Афганский полевой командир ахмад шах масуд. «Панджшерский лев

Реферат на тему:



План:

    Введение
  • 1 Биография
  • 2 Численность отрядов
  • 3 Характеристика
  • Примечания

Введение

Ахма́д Шах Масу́д (дари احمد شاه مسعود - Ahmad Šāh-e Mas"ūd , тадж. Аҳмадшоҳи Масъуд ; 1 сентября 1953- 10 сентября 2001) - афганский полевой командир, министр обороны Афганистана. Известен также под прозвищем Панджшерский лев (дари شیر پنجشیر - Šēr-e Panjšēr , тадж. Шери Панҷшер ). Масуд - прозвище (лакаб), что по-арабски означает «Счастливый», которое он получил в 1975 году, во время мятежа в долине Панджшера - первого вооруженного выступления исламской оппозиции в Афганистане.


1. Биография

  • По национальности таджик. Родился в таджикском кишлаке Джагалак - Панджшерское ущелье к северу от Кабула в семье полковника королевской полиции Доста Мохамеда Хана. Учился в кабульском лицее Эстегляль (перс. اﺳﺘﻘﻼﻝ ‎ - «Независимость»).
  • В 1970 году - в 17 лет Ахмад Шах взял себе псевдоним Масуд («счастливый»).
  • В 1973 поступил в Кабульский политехнический институт (факультет строительства и архитектуры), однако после переворота принца Дауда 1973 эмигрировал в пакистанский Пешавар, где присоединился к исламистской оппозиции, возглавляемой Раббани.
  • 1975 принял участие в безуспешном Панджшерском восстании против диктатуры Дауда. Ахмад Шах, раненый в ногу, скрылся в кукурузном поле и чудом избежал ареста - солдаты прошли буквально рядом с ним.
  • Ветеран Афганской войны 1979-1989. Против него советские войска предпринимали 9 военных операций.
  • Ахмад Шах Масуд в 1988 году женился на дочери своего ближайшего помощника. От брака родилось шестеро детей, включая одного сына Ахмада , который учился в иранском городе Мешхед.
  • Известен тем, что единственным из командиров моджахедов пошёл в 1982 году (начало правления Андропова) на перемирие с советскими войсками.
  • Вместе с Раббани возглавлял партию Исламское общество Афганистана, в начале 1990-х выступавшую за создание отдельного не-пуштунского государства в Северном Афганистане.
  • После вывода советской армии из Афганистана в 1989 году возглавил фактически независимый населённый таджиками 2,5-миллионный северо-восточный регион Афганистана (провинции Парван, Тахар, Баглан Бадахшан) со столицей в Талукане, прозванный «Масудистаном» , который имел собственное правительство, деньги и хорошо вооружённую армию численностью до 60 тысяч человек.
  • В 1992 году армии Масуда и Дустума заняли Кабул и свергли правительство Наджибуллы, а Масуд стал министром обороны. Началось его противостояние с Гульбеддин Хекматияром, стоявшим на окраинах Кабула.
  • В январе 1994 года Гульбеддин Хекматияр уже в альянсе с генералом Дустумом начал военное противоборство с Ахмад-Шахом Масудом за контроль над Кабулом. В результате артиллерийских обстрелов столицы погибло около 4 тысяч мирных жителей .
  • После захвата талибами центральной власти в Афганистане в 1996 «Масудистан» возродился и вошёл в состав Северного альянса, который возглавил Масуд.
  • С 1999 года тесно сотрудничал с ЦРУ
  • 9 сентября 2001 года на Масуда было совершено покушение во время интервью - террористы-смертники выдавали себя за журналистов, спрятав взрывчатку в видеокамеру. Ахмад Шах Масуд скончался от ран на следующее утро, 10 сентября . Вскоре в результате наступления Северного альянса и контртеррористической операции США и союзников власть талибов в Афганистане окончилась, а «Масудистан» прекратил существование.

2. Численность отрядов

  • 1980 - меньше 1000 боевиков
  • 1981 - 2200 боевиков
  • 1984 - 5000 боевиков
  • 1989 - 13 тыс. боевиков
  • 1996 - 60 тыс. боевиков

3. Характеристика

Мавзолей Ахмад Шах Масуда (8 км от Базарака)

Тактика и стратегия боевых действий Ахмада Шах Масуда являлись очень эффективным сочетанием традиционных афганских методов вооружённой борьбы и методов партизанской борьбы, которые он подчерпнул из трудов Мао Цзэдуна и Че Гевары

Неграмотность считал недостатком, всем советовал учиться. Был любопытен, любил слушать знатоков и ученых, не уставал от вопросов. Был мыслящим человеком, никогда не мог ничего принимать, не убедив себя в необходимости принятия решения. Был внимателен, ничего мимо взгляда не пропускал, не любил преувеличение и суеверие, и обладателей таких черт характера всегда в беседе ставил в неловкое положение. Был способен предрасполагать к себе собеседника, в любом обществе его присутствие сразу чувствовалось, при этом с ним было легко общаться без всякого дискомфорта. Не любил протокольность при общении, ценил воспитанность в любом обществе - будь оно городским или провинциальным. Соблюдал правила поведения - это бросалось в глаза при первой встрече.

Свободно владел дари, пушту и французским.

"Когда я встречался с Ахмад Шахом в 1998 году, мы с ним говорили долго. Он сказал мне поразительную вещь: «Я, говорит, мог же с вами воевать по-другому. Я же мог сбивать ваши пассажирские самолеты. Я же не сбивал пассажирские самолеты. Я с вами воевал, как воевал».

Руслан Аушев


3.1. Внешний вид

Одеваться предпочитал в светлые цвета, особенно кремового и голубого тонов. Носил белую рубашку, жилетку, штаны, шапку-паколь, закутывался в традиционный платок.

Внешние данные: средний рост, орлиный нос, костлявое лицо. Из шести братьев Ахмада Шаха Масуда младший брат Ахмад Зия Масуд (дата рождения 1 мая 1956 г.) являлся послом Республики Афганистан в России в период 2002-2004 гг., с 2004 года - первый вице-президент Афганистана , , и ещё один брат, Ахмад Вали Масуд, является послом Республики Афганистан в Великобритании.


Примечания

  1. - militera.lib.ru/db/lapshin_um/12.html - www.explan.ru/archive/2001/39/s2.htm - afgan.ru/boyrabota.htm - www.google.com/search?hl=en&lr=&q=Ахмад Масуд Счастливый&btnG=Search
  2. * * * Biography * * *Lion of Panjshir Ahmad Shah Massoud - www.massoudhero.com/English/biography.html
  3. 1 2 Афганистан. Ру - Ахмад, сын Ахмад Шаха - www.afghanistan.ru/doc/1680.html
  4. Афганистан. Ру - Ахмад Шах Масуд - www.afghanistan.ru/doc.xhtml?id=3451
  5. Gary Leupp: Meet Mr. Blowback, Gulbuddin Hekmatyar - www.counterpunch.org/leupp02142003.html
  6. [Джордж Теннет, «В центре шторма»]
  7. Документальный фильм о Масуде, 6:38 - www.youtube.com/watch?v=JBwfFFd4aM0
  8. 1 2 AFGHANISTAN: The Bear Descends on the Lion - TIME - www.time.com/time/magazine/article/0,9171,954295,00.html
  9. Самые влиятельные полевые командиры Афганистана 1979-1989 гг - www.afganvro.ru/stat7.htm
  10. Isby, David (1989). War in a distant country, Afghanistan: invasion and resistance. Arms and Armour Press. ISBN 0 85368 769 2., p.98
  11. Государственный и Политический строй Афганистана - easttime.ru/countries/topics/2/13/82.html
  12. Александр Ляховский. «Если мне прикажут стрелять, я приказ выполню, но себя прокляну» - nvo.ng.ru/history/2009-02-13/14_Afganistan.html
  13. Афганистан. Ру - Интервью младшего брата легендарного афганского моджахеда Ахмад Шаха Масуда - www.afghanistan.ru/doc/134.html
  14. ru.government.kz/site/news/2007/06/73
скачать
Данный реферат составлен на основе статьи из русской Википедии . Синхронизация выполнена 09.07.11 23:59:46
Похожие рефераты:

Жизнь легендарного Ахмад Шаха оборвалась 10 сентября 2001 года. «Счастливчику» (так с арабского переводится его прозвище) тогда было 48 лет — возраст, когда многие политики и полководцы только начинают получать известность. Масуд к тому времени уже успел вписать свое имя в историю.

В народе Ахмад Шаха не просто поддерживали — в нем видели надежду на спокойствие и счастливое будущее Афганистана. Но первая боевая операция под командованием Масуда в 1975 году провалилась именно из-за сопротивления местного населения. Тогда, захватив Панджершский уезд, он даже не стал дожидаться подхода верных Дауду правительственных сил; просто увел свой отряд обратно в Пакистан, когда понял, что «народ не с нами — народ против нас». Но на ошибках Масуд учился. С тех пор он всегда старался проявлять заботу о гражданском населении и действовать с опорой на него. Иначе нельзя было рассчитывать на успех: партизанская война может быть развернута только там, где повстанцы пользуются всесторонней поддержкой местных жителей. Об этом писал и другой видный революционер, у которого Масуд учился тактике и стратегии партизанской войны — Эрнесто Че Гевара .

Вообще, у аргентинского врача Эрнесто Гевары и афганского архитектора-недоучки Ахмад Шаха много общего. Начиная вооруженную борьбу против режима НДПА в 1978 году, Панджершский лев командовал всего двадцатью моджахедами, у которых в арсенале было 6 винтовок и 9 пистолетов. Не в лучшем положении оказались и уцелевшие участники экспедиции Фиделя Кастро в 1956 году. Но Масуду, как и кубинским повстанцам, сопутствовала удача. «Неуловимый Джо» (еще одно его прозвище) весьма быстро стал одним из самых авторитетных полевых командиров исламской оппозиции. Вот только путь к власти у него был не близок. От боевого крещения Масуда в Панджшерском уезде до падения режима Наджибуллы прошло 20 лет. Все эти годы Ахмад Шах думал, учился, боролся.

Борьба стала для него смыслом существования. Но борьба не за абстрактные идеалы халифата и мировой гегемонии ислама, а за свою страну, которой он, Масуд, сможет обеспечить спокойствие и процветание. Он не раз заявлял, что обстоятельства вынудили его взяться за оружие. Но фундамент счастливого будущего трудно возвести на почве, обагренной кровью. Масуд это понимал, а потому не проявлял жестокость там, где можно было обойтись без неё. В отвоеванных землях он первым делом налаживал поставку продовольствия для мирных жителей, избегал принудительной мобилизации. Генерал Руслан Аушев вспоминает: «Когда я встречался с Ахмад Шахом в 1998 году, мы с ним говорили долго. Он сказал мне поразительную вещь: «Я, говорит, мог же с вами воевать по-другому. Я же мог сбивать ваши пассажирские самолеты. Я же не сбивал пассажирские самолеты. Я с вами воевал, как воевал». Этим Масуд отличался от остальных полевых командиров.

Во время Афганской войны его, конечно, не раз пытались устранить физически, но от этих попыток со временем отказались. Пришло понимание того, что с Масудом, в отличие от других лидеров оппозиции, можно и нужно договариваться. Генерал армии Валентин Варенников вспоминает, как отговаривал президента Наджибуллу от планов ликвидации Панджшерского льва: «Я ему доказывал, что Ахмад Шах Масуд в отличие от других руководителей — это совершенно другая фигура, это государственник. За ним идёт народ, народ в него верит, он пользуется колоссальным авторитетом на севере страны, где проживают таджики. И он не зашоренный, не озлобленный, с ним можно нормально говорить и договариваться».

Был ли прав Варенников по логике Наджибуллы, с которым моджахеды под предводительством Масуда не стали договариваться, а просто выкинули на свалку истории в 1992 году? Вероятно, нет. Но для нас Ахмад Шах превратился в надежного партнера. Он умел держать слово. И взятые на себя обязательства не нарушил даже после подлой, кровавой провокации на Южном Саланге. Все тот же генерал Аушев вспоминает: «Когда войска выходили в 1989 году, с Масудом договорились, что мы не стреляем в него, а он не стреляет по уходящим колоннам. Но уговорили руководство нашей страны нанести последний удар по Панджшеру, потому что это было самое тяжёлое для Наджибуллы место. Это была, конечно, провокация, это было не по-офицерски, вообще не по-людски. И мы практически нанесли удар по людям, которые не ждали этого удара. И как мне рассказывали, там стояли мирные люди — что ж вы делаете?»

Мог ли Масуд обстрелять советские колонны? Мог. Возможности были. Да и посмел бы кто-нибудь упрекнуть его за ответные меры после подобного вероломства, организованного, по словам Аушева, на «уровне Москвы»? Но Ахмад Шаху хватило благоразумия стерпеть гнусную провокацию. Он ведь прекрасно понимал: огонь его артиллерии на заденет тех, кто отдает приказы. Погибнут обычные «шурави» — советские воины, достойные противники, которые уходили с его земли. И которым он не хотел стрелять в спину — не его методы.

Вообще, с Ахмад Шахом начали договариваться еще задолго до вывода ОКСВ из Афганистана. Александр Ляховский в своей книге свидетельствует, что Масуд через посредников подписал с советской стороной негласное соглашение. Он обязался не вести боевые действия против правительственных сил. «В ответ ему обещали не наносить авиационных ударов по Панджшеру, пропускать его караваны в долину и из нее, а также оказывать Ахмад Шаху авиационную и артиллерийскую поддержку — это в случае вооруженных столкновений его отрядов с соперничающими вооруженными формированиями „Исламской партии Афганистана“. Срок этого соглашения истекал в мае 1982 года. Обе стороны в основном соблюдали взятые на себя обязательства».

Масуда уважали даже бывшие враги. Леонид Хабаров говорит: «На Ахмад Шаха у меня злости никогда не было. В общем-то, он достойный противник. При встрече в бою лестно было бы с ним сразиться. Вне боя я с удовольствием выпил бы с ним по пиале чаю». В общем-то, многие российские офицеры в 1990-е так и делали — приезжали к Ахмад Шаху с дружественными визитами, пили чай, вспоминали времена, когда были смертельными врагами.

Главным виновником случившегося был, по большому счету, сам Масуд. К обеспечению своей безопасности он никогда не относился халатно. Из досье ГРУ ГШ ВС СССР на Ахмад Шаха от 1980 года выясняется, что он подбирал личную охрану из преданных ему лиц, постоянно имел при себе телохранителей. «Отмечаются относительно частые изменения в составе ближайшего окружения и личной охраны. Постоянной резиденции не имеет. Все время меняет места расположения». В 2001 году образ жизни Ахмад Шаха оставался принципиально таким же. Но террористы-смертники отыскали брешь в его обороне: он всегда подчеркнуто уважительно относился к прессе. Журналистов обычно освобождали от тщательного досмотра перед встречей с легендарным полевым командиром. Эта прихоть Масуда сыграла с ним злую шутку.

Панджшерский лев скончался 10 сентября 2001 года, а на следующий день теракты в Америке заставили мир содрогнуться. Были ли это звенья одной цепи? Как знать. Ясно одно: для афганцев смерть Масуда была не меньшей трагедией, чем падение башен-близнецов для американцев. Погиб всего один человек, но вместе с ним угасала надежда на объединение целой страны. Люди верили, что ему это было под силу.

* Движение «Талибан» Верховным судом РФ 14 февраля 2003 года было признано террористической организацией, ее деятельность на территории России запрещена.

АХМАД-ШАХ МАСУД (1953–2001), политический и военный деятель Афганистана. Родился 1 сентября 1953 в Джангалаке (долина Пандшир в афганской провинции Каписа), сын полковника полиции Дост Мухаммед Хана, таджик. Обучался в школе в родной местности, затем в Герате и во французском лицее «Истикляль» в Кабуле, отличался способностями в учебе и спорте. В старших классах впервые стал интересоваться политикой. Выступал против просоветской Народно-демократической партии Афганистана (НДПА), примкнул к исламскому движению. В 1973 Ахмад-шах Масуд поступил в Кабульский политехнический институт, изучал инженерное дело и архитектуру, присоединился к «Мусульманской молодежи», а затем – к партии «Хезб-е Джамиат-е Ислами» (Партии исламского единства). В 1973 участвовал в попытке исламистского переворота против правительства президента Мухаммеда Дауда (1973–1978), после его провала, опасаясь ареста, вынужден был в 1974 прервать учебу и бежать из Кабула в Пакистан. Пакистанское правительство З.А.Бхутто оказало поддержку афганской мусульманской оппозиции.

Руководство «Хезб-е Джамиат Ислами» направило Ахмад-шах Масуда назад в Афганистан, поручив ему организовать работу в правительственных войсках. Ему удалось в 1974–1975 поднять восстание в Пандшире, но оно было подавлено. Ахмад-шах Масуду пришлось укрыться в кабульском подполье, а затем вновь бежать в Пешавар (Пакистан). В ходе раскола в «Хезб-е Джамиат ислами» на фракции Г.Хекматьяра и Б.Раббани он примкнул к последней, выступавшей против немедленных и нескоординированных восстаний. Подвергался преследованию со стороны пакистанских спецслужб, жил нелегально, а также продолжал подпольную работу в Афганистане.

После переворота, совершенного НДПА в апреле 1978, исламские группировки Афганистана приступили к широкомасштабным повстанческим операциям. В 1979 Ахмад-шах Масуд с небольшой группой проник в долину Пандшир и быстро превратился в ведущего и наиболее способного организатора вооруженного мусульманского повстанчества (моджахедов) против правительства НДПА и советских войск, вступивших в страну. Его популярность среди местного населения в значительной степени объяснялась тем, что он отказался от методов, широко применявшихся другими лидерами моджахедов: старался не проводить мобилизацию в свои отряды кормильцев семей, налаживал снабжение жителей продовольствием и т.д.

После тяжелого ранения в ногу в 1979 Ахмад-шах Масуд смог выйти из окружения и перешел к активной партизанской войне – тактике, которая принесла его силам успех. Ахмад-шах Масуд получил прозвище «Лев Пандшира».

В 1980 лидер повстанцев демонстративно отпустил стрелявшего в него солдата. В 1983 ему снова удалось выйти из окружения, после чего советское командование предложило ему прекращение огня, которое продержалось до 1985. Однако и в этот период продолжались попытки уничтожить Ахмад-шаха Масуда, выманить его из долины под предлогом переговоров или организовать на него покушение. Суд в Кабуле заочно приговорил его к смерти.

Воспользовавшись короткой передышкой, Масуд совершил поездку по северным районам Афганистана и зимой 1984 объединил всех полевых командиров из различных исламских партий в «Контрольный совет», который был призван координировать политическую и военную деятельность афганских моджахедов. В контролируемых им районах он установил систему выборного управления, запретил выращивание и потребление табака и ограничил производство опиума.

Бои, которые Масуд вел против советских и афганских правительственных войск, оказались крайне тяжелыми, ему пришлось даже осуществить массовую эвакуацию жителей Панджшира. Напряженными оставались и его отношения с отрядами во главе с Г.Хекматьяром: в 1989 последние пытались захватить и убить членов созданного Ахмад-шахом Масудом «Контрольного совета».

После вывода советской армии из Афганистана в 1989 под власть Масуда перешли провинции Парван и Тахар на северо-востоке страны. Он созвал Высший совет командиров исламских борцов сопротивления Афганистана, который собрался 9 октября 1990 в Шах-Салиме (провинция Бадахшан), а затем встретился в Пакистане с членами Руководящего совета моджахедов, обсудив с ними вопрос о формировании будущего правительства. В апреле 1992 после свержения режима М.Наджибуллы его силы совместно с частями генерала Рашида Достума заняли Кабул. 25 апреля 1992 Руководящий совет моджахедов объявил Масуда председателем Высшего совета командиров и министром обороны будущего исламского правительства Афганистана. На посту военного министра его утвердили переходный президент Моджаддеди (апрель-июнь 1992) и президент Б.Раббани (с июня 1992). Занимая эту должность, Ахмад-шах Масуд по существу возглавлял в ходе гражданской войны 1992–1996 вооруженную борьбу против сил Хекматьяра и Достума. В 1993 он чуть не погиб, когда его вертолет был обстрелян ракетами оппозиционных сил. В том же году им был организован культурный фонд им.Мухаммеда Газали, занимавшийся также вопросами социальной помощи населению.

С 1994 силы Ахмад-шаха Масуда, официально остававшегося военным министром до лета 1996, должны были противостоять вооруженным формированиям исламского движения Талибан, которое действовало при поддержке Пакистана. Эта борьба оказалась для кабульского правительства неудачной. 26 сентября 1996 столица страны оказалась в руках талибов; Масуд вынужден был отступить в свой традиционный оплот – долину Панджшир. В последующие годы он возглавлял войну с Талибаном в северном Афганистане и в провинциях Кундуз, Тахар и Баглан. Под руководством Ахмад-шаха Масуда была организована коалиция противников талибов – Объединенный исламский фронт спасения Афганистана, получивший также название «Северный альянс». Однако предпринятые им в 1997 и 1998 попытки штурмовать Кабул с севера не удалась, и к 2000 Масуд снова укрылся на своих базах в Панджшире. Поддержку ему оказывали Россия, Таджикистан и Запад: в 2001 он был приглашен Европейским парламентом в Европу. В последние годы заявлял о своей приверженности демократии и правам женщин.

9 сентября 2001 Ахмад-шах Масуд был тяжело ранен в провинции Тахар в результате взрыва бомбы, организованного двумя смертниками, выдававшими себя за саудовских журналистов. Умер 15 сентября 2001, похоронен на холме Сарича в Панджшире. Переходное правительство Афганистана, пришедшее к власти в Кабуле после разгрома Талибана в конце 2001 посмертно присвоило ему титул «героя афганской нации».

Родился Ахмад в семье полицейского Доста Мухаммеда, в Базараке, Панджшер, Афганистан. В школу он пошел в 5 лет. Семья по мере карьерного роста отца постоянно переезжала; мальчик регулярно менял школы. С самого детства Масуд был невероятно талантливым; так, он владел персидским, французским, хинди, урду и пушту, да и на английском и арабском изъяснялся довольно неплохо.

В 1972-м – во время учебы в Кабуле – Масуд был вовлечен в деятельность "организации молодых мусульман", студенческого подразделения "исламского общества". Председателем движения тогда был профессор Бурхануддин Раббани. Организация ставила своей целью противостояние растущему влиянию коммунистов – особенно хорошо заметному после прихода к власти Дауд-Хана в 1973-м. В 1975-м один из членов движения – Гулбуддин Хекматьяра – попытался организовать свержение правительства Дауда. Масуд заведовал панджшерской ветвью организации. К сожалению, общая несостоятельность Гулбуддина привела к провалу восстания – в первую очередь, из-за того, что ему не удалось привлечь на свою сторону военных Афганистана. Последовали репрессии, сильно ударившие по исламскому движению.

В 1976-м движение раскололось на последователей Раббани и ведомых Хекматьяром фундаменталистов. Масуд так и не простил Гулбуддину провал восстания, так что последовать решил за Раббани.

Когда в Афганистан вторглись советские войска, Масуд начал строить планы по их изгнанию в частности и свержению всего коммунистического режима в целом. Первым его заданием стало создание партизанского движения; далее Ахмад занялся "активной обороной" крепости Панджшер. Далее Масуд должен был начать нападать на вражеские силы в северной части Афганистана; четвертый пункт плана предусматривал освобождение всей страны.

Деятельность Ахмада привлекла к себе внимание и поддержку США. Во времена президента Рейгана поддержка эта переросла в официальную политику страны – так называемую "доктрину Рейгана". Советским войскам Ахмад и его партизаны причиняли массу неудобств; помимо всего прочего, масудовцы регулярно перехватывали советские конвои. В конце концов, это привело к существенным нехваткам топлива в стане Советов. Вскоре русским это надоело и они подвели к Панджшеру крупные подразделения, общим числом в 12 000 человек. Масуду пришлось отступать в соседние долины, к своим укреплениям. Войска СССР последовали за ними и угодили в засаду.

В 1983-м русские предложили Ахмаду перемирие. Он согласился. Времени даром Масуд терял, успев порядком усилить свое влияние в ряде соседних регионов. Очень скоро Бабрак Кармаль счел его слишком серьезной силой и предпринял профилактическую атаку; Ахмада, однако, о ней предупредили заранее – он вовремя сумел эвакуировать свои войска, оставив бомбам Советов пустые земли. Масуд перешел в контратаку. Вновь все шло по плану – его партизаны работали уже в северных районах страны.

После вывода советских войск и последовавшего падения просоветского правительства Мухаммеда Наджибуллы Ахмад стал министром обороны Афганистана; подчинялся он новому президенту страны, Бурхануддину Раббани. После падения правительства Раббани и прихода к власти Талибана Масуд вновь стал полевым командиром. В то время он был наиболее известен как руководитель Объединенного Исламского Фронта Спасения Афганистана (также известного, как Северный Альянс).

9-го сентября 2001-го, за два дня до атаки на Всемирный Торговый Центр, Масуд был убит в афганской провинции Такхар. Убийцы, как предполагается, агенты Аль-Каиды – выдавали себя за журналистов; в их видеокамерах была спрятана взрывчатка. Через некоторое время Осама бин Ладен прислал жене одного из смертников видеокассету с предсмертным посланием террориста и компенсацией за его смерть.

Несмотря на то, что представители Северного Альянса некоторое время отрицали факт смерти своего вождя, слухи быстро разошлись по всему миру. Двумя днями позже, однако, у мировой прессы появились более актуальные новости – 11-го сентября 2001-го были уничтожены башни Всемирного Торгового Центра. Судя по всему, именно об этой угрозе и предупреждал Ахмад в своей речи в Европарламенте несколькими месяцами ранее.

После смерти Масуда практически все аналитики предвещали Северному Альянсу скорый распад. После событий 11-го сентября, однако, американцы начали массовую поддержку антиталибанских движений в Афганистане. 16-го сентября представители движения официально признали, что Ахмад скончался от полученных ранений.

Годом позже президент Афганистана Хамид Карзай назвал Ахмада национальным героем; день его смерти стал государственным праздником – "Днем Масуда". Истории Панджшерского Льва было посвящено немало книг, документальных и художественных фильмов; так, Масуд стал главным героем книги Кен Фоллета "Lie Down With Lions", повествующей о советском вторжении в Афганистан.

В 2002-м Ахмад был номинирован на Нобелевскую Премию Мира.

Своей кличкой – "Панджшерский Лев" – Масуд был обязан своеобразной персидской игре слов. Название его родной долины – "Панджшер" – с персидского можно примерно перевести как "Долина пяти львов"; кроме того, в кличке обыгрывается храбрость Ахмада в борьбе с советскими войсками и роль львов в персидских мифах.

Ахмад был женат на Седике Масуд; у них был один сын и пять дочерей. На данный момент жена и дети Масуда живут в Иране. Ахмад-младший пошел по стопам отца; ему даже довелось стать вице-президентом Афганистана при Хамиде Карзае. В конце 2009-го на его жизнь покушались; впрочем, на сей раз убийцы со своей задачей не справились.

Тело Масуда покоится в мавзолее в Панджшерской долине. На данный момент вместо старого мавзолея строится новый.

Справка от Афганистан.Ру : Ахмад Масуд – единственный сын национального героя Афганистана, легендарного лидера «Северного Альянса» Ахмад Шаха Масуда, со дня гибели которого в этом году исполнилось 15 лет. Масуд-младший получил начальное и среднее образование в Таджикистане и Иране, а затем переехал в Англию для обучения в магистратуре. В последние годы Ахмад Масуд живет в Кабуле и часто встречается с друзьями и соратниками своего отца. Он убежден, что у его отца был конструктивный план урегулирования ситуации в стране, и подвергает критике политику бывших соратников Масуда, которые, по его словам, не следуют этому плану.

На этой неделе Афганистан отметил годовщину гибели Ахмад Шаха Масуда, прославленного командира, погибшего от рук террористов 15 лет тому назад. Афганцы чтут память легендарного полководца, сыгравшего важную роль в истории страны во времена борьбы моджахедов с советскими войсками и в период противостояния между «Северным Альянсом» и талибами. В интервью порталу «Афганистан.Ру» сын национального героя поделился воспоминаниями об отце, а также мыслями о том, как опыт, идеалы и политическая программа полководца могут послужить стране в нынешнее непростое время.

Афганистан.Ру: Вам было суждено родиться в семье легендарного полководца, почитаемого афганским народом. Будучи сыном Ахмад Шаха Масуда, что Вы думаете о нем как о национальном герое и своем отце? Каким человеком, на самом деле, был Ахмад Шах Масуд?

А.М.: Ахмад Шах Масуд был национальным героем, который не думал о групповых, карьерных и племенных интересах. Он прилагал все усилия и вел борьбу исключительно ради Афганистана. Масуд был героем, который вместе со своей страной прошел самый драматичный период ее истории. С другой стороны, для меня он был отцом, учителем и самым дорогим человеком, и я хотел бы, чтобы он оставался со мной как можно дольше.

Афганистан.Ру: Ахмад Шах Масуд сыграл ключевую роль на двух исторических этапах жизни страны: во времена советского военного присутствия и в период сопротивления талибам. По Вашему мнению, какой из этих двух периодов он считал наиболее важным?

А.М.: Оба этих периода важны и взаимосвязаны. Прежде всего, следует иметь в виду, что война и политика отнюдь не были теми вещами, которыми хотел бы заниматься Ахмад Шах Масуд. Его вынудили воевать.

На обоих этапах сопротивления, сопровождавшегося исламским движением, его усилия были направлены на то, чтобы Афганистан стал государством, основанным на принципах традиционного ислама. Эта борьба началась еще до ввода советских войск. Он хотел, чтобы в Афганистане было правительство, которое поддерживали бы 99% населения. В этой борьбе его убеждения с каждым днем становились все более и более зрелыми. Сегодня нам проще судить о его делах и предчувствиях. Теперь мы знаем, что он уже тогда хорошо понимал, что такое «Талибан», который сейчас представляет угрозу для всего мира. Он смог поднять народ на войну против талибов и разгромить «Талибан» на подконтрольной ему территории (в Кандагаре, Джалалабаде и Гельманде). Он победил талибов, находясь на передовой линии борьбы с ними. Поэтому этот период и называют периодом сопротивления.

Однако следует подчеркнуть, что проблемы Афганистана носят не военный характер. В тот период мы не сталкивались с трудностями военного характера, так же как не сталкиваемся с ними и сейчас. Мы могли бы победить талибов. Наши проблемы носят чисто политический характер. В то время Масуд не имел возможности заняться построением будущей политической структуры государства, поскольку был занят войной.

Несколько раз он пытался заключить мир с талибами, но затем понял, что они действуют не самостоятельно и являются иностранными агентами. Он несколько раз предпринял попытку примириться с талибами. Он погиб мученической смертью как национальный герой, не успев заняться формированием нового государства и довести движение сопротивления до окончательной победы.

Судить о том, какой из периодов являлся более важным, трудно. Но в любом случае, Ахмад Шах Масуд являлся как гениальным полководцем, так и гениальным политиком.

Афганистан.Ру: Помимо того, что Ахмад Шах Масуд был опытным полководцем, он интересовался поэзией, мистицизмом и суфизмом. Какая из ипостасей командира Масуда больше всего привлекает Вас как его сына?

А.М.: Для меня важны все аспекты личности Ахмад Шаха Масуда. Я считаю, что он обладал исключительным умом, убеждениями и нравственностью. Вызывает восхищение его привязанность к жене и родителям, любовь к народу и страстное желание служить людям. Для меня очень ценно такое его качество, как незамутненное надэтническое мышление. Ему было не важно, является ли человек таджиком или пуштуном, узбеком или хазарейцем. Я восхищаюсь его человеческими и моральными качествами.

Однако для друзей и соратников Масуда был особенно важен военный аспект его личности. Это его качество принесло исключительную пользу Афганистану. Он сражался на многих фронтах и везде проявил себя гениальным полководцем. Известный французский писатель Оливер Руйя, напоминая о примирении Ахмад Шаха Масуда с бывшим Советским Союзом, отмечает, что он был не только гениальным военным, но и гениальным политиком.

Но лично для меня наиболее ценными представляются человечность, религиозность и мужество Ахмад Шаха Масуда.

Афганистан.Ру: В годы антиталибского сопротивления Вы были ребенком и жили в Таджикистане. Какие воспоминания сохранились у Вас об этой соседней стране?

А.М.: Вероятно, годы, проведенные в Таджикистане, были лучшими в моей жизни. Я вспоминаю время, проведенное с отцом, вспоминаю наших дружелюбных соседей и красивый таджикский язык. Там я хотел учиться музыке. Таджикистан стал для меня вторым домом. Там прошла большая часть моей жизни. Для нас были созданы безопасные условия. Я признателен благородным таджикским людям за все, что они для нас сделали, и за то, что они поддерживали наше стремление к независимости, социальной справедливости и демократиии.

А.М.: Самое удивительное, что я больше нигде не нашел той любви и искренности, которая была у народа Таджикистана. Это удивительно доброжелательные люди. К нам хорошо относились соседи и все жители Таджикистана. Так случилось, что одной из наших соседок оказалась русская женщина. Она жила там со своими двумя детьми. Мой отец был в постоянных разъездах, и я не знаю, каким образом эта русская женщина догадалась, что это дом Ахмад Шаха Масуда. Однажды отец приехал домой, и она узнала об этом. Эта добрая женщина приготовила еды и принесла ее моему отцу. Интересно, что при этом она сказала, что в еде нет ни алкоголя, ни чего-либо еще в подобном роде, и что эта еда – чистая. Она догадалась, что Масуд был убежденным мусульманином и поэтому подчеркнула этот момент. Мой отец с аппетитом съел эту еду и поблагодарил русскую женщину. Мне было удивительно видеть, с каким уважением и симпатией относилась к отцу эта русская женщина, живущая в Таджикистане.

Афганистан.Ру: Говорят, что после смерти отца Вы хотели продолжить обучение в России. Имелись ли у Вас такие планы?

А.М.: Когда я жил в Таджикистане, я не выучил кириллицы. Я владею русским на самом примитивном бытовом уровне. До пятого класса я учился в иранской школе в Душанбе, где преподавание велось на фарси, поэтому, к сожалению, у меня не было шансов продолжить образование на русском. Затем я уехал в Иран и продолжил учиться на персидском. За получением высшего образования я отправился в Англию, так как немного знал английский язык. Но если бы я владел хотя бы начальными основами русского языка, то обязательно поехал бы учиться в Россию.

Афганистан.Ру: Вы много общаетесь с афганской молодежью. Каковы Ваши впечатления о молодом поколении в целом и о молодежи Афганистана?

А.М.: Присмотревшись к ситуации, вы поймете, что сегодняшная молодежь Афганистана совсем не похожа на молодых людей 60 или 70 лет назад. Молодежь изменилась. Они разбираются в политике и знают, что происходит в стране. Политика стала частью их жизни, и это очень важно. Когда молодежь начинает интересоваться судьбой своей страны – что и случилось – она никогда не позволит, чтобы страна пошла по неправильному пути. Молодые люди составляют социальное большинство нашего общества, им предстоит определять будущее. Когда я вижу этих молодых людей, ясно мыслящих, открытых, способных и начитанных, мое сердце радуется. Я замечаю, что нашей молодежи, в отличие от людей, которые сейчас находятся во власти и от тех, кто жил и учился на Западе, присуще более открытое, цивилизованное и ясное мышление. Они не зациклены на догмах. Они хотят, чтобы Афганистан оставался Афганистаном и принадлежал народу этой страны. Они мыслят шире национальных и религиозных представлений. Путь решения афганской проблемы – в руках молодежи. Молодежь Афганистана достигла необходимого уровня сознательности и понимания и осознает, что афганский кризис представляет собой проблему политического характера. И поскольку они это осознали, то они же найдут и решение этой проблемы.

Афганистан.Ру: Собираетесь ли Вы в ближайшем будущем вступить на политическую сцену страны? Если да, то каким будет Ваш подход к политической системе и управлению страной?

А.М.: Да, я намерен выйти на политическую сцену. В какое время это случится, зависит от обстоятельств. Вся моя жизнь была переплетена с политикой. Я обещал отцу и много учился для того, чтобы однажды приехать в Афганистан и участвовать в политической жизни. Я хотел бы заняться политикой, поскольку проблемы моей страны носят политический характер, и мы должны решать эти проблемы. Бог даст, с помощью нашей молодежи мы преодолеем все трудности. Такая возможность вскоре представится. Но все зависит от обстоятельств. Я выйду на сцену в подходящее время и в подходящих условиях. Все мои усилия за последние 15 лет были направлены на достижение этой цели.

Афганистан.Ру: Ахмад Шах Масуд избрал особый политический путь, но и 15 лет спустя после его гибели поставленные цели не были достигнуты. По Вашему мнению, была ли продолжена программа и стратегия Ахмад Шаха Масуда?

А.М.: На этот вопрос есть однозначный ответ: нет, путь, предложенный Масудом, не был продолжен. Как сказал доктор Абдулла в одном из своих прошлогодних выступлений, «никогда не сравнивайте нас с Масудом – мы другие». И это действительно так. К сожалению, обстановка и политика сложились так, что страна не пошла по пути, предложенному Масудом. Ахмад Шах Масуд был убежденным сторонником народовластия. Он говорил, что народ должен сам определять свою судьбу. Если люди избрали свой путь, все должны двигаться в этом направлении и поддерживать этот выбор. Когда это путь выхолащивают и подменяют другим, когда волю народа предают ради личных, языковых, этнических и религиозных интересов, тогда и возникают проблемы.

Здесь, как мы видим, не пошли по пути Масуда и не достигли народовластия. Все мои усилия, чего бы мне это ни стоило, будут направлены на то, чтобы продолжить дело Ахмад Шаха Масуда.

Афганистан.Ру: Сейчас в стране сложная обстановка. Что бы сделал Ахмад Шах Масуд и какую позицию занял бы, окажись он в таких обстоятельствах?

А.М.: Если бы он был жив, такой ситуации не сложилось бы. Он хорошо знал страну под названием Афганистан. Если бы он был жив, подобной ситуации не возникло бы, даже если бы дела пошли по такому же сценарию и сложился бы такой же тупик, ведь у него был четкий план.

В настоящее время вы не находите никаких способов выхода из тупика. Но если вы обратитесь к программе Масуда, то найдете ответ. У этого национального героя была четкая программа действий. У него был план, и он говорил о нем. Нынешний тупик, несмотря на то, как его представляют, не является безвыходной и нерешаемой ситуацией. При правильном руководстве и управлении можно решить эту проблему. Важнейшим вызовом для нас на данный момент является отсутствие лидера. Наша армия и силы безопасности исправно воюют, наши солдаты проливают кровь и жертвуют собой на передовой –проблема заключается в руководстве и управлении. При нерешительном, слабом и малодушном руководстве, который действует так, что страна через день то воюют, то живет в мире, солдаты также теряют боевой дух. В таких условиях война приобретает затяжной и размытый характер. А это ведет к поражению. Но при правильном руководстве ситуация непременно изменится. Без сомнения, Ахмад Шах Масуд в этом отношении обладал совершенно ясным военным предвидением.

Афганистан.Ру: Со дня гибели Вашего отца прошло уже 15 лет. Каковыми были эти полтора десятилетия для сына Ахмад Шаха Масуда?

А.М.: Я отвечу на Ваш вопрос стихами:

Зов муэдзина слышен из окна -
Не ведает, была ли ночь длинна.
Часы её верней сочтут мои ресницы -
Я был лишён благословенья сна.

Афганистан.Ру: И Ваша семья, и глава Фонда Ахмад Шаха Масуда постоянно говорят о том, что инцидент с гибелью Масуда по-прежнему остается нерасследованным. Почему соратники Вашего отца, правительство Афганистана и мировое сообщество за последние 15 лет не приложили никаких серьезных усилий для расследования этого дела?

А.М.: Причины этого не понятны и для меня. Этот вопрос лучше переадресовать соратникам отца и правительству Афганистана.

Афганистан.Ру: Что бы Вы хотели сказать в заключение?

А.М.: Я надеюсь, что мир поймет, что мысли и убеждения Ахмад Шаха Масуда были направлены в сторону умеренного Ислама. Он шел по пути уничтожения экстремизма и терроризма. Он демонстрировал это в своей борьбе, политике и работе с людьми. Это правильный и эффективный путь. Если мы последуем по этому пути, то добъемся результатов. Способ борьбы с радикализмом, который был предложен Ахмад Шахом Масудом, способен принести практические плоды. Талибы – это те же террористы, игиловцы и экстремисты. Если метод Ахмад Шаха Масуда будет принят на вооружение и применен на практике, проблема терроризма, без сомнения, будет постепенно решена.

Афганистан.Ру: Спасибо, господин Масуд.

Беседу вел Джамшид Амири