ЗКР — звуковая культура речи дошкольников. Звуки З, Зь

Цели занятия:

Закрепить правильное произношение и артикуляцию звуков «з, зь»;
- закрепить умения детей в установлении соответствия между органом артикуляционного аппарата и моделью артикуляции соответствующих звуков «з, зь»;
- развивать умения детей различать звук в слоговых рядах;
- развивать фонематические представления;
- продолжать развивать звуковой анализ и синтез слов;
- закрепить согласование существительных с глаголами, развитие навыков словообразования;
- развивать умение произносить слова, предложения с заданным звуком, выделять из текста;
- развитие мышления, воображения;
- знакомство с буквой «З», чтение слогов, слов, предложений.

Оборудование: картинки звездолета, « звездных человечков»,замка, животных (зебра, зубр, стрекоза, кузнечик, зайка, медузы), птиц (зяблик, поползень, зимородок, зарянка), растений (земляника, подберезовик), продукты (изюм, зефир), предметы (замок, гвозди, корзина, занавеска). Схемы звуков, буквы.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

На какой планете мы живем? (На земле)
Кто мы? (Земляне, дети Земли.)
А кто живет на звездах? (Дети звезд.) Они посылают нам свои любимые звуки «З, Зь».

2. Сообщение темы занятия.

Дети звезд посылают нам звездные сигналы: з-з-з, зь-зь-зь.

3. Характеристика звуков детьми.

При произнесении звука З губы полураскрыты в улыбке, между зубами небольшая щель, широкий кончик язычка упирается в нижние зубы, спинка языка выгнута вверх, по средней части языка образуется желобок, воздушная струя проходит по желобку языка между зубами, голос работает.

Язычок широкий – ниже,
Кончик – к нижним зубкам ближе!
И со звонким ветерком
Звонко З-з-з… произнесём.
З заливисто звенит,
Звонко Зь в словах звучит!

Звук [З]- согласный, твердый, звонкий. Обозначается символом:

Звук [Зь]- согласный, мягкий, звонкий. Обозначается:

4. Развитие фонематического восприятия.

Дети звезд приглашают нас в гости. На чем мы отправимся в звездное путешествие? (На звездолете,)
Почему его так называют?.(Ответы детей)
Определите место звука «З» в слове звездолет? (Звук «З» в слове звездолет стоит в начале и середине слова). Логопед выставляет картинку звездолета.

Логопед читает стихотворение:

Звездолет мы смастерили.
К звездам путь открыть решили.
Звездолет, звездолет,
Отправляемся в полет.

5. Произношение звуков «З», «Зь» в слогах. Развитие просодии.

Логопед. Мы выходим на связь с обитателями Звезды. Вы будете произносить слоги с разной интонацией, при этом должны запомни слоги по порядку и не переставлять их. Иначе связь со звездой прервется.

ЗА-зо-зу- произнесите вопросительно;
Зя-зё-зе-зю- произнесите утвердительно»
Зве-звя-зве- произнесите удивительно;
Зву-зва-звы- произнесите радостно.

6. Произношение звуков в словах.

Логопед. Звездные дети просят нас с собой взять предметы, в названии которых есть звуки «З, Зь». Ребята, что возьмем? (Дети называют предметы и определяют место звука в слове).

Логопед. Догадайтесь, какой предмет я возьму, В его названии два звука «А», первый звук «В». Третий «З». Это …(ваза). А я еще хочу взять с собой «зди – гво». Что это? (Гвозди).

Логопед выставляет изображение замка.
Логопед. А можем ли мы взять с собой замок? Дети объясняют, что нет. Потому что зАмок — это здание, оно не войдет в звездолет.

Логопед. Скажите слово так, чтобы ударным стал звук «О». (ЗамОк) Чем похожи эти слова? Дети объясняют, а логопед показывает картинки этих предметов.

Логопед. Можно взять с собой и животных. (Выставляет картинки животных, а дети выбирают только тех в названии которых есть звуки «З, Зь»)

Логопед. Кого можно взять? (Зайку, козу, бизона, зубра, зебра, обезьяна, змея). Определите какой звук «З, Зь» находятся в слове и его позицию в слове? Дети можно взять насекомых, морских животных и птиц (Кузнечик, стрекоза, медуза, зяблик, поползень, зимородок, зарянка).

Логопед. Поставьте на верхнюю часть нашего звездолета слова со звуком «З», а на нижнюю – слова со звуком «Зь».

Логопед. Ребята давайте для угощения детей Звезды возьмем…(зефир, изюм, землянику). В этих словах вы услышали…(звук «зь»). Наверное, на Звезде не растут грибы, поэтому возьмем и гриб, но только тот, в названии которого есть звук «з» (Подберезовик). Правильно, а почему его так называют? (Они растут под березами).

Логопед. Мы всё с вами взяли. Как все эти предметы можно назвать? (груз). Что мы с нашим грузом сделаем? (погрузим). Отсек, где будет лежать груз, называют….(грузовым).

7. Согласование существительных с глаголами.

Логопед. В грузовом отсеке есть….(замок, задвижка, защелка, засов).
Замок мы что сделаем?..(закроем)
Защелку — защелкнем
Задвижку — задвинем.

8. Звучит музыка.

Логопед. Мы отправляемся в полет. Смотрите, вот Звезда.
Дети произнося слова:

К далекой Звезде добрались!
Звездолет наш опустись.
Нас встречают дети Звезд!

Логопед выставляет картинки Звездных детей.

9. Физминутка.

Мы летели высоко.
Мы летели низко.
Мы летели далеко.
Мы летели близко.
Добрались мы до Звезды.
Вот какие молодцы.

Декламация сопровождается движениями рук.

10. Звуко – слоговой анализ и синтез слов.

Логопед. Покажем предметы, которые привезли с земли. Найдите его. В названии предмета один слог, первый звук «з», второй звук «о». Что это? (Зонт). Измените слово так, чтобы в нем стало два слога (Зонтик). Назовите животное, в названии которого один слог.(зубр). Назовите животное в названии которого четыре слога и последний слог «на» (Обезьяна).

Логопед. Ребята давайте познакомим наших звездных детей со звуковым анализом слова. Разложите слово « ваза» на звуки и дайте характеристику каждому звуку (Работа со звуковыми схемами).

11. Знакомство с буквой «З»

Логопед. Угадайте какое слово спряталось в двух перепутанных слогах — «зон»-«би» (бизон). Назовите второй слог — Зон. Ребята, а одного звездного мальчика так зовут Зон, а имя девочки вы сможете сами отгадать если соедините звуки — а, з, а (Аза). Давайте выложим из букв имена наших звездных друзей. А в тетрадях напишем предложения:

У Азы зонт. У Зона бизон.

12. Итог занятия.

Логопед. Наше путешествие подходит к концу. Ребята мы с вами привезли с собой что-то вкусное (Зефир, изюм). Угостим наших звездных детей и сами попробуем.

А сейчас садитесь в наш звездолет, и мы отправляемся домой на Землю.

Жгутова Ирина Владимировна,
учитель- логопед.
Муниципальное бюджетное
дошкольное образовательное учреждение
детский сад №1 компенсирующего вида
г. Курганинска

ГБОУ СОШ пос. Просвет структурное подразделение «Детский сад «Росинка»

Конспект

непосредственно образовательной деятельности

по развитию фонетико-фонематической стороны речи

«Формирование представлений о звуках «З»-«ЗЬ».

(старшая группа компенсирующей направленности).

Подготовила и провела

учитель-логопед

высшей квалификационной категории

Сироткина Снежана Валерьевна

пгт. Рощинский

Пояснительная записка

Образовательная область «Познание»


  1. Обобщение знаний о звуках и буквах русского языка.

  2. Закрепление знаний о звукобуквенных связях.

  3. Расширение предметного словаря, словаря признаков.

  4. Развитие фонематического слуха, внимания.

  5. Закрепление навыка грамматически правильного оформления речевого высказывания.

  6. Развитие связной монологической речи.
Образовательная область «Коммуникация».

Цели: овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:


  1. Развитие умения свободного общения с взрослыми и сверстниками.

  2. Развитие умения вести диалог с логопедом и сверстниками в различных формах и видах деятельности.

  3. Развитие всех компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи.
Образовательная область «Физическая культура».

Цели: формирование у детей интереса и ценностного отношения к занятиям по физическому развитию:


  1. Закрепление умения выполнять упражнения ритмично, в указанном темпе.

  2. Закрепление умений выполнения пальчиковой гимнастики, гимнастики для глаз, физкультминутки.

  3. Развитие длительного, плавного выдоха, закрепление произношения гласных звуков.
Оборудование и материалы , используемые на занятии: индивидуальные схемы для звукобуквенного и слогового анализа. Индивидуальные картинки с животными, зеркала, пособие «Су-Джок»; интерактивная доска, проектор, пособие «Звуковые замки», игра «Зоопарк».

Формы организации НОД : грамматические игры на интерактивной доске; индивидуальная работа с раздаточным материалом; работа в условиях проблемной ситуации; обобщающая беседа.

Применение инновационных технологий – использование ИКТ, позволило заинтересовать и привлечь внимание детей. На протяжении всего занятия у детей поддерживались мотивация и интерес. Поэтапно происходила смена видов деятельности. Дети сами являлись участниками игровых моментов и активными помощниками во время занятия. Это позволяло сохранить у детей положительный эмоциональный настрой. Занятие состояло из этапов, к каждому из которых давались четкие инструкции.

ХОД ЗАНЯТИЯ:


  1. Орг. Момент.
Под музыкальное сопровождение дети входят в зал, встают в круг, приветствуют гостей.

Проводится психогимнастика: релаксация, настрой на занятие.

« Говорим всегда красиво, четко и неторопливо.

Повторяем обязательно, что учили на занятии».


  1. Формирование представлений о звуках и буквах.

- Ребята, все дети любят играть. А вы? Сегодня мы будем играть в очень интересные игры. А сказки вы любите? А кто помнит сказку о волшебной стране звуков, в которой много разных волшебных звуковых замков?
Дети подходят к доске с вывешенными замками и рассказывают о них.
- Это красный замок. В нем живут гласные звуки. Они умеют петь и обозначаются красным цветом.

- Это синий замок. В нем живут твердые согласные звуки, обозначаются синим цветом.

-Это зеленый замок. В нем живут мягкие согласные звуки, обозначаются зеленым цветом.

- Правильно, молодцы. А можем мы увидеть звуки?

-Нет. Звуки мы слышим и произносим.


  1. Развитие силы голоса и плавности длительного выдоха.
- А давайте вспомним, как мы умеем пропевать гласные звуки.

Дети вместе с логопедом пропевают гласные звуки (угадывая звук по артикуляции логопеда), меняя силу голоса и длительность выдоха и сопровождая пение движениями.

АААААА… (руки медленно поднимаются над головой)

А! (руки в замок, приседают)

4. Самомассаж биологически активных точек. Пальчиковая гимнастика.

Дети, сидя на ковре в кругу, выполняют упражнения самомассажа и гимнастики с Су-Джоком.

«Руки растираем и разогреваем.

И теплом своим лицо мы умываем.

Грабельки сгребают все плохие мысли.

Ушки растираем вверх и вниз мы быстро.

Их вперед сгибаем, тянем вниз за мочки.

А теперь погладим пальчиками щечки.

Щечки растираем, чтобы надувались.

Губки растираем, чтобы улыбались.

Тянем подбородок вниз и его сгибаем.

А потом по шейке ручками стекаем».

«Есть у меня один дружок, а зовут его Су-Джок.

Я сожму его скорей, станут пальчики сильней.

Станут пальчики сильней, а головушка умней!»
5. Развитие моторики артикуляционного аппарата. Проведение артикуляционной гимнастики с зеркалами. Логопед читает текст и показывает движения. Сидя за круглым столом, дети выполняют движения по тексту:

Толстые внуки приехали в гости,

с ними худые – лишь кожа да кости.

Бабушка с дедушкой всем улыбнулись

и целовать они всех потянулись.

Утром проснулись в улыбочку губы,

чистили мы свои верхние зубы,

вправо и влево, внутри и снаружи,

с нижними зубками тоже мы дружим.

Губы сожмем мы и рот прополощем.

И самоваром пыхтим, что есть мочи.

Блюдца поставим, блины нам положат.

Дуем на блинчик, не в щеки, не мимо.

Блинчик жуем, завернем и прикусим.

Чашки поставим, чтоб чаю налили.

На нос подуем, мы чай остудили.

Дедушка сделал для внуков качели,

все мы на них покачаться успели.

После качелей мы в прятки играли:

прятались на чердаке и в подвале.

Дедушка скачет на лошади ловко.

Звонкие вязнут на глине подковки.

Вот замедляет лошадка шажочки

И на опушке мы видим грибочки.
6. Знакомство со звуками «З-Зь».

Работа у интерактивной доски. Дети рассматривают картинку леса.

Затем логопед ставит детей в условия проблемной ситуации – узнать, какие новые звуки будут изучаться на занятии.

Дети с закрытыми глазами, стоя полукругом спиной к интерактивной доске слушают звук большого комара в лесу и маленького комарика. Угадывают, что новыми звуками на занятии будут звуки «З» и «Зь». Дают характеристику этим звукам.

Звук «З» - твердый согласный, звонкий.

Звук «Зь» - мягкий согласный, звонкий.

7. Определение наличия звука в слове .

С опорой на картинки на экране доски. Игра «Четвертый-лишний».

- Ребята, внимательно посмотрите на картинки и определите, в названии какой из них нет звуков «З» и «Зь».

1. Зонт, самолет, коза, арбузы.

2. Корзина, зебра, апельсин, земляника.

3. Зима, жираф, забор, зубы.

Дети определяют и сами проверяют правильность выполненного задания.

8. Дифференциация звуков по твердости-мягкости в словах.

Игра «Зоопарк».

На мольберте пустые клетки животных.

-Ребята, посмотрите, что это?

-Зоопарк.

-Мне кажется, что в нем очень неинтересно и грустно. Как вы думаете, почему?

-Клетки животных пустые.

-А хотите, чтоб в этом зоопарке стало весело и интересно и детям и взрослым?

- Посмотрите, какой у меня есть замечательный чудесный мешочек. В нем разные картинки с животными.

Дети выбирают себе картинки.

- Обратите внимание, все клетки разные по цвету – есть зеленые, есть синие. Как вы считаете, почему?

Ответы детей.

Определив твердость-мягкость звука в названии животных, дети заселяют их в соответствующие клетки.

9. Физкультинутка. «Зеленая песенка».

«В зеленом, в зеленом, зеленом лесу.

Зеленый листок, как флажок я несу.

Зеленая шишка под елкой молчит.

Зеленая песенка где-то звучит.

Зеленый кузнечик в зеленой траве

Играет зеленую песенку мне!»

10. Определение места звука в слове.

Дети садятся за столы. С опорой на наглядность вместе с логопедом они определяют место звука в словах: зубр, газета, замок, зима.

-Вам надо определить, где находится звук в слове – в начале, середине или в конце, и выложить соответствующую схему. Не забудьте уточнить, какой это звук по твердости-мягкости.
11.Определение количества слогов в словах.

- Ребята, положите перед собой слоговые домики. Кто помнит названия животных, которых мы с вами расселяли в клетки зоопарка?

Дети вспоминают названия, делят слова на слоги методом прохлопывания и поднимают соответствующий домик.

12. Знакомство с буквой.

Логопед показывает букву «З» детям и просит подумать, на что похожа эта буква.

Ответы детей.

Рассматривание различных стилизованных изображений буквы на экране доски.

Прописывание буквы пальчиком каждым ребенком на интерактивной доске (под музыкальное сопровождение).

13. Итог занятия.

Ребята, вам понравились игры, в которые мы сегодня играли? А какая игра больше всего понравилась? С какими звуками вы познакомились?

Вы все молодцы, были сегодня старательными и внимательными.

Литература:
1. Филичева Т. Б., Соболева А. Р. Развитие речи дошкольника. – Екатеринбург: Издательство «Арго», 1996 г.

2. Гомзяк О.С. Говорим правильно в 5-6 лет.2009 г.

3. Крупенчук О.И., Воробьева Т.А. "Исправляем произношение". 2010

4. Акименко В. М. Новые логопедические технологии: учебно-методическое пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2009.

5. Аммосова Н. С. Самомассаж рук при подготовке детей с речевыми нарушениями к школе: Логопед, № 6, 2004.

6. Ивчатова Л. А. Су-джок терапия в коррекционно-педагогической работе с детьми // Логопед - 2010. №1. 7. Крупенчук О. И. Уроки логопеда: Пальчиковые игры / Крупенчук О. И. - Литера, 2008

8. Светлова И. Развиваем мелкую моторику. – М., 2002.

9. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. – СПб. Издательство «Лань», 2002.

Ирина Артамонова

Индивидуальное логопедическое занятие по автоматизации звуков

Тема : Звук [З]

Цель : автоматизации звука [З] в слогах , словах и предложениях.

Образовательные задачи :формирование понятия о механизме образования звука [З] и его акустических особенностях; закрепление правильного произношения звука [З] в речевом материале (слоги, слова, предложения) .

Коррекционные задачи :развитие и совершенствование артикуляционной моторики;развитие фонематического слуха и восприятия; развитие лексико- грамматического строя речи; развитие психических процессов - внимания, памяти, мышления.

Воспитательные задачи : развитие умения слушать педагога, повышение самооценки ребёнка, улучшение его эмоционального благополучия.

Оборудование : зеркало, артикуляционная гимнастика в картинках, картинка - символ звука [З] , схема артикуляционного уклада звука [З] , схема-характеристика звука [З] , игрушка Зайка, счётные палочки, одинаковые картинки на значках, звёздах и кубиках (арбузы, коза, роза, ваза, зонт, заяц, грузовик, кукуруза, берёза, звезда, мнемодорожки для составления предложений.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Логопед : Я хочу начать наше занятие с пожелания .

Говори всегда красиво

Смело и неторопливо,

Ясно, чётко говори,

И, конечно, не спеши!

2. Введение в тему.

Логопед :

Зазвенел комарик звонкий.

Звон пронзительный и тонкий.

Звук запомню , не забуду.

Как комар, звенеть я буду.

З-З-З-З-З-З-З-З-З-З.

Логопед : Какой звук ты слышишь , когда звенит Комар? (звук [З] ) .

3. Развитие фонематического восприятия. Игра «Поймай комарика» .

Ребёнок хлопает в ладоши, когда услышит звук [З] .

Звуки : М, З, Р, Л, З, Б, Д, З, Н, П, З.

Слоги : МО, ЗУ, РЫ, ЛА, ЗА, БУ, ДА, ЗО.

Слова : ЛУК, КОЗА, РАК, КОТ, РОЗА, ОКНО, РАМА, ЗОНТ.

4. Артикуляционная гимнастика.

Логопед : Хочешь научиться звенеть так же звонко, как Комарик? (Да) . Тогда надо сделать гимнастику для язычка.

Упражнения «Забор» , «Окошко» , «Лопатка» , «Киска лакает молоко» , «Почистим зубы» , «Качели» , «Киска сердится» , «Загоним мяч в ворота» .

5. Произношение изолированного звука [З] . Упражнение «Комарик звенит» .

Ребёнок проводит пальчиком по спирали, в центре которой изображён комарик, и длительно произносит звук [З] .

6. Уточнение произношения звука [З] с использованием схемы артикуляционного уклада звука .

7. Автоматизация звука [З] в слогах .

Логопед : К нам в гости прибежал Зайка. Ему очень грустно. Лиса выгнала его из избушки. Давай поможем Зайке и построим ему новый дом. Сначала нужно построить забор.

Ребёнок выкладывает разноцветные счётные палочки по образцу и произносит слоги : за-зы-зо-зу, за-зы-зо-зу, за-зы-зо-зу, за-зы-зо-зу.

8. Автоматизация звука [З] в словах .

1). Логопед : Надо построить Зайке прочный дом из кубиков. Выбирай кубики с картинками, в названии которых слышится звук [З] .

Ребёнок строит из кубиков домик и называет картинки со звуком [З] .

2). Логопед : Зайка хочет показать нам коллекцию значков, которые он собирает. На значках картинки. Назови их.

Ребёнок достаёт из коробки значки и называет картинки.

Логопед : Давай посчитаем значки.

Ребёнок : Один значок, два значка, три значка, четыре значка, пять значков и т. д.

Логопед : А теперь назови домашнее животное, дерево, цветок, транспорт, посуду.

3). Логопед : Поможем Зайке украсить его новый дом. Подарим эти звёздочки с картинками. Будем говорить так : Эта звезда с арбузами, эта звезда с зонтом и т. д.

Ребёнок выкладывает на столе звёздочки с картинками и называет их.

9. Автоматизация звука [З] в предложениях с использованием мнемодорожек.

Логопед : А теперь расскажи про Зайку и его дом. Эти дорожки с картинками тебе помогут.

Ребёнок : У Зайки новый дом. Вокруг дома забор. За забором берёза. Около забора огород. На огороде арбузы и кукуруза. Зайка любит арбузы.

10. Итог занятия .

Наглядный материал к занятию .

Виктория Спиридонова
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте подготовительная группа «Звуки [З], [Зь]. Буква З»

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте подготовительная группа тема «Звуки З, Зь. Буква З».

Разработала и составила:

Спиридонова В. Л. учитель-логопед

МБДОУ «Детский сад г. Каменногорска»

Цель:

закрепление звуков З, Зь. Знакомство с буквой З.

Задачи:

коррекционно-образовательные:

Учить давать характеристику 3, Зь в сравнительном аспекте;

Формировать навыки ориентировки в пространстве;

коррекционно-воспитательные:

Учить детей дифференцировать звуки в слогах и словах;

Уточнять и расширять словарь;

Учить синхронизировать речь с движениями;

коррекиионно-воспитательная:

Воспитывать у детей самоконтроль за речью через оральный, тактильно-вибрационный и акустический контроль.

Оборудование: проектор, экран, тетради в клетку, карандаши, прописи.

Ход занятия

1. Организационный момент

2-й слайд. Педагог: морские обитатели предлагают нам поиграть в прятки. Вы согласны? Тогда назовите морских обитателей, запомните их, а теперь закройте глаза. (одна картинка исчезает с экрана) Откройте. Отгадайте, кто пропал? (играем 4 раза). Ой, посмотрите, все морские животные пропали. А вы запомнили кто за кем стоял? Тогда называйте их по порядку.

Дети: называют морских обитателей в том порядке, в котором они были на экране.

2. Объявление темы.

3-й слайд. Педагог: Если вы отгадаете загадку, то узнаете кто сегодня придёт к нам в гости.

Что всё это значит?

Дочка, а не плачет;

Спать уложишь -

Будет спать

День, и два, и даже пять.

К нам в гости пришли куклы. Их зовут Зоя и Зина. Вы догадались с какие звуки мы будем сегодня вспоминать? (Звуки З, Зь)

Предлагаю нашим куклам подарить бантики. Только вот кому какой я не знаю. Помогите мне дать характеристику первым звукам в именах кукол.

3. Акустико-артикуляционный образ звуков.

Произнесение звуков 3, Зь хором и индивидуально.

Сравнительная характеристика артикуляции звуков.

Звук 3 - губы в улыбке; кончик языка упирается в нижние зубы; боковые края языка плотно прижимаются к верхним коренным зубам; воздушная струя - холодная, идёт по середине языка.

Звук 3 – согласный, твёрдый, звонкий. Значит Зое дарим синий и жёлтый бант.

Звук Зь - губы в улыбке; спинка языка выгнута.

Звук Зь - согласный, мягкий, звонкий. Значит Зине дарим зелёный и жёлтый бантик.

4. Развитие фонематического слуха.

4-й слайд. Игра «Помоги куклам найти друзей».

Педагог: А вы знаете, что когда мы ложимся спать все игрушки оживают? Давайте представим, что наступила ночь, мы уснули, а в нашей группе игрушки ожили. Интересно, а с кем будут играть наши гости?

Дети называют игрушку, определяют местоположение звуков 3, Зь в слове и говорят кто с ней будет играть Зоя или Зина.

5-й слайд.

Педагог: Вспомните, какие игрушки ожили в комнате и играли с нашими куклами. Посмотрите, нет ли среди них лишних?

Дети называют лишние картинки и говорят каких не хватает.

6-й слайд. Физминутка «Куклы»

Поднимает кукла руки,

Вверх-вниз, вверх-вниз! (поднимать и опускать руки вверх)

А потом она танцует,

Покружись, покружись! (повороты вокруг себя)

После танца всем ребятам

Поклонись, поклонись! (наклоны вперед)

7-й слайд. 5. Связь звуков и букв.

Педагог: Дети, посмотрите и запомните какой буквой обозначаются звуки З и Зь.

Эта буква на В похожа.

Голова, животик тоже.

Только слева без черты

Букву З рисуешь ты.

Педагог: На что ещё похожа эта буква

Дети называют предметы, на которые похожа эта буква.

Дети печатают букву в прописях.

8-й слайд. 6. Чтение слогов.

Педагог: Предлагаю показать нашим куклам как мы умеем читать слоги.

Дети читают слоги.

7. Дифференциация звуков в слогах, словах, предложениях и текстах.

9-й слайд. Игра «Скажи наоборот».

Педагог: Наши куклы решили прогуляться. Вот они идут по тропинки и разговаривают.

Зина – Зи-зи-зи, а Зоя в ответ - зы-зы-зы. Зина зе-зе-зе, а Зоя в ответ - зэ-зэ-зэ. Зина зя-зя-зя, а Зоя в ответ - за-за-за. Зина зю-зю-зю, а Зоя в ответ - зу-зу-зу. (За Зину говорит педагог, а за Зину дети. Потом можно поменяться роями).

Педагог: Наши куклы пока гуляли свои вещи растеряли. Скажите, кто потерял корзинку, а кто зонтик.

Дети называют предмет, который потеряла Зина и объясняют почему они так думают. Затем называют предмет, который потеряла Зоя и объясняют почему они так думают.

10-й слайд. Педагог: Прежде чем приступить к выполнению заданий в тетрадях, предлагаю вам размять пальчики.

Пальчиковая игра «Игрушки».

Есть у нас игрушки: (Хлопки).

Пластмассовые погремушки, (Встряхивают кулачки).

Мишка мягкий меховой, (Сжимают и разжимают пальцы).

Мяч резиновый цветной, (Делают шар из пальцев).

Кубик деревянный, (Делают квадрат из пальцев)

Солдатик оловянный, (Ладошки «смотрят» друг на друга).

Шарик легкий надувной, (Руки сложить в круг перед собой).

Я люблю играть с тобой. (Хлопают в ладоши).

11-й слайд. Педагог: Наша кукла Зина просит написать её имя. Справимся с этой просьбой?

Дети выполняют звуко-буквенный разбор слова Зина на листочке в клетку. Делят это слово на слоги и ставят в нём ударение.

12-й слайд. Педагог: А Зоя попросила нас помочь ей написать название её любимой игрушки – коза. Поможем Зои?

Дети выполняют звуко-буквенный разбор слова коза на листочке в клетку. Делят это слово на слоги и ставят в нём ударение.

Деление на слова.

Итог занятия и оценка деятельности детей.

Педагог: Дайте характеристику звукам 3, Зь. Чем они отличаются друг от друга?

Публикации по теме:

Конспект занятия по обучению грамоте «Буква М. Звуки [м] - [м’]» МДОУ детский сад комбинированного вида №24 «Сказка» г. Тамбов Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе Тема:.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звуки [з]-[з’], [с]-[с’]. Буквы з-с. Чтение» (подготовительная к школе группа) Тема «Звуки З-ЗЬ, С-СЬ. Буквы З-С. Чтение слогов, слов». Задачи: 1. Способствовать развитию звуко-буквенного анализа. 2. Способствовать развитию.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [c], . Буква С» «Звуки [с], [с’]. Буква «С» Программное содержание: Познакомить с новыми звуками [с], [с’] и буквой «С». Продолжать учить детей звуковому.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе «Звуки [В], [В’]. Буква В» Цели: 1. Уточнить артикуляцию звуков В, В’. 2. Дать характеристику звуков В, В’. 3. Учить дифференцировать звуки В, В’ на слух и находить.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звуки [л], [л’]. Буква Л. Предлоги» Цели занятия: познакомить детей с буквой Л; формировать навыки сознательного чтения; способство- вать развитию связной речи; учить правиль.

Е.В. Данилевская, учитель-логопед

г.Барнаул

Звуки [З], [Зь]. Буква З.

Непосредственная образовательная деятельность в подготовительной группе

Задачи:

Образовательные:

  • закрепление знаний о звуках З-Зь, знакомство с буквой З;
  • закрепить знания детей о твердости – мягкости звуков;
  • совершенствовать навык выделения звуков З-Зь из состава слова;
  • учить составлять предложения, используя две картинки;
  • совершенствовать навык чтения закрытых и открытых слогов;

развивающие:

  • развивать фонематическое восприятие;
  • развивать навык чтения закрытых и открытых слогов;
  • развивать мышление, тонкую моторику, умение согласовывать речь с движением;
  • упражнять детей в согласовании числительных с существительными;

воспитательные:

  • воспитывать навыки сотрудничества, самостоятельность, инициативность, ответственность.

Образовательная область:

Коммуникация.

Материал:

панно со съемными схемами, звуковые сигналы синего и зеленого цвета, цветные карандаши синего и зеленого цвета, картинки со схемами слов, гласные буквы и буква З; картинки для составления предложений по теме «Домашние животные».

Предварительная работа:

развитие звукового анализа и синтеза, упражнение в выделении места звука в слове, развитие лексико-грамматических категорий.

Ход образовательной деятельности

I.Организационный этап

У каждого ребенка на столе лежат карточки с изображением от 1 до 5 домашних животных.

Логопед. Ребята, назовите изображенных перед вами животных и скажите, со сколькими животными у каждого из вас карточки. (У меня карточка с тремя козами. У меня карточка с двумя свиньями и т.д.) Как одним словом назвать этих животных? (Домашние животные.)

II.Основная часть

1.Объявление темы.

Логопед. Звукоед украл звуки из названий домашних животных «ко..а», «ко..ёл» (выставляются картинки) . Какие звуки украл Звукоед? (Звуки З, Зь).

Сегодня мы постараемся вернуть звуки З и Зь, продолжим с ними знакомство и познакомимся с буквой З.

2.Акустико-артикуляционный образ звуков.

Логопед. Звукоед оставил нам письмо, в котором предлагает вам выполнить задания для возвращения украденных звуков.

В первом задании говорится, что вам необходимо определить, как произносятся звуки З и Зь и дать им характеристику.

Произнесение звуков З, Зь. Наблюдение за артикуляцией с подключением орального, акустического и тактильно-вибрационного контроля. Характеристика артикуляции звуков З, Зь:

– губы в улыбке;

– зубы сближены и создают преграду для воздушной струи;

– кончик языка упирается в нижние зубы;

– посередине языка идет сильная, холодная воздушная струя;

Дети дают характеристику звукам З, Зь:

З – согласный, твердый, звонкий; обозначаем синим цветом;

Зь – согласный, мягкий, звонкий; обозначаем зеленым цветом.

Логопед. Как вы определили, что звуки З, Зь – согласные? (Когда мы их произносим, воздушная струя встречает преграду – зубы и язычок).

Как вы определили, что звуки З, Зь – звонкие? (Во время произнесения звуков З, Зь прикладываем руку к горлышку – оно дрожит.)

Что общего? (Звуки З и Зь – согласные и звонкие.)

Чем отличаются эти звуки? (Звук З – твердый, звук Зь – мягкий.)

3.Дифференциация звуков по твердости-мягкости в слогах.

Логопед. Чтобы вернуть звуки З, Зь в слова, нам нужно уметь эти звуки слышать и различать. Возьмите в правую руку синий звуковой сигнал, а в левую – зеленый. Я буду произносить слоги со звуками З, Зь. Если в слоге услышите звук З, сигнал какого цвета поднимите? (Сигнал синего цвета, потому что звук З – согласный, твердый.) Если услышите звук Зь? (Сигнал зеленого цвета, потому что звук Зь – согласный, мягкий.)

Слоги: АЗ, УЗ, АЗЬ, МА, ЗИ, МЫ, ВА, ТО, УЗЬ, ЗЫ, ЗЯ, АВЬ, ТУ, ЗЮ, ЗО, ЗА, ЗЕ.

(дети показывают соответствующие звуковые сигналы)

4.Формирование звукового анализа (выделение звуков З, Зь из состава слова).

Логопед. Для вас есть еще одно задание от Звукоеда. На ваших столах лежат картинки, под которыми изображены схемы слов. Нужно определить место звука в слове. (Если заданный звук слышится самым первым, то нужно закрасить первый квадратик; если звук слышится последним, то закрасим последний квадратик; если звук слышим в середине слова, то закрасим средний квадрат.)

(Дети выполняют задание. Осуществляется взаимопроверка.)

5.Развитие умения согласовывать речь с движением. Физкультминутка.

Логопед предлагает детям отдохнуть после выполнения нескольких заданий.

Дети повторяют слова, выполняют движения в соответствии с текстом.

За-за-за – в саду бегает коза. Показывают рожки, бегут на месте.

Зу-зу-зу – в саду видели козу. Смотрят в даль по сторонам.

Зы-зы-зы – у козы усы. Изображают усы с помощью рук.

6.Составление предложений с помощью двух картинок.

Логопед. Пришло время разгадать последнюю загадку Звукоеда. Мы с вами подружим картинки и составим предложения. Вот предложение, которое составила я по моим картинкам (выставляются картинки с изображением луга и коз): На лугу пасутся козы.

(Дети составляют предложения и озвучивают их.)

Логопед. Мы разгадали все загадки Звукоеда. Теперь он вернет нам звуки З и Зь, которые украл!

7.Знакомство с буквой З.

Логопед выставляет на доску букву З, объясняет детям, что звуки З, Зь обозначаются буквой З, читает стихотворение о букве З:

На эту букву посмотри –

Она совсем, как цифра три!

(Дети внимательно смотрят на доску, обводят пальчиком в воздухе букву З.)

8.Развитие навыков чтения.

Логопед. С помощью букв что мы можем делать? (Мы можем читать, писать.) Теперь, когда мы познакомились с буквой З, мы можем прочитать слоги с этой новой буквой. (Дети по цепочке читают слоги: АЗ, УЗ, ЗА, ЗЫ, ОЗ, ЗУ.)

А теперь давайте вставим букву З в слова «ко..а», «ко..ёл» и прочитаем их.

III. Итоговая часть

1.Повторение пройденных букв.

Логопед предлагает каждому ребенку по очереди подойти к доске, взять одну из уже знакомых букв, назвать и подарить соседу.

2.Ответы на обобщающие вопросы по теме.

С какими звуками продолжили знакомство? Дать характеристику звукам.

С какой буквой познакомились?

Что запомнилось больше всего?

А какое задание было самым трудным?