Что значит каганат. Что такое иудейский каганат

Иудейский каганат… странная и неожиданная формулировка, не правда ли? Мы привыкли говорить и «хазарском каганате», но разве было такое понятие у иудеев – т.е. у евреев?

Тут следует начать с разъяснения одного недоразумения. Дело в том, что «иудеи» – это вообще не этнический термин, т.е. это слово не является наименованием народа. Ошибка связана с тем, что мы привыкли говорить «иудеи», подразумевать «евреи», а ведь это неверно: этнический термин – «евреи», а «иудеи» – обозначение религии. Правда, ошибку эту можно назвать закономерной: иудаизм, как и большинство древних религий, «привязан» к еврейскому народу. Важным моментом в этой религии является представление о богоизбранности еврейского народа. Но в принципе нет никаких препятствий к тому, чтобы иудеями становились представители других народов – и даже народы в целом. Именно так поступили хазары – те самые хазары, «отмстить» которым «сбирается вещий Олег».

Изначально хазары были кочевым племенем. В середине VII в. они одержали победу над булгарами, часть которых перекочевала за Дунай, а оставшиеся признали главенство хазар. Правитель хазар принимает титул кагана. В кочевой иерархии это был высший титул – «хан ханов». С этого времени уже можно говорить о государстве – Хазарском каганате.

Это государство включало в себя территорию Предкавказья, Среднего и Нижнего Поволжья, северо-западной части современного Казахстана, восток Крыма, Приазовье и степи до реки Днепр. Разумеется, изначально это государство было языческим, но во второй половине VIII в. здесь происходит примечательное событие, касающееся религиозной жизни хазар.

Согласно легенде, был устроен диспут между приверженцами трех религий – христианства, ислама и иудаизма… помните? «Повесть временных лет», князь Владимир принимает священнослужителей разных религий, каждый из которых расписывает достоинства своей веры, а князь, взвешивая все их достоинства и недостатки, принимает решение, какую религию ввести на Руси… Трудно сказать, был ли такой диспут – и у нас, и у хазар – но выбор определенно был, поскольку он был неизбежен: развитие государства требует объединяющего начала, языческая религия с ее родовыми и племенными божествами таковой стать не может… для объединения страны нужна монотеистическая религия, вопрос – какая именно.

Что дало Руси предпочтение, отданное князем Владимиром христианству, известно. Если говорить о краткосрочной перспективе, речь шла о союзе с Византией – самым могущественным государством той эпохи. А вот хазарские власти сделали ставку на другую монотеистическую религию – иудаизм.

Почему именно иудаизм? Вероятнее всего, это было связано с тем, что на территории, которую хазары контролировали, в том числе и на территории современного Дагестана, откуда они происходили, жило большое количество евреев. Ученые до сих пор спорят, насколько глубоко проник иудаизм в хазарское общество – приняла ли его только «властная верхушка» или простые люди тоже это сделали, как он взаимодействовал с хазарским язычеством…

Но в целом можно сказать, что это не было правильным шагом. Слишком уж большое место занимает в иудаизме идея избранности евреев, чтобы он мог стать объединяющим началом для другого народа. Да и евреи на тот момент давно утратили свою государственность. Основной задачей иудаизма было сохранение самобытности в условиях проживания среди иных народов, а не укрепление государства – и иудаизм с этой задачей не справился. В середине X в. Хазарский каганат как государство прекратил свое существовании.

Савиры были разгромлены и вместе с частью хазар переселены в Закавказье. Осколок савирского союза продолжал существовать в Дагестане, где позже был известен под именем «гуннов».

Возвышение хазар связано с историей , с владыками которого хазарские правители, вероятно, состояли в родственных отношениях. Алтайские тюрки создали в огромную империю, которая вскоре разделилась на две части. Во 2-й пол. орбита Западно-тюркского каганата достигла каспийско-причерноморских степей.

Хазары как значительная военная сила впервые упоминаются в связи с ирано-византийской войной 602-628 гг., в которой хазарский правитель Джебукаган стал главным проводником тюркско-византийского союза, направленного против . В хазарское войско разграбило (территория современного ) и, соединившись с византийцами, взяло штурмом .

Однако ресурсы противоборствующих сторон были несопоставимы. В арабский полководец Мерван ибн Мухаммед (будущий халиф) во главе 120 тыс. армии, внезапно вторгся в Хазарию одновременно через Дербент и Дарьял. Войска взяли штурмом хазарскую столицу Семендер. Каган бежал в глубь своих владений. Арабы, преследуя его, зашли на север дальше, чем когда-либо: вплоть до «Славянской реки», очевидно, или Волги. В итоге хазарская армия была разбита, и каган был вынужден запросить мира. В обмен на сохранение трона он пообещал принять ислам, но эта процедура, по-видимому, была номинальной.

Арабы не стали закрепляться на Северном Кавказе, и после их ухода Хазария осталась независимым государством. Вскоре в Халифате вновь возникла смута, в результате которой к власти пришла династия Абассидов, отказавшаяся от дальнейшей экспансии на север. Во 2-й пол. VIII в. после двадцатипятилетнего перерыва хазары предприняли ещё два набега на Закавказье, в 762-764 и 799 г. После чего их вмешательство в дела региона прекратилось. Таким образом, Хазарский каганат сыграл роль барьера, который, во-первых, физически остановил арабское продвижение в Восточную Европу, а во-вторых, помог выстоять Византии.

Полная статья : Арабо-хазарские войны

Геополитическим последствием арабского натиска стало перемещение населения Хазарии от опасного кавказского пограничья во внутренние районы - Подонье, где расселились аланские племена, и . В низовьях Волги возникла новая хазарская столица - , вскоре превратившаяся в крупный торговый центр. Дагестан со старой столицей из центральной области превратился в южную окраину Хазарии. Вероятно, в русле этих же процессов произошло появление болгар и савир в Среднем Поволжье и , где в сер. возникла . С переориентацией внимания на север нередко связывают установление хазарской зависимости над , хотя о точной дате этого события известий нет.

Соседство с византийскими владениями на Крымском полуострове приводило к участию хазар в политике Империи. Ок. к кагану обратился за помощью свергнутый император , находившийся в ссылке в . Каган дал ему в жёны свою дочь и пообещал помощь. Однако затем представители действующего императора склонили кагана изменить своё решение и убить Юстиниана. Опальный император, узнав о заговоре, бежал к дунайским болгарам и с их помощью вернулся к власти. Опасаясь его гнева, жители Херсона добровольно перешли под покровительство хазар, и в городе при сохранении самоуправления появился хазарский наместник. В итоге Юстиниан был вновь свергнут в , а императором при поддержке хазар стал херсонский ссыльный - Вардан Филлипик. Союзные отношения между двумя державами были скреплены в браком между наследником византийского престола (будущим Константином V) и дочерью кагана принцессой , названную при крещении Ириной. В хазары подавили восстание в Готии (область Горного Крыма), посадив его зачинщика - местного епископа в тюрьму. Контроль хазар над Восточным Крымом сохранялся примерно до сер. ., а над Таманью () вплоть до падения каганата.

Исключительно важным фактором для истории Хазарского каганата оказалось то, что на контролируемой им территории, в том числе на родине хазар Дагестане, проживало большое количество общин. Примерно в один из хазарских князей - перешёл в . По-видимому, это укрепило позиции его клана, в то время как положение правящей языческой династии стало ухудшаться из-за сокращения военной добычи и невозможности продолжать традиционную завоевательную политику. В нач. . потомок Булана - занял второй после кагана пост в государстве и сосредоточил в своих руках реальную власть. С этого момента в Хазарии установилась система двойного правления, при которой номинально страну продолжали возглавлять каганы из старого царственого рода, но реальное управление осуществлялось от их имени беками из рода . Весьма вероятно, что установление нового порядка сопровождалось междоусобными столкновениями. Часть хазар, известных под именем каваров, восстала против правящей династии, и после подавления мятежа перешла к . Сын Обадии - Езекия и внук - Манассия правили достаточно мало, чтобы успеть передать трон брату Обадии - Ханукке, за линией которого он сохранился до падения каганата.

Полная статья : Принятие хазарами иудаизма

С этого момента политика Хазарии переориентировалась с завоевательных походов на развитие международной транзитной торговли. Однако внешнеполитическая ситуация для каганата складывалась неблагоприятно. В началась новая волна , и новые азиатские кочевники стали переходить Волгу. Первыми были вытолкнуты . В гг. они заняли Причерноморье. Неизвестно в какой мере добровольной или вынужденной была в этом процессе позиция хазар, однако венгры признавали их сюзеренитет. Венгерский вождь Леведия был утверждён хазарским каганом и женился на знатной хазарке. После этого венгры принимали участие в хазарских войнах. В венгры вынуждены были уйти в под ударами , которых в свою очередь теснили гузы, а тех - . В результате хазары впервые потеряли контроль над причерноморскими степями, оказалась затруднена связь с крымскими владениями. Известно, что хазарские цари периодически совершали походы на печенегов.

Новый противник появился у хазар с формированием . Недостаточно понятным является вопрос о так называемом , который впервые упомянут в источниках под . Титул кагана позднее носили Киевские князья, а его хождение в обычно расценивается как претензия на равенство с хазарами. Как бы то ни было, проникшие в Восточную Европу дружины начали успешно оспаривать гегемонию хазар над славянскими племенами. От хазар освободились (), () и ().

Полная статья : Русско-хазарские отношения

Отвечая на возникшие вызовы, хазары с помощью Византии соорудили серию крепостей на северо-восточных рубежах. В каган и бек обратились к императору с просьбой помочь в строительстве крепости . Крепость расположилась на левом берегу Дона и стала главным оплотом хазар в регионе. Кроме Саркела, как свидетельствуют археологические данные, была создана сеть аналогичных укреплений по приитокам Дона.

Агрессия русских дружин до определённого времени успешно перенаправлялась хазарами в Закавказье. В / за долю добычи хазары пропустили флот русов в Каспийское море, а когда поредевшее войско вернулось, напали на него и перебили. В 30-е гг. один из русских вождей Хельгу (возможно князь или ) по подстрекательству Византии напал на хазарскую заставу на Таманском полуострове. Хазарское войско под командованием иудея разбило русов и разграбило Византийские владения в Крыму. После этого поражения русы повернули оружие на Византию (). А затем снова совершили рейд в Закавказье (). В отличие от прошлого набега, сопровождавшегося простым грабежом, на этот раз русы перешли к планомерному завоеванию территории, но закрепиться надолго не смогли.

Полная статья : Походы русов в Закавказье

Неблагоприятная ситуация складывалась для Хазарии и на южной границе, где на месте Халифата возникли независимые исламские . К нач. в. весь Южный Прикаспий оказался объединён в составе государства Саманидов. Новая держава стала активным проводником ислама. Под её влиянием религия Мухаммеда начала распространятся среди гузов и карлуков в Средней Азии, а затем и в Волжской Булгарии. Хазария оказалась в исламском окружении, что было вдвойне опасным в связи с наличием сильной исламской партии при дворе беков. В - , хазары в союзе с местными дагестанскими объединениями совершили несколько походов на Дербент. Отношения с мусульманским миром формально оставались мирными до падения каганата, а затем вассал Саманидов на некоторое время подчинил себе Хазарию.

Освободиться от хазарского господства стремилась и динамично развивающаяся Волжская Булгария. Её правители перешли в ислам, рассчитывая на помощь единоверцев. В эту страну посетил посол багдадского халифа .

Накануне своей гибели Хазарскому каганату удалось завязать отношения с Кордовским Халифатом. Министр последнего и хазарский царь Иосиф обменялись письмами. Из сохранившегося письма Иосифа (ок. ) видно, что он не считал положение своей страны катастрофическим и по-прежнему рассматривал себя в качестве правителя обширной территории от Хорезма до Дона.

Решающую роль в гибели Хазарии сыграло Древнерусское государство. В князь освободил последнее зависимое славянское племя и в следующем разбил хазарское войско с каганом во главе и захватил . Затем, в 965 или по др. данным в 968/969 русы в союзе с гузами разгромили Итиль и Семендер. Этот момент считается концом независимого хазарского государства.

Некоторое время русы, по-видимому, господствовали в низовьях Волги. Царский двор в это время укрывался где-то на островах Каспийского моря. После ухода русов, в гг. хазарский правитель получил помощь от Хорезма (по др. данным ) и вернулся в Итиль. В обмен за поддержку большая часть хазар перешла в ислам, позднее (после очередной помощи) это сделал и сам царь. В князь Владимир совершил новый поход на Хазарию и наложил на неё дань. Под в сообщается о посольстве хазарских иудеев к Владимиру с предложением принять свою веру.

Дальнейшая история Хазарии прослеживается неотчетливо и развивается изолированно в центре и бывших провинциях. Хазары Поволжья были окончательно сметены, по-видимому, в сер. в ходе нашествия новой кочевой волны - и . На месте Итиля в низовьях Волги в - вв. существовал город Саксин, населённый гузами. В Дагестане о сколько-нибудь значимой роли хазар источники не упоминают. В несколько сотен хазарских семей были по инициативе местных правителей переселены за Дербент. Хазары Подонья (Саркела) и Причерноморья попали под власть русского . Хазарские отряды входили в войско , во время его битвы с братом Ярославом в . Последний раз в русской летописи хазары упомянуты под в связи с действиями князя , которого они пленили и выдали Византии. Известны отдельные свидетельства о миграции хазар-иудеев в страны Центральной Европы, где они влились в состав евреев .

После падения каганата Южно-русские степи попали в безраздельное господство кочевников. В Поволжье доминирующая роль перешла к Волжской Булгарии, а на Северном Кавказе - к Алании. Вновь под одной властью эта территория оказалась объединена в составе Золотой Орды.

Полная статья : Падение Хазарского каганата

Государственное устройство

Первоначально Хазария являлась типичным кочевым ханством. Политические традиции и титулатуру она унаследовала от Тюркского каганата. Во главе государства стоял . Формально он обладал всей полнотой военной и административной власти, но не имел аппарата для навязывания своих решений. Положение каганов зависело, прежде всего, от способности успешно получать военную добычу и распределять её среди знати. Другой важной опорой их власти была сакрализация. Каган являлся главой языческого культа и наделялся в глазах подданных сверхъестественными способностями. Его власть считалась установленной Небом. Стать каганом мог только член одного царственного рода, власть в котором передавалась по принятой у тюрков лестничной системе от старшего брата к младшему. Иногда ретроспективно полагают, что хазарами правил тюркский род Ашина. К сер. каганский род оказался на грани вырождения, и один из его представителей, если верить источникам, торговал на базаре.

Вера в божественную силу правителя приводила к тому, что в случае несчастья, происходившего со страной, его могли обвинить в неудачах и сместить. Его жизнь подлежала строгой регламентации, фактически могла быть превращена в сплошные запреты. При возведении на престол кагана душили шёлковым шнуром, и он в полубессознательном состоянии должен был сам назвать число лет своего правления. По прошествию этого срока его убивали. В доиудейский период династия каганов прочно контролировала армию и поэтому легко избегала сакральных ограничений. Однако после возвышения другого хазарского клана, исповедовавшего иудаизм, реальная власть оказалась у второго лица в государстве - бека. На его называли «мелех» - царь, арабы передавали его должность как «халифа» - буквально «заместитель» или «малик» - правитель. Власть внутри новой династии, очевидно под влиянием иудаизма, стала передаваться уже строго от отца к сыну. В новой системе за каганом остались сакральные функции (формально более значимые), а всеми земными делами руководил бек. При этом бек оказывал кагану ритуальные почести, граничащие с унижением. Входя к нему, он становился на колени и держал в руках горящую ветвь. Каган изолированно жил в своём дворце, выезжая обычно лишь раз в год во главе торжественной процессии или в случае бедствий, постигающих страну. Признаваемые соседними языческими народами и имевшие непоколебимый авторитет у рядовых хазар каганы служили важным стабилизирующим фактором до самого конца Хазарского государства.

Полная статья : Двоевластие в Хазарии

Высшим сословием в государстве являлись тарханы - родовая аристократия. Среди неё высший слой составляли родственники царственного рода, рангом ниже стояли - правители вассальных народов. Раннее хазарское государство не имело специфической бюрократии, но она начинает складываться по мере знакомства хазар с устройством соседних высокоразвитых государств. В Закавказье хазары переняли сасанидскую налоговую практику и установили надсмотрщиков для наблюдения за ремесленниками и торговцами. В крымских городах, где хазарский контроль в ряде случаев сосуществовал с византийским, известны наместники кагана - тудуны, выполнявшие надзорные функции при местной администрации. В иудейский период в области управления был достигнут значительный прогресс. На узловых торговых путях существовали заставы, где специальные чиновники взимали пошлины. В столице страны сложилась развитая судебная система: существовало семь судей для каждого вероисповедания (двое для монотеистических религий, один для язычников). Судьи подчинялись назначаемому царскому чиновнику. Население столичной области несло натуральные повинности, иноэтничные ремесленники и купцы облагались ежегодным налогом.

Территория Хазарии состояла из нескольких областей, различных по степени контроля со стороны центральной власти. Сердцевиной страны было Нижнее Поволжье. Здесь жили собственно хазары. По этой территории проходили кочевки царя и хазарской знати. Правитель совершал ежегодный объезд центральной области, начинавшийся в апреле и заканчивающийся в сентябре.

Стратегические пункты контролировались центром непосредственно. В них находились хазарские гарнизоны. Из них наиболее известны два: - застава на Дону и - у Керченского пролива. Особое положении занимала старая хазарская столица в Приморском Дагестане. Город был населен хазарами, но непосредственно в столичную область не входил. По одним данным в нём был собственный правитель, по другим - родственник хазарского царя - иудей.

Большая часть территории управлялась без всякого административного вмешательства. Подчиненные народы: , и др. сохраняли собственную социально-политическую структуру. Они имели своих правителей, которые были обязаны собирать и отправлять в Хазарию дань, отдавать дочерей в гарем кагана и выставлять войско. Известно, что волжские болгары платили по меховой шкурке с дома, а славянское племя вятичей по щелягу (серебряной монете) с сохи.

Армия

В эпоху арабо-хазарских войн основной силой хазарского могущества было ополчение. По требованию хазар зависимые народы выставляли военные контингенты. Численность войска могла доходить до 100-300 тыс. человек. Основу армии составляла конница. Военная тактика была типичной для кочевников: часть войска скрывалась в засаде и вступала в бой в удобный момент. Хазары умели брать города, применяя осадные машины. Войско каганата оказалась способным к противостоянию с регулярной арабской армией, под командованием лучших полководцев Халифата.

Экономика

В ранний период экономика базировалась на кочевом скотоводстве и военном грабеже соседних стран, позднее в большей степени на земледелии и особенно торговле. Древним осёдлым центром Хазарии был Дагестан, где получило развитие виноградарство. В - в приморских областях Крыма, Тамани, в низовьях Кубани и Дона важным последствием хазарского господства стал процесс оседания кочевников на землю.

В общемировом масштабе во 2-й пол. - нач. начался подъём международной торговли. Через Хазарию проходило несколько международных торговых путей. В Восточной Европе основной торговой артерией стала Волга, нижнее и среднее течение которой находилось под хазарским контролем. Волжский путь шёл от устья на Дон (через Переволоку), далее в земли славян и страны примыкавшие к . Этот путь отмечен многочисленными кладами арабских дирхемов. Ключевую роль на нём с определённого времени стали играть русы. Из устья Волги, где находился Итиль, купцы попадали в акваторию Каспийского моря и, высаживаясь на его южных берегах, могли следовать по суше до Багдада или в Среднюю Азию. Археологические исследования обнаружили существование сухопутных маршрутов: цепь караван-сараев от Хорезма к Нижнему Поволжью. Через портовые города Крыма Хазария участвовала и в причерноморской торговле с Византией.

Контроль над важными транзитными путями привели к тому, что в - основной (но не единственный) источник доходов Хазарии стали составлять торговые пошлины. превратился в крупнейший торговый пункт. При этом сами хазары сохраняли традиционный кочевой уклад и международной торговлей не занимались. Она находилась в руках иудейских и мусульманских общин. Хазария славилась как крупный рынок по перепродаже рабов. Предметом собственного экспорта были рыбий клей и овцы.

Хазария чеканила собственную монету, хотя вопрос о регулярности этого процесса остаётся открытым. На территории хазарского Подонья обнаружена серия подражаний арабским дирхемам с надписью «земля хазар». Несколько монет относятся ко 2-й пол. - нач. вв., остальные - к 30-м гг. в. К этому же времени относится дирхем, найденный на острове Готланд в . На нём вместо надписи - посланник Бога» стоит - посланник Бога».

Религия

Первоначально хазары придерживались традиционных тюрских верований. Главное место в пантеоне занимал бог неба . Ему приносили жертвы в священных рощах. Каган считался воплощением его покровительства. Он обладал кут’ом - особой жизненной силой, которая обеспечивала счастье народа. Языческий культ правителя в конечном итоге превратил кагана в бездействующего сверхсакрализованного полубога.

Однако расположение на стыке и миров, а так же исключительное влияние иудейских общин привело к сложению в Хазарии уникальной конфессиональной ситуации: проникновению и сосуществованию трёх монетеистических религий. Известны позитивные отклики о Хазарии от представителей всех этих вер. По сообщениям источников в Итиле мирно уживались христиане, мусульмане, иудеи и язычники.

Хронологически первым в пределы Хазарии стало проникло . Этому способствовала как близость Византии, так и знакомство хазар с христианскими государствами Закавказья. Уже в в. в Дагестане фиксируется появление христианских церквей. В один из вассалов хазар князь дагестанских гуннов Алп-Илитвер крестился и принял армянского каталикоса Виро, который уничтожил языческую святыню - священный дуб. В традиционно христианском Крыму во время владычества хазар продолжалось строительство храмов. Византия придавала серьёзное значение миссионерской деятельности, что подвигло её на учреждение в кон. в. особой метрополии, центр которой находился в крымском городе , а территория охватывала владения хазар. Большая христианская община существовала в Семендере. Из хазарских вассалов крупнейшей новообращённой территорией стала Кавказская Алания, хотя среди её верхушки была и иудейская партия.

Миграции в Хазарию иудеев шли из двух источников: с Ближнего Востока и Византии. В пределах Дагестана иудейские общины оказались в VI в в результате Маздакитского восстания в Иране. Источники сохранили легенду о религиозном диспуте, который был устроен по желанию хазарского царя между проповедниками трёх религий. Иудаизм был выбран по той причине, что его положения признали как ислам, так и христианство. Уникальность ситуации заключается в том, что иудаизм не предполагает обращение неевреев. Современные учёные среди причин хазарского выбора называют желание сохранить независимость как от Византии, так и от Халифата или указывают на связи иудеев с частью хазарской знати.

Согласно сохранившимся данным, процесс иудаизации был длительным и, по-видимому, иудаизм не сразу стал правящей религией. Установление ортодоксального (раввинистического) иудаизма связано с деятельностью царя Обадии, который выстроил синагоги и ввёл и . В Хазарию начали переселяться евреи из других стран. Особенно массовой была миграция в правление , когда в Византии начались еврейские гонения. Хазарский царь в ответ начал преследование христиан. В научной литературе принятие иудаизма часто безосновательно связывают с упадком каганата (на самом деле кризис начался примерно на 100 лет позже). И эта тема часто является предметом недобросовестных спекуляций. Что касается степени распространённости этой религии в Хазарии, то взгляды исследователей весьма рознятся. Более взвешенные оценки, называющие только высший слой правящего класса, опираются на археологические источники, где следы иудейского культа ничтожно малы. По-видимому, для более глубокого проникновения хазарскому иудаизму просто не хватило времени.

Список хазарских правителей

Каганы

Династическая информация чрезвычайно скудна из-за отсутствия собственно хазарских памятников - вв. В сообщениях иноязычных хроник вместо имён обычно фигурируют сильно искажённые титулы. Имеется всего несколько случаев, когда можно с уверенностью говорить об отдельных каганах.

  • Джебукаган Зиевил
    • Лидер хазар во время ирано-византийской войны. Имел сына Шада, -
    • Каган в период ссылки Юстиниана II, ( -).
  • Барджиль
    • Cын кагана, командовал армией в кампании / и знаменитом походе / . В этом же походе, согласно «Еврейско-хазарской переписке», принял участие князь - основатель будущей династии беков.
  • Парсбит
    • По информации армянского автора регентша при малолетнем наследнике в / .
    • Согласно армянской редакции жития Стефана Сурожского, имя кагана, чья дочь в вышла замуж за будущего императора Константина V.
  • Багатур
    • Каган во время кампании / . Его дочь несколькими годами ранее вышла замуж за арабского наместника Армении.
  • Захария (?)
    • По данным жития каган в период посольства Константина в .

Беки

В русскоязычной литературе беков принято называть царями. Из Еврейско-хазарской переписки известен список 10 поколений династии, начиная с Обадии. Разные версии несколько расходится в деталях. В более полной редакции стоит на одно имя больше - Аарон I между Нисси и Менахемом. Более подробная информация о деятельности трёх последних царей приводится в Письме неизвестного хазарского еврея. В этом же письме первый правитель, перешедший в иудаизм (неясно Булан или Обадия), назван еврейским именем . Арабский автор ал-Йа"куби (до ) называет, по-видимому, первое (тюркское) имя правившего в то время заместителя кагана - Язид Булаш . А в Истории Дербента сохранилось искажённое имя малика, правившего в - К-са ибн Булджан .

  • Езекия
  • Манассия I
  • Ханукка
  • Исаак
  • Завулон
  • Манассия II
  • Нисси
  • Аарон I
  • Менахем
  • Вениамин -
  • Аарон II -
  • Иосиф - - написал письмо Хасдаю ибн Шапруту не позднее .

Основные источники

История хазар отражена в различных письменных источниках. Большая часть сведений оставлена соседними с хазарами народами, которые обладали устойчивой письменной традицией. Освещение хазарской истории не является равномерным. Источники - хазар практически не знают, так как те в это время находились в тени более могущественных народов. В более поздних хрониках, сведения о хазарах применительно к данной эпохе есть, но они зачастую анахроничны. В период - ., когда хазарская держава находилась на пике могущества, преобладают сведения, связанные с хазарскими завоеваниями. Многие из этих данных были записаны позднее, не ранее сер. Во 2-й пол. с формированием арабской географической науки появились описания внутреннего устройства Хазарии. Самым информативным в источниковедческом плане является , так как от него дошли, во-первых, оригинальные хазарские памятники, а во-вторых, несколько произведений, написанных современниками событий и специально посвящённых описанию иностранных государств, в том числе Хазарии ( , ).

  • Хазарские источники

Текстов на хазарском языке не обнаружено, хотя какие-то хазарские летописи, возможно, существовали. Тем не менее, собственные хазарские памятники существуют. Они представлены т. н. Еврейско-хазарской перепиской, включающей в себя два письма на , из которых одно написано хазарским царём Иосифом (ок.), а другое его подданным - анонимным евреем (ок. ). В обоих документах приводятся сведения о происхождении хазар, обстоятельствах принятия ими иудаизма, правящих царях и их деятельности, а также географии Хазарии. Недавно был открыт ещё один источник еврейско-хазарского происхождения - автограф из иудейской общины Киева (X в.) Некоторые из его подписантов наряду с еврейскими носили хазарские (тюркские) имена, что стало подтверждением практики прозелитизма в каганате. Последняя фраза в письме написана разновидностью . Подобные надписи (очень краткие) обнаружены в ходе археологических исследований. Дешифровать их пока не удаётся.

  • Арабо-персидские источники

Самый большой и разнообразный массив сведений как в количественном, так и в качественном плане содержится в источниках из стран Халифата. Они представлены двумя жанровыми группами: историческими и географическими произведениями, которые отражают соответственно два рода контактов между Хазарией и исламским миром. Исторические сочинения посвящены хазаро-персидским и хазаро-арабским столкновениям, а географические - мирному взаимодействию, основанному на торговле. В первом случае речь идёт об эпохе - ., когда арабы сталкивались с хазарами в битвах за Закавказье, во втором - о - cер. ., когда через Хазарию была налажена торговля и в Итиле возникла мусульманская община. Для более раннего периода () арабы черпали сведения из Сасанидских хроник, которые до наших дней не сохранились. Среди авторов историков нужно назвать Белазури, ал-Йакуби, ат-Табари, ал- Куфи и др. Региональная историография граничащих с Хазарией прикаспийских областей сохранилась плохо. хроники Дербента и соседних областей, частично уцелели в составе сочинения турецкого автора Мюнаджи-Баши. Там содержаться сведения о роли хазар на Кавказе в эпоху заката каганата.

Многие вопросы хазарской истории было бы невозможно реконструировать без географических произведений. Эта группа источников обладает исключительной источниковедческой ценностью, поскольку сочинения, во-первых, создавались современниками событий, а во-вторых, были специально посвящены описанию внутреннего устройства чужих народов, чего не было в христианской историографии. До наших дней эти произведения дошли в поздних и сокращённых редакциях, благодаря тому, что каждое поколение географов воспроизводило в современных работах информацию предшественников. По представлениям арабов, Хазария располагалась в предпоследней из обитаемых областей - шестом климате Земли. Её территория первоначально представлялась страной демонических народов , но по мере развития контактов, на смену фантастическому взгляду пришёл реальный. Именно из арабской географии известны подробности хазарского двоевластия (о лишённом власти кагане и беке), некоторые обстоятельства иудаизации хазар и степень распространения иудаизма, известны описания хазарских городов, из которых подробнее всего охарактеризована столица. Огромную важность имеют прямые и косвенные указания об этнической принадлежности хазар. Среди географических работ наибольшее значение имеют книги путей и стран, посвящённые описанию торговых маршрутов. Первым из сохранившихся произведений этого рода является труд (). К этому же времени восходит информация Ибн-Русте. Обстановка отражена у географов т. н. «классической школы»: , Мукаддиси). К этому кругу примыкают труды знаменитых путешественников - и Мас’уди, которые побывали у границ Хазарии. (Первый в посетил Волжскую Булгарию, а второй в гг. Южный Прикаспий).

  • Византийские источники

Греческие известия о хазарах относительно немногочисленны, поскольку византийская историография этого времени переживала состояние упадка. Для первого периода истории каганата имеют значение «Летопись Феофана», написанная в нач. и «Бревиарий» (Краткая история) патриарха Никифора, созданный чуть ранее. Византийцы сохранили наиболее чёткое определение момента возвышения хазар, которое они связывали с разгромом Великой Болгарии. Этот взгляд (подкреплённый хазарским преданием в письме Иосифа) перешёл в современную науку. Сведениями о поздней Хазарии мы обязаны императору . В - он написал в качестве наставления для своего сына Романа трактат «Об управлении империей». В произведении рассказывается о народах, окружающих Византию, и даются откровенные советы, как себя с ними вести. Среди сообщений о Хазарии там есть подтверждение арабским данным о иудаизации хазар и двоевластии, и уникальные свидетельства о построении Саркела, хазарско-венгерских, хазаро-печенежских и хазаро-аланских отношениях, а также едва ли не единственное упоминание о каких-то смутах в каганате в связи с мятежом каваров.

Другой важный источник сведений представлен житийной литературой, герои которой, не смотря на специфику жанра, действуют в реальной политической обстановке. Памятники сохранились как в греческих, так и в славянских редакциях. О Хазарии упоминает Житие (для событий ), Житие ( .) и, особенно Житие Константина-Кирилла (пространная редакция), где описан визит миссионера в Хазарию в - и приводится христианская версия хазарской полемики.

  • Закавказские источники

Важное значение имеют источники на древнеармянском и древнегрузинском языках. Они отражают период VII-VIII вв., когда хазары, которых здесь называли «северными варварами», хозяйничали в Закавказье. Армянская историография отставила наиболее ранние описания хазар, но армянские авторы были склонны переносить деятельность хазар в первые столетия новой эры. Незаменимым источником по начальной хазарской истории является сочинение Мовсеса Каланкатваци «История страны агван», посвящённое истории Кавказской Албании. Она содержит уникальные сведения о быте и религии хазар. Так же стоит отметить «Историю» Левонда, где с позиции независимого наблюдателя описываются арабо-хазарские войны. Из грузинских источников ценные сведения о хазарских мероприятиях во 2-й пол. VIII в. содержаться в Летописи Картли и в агиографическом сочинении "Мученичество св. Або Тбилисского.

  • Сирийские источники

Считается, что первое бесспорно достоверное известие о хазарах содержится в сирийской хронике , 2-й пол. VI в. Событийная история хазар получила отражение в трудах поздних авторов Михаила Сирийского (XI в.) и Бар Гебрея (XII в.).

  • Русские источники

Свидетельств о хазарах восточно-славянского происхождения немного. Это связано с тем, что древнерусское летописание началось после падения каганата. Основной источник - , куда данные о хазарах попали, частично из византийской литературы, а в своей оригинальной части, вероятно, из устной традиции. С точки зрения характеристики русско-хазарских отношений информация предельно лаконична, но она проливает важный свет на систему взаимоотношений хазар с зависимыми народами. А такие данные сами по себе очень редки. После года, которым в летописи датируется разгром хазарского войска Святославом, упоминается посольство хазарских иудеев к Владимиру, а затем хазары фигурируют только в связи с событиями в Тмутараканском княжестве. Другим древнерусским источником, упоминающим о хазарах, является «Память и похвала князю Владимиру» Иакова Мниха (вторая половина XI в.), где приводятся неизвестные по летописи подробности хазарской политики Владимира. В древнерусской литературе имеется повесть, сохранившееся в Еллинском летописце XV в, «О царе Козарине и жене его», являющаяся вариантом византийского произведения о Юстиниане II, женившимся на хазарской принцессе.

  • Еврейские источники

Отдельные упоминания о хазарах имеются у еврейских авторов. Из современников - у испанца Эльдада га-Дани, который, как считается, посещал Хазарию во 2-й пол. IX в. и в письмах главы вавилонской диаспоры - , а так же в итальянском хронографе (Х в.). Из поздних источников самым большим по объёму является книга «Кузари», имеющая своим сюжетом религиозную полемику при обращении хазар. Автор стремился доказать торжество иудаизма, и построил повествование в форме вымышленных диалогов хазарского царя с еврейским проповедником. Галеви ссылается на хазарские летописи и называет дату хазарского обращения.

  • Западно-европейские источники

Произведения, созданные в христианской Европе, оригинальных известий о хазарах практически не содержат, но представляют определённый интерес с точки зрения подтверждения некоторых фактов и помогают понять, как сведения о хазарах распространялись во внешнем мире. Впервые в латиноязычных сочинениях Хазары упоминаются ок.

Во главе такого образования стоит каган, или, по одному из толкований этого титула, «хан ханов». Сам термин впервые упоминается в связи с древнемонгольским племенем кочевников сяньби.

Родом из Китая

В III веке до нашей эры из состава древнейшего союза под названием «дунгу», образованного примерно в 1100 году до н.э., выделилось одно из племен. Новое объединение на протяжении трех столетий называлось по-разному, и в 330 году возник Жужаньский каганат. образованное племенем сяньби, просуществовало до 555 года. В 402 году правитель племен жужани первым из всех стал называть себя каганом, создав таким образом новый титул верховного правителя. По одной из исторических версий, название подвластного ему племени представляет собой презрительную кличку, данную им китайцами. Жужани - медленно ползущие, или пресмыкающиеся. Неудивительно, что этот народ захотел быть независимым. В данном случае каганат - это союз племен жужани, который тоже представлял собой конфедерацию.

Могучее государство

И в начале VI века от этого образования, в свою очередь, отделилось племя, пожелавшее быть самостоятельным. Они-то и образовали Аварский каганат, просуществовавший с 562 по 823 год. Территории современной Словакии и Хорватии, Румынии и Венгрии, Сербии и Украины составляли площадь этого государства, основанного каганом Бояном I. Еще в 555 году авары были известны как гонимый тюрками кочевой народ, вынужденный покинуть степи западного Казахстана и перебраться на удаленный берег Волги. А уже в 565-566 годах, обогнув с севера Карпаты, они пленяют короля франков Сигиберта I, разгромив его войско. Современники были настолько потрясены этим фактом, что приписывали аварам дар волшебства. В период своего наивысшего расцвета Аварский каганат простирался от Причерноморья до Адриатики и от Альп до Эльбы. Такого могущества авары достигли благодаря мудрому и жесткому правлению талантливого вождя Бояна I, который правил страной с момента ее образования в 562 году до своей кончины в 602. Хитрый и циничный вождь, не задумываясь, менял союзников, уничтожал целые племена для достижения своей цели, и в результате заставил даже византийского императора Тиберия II платить ему дань. Каганат - это жесткая диктатура, а каган - это суверен в средневековой кочевой иерархии, лицо, которому без каких-либо ограничений принадлежит абсолютно вся власть.

Падение колосса

При изучении истории древних времён всегда возникает несколько взглядов на один и тот же вопрос. Так, аваров относят к различным этносам: к монголоязычным, к ираноязычным, к тюркскому. Представители археологической школы Венгрии, на территории которой находился Аварский каганат, относят большую часть аваров к европеоидам и лишь небольшую прослойку - к монголоидам. Но эта меньшая часть населения играла господствующую роль, была элитой аварского государства. Можно предположить, что представители правящей верхушки не ассимилировались с покоренными народами. Первое поражение зарвавшиеся авары получили под Константинополем в 626 году. Тут же от каганата стали отделяться отдельные племена - первыми побежали кутригуры, современные болгары. В 631 году хан Альцек, правитель будущей Великой Болгарии, уводит из каганата свое войско после неудачной попытки захвата власти. Дальше авары только обороняются и отступают. Из Далмации хорваты вытесняют их в 640 году. Добила каганат франко-аварская война, длившаяся очень долго. Постепенно восставали все порабощенные народы. И последнюю, выделенную франками аварам область Паннонию, во главе которой стоял уже крещеный каган, в 899 году захватили венгры. Авары полностью прекратили свое существование. Бесследно исчезло некогда могучее государство, жившее около 3,5 веков.

Государственное устройство самых мощных каганатов

Возникает вопрос о том, что такое каганат, как он устроен, почему исчезает, как правило, бесследно. Интересно, что каган - человек, обладавший впоследствии абсолютной властью, избирался народным собранием. В Хазарском и Ааврском каганатах у правителя был наместник тудун, на которого возлагались надзорные, организационные и дипломатические функции, и югур, который был, вероятно, верховным жрецом. Дань собирали представители знати - тарханы. А за ними, согласно иерархии, шли вожди племен, которые играли в устройстве страны важную роль. Они же и уводили свои народы из состава каганата. Может, потому и исчезло с лица Земли это государство, что было полиэтническим.

Очередное тюркское государство

Тюргешский каганат просуществовал совсем недолго - с начала и до середины VIII века. В самом начале века вождь тюргешей Ушлик сверг китайского наместника и потребовал признать себя каганом Поднебесной. Он сделал своей столицей город Суяб, в котором находилась его ставка. Вся территория нового каганата включала в себя 20 территориальных единиц, в каждом из которых находилось по 7 тысяч воинов. Располагались они на площадях китайских провинций и тянулись от Бешбалыка до Ташкента. В 705 году ввиду угрозы захвата страны арабами каганат заключает союз с Китаем и разбивает арабские войска. Следующие правители - Соге, Чжен, Великий Сулук, при которых каганат достиг наивысшего расцвета, вели успешные войны и с арабами, и с Китаем. Но после убийства Сулука власть стала ускользать из рук его преемников, которыми были Кутша и Бага-Тархан, Бильге и Тенгри-Ильмыш - последний каган, со смертью которого Тюргешский каганат прекратил свое существование. Остались монеты этого государства с согдийскими надписями, отчеканенные при этих правителях.

Новое на месте старого

Немного дольше просуществовал Столицей был город Орда-Балык. История этого государства кочевников началась в 603 году после распада Тюркского каганата на Западную и Восточную части. В течение трех десятков лет вновь образованный Восточный каганат, имевший с Китаем общую границу, вел с ним довольно успешные войны, но в 630 году страна опять была захвачена Тюркской империей. Спустя 50 лет восстали кок-тюрки, в результате чего был восстановлен Восточный каганат под новым названием - Кок-Тюркский. И опять его войска громили армию соседнего Китая - в 686 году при Синьчжоу, в 694 - возле Линчжоу. Второй каган Капаган Мочур, правивший с 693 по 716 годы, в 698 году успешно вторгся в Китай и разгромил имперские войска. Следующие за ним 6 правителей подобных успехов не добивались. А при последнем, Кулун-беке, войска каганата в 745 году были разбиты уйгурскими войсками хана Моют-Чура. Кок-Тюркский каганат площадью в 4 млн кв.км, образованный в 682 году, прекратил своё существование.

Новое сильное образование

Карлукский каганат, возникший через 11 лет после распада Кок-Тюркского, - тоже тюркское государство, и просуществовал он с 756 по 940 год. Территория, им занимаемая, включала в себя пространства между озерами Иссык-Куль и Балхаш, от среднего течения Сыр-Дарьи до Джунгарского Алатау. То есть находилась в пределах современного Казахстана. Корни Карлукского каганата росли из Западной части распавшегося когда-то (в 603 году) Тюркского государства. Находясь определенный период под сильным влиянием Китая, в начале VIII века карлуки (жители этих областей) начинают постепенную миграцию в сторону запада. О них известно с V века. Это тоже многоплеменное сообщество - в их состав влились в VII столетии такие племена, как булак, чигиль и ташлык. На пути своего следования крепнущие отряды будущего нового каганата одержали ряд крупных побед. Так, они помогли арабам в 751 году одержать победу в Таласской, или Атлахской (Таласская долина, город Атлах), битве против Китая Воевали они и с Восточно-Тюркским каганатом. Но и Карлукская держава, знавшая взлеты, просуществовала недолго. Она тоже была поглощена очередным тюркским образованием - Восточным Туркестаном, захватившем в 940 году столицу Карлукского каганата Баласгун. Однако части населения удалось бежать за реку Или, длиннейшую в Семиречье, где они создали новое государство под названием Карлукское ханство. Столицей стал город Кайлык.

Печальная участь

На вопрос о том, что такое каганат, можно ответить, что это сугубо азиатская форма управления государством. Нигде в Европе или Америке никогда не было подобных образований. В Азии их было довольно много - существовал даже Русский каганат на Нижнем Дону. Он тоже закончил свое существование в середине IX века. Как показывает история, довольно невезучая форма правления - все каганаты были разгромлены, а население многих бесследно исчезло или растворилось среди других племен, например хазары и авары. Но значение этих тюркских государств очень трудно переоценить.

Благодаря военной экспансии культура Востока обогатилась достижениями древних цивилизаций Средиземноморья. Многие племена вышли из Китая и добрались до Западной Европы, по дороге ассимилируясь с живущими на этих просторах народами.

Хазарский каганат, раннефеодальное государственное образование, возникшее в середине 7 в. на территории Нижнего Поволжья и восточной части Северного Кавказа в результате распада Западно-Тюркского каганата (см. Тюркский каганат ). Столицей Х. к. до начала 8 в. был г. Семендер в Дагестане, а затем г. Итиль на Нижней Волге. Во 2-й половине 7 в. хазары подчинили часть приазовских болгар, а также савиров в прибрежном Дагестане; Албания Кавказская стала данницей Х. к. К началу 8 в. хазары владели Северным Кавказом, всем Приазовьем, большей частью Крыма, а также степными и лесостепными территориями Восточной Европы до Днепра. В 735 в земли Х. к. через Каспийский проход и Дарьял вторглись арабы и разгромили армию кагана . Каган и его приближённые приняли мусульманство, которое, однако, получило распространение только среди части населения каганата. В 1-й половине 8 в. часть хазар Северного Дагестана приняла иудаизм. Основным видом хозяйственной деятельности населения Х. к. оставалось кочевое скотоводство. В долине Нижней Волги развивалось земледелие и садоводство. Столица каганата Итиль стала важным центром ремесла и международной (в т. ч. транзитной) торговли. В Доно-Донецком междуречье в связи с переселением туда части северо-кавказских алан возникли оседлые поселения. Началось складывание раннефеодальных отношений. Фактическая власть в государстве сосредоточилась в руках местных хазарских и болгарских феодалов, а каган превратился в почитаемого, но безвластного владыку.

В течение 8 в. у Х. к. сохранялись прочные отношения с Византией, что способствовало распространению христианства. Ей было разрешено создать на территории Х. к. митрополию, в которую входило 7 епархий. В конце 8 - начале 9 вв.(века) ставший во главе каганата Обадия объявил государственной религией иудаизм. В конце 9 в. Северное Причерноморье захватили печенеги и изгнали (895) зависимых от Х. к. мадьяр к Дунаю. Византия, заинтересованная в ослаблении каганата, начала натравливать на хазар окружавших их кочевников. Но главной силой, противостоявшей Х. к., стало Древнерусское государство. Ещё в 9 в. русские дружины проникли в Каспийское море. В 913-14 и 943-44 русские войска проходили через Хазарию и опустошили Каспийское побережье. В 60-х гг. 10 в. русский князь Святослав Игоревич совершил поход на Волгу и разгромил Х. к. Были разорены гг. Итиль, Семендер, захвачен г. Саркел. Не имела успеха попытка хазар во 2-й половине 10 в. спасти положение с помощью Хорезма. В конце 10 в. Х. к. перестал существовать.

Лит.: Артамонов М. И., История хазар, Л., 1962; Плетнева С. А., От кочевий к городам, М., 1967; Заходер Б. Н., Каспийский свод сведений о Восточной Европе, т. 1-2, М., 1962-67; Плетнева С. А., Хазары, М., 1976.

государство в середине 7 - конце 10 вв. во главе с каганом. Столица - Семендер, с начала 8 в.- Итиль. В начале 8 в. включало территории Северного Кавказа, Приазовья, большую часть Крыма, степные и лесостепные территории до Днепра. Вело торговлю с народами Восточной Европы, Средней Азии, Закавказья и др. Верующие - иудаисты, мусульмане, христиане. В 964-965 разгромлен князем Святославом Игоревичем.

Отличное определение

Неполное определение

ХАЗАРСКИЙ КАГАНАТ

раннефеод. гос. образование, возникшее в сер. 7 в. на терр. Ниж. Поволжья и вост. части Сев. Кавказа в результате распада Зап.-Тюркского каганата (см. Тюркский каганат). Во главе X. к. удержалась тюрк. династия Ашина. Столицей каганата до нач. 8 в. был г. Семендер в Дагестане, а затем г. Итиль (на Ниж. Волге). Во 2-й пол. 7 в. хазары подчинили часть входивших в гос. объединение Великая Болгария приазовских болгар (часть их после поражения ушла на Ср. Волгу, а остальные - за Днепр к Дунаю), а также царство гуннов-савиров в прибрежном Дагестане; Албания Кавказская стала данницей X. к. Византия установила союз с X. к. (заключенный еще с Зап.-Тюркским каганатом против сасанидского Ирана), направленный против утвердившегося во 2-й пол. 7 в. в Закавказье Арабского халифата. К нач. 8 в. хазары владели Сев. Кавказом, всем Приазовьем, б. ч. Крыма (отнятой у Византии), а также степными и лесостепными территориями Вост. Европы до Днепра. Одновременно они вели ожесточенную борьбу с арабами за обладание Закавказьем, неоднократно совершали туда набеги, но утвердиться там не смогли. В 735 в земли X. к. через Каспийский проход и Дарьял вторглись арабы, разгромив армию кагана (титул главы Х.к.). Каган и его приближенные были вынуждены принять ислам (т. е. фактически подчиниться арабам), к-рый, однако, получил распространение только среди части населения X. к., а сам каган и его приближенные вскоре отказались от него. С перемещением центра X. к. на Ниж. Волгу в ее долине развиваются земледелие и садоводство, а в столице каганата Итиле - ремесла и торговля. Город стал важным центром междунар. (транзитной) торговли, приносившей X. к. большие доходы. В Доно-Донецком междуречье, в связи с переселением туда части сев.-кавк. алан, возникают оседлые поселения, возрождаются города на Таманском и Керченском п-овах. Хотя осн. видом хоз. деятельности населения X. к. остается кочевое скотоводство, процесс распада родовых порядков ускоряется, складываются раннефеод. отношения. В результате поражения, нанесенного арабами армии кагана, авторитет тюркской династии в X. к. падает. Фактич. власть в гос-ве сосредоточивается в руках местных хазарских и болгарских феодалов, а каган превращается в почитаемого, но безвластного владыку. В течение 8 в. прочные отношения у X. к. сохранялись с Византией, что способствовало распространению христианства. Ей было разрешено создать на терр. X. к. церк. организацию (митрополию), в к-рую входило 7 епархий, в т. ч. епархия в Итиле, что обеспечивало Византии значит. влияние в X. к. В связи с большой междунар. ролью X. к. вопрос о его гос. религии имел важное политич. значение. Арабы безуспешно пытались утвердить там ислам, а Византия - христианство. Хазары же не связывали себя церк. узами ни с Халифатом, ни с Византией. В 1-й пол. 8 в. (ок. 731) часть хазар Сев. Дагестана приняла иудаизм (в Сев. Дагестане поселились евреи, изгнанные из сасанидского Ирана и, позднее, из Византии), в их числе некий кн. Булан. В кон. 8 - нач. 9 вв. один из его потомков - Обадия стал во главе X. к. и объявил иудаизм гос. религией. Совершенный им переворот вызвал недовольство др. хазарских князей. Началась длительная и упорная борьба, в ходе к-рой восставшие призвали на помощь из-за Волги мадьяр, а Обадия нанял кочевников гузов. Восстание было подавлено, мадьяры оттеснены за Днепр, с ними ушли уцелевшие бунтовщики (кабары). Смутой в X. к. воспользовались крымские готы, перешедшие под власть Византии, и нек-рые др. народы, платившие ранее дань хазарам (в т. ч. приднепровские славяне). В эти годы на Дону была построена крепость Саркел, предназначенная для защиты торг. пути с 3. на Итиль. В кон. 9 в. в Сев. Причерноморье прорвались печенеги и изгнали (895) в Подунавье зависимых от X. к. мадьяр. Причерноморские и донские степи оказались под властью печенегов. Этим воспользовалась Византия, заинтересованная в дальнейшем ослаблении каганата. Она начала натравливать на хазар окружавшие их кочевые племена. Но гл. силой, противостоявшей X. к., явилось Древнерус. гос-во. Еще в 9 в. рус. дружины проникали в Каспийское м., нарушая важную для хазар торговлю по Каспийско-Волжскому пути. В 913/914 и 943/944 рус. войска проходили через Хазарию и опустошили Каспийское побережье. В 964/965 рус. князь Святослав Игоревич совершил поход на Волгу и разгромил X. к. Были разорены гг. Итиль и Семендер и захвачен г. Саркел. Не имела успеха попытка хазар во 2-й пол. 10 в. спасти положение с помощью Хорезма, ценой принятия ислама, т. е. подчинения Хорезму. Ослабленный внутр. противоречиями и опустошит. вторжениями кочевых народов (печенегов, гузов), разгромом 964/965, к кон. 10 в. X. к. перестал существовать. Лит.: Артамонов М. И., История хазар, Л., 1962; Плетнева С. A., От кочевий к городам, М., 1967; Заходер Б. Н., Каспийский свод сведений о Восточной Европе, т. 1-2, Л., 1962-67; Коковцов П. К., Еврейско-хазарская переписка в X. в., Л., 1932; Dunlop D. M., The history of the Jewish Khazars, Princeton (N.Y.), 1954. M. И. Артамонов. Ленинград.