Что значит каганат. Хазарский каганат – первое государство-паразит

К моменту прихода иудеев в Хазарию, в этом государстве-провинции довольно дружно жили белые и чёрные хазары. Белые хазары – это правящая каста профессиональных воинов из Славяно-Ариев. Чёрные хазары – это тюркские племена, пришедшие в низовья реки Ра (Итиль – Волга) из глубин Азии, как беженцы из Древнего Китая. Они ушли со своей Родины вслед за племенами динлинов, своими союзниками в борьбе за независимость против древних китайцев. В принципе, чёрные хазары – это представители жёлтых народов с примесью чёрных. У них были чёрные смоляные волосы, чёрные глаза и смуглая кожа. Именно это послужило появлению названия – чёрные хазары, т.к. по сравнению со светловолосыми и голубоглазыми Славяно-Ариями они выглядели очень тёмными.

Так или иначе, Хазария существовала, как многонациональное государство-провинция, в которой Белые и Жёлтые мирно сосуществовали. Так же, как и со всеми своими соседями. Через Хазарский каганат проходил Великий Шёлковый Путь , именно это очень понравилось персидским иудеям из колена Симонова.

Иудеи из Персии и Византии

Сначала в Хазарии появились иудеи-маздакиты, и очень скоро к ним присоединились иудеи-антимаздакиты, изгнанные из Византийской империи.

Иудеи-маздакиты . В начале VI века н.э. в Персидской империи под бдительным руководством экзарха Мар-Зутры иудеями была организована первая революция под лозунгами – Свободы, Равенства и Братства (эти события больше известны как восстание визиря Маздака). Уничтожалась правящая каста — белые персы — потомки Славяно-Ариев, которые и создали Персидскую империю. Их объявили «врагами народа» и экспроприировали их богатства, которые поделили между бедными иудеями и иудейскими вождями. Но такой «справедливости» и «равенства» не оценили персидские бедняки и остатки персидской знати. Они организовали контрреволюцию, и в Лето 6038 от С.М.З.Х. (529 год н.э.) свергли Кавада, а визиря Маздака жестоко казнили, вместе с его сторонниками, кого удалось найти. Однако иудеи-маздакиты успели покинуть созданную ими «страну социального равенства и братства» вместе с награбленными богатствами персидской знати, и осели в Хазарии.

Иудеи-антимаздакиты – это богатые иудеи Персии, которые выступили против Маздака. Но «почему-то» их иудеи-революционеры не тронули, а просто выслали из Персии вместе с их богатствами. Иудеи-антимаздакиты попросили убежища от «Персидской революции» у императора Ромейской империи (Византийской империи). Ромеи приняли иудеев-антимаздакитов и, казалось бы, последние должны быть хотя бы благодарны империи Ромеев. Но иудейская «благодарность» оказалась весьма странной:

«Евреи, нашедшие в Византии спасение, должны были бы помогать византийцам. Но помогали они довольно странно. Договариваясь тайно с арабами, евреи открывали по ночам ворота городов и впускали арабских воинов. Те вырезали мужчин, а женщин и детей продавали в рабство. Евреи же, дёшево скупая невольников, перепродавали их с немалой выгодой для себя. Это не могло нравиться грекам. Но, решив не приобретать себе новых врагов, они ограничились тем, что предложили евреям уехать. Так в землях хазар появилась и вторая группа евреев - византийская».

Иудейский хазарский каганат

Основные торговые пути через Хазарский каганат:
1. Шёлковый путь из Китая на Север Европы, Ближний Восток и Африку (через Ромейскую империю).
2. Торговый путь из Великой Биармии и Сибири на Юг, через Царькград на Ближний Восток и Африку.
3. Торговый путь из Африки через Ближний Восток на Север и на Восток.
4. Торговый путь из северных европейских стран.

Приближалась очередная Ночь Сварога – желанное для иудеев время, когда легко можно «нажимать» на нужные «кнопки» животной природы человека и, манипулируя этим, добиваться своей заветной цели – накопление капитала. Именно поэтому к VII веку н.э. в Хазарию «случайно» пришли сначала иудеи-маздакиты, а затем и иудеи-антимаздакиты. «Бедные» скитальцы без Родины приступили к выполнению своего очередного грандиозного плана.

Первым «эшелоном» в иудейском наступлении на ещё ничего не подозревающую Хазарию был институт иудейских невест . Иудеи отдавали своих самых красивых сестёр, дочерей, а порой и собственных жён, высшей знати Хазарии в качестве жён, наложниц или сексуальных рабынь. Женщины-иудейки рожали для хазарской знати детей, которые по иудейским законам были иудеями, воспитывались своими матерями, как иудеи, ПО ИУДЕЙСКИМ ТРАДИЦИЯМ, но положение в социальной системе Хазарии наследовали от своих отцов. В Хазарии, как и везде на землях Славяно-Арийской империи, национальность определялась по отцу. Таким образом, в хазарской знати рождались от иудеек дети, которые получали после своих отцов не только имущество, но и ИХ ПОЛОЖЕНИЕ. Именно это и было необходимо сионским «мудрецам». Дети, родившиеся от смешанных браков с иудейками, занимали высокое положение в хазарской иерархии, и способствовали своим сородичам в получении прав на торговлю.

Постепенно иудеев по матери среди высшей знати Хазарии стало столь много, что они начали напрямую вмешиваться в хазарские традиции. Сначала в Лето 6239 от С.М.З.Х. (730 год н.э.) один из вождей по имени Булан восстановил иудаизм среди своих соплеменников-иудеев, а затем в Лето 6308 от С.М.З.Х. (799 год н.э.) прямой потомок Булана хазарский военачальник Обадия произвёл государственный переворот и превратил кагана в послушную марионетку. Власть полностью перешла в руки царя-иудея (бека), а иудаизм стал государственной религией Хазарии. Обадия с помощью наёмников — печенегов и гузов — развязал кровопролитную гражданскую войну. После долгой гражданской войны с захватчиками хазарские тюрки были разбиты. Часть из них была вырезана вместе с жёнами и детьми, другая часть покинула Родину и осела на территории современной Венгрии. После победы, хазарские иудеи обложили простых хазар тяжёлой данью , превратили в настоящих безправных рабов, запретили под страхом смерти иметь оружие и обучаться владению оным. В очередной раз иудеи весьма своеобразно «отблагодарили» народ, предоставивший им убежище.

«Евреи, в отличие от хазар, к IX в. активно включились в тогдашнюю систему международной торговли. Караваны, ходившие из Китая на Запад, принадлежали в основном евреям. А торговля с Китаем в VIII-IX вв. была самым выгодным занятием. Династия Тан, стремясь пополнить пустеющую из-за содержания большой армии казну, разрешила вывозить из страны шёлк. За шёлком и шли еврейские караваны в Китай… Затем караваны пересекали реку Яик и выходили к Волге. Здесь усталых путников ждал отдых, обильная пища и развлечения. Прекрасная волжская рыба и фрукты, молоко и вино, музыканты и красавицы услаждали караванщиков. И у заправлявших экономикой Поволжья еврейских торговцев скапливались сокровища, шелка, рабы. Потом караваны уходили дальше, попадая в Западную Европу: Баварию, Лангедок, Прованс, и, перевалив через Пиренеи, оканчивали долгий путь у мусульманских султанов Кордовы и Андалузии…»
* Л.Н. Гумилёв «От Руси до России». Глава II. Славяне и их враги.

В Лето 6472 (964 год н.э.) князь Святослав разбил Иудейский хазарский каганат . Столица Хазарии – Итиль – была разрушена до основания, были взяты ключевые крепости Хазарии. Иудеи покинули пределы современной России. Также были сокрушены и зависимые от каганата земли булгар, буртасов, ясов и касогов. Но в качестве наследства от Хазарского каганата иудеям остались торговые фактории , которые к моменту разгрома каганата, в большинстве случаев уже превратились в теневые государства в государствах и оказывали мощное влияние на экономику и политику стран, в которых они находились.

Так или иначе, именно благодаря Святославу, Тёмные Силы не смогли поработить полностью Рускую землю в самом начале Ночи Сварога.
* По материалам книг Левашова Н.В.

Хазарский каганат, раннефеодальное государственное образование, возникшее в середине 7 в. на территории Нижнего Поволжья и восточной части Северного Кавказа в результате распада Западно-Тюркского каганата (см. Тюркский каганат ). Столицей Х. к. до начала 8 в. был г. Семендер в Дагестане, а затем г. Итиль на Нижней Волге. Во 2-й половине 7 в. хазары подчинили часть приазовских болгар, а также савиров в прибрежном Дагестане; Албания Кавказская стала данницей Х. к. К началу 8 в. хазары владели Северным Кавказом, всем Приазовьем, большей частью Крыма, а также степными и лесостепными территориями Восточной Европы до Днепра. В 735 в земли Х. к. через Каспийский проход и Дарьял вторглись арабы и разгромили армию кагана . Каган и его приближённые приняли мусульманство, которое, однако, получило распространение только среди части населения каганата. В 1-й половине 8 в. часть хазар Северного Дагестана приняла иудаизм. Основным видом хозяйственной деятельности населения Х. к. оставалось кочевое скотоводство. В долине Нижней Волги развивалось земледелие и садоводство. Столица каганата Итиль стала важным центром ремесла и международной (в т. ч. транзитной) торговли. В Доно-Донецком междуречье в связи с переселением туда части северо-кавказских алан возникли оседлые поселения. Началось складывание раннефеодальных отношений. Фактическая власть в государстве сосредоточилась в руках местных хазарских и болгарских феодалов, а каган превратился в почитаемого, но безвластного владыку.

В течение 8 в. у Х. к. сохранялись прочные отношения с Византией, что способствовало распространению христианства. Ей было разрешено создать на территории Х. к. митрополию, в которую входило 7 епархий. В конце 8 - начале 9 вв.(века) ставший во главе каганата Обадия объявил государственной религией иудаизм. В конце 9 в. Северное Причерноморье захватили печенеги и изгнали (895) зависимых от Х. к. мадьяр к Дунаю. Византия, заинтересованная в ослаблении каганата, начала натравливать на хазар окружавших их кочевников. Но главной силой, противостоявшей Х. к., стало Древнерусское государство. Ещё в 9 в. русские дружины проникли в Каспийское море. В 913-14 и 943-44 русские войска проходили через Хазарию и опустошили Каспийское побережье. В 60-х гг. 10 в. русский князь Святослав Игоревич совершил поход на Волгу и разгромил Х. к. Были разорены гг. Итиль, Семендер, захвачен г. Саркел. Не имела успеха попытка хазар во 2-й половине 10 в. спасти положение с помощью Хорезма. В конце 10 в. Х. к. перестал существовать.

Лит.: Артамонов М. И., История хазар, Л., 1962; Плетнева С. А., От кочевий к городам, М., 1967; Заходер Б. Н., Каспийский свод сведений о Восточной Европе, т. 1-2, М., 1962-67; Плетнева С. А., Хазары, М., 1976.

Иудейский каганат… странная и неожиданная формулировка, не правда ли? Мы привыкли говорить и «хазарском каганате», но разве было такое понятие у иудеев – т.е. у евреев?

Тут следует начать с разъяснения одного недоразумения. Дело в том, что «иудеи» – это вообще не этнический термин, т.е. это слово не является наименованием народа. Ошибка связана с тем, что мы привыкли говорить «иудеи», подразумевать «евреи», а ведь это неверно: этнический термин – «евреи», а «иудеи» – обозначение религии. Правда, ошибку эту можно назвать закономерной: иудаизм, как и большинство древних религий, «привязан» к еврейскому народу. Важным моментом в этой религии является представление о богоизбранности еврейского народа. Но в принципе нет никаких препятствий к тому, чтобы иудеями становились представители других народов – и даже народы в целом. Именно так поступили хазары – те самые хазары, «отмстить» которым «сбирается вещий Олег».

Изначально хазары были кочевым племенем. В середине VII в. они одержали победу над булгарами, часть которых перекочевала за Дунай, а оставшиеся признали главенство хазар. Правитель хазар принимает титул кагана. В кочевой иерархии это был высший титул – «хан ханов». С этого времени уже можно говорить о государстве – Хазарском каганате.

Это государство включало в себя территорию Предкавказья, Среднего и Нижнего Поволжья, северо-западной части современного Казахстана, восток Крыма, Приазовье и степи до реки Днепр. Разумеется, изначально это государство было языческим, но во второй половине VIII в. здесь происходит примечательное событие, касающееся религиозной жизни хазар.

Согласно легенде, был устроен диспут между приверженцами трех религий – христианства, ислама и иудаизма… помните? «Повесть временных лет», князь Владимир принимает священнослужителей разных религий, каждый из которых расписывает достоинства своей веры, а князь, взвешивая все их достоинства и недостатки, принимает решение, какую религию ввести на Руси… Трудно сказать, был ли такой диспут – и у нас, и у хазар – но выбор определенно был, поскольку он был неизбежен: развитие государства требует объединяющего начала, языческая религия с ее родовыми и племенными божествами таковой стать не может… для объединения страны нужна монотеистическая религия, вопрос – какая именно.

Что дало Руси предпочтение, отданное князем Владимиром христианству, известно. Если говорить о краткосрочной перспективе, речь шла о союзе с Византией – самым могущественным государством той эпохи. А вот хазарские власти сделали ставку на другую монотеистическую религию – иудаизм.

Почему именно иудаизм? Вероятнее всего, это было связано с тем, что на территории, которую хазары контролировали, в том числе и на территории современного Дагестана, откуда они происходили, жило большое количество евреев. Ученые до сих пор спорят, насколько глубоко проник иудаизм в хазарское общество – приняла ли его только «властная верхушка» или простые люди тоже это сделали, как он взаимодействовал с хазарским язычеством…

Но в целом можно сказать, что это не было правильным шагом. Слишком уж большое место занимает в иудаизме идея избранности евреев, чтобы он мог стать объединяющим началом для другого народа. Да и евреи на тот момент давно утратили свою государственность. Основной задачей иудаизма было сохранение самобытности в условиях проживания среди иных народов, а не укрепление государства – и иудаизм с этой задачей не справился. В середине X в. Хазарский каганат как государство прекратил свое существовании.

государство в середине 7 - конце 10 вв. во главе с каганом. Столица - Семендер, с начала 8 в.- Итиль. В начале 8 в. включало территории Северного Кавказа, Приазовья, большую часть Крыма, степные и лесостепные территории до Днепра. Вело торговлю с народами Восточной Европы, Средней Азии, Закавказья и др. Верующие - иудаисты, мусульмане, христиане. В 964-965 разгромлен князем Святославом Игоревичем.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ХАЗАРСКИЙ КАГАНАТ

раннефеод. гос. образование, возникшее в сер. 7 в. на терр. Ниж. Поволжья и вост. части Сев. Кавказа в результате распада Зап.-Тюркского каганата (см. Тюркский каганат). Во главе X. к. удержалась тюрк. династия Ашина. Столицей каганата до нач. 8 в. был г. Семендер в Дагестане, а затем г. Итиль (на Ниж. Волге). Во 2-й пол. 7 в. хазары подчинили часть входивших в гос. объединение Великая Болгария приазовских болгар (часть их после поражения ушла на Ср. Волгу, а остальные - за Днепр к Дунаю), а также царство гуннов-савиров в прибрежном Дагестане; Албания Кавказская стала данницей X. к. Византия установила союз с X. к. (заключенный еще с Зап.-Тюркским каганатом против сасанидского Ирана), направленный против утвердившегося во 2-й пол. 7 в. в Закавказье Арабского халифата. К нач. 8 в. хазары владели Сев. Кавказом, всем Приазовьем, б. ч. Крыма (отнятой у Византии), а также степными и лесостепными территориями Вост. Европы до Днепра. Одновременно они вели ожесточенную борьбу с арабами за обладание Закавказьем, неоднократно совершали туда набеги, но утвердиться там не смогли. В 735 в земли X. к. через Каспийский проход и Дарьял вторглись арабы, разгромив армию кагана (титул главы Х.к.). Каган и его приближенные были вынуждены принять ислам (т. е. фактически подчиниться арабам), к-рый, однако, получил распространение только среди части населения X. к., а сам каган и его приближенные вскоре отказались от него. С перемещением центра X. к. на Ниж. Волгу в ее долине развиваются земледелие и садоводство, а в столице каганата Итиле - ремесла и торговля. Город стал важным центром междунар. (транзитной) торговли, приносившей X. к. большие доходы. В Доно-Донецком междуречье, в связи с переселением туда части сев.-кавк. алан, возникают оседлые поселения, возрождаются города на Таманском и Керченском п-овах. Хотя осн. видом хоз. деятельности населения X. к. остается кочевое скотоводство, процесс распада родовых порядков ускоряется, складываются раннефеод. отношения. В результате поражения, нанесенного арабами армии кагана, авторитет тюркской династии в X. к. падает. Фактич. власть в гос-ве сосредоточивается в руках местных хазарских и болгарских феодалов, а каган превращается в почитаемого, но безвластного владыку. В течение 8 в. прочные отношения у X. к. сохранялись с Византией, что способствовало распространению христианства. Ей было разрешено создать на терр. X. к. церк. организацию (митрополию), в к-рую входило 7 епархий, в т. ч. епархия в Итиле, что обеспечивало Византии значит. влияние в X. к. В связи с большой междунар. ролью X. к. вопрос о его гос. религии имел важное политич. значение. Арабы безуспешно пытались утвердить там ислам, а Византия - христианство. Хазары же не связывали себя церк. узами ни с Халифатом, ни с Византией. В 1-й пол. 8 в. (ок. 731) часть хазар Сев. Дагестана приняла иудаизм (в Сев. Дагестане поселились евреи, изгнанные из сасанидского Ирана и, позднее, из Византии), в их числе некий кн. Булан. В кон. 8 - нач. 9 вв. один из его потомков - Обадия стал во главе X. к. и объявил иудаизм гос. религией. Совершенный им переворот вызвал недовольство др. хазарских князей. Началась длительная и упорная борьба, в ходе к-рой восставшие призвали на помощь из-за Волги мадьяр, а Обадия нанял кочевников гузов. Восстание было подавлено, мадьяры оттеснены за Днепр, с ними ушли уцелевшие бунтовщики (кабары). Смутой в X. к. воспользовались крымские готы, перешедшие под власть Византии, и нек-рые др. народы, платившие ранее дань хазарам (в т. ч. приднепровские славяне). В эти годы на Дону была построена крепость Саркел, предназначенная для защиты торг. пути с 3. на Итиль. В кон. 9 в. в Сев. Причерноморье прорвались печенеги и изгнали (895) в Подунавье зависимых от X. к. мадьяр. Причерноморские и донские степи оказались под властью печенегов. Этим воспользовалась Византия, заинтересованная в дальнейшем ослаблении каганата. Она начала натравливать на хазар окружавшие их кочевые племена. Но гл. силой, противостоявшей X. к., явилось Древнерус. гос-во. Еще в 9 в. рус. дружины проникали в Каспийское м., нарушая важную для хазар торговлю по Каспийско-Волжскому пути. В 913/914 и 943/944 рус. войска проходили через Хазарию и опустошили Каспийское побережье. В 964/965 рус. князь Святослав Игоревич совершил поход на Волгу и разгромил X. к. Были разорены гг. Итиль и Семендер и захвачен г. Саркел. Не имела успеха попытка хазар во 2-й пол. 10 в. спасти положение с помощью Хорезма, ценой принятия ислама, т. е. подчинения Хорезму. Ослабленный внутр. противоречиями и опустошит. вторжениями кочевых народов (печенегов, гузов), разгромом 964/965, к кон. 10 в. X. к. перестал существовать. Лит.: Артамонов М. И., История хазар, Л., 1962; Плетнева С. A., От кочевий к городам, М., 1967; Заходер Б. Н., Каспийский свод сведений о Восточной Европе, т. 1-2, Л., 1962-67; Коковцов П. К., Еврейско-хазарская переписка в X. в., Л., 1932; Dunlop D. M., The history of the Jewish Khazars, Princeton (N.Y.), 1954. M. И. Артамонов. Ленинград.