Добровольский космонавт семья. Биографии астрономов, ученых, космонавтов

Родился 1 июня 1928 года в Одессе в семье рабочего. Русский. Член КПСС с 1954 года. Когда Георгию исполнилось 2 года, отец ушел из семьи. Воспитывался матерью. В 1941 году окончил 6 классов в средней школе №99 города Одессы.

В 1941 году разразилась война, а вскоре город осадили фашистские и румынские войска. 13-летний подросток помогал рыть окопы, ухаживал в госпитале за ранеными, попытался прибиться к какому-нибудь партизанскому отряду, чтобы бить захватчиков. Все попытки ни к чему не привели: мал еще.

Однако и сидеть без дела Георгию тоже не хотелось. Вместе с такими же друзьями-подростками Добровольский мечтал о мщении. Подражая взрослым, они решили собрать свой партизанский отряд, а первым заданием для всех был поиск оружия. Ребята нашли несколько пистолетов, автоматов, гранат. Пистолеты оставили у себя, а автоматы зарыли в землю, чтобы при первой возможности воспользоваться оружием.

Их выследили. Жандармская полиция нагрянула к Добровольским с обыском очень неожиданно. Спрятать пистолет у Жоры не было никакой возможности. Оружие нашли, 15-летнего подростка увели в тюрьму. Никакого снисхождения к возрасту не было: малолетний узник 22 февраля 1944 года был приговорен военно-полевым судом к 25 годам каторжных работ. Во многом из-за того, что во время пыток не выдал никого из своих товарищей.

Они его не забыли, устроили побег. Это случилось 19 марта. А меньше, чем через месяц, 10 апреля, в Одессу вошли первые батальоны советских войск, принеся с собой освобождение от оккупации.

После освобождения Одессы в 1944 году Георгий сдал экзамены за 7 и 8 классы и поступил в школу №58 в 9 класс, а затем перевёлся в спецшколу ВВС. В 1946 году окончил 10 классов спецшколы ВВС города Одессы.

В Советской Армии Георгий Тимофевич с 1946 года. Окончил Чугуевское военное авиационное училище летчиков лётчиков (ВАУЛ) по 2-му разряду по специальности «летчик-истребитель» в 1950 году.

С 9 ноября 1950 года служил летчиком, а с 11 ноября 1952 года - старшим летчиком 965-го истребительного авиационного полка (ИАП) 123-й истребительной авиационной дивизии (ИАД) ПВО 32-й ВИА Донбасского района ПВО (14 октября 1952 года дивизия была передислоцирована на территорию Восточной Германии и вошла в состав 71-го истребительного авиационного корпуса (ИАК) 24-й ВА).

В 1952 году окончил вечерний Университет марксизма-ленинизма.

С 19 января 1955 года служил заместителем командира эскадрильи по политической части, с 18 ноября 1955 года служил командиром звена. 1 октября 1956 года 123-я ИАД вошла в состав 30-й ВА Прибалтийского ВО и была передислоцирована в город Валга Эстонской ССР. 6 марта 1959 года 965-й ИАП вошел в состав 263-й ИАД 30-й ВА.

17 ноября 1959 года 965-й ИАП был переименован в 965-й авиационный полк истребителей-бомбардировщиков 2-й линии (АПИБ).

С 7 мая 1960 года служил командиром звена, с 25 ноября 1960 года – штурманом, заместителем командира эскадрильи.

7 июля 1961 году окончил заочный факультет Военно-воздушной академии (ВВА) по специальности «Командно-штабная ВВС». С 29 июля 1961 года - заместителем командира эскадрильи по политической части, с 12 октября 1961 года - начальником политотдела, заместителем командира по политической части 43-го отдельного АПИБ 30-й ВА Прибалтийского ВО.

6 марта 1962 года был признан одним из лучших командиров авиазвена. В этом же году проходит медицинское обследование в Центральном военном научно-исследовательском авиационном госпитале (ЦВНИАГ) и в мае 1962 года получил допуск Центральной врачебно-летной комиссии (ЦВЛК).

6 сентября 1971 года приказом МО СССР №192 был навечно зачислен в списки личного состава в/ч 23300 (1-й авиационной эскадрильи).

8 января 1963 года на заседании мандатной комиссии был рекомендован к зачислению в отряд космонавтов. Приказом Главкома ВВС №14 от 10 января 1963 года был зачислен в ЦПК в качестве слушателя-космонавта.

В 1964 году заочно окончил Военно-воздушную академию. При подготовке к космическим полетам Добровольский не щадил своих сил, стремился вникнуть в специфику работы летчика-космонавта до мельчайших деталей. Напряженно, с полной отдачей работал он все 8 лет вплоть до того дня, когда Государственная комиссия утвердила его командиром экипажа космического корабля "Союз-11" и орбитальной пилотируемой научной станции "Салют".

23 января 1965 года был назначен на должность космонавта 2-го отряда (военные космические программы). В феврале 1965 года изучил матчасть самолета МиГ-21 в 4-м Центре боевого применения в Липецке. Летал на МиГ-21у, УТИ МиГ-15, Ту-104, Ил-14 с инструктором.

С сентября 1966 по 1967 год проходил подготовку по программе облета Луны (на КК 7К-Л1) в составе группы космонавтов.

В 1967 - 1968 годах проходил подготовку в группе по программе «Алмаз» в составе группы.

С августа по декабрь 1968 года проходил подготовку в качестве командира активного КК «Союз» в составе третьего (резервного) экипажа по программе «Стыковка».

В 1969 - 1970 годах проходил подготовку по программе «Контакт» в качестве командира экипажа КК «Союз», сначала в группе, а затем вместе с Петром Колодиным (с января по март 1970 год), с Олегом Макаровым (с марта по май 1970 года) и с Виталием Севастьяновым (в ноябре - декабре 1970 года).

С 10 февраля 1970 года был инструктором-космонавтом 2-го отдела, заместителем командира отряда по политической части. 7 января 1971 года был вновь назначен космонавтом 1-го отдела 1-го управления.

С 18 сентября 1970 по февраль 1971 года проходил подготовку по программе полета на ДОС-1 «Салют» в качестве командира четвертого (резервного) экипажа, вместе с Виталием Севастьяновым и Анатолием Вороновым.

С 27 апреля по 27 мая 1971 года проходил подготовку по программе полета на ДОС-1 «Салют» в качестве командира второго (дублирующего) экипажа корабля «Союз-11», вместе с Владиславом Волковым и Виктором Пацаевым.

Экипаж «Союза-11» сложился не сразу. Дело в том, что в конце 60-х в космос летали по двое космонавтов. А тут американцы запустили на орбиту сразу трех. Было принято решение и советский экипаж создать из трех человек. Причем, по иронии судьбы, перед самым стартом основной экипаж (Алексей Леонов, Валерий Кубасов и Петр Колодин) был заменен дублирующим (Добровольский, Волков, Пацаев). Говорят, что три скафандра не умещались на корабле, поэтому решили лететь в спортивных костюмах. В это трудно поверить хотя бы потому, что чуть больше, чем за месяц до старта «Союза 11», 23 апреля 1971 года В. Шаталов, А. Елисеев и Н. Рукавишников на корабле «Союз-10» уже побывали в космосе, но не смогли попасть на орбитальную станцию.

На состоявшемся 4 июня 1971 года заседании Государственной комиссии основной экипаж корабля «Союз-11» (Алексей Леонов, Валерий Кубасов, Пётр Колодин) был отстранен от полета из-за обнаруженного врачами затемнения в легком у Валерия Кубасова. Основным экипажем корабля «Союз-11» был назначен экипаж Добровольского.

6 июня 1971 года в 7.55 по московскому времени ракета-носитель с кораблем "Союз-11" стартовала в космос. Георгий Тимофеевич выступил в качестве командира КК «Союз-11» и первой основной экспедиции (ЭО-1) на ДОС-1 «Салют», вместе с В.Волковым и В.Пацаевым.

7 июня в 10.45 корабль состыковался с орбитальной станцией "Салют", находившейся на орбите с 19 апреля. С этого момента впервые в мире на орбите начала функционировать пилотируемая научная станция. За это время экипаж выполнил обширную программу испытаний систем станции, медико-биологических исследований и астрофизических экспериментов. По словам академика М.В.Келдыша, проведенные эксперименты Lоткрывают большие перспективы для метеорологии, геологии, географии, по исследованию океана, растительного покрова и ресурсов Земли.

Продолжительность полета составила 23 суток 18 часов 21 минута 43 секунды. Позывной: «Янтарь-1».

30 июня, в 01.35, была включена тормозная двигательная установка «Союза». Отработав расчетное время и потеряв скорость, корабль начал сходить с орбиты. После аэродинамического торможения в атмосфере нормально раскрылся парашют, сработали двигатели мягкой посадки, спускаемый аппарат плавно приземлился в степи Центрального Казахстана, западнее горы Мунлы.

Врач Анатолий Лебедев, работавший тогда в Центре подготовки космонавтов, вспоминал: «Мы на своем вертолете внимательно вслушивались в радиопереговоры других поисковых групп – кто увидит корабль первым? Наконец, лаконичное: «Вижу! Сопровождаю!» – и взрыв голосов в эфире. Всех голосов, кроме... Да, точно: удивляло одно – никто из экипажей поисковой службы не мог связаться с космонавтами. Мы еще тогда подумали: наверно, строповая антенна не работает, а поэтому и невозможно установить связь с экипажем «Союза».

Наконец и мы, медики, через иллюминаторы вертолета увидели бело-оранжевый купол парашюта корабля, чуть серебристый от восходящего солнца. Мы летели точно к месту посадки, и сели вслед за кораблем, метрах в 50-100. Как бывает в таких случаях? Открываешь люк спускаемого аппарата, оттуда – голоса экипажа. А тут – хруст окалины, стук металла, стрекот вертолетов и... тишина из корабля.

Мне довелось извлекать из корабля первым его командира – Георгия Добровольского. Я знал, что он сидел на среднем кресле. Не скрою, я его не узнал: космонавты обросли бородами за время полета (были у них сложности с бритьем), да и необычные условия спуска тоже, по-видимому, повлияли на их внешний вид. Вслед за Добровольским мы вынули Пацаева и Волкова.

В первые мгновения ничего не понятно; быстрый осмотр тоже не позволил сразу дать заключение о состоянии экипажа: что произошло за секунды радиомолчания, пока шар спускаемого аппарата прошивал атмосферу?! У всех космонавтов практически нормальная температура тела.

Да и, честно сказать, это не то чтобы непонимание, – мысль о трагедии просто ни к кому и близко не подходила в те секунды. Вся наша медицинская бригада развернулась мгновенно. Наличие опытного реаниматолога из Института имени Склифосовского сразу определило характер и средства помощи. Шесть врачей приступили к проведению искусственного дыхания, непрямого массажа сердца. Минута, еще...».

Георгий Тимофеевич Добровольский с другими членами экипажа были похоронены у Кремлевской стены 2 июля 1971 г. Навечно зачислен в списки воинской части.

Через несколько дней стали известны результаты расшифровки записей «черного ящика». Анализ записей автономного регистратора системы бортовых измерений показал, что с момента отделения бытового отсека – на высоте более 150 километров – давление в спускаемом аппарате стало падать и через 30-40 секунд стало практически нулевым. Спустя 42 секунды после разгерметизации сердца космонавтов остановились.

Слово космонавту Алексею Леонову: «Ошибка была заложена в конструкции. Произошла разгерметизация кабины во время отстрела орбитального отсека. При монтаже шариковых клапанов монтажники вместо усилия 90 кг закрутили с усилием 60-65 кг. При отстреле орбитального отсека произошла большая перегрузка, которая заставила сработать эти клапаны, и они рассыпались. Обнаружилась дырка диаметром 20 мм. Через 22 секунды космонавты потеряли сознание».

Семейное положение: отец - Добровольский Тимофей Трофимович, 1908 г.р., работал в органах госбезопасности, был начальником отдела контрразведки п/п 40260, с 1957 - в отставке; мать - Добровольская (Каменчук) Мария Алексеевна, 1907 г.р., работала уборщицей в магазине, затем продавщицей в артиллерийском училище; брат - Добровольский Александр Тимофеевич, 1946 г.р., механик управления тралового флота города Ялты; жена - Добровольская (Стеблева) Людмила Тимофеевна, (1938 - 1986), работала педагогом; дочь - Добровольская Марина Георгиевна, 1960 г.р., профессор МГУ, преподает английский язык; дочь - Добровольская Наталья Георгиевна, 1967 г.р.

Звания и награды:

Герой Советского Союза (посмертно, 30.06.1971);

Летчик-космонавт СССР (посмертно, 30.06.1971);

Медаль «Золотая Звезда» Героя Советского Союза;

Медаль «За боевые заслуги» (за 10 лет безупречной службы);

7 юбилейных медалей.

Именем Георгия Тимофеевича названы малая планета №1789 (6 июня 1977 года), кратер на Луне, научно-исследовательское судно АН СССР.

С 1972 года в СССР (а затем в России) разыгрывается Кубок Добровольского по прыжкам на батуте.

http://www.astronaut.ru, http://article.uz, http://persona.rin.ru

Входя в здание одесской Специализированной школы №10, что расположилась на улице 10 Апреля, посетители обращают внимание на фотографии двух человек в офицерской форме. На них изображены два космонавта: Г. С. Шонин и Г. Т. Добровольский. Подполковник Георгий Тимофеевич Добровольский изображен в кителе, на котором прикреплены орденские планки, значок-ромб об окончании Военно-Воздушной академии, знак специалиста 1‑го класса и значок 1‑разрядника по прыжкам на батуте. И больше никаких наград...

Через 5 дней после своего 43‑летия, 6 июня 1971 года, командир космического корабля «Союз-11» Г. Т. Добровольский и его команда в составе В. Н. Волкова и В. И. Пацаева стартовали в космос. А уже утром 7‑го числа корабль осуществил стыковку со станцией «Салют», находившейся на орбите с 19 апреля. После этого три космонавта по переходу проникли в помещение научной станции «Салют». Начался новый этап освоения Вселенной. С этого момента впервые в мире на орбите начала функционировать пилотируемая научная станция. Добровольский и его экипаж стали первыми людьми, которые поселились в «космическом доме».

Восхождение Добровольского к звездам началось гораздо раньше и, как говорится, сталкивалось с терниями. В 1941 году, как и все сверстники, Жора окончил 6 классов школы №99, когда вдруг вспыхнула война. Наши войска отступали, а с приближением фронта к Одессе Жора отправился на помощь пожарным дружинам гасить зажигалки, а также рыть окопы со всеми жителями.

Как и многим одесситам, Георгию не удалось эвакуироваться. Когда враги-фашисты вошли в его родную Одессу, он стал думать, как отомстить оккупантам, и пошел бороться с врагом. Юный патриот организовал группу подростков, которые, по примеру взрослых, запасались оружием. Также ребята расклеивали листовки, призывающие не подчиняться врагу.

В феврале 1944 года во время облавы, которые к тому моменту следовали одна за другой, Добровольский был схвачен, избит и за ношение оружия брошен в тюрьму. Румынский военно-полевой суд приговорил его к 25 годам каторжных работ 19 марта 1944 года, незадолго до освобождения города. Но подпольщики не оставили в беде юного патриота и устроили ему побег по поддельным документам.

За два дня до освобождения города от фашистов, 8 апреля 1944 года, вышло Постановление Совета Народных Комиссаров СССР №523, а 22 мая такой же документ уже за подписью Никиты Сергеевича Хрущева, о восстановлении на Украине 5 воздушных и 3 артиллерийских военных спецшкол. Так в Одессе была восстановлена артиллерийская Спецшкола, находившаяся в стенах современной средней школы №60, и Военно-воздушная (сегодня - здание школы №10).

Сразу же после освобождения Добровольский узнал, что на площади Реввоенсовета открывается Военно-Воздушная школа. Недолго думая, он подал документы, и, пройдя строжайший отбор, был зачислен курсантом этой школы.

Учился Георгий хорошо, был в первых рядах курсантов, опоры командования. По этой причине администрация школы назначила его заместителем командира 2‑го взвода.

Добровольский неоднократно получал благодарности от командования за участие в соревнованиях и конкурсах. Он многому научился у своих наставников, большая часть которых пришла в школу после фронта.

По окончании Спецшколы ВВС, после короткого месячного отпуска, Георгий вернулся в школу и отправился на учебу в Чугуевское Военно-авиационное училище, окончив которое в 1950 году, стал пилотом высокого класса. Он летал настолько мастерски, что, когда однажды журналисты попросили его рассказать какую-нибудь историю, связанную со сложностями при выполнении полетов, летчик чуть ли не извинялся за отсутствие за плечами подобных ситуаций.

В январе 1963 года Г. Т. Добровольский был зачислен в отряд космонавтов, а в 1964 году заочно окончил Военно-воздушную академию. При подготовке к космическим полетам Добровольский не щадил своих сил, стремясь вникнуть в специфику работы летчика-космонавта до мельчайших деталей. Напряженно, с полной отдачей работал он все 8 лет вплоть до того дня, когда Государственная комиссия утвердила его командиром экипажа космического корабля «Союз-11» и орбитальной пилотируемой научной станции «Салют».

Надо сказать, что наш земляк отправился в космос в довольно «почтенном» - 43 года - возрасте. Виктору Пацаеву было 38 лет, а Владиславу Волкову, для которого тот полет стал вторым, - 36. Для сравнения, в 1961 году Юрию Гагарину, отправившемуся в космос первым, было немногим менее 27 лет.

В свой первый и, увы, последний полет на орбитальную станцию «Салют-1» наш земляк ушел вместо знаменитого Алексея Леонова - первого человека, который вышел в открытый космос. Экипаж Георгия был дублирующим, Леонова - основным. Однако накануне у леоновского бортинженера Валерия Кубасова рентген обнаружил затемнение в легком (позже оказалось - дефект пленки). Поэтому полетел Добровольский с Виктором Пацаевым и Владиславом Волковым. На старте космонавтам многие завидовали, поскольку им предстояло первыми осуществить стыковку со станцией «Салют-1» - такая честь выпадает далеко не каждому!

Экипаж «Союза-11» провел в космосе 23 суток 18 часов 21 минуту 43 секунды, а 30 июня 1971 года при возвращении на Землю произошла трагедия. Когда спускаемый аппарат приближался к Земле, произошла его разгерметизация. Когда поисковая группа открыла люк спускаемого аппарата, то обнаружила экипаж неподвижно сидящим на рабочих местах. В этот момент на космонавтах были... лишь спортивные костюмы. Все реанимационные мероприятия результатов не дали. Экипаж корабля (Добровольский Георгий Тимофеевич, Волков Владислав Николаевич, Пацаев Виктор Иванович) погиб.

Историки космонавтики полагают, что трагедия произошла из-за политических амбиций руководства страны. Дело в том, что в те годы американские астронавты летали на трехместных кораблях «Аполлон». В Москве не хотели уступать противнику и решили отправить на орбиту также трех космонавтов. Однако, корабли «Союз» были рассчитаны на экипажи из двух человек, тогда как «впихнуть» надо было троих. Именно из-за этого на обнаруженных после неудачной посадки телах космонавтов были спортивные костюмы, а не скафандры - иначе они бы не поместились в кабине корабля.

На месте падения «Союза», в 176 километрах юго-восточнее города Джезказгана, экипажу космического корабля был открыт памятник. Сегодня, к сожалению, того памятника больше нет, как и нет страны, ради которой совершили подвиг Добровольский и его товарищи. От памятника остались только круговая бетонная дорожка, столик и скамеечка (как на могилках на кладбище), фрагмент металлической конструкции, обломок бетонного камня и обрезанные трубы на месте основания.

Несмотря на такие факты, вот уже более 40 лет имя космонавта и его экипажа сохраняется в памяти людей. При этом одними из первых почтили память наших космонавтов жители... Экваториальной Гвинеи, выпустив почтовую марку.

Что касается Георгия Тимофеевича Добровольского, то имя нашего звездного земляка носит астероид №1789 в созвездии Льва и кратер на Луне. С 1972 года в Советском Союзе проводились соревнования по прыжкам на батуте на Кубок Г. Т. Добровольского.

В Одессе, где родился космонавт, существует проспект Добровольского, на котором ему установлен памятник, а рядом построен кинотеатр «Звездный». 22 июня 1971 года Г. Т. Добровольскому решением Одесского Горисполкома посмертно присвоено почетное звание Почетного гражданина города-героя Одессы. В том же году имя космонавта было присвоено средней школе №10, правопреемнице Спецшколы ВВС, которую в 1946 году окончил Георгий Тимофеевич Добровольский. Сегодня в школе №10 есть музей космонавта, а День космонавтики занимает достойное место среди отмечаемых в ней праздников.

Виталий Орлов,
выпускник школы №10 г. Одессы,
член Национального Союза журналистов Украины




01.06.1928 - 30.06.1971
Герой Советского Союза


Д обровольский Георгий Тимофеевич - командир космического корабля "Союз-11" и первой в мире орбитальной станции "Салют", лётчик-космонавт СССР № 24, подполковник.

Родился 1 июня 1928 года в городе Одессе (Украина) в семье рабочего. Русский. Член КПСС с 1954 года. Когда Георгию исполнилось 2 года, отец ушёл из семьи. Воспитывался матерью. Учился в школе. Когда началась Великая Отечественная война ему было 13 лет. Георгий рыл окопы, гасил зажигалки, помогал защищать родной город. Когда осенью 1941 года Одесса пала, решил бороться с оккупантами в рядах партизан. Он раздобыл пистолет, но использовать его не успел. Во время облавы был схвачен, избит и за ношение оружия брошен в тюрьму. Румынский военно-полевой суд приговорил его к 25 годам каторжных работ. 19 марта 1944 года, незадолго до освобождения города (Одесса была освобождена 10 апреля), по подложным документам, изготовленным подпольщиками, ему удалось бежать.

После войны поступил в Одесскую спецшколу ВВС. В Советской Армии с 1946 года. Окончил Чугуевское военное авиационное училище лётчиков в 1950 году. Служил в истребительной авиации, прошёл путь от рядового лётчика до заместителя командира эскадрильи по политической части.

В январе 1963 года зачислен в отряд космонавтов. В 1964 году заочно окончил Военно-воздушную академию. При подготовке к космическим полётам Добровольский не щадил своих сил, стремился вникнуть в специфику работы лётчика-космонавта до мельчайших деталей. Напряжённо, с полной отдачей работал он все 8 лет вплоть до того дня, когда Государственная комиссия утвердила его командиром экипажа космического корабля «Союз-11» и орбитальной пилотируемой научной станции «Салют».

6 июня 1971 года в 7.55 по московскому времени ракета-носитель с кораблём «Союз-11» стартовала в космос. 7 июня в 10.45 корабль состыковался с орбитальной станцией «Салют», находившейся на орбите с 19 апреля. С этого момента впервые в мире на орбите начала функционировать пилотируемая научная станция. Полёт продолжался 23 суток. За это время экипаж выполнил обширную программу испытаний систем станции, медико-биологических исследований и астрофизических экспериментов. По словам академика М.В. Келдыша, проведённые эксперименты «открывают большие перспективы для метеорологии, геологии, географии, по исследованию океана, растительного покрова и ресурсов Земли».

30 июня 1971 года при возвращении на Землю произошла разгерметизация спускаемого аппарата (преждевременно открылся клапан, стравивший воздух). Когда поисковая группа открыла люк спускаемого аппарата, то обнаружила космонавтов неподвижно сидящих на рабочих местах. Все реанимационные мероприятия результатов не дали. Экипаж корабля (Добровольский Георгий Тимофеевич, Волков Владислав Николаевич , Пацаев Виктор Иванович) погиб.

Похоронен на Красной площади в Кремлёвской стене.

У казом Президиума Верховного Совета СССР от 30 июня 1971 года за мужество и героизм, проявленные в космическом полёте, подполковнику Добровольскому Георгию Тимофеевичу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Награждён орденом Ленина, медалями.

Навечно зачислен в списки воинской части. Именем Добровольского названы астероид в созвездии Льва, научно-исследовательский корабль АН СССР, улицы в ряде городов, школы № 10 в Одессе и № 54 во Владивостоке. Почётный гражданин города-героя Одессы. В Одессе на проспекте его имени установлен памятник. В Могилёве на улице его имени установлена мемориальная доска. Проводился Международный турнир по прыжкам на батуте памяти Добровольского.

Фото РИА Ногости.

Источники
Абрамов А.С. У Кремлёвской стены. - Изд. 7-е, доп. - М.: Политиздат, 1987.
Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.1. – Москва, 1987.
Давыдов И.В. Дыхание бессмертия. - М., 1979
Зайцев А.Д.,Рощин И.И.,Соловьёв В.Н. Зачислены навечно. Кн. 1. М.: Политиз,1990.
Навечно в строю. Книга 8. М.: Воениздат, 1985
Подвиг во имя жизни. - Одесса, 1984
Ради тебя, Земля! - М., 1971
Ребров М.Ф. Советские космонавты. - Изд. 2-е, доп.- М.,1983.
Романов А.П., Лебедев Л.А., Лукьянов Б.Б. Сыны голубой планеты. М.,1981
Шаталов В.А., Ребров М.Ф. Космонавты СССР. - М., 1980

Редакция благодарит доцента кафедры литературного мастерства Литературного института имени А. М. Горького Юрия Сергеевича Апенченко за предоставленные уникальные материалы.

Вместо предисловия

Конец 1960-1970-е годы - время напряжённой борьбы в космической гонке между сверхдержавами СССР и США.

После первых головокружительных успехов - у советской космонавтики сокрушительные потери. В 1966‑м скоропостижно умирает генеральный конструктор Королёв, на следующий год при неудачном приземлении нового корабля «Союз‑1» погибает космонавт Владимир Комаров.

В 1968‑м авиакатастрофа забирает жизнь первого космонавта планеты Юрия Гагарина.

На этом фоне у американцев - триумф. В 1969 году году корабль «Аполлон‑11» с экипажем из трёх человек совершает посадку на Луне. Но космическая гонка не просто поединок советских «Союзов» и американских «Аполлонов» - это борьба идеологий, война смыслов. Каждый новый шаг соперника должен ошеломлять. Чем ответить на лунную высадку американцев?

В апреле 1971 года Советский Союз совершает технологический рывок и выводит в космос первую в мире пилотируемую орбитальную станцию «Салют‑1». К ней отправляется первая в мире многодневная советская космическая экспедиция. Однако корабль «Союз‑10» лишь неудачно стыкуется к станции. Космонавты В. Шаталов, А. Елисеев, Н. Рукавишников героическими усилиями отстыковываются, не повредив «Салют‑1», и возвращаются на Землю, даже не побывав на станции.

Гонка есть гонка. В начале лета 1971 года советское руководство готовит к полёту на орбитальную станцию уже новый экипаж. И опять внештатная ситуация... За два дня до старта врачи находят у бортинженера корабля «Союз‑11» Валерия Кубасова потемнение на лёгких. Государственная комиссия снимает весь экипаж с полёта, ещё не успев выяснить, что неожиданно открывшийся недуг Кубасова - всего лишь аллергическая реакция.

Космонавты Алексей Леонов, Валерий Кубасов, Пётр Колодин остаются на Земле, в полёт назначается экипаж дублёров: Добровольский, Волков, Пацаев.

Неожиданная рокировка - удар для основного экипажа Леонова и большая удача для дублёров. Особенно для командира экипажа подполковника Георгия Добровольского. Он уже восемь лет в отряде космонавтов и прекрасно понимает: можно годами, на пределе человеческих возможностей, готовиться к космическому полёту, но так навсегда и остаться космонавтом-дублёром на Земле.

Но никто не знает, что экипаж дублёров вытащил трагический жребий. Георгий Добровольский, Владислав Волков и Виктор Пацаев, пристыковавшись к орбитальной станции, потушат на ней пожар и, проработав в космосе двадцать три дня, погибнут во время возвращения на Землю из-за разгерметизации спускаемого аппарата. Ещё одна причина их гибели - у космонавтов нет скафандров. В космос они летят в полётных костюмах и пилотках. Это, кстати, тоже отголоски звёздной гонки.

Без скафандров в советский космический корабль помещаются не два, а три космонавта - на одного больше, чем у американцев.

Но не было бы в отечественной космонавтике великих побед, если бы им не предшествовали великие поражения.

«Нас постоянно поторапливали: «Скорее! Скорее!»

Юрий Сергеевич Апенченко, очеркист, преподаватель Литературного института имени А. М. Горького, автор одного из самых знаменитых очерков о космонавтах «Ночь на горе», в прошлом специальный корреспондент газеты «Правда». Он освещал события, связанные с космическими исследованиями и полётами, он был одним из журналистов, задававших вопросы на последнем интервью экипажа «Союз‑11».

«Я не помню случая, чтобы космический экипаж заменяли буквально накануне старта, - написал он в своём предисловии к расшифровке интервью. - Думаю, такого вообще не случалось, потому и не помню. Я и видел-то их до заседания решающей госкомиссии лишь однажды (кроме Вадима Волкова, которого знал по первому полёту) - летел с ними из Чкаловского на космодром в полупустом самолёте. И вот вам - пожалуйста! Троица, стартующая завтра на «Союзе-11»: Георгий Добровольский, Владислав Волков, Виктор Пацаев.

А вовсе не Алексей Леонов, Валерий Кубасов, Пётр Колодин, к чему мы заранее готовились: встречались, беседовали, расспрашивали на традиционной пресс-конференции в Звёздном. У Валеры Кубасова врачи вдруг обнаружили затемнение в лёгком.

Вопрос стоял так: менять бортинженера или экипаж целиком? Заменили экипаж, что и понятно: этот крохотный коллектив срабатывается годами. Пётр Колодин, например, к тому времени (десять лет после Гагарина) слыл уже вечным дублёром. Слава Голованов говорил, что вечером Пётр зашёл к нему в гостиницу и горько сетовал: «Теперь я уже никогда не полечу!». А Василия Павловича Мишина упрекал в исторической ошибке.

Если бы вы не читали, а слушали нашу беседу с Георгием Добровольским и его товарищами, то обратили бы внимание на непрерывный грохот, её сопровождающий. Это выносили стулья из зала заседаний госкомиссии. Время для беседы нам выделили в порядке исключения и постоянно поторапливали: «Скорее! Скорее!». Перед стартом у экипажа всегда полно забот. Со мною в тот день был «Филипс», и я, естественно, включил его. Больше ни у кого магнитофона не оказалось. Да если бы и был… У меня на стене фотография тех дней - наша журналистская команда у подножия ракеты: Ярослав Голованов («Комсомольская правда»), Михаил Ребров («Красная звезда»), Борис Коновалов («Известия»), Алексей Горохов (АПН), Николай Железнов (ТАСС).

И ни с кем из них я уже не могу встретиться. Пишу - один.

4 июня 1971 года, за два дня до старта корабля «Союз‑11», шесть журналистов центральных изданий СССР взяли интервью у экипажа — Георгия Добровольского, Владислава Волкова и Виктора Пацаева. Среди журналистов был корреспондент газеты «Правда» Юрий Апенченко, записавший интервью на магнитофон. Спустя сорок пять лет, в годовщину трагической гибели космонавтов, он передал эту уникальную запись в редакцию журнала «Воздушно-космическая сфера» вместе с фотографиями, которые прежде не публиковались.

Странное чувство возникает, когда слушаешь эту плёнку, - живые голоса, общий смех, который то и дело перебивает неформальный разговор. Кажется, будто на машине времени переместился в то удивительное время - время начала освоения космоса.

Жаль только, что нельзя предупредить экипаж об опасности…


Виктор Иванович ПАЦАЕВ. Лётчик-космонавт, Герой Советского Союза (посмертно). Инженер-исследователь «Союза‑11» и орбитальной станции «Салют‑1». На борту станции провёл большой комплекс научных исследований. Виктор Пацаев - первый астроном планеты, который работал выше атмосферы Земли. Участвовал в разработке образцов космической техники. Этого космонавта очень любил С. П. Королёв. «Учитесь терпению у Пацаева», - говорил главный конструктор. 19 июня 1971 года Пацаев отметил на борту станции свой 38‑й день рождения. В подарок от экипажа получил луковицу и лимон, контрабандой пронесённые на борт корабля. После протёртой космической еды это было королевское угощение.

Виктор Пацаев: «Дети не знают, для них это будет неожиданностью»…

- Виктор, что Вы делали в последние дни в Москве?

В. И. Пацаев: Готовился к предстоящему полёту. Дома - ничего особенного. Поздравил сынишку и дочурку с успешным окончанием учебного года. Сын Дима, дочь Светлана, 13 и 9 лет. Закончили хорошо, молодцы, я ими доволен. Съездили, отдохнули в один воскресный день на территории Пироговского водохранилища. Рыбу половили немножко на удочки. Больше свободного времени не было.

- А что читали?

Попался прекрасный сборник стихов. Мне многие писатели и поэты нравятся. В детстве увлекался Джеком Лондоном, стихи Лермонтова любил. Много знал наизусть. Люблю наших классиков, фантастику: рассказы Станислава Лема, братьев Стругацких, Артура Кларка.

- Спортом до того, как начать подготовку к полёту, серьёзно не занимались?

Занимался. Не профессионально, но много. Помногу ходил на лыжах. Ездил на рыбалку, на охоту. Занимался фехтованием, стрельбой, многими видами спорта.

- Ваши родные знают, что Вы летите?

Мать, жена - да. Больше никто. Дети не знают, для них это будет неожиданностью.


Владислав Николаевич ВОЛКОВ. Советский космонавт, дважды Герой Советского Союза (второй раз звание присвоено посмертно). Участвовал в создании космических кораблей «Восток» и «Восход». В 1969 году совершил свой первый полёт в качестве бортинженера корабля «Союз‑7». Бортинженер космического корабля «Союз‑11» и орбитальной космической станции «Салют‑1». На борту станции Волков занимался отработкой бортовых систем и проведением научных экспериментов. Журналисты за любовь к футболу прозвали Волкова Футболистом. Интересовался футбольными новостями даже на орбите. «До встречи на Земле, готовьте коньяк», - пошутил Владислав Волков во время последнего сеанса связи с Центром управления полётами.

Владислав Волков: «В Кировскую область до меня ни разу не приезжали космонавты»

- Владислав, Вы говорили, что много ездили по стране…

В. Н. Волков: Считаю, что мне повезло. Поездки были очень интересные: именно то, что я хотел посмотреть. Сначала - на Дальний Восток. Пробыл там 14 дней: на Сахалине, в Хабаровске, Уссурийске. Встречался с пограничниками на заставах. Уже опубликовал заметки об этой поездке. Затем ездил в Армению, Азербайджан, Узбекистан на съезды комсомола. Мне много пришлось встречаться с молодёжью, много говорить о своём полёте, друзьях, профессии, работе. Ещё был на областной конференции в Кировской области. Эта поездка для меня особо дорога. В Кировской области ни разу не были космонавты, поэтому меня встречали очень тепло, даже избрали почётным гражданином города. У меня сложились хорошие отношения с кировчанами.

- От чего Вы получаете удовлетворение?

От того, что я нужен, что людям нужна моя работа. Это очень сложное и ответственное задание, но я рад, потому что понимаю, что внесу какую-то лепту в отработку тех задач, которые сейчас перед нами стоят.


Георгий Тимофеевич ДОБРОВОЛЬСКИЙ. Лётчик-космонавт, Герой Советского Союза (посмертно), подполковник ВВС. Командир космического корабля «Союз‑11» и орбитальной космической станции «Салют‑1». На борту станции провёл большой комплекс научных исследований. В годы войны находился в оккупированной Одессе. Пятнадцатилетним подростком в одиночку решил бороться с оккупантами. Достал оружие, но использовать его не успел, в начале 1944 года был схвачен гестапо. За хранение револьвера приговорён к 25 годам каторжных работ, бежал из тюрьмы по подложным документам. В служебной характеристике военного лётчика было написано: «Летает с упоением».

Георгий Добровольский: «Смысл жизни в жизни, ребята, просто в жизни!»

- Георгий, от чего в жизни Вы получаете удовольствие, что Вам нравится?

Г. Т. Добровольский: Чувство свободного полёта. Это просто передать невозможно - настолько приятно это ощущение: управлять, владеть телом. Боится человек при этом или не боится? Да, боится. Но это боязнь особого рода. Это не страх. Это когда у тебя все нервы (причём это не показное, это где-то внутри), все мышцы напряжены, и ты весь направлен на то, чтобы трансформировать всё в чёткое, правильное движение. В этом - прелесть особая.

Вот я хотел быть моряком. Подавал на поступление в мореходную школу в 1944 году. Ужасно мечтал о море. Потом вдруг товарищ рассказал об авиационной школе. А мне ещё до войны нравилось: форма тёмная и прочее. Вообще, был страшно рад возникновению довоенных спецшкол. Но не могу сказать, что я грезил об авиации. Всё заслоняло море. Но когда мой товарищ пошёл в спецшколу, я двинулся за ним. И только попал туда, братцы, только-только зацепился - и уже ничего другого не мог делать, хотя мне форма морская и казалась лучше. Хотелось обязательно стать истребителем, лучшим лётчиком-истребителем…


- Когда и как Вы попали в отряд космонавтов?

В 1962 году, где-то в январе, как раз во время событий на Кубе. Меня вызвали в армию, и я подумал, что пошлют туда. Я с радостью явился к командующему. Захожу в вестибюль - там уже несколько человек. Один выходит, я его спрашиваю: «Что там такое? Какие вопросы задают?». - «Сказали не говорить». Я опять: «Что там спрашивают? Куда посылают?» И он опять: «Не могу сказать». Я захожу - стоит начальник контрразведки, начальник медицинской службы, и начальник штаба сразу задаёт вопрос: «Слушай, Добровольский, когда у тебя в полку бардак кончится?». Я думаю: «Ё‑моё, думал на Кубу ехать воевать, а тут…». Да боремся, говорю, боремся. А начальник штаба: «Ну, хитрый! Годится». Потом: «Как у тебя здоровье?». Я говорю: «Здоровье хорошее, не жалуюсь. И готов выполнить любое Ваше приказание». Он - быстро, быстро: «Ты сейчас узнаешь что - и откажешься». Я говорю: «Нет, не откажусь». Он: «В космос хочешь лететь?».

Братцы, я что угодно мог ожидать: ну пошлют куда-то воевать, в воспитатели куда-нибудь, может быть, в Дипломатическую академию… О боже мой! Такого не ожидал совершенно. Мне было 35 лет. Уже Юра слетал, Герман слетал, тут все на подъёме!.. Начальник говорит: «Ну что ты? Что с тобой? Так как? Согласен, не согласен? Тебе думать надо?». Я даже в ответ ничего не мог сказать, настолько был счастлив.

Прежде думал, что пойдёт по моей жизни авиационная линия. А тут резко пришло что-то новое, неизведанное.

В округе мы прошли комиссию. Из всех кандидатов отобрали пять человек и послали в Москву. И вот тут, братцы, началось! Какие-то клизмы, анализы, моча, кал до этого, кал после этого, вместо этого и прочее… Отбор шёл в три круга. Я и не представлял, что будут такие сложности, но, когда прошёл первый круг, уже «заразился» и заболел этим настолько, что понял: во что бы то ни стало всё выдержу.

- Расскажите про первый день, когда Вы появились в отряде.

Г. Т. Добровольский: Это было 25 января 1963 года. Тогда в стареньком клубе прошла первая мандатная комиссия. Мы впервые увидели Гагарина. Я и не думал, что это такой прекрасный парень - просто жуть! Он говорит: «Ну, ребята, всё. Вы самое главное прошли. Теперь не переживайте, мы вас поддержим». На этой мандатной комиссии мне, кстати, задали вопрос: «Как Вы в личных отношениях политического отдела пропагандируете решение 22‑го съезда ЦК КПСС?». Я ответил в изящных тонах… А потом второй вопрос, не менее весомый: «Как Вы оцениваете свою работу в качестве начальника политического отдела?». Повеситься легче…

- Ощущения Гагарина до старта не примеряли на себя?

Нет, ребята, не примерял, видит Бог. Понятно, что, когда у тебя утром экзамен в институте, - и то ты волнуешься, и то плохо спишь. Не знаю, что будет со мной перед стартом. Но хорошо представляю состояние перед прыжком с парашютом, перед полётами. Ты переживаешь. Сердце учащённо бьётся. Мышцы напряжены. Мысль только об одном. Внешне, может, это не видно: не трясутся руки, нет растерянности. Но напряжение мышц, нервов, ума - всё направлено на то, чтобы сделать своё дело как можно лучше. Это не страх в обычном понимании, это страх из-за ответственности. И вот сейчас я чувствую очень большую, предельную ответственность - мне бы чувство этой ответственности хоть немножко срезать.

- Когда Вы узнали, что Ваш экипаж летит? Это вчера было? Кирилл Плетнер , главный редактор журнала «ВКС» и
Анна Клименко , ответственный секретарь, кандидат исторических наук

Космонавт Добровольский Георгий Тимофеевич (01.06.1928-30.06.1971 гг.)

  • 24-й космонавт СССР (52-й в мире), позывной «Янтарь-1» (1971 г.)
  • Длительность полета (1971 г.): 23 суток 18 часов 21 минута 43 секунды

Краткая биография

Георгий Тимофеевич родился 1 июня 1928 г. в приморском солнечном городе – Одесса. До войны подросток успел завершить шестилетнее обучение в местной школе. В 1944-м году Георгия арестовали оккупанты за хранение пистолета, в результате чего ему грозили 25 лет каторги. Однако в том же году жители Одессы подкупили охрану тюрьмы и благодаря поддельным документам Георгий смог бежать. Позже Добровольский поступил в Одесскую школу ВВС. Следующее образования получал в военном училище города Чугуев с 1948-го по 1950-й год, имел звание «летчик-истребитель».

С 1950-го по 1963-й год Георгий Тимофеевич служил в ВВС СССР. Параллельно со службой проходил обучение в Военно-Воздушной Академии, сейчас им. Ю. Гагарина, в Московской области. Завершил образование в 1961-м году.

Карьера космонавта

С января 1963-го года Георгий начал проходить космическую подготовку. В 1965-м году, закончив свое обучение и сдав все экзамены по общей космической подготовке, получил квалификацию «космонавт ВВС». Дальнейшая подготовка Георгия Добровольского проводилась для различных миссий, среди которых был облет Луны на КК «Союз 7К-Л1», а также программа «Алмаз». Однако с 1971-го года начал тренироваться в роли командира экипажа для полета на ОКС «Салют-1» на борту «Союз-11».

7 июня 1971 года группа в составе Г. Добровольского, а также космонавтов В. Волкова и В. Пацаева отправилась по направлению к космической станции. После благополучной стыковки с «Салют-1» космонавты занялись проведением технических и исследовательских работ, которые продлились 22 суток. При проверки корабля «Союз-11» на герметичность не возникло никаких проблем, однако компьютерная система предупреждала космонавтов об открытом люке. Экипаж определил данное предупреждение как поломку датчика. Позже, 30-го июня, во время приземления корабля внезапно прервалась связь с экипажем «Союз-11». Поисковая команда обнаружила космический аппарат в 2 тысячах километрах от запланированного места посадки. Все космонавты погибли. Причиной катастрофы оказалась разгерметизация кабины корабля в результате крайне маловероятной поломки одного из открывающихся клапанов.