Как ярослав и святополк за киев сражались. Борьба за Киев

В 1018 году новгородцы изрубили ладьи своего князя Ярослава Мудрого.
Так они выразили свое желание сражаться за него.

Странный способ, не правда ли? Но давайте начнем с самого начала.


В этот день в пригороде Киева умер князь Владимир, креститель Руси.

Из грязи - в князи

Владимир «Красно Солнышко» на закате своей жизни заточил под стражу одного из своих наследников - Святополка, по прозвищу Окаянный. Вместе ним в неволе томились жена Святополка, польская принцесса, и ее духовник, епископ Кольбергский Рейнберн.

Что стало причиной ареста не совсем ясно.

Возможно, Владимир собирался посадить на княжение в Киеве своего любимого сына, Бориса, князя ростовского. И чтобы не дать Святополку возможности претендовать на княжеский стол, он убрал его с дороги таким вот способом.

Возможно имелась какая-то другая причина - точно сказать сложно, с тех событий прошла тысяча лет.

На тот момент Киев был центром огромного и сильного княжества. Это был лакомый кусочек для каждого, кто хотел власти. Человек, способный проглотить этот кусок, имел все, что доступно смертному.

И как только Владимир умер, этим человеком стал Святополк Владимирович, которого освободили из темницы вместе с женой и духовником.

Новгород против

Тем временем другой сын Владимира, Ярослав (в дальнейшем прозванный Мудрым), княжил в Новгороде. После смерти отца, с которым он - будем честны - не всегда ладил, князь Ярослав заявил свои претензии на престол.

Ярослава поддержали преданные ему новгородцы и наемная дружина, которой командовал норвежский конунг Эймунд Хрингссон. Если верить , он был не только отважный воин, но еще и талантливый диверсант.

Поздней осенью 1016 года Ярослав и Святополк встретились близ Любеча. Была битва и новгородского , усиленное варягами, победило в ней. Затем Ярослав пошел в Киев, где щедро наградил всех своих воинов за храбрость и преданность.

Возвращение Окаянного

Святополк не спустил брату обиды.
Через год он вернулся и привел с собой печенегов, а также своего тестя, польского князя Болеслава Храброго. Тот имел поддержку Запада, поэтому в его войске были не только поляки, но еще венгры и немцы.

Князь Ярослав решил сыграть на опережение и встретиться с противником в чистом поле.

Когда между двумя войсками оказалась только водная преграда, Ярослав замешкался. Водная преграда давала ему чувство защищенности, плюс он не решался атаковать первым.

Это сделал Болеслав.
Поляки внезапно преодолели реку и застав дружину Ярослава врасплох, перебили ее.

Поражение было столь сильным, что Ярослав бежал в Новгород всего с четырьмя воинами.
Киев оказался незащищенным. И именно туда направилось объединенное войско Святополка и Болеслава.

Избиение поляков

В Киеве Святополка ожидал неприятный сюрприз.

Поляки, которых он привел, нарушили договор. Болеслав не стал отдавать ему завоеванный город.

Наоборот, он осел в городе как его правитель и разместил свои гарнизоны по всем окрестностям. Кормить захватчиков должны были местные жители .

Народ взбунтовался. Поляков стали попросту убивать.

И тут опять есть две версии. По одной выходит, что обиженный на родственника Святополк сам велел своим сторонникам избивать поляков. По-другой - что беспорядки начались стихийно, потому что народ не стал терпеть пренебрежительное отношение со стороны победителей.

В историю эти волнения вошли как Киевское восстание 1018 года (известно еще как минимум три). Видимо опасность того, что русский бунт явит всю свою беспощадность была достаточно велика.

Болеслав спешно покинул Киев, оставив зятя без военной поддержки.

Однако уезжал он все равно победителем. С собой у польского князя была вся княжеская казна и заложницы - сестры князя Ярослава, которые оставались в городе.

Топоры новгородцев

Теперь давайте вернемся к Ярославу, который вернулся в родной Новгород побежденным. После недолгих сборов он приготовился бежать «за море».

И тут новгородцы сделали то, о чем я рассказал в самом начале.

Они изрубили его ладьи, приведя их в негодность. А потом заявили князю, что хотят биться за него с Болеславом и Святополком.

Если быть до конца честными, то в их поступке была не столько любовь к князю Ярославу, сколько боязнь Святополка. Никто ведь не гарантировал, что завтра он не придет под стены Новгорода со своей дружиной. Довести, так сказать, дело до логического конца.

Однако возникла еще одна проблема. Силы новгородцев были малы, а оплатить услуги варяжской дружины князь Ярослав не мог. Не хватало денег.

Вскоре в народ пустили шапку. Брали серебром - с мужей по 4 куны, со старейшин по 10 гривен, а с бояр - по 18 гривен.

Собранных средств хватило на новый контракт с Эймундом и варягами, плюс на вооружение.

Весной 1019 года войско во главе с князем Ярославом вышло из Новгорода в Киев. Последняя встреча враждующих братьев случилась около реки Альты, это левый приток Днепра.

К сожалению, более точного места летопись нам не раскрыла, однако упомянула, что сражались князья рядом с тем самым местом, где был убит их брат - князь Борис.

В ходе ожесточенного сражения новгородское войско разбило дружину Святополка.
Его знамя было захвачено. Сам князь ранен.

Тогда Эймунд спросил Ярослава: «прикажете ли убить Святополка, или нет?»

Князь ответил, что никого не принуждает к этому.
Но, добавил Ярослав, порицать того, кто убьет Святополка он также не станет.

Что было дальше?

Святополк

Его не убили.
Он бежал через Польшу в Чехию, но так и не закончил своего путешествия. Страдая от болезни, князь Святополк умер в дороге.

Болеслав

Через 6 лет, 18 апреля 1025 года, князь Болеслав Храбрый был торжественно коронован. Он стал первым королем Польши.

Ярослав

В битве на реке Альте князь Ярослав поставил точку в борьбе за киевское княжение. Но не в раздробленности русских княжеств - она только входила в свою золотую пору.

Уже через год на владения Ярослава поднимет меч собственный племянник - Брячислав, князь Полоцкий. Воспользовшись тем, что дядя был в Киеве, он нападет на Новгород.

Ярославу придется спешить.
За 7 дней он не только соберет войско, но и совершит беспрецендентный марш-бросок, длиной 800 километров! В итоге Брячислав будет разбит, а пленные новгородцы освобождены из неволи.

И это будет совсем не последнее в жизни князя Ярослава Мудрого...

* * *

Фото - Андрей Бойков, Сергей Балмашов, Алексей Строганов. Также использованы снимки из социальной сети "Вконтакте".

Михеев Василий Александрович

Ярослав Мудрый - борьба за власть. Фальсификации в русских летописях и подлинная хроника событий

Ярослав Мудрый - борьба за власть.

Фальсификации в русских летописях

и подлинная хроника событий.

Вместо вступления.

Часть 1. Кто платит, тот и заказывает музыку. Как и почему фальсифицировали русские летописи.

Глава 2. О политической борьбе внутри русской церкви.

Глава 3. О великом князе Изяславе

Глава 4. Программа реабилитации жертв эпохи Ярослава.

Глава 5. Программа реабилитации. Канонизация. Почему Борис и Глеб?

Глава 6. Канонизация (продолжение). О православной верности Бориса и его отца Владимира.

Глава 7. Канонизация (продолжение). О Глебе. Куда направлялся Глеб? Лекция по дорожной инфраструктуре Руси. Об Илье Муромце.

Глава 8. О летописцах на Руси и о летописи Никона. "Бомба замедленного действия".

Глава 9. О схеме фальсификации летописи Никона.

Глава 10. Заточение Святополка в тюрьму и Лжесвятополк-1.

Глава 11. Заточение Святополка в тюрьму и Лжесвятополк-1 (продолжение).

Глава 12. Убийство Бориса и Лжесвятополк-2.

Глава 13. Убийство Бориса (продолжение). Версия по "Саге".

Глава 14. Убийство Бориса (продолжение). Сопоставление двух описаний убийства.

Глава 15. Убийство Глеба, Святослава Древлянского и Лжесвятополк-2.

Глава 16. Смерть князя Владимира и ложь для "опровержения" правды, сохранившейся в памяти народной.

Краткое заключение по итогам первой части книги.

Часть 2. Подлинная хроника событий на Руси в 1013-1018 гг. Летопись из XXI века.

Вместо вступления

Когда-то, достаточно давно, я узнал о существовании "Саги об Эймунде" ("Прядь об Эймунде"), узнал о том, что оказывается не Святополк Окаянный убил князя Бориса (и вкупе с ним и его братьев Глеба Муромского и Святослава Древлянского), а как раз сам Ярослав Мудрый (пусть и не лично, но через своих подручных). Реального убийцу (Ярослава) церковные летописцы представили благородным мстителем за убиенных братьев, а персонаж (Святополк), непричастный ни к одному из предъявляемых преступлений, был объявлен исчадием ада. Вот такая метаморфоза...

Психологически узнать такое для меня было шоком! Все что писали в учебниках по истории Древней Руси, да и до сих пор является официальной исторической версией развития событий на Руси в XI веке оказалось ложью, сознательной и беззастенчивой. Оказалось, что как бы существуют две разных истории - одна для широкой публики, официальная и пропагандистская, поддерживаемая православной церковью, и вторая - для узкого круга, для серьезной науки, для внутреннего потребления в обществе историков. Историки как бы говорят: - "Конечно, все мы понимаем, что официальная версия не совсем правда, а точнее совсем не правда, а все было с точностью наоборот, но... это политическая конъюнктура, веками создаваемые мифы... Пусть Ярослав Мудрый и не самый неприкасаемый в списке мифических героев Руси по сравнению с Александром Невским и Дмитрием Донским, но все они политически преподносятся государством как национальные символы и "памятники". А разрушать памятники у нас никто не позволит..."

Зачем я решил написать эту книгу (статью по первоначальному замыслу)? Отнюдь не для проведения "ликбеза" среди тех, кто не знает или мало знает историю Древней Руси. Также я не собираюсь спорить или доказывать что-то "псевдопатриотам" (я сам себя считаю ярко выраженным патриотом, но ненавижу ложь, и считаю, что любовь к Родине не нуждается во лжи!) и религиозным догматикам, отстаивающими традиционное "видение" истории церковью. Причина в другом. Мне всегда был интересен этот отрезок нашей истории (приход к власти Ярослава), тем более в свете наличия западных источников, противоречащих по ряду пунктов русским летописям. Почему врут летописи, и как все было на самом деле? Этот вопрос меня интересовал. За прошедшие годы прочитал много разных книг и статей, и других материалов (ну, и первоисточники в первую очередь, естественно), встретил много интересного, с какими-то мыслями разных авторов был согласен, с какими-то нет, но... всегда не хватало качественного всеобъемлющего анализа (допускаю, что пропустил какую-то статью, где все это присутствует). Почти всегда присутствовал обычный пиетет перед нашими летописями - находят одну какую-то ошибку или неправду в летописи и этим удовольствуются. Как бы "выдавливают ложь по капле", поэтому вся "невыдавленная" ложь при всех реконструкциях все равно проступает и при анализе видно несоответствие и схем развития событий, и выводов, и гипотез, которые выдвигаются. В то же время, у меня всегда было ощущение, что глубокий критический анализ всех исторических материалов по этому вопросу может позволить вычислить с высокой степенью достоверности, что является в летописях правдой, а что нет, и даст возможность восстановить реальную хронику событий. Подчеркиваю слово "вычислить", потому что это считаю ключевым принципом! Ни в коем случае не следует выдвигать вначале гипотезу, а потом ее проверять или даже сразу доказывать - гипотеза сама должна выкристаллизовываться, вытекать из хода последовательных аналитических выводов! Испытывая такое убеждение и не имея терпения больше ждать, когда все-таки удовлетворяющий меня труд по эпохе Ярослава Мудрого появится, я в конце концов и решил: - "А почему бы мне самому не попробовать этим заняться?" Вот так и родилась мысль написать эту книгу.

Часть 1. Кто платит, тот и заказывает музыку.

Как и почему фальсифицировали русские летописи.

Какими источниками мы располагаем?

Во-первых, это отечественные: древнерусские летописи ("Повесть временных лет", списки не буду приводить, это не библиографический обзор) и в меньшей степени к ним можно причислить церковные "Чтение о Борисе и Глебе" и "Сказание о Борисе и Глебе".

Во-вторых, западные источники: "Прядь об Эймунде" и "Хроника Титмара Мерзебургского".

Вначале четко определим временные рамки той информации, которая дается в саге и в хронике. В "Саге об Эймунде" сообщается о смерти князя Владимира и о том, что после этого события Эймунд с отрядом поступил на службу к Ярославу (апрель 1016 г.). В апреле1018 года Эймунд ушел на службу от Ярослава к полоцкому князю Брячиславу. То есть по интересующему нас вопросу сага может рассказать только о событиях от 1015 г. до апреля 1018 года. Хроника Титмара Мерзебургского расширяет эти рамки - там рассказывается и о важных событиях на Руси, произошедших как еще при жизни Владимира (1013-1015), так и о том, что было после ухода Эймунда от Ярослава в 1018 г. Изложение событий в хронике заканчивается, насколько можно определить по ее содержанию, событиями ноября 1018 года, а уже в декабре того же года Титмар Мерзебургский умер. Пожалуй, и я в своем анализе событий истории Руси ограничусь названным периодом времени (1013-1018).

Борьба Ярослава за власть

Ярослав дал Новгороду и особый «Устав», до нас не дошедший. На эти «грамоты Ярослава» ссылались позднее не раз новгородцы в своих переговорах и договорах с князьями.

Упрочившись в Киеве и Новгороде, Ярослав подчинил своему влиянию и Полоцк, где княжил Брячислав. Единственным соперником Ярослава оставался тмутараканский князь Мстислав.

Летопись как-то особенно колоритно рисует его фигуру, выделяя его среди других князей. Мстиславу уделено очень большое внимание в летописном своде Никона 1073 г. В основу характеристики Мстислава Никон положил песни о Мсти славе, с которыми он ознакомился в Тмутаракани.

Летопись ничего не говорит о княжении Мстислава в Тмутаракани до 1022 г. Под этим годом «Повесть временных лет» упоминает о походе Мстислава на касогов и знаменитом единоборстве его с касожским князем Редедей, закончившемся победой Мстислава. Победитель берет «именье», жену и детей Редеди, покоряет касогов и накладывает на них дань, а в ознаменование своей победы закладывает в Тмутаракани церковь Богородицы.

В 1023 г. Мстислав «с Козары и с Касогы» двинулся к Киеву. С большим опозданием Мстислав вступил в борьбу за «отень стол», за Киев. Вскоре его дружина стояла под стенами Киева, но «не прияша его кыяне», и Мстислав уходит в Чернигов.

Ярослав в это время был в Новгороде. Весть о действиях Мстислава дошла до Ярослава, но в Суздале вспыхнуло первое известное нам из летописи восстание смердов, протекавшее под руководством волхвов. Летопись сообщает, что поводом к восстанию смердов послужил голод, охвативший суздальскую землю. Восставшие обвиняли «старую чадь» в том, что она «гобино» (запасы, и прежде всего, запасы хлеба) «держит» и «голод пущаеть».

«И бе мятежь велик…» Новгородская летопись говорит, что восставшие смерды истребляли прежде всего «баб» «старой чади», т. е. «большух гобиньных домов» (хозяек богатых домов). В их руках сосредоточивались запасы продуктов, в которых нуждался голодающий сельский люд.

Ярослав прежде всего отправился в Суздаль, «изъимав», «расточи» и «показни» волхвов, подавил восстание, а затем принялся готовиться к борьбе с Мстиславом.

С этой целью он опять «посла за море по Варягы». На призыв Ярослава в Новгород явился отряд варяжских наемников во главе с Якуном (Гаконом). В том же 1024 г. Ярослав двинулся на Мстислава. Последний, в свою очередь, выступил ему навстречу. Грянула битва у Лиственя. Грозовой ночью, при свете молний, сверкало оружие сражающихся. Бились главным образом варяги Якуна и северские «вои» – свою тмутараканскую дружину Мстислав берег. «И бе гроза велика и сеча сильна и страшна».

Ярослав был разбит. Но в 1026 г. братья съехались у Городца и поделили русскую землю. Границей их владений стал Днепр. Киев и все Правобережье, а на севере Новгород были закреплены за Ярославом, а Чернигов и все Левобережье – за Мстиславом.

Когда в 1036 г. Мстислав умер, не оставив наследника, Ярослав стал «самовластець Русьстей земли». Так снова объединилась русская земля.

Оставался один Полоцк, но его можно было не принимать во внимание. Теперь нужно было приниматься за укрепление древнерусской государственности. Ярослав продолжает начатое Владимиром дело создания государственности Киевской державы.

Он укрепляет свою власть в Новгороде, дав новгородцам «грамоты». В Новгороде был посажен Владимир Ярославич, ставший наместником отца в 1036 г. Изяслав получил Турово-Пинскую землю, а когда умер его старший брат, Владимир, он получил и «волость» брата. Святослав, четвертый сын Ярослава, правил на Волыни. Только пятый, Всеволод, оставался с отцом.

Из книги Инки. Быт. Культура. Религия автора Боден Луи

Из книги Многослов-1: Книга, с которой можно разговаривать автора Максимов Андрей Маркович

БОРЬБА В этой книге есть несколько выводов, которые я не устану повторять на протяжении всего нашего разговора, потому что для меня они кажутся принципиальными и без них не объяснить моего понимания многих слов.Таков, например, вывод о том, что лишних людей на земле нет.

Из книги Россия, которую мы сохранили автора Любовский Максим

Из книги Око за око [Этика Ветхого Завета] автора Райт Кристофер

Из книги Бессмертие: странная тема русской культуры автора Фрумкин Константин Григорьевич

Борьба умозрений Кроме общего, свойственного человечеству «поклонения факту смерти» русским имморталистам приходится сталкиваться со скептической реакцией на их энтузиазм внутри гуманитарного сообщества - реакцией, вполне закономерной, поскольку в культуре

Из книги Дракула автора Стокер Брэм

БОРЬБА С ТУРКАМИ Зимой 1461 г. Дракула бросил вызов самому султану Мехмеду II, гордому завоевателю Константинополя. Последовавшие за этим дунайский и валашский походы, длившиеся с зимы 1461 до осени 1462 г., несомненно, самый известный и наиболее дискутируемый период в

Из книги История Персидской империи автора Олмстед Альберт

Из книги Быт и нравы царской России автора Анишкин В. Г.

Правда Ярослава Цитируется по: Карамзин Н.М. История государства Российского. Т. I. - Калуга: Золотая аллея, 1993. «Правда Ярослава», или «Русская правда», - это сборник постановлений на основе права своего времени. Этот сборник отражает быт и нравы России XI - XII в. Статьи,

Из книги Истории простых вещей автора Стахов Дмитрий

Из книги Руководящие идеи русской жизни автора Тихомиров Лев

Из книги Визуальное народоведение империи, или «Увидеть русского дано не каждому» автора Вишленкова Елена Анатольевна

Из книги Вокруг Петербурга. Заметки наблюдателя автора Глезеров Сергей Евгеньевич

Из книги Славянская энциклопедия автора Артемов Владислав Владимирович

Борьба за правила Позиция и смелость издателя «Журнала» шокировали российских художников и раскололи их на два лагеря. Часть из них испытывала гордость и смущение от сравнения их творений с европейскими шедеврами, другая была возмущена и напугана. И поскольку

Из книги Ломоносов в русской культуре автора Ивинский Дмитрий Павлович

Из книги автора

«Русская Правда» Ярослава В нашей летописи Ярослав – «книжный» и «христолюбивый» князь. Он – законодатель, строитель, книжник, покровитель духовенства, монашества. При нем «нача вера хрестьянска плодитися и расширяти», укреплялась княжеская власть, крепла и

Правление Ярослава Мудрого в Киевской Руси пришлось на конец первого и начало второго тысячелетий (около 978-1054 гг.). Он по праву считается одним из величайших правителей не только Руси, но и Европы. за годы своего правления вывел Киевское княжество на новый виток мирового развития, его государство достигло высокого уровня политического и военного могущества.

В статье описано правление Ярослава Мудрого. Кратко упоминаются основные факты его биографии и итоги правления.

Происхождение великого князя

О точной дате его рождения ученые-историки продолжают спорить, многие источники указывают годом рождения 978-й. Отцом его является креститель Руси Владимир Святославович, а матерью - полонская княжна Рогнеда Рогволдовна, которую князь Владимир взял силой. От этого брака он имел еще трех сыновей.

Согласно летописям Ярослав прожил долгую жизнь и умер в 75 лет. Он стал предком многих правителей в Европе. Впервые правление Ярослава Мудрого кратко упоминается в "Повести временных лет", написанной монахом Нестором.

Ростовский князь

Началом самостоятельного правления Ярослава считается 988 год, когда отец посадил его еще ребенком на княжество в Ростов. Реально власть принадлежала его наставнику, который принимал все решения, учитывая очень юный возраст князя.

Исторических подтверждений ростовского правления князя Ярослава Мудрого почти не существует. Во всяком случае в летописях того времени нет никаких упоминаний о важных исторических фактах, связанных с ростовским княжением. Многие историки считают, что правление князя Ярослава Мудрого в Ростове отмечено возникновением города, названного в его честь Ярославлем. 1010 год официально считается годом его основания.

Начало правления

В 1010 (1011) году, после кончины одного из старших сыновей великого князя Владимира Вышеслава и вопреки ожиданиям старшего брата Ярослава Святополка, Владимир именно Ярослава поставил править Новгородом. По сравнению с ростовским княжением новгородское считалось более высоким, но и новгородский князь был подчинен киевскому и обязан был ему платить дань.

Бунт против отца

В 1014 году Ярослав отказывается выплачивать Киеву дань и восстает против отца. Причиной такого бунта является приближение Владимиром к себе младшего сына Бориса и намерением передать ему киевский престол. По этой же причине взбунтовался против Владимира старший из сыновей - Святополк. За это он попал в заточение и пребывал в неволе до момента кончины отца.

Чтобы противостоять своему отцу, князю Владимиру, Ярослав нанимает варягов, но войско пребывает в бездействии и промышляет разбоями в самом Новгороде, чем вызывает праведный гнев новгородцев. Сам же князь Владимир не может вступить в единоборство с сыном, так как Киевскому княжеству угрожает нападение печенегов. И армия, собранная против Новгорода, отправляется на битву со степными кочевниками. Возглавляет армию Борис, так как Владимир к этому времени становится немощен и стар.

Брат на брата

Противостояние сына и отца прекращается со смертью Владимира Святославовича 15 июля 1015 года. Но начинается сражение двух братьев, Святополка и Ярослава, за киевский престол. Святополк, прозванный в народе Окаянным, на пути к престолу убил трех своих братьев.

Несколько раз Ярослав и Святополк Окаянный встречались в смертельном противостоянии. В 1018 году состоялась решающая битва. Святополк и его тесть, польский король Болеслав Храбрый, снова вторглись в Киевскую Русь. На этот раз они разбили Ярослава, который вернулся в Новгород и хотел бежать в Скандинавию. Однако новгородцы вынудили своего князя продолжить борьбу. Весной 1019 года на реке Альт Святополк был окончательно разбит и бежал. По данным некоторых исторических источников по дороге в Польшу его настигли воины Ярослава и убили. Но занимать киевский престол Ярослав не спешит, так как права на него предъявляют племянник Брячислав и брат Мстислав.

Борьба за Киев

В 1019 году Ярослав женится во второй раз. Его избранница - шведская принцесса Ингигерда (в православии Ирина). Полагают, что первой женой Ярослава была норвежка, звали ее Анна, она вместе с сестрами князя была захвачена поляками и навсегда пленена в Польшу. Союз с Ингигердой многие исследователи считают политическим шагом Ярослава с целью устранения нестабильных отношений со шведами.

Борьбу за киевский престол братья продолжают вести с переменным успехом вплоть до 1026 года, пока Мстислав не одержал победу над войсками Ярослава и не перенес столицу в Чернигов. Князю же он предложил сесть в Киеве и разделить управление земель по Днепру, оставив за Ярославом все правое побережье. Был заключен мирный договор. Но даже будучи хозяином киевского престола, Ярослав не покидал Новгород вплоть до гибели Мстислава, то есть до 1035 года, уверенный в том, что новгородцы поддержат его при любых обстоятельствах. Только после кончины Мстислава в 1035 году становится самодержцем Киевской Руси Ярослав Мудрый. Годы правления его стали периодом расцвета Руси.

Чтобы избежать претензий на киевский престол со стороны младшего брата, княжившего в Пскове, Ярослав Судислава заточает в темницу.

Хронология военных действий

История правления Ярослава Мудрого содержит многочисленные упоминания о военных действиях. Вот лишь некоторые из них:

  • 1029 год - поход в помощь Мстиславу против ясов, изгнание их из Тмутаракани (ныне Краснодарский край);
  • 1031 год - поход вместе с Мстиславом на поляков, в результате были завоеваны города Перемышль и Червен;
  • 1036 год - победа над войсками печенегов и освобождение от их набегов Древней Руси;
  • 1040 и 1044 годы - военные действия против Литвы.

Итоги правления Ярослава Мудрого. Политика и государство

Период нахождения у власти насчитывает 37 лет. Время правления Ярослава Мудрого считается периодом подъема Киевского княжества, когда многие европейские государства добивались военного и политического союза с ним. Как талантливый политический деятель Ярослав Мудрый предпочитал любым военным действиям дипломатию. Он прагматично устраивал брачные союзы своих десятерых детей и других родственников с европейскими правителями, что служило целям безопасности государства. Известно, что он платил символическую ежегодную дань варягам - 300 гривен серебра, что было очень мало, но сохраняло мир на северных границах.

Очень многое для державы сделал Ярослав Мудрый. Годы правления он потратил не только на укрепление военной мощи, но и для устройства жизни в государстве по законам. При нем был приняты Церковный устав и свод законов «Правда Ярослава», который считается наиболее древней частью сборника норм древнего права «Русская правда».

Будучи образованным человеком, Ярослав заботится и об образовании подданных: он открывает и библиотеки. была открыта им в Софийском соборе.

В его планы входило решение еще одной важной проблемы - передачи власти. которые разгорались между приемниками, ввергали страну в разорение и бедствия, ослабляли ее и делали легкой добычей для внешних врагов. Часто претенденты на главный престол в своих корыстных интересах нанимали заграничное войско, которое бесчинствовало и грабило население. Ярослав как талантливый политический деятель, безусловно, понимал важность усовершенствования передачи власти, но эта проблема в связи со смертью так и не была решена.

Религиозные последствия

Итоги правления Ярослава Мудрого не ограничиваются только политическими достижениями. Он много сделал для укрепления христианства в государстве. В 1051 году русская церковь окончательно освобождается из-под влияния Константинополя, впервые самостоятельно избрав на Епископском соборе На церковнославянский переводится большое количество византийских книг, на их переписку из казны выделяются немалые средства.

Правление Ярослава Мудрого ознаменовано основанием множества монастырей и церквей. Монастыри Киево-Печерский, Юрия почитались не только церковными, но и общественно-культурными центрами. В 1037 году началось строительство знаменитого Софийского собора, в котором впоследствии захоронили прах Ярослава. По его приказу в 1036-1037 гг. возведены знаменитые киевские Золотые ворота, которые по замыслу Ярослава, должны были символизировать перемещение центра православия в Киевскую Русь.

Первым из значительных событий, относящихся к внутренней политике, можно обозначить восстание Ярослава Мудрого против отца, князя Владимира Крестителя, в 1014 году . Молодой Ярослав, правящий на тот момент в Новгороде, отказался выплачивать ежегодный налог в две тысячи гривен.

Предположительно, причиной конфликта могло стать намерение Владимира передать престол одному из младших сыновей, ростовскому князю Борису, которому он передал командование княжеской дружиной, что фактически означало признание Бориса наследником.

Для предстоящего противостояния Ярослав, по сообщению летописи, нанял варягов во главе с Эймундом. Владимир велел «требить путь и мостить мосты» для похода, но заболел. Кроме того, в июне 1015 года вторглись печенеги и собранная против Ярослава армия, которую возглавлял Борис, была вынуждена отправиться на отражение набега степняков, которые, услышав о приближении Бориса, повернули обратно.

Схема — путь Ярослава Мудрого к киевскому престолу

Варяги, нанятые Ярославом, скучающие без дела в Новгороде, начали устраивать беспорядки. Из новгородской первой летописи:

« … начали варяги насилие творить на мужатых жёнах»

В результате новгородцы, восстали и за одну ночь перебили множество варягов. Ярослав, находившийся в своей загородной резиденции в Ракоме, узнал о случившемся и призвал к себе представителей новгородской знати, обещав им прощение, а когда они прибыли к нему - жестоко расправился с ними. Произошло это в июле-августе 1015 года .

Уже после этого Ярослав получил от сестры Предславы письмо, в котором она сообщала о смерти отца и о случившихся после этого событиях. Это известие заставило князя Ярослава заключить мир с новгородцами. Он также пообещал заплатить виру за каждого убитого. И в дальнейших событиях новгородцы неизменно поддерживали своего князя.

Междоусобица детей князя Владимира
1015-1019

После смерти князя Владимира 15 июля 1015 года , Святополк был освобожден из темницы своими последователями и объявил себя новым киевским князем.

Согласно официальной истории, Святополк отправил к братьям наемных убийц — ночью 30 июля князь Борис был убит вместе со слугой, попытавшимся защитить хозяина, позже, под Смоленском, убийцы настигли князя Глеба, а попытавшийся бежать в Карпаты древлянский князь Святослав вместе со своими семью сыновьями погиб в сражении против большого отряда посланного за ними в погоню.

Схема — вторая усобица на Руси

Во время дальнейшего противостояния Ярослава и Святополка чаша весов склонялась то в одну, то в другую сторону.

В 1016 году Ярослав во главе 3-тысячного новгородского войска и наёмных варяжских отрядов разбил под Любечем войска Святополка.

В 1017 году печенеги и союзники Святополка предприняли поход на Киев. В ходе сражения печенегам даже удалось проникнуть внутрь города, но потом они были выбиты. Осаждённые предприняли вылазку и в ходе преследования захватили стяг Святополка.

Святополк Владимирович «Окаянный»
(Худ. В.Шереметьев. 1867)


В 1018 году Святополк, женатый на дочери польского короля Болеслава Храброго, заручился поддержкой тестя и вновь собрал войска для сражения с Ярославом — в результате битвы на Западном Буге войско киевского князя было разбито. Ярослав бежал в Новгород.

14 августа 1018 года Болеслав и Святополк вступили в Киев. Болеслав получил в награду за помощь Червенские города (важный торговый узел на пути из Польши в Киев) киевскую казну и множество пленных.

А Ярослав приготовился бежать «за море». Но новгородцы изрубили его ладьи и убедили князя продолжить борьбу со Святополком. Они собрали деньги, заключили новый договор с варягами конунга Эймунда и сами вооружились.

Болеслав Храбрый и Святополк у Золотых ворот Киева

Весной 1019 года Святополк сразился с Ярославом в решающей битве на реке Альте. Летопись не сохранила точного места и подробностей битвы. Известно только, что битва протекала весь день и носила крайне ожесточённый характер. Святополк бежал через Берестье и Польшу в Чехию. В пути, страдая от болезни, умер.

Ярослав Мудрый вновь занял Киев, но положение его было шатким и князю предстояло еще не раз доказать собственное право на владение столицей Киевской Руси.

1021 — конфликт с Брячиславом

В 1021 году племянник Ярослава, полоцкий князь Брячислав Изяславич, совершил внезапное нападение на Новгород.

По официальной истории, Ярослав настиг племянника на реке Судоме, одержал над ним победу и отнял награбленную добычу, а в следующем году вынудил Брячислава заключить мир, передав ему в управление два города — Усвят и Витебск.

Несмотря на этот мир, военные действия между дядей и племянником не прекращались: последний «вся дни живота своего», как сказано в летописи, продолжал воевать с Ярославом.

Брячислав Изяславич, князь полоцкий
(худ. А. Крывенка)

1023-26 — конфликт с Мстиславом

В 1023 году , когда Ярослав усмирял мятеж в Суздале, его брат тмутараканский князь Мстислав подошёл к Киеву, но осаждать столицу не стал и занял Чернигов. Погасив мятеж в Суздале, Ярослав вернулся в Новгород, нанял варягов и двинулся против Мстислава.

В 1024 году в битве при Листвене Мстислав разбил войска брата, вынудив Ярослава бежать в Новгород. Сам же Мстислав не стал претендовать на киевский престол, но сделал Чернигов своей столицей и отправил к Ярославу послов с предложением мира