Генеалогическое древо рюриковичей. Династия Рюриковичей – генеалогическое древо с фото и годами правления

Весьма развитой , ясно осознаваемой этнической самоидентификации («мы от рода русского»), непременно должен был сопутствовать культ общего предка.

Исторические разыскания в этом направлении затруднены тем, что древнейшая родословная русских князей подверглась в дальнейшем значительным искажениям и переосмыслению в духе «варяжской» легенды. Между тем в IX - X вв. Рюрик не числился в родоначальниках князей Русской земли* . Это имя не было в ходу среди потомков Игоря до второй половины XI в. и ни один письменный памятник домонгольской эпохи, в том числе и летопись, не называет русских князей собирательным именем Рюриковичи. «Варяжская» легенда была принята князьями «от рода русского», так сказать, умом, а не сердцем.

*Для исторической критики этот вывод очевиден. Если В.О.Ключевский еще колебался, относя призвание князей-варягов к «темным преданиям» нашей летописи (Ключевский В. О. Сочинения в девяти тт. М., 1989. Т. I. С. 145 ), то Д.И. Иловайский уже начисто отвергал в летописном сказании о призвании Рюрика какую-либо историческую основу (Иловайский Д.И. История России. Часть I. М., 1876. С. 19 - 25 ). Историки ХХ в. выражались еще более определенно. Е.Ф. Шмурло называл летописную родословную «сказкой-легендой» (Шмурло Е.Ф. Курс русской истории. Возникновение и образование Русского государства (862 - 1462 ). Изд. 2-е, испр. Т. 1. СПб., 1999. С. 73 ). С. П. Толстов и М. Н. Тихомиров были уверены в том, «что перед нами, бесспорно, сознательно фальсифицированная родословная» (Толстов С.П. Древнейшая история СССР в освещении Вернадского // Вопросы истории. № 4. 1946. С. 12 2). Б.А. Рыбакову летописная генеалогия представлялась «примитивно искусственной» (Рыбаков Б.А. Мир истории. Начальные века русской истории. М., 1987. С. 65 ). Для А.Л. Никитина Рюрик — «всего только легенда и, подобно поручику Киже, на Руси “фигуры не имеет”» (Никитин А.Л. Основания русской истории. М., 2000. С. 164 ).

Наряду с «варяжской» генеалогической лествицей, в древней Руси существовала и другая, альтернативная, согласно которой династические корни русских князей уходили гораздо глубже второй половины IX в. Эта изначальная, «дорюриковская» традиция, по всей видимости устная, проглянула в письменных памятниках киевского периода лишь однажды — в выражениях «внуки Всеславли» и «жизнь Всеславля» (то есть «достояние Всеслава»), употребленных автором «Слова о полку Игореве» по отношению соответственно ко всем русским князьям и к Русской земле: «Ярославе и вси внуци Всеславли!.. Вы бо своими крамолами начясте наводити поганыя на землю Рускую, на жизнь Всеславлю». Это и есть единственная собирательная генеалогическая формула, оставшаяся от того времени.

Буквальное прочтение выражений «Ярославе и вси внуци Всеславли» и «жизнь Всеславля» ничего не проясняет, а, наоборот, порождает новые, неразрешимые вопросы. Предположение о том, что автор «Слова» в данном фрагменте имеет в виду каких-то конкретных личностей своего времени, сталкивается с рядом трудностей. Так, невозможно персонифицировать «Ярослава». Черниговский князь Ярослав Всеволодович — кандидатура неподходящая, потому что в «наведении поганых» на Русскую землю он стал повинен, согласно летописи, только в 1195 и 1196 гг., то есть спустя десять-одиннадцать лет после похода Игоря Святославича. К тому же он упоминается в «златом слове» Святослава Всеволодовича («А уже не вижду власти [силы] сильнаго и богатаго и многовоя брата моего Ярослава с черниговскими былями [боярами]…»), а не в числе князей, к которым обращен авторский призыв отомстить «за раны Игоревы». Среди последних, впрочем, есть галицкий князь Ярослав Владимирович (Осмомысл), однако летопись не знает за ним никаких черных дел, в том числе предательских сношений с половцами.

Крайне спорно выглядит и отождествление «внуцей Всеславовых» с внуками полоцкого князя Всеслава Брячиславича. Замечено, в частности, что слова «внук», «внуки» встречаются в «Слове» шесть раз, «и только единожды (“Игоря… внука Ольгова”) безусловно в значении “сын сына”», из чего следует обоснованный вывод, что «эти речения («внуци Всеславли» и «жизнь Всеславля». — С.Ц.) к Всеславу Брячиславичу не имеют отношения» (Энциклопедия «Слова о полку Игореве». Т. 1. А-В. СПб., 1995. С. 216, 261 ).

«Вы бо своими крамолами начясте наводити поганыя на землю Рускую, на жизнь Всеславлю» — странный упрек. Негодующее обращение автора «Слова» совершенно не вписывается в историческую ситуацию конца XII в., когда семейная вражда Ярославичей и Всеславичей уже перестала быть живым нервом княжих усобиц вследствие разделения Ярославичей на два враждующих клана — Мономашичей и Ольговичей, которые, собственно, и «наводили поганых» на Русскую землю при жизни автора «Слова». Но почин в использовании половецкой силы для улаживания княжеских распрей принадлежал, конечно, не Мономашичам, не Ольговичам, и уж тем более не внукам Всеслава Полоцкого, которым летопись вообще отводит весьма скромное место в братоубийственных войнах того времени. Фраза «вы бо своими крамолами начясте наводити поганыя на землю Рускую» по отношению к князьям второй половины XII в. выглядит очевидным анахронизмом.

Еще более удивительным представляется посмертный патронаж Всеслава Полоцкого над Русской землей, которая оказывается вдруг «Всеславовым достоянием». Между тем этот князь сидел на киевском столе очень недолго, всего около года (с 1068 по 1069 г.), и, строго говоря, отнюдь не на легитимных основаниях, будучи, по сути, ставленником мятежных киевлян. За исключением этого кратковременного эпизода, его реальная власть над Русской землей никогда не выходила за пределы Полоцкого княжества.

Поэтому вместо «Ярославе» несомненно следует читать «Ярославли», как в свое время и предлагал Д. С. Лихачев, то есть: «Ярославичи и все внуки Всеславовы». Эта поправка устраняет все несуразности и противоречия в чтении и делает данное выражение совершенно внятным.

Очевидно, что выражение «Ярославли и вси внуци Всеславли» есть не что иное, как универсальная и общепризнанная генеалогическая формула, одинаково пригодная для современности и для прошлого (автор произносит ее сейчас, обращаясь к живущим русским князьям, но хочет говорить об исторических грехах их дедов, живших во второй половине XI в. и повинных в разорении Русской земли: «Вы бо своими крамолами начясте наводити поганыя на землю Рускую, на жизнь Всеславлю»* ). Причем важно отметить, что «Ярославичи» в этой формуле оказываются лишь частью «всех внуков Всеславлевых». Стало быть, еще какие-то «внуки» не названы по их родовому имени. Впрочем, их инкогнито раскрывается без труда. Во второй половине XI в. полоцкие князья, потомки князя Изяслава Владимировича (ум. в 1001 г.), сына Владимира I и Рогнеды, открыто противопоставили себя Ярославичам — потомству Ярослава I Владимировича. Произошло разветвление великокняжеского рода. Полоцкие князья обособились и причислили себя к отдельной его ветви — «Рогволожим внукам», Рогволожичам, которые непрестанно враждовали с Ярославичами (по причине расправы Владимира I Святославича над Рогнедой и ее отцом, Рогволодом), поднимая, по словам летописца, «меч противу Ярославлим внуком». Таким образом, выражение «Ярославли и вси внуци Всеславли» подразумевает все мужское потомство Владимира I Святославича — Ярославичей и Рогволожичей.

* По летописи, первыми (в 1078 г.) пригласили половцев под русские стяги черниговский князь Олег Святославич и смоленский князь Борис Вячеславич — оба «Ярославли», внуки Ярослава I.

Теперь мы видим, что восклицание «Ярославли и вси внуци Всеславли!» может означать, собственно, только одно: «Ярославичи и все князи русские!»

Кто же такой этот Всеслав, еще в конце XII в. числившийся в прародителях русских князей?

Отметим важное обстоятельство: деятельность Всеслава приурочена в «Слове» к временам Трояна: «На седьмом веце [веке] Трояни връже [бросил] Всеслав жребий о девицю себе любу»* . Место «Трояновых веков» в историческом времени сам автор «Слова» определил так: «Были вечи [века, времена] Трояни, минула лета Ярославля; были плъци [полки, то есть походы, войны] Олговы, Ольга Святославличя [внук Ярослава I, ум. в 1115 г.]».

*«Люба девица» Всеслава — это Киев, как явствует из последующей фразы: «Тъй клюками подпръся, окони и скочи к граду Кыеву и дотчеся стружим злата стола киевского…», то есть: полагаясь на свои «клюки» («хитрость», вещую мудрость), вскочил на коня и помчался к Киеву, коснулся копьем золотого стола киевского.

По этой периодизации «века Трояни» предшествуют времени «дедов», таким образом совпадая с языческой эпохой* . В древнерусских источниках, в том числе современных «Слову о полку Игореве», имя Трояна носит древнеславянское божество. Так, древнерусская вставка в апокриф «Хождение Богородицы по мукам», славянские рукописи которого восходят к XII в., обличает язычников в том, что они «богами прозваша: солнце и месяц, землю и воду, звери и гады… от камени ту устроя Трояна, Хорса, Велеса, Перуна». В другом древнерусском антиязыческом сочинении (из Толстовского собрания XVI в.) язычники «мняще богы многы: Перуна и Хорса, Дыя и Трояна». А. Н. Афанасьев высказал мнение, что имя Троян образовалось от слова «три», «трое» (Афанасьев А.Н. Мифы, поверья и суеверия славян. Т. 2. М., 2002. С. 497, 607 - 609 ). Древнерусского Трояна можно поставить в связь с языческим божеством, известным у поморских славян и у чехов под именем Триглава (Триглавом называлась и священная гора в земле хорутан). Наиболее почитаемый идол Триглава стоял в поморском Щетине, в «трехрогом» (трехбашенном) замке. Этому божеству приписывалось владычество над тремя царствами: небом, землей и подземным миром, символически соответствующими трем корням мирового древа. В сербском фольклоре есть предание о короле Трояне, сопоставимое с русской сказкой о Снегурке (несчастный влюбленный король также гибнет от солнечных лучей). Сродство Трояна с Триглавом между прочим видно из того, что последнему подносили в качестве жертвы козлиные головы, а короля Трояна сербская сказка наделяет козлиными ушами и тремя головами. В других вариантах этого сказочного сюжета место короля Трояна заступает змей — у славян, как известно, существо обыкновенно о трех головах. Вероятнее всего, прячущийся от солнца Троян был божеством подземного мира, Ночи. Однако возможно и другое истолкование его имени и положения в божественном пантеоне славян. Украинский язык сохранил прилагательное « троянский» в значении «отец троих сыновей» (тройняшек) (Вернадский Г.В. Киевская Русь. Тверь; Москва, 2001. С. 62 ). Тогда Троян может считаться родителем какой-то божественной триады братьев.

* Пленяясь соблазнительным созвучием, большинство комментаторов совершают ошибку, усматривая в «веках Трояних» намек на войны римского императора Траяна в Дакии или даже смутное воспоминание о Троянской войне. Нет нужды доказывать, что ни то ни другое событие не сделало эпохи в славянской истории и потому не могло остаться в древнерусском фольклоре.

Из буквального прочтения текста «Слова» получается, что князь Всеслав Полоцкий решил добывать себе киевский стол в языческие «времена Трояни», еще до того, как минули «лета Ярославли» и «пълцы Олговы», другими словами — задолго до своего рождения. Налицо слияние двух Всеславов — исторического и легендарного* , или, говоря точнее, есть все основания полагать, что при описании личности и деятельности полоцкого князя Всеслава Брячиславича автор «Слова» использовал художественную образность и стилевые приемы, взятые из некогда существовавшего эпоса о его стародавнем тезке.

* А.Л. Никитин видел во Всеславе персонаж «совершенно неизвестного нам общеславянского эпоса», «мифического общеславянского героя или прародителя (“Все-слав”)», который в сознании поэта конца XII в. «слился с образом современного ему полоцкого князя Всеслава Брячиславича, благодаря чему последний и оказался окутан покровом тайны и волшебства» (Никитин А.Л. Основания русской истории. С. 454; Он же. «Слово о полку Игореве». Тексты. События. Люди. Исследования и статьи. М., 1998. С. 185 ).

Благодаря работам А. Н. Веселовского (Веселовский А.Н. Былины о Волхе Всеславиче и поэмы об Ортните // Русский фольклор. СПб., 1993. Т. 27 ) и С. Н. Азбелева (Азбелев С.Н. Предания о древнейших князьях Руси по записям XI - XX вв. // Славянская традиционная культура и современный мир. М., 1997. Вып. 1 ), этот «старый» Всеслав находится сегодня в поле исторического зрения. Древнейшая поколенная роспись русских князей «до Рюрика» содержится в Иоакимовской летописи. Рюрику здесь отведена разве что третьестепенная роль. Эта родословная открывается именем князя Владимира, но при упоминании правления его отца, от которого, собственно, и ведется счет княжеским «коленам». До Гостомысла, предшественника Рюрика, сменилось 14 поколений князей. Поскольку в древнейших генеалогиях правлению одного «колена» отводилось в среднем 25 лет, то княжение Владимирова отца приходится на начало V столетия — эпоху Великого переселения народов. Восходящая также к V в. германская сага о Тидреке Бернском (то есть Веронском) живописует ожесточенную борьбу готского короля Теодориха Амала (Тидрека Бернского) с русским «конунгом Вальдемаром», отец которого назван Всеславом (др.-герм. Гертнит). И германский, и русский источники говорят об одном и том же лице — «русском» правителе славянского Поморья (среди подвластных Гертниту/Всеславу народов сага называет «вильтинов», то есть велетов/лютичей). Сличение этих известий с употребительной еще в конце XII в. генеалогической формулой «внуки Всеславли» показывает, что князья Русской земли вели свое происхождение от одного из княжеских родов балтийских русов, прародителем которого считался полулегендарный Всеслав, отец жившего в V в. князя Владимира.

В итоге перед нами открывается подлинная древнерусская родословная традиция, согласно которой «внуком Всеславлевым» или Всеславичем назывался любой представитель великокняжеской семьи* . Вместе с тем и Русская земля (как, возможно, и любая из ) еще в конце XII в. cлыла «жизнью Всеславлевой», то есть княжеским достоянием Всеслава — прадеда-покровителя всех князей «от рода русского».

*Впоследствии отчество Всеславич закрепилось в былинах и некоторых летописях за одним Владимиром I (см.: Моисеева Г.Н. Кто они - «внуци Всеславли» в «Слове о полку Игореве» // Исследования по древней и новой литературе. Л., 1987. С. 158 ) — вероятно, по его исключительной роли в русской истории и по исторической ассоциации с достославным Владимиром Всеславичем V столетия.

Рюриковичи - княжеская и царская династия, правившая в Древней Руси, а затем в Русском царстве с 862 по 1598 год. Кроме того, в 1606-1610 годах русским царём был Василий Шуйский, также потомок Рюрика.

К Рюрику восходят корнями многочисленные дворянские роды, такие как Шуйские, Одоевские, Волконские, Горчаковы, Барятинские, Оболенские, Репнины, Долгоруковы, Щербатовы, Вяземский, Кропоткины, Дашковы, Дмитриевы, Мусоргские, Шаховские, Еропкины, Львовы, Прозоровские, Ухтомские, Пожарские, Гагарины, Ромодановские, Хилковы. Представители этих родов играли заметную роль в общественной, культурной и политической жизни Российской империи, а затем русского зарубежья.

Первые Рюриковичи. Период централизованного государства

Киевский летописец начала XII века выводит династию Рюриковичей «из-за моря». По летописному преданию, народы севера Восточной Европы - чудь, весь, словене и кривичи, - решили искать князя у варягов, которые звались русью. На призыв откликнулись три брата - Рюрик, Синеус и Трувор. Первый сел княжить в Новгороде, центре словен, второй - на Белоозере, третий - в Изборске. Дружинники Рюрика Аскольд и Дир, спустившись по Днепру, начали княжить в Киеве, в земле полян, избавив последних от необходимости платить дань кочевникам-хазарам. Многие учёные отождествляют Рюрика со скандинавским конунгом Рориком Ютландским, первым эту гипотезу выдвинул Ф. Крузе в 1836 году.

Прямыми предками последующих Рюриковичей были сын Рюрика Игорь (правил в 912-945 годах) и сын Игоря и Ольги (945-960) Святослав (945-972). В 970 году Святослав произвёл раздел подвластных ему территорий между своими сыновьями: Ярополк был посажен в Киеве, Олег - в земле древлян, а Владимир - в Новгороде. В 978 или 980 году Владимир отстранил от власти Ярополка. В Новгороде (словене) он посадил своего старшего сына - Вышеслава (впоследствии Ярослава), в Турове (дреговичи) - Святополка, в земле древлян - Святослава, а в Ростове (земли меря, колонизуемые славянами) - Ярослава (позднее Бориса), во Владимире-Волынском (волыняне) - Всеволода, в Полоцке (полоцкие кривичи) - Изяслава, в Смоленске (смоленские кривичи) - Станислава, а в Муроме (первоначально земли народа мурома) - Глеба. Ещё один сын Владимира, Мстислав, стал править Тмутороканским княжеством - анклавом Руси в Восточном Приазовье с центром на Таманском полуострове.

После смерти Владимира в 1015 году его сыновья развернули междоусобную борьбу за власть. Владимир хотел видеть преемником сына Бориса, но власть в Киеве оказалась в руках Святополка. Тот организовал убийство трёх своих братьев - Бориса и Глеба, которые впоследствии стали первыми русскими святыми, а также Святослава. В 1016 году против Святополка выступил княживший в Новгороде Ярослав. В битве под Любечем он одержал победу над младшим братом, и Святополк бежал в Польшу к своему тестю Болеславу Храброму. В 1018 году Болеслав и Святополк выступили в поход на Русь, был взят в Киев. Вернув киевский престол зятю, польский князь вернулся обратно. Ярослав же, наняв варяжскую дружину, снова двинулся на Киев. Святополк бежал. В 1019 году Святополк пришёл к Киеву с печенежским войском, однако был разбит Ярославом в сражении на реке Альте.

В 1021 году войну с Ярославом вёл его племянник, полоцкий князь Брячислав, а в 1024 году - брат, тмутороканский князь Мстислав. Силы Мстислава одержали победу под Лиственом близ Чернигова, но на Киев князь претендовать не стал - братья заключили договор, по которому к Мстиславу отошло всё левобережье Днепра с центром в Чернигове. До 1036 года на Руси было двоевластие Ярослава и Мстислава Владимировичей, но потом второй умер, не оставив сыновей, и Ярослав сосредоточил в своих руках всю полноту власти. Чтобы предупредить повторение междоусобиц, он составил завещание, по которому Киев и Новгород оставались в руках одного человека - старшего сына Изяслава. На юге Руси власть с Изяславом должны были делить его братья Святослав (Чернигов) и Всеволод (Переяславль). После смерти Ярослава в 1054 году этот «триумвират» делил верховную власть в государстве на протяжении 14 лет, после чего Русь вновь столкнулась с усобицами. Киевский стол захватывали полоцкий князь Всеслав Брячиславич (в 1068-1069 годах), а затем Святослав Ярославич (в 1073-1076 годах). После 1078 года, когда киевским князем стал Всеволод Ярославич, положение на Руси стабилизировалось. В 1093 году, после его смерти, междоусобная борьба вспыхнула с новой силой: за власть соперничали внуки и правнуки Ярослава. Особенно ожесточённая борьба происходила на Юго-Западе Руси, в неё, помимо русских князей, включились иноземцы - венгры и половцы. На рубеже XI и XII веков потомки Ярослава сумели договориться о распределении волостей: на съезде князей в Любече (1097) было принято решение, что потомки трёх старших сыновей Ярослава Владимировича должны владеть землями, полученными от отцов - «отчинами».

Период укрепления верховной власти на Руси наступил после вокняжения в Киеве в 1113 году сына Всеволода Ярославича и дочери византийского императора Константина IX Мономаха - Владимира Всеволодовича, который также получил прозвище «Мономах». Он княжил в Киеве до 1125 года. Ему наследовал старший сын, Мстислав Владимирович, после смерти которого процесс обособления княжеств приобрёл необратимый характер. На территории Руси появилось несколько государственных образований. Из них только в Киевской земле не появилась собственная династия или её подобие, и, как следствие, вплоть до нашествия Батыя Киев был объектом постоянной борьбы между разными князьями.

Рюриковичи в период раздробленности

Все земли обрели политическую самостоятельность в разное время. Черниговская земля получила таковую фактически ещё до 1132 года. По решению Любечского съезда здесь закрепились Давыд и Олег Святославичи, сыновья киевского князя Святослава Ярославича, а затем их потомки - Давыдовичи и Ольговичи. В 1127 году из Черниговского княжества выделилась Муромо-Рязанская земля, доставшаяся брату Олега и Давыда Ярославу и позднее разделившаяся на Муромскую и Рязанскую. Перемышльское и Требовльское княжества в 1141 году объединились под властью Владимирко Володарьевича, правнука старшего сына Ярослава Мудрого Владимира. Владимирко сделал своей столицей Галич - так началась история отдельной Галицкой земли. Полоцкая земля в 1132 году вновь перешла в руки потомков Изяслава Владимировича. В Смоленской и Волынской землях правили представители старшей ветви потомков Владимира Мономаха (от первой жены). Его внук Ростислав Мстиславич стал первым самостоятельным князем в Смоленске и родоначальником самостоятельной смоленской династии. В Волынской земле местную династию основал Изяслав Мстиславич, родной брат предыдущего, а в Суздальской (Ростовской) земле - сын Мономаха от второго брака Юрий Долгорукий. Все они - и Ростислав, и Мстислав, и Юрий, - сначала получили свои земли лишь в держание, но спустя некоторое время закрепили их за собой и своими ближайшими родственниками.

Ещё одной территорией, где утвердилась власть Мономашичей, была Переяславская земля. Впрочем, полноценной династии там не сформировалось - за обладание землёй спорили обе ветви потомков Мономаха.

Турово-Пинская земля долгое время переходила из рук в руки, и лишь к концу 1150-х годов там закрепился княжеский род, основанный Юрием Ярославичем - внуком Святополка Изяславича. В 1136 году окончательно обособилась от Киева и Новгородская земля - после изгнания князя Всеволода Мстиславича здесь начался период Новгородской республики.

В условиях разделения государства наиболее сильные князья пытались расширить свои владения и политическое влияние. Основная борьба разворачивалась за Киев, Новгород, а с 1199 года и галицкий стол. Галицкая земля после смерти Владимира Ярославича была захвачена волынским князем Романом Мстиславичем, объединившим Галицкую и Волынскую земли в единую державу. Окончательно навести порядок на этих территориях сумел лишь его сын Даниил, который правил Галицко-Волынским княжеством с 1238 по 1264 год.

Мономашичи - потомки Юрия Долгорукого

У суздальского князя Юрия Долгорукого было несколько сыновей. Стремясь уберечь Суздальскую землю от внутреннего дробления, он выделял им земли не в её пределах, а на Юге. В 1157 году Юрий умер, и в Суздальской земле ему наследовал Андрей Боголюбский (1157-1174). В 1162 году он выслал за пределы Суздальщины нескольких братьев и племянников. После его гибели от рук заговорщиков двое из изгнанных им племянников - Мстислав и Ярополк Ростиславичи - были приглашены ростовцами и суздальцами на престол. Тем временем, «младшие» города Суздальской земли подержали претензии на власть братьев Андрея - Михалки и Всеволода. В 1176 году, после смерти брата, Всеволод стал единолично княжить во Владимире, а ещё спустя год - разгромил под Юрьевым ростовскую дружину Мстислава Ростиславича. Всеволод Юрьевич правил до 1212 года, он получил прозвище Большое Гнездо. Он начал титуловать себя «великим князем».

После смерти Всеволода Большое Гнездо владимирскими великими князьями несколько десятилетий один за другим становились его сыновья, а затем сыновья его сына, Ярослава Всеволодовича. В 1252 году ярлык на великое княжение Владимирское получил Александр Невский. При нём авторитет власти великого князя укрепился, в поле её влияния окончательно вошли Новгород и Смоленск. После смерти Александра, при его сыновьях Дмитрие Переяславском (1277-1294) и Андрее Городецком (1294-1304), политический вес Владимира, напротив, ослабился. «Лествичная система» наследования владимирского престола предполагала, что великое княжение будет принадлежать самому старшему потомку Всеволода Большое Гнездо, и с начала XIV века великие князья Владимирские предпочитали жить в центрах своих уделов, лишь иногда посещая Владимир.

Московская династия

Самостоятельное Московское княжество возникло при Александре Невском. Первым князем стал Даниил Московский. К концу жизни он присоединил к своему уделу ряд территорий, молодое княжество стало быстро набирать силу. Целью старшего сына Даниила, Юрия (1303-1325), было великое княжение Владимирское: в 1318 году, одержав верх над тверским князем Михаилом Ярославичем, Юрий получил ярлык, но в 1322 году хан Узбек передал его тверскому князю Дмитрию. Отправившись в Орду отстаивать свои права, Юрий был убит Дмитрием Тверским. Бездетному Юрию наследовал младший брат Иван Данилович, более известный по прозвищу Калита. Его целью было возвышение Москвы. В 1327 году он принял участие в карательном походе татар на Тверь, жители которой перебили большой татарский отряд, и вскоре получил ханский ярлык на великое княжение Владимирское. Как Калита, так и его сыновья Семён Гордый (1340-1353) и Иван Красный (1353-1359) всячески стремились сохранить мир в отношениях с Ордой. Ивану Красному наследовал малолетний сын Дмитрий. При нём великое княжение Владимирское стало «вотчиной» московских князей. В 1367 году московская правящая верхушка взяла под стражу приехавшего на переговоры тверского князя Михаила. Тот чудом выбрался из плена и пожаловался своему зятю, литовскому князю Ольгерду. Литовцы трижды шли походом на Москву. В 1375 году Дмитрий Иванович с большим войском выступил на Тверь. Город выдержал осаду, но Михаил Тверской решил не рисковать и признал себя вассалом Дмитрия Московского. В середине 1370-х годов Дмитрий начал готовиться к войне с Ордой. Его поддержали многие князья. В 1380 году русские войска одержали решающую победу над силами ордынского полководца Мамая в Куликовской битве, однако быстро объединиться перед лицом новой опасности князьям не удалось. Летом 1382 году Москву захватили войска хана Тохтамыша, и Дмитрию пришлось возобновить уплату дани. После Дмитрия Донского княжил его сын Василий I (1389-1425). При нём Москве удалось дважды избежать разграбления: в 1395 году от похода на Москву неожиданно отказался Тимур, уже занявший город Елец, а в 1408 году москвичам удалось откупиться от ставленника Тимура Едигея, чьи войска уже стояли под стенами города.

В 1425 году умер Василий I, и в Московском княжестве началась долгая династическая смута (1425-1453). Часть потомков Дмитрия Донского и знати поддерживали малолетнего Василия II, часть - его дядю, князя Юрия Звенигородского. Слабый правитель и полководец, летом 1445 года Василий II попал в плен к татарам и был выпущен в обмен на огромный выкуп. Возмущениями по поводу размера выкупа воспользовался сын Юрия Звенигородского Дмитрий Шемяка, правивший в Угличе: он захватил Москву, взял Василия II в плен и приказал его ослепить. В феврале 1447 года Василий вернул себе московский трон и постепенно отомстил всем противникам. Дмитрий Шемяка, бежавший в Новгород, был отравлен в 1453 году присланными из Москвы людьми.

В 1462 году умер Василий Тёмный, и на престол вступил его сын Иван (1462-1505). За 43 года правления Ивану III удалось впервые после сотен лет раздробленности создать единое Русское государство. Уже в 1470-е годы Иван Васильевич распорядился, чтобы в дипломатической переписке его именовали «государем всея Руси». В 1480 году со стоянием на Угре» завершилось более чем двухвековое ордынское иго. Иван III задался целью собрать под своим скипетром все русские земли: один за другим по властью Москвы оказались Пермь (1472), Ярославль (1473), Ростов (1474), Новгород (1478), Тверь (1485), Вятка (1489), Псков (1510), Рязань (1521). Была ликвидирована большая часть уделов. Наследником Ивана III в конечном счёте стал его сын, родившийся в браке с Софьей Палеолог, Василий III. Благодаря матери он одержал победу в долгой династической борьбе с внуком Ивана III от старшего сына, рождённого его первой женой. Василий III правил до 1533 года, после чего престол занял его наследник Иван IV Грозный. До 1538 года страной фактически правила регентша, его мать Елена Глинская. Наследником Ивана Васильевича был его старший сын Иван, но в 1581 году он умер от удара посохом, который нанёс ему отец. В результате отцу наследовал второй сын, Фёдор. Он был неспособен к государственной власти, и фактически страной правил брат его жены, боярин Борис Годунов. После смерти бездетного Фёдора в 1598 году Земский собор избрал Бориса Годунова царём. Династия Рюриковичей на русском престоле пресеклась. В 1606-1610 годах, правда, в России царствовал Василий Шуйский из рода потомков суздальских князей, тоже Рюрикович.

Тверская ветвь

Тверское княжество стало набирать силу во второй половине XIII века, выделившись в самостоятельный удел младшего брата Александра Невского Ярослава Ярославича. После него в Твери поочерёдно княжили Святослав Ярославич (до 1282 года) и Михаил Ярославич (1282-1318). Последний получил ярлык на великое княжение Владимирское, и Тверь стала главным центром Северо-Восточной Руси. К потере лидерства в пользу Москвы тверских князей привели серьёзные политические ошибки: как Михаил Тверской, так и его сыновья Дмитрий Михайлович Грозный Очи (1322-1326) и Александр Михайлович (1326-1327, 1337-1339) были казнены по приказу ордынских ханов. Судьба двух старших братьев заставила Константина Михайловича (1328-1346) соблюдать предельную осторожность в политических шагах. После его смерти в Твери вокняжился ещё один сын Михаила Тверского, Василий Михайлович (1349-1368). В результате долгих усобиц он в конце концов потерял трон, и Тверь перешла под власть удельного князя Михаила Александровича Микулинского. В 1375 году он заключил мир с Дмитрием Московским, после чего долгое время Москва и Тверь не конфликтовали. В частности, тверской князь соблюл нейтралитет во время войны Дмитрия Московского с Мамаем в 1380 году. После Михаила Александровича в Твери правил Иван Михайлович (1399-1425), он продолжал политику отца. Расцвет Тверского княжества наступил при преемнике и внуке Ивана Михайловича Борисе Александровиче (1425-1461), однако продолжение политики «вооружённого нейтралитета» не помогло тверским князьям предотвратить покорения Твери Москвой.

Суздальско-Нижегородская и Рязанская ветви

Заметные позиции в Северо-Восточной Руси занимало Суздальско-Нижегородское княжество. Недолговременное возвышение Суздаля пришлось на годы правления Александра Васильевича (1328-1331), получившего от хана Узбека ярлык на великое княжение. В 1341 году хан Джанибек передал Нижний Новгород и Городец из владения Москвы обратно суздальским князьям. В 1350 году князь Константин Васильевич Суздальский (1331-1355) перенёс столицу княжества из Суздаля в Нижний Новгород. Суздальско-нижегородским князьям не удалось добиться расцвета своего государства: неопределённая внешняя политика Дмитрия Константиновича (1365-1383) и начавшиеся после его смерти усобицы подорвали ресурсы и авторитет княжества и постепенно превратили его во владение московских князей.

В Рязанском княжестве, выделившемся в середине XII века, правили потомки Ярослава Святославича, младшего сына Святослава Ярославича Черниговского, одного из трёх Ярославичей. Во второй половине здесь правил князь Олег Иванович Рязанский. Он пытался вести гибкую политику, сохраняя нейтралитет в противостоянии татар с Москвой. В 1402 году Олег Рязанский умер, династические связи Рязани и Москвы стали усиливаться. Князь Василий Иванович (1456-1483) женился на дочери Ивана III Московского Анне. В 1521 году Василий III включил земли Рязанского княжества в состав своих владений.

Полоцкая, Черниговская, Галицкая династии

Полоцкие князья происходили не от Ярослава Мудрого, как все остальные русские князья, а от другого сына Владимира Святого, Изяслава, поэтому Полоцкое княжество всегда держалось особняком. Изяславичи были старшей ветвью Рюриковичей. С начала XIV столетия в Полоцке княжили правители литовского происхождения.

В Чернигово-Брянском и Смоленском княжествах Москва соперничала с Литвой. Около 1339 года Смоленск признал над собой сюзеренитет Литвы. С брянскими князьями, вассалами Смоленска, зимой 1341-1342 годов Москва установила родственные отношения: дочь князя Дмитрия Брянского была выдана за сына Ивана Калиты. К началу XV века и Смоленск, и Брянск были окончательно захвачены литовцами.

В начале XIV века внук Даниила Галицкого Юрий Львович (1301-1308), подчинив себе всю территорию Галицко-Волынской Руси, по примеру деда принял титул «короля Руси». Галицко-Волынское княжество обрело серьёзный военный потенциал и определённую внешнеполитическую независимость. После смерти Юрия княжество было разделено между его сыновьями Львом (Галич) и Андреем (Владимир Волынский). Оба князя умерли в 1323 году при неясных обстоятельствах и не оставили наследников. С уходом из жизни Юрьевичей пресеклась линия Рюриковичей в Галицко-Волынской Руси, правившая более ста лет.

4. Никита Сергеевич Хрущев (17.04.1894-11.09.1971 гг.)

Советский государственный и партийный деятель. Первый секретарь ЦК КПСС, Председатель Совета Министров СССР с 1958 по 1964 годы. Герой Советского Союза, Трижды Герой Социалистического Труда. Первый лауреат Шевченковской премии, годы правления 07.09.1 гг. (г. Москва).

Никита Сергеевич Хрущёв родился в 1894 году в селе Калиновка Курской губернии в семье шахтёра Сергея Никаноровича Хрущёва и Ксении Ивановны Хрущёвой. В 1908, переехав с семьей на Успенский рудник около Юзовки, Хрущёв стал учеником слесаря на заводе, потом работал слесарем на шахте и как шахтер не был взят на фронт в 1914 году. В начале 1920-х годов работал на шахтах, учился на рабочем факультете Донецкого индустриального института. В дальнейшем занимался хозяйственной и партийной работой в Донбассе и Киеве. С января 1931 года находился на партийной работе в Москве, в годах он - первый секретарь московского областного и городского комитетов партии - МК и МГК ВКП (б). В январе 1938 года был назначен первым секретарем ЦК компартии Украины. В том же году стал кандидатом, а в 1939 году - членом Политбюро.

В годы Второй мировой войны Хрущев занимал пост политического комиссара высшего ранга (члена военных советов ряда фронтов) и в 1943 году получил звание генерал-лейтенанта; руководил партизанским движением за линией фронта. В первые послевоенные годы возглавлял правительство на Украине. В декабре 1947 года Хрущев вновь возглавил коммунистическую партию Украины, став первым секретарем ЦК КП(б) Украины; занимал этот пост до своего переезда в Москву в декабре 1949 года, где стал первым секретарем Московского комитета партии и секретарем ЦК ВКП(б). Хрущев выступил инициатором укрупнения коллективных хозяйств (колхозов). После смерти Сталина, когда председатель совета министров оставил пост секретаря ЦК, Хрущев стал "хозяином" партаппарата, хотя вплоть до сентября 1953 года и не имел титула первого секретаря. В период с марта по июнь 1953 года предпринял попытку захвата власти. В целях устранения Берии Хрущев пошел на союз с Маленковым. В сентябре 1953 года он занял пост Первого секретаря ЦК КПСС. В июне 1953 года между Маленковым и Хрущевым началась борьба за власть, победу в которой одержал Хрущев. В начале 1954 года он объявил о начале грандиозной программы освоения целинных земель с целью увеличения производства зерна, а в октябре того же года возглавил советскую делегацию в Пекине.

Наиболее ярким событием в карьере Хрущева был XX съезд КПСС, состоявшийся в 1956 году. На закрытом заседании Хрущев выступил с осуждением Сталина, обвинив его в массовом уничтожении людей и ошибочной политике, едва не закончившейся ликвидацией СССР в войне с нацистской Германией. Результатом этого доклада стали волнения в странах восточного блока - Польше (октябрь 1956) и Венгрии (октябрь и ноябрь 1956). В июне 1957 года Президиумом (ранее Политбюро) ЦК КПСС был организован заговор с целью смещения Хрущева с поста Первого секретаря партии. После своего возвращении из Финляндии он был приглашен на заседание Президиума, который семью голосами против четырех потребовал его отставки. Хрущев созвал Пленум ЦК, который отменил решение Президиума и отправил в отставку "антипартийную группу" Молотова, Маленкова и Кагановича. Он укрепил Президиум своими сторонниками, а в марте 1958 года занял пост Председателя совета министров, взяв в свои руки все основные рычаги власти. В сентябре 1960 года Хрущев посетил США в качестве главы советской делегации на генеральной ассамблее ООН. В ходе ассамблеи ему удалось провести широкомасштабные переговоры с главами правительств целого ряда стран. В его докладе на Ассамблее содержались призывы к всеобщему разоружению, немедленной ликвидации колониализма и принятию Китая в ООН. В течение лета 1961 года советская внешняя политика становилась все более жесткой, а в сентябре СССР прервал трехлетний мораторий на испытания ядерного оружия, проведя серию взрывов. 14 октября 1964 года Пленумом ЦК КПСС Хрущев был освобожден от обязанностей Первого секретаря ЦК КПСС и члена Президиума ЦК КПСС. Его сменили, ставший Первым секретарем Коммунистической партии, и, ставший Председателем совета министров. После 1964 года Хрущев, сохраняя свое место в ЦК, по существу находился в отставке. Хрущев умер в Москве 11 сентября 1971 года.

Из книги Средневековая Франция автора Поло де Болье Мари-Анн

Генеалогическое древо династий Капетингов и Валуа (987 – 1350) Генеалогия Валуа (1328–1589) представлена частично. Ветвь Валуа правила во Франции с 1328 по 1589 гг. Прямые потомки Валуа находились у власти с 1328 по 1498 гг., с 1498 по 1515 гг. престол занимали Орлеанские Валуа, а с 1515 по 1589

Из книги Торквемада автора Нечаев Сергей Юрьевич

Генеалогическое древо Томаса де Торквемада

автора Орбини Мавро

ГЕНЕАЛОГИЧЕСКОЕ ДРЕВО РОДА НЕМАНИЧЕИ

Из книги Славянское царство (историография) автора Орбини Мавро

ГЕНЕАЛОГИЧЕСКОЕ ДРЕВО ВУКАШИНА, КОРОЛЯ СЕРБИИ

Из книги Славянское царство (историография) автора Орбини Мавро

ГЕНЕАЛОГИЧЕСКОЕ ДРЕВО НИКОЛЫ АЛТОМАНОВИЧА, КНЯЗЯ

Из книги Славянское царство (историография) автора Орбини Мавро

ГЕНЕАЛОГИЧЕСКОЕ ДРЕВО БАЛШИ, ГОСУДАРЯ ЗЕТЫ

Из книги Славянское царство (историография) автора Орбини Мавро

ГЕНЕАЛОГИЧЕСКОЕ ДРЕВО ЛАЗАРЯ, КНЯЗЯ СЕРБИИ

Из книги Славянское царство (историография) автора Орбини Мавро

ГЕНЕАЛОГИЧЕСКОЕ ДРЕВО КОТРОМАНА, ПРАВИТЕЛЯ БОСНИИ

Из книги Славянское царство (историография) автора Орбини Мавро

ГЕНЕАЛОГИЧЕСКОЕ ДРЕВО РОДА КОСАЧЕЙ

Из книги 1612 год автора

Из книги Аттила. Бич Божий автора Бувье-Ажан Морис

ГЕНЕАЛОГИЧЕСКОЕ ДРЕВО КОРОЛЕВСКОЙ СЕМЬИ АТТИЛЫ *Королевская семья» гуннов имела свои особенности. В нее входили далеко не все многочисленные жены Аттилы и его бесчисленное потомство. Она ограничивается только теми сыновьями, которых Атти- ла провозгласил

Из книги Василий Шуйский автора Скрынников Руслан Григорьевич

ГЕНЕАЛОГИЧЕСКОЕ ДРЕВО Москва подчинила Нижегородское великое княжество в 1392 г. Но прошло немало времени, прежде чем суздальско-нижегородские князья окончательно признали свою зависимость от московского князя. Среди тех, кто первым добровольно перешел на московскую

Из книги Василий Шуйский автора Скрынников Руслан Григорьевич

ГЕНЕАЛОГИЧЕСКОЕ ДРЕВО Москва подчинила Нижегородское великое княжество в 1392 г. Но прошло немало времени, прежде чем суздальско-нижегородские князья окончательно признали свою зависимость от московского князя. Среди тех, кто первым добровольно перешел на московскую

Из книги Честь и верность. Лейбштандарт. История 1-й танковой дивизии СС Лейбштандарт СС Адольфа Гитлера автора Акунов Вольфганг Викторович

ПРИЛОЖЕНИЯ ПРИЛОЖЕНИЕ 1 «Генеалогическое древо» 1-й танковой дивизии СС Лейбштандарт СС Адольфа Гитлера В непосредственном подчинении командования СА (Штурмабтайлунген)- полувоенных штурмовых отрядов Национал-Социалистической Германской рабочей партии

автора Анишкин Валерий Георгиевич

Приложение 2. Генеалогическое древо рода

Из книги Русь и ее самодержцы автора Анишкин Валерий Георгиевич

Приложение 3. Генеалогическое древо рода

Рюриковичи – династия князей (а с 1547 года и царей) Киевской Руси, позже – Московской Руси, Московского Княжества, Московского Царства. Родоначальник династии – легендарный князь по имени Рюрик (вот и ответ на вопрос, почему династию называли по имени основателя). Множество копий поломано в спорах о том, был этот князь варягом (то есть чужеземцем) или же исконно русским.

Генеалогическое древо династии Рюриковичей с годами правления есть в таком известном интернет-ресурсе, как Википедия.

Скорее всего, Рюрик был исконно русским претендентом на трон, и оказался этот претендент в нужное время в нужном месте. Правил Рюрик с 862 по 879 годы. Именно тогда на Руси появился предшественник современного русского алфавита – кириллица (создана Кириллом и Мефодием). От Рюрика начинается долгая, 736-летняя история великой династии. Ее схема разветвленная и чрезвычайно интересная.

После смерти Рюрика правителем Новгородской, а с 882 года и Киевской Руси стал его родственник – Олег по прозвищу Вещий. Прозвище оправдалось сполна: этот князь разгромил хазар – опасных противников Руси, затем вместе с войском пересек Черное море и «прибил щит к вратам Цареграда» (именно так называли в те годы Стамбул).

Весной 912 года Олег умер от несчастного случая – укуса гадюки (эта змея особенно ядовита весной). Случилось это так: князь наступил на череп своего коня и умудрился потревожить зимовавшую там змею.

Новым князем Киевской Руси стал Игорь. При нем Русь продолжала усиливаться. Были разбиты печенеги, укрепилась власть над древлянами. Самым важным событием стало столкновение с Византией.

После неудачи в 941 году (против русского флота использовали так называемый греческий огонь) Игорь вернулся в Киев. Собрав большое войско, он в 944 (или 943) году решил ударить по Византии с двух сторон: с суши – конница, а главные силы войска должны были атаковать Царьград с моря.

Поняв, что в этот раз сражение с противником чревато поражением, император Византии решил откупиться. В 944 году был подписан торгово-военный договор между Киевской Русью и Византийской Империей.

Продолжает династию внук Игоря Владимир Святославович (он же Креститель или Ясно Солнышко) – личность загадочная и противоречивая. Часто сражался с родными братьями, пролил много крови, особенно во время насаждения христианства. В то же время князь позаботился о надежной системе оборонительных сооружений, надеясь решить проблему набегов печенегов.

Именно при Владимире Великом началась страшная беда, в итоге погубившая Киевскую Русь – междоусобица между здешними Рюриковичами. И хотя появлялись сильные князья вроде Ярослава Мудрого или Владимира Мономаха (символично, что именно «Мономахов венец» украсил головы первых Романовых), Русь укреплялась лишь на время их правления. А затем междоусобица на Руси вспыхивала с новой силой.

Правители Московской и Киевской Руси

После раскола христианской церкви на православное и католическое направления суздальские и новгородские князья поняли, что православие намного лучше. В итоге изначальное язычество удалось сплавить с православным направлением христианства. Так появилось русское православие, мощная объединяющая идея. Благодаря этому в итоге возникло могучее Московское княжество, а позже и царство. Из этого ядра позже появилась Россия.

В 1147 году поселение под названием Москва стало центром новой Руси.

Важно! В основании этого города важную роль сыграли татары. Они стали связующим звеном между христианами и язычниками, своего рода посредниками. Благодаря этому династия Рюриковичей крепко заняла престол.

А вот Киевская Русь грешила однобокостью — там насильственно внедряли христианство. При этом уничтожали взрослое население, исповедующее язычество. Неудивительно, что получился раскол между князьями: кто-то отстаивал язычество, а кто-то переходил в христианство.

Трон стал слишком шатким. Так генеалогическое древо династии Рюриковичей разделилось на успешных правителей, создателей будущей России, и неудачников, исчезнувших из истории к концу 13 столетия.

В 1222 году дружина одного из князей ограбила татарский торговый караван, убив самих купцов. Татары выступили в поход и в 1223 году столкнулись на реке Калке с киевскими князьями. Из-за междоусобицы княжеские дружины бились неслаженно, и татары наголову разбили неприятеля.

Коварный Ватикан сразу же воспользовался удобным поводом и втерся в доверие к князьям, в том числе и к правителю Галицко-Волынского княжества Даниле Романовичу. Договорились о совместном походе против татар в 1240 году. Однако князей ждал пренеприятный сюрприз: союзное войско пришло и… потребовало колоссальной дани! А все потому, что это были печально известные рыцари-крестоносцы Тевтонского ордена – бандиты в броне.

Киев отчаянно оборонялся, однако крестоносцы на четвертый день осады прорвались в город и устроили страшный погром. Так погибла Киевская Русь.

Один из правителей Московской Руси, новгородский князь Александр Ярославович, узнал о падении Киева. Если до этого было серьезное недоверие к Ватикану, то теперь оно переросло во вражду.

Вполне возможно, что Ватикан попытался разыграть ту же карту, что и с киевскими князьями, и отправил послов с предложением о совместном походе против татар. Если Ватикан так и поступил, то напрасно — ответом был категорический отказ.

В конце 1240 года объединенное войско рыцарей-крестоносцев и шведов было наголову разбито на Неве. Отсюда и прозвище князя –

В 1242 году рыцари-крестоносцы вновь столкнулись с русским войском. Результат – полный разгром крестоносцев.

Так в середине XIII столетия разошлись пути-дороги Киевской и Московской Руси. Киев на несколько столетий попал под оккупацию Ватикана, а Москва, напротив, усиливалась и продолжала побеждать врагов. Но история династии продолжалась.

Князья Иван III и Василий III

К 1470-м годам Московское княжество было достаточно сильным государством. Его влияние постепенно расширялось. Ватикан стремился решить проблему русского православия, а потому постоянно подогревал свару между родовитыми князьями и боярами, надеясь сокрушить будущее русское государство.

Однако Иван III продолжал реформы, попутно налаживая выгодные связи с Византией.

Это интересно! Великий князь Иван III первым использовал титул «царь», пусть и в переписке.

Василий III продолжал реформы, начатые при отце. Попутно продолжалась борьба с извечными недругами – родом Шуйских. Шуйские занимались, говоря сталинским языком, шпионажем в пользу Ватикана.

Бездетность так огорчала Василия, что он развелся с первой женой и добился ее пострижения в монахини. Второй женой князя стала Елена Глинская, и это получился брак по любви. Первые три года брак был бездетным, но на четвертом году случилось чудо — родился наследник трона!

Правление Елены Глинской

После смерти Василия III его жена Елена сумела захватить власть. За недолгие пять лет государыня всея Руси многого добилась.

Например:

  • Был подавлен один из мятежей. Зачинщик, Михаил Глинский, попал в темницу (зря пошел против племянницы).
  • Уменьшилось недоброе влияние Шуйских.
  • Впервые была отчеканена монета, на коей изображен всадник с копьем, монета была названа копейкой.

Однако враги отравили ненавистную правительницу — в 1538 году княгиня умирает. А чуть позже в темницу попадает князь Оболенский (возможный отец Ивана Грозного, но факт отцовства не доказан).

Иван IV Грозный

Имя этого царя жестоко оболгали вначале по заказу Ватикана. Позже масон-историк Н. Карамзин по заказу Амстердама в книге «История Государства Российского» нарисует портрет великого правителя Руси Ивана IV лишь черными красками. В то же время как Ватикан, так и Голландия называли великими таких негодяев, как Генрих VIII и Оливер Кромвель.

Если же трезво присмотреться к тому, что делали эти политики, мы увидим совсем иную картину. Для Ивана IV убийство было пренеприятной вещью.

А потому он казнил врагов только тогда, когда другие способы борьбы были неэффективны. А вот Генрих VIII и Оливер Кромвель считали убийство нормой и всячески поощряли публичные казни и прочие ужасы.

Детство будущего царя Ивана IV было тревожным. Его мать и названый отец вели неравную борьбу с многочисленными врагами и предателями. Когда же Ивану исполнилось восемь лет, умерла его мать, а названый отец попал в темницу, где вскоре тоже умер.

Пять долгих лет тянулись для Ивана как сплошной кошмар. Самыми ужасными фигурами были Шуйские: они вовсю грабили казну, ходили по дворцу, как у себя дома, и могли бесцеремонно закинуть ноги на стол.

В тринадцать лет юный князь Иван впервые показал свой характер: по его приказу одного из Шуйских схватили псари, и случилось это прямо на заседании боярской думы. Выведя боярина во двор, псари прикончили его.

А в январе 1547 года случилось важное событие, поистине историческое: Иван IV Васильевич был «венчан на царство», то есть объявлен царем.

Важно! Родословная династии Романовых была завязана на родстве с первым русским царем. Это был веский козырь.

Правление Ивана IV Грозного – это целая эпоха длиной в 37 лет. Подробно об этой эпохе можно узнать, посмотрев посвященный ей видеоматериал аналитика Андрея Фурсова.

Вкратце пробежимся по важнейшим вехам этого правления.

Вот эти вехи:

  • 1547 год – венчание Ивана на царство, женитьба царя, подстроенный Шуйскими пожар Москвы.
  • 1560 – смерть жены Ивана Анастасии, обострение вражды между царем и боярами.
  • 1564 – 1565 годы – отъезд Ивана IV из Москвы, его возвращение и начало опричнины.
  • 1571 – Тохтамыш сжигает Москву.
  • 1572 – Хан Девлет-Гирей собрал все войско крымских татар. Они напали, надеясь добить царство, однако на защиту страны поднялся весь народ, и татарское войско вернулось в Крым.
  • 1581 – умирает от отравления царевич Иван, старший сын царя.
  • 1584 – смерть царя Ивана IV.

О женах Ивана IV Грозного было много споров. Однако достоверно известно, что царь был женат четыре раза, причем один из браков как бы не засчитан (невеста слишком скоро умерла, причина – отравление). И трех жен извели бояре-отравители, среди которых главные подозреваемые – Шуйские.

Последняя жена Ивана IV, Марья Нагая, надолго пережила мужа и стала свидетельницей Великой Смуты на Руси.

Последний из династии Рюриковичей

Хотя Василий Шуйский считается последним из династии Рюриковичей, это не доказано. Реально последним из великой династии был третий сын Ивана Грозного Федор.

Правил Федор Иванович лишь формально, на деле же власть была в руках главного советника Бориса Федоровича Годунова. В период с 1584 по 1598 годы на Руси нарастало напряжение, связанное с противостоянием Годунова и Шуйских.

А 1591 год отметился загадочным событием. В Угличе трагически погиб царевич Дмитрий. Был ли в этом виновен Борис Годунов или же это были дьявольские козни Ватикана? Пока что на этот вопрос нет четкого ответа – настолько запутана эта история.

В 1598 году бездетный царь Федор умер, так и не продолжив династию..

Это интересно! При вскрытии останков ученые узнали страшную правду: Федора травили много лет, как и вообще семейство Ивана Грозного! Получилось убедительное объяснение того факта, почему царь Федор был бездетен.

Трон занял Борис Годунов, и правление нового царя ознаменовалось небывалым неурожаем, голодом 1601 – 1603 годов и разгулом преступности. Козни Ватикана также сказались, и в итоге с 1604 года началась активная фаза смуты, Смутное время. Закончилось это время лишь при воцарении новой династии – Романовых.

Династия Рюриковичей – неотъемлемая часть истории Руси. Родословная русских князей, государей и первых русских царей – это то, что нужно знать любому уважающему себя историку России.

Фото генеалогического древа династии Рюриковичей с годами правления Вы можете увидеть ниже.

Полезное видео