Авиация (ВВС) Каспийской военной флотилии. Каспийская флотилия рф

Каспийское море почти всегда находилось в глубоком тылу от основных театров военных действий России, но во время Гражданской и Великой Отечественной войны оно оказалось в гуще боевых действий.

Деятельность Морской Авиации на Каспии берёт своё начало с 1915 г., когда в г. Баку было открыто отделение Петроградской офицерской школы Морской Авиации . В ноябре того же года оно приступило к обучению лётчиков.

23 февраля (8 марта) 1917 г. приказом по управлению Беломорско-Мурманским районом №54 от 17.02.1917 г., было объявлено «Временное положение о Воздушной бригаде особого назначения» (на правах Воздушной дивизии). На бригаду возлагалась задача обеспечения флотилии Северного Ледовитого океана и других частей центрального подчинения, не входящих в состав БФ и ЧФ, а также подготовка авиационных резервов. В её состав должны были войти шесть воздушных дивизионов, по 10 самолётов каждый. Фактически, воздушные дивизионы бригады, за исключением первого, являлись школами Морской Авиации, в том числе, 5-й авиадивизион создавался на базе Бакинской школы Морской Авиации. Позднее был сформирован 6-й авиадивизион в Баку.

Но уже 17 июня 1917 г. Воздушная бригада особого назначения была расформирована. Входившие в её состав 5-й (летающих лодок) и 6-й (колёсных самолётов) авиадивизионы были вновь переименованы в Бакинскую школу Морской Авиации. Они стали основоположниками будущей Авиации Каспийской флотилии.

В апреле 1918 г. так называемый «Совнарком Закавказья», под председательством С.Г.Шаумяна, при поддержке советских войск из Дагестана и армянских партизан, захватил власть в Баку. Тогда же был создан Красный военный флот Астраханского края, переформированный 3 октября того же года в Астрахано-Каспийскую военную флотилию.

На защиту «Бакинской Коммуны» выступили пилоты Бакинской школы Морской Авиации. В ходе уличных боёв с мусульманским ополчением, её гидросамолёты бомбили городские кварталы. Вскоре ополченцы были выбиты из города и отступили к Гяндже.

23 июня из Москвы в Баку прибыл Кубанский авиадивизион, под командованием военлёта С.П.Девеля , с 13-ю новенькими «Ньюпорами». Дивизион состоял из трёх отрядов, которыми командовали лётчики Луканидин, Громов и .

25 июня самолёты собрали на переоборудованном в аэродром Бакинском ипподроме Арменикенд. Прибывшие аэропланы сразу отправили на фронт, под Кюрдамюр. Здесь они приступили к разведке и бомбардировке вражеских позиций.

27 июня командир дивизиона С.П. Девель, во время очередного боевого вылета, приземлился в расположении турецкой армии и попал в плен. Командование дивизионом принял лётчик Т.Торосов.

8 июля 1918 г., в связи с нестабильной политической обстановкой в Закавказье, Бакинская школа Морской Авиации была расформирована. Из самолётов и пилотов школы был сформирован Бакинский гидроавиадивизион на самолётах М-5 и М-9 под командованием А.А.Степанова (пилоты Н.Сахаров, Г.Ервандян, Ф.Очеретян, А.Юзбашьян и другие). В состав дивизиона входило два авиационных отряда летающих лодок: первым командовал военлёт Кропотов, вторым - .

К 1 августа 1918 г. «Бакинская Коммуна» пала, но гидроавиадивизион остался в городе и продолжил боевые действия на стороне буржуазно-националистических властей против турецких войск. Летающим лодкам приходилось летать, преимущественно, над сушей, делая по 2-4 вылета. В случае отказа авиатехники, экипажи были обречены на гибель. Так, за неполный месяц боев было потеряно два самолёта с экипажами:

  • 8 августа, при бомбардировке турецких эшелонов на ст. Аляты, был сбит зенитным огнём гидросамолёт М-9, с экипажем в составе лётчика Н.С.Сахарова и авиамеханика Э.П.Тидриха. При падении аэроплана авиаторы погибли;
  • 1 сентября не вернулась из полёта летающая лодка М-5, под управлением пилота И.Тараканова, с летнабом В.Клетным. Экипаж получил задание бомбить турецкую батарею у горы Шабан-Даг, но был подбит огнём с земли. Гидросамолёт с остановившимся двигателем не дотянул до кромки берега и рухнул на крыши города. Оба лётчика погибли.

В то же время остатки Кубанского авиадивизиона попали в подчинение к командиру «партизанского отряда» полковнику Л.Ф.Бичерахову, воевавшему против турок и советских войск на территории Азербайджана и Дагестана.

В начале 1919 г. несколько лётчиков и два уцелевших к тому времени аэроплана ( и «Ньюпор-21») Кубанского авиадивизиона отряда Бичерахова вошли в состав деникинской армии и воевали уже против большевиков. Там они именовались Закаспийским отрядом Добровольческой армии. Самолёты отряда выполняли воздушную разведку на восточном побережье Каспийского моря.

После захвата турками 15 сентября 1918 г. Баку, гидроавиадивизион Красного флота прекратил своё существование. Уцелевшие самолёты перелетели в Астрахань. В Баку и его окрестностях установилась власть протурецкой, так называемой «Азербайджанской республики». Она продержалась до середины ноября 1918 г., после чего в город вновь вошли английские и белогвардейские войска . Фактически, с этого времени началось открытое вооружённое противостояние между белыми и красными на Каспии.

Осенью 1918 г. из Петрограда в Астрахань прибыло несколько подразделений Морской Авиации . Они послужили основой для сформированного весной 1919г. Каспийского гидроавиадивизиона, состоящего из двух морских и сухопутного (истребительного) авиаотрядов. Кроме них, в состав дивизиона вошли также уцелевшие самолёты и лётчики Бакинского гидроавиадивизиона, которые перелетели из Баку накануне занятия города турками, 15 сентября. В морских отрядах имелось 12 летающих лодок М-5 и М-9. Начальником дивизиона был назначен А.С.Демченко, которого в июле 1919 г. сменил С.С.Негеревич.

1-й гидроавиаотряд (начальник - В.К.Лавров) базировался в устье Волги, в с. Оранжерейном, в 60 км юго-западнее Астрахани. Он воевал над её нижним течением, а 2-й гидроавиаотряд (основу которого положили уцелевшие пилоты и самолёты Бакинской школы) вёл боевые действия над северной частью Каспия. Истребительный отряд, состоящий из 7 «Ньюпоров» различных модификаций и 2-х «Спадов», возглавлял военлёт П.П.Величковский. Этот отряд базировался на аэр. Красный Яр.

14 мая 1919г. база Астраханского отряда подверглась налёту английских самолётов «Шорт-184» из состава 221-й эскадрильи RAF. В результате, бомбами была разрушена баржа авиаотряда. К этому времени во всём гидроавиадивизионе осталось всего 5 летающих лодок М-9 и 5 истребителей «Ньюпор».

В начале августа 1919 г. на Волгу с колчаковского фронта прибыли корабли советской Волжско-Камской флотилии. Флотилия, переименованная в Волжско-Каспийскую, представляла собой внушительную силу. В состав флотилии входил Волжский воздушный дивизион, под командованием Б.Г.Чухновского, а также баржа-авиатранспорт «Коммуна», для гидросамолётов, и ещё одна баржа, служившая плавбазой для истребительного авиаотряда.

В Саратове авиадивизион пополнился 8-ю летающими лодками, и к моменту вступления в бой насчитывал 12 гидросамолётов (М-5, М-9 и М-20) и 3 «Ньюпора». На базе Волжского (начальник Е.И.Куртов) и Каспийского авиадивизионов (начальник А.С.Демченко) была создана Воздушная бригада Волжско-Каспийской военной флотилии. В её составе имелось два гидроавиадивизиона. Один из них воевал в среднем течении Волги, а другой - на севере Каспия. Начальником бригады назначается С.Э.Столярский. Позже его сменил на этом посту военморлёт С.С.Негеревич.

В начале сентября Волжско-Каспийская флотилия, под командованием Ф.Ф.Раскольникова, начала активные боевые действия на подступах к Царицыну.

В разгоревшихся ожесточённых боях приняла участие и Морская Авиация. Так, 4 сентября лётчик Кондаков из Волжско-Каспийского авиадивизиона сбросил на город 16 мелких бомб и листовки, а 6-го и 7 сентября две летающие лодки дважды бомбили городской вокзал и прилегающие кварталы, сбросив 20 авиабомб. В последующие дни морлёты Кондаков, Волков и Якимычев многократно совершали налёты на город, причём ряд боевых вылетов был выполнен в темное время суток. Утром 15 сентября 4 гидроплана М-9 бомбили в Сарепте эшелоны и станционные здания.

17 сентября 1919 г. 2 самолёта «Де Хевиленд» D.H.9 из состава 47-й эскадрильи RAF, воюющей на стороне деникинских войск, совершили налёт на Дубовку, где дислоцировался советский гидродивизион. Самолёты пилотировали кэптен Эндерсон и лейтенант Дэй. Не встретив противодействия, английские самолёты тремя бомбами попали в баржу «Коммуна». Баржа не затонула, но 5 из 7 стоявших на ней гидропланов были уничтожены. Два человека погибли, ещё восемь получили ранения. (По другим данным, самолётов на барже было всего 5, а разбито из них - 4). Ещё одна бомба пробила насквозь баржу истребительного отряда, но не взорвалась. В результате этого налёта, Волжско-Каспийский гидродивизион понёс серьёзные потери и надолго утратил свою боеспособность.

Ввиду рано начавшегося ледостава на Волге, 18 октября 1919 г. корабли Волжско-Каспийской флотилии и воздушного дивизиона ушли на зимовку в Нижний Новгород.

В то же время лётчики Каспийского авиадивизиона, которым командовал военморлёт А.С.Демченко, в ноябре 1919 г. участвовали в боевых действиях по освобождению устья Волги от белоказаков. Всего за 1918-1919 гг. лётчиками дивизиона было налётано 345 часов и сброшено 4 т бомб.

17-18 мая 1920 г., в ходе операции в иранском порту Энзели, Волжско-Каспийская флотилия захватила, кроме других трофеев, гидроавиатранспорт с 4 самолётами, которые были включены в её состав.

В связи с ликвидацией фронтов (январь-март) на Волге и Каспии, в июле 1920 г. бригада, за исключением одного гидроавиаотряда (6 самолётов), была перебазирована на Чёрное море, где, вместе с другими авиационными соединениями и частями, вошла в состав вновь образованной Воздушной дивизии Чёрного и Азовского морей.

В декабре 1918 г. гидроавиация появилась на Каспии и на стороне белых. Начальником Бакинской авиашколы и начальником отдела гидроавиации был назначен поручик Г.Я.Блюменфельд. С 19 декабря он стал начальником гидроавиации Каспийского моря, основу которой составил вновь сформированный Бакинский гидроавиационный отряд Вооружённых Сил Юга России из 6 самолётов (3 М-9, 3 М-5). Таким образом, Бакинская авиашкола была возрождена, но теперь уже под другим флагом.

Весной 1919 г. силы гидроавиации белых на Каспийском море пополнились за счёт союзников - англичан. Расширяя зону боевых действий против красных на всю акваторию Каспийского моря, они предприняли ряд мер по созданию авиационной группировки в этом районе, в том числе и морской авиации. С 1 по 12 марта 1919 г. в порт Петровск (ныне - Махачкала) прибыли авиазвенья 221-й и 266-й эскадрилий RAF из Батуми. Ранее эти подразделения воевали против австрийцев, немцев и болгар на Македонском фронте. 266-й эскадрильей RAF командовал капитан Дж.А.Садлер. На её вооружении состояли 10 новых поплавковых самолётов «Шорт-184». 221-я эскадрилья RAF была вооружена сухопутными самолётами D.H.9. Ими командовал полковник Боухилл. Решение о формировании на Каспии базы гидроавиации англичанами было принято ещё в сентябре 1918 г. Каспийские танкеры «Альдар Усейн» и «Орлёнок» были переоборудованы в гидроавиатранспорты. Каждый из этих кораблей мог нести по 2-3 гидросамолёта. В Петровске самолёты «Шорт-184» погрузили на корабли.

12 мая 1919 г. английская флотилия, с самолётами на борту гидроавиатранспорта, участвовала в набеге на форт Александровск. А 22 мая, от прямого попадания авиабомбы гидросамолётов затонул советский эскадренный миноносец «Москвитянин» - самый крупный боевой корабль, потопленный авиацией в Гражданскую войну .

24 мая «Алдар Усейн» вернулся в Петровск, а через три дня «Шорты» вновь появились над Александровским. Теперь они осуществляли воздушное прикрытие морского десанта. После этой операции в руках деникинских войск оказалось всё побережье Каспийского моря, за исключением дельты р. Волга.

В середине июня 1919 г. белый Бакинский гидроавиационный отряд был направлен в Гурьев. Там его возглавил штабс-капитан Егоров. Гидросамолёты отряда (4-6 машин) вели систематическое патрулирование окрестностей города и акватории Северного Каспия. Они осуществляли воздушную разведку передвижений советских кораблей, обеспечивали походы судов Уральской флотилии и транспортных судов по маршрутам между Петровском, Гурьевым и Фортом Александровский. С августа 1919 г. отрядом командовал Блюменфельд, сменивший погибшего Егорова.

8 августа 1919 г. авиатранспорт белых «Орлёнок» участвовал в операции по изгнанию большевиков из Ашурада на юго-востоке Каспия. В ходе её были захвачены 4 корабля и 6 барж, а также около 200 пленных.

По состоянию на 15 августа 1919г., в составе Морской Авиации белых на Каспийском море числилось 3 гидроаэроплана и 2 колёсных аэроплана.

26 августа 1919 г. англичане передали авиатранспорт «Орлёнок» русскому Добровольческому флоту.

27 августа 1919 г. весь персонал 266-й эскадрильи RAF покинул п. Петровск и эвакуировался в Иран. Авиатранспорт «Алдар Усейн», вместе с гидросамолётами, был передан белым, которые в октябре 1919 г. переименовали его в «Волгу». Всего в боевых операциях англичанами применялось лишь пять гидропланов из доставленного десятка. Из этих пяти четыре было потеряно вследствие аварий и несчастных случаев. Из оставшихся английских гидросамолётов (по разным данным, их было от двух до шести), переданных белым, по меньшей мере, два позже попали к красным. Так, самолёт «Шорт-184» №9085 был захвачен в с. Ганюшкино в январе 1920 г. Захваченный летом того же года «Шорт-184» №9078 был передан в Астрахань, на баржу «Коммуна».

Остаток августа корабль провёл, конвоируя захваченные у большевиков корабли в Петровск.

После принятия решения британского парламента о выводе войск из России, «Орлёнок» прикрывал эвакуацию британских войск из Баку, совместно с другими кораблями Каспийской флотилии.

С октября 1919 г. отряд дислоцировался в с. Ганюшкино и осуществлял поддержку действий Астраханского отряда Уральской армии и воздушную разведку акватории Каспийского моря.

В сентябре 1919 г. 1-й отряд Гидроавиации ВСЮР (8 самолётов) с Чёрного моря был послан в Каспийскую флотилию и действовал там до октября. Его начальником был лейтенант С.Я.Ярыгин. (В литературе он упоминается как Каспийский гидроавиационный отряд Вооружённых Сил Юга России).

В конце октября 1919 г. белая авиация на Каспии пополнилась самолётами «Шорт-184», переданными из английской 266-й авиаэскадрильи RAF при её эвакуации из России.

Поздней осенью 1919 г. гидроавиационный отряд Уральской армии белых продолжал активно действовать, хотя на его вооружении к этому времени осталось всего 4 гидросамолёта: 1 М-5, 1 М-9, 1 «Шорт-184» и 1 самолёт неизвестной модели (по другим данным, 3 гидросамолёта и 2 колесных самолёта) .

В середине ноября, из-за наступления зимних холодов, отряд прекратил боевую деятельность, а 29 ноября он в полном составе был захвачен наступающими частями Красной Армии. Так завершилась короткая и драматическая история белой Каспийской Морской Авиации.

С июня 1931 г. объединение РККВМФ на Каспии стало называться Каспийской военной флотилией. Собственных ВВС флотилия не имела (хотя в некоторых источниках используется именно эта аббревиатура), но в её составе перед войной было сформировано несколько авиационных частей и подразделений, которые подчинялись непосредственно командованию флотилии.

До ноября 1939 г. в составе флотилии был сформирован 79-й отдельный морской разведывательный авиационный отряд, базирующийся в Баку, который в мае 1940 г. был переформирован в 79-ю отдельную авиационную эскадрилью. В составе эскадрильи насчитывалось 12 , главной задачей которых было патрулирование над Каспийским морем, особенно в районе границы с Ираном.

В феврале 1940 г. в составе воздушных сил флотилии имелось отдельное авиационное звено ПВО, вооружённое .

В конце ноября 1942 г. из состава Ейского ВМАУ была выделена 9-я отдельная истребительная авиационная эскадрилья, и с 15 декабря 1942 г. она была включена в состав КаВФ, с перебазированием в Форт-Шевченко на восточном побережье Каспийского моря. Её задачей стала ПВО коммуникаций на Каспийском море и объектов флотилии. В январе 1943 г. 9-я ОИАЭ была выведена в тыл, в с. Борское, для переформирования на базе «родного» ВМАУ им. И.В.Сталина.

Кроме того, в 1940-1944 гг. в составе КаВФ был химический полигон, при котором имелось отдельное испытательное авиационное звено.

С мая 1941 г. 79-я ОАЭ стала именоваться 79-й отдельной морской ближнеразведывательной авиационной эскадрильей.

По состоянию на 22 июня 1941 г., в составе ВВС флотилии имелось 18 (по другим данным, 13) самолётов различных типов.

В ходе войны боевой состав авиации флотилии на короткое время значительно увеличился, когда к августу 1942 г. в неё включили 22-й отдельный морской разведывательный авиационный полк. Этот полк, вооружённый самолётами МБР-2, был сформирован в с. Али-Байрамли (Азербайджан), на базе ВМАУ морских пилотов. Однако уже в сентябре этого же года полк был перебазирован на Север, где вошёл в состав .

Авиация КаВФ непосредственного участия в боевых действиях в ходе Великой Отечественной войны не принимала, и, так же, как ВВС ТОФ, СТОФ и АмВФ, была кузницей лётных кадров для ВВС воюющих флотов. Однако в период с августа 1942 г. по февраль 1943 г., когда существовала реальная угроза прорыва немецких войск к Каспию, её силы были включены в состав действующей армии.

На основании приказа НК ВМФ №0216 от 05.04.1943 г., 79-я ОМБРАЭ была переформирована в 79-й отдельный морской авиационный отряд. Этот отряд числился в боевом составе КаВФ до июня 1947 г. и в этом же году был расформирован.

Имеется информация о наличии в составе КаВФ в 1944-1945 гг. 19-го отдельного авиационного отряда связи. Другие данные по нему отсутствуют.

В 1948 г., в связи с реорганизацией ВВС ВМФ, авиационные части КаВФ были расформированы.

Второе пришествие авиации на Каспий произошло в 1960-е гг., хотя и в несколько специфическом виде. Тогда в г. Каспийск Дагестанской АССР была создана опытная база, на которой проходили испытания опытного экраноплана КМ (корабль-макет).

В 1970-1980-е гг. были построены серийные десантные экранопланы типа «Орлёнок» и боевой типа «Лунь». В 1979 г. из них был сформирован 236-й дивизион кораблей-экранопланов 106-й бригады десантных кораблей КаВФ.

В 1987 г. дивизион был переформирован в 11 -ю отдельную авиационную группу (экранопланов) и передан в состав ЧФ. При этом авиагруппа своего места дислокации не меняла и в процессе раздела имущества ЧФ СССР не фигурировала.

В мае 1998 г. 11-я ОАГ была переформирована в 4595-ю базу хранения экранопланов КаВФ (г. Каспийск), а сами они были поставлены на прикол и частично утилизированы.

По состоянию на начало 2000-х флотилия собственной авиации не имеет. Для решения возникающих задач по доставке в её интересах личного состава и грузов, используются транспортные самолёты 46-го ОТАП ВВС и ПВО ВМФ, а также вертолёты, выделяемые из состава ВВС ЧФ.

В разные годы ВВС Каспийской военной флотилии носили также наименования:

  • Воздушная бригада Волжско-Каспийской военной флотилии
  • Каспийский воздушный дивизион

«Работа по розыску агентуры противника, изменников Родины и предателей в условиях дислокации Отдела контрразведки “Смерш” Дунайской флотилии на территории шести европейских государств приобретает исключительно важное и первостепенное значение.

Это обусловливается следующими обстоятельствами:

[…] Наличием большого количества агентуры противника, оставленной и осевшей в странах Европы после изгнания из них гитлеровской армии.

[…] Наличием значительного количества советских граждан в европейских государствах (насильно угнанных немцами, б[ывших] военнопленных И Т.Д.), в числе которых имеются изменники Родины, немецкие пособники и предатели. […]

Всего в результате розыскных мероприятий было арестовано 65 агентов противника, диверсантов, предателей и изменников Родины. […]

Кроме того, в результате розыскных мероприятий была арестована агентура разведывательных органов “Ваффен СС Ягдфер-банд”, “Абверштелле-17”, “Абверштелле Донаушутц”. […]» .

Велась контрразведчиками флотилии и борьба с дезертирством. 10 марта 1945 г. ОКР «Смерш» ДуВФ докладывал в центр:

«За период январь - февраль 1945 г. Отделом контрразведки “Смерш” КДуФ зафиксировано 10 случаев дезертирства военнослужащих Краснознаменной Дунайской флотилии. Из них: старшинского состава - 4; рядового - 6.

В результате принятых агентурно-оперативных мероприятий и местного розыска нами были выявлены и задержаны 4 человека, 5 человек объявлены в местный розыск и 1 - во всесоюзный. […]

В целях предотвращения в будущем возможного дезертирства предупрежден весь оперативный состав об усилении работы […] по борьбе с дезертирством. […]

[…] О всех случаях дезертирства проинформирован Военный совет» .

В конце войны и в первые послевоенные месяцы сотрудники контрразведки Дунайской флотилии фиксировали проявление интереса со стороны разведывательных служб союзников - Англии и США к Придунайскому региону. В целях повышения эффективности работы контрразведчики флотилии тесно взаимодействовали с органами «Державной сигурности» Болгарии и «Народной защиты» Югославии. Советские контрразведчики отмечали, что деятельность разведывательных органов союзных держав - США и Англии с каждым днем становится все активнее. Английские разведчики действуют своими излюбленными и испытанными методами - завязывание обширных связей, преподнесение подарков, организация интимных вечеров, делают попытки проникнуть в среду советских военнослужащих с целью сбора военной информации. По данным советской контрразведки, союзники располагали данными об организации советской разведки, численности состава советских оккупационных войск, о заинтересованности советских представителей румынскими кораблями, возвращенными Румынии Советским Союзом, и т. д.

В 1960 г. Краснознаменная орденов Нахимова и Кутузова II степени Дунайская флотилия была расформирована.

Ильменская военная флотилия

Ильменская военная флотилия была сформирована в составе Северо-Западного фронта в июле 1941 г. из трех буксиров Волхово-Ильменского пароходства, переоборудованных канонерских лодок и 9 вооруженных катеров (база - Новгород). Флотилия была укомплектована мобилизованными речниками Волховско-Ильменского пароходства и артиллеристами и пулеметчиками из армейских частей. Действуя на озере Ильмень и реках Волхов, Тигода, флотилия несла сторожевую службу, вела разведку, прикрывала отход войск фронта, обеспечивала эвакуацию гражданского населения, грузов и ценностей из Новгорода, поддерживала боевые действия частей сухопутных войск, переправляла войска и грузы через реки. 20 октября 1941 г. Ильменская военная флотилия была расформирована, ее корабли переданы в состав Ладожской военной флотилии. В апреле 1943 г. в составе Северо-Западного фронта был сформирован Ильменский отряд кораблей, который вел боевые действия с 15 августа 1943 г. по 6 апреля 1944 г., после чего был передан в состав Балтийского флота .

Краснознаменная Каспийская флотилия

Каспийская военная флотилия ведет свою историю от создания в апреле 1918 г. Военного флота Астраханского края, который в октябре 1918 г. был преобразован в Астрахано-Каспийскую флотилию. В конце июля 1918 г. корабли флотилии были захвачены интервентами. После освобождения Баку они в июле 1920 г. вошли во вновь созданные Морские силы Каспийского моря, которые были переформированы в июне 1931 г. в Каспийскую военную флотилию.

Накануне Великой Отечественной войны в состав Каспийской военной флотилии входили: управление флотилии (г. Баку); дивизион канонерских лодок (5 лодок), отдельно плавающие корабли (у/к «Правда» и катер типа «Ямб»), охрана водного района, разведывательные органы (разведывательное отделение, морской пункт связи, береговые радиоотряд и радиопункт); подразделение связи (СНиС); гидрографическая служба (гидрографический отдел, морская обсерватория, гидрографический отряд); военноморские учебные заведения и школы (Каспийское военно-морское училище, Объединенная школа, Базовый арткабинет, научноиспытательный химический полигон, флотский полуэкипаж); тылы (Бакинский военный порт, склады и производственные предприятия, пожарные инспекция и охрана, КЭЧ, финансовый отдел, инженерное отделение, санитарный отдел, поликлиника и лазарет, отделы военной прокуратуры и военного трибунала, Дом военно-морского флота); береговая оборона (Отдельная стрелковая рота, штаб объекта ПВО); авиация (отдельное авиазвено, отдельное испытательное авиазвено при НИХП); 4-орудийная береговая батарея (о. Наргин), пост СНиС (Ленкорань); участок гидрографической службы (Ленкорань). В Красноводске находились: Военно-морская комендатура при торговом порте, участок гидрографической службы, береговые маяки флотилии - в Ап-шероне и Ленкорани, плавмаяки - «Астраханский приемный» и «Красноводский», базовые гидрометеостанции - на острове Сара, в Гасан-Кули, Красноводске, Ленкорани. Всего в Каспийской военной флотилии было 3225 военнослужащих, в том числе 639 человек начальствующего состава, 609 человек младшего начальствующего состава, 980 - рядового состава, 1000 курсантов Каспийского ВМУ, кроме того, 788 человек вольнонаемного состава .

С начала Великой Отечественной войны Каспийская флотилия обеспечивала морские перевозки военных и народнохозяйственных грузов. На всем протяжении войны Каспийская военная флотилия была надежной кузницей кадров Военноморского флота СССР. Здесь формировались, готовились корабельные экипажи, проходили испытания подводные лодки, построенные в Сормово , надводные корабли, которые исправно пополняли боевой состав воюющих флотов. За годы войны личный состав флотилии отремонтировал, достроил и укомплектовал экипажами свыше 250 катеров и других кораблей и судов, переданных на Черноморский и Северный флоты и в другие флотилии.

Уже в октябре 1941 г. на сухопутный фронт ушел первый батальон морской пехоты, сформированный исключительно из моряков флотилии. Всего же за годы войны из состава Каспийской флотилии на сухопутный фронт было отправлено около 5 тысяч краснофлотцев, старшин и офицеров.

В самые напряженные дни битвы за Кавказ приказом наркома ВМФ СССР Н.Г. Кузнецова Каспийская флотилия была объявлена действующей, и ее главной задачей было определено обеспечение народно-хозяйственных и оперативных воинских перевозок на Каспии и борьба с вражескими десантами. Только в 1942–1943 гг. флотилия обеспечила перевозку 21 млн т нефти и нефтепродуктов. Кроме того, моряки флотилии обеспечили доставку через каспийские порты более 4 млн т ленд-лизовских грузов .

Каспийская военная флотилия: оборона Нижней Волги и Кавказа

К началу Великой Отечественной войны Каспийская военная флотилия, созданная в июне 1920 года, располагала тремя эскадрами миноносцев, четырьмя канонерскими лодками, десятью сторожевыми кораблями, тремя плавучими зенитными батареями и несколькими вспомогательными судами. Командовал флотилией контр-адмирал Ф.С. Сидельников

Еще в предвоенные годы в Иран проникли (с согласия его правительства) более пяти тысяч немецких кадровых офицеров, чтобы совершать диверсии. По решению советского правительства в августе 1941 года на территорию Ирана на кораблях флотилии высадился десант в составе 105-го полка. Одновременно вдоль побережья вступили части 77-й горно-стрелковой дивизии, а в портах Пехлевы, Наушехер и Бендер-Шах ставятся на патрульную службу корабли флотилии. В результате предпринятых мер фашистская угроза с юга была ликвидирована. Осталась, правда, опасность со стороны Турции, которая держала у наших границ свыше 25 дивизий.

Кавказ по своему географическому положению - узел экономических путей, соединяющих Запад и Восток, Черное и Каспийское моря, а по природно-климатическим условиям - богатейшая кладовая продовольствия.

Для ведения затяжной войны Гитлеру необходима была новая база стратегического сырья. Он видел ее на юге Советского Союза и странах Ближнего Востока, с за-хватом, в первую очередь, Кавказа. Сражение за него нельзя рассматривать изолированно от Сталинградской битвы. В свою очередь, события на Кавказе весьма благотворно влияли на действия наших войск под Сталинградом.

В середине августа 1942 года начались ожесточенные бои 46-й армии Закавказского фронта на перевале Главного Кавказского хребта, который пытался взять 49-й немецкий горно-стрелковый корпус. Наши войска отстояли хребет.

Немецкое командование пыталось прорваться в Закавказье обходным маневром - через черноморское и каспийское побережья. Здесь важную роль сыграли Черноморский флот и Каспийская военная флотилия.

В тяжелых оборонительных боях войска кавказских фронтов во взаимодействии с Черноморским флотом, Азовской и Каспийской флотилиями, преодолев все трудности, остановили наступление противника, которому не удалось прорваться к Баку, в Закавказье и на черноморское побережье.

В связи с выходом немецких войск к предгорьям Главного Кавказского хребта и берегам реки Терек все наши железные и шоссейные дороги, связывающие Закавказье со страной, оказались перекрыты. В этих условиях морские пути Каспия превратились в главную нефтяную магистраль и важнейшую коммуникацию Закавказского фронта и всей страны.

В августе транспортными судами Каспийского торгового флота и кораблями флотилии из Астрахани в Махачкалу без потерь были перевезены 10-й и 11-й гвардейские стрелковые корпуса, а в сентябре - из Красноводска в Махачкалу - 4-й кавалерийский корпус. Эти силы сыграли значительную роль в отражении натиска противника и в контрнаступлении Северной группы войск. Кроме того, в период обороны Кавказа транспортными судами (под прикрытием кораблями флотилии) было перевезено одиннадцать стрелковых бригад, пять стрелковых полков, свыше тысячи танков. Всего за 1942-1943 годы по Каспийскому морю перевезено 24 млн. тонн нефтяных и других грузов. Флотилия сформировала несколько батальонов морской пехоты, которые мужественно сражались под Москвой и на Северном Кавказе.

Немецкая авиация минировала астраханский рейд, враг стремился вывести из строя морской канал, перегородив его потопленными судами. За Астраханской военно-морской базой Каспийской флотилии, которая имела бригаду тральщиков и 18 тралбарж, были закреплены участки от морского рейда до села Замьяны. Минированием Волги и налетами на караваны судов в районе Астрахани занималась специально выделенная для этого фашистская воздушная эскадра. Командовал ею майор Кляс, который сам часто участвовал в воздушных операциях. Только с августа по ноябрь рейды 200 раз подвергались групповым ударам немецкой авиации. Десятки судов и барж были потоплены, но остановить доставку нефтегрузов фашисты не смогли. Корабли флотилии многократно отражали атаки немецких самолетов.

В связи с тем, что авиация противника заминировала морской канал, связывающий морской рейд с Астраханью, и постоянно бомбила караваны судов с нефтегрузами, Государственный Комитет Обороны поставил перед Каспийской флотилией задачу: срочно создать магистрально-подводный нефтепровод с выходом на север Каспия и на железную дорогу. Возглавил эту работу начальник аварийно-спасательной службы капитан II ранга Б.В. Земсков.

Эта сложнейшая работа выполнялась на разных грунтах при острой нехватке технических средств, под обстрелами на холодных ветрах и при сильных штормах. Водолазы работали во льдах, но за 6 месяцев - в декабре 1942 года, на 18 суток раньше плана - задание было выполнено. Горючее для военной техники и промышленности поступало через Каспийское море в необходимом количестве. Войска фронтов, имея грозную боевую технику и горючее, шли на Запад.

Готовясь к наступательным действиям, войска Закавказского фронта должны были провести большую перегруппировку сил, в том числе боевой техники.

В этот период основная нагрузка по снабжению войск Закавказского фронта легла на Каспийскую флотилию и Черноморский флот. На фронт шло новое пополнение, оружие, топливо, продовольствие, многочисленная и разнообразная боевая техника, в том числе новые типы самолетов и орудий, танков и средств борьбы с ними, а также реактивные установки.

Наряду с оперативными перевозками войск по Каспийскому морю наращивались темпы перевозок нефтепродуктов, крайне необходимых сражающимся армиям, изгоняющим фашистских оккупантов с нашей земли.

Каспийская коммуникация (т.е. путь, охраняемый Каспийской военной флотилией) до изгнания фашистов с Кавказа продолжала оставаться важнейшей. Именно по ней на Кавказ силами Каспийской флотилии и Каспийского пароходства были доставлены те силы, которые в значительной мере помогли очистить от врага предгорья Главного Кавказского хребта и освободить весь советский Кавказ.

27 апреля 1945 года Каспийская военная флотилия была награждена орденом и стала Краснознаменной.

Геннадий КУЛАКОВ, участник Великой Отечественной войны, старший лейтенант в отставке

КАСПИЙСКАЯ ВОЕННАЯ ФЛОТИЛИЯ: фор-ми-ро-ва-ние российского ВМФ, соз-дан-ное по ука-зу императора Пет-ра I в 1722 году и пред-на-зна-чав-шее-ся для дей-ст-вий на Кас-пий-ском море; фор-ми-ро-ва-ние советского ВМФ, соз-дан-ное 27.06.1931 года.

1) Фор-ми-ро-ва-ние российского ВМФ, соз-дан-ное по ука-зу императора Пет-ра I в 1722 году и пред-на-зна-чав-шее-ся для дей-ст-вий на Кас-пий-ском море и в дель-те реки Вол-га.

Соз-да-нию фло-ти-лии пред-ше-ст-во-ва-ла дли-тель-ная борь-ба за ов-ла-де-ние Кас-пий-ским по-бе-режь-ем, окон-ча-тель-но за-вер-шив-шая-ся в 1556 году, по-сле при-сое-ди-не-ния Ас-т-ра-хан-ско-го хан-ст-ва к Русскому государству. Пер-вая по-пыт-ка соз-да-ния по-сто-ян-но-го фор-ми-ро-ва-ния сил во-енного фло-та на Кас-пий-ском море бы-ла пред-при-ня-та в 1669 году, ко-гда по-стро-ен-ные по ука-зу ца-ря Алек-сея Ми-хай-ло-ви-ча ко-рабль «Орёл», ях-та, бот и 2 шня-вы при-бы-ли в Ас-т-ра-хань. Од-на-ко в 1670 году они бы-ли за-хва-че-ны от-ря-да-ми С.Т. Ра-зи-на. По окон-ча-нии Се-вер-ной вой-ны 1700-1721 годов зи-мой 1721/22 года, в го-ро-дах Ниж-ний Нов-го-род, Тверь, Уг-лич, Яро-славль ве-лась по-строй-ка су-дов для Каспийской военной флотилии. В ию-ле 1722 года фло-ти-лия (274 суд-на) с де-сан-том вы-шла в Пер-сид-ский по-ход 1722-1723 годов, ре-зуль-та-том ко-то-ро-го ста-ло за-вое-ва-ние го-ро-дов Дер-бент, Ба-ку с при-ле-гаю-щи-ми к ним об-лас-тя-ми. По-сле смер-ти Пет-ра I российские за-вое-ва-ния на Кас-пии бы-ли ут-ра-че-ны. В Ас-т-ра-ха-ни бы-ли ос-тав-ле-ны ог-ра-ниченные си-лы, ко-то-рые обес-пе-чи-ва-ли безо-пас-ность ком-мерческого су-до-ход-ст-ва на Кас-пий-ском мо-ре. Воз-ро-ж-де-ние Каспийской военной флотилии про-изош-ло в 1781 году, ко-гда по пред-пи-са-нию императрийцы Ека-те-ри-ны II в Ас-т-ра-хань при-был от-ряд во-енных ко-раб-лей. В конце XVIII - начале XIX веков фло-ти-лия при-ни-ма-ла ак-тив-ное уча-стие в вой-нах и по-хо-дах российских войск в при-кас-пий-ском ре-гио-не, вы-са-жи-ва-ла морские де-сан-ты, ог-нём ко-ра-бель-ной ар-тил-ле-рии ока-зы-ва-ла со-дей-ст-вие вой-скам в ов-ла-де-нии при-мор-ски-ми кре-по-стя-ми. В 1796 году дей-ст-вия ко-раб-лей Каспийской военной флотилии спо-соб-ст-во-ва-ли ов-ла-де-нию российской ар-ми-ей го-ро-да-ми Дер-бент и Ба-ку. По-сле русско-персидской вой-ны 1804-1813 годов (смотрите Рус-ско-пер-сид-ские вой-ны) Российская им-пе-рия при-об-ре-ла мо-но-поль-ное пра-во на со-дер-жа-ние в Кас-пий-ском море во-енного фло-та. С 1867 года главной ба-зой Каспийского военного флота стал Ба-ку. По ме-ре ста-би-ли-за-ции об-ста-нов-ки в ре-гио-не со-став фло-ти-лии по-сте-пен-но со-кра-щал-ся, и к началу XX века она со-стоя-ла из 2 ка-но-нер-ских ло-док и не-сколь-ких воо-руженных па-ро-хо-дов. В но-ябре 1917 года лич-ный со-став Каспийской военной флотилии пе-ре-шёл на сто-ро-ну советской вла-сти, уча-ст-во-вал в бое-вых дей-ст-ви-ях про-тив турецких войск и от-ря-дов му-са-ва-ти-стов (азербайджанских на-цио-на-ли-стов), в бо-ях по ов-ла-де-нию го-ро-да-ми Пет-ровск-Порт (ны-не Ма-хач-ка-ла), Лен-ко-рань и Дер-бент. В ию-ле 1918 года часть ко-раб-лей Каспийской военной флотилии уш-ла в Ас-т-ра-хань, ос-таль-ные ос-та-лись в Ба-ку и бы-ли вклю-че-ны в со-став фло-та Азербайджанской Де-мо-кра-тической Рес-пуб-ли-ки. Для со-дей-ст-вия вой-скам РККА в апреле - ию-не 1918 года в Ас-т-ра-ха-ни сфор-ми-ро-ван Во-енный флот Ас-т-ра-хан-ско-го края, уси-лен-ный дос-тав-лен-ны-ми с Бал-ти-ки ми-но-нос-ца-ми и подводными лодками, ко-то-рый в ок-тябре был пе-ре-име-но-ван в Ас-т-ра-хан-ско-Кас-пий-скую во-енную фло-ти-лию. В ию-ле 1919 года, по-сле объ-еди-не-ния с Волж-ской во-ен-ной фло-ти-ли-ей, она по-лу-чи-ла название Волж-ско-Кас-пий-ской во-енная фло-ти-лии. В апреле 1919 года с по-мо-щью анг-ли-чан бы-ла соз-да-на Кас-пий-ская фло-ти-лия ВСЮР (смотрите Бе-лый флот), главная ба-за - в городе Пет-ровск-Порт. На-сту-п-ле-ние войск РККА на Северном Кав-ка-зе в апреле 1920 года вы-ну-ди-ло ко-раб-ли Кас-пий-ской фло-ти-лии ВСЮР пе-рей-ти в Ба-ку, а за-тем уй-ти в иранский порт Эн-зе-ли, ко-то-рый на-хо-дил-ся под кон-тро-лем английских войск. В мае 1920 года на ба-зе Волж-ско-Кас-пий-ской во-енной фло-ти-лии был сфор-ми-рован Кас-пий-ский во-енный флот РСФСР и Крас-ный флот Советского Азер-бай-джа-на, си-лы ко-то-рых уча-ст-во-ва-ли в Эн-зе-лий-ской опе-ра-ции 1920 года, в ре-зуль-та-те ко-то-рой ко-раб-ли и во-енное иму-ще-ст-во Каспийской военной флотилии бы-ли воз-вра-ще-ны РСФСР и Советскому Азер-бай-джа-ну. В ию-ле 1920 года Кас-пий-ский военный флот РСФСР и Крас-ный флот Советского Азер-бай-джа-на пре-об-ра-зо-ва-ны в Морские си-лы Кас-пий-ско-го мо-ря.

2) Фор-ми-ро-ва-ние советского ВМФ, соз-дан-ное 27.06.1931 года из Морских сил Кас-пий-ско-го мо-ря.

К ию-ню 1941 года в её со-ста-ве на-хо-ди-лись 5 ка-но-нер-ских ло-док, 4 ка-те-ра, отдельная бе-ре-го-вая артиллерийская ба-та-рея, 12 са-мо-лё-тов, ра-дио-ро-та Войск на-блю-де-ния, опо-ве-ще-ния и свя-зи и ряд бе-ре-го-вых час-тей. С на-ча-ла Великой Отечественной вой-ны Каспийская военная флотилия обес-пе-чи-ва-ла эко-но-мические и во-ин-ские морские пе-ре-воз-ки. В августе 1941 года на её ко-раб-лях бы-ли пе-ре-бро-ше-ны в Иран советские вой-ска. В Мо-с-ков-ской бит-ве 1941-1942 годов уча-ст-во-ва-ла сфор-ми-ро-ван-ная из лич-но-го со-ста-ва фло-ти-лии 75-я отдельная морская стрелковая бри-га-да, став-шая впо-след-ст-вии 3-й гвардейской морской стрелковой бри-га-дой. В августе 1942 года Каспийская военная флотилия вклю-че-на в со-став дей-ст-вую-щих сил ВМФ. К это-му вре-ме-ни её бое-вой со-став был уве-ли-чен до 40 бое-вых ко-раб-лей и ка-те-ров, ко-то-рые со-про-во-ж-да-ли транс-пор-ты, осу-ще-ст-в-ля-ли бое-вое тра-ле-ние, вы-пол-ня-ли за-да-чи ПВО в зо-не сво-ей от-вет-ст-вен-но-сти и другое. Все-го за 1942-1943 годы бы-ло пе-ре-ве-зе-но 21 миллион тонн неф-те-про-дук-тов и около 3 миллионов тонн других гру-зов. К 1943 году в Каспийской военной флотилии на-счи-ты-ва-лось 175 ко-раб-лей. Осо-бен-но боль-шое зна-че-ние дея-тель-ность фло-ти-лии име-ла в пе-ри-од Ста-лин-град-ской бит-вы 1942-1943 годов и Бит-вы за Кав-каз 1942-1943 годов. За бое-вые за-слу-ги Каспийская военная флотилия в 1945 году бы-ла на-гра-ж-де-на ор-де-ном Крас-но-го Зна-ме-ни. По-сле рас-па-да СССР был про-из-ве-дён раз-дел ко-раб-лей, другой бое-вой тех-ни-ки, во-енного иму-ще-ст-ва и бе-ре-го-вой ин-фра-струк-ту-ры ме-ж-ду РФ и Азер-бай-джа-ном, а в мае 1992 года Каспийская военная флотилия бы-ла об-ра-зо-ва-на уже в со-ста-ве ВМФ РФ (главная ба-за - в городе Ас-т-ра-хань).

Ко-ман-дую-щие Каспийской военной флотилией (с 1931 года): Ф.С. Аве-рич-кин (1931-1932 годы), Г.И. Лев-чен-ко (1932-1933 годы), Г.П. Ки-ре-ев (1933 год), Д.П. Иса-ков (1933-1938 годы), А.Г. Го-лов-ко (1938-1939 годы), контр-адмирал Ф.С. Се-дель-ни-ков (1939-1944 годы), контр-адмирал Ф.В. Зо-зу-ля (1944-1946 годы), адмирал С.Г. Ку-че-ров (1946-1951 годы), контр-адмирал А.В. Кузь-мин (1951-1955 и 1956-1960 годы), контр-адмирал С.Е. Чур-син (1955 год), контр-адмирал Г.Г. Олей-ник (1955-1956 и 1960-1967 годы), контр-адмирал Г.К. Чер-но-бай (1967-1971 годы), контр-адмирал Я.М. Ку-дель-кин (1971-1973 годы), контр-адмирал Л.Д. Ряб-цев (1973-1977 годы), ви-це-адмирал Г.Г. Ка-сум-бе-ков (1977-1984 годы), контр-адмирал В.В. Тол-ка-чёв (1984-1987 годы), ви-це-адмирал В.Е. Ля-шен-ко (1987-1991 годы), контр-адмирал Б.М. Зи-мин (1991-1996 годы), ви-це-адмирал В.В. Ма-со-рин (1996-2001 годы), контр-адмирал Ю.В. Стар-цев (2002-2004 годы), контр-адмирал В.П. Крав-чук (с 2005 года).

Флагманы Победы. Командующие флотами и флотилиями в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 Скрицкий Николай Владимирович

АВРААМОВ НИКОЛАЙ ЮРЬЕВИЧ Командующий Чудской военной флотилией

АВРААМОВ НИКОЛАЙ ЮРЬЕВИЧ

Командующий Чудской военной флотилией

Офицер императорского флота Н.Ю. Авраамов отличился в годы Первой мировой войны. В годы Великой Отечественной войны он известен не только заслугами на Чудском и Ладожском озерах. Более знаменит Авраамов как руководитель Школы Юнг на Соловецких островах и автор учебников по морской практике.

Николай Авраамов родился 9 (21) июня 1892 года в городе Баку. В 1906 году юноша поступил в Морской корпус и прошел все этапы службы от кадета до командира корабля. В 1912 году его выпустили из Морского корпуса на Балтийский флот. С декабря 1912 по август 1916 года моряк был вахтенным начальником, младшим артиллеристом крейсера «Громобой». В 1916 году он окончил Артиллерийский класс в Гельсингфорсе. С августа 1916 по февраль 1918 года Авраамов служил артиллерийским офицером, старшим помощником командира эскадренного миноносца «Лейтенант Ильин», а после революции – выборным командиром корабля. Моряк участвовал в Первой мировой войне, получил тяжелое ранение под Ригой в 1916 году. Его наградили орденами Святой Анны IV степени с надписью «За храбрость», Святого Станислава III степени, Святой Анны III степени. По другим данным, среди его наград – ордена Святой Анны IV степени с надписью «За храбрость» и Святого Владимира IV степени с бантом.

В феврале-марте 1918 года Авраамов оставался на «Лейтенанте Ильине». Моряк являлся участником Ледового похода Балтийского флота. В результате этого похода под руководством капитана 1-го ранга А.М. Щастного большая часть кораблей и судов флота была выведена из портов Финляндии в Кронштадт. В апреле 1918 – марте 1920 года моряк служил инспектором по снабжению топливом Балтийского флота. Затем его направили на юг. В мае-июне 1920 года он являлся флагманским артиллеристом штаба коморси Юго-Запада в городе Николаеве, затем до июля – инспектором портов, а июле-августе 1920 года – заместителем флагарта штаба Черного и Азовского морей. В августе-декабре 1920 года военмор был начальником артиллерии штаба Кавказского сектора в городе Новороссийске, затем до февраля 1921 года служил начальником артиллерии и начальником Новороссийского укрепленного района. В феврале-августе 1921 года он был начальником Туапсинского укрепрайона кавказского побережья. В августе-сентябре 1921 года Авраамов состоял военно-морским экспертом комиссии по чистке личного состава флота в Севастополе. В октябре-ноябре моряк командовал канонерской лодкой «Эльпидифор» № 413, но заболел. До апреля 1922 года он лечился в Батуме и Тифлисе, после чего был по инвалидности демобилизован. На флот Авраамов вернулся весной 1925 года. С апреля 1925 года он был помощником командира Учебного отряда кораблей Морских сил Черного моря по учебной части. В июле-августе и с сентября 1925 по октябрь 1926 года моряк исполнял обязанности начальника Учебного отряда. С октября 1926 по июнь 1928 года он служил начальником распорядительно-строевого отдела штаба флота, затем до ноября 1930 года – начальником отдела и Управления комплектования штаба флота Морских сил Черного моря.

В ноябре 1930 года Авраамов стал жертвой репрессий, но его авторитет и репутация позволили ему вернуться на службу. С января 1932 по сентябрь 1939 года моряк был преподавателем, затем старшим преподавателем, начальником цикла военно-морской практики Военно-морского училища имени М.В. Фрунзе. 17 сентября 1939 года ему присвоили звание капитана 1-го ранга. Далее до февраля 1941 года Авраамов служил на должности старшего инспектора, инспектора управления морской подготовки Управления военно-морских учебных заведений, позднее до июля 1941 года был начальником кафедры морской практики в ВВМИУ имени Ф.Э. Дзержинского. Война застала Авраамова на Чудском озере, где он руководил практикой курсантов училища.

3 июля 1941 года командующий Морской обороной Ленинграда и Озерного района отдал директиву о создании на базе дивизиона учебных кораблей Высшего военно-морского инженерного училища имени Ф.Э. Дзержинского Чудской военной флотилии. Командующим назначили капитана 1-го ранга Н.Ю. Авраамова. В состав флотилии вошли канонерские лодки – бывшие учебные корабли «Нарова», «Эмбах», «Исса». Главной базой флотилии являлся Гдов. Значительную часть из 427 человек моряков флотилии составили курсанты. Директива предписывала перевести все плавсредства из западной части озера в восточную. Флотилии следовало поддерживать огнем войска, содействовать переправе своих войск и препятствовать переправе противника.

Флотилию составили небольшие вооруженные пароходы, буксиры и суда. К боевым действиям была подготовлена только канонерская лодка «Эмбах», перестроенная из парохода. Первой задачей командующего стало превращение мирных судов в боевые корабли. Времени у него оказалось немного, так как гитлеровские войска вышли к берегу Чудского озера в середине июля. Флотилия получила задачу содействовать сухопутным войскам в обороне Гдовского участка Ленинградского фронта. Она вела боевые действия в июле-августе 1941 года. Совместно с саперным батальоном моряки Чудской флотилии заминировали мосты и заградили течение реки Эмбах баржами с камнем.

Первоначально моряки вылавливали эстонских сторонников фашистов. 11 июля прибыли автомашины с вооружением, и моряки начали устанавливать орудия на корабли. 13 июля флотилия насчитывала, кроме управления, дивизион канлодок, посыльное судно «Уку», 7 озерных и речных пароходов, 13 катеров и несколько барж. Уже 14 июля командующий с канонерками, 2 пароходами, буксирами и баржами выступил в район Спицыно, южнее Гдова, где корабли начали принимать войска 118-й стрелковой дивизии для перевозки на северный берег. После того как противник занял Псков, моряки поставили мины между северной и южной частями Псковского озера. Они поддерживали войска, оборонявшие Гдов. Когда 17 июля фашисты начали наступать на Гдов, Авраамов высадил на берег отряд из 79 человек. Моряки задержали наступление противника, что позволило завершить эвакуацию города, аэродрома и отрезанных частей 118-й дивизии.

После потери Гдова флотилия продолжала боевые действия из Муствэ на западном берегу Чудского озера. 18 июля флотилию подчинили командиру 11-го стрелкового корпуса 8-й армии. 20 июля 3 канлодки обстреляли шоссе у деревни Спицыно и нанесли значительные потери противнику; 21 июля корабли провели разведку у острова Перисар. Но 22 июля неприятельская авиация нанесла сильный удар по базе Муствэ. Личный состав понес значительные потери, корабли получили повреждения. Командующий решил замаскировать корабли в устьях речек и ждать пополнения. Однако противник продолжал двигаться к Муствэ. Пришлось 23–24 июля затопить канлодку «Нарова», посыльное судно «Уку», вспомогательные суда и плавсредства. С остальными кораблями по указанию командира 11-го стрелкового корпуса Авраамов оставил базу. Моряки вели разведку, спасали бойцов, которые на лодках выходили из окружения. 29 июля флотилию передали в подчинение 8-й армии. 31 июля моряки с пехотинцами неожиданно атаковали Муствэ. Но противник наступал, и 1 августа флотилию для пополнения и отдыха отвели к Нарве. Здесь часть вооружения была снята для использования на суше. 5 августа флотилия, подчиненная Нарвской оперативной группе, получила приказ препятствовать движению противника по северному берегу Чудского озера. 12–13 августа с канлодки «Эмбах» и 4 катеров высадили группу разведчиков южнее Гдова, а на обратном пути отряд потопил катер противника. Но противник занял все берега Чудского озера. 13 августа пришлось затопить суда флотилии, сняв с них вооружение. Моряки сошли на берег. 15–18 августа отряд моряков флотилии вел бои северо-восточнее города Кингисеппа. 20 августа Авраамов во главе 189 человек прибыл в Лениград, а 27 августа Чудская военная флотилия приказом командующего Морской обороной Ленинграда и Озерного района была расформирована. За время деятельности флотилия помогла организовать десятки партизанских отрядов и забросить их на территорию врага, вывести значительное имущество из Гдова и Тарту. Авраамова наградили орденом Красного Знамени.

Затем капитан 1-го ранга состоял заместителем командующего Ладожской военной флотилией (сентябрь 1941 – январь 1942 года) и первым командиром Осиновецкой военно-морской базы (январь – май 1942 года).

Еще 2 сентября командующий Ладожской военной флотилией Б.В. Хорошхин получил постановление Военного совета Ленинградского фронта организовать движение караванов судов по озеру и связанным с ним рекам. Для непосредственного руководства военно-морским обеспечением транспортных трасс ввели должность заместителя командующего флотилией. На эту должность и назначили капитана 1-го ранга Авраамова. Но уже в день подписания постановления намеченный путь был прерван: гитлеровцы вышли к Неве в районе Ивановского. Встал вопрос о строительстве новых пристаней. Уполномоченным Военного совета фронта по строительству Осиновецкой гавани и организации разгрузочных работ 8 сентября стал Авраамов. В его распоряжение передали Балттехфлот Наркомстроя СССР с землечерпательным флотом и обслуживающим персоналом, ЭПРОН для водолазных работ, строителей и баржи в качестве причалов. Был установлен срок принятия судов для разгрузки: 11 сентября – первое судно, 18 сентября – 5 судов, 25 сентября – 25 судов. К концу сентября в Осиновце были построены 2 причала с глубиной подхода 2,5 метра.

С конца сентября организация перевозок была изменена. Начальником порта Осиновец назначили капитана госбезопасности М.Г. Евграфова с подчинением начальнику тыла Ленинградского фронта; Авраамов стал первым заместителем начальника. В ведении начальника порта оказались и другие пристани. Он являлся ответственным за поддержание в порядке гаваней, аварийно-спасательную, санитарную и конвойную службу, охрану и ПВО. Соответственно, та же ответственность лежала и на Авраамове. Уже 12 сентября необорудованный Осиновецкий порт принял первые баржи с продовольствием.

По воспоминаниям командующего флотилией B.C. Черокова, который прибыл на Ладожское озеро в октябре, Авраамов рассказывал ему, как отправлял корабли с десантом в район Шлиссельбурга, и жаловался на трудности с постройкой причала. Очевидно, как заместителю командующего, Авраамову приходилось заниматься не только портовыми, но и боевыми делами. Через некоторое время Чероков побывал в Осиновце и видел новый пирс. Но Авраамов к тому времени еще больше вымотался и похудел.

Несмотря на атаки с воздуха и потери в судах, перевозки продолжали до конца декабря. Только 29 декабря 1941 года Военный совет Ленинградского фронта решил расформировать Осиновецкий порт тыла фронта. Он приказал Военному совету Краснознаменного Балтийского флота создать в Осиновце военно-морскую базу с целью оборонять сухопутный участок на западном берегу, обеспечить базирование и ремонт кораблей, продолжить развитие порта Осиновец и обеспечить перевозки по ледовой трассе через Ладожское озеро.

Так как к зиме большинство кораблей флотилии скопилось на западном берегу Ладожского озера, была создана военно-морская база Осиновец, которой подчинили и местечко Морье с жилым фондом. База имела задачи обеспечивать базирование и ремонт кораблей, обеспечивать их боевую деятельность, приемку грузов и прикрывать коммуникации со стороны озера. Командиром базы назначили капитана 1-го ранга Авраамова.

Зимой в районе Осиновецкого порта проводили ремонт кораблей и судов. Кроме того, продолжали совершенствовать портовые и гидротехнические сооружения, готовили суда к весне. К началу навигации Осиновецкий порт мог одновременно принимать 8 барж. Всего во всех бухтах и бухточках на западном берегу было построено 14 пирсов длиной 2200 метров. 20 мая из бухты Морье, относившейся к Осиновецкому порту, первым вышел на разведку буксир «Гидротехник». С этого рейса началась навигация 1942 года.

В наградном листе 1944 года были отмечены заслуги Авраамова этого периода:

«В сентябре месяце 1941 года был назначен Уполномоченным по выполнению операций по снабжению водным путем города Ленинграда: Ленинградского фронта и КБФ вооружением, боеприпасами, продовольствием и другими видами снабжения. За период его пребывания в Осиновце по май месяц 1942 г. по его инициативе и под его руководством были созданы:

1. Внешние и внутренние причалы с частичным углублением и подъездами.

2. Причал в бухте Гольсмана с волноломом, частичным его углублением и созданием подъездных путей.

3. Пристань в бухте «Морье» с подъездными путями.

4. Новый причал с подъездными путями.

5. Каботажную гавань на новом месте.

6. Волнолом в бухте «Морье», предназначенный для защиты от волн и льда Морьевского причала мелких судов и катеров, а также как единственое место на берегу озера, где могли подходить и швартоваться глубоко сидящие корабли.

Все эти мероприятия значительно способствовали оперативным перевозкам 1942 и 43 г…»

Видимо, тяжелая служба на флотилии подорвали здоровье немолодого моряка. Его направили на преподавательскую работу. С мая 1942 по январь 1943 года Авраамов – начальник курсов младших лейтенантов Балтийского флота, с января 1943 по апрель 1944 года – начальник Школы юнг.

Для школы в июле-августе 1942 года Беломорская флотилия перевезла 1174 подростка в возрасте 14–15 лет. Школа юнг была организована на Соловецких островах. Здесь в полной мере проявился педагогический талант Авраамова, ибо ему приходилось иметь дело с мальчишка ми – людьми непростой судьбы: сиротами, участниками боевых действий.

Большинство из воспитанников стали хорошими людьми. Среди выпускников оказались такие знаменитые люди, как Герой Советского Союза В. Коробов, Герой Социалистического Труда М. Балуев, Л. Павловский, лауреат Госпремии А. Махотин, народный артист Б. Штоколов. Среди воспитанников школы был ставший позднее писателем B.C. Пикуль, который свой первый роман «Океанский патруль» посвятил «Памяти друзей-юнг, павших в боях с врагами, и светлой памяти воспитавшего их капитана 1-го ранга Авраамова».

С апреля 1944 по сентябрь 1946 года Авраамов являлся начальником Ленинградского военно-морского подготовительного училища, затем был освобожден от должности и назначен в распоряжение Управления кадров ВМС. В октябре 1946 – октябре 1948 года моряк являлся заместителем начальника НИИ аварийно-спасательной службы, после чего находился в отставке.

Опубликованы труды Авраамова «Судоподъем» (1938) «Морская практика» в 4 частях (1939), «Управление маневрами корабля» (1939), «Подготовка и выгрузка грузов» (1939), «Основы военно-морского дела» (1940), «Борьба за живучесть и содержание корабля в исправности на воде» (1941), «Шлюпочное дело» (1951). Моряка наградили орденами Святой Анны IV степени с надписью «За храбрость», Святой Анны III степени с мечами и бантом, Святого Станислава III степени с мечами и бантом, Святого Владимира IV степени с мечами и бантом, орденом Ленина (1945), 3 орденами Красного Знамени (1942, 1944, 1944), 2 орденами Отечественной войны I степени (1944), орденом Красной Звезды (1945), медалями.

Умер Н.Ю. Авраамов в апреле 1949 года в Ленинграде. Похоронен моряк на Серафимовском кладбище.

Из книги Флагманы Победы. Командующие флотами и флотилиями в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 автора Скрицкий Николай Владимирович

АБРАМОВ НИКОЛАЙ ОСИПОВИЧ Командующий Дунайской флотилией Начав службу матросом, Н.О. Абрамов стал контр-адмиралом. Под его командованием Дунайская флотилия в начале Великой Отечественной войны не только оборонялась, сдерживая противника, но и высаживала десант на

Из книги автора

АРЖАВКИН АЛЕКСАНДР ФЕДОРОВИЧ Командующий Чудской военной флотилией В трудном первом году Великой Отечественной войны А.Ф. Аржавкин воевал на Волжской военной флотилии, а затем на Чудском озере и Дунае гнал неприятеля на запад, поддерживая сухопутные войска.Александр

Из книги автора

БАРАНОВСКИЙ ВЛАДИМИР ПАВЛОВИЧ Командующий Ладожской флотилией В.П. Барановский стал первым командующим Ладожской военной флотилией в Великой Отечественной войне, но занимал этот пост недолго.Родился Владимир Барановский в Кронштадте 16 августа 1899 года. Послужная карта

Из книги автора

БОГОЛЕПОВ ВИКТОР ПЛАТОНОВИЧ Командующий Ладожской флотилией В.П. Боголепов был прирожденным начальником штаба и ученым, но судьба заставила его в самое тяжелое время принять командование Ладожской флотилией.Виктор Боголепов родился 24 апреля (8 мая) 1896 года в Кишиневе,

Из книги автора

ВОРОБЬЕВ СЕРГЕЙ МИХАЙЛОВИЧ Командующий Волжской флотилией Большинство морских командиров-пограничников, которые после начала Великой Отечественной войны были включены в состав ВМФ, во флоте и остались. Одним из исключений явился С.М. Воробьев, который не только

Из книги автора

ГРИГОРЬЕВ ВИССАРИОН ВИССАРИОНОВИЧ Командующий Днепровской флотилией В.В. Григорьев в годы войны был начальником штаба Дунайской, Волжской флотилий, а затем, командуя Днепровской флотилией, прошел с ней от Белоруссии до Берлина.Виссарион Григорьев родился 4 (17) апреля 1907

Из книги автора

ДОЛИНИН МИХАИЛ МИХАЙЛОВИЧ Командующий Беломорской флотилией М.М. Долинин начал морскую службу политработником, завершил ее историком и начальником библиотеки академии. А в промежутке он командовал Беломорской флотилией, которая обеспечивала морские перевозки на

Из книги автора

ДРЕВНИЦКИЙ ВАСИЛИЙ МАРТЫНОВИЧ Командующий Ильменской флотилией Не многие моряки в чине капитана 3-го ранга командовали соединением. Такой чести удостоился В.М. Древницкий. В литературе очень мало сведений о жизни и деятельности Древницкого до и после того, как он

Из книги автора

ДЬЯКОНОВ АЛЕКСАНДР ПЕТРОВИЧ Командующий Онежской флотилией А.П. Дьяконов с лета 1941 года командовал Онежской флотилией. Но допущенные им ошибки, которые привели к потерям, заставили наркома ВМФ перевести его летом 1943 года на менее ответственную работу.Александр Дьяконов

Из книги автора

ЗЕМЛЯНИЧЕНКО СЕРГЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ Командующий Ладожской флотилией С.В. Земляниченко по специальности являлся химиком. Но обстоятельства заставили его ненадолго стать командующим флотилией.Сергей Земляниченко родился в Саратове 21 января 1900 года. Он происходил из семьи

Из книги автора

ЗОЗУЛЯ ФЕДОР ВЛАДИМИРОВИЧ Командующий Каспийской флотилией Ф.В. Зозуля был штабным работником и дослужился до начальника Главного штаба ВМФ. Но в военное время ему довелось командовать отрядами, обеспечивавшими войска на плацдарме у Невской Дубровки под Ленинградом, и

Из книги автора

КУЧЕРОВ СТЕПАН ГРИГОРЬЕВИЧ Командующий Беломорской флотилией Войну С.Г. Кучеров начал начальником штаба Северного флота, а завершил начальником Главного штаба ВМФ. Между этими постами он командовал Беломорской флотилией, а после войны – флотилией Каспийской.Родился

Из книги автора

САПОЖНИКОВ САМУИЛ ГРИГОРЬЕВИЧ Командующий Волжской флотилией Как командир учебного отряда на Волге, при создании Волжской флотилии С.Г. Сапожников оказался первым ее командующим, пока его не сменил контр-адмирал Воробьев.Сапожников родился в городе Сызрани Ульяновской

Из книги автора

ФРОЛОВ АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ Командующий Дунайской флотилией Фролов A.C. принял Дунайскую флотилию, когда та уже покинула Дунай. Флотилия действовала на реках и у берегов Крыма, сдерживая противника. А заканчивал войну вице-адмирал начальником штаба Тихоокеанского

Из книги автора

ХОРОШХИН БОРИС ВЛАДИМИРОВИЧ Командующий Ладожской флотилией Б.В. Хорошхин отличился в Первой мировой, Гражданской, Великой Отечественной войнах, воевал на Балтике и флотилиях. Он единственный из всего списка командующих в годы войны погиб в ходе боевых действий.Родился

Из книги автора

ЧЕРОКОВ ВИКТОР СЕРГЕЕВИЧ Командующий Ладожской флотилией B.C. Чероков прошел путь моряка от помощника вахтенного начальника до командующего флотилией. Большую часть войны он обеспечивал перевозки по Ладожскому озеру, от которых зависела жизнь Ленинграда.Родился Виктор