Проект «Шли девчата по войне», посвящённый ученицам школ фабрично-заводского обучения и ремесленных училищ, которые заменили ушедших на фронт работников фабрик и заводов. Школа фабрично-заводского обучения

Проект «Шли девчата по войне»,

посвящённый ученицам школ фабрично-заводского обучения и ремесленных училищ, которые заменили ушедших на фронт работников фабрик и заводов.

Класс: 7 «Б»

Учитель:

Задача проекта - создание экспонатов для школьного музея. В музее действует экспозиция, отражающая жизнь семьи и детей в условиях войны. Мы решила пополнить её платьем, сшитым по моде 40-х годов и подборкой материалов об условиях жизни и труда подростков 14-17 лет.

Актуальность : Так как уходит из жизни последнее поколение, пережившее войну, достоверные знания о прошлом безвозвратно исчезают. Собранные сегодня сведения донесут до нас и следующих поколений правду об исторической действительности. Через несколько лет мы уже не узнаем то, что могли узнать сегодня.

Приступая к проекту, мы имели очень смутное представление о жизни подростков в годы Великой Отечественной войны. Однажды в классе была проведен классный час на тему «Жизнь подростков в годы войны», на котором мы узнали, что подростки с 12 лет не учились, а работали на заводах в госпиталях, одевались в лохмотья, питались хлебом, которого не хватало.

Мы провели исследование условий бытовой жизни и труда девушек в возрасте 14-17 лет.

В проекте используются цитаты из воспоминаний ветерана трудового фронта Агутиной Татьяны Павловны, которые ранее нигде не публиковались.

Из собранных материалов мы узнали, что к началу войны в Советском Союзе сложилась следующая система образования:

Дети, закончившие 7 классов , могли продолжить обучение в школе или поступить в ремесленные и железнодорожные училища, где обучались 2 года рабочим профессиям. Дети, не закончившие 7 классов, могли поступить в школы ФЗО (фабрично-заводского обучения) со сроком обучения 6 месяцев

Но 1 сентября 1941 года учебный год не начался, так как часть учителей была призвана в армию, часть направлена на работу на оборонные предприятия.

10 сентября вышло Постановление ГКО (государственный комитет обороны), согласно которому учащиеся 1-6 классов должны быть эвакуированы, для учащихся 7-8 классов не особо нужных производству, должна быть организована учёба, а все учащиеся 9-10 должны быть направлены на производство, за исключением неспособных к труду. Для желающих учиться должны быть организованы вечерние занятия.

Таким образом, предположение о том, что все дети работали, а не учились, не подтвердилась.

Ремесленные училища и школы ФЗО во время войны комплектовались не только добровольно, но и принудительно. Это подтверждается во воспоминаниях ветеранов Агутиной Т. П, и др. Мобилизация в училища проводилась по всей стране.

С 1-го дня учеников ставили к станку, где они работали по 8-12 и даже 17 часов.

Дисциплина на производстве была очень строгой. Опаздывать на работу и тем более прогуливать было нельзя. Но из-за тяжёлых условий были случаи побегов. Сбежавших снова возвращали на производство. В случае невозвращения судили и сажали в тюрьму, как дезертиров.

Численности девочек - учащихся ФЗО и ремесленных училищ на продолжении военных лет росла.

Ученики получали за свой труд заработную плату и питание в заводской столовой. Судя по воспоминаниям многих ветеранов, питание было скудным. Многие ученики действительно голодали, хотя и получали горячую пищу. Вот воспоминания. бывшей ученицы ремесленного училища г. Пензы: «На завтрак мы получали жиденький супчик, в котором вместо мяса плавают 3 овсянки, на обед тот же супчик и 2 ложки овсяной каши, на ужин опять супчик Хлеб мы получали кукурузный, по 700 г. на весь день. Кукурузный хлеб тяжёлый, порция в 700г по размеру чуть больше куска хозяйственного мыла. Пока идёшь домой, потихоньку его отщипываешь, смотришь – а есть уже нечего».

Подростки поднимались в пять утра, ели баланду с хлебом, потом шли пять километров до карьеров. Обуты ребята в рваные бахилы на босу ногу, из бахил торчат красные, как у гусей, пальцы. И весь день на карьерах они грузят в вагоны торф, а вечером – та же миска баланды – и спать. Но в некоторых случаях питание было неплохим (воспоминание Уваровой А. В) и для учеников, потерявших родителей, это был единственный источник существования.

Во многих городах зимой не было отопления, и ученикам приходилось жить и работать в нетопленых помещениях. Вот как описывает своё жилище: «Нас поселили в землянке, а точнее в бывшем овощном складе. Он был огромный, поделённый на отсеки. В каждом отсеке стояло по 10 двухъярусных кроватей, несколько тумбочек и табуреток, стола не было. На кровати матрац, тоненькое войлочное одеяло, подушечка. Помещение было сырым и холодным, отапливалось «голландкой». Топили её мокрыми опилками, от которых было не столько тепла, сколько дыма. Чтобы просушить и согреть своё бельишко, девочки перед сном клали его под себя. Я спала на верхнем ярусе, и после очередного дождя на меня капала вода».

Понятие моды в молодёжной среде существовало. Одежду шили и перешивали сами или заказывали у портних. Рассказывает: «Одежду шили и перешивали из того, что было. Моя старшая сестра работала в ателье и присылала мне сшитые из остатков платья и блузки, и даже пальто. По моде того времени платья были «в талию», с поясками. Воротнички шили круглые, отложные. Рукава «фонарик», с плечиками. Кофты тоже вязали сами. Сестра связала мне короткий жакетик в талию. Вязка была очень ровная, и подружки не верили, что это связано вручную».

Гипотезу о лохмотьях не подтвердила и бывшая ученица ремесленного училища Владимирская обл ." href="/text/category/vladimirskaya_obl_/" rel="bookmark">Владимирской области Уварова хорошо помнит своё крепдешиновое платье в горошек, которое она заказывала у эвакуированной портнихи.

Чтобы разработать модель платья для музея, мы провели дизайн-анализ 53-моделей из журналов мод 1942г. На основе этих данных под руководством учителя технологии разработали модель и выкройки платья для музея. Ткань подобрали в горошек, популярный в то время.

Я надеюсь, что это платье и собранная подборка воспоминаний помогут установить незримую связь моих сверстников с уходящим от нас поколением мужественных девчат, которые достойно прошли испытания военных лет.

Проект может продолжить любой ученик, заинтересованный в сохранении памяти о великом подвиге советской молодёжи. Ведь каждый новый экспонат музея откроет ещё одну страницу жизни, расскажет о непростых судьбах людей, подаривших нам жизнь.

Чтоб снова

На земной планете

Не повторилось той зимы,

Нам нужно,

Чтобы наши дети

Сегодня я начну новый, и, если будет читательский интерес, длинный цикл статей о повседневной жизни людей в сталинском СССР. И не за весь период, а только за предвоенный. Точнее – это 1939, 1940 и начало 1941 года. Объясню свой выбор. В процессе работы над книгой «Повседневная жизнь первоуральцев в годы Великой Отечественной войны» я накопил большое количество материала о стране в целом. И однажды у меня возникла мысль: а каким бы был сталинский СССР не случись второй мировой войны?

Я думаю ответить на этот вопрос в полном объеме невозможно. Но основные черты увидеть можно в том каким был Советский Союз в 1939 – 1940-м и начале 1941 года.
Почему этот период?
Потому что начало 1939 года было по существу последним периодом, когда СССР ещё не проводил масштабных мобилизационных мероприятий готовясь к войне. Летом 1939 года мобилизационные мероприятия масштабно ощутило население. Далее мобилизационные мероприятия шли по нарастающей.

Даже многие профессиональные советские историки начинают отсчет мобилизационных мероприятий в СССР с создания Государственного комитета обороны летом 1941 года.
Это не правильно.
Народ мобилизационное напряжение почувствовал ещё летом 1939 года. Незадолго до нападения 1 сентября 1939 года Германии на Польшу, хотя наиболее чувствительные для населения довоенные мобилизационные мероприятия произошли всё же в 1940-м году.

Это в полной мере касается и школ фабрично – заводского ученичества (ФЗУ).
В 1939 году ФЗУ были очень популярными среди молодежи.
Учеба в ФЗУ была исключительно добровольной, учащиеся жили интересной общественной и культурной жизнью.
Учащиеся ФЗУ обеспечивались питанием, стипендией и общежитием.
Кого попало в ФЗУ не брали.
Право учиться в ФЗУ надо было заслужить!

Чтобы читателю было понятно какими соблазнами заманивали подростков в ФЗУ приведу несколько объявлений из первоуральских газет 1939 года:

«ФЗУ Новотрубного завода объявляет набор учащихся: токарей – 30, слесарей – 60, волочильщиков – 30, электриков – 60. Принятые обеспечиваются общежитием, стипендией от 55 до 143 рублей. Принимаются лица от 15 до 18 лет с образованием 7 классов. Подавшие заявление должны пройти испытания по русскому языку, математике, физике и химии».

А вот как принимали в школу ФЗО Динасового завода:

«Обучение слесарей, прессовщиков, дробильщиков. Принимаются лица от 16 лет с образованием не ниже 6 классов. А так же (школа) готовит счетоводов. Образование – не ниже 7 классов. Принимаются лица от 17 лет. Срок обучения 6 месяцев. Стипендии счетоводам – 125 рублей».

Заметьте в ФЗУ Новотрубного завода тогда было поступить сложнее, чем в современный университет!!! Аж четыре экзамена!

Помимо того, что учащиеся ФЗУ обеспечивались хорошей стипендией, жильем, спецодеждой и питанием, предприятия ещё организовывали их досуг.

Вот еще несколько выдержек из первоуральских газет:
«Ребята из ФЗУ ПНТЗ посетили Кунгурскую пещеру с экскурсией на деньги завкома».

И ещё:
«60 ребят из ФЗУ Динасового завода летом 1939 года ездили отдыхать в различные дома отдыха. Несколько человек из них побывали в прославленном всесоюзном пионерском лагере «Артеке», а еще несколько человек – в санатории им. Октябрьской революции в Одессе».

К сожалению международная обстановка продолжала ухудшаться и 2 октября 1940 года президиум Верховного Совета СССР издал указ согласно которому наркоматы и предприятия получили возможность мобилизовывать молодежь в железнодорожные училища, ФЗУ, ремесленные училища в порядке призыва.

Принудиловка сразу изменила отношение населения к ФЗУ.

Из ФЗУ участились случаи самовольных уходов. Государство отреагировало карательными мерами. Указом президиума Верховного Совета СССР от 28 декабря 1940 года предписывалось учащихся ремесленных, железнодорожных училищ и школ ФЗО за самовольный уход из училища, а также за систематическое и грубое нарушение школьной дисциплины, повлекшее исключение из училища, подвергать по приговору суда заключению в трудовые колонии сроком до одного года .

Именно поэтому школы фабрично-заводского ученичества до сих пор в исторической литературе имеют столь неоднозначную репутацию – до осени 1940-го года – это было дело добровольным, престижным, а потом – принудительным и не желанным.

Современному читателю преподносят данные негативные обстоятельства вне контекста. И пропагандистский прием срабатывает – подавляющее большинство не знает реалий довоенного СССР.

Кстати, я именно поэтому и назвал данную серию постов «Забытый СССР» .

Надо сказать и современники воспринимали эти шаги государства крайне не однозначно. Внешняя политика СССР в тот момент была двойственной. С одной стороны фашизм признавался главным врагом всех советских людей, с другой – СССР всячески старался задобрить Германию, чтоб избежать войны.

Многие в то время международных реалий не понимали и к шагам сталинского правительства относились крайнее критически. Писатель Юрий Слепухин в автобиографическом романе «Перекресток» приводит такой эпизод, якобы записанной старшеклассницей, комсомолкой в своем личном дневнике:

«Вчера вышел приказ No 1 Главного управления трудовых резервов: о распределении контингентов призываемых по областям. На нашу область падает 15 тысяч - 7000 человек в ремесленные училища, 700 в железнодорожные и 7300 в школы фабрично-заводского обучения. Все гадают - кто попадет в число тех «пятнадцатитысячников». Впрочем, призывать будут, кажется, гл. обр. шести- и семиклассников. Девочек тоже!
Вечером мы с Сергеем и Володей были у Николаевых. Таня начала говорить, что это жестоко - призывать насильно таких детей, не считаясь с их планами на будущее, и т.д. В конце концов Алекс. Сем. на нее накричал - я еще никогда не видела его таким возмущенным. Он сказал, что нужно же хоть немного понимать, чем это вызвано. Мы живем сейчас как на вулкане, оборонной промышленности нужны миллионные кадры специалистов, и вообще это не идет ни в какое сравнение с тем, что переживает сейчас молодежь в Западной Европе. Мне от его слов стало жутко. Я действительно до сих пор просто и не подумала, что эта мера вызвана подготовкой к войне, и вообще совершенно не думала о том, что война может захватить и нас».

Если бы не война, то учащиеся ФЗУ и в 1940-м и в 1941 и во все последующее года, ездили бы на пляжи Черного моря, получали нехилые стипендии, и ребята ломились бы в ФЗУ, как сейчас на самые престижные факультеты…

Я думаю, что даже из этих немногих примеров можно понять каким бы был сталинский СССР, если бы европейцы при активном содействии американцев и японцев не разожгли второй мировой войны.

Продолжение следует…

Расширяющееся фабричное производство требовало квалифицированных специалистов. Эту задачу успешно решал коллектив педагогов и мастеров производственного обучения школы фабрично-заводского ученичества (ФЗУ), созданного в 1924 году и позднее преобразованного в профессиональное училище.
Мастерами и инструкторами производственного обучения были С.И.Ветрова, В.М.Ветрова, Н.М.Лаврентьева, М.К.Белозерцева, Л.П.Анисимова, М.Л.Можаева, А.Г.Вечернина, долгое время руководил училищем Д.Т.Шатали.
За годы существования из стен училища вышло немало помощников мастеров, ткачей, мотальщиц, прядильщиц, проборщиц, тростильщиц и других специалистов. Получив первоначальное профессиональное образование, многие выпускники в дальнейшем стали специалистами высшего класса.

Историческая справка:

Школа фабрично-заводского ученичества, школа ФЗУ (часто ошибочно - фабрично-заводское училище ) - основной тип профессионально-технической школы в СССР с 1920 по 1940 год.

Школы ФЗУ действовали при крупных предприятиях для подготовки квалифицированных рабочих. Срок обучения 3?4 года. В школу принималась молодёжь 14-18 лет с начальным образованием. Наряду с профессиональным обучением в школе велась общеобразовательная подготовка.

В 1930-1939 годах обучение проходило в основном на базе 7-летней школы и, из-за сокращения часов на общеобразовательные предметы, срок обучения снизился до 1,5?2 лет. В 1940 году большинство школ ФЗУ были реформированы в школы ФЗО, сохранившись преимущественно в лёгкой и пищевой промышленности.

В 1959-1963 годах наряду со всеми профессионально-техническими учебными заведениями системы Государственных трудовых резервов СССР школы ФЗУ были преобразованы в профессионально-технические училища с различными сроками обучения.

За время существования школ ФЗУ было подготовлено около 2,5 млн квалифицированных рабочих.

Из воспоминаний Г.Г. Осипова:

В 1924 г. фабрика работала только в 1 смену, и было задействовано лишь 2/3 оборудования. Для того, чтобы запустить простаивающее оборудование, требовалась квалифицированная рабочая сила по всем профессиям.

В ноябре 1924 была организована Школа ФЗУ. В нее принимались дети рабочих фабрики и из окрестных деревень.

Первое время теоретические занятия проводились в детской школе. В последние годы занимались в узком корпусе фабрики. Срок обучения был 2,5 года. По спецпредметам преподавали главный инженер С.В. Мазурин, зав. ткацким производством А.Г.Смирнов и другие руководители цехов.

Общеобразовательные предметы преподавали педагоги детской школы. Практические занятия проводились на рабочих местах в цехах. Были выделены участки, комплекты, закреплены лучшие инструкторы по ткачеству А. Андреева, М. Дворецкова, Т.М. Легкова, с поммастерами занимался И.П. Калинин.

Перед выпуском из школы поммастера проходили стажировку на действующем комплекте под наблюдением поммастера.

Девушки на станках и машинах первое время работали под наблюдением инструкторов.

Школа ФЗУ с 1924 по 1941 г. в среднем ежегодно выпускала по 100-120 учеников по разным специальностям – ленточницы, банкаброшницы, прядильщицы, мотальщицы, ткачи и поммастера. По неполным данным с 1927 по 1941 г. было выпущено около 1500 человек.

С 1927 г. в школу ФЗУ ежегодно поступали девушки и парни из детских домов. Первые годы из-за отсутствия общежитий и квартир на территории фабрики, девушки жили в деревне Лепешки, а парни в деревне Путилово в частных домах. По мере строительства жилплощади на фабрике, ученики ФЗУ из детских домов и завербованные девушки из Рязанской, Курской, Воронежской и других областей расквартировывались в общежитиях в казармах и в домах по ул. Чкалова.


Ученики школы ФЗУ. 1926.
В центре - инструктор Калинин Иван Павлович



Группа ФЗУ. Сновальный отдел фабрики. 1925



Выпускники школы ФЗУ Вознесенской фабрики. Первый выпуск. 1927

На фото: на переднем плане слева - Смирнов А.Г., зав. ткацким производством (преподавал ткачество), Мазурин Сергей Васильевич, главный инженер фабрики (крайний справа).
На снимке также: Борис Платонов, заведующий школой ФЗУ.
Ученики, слева-направо: Михайлов И., Макаров С., Ягодкина Д., Табакова М., Тихонова (Лебедева) Зинаида Кононовна, Иванов Н., Колокольников Ф., Осипов Георгий Георгиевич, Булкина, Е., Блинников Г., Иванова В., Стихарев В., Плотникова Е., Ветрова С., Колокольникова М., Плешаков Федор Андреевич, Майоров Степан Васильевич, Белов Н., Карташов А., Шапкина А., Соснова, Малышева П., Новикова, неизвестн., неизвестн., неизвестн., Никифоров Б.



Школа ФЗУ


Группа учеников ФЗУ на южном курорте. 1929

Сидят: Юшкин, Малышев, Болясников Алексей, Орлов Геннадий Федорович
Стоят: Прохоров, Коршунов В., Сидоров В., Хромов А., Васильев Н.



Ученики школы ФЗУ. 1931-1933

В первом ряду слева-направо сидят: Бесфамильнов, Глазов, Бахурин, Лебедев Н.;
2 ряд: Трусов Петр Иванович, Валентин Матвеевич Николаев (2-й слева), Полыгушин А., Шишкин;
3 ряд: Лодкин Л., Тюлюкин Н., Кулаков Т., И гнатьев


Ученики ФЗУ. 1930

Слева-направо стоят: Серисев, Ильин. С, Фомичев, Федоров,
сидят - Маркин, Кудрявцев, инструктор Иван Павлович Калинин, Якшин, В, Коршунов, неизвестный, Ильиных, Фомичев, неизвестный, Федоров


Группа фабзавуча в тренировочном цехе. 15 апреля 1937

Сидят слева-направо: Мещанинов, неизв., Баскаков, Козычкин, Павлов, неизв., Плешаков Ф.А. (преподаватель), Майоров С.В. (инструктор), неизв., Воронин, Завьялов А., неизв., Андреев Ф.


Ученики ФЗУ. 1938

Слева-направо стоят: Майоров С.В. - инструктор, Кулагин, Елизаров, Прошин, Голубков, Мягков, Бохвалов, Тимофеев, Завьялов А.

Педагоги Школы Фабрично-заводского ученичества (ФЗУ)

Ветрова София Ивановна

Ткачиха
С 1929 по 1941 гг. - инструктор, с 1941 по 1970 - старший мастер ФЗУ,
с 1970 - воспитетель в молодежном общеитии ФЗУ на ул. Чкалова, д.12

Иванова Валентина Дмитриевна

Политвоспитатель ФЗУ

Юдин Иван Сергевич

Начальник прядильного цеха, преподаватель ФЗУ

Монахов Семен Ильич

В 1928 г. окончил школу ФЗУ.
Работал ткацким поммастера.
С 1937 по 1942 - начальник 1-го ткацкого цеха.
В 1942 директор ОРС.
С 1944-1946гг. начальник РМО ткацкой фабрики.
С 1946 по 1949 начальник отдела снабжения фаюрики.
С 1949 по 1957 начальник РМО.
С 1951 по 1965 техник по деталям.
С 1965 ответственный масленного хозяйства

Майоров Степан Васильевич

Входил в агитбригаду "Синяя блуза" в конце 1920-начале 1930-х годов.
Был в первом выпуске ФЗУ в 1927г.
Состоял в комсомольско-молодежной бригаде ткачей Вознесенской фабрики .
В ФЗУ проводил практические занятия с поммастерами.
В 1941-1945гг. в эвакуации, потом мастер ткацкого цеха

Новиков Петр Васильевич

Окончл ФЗУ в 1933 г.
Работал ткацким поммастера.
В 1938 г. мастер смены.
В 1941-1945 гг. служил в армии.
С 1955 секретарь ткацкой партийной организации.
С 1959-1961 секретарь общефабричной организации.
С 1949 по 1956 (с перерывами) начальник 2-го ткацкого цеха.
С 1957 - ткацкий поммастера.

Петрова Зинаида Николаевна

Воспитанница детского дома.
На фабрике им. КРАФ окончила школу ФЗУ, потом работала ткачихой до 1942 г.
С 1942 по 1945 гг. - служила в армии сержантом-телеграфистом (ушла добровольцем).
В 1945 г. пернулась на фабрику и работала ткачихой.
В 1958 г. была избрана депутатом 5 созыва Верховного Совета СССР. Окончила филиал Ивантееевского техникума.
Работала инженером технологического цеха ширпортреба (Г.о.)

Плешаков Федор Андреевич

Начальник II ткацкого цеха,
преподаватель школы ФЗУ

Трусов Петр Иванович

Окончил ФЗУ в 1933 г.
Работал ткацким поммастером.
По комсомольскому призыву поступил в школу летчиков в 1937г.
Погиб в 1944 г. смертью храбрых

Лучшие выпускники Школы ФЗУ


Крылов Петр Дмитриевич

Окончил ФЗУ на фабрике в 1928 г.
С 1929 по 1934 окончил Московский текстильный техникум.
По окончании техникума с 1934 по 1937 г. работал мастером приготовительно-прядильного цеха фабрики им. КРАФ.
С 1938 г. заведующий прядильным производством в Ореховском комбинате. В этот период окончил заочно текстильный институт.
В 1941 г. направлен в г. Ленинакан на должность зав. прядильной фабрикой.
С 1946 г. - главный инженер на комбинате в г. Ногинске.
С 1968г. главный инженер текстильного комбината г. Егорьевске.
С 1970 по 1972 г. директор фабрики "Красная поляна".
С 1972 - пенсионер по болезни


Орлов Геннадий Федорович

Учился в ФЗУ с 1927 по 1929 г.
По окончании работал поммастера ткацкой фабрики на станках систем "Платт", "Иванова".
С 1939 - начальник 1-го ткацкого цеха.
С 1939 г. в армии, участник финской и Великой Отечественной войн. Пришел с войны в звании капитана.
С 1948 г. работал в РМО ткацкого цеха. В 1947-1949 гг. председатель фабкома.
С 1949 по 1952 г. секретарь партийной организации фабрики.
С 1952 по 1955 зам. директора фабрики, с 1955 по 1964 - начальник отдела снабжения.
С 1964 по 1967 - мастер производственого обучения ФЗУ.
С 1967-1972 - механик топливно-транспортного отдела фабрики.
С 1972 - на пенсии


М.К. Янгель

Смирнов
Дмитрий Васильевич

Воспитанник детского дома. С 1926 г. учился в ФЗУ. Работал помощником мастера.
С 1941 по 1945 г. участник ВОВ, матрос.
С 1945 работал на фабрике поммастера. Занимал перые места с социалистическом соревновании.
Общественник, несколько раз избирался заместителем председателя фабкома.

Толотов
Виктор Степанович

В 1950 поступил работать учеником ткацкого поммастера индивидуального обслуживания.
В 1961 окончил филиал при фабрике им. КРАФ Ивантеевского механико-технологического техникума.
С 1960 по 1961 - секретарь парткома фабрики
С 1961 по 1963 - поммастера ткацкого производства.
С 1963 по 1965 - зам. председателя Пушкинского горсовета
С 1965 по 1974 председатель Красноармейского горсовета

Сморчков
Константин
Иванович

ФЗУ окончил в 1933.
Работал ремонтировщком на прядильной фабрике.
С 1935 по 1938 служил в армии. С 1941 по 1945 участник ВОВ.
После войны работал ремонтировщиком на фабрике.
В 1957 окончил филиал техникума.
С 1960 г. 5 лет работал председателем фабкома.
С 1966 начальник ЖКО фабрики.
С 1969 начальник сортировочно-трепального отдела фабрики.
Умер в 1972г.

Полисонова
Вера Борисовна

В 1956 окончила филиал техникума при фабрике.
Работала инструктором ткацкого производства.
Участник ВОВ 1941-1945г.
Секретарь комсомольской организации фабрики.
С 1966 г. секретарь общефабричной партийной организации фабрики. Награждена орденом Трудового Красного знамени.

Фетисова
Галина Константиновна

мастер тростильно-крутильного цеха. Окончила техникум в 1956 г.
Награждена орденом "Знак почета" и медалями

Лобова
Мария А.

Тростильщица
Окончила школу ФЗУ в 1944 г.
Ударник Коммунистического труда, мастер "Умелые руки", награждена орденом "Знак почета"

Осипов
Георгий Георгиевич

Работал ткацким поммастера в 1930 г.
С 1930 по 1931 учился на курсах мастеров в Ленинграде.
с 1931 по 1933 мастер ткацкой ф-ки.
С 1933 по 1937 поммастера по налаживанию отстающего комп. №26 и поммастера на автоматичнеских станках системы Иванова.
С 1938 мастер ткацкого цеха. С 1941 по 1945 работал начальником ткацкого производства в г.Кинель Куйбышевской обл., куда было эвакуировано оборудование ф-ки.
С 1946 по 1956нача ьник 1-го цеха.
С 1957 закончил филиал техникума.
С 1959 мастер приготовительного отдела.
С 1970г. на пенсии

Потапов
Василий Валерьянович

Окончил ФЗУ в 1933 г. Работал ремонтировщиком в прядильном цехе.
С 1939 начальник РМО прядильного цеха.
С 1940 секретарь комсомольской организации. В 1941-1942 в эвакуации в Оренбурге с оборудованием. С 1943 начальник РМО и начальник тростильно-крутильного цеха по 1947г.
С 1947 по 1963 начальник РМО прядильного цеха.
С 1963 по 1973 зам. директора ф-ки.
С 1973 пенсионер

Барц
Виктор Павлович

Окончил ФЗУ в 1937
Работал ткацким поммастера до 1950
С 1941 по 1945 - участник ВОВ
В 1957 закончил филиал техникума
5 лет работал председателем цехкома фабрики
5 лет работал секретарем партбюро фабрики
6 лет работал зав. ткацким производством
С 1967 работал начальником тростильно-крутильного отделения фабрики

Чистяков
Иван Иванович

Инженер, работал на прядильной фабрике, был начальником цехов, главным инженером.
В техникуме вел занятия по прядению, преподавал в ФЗУ

Панкратова
Мария Алекс.

Инженер-ткач.
С 1968 г. заведовала филиалом техникума и преподавала в нем

Панкратов
Николай Иванович

Инженер-ткач, преподаватель по предмету "Ткачество"

Бушуев
Павел Петрович

В 1930 окончил ФЗУ
Работал ремонтировщиком прядильных машин
С 1936 по 1938 служил в армии
С 1941 по 1943 - участник ВОВ
С 1946 по 1949 учился в заочном текстильном техникуме и работал ремонтировщиком
С 1943 по 1947 - мастер РМО
С 1947 по 1954 - начальник трепального отделения
С 1954 по 1965 - начальник приготовительного отделения
С 1966 начальник прядильного производства, замещал должность Главного инженера фабрики

Коноплев
Владимир Васильевич

С 1950 работал возильщиком и заправщиком основ, в это же время учился в заочном текстильном техникуме
С 1952 поммастера прядильно-ткацкого отделения
С 1953 - мастер приготовительного отделения
В 1964 заочно окончил текстильный институт
В 1961 работал конструктором
С 1967 - зам. главного механика фабрики

Уколов
Василий Григорьевич

С 1924 по 1929 - ткач фабрики
С 1929 по 1933 - поммастера
С 1933 по 1960 - мастер ткацкого производства
С 1960 по 1969 - начальник РМО ткацкого производства.
С 1956 по 1960 - заочно учился в текстильном техникуме, окончив его на "отлично"

Вечернее отделение Московского текстильного техникума было открыто в 1951 году. Большой вклад в его отделения внесла его руководитель Варвара Павловна Скуратова. За учебные парты сели начальники цехов, бригадиры и другие руководители, не имевшие специального образования


Малинкин Владимир Алексеевич
техник, преподавал в техникуме предмет "Прядение"


Девушки готовятся к урокам в вечерней школе рабочей молодежи


Здесь находилось профессиональное училище и общежитие девушек.
Здание бывшей школы в Заречном тупике (Отбельная казарма)


Занятие в классе Школы рабочей молодежи на фабрике им. КРАФ


В комнате общежития в Заречном тупике


На занятии в ФЗУ по предмету "ткачество".


Прядильщицы на занятии в ФЗУ


В комнате общежития. Ул. Чкалова, д.12

Хромов Н.Удивительные контрасты

Рейд «КП»

Есть у нас четыре удобных, благоустроенных общежития, в которых живут девушки, работающие на нашей фабрике. В общежитиях есть все: комнаты для жилья с современной удобной мебелью, помещения для учебы и отдыха, прекрасные бытовки.

11 ноября штаб «Комсомольского прожектора» провел рейд по общежитиям. И что же мы увидели?.. На первый взгляд, все вроде бы хорошо – отремонтированные здания, светлые чистые коридоры. В красных уголках уютно, на стенах плакаты, стенды, стенгазеты. В бытовых комнатах порядок и чистота. Задаем вопрос представителям администрации общежитий, кто же убирается, наводит порядок в этих помещениях? Оказалось, что девушки составляют график и сами убираются во всех помещениях.

Создавалось мнение, что мы зря сюда пришли. Но, увы, к нашему удивлению и сожалению «порядок» в некоторых жилых комнатах сразил нас наповал, но не всех. Вперед пошли самые стойкие и выдержанные.

Пробиваясь сквозь завесу сигарного дыма, мы вошли в комнату №2 общежития на улице Свердлова. Ребята открыли окна этого «вагона для курящих». Дым немного развеялся, но стены и мебель пропитались запахом никотина. И что же мы видим... Время 16 часов. Хозяев нет. В комнате беспорядок, кровати не убраны, всюду валяются белье, одежда, обувь и мусор. На столе гора грязной посуды. И завершает этот «ансамбль» ничем незаметная, обычная тарелка, переполненная окурками и пеплом.

Живет в этой комнате недавние выпускницы фабричного профессионального училища А. Дробина, В. Ляхова, Н. Зуденко, Г. Султанов. В комнате №14 аналогичная картина, и проживают в ней тоже недавние выпускницу ПУ фабрики Гросс, Батурина, Рыженко.

Можно еще привести примеры таких эффектных «комнат-курилок».

А вот Зося Маркович из комнаты №7 удивила нас своим поведением. Она грубо и бесцеремонно вытолкала из комнаты членов штаба «Комсомольского прожектора» и закрыла ее. Кстати, Зося Маркович – председатель совета общежития.

В общежитии на улице Чкалова перед глазами «прожектористов» предстала иная картина. В общежитии 22 комнаты, и во всех царит чистота и порядок. Чистота комнаты, ее уют – это лицо проживающих в ней людей. Девушки провели нас по всем комнатам, показали бытовки, красный уголок общежития, альбомы.

Завершили мы рейд «КП» в общежитии на Заречной улице. Это общежитие заняло первое место в смотре-конкурсе общежитий фабрики. Но и здесь были обнаружены некоторые изъяны. К примеру, комнату №88 можно представить, как эталон беспорядка и хаоса. В комнате чисто, но вещи, начиная от расчесок и бигудей и кончая одеждой, развешены, разбросаны, разложены в страшном беспорядке. Ну, а комната №73, в которой живут девушки В. Погорелова, Т. Тонкошкурова, В. Малинкина, В. Молчанова, явно относятся к серии уже известных «комнат-курилок». В такую комнату даже заходить неприятно. Войдя в комнату №90, «прожектористы» были окончательно сломлены нецензурным приветственным монологом Лиды Кот и решили закончить рейд по общежитиям фабрики.

По итогам рейда проведено заседание штаба «КП» и выпущено фотообвинение.

Воспитателям общежитий и ПУ следует улучшить эстетическое воспитание учащихся ПУ и девушек, живущих в общежитиях.

Хромов Н., начальник штаба «КП»

До 60-х гг. советская молодежь получала образование по профессионально-техническому профилю в школах ФЗО. В целях ускоренной подготовки рабочих профессий широкого профиля низшего уровня для экономики страны в союзных республиках была создана сеть школ ФЗО (расшифровка в СССР – школы фабрично-заводского обучения). История этих учреждений началась в 40-х годах прошлого столетия. Но в настоящее время расшифровка ФЗО может вызвать у современных школьников и абитуриентов некоторые затруднения.

Организация училищ и школ ФЗО

Расшифровка ФЗО впервые была дана в нормативно-правовом документе. В октябре 1940 г. Верховный Совет принял Указ «О государственных трудовых резервах СССР», в соответствии с которым в стране была запущена планомерная и повсеместная подготовка рабочих высокой квалификации с последующим распределением по предприятиям. Для организации обучения были созданы такие учебные заведения, как школы фабрично-заводского обучения, училища железнодорожные и ремесленные. Последние относились к типу учебных заведений профессионально-технического профиля. Расшифровка ФЗО указывала на уровень образования, полученного в учебном заведении.

Учебные заведения к маю 1941 г. выпустили около 250 тыс. рабочих для железнодорожного транспорта, промышленности и строительства. А в суровые годы кровопролитных сражений СССР против фашистских завоевателей их значение для подготовки кадровых рабочих по различным направлениям значительно возросло. В первую очередь это было связано с увеличением темпов промышленного производства и уходом на фронт с предприятий большого числа работников, которых в срочном порядке следовало заменить не менее квалифицированными кадрами.

Характеристика учебных заведений

Итак, что такое школа ФЗО? Расшифровка аббревиатуры означает низший тип учреждений профессионального образования, которые в 1940 году были созданы в системе гострудрезервов. Они организовывались на базе предприятий различных отраслей промышленности или строящихся объектов, таким образом, большая часть времени была отведена на производственную подготовку.

Училища готовили специалистов для различных отраслей экономики в течение двух лет, в то время как на учебный процесс в школах фабрично-заводского обучения отводилось всего шесть месяцев. Из их стен выходили рабочие, которые трудились в нефтяной, горнорудной, угольной, металлургической промышленности, а также строительной отрасли.

Полное наименование учебного заведения считается приемлемым для употребления, как и сама расшифровка ФЗО.

Особенности подготовки в школах ФЗО

Учащиеся переводились на полное государственное обеспечение. Набор в образовательные учреждения происходил в форме мобилизационных призывов. Преимущественно сельская молодежь (подростки, юноши и девушки) вне зависимости от уровня общеобразовательной подготовки принималась для обучения.

Общеобразовательное обучение учеников не осуществлялось. Срок обучения составлял шесть месяцев.

После завершения образовательного курса учащемуся выдавался аттестат об окончании школы ФЗО. Расшифровка названия учебного заведения была указана на титульном листе документа, аттестат содержал персональную информацию обучающегося, уровень образования и квалификацию.

Преобразование школ ФЗО в ПТУ

Преобразования были проведены в августе 1945 года, когда СНК СССР принял постановление «О мерах по улучшению учебно-воспитательной работы в ремесленных, железнодорожных училищах и школах ФЗО». На срок обучения, равный десяти месяцам, школы горнопромышленного профиля были переведены в 1946 году, ремесленные училища, готовившие рабочих для горнорудной и угольной промышленности - в 1949.

В 1953 году по аналогии со школами ФЗО были открыты строительные, горнопромышленные, училища механизации сельского хозяйства со сроком обучения два года, в 1957 году – готовившие кадры для строительства.

В конце 50-х гг. училища и школы были реорганизованы в ПТУ, срок обучения в которых составлял от года до трех лет. Главное управление трудрезервов было реорганизовано, под контроль союзных республик были переведены все учебные заведения.

За период своего существования ФЗО подготовили почти 6 млн рабочих. Можно сказать, что учебные заведения системы гострудрезервов выдержали испытания тяжелых военных лет, показали свою эффективность, а выпускники школ и училищ составляли значительную часть рабочих предприятий, фабрик, заводов, производящих бесценные для победы самолеты, танки, пушки и прочее оружие. С окончанием войны потребность в квалифицированных рабочих нисколько не уменьшались, поэтому учебные учреждения претерпели реорганизацию.

Понеся огромные потери в годы Великой Отечественной войны, Советский Союз пошел на то, чтобы в течение трех лет не проводить всеобщий призыв в армию. Под страхом уголовного наказания молодежь призывного возраста была обязана трудиться на мирном фронте.

Александр II ввел повинность для всех

Впервые в истории воинского призыва, Петр Первый предпринял успешную попытку набора рекрутов в 1699 году. В 1705 году царь-реформатор, погрязший в многолетней войне с Карлом XII, объявил о первом всеобщем призыве, на основании которого была собрана регулярная армия, разгромившая шведов под Полтавой. А с 1 января 1874 года уже в эпоху царствования Александра Второго была введена всеобщая воинская повинность.

Закон 1939 года

В Советском Союзе довоенный призыв осуществлялся по закону о всеобщей воинской повинности от 1939 года, который не изменялся до 1949 года. Призывной возраст уменьшался с 21 до 19 лет, а тех, кто окончил средние школы, забирали в армию с 18 лет.

На мирные рельсы

Пойти на временную отмену призыва – стало беспрецедентным поступком советского руководства с момента образования Красной Армии в силу сложившихся тяжелых экономических обстоятельств, вызванных последствиями разрешений самой кровопролитной войной XX века. По официальным данным, количество погибшего населения в годы второй мировой войны составило более 30 миллионов человек, большая часть страны находилась в руинах, вся экономика и сельское хозяйство были поставлены на «военные рельсы», с которых надо было все заново переводить на мирное, гражданское строительство.

Атом и село

Молодые люди имели возможность ознакомиться через правительственную печать с несколькими указами Президиума Верховного Совета СССР, согласно которым их направляли в трудовую армию. Они ехали на стройки, занимали трудовые места на предприятиях тяжелой промышленности, восстанавливали разрушенные объекты по всей стране. Страна в первом послевоенном 1946 году активно вступил в атомную гонку, запустив атомный реактор – нужны были свободные рабочие люди для работы на разных секретных объектах, в том числе и атомных проектов. Помощь их была неоценимой. Страна переживала острую нехватку во всем: во многих регионах страны назревала угроза голодных эпидемий, люди питались, чем придется, не хватало продовольствия, в сельском хозяйстве была разрушена войной большая часть пахотных земель. В РСФСР по официальным данным количество больных дистрофией достигало 600 тысяч человек. Сельское хозяйство нужно было срочно восстанавливать. Невиданных размахов приобретает преступность, на борьбу с которой также направлялись призывники: они могли получать на милицейских должностях вполне хорошую по тем временам заработную плату – около 800 рублей (300 рублей получал обычный рабочий).

ФЗО – замена армии

Все подрастающее трудоспособное поколение было направлено на восстановление народного хозяйства. Более того, после 1948 года вплоть до 1953 года определенна категория юношей призывалась не в армию, а направлялись учиться в ФЗО согласно указу Президиума Верховного Совета СССР от 4 августа 1948 года «О призыве (мобилизации) в школы фабрично-заводского производства подлежащих призыву в армию граждан мужского пола, рождения 1928 года». Причем молодые люди, которые по тем или иным причинам пытались уклониться от этого типа призыва в школу, подлежали уголовной ответственности как лица, совершившие уклонение от прохождения действительной воинской службы.

Солдат было много

Вторая основная причина отмена призыва в армию – это огромная численность Советской армии, достигшей к 1945 году по количеству солдат 11,5 миллиона человек. Такой перебор был явно неподъемным для экономики страны. Кроме того, необходимость поддержания в боевой готовности в мирное время такого огромного количества солдат отпадала сама собой, так как правительство Советского Союза не планировало в ближайшие годы проведение широкомасштабных боевых действий. По решению Президиума Верховного Совета СССР с 1945 года начались увольнения из армии, которые продолжались вплоть до 1948 года: на тот момент количество военнослужащих в действующей армии составляли 2,874 миллиона человек.

След Жукова

Согласно данным, предоставленным начальником Главного мобилизационного управления штаба армии, по состоянию на 18 июня 1947 года количество демобилизованных солдат и сержантов составило 8 698 502 человека. Такое стремительное сокращение численности ряд историков связывают с тем, что популярность некоторых военачальником после победной война набрала среди населения невиданную силу, а в среде военных – особенно. Это вызывало обеспокоенность в Москве. Сохранение политического контроля над многомиллионной армией вооруженных солдат становилось важной проблемой. Необходимо было не только сократить количество солдат в несколько раз, но и провести определенную работу среди высшего командного состава: в 1946 году состоялось печально знаменитое «трофейное» дело в отношении маршала Георгия Жукова, который был смещен с поста командующего сухопутными войсками. А после этого была проведена реформа по сокращению количества военных округов.

Вторая попытка отмены

Вторая попытка отмена всеобщего призыва в России была предпринята в 1996 году: по закону, подписанному Президентом России Борисом Ельциным, страна отказывалась от всеобщей мобилизации с 1 марта 2000 года, но эти сроки потом передвинули на пять лет, а еще через пять лет от идеи перехода на контрактную службу пришлось отказаться совсем. Америка, ближайший союзник, а потом соперник Советского Союза отменила всеобщий воинский призыв в 1974 году. Этому примеру последовали еще ряд стран, где армия стала добровольной, оплачиваемой по контракту.