Истории великих фотографов. Уолкер Эванс

Уокер Эванс – один из величайших фотографов ХХ века. Самым большим его достижением и является созданный им «потрет бедности» – огромная серия работ о фермерах эпохи Великой Депрессии

Не графоман – это точно

Портрет Уокера Эванса. Фото: Эдвин Локе, хранится в Библиотеке Конгресса США, отдел эстампов и фотографий

Снимать легче, чем сочинять

Улицы Нового Орлеана. 1935 год. Фото Уокера Эванса, хранится в Библиотеке Конгресса США

«Мне в Париж, по делу, срочно». Перевод телеграммы, которую Уокер отправил отцу, конечно, очень вольный, но смысл ее был примерно таков. Мистер Эванс зубами скрипнул, но денег на поездку сыну выделил. Надо дать еще один шанс этому шалопаю. Тем более, он говорит, что хочет посещать в качестве вольнослушателя лекции по литературе в Сорбонне. Глядишь, и выйдет толк. Франция – это все-таки не штат Миссури.

На лекции Уокер, конечно, походил, но те, как ни странно, оказались такими же скучными, как в Америке. Он метался между Флобером и Бодлером, пытаясь найти синтез метода первого и духа второго, но по-прежнему не мог сочинить ничего.

Но Париж середины 20-х годов прошлого века был прекрасен как никогда, а для нашего героя он стал, по его признанию, настоящим «интеллектуальным стимулом». Уокер познакомился с работами французского фотографа Эжена Атже. Он – революционер в этом виде искусства – первый научился останавливать мгновение так, чтобы запечатленная будничная жизнь города стала не документом, не газетной иллюстрацией, а предметом искусства.

Творчество – это не обязательно буквы и слова. Пока не пишется роман, можно начать фотографировать. Эванс, окрыленный, возвращается в Нью-Йорк. Здесь, правда, на некоторое время о чистом искусстве приходится позабыть и заняться очень скучным делом. Отец отказывается финансово поддерживать своего растущего гения, и Уокеру на долгих два года приходится работать на Уолл-стрите у биржевого маклера.

Антиграфический

Флойд Берроуз, издольщик (фермер работающий на чужой земле и отдающий половину урожая землевладельцу). Фото Уокера Эванса, хранится в Библиотеке Конгресса США

Среди его друзей – ученица Атже Беренис Эббот, поэт Харт Крейн. Последний делает в 1930 Эвансу, который увлекся фотографированием городских небоскребов и всевозможных механизмов, первый заказ. Три фотографии Бруклинского моста опубликованы в томике стихов Крейна «Мост».

Еще один друг – писатель, филантроп, импресарио, друг искусств Линкольн Кирштейн, стоявший у истоков создания Музея современного искусства в Нью-Йорке, просит его сделать большую серию снимков викторианских домов в окрестностях Бостона. Этот заказ был, скорее, благотворительным: Кирштейн знал, как остро Эванс, покинувший своего скучного брокера и весь Уолл стрит вместе с ним, нуждался в деньгах.

Он переходит на другую камеру – 8×10 дюймов, берет уроки фотографии и публикуется в литературном альманахе журнале Hound&Horn, принадлежавшем все тому же Кирштейну.

Уокер становится известным, его фотографии, действительно, совершенно не похожи на то, к чему привыкли в Америке. Претендуя на то, что создает исключительно документы эпохи – «высококачественные, авторитетные, уникальные», он активно играет со всевозможными эстетическими ухищрениями. Но при этом принципиально до конца жизни будет снимать на свою большую допотопную и неудобную камеру, не пользуясь никакими средствами улучшения изображения, но в совершенстве владея всеми технологическими новинками, которые представлял ХХ век.

Такой вот противоречивый творец. И именно благодаря этим противоречиям он довольно быстро получает признание. Его «документы» появляются на страницах богато изданных альбомов по искусству и становятся экспонатами художественных выставок. Первая состоялась уже в 1932 году в галерее Жюльена Леви. Хозяин арт-пространства для обозначения стиля Эванса ввел новый термин – «антиграфический». Лев называет его работы «невероятно честными и передающими саму ткань жизни».

Три недели с Хэмингуэем

Френк Тингл, Бад Филдс и Флойд Берроуз, хлопковые издольщики, Графство Хейл, Алабама. Фото Уокера Эванса, хранится в Библиотеке Конгресса США

Заказы начинают сыпаться на Эванса как из рога изобилия. Он все еще предпочитает те, что так или иначе связаны с литературой – и в 1933 году отправляется на Кубу. На будущем «острове свободы» в то время было крайне неспокойно. Атмосфера того времени прекрасно передана в романе Хэмингуэя «Иметь и не иметь» (сюжет: торговец контрабандным виски перевозит на своей лодке кубинских революционеров, ограбивших банк).

Там еще правил кровавый тиран Херардо Мачадо, по сравнению с которым, по свидетельству современников, режим Муссолини был «детским пикником». (Мир еще не знал, что ждет его впереди). Страна была охвачена всеобщей стачкой, которая привела к восстанию. Режим сопротивлялся и в конце концов пал. Вот в такую мясорубку отправился наш герой – делать иллюстрации для книги Карлтона Билса «Преступление Кубы».

Он снимал уличную жизнь, нищих и полицейских… На Кубе вот-вот должна была начаться новая жизнь, а в творчестве Эванса – новый период. Он все больше удаляется от эстетства, формализма европейского модернизма к реализму – собственной его разновидности, ни на что не похожей. Той, где ткань самой неприглядной, отвратительной и даже страшной жизни безо всяких прикрас превращалась в прекрасное. Как? Секрет гения. Сам Эванс признавался, что большое влияние на него оказала тогда проза Хэмингуэя.

Работа на Кубе оказалась очень опасной. За фотографом следили, он не понимал, кто: местные? американцы? Будущая книга придется не по нраву и тем и другим. Неугодных здесь, порой, убивали прямо на улице, без суда и следствия… Но Эванс и в самом страхе сумел найти источник вдохновения. Он не очень понимал, что, к чему.

«Когда ты не в своей тарелке, ты замечаешь вокруг больше деталей и больше красоты, – говорил он, – это похоже на опьянение».

Скоро, впрочем, он плавно перешел в последнее состояние – и страх исчез. Общий приятель познакомил фотографа с Хэмигнуеем, а тот как раз остро страдал от одиночества и нуждался в собутыльнике. «Эту роль я исправно исполнял на протяжении двух недель, – вспоминал Уокер. – Мы прекрасно провели время».

Писатель помог ему остаться в Гаване на неделю дольше срока, добыть те страшные фото из газет, а после и «приютил» их у себя. Среди отснятого материала было 46 фотографий, которые Эванс не решился провозить через границу: могут изъять, а самого упечь далеко и надолго.

Он благополучно вернулся в Штаты, вскоре вышла прекрасно иллюстрированная книга, но те 46 фото в нее не вошли. Хэмингуэй о них попросту забыл, а после и потерял – очень надолго. Совершенно случайно снимки были обнаружены коллекционерами лишь в 2002 году, тогда же во Флориде состоялась выставка «Эрнест Хемингуэй и Уокер Эванс: три недели на Кубе».

Жестокие антидепрессанты Рузвельта

Дети из семьи фермеров Тингл. Графство Хейл, Алабама. Фото Уокера Эванса, хранится в Библиотеке Конгресса США

Великая Депрессия была тяжелым временем для всех – но только не для фотографов. Наоборот, наступило время расцвета фотоискусства. Президент Рузвельт был человеком мудрым и решительным. Чтобы вытащить сельское хозяйство из затяжного кризиса, он шел в рамках своего радикального Нового курса на крайне непопулярные меры.

Ради поднятия цен на сельхозпродукцию убивали поросят, жгли зерно. Для поддержки такой политики президента нужна была очень мощная пиар-поддержка. Ее обеспечивало информационное агентство под руководством Роя Страйкера (FSA). Оно наняло лучших фотографов страны, чтобы запечатлеть страдания простого человека – и прежде всего, фермера.

В общей сложности было сделано 77 тысяч снимков, которые хранятся сегодня в Библиотеке Конгресса США. «Мы с вами, мы за вас, мы все понимаем», – словно говорила президентская администрация.

Положение усугублялось пыльными бурями, которые бушевали в некоторых штатах на протяжении всей Великой Депрессии. Многие фермеры были вынуждены бежать со своих ставших непригодными для жизни земель в Техасе, Оклахоме. Им строили жилье, помогали финансово. Была образована специальная Администрации по переселению (впоследствии переименованная в Администрация по защите фермерских хозяйств), которая отправила Эванса в самые бедные районы Западной Виргинии и Пенсильвании, где жили переселенцы. Перед этим он почти год провел в южных штатах, снимая дома на плантациях, не исключая «хижин Дяди Тома».

Эти работы попали на выставку Музея современного искусства в Нью-Йорке, которая носила совсем неполиткорректное название: «Африканское негритянское искусство». Следующие месяцы он работает практически в тех же местах уже на правительство. Полутемные комнатушки, грязная одежда, крошечные церкви, стершиеся указатели на пыльных дорогах – во всем этом он видит красоту.

Он работает с азартом: поиск эстетики в кучах отходов сродни охоте. Социальные цели проекта занимают художника меньше всего, но тем не менее, его снимки работают на задачу великолепно. Маниакальная эвансовская приверженность честности и достоверности делает их прекрасным материалом для правительственных комиссий.

Для самого фотографа документальность – просто творческий инструмент, причем универсальный. Много лет спустя он нашел название своему творческому методу: «лирический документализм».

Два советских шпиона в полях Аламабы

Лаура Минни Ли Тингл. Фото Уокера Эванса, хранится в Библиотеке Конгресса США

Включите Шуберта и лягте на пол …

Портрет Элли Мэй Берроуз, работы Уокера Эванса, ставший символом Великой депрессии

Почему она так волновалась о фотографиях, так и не увидевших света? Потому что свет они увидели – да еще как! В 1941 году вышла книга «Теперь восхвалим славных мужей». Авторство – Джеймс Эджи и Эванс Уокер, название – цитата из Библии (Книга премудрости Иисуса, сына Сирахова, 44:1).

В предисловии Эйджи предупреждает: книга не для слабонервных, книга не имеет отношения к искусству, как мы его привыкли понимать. «Это, скорее, болезнь или злость – все, что угодно, но только не искусство».

Он предлагает потенциальному читателю зрителю поставить на граммофон пластинку с симфонией ми-мажор Шуберта, включить его на полную громкость, лечь рядом на пол и буквально прижаться ухом к трубе – источнику звука. И лежать так, не шевелясь, и даже не дыша, пока не окончится музыка.

«Звук будет не очень приятным. И чем больнее вам будет, тем лучше, радуйтесь. Главное, что вы будете не снаружи музыки, а внутри, и само ваше тело приме форму музыки».

Эванс считал, что задача художника – прямо смотреть в глаза действительности и рассказывать о них людям, как бы тяжело ни было: «Подлинная вещь, о которой я говорю, обладает чистотой, определенной суровостью и лишена сознательной художественной претензии».

Одни находили несоответствие между ювелирными текстами и суховатыми фотографиями. Другие – между скрупулезными описаниями и магическими снимками одного и того же предмета (видавшего виды комода, к примеру).

Книга, безусловно, стала явлением в мире искусства – и словесного, и изобразительного. Она стала и социальным явлением, явив миру невиданный доселе по честности, достоверности и детальности портрет бедности. Однако Эванс в своих портретах воспевает не страдание, а силу духа алабамских фермеров, их решимость противостоять самым страшным обстоятельствам и выжить несмотря ни на что. Потому они без всякой доли иронии могут именоваться «славными» – мужами и женами.

Авторы планировали создать три тома эпопеи, уже и библейские цитаты подобрали для названия каждого. Но дальше первого тома продвинуться, к сожалению, не удалось. От Эйджи ушла жена, он постепенно сходил с дистанции, подвизался на случайных работах и писал в стол автобиографию, которая вышла уже после смерти писателя, став его второй большой книгой и получив Пулитцеровскую премию.


Он работает в журналах – Time и Fortune. В последнем дослужился до редактора и, наконец, осуществил свою детскую мечту. На страницах Fortune появляются эссе Эванса, снабженные, само собой, его иллюстрациями.

Его искусство оказало влияние на несколько поколений снимающих – и рисующих людей – людей. Сегодня нам трудно оценить вклад этого человека в фотографию, а ведь именно он и его фотографии, признанные настоящим искусством, проторили дорогу для десятков и сотен фотожурналистов. После Эванса они тоже получили право называть свои снимки – бытовые, производственные, военные – искусством, а не только документом. К 1960-м года он уже – культовая фигура, обладатель наград, участник выставок.

Как бы то ни было, Эванс не просто влиял, он учил. Профессор графического дизайна обожал преподавательскую работу и своих йельских студентов. Многие из них стали знаменитыми – Хелли Левитт, Роберт Франк, Дайан Арбус, Лии Фридландер. В 1981 году одна из них отправилась в поездку по США, чтобы воссоздать снимки учителя. На земле воцарился постмодернизм. Эванс этого царства не создал, он умер в 1975, когда вокруг бушевал поп-арт, доведший до абсурда его главный эстетический принцип поэтизации обыденного. Говорят, что Энди Уорхол вдохновлялся его «портретами из подземки», создавая свои, и даже атмосферу целого жанра кинематографа – так называемого «роуд-муви» – связывают с эвансовской серией фотографий из окна поезда.

8×10 дюймовой камеры. Он писал, что его задача как фотографа состояла в том, чтобы сделать фотографии, которые являются «грамотными, авторитетными, трансцендентными». Многие из его работ находятся в постоянной коллекции музеев и выставлялись, например, в музее искусств Метрополитен .

Уокер Эванс
англ. Walker Evans
Дата рождения 3 ноября (1903-11-03 ) […]
Место рождения Сент-Луис , Миссури , США
Дата смерти 10 апреля (1975-04-10 ) […] (71 год)
Место смерти Нью-Хейвен , Коннектикут , США
Гражданство США США
Род деятельности фотограф , фотокорреспондент , журналист
Награды и премии
Медиафайлы на Викискладе

Биография

Администрация по защите фермерских хозяйств

Были предположения, что Эванс был вдохновением портретов Энди Уорхола после публикации "Портретов в Подземке" в Harper"s Bazaar в марте 1962. Эванс начал экспериментировать с автопортретами из фотокабины в Нью-Йорке в 1929, используя их, чтобы отделить его собственное артистическое присутствие от его образов, жаждущий истинную объективность того, что он позже описал как «окончательная чистота рекордного метода.»

Имя Уокера Эванса (Walker Evans ) - одно из знаковых для американского и мирового фотоискусства прошлого века. Документалист и социальный фотограф, человек, неравнодушный к проблемам простого народа, автор пронзительных - все это об Эвансе.

Будущий великий фотограф родился в США 3 ноября 1903 году. Интерес к фотографии начал проявлять достаточно поздно, поскольку в юности главной страстью Эванса была литература. Именно с ней он планировал связать свою жизнь. Только в двадцатипятилетнем возрасте Уокер создал свои первые серьезные фотоработы, которые положили начало его карьере в этой сфере.

Знакомство Эванса с фотоискусством началось с экспериментов и поиска собственного стиля. На начальном этапе он перепробовал много жанров: снимал пейзажи, архитектурные ансамбли, проявлял интерес к абстракции. Постепенно начинал тяготеть к репортажной съемке - его стала занимать реальная жизнь и простые люди, их быт, проблемы и переживания. В этот же период главным орудием фотографа становится широкоформатная камера.

Кубинский период

В 1933 году Уокер Эванс совершил поездку на Кубу. Это путешествие совпало с народным восстанием против местного диктатора. Разумеется, фотограф не мог остаться в стороне от таких громких событий и запечатлел на пленке красноречивые кадры социальных потрясений. Эти фотографии использовались как иллюстрации для книги "Преступление Кубы" (автор Карлтон Билс).

Кубинская поездка стала стартом для серьезного увлечения Эванса репортажной фотосъемкой. Там же Уокер познакомился с Эрнестом Хэмингуэем, проживавшим в Гаване. Фотограф снял более сорока кадров с великим писателем, но широкой известности эти снимки так и не получили.

Великая Депрессия

Начало тридцатых годов ХХ столетия ознаменовалось затяжным периодом упадка американской экономики. Великая Депрессия привела к колоссальным убыткам, причем больше всего пострадали простые американцы, не имеющие больших накоплений.

Уокер Эванс не мог остаться в стороне, просто наблюдая за многочисленными трагедиями в жизни своего народа. Он начал тесное сотрудничество с одной общественной организацией. Она занималась защитой прав малоимущих фермеров, которых упадок экономики привел к банкротству.

Уокер Эванс вместе с представителями FSA совершил большое путешествие по американской глубинке. Задача фотографа была простой, но чрезвычайно важной - задокументировать бедственное положение фермерских хозяйств.

Надо признаться, справился со своей миссией он просто блестяще. Фотографии Эванса настолько глубоки и пронзительны, они так передают атмосферу упадка и уныния, царившего в обществе в тот период, что лучшей иллюстрации для Великой Депрессии не стоит и искать. Глядя в усталые лица отцов семейств, грустные глаза бедно одетых детей, никто не сможет остаться равнодушным.

Вместе с Эвансом фотоотчет готовили двое других знаменитых фотографов того времени - Рассел Ли и . Совместная работа трех мэтров фотографии позволила создать правдивые и очень красноречивые съемки такого непростого периода в истории Соединенных Штатов Америки.

Снимки принесли Уокеру Эвансу всемирную известность, поставив в один ряд со знаменитыми фотографами первой половины прошлого века.

Сотрудничество с Fortune

Именно в этом знаменитом журнале Уокер Эванс начал публиковать свои работы еще в 30-х годах. Тесное сотрудничество продолжалось много десятилетий - до 1965 года издание регулярно размещало свежие снимки мэтра американской фотографии.

Тематика социальных съемок Эванса была разнообразной - от жизни простых заводских рабочих до производства оружия во времена Второй мировой войны. Благодаря своим искренним и очень трогательным фотографиям Уокеру удалось создать собирательный образ представителя рабочего класса - обычного американского работяги, который живет в непростых условиях, но все равно надеется на лучшее.

Сотрудничая с журналом Fortune Эванс постепенно "дорос" до должности его редактора. В этом амплуа Уокер не ограничивался только фотографией. Он написал ряд талантливых эссе, которые были данью его юношескому увлечению литературой.

Многие фотоработы Уокера Эванса хранятся в Библиотеке Конгресса США и музее Метрополитен.

Съемки в подземке

1938 год стал знаковым для Эванса сразу по нескольким причинам. Во-первых, именно тогда состоялась первая серьезная выставка его фоторабот в Нью-Йорке, которая была благосклонно встречена критиками.

Во-вторых, в 1938 году Уокер нашел новый источник вдохновения - нью-йоркское метро.

Он стал одним из первых фотографов, которые выбрали мир подземки для съемок. Эвансу удалось передать на своих снимках удивительный мир, поймать мимолетные мгновения, "выхватить" из толпы харизматичные лица.

Уокер не раз отмечал, что его главная задача как фотографа - быть правдивым, показывать действительность без прикрас.

Ему это удалось в полной мере. Благодаря подкупающей искренности снимков, ощущению сопереживания, которое они неизменно вызывают, Уокер Эванс получил заслуженное признание как выдающийся уличный и социальный фотограф.

Walker Evans , (born November 3, 1903, St. Louis, U.S.-died April 10, 1975, Connecticut), American photographer whose influence on the evolution of ambitious during the second half of the 20th century was perhaps greater than that of any other figure. He rejected the prevailing highly aestheticized view of artistic photography, of which was the most visible proponent, and constructed instead an artistic strategy based on the poetic resonance of common but exemplary facts, clearly described. His most characteristic pictures show quotidian American life during the second quarter of the century, especially through the description of its , its outdoor advertising, the beginnings of its automobile culture , and its domestic interiors.

Early life and work

In contrast to the aggressive intrusiveness that even in the 1930s characterized much photographic reportage, Evans’s pictures from this project exhibit an almost courtly reticence to intrude into the most private aspects of his subjects’ lives. And yet, in spite of the absence of vulgar prying, the viewer thinks he knows the so-called Ricketts, Woods, and Gudgers better than any star in the tabloids, perhaps partly because they seem collaborators in the design of their portraits. Perhaps Evans understood that the meagre thinness of the sharecroppers’ lives was rendered most clearly when they had dressed themselves up in their Sunday best.