Царь птолемей филадельф. Учебник "еврейский народ в эллинистическом мире"

Птолемей II Филадельф (308-246 гг. до н.э.) - сын Птолемея I, царь Египта. В 283 г. он унаследовал от отца египетский трон. Птолемей II пытался превратить Египет в сильнейшую державу Восточного Средиземноморья.
После смерти Селевка I в 281 г. Птолемей II вторгся в Сирию и захватил Дамаск. В Малой Азии он занял Галикарнас, Минд, Кавн и оккупировал Карию. На Балканском полуострове Птолемей II поддерживал греческие государства и Эпир против Македонии, на Ближнем Востоке стремился сохранить контроль над Келесирией вопреки притязаниям Селевкидов.
В 275 г. началась I Сирийская война. Египетский флот безраздельно господствовал на всем восточном побережье Средиземного моря. Вскоре положение изменилось. Антиох II разбил египтян в Сирии и отобрал у Птолемея II Дамаск. В Киренаике поднял восстание Мегас, а Пирр погиб в Аргосе. В 272 г. I Сирийская война закончилась, был подписан мир.
Союзники Птолемея II в Греции потерпели поражение от Антигона Гоната в Хремони-
довой войне (268-262 гг.). Тотчас после подписания мира была создана антиегипетская коалиция, куда вошли Антигон Гонат, Антиох II и Родос. В 261 г. началась II Сирийская война. Антиох II отобрал у Птолемея II ряд городов в Малой Азии, его войска вторглись в Келесирию. В битве при Косе в 258 г. египетский флот был разгромлен Антигоном Гонатом. Птолемей II признал свое поражение и подписал в 255 г. мирный договор.

Использованы материалы кн.: Тиханович Ю.Н., Козленко А.В. 350 великих. Краткое жизнеописание правителей и полководцев древности. Древний Восток; Древняя Греция; Древний Рим. Минск, 2005.

Птолемей II Филадельф (Ptolemaios, Любящий сестру) (308-246 гг. до н.э.). Царь Египта в 283/282-246 гг. до н.э., сын Птолемея I и Береники I. Родился на острове Кос. Ок. 289/288 г. до н.э. женился на Арсиное I (дочери Лисимаха). В 285 г. до н.э. стал соправителем своего отца, а в 283/282 г. до н.э. - полновластным царем. Ок. 281 г. до н.э. развелся с Арсиноей I и ок. 276/275 г. до н.э. женился на своей сестре Арсиное II и сделал ее своей отправительницей. Для греков этот брак явился скандалом, хотя среди египетских фараонов браки между братом и сестрой были вполне нормальным явлением. Во время Первой Сирийской войны против Антиоха I (ок. 274/273-271 гг. до н.э.) вторгся в Сирию и Малую Азию, одержав победу в 271 г. до н.э. Обожествив себя и Арсиною II в 272/271 г. до н.э., учредил культ Птолемеев. Позднее принял титул и культовое имя Арсинои - Филадельф.

Во время Хремонидовой войны понес определенные потери, поддерживая Афины и Спарту в борьбе против Македонии (286- 263/262 гг. до н.э.). Во Второй Сирийской войне против Антиоха II (260-253 гг. до н.э.) потерял обширные территории в Малой Азии и для заключения мира был вынужден выдать свою дочь Беренику Сиру за Антиоха II. Вместе со своими советниками сделал многое для эллинизации Египта. Создал большинство институтов строгой финансовой администрации Птолемеевского государства и основал много греческих поселений, особенно по берегам Меридского озера. Построил Фаросский маяк и существенно расширил музей и библиотеку в Александрии. Организовал строительство канала, соединяющего Красное море с Нилом. Александрия, его столица, стала культурным и интеллектуальным центром греческого мира.

Адкинс Л., Адкинс Р. Древняя Греция. Энциклопедический справочник. М., 2008, с. 88.

Птолемей II Филадельф - царь Египта из рода Птолемеев, правивший в 283-246 гг. до Р.Х. Сын Птолемея I и Береники. Род. в 309 г. до Р.Х. + 246 г. до Р.Х. Жены: 1) Арсиноя, дочь фракийского царя Лисимаха; 2) Арсиноя, дочь Птолемея 1 (его родная сестра); 3) неизвестная.

Птолемей стал править страной еще при жизни отца (Юстин: 16; 2). Влюбившись в Арсиною, свою родную сестру и по отцу и по матери, он женился на ней, совершив то, что у македонцев ни в коем случае не позволялось, но что было в обычае у египтян, над которыми он властвовал. Затем он убил своего брата Аргея, будто бы посягавшего на его жизнь. Он же перевез прах Александра из Мемфиса в Александрию. Птолемей убил и другого брата, рожденного Эвридикой, заметив, что тот побуждает жителей Кипра к отпадению от Египта (Павсаний: 1; 17).

В 280 г. до Р.Х., воспользовавшись тяжелым положением Сирийского царства, Птолемей отнял у Антиоха 1 самые южные области Сирии, овладел даже Дамаском (Дройзен: 3; 1; 3). Брат Птолемея по матери, Мага, получивший благодаря Беренике наместничество в Кирене, в 274 г. до Р.Х. повел войско из Кирены на Египет. Птолемей, укрепив проходы, ожидал наступления киренских войск, но Мага так и не напал на него, так как вынужден был покорять отпавшие от него племена кочевых ливийцев. Птолемей хотел преследовать его, но тоже не смог этого сделать из-за начавшегося восстания наемников-галатов. Мага не успокоился на этом и втянул в войну азиатского царя Антиоха 1. В 265 г. до Р.Х. Птолемей посылал к берегам Греции свой флот, чтобы действовать против македонского царя Антигона II Гоната (Павсаний: 1; 17). Но флот этот был разбит при Косе (Дройзен: 3; 1; 3). Позже Птолемей вел успешную войну с сирийским царем Антиохом II, отвоевал у него в Азии побережье Киликии и Ликии (Дройзен: 3; 2; 1).

Дети у Птолемея родились не от сестры Арсинои, а от дочери Лисимаха. Сестра же его умерла бездетной (Павсаний: 1; 17). По свидетельству Страбона, Птолемей отличался любознательностью и в силу телесной немощи постоянно искал новых развлечений и увеселений (Страбон: 17; 1; 5). Иосиф Флавий добавляет, что Птолемей основал в Александрии замечательную библиотеку, стараясь собрать в ней и перевести на греческий язык все книги, существовавшие на свете. Число книг в этом уникальном хранилище достигало будто бы полумиллиона экземпляров. Среди прочих на греческий язык была переведена и еврейская библия. Заинтересовавшись судьбой еврейского народа, Птолемей повелел освободить 100 000 пленных, выведенных его отцом из Иудеи (Флавий: «Иудейские древности»: 12; 2).

Все монархи мира. Греция, Рим, Византия. Константин Рыжов. Москва, 2001.

Далее читайте:

Птолемей I Cотер - правитель и царь Египта в 324- 283 гг. до Р.X., отец Филадельфа.

Птолемей III Эвергет - царь Египта из рода Птолемеидов, в 246-222 гг. до Р.Х. , сын Филадельфа.

Исторические лица Греции (биографический справочник).

Первым представителем и основателем династии был Птолемей Лаг или Птолемей I Сотер («спаситель»). Предположительно он родился около 360 года до н. э. и был сыном Лага и Арсипои. Семья его матери была более знатной, чем семья отца, поскольку состояла в родстве с династией македонских царей. Отец Птолемея – Лаг относился к одной из почтенных македонских семей, материальное благосостояние которых основывалось на землевладении.

Важнейшим событием, изменившим жизнь юного Птолемея, был Восточный поход Александра, который открыл македонянам совершенно новый мир. Они впервые увидели горы и долины Малой Азии, покрытый снегом Тавр, приморские равнины Финикии с ее крупнейшими городами Тир и Сидон. В ту пору Птолемей еще не принадлежал к ближайшему окружению Александра. Тем не менее, он участвовал в битве при Иссе (333 г. до н. э.) и вместе с Александром вступил на землю Египта. Особенно он проявил себя уже в конце Восточного похода, он был способным воином, отличавшимся осмотрительностью и личной храбростью. Но еще одной его отличительной чертой была хитрость и предусмотрительность, без которой он, скорее всего, не смог бы стать в будущем фараоном Египта. Жизнь Птолемея полностью изменилась со смертью Александра. В 323 году до н. э. он стал сатрапом Египта. Еще при Александре (332-331 гг.) Птолемей смог оценить преимущества, связанные с положением и населением этой страны. 5

Птолемей I объявил себя царем (фараоном) Египта в 305 году до н. э. Он проявил себя как осторожный и настойчивый владыка, как зачинатель во всех областях своей деятельности. Он вел активную завоевательную политику, начиная с 322 года, чтобы не только расширить границы своего царства, но и максимально обезопасить его рубежи в Средиземном море. Он сделал очень много для своей империи: ввел монетную систему, привлекал в Египет эллинов, старался удержать в войне наемников, наделяя их земельными участками – клерами. Он начал проводить политику сотрудничества между греками и коренным населением, также как это делал Александр, предложив им для почитания нового бога – Сараписа, который одинаково почитался как египтянами, так и македонянами. Так же он уделял большое внимание и покровительствовал развитию культуры и наук. Так он основал в Александрии Египетской Великую Александрийскую Библиотеку и Музей. 6

Сорок лет его правления знаменовали собой период бурного развития и расцвета государства. Птолемей I умер в конце 283 г. до н. э. За два года до своей смерти он назначил соправителем своего сына Птолемея. Именно так без всяких трудностей произошла смена правителя в державе Лагидов. Среди потомков Птолемея I, позднейших правителей и правительниц Египта, он навсегда остался образцом, преклонение перед которым было возведено в священный культ, а память о нем сохранялась и чтилась во все времена существования эллинистического Египта. 7

Его сын Птолемей II, правивший в 283-246 гг. до н. э., был женат на своей сестре Арсиное отсюда он и получил свое прозвище Филадельф («любящий сестру»). Он продолжил дело своего отца и также, как и он, вел активную внешнюю политику, которая была основана как на династических браках, так и на войнах, в частности с державой Селевкидов (1-я и 2-я Сирийские войны) и Антигонидов. В период наивысшего могущества Египта под властью Птолемея II находились Кирена, Кипр, Памфилия и др. Также он мог оказывать влияние на конфедерацию полисов Кикладских островов. Птолемей II дал Египту новую административную систему, которая позволила более эффективно эксплуатировать страну благодаря царским монополиям и строгой налоговой политике. Он реформировал монетную систему, которую когда-то ввел его отец, запретив при этом использование внутри страны иностранных денег, приказал восстановить канал Нехо, вернул к жизни Фаюмский оазис. При его дворе собирались самые знаменитые поэты, ученые и врачи эллинистического мира, а Музей и Александрийская Библиотека процветали и достигли во время его правления своего наивысшего расцвета.

Птолемей III Эвергет I (246-221гг. до н. э.) – «благодетель», сын Птолемея II, был женат на дочери царя Кирены – Беренике. Во второй половине своего царствования вел войну с державой Селевкидов (3-я Сирийская война). Его двор был не менее блестящим, чем у его отца Птолемея II. Он расширил Библиотеку Александрии, приказал организовать и отправить экспедицию в Персидский залив, создал необходимые условия для работы Эратосфена.

Но уже в это время начались народные волнения, из-за все более нарастающего социального напряжения, и так называемая порча монеты. Особенно обострились эти проблемы в период правления первых двух приемников Птолемея III: Птолемея IV Филопатора («любящий отца»), который воевал с Антиохом III Великим – правителем государства Селевкидов (4-я Сирийская война), и Птолемея V Эпифана («славный»), при котором Египет потерял Келесирию – и в итоге от всех внеегипетских владений остались только Кипр и Кирена.

После смерти Птолемея V Эпифана начался долгий период упадка, охвативший II и I вв. до н. э. Былое величие и могущество Египту попытаются вернуть последние представители династии Лагидов, в частности последняя царица Египта – Клеопатра VII. 8

Каждый правитель Египта из династии Лагидов внес свою лепту и вписал свое имя в мировую историю. Птолемей I, как один из наследников первого поколения Александра, относится к числу основателей эллинистических государств, а его потомки продолжали начатое им. Их дела пережили столетия. Именно они направляли судьбы государств в Македонии, Передней Азии и Египте, именно они открыли путь новым идеям и методам в политической и экономической областях, которые в будущем были восприняты римлянами и доведены до совершенства. Египет стал эллинистическим государством одним из первых и на нем же и закончится история эпохи эллинизма. 9

Камея Гонзага
(парный портрет Птолемея II и Арсинои II)
Эрмитаж, Санкт-Петербург

Птолемей II Филадельф - царь Египта, правил в 283 - 246 годах дон.э. Сын Птолемея I и Береники I .

Приход к власти

Он получил престол в обход старших сыновей Птолемея I от первого брака с Эвридикой I , дочерью Антипатрa , и стал править страной с 285 года дон.э. , ещё при жизни отца. Он получил блестящее образование, но был склонен к изнеженности и жестокости.

Птолемей убил своего брата Аргея, будто бы посягавшего на его жизнь. Он же перевёз прах Александра из Мемфиса в Александрию. Птолемей убил и другого брата, рожденного Эвридикой, заметив, что тот побуждает жителей Кипра к отпадению от Египта.

Внешняя политика

Первые успехи

В начале своего правления Птолемей II обратил все силы к тому, чтобы трудности соперников употребить на пользу Египта. Так, под его контролем без всякой борьбы оказались Киклады, ранее принадлежавшие Деметрию Полиоркету . На Делосе Филокл, правитель Сидона , один из главных приближенных Птолемея II, устраивал пышные празднества - Птолемайеи. Следы египетского господства обнаруживаются на Косе, на Кипре. Безусловно, ширилось египетское влияние и в Малой Азии, прежде всего в ее южных областях. Ослабление позиций Антиоха Сотера на международной арене в первые годы его правления (поражение от вифинского царя Никомеда) позволяет предположить, что и в Келесирии египтяне имели возможность усилиться, в частности, овладеть Дамаском.

На Балканском полуострове Птолемей II поддерживал греческие государства и Эпир против Македонии, на Ближнем Востоке стремился сохранить контроль над Келесирией вопреки притязаниям Селевкидов.

Угроза из Киренаики

Непосредственным инициатором Первой Сирийской войны оказался брат Птолемея II по матери, Магас , получивший благодаря Беренике наместничество в Киренаике. Он заключил военный союз с Антиохом I , женился на его сестре Апаме и убедил царя Азии качать борьбу с Птолемеем Филадельфом. Антиох не смог сразу двинуться в поход; он, кажется, в это время был ещё занят войной с галатами. Поэтому Магасу пришлось выступить одному (275 год до н. э.). Он захватил Паретоний, дошел до Хиоса, примерно в 50 километрах от Александрии. Но здесь Магас получил известие, что у него в тылу восстало кочевое племя мармаридов.

Киренский правитель тотчас вернулся домой. Пытаясь преследовать его, Птолемей II неожиданно оказался в том же положении, что и его незадачливый противник: в Египте подняли мятеж против Птолемея 4000 галатов, присланных Антигоном. По своем возвращении Птолемей II сурово наказал их, отправив на пустынный остров в дельте Нила, где они и погибли. Цели восставших галатов не совсем ясны: в одних источниках сообщается, что они хотели захватить Египет, в других- что они просто собирались ограбить египетскую казну.

Война в Сирии

Павсаний сообщает, что в то время, когда Антиох собирался в поход, Птолемей отправил ко всем народам, над которыми тот правил, своих людей. Те подняли возмущение и таким образом задержали Антиоха. О собственных военных действиях Антиоха свидетельствует «Вавилонская клинописная хроника», где под 36 годом Селевкидской эры (275/4 год до н. э.) обозначено следующее: «В этом году царь оставил свой двор, свою жену и сына в Сардах (Sapardu), чтобы обеспечить прочную защиту. Он явился в провинцию Эбирнари (Сирия) и пошел против египетской армии, которая стояла лагерем в Эбирнари. Египетская армия спаслась бегством от него (?). В месяце адар 24 числа правитель Аккада отправил в Эбирнари к царю много серебра, тканей, мебели и машин из Вавилонии и Селевкии, царского города, и 20 слонов, которых прави¬тель Бактрии послал к царю. В этом месяце мобилизовал главнокомандующий войска царя, которые были размещены в Аккаде, и пошел к царю в месяце нисан на помощь в Эбирнари...». Итак, главные военные столкновения Антиоха с Птолемеем произошли в весенние месяцы 274 до н. э. и, кажется, окончились победой Антиоха (если верить толкованию хроники у С. Смита). Успехи Антиоха I в Сирии, возможно, нe ограничивались описанной в хронике операцией. Вероятно, тогда же Антиох внезапно захватил Дамаск, занятый египтянами под начальством стратега Динона.

Боевые действия в Малой Азии

О войне на территории Малой Азии можно говорить лишь предположительно. Имеется, например, случайное упоминание у Полиэна о взятии Кавна полководцем Птолемея Филоклом. Стефаний Византийский говорит о какой-то борьбе, которую цари Понтийской Каппадокии Митридат и Ариобарзан с помощью галатских наемников вели против египтян; сразившись с египтянами, понтийские цари одержали победу, гнали врагов до самого моря и захватили в качестве трофея якоря кораблей. Не исключено, что в данном случае Митридат и Ариобарзан действовали как союзники Антиоха.

Феокрит в 17-й идиллии называет среди малоазийских владений Египта (вскоре после Первой Сирийской войны) Карию, Ликию, Киликию, Памфилию. Некоторые из этих владений полностью или частично могли быть подчинены в Первую Сирийскую войну. Крайне интересно в этой связи решить вопрос о судьбе Ионии. О том, что Египет претендовал на господство в Ионии, свидетельствует письмо Птолемея II в Милет.

Решающим является молчание Феокрита о египетском господстве в Ионии в конце 270-х годов до н. э. Трудно представить, что Египет не пытался овладеть областью Малой Азии, одной из богатейших частей бывшей державы Лисимаха, каковою была Иония. Селевкиды и их союзники предприняли, вероятно, какие-то контрмеры в Ионии, с целью не допустить здесь укрепления позиций египтян.

Конец Первой Сирийской войны

Питомская надпись сообщает, что в месяце хатире 12 года своего правления (ноябрь 274 г. до н. э.) Птолемей II явился в Геронополь «со своею женою (она же и сестра его) для защиты Египта от чужестранцев. Может быть, из этой надписи следует, что ожидалось вторжение войск Антиоха в Египет, и присутствие Птолемея и Арсинои потребовалось, чтобы организовать оборону.

Конец войны нам абсолютно неизвестен. Она завершилась не позднее написания Феокритом своей 17 идиллии, т. е. либо в 273, либо в 272 г. до н. э. Трудно оценить и общие итоги войны. Успехи Селевкидов весьма вероятны, но говорить об их победе едва ли можно. Скорее всего, в результате продолжительных военных действий было достигнуто примирение с изрядной долей компромисса с обеих сторон.

Политика Птолемея в Греции

В декрете Хремонида (на начало Хремонидовой войны), в связи с перечислением всех участников антимакедонской коалиции, сказано, что «царь Птолемей, согласно с направлением предков и сестры, очевидно, ревнует об общей свободе эллинов». Не получив никаких определенных результатов в I Сирийской войне, Птолемей II перенес центр тяжести борьбы за возрождение державы Лисимаха в Грецию. Какую роль в этой политике должен был теперь играть Птолемей, сын Лисимаха и Арсинои, точно неизвестно.

Вмешиваясь в греческие дела, Птолемей II добивался объединения всех антимакедонских сил. Он сделал лакедемонян «друзьями и союзниками», направил дружественное посольство в Афины, вероятно, также с предложением союза, прислал в Дельфы теоров с призывом к дельфийцам принять участие в играх Птолемайеи в Александрии. Не без участия Египта развилась и борьба между городами на Крите. Может быть, Египет и Спарта выступили на Крите как сообщники, а на их стороне стояли такие города, как Фаласарна, Полиррения, Аптера, Гортина.

Хремонидова война

Союзники Птолемея II в Греции потерпели поражение от Антигона Гоната в Хремонидовой войне (268 - 262 годы дон.э.). Эта война, названная так по имени афинского политического деятеля- Хремонида, в которой афиняне в союзе с Египтом, Спартой, многими другими членами пелопоннесского союза и Эпиром сражались против македонского царя Антигона Гоната, успеха не имела.

В 266 году дон.э. Птолемей послал к берегам Греции свой флот под командованием Патрокла, с целью контроля над Кикладским островами, чтобы действовать против македонского царя Антигона II Гоната. Египтяне, вероятно, высадились на восточном берегу Аттики, на полуострове Корони, где найдены остатки временных оборонительных стен, утварь и множество монет Птолемея II. Не сумев склонить спартанского царя Арея к решительному сражению с македонцами, Патрокл с флотом отплыл с аттических вод и с тех пор до конца войны египтяне, кажется, не появлялись в Греции. Результаты раскопок на полуострове Корони показывают, что отход египтян напоминал скорее бегство побежденных. Возможно, во время этой войны египетский флот был разбит при Косе.

Кажется, есть некоторые основания думать, что Птолемей II и тогда снова враждовал с Киренским правителем Магасом и что усилилось вторжение египтян в Ионию. Иония оказалась в руках египтян скорее всего где-то в 60-е годы III в. до н. э., во всяком случае после написания Феокритом своей 17-й идиллии, но до 2-й Сирийской войны. К 261 году до н. э. Магас примирился с Птолемеем и просватал за сына последнего свою единственную дочь Беренику.

Македонцы сильно опустошили Аттику и, между прочим, сожгли священную рощу и храм Посейдона в Колоне. Антигон осадил Афины, принудил их к сдаче и занял своими гарнизонами афинские укрепления (262 год до н. э.). Хремонид бежал из Афин в Египет. Следствием Хремонидовой войны была утрата Египтом того влиятельного положения, какое он занимал раньше на Эгейском море, и значительное усиление Македонии. Тотчас после подписания мира была создана антиегипетская коалиция, куда вошли Антигон Гонат, Антиох II и Родос.

Битва при Андросе

В. Фельман предположил, что было не две морских битвы с Антигоном, а только одна - в водах между рядом лежащими островами Андросом и Кеосом. «Кос» - ошибка переписчиков рукописей. Фельман приводит также и то соображение, что у Плутарха повторение одной и той же истории применительно к битве при Андросе и к битве при Косе далеко не случайно: это свидетельство того, что была именно одна битва, а не две.

Жигунин датирует ее 260 годом до н. э. Он считает, что Птолемей Андромах (сын Лисимаха и Арсинои) участвовал в морской битве при Андросе на стороне Египта и стал свидетелем гибели своих замыслов по обретению своего царства, поскольку египетский флот потерпел поражение. Видимо, после этого события и произошел разрыв долголетних отношений Птолемея, сына Лисимаха, с Птолемеем Филадельфом.

Вторая Сирийская война. Мятеж в Азии

Составным, а может быть, одним из исходных пунктов Второй Сирийской войны был мятеж в Азии «сына Птолемея в сообщничестве с Тимархом»; так нам сообщает Помпей Трог . По Трогу ясно также, что мятеж случился где-то между двумя событиями: смертью Антиоха I (261 г. до н. э.) и смертью Деметрия Красивого в Кирене (259/8 г. до н. э.). Вовсе не исключено, что мятежник, восставший в Азии, был именно Птолемеем, сыном Лисимаха и приемным сыном Птолемея Филадельфа. Ведь у Филадельфа не было других родных сыновей с именем Птолемей, кроме Птолемея III.

Птолемей Андромах, утвердившись в Эфесе, действовал в союзе с Тимархом, тираном Милета. Решившись захватить Самос у египтян, Тимарх проник в Самосскую гавань и применил при этом довольно примитивную, но наглую военную хитрость. Через некоторое время Андромах был убит в Эфесе фракийцами, и город, вероятно, вновь перешел в руки египтян.

Конфликт с Киреной

К несчастью для Птолемея Филадельфа, в то время умер киренский правитель Магас, с которым у египетского царя установились отношения, вполне устраивавшие прежде всего египтян. Жена Магаса Апама, настроенная антиегипетски, предложила Беренику в жены Деметрию, брату Антигона Гоната, по прозвищу Красивому. Деметрий спешно примчался в Кирену, был здесь обласкан и, кажется, провозглашен царем. Согласно Евсевию, Деметрий не терял времени даром: он много воевал в Кирене и «всю Ливию захватил». Вряд ли его врагами были только ливийские кочевники; скорее всего, у Евсевия подразумевается непосредственно война Деметрия с египтянами. Однако во время мятежа, который, якобы, возглавила сама юная Береника, Деметрий был убит в спальне Апамы (259/8 г. до н. э.), а самой вдове Магаса, по настоянию Береники, мятежники сохранили жизнь.

Кирена была подчинена Птолемеем только через 10-12 лет после смерти Деметрия Красивого.

Кампания Антиоха II

Антиох II нашел выгодным и своевременным вмешаться в борьбу держав Восточного Средиземноморья. Союзниками его считались прежде всего родосцы, давно тяготившиеся Птолемеевской гегемонией; Антиох II и родосцы совместными усилиями осадили Эфес. Египетским флотом, по сообщению Полиэна, командовал в гавани Эфес знаменитый афинянин Хремонид. Агафострат, родосский наварх, неожиданно предпринял нападение на вражеский флот и разбил египтян. После этой победы Эфес был взят. Вероятно, тогда же Антиох осадил Милет и, овладев этим городом, уничтожил тирана Тимарха.

Итоги войны

Столь энергичное наступление Антиоха II на египетские позиции в Восточном Средиземноморье означало полное поражение Египта в войне. О самой войне, кроме вышеизложенного, ничего конкретного неизвестно. Ее грандиозные масштабы отчасти выясняются из ее результатов. Различные документы свидетельствуют, что Антиох II вернул себе Ионию, часть Киликии, Памфилию, Птолемею III Эвергету потом пришлось отвоевывать их у Селевкидов. Кажется, Антиох овладел и Самофракией.

Мирный договор был, кажется, заключен в год делосского архонта Пахета - 255/4 г. до н. э. Ни место, ни характер дипломатических соглашений, однако, неизвестны. Быть может, именно в соответствии с условиями этих соглашений Антигон вывел гарнизон из Мусея в Афинах, как акт возвращения «свободы» афинянам. Антиох II должен был подтвердить автономию греческих городов Малой Азии, а Птолемей II - независимость Кирены.

Послевоенная дипломатия

Птолемею Филадельфу было особенно опасно существование широкой коалиции его противников. В условиях военных поражений правитель Египта прибег к ловким дипломатическим маневрам, чтобы посеять рознь между Македонией и Селевкидской империей. Птолемей II старался приблизить к себе Антиоха и женил его на своей дочери Беренике, дав за нею огромное приданое. Также египетский царь разыгрывал из себя друга и союзника Антигона Гоната.

Арат Сикионский, присоединив свой город к Ахейскому союзу, принял меры к укреплению дружбы с Египтом. Птолемей II прислал ему в подарок 25 талантов, прозорливо разглядев в нем союзника своей державы и будущую опору антимакедонской политики в Греции. Добравшись до Александрии, Арат совершенно очаровал Птолемея Филадельфа своим умом, знанием искусства и посредством этой «непринужденной дипломатии» выпросил у хитрого правителя Египта еще 350 талантов. Таким образом, поддерживая то Антиоха, то Антигона, Филадельф в то же время финансировал освободительные движения, направленные против них, надеясь на будущий реванш.

Внутренняя политика

Птолемей II укрепил экономическое и политическое положение Египта. Проводил политику раздачи земельных участков крупным вельможам. Запретил обращать свободных в рабство. Положил начало обожествлению фараонов Птолемеевской династии, основав культы родителей и родной сестры и жены Арсинои II. В видах коммерческих он поддерживал сношения с Римом: оттуда получая сырьё, перерабатывающееся на египетских фабриках. По свидетельству Страбона, Птолемей отличался любознательностью и в силу телесной немощи постоянно искал новых развлечений и увеселений. Птолемей II, как и его отец, поощрял развитие наук и искусств. Иосиф Флавий добавляет, что Птолемей был большим библиофилом и значительно увеличил в Александрии замечательную библиотеку, стараясь собрать в ней и перевести на греческий язык все книги, существовавшие на свете. Число книг в этом уникальном хранилище достигало будто бы полумиллиона экземпляров. Среди прочих на греческий язык была переведена и еврейская библия. Заинтересовавшись судьбой еврейского народа, Птолемей повелел освободить 100 000 пленных, выведенных его отцом из Иудеи. При дворе Птолемея обитало множество известных учёных и поэтов того времени (Каллимах, Феокрит, Манефон, Эратосфен, Зоил и другие). Птолемей возвёл много роскошных построек, строил города, устраивал празднества, реставрировал и украсил южный храм между Луксором и Карнаком. Однако наибольшую славу, которая не угасала и в последующий период, принесло ему строительство Фаросского маяка (ок. 280 года дон.э.), который вскоре был причислен к одному из семи чудес света.

Семья

  • Его первой женой и матерью Птолемея III была дочь Лисимаха Арсиноя I .
  • Дети:
    • Птолемей III Эвергет
    • Лисимах
    • Береника
  • Влюбившись в Арсиною, свою родную сестру, он женился на ней, совершив то, что у македонцев ни в коем случае не позволялось, но что было в обычае у египтян, над которыми он властвовал. Первоначально красивая и тщеславная Арсиноя в 299 году дон.э. была выдана замуж за старого Лисимаха Фракийского. Затем она добилась казни его сына от первого брака, чтобы расчистить путь к власти своим сыновьям. После падения фракийского царства и смерти Лисимаха в 281 году дон.э. она вышла замуж за своего сводного брата Птолемея Керавна , который оказался ещё более хитрым интриганом, и убил её двух сыновей. Она была вынуждена бежать и в 279 году дон.э. очутилась в Египте у своего брата Птолемея II. Арсиноя II вышла замуж за брата, бывшего на восемь лет моложе её, и так стала царицей. Прежняя жена Птолемея II была изгнана из столицы и обвинена в заговоре против жизни царя Египта, затем начались репрессии против других членов царского дома, наверняка спровоцированные Арсиноей II. Жигунин считает, что брачный союз Арсинои и Птолемея II был нужен не только Арсиное и её сыну, но и самому царю Египта, рассчитывавшему посредством этого брака приобрести «законные» права на наследие Лисимаха- на те громадные территории, где Арсиноя когда-то была неограниченной владычицей, и где сын её Птолемей мог вернуть себе царское имя под верховным протекторатом Египта. Птолемей II получил даже прозвище Филадельф (греч. «Любящий сестру») за примерную, будто бы, любовь к сестре-жене. Арсиное II оказывались божественные почести, а в «Арсиноеме» стояла её статуя из топаза высотой почти два с половиной метра. О статуе брата и сестры, стоявшей вблизи Одеона в Афинах, упоминает Павсаний.
    От неё у Птолемея не было детей.

При нём с 273г. дон.э. был заключён союз (др.-греч. ἀπ᾿ ἀρχῆς ) Птолемеев с Римом, который, вероятно, в последующие времена механически возобновлялся при вступлении на престол каждого нового правителя Египта. По информации Аппиана, Птолемей II Филадельф пытался посредничать между римлянами и карфагенянами во время Первой Пунической войны (264-241гг. до н.э).

Иудея под властью Птолемеев

Птолемей I Лаг

Недолго просуществовала великая империя Александра Македонского, разбросанная в трех частях света - Европе, Азии и Африке. После его смерти в 323 г. до н. э. полководцы Александра стали воевать друг с другом за обладание покоренными землями. Эти войны вошли в историю под названием "войны диадохов" (диадох - в переводе с греческого - наследник).

Птолемей был одним из ближайших друзей Александра. Не раз он выполнял самые трудные поручения великого полководца. После смерти Александра он считал, что держава должна перейти в крепкие руки. Птолемей I Лаг, по прозвищу Сотер, был правителем Египта в 324-283 гг. до н. э. Около 20 лет потребовалось ему на то, чтобы отвоевать Иудею у Селевкидов. Боевые действия велись на территории Эрец Исраэль. Иерусалим несколько раз переходил то к одному правителю, то к другому. По рассказу летописцев, Птолемей I легко овладел городом, напав на него в субботу, когда евреи не могли сопротивляться врагу с оружием в руках. В 301 г. до н. э. Иудея окончательно перешла под власть Птолемея I.

После многолетних смут земли Передней Азии и Северной Африки были разделены между двумя греческими полководцами: Египет и Иудея остались за Птолемеем I, а Сирия, Малая Азия и Вавилония достались военачальнику Селевку. Столицей Птолемеев была выбрана Александрия Египетская, а Селевкидов - Антиохия, в Малой Азии. Сирийские правители из рода Селевка не могли смириться с мыслью, что Иудея досталась египтянам, и всегда искали случая отвоевать эту землю. Но египетские цари еще долго удерживали Иудею под своей властью.

Историки утверждают, что с покоренными народами Птолемей I Лаг обращался справедливо. Уведенных из Иудеи пленных поселил в Александрии и предоставил им все гражданские права. Способных еврейских воинов он назначил начальниками армии и доверил им охрану крепостей. Многие добровольно приходили из Иудеи в Египет и поселялись там. Но сами египтяне враждебно относились к евреям, как к иноплеменникам, пришедшим в их страну вместе с завоевателями греками.

В самой Иудее Птолемей I оставил за жителями ту же свободу управления, что и при персах. Внутренними делами заведовал первосвященник при помощи Санѓедрина. Первосвященник был представителем Иудеи перед египетским правительством, он отвечал за своевременную выплату налогов и поддержание мира в Эрец Исраэль.


Птолемей II Филадельф. Септуагинта - перевод семидесяти

После Птолемея I царем Египта стал его сын - Птолемей II Филадельф (царствовал в 283-247 гг. до н. э.), при котором положение евреев стало еще лучше. Новый правитель окружил себя греческими учеными и поэтами, заботился о развитии в своей стране наук и искусств. При его дворе в Александрии находился величайший в мире музей, где были собраны литературные и художественные произведения всех народов.

Предание рассказывает, что Птолемей II Филадельф, узнав о высоких достоинствах еврейских священных книг, пожелал с ними познакомиться и получить точный греческий перевод их для своего богатого книгохранилища. Несмотря на то, что в Египте было много еврейских мудрецов, Птолемей II обратился к первосвященнику Иерусалима Элазару и попросил прислать в Александрию знающих людей, способных перевести еврейские книги на греческий язык. Элазар прислал 70 ученых, которые привезли с собой для перевода подлинники Торы.
Переводчики удостоились блестящего приема. Царь много беседовал с ними и удивлялся их мудрости. Ученым отвели дворец на острове Фарос, недалеко от Александрии, и там, в полной тишине, они начали свой труд. По одному из существующих преданий, каждый получил отдельную комнату и не мог общаться в процессе работы с другими переводчиками. По окончании работы выяснилось, что все 70 переводов совершенно одинаковы.
Другое предание повествует, что переводчики постоянно советовались друг с другом, подолгу обсуждая детали перевода Священного текста.

Перевод был вручен Птолемею II в присутствии старейшин египетских евреев. Эти старейшины попросили разрешения списать копию с перевода для распространения его в своих общинах, где евреи в основном говорили по-гречески. Многие из них уже не могли читать Тору на родном языке. Позднее были сделаны переводы и остальных книг Танаха. Через эти переводы эллинистический мир открыл для себя совершенно иную религию, культуру и философию. Впоследствии этот перевод получил название "Септуагинта" - "перевод семидесяти".

До сих пор отношение к этому событию в еврейском мире неоднозначно. Одни считают, что перевод Торы обеспечил ее распространение в эллинистическом мире и оказал на него большое влияние. К тому же перевод Торы на греческий язык дал возможность евреям, утратившим знание своего языка, оставаться верными религии предков.

Другие считают перевод Торы катастрофическим событием в жизни еврейского народа. По их мнению, миру была открыта книга, которую Бог даровал только еврейскому народу. Добавим, что тексты, подобные Священному писанию, невозможно точно перевести на любой другой язык.


Птолемей III Эвергет

При Птолемее III Эвергете, правившем в 246-221 гг. до н. э., Иудее угрожала большая опасность. Сирийские цари хотели вернуть себе Иудею. Они склонили на свою сторону первосвященника и знать и уговорили их отказаться от платежей египетскому царю. Птолемей III отправил в Иудею посла со строгим требованием немедленной уплаты 20 талантов серебра (1 талант 21,5 кг), грозя наказать непокорных.

В Иерусалиме вновь разгорелись споры. Сторонники египетского владычества отправили молодого племянника первосвященника Йосефа, сына Товии, в Александрию, чтобы смягчить гнев Птолемея III. Льстивыми речами и богатыми подарками Йосеф сумел расположить к себе царя и убедить его в верности иудейского народа.
Птолемей III назначил Йосефа главным сборщиком податей в Палестине. В его распоряжение был отдан отряд из 2000 солдат. Двадцать два года Йосеф заведовал сбором податей и усердно выполнял свои обязанности. За это время он не только значительно обогатил египетскую казну, но и сам обогатился. Как царский уполномоченный, он имел большое влияние на управление делами в Иудее и способствовал установлению в ней греческих порядков. Евреи из богатых слоев общества стали все больше подражать жизни греков, предавались роскоши и праздности и все более отдалялись от еврейских обычаев.


Птолемей IV Филопатор

Враждебное отношение к евреям впервые проявилось при Птолемее IV Филопаторе, который правил в 221-205 гг. до н. э. Сирийский царь Антиох III Великий угрожал Иудее. Он уже завладел Галилеей и землями к востоку от Иордана. Птолемей IV сумел разбить сирийцев и вернуть завоеванные земли. Современники полагали, что после этого удачного сражения Птолемей IV мог начать успешное наступление и отобрать все земли у Антиоха III. Но царь больше любил веселье и праздники, чем военные походы.

Послы от иудейского народа пришли поздравить египетского царя с победой. Предание сообщает, что царь изъявил желание посетить Иерусалим и принести жертву в Храме.

Вскоре Птолемей IV прибыл в Иерусалим и поднялся на Храмовую гору. Войдя в передние помещения Храма, он захотел идти дальше, в Святая Святых, куда по закону разрешался доступ только первосвященникам. Ни просьбы священнослужителей, ни ропот собравшегося народа не смогли изменить его намерения. Иосиф Флавий рассказывает, что как только царь ступил на порог священного покоя, ноги его подкосились, и он упал в изнеможении, так что из Храма его пришлось выносить на руках. С тех пор, согласно преданию, он возненавидел евреев и их веру.

Сведения об этих событиях сохранила для нас Третья Книга Маккавеев, которая была написана египетским евреем и посвящена евреям этой страны в царствование Птолемея IV Филопатора. Главной целью автора книги было возвеличивание Храма, рассказ о проявлениях Божественной силы, а не изложение строгих исторических фактов. Вот почему книга больше похожа на литературное произведение и не все изложенные в ней события можно считать научно подтвержденными.


Изменения в хозяйственной жизни Иудеи

Военные действия между Египтом и Сирией приносили с собой гибель и разорение для жителей Эрец Исраэль. Даже когда военные действия не велись на ее территории, экономические потери были огромны. Армии воинов в сопровождении бесконечных обозов, купцов, женщин, детей и собственных рабов солдат захватывали города, присваивали запасы, грабили деревни. При обычной численности армий в 80 000 пеших солдат и 8000 всадников Эрец Исраэль вынуждена была кормить около 300 000 человек и огромное количество скота - лошадей, ослов, мулов и верблюдов.

Все население было обязано платить налоги на землю и урожай, которые доходили до 1/3 от урожая зерновых и 1/2 от урожая фруктов. При греческом владычестве изменилось и положение рабов. Если раньше человек за долги поступал в зависимость к местному хозяину и оставался жить в своем поселении, то теперь продажа рабов за пределы Эрец Исраэль стала массовым явлением.

Но вместе с завоевателями в Иудею пришли и технические усовершенствования. Примитивная ручная мельница, в которой зерно мололи с помощью каменного жернова, была вытеснена греческой мельницей, в которой ручной труд был необходим только в начале работы.

В это же время появляются масличные давильные машины и прессы для производства вина. Появляется и вертикальный ткацкий станок. Воду поднимали с помощью ворота и "бесконечной" веревки. Возможно, к этому времени относятся и некоторые усовершенствования плуга.

В гончарном деле произошли серьезные изменения - гончары стали работать на круге, который приводился в движение ногами. Руки освободились для создания изысканных форм. Для небогатых покупателей гончары стали покрывать изделия из глины глазурью - и их с трудом можно было отличить от серебряной и золотой посуды, которая была в моде у аристократов.

Даже в освещении произошли перемены. Традиционно в Палестине использовали открытое блюдце, край которого слегка загибался, чтобы поддерживать фитиль, - в блюдце наливалось масло, и светильник был готов. Теперь же стали появляться "греческие лампы" - маленькие, черно-глазированные, с насадкой для фитиля, они дольше горели, экономили масло и фитили, были более безопасными.

Вопросы к главе
1. Попытайся выделить в рассказе о создании перевода Торы на греческий язык исторические и мифические элементы.
2. Узнай у учителя традиции, какие еще существуют мнения по поводу перевода книг Танаха на греческий язык.
3. Составь общее описание жизни еврейского народа под властью династии Птолемеев.
4. Кто был главным противником Птолемеев в борьбе за обладание Иудеей?
5. Расскажи об основных занятиях евреев Эрец-Исраэль.
6. Найди на карте столицу царства Птолемеев Селевкидского царства.


Исторические источники

Греческий историк Агафархид о причинах падения Иерусалима

При чтении отрывка обрати внимание на отношение историка Агафархида к соблюдению евреями предписаний Торы.

[…] Существует народ, называемый иудеями, которые, обладая укрепленным и большим городом Иерусалимом, допустили его занятие Птолемеем только потому, что не желали взяться за оружие. Вот вследствие такого несвоевременного и неуместного суеверия им пришлось предпочесть столь сурового деспота. […]
Иосиф Флавий

1. Каково отношение Агафархида к Птолемею Лагу? Объясни свое предположение.


Описание захвата Иерусалима у Иосифа Флавия

Сравни этот отрывок с описанием Агафархида.

[…] Птолемей овладел хитростью и обманным образом также и Иерусалимом, а именно, вступив в город в субботу под предлогом принести жертву, он не встретил со стороны иудеев не малейшего к тому препятствия (они нисколько не предполагали в нем врага) и вследствие того, что они ничего не подозревали и проводили этот день в беззаботном веселье, без труда овладел городом и стал жестоко править над ним. […]
Иосиф Флавий
Иудейские древности. Кн. 12, 1:1.

1. Чем отличается это описание от предыдущего?
2. Как оно характеризиует Птолемея I?


Описание заселения евреями Александрии Египетской

При чтении отрывка обрати внимание на положение пленников в Александрии.

[…] Затем Птолемей, забрав в плен множество народа из гористой части Иудеи, из окрестностей Иерусалима, […] повел их всех в Египет и поселил их здесь. Когда же он узнал, что жители Иерусалима отличаются особенной надежностью в соблюдении клятв и сдержании данного ими слова […] он многих из них разместил по гарнизонам и сделал их равноправными с александрийскими македонянами, причем взял с них клятву, что они будут сохранять эту верность также его потомкам. […]
Иосиф Флавий
Иудейские древности. Кн. 12, 1:1.

1. Какие качества жителей Иерусалима отмечены в отрывке?


Книга Маккавеев III о посещении Храма Птолемеем IV

При чтении отрывка обрати внимание на то, как изменялось отношение Птолемея к святости Храма.

[…] 9. Прибыв же в Иерусалим, Птолемей принес жертву великому Богу, воздал благодарение и прочее исполнил, приличествующее священному месту;
10. И когда вошел туда, то изумлен был величием и благолепием и, удивляясь благоустройству Храма, пожелал войти в святилище.
11. Ему сказали, что не следует этого делать, ибо никому и из своего народа не позволительно входить туда, и даже священникам, но только одному начальствующему над всеми первосвященнику, и притом однажды в год; но он никак не хотел слушать.
12. Прочитали ему закон, но и тогда не оставил он своего намерения, говоря, что он должен войти: пусть они будут лишены этой чести, но не я, и спрашивал, почему, когда он входил в Храм, никто из присутствующих не возбранил ему?
13. И когда некто неосмотрительно сказал, что это худо было сделано, он отвечал, раз это уже сделано, то не должно ли ему войти, хотят ли они того, или не хотят. […]
22. Но, исполненный дерзости и все пренебрегший, он уже делал шаг вперед, чтобы совершенно исполнить сказанное прежде.
23. Видя это, и бывшие с ним начали призывать вместе с нашими Всевышнего, чтоб Он помог в настоящей нужде и не допустил такого беззаконного надменного поступка. […]
25. Казалось, что не только люди, но и самые стены и все основания стонали, как бы умирая уже за осквернение священного места. […]
Книга Маккавеев III, 1:9-25

1. Найди в тексте слова, которые показывают отношение автора к происходящим событиям.
2. Почему Птолемей IV так стремился попасть в святилище еврейского Храма?

толемей стал править страной еше при жизни отца. Влюбившись в Арсиною, свою родную сестру и по отцу и по матери, он женился на ней, совершив то, что у македонцев ни в коем случае не позволялось, но что было в обычае у египтян, над которыми он властвовал. За любовь к сестре-жене был прозван Филадельфом. Птолемей II получил блестящее образование, но был склонен к изнеженности и жестокости.

Он убил своего брата Аргея, будто бы посягавшего на его жизнь. Он же перевез прах из Мемфиса в Александрию. Птолемей убил и другого брата, рожденного Эвридикой, заметив, что тот побуждает жителей Кипра к отпадению от Египта.

Во внешней политике он старался избегать борьбы и действовал путем ловких вмешательств и переговоров.

В 280 г. до н. э., воспользовавшись тяжелым положением Сирийского царства, Птолемей отнял у самые южные области Сирии, овладел даже Дамаском. Брат Птолемея по матери Беренике I, Магас, получивший благодаря ей наместничество в Кирене и обручивший свою дочь с сыном Филадельфа, в 274 г. до н. э. повел войско из Кирены на Египет. Птолемей, укрепив проходы, ожидал наступления киренских войск, но Магас так и не напал на него, так как вынужден был покорять отпавшие от него племена кочевых ливийцев. Птолемей хотел преследовать его, но тоже не смог этого сделать из-за начавшегося восстания наёмников-галатов. Магас не успокоился на этом и втянул в войну азиатского царя . В 265 г. до н. э. Птолемей посылал к берегам Греции свой флот, чтобы действовать против македонского царя . Но флот этот был разбит при Косе.

После второй сирийской войны (266-263) Птолемей удержал за собой Финикию, Ликию, Карию и много прибрежных городов (напр. Кавн, Ефес). Он вмешивался в дела Греции, с целью приобрести Кикладские о-ва и помешать возвышению Македонии (так называемая Хремонидова война, 266 г.).

Дети у Птолемея родились не от сестры Арсинои, а от дочери Лисимаха. Сестра же его умерла бездетной. По свидетельству Страбона, Птолемей отличался любознательностью и в силу телесной немощи постоянно искал новых развлечений и увеселений.

В делах коммерческих он поддерживал сношения и с Римом: оттуда получались сырые товары, перерабатывавшиеся на египетских фабриках. При его дворе мы встречаем множество известных ученых и поэтов того времени (Каллимаха, Феокрита, Манефона, Эратосфена, Зоила и др.). Птолемей II был большим библиофилом; при нем настолько увеличилась публичная библиотека, что при музее была основана новая. Он старался собрать в ней и перевести на греческий язык все книги, существовавшие на свете. Число книг в этом уникальном хранилище достигало будто бы полумиллиона экземпляров. Среди прочих на греческий язык была переведена и еврейская библия.

Заинтересовавшись судьбой еврейского народа, Птолемей повелел освободить 100 000 пленных, выведенных его отцом из Иудеи. Он возвел много роскошных построек, строил города, устраивал празднества, реставрировал и украсил южный храм между Луксором и Карнаком.

Убийство дочери его Береники, отданной замуж за , вызвало III-ю сирийскую войну (247-239), которую начал и кончил его преемник и сын - .