Рассекреченный город Липецк. О школе люфтваффе

Авиационная школа в Липецке

Соглашение о её создании было подписано в Москве 15 апреля 1925 года, а уже летом школа была открыта для подготовки лётного состава.

Каков же был вклад каждого из партнёров в это совместное предприятие?

Начнём с личного состава. В соответствии с соглашением персонал школы включал в себя:

С немецкой стороны - «1 руководитель авиационной школы, 1 лётчик-инструктор, 1 пом. его (условно), 2 мастера, 1 оружейный мастер, 1 пом. мастера. Для заведования заводскими складами и находящимися материалами: 1 зав. складом» .

С советской стороны - «1 пом. руководителя авиационной школы во всех вопросах, возникающих в связи с работой школы, 20 мастеров для обслуживания аэродрома, из которых: 14 техников-механиков, 2 столяра, 1 седельщик, 1 маляр, 1 кузнец, 1 сварщик» .

Как видим, липецкую авиашколу возглавлял немецкий офицер. В 1925-1930 гг. этот пост занимал майор Вальтер Штар (Walter Stahr), в 1930-1931 гг. - майор Максимилиан Мор, в 1932-1933 гг. - капитан Готлоб Мюллер (Gottlob Muller).

Преподавателями лётного дела также были немцы - вначале всего двое, однако по мере разворачивания учебного процесса их количество существенно увеличилось, общая же численность постоянного немецкого персонала достигала 60 человек. Как отмечает историк Сергей Горлов: «Организация и управление школой находились полностью в руках немцев и подчинялись единому плану подготовки лётного состава рейхсвера, разработанному в 1924 г. штабом ВВС в Берлине» .

От нас в школе имелся помощник руководителя, а также 20 человек аэродромной обслуги. При этом, как было оговорено в соглашении, расходы по их содержанию немцы брали на себя.

Разумеется, советская сторона обеспечивала охрану объекта. Однако расходы по её содержанию также несли немцы. Кроме того, немцы должны были оплачивать обслуживающего авиационную школу советского врача, а также привезти с собой всё необходимое санитарное оборудование (носилки, перевязочный материал и т.п.).

Перейдём теперь к материальной части. В соответствии с соглашением мы предоставляли аэродром в Липецке, а также передавали «находящийся в Липецке свой бывший завод для использования его в качестве помещения для хранения самолётов и авиационных принадлежностей и в качестве жилого помещения для предполагаемого персонала авиационной школы и управления складами» . И то, и другое бесплатно. Кроме того, мы должны были выполнить «работу по постройке помещений для авиационной школы, перестройке или восстановлению складов и квартир» . Однако эта работа оплачивалась германской стороной.

«Самолёты, авиационные принадлежности, а также и другой, необходимый для устройства аэродрома и складов материал» предоставляли немцы за свой счёт. Они же оплачивали и все транспортные расходы, в том числе и перевозку по советской территории от Ленинградского порта до Липецка.

Основу парка учебных машин школы составили истребители «Фоккер D-XIII». Фирма «Фоккер» была основана в 1913 году в Германии голландским лётчиком и авиаконструктором Антони Германом Герардом Фоккером. После подписания Версальского договора её оборудование было срочно вывезено в Голландию. Во время Рурского кризиса 1923-1925 гг., вызванного оккупацией этого «промышленного сердца» Германии французскими и бельгийскими войсками, немецкое военное министерство нелегально закупило 100 «фоккеров» разных моделей. Официально заказ выполнялся для ВВС Аргентины. В итоге часть из этих самолётов оказалась в липецкой школе - в июне 1925 года 50 упакованных в ящики «Фоккер D-ХIII» были отправлены морским путём из Штеттина в Ленинград.

Следует сказать, что на тот момент «Фоккер D-XIII» был довольно-таки современной машиной. По сравнению со стоявшим тогда на вооружении советских ВВС «Фоккер D-XI» он имел гораздо более мощный двигатель (450 л.с. вместо 300 л.с.) и значительно лучшие лётные качества.

Помимо «фоккеров», в Липецк поступали и другие машины. Так, летом 1926 года туда были доставлены 8 двухместных разведчиков «Хейнкель HD-17». Эти самолёты проектировались и строились фирмой «Хейнкель» по заданию рейхсвера специально для липецкой авиашколы и были предназначены для подготовки лётчиков-наблюдателей. К концу 1929 года в школе имелось 43 «Фоккер D-XIII», 2 «Фоккер D-VII», 6 «Хейнкель HD-17», 6 «Альбатрос L-76», 6 «Альбатрос L-78», 1 «Хейнкель HD-21», 1 «Юнкерс A-20», 1 «Юнкерс F-13».

По этому поводу Дьяков и Бушуева пишут следующее:

«Однако советская сторона постоянно настаивала на поставке более совершенных, первоклассных машин. Поэтому к 1931 году в распоряжение школы поступили 4 НД-17 и 2 „Фоккер Д-7“».

Как мы только что убедились, пара «Фоккеров D-VII» в Липецке действительно имелась. Только вот «первоклассной машиной» этот созданный ещё во время 1-й мировой войны самолёт давно не являлся. И уж конечно не был «более совершенным» по сравнению со своим младшим собратом «Фоккером D-XIII». Кстати, «Фоккер D-VII» был прекрасно известен советским лётчикам, поскольку на вооружении ВВС РККА стояло несколько десятков истребителей этого типа.

Понятно, что занятым разоблачением ужасов сталинизма авторам «Фашистского меча» заглянуть в авиационный справочник было недосуг. Однако догадаться, что более новые модели самолетов имеют бoльшие порядковые номера было не так уж сложно.

И подобный «ляп» в книге далеко не единственный. Вообще, непонимание авторами исследуемого ими материала иногда просто поражает. Вот, например, пишут они, что в целях конспирации липецкая школа проходила в документах как «4-й авиаотряд тов. Томсона» и тут же в примечаниях поясняют: «Имеется в виду Лит-Томсен» . То есть, по версии Дьякова и Бушуевой, «товарищ Томсон» - это немецкий полковник Герман фон дер Лит-Томсен (Hermann von der Lieth-Thomsen), курировавший совместные советско-немецкие проекты. Между тем всё гораздо проще. Дело в том, что, помимо авиашколы, на Липецком аэродроме продолжал базироваться 4-й авиаотряд советских ВВС, входивший в состав сперва 40-й, а затем 38-й эскадрильи. В 1931 году его командиром стал некий А. Томсон.

Самое интересное, что на страницах «Фашистского меча» приводится подписанный Томсоном рапорт о имевших место в школе лётных происшествиях, датированный 16 июля 1933 года. Между тем фон дер Лит-Томсен вернулся в Германию ещё в 1928 году.

Приходится признать, что оголтелый антисоветизм вредно сказывается на умственных способностях. Оно и понятно, ведь так хочется лишний раз уличить большевиков в цинизме и беспринципности - вот, дескать, борцы за дело угнетённых, а готовы даже немецкого барона «товарищем» именовать.

В соответствии с условиями соглашения, советская сторона должна была обеспечивать школу горючим, которое оплачивалось немцами по себестоимости. Вооружение и боеприпасы привозили с собой немцы.

В целом объект в Липецке обходился рейхсверу в среднем в 2 млн марок ежегодно. В отдельные же годы расходы были существенно бoльшими (в 1929 г. - 3,9 млн, 1930 г. - 3,1 млн), и это без учёта затрат на создание необходимой инфраструктуры. Между тем согласно подготовленной в январе 1929 года начальником IV Управления Штаба РККА (военная разведка. - И.П. ) Я. Берзиным секретной справке расходы, связанные с капитальным строительством на липецком объекте, составили в 1925 году 120 тыс. руб., в 1926 - 230 тыс. руб., в 1927-1928 гг. - 750 тыс. руб.

А какая выгода была нам от этой затеи? Вот что писал об этом Сталину заместитель председателя РВС СССР И. С. Уншлихт 31 декабря 1926 года:

«На декабрь 1926 г. с нашей стороны прошли тренировку на истребителях 16 военлётов, техническую подготовку по детальному изучению, уходу и эксплуатации мотора Hэпир-Лайон - 25 постоянных механиков и 20 переменных. В мастерских при школе сгруппирован кадр рабочих до 40 человек высокой квалификации, которые под руководством немецких инженеров производят различные работы по дереву и металлу. Тренировки в школе проходят над осуществлением выполнения различных новых тактических приёмов. Изучение тактических новшеств для нас очень ценно, так как тактические приёмы различных видов авиации изучаются немецкими инструкторами школы путём пребывания в Америке, Англии и Франции.

По отзывам наших компетентных товарищей, школа своей работой даёт нам:

1) капитальное оборудование культурного авиагородка;

2) возможность в 1927 г. поставить совместную работу со строевыми частями;

3) кадр хороших специалистов, механиков и рабочих;

4) учит новейшим тактическим приёмам различных видов авиации;

5) испытанием вооружения самолётов, фото, радио и др. вспомогательных служб даёт возможность путём участия наших представителей быть в курсе новейших технических усовершенствований;

6) даёт возможность подготовить наш лётный состав к полётам на истребителях и, наконец;

7) даёт возможность путём временного пребывания в школе наших лётчиков пройти курс усовершенствования.

Все это даёт нам возможность заключить, что совместная работа по авиации в указанном направлении приносит нам несомненную пользу и желательно дальнейшее сотрудничество».

Итак, подведём некоторые итоги. Как мы выяснили, начальником липецкой авиашколы был офицер рейхсвера, обучение вели немецкие инструкторы по немецким программам, советская сторона предоставляла только вспомогательный персонал, труд которого оплачивался немцами. Материальная база - немецкая, доставлена за немецкий же счёт. Немцы оплачивали все постройки и перестройки, а также эксплуатационные расходы. Учились немецкие и советские курсанты. Таким образом, вопреки расхожему мифу не мы обучали немцев, а немцы на свои деньги готовили у нас своих и наших лётчиков. А заодно и наших механиков, поскольку уровень технической культуры у последних был, прямо скажем, невысок.

Как пишет в своих мемуарах знаменитый немецкий авиаконструктор Э. Хейнкель:

«С разрешения тогдашнего правительства рейхсвер оказывал содействие в реорганизации армии Советской России. Эта страна нуждалась в тех достижениях, которые имела Германия в техническом отношении. Авиационным отделом в рейхсвере заведовал Вильберг. Он совершил поездку в Россию для изучения возможности обучения там лётчиков на самолётах, тайно построенных в Германии».

Насколько велик вклад липецкой школы в создание германских ВВС? За всё время её существования (как и другие совместные проекты, она была закрыта в 1933 году, после прихода к власти Гитлера) в ней было обучено или переподготовлено 120 немецких лётчиков-истребителей и 100 лётчиков-наблюдателей. Много это или мало? Для сравнения: к 1932 году Германия сумела подготовить в нелегальных военных авиашколах в Брауншвейге и Рехлине около 2000 будущих пилотов люфтваффе.

Попутно следует развеять популярный миф, будто в Липецке обучался такой крупный (во всех отношениях) деятель Третьего рейха, как будущий рейхсмаршал Геринг, который, если верить нынешним российским СМИ, даже обзавёлся там любовницей. На самом деле подобная ситуация была совершенно невозможной. Во-первых, будучи активным участником знаменитого «пивного путча» 1923 года, Геринг после его подавления бежал за границу, был заочно осуждён германским судом и объявлен государственным преступником. Таким образом, его появление на объекте, официально курируемом рейхсвером, представляется весьма сомнительным. Во-вторых, когда после поражения Германии Герингу как одному из прославленных асов 1-й мировой войны предложили вступить в армию Веймарской республики, он отказался по идейным соображениям: «Я отклонил предложение вступить в рейхсвер, так как с самого начала находился в оппозиции к республике, которая была создана революцией. Я не мог бы сочетать это со своими принципами» .

Из книги Двойной заговор. Тайны сталинских репрессий автора Прудникова Елена Анатольевна

Глава 3. «В глухом Липецке, в Казани и под Симбирском…» Среди множества мифов о том времени есть и такой: в 20-е - 30-е годы Советский Союз обучал у себя немецких офицеров, тех самых, которые потом гнали наши доблестные армии до самой Москвы. В качестве примера приводят даже

Из книги На пути к Мировой войне автора Мартиросян Арсен Беникович

Миф № 11. Наци № 2 и будущий руководитель люфтваффе рейхсмаршал Герман Геринг учился летать в секретной советской летной школе в Липецке (там были подготовлены многие гитлеровские летчики, впоследствии бомбившие Советский Союз). Знаменитого танкиста Третьего рейха

Из книги 1941. Война в воздухе. Горькие уроки автора Хазанов Дмитрий Борисович

Глава 1. Советская авиационная доктрина в 1925-1939 гг. Революция, гражданская война, интервенция иностранных государств прервали неуклонное развитие России как индустриального государства. В начале 20-х годов XX века в народном хозяйстве и на транспорте царила разруха, не

автора Швабедиссен Вальтер

Глава 11 Авиационная промышленность, военная экономика, транспорт По понятным причинам немецкое командование не располагало исчерпывающими данными о состоянии авиационной промышленности и военной экономики Советского Союза в 1941 г. Из немногочисленных докладов

Из книги Сталинские соколы - Анализ действий советской авиации в 1941-1945 гг автора Швабедиссен Вальтер

Глава 14 Авиационная промышленность, военная экономика и транспорт Все, известное по этим вопросам, было собрано из различных источников, основанных, естественно, не на свидетельствах немецких полевых командиров, которые не компетентны в этом вопросе.Авиационная

Из книги Неизвестный Юнкерс автора Анцелиович Леонид Липманович

«Юнкерсы» в Липецке Военная хунта, фактически управлявшая Германией с 1917 года и до прихода к власти нацистов, после поражения в войне была поставлена перед выбором: смириться с полным запретом всей военной авиации в Германии или получить ужасные последствия

Из книги Так кто же виноват в трагедии 1941 года? автора Житорчук Юрий Викторович

3. Летная школа в Липецке Официальное соглашение о создании авиационной школы и складов авиационных материалов в Липецке было подписано в Москве 15 апреля 1925 года. В этом же году на средства «Рурского фонда» для школы в Липецке были закуплены и доставлены в СССР 50

автора

Первая средняя образцовая показательная школа в Лесном - Фабрично-заводская школа № 173 Современный адрес - Политехническая ул., 22, корп. 1. Фабрично-заводская школа № 173. Фото 1930-х годовЕще одна школа по проекту A.C. Никольского, Л.Ю. Гальперина, A.A. Заварзина и Н.Ф. Демкова

Из книги Ленинградская утопия. Авангард в архитектуре Северной столицы автора Первушина Елена Владимировна

Школа им. КИМа (школа второй ступени в селе Смоленском) Современный адрес - ул. Ткачей, 9.Построена в 1927–1929 годах по проекту Г.А. Симонова. Располагалась в черте жилмассива на улице Ткачей.Есть предположение, что в проектировании школы участвовал Л.М. Хидекель - один из

Из книги Ракеты и полеты в космос автора Лей Вилли

автора Кантор Юлия

§ 4. СССР как немецкий полигон: самолеты в Липецке, «химия» в Саратове, танки в Казани Как уже упоминалось, первые контакты с целью наладить советско-германское военное сотрудничество состоялись в 1920 г. Их вдохновителем и наиболее активным сторонником был генерал X. фон

Из книги Заклятая дружба. Секретное сотрудничество СССР и Германии в 1920-1930-е годы автора Кантор Юлия

Деятельность трех основных объектов рейхсвера на территории СССР: самолеты в Липецке, «химия» в Саратове, танки в Казани Эти объекты были созданы на основе временного соглашения о сотрудничестве между рейхсвером и Красной Армией, подписанного в Москве И августа 1922 г.

Из книги Офіцерський корпус Армії УНР (1917-1921) кн. 2 автора Тинченко Ярослав Юрьевич

Житомирська юнацька школа (Спільна військова школа) Організація Житомирської юнацької школи почалася одразу після завершення боротьби зі Скоропадським як один із заходів Директорії з формування власного старшинського корпусу: поповнили його повстанці, що найбільше

ВЛ / Статьи / Интересное

11-01-2016, 03:00

Как в Липецкой области во время Великой Отечественной войны готовили разведчиков и диверсантов

20 декабря в России отмечают День работника органов безопасности. Липецкая земля стала настоящей кузницей кадров зафронтовой разведки в начале 40-х годов. Здесь было подготовлено порядка тысячи военных разведчиков и диверсантов. На территории области базировались два разведцентра в Усмани и Задонске. В Усмани в основном готовили истребительные отряды. Они предназначались для борьбы с вражескими агентами и стали основой для формирования партизанских отрядов и диверсионных групп. В Задонске же базировалась настоящая разведшкола. Сначала эта школа была открыта под Орлом, потом из-за оккупации города переведена в Елец (Елец и Задонск до 1954 года входили в Орловскую область. - РП), а осенью 1941-го окончательно обосновалась в Задонске. В пресс-службе УФСБ России по Липецкой области и в Елецком городском краеведческом музее рассказали «Русской планете» о подвигах героев разведки.

«Школа пожарных»

Официально разведывательно-диверсионную школу именовали «школой пожарных». Считалось, что в ней готовят кадры для тушения пожаров. Да и разместили разведчиков в бывшей пожарной части, что до войны базировалась на территории Свято-Тихоновского мужского монастыря. На подготовку диверсантов давалось 15-20 дней. Как рассказала РП пресс-секретарь УФСБ России по Липецкой области Елена Донецких, в Задонской разведшколе готовили подрывников высокого класса. Подбирали туда в основном парней с образованием 8–10 классов из ближайших городов и сел.

Обучение сначала проходило в группах, потом формировался отряд, который и выполнял задание. Так, при подготовке разгрома немецкого гарнизона диверсантам рекомендовалось: установить связи с местным населением, выяснить численность гарнизона, расположение огневых средств, постов, состав гарнизона, узнать, какие силы находятся в ближайших гарнизонах, как быстро они могут перебросить подмогу, спланировать боевую операцию с указанием объектов уничтожения, захвата, эвакуации раненых и убитых, отхода, минирования.

Для разведчиков, которым предстояло работать среди противника и добывать информацию, чекисты читали такие лекции: «Носители информации и способы ее оценки», «Личные мотивы выдачи информаций», «Внешний вид разведчика, поведение при знакомстве и внедрении», «Шифровка и дешифровка текстов», «Приемы знакомства, убаюкивания бдительности», «Съем информации при подключении к телефонным проводам». В общем, в разведшколе осуществлялась комплексная подготовка.

Забрасывали в тыл задонских диверсантов и разведчиков как на самолетах, так и по «Кировскому коридору». В районе Кирова на стыке двух немецких дивизий образовался коридор шириной в два-три километра и через эту брешь задонские разведчики спокойно проходили за линию фронта. Выбраться обратно было сложнее. Поэтому зачастую, выполнив задание, диверсанты вливались в партизанские отряды.

Центр действовал до конца 1943 года. За это время было подготовлено 164 группы и отряда и 94 одиночных разведчика. Для зафронтовой работы здесь готовили радистов, подрывников, снайперов, разведчиков, заместителей командиров отрядов по разведке, переводчиков, шифровальщиков, - рассказала Елена Донецких.

Боевой путь задонских разведчиков

Уже в ноябре-декабре 1941 года через линию фронта в Орловскую область были переправлены две разведдиверсионные группы, подготовленные в Задонске.

Кроме сбора информации для первой группы главной задачей стал подрыв моста у станции Верховье. Второй группе нужно было изучить оборонительные укрепления немцев, установить концентрацию войск и техники неприятеля. За находчивость, проявленную стойкость в сложной ситуации в тылу врага, важность добытой информации разведчики Незнамов и Логачев были награждены медалью «За отвагу», - рассказала Елена Донецких.

Одной из разведчиц, прошедших обучение в Задонске, стала ельчанка Анна Миргородская. До войны она работала трактористкой. Воспитывала двоих маленьких детей. Когда проводила мужа на фронт, обратилась к чекистам и заявила, что готова стать разведчицей. Умение водить машину, мотоцикл и стрелять стали решающими. В ноябре 1941-го она стала проводником диверсионной группы. Боевая группа заминировала дорогу Измалково-Краснозерское, уничтожила четыре крытых грузовика с боеприпасами и солдатами врага. В этом же месяце на шоссе Орел-Мценск группа подорвала пять машин с солдатами противника. Вскоре на том же шоссе вместе с напарником она взорвала три моста.

В декабре 1941-го Анна попала в плен. В Елец уже вошли немцы, семья Миргородской оказалась в оккупации. В деревне Голубевка Анна увидела, как гитлеровцы издеваются над раненым советским офицером. Анна метнула в группу солдат две гранаты. Уничтожила восемь гитлеровцев, но выдала себя. Анне повезло: во время допроса деревню начали бомбить советские самолеты. Немцы бежали. Хозяева избы, где допрашивали разведчицу, спрятали Анну под печкой. Несколько дней до начала Елецкой наступательной операции, она просидела там. Домой разведчица так и не сумела попасть, участвовала в нескольких операциях, не раз была за линией фронта. Только весной 1943-го Анна узнала, что немцы во время оккупации Ельца закололи штыками ее маленьких детей. Анна Миргородская была инструктором в Задонской разведшколе и прослужила в разведке до конца войны. Была награждена орденом Красного Знамени.

Аккуратист Ноур

В создании разведшколы, которая обосновалась под Задонском, принимал участие специалист подрывного дела, «дед российского спецназа» - полковник Илья Старинов. Это он изобрел «поездную» и «автомобильную» мины. Оперативная часть подготовки и диверсионная работа были поручены Дмитрию Беляку. Профессиональный разведчик Георгий Брянцев учил приемам разведки и заведовал учебной частью. Оба ни раз были с диверсионными группами за линией фронта, участвовали в формировании партизанского движения на Брянщине. В декабре 1941-го Задонскую разведшколу возглавил 26-летний майор Ноур. За аналитический склад ума, четкость и въедливость его прозвали Аналитиком. Он лично выявил и разработал трех немецких шпионов.

К началу войны за плечами одессита Ноура была Киевская школа Главного Управления госбезопасности в Киеве, куда он попал по комсомольской путевке. С декабря 1937 года работал оперуполномоченным в Данковском районном отделении НКВД.

С началом войны Тимофею Ноуру было поручено заниматься созданием партизанских отрядов в Данковском районе и формированием местного подполья. После освобождения Ельца он был направлен в Горький на курсы руководящего оперативного состава. Как сказано в личном деле, до 1 июля 1943 года находился в резерве. Такая запись была сделана из соображений секретности, так как все это время Ноур находился в Задонске. Даже после окончания войны его семья долгое время не знала, что он возглавлял разведшколу.

Зачастую сведения разведчиков докладывались напрямую в штаб Брянского фронта, особый и разведывательный отделы которого находились в Ельце. Поэтому у Ноура было правило - всегда беседовать с вернувшимися с боевого задания. Ему рассказывали не только о подробностях операции. Ноура интересовало настроение советских граждан на оккупированной территории, как ведут себя полицейские, вражеские солдаты, на что обращают внимание при проверке документов и многое другое. Он умел слушать и своими вопросами направлял беседу в нужное русло, - рассказала Елена Донецких.

После освобождения Орла в 1943-м Ноур был переведен туда для дальнейшей службы. Задонская разведшкола была передана разведотделу Брянского фронта и в конце 1943-го расформирована.



Оцените новость

Новости партнеров:

Перепост с небольшими купюрами, а в конце один щекотливый вопрос.

В 1920-е - начале 1930-х годов в СССР действовала немецкая военная авиационная школа, в которой также проводились испытания новых типов германских боевых самолетов и вооружения. Существование этой организации было нелегальным, так как по условиям Версальского мирного договора Германии было запрещено иметь и развивать военную авиацию. Но создание такого авиационного центра привлекало не только немецкое военное руководство, но и Советский Союз: большевики хотели перенять военный опыт и познакомиться с западной авиатехникой.

Для этих целей советское правительство выделило аэродром на северо-западной окраине Липецка - на нем базировалось подразделение ВВС Красной Армии. До революции здесь находился завод по сборке самолетов, а в 1918 году на липецком аэродроме расположили отряд многомоторных самолетов «Илья Муромец», которые использовались против войск Мамонтова и Шкуро, наступавших с юга на Москву. После окончания гражданской войны в Липецке организовали высшую летную школу, но просуществовала она недолго: в 1924 году, освобождая место для немцев, её закрыли.

Вскоре после этого решение получило документальное оформление: 15 апреля 1925 года в Москве представители советских ВВС и Военного министерства Германии подписали договор о создании авиационной школы. В связи с тем, что в Липецке под руководством немецких инструкторов должны были проходить подготовку не только немецкие, но и советские летчики и авиамеханики, условия соглашения были весьма благоприятны для германской стороны. За пользование аэродромом и заводским помещением деньги не брались, немцы оплачивали только обслуживание, горючее и строительные работы. Начальником Липецкой авиашколы назначили майора Вальтера Штара (Walter Stahr, 1882–1948), в годы Первой мировой войны командовавшего отрядом истребителей на германско-французском фронте.

Создание школы началось со строительства складов, ангаров, зданий для немецкого персонала и ряда других помещений. Этими работами занималась строительная контора, которой руководил бывший немецкий летчик-ас Эрнст Борман (Ernst Bormann, 1897–1960). Были сооружены две казармы, жилой дом, несколько производственных помещений, телефонная станция. На обустройство немцы выделили немалые по тем временам деньги - в переводе на советскую валюту свыше двух миллионов золотых рублей.

В июне 1925 года из германского порта Штеттин в Ленинград отправился пароход с упакованными в ящики пятьюдесятью истребителями Фоккер D XIII для Липецкой авиашколы, которые купили в Голландии якобы для Аргентины. Тогда же из Германии в СССР направились первые летчики-инструкторы (в большинстве это были личные знакомые Штара) и летчики-курсанты. Самолеты и другое оборудование перевозились как коммерческие грузы через специально созданное акционерное общество «Метахим», а немецкие летчики направлялись в СССР под видом сотрудников частных фирм или туристов, в гражданской одежде, с паспортами на вымышленное имя. В Липецке они ходили в гражданской одежде или носили советскую форму без знаков различия. Немецкое авиационное подразделение в советских документах фигурировало под названием «4-й авиационный отряд 38-й авиаэскадрильи ВВС РККА», а немецкий персонал был зашифрован словом «друзья».

Немецкие курсанты в Липецке. Фото из архива автора

Первоначально немецкая авиационная школа состояла из штабной группы, возглавляемой Штаром, и отдела подготовки летчиков-истребителей под руководством Карла Шёнебека (Carl-August von Schönebeck, 1898–1989), также известного летчика Первой мировой войны. Тренировки начались 15 июля 1925 года. Курс обучения летчика-истребителя был рассчитан на четыре недели интенсивных полетов, численность одной учебной группы составляла 6–7 человек. Летчики-инструкторы подбирались из числа наиболее опытных немецких пилотов времен первой мировой войны. В качестве обучаемых сначала были бывшие военные летчики, проходившие переподготовку, затем стали приезжать новобранцы, прошедшие в Германии только начальный курс обучения на легких самолетах.
Число летчиков и обслуживающего персонала в школе неуклонно росло. В 1925 году постоянный состав учебного центра насчитывал семь немцев и около двадцати русских, а через несколько лет он вырос примерно до двухсот человек. К 1932 году численность авиашколы достигла максимума - 303 человек, в том числе немцев - 43, советских военных летчиков - 26, советских рабочих, техников и служащих - 234.

Немецкие летчики жили в Липецке в специально построенной для них казарме. Как правило, каждый имел свою комнату. Семейные офицеры снимали квартиры в городе. Позднее для них недалеко от аэродрома возвели трехэтажный жилой дом с коммунальными квартирами. Чтобы скрасить часы досуга, построили казино - уютный деревянный домик с садом. Правда, на первых порах не обошлось без осложнений: при досмотре у прибывших в авиашколу в начале 1927 года немцев было конфисковано пятьдесят колод карт и двадцать комплектов игральных костей - такие предметы ввозить в СССР было нельзя.

По мере расширения школы усложнялась и программа обучения. Кроме тренировочных полетов летчики упражнялись в стрельбе из пулеметов по конусам-мишеням, буксируемым за самолетом, проводились учебные бои истребителей, ночные полеты. На полигоне, выделенном немцам на северо-западе от города, отрабатывалась техника бомбометания (в том числе - с пикирования) по деревянным макетам, стрельба по наемным мишеням, проходили испытания новые типы прицелов. В 1932 году немецкие летчики провели бомбометание зажигательными бомбами по стоящей на воде старой барже. Не может быть сомнений, что в Германии, контролируемой властями Англии и Франции, такие упражнения были бы абсолютно невозможны.

Во время обучения полетам случались летные происшествия. Большинство аварий происходило при посадке, на небольшой скорости, поэтому обходилось без жертв. Но потери все-таки были. В 1930 году на высоте 3000 м столкнулись два немецких самолета: одноместный истребитель и двухместный разведчик. Летчики успели спастись на парашютах, но стрелок-наблюдатель Амлингер (Amlinger) не смог покинуть самолет и погиб. В 1931 году разбился при выполнении пилотажа вблизи земли обер-лейтенант Платц (Platz). На следующий год жертв было три: при столкновении в воздухе двух машин погибли инструктор Больман (Bolmann) и ученик фон Тресков (von Treskow), а на одном из истребителей при пикировании внезапно отвалились крылья. Ещё одно столкновение самолетов в воздухе произошло летом 1933 года, незадолго до закрытия школы. Два истребителя D XIII, пилотируемые немецкими летчиками, налетели друг на друга на высоте 700 м.

Истребитель Фоккер D XIII был самым распространенным самолетом в Липецкой авиашколе. Фото из архива автора

Летчик одного из самолетов сразу же выбросился с парашютом и благополучно приземлился, а второй летчик замешкался и покинул самолет, когда до земли оставалось всего несколько десятков метров. Парашют не успел раскрыться…
Тела погибших отправляли в Германию. Если о катастрофе становилось известно прессе, дело представляли как летное происшествие на спортивном самолете.

Обломки самолета D XIII, на котором погиб летчик И.Платц, 1930 г. Фото из архива автора

За восемь лет существования авиашколы в Липецке в ней было обучено или переподготовлено сто двадцать летчиков-истребителей (тридцать из них были участниками Первой мировой войны, ещё двадцать - бывшими летчиками гражданской авиации) для Германии. В период с 1927 по 1930 год было подготовлено также около сотни немецких летчиков-наблюдателей - с 1931-го их обучение велось в Германии.

Точное число советских авиационных специалистов, прошедших обучение под руководством немецких инструкторов, установить не удается, однако можно предположить, что их было незначительно меньше, чем немцев: известно, например, что в 1925–1929 годах подготовку в Липецкой авиашколе прошли 140 советских летчиков и 45 авиамехаников. Правда курс летного обучения был весьма непродолжительный, всего 8,5 летных часов - немцы предпочитали тренировать русских пилотов не по стандартной часовой программе, а по их летным способностям.
Подготовка военных летчиков была только одним из направлений деятельности рейхсвера в Липецке. В конце 1920-х годов при авиашколе начал работу центр по испытанию немецких самолетов, нелегально построенных в Германии по заданиям Военного министерства. С 1930 года это направление стало доминирующим и авиашкола была переименована в опытную станцию по испытаниям. В 1928–1931 годы там было испытано около двадцати типов германских самолетов - истребителей, разведчиков, бомбардировщиков (последние обычно прилетели в СССР под видом транспортных, а в мастерских Липецка на них установили бомбодержатели, прицелы и пулеметы). Так, в 1931 году в центре по испытаниям находились такие военные самолеты, как Хейнкель HD 38, HD 45, HD 46, Юнкерс, А 20/35, А 48, Арадо, А 64, Дорнье Do P. В следующем году там испытывали торпедоносец Хейнкель HD 59 и бомбардировщик Дорнье Do 11а. Некоторые из этих самолетов остались экспериментальными, другие поступили позднее на вооружение германской авиации.

Кроме самолетов, на испытательной станции в Липецке проводилось изучение бомбардировочных прицелов, фотоаппаратуры для аэросъемки, авиационного стрелкового оружия, различных авиабомб, бортового радиооборудования, навигационных систем. Чтобы детальнее познакомиться немецкими новинками, в Липецк направляли технических специалистов из Москвы. В 1931 году их было восемь человек. Командир советской авиагруппы в Липецке А. М. Томсон сообщал: «Товарищи работают с большим подъемом… „Друзья“ пытаются иногда кое-что скрыть или дать „парадные“ разъяснения, что нас не удовлетворяет. Есть моменты, где они ссылаются на патенты завода и любезно отказывают в даче снимков или чертежей, иногда предупреждая нас, что эти вещи уже нашими учреждениями куплены и скоро будут в России, и здесь уже самим приходится изощряться разными способами, что, конечно, тормозит работу».

В 1933 году авиационная школа в Липецке была закрыта и немецкие военные специалисты вернулись на родину. Формальной причиной закрытия школы немцы называли необходимость экономии средств. Действительно, её содержание обходилось Рейхсверу недешево: ежегодные расходы на жилищное строительство, транспортировку самолетов и оборудования, приобретение горючего, оплату советскому персоналу и прочие подобные расходы составляли около 2 млн. марок в год.
Однако истинная причина состояла в другом. Пользуясь беспечностью Запада, с начала 1930-х годов Германия все более активно развивала вооруженные силы внутри страны и, в результате, уже не было большой необходимости в содержании объектов Рейхсвера за рубежом. В летных школах Германии к этому времени готовилось от 300 до 500 летчиков ежегодно - больше, чем за все время существования «русской» авиашколы в Липецке. Испытание военной авиатехники все более открыто осуществлялось внутри страны.

Разведчик Альбатрос 84 на испытаниях, 1931 г. Фото из архива автора

6 августа 1933 году на прощальном вечере в связи с закрытием авиашколы её новый руководитель Готлиб Мюллер (Gotlieb Müller, 1895–1945) выступил с речью. О сказал: «Следует выразить нашу благодарность стране, гостеприимством которой мы пользовались в течение восьми лет. В то время, когда все государства враждебно относились к Германии, СССР дал нам возможность возобновить здесь нашу летную деятельность. С готовностью всегда оказывать помощь, Красная Армия и, в особенности, Воздушный Флот, покровительствовали нашей работе».
Сразу же после отъезда немцев, на основе немецкой авиашколы была создана Высшая военно-техническая школа ВВС Красной Армии, позднее преобразованная в летный центр по испытаниям боевых самолетов.

Существование липецкой авиационной школы в определенной степени было полезно обеим сторонам, особенно в начальный период её деятельности. Германия смогла подготовить там около двухсот военных летчиков, некоторые из которых заняли потом важные посты в Люфтваффе. Так, бывший помощник начальника липецкой авиашколы Костнер (Kostner) в 1930-е годы стал начальником трех строевых и одного опытного отряда ВВС, выпускник Липецка Хайнц Ульбрихт (Heinz Ulbricht) работал начальником испытательного авиаотряда в Брауншвейге, а летчик-инструктор Иоганнесон (Johanneson) получил пост советника по вопросам авиации в Берлине. Среди выпускников школы - будущие асы и высокопоставленные офицеры времен Второй мировой войны Ганс Ешонек (Hans Jeschonnek, 1899–1943), Ганс Шпайдель (Hans Speidel, 1897–1984), Курт Штудент (Kurt Arthur Benno Student, 1890–1978), шеф-пилот фирмы «Хейнкель» Герхардт Ничке (Gerhard Nitschke). В Липецке провели испытания новых боевых самолетов и систем вооружения, благодаря чему у Германии имелась возможность развивать в условиях строгих ограничений на военную авиацию свой военно-технический потенциал.

Советская сторона получила уникальную возможность знакомиться с новинками немецкого авиастроения на своей территории и изучать германский опыт боевого применения авиации. Одним из итогов этого явилось появление в 1934 году первого в СССР наставления по технике бомбометания.

А у местных жителей до сих пор ходит легенда о любви будущего рейхсминистра Имперского министерства авиации, рейхсмаршала Великогерманского рейха Германа Вильгельма Геринга с местной жительницы Надежды Горячевой, благодаря которой Липецк практически не пострадал от немецких бомбардировок .

А теперь собственно вопрос. Вот карта Европы 30-х годов 20 века.

Скажите мне как можно было НЕЗАМЕТНО на протяжении восьми, ВОСЬМИ КарлЪ!!! лет производить переброску из Германии в СССР новейшие модели немецких самолетов, авиазапчасти и аэродромную технику для испытаний и обучения лётного состава?

В начале войны под Липецком велась подготовка разведчиков и диверсантов. Подготовленных кадров насчитывалось около тысячи. Под Орлом была создана школа разведчиков, но так как город оккупировали вражеские войска, эту школу перенесли в Елец. К осени 1941 года ее перевели в Задонск. Для тех, кто не знает, Елец и Задонск относились к Орловской области до 1954 года. Об этой школе и пойдет речь в нашей статье.

Школа по подготовке пожарных

Официально нигде не сообщалось, что Задонская школа готовит разведчиков. Для всех здесь учились пожарные. В школу принимались подростки, которые закончили 8 или 10 классов. Подготовка шла до 20 дней. Выходили оттуда специалисты самого высокого уровня. Отрабатывали, полученные в ходе учебы навыки, на специальном полигоне. Там проводили взрывы и тренировались закладывать взрывчатые вещества.

Обучались будущие диверсанты в группах. Затем из них формировали отряды для заданий. Во время подготовки к уничтожению вражеского гарнизона диверсантам нужно было пообщаться с местными жителями, понять, сколько всего немцев и какие силовые установки у них имеются. Что касается подготовки разведчиков, то она велась очень тщательная и качественная. Они учились правилам разговора с фашистами, шифровке и расшифровке текстов и другим важным вещам.

В районе Кирова располагались две армии врагов. На их стыке был образован коридор, благодаря чему попадали люди в тыл. Вернуться назад было тяжело, поэтому после выполнения задания, они присоединялись к партизанам.

Задонская разведчица

С ноября 1941 года начали переправляться в Орловскую область два отряда. Первый должен был собрать необходимые данные и подорвать мост рядом со станцией Верховье. Второму было необходимо исследовать армии и вооружение врагов, а также оборонительные сооружения. За свои действия получили медали «За отвагу» разведчики Незнамов и Логачев.

Не только мужчины шли в разведку, но и девушки. Одной из учениц школы стала жительница Ельца Анна Миргородская. Она занималась воспитанием двоих детей и работала трактористкой. Отправив мужа на военные действия, Анна решила пойти в разведчицы. В 1941 году ее назначали проводником диверсионного отряда, который должен был разложить мины на дороге Измалково-Краснозерское. Там они разгромили вражеские грузовики. На Орел-Мценском шоссе смогли подорвать пять машин врага. Затем на том же самом шоссе Анна со своим напарником взорвали три моста.

В конце 1941 года Елец оккупировали немцы, и Анна оказалась в плену. Произошло это, когда девушка хотела защитить раненого советского солдата, над которым издевались враги. Девушка бросила в гитлеровцев две гранаты, благодаря которым было убито восемь немцев, но из-за этого ее схватили. Когда Анну допрашивали, русские начали бомбардировку деревни. Немцы сбежали. Хозяева дома, в котором проходил допрос, спрятали девушку под печку. Пока не началась Елецкая спасательная операция, Анна продолжала сидеть в своем потайном месте. В тот год ей не удалось попасть домой, и она не слышала, что произошло убийство ее детей.

Анна принимала участие в различных действиях. Девушка проработала в Задонской школе инструктором и служила разведчицей до последних дней войны. После окончания военных действий ее наградили орденом Красного Знамени.

Майор Ноур

В Задонской школе работали прекрасные специалисты. Полковник Илья Старинов является изобретателем «поездной» и «автомобильной» мин. Диверсионной работой занимался Дмитрий Беляк. За обучение приемам разведки отвечал Георгий Брянцев.

В конце 1941 года во главе школы стал майор Тимофей Ноур. На тот момент ему было 26 лет. Благодаря уму и четкости действий он получил прозвище Аналитик. Майор был для всех примером. Он отлично стрелял, а его прекрасная память позволяла запоминать все важные вещи.

До войны Ноур успел поработать в отделении НКВД Данковского района оперуполномоченным. Когда началась война майор начал создавать партизанские отряды. В его личное дело занесли запись о том, что до июля 1943 года он в резерве, хотя на самом деле возглавлял школу. Даже семья Ноура не подозревала, чем он занят. За время военных действий Ноуру удалось обезвредить трех вражеских шпионов.

Когда Орел освободили в 1943 году, Ноура перевели туда. Школа в Задонске перешла отделу разведки Брянского фронта, а в конце 1943 года ее расформировали.

Липецк снова засветился в популярном комедийном шоу «Comedy Club ». Юмористы показали сцену с международного саммита с участием лидеров трех государств - России, Северной Кореи и Германии.

В миниатюре говорили о российских шпионах. Агенты делились трудностями своей работы, а глава РФ давал указания на ближайшие сроки правления.

И читается закадровый текст: «Липецкая школа разведчиков объявляет набор абитуриентов на новый учебный год. Хочешь стать разведчиком - добро пожаловать».

Последние новости Липецкой области по теме:
В «Comedy Club» пошутили над липецкой школой разведчиков

В «Comedy Club» пошутили над липецкой школой разведчиков - Липецк

Липецк снова засветился в популярном комедийном шоу «Comedy Club». Юмористы показали сцену с международного саммита с участием лидеров трех государств – России, Северной Кореи и Германии.
16:30 18.09.2017 LipetskMedia.Ru

Most.tv представляет картину дня Черноземья. В соцсетях появилось видео, как из зависшего над высоткой из вертолёта на крышу высадилась группа «десантников» Видео зависшего в небе над воронежской высоткой вертолета,
02.03.2019 Мост ТВ Фото: liza_viii Каждый день липчане выкладывают фото в Инстаграм. Мы выбираем самые интересные снимки горожан.
02.03.2019 Мост ТВ В социальных сетях появились фотографии и видео, иллюстрирующие, как двое мужчин сидят в надувной лодке на пересечении улицы Губкина и проспекта Ватутина в Белгороде.
02.03.2019 Мост ТВ