. Авиационным отделом в рейхсвере заведовал Вильберг. Он совершил поездку в Россию для изучения возможности обучения там лётчиков на самолётах, тайно построенных в Германии».

Насколько велик вклад липецкой школы в создание германских ВВС? За всё время её существования (как и другие совместные проекты, она была закрыта в 1933 году, после прихода к власти Гитлера) в ней было обучено или переподготовлено 120 немецких лётчиков-истребителей и 100 лётчиков-наблюдателей. Много это или мало? Для сравнения: к 1932 году Германия сумела подготовить в нелегальных военных авиашколах в Брауншвейге и Рехлине около 2000 будущих пилотов люфтваффе.

Попутно следует развеять популярный миф, будто в Липецке обучался такой крупный (во всех отношениях) деятель Третьего рейха, как будущий рейхсмаршал Геринг, который, если верить нынешним российским СМИ, даже обзавёлся там любовницей. На самом деле подобная ситуация была совершенно невозможной. Во-первых, будучи активным участником знаменитого «пивного путча» 1923 года, Геринг после его подавления бежал за границу, был заочно осуждён германским судом и объявлен государственным преступником. Таким образом, его появление на объекте, официально курируемом рейхсвером, представляется весьма сомнительным. Во-вторых, когда после поражения Германии Герингу как одному из прославленных асов 1-й мировой войны предложили вступить в армию Веймарской республики, он отказался по идейным соображениям: «Я отклонил предложение вступить в рейхсвер, так как с самого начала находился в оппозиции к республике, которая была создана революцией. Я не мог бы сочетать это со своими принципами» .

Из книги Двойной заговор. Тайны сталинских репрессий автора Прудникова Елена Анатольевна

Глава 3. «В глухом Липецке, в Казани и под Симбирском…» Среди множества мифов о том времени есть и такой: в 20-е - 30-е годы Советский Союз обучал у себя немецких офицеров, тех самых, которые потом гнали наши доблестные армии до самой Москвы. В качестве примера приводят даже

Из книги На пути к Мировой войне автора Мартиросян Арсен Беникович

Миф № 11. Наци № 2 и будущий руководитель люфтваффе рейхсмаршал Герман Геринг учился летать в секретной советской летной школе в Липецке (там были подготовлены многие гитлеровские летчики, впоследствии бомбившие Советский Союз). Знаменитого танкиста Третьего рейха

Из книги 1941. Война в воздухе. Горькие уроки автора Хазанов Дмитрий Борисович

Глава 1. Советская авиационная доктрина в 1925-1939 гг. Революция, гражданская война, интервенция иностранных государств прервали неуклонное развитие России как индустриального государства. В начале 20-х годов XX века в народном хозяйстве и на транспорте царила разруха, не

автора Швабедиссен Вальтер

Глава 11 Авиационная промышленность, военная экономика, транспорт По понятным причинам немецкое командование не располагало исчерпывающими данными о состоянии авиационной промышленности и военной экономики Советского Союза в 1941 г. Из немногочисленных докладов

Из книги Сталинские соколы - Анализ действий советской авиации в 1941-1945 гг автора Швабедиссен Вальтер

Глава 14 Авиационная промышленность, военная экономика и транспорт Все, известное по этим вопросам, было собрано из различных источников, основанных, естественно, не на свидетельствах немецких полевых командиров, которые не компетентны в этом вопросе.Авиационная

Из книги Неизвестный Юнкерс автора Анцелиович Леонид Липманович

«Юнкерсы» в Липецке Военная хунта, фактически управлявшая Германией с 1917 года и до прихода к власти нацистов, после поражения в войне была поставлена перед выбором: смириться с полным запретом всей военной авиации в Германии или получить ужасные последствия

Из книги Так кто же виноват в трагедии 1941 года? автора Житорчук Юрий Викторович

3. Летная школа в Липецке Официальное соглашение о создании авиационной школы и складов авиационных материалов в Липецке было подписано в Москве 15 апреля 1925 года. В этом же году на средства «Рурского фонда» для школы в Липецке были закуплены и доставлены в СССР 50

автора

Первая средняя образцовая показательная школа в Лесном - Фабрично-заводская школа № 173 Современный адрес - Политехническая ул., 22, корп. 1. Фабрично-заводская школа № 173. Фото 1930-х годовЕще одна школа по проекту A.C. Никольского, Л.Ю. Гальперина, A.A. Заварзина и Н.Ф. Демкова

Из книги Ленинградская утопия. Авангард в архитектуре Северной столицы автора Первушина Елена Владимировна

Школа им. КИМа (школа второй ступени в селе Смоленском) Современный адрес - ул. Ткачей, 9.Построена в 1927–1929 годах по проекту Г.А. Симонова. Располагалась в черте жилмассива на улице Ткачей.Есть предположение, что в проектировании школы участвовал Л.М. Хидекель - один из

Из книги Ракеты и полеты в космос автора Лей Вилли

автора Кантор Юлия

§ 4. СССР как немецкий полигон: самолеты в Липецке, «химия» в Саратове, танки в Казани Как уже упоминалось, первые контакты с целью наладить советско-германское военное сотрудничество состоялись в 1920 г. Их вдохновителем и наиболее активным сторонником был генерал X. фон

Из книги Заклятая дружба. Секретное сотрудничество СССР и Германии в 1920-1930-е годы автора Кантор Юлия

Деятельность трех основных объектов рейхсвера на территории СССР: самолеты в Липецке, «химия» в Саратове, танки в Казани Эти объекты были созданы на основе временного соглашения о сотрудничестве между рейхсвером и Красной Армией, подписанного в Москве И августа 1922 г.

Из книги Офіцерський корпус Армії УНР (1917-1921) кн. 2 автора Тинченко Ярослав Юрьевич

Житомирська юнацька школа (Спільна військова школа) Організація Житомирської юнацької школи почалася одразу після завершення боротьби зі Скоропадським як один із заходів Директорії з формування власного старшинського корпусу: поповнили його повстанці, що найбільше

История любви немецкого аса Германа Геринга и липчанки Нади Горячевой в начале XXIвека долгое время муссировалась отечественными и германскими СМИ. В России был снят даже документальный фильм на эту тему. Хотя, если вчитаться в официальную биографию будущего группенфюрера СА, станет ясно: в СССР он никогда не был и быть не мог.

В статьях о взаимоотношениях русской девушки и немецкого офицера цитируется письмо, которое якобы написала влюбленная Надя Горячева своему «Гере», обещая ждать того «всю жизнь». Исходя из этого послания, «он улетел, но обещал вернуться».

Но дело в том, что Геринг из Липецка не только не улетал, но и никогда туда не прилетал: во время функционирования в этом советском городе авиационной школы по подготовке немецких летчиков Геринг вообще не имел к германской армии прямого отношения, он занимался построением собственной политической карьеры. И романы у Геринга были совсем с другими женщинами.

Липецкая авиационная школа (учебный центр) начала работать в 1925 году. Центр действовал 8 лет, и за это время в нем прошли обучение свыше 200 немецких и 140 советских летчиков. С укреплением в Германии у власти нацистов авиашкола закрылась, и немцев там больше не обучали.

В год открытия липецкой спецшколы и в последующем году Геринг по нескольку месяцев лежал в психбольницах вследствие злоупотребления морфием: во время Пивного путча (ноябрь 1923 года) его тяжело ранили в живот, начались жуткие боли, пришлось принимать наркотики, и раненый к ним пристрастился. До 1927 года местом жительства Геринга попеременно были Австрия, Италия и Швеция.

В 1927 году путчистов амнистировали, и гитлеровская НСДАП начала свое стремительное восхождение на политический олимп Германии. Не отставал и Геринг: в 1928-м он, председатель и главный спикер нацистской фракции, заседает в Рейхстаге. В 1932 году количество мест для нацистов в германской «Думе» выросло почти в 20 раз. В том же году Геринг занимает место председателя Рейхстага, а год спустя возглавляет Министерство внутренних дел Пруссии. Также в 1933 году Герингом была создана печально знаменитая тайная полиция (гестапо).

Так что «летал» Герман Геринг все эти годы на совершенно других высотах и в иных измерениях. В 1920 году он увел от мужа баронессу Карин фон Кацов, с которой прожил до 1931 года, пока она не умерла от туберкулеза. Геринг очень переживал ее смерть и вторично женился только через 4 года. Никаких «русских» романов у этого нациста тогда не было.

В Липецке появились первые экземпляры книги, которую очень многие и в Липецке, и в других городах России, и за рубежом ждали с нескрываемым интересом. Книга обречена стать библиографической редкостью.

Книга издана в декабре 2011 года в Саратове при поддержке управления внутренней политики Липецкой области. Приятно, что свою лепту в подготовку в свое время внесла и администрация города - несколько лет назад на средства муниципального гранта Ю.Н. Тихоновым был подготовлен фотоальбом, благодаря которому была приоткрыта завеса таинственности над легендарным немецким учебным авиацентром в Липецке.

В книге освещается деятельность липецкого авиацентра в 1920 - 1930-х гг. прошлого века: история возникновения и деятельности секретной немецкой школы военных летчиков, формирование так называемой "малой академии" отечественныез ВВС - Липецкого авиацентра им. В. Чкалова, обширные страницы жизни провинциального российского города в предвоенный период.

Книга содержит более 300 фотографий, многие из которых публикуются впервые. Всё это, а также факты, тщательно собиравшиеся Юрием Николаевичем на протяжении 20 лет, а также выводы, делают монографию и красочной, и чрезвычайно содержательной.

Что мне особенно импонирует, так это то, что настоящая монография, основанная на архивных исследованиях и с указанием источников. очень важно в наш век наукотырства и безудержного количества книг, сшитых из разных книг без ссылок даже на них...

О чём книга? О многом. её надо просто внимательно прочитать, не раз полистав фотографии знакомого незнакомого города - Липецка. Для многих липчан - это родной город.

Вот это фото наверняка многие узнают:

Правильно: немецкие курсанты прогуливаются в с. Студенки на фоне Христорождественской церкви. Сейчас здесь проезжая часть ул. Студеновской.

Вид современного Военного городка в 1925 г.:

Бывшее кафе "Минутка" напротив бывшего кафе "Сказка". Ныне магазин "36,6".

В книге масса доселе неизвестных или малоизвестных фактов. Я не собираюсь их пересказывать, а всего лишь пытаюсь вызвать интерес, чтобы хотя бы полистать книгу:

По оценкам военкома реальная численность населения Липецка вместе в с прилегающими селами составляла 70 - 100 тыс. чел...

Многие фото Липецка, здания, церкви, панорамы сохранились только благодаря фотоснимкам немецких лётчиков...

Несколько лет липецкий центр так и не был рассекречен разведками нескольких государств...

В 1929 году Христорождественский собор мог быть закрыт из-за неуплаты арендных платежей. но курсанты немецкой школы сбросились и заплатили необходимые платежи...

Липецких подруг немецких курсантов называли "шоколадницами"...

Немецкие офицеры и курсанты достаточно презрительно относились к местному населению, состоявшему на 96 % из русских (остальные 4 % приходились на долю украинцев, чувашей, татар, мордвин - выходцев с Кавказа в Липецке не было)...

В прямом связи с немецкой авиашколой в Липецке появились каноэ, яхты, глиссер и теннисный корт на том же месте в Нижнем парке, где он и сейчас...

Валерий Чкалов был специально приглашён в Липецк, чтобы "утереть нос" немецким асам... И утёр...

Немецкие инструкторы удивлялись способностям русских курсантов-лётчкиов и с лучшими из них проводили специальные занятия...

В Липецке были разработаны современные приёмы ведения воздушной войны, использовавшиеся в годы Великой Отечественной и Второй Мировой...

Немецкие курсанты были не прочь попробовать русский самогон, прогулять всю ночь, но днём выполнять учебные полёты...

Летом 1932-го в зону наземных целей въехал крестьянин на телеге, который был расстреляе немецким лётчком. Власти оценили ущерб: за коня - 150 руб., за повреждённую телегу - 15 руб.; жизнь колхозника, у которого остались жена и двое детей, была оценена в 10 руб... Немцы были шокированы такой "бухгалтерией"...

Немецкие лётчик после тенниса:

Особое внимание - курсантам школы. Среди инструкторов, слушателей, выпускников - немецкие генералы и руководители люфтваффе, фашистские асы. Только из выпуска 1932 года следует выделить Лютцова (115 побед, 85 на советско-германском фронте), Радуша 63 победы), Траутлофта (57 побед, 45 на Восточном фронте). После выпуска в Липецке большинство лётчкиов воевали в составе "Кондора" в Испании, а потом составляли элиту ВВС вермахта в войне против России..."

Гюнтер Лютцов на отдыхе с другими курсантами в Липецке:

Немцы разбивались...

"Бильярдные шары" выпуска 1932 г. Элита ВВС Гитлера...

Слушатель липецких курсов Ганс Ешшонек - один из создателей Люфтваффе, генерал-полковник. В 1937 - 1938 гг. - начальник оперативного отдела Генштаба Люфтваффе, в 1939 - 1943 гг. - начальник Генштаба Люфтваффе. 18 августа 1943 года покончил жизнь самоубийством...
На фото он сидит на мяче на берегу Воронежа в районе современного городского пляжа:

В мае 2012 года исполняется 100 лет авиации в Липецке. Именно этот человек - Николай Саков - совершил в 1912 году первый полёт на "этажерке" в направлении Тамбова:

Валерий Чкалов был в Липецке неоднократно и "учил" немецких инструкторов в воздушных боях по полной программе:

Липецк снова засветился в популярном комедийном шоу «Comedy Club ». Юмористы показали сцену с международного саммита с участием лидеров трех государств - России, Северной Кореи и Германии.

В миниатюре говорили о российских шпионах. Агенты делились трудностями своей работы, а глава РФ давал указания на ближайшие сроки правления.

И читается закадровый текст: «Липецкая школа разведчиков объявляет набор абитуриентов на новый учебный год. Хочешь стать разведчиком - добро пожаловать».

Последние новости Липецкой области по теме:
В «Comedy Club» пошутили над липецкой школой разведчиков

В «Comedy Club» пошутили над липецкой школой разведчиков - Липецк

Липецк снова засветился в популярном комедийном шоу «Comedy Club». Юмористы показали сцену с международного саммита с участием лидеров трех государств – России, Северной Кореи и Германии.
16:30 18.09.2017 LipetskMedia.Ru

Most.tv представляет картину дня Черноземья. В соцсетях появилось видео, как из зависшего над высоткой из вертолёта на крышу высадилась группа «десантников» Видео зависшего в небе над воронежской высоткой вертолета,
02.03.2019 Мост ТВ Фото: liza_viii Каждый день липчане выкладывают фото в Инстаграм. Мы выбираем самые интересные снимки горожан.
02.03.2019 Мост ТВ В социальных сетях появились фотографии и видео, иллюстрирующие, как двое мужчин сидят в надувной лодке на пересечении улицы Губкина и проспекта Ватутина в Белгороде.
02.03.2019 Мост ТВ