Памятник ивану 3 в дворцах. На главной площади Калуги памятник Ивану III сменил монумент Ленина

Порадовался. Сегодня напоролся на другую. Ахренел. Выношу на суд читателей.

Знаки памятника Ивану III - отражение исторического регресса

На центральной площади Калуги сегодня появился второй на калужской земле памятник великому князю Ивану III. Конкретное место его установки, а также внешний вид памятника содержат очевидный смысловой посыл, свою символику, и их стоит, как минимум, обсудить.

Итак, памятник установлен на центральной площади, перед зданием администрации губернатора области, на том месте, где ранее находился памятник первому главе правительства РСФСР и СССР Владимиру Ильичу Ленину. Что это значит?

Иван III, вне всякого сомнения, - один из достойных правителей Руси-России, трудами которого произошли важнейшие события и в жизни русского народа, и в становлении российского государства. Подробно излагать их в данной статье нет нужды. Сегодня я пишу о другом: о том, что замена одного памятника другим в принципе дело чреватое и далеко не всегда благотворное, а в данном конкретном случае она символизирует не что иное, как возврат, движение назад. Возврат от задуманного Владимиром Ильичём Лениным государства, созданного в интересах большинства населения нашей страны и ставшего по мере своего развития реальной и весьма широкой демократией (Конституция 1977 года), к государству феодальному, выражавшему и защищавшему интересы великокняжеской династии, боярских и княжеских родов и служилого сословия, да то далеко не всего.

Мне могут указать на тот факт, что созданное Лениным и коммунистами государство не выдержало испытания временем. Да, оно было разрушено, причём во многом в результате внутренней деградации. Но оно просуществовало более семидесяти лет, причём в динамичный XX век, дало пример проведения действительно самостоятельной внутренней и внешней политики и, что тоже немаловажно, оказало огромное положительное влияние на развитие всех народов нашей планеты. Государство, созданное Иваном III, просуществовало около двух столетий, за которые оно значительно выросло территориально, но так и не смогло окрепнуть в достаточной степени, чтобы пережить Смуту.

Одним словом, символика замены одного памятника другим в данном конкретном случае весьма и весьма сомнительна. С учётом того, что исторические деятели, о которых мы ведём речь, - фигуры, как минимум, равновеликие, а для многих в России, не говоря уже о мире в целом, Ленин - гораздо более значимая фигура, это шаг назад, обозначение регрессивного исторического вектора.

К сказанному хочу добавить только одно: данная замена отражает конъюнктурное пренебрежение принципом непрерывности истории нашей страны, целостного её восприятия. Сегодняшнее руководство России на этом принципе вроде бы настаивает, а на деле на местах получается нередко по-другому.

Теперь поговорим о внешнем виде памятника, который меня, честно говоря, просто поразил. Что делает в руке православного правителя римский имперский жезл - иначе одноглавого орла на шесте просто и назвать невозможно?

Хорошо известно, что символ в виде одноглавого орла, в отличие от орла двуглавого, выражает не только мощь, величие и собственно власть, но и богоборчество, пренебрежение духовной и нравственной составляющей правления. Где мы видим его? О гербе Римской империи я уже сказал. Кроме этого: на гербе Наполеона, Третьего рейха, современной Германии, США, ряда других стран Запада. Широко распространён одноглавый орёл в масонской символике…

На эту тему можно найти немало литературы, в том числе и в интернете, например вот здесь, поэтому не буду её развивать. Не могу, однако, не удивиться, что министр культуры Владимир Мединский, комментируя открытие памятника, счёл необходимым в положительном смысле остановиться именно на этом орле. Неужели ему ничего на эту тему не сказал присутствовавший на церемонии архиепископ Песоченский и Юхновский Максимилиан? Впрочем, что это я? Он же его освятил!

Нашу страну охватило поветрие открытия новых памятников. Между тем, как говорят мудрые, «не всё хорошо, что слишком». Но если памятник одному правителю нашей страны попрал памятник другому её правителю, да ещё и увенчан западным (в том числе и в вероучительном смысле) символом, это совсем плохо.

Подробности: https://regnum.ru/news/polit/2344311.html

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА REGNUM.

Примечательно, как активны стали регионы. Памятники царям, царственным особам открыты только в этом году в Крыму, на Урале, в Сибири... А 12 ноября открыт величественный монумент Ивану Третьему в Калуге . "Иван III, государь всея Руси, объединил русские земли вокруг Москвы, покончил с Ордынским игом, издал свод законов судебник, построил Московский Кремль, учредил герб России - двуглавого орла", - надпись на постаменте. Автор художественной идеи памятника - Андрей Кончаловский, скульптор Андрей Коробцов.

Сегодня воздается справедливость одному из самых великих, ярких, мощных, эффективных, но почему-то недооцененных правителей нашей страны. По сути Иван III был создателем той России, того русского государства, наследниками и преемниками которого мы являемся сегодня, - сказал на открытии памятника председатель Российского военно-исторического общества (РВИО), министр культуры Российской Федерации Владимир Мединский.

Он не просто поставил точку в освобождении Руси от монгольского ига 11 ноября 1480 года, победно завершив знаменитое Стояние на Угре, он не просто провел ряд колоссальных реформ, полностью преобразивших нашу страну, издал первый русский судебник, объединил многочисленные русские земли под сенью Москвы. Он создал ту систему управления, которая позволила нашей стране выстоять в самые тяжелые времена, - цитирует сайт РВИО слова Мединского. - Когда мы говорим о России, преодолевшей смуту, о России, победившей Наполеона, о России, выигравшей Вторую мировую войну, мы говорим о России, созданной по принципам, которые были впервые заложены государем Иваном III.

Ивану Третьему страна обязана новым видом Московского Кремля. Именно при его правлении началось обновление зданий и стен и всего облика Кремля. Воздвигнут новый Успенский собор (1475-1479). Построены Архангельский собор (усыпальница московских правителей), храм Ризоположения, Грановитая палата. Известное полотно Васнецова «Московский Кремль при Иване III» показывает, именно в годы его правления сложился духовный и державный центр российского государства.

Именно по указу Ивана Третьего строится каменный собор Сретенского монастыря. Обитель основана на месте встречи Владимирской иконы Богородицы в 1395 году, когда над столицей нависла угроза разорения полчищами Тамерлана. Таким образом, Иван Третий почтил значение и этого события, произошедшего за 85 лет до Великого стояния на реке Угре.

Россия. Калуга. 12 ноября 2017. Архиепископ Песоченский и Юхновский Максимилиан, губернатор Калужской области Анатолий Артамонов и министр культуры РФ Владимир Мединский (слева направо) на открытии памятника великому князю московскому Ивану III на площади Старый торг перед зданием администрации Калужской области. Фото: Александр Щербак/ТАСС

Губернатор Калужской области Анатолий Артамонов предлагает день окончания Великого стояния на реке Угре в 1480 году, в результате которого произошло освобождение Руси от ордынского ига, ввести в федеральный Закон о днях воинской славы и памятных датах. Этому историческому событию по решению областного Законодательного собрания уже присвоен статус регионального праздника в Калужской области. Анатолий Артамонов также сообщил о намерении в следующем году открыть памятник супруге Ивана Третьего - Софье Палеолог.

Первый памятник установил монастырь

В июле первый монумент Ивану Великому установили на территории Владимирского скита Калужской Свято-Тихоновой пустыни . Он изготовлен на деньги, собранные монастырем. Скит устроен в историческом месте - в 175 километрах от Москвы и 20 километрах от Калуги у Дворцовско-Залидовской поймы реки Угры, где происходило генеральное сражение 8-11 октября 1480 года.

На открытии монастырского памятника присутствовали губернатор Калужской области и митрополит Калужский и Боровский Климент. Говорилось, что в этом году исполняется 555 лет восшествия на престол первого «Государя Всея Руси, Самодержца», Великого князя Московского Иоанна III Васильевича. За время его правления (1462-1505) возвращены десятки городов, территория страны увеличилась в десять раз. Церковные награды вручены скульптору из Санкт-Петербурга Николаю Анциферову и архитектору монастыря Полине Гридасовой.

Первый в России памятник Ивану III открыли в Калужской области. Фото: Антон Забродский/ТАСС

В этом же монастырском комплексе Церковь создан музей «Великое стояние на Угре» с диорамой заслуженного художника России Павла Рыженко. Наместник монастыря архимандрит Тихон (Завьялов) сообщил о планах создания крупного музея Ивана Третьего.

Музей-диорама "Великое стояние на реке Угре" - первый в России музейный комплекс, посвященный военной компании 1480 года. Он создан в 2014 году по инициативе и трудами Свято-Тихоновой пустыни; в открытии участвовал Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Экспозиция рассказывает о победе русской армии под командованием великого князя Иоанна III над войсками ордынского хана Ахмата, о конце татаро-монгольского ига, тяготевшего над Русью 243 года, о рождении в XV веке Московской Руси.

Диорама выполнена в формате 3D студией военных художников имени Грекова. На холсте длиною 23,6 метра и высотой 6,7 метра заслуженный художник России Павел Рыженко изобразил 155 персонажей, живописно показал дух и жизнь русского военного лагеря. Воспроизведены звуки выстрелов пушек, цокота копыт, голосов людей, пения птиц, звона колоколов, ощущается запах осенней листвы. В отдельном зале представлены археологические находки, образцы воинского вооружения той эпохи и многое другое.

Живая история

В регионах действительно очень трепетно относятся к своей истории. Бывая по долгу службы во многих городах и весях нашей страны, обращает внимание знание местными жителями истории своего края. Устное предание дополняют памятные знаки.

Например, если побывать летом в городе Алексине в Тульской области, то можно увидеть 2 августа величественный крестный ход от кафедрального собора вдоль высокого берега Оки на Ильинскую горку. Там находится часовня в честь пророка Божия Илии . Она поставлена в память о великом сражении на Оке 1472 года - тогда хан Ахмат сжег Алексин, но переправиться через Оку не смог. В этом году обновленная часовня была освящена епископом Белевским и Алексинским Серафимом, в празднике принял участие насельник Оптиной пустыни схиархимандрит Илия (Ноздрин).

Памятники царям и палачам

В год 100-летия революции на территории бывшей Российской империи памятники открывают и царственным особам, и коммунистическим вождям. В Кирове поставили памятник Феликсу Дзержинскому, в Новосибирске готовят площадку под памятник Сталину. Но больше всё-таки чтут императорскую фамилию. Летом был установлен бюст Александру Третьему в Симферополе , причем на личные средства бизнесмена. В Ай-Тодоре открыта памятная доска в честь единственного рожденного к Крыму Романова - дочь Александра Третьего великая княгиня Ольга Александровна родила первенца Тихона за два месяца до революции. Знак создан на частные средства вдовы Тихона - Ольги Николаевны Куликовской-Романовой.

Осенью в белорусском Могилеве в память о Николае Втором открыли памятный знак Ставке Верховного главнокомандующего. Памятник Елизавете Федоровне в Перми установили при содействии общественной организации Елисаветинско-Сергиевского общества. Еще одни памятник великой княгине Елизавете открыт на днях в подмосковном Николо-Берлюковском монастыре .

В шахтерском крае - в Ленинске-Кузнецком Кемеровской области открыли памятник императору Николаю Второму . Он установлен на площади у Дворца культуры и искусств, который еще совсем недавно носил имя Емельяна Ярославского - одного из ярых безбожников и гонителей Церкви. Воздали должное императору как основателю производства каменного угля в этом регионе. В Ливадии намечается открытие памятника Александру Третьему .

15:05 — REGNUM Памятник великому князю Московскому Ивану III торжественно открыли сегодня, 12 ноября перед зданием областной администрации на площади Старый торг в Калуге, сообщает корреспондент ИА REGNUM .

В церемонии приняли участие председатель Российского военно-исторического общества, министр культуры РФ Владимир Мединский , губернатор Калужской области Анатолий Артамонов и другие официальные лица.

Автор идеи художественного решения бронзовой скульптуры режиссёр Андрей Кончаловский поздравил калужан по видеотрансляции. Памятник Ивану III — работа московского скульптора Андрея Коробцова . Чин освящения памятника Ивану III совершил архиепископ Песоченский и Юхновский Максимилиан .

В этот же день, министр культуры России Владимир Мединский прочел лекцию о Великом князе Иване III и истории его правления в Инновационном культурном центре Калуги.

Между тем, установленный в Калуге памятник князю Ивану III — это уже второй монумент в калужском регионе этому русскому правителю.

В июле 2017 года, первый в России 4,5-метровый бронзовый памятник «Государю всея Руси» великому князю Ивану III был установлен в память о Великом стоянии на Угре во Владимирском скиту Свято-Успенской Тихоновой пустыни. Этот монумент Ивану III изготовлен на деньги, собранные монастырем. Памятник является частью архитектурного комплекса «Музей-диорама Павла Рыженко «Великое стояние на реке Угре 1480 года».

Интересно, что до наших дней дошли как прижизненный словесный портрет великого князя московского Ивана III, так и его прижизненное изображение.

Впрочем, эти изображения весьма условны. Так, одно из немногих описаний «властителя Великой Белой Руси» оставил, находившийся в Москве в 1476 году, венецианец Амброджо Контарини : «Упомянутому государю от роду лет 35; он высок, но худощав; вообще он очень красивый человек».

Кроме того, также существует предположение, что Иван III заметно сутулился, так как в некоторых источниках он упоминается с прозвищем «Горбатый». Прижизненное изображение Ивана III относится к концу XV века. Речь идет о знаменитой шитой пелене, созданной, по-видимому, в мастерской невестки великого князя Елены Волошанки., где представлена торжественная церемония в праздник Вербного воскресенья 8 апреля 1498 года с выносом иконы Богоматери Одигитрии. Среди присутствующих, как полагают, изображена вся великокняжеская семья, включая Дмитрия Внука (он показан с нимбом, как венчанный на великое княжение), будущего Василия III (только в короне, без нимба) и Софью Палеолог. В среднем ряду слева процессию возглавляет человек в трехчастном венце и также с нимбом над головой — очевидно, это и есть сам Иван III, старец с седыми волосами и длинной раздваивающейся седой бородой. Однако, наиболее часто воспроизводимым портретом Ивана III, является его профильный портрет из книги французского путешественника Андре Теве «Всеобщая космография», изданной в Париже в 1575 году.

Несмотря на сегодняшние торжества, не все калужане благосклонно отнеслись к установке памятника великому князю именно на пощади Старый торг в Калуге перед зданием областной администрации. Ранее, на этом месте 33 года, с 10 октября 1984 года, находился памятник В.И. Ленину. Однако, в ночь на 31 мая 2017 года памятник Ленину в Калуге тайком перенесли в соседний сквер, где он был установлен на бетонное основание, ранее подготовленное для памятника Ивану III.

Калужский регион тесно связан с историей правления Ивана III.

«Эпоха Ивана Третьего — создателя централизованного Московского государства — предопределила будущее развитие России. Это эпоха огромных территориальных и культурных приобретений и относительного мира», — сказал ранее глава Минкультуры РФ Владимир Медынский.

Свершится ли увековечивание в бронзе великого собирателя земель русских?

О великом русском правители Иване Третьем (который, кстати, официально носил титул «Великий») как об архитекторе русской государственности говорить можно и нужно, причем немало. И «Колокол России» относительно недавно. Но важно сказать и о том, что у человека, которому наша страна и православная вера обязана самим своим существованием, до сих пор нет достойного, официального полноценного памятника. Есть человек, который давно вынашивает этот проект — скульптор Виктор Воробьев. Есть узкий круг историков, журналистов, патриотической общественности, которым эта идея близка и интересна. Но на этом пока все. Нет, дело конечно двигается с мертвой точки, но весьма причудливым образом.

Ревнитель веры православной

Пути Господни, как известно, неисповедимы, и в начале этого года Российское военно-историческое общество (РВИО) объявило о конкурсе на проект памятника Ивану III… в Калуге! Городе, в котором этот государь даже ни разу не был. Конечно, понятно, что для Русской православной церкви сейчас куда более значимым является проект установки монумента святому равноапостольному князю Владимиру — крестителю Руси — все силы религиозных дипломатов направленны именно на него. Известно, что монумент киевскому князю Владимиру планируют воздвигнуть на Боровицкой площади ко Дню народного единства (4 ноября) — и тут даже запреты ЮНЕСКО нам . Рвение похвально, но как все-таки быть с увековечиванием памяти Ивана Великого, который к Москве уж точно относится поболее, чем его предок Рюрикович?

Уже более 10 лет Виктор Воробьев бьется за установку монументальной композиции Ивану III. Примечательно, что о важнейшей роли в истории этого правителя высказывался в том числе министр культуры РФ Владимир Мединский .

«Россия Владимира, Олега и Ярослава умерла под ударами татар. Россия нынешняя образована Иваном III», — так пишет историк Николай Карамзин , которого любит читать президент России Владимир Путин , по его же собственным словам.

Почему же личность Ивана Третьего действительно так важна для России? Обойдем государствообразующие моменты, которые уже были перечислены в недавней статье в нашей газете и остановимся на духовных скрепах. Напомним, что супругу Ивана — византийскую принцессу Софью Палеолог - в католичестве звали Зоей, и она была униаткой. После Ферраро-Флорентийской унии 1439 года Константинопольская патриархия фактически попала в подчинение к Папе Римскому. Иван III настоял на том, чтобы Зою перекрестили в Софью по православному чину, он покровительствовал митрополиту Московскому и всея Руси Филиппу Первому в защите православия, пригласил итальянских зодчих для строительства в Москве кафедрального Успенского собора.

До введения патриаршества на Руси митрополия в нашей Отчизне оказалась расколота, а помимо митрополита Московского попавший под унию Константинопольский Патриарх, согласовав с Папой, а также польскими и литовскими правителями, назначал на западнорусские земли митрополита Киевского, Галицкого и всея Руси. Фактически Русская церковь оказалась расколота на Восточнорусскую и Литовскую, и Иван Третий был готов до последнего стоять на защите православия. Между прочим, нынешним экуменистам и филокатоликам в РПЦ будет полезно знать, что до учреждения на Руси патриаршества в 1589 году восточно-русские епископы, отмежевываясь от греко-католиков, руководствовались 15-м правилом Двукратного Собора, а именно: «…отделяющиеся от общения с предстоятелем, ради некия ереси, осужденныя святыми соборами или отцами, когда, то есть, он проповедует ересь всенародно, и учит оной открыто в церкви, таковые аще и оградят себя от общения с глаголемым епископом, прежде соборного рассмотрения, не токмо не подлежат положенной правилами епитимии, но и достойны чести, подобающей православным».

Митрополит Московский и всея Руси Филипп Первый не получил благословения Константинопольского патриарха, после чего Иван III сказал: «этот патриарх мне чужой, я от него отрекаюсь».

Таким образом, если бы Иван III не выступил в защиту московской митрополии, был бы на Руси униатский митрополит. Для Русского мира это означало бы окончательное (и, скорее всего, бесповоротное) попадание в орбиту Ватикана, т.е. Западной Европы.

«Почему он у меня на посохе, как Моисей , и там же двуглавый орел с крестиком вверху? Крестик есть и у основания композиции — это как альфа и омега, духовная составляющая. Ведь Иван III всю жизнь боролся за защиту веры. Вообще, чтобы «поймать» этот силуэт князя в шубе на коне, надо было постараться. А посох — это объединение Иваном III разных княжеств и разных государств в один народ, после него своры между отдельными княжествами были уже редкостью», — рассказывает скульптор Виктор Воробьев.

«Неоднозначная личность»

«В свое время в Москве была единственная площадь со свободным круговым обзором — на Лубянке. Я обращался в Москомархитектуру, и мне отказали с формулировкой, что Иван III — «сомнительная, неоднозначная личность, а мой памятник похож на торт с оловянными солдатами». Я бы мог прочесть им ликбез по истории искусства и композиции, но похоже, что наши чиновники мало что смыслят как в кулинарии, так и в искусстве.

Ранее эта комиссия отказывала и митрополиту Волоколамскому Илариону в его просьбе поставить памятник князю Владимиру. Но вот в 2014 году произошло возвращение Крыма, взрыв патриотизма на почве Русской весны. И к идее памятника князю Владимира вернулись. Теперь выходит, что они сказали «А», но не сказали «Б», — продолжает автор.

По словам Воробьева, он осознал, что невозможно объяснить эпоху Ивана III одной скульптурой, потому на свет появилась целая архитектурная группа, по масштабам не уступающая, если не превосходящая, памятник «Тысячелетие России» в Великом Новгороде.



Скульптурная композиция Воробьева называется «Отечество»: в ней каждый отдельный элемент состоит в синтезе и все играет на выполнение одной задачи — показать эпоху правления Ивана III с точки зрения хронологии и масштабности его деяний. В архитектурной группе отчетливо просматриваются духовные и законодательные (первый русский Судебник) основы, на которых строилась и стоит наша земля. В ней также отражены основные вехи правления Ивана Великого, памятник является своеобразным многофигурным путеводителем по истории российской государственности. Если вы хорошо знаете историю России, религии, культуры и так далее, то дополнительных разъяснений не потребуется. Если же у вас имеются в ней пробелы, придется в чем-то знания обновить, а монумент будет в этом хорошим подспорьем.

«Думаю, что никто в мире не делал подобных композиций по обилию смыслов — тут и сквозное действие, и исторический круг, и отдельные персонажи — это как головоломка, не буду раскрывать все детали», — отмечает Виктор Воробьев.

Обозреватель «Колокола России» пообщался со скульптором в его мастерской и мог лично наблюдать монументальную композицию, посвященную российской истории периода царствования Ивана III (на фото справа представлена схема скульптурных групп памятника Ивану Третьему — прим. КР ). Долго и подробно снимать в мастерской было запрещено, но в будущем автор планирует сделать ее своеобразным гидом по истории России и даже проводить собственные экскурсии.

Естественно, скульптор лелеет надежду представить свой памятник в Москве, ни о какой Калуге он даже и не помышляет. Правда, события пока развиваются не самым благоприятным образом.

«От имени руководства Росвоенцентра проект памятника с сопроводительным письмом был отправлен на имя мэра Москвы Сергея Собянина , но положительного ответа не последовало. Позже я узнал об официальной реакции на свой памятник, которая была примерно такой: «Иван не один Россию создавал!» Ну понятно, что не один, но есть же точки невозврата. Благодаря ему мы и от ига окончательно освободились, с тех пор мы уже пять с лишним веков независимы, имеем свой особый путь — все то, о чем ныне балаболит любой ведущий на политическом ток-шоу, — это все Иван III.

Из департамента культуры Москвы мне пришло письмо, смысл которого сводится к следующему — вы найдите деньги, а мы уж сами решим, что и где на эти деньги построить. После этого все мои спонсоры исчезли, а сейчас — в кризисное время — вообще никого не найдешь.

Калужане — молодцы, я им кланяюсь низко в ноги, но надо учитывать масштабы личности Ивана III! Он построил Кремль, Соборную площадь, Успенский Собор, где короновались все российские государи! В конце концов, он был автором самого определения «Отечество»!» — резюмирует Виктор Воробьев.

Переписать историю

Самый большой абсурд в истории с памятником Ивану III, на наш взгляд, заключается в том, что РВИО недвусмысленно сообщает: Иван III — такой великий, что самое место ему — в Калуге. А для Москвы, он, получается, князь-изгой. Если невозможно поставить в столице памятник государю, для которого смыслом всей жизни было служение Отечеству, тогда патриотические спичи по телевизору недорогого стоят.

Не зря на Украине после триумфа майдана (и во время оного) первым делом сносили памятники советской эпохе, монументы, осуждающие фашистские репрессии и действия ОУН. Мечтают бандеровцы добраться и до памятника Екатерины II в Одессе… Как видим, память отдельно взятого человека коротка, но память многих поколений может стать крепкой именно благодаря увековечиванию истории в бронзе.

Ну хорошо, пусть Иван III в итоге окажется не на Лубянке. Возьмем тот же парк «Зарядье» на месте снесенной гостиницы «Россия» — сейчас там нет никакой изюминки. Там как бы воссозданы три климатических зоны, символизирующие Россию, но если в парке, допустим, установить монумент «Отечество» Воробьева — он сразу получит идейный смысл. Если в мэрии это, конечно, окажется кому-нибудь нужным.

Иван Ваганов

12 ноября на площади Старый Торг в Калуге был открыт памятник великому князю Московскому Ивану III работы московского скульптора Андрея Коробцова.

Памятник, установленный на том месте, которое до весны этого года занимал памятник Ленину, стал подарком Калуге от Российского военно-исторического общества.

Высота памятника — шесть метров, высота пьедестала, который, по словам министра культуры и туризма Калужской области Павла Суслова, изготовлен из гранита, — четыре с половиной метра. Формой и размерами постамент напоминает пьедестал памятника Петру I на Сенатской площади в Петербурге.

«Государь, объединивший русские земли вокруг Москвы, покончил с ордынским игом, издал свод судебных законов, построил Московский кремль, учредил герб России — двуглавого орла», — гласит надпись на постаменте.

Бронзовый Иван III с крестом на груди простирает над площадью правую руку. В левой он держит посох, на котором восседает орел с распростертыми крыльями. Птица, как сообщили в РВИО, символизирует государственность. Орел одноглавый.

На открытие памятника ждали автора художественного решения монумента режиссера Андрея Кончаловского. Но он приехать не смог, ограничившись видеопосланием участникам церемонии. Чин освящения памятника совершил архиепископ Песоченский и Юхновский Максимилиан. Ранее РВИО сообщало, что памятник освятит митрополит Волоколамский Иларион. Но открывал памятник тот, кто и был заявлен изначально, — глава РВИО, министр культуры РФ Владимир Мединский.

«Сегодня воздается справедливость одному из самых великих, ярких, мощных, эффективных, но почему-то недооцененных правителей нашей страны. По сути Иван III был создателем той России, того русского государства, наследниками и преемниками которого мы являемся сегодня… Он не просто поставил точку в освобождении Руси от монгольского ига 11 ноября 1480 года, победно завершив знаменитое Стояние на Угре, он не просто провел ряд колоссальных реформ, полностью преобразивших нашу страну, издал первый русский судебник, объединил многочисленные русские земли под сенью Москвы. Он создал ту систему управления, которая позволила нашей стране выстоять в самые тяжелые времена», — сказал министр.

Стоимость изготовления памятника составила 20 миллионов рублей, постамента и благоустройства — 24 миллиона. Как сообщает пресс-служба РВИО, памятник был создан на народные пожертвования.

Памятник создавался и устанавливался в обстановке невиданной до сих пор секретности. До последнего момента не знали, как он выглядит, даже депутаты городской думы Калуги, которые согласовали его установку лишь 10 ноября на внеочередном заседании городского парламента. Секретность Мединской объяснил желанием РВИО «сделать сюрприз» калужанам.

«Это памятник единственный, по которому творческий конкурс идет два года, а количество сделанных в мягком материале макетов десятками исчисляется», — рассказал он журналистам 4 августа по итогам круглого стола посвященном современному искусству, который прошел в Калужском инновационном культурном центре.

Губернатор Анатолий Артамонов, который, очевидно, был знаком с проектом, победившим на конкурсе, уже тогда, на той же пресс-конференции выразил надежду, что