Познавательная игра-викторина "по страницам великой отечественной войны". Вопросы для военно-исторической викторины по Карельскому фронту в годы ВОВ

Главная > Документ

Вопросы для военно-патриотической викторины о ВОВ

(старшая группа - 7-8 классы)

    Когда началась и когда окончилась ВОВ. Сколько дней и ночей она продолжалась?
ВОВ длилась с 22июня 1941 года по 9 мая 1945 года. Продолжительность войны: 1414 дней и ночей.
    Какие цели преследовала фашистская Германия, вероломно напав на Советский Союз?
Цели гитлеровцев: завоевание Москвы, использование полезных ископаемых и других ресурсов СССР, а также порабощение советского народа и использование их труда, как бесплатной рабочей силы.
    Какая победа Советской Армии сорвала гитлеровские планы молниеносной войны и развеяла миф о непобедимости немецко-фашистской армии? Когда это произошло?
Первым днем воинской славы России, открывшим счет её победам в Великой Отечественной войне, является 5 декабря 1941 года – День начала контрнаступления советских войск под Москвой. В течение 203 суток (30.09.41 г. – 20.04.42 г.) свыше 7 млн. солдат и офицеров, до 53 тыс. орудий и миномётов, около 6,5 тыс. танков и более 3 тыс. боевых самолетов германского вермахта и Советских Вооруженных Сил вели яростное противоборство между собой. Разгром немецких войск под Москвой ознаменовал окончание долгого периода неуверенности и растерянности в порабощенных нацистами странах. Народы всех континентов обрели веру в то, что есть сила, способная избавить человечество от угрозы фашизма, и осознали, что сила эта исходит из Москвы.
    В результате какой операции наступил коренной перелом в ВОВ? Когда это произошло?
Коренной перелом в ВОВ наступил после Сталинградской битвы. Оборонительные бои на Сталинградском направлении начались 17 июля 1942 года. 125 дней продолжалось оборонительное сражение советских войск в междуречье Волги и Дона. 10 января 1943 года со стороны советских войск началась мощная артподготовка, после чего начался штурм вражеских укреплений. 2 февраля 1943 года окруженная немецкая группировка во главе с фельдмаршалом Паулюсом капитулировала. В ходе Сталинградской битвы потери противника были огромны. Только в ходе контрнаступления советских войск под Сталинградом противник потерял 800 тыс. человек, до 2 тыс. танков и штурмовых орудий, около 3 тыс. боевых и транспортных самолетов. Вражеские войска были отброшены от Волги и Дона на сотни километров. За мужество и героизм, проявленные в ходе битвы, десятки тысяч солдат и офицеров удостоились государственных наград. Медалью «За оборону Сталинграда» были награждены около 754 тыс. участников битвы, а город Сталинград (ныне Волгоград) в 1965 году награжден орденом Ленина и медалью «Золотая Звезда» с присвоением звания город-герой.
    Расскажите о героизме защитников «Дома Павлова». Где это было?
Дом Павлова – это кирпичное здание, занимавшее господствующее положение над окружающей местностью. Отсюда можно было наблюдать и обстреливать занятую противником часть города Сталинграда. 20 сентября 1942 г. в дом проник сержант Я.Ф. Павлов со своим отделением, а затем прибыло подкрепление: пулеметный взвод лейтенанта Афанасьева (семь человек с одним станковым пулеметом), группа бронебойщиков старшего сержанта Сабгайды (6 человек с 3 противотанковыми ружьями), четверо минометчиков с двумя минометами и три автоматчика. Фашисты подвергли дом сокрушительному артиллерийскому и минометному обстрелу, бомбили его с воздуха, непрерывно атаковали, но его защитники стойко отражали бесчисленные атаки врага, наносили ему потери и не позволяли противнику прорваться к Волге на этом участке. «Эта небольшая группа,- отмечал генерал армии Чуйков,- обороняя один дом, уничтожила вражеских солдат больше, чем гитлеровцы потеряли при взятии Парижа». Все защитники дома были удостоены государственных наград, а сержанту Я.Ф. Павлову было присвоено звание Героя Советского Союза.
    Расскажите о подвиге 28 героев-панфиловцев. Кому принадлежат слова: «Велика Россия, а отступать некуда, позади Москва!»?
Осенью 1941 года шли ожесточенные бои на московском направлении. 7 ноября 1941 года 316 стрелковая дивизия во главе с командиром дивизии Панфиловым была переброшена на Волоколамское направление, в Подмосковье. 16 ноября 1941 года 28 героев – панфиловцев героически удержали один из главных рубежей на Волоколамском направлении. В 4-часовом бою около разъезда Дубосеково они подбили 18 немецких танков, почти все погибли, но не пропустили врага. Фашисты были отброшены на исходные рубежи. Знаменитая фраза: «Велика Россия, а отступать некуда - позади Москва!» была произнесена политруком В.Г. Клочковым перед началом боя на Волоколамском направлении.
    Какой подвиг совершил комсомолец рядовой Александр Матросов? Сколько воинов его повторили в ВОВ?
В бою за деревню Чернушки (Московская область), Александр Матросов закрыл телом амбразуру пулемётного дзота гитлеровцев, препятствовавшего продвижению подразделения. Историки утверждают, что у Александра Матросова было более двухсот предшественников и последователей, которые совершили такой же подвиг как он.
    Какой подвиг совершил летчик Виктор Талалихин? Когда это было?
7 августа 1941 Виктор Талалихин одним из первых применил ночной таран. Сбил 6 самолетов. Погиб в бою под Москвой.
    Какое значение в ВОВ имела Курская битва? Когда это было?
Курская битва – одна из величайших битв второй мировой войны, она продолжалась пятьдесят дней и закончилась 23 августа 1943 года разгромом немецко-фашистских войск в районе городов Курск, Орёл, Белгород. В ходе Курской битвы советские войска продвинулись в южном и юго-западном направлении на 140 километров. В результате контрнаступления Красной Армии Германия потеряла около 500 тыс. человек, 1,5 тыс. танков, свыше 3,7 тыс. самолетов, 3 тыс. орудий. Победа в Курской битве стала одним из важнейших этапов достижения победы Советского Союза над фашистской Германией. Стратегическая инициатива окончательно перешла в руки советского командования.
    Расскажите о знаменитом танковом сражении под Прохоровкой. Когда оно произошло?
12 июля 1943 года началось контрнаступление советских войск в районе Курска и Белгорода (так называемая Курская дуга), которое вылилось в самое большое встречное танковое сражение второй мировой войны, происшедшее близ деревни Прохоровки. В сражении участвовало 1200 танков и самоходных артиллерийских установок. К исходу дня поражение немцев было очевидным, они потеряли более 3,5 тысяч убитыми, 400 танков, 300 автомашин. 16 июля немцы окончательно прекратили сопротивление и отвели свои войска к Белгороду.
    Какие страны были союзниками Советского Союза в ВОВ?
Когда ими был открыт второй фронт против фашистской Германии? Союзники СССР: США, Великобритания, Франция. 6 июня 1944 года войска союзников высадились на севере Франции (в Нормандии) и завязали бои с германскими войсками, защищавшими «Атлантический вал».
    Назовите партизанские соединения, имена их командиров, отличившиеся в борьбе с оккупантами.
На оккупированной врагом территории полыхало пламя народной войны. В обращении Ставки Верховного главнокомандования к партизанам говорилось «Не пропускать ни одного немецкого поезда к фронту, подрывать эшелоны, железнодорожное полотно, уничтожать мосты, сооружения, водокачки, взрывать склады, нарушать связь, всеми способами уничтожать гитлеровцев, нни на минуту не прекращать борьбы с немцами, держать фашистов в постоянном страхе». Бойцы и командиры Красной Армии, бежавшие из фашистского плена, укрытые местными жителями при ранении, попавшие в окружение или оставшиеся на занятой врагом территории по приказу командования, героически сражались в партизанских отрядах. Под ногами фашистов горела земля. В 1943 году в рядах партизанских соединений сражалось до 250 тыс. человек. Ими проведен ряд крупных операций по нарушению железнодорожных сообщений в тылу противника («Рельсовая война», «Концерт»), сыгравших важную роль в срыве перевозок немецких войск и военной техники. Всего партизанами было организовано более 20 тыс. крушений поездов, взорвано до 12 тыс. мостов, уничтожено до 2,3 тыс. танков и бронемашин противника. Особенно мощным партизанское движение было в Белоруссии, на Украине, Брянской, Орловской, Смоленской, Ленинградской и Калининской обл. России. Партизаны освобождали целые районы, совершали рейды, вели разведку, взаимодействовали с Красной Армией. Наиболее крупными партизанскими соединениями руководили С. А. Ковпак, В. И. Козлов, В. З. Корж, Д. Н. Медведев, А. Н. Сабуров, А. Ф. Федоров. Сумское партизанское соединение – генерал-майор Ковпак. Черниговско-Волынское партизанское соединение – генерал-майор Федоров. Партизанское соединение генерал-майора Сабурова.
    Расскажите о подвиге Героев «Молодой Гвардии». Назовите имена героев.
После оккупации немцами города Краснодон в городе было организовано сопротивление фашистам, в состав которого в основном вошли молодые юноши и девушки, комсомольцы. Подпольная организация получила название «Молодая гвардия». Рискуя собственной жизнью «молодогвардейцы» оказывали сопротивление врагу, уничтожали фашистов, добывали разведывательные данные для Красной Армии. Возглавил «Молодую гвардию» Олег Кошевой. Вместе с ним наиболее активными членами «Молодой гвардии» были Любовь Шевцова, Сергей Тюленин, Ульяна Громова, Иван Земнухов и др. Многие из «молодогвардейцев» были схвачены фашистами и замучены в нацистских застенках. Подвиг героев-молодогвардейцев описан в романе советского писателя Александра Фадеева «Молодая гвардия».
    Какие фронты участвовали в штурме Берлина? Кто ими командовал?
Операция проводилась войсками 1-го Белорусского (Маршал Советского Союза Жуков) и 2-го Белорусского (Маршал Советского Союза Рокоссовский), 1-го Украинского фронтов (Маршал Советского Союза Конев). В операции принимали участие Днепровская военная флотилия, часть сил Балтийского флота, 1-я и 2-я армии Войска Польского.
    Когда и кем подписан Пакт о капитуляции фашистской Германии?
Подписан 8 мая 1945 г. в городе Берлине. От имени Германского Верховного Командования:
Кейтель, Фриденбург, Штумпф.
От имени Советского Союза по уполномочию Верховного Главнокомандования Красной Армии пакт о капитуляции Германии подписал Маршал Советского Союза Георгий Константинович Жуков.
    Какие страны Западной Европы были освобождены Советской Армией от немецко-фашистской оккупации?
Польша, Болгария, Чехословакия, Венгрия, Румыния, Югославия, Норвегия.
    Когда началась и когда окончилась война против империалистической Японии?
В соответствии с договоренностями с союзниками СССР 8 августа 1945 года объявил войну милитаристской Японии. Советские войска перешли в наступление 9 августа. Военные действия развернулись на фронте протяженностью более 5 тыс. километров. 2 сентября 1945 года в Токийской бухте на борту американского линкора «Миссури» представители Японии подписали акт о безоговорочной капитуляции. В результате победы над Японией был ликвидирован очаг агрессии на Дальнем Востоке.
    Когда состоялся парад Победы на Красной площади в Москве? Кто принимал парад? Кто командовал парадом?
Парад состоялся 24 июня 1945 в Москве на Красной площади в ознаменование победы над фашистской Германией в Великой Отечественной войне. Боевые знамена войск, под которыми был завершен разгром врага, опаленные войной мужественные лица воинов, их блестевшие глаза, новые мундиры, на которых сверкали боевые ордена и знаки отличия, создавали волнующую и незабываемую картину. Парад принимал маршал Г. К. Жуков, командовал парадом маршал К. К. Рокоссовский.
    Какое участие в ВОВ принимали женщины? Сколько женщин удостоены звания Героя Советского Союза?
На фронтах ВОВ сражалось от 600 тыс. до 1 млн. женщин, 80 тыс. из них были офицерами. Неоценимый вклад в победу над фашизмом внесли советские женщины, вставшие на защиту своей Родины. Советские женщины совершили бессмертный подвиг во имя Родины в тылу страны. Преодолевая величайшие трудности военных лет, не щадя сил, они делали все, чтобы обеспечить фронт тем, что требовалось для победы над врагом. Женщина собирали средства в фонд обороны страны, продукты и одежду для населения, пострадавшего от оккупантов, становились донорами. На протяжении войны женщины тыла держали связь с войнами Красной Армии, проявляли постоянную заботу о них и их семьях. Посылая воинам подарки, патриотические письма, совершая поездки с делегациями на фронт, они оказывали на защитников Родины и моральное влияние, воодушевляли их на новые боевые подвиги. Женщины и девушки служили в рядах Красной Армии, участвовали в партизанском движении, принимали самое непосредственное и деятельное участие в изгнании оккупантов с советской земли и в полном их разгроме. О боевых и трудовых подвигах советских женщин написано много книг, очерков, документальных повестей, журнальных и газетных статей. Женщинам-воинам и труженицам тыла поэты и писатели посвятили множество своих произведений. Уже в годы Отечественной войны были написаны первые страницы истории о вкладе советских женщин в защиту Отчизны. Высокое звание Героя Советского Союза присвоено 90 женщинам.
    Назовите города-герои ВОВ.
Москва, Волгоград, Ленинград, Одесса, Курск, Брест (крепость-герой), Тула, Новороссийск, Минск, Киев, Керчь, Мурманск, Смоленск, Севастополь
    Где и что означает надпись на мемориальном комплексе – «900 дней и ночей»?
Эта надпись выгравирована на мемориале Пискарёвского кладбища, где захоронено большинство жертв блокады Ленинграда.
    Назовите ордена, которыми награждались советские воины за подвиги в ВОВ.
    Орден Отечественной войны (имеет 2 степени). Орден Красной звезды. Орден Славы (имеет 3 степени). Орден Победы. Орден Адмирала Нахимова. Орден Адмирала Ушакова. Орден Богдана Хмельницкого. Орден Александра Невского. Орден Кутузова.
10. Орден Александра Суворова. 11. Медаль «Золотая звезда» - высшая степень отличия – звание Героя Советского Союза.
    Назовите медали, которыми награждались советские воины за отличия в боях в ВОВ.
    Медаль «Золотая звезда» Героя Советского Союза. Медаль «За отвагу». Медаль «За боевые заслуги». Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.». Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.». Медаль «За победу над Японией». Медаль «Партизану Великой Отечественной войны». Медаль «За оборону Киева». Медаль «За оборону Кавказа». Медаль «За оборону Москвы». Медаль «За оборону «Ленинграда». Медаль «За оборону Одессы». Медаль «За оборону Сталинграда», Медаль «За оборону Советского Заполярья». Медаль «За освобождение Белгорода», Медаль «За взятие Берлина», Медаль «За взятие Будапешта», Медаль «За взятие Кенигсберга». Медаль «За освобождение Праги». Медаль «За взятие Вены». Медаль «За освобождение Варшавы».
    Назовите военачальников, награжденных высшим орденом отличия орденом Победа,
в том числе награжденных дважды. Всего за годы Великой Отечественной войны было произведено 19 награждений орденом «Победа».
    Маршал Советского Союза Жуков Георгий Константинович. Маршал Советского Союза Василевский Александр Михайлович. Генералиссимус Советского Союза Сталин Иосиф Виссарионович. Маршал Советского Союза Конев Иван Степанович. Маршал Советского Союза Рокоссовский Константин Константинович. Маршал Советского Союза Малиновский Родион Яковлевич. Маршал Советского Союза Толбухин Федор Иванович. Маршал Советского Союза Говоров Леонид Александрович. Маршал Советского Союза Тимошенко Семен Константинович. Генерал армии Антонов Алексей Иннокентьевич. Фельдмаршал Монтгомери Бернард Лоу виконт Аламейнский. Генерал армии Эйзенхауэр Дуайт Дэвид. Король Румынии Михай 1. Маршал Польши Жимерский Михал. Маршал Советского Союза Мерецков Кирилл Афанасьевич. Маршал Иосип Броз Тито. Маршал Советского Союза Брежнев Леонид Ильич (указ о награждении отменен 21 сентября 1989 года как противоречащий статусу).
Дважды орденом Победы награждены Жуков Г.К., Сталин И.В., Василевский А.М.
    Сколько советских воинов удостоены звания Героя Советского Союза, в том числе дважды. Назовите имена трижды Героев Советского Союза.
Подавляющее количество Героев Советского Союза появилось в годы Великой Отечественной войны: 11635 человек (92 % от общего числа лиц, удостоенных этого звания). 101 человек удостоены звания Героя Советского Союза дважды. Трое стали трижды Героями: Жуков, Кожедуб, Покрышкин.
    Сколько советских воинов награждены орденом Слава всех трех степеней?
Орденом Славы всех трех степеней за годы войны награждено 110 советских воинов. Кавалер ордена Славы трех степеней приравнивается по своему статусу к Герою Советского Союза.

Вопросы для военно-исторической викторины по Карельскому фронту в годы ВОВ

(старшая группа - 7-8 классы)

    Когда был занят город Петрозаводск финскими захватчиками и когда освобожден Советской Армией?
Петрозаводск, оставленный советскими войсками 1 октября 1941 года, встретил оккупационные войска финнов (12 октября финны организовали и провели праздничные торжества, посвященные захвату Петрозаводска, на площади Кирова и переименовали её в площадь Свободы). Закончилась война в 1944 году 29 июня в 22 часа.
    Какие районы Карелии находились под оккупацией финских захватчиков?
Территории современных районов: Лахденпохский, Сортавальский, Питкярантский, Олонецкий, Пряжинский, Суоярвский, Прионежский, частично Лоухский, г. Петрозаводск.
    Кто командовал карельским фронтом в ВОВ?
Генерал-полковник В.А.Фролов , командовал фронтом с 1.9.41 по 21.2.44 Маршал Советского Союза К.А.Мерецков , командовал фронтом с 22.2.44 после В.А.Фролова.
    В ходе каких операций были разгромлены немецко-финские войска на Карельском фронте?
Выборгско-Петрозаводская, Свирско-Петрозаводская, Петсамо-Киркенеская операции.
    Кто совершил один из первых воздушных таранов вражеского самолета на Карельском фронте?
4 декабря 1941 года воздушный таран был совершен командиром звена истребителей И-16 Репниковым Николаем Федоровичем. 22 февраля 1943 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза посмертно.
    Кто из воинов карельского фронта повторил подвиг А.Матросова?
На Карельском фронте первым повторил подвиг Александра Матросова сержант Варламов
    За какой подвиг удостоены звания Героя Советского Союза Аня Лисицина и Мария Мелентьева?
. В июне 1942 г. ЦК Компартии республики направил юных комсомолок карелку Марию Мелентьеву и вепку Анну Лисицыну в оккупированный финскими войсками Шелтозерский район. Разведчицы организовали явки для подпольных райкомов партии и комсомола, собрали сведения об оккупационном режиме, добыли ценные документы и данные о расположении огневых точек и оборонительных сооружений противника. Также они проводили беседы с населением, рассказывали правду о жизни в стране и героических делах Красной армии. При возвращении домой героически погибла Анна Лисицына. Однако М.Мелентьева, преодолев трудности, выполнила задание и доставила по назначению добытые сведения и документы. Позднее, устанавливая связь с новой подпольной группой в Сегозерском районе, М.Мелентьева была схвачена врагами. До последней минуты она вела себя стойко. За мужество и героизм, проявлённый при выполнении ответственных заданий, М.В.Мелентьевой и А.М.Лисицыной посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Их именами названы улицы Петрозаводска.
    Какой подвиг совершил П.А.Тикиляйнен?

Герой Советского Союза Тикиляйнен Петр Абрамович

Успешно сражались с наступающей 163 немецкой пехотной дивизией воины 52 полка 71сд. В боях в районе Корписелькя - Толвоярви - Поисваара героически сражался комсомолец сержант Петр Тикиляйнен. Он много раз ходил в разведку в тыл врага в форме капрала финской армии, проникал в расположение частей противника, многое узнавал о нем и всегда возвращался с трофеями, приводил пленных, приносил ценные сведения и документы. Отличился при уничтожении финского десанта, пытавшегося переправиться через озеро Толвоярви в тыл полка. При отходе полка на новый оборонительный рубеж, его отделению была поставлена задача оборонять мост через реку и не дать противнику зайти во фланг и тыл главным силам полка. Двое суток, под огнем орудий и минометов, горстка мужественных воинов вела бой с ротой финской пехоты. Кончились патроны, сержант Тикиляйнен, раненый сам, поднял в последнюю атаку семь израненных своих товарищей. Все они погибли в неравном бою, но враг не прошел.

    Какой подвиг совершил Н.Ф.Кайманов?
Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 года. Начальник отделения штаба погранотряда старший лейтенант Кайманов Н.Ф. в конце июня 1941 года на карельском участке государственной границы СССР 19 суток с отрядом отражал многочисленные атаки противника. Получив приказ на отход, отряд прорвал кольцо окружения и, пройдя по болотам и лесам 160 километров, соединился с советскими войсками.
У казом Президиума Верховного Совета СССР от 26 августа 1941 года присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 686).
    Сколько уроженцев Карелии удостоены звания Героя Советского Союза за подвиги в ВОВ. Расскажите об одном из них.
Список Героев Советского Союза – тех кто родился, жил или работал в Карелии составляет 26 человек. Список составлен на основе документальных материалов Центрального архива Министерства обороны СССР. Николай Федорович Репников родился в 1914 году в Пудоже, его юность прошла в Петрозаводске, где он окончил 7 классов и школу ФЗУ Онежского завода. Работал слесарем-инструментальщиком, без отрыва от производства окончил аэроклуб, а затем и Высшую парашютную школу. В РККА с 1936 года, проходил службу инструктором в авиадесантной части. Пишет Ворошилову о своей мечте летать на истребителях и переводится в авиацию. За участие в боях с белофиннами награжден орденом Красного Знамени. В Великой Отечественной войне участвовал с первых часов, 7 ноября 1941 года награжден орденом Ленина. А 4 декабря командир эскадрильи 152-го истребительного авиаполка 103-й смешанной авиадивизии старший лейтенант Николай Репников в воздушном бою под Медвежьегорском тараном с лобовой атаки уничтожил вражеский истребитель. 22 февраля 1943 года ему присвоено посмертно звание Героя Советского Союза.
    Назовите памятники и монументы в г. Петрозаводске в честь подвигов воинов Карельского фронта в годы ВОВ.
Мемориал «Могила неизвестного солдата» и Вечный огонь на пл. Ленина. Бюст маршалу Советского Союза Г.К.Жукову, памятник Маршалу Советского Союза Мерецкову, памятники Героям Советского Союза В.М.Зайцеву, Н.Ф. Репникову, Бюсты Героям Советского Союза Марии Мелентьевой и Анне Лисицыной,
    Сколько было концлагерей на оккупированной территории Карелии немецко-финскими захватчиками? Количество погибших в них людей.
Через 2 недели после захвата Петрозаводска штаб 7-ого армейского корпуса финской армии издал приказ о создании в городе концентрационного лагеря на 10 000 человек. Поначалу лагерь, поделееный затем на 4 части, располагался на южной окраине города: на Кукковке – лагерь №1, на севере – лагерь №2, в районе лыжной фабрики – лагерь №3, и на Голиковке – лагерь № 4. Поскольку «мест» оказалось мало недостаточно, в ноябре организовали ещё два лагеря в северо-западной части города: в «Красной деревне»- лагерь №5 и на первоначальной бирже – лагерь №6. Погибло от 4000 до 7000 человек.
    Когда была освобождена Карелия от оккупантов?
Полностью Карелия была освобождена от фашистских и финских оккупантов 15 ноября 1944 года.
    Сколько партизанских отрядов действовало в тылу врага на территории Карелии?
Какой отряд был создан в г. Петрозаводске? К середине августа 1941 года было создано 15 отрядов общей численностью свыше 1700 человек. В тылу и на ближних подступах к городу активно действовали отряды «Бей фашистов», «За отечество », «Комсомолец Карелии», «Боевой клич», «Вперед», «Красный партизан» а так же вступили в бой вместе с регулярными соединениями красной армии. В Петрозаводске в 1941 году 31 июля был создан отряд «Красный онежец», который просуществовал до 15 октября 1944 года – времени полного расформирования партизанских отрядов в Карелии. Он состоял из рабочих и служащих Онежского завода, его главнокомандующим был В.В.Тиден. Литература:
    Морозов К.А. «Карелия в годы ВОВ», 1983, «Героям Родины Слава», Петрозаводск, 1975. Чернышева Т.А. «Застава Кайманова», Петрозаводск, 1975.
  1. «Патриотическое воспитание обучающихся в единстве урочной и внеурочной деятельности» рассмотрен на заседании методического совета районного методического кабинета районного отдела образования администрации Краснохолмского района, одобрен членами методического совета и рекомендован для распространени

    Документ

    Опыт работы Смирнова Михаила Викторовича, преподавателя организатора ОБЖ и учителя физической культуры МОУ «Краснохолмская сош № 1» по теме «Патриотическое воспитание обучающихся в единстве урочной и внеурочной деятельности» рассмотрен

  2. План проведения месячника оборонно-массовой, военно-патриотической и спортивной работы посвященного Дню защитника Отечества № п/п

    Документ

    Общественно-значимые акции по благоустройству обелисков, памятников, солдатских могил; поздравлению ветеранов Великой Отечественной войны и оказанию им посильной помощи

  3. Департамент образования города москвы государственное образовательное учреждение центр военно патриотического и гражданского воспитания государственное образовательное

    Сценарий

    педагоги-экспериментаторы ГОУ КШ №1780 «Кадетский корпус памяти Героев Сталинградской битвы», участники городской экспериментальной площадки «Гражданское и патриотическое воспитание учащихся в современных условиях»

  4. Положение о проведени республиканского слета военно-патриотических объединений

    Документ

    Республиканский слет военно-патриотических объединений проводится с целью формирования у школьников глубоких чувств Казахстанского патриотизма и верности гражданскому долгу по защите своего Отечества, изучения истории и продолжения

  5. Аналитические материалы о состоянии гражданско-патриотического образования в субъектах Российской Федерации Оглавление

    Аналитические материалы

    1. Состояние повышения квалификации по проблеме гражданско-правового и гражданско-патриотического образования: традиционные и инновационные подходы2. Формирование и реализация социально-профессионального заказа на услуги системы повышения

Цель: пропаганда знаний по истории Великой Отечественной войны, патриотическое воспитание обучающихся.

Оборудование: презентация, школьные газеты, посвященные знаменательным датам Великой Отечественной войны, грамоты, дипломы педагогам, подготовившим команды, сертификаты участия.

Участники: обучающиеся 9–11 классов.

Ход викторины

Вступительное слово

Июнь! Тогда еще не знали мы,
Со школьных вечеров шагая,
Что завтра будет первый день войны,
А кончится она лишь в сорок пятом, в мае!

Впрочем, это было так давно,
Что как будто не было – и выдумано...

Может быть, увидено в кино,
Может быть, в романе вычитано...

Ведущий: Однако страшные цифры войны – 27 миллионов погибших – говорят нам о том, что это не выдумка и не кино.

Ведущий: 27 миллионов погибших на две с половиной тысячи километров. Это значит: десять тысяч восемьсот убитых на километр, 22 человека на каждые два метра земли!

Ведущий: 27 миллионов погибших за 1418 дней войны. Это значит: 19 тысяч убитых ежедневно, 800 человек в час, тринадцать человек каждую минуту...

Ведущий: 27 миллионов погибших в соотношении ко всему населению тех лет, это значит – каждый шестой... Вдумайтесь! Каждый шестой житель нашей страны погиб во время войны.

Ведущий: 27 миллионов погибших... А сколько же это не родившихся детей?.. А сколько осталось вдов и сирот?.. Каким счетом измерить человеческое горе?..

Ведущий читает стихотворение времен Великой Отечественной войны (по усмотрению учителя).

Учитель: Итак, мы начинаем с вами литературно-историческую викторину, посвященную Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.

Викторина делится на 3 раунда, в конце каждого раунда выбывает одна команда, набравшая наименьшее количество баллов. Побеждает команда, набравшая большее количество баллов в третьем раунде.

Перед началом викторины проведем разминку – каждой команде будет задано по 4 вопроса (2 – по истории, 2 – по литературе). Правильный ответ оценивается 1 баллом. Перед разминкой команды тянут билетики с номером группы.

Разминка

№ группы Вопросы Ответы
1 группа Назовите группы германской армии, которые осуществляли нападение на нашу страну в июне 1941 года. Север, Центр, Юг
Назовите дату капитуляции Германии. 8 мая 1945 г.
Назовите трех писателей, участников Великой Отечественной войны. С.Гудзенко, А.Платонов, К.Симонов (могут быть другие варианты ответов)
Назовите двух известных поэтесс, писавших о войне. Юлия Друнина, Ольга Берггольц
2 группа Какие города впервые подверглись атомной бомбардировке? Хиросима и Нагасаки
Как были названы действия Красной Армии в 1944 году? “Десять сталинских ударов”
Назовите автора стихотворения “Жди меня”. Константин Симонов
Назовите автора стихотворения “Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...”. Константин Симонов
3 группа Через сколько месяцев после капитуляции Германии СССР должен был объявить войну Японии? Через три месяца
Назовите фамилию самого знаменитого полководца Великой Отечественной войны. Георгий Константинович Жуков
Назовите автора песни “Журавли”. Расул Гамзатов
Назовите автора стихотворения “Его зарыли в шар земной”. Сергей Сергеевич Орлов
4 группа Около какого города на реке Эльба встретились советские и американские войска? Г.Торгау
Назовите знаменитую крепость – герой. Брестская крепость
Советский поэт – фронтовик “умер не от старости, а от старых военных ран”. Семен Гудзенко
Какой из своих романов А.Н.Толстой закончил писать в день начала войны? “Хмурое утро”

После разминки команды задают друг другу по одному интересному вопросу (по жребию), касающемуся истории Великой Отечественной войны.

1 раунд
“Трагическое начало”

Баллы Вопросы Ответы
История
10 Назовите дату начала Великой Отечественной войны. 22 июня 1941 г.
20 Как назывался немецкий план ведения войны против СССР? “Барбаросса”
30 Кто обратился к советским людям 22 июня 1941 года с заявлением о начале войны с Германией? Вячеслав Михайлович Молотов
40 Этими словами стала заканчиваться любая сводка с фронта. Назовите эти слова. Наше дело правое! Враг будет разбит! Победа будет за нами!
Литература
10 “Жизнь моя песней звенела в народе,

Смерть моя песней борьбы прозвучит!” Назовите автора этих строк.

Муса Джалиль
20 Великая Отечественная война сделала этого писателя фронтовым корреспондентом газет “Красная звезда”, “Броня”, “Одухотворенные люди”. Андрей Платонов
30 Поэт фронтового поколения, будучи студентом, добровольцем ушел на фронт. Самое известное стихотворение “Сороковые”. Давид Самуилович Самойлов
40 Назовите писателя и его произведение о жизни крестьянских детей в послевоенное время, у которых любимым лакомством был пряник. В.П.Астафьев “Конь с розовой гривой”

2 раунд
“Коренной перелом”

Баллы Вопросы Ответы
История
10 Какое название носила операция фашистской Германии по захвату Москвы? “Тайфун”
20 Какое значение в ходе войны имела Сталинградская битва? Начало коренного перелома в ходе войны
30 Перед этой битвой немецкое командование сосредоточило значительные силы, состоящие прежде всего из бронетанковых дивизий, оснащенных танками современных моделей “Тигр” и “Пантера”. Что это за битва? Курская битва
40 Как называлась операция, которую развернули партизанские отряды с 3 августа по 15 сентября 1943 года, которая парализовала транспортное сообщение в тылу врага? “Рельсовая война”
Литература
10 Когда в 9141 г. Враг приближался к Москве, на улицах города появились плакаты со словами: “Ребята, не Москва ль за нами?” Откуда взяты эти слова, кто их автор? “Бородино”. М.Ю.Лермонтов
20 Кому принадлежат эти строки:

Переправа, переправа...
Темень, холод, ночь как год,
Но вцепился в берег правый,
Там остался первый взвод”.

А.Т.Твардовский “Василий Теркин”
30 Назовите имя героини М.Алигер, которой принадлежат эти слова:

“Граждане, не стойте, не смотрите,
Я живая, голос мой звучит,
Убивайте их, травите, жгите,
Я умру, но правда победит!”

Зоя Космодемьянская
40 Назовите рассказ об уроках доброты. В.Распутин “Уроки французского языка”

3 раунд
“Великая Победа”

Баллы Вопросы Ответы
История
10 Как называлась операция советских войск по освобождению Белоруссии? “Багратион”
20 Как назывались укрепления фашистов на Днепре, о которых А.Гитлер сказал следующее: “Скорее Днепр потечет обратно, нежели русские преодолеют его”? “Восточный вал”
30 Назовите дату проведения Крымской (Ялтинской) конференции. Февраль 1945 года
40 Когда и кем было водружено Красное Знамя Победы над рейхстагом? 30 апреля 1945 г.
Михаил Егоров и Мелитон Кантария
Литература
10 Веселый, задорный, никогда не унывающий литературный солдат. Василий Теркин
20 Назовите автора рассказа “Судьба человека” М.А.Шолохов
30 Советский писатель, пленник Архипелага ГУЛАГ А.И.Солженицын
40 Рассказ А.И.Солженицына, где описываются картины послевоенной деревни. “Матренин двор”

Подведение итогов.

Награждение и вручение грамот, дипломов, сертификатов, подарков.

Светлана Тележникова
Беседа с детьми средней группы «22 июня - День памяти и скорби»

Беседа с детьми средней группы .

Цель :Воспитывать гордость, патриотизм, чувство уважения к ветеранам Великой Отечественной войны.

Был жаркий, солнечный июньский день . Ничего не предвещало беды. Люди строили планы на будущее. Но 22 июня 1941года в 4 :00 утра закончилась беззаботная жизнь. Планам и мечтаниям людей сбыться было не суждено Фашистская Германия без объявления войны напала на нашу Родину. 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. (Звучит запись голоса Левитана о начале ВОВ)

Самыми трудными для нашей Родины были первые дни войны : погибло очень много людей. На фронт, уходили мужчины, а вместе с ними и вчерашние школьники, молодые мальчишки. Фашистам нужна была наша земля, и чтобы захватить ее они не останавливались не перед чем. Они сжигали наши города и села, не щадили ни детей, ни женщин, ни стариков. Сражения велись на земле, и в воздухе, и на воде. Советская армия отступала, отдавая врагу свои земли, но не сдавалась. Солдаты всех родов и войск шли в бой, отдавая себя без остатка : за Родину, за семью, за мир и счастье нашей Родины.

Большую поддержку фронту оказывал тыл. В тылу работали все начиная от детей и заканчивая стариками, каждый кто мог работать, трудился у станков на заводах, изготавливая оружие и боевые машины для фронта. Женщины выполняли всю мужскую работу, трудясь на полях в колхозах и на заводах. Голодая, не высыпаясь люди делали все, чтобы помочь нашим солдатам остановить фашистов.

Осенью 1942 года настал переломный момент – наши войска начали отвоевывать обратно родную землю, они прогнали врага за пределы страны. В 1945 году наши войска дошли до границ Германии и штурмом взяли город Берлин! Победа была за нами. (Звучит запись Левитана о конце ВОВ)

Прошло 76 лет с того памятного дня . Вспомните добрым словом всех тех, кто принёс нам победу : это наши деды и прадеды. Давайте поклонимся героям великой войны с фашистам.

Публикации по теме:

Для народов России, вынесшей на своих плечах все тяготы и лишения военных лет, самой трагической датой стало 22 июня 1941 г. - день начала.

20 ноября 2016 года – Всемирный день памяти жертв ДТП. Эта дата призвана привлечь внимание к печальному факту: в результате ДТП ежедневно.

Беседа с детьми средней группы «Мой город - Саранск» Беседа с детьми средней группы «Мой город – Саранск» Программное содержание: формировать у детей представление о Мордовии, родном городе.

Беседа с детьми средней группы «Летчик - герой наш земляк» Беседа с детьми средней группы на тему: «Летчик – герой наш земляк» Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие. Коммуникативное.

Беседа на тему «Наша Армия». Цель: формировать у детей патриотические чувства, воспитывать любовь и уважение к защитникам Родины. Предварительная.

Беседа на тему «Русские богатыри». Цель: - дать понять слова значения «былины». - познакомить с героями былин: Илья Муромец, Добрыня Никитич,.

Беседа с детьми средней группы «Зимующие птицы» Беседа в средней группе: «Зимующие птицы». Цель: закрепить знания о зимующих птицах; формировать представление о добывании пищи зимующими.

Валиуллина Алсу Шамилевна

МБОУ «Гимназия 21» г.Казань

учитель начальных классов

Задачи: Познакомить детей с интересными историческими фактами и песнями о войне, армии, победе. Развить мышление, артистизм, физическую активность, способность эмоционально воспринимать музыку. Воспитать чувство любви к Родине, чувство гордости за нее.

Ведущий. Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые взрослые! Мы рады приветствовать вас на палубе нашего корабля, который скоро отправится в кругосветное путешествие. Вы готовы путешествовать по бескрайнему океану приключений? (ответы детей). Мы открыли уже несколько островов, а сегодня нам предстоит отправиться на остров Героев.

Ребята, а вы знаете какой сегодня день? (ответы детей).

Да, сегодня у нас памятная дата - 22 июня. Именно 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. В этот день мы чтим воинов-защитников нашей Родины. Мужеством и доблестью, не щадя жизни, они отстаивали независимость нашего Отечества. Русские солдаты всегда стояли на страже мира и покоя своего народа, охраняя границы родной земли.

И сегодня, ребята, мы с вами будем юными защитниками Отечества и будем стоять на страже водных границ нашего острова Героев.

Каждый отряд совместно со своими вожатыми составляет команду, и впереди нас ждут приключения, испытания и разнообразные задания, для выполнения которых понадобятся смелость, ловкость, меткость, аккуратность, выносливость, смекалка и многие другие качества настоящих воинов России.

Итак, мы отправляемся. Полный вперед!

Станция «Страницы истории Отечества»

Руководитель станции: «Дорогие ребята! Я очень рада приветствовать вас на станции "Страницы истории Отечества". Будущие войны должны быть не только сильными, ловкими, смелыми, но и людьми грамотными. Свои познания в истории Отечества вы сможете проверить, ответив на вопросы моей викторины ».

Вопросы:

1) Эта крепость, имея малочисленный гарнизон и ограниченные боеприпасы, героически приняла удар врага в июне-июле 1941 года, за что впоследствии ей было присвоено почетное звание - крепость-герой. Назовите эту крепость. (Брестская)

2) Этот знаменитый летчик, капитан, Герой Советского Союза, погиб в начале войны в 1941 году. Он направил свой подбитый и охваченный пламенем самолет на скопление немецких танков и машин, которые взорвались вместе с самолетом. (Николай Францевич Гастелло)

3) На Ладожском озере в городе Санкт-Петербурге воздвигнут мемориал, напоминающий о суровых годах блокадного Ленинграда. Как называли место, на котором стоит этот памятник, во времена блокады? (Дорога Жизни)

4) В Болгарии стоит памятник русскому солдату-освободителю. Прообразом этой знаменитой скульптуры послужил советский солдат Алексей Скурлатов. Скажите, как называют этот памятник в народе? (Алеша)

5) В 2000 году в честь 55-летия Победы в Великой Отечественной войне в Москве состоялось открытие еще одного крупного памятника, посвященного памяти воинов, погибших, защищая Родину. Назовите этот известный мемориал. (Поклонная гора)

6) Орден Нахимова был учрежден во время Великой Отечественной войны в 1944 году. Им награждали офицерский состав Советской Армии за высокие заслуги. К какому роду войск должен был принадлежать офицер, чтобы быть удостоенным этой награды? (Военно-морской флот)

7) Этот маршал Советского Союза командовал Донским фронтом во время Сталинградской битвы. В 1945 году командовал Парадом Победы на Красной площади. О ком идет речь? (К. К. Рокоссовский)

8) Как звали маршала, четырежды героя Советского Союза, которому поручили важную миссию - от имени Верховного Главнокомандования принять капитуляцию фашистской Германии. ( Георгий Константинович Жуков )

9) Эта медаль давалась со званием «Герой Советского Союза». Маршалу Советского Союза Г. К. Жукову эта медаль вручалась четыре раза. А как она называлась? («Золотая Звезда» или «Звезда Победы»)

10) О штурме рейхстага знают не только из курса истории, но и по кинофильмам «Последний штурм» и «Освобождение». Войска 3-й ударной армии натолкнулись на бешеное сопротивление гарнизона численностью более 1 тысячи человек. Но Советская Армия не собиралась уступать и 2 мая окружила и захватила это здание. Назовите тех, кто водрузил Знамя Победы над его главным куполом. (Сержант М.А. Егоров и мл. сержант М. В. Кантариа)

Смекалка - лучший друг

Руководитель станции: «Дорогие ребята! Вы попали в царство смекалки. Вам хорошо известно, что противника можно победить не только силой, боевой техникой, но и умом, смекалкой, а также логическим мышлением».

Например, эта военная хитрость использовалась при взятии Берлина в 1945 году. При этом атакующим солдатам был дан приказ: «Не оборачиваться!». Наступление имело огромный успех, так как этот гениальный прием, не причиняя врагу вреда, делал его беспомощным. В чем состоял этот хитрый прием? (Мощные прожектора ослепили противника)

А сейчас немного поиграем. Я буду говорить начало пословицы, а вы - дружно все вместе хором ее конец:

Сам погибай, а товарища... выручай.

Умей быть солдатом, чтобы стать... генералом.

Умелого-смелого страх не возьмет и враг... не побьет.

Умелый боец - везде... молодец.

Чтобы иметь в бою удачу, крепко знай свою... задачу.

От военной науки крепнут разум и... руки.

Чтобы на войне везло, надо знать военное... ремесло.

Станция «Сила и ловкость»

Руководитель станции: «Дорогие ребята! Вы попали на станцию "Сила и ловкость". Этим качествам придают огромное значение в физической подготовке будущего защитника Отечества. Русская земля всегда славилась своими богатырями. Вам всем хорошо известны Илья Муромец, Алеша Попович и Добрыня Никитич. На этой станции вам предстоит продемонстрировать свою физическую подготовку».

В течение 7 минут ребята выполняют разнообразные упражнения на силу и ловкость(например, перетягивание каната, переползание по-пластунски и др.)

Станция «Угадай и нарисуй»

За 5 минут командам необходимо отгадать загадку и всем вместе нарисовать на доске мелом ее ответ.

Загадки:

1. Закричу, заурчу,

Под небеса улечу. (Вертолет)

2. На море, в реках и озерах

Я плаваю, проворный, скорый.

Среди военных кораблей

Известен легкостью своей. (Катер)

3. Паровоз без колес!

Вот так чудо-паровоз!

Не с ума ли он сошел -

Прямо по морю пошел! (Пароход)

4. Под водой железный кит,

Днем и ночью кит не спит.

Днем и ночью под водой

Охраняет твой покой. (Подводная лодка)

5. Крыльев нет у этой птицы,

Но нельзя не подивиться:

Лишь распустит птица хвост -

И поднимется до звезд. (Ракета)

6. Он гудит и чертит мелом,

Он рисует белым-белым

На бумаге голубой

Над моею головой...

Сам рисует, сам поет,

Что же это? (Самолет)

7. Обгоняя ночь и день,

Вкруг земли бежит олень.

Задевая звезды рогом,

В небе выбрал он дорогу.

Слышен стук его копыт,

Он Вселенной следопыт. (Спутник)

Станция «Тяжело в ученье - легко в бою»

Руководитель станции: «Дорогие ребята! Вы попали на станцию "Тяжело в ученье - легко в бою". Солдат всегда должен быть готов встать в строй по тревоге. Сейчас наши молодцы продемонстрируют способность за 7 минут облачиться в форму и бросить на меткость гранату» (вместо гранаты используется мяч).

Станция «Шифровщики» (на доске ребус)

Руководитель станции: «Дорогие ребята! Вы попали на станцию "Шифровщики". Вам необходимо отгадать ребус, в котором зашифрована пословица. (Один в поле не воин)

Станция «Песни военных лет»

Руководитель станции: «Ребята, а как вы думаете, что еще помогало народу победить? (ответы детей). Да, действительно, с песней легче переносить невзгоды. И во время войны композиторы сочинили множество песен, которые подбадривали народ веселой и озорной шуткой, грустили о родных и любимых. Песни помогали переносить голод и холод во имя Победы. Песни военных лет помогли народу выстоять и победить».

Прошли годы, война осталась далеко позади… Но песни военных лет звучат и сегодня, трогая наши сердца.

Вчера каждой команде было дано задание инсценировать любимую военную песню.

1отряд – «Синий платочек»

2 отряд – «Три танкиста»

3 отряд – «В землянке»

4 отряд – «Смуглянка»

Ведущий . Дорогие ребята, посмотрите, вон уже и виднеется удивительный остров - остров Героев, который мы с вами сегодня откроем. А пока мы еще плывем к нему, я предлагаю спеть всем вместе главную «победную» песню – «День Победы».Кто-нибудь помнит, кем были написаны стихи и музыка для нее? ( поэтом Владимиром Харитоновым и композитором Давидом Тухмановым к 30-летию великой даты.)

.

Ведущий. Вы знаете, ребята, я вижу, что когда вы пойдете служить в армию, вы будете такими же смелыми, сильными и ловкими, какими показали себя в сегодняшнем плавании. Молодцы!

А сейчас, капитаны команд, давайте наконец-то откроем наш удивительный остров - остров Героев. Сегодня все вы заслужили звание настоящих защитников Отечества.

Ребята, все вы награждаетесь медалями «За отвагу» и памятными призами. Вы были очень отважными в нашем путешествии, желаю вам новых открытий в океане приключений. Молодцы! До новых встреч.

Сценарий мероприятия, посвящённого началу Великой Отечественной войны

Сценарий мероприятия ко Дню памяти и скорби

Памятная дата 22 июня 1941 года

Формированию патриотизма в нашем государстве сейчас уделяется особое место. Несомненно, это правильно. Под патриотизмом можно понимать различные аспекты человеческой жизни. Это может быть знание гимна, понимание того, почему наш флаг состоит именно из трех цветов: белого, синего и красного, и т. д. На наш взгляд, патриотизм — это любовь. Любовь как к России, так и к своей малой Родине.

Ведущий. Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые взрослые! Мы рады приветствовать вас на палубе нашего корабля, который скоро отправится в кругосветное путешествие. Вы готовы путешествовать по бескрайнему океану приключений? (ответы детей) Мы открыли уже несколько островов, а сегодня нам предстоит отправиться на остров Героев. Ребята, а вы знаете какой сегодня день? (ответы детей) Да, сегодня у нас памятная дата — 22 июня. Именно 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. В этот день мы чтим воинов-защитников нашей Родины. Мужеством и доблестью, не щадя жизни, они отстаивали независимость нашего Отечества. Русские солдаты всегда стояли на страже мира и покоя своего народа, охраняя границы родной земли.

И сегодня, ребята, мы с вами будем юными защитниками Отечества и будем стоять на страже водных границ нашего острова Героев.

Нас ждут приключения, испытания и разнообразные задания, для выполнения которых понадобятся смелость, ловкость, меткость, аккуратность, выносливость, смекалка и многие другие качества настоящих войнов России.

Под музыку вбегает Мальчиш-Кибальчиш.

Мальчиш-Кибальчиш . Здравствуйте!

Ведущий . Здравствуй, мальчик. Как тебя зовут?

Мальчиш-Кибальчиш. Меня зовут Мальчиш по прозванию Кибальчиш.

Ведущий. Ребята, скажите, этот литературный герой из какой знаменитой книги? Да это же персонаж из знаменитой книги писателя Аркадия Гайдара «Сказка о военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твердом слове». В этой сказке Гайдар рассказывает о том, как враги напали на страну, где жил Мальчиш-Кибальчиш. Тогда он вместе с друзьями — такими же мальчишами, как и он сам, — создал армию, с которой не смогли справиться никакие враги.

Мальчиш-Кибальчиш. Крикнул я клич: «Эй, вы, мальчиши! Мальчиши-малыши! И отцы ушли, и братья ушли. Что же нам, мальчишам, только в палки играть да в скакалки скакать?» И встали мальчиши как один на защиту своей Родины.

Ведущий. Вот каким героем был этот Мальчиш-Кибальчиш. Недаром этому литературному герою установили памятник на самом высоком месте Москвы — на Воробьевых горах.

Мальчиш-Кибальчиш . Ребята, давайте докажем, что и вы — будущие воины — тоже растете смелыми да умелыми и когда надо, не сробеете!

Возьмем винтовки новые,

На штык флажки!

И с песнею в стрелковые

Пойдем кружки.

Все в ряд!

Вперед, отряд.

Мальчиш-Кибальчиш делит всех на команды и раздает командам маршрутные листы.

Мальчиш-Кибальчиш . Итак, мы отправляемся. На каждой станции вы будете выполнять разнообразные задания, за которые будете получать медаль. Время пребывания на станции 7 минут. Полный вперед!

Станция «Страницы истории Отечества»

Руководитель станции: «Дорогие ребята! Я очень рада приветствовать вас на станции "Страницы истории Отечества". Будущие войны должны быть не только сильными, ловкими, смелыми, но и людьми грамотными. Свои познания в истории Отечества вы сможете проверить, ответив на вопросы моей викторины».

В течение 7 минут ребята отвечают на вопросы. После окончания викторины руководитель наклеивает на маршрутный лист медаль «За знание истории Отечества».

Вопросы:

1) Эта крепость, имея малочисленный гарнизон и ограниченные боеприпасы, героически приняла удар врага в июне-июле 1941 года, за что впоследствии ей было присвоено почетное звание — крепость-герой. Назовите эту крепость. (Брестская)

2) Этот знаменитый летчик, капитан, Герой Советского Союза, погиб в начале войны в 1941 году. Он направил свой подбитый и охваченный пламенем самолет на скопление немецких танков и машин, которые взорвались вместе с самолетом. (Николай Францевич Гастелло)

3) Эта улица Новосибирска названа в честь воинов 316-й стрелковой дивизии (с 1941 года — 8-й гвардейской), героически сражавшихся в Московской битве (близ станции Дубосеково). В течение четырех часов они мужественно сдерживали натиск врага и подбили 18 танков противника. Почти все 28 героев погибли, но не пропустили врага. Об их подвиге К. Симонов сказал: «Мы говорим: "Ни шагу назад" — и думаем о...». Кого имел в виду писатель? (О панфиловцах)

4) На Ладожском озере в городе Санкт-Петербурге воздвигнут мемориал, напоминающий о суровых годах блокадного Ленинграда. Как называли место, на котором стоит этот памятник, во времена блокады? (Дорога Жизни)

5) В Болгарии стоит памятник русскому солдату-освободителю. Прообразом этой знаменитой скульптуры послужил советский солдат Алексей Скурлатов. Скажите, как называют этот памятник в народе? (Алеша)

6) Из воспоминаний ветерана: «Я узнал Мамаев курган по огням. Их бусинки как бы отделяются от главной магистрали, пересекающей город с севера на юг, и далее уходят на запад, кажутся узкой, прямой тропинкой, светящейся по краям. Между ними можно различить ступеньки. Потом тропа закругляется спиралью, замыкается на вершине кургана, где прожектора освещают главный монумент скульптурного ансамбля, воздвигнутого в память об исторической битве». В память о каком великом сражении воздвигнут этот мемориал? (Сталинградская битва)

7) В 2000 году в честь 55-летия Победы в Великой Отечественной войне в Москве состоялось открытие еще одного крупного памятника, посвященного памяти воинов, погибших, защищая Родину. Назовите этот известный мемориал. (Поклонная гора)

8) Орден Нахимова был учрежден во время Великой Отечественной войны в 1944 году. Им награждали офицерский состав Советской Армии за высокие заслуги. К какому роду войск должен был принадлежать офицер, чтобы быть удостоенным этой награды? (Военно-морской флот)

9) Этот маршал Советского Союза командовал Донским фронтом во время Сталинградской битвы. В 1945 году командовал Парадом Победы на Красной площади. После войны он занимал пост заместителя министра обороны СССР. Кроме того, ему также было присвоено звание маршала и министра обороны Польской Народной Республики. О ком идет речь? (К. К. Рокоссовский)

10) Георгий Константинович Жуков — маршал, четырежды герой Советского Союза, во время Великой Отечественной войны командовал войсками Резервного, Ленинградского и Западного фронтов в боях за Москву и Ленинград, координировал действия войск в Сталинградской битве. Несмотря на всеобщее уважение и блестящую военную карьеру, он был отстранен от дел и отправлен на пенсию. Однако еще во время войны (8 мая 1945 года) именно ему поручили важную миссию — от имени Верховного Главнокомандования принять капитуляцию фашистской Германии. А какую не менее почетную миссию довелось ему исполнить 24 июня 1945 года? (Он принимал в Москве Парад Победы)

11) Эта медаль давалась со званием «Герой Советского Союза». Ею трижды были награждены маршал авиации А. И. Покрышкин и Маршал Советского Союза С.М. Будённый. Маршалу Советского Союза Г. К. Жукову эта медаль вручалась четыре раза. А как она называлась? («Золотая Звезда» или «Звезда Победы»)

12) Далеко не всегда наличие современной боевой техники решало исход боя. Многое зависело от военной смекалки. Например, этот прием использовался при взятии Берлина в 1945 году. При этом атакующим солдатам был дан приказ: «Не оборачиваться!». Наступление имело огромный успех, эта гениальная находка, не причиняя врагу вреда, делала его беспомощным. В чем состоял этот хитрый прием? (Мощные прожектора ослепили противника)

13) О его штурме знают не только из курса истории, но и по кинофильмам «Последний штурм» и «Освобождение». Войска 3-й ударной армии натолкнулись на бешеное сопротивление гарнизона численностью более 1 тысячи человек. Но Советская Армия не собиралась уступать и 2 мая окружила и захватила это здание. Если вы поняли, что это за здание, назовите тех, кто водрузил Знамя Победы над его главным куполом. (Сержант М.А. Егоров и мл. сержант М. В. Кантария)

Смекалка — лучший друг

Руководитель станции: «Дорогие ребята! Вы попали в царство смекалки. Вам хорошо известно, что противника можно победить не только силой, но и умом, смекалкой, а также логическим мышлением».

В течение 7 минут ребята отвечают на вопросы. После выполнения задания руководитель наклеивает на маршрутный лист медаль «За смекалку».

Вопросы:

1) Электропоезд шел с севера на юг, а ветер дул с юга на север. В какую сторону шел дым от поезда? (У электропоезда дыма нет)

2) Ехал зимой лыжник, на нем сидела муха. С какой скоростью ехала муха? (Зимой мухи не летают)

3) Чем кончаются день и ночь? (Буквой «ъ»)

4) Какое колесо автомобиля не вращается во время движения? (Запасное)

5) Когда автомобиль движется со скоростью поезда? (Когда он находится на платформе поезда)

6) Сколько пальцев на десяти руках? (50)

7) У стола четыре угла. Один угол отпилили. Сколько стало углов? (5)

8) Днем с ногами, а ночью без ног? (Обувь)

9) Кто ходит сидя? (Шахматист)

10) Какие часы показывают точное время два раза в сутки? (Которые стоят)

11) Кто стоит на часах? (Часовой)

12) Одно яйцо варится 4 минуты. Сколько потребуется времени, чтобы сварить 3 яйца? (4 минуты)

13) Кто, когда сядет, становится выше ростом? (Собака)

14) Чем больше из нее берешь, тем больше она становится. (Яма)

15) Три туриста прятались под одним зонтиком, и все остались сухими. Как это им удалось? (Они прятались от солнца)

Станция «Я — сам»

Руководитель станции: «Дорогие ребята! С огромной радостью приветствую вас. Попадая в ряды Вооруженных Сил, каждый солдат должен уметь пользоваться ниткой и иголкой. Сейчас вам необходимо овладеть этим нелегким ремеслом».

В течение 7 минут капитан команды пришивает пуговицу, а остальные члены команды пишут буриме: жара, пора, дрова, трава.

После выполнения задания руководитель наклеивает на маршрутный лист медаль «За аккуратность и терпеливость».

Станция «Сила и ловкость»

Руководитель станции: «Дорогие ребята! Вы попали на станцию "Сила и ловкость". Этим качествам придают огромное значение в физической подготовке будущего защитника Отечества. Русская земля всегда славилась своими богатырями. Вам всем хорошо известны Илья Муромец, Алеша Попович и Добрыня Никитич. На этой станции вам предстоит продемонстрировать свою физическую подготовку».

В течение 7 минут ребята выполняют разнообразные упражнения на силу и ловкость. После выполнения заданий руководитель наклеивает на маршрутный лист медаль «За ловкость».

Станция «Угадай и нарисуй»

За 7 минут командам необходимо отгадать загадку и всем вместе нарисовать на асфальте мелом ее ответ. После выполнения задания руководитель наклеивает на маршрутный лист медаль «За творчество».

Загадки:

1. Закричу, заурчу,

Под небеса улечу. (Вертолет)

2. На море, в реках и озерах

Я плаваю, проворный, скорый.

Среди военных кораблей

Известен легкостью своей. (Катер)

3. Паровоз без колес!

Вот так чудо-паровоз!

Не с ума ли он сошел —

Прямо по морю пошел! (Пароход)

4. Под водой железный кит,

Днем и ночью кит не спит.

Днем и ночью под водой

Охраняет твой покой. (Подводная лодка)

5. Крыльев нет у этой птицы,

Но нельзя не подивиться:

Лишь распустит птица хвост —

И поднимется до звезд. (Ракета)

6. Он гудит и чертит мелом,

Он рисует белым-белым

На бумаге голубой

Над моею головой...

Сам рисует, сам поет,

Кто же это? (Самолет)

7. Обгоняя ночь и день,

Вкруг земли бежит олень.

Задевая звезды рогом,

В небе выбрал он дорогу.

Слышен стук его копыт,

Он Вселенной следопыт. (Спутник)

Станция «Тяжело в ученье — легко в бою»

Руководитель станции: «Дорогие ребята! Вы попали на станцию "Тяжело в ученье — легко в бою". Солдат всегда должен быть готов встать в строй по тревоге. Сейчас наши молодцы продемонстрируют способность за 7 минут облачиться в форму и бросить на меткость гранату».

После окончания эстафеты руководитель наклеивает на маршрутный лист медаль «За выносливость».

Станция «Шифровщики»

Руководитель станции: «Дорогие ребята! Вы попали на станцию "Шифровщики". Вам необходимо отгадать головоломку-фразу при помощи ключа».

В течение 7 минут команды расшифровывают фразу, сравнивая линии в бороздке ключа с подобиями букв на рисунке. В этих «буквах» не хватает некоторых линий. Добавив линии, недостающие в каждой «букве», участники прочитают фразу.

После выполнения задания руководитель наклеивает на маршрутный лист медаль «За сообразительность».

Ведущий . Дорогие ребята, посмотрите, вон уже и виднеется удивительный остров — остров Героев, который мы с вами сегодня откроем. А пока мы еще плывем к нему, я хочу с вами поиграть. Я буду говорить начало пословицы, а вы — дружно все вместе хором ее конец:

Сам погибай, а товарища... выручай.

Умей быть солдатом, чтобы стать... генералом.

Умелого-смелого страх не возьмет и враг... не побьет.

Умелый боец — везде... молодец.

Чтобы иметь в бою удачу, крепко знай свою... задачу.

От военной науки крепнут разум к... руки.

Чтобы на войне везло, надо знать военное... ремесло.

Входит Мальчиш-Кибальчиш, в руках держит медали «За отвагу».

Ведущий. Ты знаешь, Мальчиш-Кибальчиш, когда наши ребята пойдут служить в армию, они будут такими же смелыми, сильными и ловкими, какими показали себя в сегодняшнем плавании. Молодцы, ребята!

А сейчас, капитаны команд, давайте наконец-то откроем наш удивительный остров — остров Героев. Сегодня все вы заслужили медали, все вы настоящие защитники Отечества, настоящие герои.

Ребята, все вы награждаетесь медалями «За отвагу».

Мальчиш-Кибальчиш вручает капитанам медали «За отвагу».

Вы были очень отважными в нашем путешествии, желаем вам новых открытий в океане приключений. Молодцы, ребята! До новых встреч.