Дьяконов александр петрович. командующий онежской флотилией

ОНЕЖСКАЯ ВОЕННАЯ ФЛОТИЛИЯ , формирование в составе ВМФ, действовала в 1918-20 на Онежском и Ладожском озёрах. В Великую Отечественную войну - на Онежском озере с августа 1941 по июль 1944 (с перерывом в 1942), участвовала в Свирско-Петрозаводской операции.

  • АЗОВСКАЯ ВОЕННАЯ ФЛОТИЛИЯ - АЗОВСКАЯ ВОЕННАЯ ФЛОТИЛИЯ, формирование сов. ВМФ, созданное в аир. 1918 на Азовском м. с базой в г. Ейск. Флотилия (команд. И. И. Гернштейн) вела бои против нем. оккупантов и белогвардейцев; ликвидиро...
  • АЛЕКСАНДРИЙСКО-ХИНГАНСКАЯ СТРЕЛКОВАЯ ДИВИЗИЯ - АЛЕКСАНДРИЙСКО-ХИНГАНСКАЯ СТРЕЛКОВАЯ ДИВИЗИЯ, гвардейская дважды Краснознамённая, ордена Суворова, сформирована в авг. 1943 в Воронеже на базе 5-й гв. и 7-й гв. Краснознамённой стрелк. бригад как 110-...
  • АЛЕКСАНДРОВ Александр Петрович - АЛЕКСАНДРОВ Александр Петрович , активный участник Гражд. и Великой Отечеств, войн, контр-адмирал (1944). Чл. КПСС с 1917. В Сов. Армии с 1918. Командовал 1-м мор. коммунистич....
  • АМУДАРЬИНСКАЯ ВОЕННАЯ ФЛОТИЛИЯ - АМУДАРЬИНСКАЯ ВОЕННАЯ ФЛОТИЛИЯ, 1) военно-транспортное формирование ВМФ России, созданное на р. Амударья в 1887 для обеспечения перевозок в связи со.строительством Закаспийской воен. жел. дороги. Баз...
  • АМУРСКАЯ ВОЕННАЯ ФЛОТИЛИЯ - АМУРСКАЯ ВОЕННАЯ ФЛОТИЛИЯ, 1) формирование рус. ВМФ на р. Амур. В 1900 была создана как врем, флотилия из вооруж. коммерч. судов. В рус.-япон. войне 1904- 1905 она перебрасывала войска и грузы в Маньч...
  • АРАЛЬСКАЯ ВОЕННАЯ ФЛОТИЛИЯ - АРАЛЬСКАЯ ВОЕННАЯ ФЛОТИЛИЯ, 1) формирование рус. ВМФ, созданное в 1853 для действий на Аральском м. и реках Сыр-дарья и Амударья. Организатором её был исследователь-гидрограф контр-адм. А. И.Бу-таков....
  • АРКТИЧЕСКИЕ КОНВОИ 1941-44 - АРКТИЧЕСКИЕ КОНВОИ 1941-44, система защиты сов. судоходства в Великую Отечеств, войну в Белом, Баренцевом и Карском морях (зап. участка Сев. морского пути от Архангельска до прол. Вилькицкого) от напа...
  • АРМЕЙСКАЯ ГРУППА - АРМЕЙСКАЯ ГРУППА, временное общевойсковое объединение армейского типа, состоящее из соединений одного или нескольких родов войск, создаваемое для выполнения отдельных (частных) оперативных задач самос...
  • ACTPAXАHO-КАСПЙЙСКАЯ ФЛОТИЛИЯ - ACTPAXАHO-КАСПЙЙСКАЯ ФЛОТИЛИЯ, формирование сов. ВМФ, созданное вокт. 1918 местным Советом Астраханского края для обороны Астрахани, Ниж. Волги и Каспия от англ. флота и для борьбы с контрреволюцией. ...
  • БАДАНОВ Вас - БАДАНОВ Василий Михайлович , ген.-лейтенант танк, войск (1942). Чл. КПСС с 1919. В Сов. Армии с...
  • БАЙКАЛЬСКАЯ ВОЕННАЯ ФЛОТИЛИЯ - БАЙКАЛЬСКАЯ ВОЕННАЯ ФЛОТИЛИЯ, местное воен. формирование, созданное Иркутским ревкомом в июне 1918 для охраны судоходства и борьбы с белочехами и контр-революц. бандами. В её состав входили 2 ледокола...
  • БАРАНОВИЧСКАЯ СТРЕЛКОВАЯ ДИВИЗИЯ - БАРАНОВИЧСКАЯ СТРЕЛКОВАЯ ДИВИЗИЯ, гвардейская ордена Ленина, Краснознамённая, ордена Суворова, сформирована в г. Курган в 1918 и первоначально именовалась 5-й стрелк. дивизией. Участвовала в Гражд, во...
  • БАРВЕНКОВСКАЯ СТРЕЛКОВАЯ ДИВИЗИЯ - БАРВЕНКОВСКАЯ СТРЕЛКОВАЯ ДИВИЗИЯ, гвардейская ордена Ленина, Дважды Краснознамённая, орденов Суворова и Богдана Хмельницкого, сформирована в Моск. обл. в авг. 1942 на базе 5-го возд.-десантного корпус...
  • БАХМАЧСКАЯ СТРЕЛКОВАЯ ДИВИЗИЯ - БАХМАЧСКАЯ СТРЕЛКОВАЯ ДИВИЗИЯ, гвардейская дважды Краснознамённая, ордена Суворова, сформирована в Тульской обл. в сент. 1942 на базе частей 13-й мотодивизии НКВД как J)Jtfi_ стрелк. дивизия, в состав...

Онежская военная флотилия 1-го формирования сформирована в августе 1941 г. из Онежской военно-морской базы Ладожской военной флотилии по решению главнокомандующего Северо-Западным направлением Маршала Со-ветского Союза К. Е. Ворошилова прика-зом заместителя наркома ВМФ И. С. Иса-кова. Главная база — Петрозаводск, с 17 августа 1941 г. — Вознесенье, с 30 сен-тября — Вытегра.
Флотилия имела в своем составе 5 ка-нонерских лодок и несколько вооружен-ных катеров. Осуществляла поддержку войск на реке Свирь и южном берегу Онежского озера.
Расформирована флотилия 28 нояб-ря 1941 г. приказом наркома ВМФ; кораб-ли были переданы в состав Волжской военной флотилии.
Командующий флотилией — капитан 2 ранга, капитан 1 ранга Дьяконов А. П. (август — ноябрь 1941 г.)
Военный комиссар флотилии — батальонный комиссар Белокопытов С. Н. (август — декабрь 1941 г.)
Начальник штаба флотилии — капи-тан 3 ранга Поляков Д. И. (август — но-ябрь 1941 г.)

Онежская военная флотилия 2-го формирования . 30 апреля 1942 г. при-казом наркома ВМФ был сформирован Отдельный Онежский отряд кораблей из состава Волжской военной флотилии, который 7 июня прибыл на Онежское озеро. В его состав вошли: штабной ко-рабль, 6 канонерских лодок, 8 бронека-теров, 7 сторожевых катеров и катеров-тральщиков, 4 глиссера, отдельный батальон морской пехоты, вспомогатель-ные суда, части и учреждения обеспече-ния. Главная база — г. Вытегра. 31 декаб-ря 1942 г. отряд был переформирован в Онежскую военную флотилию.
Корабли и части флотилии в 1942-1943гг. вели напряженную боевую дея-тельность: прикрывали и поддержива-ли огнем артиллерии и высадкой двух тактических десантов приозерные фланги войск 7-й Отдельной и 32-й ар-мий; выполняли задачи ПВО; вели борьбу с силами противника на Онежском озере; обеспечивали защиту коммуника-ций; нарушали войсковые перевозки противника по озеру.
В ходе Свирско-Петрозаводской операции (21 июня — 9 августа 1944 г.) корабли флотилии содействовали сухо-путным войскам при форсировании реки Свирь (23 июня), высадили такти-ческие десанты на о. Большой Климецкий (23 июня), в бухте Лахтинская (26 июня), Уйской губе и в г. Петроза-водск (28 июня). Только 21-28 июня 1944 г. корабли и вспомогательные суда флотилии перевезли свыше 48 тыс. че-ловек, 212 танков, 446 орудий и большое количество другой техники и различных грузов. При содействии сил флотилии
и десантов 28 июня советские войска ос-вободили Петрозаводск.

За мужество и героизм личного со-става почетное наименование «Петро-заводский» было присвоено дивизио-нам канонерских лодок, минных кате-ров, 1-му дивизиону бронекатеров, 31-му отдельному батальону морской пехоты. Расформирована флотилия 10 июля 1944 г.
Командующие флотилией: капитан 2 ранга, капитан 1 ранга Дьяконов А. П. (январь 1942 г. — июль 1943 г.); контр--адмирал Абанькин П. С. (август 1943 г. — январь 1944 г.); капитан 1 ранга Анто-нов Н. В. (июль — август 1943 г., врио, и январь — август 1944 г.)
Военные комиссары (начальники политотделов) флотилии: батальонный комиссар Белокопытов С. М. (август — ноябрь 1941 г., май — август 1942 г.), ка-питан 2 ранга Коваль А. А. (август 1942г. — июль 1943 г.), капитан 1 ранга Лощаков Д. П. (июль 1943 г. — июль
1944 г.)

Начальники штаба флотилии: капи-тан 2 ранга, капитан 1 ранга Анто-нов Н. В. (январь — июль 1943 г. и август 1943 г. — январь 1944 г.); капитан 3 ран-га Зыбайло А. И. (июль — август 1943 г., врио, и январь — июль 1944 г.)

ОНЕЖСКАЯ ВОЕННАЯ ФЛОТИЛИЯ - на-име-но-ва-ние фор-ми-ро-ва-ний советских ВМФ, пред-на-зна-чав-ших-ся для дей-ст-вий на Онеж-ском и Ла-дож-ском озё-рах, в бас-сей-не реки Свирь.

1) Соз-да-на ле-том 1918 года во вре-мя годов. Пер-во-на-чаль-но со-стоя-ла из 9 ка-те-ров, позд-нее по-пол-не-на су-да-ми, мо-би-ли-зо-ван-ны-ми из гражданских ве-домств. Главная ба-за - . Из бое-вых дей-ст-вий Онежской военной флотилии. наи-бо-лее из-вест-на Вид-лиц-кая опе-ра-ция 1919 года, а так-же ов-ла-де-ние ост-ро-ва-ми Боль-шой Кли-мец-кий и Ме-га. В мар-те 1920 года рас-фор-ми-ро-ва-на.

2) Сфор-ми-ро-ва-на 7.8.1941 года на ос-но-ве Онеж-ской ба-зы Ла-дож-ской во-ен-ной фло-ти-лии. Главная ба-за - Пет-ро-за-водск, с 17 августа - Воз-не-се-нье, с 30 сентября - Вы-те-гра. Фло-ти-лия име-ла в со-ста-ве 5 ка-но-нер-ских ло-док и несколько воо-руженных ка-те-ров. Осу-ще-ст-в-ля-ла под-держ-ку войск на реке Свирь и южном бере-гу Онеж-ско-го озера. Рас-фор-ми-ро-ва-на 28 но-ября; ко-раб-ли бы-ли пе-ре-да-ны в со-став Волж-ской во-ен-ной фло-ти-лии.

3) 30.4.1942 года из со-ста-ва Волж-ской во-енной фло-ти-лии был сфор-ми-ро-ван Отдельный Онеж-ский от-ряд ко-раб-лей, в ко-то-рый во-шли: штаб-ной ко-рабль, 6 ка-но-нер-ских ло-док, 8 бро-не-ка-те-ров, 7 сто-ро-же-вых ка-те-ров и ка-те-ров-траль-щи-ков, 4 глис-се-ра, отдельный ба-таль-он морской пе-хо-ты, вспо-мо-гательные су-да, час-ти и уч-ре-ж-де-ния обес-пе-че-ния. Главная ба-за - Вы-те-гра. 31.12.1942 года от-ряд пе-ре-фор-ми-ро-ван в Онежскую военную флотилию. Ко-раб-ли и час-ти фло-ти-лии в 1942-1943 годах при-кры-ва-ли и под-дер-жи-ва-ли ог-нём ар-тил-ле-рии и вы-сад-кой так-тических де-сан-тов вой-ска 7-й От-дель-ной и 32-й об-ще-вой-ско-вых ар-мий; вы-пол-ня-ли за-да-чи ПВО; ве-ли борь-бу с си-ла-ми про-тив-ни-ка на Онеж-ском озере; обес-пе-чи-ва-ли за-щи-ту ком-му-ни-ка-ций; на-ру-ша-ли вой-ско-вые пе-ре-воз-ки про-тив-ни-ка. В хо-де Свир-ско-Пет-ро-за-вод-ской опе-ра-ции 1944 года Онежская военная флотилия со-дей-ст-во-ва-ла вой-скам при фор-си-ро-ва-нии реки Свирь, вы-са-жи-ва-ла так-тические де-сан-ты на остров Боль-шой Кли-мец-кий, в бух-те Лах-тин-ская, Уй-ской гу-бе и в Пет-ро-за-вод-ске. Толь-ко 21-28.6.1944 года ко-рабли и су-да фло-ти-лии пе-ре-вез-ли свыше 48 тысяч человек, 212 тан-ков, 446 ору-дий и боль-шое ко-ли-че-ст-во другой тех-ни-ки и гру-зов. При со-дей-ст-вии сил фло-ти-лии и де-сан-тов 28 ию-ня советские вой-ска ос-во-бо-ди-ли Пет-ро-за-водск. За му-же-ст-во и ге-ро-изм лич-но-го со-ста-ва поч. на-име-но-ва-ние «Пет-ро-за-вод-ский» бы-ло при-свое-но ди-ви-зио-нам ка-но-нер-ских ло-док, мин-ных ка-те-ров, 1-му ди-ви-зио-ну бро-не-ка-те-ров, 31-му отдельному ба-таль-о-ну морской пе-хо-ты. Рас-фор-ми-ро-ва-на в ию-ле 1944 года.

Ко-ман-дую-щие: Д.И. Фе-до-тов (июнь-но-ябрь 1918 года); Э.С. Пан-цер-жан-ский (но-ябрь 1918-март 1920 года); ка-пи-тан 1 ран-га А.П. Дья-ко-нов (август-но-ябрь 1941 года, май 1942-июль 1943 года); контр-адмирал П.С. Абань-кин (август 1943-январь 1944 года); ка-пи-тан 1 ран-га Н.В. Ан-то-нов (июль-август 1943 года, вре-мен-но исполняющий обязанности - январь-июль 1944 года).


К истории Онежской военной флотилии (1941 - 1944)
7 августа 1941 года заместитель наркома ВМФ СССР адмирал И.С. Исаков подписал приказ о формировании Онежской военной флотилии. К этому времени в Петрозаводске, где еще в июле была создана Онежская военно-морская база, находилась группа офицеров-балтийцев, в чью задачу входил осмотр судов Беломорско-Онежского речного пароходства с целью определения их пригодности для переоборудования в боевые корабли. К началу войны на Онего действовало несколько десятков различных судов, однако создание флотилии шло непросто. Некоторые из имевшихся плавсредств были непригодны для установки орудий, а многие уже несли боевую службу на Балтике и Ладоге. Еще в июне 1941 г. в соответствии с действовавшими мобилизационными планами туда было переведено и переоборудовано в тральщики и сторожевики не менее 28 онежских пароходов (из них 17 буксиров типа постройки 1935 - 1940 годов и четыре типа постройки 1934 года).
Мобилизационные ресурсы Беломорско-Онежского пароходства оказались исчерпанными. В итоге, когда в августе 1941 года в судоремонтные мастерские Вознесенья прибыли пушки и зенитные пулеметы, для их установки имелось всего четыре буксира. В спешном порядке их начали превращать в канонерские лодки. Первая вступила в строй 4 сентября, а к 15 сентября Онежская военная флотилия имела в своем составе 4 корабля такого класса: КЛ-11 (бывший), КЛ-12 (бывший), КЛ-13 (бывший № 18) и КЛ-14 (бывший № 89). 19 сентября КЛ-12 приняла первый бой, и этот бой стал первым не только для нее, но и для всей Онежской флотилии.
Напряженная обстановка, складывавшаяся на Карельском фронте осенью 1941 года, настоятельно требовала присутствия на Онежском озере советского корабельного соединения. Круг стоящих перед ним задач был очень широк, и для их решения требовались значительные силы. Хоть и не сразу, но они были получены, однако в течение всей войны рядом с современными броневыми, минными и сторожевыми катерами действовали и канонерки, немало способствовавшие тому, что Онежская флотилия смогла добиться полного превосходства над противником.
До конца октября 1941 года флотилия получила еще три канонерки: КЛ-15 (бывший № 60), КЛ-16 (бывший буксир) и КЛ-40 (бывший). В итоге навигацию 1942 года дивизион канонерских лодок Онежского отряда кораблей (созданного 30 апреля вместо расформированной Онежской флотилии) встретил, имея 7 боевых кораблей. Год спустя вступил в строй еще один - , после чего общий списочный состав кораблей дивизиона достиг 8 единиц.
Самыми старыми онежскими канонерками были КЛ-11 (построена в 1879 году), КЛ-12 (1885) и КЛ-40 (1905). КЛ-11 и КЛ-12 успели повоевать с белыми в 1919 году, а (тогда посыльное судно № 2) был даже поврежден бомбой, сброшенной с английского гидроплана.
- единственный в дивизионе корабль специальной постройки - был зачислен в состав Балтийского флота в 1917 году, но в строй вступил позднее, уже после гражданской войны. В 30-е годы он являлся учебным судном московского Осоавиахима. В состав Онежского отряда кораблей вошел 25 мая 1942 года, но поначалу использовался в качестве штабного. 4 января 1943 года его поставили на модернизацию и после замены силовой установки и вооружения переклассифицировали в канонерскую лодку, ставшую флагманом воссозданной весной 1943 года Онежской флотилии.
Все остальные корабли дивизиона канонерок были построены позднее - в 1928 - 1935 годах. Одна из них - КЛ-16 (с 30 апреля 1942 года КЛ-41) - в 1939 году в качестве тральщика участвовала в Финской войне. Осенью 1941 года она обеспечивала перевод недостроенных судов с Балтийского на Белое море и Волгу. После этого с нее сняли тральное оборудование, перевели в разряд канонерок и зачислили в состав Онежской флотилии.
В течение всей войны канонерские лодки были самыми крупными из действовавших на Онеге судов. Самые маленькие из них (КЛ-13, КЛ-14, КЛ-15) имели водоизмещение 129 - 130 т, а самые большие - 220 т (КЛ-11) и 256 т (). Вооружение первоначально состояло из пушек калибра 75 мм (КЛ-11, КЛ-12, КЛ-16/41) и 45 мм. Из средств ПВО на палубах стояли 37-мм автоматы и 12,7-мм пулеметы. В 1943 году КЛ-11, КЛ-40 и взамен старых 75-мм получили новые 85-мм зенитные полуавтоматы, позволявшие вести огонь по морским, наземным и воздушным целям. помимо этого был вооружен тремя американскими спаренными пулеметами и 82-мм минометом.
7 из 8 онежских канонерок были пароходами (2 колесных) с паровыми машинами мощностью 200 - 450 л. с. Их достоинством была способность работать на самом доступном и дешевом топливе - дровах. Но быстроходностью они не отличались. Лишь старая КЛ-11, если верить справочным данным, могла разогнаться до 14 узлов, тогда как скорость остальных не превышала 5 - 8 узлов.
был единственным кораблем дивизиона, оснащенным дизельной силовой установкой. Правда, поначалу это был 100-сильный двигатель, с которым лодка давала не более 5,3 узла. Во время модернизации 1943 года был установлен дизель мощностью 340 л. с., после чего скорость хода возросла вдвое - до 10,5 узла. В целом для оперирования в Онежском озере этого было достаточно, но для того, чтобы увернуться от финского снаряда, пожалуй, маловато.
Тем не менее в течение всей войны канонерские лодки Онежской флотилии несли активную боевую службу. Поддерживая сухопутные войска, они наносили артиллерийские удары по позициям финнов, вели дуэли с береговыми батареями, несли дозорную службу, стояли в засадах, отбивались от финских самолетов и конвоировали шедшие в Шалу или Вытегру транспорты. Нередко им приходилось участвовать и в операциях по высадке разведчиков на занятую противником территорию. Правда, порой этому мешала большая осадка, не позволявшая подойти к берегу. Поэтому чаще канонерки использовались в качестве буксиров и кораблей поддержки.
При выходе на такое задание канонерская лодка брала на буксир бронекатер или сторожевик (шлюпки для доставки разведчиков на берег) и направлялась в указанный квадрат. Там корабли расцеплялись, катер со шлюпкой уходил к месту высадки, а канонерка оставалась ждать его возвращения. Сделав свое дело, катер подходил к ней, его снова брали на буксир и вели домой, экономя дефицитный бензин.
Подобная практика позволяла подстраховаться и во внештатной ситуации. Так, летом 1942 года только присутствие канонерки спасло от гибели два бронекатера, высаживавших разведгруппу около Петрозаводска. При отходе один из катеров был подбит, второй вел его на буксире и, выгребая против волн, израсходовал почти все топливо. С большим трудом катера дошли до того места, где их поджидала КЛ-40, на прицепе у которой они и добрались до Шалы.
В условиях, когда корабли флотилии противника не оказывали никакого реального противодействия, главной опасностью для канонерских лодок были волны штормового Онего и бомбы финских бомбардировщиков.
31 июля 1942 года во время шторма у Василисина острова погибла КЛ-13. По словам очевидцев, на нее одна за другой обрушились две огромные волны, после чего лодка встала вертикально и ушла на дно, унеся на глубину весь экипаж.
1 июня 1943 года недалеко от того же Василисина острова три канонерки были атакованы тремя финскими бомбардировщиками. Два корабля, сманеврировав, уклонились от удара, но КЛ-12 не повезло. В нее попали две 100-килограммовые бомбы, после чего лодка затонула. При этом, по некоторым данным, погибли 27 человек ее экипажа.
Следует заметить, что КЛ-13 и КЛ-12 были единственными боевыми кораблями, потерянными Онежской флотилией. Потери их экипажей составили почти половину всех потерь, понесенных флотилией в 1941 - 1944 годах.
С гибелью КЛ-12 состав дивизиона канонерок уменьшился до 6 единиц. В мае 1944 года из него вывели еще два корабля. Правда, ни шторма, ни финны здесь были ни при чем. Приказом командующего флотилией КЛ-14 и КЛ-15 были переклассифицированы в сторожевые корабли и переименованы в СКР-14 и СКР-15. Логика этого решения понятна. К тому времени огневая мощь флотилии возросла многократно, а потом не было никакой нужды в канонерках, вооруженных устаревшими 45-мм пушками.
Свой последний поход дивизион канонерских лодок совершил в общем строю флотилии 27 - 28 июня 1944 года сначала в Уйскую губу, а потом в Петрозаводск. В июле его расформировали. ушел на Каспий, а остальные корабли были разоружены и вновь стали обычными буксирами. В 50 - 60-е годы их по очереди сдали на слом. Первым в 1956 году окончил свою службу (бывшая КЛ-11), последним в 1964 году был разобран № 60, бывший когда-то КЛ-15. Этих кораблей уже нет, но где-то в глубинах Онего еще покоятся останки КЛ-12 и КЛ-13...