Археологическая школа. Роль и место археологии в школьном курсе истории

Летом 2019 г. в рамках проекта "Открытая археология" пройдет V-я Крымская молодежная полевая археологическая школа

Сбор заявок для участия в V Крымской молодежной полевой археологической школе завершен. Поданы десятки анкет из разных городов РФ: Москвы, Санкт-Петербурга, Уфы, Вологды, Керчи, Воронежа, Брянска, Астрахани, Екатеринбурга, Челябинска, Владивостока и др. Кроме того пришли анкеты из Беларуси, Молдовы, Казахстана, Украины и даже Германии. Результаты конкурсного отбора будут опубликованы на сайте 15 апреля. За две смены (27 июня - 6 июля, 28 июля - 6 августа) в Школе-2019 на базе Опушкинской археологической экспедиции смогут поучаствовать 30 человек - по 15 в каждой смене. Следите за новостями. Всем, подавшим заявки и прошедшим отбор, будут отправлены информационные письма с всей необходимой информацией: как добираться, какие вещи с собой брать и т. п.

Подведение итогов конкурса заявок: 15 апреля 2019 г. Список участников Школы-2019 будет опубликован на сайтах сайт и archaeoschool.ru.

Базы проведения Школы в 2019 г.:

    Опушкинская археологическая экспедиция (с. Опушки Симферопольского района Республики Крым),

    Центр инновационной педагогики и экспериментальной археологии "Кара-Тобе" (г. Саки, Республика Крым)

Время проведения Школы-2019:

  • 1-я смена - с 27 июня до 6 июля 2019 г.
  • 2-я смена - с 28 июля до 6 августа 2019 г.

Количество участников:

  • 1-я смена: 15 человек
  • 2-я смена: 15 человек

Участие в V Крымской молодежной полевой археологической школе БЕСПЛАТНОЕ!

Проезд к месту проведения школы и обратно НЕ КОМПЕНСИРУЕТСЯ и полностью оплачивается участником самостоятельно!

Программа 10-дневного пребывания в Школе дает возможность участникам поработать на раскопе, прослушать разнообразные лекции по истории древнего и средневекового Крыма, основам проведения археологических исследований и принципам работы с археологическими источниками, поучаствовать в мастер-классах, посетить различные археологические памятники Крыма, пообщаться с профессиональными археологами и найти новых друзей. А еще это замечательная возможность полностью погрузиться в романтику экспедиционного археологического лагеря с полевой кухней, вечерним костром и звездным небом над головой!

Подробная информация о Школе-2019, форма заявки, отчеты о школах, проведенных в 2015-2018 гг. - на нашем сайте http://archaeoschool.ru

Контакты для справок: тел.: +7978 849 08 94, e-mail: [email protected]

Общая информация о Крымской молодежной полевой археологической школе

Крымская молодежная полевая археологическая школа – это коммуникативно-образовательная площадка для активных и любознательных молодых людей, желающих
поближе познакомиться с Крымом, его прошлым и настоящим, своими руками прикоснуться к истории и расширить круг своих друзей. Проект направлен на содействие повышению коммуникативности молодых людей из Крыма и России, интеграции молодежи Крыма в молодежное пространство России и популяризацию знаний об истории полуострова и его культурном наследии.

Школы проводятся в летний период на базе работающих в Крыму археологических экспедиций. Первая Крымская молодежная полевая археологическая школа прошла в 2015 г. на базе Нейзацкой археологической экспедиции. Вторая, третья и четвертая Школы были организованы в 2016-2018 гг. на базе Опушкинской археологической экспедиции.

Всего за 4 сезона реализации проекта в нем приняли участие более 200 молодых людей из разных уголков России, а также Украины, Белоруси и Германии. В качестве лекторов было привлечено 15 специалистов-археологов из Крыма, Севастополя, Киева и Москвы - кандидатов и докторов наук, сотрудников ВУЗов, академических институтов и музейных учреждений.

В 2019 г. ожидается проведение двух смен участников проекта (будет отобрано 30 человек). Участники обеих смен смогут побывать не только в Опушкинской экспедиции, но и отправиться на Кара-Тобе, поехать на экскурсии и насладиться крымским морем. Участие "школьников" в раскопках не только дает возможность молодым людям "примерить на себя" профессию археолога и расширить свой кругозор. Ребята приносят ощутимую пользу исследователям памятников - благодаря их труду появляется возможность открыть большую площадь памятника, а значит - получить больше новых источников об истории Крыма.

В 2015-2017 гг. проект реализовывался на средства Президентского гранта, выделенного на конкурсной основе обществом "Знание" России (2015 г.), и субсидий социально-ориентированным НКО, предоставленным Министерством труда и социальной защиты Республики Крым (2016, 2017 гг.). В 2018-2019 гг. финансирование Школы осуществляется в рамках проекта "Открытая археология" за счет средств, предоставленных Фондом президентских грантов.

Открытие V Международной археологической школы, которая пройдет на базе Болгарского историко-архитектурного музея-заповедника, состоялось 21 августа. Организаторами школы, проводимой при поддержке Фонда «История Отечества», выступают Казанский федеральный университет и Институт археологии им. А.Х.Халикова АН РТ.

В 2018 году в школе примут участие 102 человека. Среди них более 50 учащихся из 16 стран мира - США, Великобритании, Египта, Индии, Турции, Беларуси, Алжира, Филиппин, Польши, Эстонии, Пакистана, Хорватии, Германии, Швеции, Румынии, России, а также 16 преподавателей из США, Канады, Испании, Филиппин, Болгарии, Румынии и России. Кроме того, участие в организации школы принимают волонтеры.

Главной целью школы является консолидация отечественных и зарубежных научных и образовательных ресурсов для внедрения новейших достижений мировой науки в практику изучения и сохранения историко-культурного наследия народов Евразии. Школа ориентирована на потребности молодых учёных в знакомстве с новыми методами, представлении актуальных данных и коллаборации. На площадке школы участники имеют возможность представить свои уникальные творческие проекты, обсудить их, получить экспертную оценку.

«Международная археологическая школа в Болгаре играет очень важную роль в становлении специалистов не только в Российской Федерации, странах СНГ, но и на всем мировом пространстве. Она является площадкой, на которой традиционно взаимодействуют учащиеся и преподаватели из самых разных стран - всего за пять лет деятельности Международной археологической школы в ней приняли участие представители 26 стран мира, - обозначил руководитель школы, директор Высшей школы исторических наук и всемирного культурного наследия КФУ Айрат Ситдиков . - В школе созданы условия для получения знаний от специалистов в условиях практики и, что немаловажно, непосредственно на объекте всемирного культурного наследия - Болгарском историко-археологическом комплексе. Важно и то, что как занятия, так и общение на площадке школы проходит в билингвальном формате, а следовательно возникает возможность не только получить профильные знания, но и практику общения на иностранном языке. Кроме того, школа способствует выстраиванию межнациональных профессиональных контактов как среди молодых ученых, так и их связей с ведущими специалистами мира в той или иной области ».

Программа школы из года в год меняет свой формат, оставаясь интересной и для тех начинающих специалистов, которые уже принимали в ней участие - всего учеными КФУ и АН РТ разработаны 12 разноплановых образовательных курсов, из которых и составляется общий план посредством чередования курсов. Так, в 2018 году работа школы будет организована в рамках четырёх научно-образовательных практико-ориентированных программ: геоархеология, археологический текстиль: реставрация, консервация, реконструкция, экспериментально-трасологические исследования древних орудий труда из некремниевого сырья (кость, рог, камень, металл), палеоантропология.

Так, направление «Археологический текстиль и кожа: реставрация, консервация, реконструкция» разработано для студентов, магистрантов, аспирантов и молодых специалистов в области археологии. Представить любую культуру без людей невозможно, представить людей без костюма невозможно, представить костюм без одежды невозможно, а чтобы представить одежду, надо знать про ткани и кожу всё, что могут дать археологические находки. Но мало найти, надо уметь сохранить и "прочитать" всю информацию, заложенную в данных артефактах. Направление включает отдельный модуль обучения методам исследования, полевой фиксации, консервации, реставрации и реконструкции археологического текстиля и кожи.

В свою очередь направление «Экспериментально-трасологические исследования древних орудий труда из некремниевого сырья (кость, рог, камень, металл)» сосредоточено на расширении у слушателей теоретических и практических знаний, навыков и умений работы с различными артефактами из некремниевого сырья в рамках научно-исследовательских и научно-практических проектов различного характера. Лекционный курс посвящен современным проблемам функционального определения и реконструкциям технологий изготовления орудий из некремниевого сырья. Практические занятия включают моделирования древних технологий и экспериментально-трасологический анализ разнообразных орудий.

А направление «Палеоантропология» обращено на расширение теоретических и практических знаний у слушателей, навыков и умений работы с палеоантропологическим материалом. Лекционный модуль посвящен современным проблемам физической антропологии. Практические модули охватывают основы работы с черепом, зубами и посткраниальным скелетом человека. Учебная программа направления также включает отдельный модуль обучения методам полевой фиксации, консервации и реставрации палеоантропологических материалов. Завершающий обучающий блок посвящен описанию патологических изменений зубов, костей черепа и посткраниального скелета.

И, наконец, «Геоархеология» объединяет широкий спектр направлений современных археологических исследований, использующих подходы и разработки естественнонаучных дисциплин - географии, геологии, ботаники, геоинформатики и т.д. В ходе работы предполагается ознакомление участников как с полевыми, так и с лабораторными методами геоархеологических исследований. Слушатели совместно с преподавателями проведут аэрофотосъемку участков местности с использованием БПЛА, полевые работы на стратиграфических разрезах, отбор и предварительную обработку образцов для получения хронологических и палеоэкологических данных. Лабораторные работы предполагают освоение слушателями базовых навыков проведения спорово-пыльцевых и фитолитных анализов, фотограмметрической обработки данных фотосъемки для получения трехмерных моделей рельефа местности, использования ГИС для пространственного анализа данных.

Наряду с научно-практической работой в рамках лабораторий по направлениям, программа школы предполагает проведение общего курса лекций по вопросам теории и методики сохранения и изучения историко-культурного наследия, а также современных технологий полевых исследований.

Участники школы также получают возможность провести исследовательские проекты на специализированных площадках школы под руководством ведущих российских и зарубежных преподавателей, а также опубликовать результаты своих исследований в сборнике материалов Международной археологической школы, который входит в РИНЦ. По окончании обучения все учащиеся получают удостоверение о прохождении повышения квалификации.

В завершение стоит отметить, что опыт организации международной археологической школы в Татарстане заинтересовал руководство ЮНЕСКО. По заявлению генерального директора ЮНЕСКО Ирины Боковой, посетившей школу в 2017 году, подобная форма интенсивного обучения в непрерывном взаимодействии с ведущими специалистами в области археологии и реставрации непосредственно на объекте всемирного культурного наследия ЮНЕСКО является одной из наиболее эффективных из реализуемых в мире.

Музейная археологическая школа приглашает ребят от 10 лет, их старших сестер и братишек, родителей и всех интересующихся историей родного края в увлекательное путешествие в древний мир.

Занятия представляет собой эксперимент, разъясняющий ключевые понятия археологии. Под руководством научного сотрудника музея девчонки и мальчишки «превратятся» в настоящих археологов, реставраторов и музейных сотрудников. В ходе занятия ребята смогут увидеть и подержать в руках различные инструменты и шанцевый инвентарь, проверить себя на готовность к жизни в полевых условиях, а в завершении все желающие попробуют самостоятельно расчистить «погребение».

Все занятия построены на игровых методиках, что позволяет детям в доступной форме знакомятся с историей родного края и постичь такую интересную науку – археологию.

Ждем вас в школе юного археолога и надеемся, что познание истории края будет для всех увлекательным и эмоционально насыщенным.

Все мероприятия проводятся для групп от 10 человек.
Запись групп по телефону: 25-30-09

Мероприятия

Главная отличительная особенность археологической площадки - это отсутствие классического музейного запрета «руками не трогать», напротив, всем желающим можно не только посмотреть, но и подержать в руках интересующие их экспонаты. Кроме того, под руководством научного сотрудника музея, дети смогут почувствовать себя настоящими археологами и реставраторами, проверить свою готовность к жизни в полевых условиях и попробовать самостоятельно расчистить «погребение». Археологическая площадка включает в себя имитацию пещеры человека периода каменного века и его захоронения, игровую зону с воссозданной обстановкой жизни древнего обитателя степей Южного Урала, выставочные витрины для коллекционного показа предметов археологии из фондов музея и многое другое. Мы всегда рады видеть Вас.

СМИ о нас

Отзывы посетителей

Очень яркая, интересная, позитивная детская площадка, которая доставляет эстетическое и интеллектуальное удовольствие. Большое спасибо музейным сотрудникам.

Студенты исторического факультета ОГТИ

Мне все очень-очень понравилось. Особенно кости животных. Я даже не верю своим глазам, все супер.

От Кати Д. Школа № 4, 4 класс

Археологическая площадка вызывает интерес и восторг у детей разного возраста и взрослых. Спасибо за душу, вложенную сотрудниками музея в создание детской площадки и возможность прикоснуться к истории родного края.

Школа № 35

Все экспонаты очень интересные, но особенно мне понравились раскопки скелетов древних животных и горшочков. Спасибо, обязательно приду еще.

Настя, 11 лет

Уважаемые сотрудники Орского краеведческого музея, спасибо вам за труд и благодарим за то, что сохраняете и доносите до будущих поколений нашу древнюю историю. Дети в восторге.

Уже в период между первой и второй мировой войной формируются основные направления или школы библейско-археологических исследований, которые достаточно ярко проявляются во второй половине XX века.

Европейская школа

В отличие от немецкой и французской школы, у которых в это время наблюдается некоторый упадок, сохранила свое значение английская школа библейско-археологических исследований. С 1937 года ею издается журнал «Библейский археолог» («Biblical Archaeologist»), отдельные ученые проводят раскопки Иерусалима. Представительницей именно этого научного направления была Кетлин Кеньон, проводившая раскопки Иерихона и Иерусалима с использованием нового метода, названного ее именем. Кеньон вела раскопки в Иерусалиме на холме Офел с 1961 по 1967 г. и достигла значительных результатов. Она проложила глубокую траншею вдоль восточного склона города Давида, на основании чего сделала первое общее описание всех культурных слоев Иерусалима. Она определила местоположение Иевуса и нашла городскую стену времени Давида (внизу холма, ближе к источнику Тихон, чем считалось ранее).

В 1960-1980 годы возвращается интерес к вопросам библейской археологии в Германии, но уже на уровне размежевания между светскими исследователями древнего Востока и представителями библейской археологии.

Американская школа

Сформировалась в начале XX века под сильным влиянием американского протестантизма и вначале ставила цель собирать археологические сведения, подтверждающие Библию. Американская библейская археология существовала параллельно со светской археологией.

Созданные в 1900 г. Американские школы восточных исследований (ASOR) проводили свою деятельность в русле библеистики. Этому немало способствовало то, что школы много лет возглавлял упомянутый В. Олбрайт. При нем журнал («Bulletin of the ASOR») и ежегодник («Annual of the ASOR») школ (издающиеся с 1921 г.) стали важнейшими периодическими изданиями по библейской археологии. Кроме школы в Филадельфии, были основаны еще три школы: в Иерусалиме - для исследования Палестины, в Багдаде - для исследования Междуречья (была закрыта в 1991 г. в связи с войной в Кувейте), и на Кипре - для исследования Малой Азии и прилегающих территорий.

Археологическими исследованиями на Ближнем Востоке занимаются также ученые Американского университета в Бейруте. Они действуют, исходя из принципа региональной археологии и изучают все памятники Ливана от каменного века до периода арабского завоевания.

Особое внимание американские библейские археологи уделяли теме, долго разрабатывавшейся В. Олбрайтом - археологическому подтверждению завоевания Палестины израильтянами во времена Иисуса Навина и в период Судей, как палестинскими, так и другими ближневосточными памятниками.

Американская школа библейской археологии обладала еще двумя особенностями. Первая - разработка новозаветной археологии, продолжающей традиции католического аббата Ф. Вигуру, но базирующейся при этом на протестантском понимании истории Нового Завета. Вторая - популяризация своих достижений.

Одним из первых американских археологов, не побрезговавшим популяризацией своих трудов, был Самуил Крамер. Он был гебраистом, египтологом, ассириологом и шумерологом, написал более двухсот работ, в том числе двадцать семь монографий. В 1956 г. он опубликовал книгу «История начинается в Шумере», изданную позже во многих странах, в том числе и в СССР, в которой на хорошем научном уровне, но при этом доступным языком изложил историю Шумера.

Подобно С. Крамеру, многие американские ученые издавали популярные книги, в которых обобщали и анализировали результаты археологических исследований древних народов, подогревая тем самым общественный интерес к своим исследованиям.

Следствием подобной целенаправленной политики американских археологов-библеистов стало открытие в 1930-1950 гг. во многих университетах США кафедр археологии Ближнего Востока.

Израильская школа

Израильская археология как таковая стала формироваться в 20-30-е гг. XX в., когда на Святую Землю стали приезжать из разных стран Европы исследователи-евреи, желавшие не просто собрать материал о далеком прошлом своего народа, но и обосновать его права на эту землю. Так, вспоминая о раскопках 1936 г. в Бет-Шериме, Б. Мазар говорил: «Каждый был глубоко заинтересован в раскопках, поскольку обнаружение еврейских памятников древности усиливало значение сионизма и подкрепляло основания для создания еврейского государства. Мы были заинтересованы в создании своей родины, а еврейские памятники древности явились частью ее основы». Подобный подход к целям археологического исследования свойственен и современным израильским ученым.

Одним из первых археологов-израильтян был Н. Авигад (N. Avigad). В 1960-1970 годах он проводил раскопки в центре еврейского квартала старого города в Иерусалиме. Он обнаружил немало артефактов Хасмонейского периода и еще больше - времени Ирода Великого, свидетельствовавших, что в то время знать Иерусалима жила в необычайной роскоши. Он также открыл, что ко времени вавилонского завоевания Иерусалим в четыре раза превышал по своим размерам город времен Соломона и, следовательно, его жители в VIII-VII вв. до н.э. составляли подавляющее большинство городских жителей Иудеи.

Современник Авигада, Еммануил Сукеник (E. L. Sukenik), до второй мировой войны занимался раскопками разных объектов в Палестине, в том числе и в Иерусалиме. После войны он стал известен как первый исследователь рукописей Мертвого моря. По сути, им не только основана школа израильского кумрановедения; его взгляды оказывали влияние на всех ученых-кумрановедов вплоть до конца XX века.

Среди исследователей Иерусалима следует особо отметить Й. Шило (Y. Shiloh). В Иерусалиме он продолжил раскопки К. Кеньон в городе Давида и установил, что поселение в этом месте существует, начиная с IV тысячелетия до н.э. - т. е., Иерусалим является одним из древнейших городов мира. Й. Шило также исследовал три сложных системы водоснабжения древнего Иерусалима, которые, как оказалось, были связаны с источником Гион.

Археология библейских стран на протяжении всего времени изучения данной науки вызывает множество споров, дебаты ведутся до сих пор. Множество направлений, своих школ, - яркий тому пример .

Некоторые школы археологической теории

Можно сказать, что до некоторой степени только что обсуждавшиеся подходы к интерпретации прошлого и сегодня остаются с нами. Вместо того чтобы заменять друг друга, они продолжают существовать - в сегодняшней археологии есть мириады теоретических подходов. Культурно-историческую, процессуальную и постпроцессуальную археологию можно рассматривать как основные, всеобъемлющие парадигмы о том, как должно концептуализироваться прошлое, как оценивать археологические данные, каковыми должны быть цели археологического исследования. Рассматривать четко разграниченные школы было бы неверно, так как практически каждая из них часто берет что-то от другой (обсуждение принципиальных различий в новых пояснительных парадигмах см.: Бинтклифф - Bintcliff, 1991, 1993.)

Чтобы объяснить культуры прошлого, для концептуализации своей работы и моделирования социальных, политических и культурных систем ученые привлекают много других теорий и концепций. Многие из таких теорий относятся к философии и антропологии культуры, но в качестве источников также используются социология, политические науки, эволюционная биология и даже литературная критика. Эти меняющиеся перспективы помогают археологам концептуализировать и моделировать социальные системы прошлого. Хотя некоторые из них могут лучше подходить к процессуальным и постпроцессуальным взглядам на прошлое, но ни одна из них не может быть легко разбита на части. Например, процессуальная археология в большей степени может быть посвящена адаптации человека к среде обитания, а интерпретация идеологий, религий и мировосприятия в прошлом являются главными вопросами когнитивно-процессуального подхода (Флэннери и Маркус - Flannery and Marcus, 1993). А вопрос полов был в центре внимания как процессуальной археологии, так и постпроцессуальной (Хейс-Гилпин и Уитли - Hays-Gilpin and Whitley, 1998). Теоретических подходов к археологии много, среди них можно выделить следующие.

Эволюционные подходы являлись неотъемлемой частью археологии начиная с XIX века. В то время как теория однолинейной эволюции человеческих сообществ была отброшена (глава 2), концепция полилинейной культурной эволюции многогранно связана с современными археологическими исследованиями. Она полезна при концептуализации изменений в сообществах прошлого (см., в частности, Эрл - Earle, 1997).

Некоторые ученые следуют идеям эволюционных процессов при рассмотрении социальной и культурной адаптации и адаптации к окружающей среде. Археологи, придерживающиеся таких убеждений, считают, что естественный отбор ограничивает мысль и действия человека. Следовательно, то, как люди вели себя, может быть понято посредством понимания тех ограничений, что были наложены на разум человека в течение его длительной эволюции. С этой точки зрения естественный отбор произвел культуру путем «дарования» репродуктивных преимуществ ее носителям. Таким образом, мысль и действие были направлены естественным отбором по разным каналам, являвшимся адаптивными для возникновения Homo sapiens. Суть естественного отбора в том, что человек мыслит и действует определенным образом, и никак не другим. В результате проявилась тенденция к конформизму в мыслях и действиях среди разнообразных сообществ с самыми разными институциями и верованиями.

Экологические подходы особое внимание уделяют изучению древних сообществ в естественной среде обитания. Как мы видели при обсуждении экологии культуры, теория изменения культуры как процесса приспособления к среде возникла в середине XX века и сыграла важную роль при зарождении процессуальной археологии, которая изначально рассматривала культуру как экстрасоматическую адаптацию к внешней среде (Крамли - Crumley, 1994).

Марксистские взгляды , развившиеся из работ Фридриха Энгельса и Карла Маркса, давно и сильно влияют на археологические теории. Классические марксистские воззрения особо подчеркивают противоречия между экономическими отношениями (особенно между производством и обменом), классовые противоречия и неравенство как движущую силу социокультурной эволюции. Маркс и Энгельс рассматривали в качестве основной однолинейную эволюционную модель, выдвинутую Льюисом Генри Морганом (глава 2), применительно к эволюции древних сообществ. В своих собственных работах они детально разрабатывали теорию эволюции капитализма, социализма и коммунизма. Марксистские взгляды значительно повлияли на В. Гордона Чайлда, особенно те аспекты, которые затрагивали изменения в обществе при переходе к земледелию и усложнение социополитического устройства, на его понимание изменений общественного устройства (Триггер - Trigger, 1980).

Некоторые исследователи обращались к марксизму для обрамления своих дискуссий и выработки концепций. Многие теории были выдвинуты учеными-марксистами, такими как Антонио Грамши, Анри Лефевр и Клод Мелассо (МакГуайр - McGuire, 1992). Диалектический марксизм, к примеру, подчеркивает понимание взаимосвязанных отношений явлений внутри общества. Следовательно, существование, пол, класс и раса рассматриваются как неотъемлемые части всей социальной системы, а не как независимые конструкции. Марксистские теории и аналитические концепции были очень важны для археологов-историков, исследующих археологию капитализма и экспансию Европы в незападный мир (М. Джонсон - M. Johnson, 1993; Орсер - Orser, 1966). Другая часть марксистской археологии фокусируется на современных контекстах, в которых действуют археологи, и является частью критической археологии.

Критическая археология считает, что поскольку археологи являются актерами в современной культуре, то они должны активно влиять на общество (Шэнкс и Тили - Shanks and Tilley, 1987a, 1987b). Одним из экстремумов является марксистский взгляд на археологию, согласно которому все знание является классовым и поэтому археология формирует историю с классовыми целями (МакГуайр - McGuire,1992). Таким образом, реконструкции прошлого имеют социальную функцию, и, следовательно, археология не может быть нейтральной, объективной наукой. Обращаясь к критическому анализу, археология может исследовать отношения между реконструкцией прошлого и идеологией, которая помогла создать эту реконструкцию.

Критическая археология является процессом, при котором археологи становятся более критичными в отношении собственного места в развивающейся западной научной школе (Триггер - Trigger, 1984, 1989). Большая часть критической археологии сосредоточена на понимании. Другими словами, нас должны беспокоить культурные корни нашей работы.

Культурный материализм вырос из марксистских воззрений, но здесь подчеркивается роль существования и технологии существования как основного источника социокультурных явлений. В основе всех социокультурных явлений лежит инфраструктура, в которую входят средства существования и основные нужды, такие как пища, одежда и кров. Эти явления оказывают выборочное давление на остальные элементы общества, включая структуру семьи, разделение труда, классы, религию, науку, обычаи и идеологии (М. Хэррис - M. Harris, 1968, 1979, 1999). Хотя и другие культурные явления могут влиять на культурную эволюцию, факторы инфраструктуры рассматриваются здесь как намного более важные.

Культурный материализм особенно привлекателен для археологов, потому что в нем подчеркивается важность технологий и окружающей среды, как раз тех аспектов сообществ прошлого, которые хорошо сохраняются в археологическом материале и подвергаются оценке.

Теория мировых систем , разработанная социологом Эммануилом Валлерштайном (1974, 1979, 1980), утверждает, что социоэкономические различия между сообществами являются продуктом взаимозависимой всемирной экономики. Все сообщества размещаются по трем общим категориям: сердцевинные (core) сообщества - это мощные промышленные нации, доминирующие над другими регионами и нациями; полупериферические сообщества также индустриализованы, но у них нет мощи первых; периферические общества находятся вне сердцевины и никак не могут контролировать экономическую экспансию сердцевины. Взаимоотношения развитых и развивающихся стран в современном мире рассматриваются здесь в свете сердцевинно-периферических отношений.

Не удивительно, что теория мировых систем дала археологам-историкам, исследующим пересечение Европы с остальным миром, важную модель (ДеКорс - DeCorse, 2001a, 2001b). Хотя и археологи, изучающие докапиталистические общества, нашли много полезных для себя концепций, рассматривая отношения в старших и меньших «мировых системах», например социополитические усложнения в Месопотамии и Центральной Америке (Chase-Dunn and Hall, 1991).

С археологической точки зрения термин когнитивная археология охватывает широкий спектр поведенческих моделей человека, особенно религию и верования, а также развитие и выражение сознания человека. Иногда ее называют археологией разума.

Некоторые археологи исповедуют когнитивно-процессуальный подход с принципиально новой основой, чтобы сблизить старые и новые модели и методы. В этом подходе подчеркивается тщательная оценка данных, что характерно для процессуальной археологии. «Когнитивные процессуалисты» никогда не станут утверждать, что они знают, о чем думали люди прошлого, но они могут проникнуть в то, как они думали (Ренфрю - Renfrew, 1993a, 1993b; Скибо и другие - Scibo and others, 1995).

Структурные подходы рассматривают человеческие культуры как структуры символов, являющиеся кумулятивными порождениями человеческого разума. Другими словами, люди думают и упорядочивают свои миры посредством «основных, мощных и гибких символов» (Леон и другие - Leone and others, 1987). Целью структурного анализа является обнаружение этих универсальных принципов человеческого разума. Подобный подход ассоциируется, в частности, с французским антропологом Клодом Леви-Стросом. Это попытки добраться до сознательного и подсознательного мышления человека. Леви-Строс утверждал, что мышление основано на бинарных противоположностях (1966), то есть мы все делим на противоположные типы - горячее и холодное, сырое и приготовленное, природа и культура. Такие бинарные противоположности обнаруживаются в любом обществе, и их можно идентифицировать посредством анализа.

Когнитивно-нематериалистическая природа структурализма затрудняет его применение при рассмотрении материального, и, следовательно, структурализм применим ограниченно. Однако некоторые постпроцессуалисты в меньшей степени озабочены культурными универсалиями и больше внимания уделяют когнитивным структурам в отдельных обществах (Кирш и Залинс - Kirch and Sahlins, 1992). Археолог Иан Ходдер изучал нубийских земледельцев Судана и показал, что все аспекты их материальной культуры, включая похоронные обычаи, структуру поселений и стили артефактов, можно понять в контексте набора правил, которые увековечили их веру в «чистоту, ограниченность, деление на категории». Таким образом, нубийское общество является результатом структурированного символизированного поведения и обладает фундаментальной практичностью. Но еще у него есть своя логика, которая и генерировала материальную культуру, которую и изучают археологи.

Из книги Любовь к истории (сетевая версия) ч.10 автора Акунин Борис

Некоторые ответы на некоторые вопросы 18 сентября, 10:5На остальные ваши вопросы я ответил в «Почтовом ящике», а на эти коротко не получилось.galinaherissonУваж… то есть лучше дорогой Григорий Шалвович.…Мне нужно разобраться в чем разница, между уважением и вежливостью. Как на

Из книги Апостольское христианство (1–100 г. по Р.Х.) автора Шафф Филип

Две соперничающие школы Принципы и цели двух теорий церковной истории, предложенных Неандером и Бауром, противоположны - их объединяют лишь нравственные узы честного стремления к истине. Одна теория консервативна, она восстанавливает, другая радикальна, она разрушает.

Из книги Курс русской истории (Лекции LXII-LXXXVI) автора Ключевский Василий Осипович

Школы Одним из самых сильных впечатлений, вынесенных Петром из первой заграничной поездки, если не сильнейшим, кажется, было чувство удивления: как там много учатся и как споро работают, и работают споро именно потому, что много учатся! Под этим впечатлением у него,

Из книги Повседневная жизнь средневековых монахов Западной Европы (X-XV вв.) автора Мулен Лео

Школы Капитулярий 789 года гласил: «Каждый кафедральный собор, каждое аббатство… должны иметь свою школу, где дети могли бы научиться чтению, Псалтири, счету, пению и письму». Епископальные школы находились под руководством каноника, кантора и учителя. Во главе

Из книги Повседневная жизнь охотников на мамонтов автора Аникович Михаил Васильевич

Погребения в восточно-европейских памятниках виллендорфско-костенковской археологической культуры Вспомним, что на территорию Восточной Европы эта культура была принесена из Центральной Европы, от берегов Дуная и Моравской возвышенности. Там на ряде стоянок (Дольни

Из книги История Древнего Востока автора Авдиев Всеволод Игоревич

Школы Рассадниками всех этих знаний были школы, которые обычно находились при храмах. В этих школах воспитывались и подготавливались к своей будущей деятельности писцы, которые в то же время были и жрецами. Эти школы давали как общее, так и несколько повышенное

Из книги От тайны к знанию автора Кондратов Александр Михайлович

Две школы В центре Нового завета стоит жизнь, деяния и мученическая смерть Иисуса Христа. Собственно, ни «Иисус», ни «Христос» не являются именами. «Христос» по-гречески означает «мессия», «пророк», а «Иисус» происходит от древнееврейского «иешуэ» - «спасать». Жил ли

Из книги Еврейский мир [Важнейшие знания о еврейском народе, его истории и религии (litres)] автора Телушкин Джозеф

автора Бэгготт Джим

Из книги Тайная история атомной бомбы автора Бэгготт Джим

Некоторые достоинства, некоторые недостатки Всего через два дня после освобождения Рима Союзники начали крупнейшую в историю совместную операцию с высадкой воздушного и морского десанта с целью взятия гитлеровского Атлантического вала. Нормандская операция началась 6

Из книги Археология. В начале автора Фаган Брайан М.

Процессы археологической классификации Как мы подчеркивали, археологическая классификация есть упорядочивание данных на основании общих характеристик. Но как археологи занимаются этим процессом? Традиционно классификация была основана на археологической «концепции

Из книги Хунну и Гунны (разбор теорий о происхождении народа Хунну китайских летописей, о происхождении европейских Гуннов и о взаимных отношениях этих двух на автора Иностранцев К.А.

III. Теория турчизма Хунну и финнизма Гуннов. Абель Ремюза, как сторонник первой части этой теории и разбор его доводов. Клапрот - главный представитель этой теории. Его исследования и разбор их. Другие последователи этой теории. Её общее значение. Следующая по времени за

Из книги Воздушный бой (зарождение и развитие) автора Бабич В. К.

Из книги Феномены древней культуры востока Северной Азии автора Попов Вадим

Глава № 22 Значение выявления европеоидной археологической культуры Нижнего Амура для понимания этногенеза и образования цивилизационных центров Евразии в неолите Судя по современным историческим материалам, затрагивающих неолит Евразии и освещающих его

Из книги Наследник встал рано и за уроки сел… Как учили и учились в XVIII веке автора История Коллектив авторов --

Патриаршие школы 1711 г. 26 мая… Мною собраны подробные сведения об устройстве и положении большой Московской патриаршей школы или гимназии. Школа эта находится возле одного монастыря, в который допускаются только православные монахи польского происхождения.

Из книги Полное собрание сочинений. Том 18. Материализм и эмпириокритицизм автора Ленин Владимир Ильич

Вместо введения. Как некоторые «марксисты» опровергали материализм в 1908 году и некоторые идеалисты в 1710 году Кто сколько-нибудь знаком с философской литературой, тот должен знать, что едва ли найдется хоть один современный профессор философии (а также теологии), который