Кухня революции. Французская революция

Тони Рокки

«Слишком рано говорить», ответил первый китайский премьер Чжоу Эньлай на вопрос о значении французской революции.

Можно констатировать, что нам тоже слишком рано говорить что-либо о значении русской революции? 2017 год - столетие русской революции. Эта тема породит много дискуссий, споров, конференций, издания многих книг и статьей. К концу года, будем больше понимать о значении революции или мы должны признаться в том, что перед нами огромная работа, которая заключается в исследовании и осмыслении всех сложностей русской революции?

Вопрос о значении русской революции занимают особое место в моих размышлениях. На протяжении 44 лет, живя в Канаде, я изучаю предреволюционную историю Российской империи: от отмены крепостного права в 1861 г. до свержения царя Николая II и Февральской революции в 1917 г. Также занимаюсь изучением периода от Февральской революции до Октябрьской революции и гражданской войны. Почти 40 лет назад, я написал свою магистерскую диссертацию о судебной реформе 1864 г. и о политических процессах народников и народовольцев. Были времена, когда я хотел бросить свои исследования, но не смог оторваться от изучения одного из самых сложных периодов в общеевропейской истории.

За последние три года, благодаря встречам с новыми российскими и европейскими друзьями и коллегами в соцсетях, я начал с новой силой глубоко изучать этот период и его место в общеевропейской истории. В октябре 2016 г., я прочитал в одном венском научном институте лекцию о политическом терроризме в Российской империи. Слушатели узнали, что многие события и течения в предреволюционной России предшествовали различным событиям и течениям в современной Европе и потому тема лекции имеет огромную актуальность. Продолжаю свои исследования по терроризму, но в настоящее время главная тема исследуемого периода «движение черносотенцев в Российской империи». Также изучаю другие политические и общественные течения, в том числе национальные и религиозные.

Этот цикл статей опыт по компаративистике. Я применяю сравнительный подход для того, чтобы определить значение русской революции в общеевропейской истории революций и контрреволюций. Сравнительный подход не уменьшает значение и уникальность русской революции. Наоборот, он помогает нам глубже проследить элементы преемственности и перемен, сходств и различий между революциями и контрреволюциями, начиная с французской революции.

Сравнение французской и русской революций имело определенное влияние на ход событий между февралем и октябрём в России. Ведь французская революция была образцовой для русских революционеров. Они часто видели события своей революции сквозь призму французской революции. Русских революционеров в 1917 г. преследовали воспоминания о контрреволюции. Страх неизбежного повторения этого явления в России. Парадоксально, но относительно легкое свержение царского режима наводило революционеров на мысль о том, что возможность контрреволюции была почти закономерной.

Конечно, русские революционеры боялись реставрации романовской династии. Перед ними всплывали воспоминания о неудачном вареннском побеге Людовика XVI и Марии-Антуанетты в 1791 г. Вот почему они приняли суровые меры против Николая и Александры, чтобы предотвратить повторение вареннского побега.

Призрак крестьянской контрреволюции в России беспокоил русских социалистов, когда они воспоминали крестьянское восстание в департаменте Вандея в 1793-1794 гг. Под руководством дворян, вандейские крестьяне подняли восстание за короля и церковь, убив многих сторонников революции. В России, по мнениям революционеров, было возможно повторение «русской Вандеи» на землях донских и кубанских казаков.

Русские революционеры вспоминали, что Наполеон Бонапарт положил конец французской революции. Им было нетрудно предположить, что генерал Лавр Корнилов был похож на «Наполеона русской земли». Сравнение с французской революцией продолжалось среди советских коммунистов после конца Гражданской войны.

Владимир Ленин провозгласил в марте 1921 г. Новую экономическую политику (НЭП) с восстановлением частной собственности и предпринимательства. Для многих советских коммунистов НЭП был советским вариантом Термидора (месяц в 1794 г., когда Максимилиан Робеспьер и его якобинские товарищи были свергнуты и казнены своими оппонентами). Слово «термидор» стало синонимом отхода от революционных принципов и измены революции. Вполне понятно, почему многие коммунисты видели в первой пятилетке и коллективизации возможность закончить то, что они начали в 1917 г.

Итак, русские революционеры делали сравнения с французской революцией и февральской революцией вплоть до конца НЭПа. Однако, в научных исследованиях по сравнительному подходу не могло быть речи при советском режиме. Даже названия "Великая французская буржуазная революция" и "Великая октябрьская социалистическая революция" исключила возможность прослеживать элементы преемственности и сходств. Между буржуазной и социалистической революцией могли существовать только перемены и различия. Даже в массивном коллективном труде, посвященном столетию европейских революций 1848-1849 годах, авторы не дали даже маленькой положительной оценки революциям. Авторы обвиняли буржуазию и мелкую буржуазию в измене революции и подчеркнули, что только Великая октябрьская социалистическая революция, под руководством ленинской-сталинской партии большевиков могла принести освобождение трудовому народу.

С тридцатых годов некоторые западные историки занимаются сравнительным подходом к изучению европейских революций. Этот подход иногда дискуссионный, потому что некоторые историки критикуют сторонников подхода за упрощение, игнорирование уникальных факторов или уменьшение значения великих революций (особенно французской революции). Первое крупное исследование по сравнительному подходу вышло из-под пера гарвардского историка Крейна Бринтона в 1938 г. Исследование «Анатомия революции» (Anatomy of a Revolution) переиздавалось несколько раз и стало университетским учебником. Бринтон дал сравнительный анализ четырех революций - английской (чаще называется английской гражданской войной), американской (война за независимость), французской и русской.

Бринтон определил эти четыре революции как демократические и народные революции большинства населения против меньшинства. По мнению историка, эти революции привели к формированию новых революционных правительств. Американский историк констатировал, что все эти революции прошли через определенные этапы развития:

1. Кризис старого режима: свойственные политические и экономические недостатки правительств; отчуждение и отступление интеллектуалов от власти (например, интеллигенция в Российской империи); классовые конфликты; формирование коалиций недовольных элементов; неумелая правящая элита теряет уверенность в себе управлять. Как писал Владимир Ленин: «Революционная ситуация наступает, когда массы не только не хотят жить больше по-старому, но и когда правящие классы больше не могут управлять по-старому»;

2. Власть умеренных элементов и возникновение разногласий среди умеренных. Их неспособность управлять страной (либералы в первые годы после французской революции в России после февральской революции);

3. Власть экстремистских элементов (якобинцы во Франции и большевики в России);

4. Царство террора и добродетели . Сочетают насилие против реальных и мнимых оппонентов и созидание новой морали;

5. Термидор или охлаждение революционной лихорадки (во Франции - Директория, Консулат и Империя Наполеона; в России - НЭП).

Можно спорить во многом со Бринтоном в выборе революций для сравнения, за недостаточное внимание к особенностям каждой революции. Он старался прослеживать элементы преемственности и перемен, элементы сходств и различий в революциях.

Детальный сравнительный подход, в более кратком периоде, на протяжении многих лет разрабатывали американский историк Роберт Палмер и французский историк Жак Годешо. Они изучали революции в Европе и Америке от 1760 до 1800 гг. и пришли к выводу, что эти революции имели так много сходств, что можно говорить о "веке демократической революции" или об "атлантической революции" (революции имели место в Европе и в Америках). Концепция Палмера и Годешо о всеобщей волне революций в конце XVIII века получила название "тезис Палмера-Годешо".

Для Палмера и Годешо, революции конца XVIII века были демократическими революциями, но не в современном понимании демократии. Особенно если речь идет о всеобщем избирательском праве. Эти революции начались как движения с более широким участием представителей общества в правлении страны. Обычными формами правления везде в Европе были монархии от конституционной до абсолютистской. Сотрудничали с монархами разные корпоративные институты такие, как парламенты и собрания сословных представителей. Все эти законодательные институты были замкнутыми организациями потомственных элит. Сторонники перемен выступали за более широкое участие представителей общества в законодательных институтах. Смягчение или упразднение сословных привилегий обычно рассматривалось как преображение прав участия в делах страны.

Итак, лица, которые были отстранены от участия во власти хотели строить политическую жизнь по-новому. Сторонники перемен часто были из средних слоев, но называть эти революции "буржуазными" как нужный этап в развитии капитализма не только упрощенно, но и антиисторично. (Можно сомневаться в существовании буржуазии как класса с полным классовым сознанием в этом периоде особенно при раннем этапе промышленной революции). Политическое брожение часто начиналось среди дворянства особенно при попытках абсолютистских монархов ограничить дворянские сословные привилегии. Французская революция началась как восстание дворянского сословия против централизации и ограничений привилегий. Явление вполне закономерно потому что дворянство был руководящим политическом классом во всех европейских странах.

Тони Рокки - магистр в области исторических наук (Торонто, Канада), специально для

С вою «гениальную идею» борьбы с существующим строем бывший игрок «Манчестер Юнайтед» и сборной Франции Эрик Кантона подбросил фанатам в ноябрьском интервью журналу Presse Océan.

Отвечая на вопрос о пенсионной реформе и общественном несогласии с ней, он заявил, что в нынешней ситуации акции протеста не подходят. «Вместо того чтобы выходить на улицу и топать километры (на манифестациях и митингах), можно пойти в банк своего населенного пункта и забрать свои деньги», – предложил он. Алгоритм действий прост. «Вся политическая система построена на банковской мощи. И если найдутся 20 млн человек, готовые забрать из банков свои деньги, то система разрушится: без оружия и без крови. И тогда к нам прислушаются», – пояснил футболист. «Три миллиона, десять миллионов человек – и вот это уже настоящая угроза. И тогда будет подлинная революция. Революция, произведенная банками», – добавил он.

Призыв Кантона забрать деньги из банков в считанные дни вызвал большой резонанс не только на родине, во Франции, но и во всем мире. А через Интернет план действий распространился и на другие европейские страны.

Бельгийка Геральдин Фейен и француз Ян Сарфати в поддержку идеи Кантона создали сайт bankrun2010.com . На Facebook появилась группа, названная «7 декабря мы все собираемся забрать наши деньги из банков».

Как пишет французская Midi Libre , накануне дня икс более 38 тысяч пользователей сети подтвердили свое желание принять участие в этой акции, а еще 30 тысяч сказали, что, возможно, присоединятся к активистам. Особо рьяно на призыв футболиста откликнулись жители Соединенного Королевства, где Кантона до сих пор остается футбольным королем.

Во Франции около 9 тысяч единомышленников на странице Facebook «Revolution! On 12/07 Let’s go everybody to withdraw our money! » («Революция! 7/12 заберем наши деньги») говорят, что снимут деньги со своих счетов. «Банки всегда наносят нам удар, когда мы уже падаем наземь. Давайте и мы ударим по ним, опустошив наши счета», – призывает одна из страниц Facebook.

Сам Эрик Кантона тоже последовал своему совету. Как пишет boursier.com , бывший нападающий «Манчестер Юнайтед» действительно обратился во вторник в местное отделение банка BNP Paribas, где он хранит свои сбережения, с просьбой предоставить ему возможность снять деньги. Впрочем, в банке только подтвердили, что он собирается снимать сумму, превышающую 1500 евро.

Однако не все поддерживают футболиста. Противники призыва напоминают, что, «чтобы эта игра была забавной, необходимо принадлежать к среднему классу и иметь довольно-таки крупный счет, пусть и не такой большой, как у господина Кантона». «Что делать со снятыми деньгами? Положить их под матрас? Или поместить их в «налоговый рай»?» – интересуются другие, называя призыв футболиста «простым пафосом».

В то же время, как пишет французская Le Point , «оживленная полемика между руководителями банков, их самым верным адвокатом Кристин Лагард (министр экономики Франции) и Эриком Кантона доказывает, что угроза забрать из банков вклады граждан Франции – единственная вещь, которая сможет испугать финансовую систему».

Ранее Кристин Лагард в не очень вежливой форме отправила Эрика Кантона «играть в мячик на футбольной площадке». «Это не только презрение по отношению к именитому футболисту, но еще и неосведомленность, желание не считаться с реальностью, с которой сталкиваются все граждане, когда у них возникают банковские трудности», – пояснил газете один из депутатов французского парламента.

)
Июльская монархия ( -)
Вторая республика ( -)
Вторая империя ( -)
Третья республика ( -)
Режим Виши ( -)
Четвёртая республика ( -)
Пятая республика (с )

Францу́зская револю́ция (фр. Révolution française ), часто называемая «Великой», представляет собой крупную трансформацию социальной и политической систем Франции , произошедшую в конце XVIII века , в результате которой был снесён Старый порядок . Началом её послужило взятие Бастилии в 1789 году , а окончанием её разные историки считают переворот 9 термидора 1794 года или переворот 18 брюмера 1799 года . В этот период Франция из абсолютной монархии впервые стала республикой теоретически свободных и равных граждан. События французской революции оказали значительное влияние как на саму Францию, так и на её соседей, и многими историками эта революция считается одним из важнейших событий в истории Европы.

Причины

По своему общественно-политическому устройству в XVIII веке была абсолютной монархией , опиравшейся на бюрократическую централизацию и на постоянное войско . Тем не менее, между королевской властью, которая была совершенно независима от господствующих классов, и привилегированными сословиями существовал своего рода союз - за отказ духовенства и дворянства от политических прав государственная власть всей своей силой и всеми бывшими в её распоряжении средствами охраняла социальные привилегии этих двух сословий.

До некоторого времени с королевским абсолютизмом мирилась промышленная буржуазия , в интересах которой правительство тоже делало немало, усиленно заботясь о «национальном богатстве», то есть, о развитии обрабатывающей промышленности и торговли. Однако оказывалось все более трудным удовлетворять желания и требования и дворянства и буржуазии, в своей взаимной борьбе искавших поддержки у королевской власти.

С другой стороны, феодальная эксплуатация все больше вооружала против себя народные массы, самые законные интересы которых совершенно игнорировались государством. В конце концов положение королевской власти во Франции сделалось крайне затруднительным: всякий раз, когда она отстаивала старые привилегии, она встречалась с либеральной оппозицией, которая усиливалась - и всякий же раз, когда получали удовлетворение новые интересы, поднималась консервативная оппозиция, делавшаяся раз от раза более резкой.

Королевский абсолютизм терял кредит доверия в глазах духовенства, дворянства и буржуазии, среди которых утверждалась мысль, что абсолютная королевская власть является узурпацией по отношению к правам сословий и корпораций (точка зрения Монтескье) или по отношению к правам народа (точка зрения Руссо). Некоторую роль в изоляции королевской семьи сыграл скандал с «ожерельем королевы» .

Благодаря деятельности просветителей, из которых особенно важны группы физиократов и энциклопедистов , даже в умах образованной части французского общества произошёл переворот. Появилось массовое увлечение демократической философией Руссо , Мабли , Дидро и др. Североамериканская война за независимость , в которой приняли участие и французские добровольцы, и само правительство, как бы подсказывала обществу, что и во Франции возможно осуществление новых идей.

Общий ход событий в 1789-1799 годах

Предыстория

После целого ряда неудачных попыток выйти из затруднительного финансового положения, Людовик XVI объявил в декабре г., что через пять лет созовёт государственные чины Франции. Когда Неккер вторично стал министром, то настоял на том, чтобы Генеральные штаты были созваны в 1789 г. У правительства не было, однако, никакой определённой программы. При дворе думали об этом менее всего, в то же время считая нужным сделать уступку общественному мнению.

26 августа 1789 г. Учредительное собрание приняло «Декларацию прав человека и гражданина» - один из первых документов буржуазно-демократического конституционализма, появившийся в самом центре феодальной Европы, в «классической» стране абсолютизма. «Старому режиму», основанному на сословных привилегиях и произволе властьимущих, были противопоставлены равенство всех перед законом, неотчуждаемость «естественных» прав человека, народный суверенитет, свобода взглядов, принцип «дозволено все, что не запрещено законом» и другие демократические установки революционного просветительства, ставшие отныне требованиями права и действующего законодательства. Декларация также утверждала в качестве естественного права - право частной собственности.

-6 октября состоялся Поход на Версаль к резиденции короля, чтобы силой заставить Людовика XVI санкционировать декреты и Декларацию, от одобрения которых монарх до этого отказывался.

Тем временем, законодательная деятельность Учредительного национального собрания продолжалась и была направлена на решение сложных проблем страны (финансовых, политических, административных). Одной из первых была проведена административная реформа : были ликвидированы сенешальства, женералитеты; провинции были объединены в 83 департамента c единым судопроизводством. Стала утверждаться политика экономического либерализма: было объявлено о снятии всех ограничений на торговлю; были ликвидированы средневековые цеховые гильдии и государственная регламентация предпринимательства, однако одновременно с этим были запрещены (по закону Ле Шапелье) рабочие организации - компаньонажи. Этот закон во Франции, пережив не одну революцию в стране, действовал до 1864 года. Следуя принципу гражданского равенства, Собрание ликвидировало сословные привилегии, отменило институт наследственного дворянства, дворянские титулы и гербы. В июле 1790 г. Национальное собрание завершило церковную реформу: во все 83 департамента страны были назначены епископы; все служители церкви стали получать жалование от государства. Иными словами, католицизм объявлялся государственной религией. Национальное собрание потребовало от священнослужителей присягнуть на верность не Папе Римскому, а французскому государству. Только половина священников решилась на этот шаг и всего лишь 7 епископов. Папа в ответ осудил французскую революцию, все реформы Национального собрания и особо - «Декларацию прав человека и гражданина».

В 1791 г. Национальное собрание провозгласило первую в истории Европы писаную конституцию, утвержденную общенародным парламентом. По ней предлагалось созвать Законодательное собрание - однопалатный парламентский орган на основе высокого имущественного ценза на выборах. «Активных» граждан, получивших право голоса по конституции, оказалось всего 4,3 млн, а выборщиков, избиравших депутатов, - всего 50 тыс. В новый парламент также не могли быть избраны депутаты Национального собрания.

Король тем временем бездействовал. 20 июня 1791 г. он, правда, пытался сбежать из страны, но был узнан на границе (г. Варенн) почтовым служащим, возвращён в Париж, где фактически оказался под стражей в собственном дворце (так называемый «Вареннский кризис»).

1 октября 1791 г., согласно конституции, открылось Законодательное собрание. Этот факт свидетельствовал об установлении в стране ограниченной монархии. Впервые на его заседаниях был поставлен вопрос о развязывании войны в Европе, прежде всего, как средстве для решения внутренних проблем. Законодательное собрание подтвердило существование государственной церкви в стране. Но в целом его деятельность, оказалась малоэффективной, что, в свою очередь, провоцировало французских радикалов на продолжение революции.

В условиях, когда требования большинства населения не были удовлетворены, общество переживало раскол, а над Францией нависла угроза иностранной интервенции, государственно-политическая система, основанная на монархической конституции, оказалась обречённой на провал.

Национальный конвент

  • 10 августа около 20 тысяч повстанцев окружили королевский дворец. Штурм его был недолгим, но кровопролитным. Героями штурма стали несколько тысяч солдат швейцарской гвардии, которые несмотря на предательство короля и бегство большинства французского офицерства, оставались верными своей присяге и короне, они дали достойный отпор революционерам и все пали у Тюильри. Наполеон Бонапарт, находившийся в то время в Париже, говорил, что будь у швейцарцев толковый командир, они уничтожили бы напавшую на них революционную толпу. В г. Люцерн, Швейцария, стоит знаменитый каменный лев - памятник смелости и верности последних защитников французского трона. Одним из результатов этого штурма стало отречение Людовика XVI от власти, иммиграция Лафайета.
  • В Париже, 21 сентября г., открывал свои заседания национальный конвент, Дюмурье отбил при Вальми (20 сентября) атаку пруссаков. Французы перешли в наступление и даже стали производить завоевания (Бельгия, левый берег Рейна и Савойя с Ниццей в конце 1792 г.). Национальный конвент разделился на три фракции: левые якобинцы -монтаньяры , правые жирондисты и аморфные центристы. Монархистов в нем уже не было. Жирондисты спорили с якобинцами лишь по вопросу о масштабах революционного террора.
  • По решению Конвента гражданин Людовик Капет (Людовик XVI) был казнен за измену родине и узурпацию власти 21 января г.
  • Вандейский мятеж . Для спасения революции создается Комитет общественного спасения .
  • 10 июня арест жирондистов силами национальной гвардии: установление якобинской диктатуры.
  • 13 июля жирондистка Шарлотта Корде закалывает кинжалом Марата . Начало Террора.
  • При осаде Тулона , предавшегося англичанам, особенно отличился молодой артиллерийский поручик Наполеон Бонапарт . После ликвидации жирондистов на первый план вышли противоречия Робеспьера с Дантоном и крайним террористом Эбером .
  • Весной г. сначала Эбер и его последователи , а потом и Дантон были арестованы, преданы революционному суду и казнены. После этих казней Робеспьер уже не имел соперников. Одной из первых его мер было установление во Франции, декретом конвента, почитания Верховного Существа, по мысли «гражданской религии» Руссо. Новый культ был торжественно объявлен во время церемонии, устроенной Робеспьером, который разыграл при этом роль первосвященника «гражданской религии».
  • Усиление террора ввергло страну в кровавый хаос, против которого выступили части Национальной гвардии, предпринявшие термидорианский переворот . Вожди якобинцев, включая Робеспьера и Сен-Жюста , были гильотинированы, а власть перешла Директории .

Термидорианский Конвент и Директория ( -)

После 9-го термидора революция отнюдь не окончилась, хотя в историографии длительное время существовала дискуссия относительно того, чем считать термидорианский переворот: началом «нисходящей» линии революции или её логичным продолжением? Якобинский клуб был закрыт, в Конвент вернулись уцелевшие жирондисты. Термидорианцы отменили якобинские меры государственного вмешательства в экономику, ликвидировали в декабре 1794 года «максимум». Результатом явился огромный рост дороговизны, инфляции, срыв продовольственного снабжения. Бедствиям низов противостояло богатство нуворишей: они лихорадочно наживались, жадно пользовались богатством, бесцеремонно афишируя его. В 1795 году оставшиеся в живых сторонники террора дважды поднимали на конвент население Парижа (12 жерминаля и 1 прериаля), требовавшее «хлеба и конституции 1793 г.», но Конвент усмирил оба восстания с помощью военной силы и приказал казнить нескольких «последних монтаньяров». Летом того же года Конвент составил новую конституцию, известную под названием «Конституции III года». Законодательная власть поручалась уже не одной, а двум палатам - Совету пятисот и Совету старейшин, причём введён был значительный избирательный ценз. Исполнительная власть была отдана в руки Директории - пяти директоров, избираемых Советом старейшин из кандидатов, представленных Советом пятисот. Боясь, что выборы в новые законодательные советы дадут большинство противникам республики, конвент решил, что две трети «пятисот» и «старейшин» будут на первый раз обязательно взяты из членов конвента.

Когда была объявлена указанная мера, роялисты в самом Париже организовали восстание, в котором главное участие принадлежало секциям, полагавшим, что Конвент нарушил «суверенитет народа». Произошёл мятеж 13-го вандемьера (5 октября г.); конвент был спасён благодаря распорядительности Бонапарта , встретившего инсургентов картечью. 26 октября 1795 года Конвент самораспустился, уступив место советам пятисот и старейшин и директории .

В короткое время Карно организовал несколько армий, в которые устремились наиболее деятельные, наиболее энергичные люди из всех классов общества. В армию шли и те, которые хотели защитить родину, и те, которые мечтали о распространении республиканских учреждений и демократических порядков по всей Европе, и люди, желавшие для Франции военной славы и завоеваний, и люди, видевшие в военной службе лучшее средство лично отличиться и возвыситься. Доступ к высшим должностям в новой демократической армии был открыт всякому способному человеку; немало знаменитых полководцев вышло в это время из рядов простых солдат.

Постепенно революционная армия стала использоваться для захвата территорий. Директория видела в войне средство отвлекать внимание общества от внутренней неурядицы и способ добывания денег. Директория для поправления финансов налагала большие денежные контрибуции на население завоёванных стран. Победам французов во многом способствовало то обстоятельство, что в соседних областях их встречали как освободителей от абсолютизма и феодализма. Во главе итальянской армии директория поставила молодого генерала Бонапарта, который в 1796-97 гг. принудил Сардинию отказаться от Савойи, занял Ломбардию, взял с Пармы, Модены, Папской области, Венеции и Генуи контрибуции и присоединил часть папских владений к Ломбардии, превращённой в республику Цизальпинскую. Австрия запросила мира. Около этого времени в аристократической Генуе произошла демократическая революция, превратившая её в республику Лигурийскую. Покончив с Австрией, Бонапарт дал директории совет нанести удар Англии в Египте, куда и была отправлена под его начальством военная экспедиция. Таким образом к концу революционных войн Франция владела Бельгией, левым берегом Рейна, Савойей и некоторой частью Италии и была окружена целым рядом «республик-дочерей».

Но тогда же против неё составилась новая коалиция из Австрии, России, Сардинии, Турции. Император Павел I послал в Италию Суворова, одержавшего над французами ряд побед и к осени 1799 г. очистившего от них всю Италию. Когда к внутренней неурядице присоединились внешние неудачи 1799 г., директорию стали упрекать в том, что она услала в Египет самого искусного полководца республики. Узнав о том, что делается в Европе, Бонапарт поспешил во Францию. 18 брюмера (9 ноября) произошёл переворот, в результате которого было создано временное правительство из трёх консулов - Бонапарта, Роже-Дюко, Сийеса. Этот государственный переворот известен под названием «18 брюмера» и обыкновенно считается концом французской революции.

Религия в революционной Франции

Периоды Реформации и Контрреформации стали эпохой потрясений для римской католической церкви, однако революционная эпоха, которая последовала за этим, была еще более трагичной. Это произошло по большей части благодаря тому, что, несмотря на полемическую злобу реформационной теологии, противники конфликта 16-17 веков все же по большей части имели много общего от католической традиции. С политической точки зрения допущением с обеих сторон было то, что правители, даже если они противостояли друг другу или церкви, придерживались католических традиций. Однако в XVIII веке появилась политическая система и философское мировоззрение, которые больше не рассматривали христианство как должное, они в действительности явно выступали против него, вынудив церковь переопределить свое положение более радикально, чем она это делала со времен обращения римского императора Константина в IV веке.

Примечания

Литература

Общие истории революции - Тьера, Минье, Бюше и Ру (см. ниже), Луи Блана, Мишле , Кине, Токвиля, Шассена, Тэна, Шере, Сореля, Олара, Жореса, Лорана (многое переведено на русский);

  • Манфред А. Великая французская революция М., 1983.
  • Матьез А. Французская революция. Ростов-на-Дону, 1995.
  • Олар А. Политическая история Французской революции. М., 1938.
  • Ревуненков В. Г. Очерки по истории Великой французской революции. 2-е изд. Л., 1989.
  • Ревуненков В. Г. Парижские санкюлоты эпохи Великой Французской революции. Л., 1971.
  • Собуль А. Из истории Великой буржуазной революции 1789-1794 гг. и революции 1848 г. во Франции. М., 1960.
  • Кропоткин П. А. Великая Французская революция
  • Новая История А. Я. Юдовская, П. А. Баранов, Л. М. Ванюшкина
  • Токвиль А. де . Старый порядок и революция Пер.с фр. М.Федоровой.

М.:Моск.философский фонд,1997

  • Фюре Ф. Постижение Французской революции., СПб., 1998.
  • популярные книги Карно, Рамбо, Шампиона («Esprit de la révolution fr.», 1887) и др.;
  • Карлейль Т. , «Французская революция » (1837);
  • Stephens, «History of fr. rev.»;
  • Wachsmuth, «Gesch. Frankreichs im Revolutionszeitalter» (1833-45);
  • Dahlmann, «Gesch. der fr. Rev.» (1845); Arnd, idem (1851-52);
  • Sybel, «Gesch. der Revolutionszeit» (1853 и сл.);
  • Häusser, «Gesch. der fr. Rev.» (1868);
  • L. Stein, «Geschichte der socialen Bewegung in Frankreich» (1850);
  • Blos, «Gesch. der fr. Rev.»; на русском языке - соч. Любимова и M. Ковалевского.
  • Актуальные проблемы изучения истории Великой французской революции (материалы «круглого стола» 19-20 сентября 1988 г.). Москва, 1989.
  • Альбер Собуль «Проблема нации в ходе социальной борьбы в годы Французской буржуазной революции XVIII века»
  • Эрик Хобсбаум Эхо «Марсельезы»
  • Тарасов А. Н. Необходимость Робеспьера
  • Кошен, Огюстен. Малый народ и революция. М.: Айрис-Пресс, 2003

Ссылки

  • «Французская революция» оригинальный текст статьи из ЭСБЕ в вики-формате, (293кб)
  • Великая французская революция. Статьи из энциклопедий, хроника революции, статьи и публикации. Биографии политических деятелей. Карты.
  • Век просвещения и Великая французская революция. Монографии, статьи, мемуары, документы, дискуссии.
  • Великая французская революция. Ссылки по персоналиям деятелей Великой французской революции, контр-деятелей, историков, беллетристов и др. в научных трудах, романах, очерках и стихах.
  • Мона Озуф. История революционного праздника
  • Материалы по Французской революции на официальном сайте Французского ежегодника

18 век принято считать веком Великой французской революции. Свержение монархии, революционные движение и яркие примеры террора затмили по своей жестокости даже кровавые события Октябрьской революции 1917 года. Французы предпочитают стыдливо умалчивать и всячески романтизировать этот период в собственной истории. французской революции трудно переоценить. Яркий пример того, как самый кровожадный и страшный зверь, рядясь в одеяния Свободы, Равенства и Братства, готов вонзить свои клыки в любого, и имя ему - Революция.

Предпосылки к началу революции: социально-экономический и политический кризис

Вступив на престол в 1774 г., назначает Роберта Тюрго генеральным контролёром финансов, но широкий спектр реформ, предложенных этим политиком, был отклонен. Аристократия усиленно цеплялась за свои привилегии, и все поборы с пошлинами тяжким бременем ложились на плечи третьего сословия, представителей которого во Франции было 90 %.

В 1778 году Тюрго на посту сменяет Нэккер. Он отменяет крепостное право в королевских доменах, пытки на допросах, ограничивает расходы двора, но эти меры были лишь каплей в море. Абсолютизм не давал развиваться назревающим в обществе капиталистическим отношениям. Поэтому смена экономических формаций была лишь вопросом времени. Имел место углубившийся экономический кризис, выражавшийся в росте цен при отсутствии роста производства. Инфляция, больно ударившая по самым малообеспеченным слоям населения, была одним из катализаторов, подстегнувших рост революционных настроений в обществе.

Прекрасный пример показала и война США за независимость, вдохнувшая надежды в революционно настроенных французов. Если говорить о Великой французской революции кратко (и о тех предпосылках, что назрели), то следует отметить и политический кризис во Франции. Аристократия считала себя расположенной между молотом и наковальней - королём и народом. Поэтому яростно блокировала все нововведения, что, по её мнению, угрожали вольностям и преференциям. Король понимал, что необходимо предпринимать хоть что-то: Франция уже не могла жить по-старому.

Созыв Генеральных штатов 5 мая 1789 года

Все три сословия преследовали свои цели и задачи. Король надеялся избежать краха экономики путём реформирования системы налогообложения. Аристократия - сохранить своё положение, реформы ей были явно не нужны. Простой народ, или третье сословие, надеялся, что станут той площадкой, где их требования наконец-то услышат. Лебедь, рак и щука...

Ожесточённые споры и дискуссии благодаря огромной поддержке народа благополучно разрешились в пользу третьего сословия. Из 1200 депутатских мест 610, или большинство, досталось представителям широких народных масс. И уже вскоре им представился случай показать свою политическую силу. 17 июня на манеже для игры в мяч представители народа, воспользовавшись разбродом и шатанием в среде духовенства и аристократии, объявило о создании Национального собрания, поклявшись не расходиться, пока не будет разработана Конституция. Духовенство и часть дворян поддержали их. Третье сословие показало, что с ним необходимо считаться.

Взятие Бастилии

Начало Великой французской революции положило знаковое событие - взятие Бастилии. Французы отмечают этот день как национальный праздник. Что касается историков, их мнения разделились: находятся скептики, считающие, что никакого взятия и не было: гарнизон-де сам добровольно сдался, а всё произошло из-за легкомыслия толпы. Сразу надо прояснить некоторые моменты. Взятие было, и жертвы были. Несколько человек попытались опустить мост, и он придавил этих несчастных. Гарнизон мог оказать сопротивление, у него имелись пушки и опыт. Не хватало провианта, но история знает примеры героических оборон крепостей.

Отталкиваясь от документов, имеем следующее: от министра финансов Нэккера до заместителя коменданта крепости Пюжо все высказывались об упразднении Бастилии, выражая при этом всеобщее мнение. Участь знаменитой крепости-тюрьмы была предрешена - её и так бы снесли. Но история не знает сослагательного наклонения: 14 июля 1789 года произошло взятие Бастилии, и это положило начало Великой французской революции.

Конституционная монархия

Решительность народа Франции заставила правительство пойти на уступки. Муниципалитеты городов преобразовывались в коммуну - независимое революционное правительство. Был принят новый государственный флаг - знаменитый французский триколор. Национальную гвардию возглавил де Лафайет, прославившийся в войне США за независимость. Национальное собрание начало формирование нового правительства и разработку Конституции. 26 августа 1789 года была принята «Декларация прав человека и гражданина» - важнейший документ в истории Великой французской революции. В нём декларировались основные права и свободы новой Франции. Теперь каждый имел право на свободу совести и сопротивление угнетению. Мог открыто выражать своё мнение и быть защищённым от посягательств на частную собственность. Теперь все были равны перед законом и имели равные обязательства перед налогообложением. французской революции выразилось в каждой строчке этого прогрессивного документа. В то время как большинство европейских стран продолжали страдать от социального неравенства, порождённого пережитками Средневековья.

И хотя реформы 1789-1791 гг. многое кардинально изменили, принятие закона о подавлении любого восстания было направлен против бедняков. Также запрещалось объединяться в союзы и проводить стачки. Трудящихся снова обманули.

3 сентября 1891 года была принята новая Конституция. Она давала право голоса лишь ограниченному количеству представителей средних слоёв. Созывалось новое Законодательное собрание, члены которого не могли быть переизбраны. Всё это способствовало радикализации населения и возможности возникновения террора и деспотии.

Угроза внешнего вторжения и падение монархии

Англия боялась, что с принятием передовых экономических реформ влияние Франции усилится, поэтому были брошены все силы для подготовки вторжения Австрии и Пруссии. Патриотически настроенные французы поддержали призыв защитить Родину. Национальная гвардия Франции выступила за смещение власти короля, создание республики и выбор нового национального конвента. Герцог Брауншвейгский издал манифест, в котором изложил свои намерения: вторгнуться во Францию и уничтожить революцию. После того как о нём узнали в Париже, события Великой французской революции стали развиваться стремительно. 10 августа повстанцы отправились в Тюильри и, разгромив швейцарских гвардейцев, арестовали семью короля. Сиятельных особ поместили в крепость Тампль.

Война и её влияние на революцию

Если охарактеризовать Великую французскую революцию кратко, то необходимо отметить, что настроения во французском обществе представляли собой гремучую смесь из подозрительности, страха, недоверия и ожесточённости. Лафайет бежал, пограничная крепость Лонгви сдалась без боя. Начались чистки, аресты и массовые казни по инициативе якобинцев. Большинство в Конвенте составляли жирондисты - они-то и организовали оборону и даже поначалу одерживали победы. Их планы были обширны: от ликвидации Парижской коммуны до захвата Голландии. К тому времени Франция воевала чуть ли не со всей Европой.

Личные споры и дрязги, падение уровня жизни и экономическая блокада - под воздействием этих факторов влияние жирондистов стало угасать, чем и воспользовались якобинцы. Предательство генерала Дюмурье послужило отличным поводом обвинить правительство в пособничестве врагам и отстранить его от власти. Дантон возглавил Комитет общественного спасения - исполнительная власть сосредоточилась в руках якобинцев. Значение Великой французской революции и те идеалы, которые она отстаивала, потеряли всякий смысл. Террор и насилие захлестнули Францию.

Апогей террора

Франция переживала один из самых сложных периодов в собственной истории. Её армия отступала, юго-запад под влиянием жирондистов поднял восстание. Вдобавок активизировались сторонники монархии. Смерть Марата настолько потрясла Робеспьера, что он жаждал только крови.

Комитету общественного спасения переходили функции правительства - волна террора захлестнула Францию. После принятия декрета от 10 июня 1794 года обвиняемые лишались права на защиту. Итоги Великой французской революции во время диктатуры якобинцев - примерно около 35 тыс. погибших и свыше 120 тыс. бежавших в эмиграцию.

Политика террора настолько поглотила её создателей, что республика, став ненавистной, погибла.

Наполеон Бонапарт

Франция была обескровлена гражданской войной, и революция ослабила свой напор и хватку. Все изменилось: теперь гонениям и травле подвергались сами якобинцы. Их клуб был закрыт, а Комитет общественного спасения постепенно потерял власть. Конвент, защищая интересы тех, кто обогатился за годы революции, наоборот, укрепил свои позиции, но и его положение оставалось шатким. Воспользовавшись этим, якобинцы устроили мятеж в мае 1795 года, который хоть и был жёстко подавлен, но это ускорило роспуск Конвента.

Умеренные республиканцы и жирондисты создали Директорию. Франция погрязла в коррупции, разврате и полном падении нравов. Одним из виднейших деятелей Директории был граф Баррас. Он и заметил Наполеона Бонапарта и продвинул его по служебной лестнице, отправив в военные походы.

Народ окончательно разуверился в Директории и её политических лидерах, чем и воспользовался Наполеон. 9 ноября 1799 года был провозглашён режим консульства. Вся исполнительная власть сконцентрировалась в руках первого консула - Наполеона Бонапарта. Функции остальных двух консулов носили только совещательный характер. Революция завершилась.

Плоды революции

Итоги Великой французской революции выразились в смене экономических формаций и изменении социально-экономических отношений. Церковь и аристократия окончательно потеряли своё былое могущество и влияние. Франция встала на экономические рельсы капитализма и прогресса. Её народ, закалённый в боях и невзгодах, обладал самой могущественной боеспособной армией того времени. Значение Великой французской революции велико: в сознании многих европейских народов сформировались идеалы равенства и мечты о свободе. Но в то же самое время имела место и боязнь новых революционных потрясений.

Две крупнейшие по воздействию на мир революции поразительно мало подвергались сравнительному изучению. В советскую эпоху это затруднял идеологический фактор, проводивший резкую грань между «буржуазной» и «социалистической» революциями, а в условиях современной России - неразработанность сравнительно-исторических исследований и произошедшее за последние два десятилетия (но все еще незавершенное) переосмысление самого феномена революций. Особенно резкому, полярному пересмотру подверглась Октябрьская революция, но и во французской историографии уже к 1970-м гг. были опровергнуты многие ключевые положения классической социальной теории революции 1789 г., интерпретировавшие ее в привычных терминах «феодализм», «капитализм» и т.д. Революцию стали рассматривать с точки зрения прав и свобод человека, изменений в менталитете и т.д., причем «встраивая» ее в длительный исторический контекст (1).

В результате уже на подступах к сопоставлению Октябрьской и Французской революций встает масса вопросов. Неясно даже, применимы ли к ним термины «социалистическая», «буржуазная», «великая»; с чем именно сравнивать Французскую революцию - непосредственно с Октябрьской; с Февральской и Октябрьской или же с Февральской, Октябрьской революциями и Гражданской войной, все чаще объединяемых исследователями в единую «Российскую революцию»? (Отдельные французские историки: Ж. Лефевр, Э. Лабрусс, М. Булуазо, напротив, выделяли в Великой французской революции несколько революций, содержательно или хронологически.)

Не пытаясь в рамках небольшой по объему статьи охватить всю гамму проблем, попробуем наметить лишь некоторые принципиальные моменты, объединявшие и различавшие Французскую и Октябрьскую революции. Это помогло бы нам прорваться сквозь бытующие еще схоластические схемы и приблизиться к пониманию феномена революций.

Несмотря на 128 лет, разделявших события 1789 и 1917 гг. и на очевидный контраст природно-климатических, социокультурных и иных условий Франции и России, многие факторы, вызвавшие к жизни и действовавшие в ходе рассматриваемых революций, были в той или иной мере схожими. Это объяснялось не только могучим воздействием французского опыта (в той или иной мере он использовался почти всеми политическими силами). Большевики считали себя последователями якобинцев. Огромная часть российской революционной лексики («Временное правительство», «Учредительное собрание», «комиссар», «декрет», «трибунал», «белые» и «красные» и т.д.) вела происхождение от Французской революции. Обвинения в якобинстве и, напротив, апелляции к опыту якобинцев, опасения или надежды, связанные с «вандеей», «термидором», «бонапартизмом» и т.п., стали у нас одними из наиболее распространенных сюжетов политических дискуссий (2).

И Французская, и Октябрьская революции знаменовали важный (хотя и далеко не столь самодовлеющий, как представлялось ранее) шаг на пути перехода от традиционного аграрного общества к индустриальному и были связаны с противоречиями, возникавшими между ними, а в какой-то мере - и внутри зарождавшегося индустриального общества (если пользоваться привычным, идеологизированным термином - внутри капитализма).

Крупные европейские революции, как выявили за последнее время экономисты, происходили на сходной стадии экономического развития, когда валовой внутренний продукт на душу населения составлял от 1200 до 1500 долл. Во Франции он оценивался примерно в 1218, а в России - 1488 долл. (3)

При этом в предреволюционный период обе страны демонстрировали чрезвычайно высокий экономический рост. Вопреки стереотипам, Франция в XVIII в. развивалась заметно быстрее, чем Англия, ее экономика была крупнейшей в мире, по объему ВНП вдвое превосходившей английскую (4). Россия же с пореформенных времен по темпам экономического роста опережала все европейские державы.

Накануне революций обе страны испытали существенное ухудшение экономического положения из-за неурожая 1788 г. и Первой мировой войны. Однако отнюдь не тяжелое положение масс стало главным фактором революций. Во Франции XVIII в. уровень налогообложения был вдвое ниже, чем в Великобритании, а в России 1914-1916 гг., несмотря на хозяйственные трудности, перебои в продовольственном снабжении городов, в целом продолжался рост производства, и положение масс было существенно лучше, чем в воевавшей с ней Германии. А. де Токвиль, давно подметивший, что «к революциям не всегда приводит только ухудшение условий жизни народа» (5), оказался прав.

В предреволюционный период Франция и Россия переживали демографический взрыв, вызванный прежде всего снижением смертности. Численность населения Франции за 1715-1789 гг. выросла более чем в 1,6 раза - с 16 до 26 млн. человек, а численность населения России за 1858-1914 гг. - в 2,3 раза, с 74,5 мдн. до 168,9 млн. человек (без Польши и Финляндии оно составляло 153,5 млн.) (6). Это способствовало как быстрому экономическому росту, так и усилению социальной напряженности, особенно в деревне, где жило более 4/5 населения обеих стран. Доля горожан также примерно совпадала: во Франции в 1800 г. она составляла 13%, в России к 1914 г. - 15%. По грамотности населения (40%) наша страна к 1913 г. примерно соответствовала Франции 1785 г. (37%) (7).

Социальная структура России начала XX в., как и Франции XVIII в. (хотя и в большей степени), носила переходный - от сословной к классовой - характер. Сословное деление уже подверглось заметной эрозии, а процесс формирования классов еще не завершился. Дробность и неустойчивость социальной структуры стали одним из факторов революционных потрясений. Другим общим фактором, повышавшим мобильность населения, стала замена традиционных больших (составных) семей на малые (8).

Во Франции XVIII в. и в России начала XX в. падала религиозность населения и влияние церкви, находившейся в тесной связи с государственной властью (9). Отмена Временным правительством в России обязательного причастия для солдат привела к уменьшению доли причащавшихся со 100 до 10% и ниже. Столь масштабное падение религиозности отразило кризис традиционного сознания и облегчило распространение политических идеологий.

Одной из особенностей исторического развития России с XVIII в. считался социокультурный раскол «низов» и «верхов» общества, который сыграл важнейшую роль в 1917 г. Однако и некоторые современные французские историки (Р. Мюшамбле, Р. Шартье, Д. Рош) отметили наличие в их стране перед революцией «двух культурных полюсов», «двух культур» и даже «двух Франций».

Приблизительное сходство ряда ключевых черт развития предреволюционных Франции и России не случайно. Преобладание крестьянства служило необходимым фактором для развертывания широкого «антифеодального» движения, поскольку в деревне и коренились многие структуры традиционного общества. В то же время наличие уже заметной доли городского населения обеспечивало руководство этим движением, его относительно новую, по сравнению с крестьянскими войнами Средневековья, направленность и некоторую организованность. Демографический взрыв, размывание сословных перегородок; формирование классов, новых социальных групп, стремившихся к собственности и власти; появление значительной, хотя еще и не преобладающей, доли грамотного населения; переход от патриархальных семей к малым и падение роли религии - все это являлось необходимыми условиями ломки традиционных стереотипов массового сознания и вовлечения значительной части народа в политический процесс.

Предреволюционные Францию и Россию сближала невиданная по европейским меркам мощь монархической власти (во многом и определившая силу революционного взрыва), а в развитии событий, хода революций можно отметить решающую роль столиц. («Политическое преобладание столицы над остальной частью государства обусловлено не ее положением, не величиной, не богатством, но единственно природой государственного правления», - отмечал Токвиль.).

Важнейшим революционизирующим фактором, порожденным десакрализацией массового сознания, ростом образования и социальной мобильности населения Франции и России, а также действиями властей, являлась дискредитация монархов, а отсюда в значительной мере - и института монархии. Когда в 1744 г. Людовик XV заболел, за его здоровье в соборе Парижской Богоматери было заказано 6 тыс. месс, а когда он умирал, в 1774 г. - всего 3 мессы (10). Людовик XVI и Николай II оказались слабыми -для столь бурных эпох - правителями. Оба они пытались провести назревшие реформы (Тюрго, Калонна и Неккера во Франции, Витте и Столыпина - в России), но, столкнувшись с сопротивлением правящей элиты, по большей части не смогли их осуществить или завершить. Поддаваясь давлению, они шли на уступки, но порой пытались отыграть их обратно, а в целом - проводили противоречивый, колеблющийся курс, лишь дразнивший революционизированные массы. «Отделенные друг от друга пятью четвертями столетия царь и король представляются в известные моменты двумя актерами, выполняющими одну и ту же роль», - подметил Л.Д. Троцкий в «Истории русской революции».

Оба монарха имели непопулярных в обществе жен-иностранок. «Королевы выше своих королей не только физическим ростом, но и моральным, - писал Троцкий. - Мария Антуанетта менее набожна, чем Александра Федоровна, и, в отличие от последней, горячо предана удовольствиям. Но обе одинаково презирали народ, не выносили мысли об уступках, одинаково не доверяли мужеству своих мужей». Австрийское и германское происхождение королевы и царицы в условиях войны с их родными странами служило для масс раздражающим фактором, провоцируя слухи об измене и еще более дискредитируя монархии.

Обе революции начинались сравнительно малокровно, прошли поначалу период двоевластия, но претерпели стремительную радикализацию. («Самое поразительное во Французской революции, - удивлялся Ж. де Местр, - увлекающая за собой ее мощь, которая устраняет все препятствия».) По широте вовлеченности масс, а отсюда по своему радикализму и кровопролитности, по светскости, а в той или иной мере и антирелигиозности идеологий, четкой социальной направленности и мессианству, по влиянию на мир Октябрьская и Французская революции близки, как никакие другие.

Порой прослеживаются едва ли не буквальные аналогии, вплоть до хождения народа с прошениями к своим монархам. Во Франции это произошло за 14 лет до революции - 2 мая 1775 г., а в России - за 12 лет, 9 января 1905 г. Хотя король соблаговолил выйти на балкон Версальского замка, а царя в Зимнем дворце не было, обе попытки подачи жалобы оказались неудачными и вызвали репрессии: во Франции - повешение двух людей из толпы, в России - расстрел демонстраций. Не менее примечательно и совпадение ключевых мифов, символов этих революций, каковыми стали «штурмы» Бастилии 14 июля 1789 г. и Зимнего дворца 25-26 октября 1917 г. На деле они были вовсе не героическими сражениями, а шумными, но малокровными (особенно для нападающих) захватами объектов, которые всерьез и не сопротивлялись.

Падение монархий во Франции и России не предотвратило дальнейшей радикализации революций, напротив, дало им мощный импульс, который в итоге привел к власти якобинцев и большевиков и послужил развертыванию невиданного по массовости террора. Число его жертв во Франции, по последним оценкам, превысило 40 тыс. человек, а вместе с жертвами развернувшейся в Вандее и других районах гражданской войны составило от 200 до 300 тыс. человек, - примерно 1% населения страны (11). Сколько-нибудь полных данных об общем количестве жертв революционного террора в России нет, а имеющиеся - отрывочны и противоречивы. Но известно, что потери населения в ходе Октябрьской революции и Гражданской войны 1917-1922 гг. составили от 12,7 до 15 млн. человек (из них 2 млн. - эмигрировали); таким образом, каждый десятый-двенадцатый человек погиб или же вынужден был покинуть страну. Безвозвратные потери России в Первой мировой войне (1914-1917) - 3-4 млн. человек - были примерно в 4 раза меньше. Даже потери всех 38 стран-участниц войны, представлявших 3/4 населения земного шара, составляли 10 млн. человек, т.е. существенно уступали потерям одной лишь России в Гражданской войне!

Страшная цена революций, их тяжелейшие последствия этим не исчерпываются. Широкие демократические права и политическую стабильность Франция обрела лишь после еще двух революций и потрясений, связанных с проигранной войной с Пруссией и недолгой, но кровавой историей Парижской коммуны, - более чем через 70 лет после завершения Великой революции.

Только в период Третьей республики, после завершения промышленного переворота и создания индустриального общества (объем промышленной продукции превысил объем сельскохозяйственного производства во Франции в середине 1880-х гг.) революционные потрясения ушли в прошлое.

Хотя в перспективе Французская революция и дала толчок промышленному перевороту (он начался в последние годы XVIII в.), небывалые революционные потрясения и полтора десятилетия опустошительных наполеоновских войн (12) подорвали экономику Франции и ее положение в мире. Соперничавшая с английской и превосходившая ее по своим масштабам французская экономика в XIX столетии с легкостью уступила ей первенство (13), а затем «пропустила вперед» и США, и Германию, и царскую Россию.

Последствия Октябрьской революции, включавшие не только Гражданскую войну, но и массовую коллективизацию, а также непосредственные политические репрессии, даже по самым консервативным оценкам дали около 20 млн. погибших (и это не считая 27 млн. павших в Великой Отечественной войне). Более того, 74-летний социалистический эксперимент, ради которого и приносились эти жертвы, потерпел крах и привел к распаду СССР. В итоге в начале XXI в. страна занимает худшие позиции в мире, чем в начале XX в. (14)

Тогда российская экономика была 4-й в мире, в 2005 г. (по размеру ВВП) - лишь 15-й, а с учетом паритета покупательной способности валюты - 10-й. По уровню демократических свобод, эффективности госаппарата и коррупции наша страна находится в числе развивающихся стран, и не в начале их списка. Уже с середины 1960-х гг. прекратились снижение смертности и рост продолжительности жизни, а с 1990-х гг. население России неумолимо сокращается.

Беспрецедентно катастрофические последствия Октябрьской революции и начатого ею социалистического эксперимента привлекают повышенное внимание к ее отличительным особенностям.

Французская революция, как и другие европейские революции, была направлена против структур и отношений традиционного общества («пережитков феодализма»). В Октябрьской революции если и решались поначалу отдельные общедемократические задачи (законодательная отмена сословий, отделение государства от церкви, раздел помещичьих земель), то лишь «попутно». В итоге же революция привела к фактическому уничтожению демократических свобод и воспроизводству - в модернизированном, индустриальном виде - многих характеристик традиционного общества. Уравнительные, социалистические тенденции, которые лишь намеком проявлялись во Французской революции у якобинцев, «бешеных», несколько больше - у К. Фоше, членов «Социального кружка» и «Заговора равных» Бабефа, в Октябрьской революции получили доминирующее значение.

Французская революция, исходя из идей Просвещения, принципа «общей воли», акцентировала общенациональные задачи. Ее манифестом стала «Декларация прав и свобод гражданина», в которой частная собственность объявлялась священной и неприкосновенной, и подчеркивалось: «люди рождены и живут свободными и равными перед законом», «источник суверенитета зиждется, по существу, в нации. Никакая корпорация, никакой индивид не могут располагать властью, которая не исходит явно из этого источника». Революция вызвала патриотический подъем, слово «патриот» стало синонимом слова «революционер». В результате революции сложилась французская нация.

Октябрьская революция, выросшая из Перовой мировой войны (которую большевики встретили лозунгом «поражения в войне собственного правительства», а завершили - унизительным, «похабным», по признанию Ленина, сепаратным миром), а также из интернационалистской марксистской идеологии, напротив, презрела патриотические, общие цели и сделала акцент на частных, «классовых» задачах и переделе собственности. Манифестом революции стала Декларация прав не гражданина, а лишь «трудящегося и эксплуатируемого народа», провозгласившая диктатуру пролетариата (т.е. явного меньшинства) и включенная по французскому примеру в Конституцию РСФСР 1918 г. Объяснения большевиков, что трудящиеся - это подавляющая часть населения, оказались лишь ширмой для дальнейшего «членения» народа по степени «классовой чистоты» и «сознательности», а в итоге - для утверждения тоталитарного режима. Российское общенациональное сознание не сложилось до сих пор.

В событийном, «технологическом» плане такой результат стал возможен не потому, что Октябрь 1917 г., в отличие от 1789 г., целенаправленно подготавливался партией большевиков. Пройдя, как и Французская революция, различные стадии, Октябрьская не завершилась «термидором». Большевики лишь временно пошли на частичную «самотермидоризацию» в годы нэпа, которая позволила им выжить, а затем перейти в новое наступление. (Отчасти запоздалым «термидором» можно считать события 1991 г., приведшие к краху социализма и СССР.)

Сущностные отличия Октября в значительной мере определялись тем, что эта революция произошла после промышленного переворота. Поэтому Россия к 1917 г. имела более развитую индустрию и рабочий класс (пусть и не до конца еще сформированный)15, гораздо более высокую концентрацию производства и даже его частичную монополизацию. Последнее - в сочетании с усилением госрегулирования в Первую мировую войну - существенно облегчило установление государственного контроля над экономикой и переход к новой социально-экономической модели. К началу XX в. успело получить популярность и идеологическое детище промышленного переворота - марксизм, теоретически обосновавший подобный переход.

Кроме того, в отличие от Франции конца XVIII в., Россия вступила в 1917 г., уже имея опыт революции (1905-1907), признанных революционных лидеров и «проверенные в деле» радикальные партии. Разнообразные социалистические партии, чья идеология оказалась близка традиционному массовому сознанию, занимали непропорционально большое место в партийной системе. Уже после Февраля 1917 г. они господствовали на политической арене, а на выборах в Учредительное собрание впервые в мире получили более 4/5 голосов (16).

Разгадка Октября 1917г. кроется, прежде всего, в уникальной «пропорции», в сочетании противоречий ранней модернизации и вызревавшего индустриального общества, осложненных кризисом российской империи и в особенности Первой мировой войной, оказавшей тотальное влияние на все сферы общества и массовое сознание.

К тому же переход от традиционного общества к индустриальному начался у нас с качественно иной, чем во Франции, «исходной базы» - предшествующего исторического пути, на котором, как известно, было 240-летнее монголо-татарское завоевание, крепостное право, самодержавие, «служилое государство», православие, но не было ни свободных городов (по крайней мере, с XV в.) и бюргерства, ни сильных традиций писаного права и парламентаризма (если не считать специфического и недолговечного опыта Земских соборов), ни Возрождения. Потому объективно трудный, болезненный процесс индустриальной модернизации протекал у нас особенно сложно. Эта модернизация (а соответственно - ломка традиционных структур и стереотипов массового сознания) проходила с беспрецедентной для Европы скоростью, пропуском и перестановкой отдельных фаз.

В результате в России к 1917 г. (т.е. спустя два десятилетия после промышленного переворота) аграрный переворот, в отличие от ведущих держав, завершен не был, более 4/5 населения жило в деревне, где господствовала не частная, а общинная собственность на землю, а сила российской буржуазии существенно уступала уровню экономического развития страны из-за повышенной роли государства и иностранного капитала (составлявшего около 1/3 всего акционерного капитала).

Соединение высококонцентрированной промышленности, молодого, тесно связанного с деревней, но уже обретшего революционные традиции рабочего класса и относительно слабой буржуазии с численно подавляющим общинным крестьянством, с его уравнительным, коллективистским менталитетом, ненавистью к «барам» и огромными маргинальными слоями (вследствие скорости модернизационных процессов и мировой войны) и создало ту гремучую смесь, взрыв которой - сдетонированный войной, слабостью, дискредитацией власти, а затем и начавшимся распадом империи - «запустил» русскую революцию гораздо дальше, чем европейские.

Поначалу казалось, что по своему значению, влиянию на мировые процессы Октябрьская революция затмевает Французскую. Но к концу XX столетия стало очевидным, что Французская революция, несмотря на ее кровавую трансформацию и непозволительно высокую цену, объективно дала толчок смене традиционных обществ на индустриальные. Октябрьская революция, напротив, перечеркнула ее позитивные последствия в России, а затем и в ряде других стран, попавших в орбиту СССР, открыв скорее не новую эру, а, по выражению Н.А. Бердяева, «новое Средневековье». Социализм, объективно послуживший альтернативным капитализму путем формирования индустриального общества, показал тупиковость этого пути. (То, что это был именно социализм, сомнений не вызывает - основные признаки социализма: уничтожение частной собственности, власть «пролетарской партии» и другие были налицо.)

Таким образом, если к Октябрьской революции применим термин «социалистическая», то понятие «буржуазная» применительно к Французской революции может использоваться лишь в узком, специфическом смысле. Можно ли называть эти революции великими, зависит от шкалы ценностей: стоят ли во главе нее человеческая жизнь или абстрактные «тенденции», или «закономерности». Тем не менее по масштабам своего влияния на общество и мир эти революции заслужили название «великих».