Места буквы а и. Буква а в русском языке

Б уква «Ё, ё» является 7-ой буквой русского и белорусского алфавитов и 9-ой - русинского. Употребляется также в ряде неславянских алфавитов, основанных на гражданской кириллице (напр., монгольском, киргизском, удмуртском и чувашском).

Если это возможно, означает мягкость согласных, находясь после них, и звук [o]; во всех иных случаях - звучит как .
В исконно русских словах (помимо слов, имеющих приставки трёх- и четырёх-) находится всегда под ударением. Случаи безударного употребления редки, в основном, это заимствованные слова - напр., кёнигсбе́ргские сёрфинги́сты, сложные слова - лёссови́дный или слова с приставками трёх- и четырёх- - напр., четырёхча́стный. Здесь буква фонетически эквивалентна безударным «е», «и», «я» либо обладает побочным ударением, но может также отражать характерные особенности написания в языке-первоисточнике.

В русском языке (т. е., в русской письменности) буква «ё» стоит, прежде всего, там, где звучание [(j)o] произошло от [(j)e], этим и объясняется происходящая от «е» форма буквы (заимствована из западных письменностей). В русской письменности, в отличие от белорусской, согласно правилам употребления буквы, простановка точек вверху над «ё» является факультативной.

В прочих славянских кириллицах буквы «ё» нет. Для обозначения на письме соответствующих звуков в украинском и болгарском языках после согласных пишут «ьо» и в прочих - случаях «йо». Сербская письменность (и базирующаяся на её основе македонская) вообще не имеют особых букв для йотированных гласных и/или смягчающих предшествующую согласную, поскольку для различения слогов с твёрдой и мягкой согласной в них используются разные согласные, а не разные гласные буквы, а йот пишется всегда отдельной буквой.

В церковно- и старославянской азбуках нет буквы, эквивалентной «ё», так как отсутствуют такие сочетания звуков; русское «ёканье» - распространённая ошибка во время чтения церковнославянских текстов.

Надстрочный элемент и его название

Общепринятого официального термина для имеющегося в букве «ё» выносного элемента нет. В традиционном языкознании и педагогике использовалось слово «двоеточие», но чаще всего в сто последних лет употребляли менее формальное выражение - «две точки», либо вообще старались избегать отдельно упоминать этот элемент.

Применять иноязычные термины (диалитика, диерезис, трема или умляут) в данной ситуации считают некорректным, поскольку они относятся к диакритическим знакам и обозначают, прежде всего, конкретную фонетическую функцию.

Исторические аспекты

Введение Ё в употребление

Долгое время звуковое сочетание (а после согласных мягких - [o]), появившееся в русском произношении, никак не выражалось на письме. С середины XVIII в. для них ввели обозначение посредством букв IO, находящихся под общей крышечкой. Но, такое обозначение было громоздким и его применяли редко. Употребляли варианты: знаки о, iô, ьо, ио, ió.

В 1783 г. вместо имеющихся вариантов предложили литеру «ё», заимствовав из французского, где у неё другое значение. Однако, впервые в печати она была использована только через 12 лет (в 1795 г.). Предполагалось также влияние шведской азбуки.

В 1783 г. 29 ноября (по ст. стилю - 18 ноября) дома у руководителя Петербургской академии наук, княгини Дашковой Е. Р. - прошло одно из 1-х заседаний недавно образовавшейся Российской академии, где присутствовали Фонвизин Д. И. , Княжнин Я. Б. , Державин Г. Р. , Лепёхин И. И. , митрополит Гавриил и др. Обсуждали проект полного варианта толкового словаря (славяно-российского), впоследствии - знаменитого 6-томника «Словаря Академии Российской».

Уж было академики собрались разойтись по домам, как Е.Р. Дашкова спросила, может кто-либо из них написать слово «ёлка». Ученые мужи подумали, что княгиня пошутила, но та написала слово «іолка», произнесённое ею, и задала вопрос: «Правомерно ли изображать один звук двумя буквами?» Заметила ещё: «выговоры сии уже введены обычаем, которому, когда он не противоречит здравому рассудку, всячески последовать надлежит». Екатерина Дашкова «новорожденную» букву «ё» предложила употреблять «для выражения слов и выговоров, с сего согласия начинающихся, как матіорый, іолка, іож, іол».

Она в своих доводах оказалась убедительной, и оценить рациональность введения новой литеры предложили Гавриилу, митрополиту Новгородскому и Санкт-Петербургскому, являющемуся членом Академии наук. Так, в 1784 году 18 ноября и состоялось официальное признание буквы «ё».

Новаторская идея княгини была поддержана рядом передовых деятелей культуры того периода, в т.ч. и Державиным, который начал первым применять «ё» для личной переписки. А 1-м печатным изданием, где замечено появление буквы «ё», в 1795 г. стала книга «И мои безделки» И. Дмитриева, выпущенная Московской университетской типографией Х. А. Клаудия и Х. Ридигера (в этой типографии с 1788 года печатали газету «Московские ведомости», а располагалась она на месте теперешнего здания Центрального телеграфа).

Первое слово, отпечатанное с буквой «ё», стало - «всё», потом - «василёчикъ», «пенёкъ», «огонёкъ», «безсмёртна». Впервые фамилия с данной буквой («Потёмкинъ») была напечатана у Державина Г. Р. в 1798 году.

Известность получила буква «ё» благодаря Карамзину Н. М., поэтому он до последнего времени считался автором её, пока не получила широкую огласку история, изложенная выше. В 1796 г., в 1-ой книжке альманаха стихотворений «Аониды», издаваемого Карамзиным, который выходил из всё той же типографии университета, с буквой «ё» печатались слова: «зарёю», «мотылёкъ», «орёлъ», «слёзы», и 1-й глагол - «потёкъ».

Только не понятно, это была личная идея Карамзина или инициатива какого-то сотрудника издательства. Нужно заметить, что Карамзин в научных работах (к примеру, в известной «Истории государства Российского» (1816 - 1829 гг)) не использовал букву «ё».

Проблемы распространения

Хотя литеру «ё» предложили ввести в 1783 г., а употребили в печати в 1795 г., долгое время её не считали отдельной буквой и в азбуку она официально не была введена. Это очень характерно для вновь вводимых литер: таким же был статус и символа «й», он (по сравнению с «ё») стал обязателен к применению ещё в 1735 г. В своём «Русском правописании» академик Я. К. Грот отметил, что эти буквы обе «должны бы также занимать место в азбуке», но это ещё длительное время оставалось только благим пожеланием.

В XVIII-XIX вв. помехой распространению буквы «ё» было и тогдашнее отношение к подобному «ёкающему» произношению, как к мещанской речи, говору «подлой черни», в то время как «е́кающий» «церковный» выговор считали более благородным, интеллигентным и культурным (с «ёканьем» боролись, например, В. К. Тредиаковский и А. П. Сумароков).

23.12.1917г. (5.01.1918) был опубликован (без даты) декрет, подписанный советским Наркомом просвещения А. В. Луначарским, который вводил в качестве обязательной реформированную орфографию, в нём, среди прочего, сказано: «Признать желательным, но необязательным употребление буквы „ё“».

Таким образом, буквы «ё» и «й» формально вошли в алфавит (получив при этом порядковые номера) лишь в советские времена (если не принимать во внимание «Новую азбуку» (1875) Льва Толстого, где была буква «ё» между «э» и ятем, на 31-ом месте).

24.12.1942 применение буквы «ё» по приказу наркома просвещения РСФСР было введено в обязательную школьную практику, и с этих пор (порой, правда, вспоминают 1943 и даже 1956 год, когда впервые опубликовали орфографические нормативные правила) её считают вошедшей официально в русский алфавит.

Следующие 10 лет научная и художественная литература выпускалась с почти сплошным употреблением буквы «ё», а потом издатели возвратились к старой практике: употреблять букву только при крайней необходимости.

Имеется легенда, что Иосиф Сталин оказал влияние на популяризацию буквы «ё». Она гласит, что в 1942 году 6 декабря И.В. Сталину принесли на подпись приказ, где фамилии ряда генералов напечатали не с буквой«ё», а с «е». Сталин разгневался, и на следующий день все статьи газеты «Правда» вышли, вдруг, с буквой «ё».

9.07.2007 г. министр культуры России А. С. Соколов, давая интервью радиостанции «Маяк», высказал мнение о необходимости в письменной речи применять букву «ё».

Основные правила применения буквы «ё» /Законодательные акты

24.12.1942 нарком просвещения РСФСР В. П. Потёмкин приказом № 1825 ввел букву «Ё,ё» в обязательную практику употребления. Незадолго до издания приказа произошел инцидент, когда Сталин обошёлся грубо с управделами Совнаркома Я.Чадаевым за то, что он 6 (или 5) декабря 1942 г. принёс на подпись ему постановление, где фамилии ряда генералов оказались напечатанными без буквы «ё».

Чадаев известил редактора «Правды» о том, что вождь желает видеть «ё» и в печати. Таким образом, уже в 7.12.1942 номер газеты, вдруг, вышел с этой буквой во всех статьях.

Федеральный закон № 53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации» от 01.06.2005 г. в части 3 ст. 1 гласит, что при использовании русского современного литературного языка как государственного, Правительство РФ определяет порядок утверждения правил и норм русской пунктуации и орфографии.

Постановлением Правительства РФ «О порядке утверждения норм современного русского литературного языка при его использовании в качестве государственного языка РФ, правил русской орфографии и пунктуации» от 23.11.2006 г. № 714 устанавливается, что на основе рекомендаций, даваемых Межведомственной комиссией по русскому языку, перечень справочников, грамматик и словарей, в которых содержатся нормы русского современного литературного языка, при его употреблении в РФ в качестве языка государственного, а также правила русской пунктуации и орфографии утверждается Министерством образования и науки РФ.

Письмо № АФ-159/03 от 03.05.2007 г. «О решениях Межведомственной комиссии по русскому языку» Министерства образования и науки РФ предписывает писать букву «ё» обязательно при вероятности неправильно прочесть слова, напр., в именах собственных, так как в этом случае игнорирование буквы «ё» нарушает требования ФЗ «О государственном языке Российской Федерации».

По действующим сейчас правилам русской пунктуации и орфографии, в текстах при обычной печати букву ё употребляют выборочно. Но, по желанию редактора или автора, любую книгу можно напечатать с применением последовательно буквы ё.

Звучание «Ё»

Букву «ё» употребляют:

Чтобы передать ударный гласный [o] и одновременно указать на мягкость предыдущего согласного: молодёжь, гребёнка, ползём, овёс, лёжа, днём, мёд, пёс, всё, брёл, Фёдор, тётя (после г, к, х это применяется только для заимствований: Хёглунд, Гёте, ликёр, Кёльн, исключение - единственное собственно русское слово ткёшь, ткём, ткёт, ткёте с производными, и образованное в русском языке от заимствованного слова паникёр);

Чтобы передать ударное [o] после шипящих: шёлк, жжём, щёлкать, чёрт (в данной позиции условия выбора между написанием через «о» или через «ё» задаёт достаточно сложная система списков слов-исключений и правил);

Чтобы передать сочетание [j] и ударного звука [o]:

В начале слов: ёмкость, ёж, ёлка;

После согласных (применяется разделительный знак): объём, вьёт, бельё.

После букв гласных: её, заём, боёк, остриё, плюём, куёт;

В исконно русских словах возможен только ударный звук «ё» (пусть ударение и побочное: лёссовидный, четырёхэтажный, трёхместный,); в случае же, если во время словообразования или словоизменения ударение переходит на иной слог, то «ё» будет заменяться на «е» (берёт - вы́берет, мёд - медо́вый - на меду́ , о чём - не́ о чем (но: ни о чём)).

Наряду с буквой «ё» в заимствованиях то же звуковое значение могут передавать после согласных - сочетания ьо и в прочих случаях - йо. Также в заимствованиях «ё» может быть безударной гласной.

Ё и Е

В § 10 действующих официально с 1956 г. «Правил русской орфографии и пунктуации» определяются случаи, когда применяется «ё» на письме:

«1. Когда необходимо предупредить неверное чтение и понимание слова, например: узнаём в отличие от узнаем; всё в отличие от все; вёдро в отличие от ведро; совершённый (причастие) в отличие от совершенный (прилагательное) и т. п.

2. Когда надо указать произношение малоизвестного слова, например: река Олёкма.

3. В специальных текстах: букварях, школьных учебниках русского языка, учебниках орфоэпии и т. п., а также в словарях для указания места ударения и правильного произношения
Примечание. В иноязычных словах в начале слов и после гласных вместо буквы ё пишется йо, например; йод, район, майор.».

Более подробно регламентирует эти вопросы § 5 новой редакции данных правил (опубликованной в 2006 г. и одобренной Орфографической комиссией РАН):

«Употребление буквы ё может быть последовательным и выборочным.
Последовательное употребление буквы ё обязательно в следующих разновидностях печатных текстов:

а) в текстах с последовательно поставленными знаками ударения;

б) в книгах, адресованных детям младшего возраста;

в) в учебных текстах для школьников младших классов и иностранцев, изучающих русский язык.

Примечание 1. Последовательное употребление ё принято для иллюстративной части настоящих правил.

Примечание 3. В словарях слова с буквой ё размещаются в общем алфавите с буквой е, напр.: еле, елейный, ёлка, еловый, елозить, ёлочка, ёлочный, ель; веселеть, веселить(ся), весёлость, весёлый, веселье.

В обычных печатных текстах буква ё употребляется выборочно. Рекомендуется употреблять её в следующих случаях.

1. Для предупреждения неправильного опознания слова, напр.: всё, нёбо, лётом, совершённый (в отличие соответственно от слов все, небо, летом, совершенный), в том числе для указания на место ударения в слове, напр.: вёдро, узнаём (в отличие от ведро́, узна́ем).

2. Для указания правильного произношения слова - либо редкого, недостаточно хорошо известного, либо имеющего распространённое неправильное произношение, напр.: гёзы, сёрфинг, флёр, твёрже, щёлочка, в том числе для указания правильного ударения, напр.: побасёнка, приведённый, унесённый, осуждённый, новорождённый, филёр.

3. В собственных именах - фамилиях, географических названиях, напр.: Конёнков, Неёлова, Катрин Денёв, Шрёдингер, Дежнёв, Кошелёв, Чебышёв, Вёшенская, Олёкма».

«Ё», «ьо» и «йо» в заимствованных словах и передаче иностранных имён собственных

Букву „ё“ часто используют для передачи звуков [ø] и [œ] (напр., обозначаемых при помощи буквы „ö“) в иноязычных именах и словах.

В словах-заимствованиях для записи сочетания таких фонем, как /jo/ обычно применяют буквосочетания „ьо“ или „йо“:

После согласных, одновременно их смягчая („бульон“, „батальон“, „миньон“, „гильотина“, „сеньор“, „шампиньон“, „павильон“, „фьорд”, „компаньон“ и др.) - в романских языках обычно на местах после палатализованных [n] и [l] пишется „ьо“.

В начале слов („йота“, „йод“, „йогурт“, „йога“, „Йорк“ и др.) либо после гласных („район“, „койот“, „мейоз“, „майор“ и др.) пишется „йо“;

Однако в последние десятилетия все шире употребляется в этих случаях «ё». Оно стало уже нормативным элементом в системах передачи названий и имён (транслитерационного толка) с ряда азиатских языков (напр., система Концевича для языка корейского и система Поливанова для языка японского): Ёсихито, Сёгун, Ким Ённам.

В европейских заимствованиях звук передается буквой «ё» очень редко; она чаще всего встречается в словах из языков Скандинавии (Ёрмунганд, ётун), но, как правило, существует наряду с привычной передачей через «йо» (напр., Йормунганд) и зачастую её считают ненормативной.

«Ё» в заимствованных словах часто бывает безударным и в данной позиции её произношение неотличимо от букв «я», «и» либо «е» (Э́рдёш, сёгуна́т и т. д.), т. о., теряется её первоначальная ясность и она превращается, порой, всего лишь в указание на определенное произношение в исходном языке.

Последствия необязательности использования буквы «ё»

Медленность вхождения буквы «ё» в практику письма (которое, кстати, так до конца и не состоялось) объясняется её неудобной формой для скорописи, которая противоречит основному её принципу - слитности (без отрывания пера от листа бумаги) начертания, а также техническими сложностями технологий издательства докомпьютерных времен.

Помимо этого, у людей с фамилиями, имеющими букву «ё», зачастую появляются трудности, иногда непреодолимые, во время оформления разных документов, так как некоторые работники безответственно относятся к написанию этой буквы. Особенно заострилась эта проблема после введения системы ЕГЭ, когда существует опасность различия в написании имени в паспорте и в Сертификате о результатах сдачи ЕГЭ.

Привычная необязательность использования привела к ошибочному прочтению ряда слов, которое постепенно становилось общепринятым. Этот процесс затронул всё: и огромное число имён личных, и многочисленные имёна нарицательные.

Стабильную неоднозначность вызывают написанные без буквы ё такие слова, как: желёзка, всё, лён, передохнём, минёт (пролетит, не задев, мимо), совершённый, посажённый, лётом, узнаём, нёбо, солитёр, признаётся и др. всё более широко применяется ошибочное произношение (без ё) и смещение ударений в словах свёкла, новорождённый и др.

«е» превращается в «ё»

Неоднозначность способствовала тому, что порой букву «ё» стали употреблять на письме (и, естественно, читать [`о]) в тех словах, где её быть не должно. Напр., вместо слова «гренадер» - «гренадёр», а вместо слова «афера» -«афёра», также вместо слова«опека» - «опёка» , а вместо слова «бытие» - «бытиё» и т.п. Иногда подобное неверное произношение и написание делается общеупотребимым.

Так, известный шахматист Александр Алёхин, чемпион мира, был, в действительности, Алехиным и сильно возмущался, если его фамилию произносили и писали неверно. Фамилия его относится к дворянскому роду Алехиных и не является производной от фамильярного вариативна «Алёха» от имени Алексей.

В тех позициях, где необходимо быть не ё, а е, рекомендуют проставлять ударение, чтобы предупреждать неправильное опознавание слов (все́, бере́т) либо ошибочное произношение (гренаде́р, афе́ра, Кре́з, дебе́лый, Оле́ша).

Из-за написания слов без ё в 20-30-е гг. XX в. возникло множество ошибок произношения тех слов, которые людьми усваивались из газет и книг, а не из разговорной речи: мушкетёр, молодёжь, шофёр (в этих словах говорилось «е» вместо «ё»).


Орфоэпия: возникновение новых вариантов

По причине необязательности использования буквы «ё» появились слова в русском языке, допускающие возможность написания и с буквой «е», и с «ё», и соответствующего произношения. Напр., блеклый и блёклый, маневр и манёвр, белесый и белёсый, желчь и жёлчь и пр.

Постоянно подобные варианты появляются в языке из-за действия противоречивых аналогий. К примеру, слово надсекший имеет варианты произношения с ё/е благодаря двойной мотивации: надсёк/надсечь. Применение или неприменение буквы «ё» здесь не играет роли. Но, развиваясь естественно, литературный язык, как правило, стремится изживать варианты: либо один из них станет нелитературным, неверным (голо[л`о]дица, из[д`э]вка), либо различные значения приобретут варианты произношения (ис[т`о]кший - ис[т`э]кший) .

Преимущественно произносится не «планёр», а «планер» (ударный 1-й слог), поскольку следующие тенденции имеются в русском языке: в названиях механизмов, машин, разных устройств предпочтительнее ударение на 1-ом слоге, а если точнее, то на предпоследнем, т. е., глиссер, триер, планер, танкер, и на последнем - при указании действующего лица: комбайнёр, шофёр, вахтёр.

Непоследовательность в употреблении буквы «ё» - быстрее искусственный, чем естественный фактор. И он способствует замедлению естественного развития языка, рождая и поддерживая не обусловленные внутриязыковыми причинами варианты произношения.

«А, а» является первой буквой кириллических алфавитов.

В старославянском алфавите называлась «аз», обозначая местоимение «я». Истоки восходят к древне-греческой букве «альфа» (α). А α, в свою очередь, произошла от финикийcкого «Алеф».

В заимствованных словах приставка «а» (если перед гласными, то - «ан») означает, что признак, выражаемый основными частями этих слов, отсутствует. Это аналогично русским «без» («бес») и «не». Например: «аморфность» — бесформенность, «асимметричность» — несимметричность.

Происхождение буквы

Берет начало от первой буквы греческого алфавита «альфа» (Α, α). Альфа же — от финикийского «алеф», обозначавшего согласный гортанный звук. По наиболее популярной версии начертание алефа возводится к рисунку бычьей головы.

В старо- и церковнославянской письменности буква называлась «азъ», что на современный русский язык переводится как местоимение «я». Кириллическое начертание — , начертание в глаголице — (зачастую его трактуют как символическую связь с христианским крестом).

Численное значение

Символами обеих древнеславянских азбук, как и символами греческого алфавита, обозначали числа. Так, буквой «азъ», сочетающейся с титлом, обозначалась цифра 1. Как являющаяся первой буквой алфавита, «азъ» служит также символом начала (напр., выражение «Альфа и Омега» — начало и конец), самого меньшего предела (напр., «не знать ни аза», т.е. - ничего не знать; или «умереть за единый аз», старообрядч. — хотя, тут подразумевается непосредственно и союз а, который был выброшен из Символа веры при Никоне).

По аналогии с греческими образцами, а в русской письменности заменяла корни греческого происхождения, обозначающие mono- `1` и proto-`первый`; напр., в подписях иконописцев — .а.хъ = монахъ; в послании Феодору Симоновскому от митрополита Киприана — .а.игуменъ = протоигуменъ.

Буква «А» современного русского алфавита до сих пор сохраняет значение как порядковое числительное ‘первый (по счёту)’: сектор А, девятый класс «а», пункт А.

Видоизменения начертаний

Изображение А в кириллической системе тождественно латинскому с тех пор, как в России был введен гражданский шрифт; хотя для «а» прописного такое начертание использовали в оформительских целях и раньше.

Так, например, часто греческое начертание заглавных букв использовали украинские издания, в особенности в заголовках (заглавная греческая «альфа» выглядит тождественно А). Латинская антиква повлияла на шрифт в заголовках украинских книг уже во 2-й половине XVII в.

Произношение буквы в литературном русском языке

В литературном русском языке в зависимости от места в слове произношение буквы «А» отличается:

Если слог ударный (рекá) — звук произносится как [а];

Если слог предударный (парóм) — как звук [ʌ]; так же в буквосочетаниях -оа-, -ао- и т. п.: коагул`янт, баобáб;

В других безударных вариантах (до ударения более чем за 1 слог и в послеударном слоге) — как звук [ə];

После шипящих в безударном слоге иногда — как звук [ɪ]: к сожалéнию, час`ы;.

Буква «А» в слогах без ударения произносится аналогично букве «О»: «горá» [гʌра́], «рослá» [рʌслá].

В связи с этим зачастую слова с безударной «а», нельзя на слух отличить от слов, где на том самом месте написана какая-то иная гласная.

Например, безударная «а» после твёрдых согласных (самá) означает гласный безударный звук ([ʌ] или [ъ]) — это в языке литературном тот же звук, который в прочих словах обозначает буква «о» (в словах освоенных или исконных) (сомá); из-за этого сомá и самá получаются неотличимыми на слух.

В 1-ом предударном слоге (напр., сад`ы) «а» произносится как [ʌ] безударное, а в слоге после ударения (нóса) или во 2-ом предударном слоге (садовóд) — как звук [ъ].

Безударная, после шипящих звуков, «а» обозначает звук [и э э], в словах других его обозначают буквами «е» или «и». Поэтому произношение слов, отличающихся написанием в парах (таких как честúть и частúть чистотá и частотá), также одинаково.

Слова русского языка, где начальной является буква «А», в основном заимствованы (кроме самого слова «а»), а также представляют собой звукоподражания или междометия (аýкать, áхать), и слова, пришедшие из диалектов северных народов: аляповатый.

Стоящая после согласной буквы, обозначающей парные по мягкости/твёрдости звуки, буква «А», «а» подтверждает твёрдость предшествовавшего ей согласного звука: бар, вал, газ. Там, где подобная парность отсутствует, т.е, в начале слов (архив), после гласных букв (муар), после й (Майами), ц (цапля), а также шипящих согласных (жасмин, чайка, площадь) — наличие буквы «А», «а» не оказывает никакого влияния на мягкость-твёрдость предыдущего согласного звука.

Омоглиф буквы «А»

По геометрии формы «α» строчная представляет собой взаимно перпендикулярный омоглиф 40-ой буквы алфавита южноиндийского языка каннада — «Ра»: → α

Применение

Буква «а» применяется:

В союзе а, состоящем из 1-й буквы.

Строчной а в метрической системе мер обозначают сокращенно ар — единицу измерения площади.

Строчной а обозначают метрическую приставку атто-, означающую 10 −18 .

Прописной А в системе СИ сокращённо обозначают ампер — единицу измерения силы электрического тока.

Имеются корни, в которых написание букв на месте безударных гласных не соответствует общему правилу, а подчиняется традиции. К ним относятся следующие корни с чередующимися гласными с буквами а и о , а также с буквами и и е .

гар – гор. буква о , хотя под ударением – а , напр.: горе́ть, нагоре́ть, угоре́ть, выгора́ть, загоре́лый, погоре́лец, горю́чий ; но: га́рь, зага́р, нага́р, уга́р . Исключения (гар без ударения): вы́гарки, и́згарь, при́гарь, гарево́й (наряду с вариантом га́ревый ).

зар – зор. На месте безударного гласного пишется а : заря́, зарни́ца, зарево́й, озари́ть, озаря́ться, озаре́ние, заря́нка (птица), заряни́ца ; под ударением – а и о , ср.: за́рево, лучеза́рный, светоза́рный и зо́ри (мн. ч. слова заря́ ), зо́рька, зо́ренька, зо́рюшка, зо́ря (военный сигнал, обычно в выражении бить или играть зо́рю ).

кас – кос. В этом корне пишется а , если после корня следует а ; в остальных случаях пишется о : ср. касаться, касание, прикасаться, касательство, касательно , но коснуться, прикоснуться, соприкосновение, неприкосновенный (под ударением гласный корня не встречается).

клан – клон. На месте безударного гласного пишется о , напр.: поклони́ться, наклони́ть, преклони́ть, склони́ться, отклоня́ться, преклоня́ться, преклоне́ние, склоне́ние ; под ударением – о и а : ср. покло́н, накло́н, накло́нится, скло́нный, непрекло́нный и кла́няться, раскла́няться, откла́няться .

крап – кроп. Без ударения пишется буква о в словах со значением ‘покрывать каплями, брызгами’: кропи́ть, кропле́ние (от кропить ), окропи́ть, окроплённый, окропля́ть ; буква а – в словах со значением ‘покрывать мелкими пятнышками, точками’: краплёный, крапле́ние (от кра́пать в значении ‘покрывать крапинами, наносить крап’), вкрапле́ние . Под ударением – только а: кра́пать, кра́пина, кра́пинка, вкра́пить, вкра́пленный, крап .

лаг – лог – лож. На месте безударного гласного перед г пишется а , перед ж о , напр.: излага́ть, облага́ть, предполага́ть, прилага́ть, разлага́ть, безотлага́тельный, отлага́тельство, влага́лище, прилага́тельное, слага́емое, стихослага́тель , но: заложи́ть, изложи́ть, отложи́ть, положи́ть, предложи́ть, приложи́ть, изложе́ние, положе́ние, предложе́ние, стихосложе́ние, обложно́й, отложно́й . Под ударением всегда о : нало́г, зало́г, подломг, подло́жный, поло́жит, поло́женный . В слове по́лог , где корень −лог в современном языке уже не выделяется, без ударения перед г пишется о .

мак – мок – моч. На месте безударного гласного пишется перед к буква а в словах со значением ‘окунать, погружать в жидкость’: мака́ть, макну́ть, обмакну́ть ; буква о – в словах со значением ‘становиться мокрым’: намока́ть, отмока́ть, обмока́ть, промока́ть (под дождём ), в словах, производных от мокрый (напр., мокрова́тый, мокрота́, мокро́та, мокри́ца ) (под ударением – в словах мо́крый, мо́кнуть, намо́кнуть, промо́кнуть и т. п.), и в словах со значением ‘осушать чем н. впитывающим влагу’: промока́ть, промо́кнуть, промока́тельный, промока́шка . Перед ч – всегда буква о , напр.: мочи́ть, намочи́, промочу́, вы́моченный (ср. под ударением: мо́чит, смо́ченный ) о глаголах на −ивать типа сма́чивать, выма́чивать см. § 34 , Примечание 2).

пай – пой (в глаголе паять и однокоренных словах). Без ударения пишется а : пая́ть, запая́ть, распая́ться, пая́льник и т. п. Под ударением – а и о : ср. запа́янный, запа́йка, спа́йка, спа́йный и припо́й, напо́й .

плав – плов. Без ударения пишется а : плаву́чий, плавни́к, поплаво́к, плаву́н (трава; жук; водяной опоссум), плавуне́ц (жук), плаву́нчик (птица), сплавля́ть, сплавно́й, на плаву́, наплавно́й ; но: плове́ц и пловчи́ха с буквой о . Под ударением – только а : пла́вать, лесоспла́в .

равн – ровн. Буква а пишется в словах, связанных по значению с прилагательным ра́вный ‘одинаковый’, напр.: равня́ть (кого что н. с кем чем н.), равня́ться (чему н. или с кем чем н.), приравня́ть, поравнять́ся, сравни́ть (ся ), сравне́ние, сравня́ться (в чем н.), сравня́ть (счёт), подравня́ть, выравня́ть (напр., строчки – ‘сделать равными по длине’), уравня́ть, уравне́ние, уравни́ловка, равнопра́вный, равноси́льный, равноце́нный, равнове́сие, равноде́нствие, наравне́, равно́ .

Буква о пишется в словах, связанных по значению с прилагательным ро́вный ‘гладкий, прямой, без неровностей’, напр.: ровня́ть (грядку, поверхность дороги), заровня́ть, разровня́ть, подровня́ть, выровня́ть (сделать ровным, гладким, прямым).

Однако в словах по́ровну, рове́сник , связанных по значению с ра́вный , пишется буква о ; в слове равни́на , связанном по значению с ро́вный , – буква а . В словах с неясной соотнесенностью пишутся: буква а – в глаголе равня́ться (в шеренге, при построении) и производных от него словах равне́ние, подравня́ться, вы́ровняться (в строю); буква о – в сочетании не ровён час , в слове у́ровень .

разн – розн. В многочисленных сложных словах с первой частью разно (разноро́дный, разносторо́нний, разноголо́сица и т. п.) без ударения пишется буква а , в слове по́рознь – буква о . Под ударением – а (ра́зный, ра́зница, ра́зниться ) и о (ро́знь, ро́зниться, разро́зненный ).

рос(т) – рас(т) – ращ. На месте безударного гласного пишется:

а) перед с (без последующего т ) – буква о : росла́, росли́, вы́рос, вы́росший, за́росль, по́росль, во́доросль, не́доросль ; исключение – о́трасль и производные от него (отраслево́й, межотраслево́й, многоотраслево́й );

б) перед ст – буква а , напр.: расти́, расту́, расти́ть, подрасти́, вы́расти, вы́растить, вы́расту, выраста́ть, прорасти́ть, произраста́ть, нараста́ть, возрасти́, возраста́ть, во́зраст, расте́ние, расти́тельность, дикорасту́щий ; исключения: росто́к, ростово́й, ростовщи́к, вы́рост, вы́ростной, вы́росток, за́росток, про́рость, подростко́вый (наряду с вариантом подро́стковый );

в) перед щ всегда а , напр.: ращу́, вы́ращу, вы́ращенный, прираща́ть, нараще́ние, сраще́ние .

Под ударением перед с (с последующим т и без него) – только о , напр.: рост, наро́ст, отро́сток, подро́сток, переро́сток; рос, заро́с, подро́сший, ро́слый, дикоро́сы .

скак – скок – скач – скоч. Если корень оканчивается на к , то на месте безударного гласного пишется буква а , напр.: скака́ть, прискака́ть, ускака́ть, скакну́ть, скака́лка, скаку́н, на скаку́, скаково́й , хотя под ударением – о , напр.: скок, наско́к, отско́к, поско́к, соско́к (о глаголах на −ивать типа наска́кивать см. § 34 , Примечание 2).

Если корень оканчивается на ч , то пишутся: буква а в формах глагола скака́ ть и производных от него глаголов (напр.: скачу́, скачи́, обскачу́, обскачи́, поскачу́, поскачи́ ), а также в слове скачо́к (проверкой служат формы тех же глаголов – напр., ска́чет, поска́чем , и производные ска́чка, вска́чь ); буква о – в приставочных глаголах на −скочить (напр.: вскочи́ть, вскочу́, вскочи́, вы́скочить, вы́скочу, вы́скочи, соскочи́ть, подскочи́ть ) и в слове вы́скочка (проверка – формами тех же глаголов, кроме вы́скочить: вско́чит, соско́чат и т. п.).

Ср.: проскачу́ (сто вёрст), проскачи́ (формы глагола проскака́ть, проска́чет) и проскочу́, проскочи́ (формы глагола проскочи́ть, проско́чит ); подскачу́, подскачи́ (формы глагола подскака́ть, подска́чет ‘приблизиться вскачь’) и подскочу́, подскочи́ (формы глагола подскочи́ть, подско́чит быстрым движением приблизиться к кому чему н. или резко подняться’).

Сегодняшний урок посвящён звуку и букве нашего русского алфавита. Прочитайте имена:

А нна

А лла

А рина

А лёша

А нтон

А ртём


Догадались, о чем пойдет речь? Посмотрите, с какой буквы начинается каждое имя. Тема нашего урока - звук и буква Аа .

А кула - звук [а] слышен в начале и в конце слова (рис. 2).

Лиса - звук [а] слышен в конце слова (рис. 3).

Белка - звук [а] слышен в конце слова (рис. 4).

Ла ндыш - звук [а] слышен в середине слова (рис. 5).

А стра - звук [а] слышен в начале и в конце слова (рис. 6).

Ва за - звук [а] слышен в середине и в конце слова (рис. 7).

Рис. 7. Ваза с цветами ()

Туча - звук [а] слышен в конце слова (рис. 8).

Рис. 8. Дождевая туча ()

Ша рик - звук [а] слышен в середине слова (рис. 9).

Рис. 9. Воздушные шарики ()

Кра б - звук [а] слышен в середине слова (рис. 10).

Звук [а] может встречаться в любой части слова. Слово может начинаться с этого звука и заканчиваться на него. Звук может находиться в середине. И даже звуков [а] в слове может быть несколько.

Прочитайте стихотворение и сосчитайте, сколько звуков вы услышите в словах, называющих фрукты.

- Что везёшь, автомашина?

- Всё, что есть на букву А :

Вот арбузы, апельсины,

Абрикосы и айва.

Г. Сапгир

А рбуз - звук [а] первый (рис. 11).

А пельсин - второй звук [а] (рис. 12).

Рис. 12. Апельсины ()

А брикос - третий звук [а] (рис. 13).

А йва - четвертый и пятый звуки [а] (рис. 14).

Рис. 14. Японская айва ()

Всего в названии фруктов пять звуков [а] . Назовите другие плоды, названия которых начинаются на букву А . Например, а нанас, а лыча.

Чтобы записать все эти слова, вам понадобится буква А .

Вспомните, что такое буква?

Буква - это значок звука, который мы слышим и произносим. Люди договорились каждому звуку дать своё обозначение, свой значок. Свой значок у буквы А тоже есть. Рассмотрите печатную букву Аа (рис. 15).

Рис. 15. Печатная буква Аа

Печатных А две буквы - большая (заглавная) и маленькая (строчная). Внешне они отличаются друг от друга.

Буква А обозначает звук [а] . У большинства букв в русском алфавите есть заглавные буквы. Дело в том, что очень многие слова требуют, чтоб их писали с заглавной буквы. Но чаще всего на работу выходит маленькая буква а .

А - начало алфавита,

Тем она и знаменита.

А узнать её легко:

Ноги ставит широко.

Из этого стихотворения становится понятно, что буква А начинает алфавит.

В древности эта буква имела совсем другое имя. Наши предки называли её «Аз» , что в переводе означало «я» (иначе говоря «начало, начать») . Но ещё раньше она появилась у древних греков. У них она называлась альфа . Вот какая буква А древняя.

Подумайте, на что она похожа буква А ?

  • На Эйфелеву башню (рис. 16)

Рис. 16. Эйфелева башня ()

  • На ракету
  • На крышу домика

Продолжите приводить примеры сами.

Чтобы лучше запомнить букву А , попробуйте вылепить её из пластилина, сложите из счётных палочек, верёвочки или пуговиц. Нарисуйте интересную картинку из буквы А .

Вы, конечно, любите, когда вам читают сказки, и смотрите с удовольствием мультфильмы про сказочных героев. Все дети любят сказки. Я приглашаю вас в волшебный музей. В нём живут различные сказочные герои. Вот герои, имена которых начинаются на букву А .

А йболит, который лечил всех зверей (рис. 17).

А ладдин со своей волшебной лампой (рис. 18).

А лёнушка, любящая своего братца Иванушку (рис. 19).

Рис. 19. Алёнушка ()

А ли-Баба и 40 разбойников (рис. 20).

Рис. 20. Али-Баба ()

Букву А можно отыскать и в нашей повседневной жизни. Например, она поможет вам в пути, подскажет, где находится остановка автобуса. И в городе, и в селе вы можете увидеть букву А на остановке транспорта. Буква А на знаке рассказывает, что здесь останавливаются не троллейбусы, не трамваи, а автобус. И рядом будут указаны номера автобусов.

А - автобус.

Чётко, кратко.

Здесь - и выход,

И посадка.

Посмотрите на глобус (рис. 21).

Вот наша Земля. Голубым цветом нарисована вода, а разноцветным - суша. Суша всего земного шара делится на шесть частей света. Каждая часть света имеет своё название. Пять из них называются на букву А : А зия , А мерика (Северная и Южная), А фрика, А встралия, А нтарктида.

Прочитайте буквы:

После буквы стоят особые знаки. Они подсказывают, как надо читать. Их называют знаками препинания (препинание - препятствие в речи).

«.» - точка, она говорит: «Читай спокойно, а потом остановись» .

«!» - этот знак называется восклицательным . Он говорит: «Читай с чувством, воскликни голосом» .

«?» - это вопросительный знак, он подсказывает: «Спроси» .

Рассмотрите печатные и письменные буквы Аа . Сравните их. Они совсем не похожи (рис. 22).

Рис. 22. Письменные и печатные буквы А ()

Существует два варианта написания заглавной буквы А . В первом варианте буква состоит из трёх элементов: плавная линия с закруглением слева, прямая длинная палочка с закруглением справа, прямая горизонтальная палочка, которая пишется с отрывом.

Второй вариант написания - безотрывный. Он позволяет писать букву и соединять её со следующей буквой в слове (рис. 23).

Рис. 23. Второй вариант написания буквы А ()

Вот элементы: плавная линия с закруглением слева внизу, прямая наклонная палочка, петелька. Будем учиться писать такую букву.

Ставим ручку немного выше нижней линии рабочей строки, ведём вправо вниз, закругляя. Касаемся нижней рабочей строки и начинаем поднимать плавно вправо вверх прямую линию. Останавливаемся. Опускаем прямую до нижней линейки. Начинаем выписывать петельку. Не отрывая руки, ведём линию вверх влево, пересекаем первый элемент буквы. Закругляем её, не касаясь верхней линии рабочей строки, выгибаем вниз, пересекаем плавную и прямую линии. Останавливаемся.

Петелька помогает соединять заглавную букву А с другими буквами, поэтому вести её нужно вниз (к нижней линии рабочей строки) для нижнего соединения; и вверх (к верхней линии рабочей строки) для верхнего соединения.

Попробуйте написать такую букву в воздухе. Напишите её обратной стороной ручки на ладошке.

Рассмотрите возможные ошибки при написании заглавной буквы А : очень широкая буква, буква залезла за линию строки, очень низкая буква, очень большая петелька.

Попробуйте написать букву в тетради сами. Помните о правильном положении тетради. Её надо положить наклонно так, чтобы нижний угол был направлен к середине груди. Держите правильно ручку тремя пальчиками.

Рассмотрим, как написать маленькую букву а . Она состоит из двух элементов - овал и палочка с закруглением внизу справа. Писать её можно двумя способами. Рассмотрим первый способ написания буквы.

Ставим ручку чуть выше нижней линии рабочей строки, слева направо пишем полуовальную линию, коснувшись нижней линейки, поднимаем её вверх, закругляем влево, коснувшись верхней линии рабочей строки. Опускаем вниз и соединяем овал. Делаем повтор в нижней части овала, тянем линию до верхней линии рабочей строки, отклоняемся немного вправо, опускаем вниз прямую линию. Не дойдя до нижней линейки, делаем закругление вправо, коснувшись нижней линии рабочей строки.

Иногда, когда вы будете писать букву а в словах, удобнее её писать вторым способом, чтобы получалось более быстрое письмо. Рассмотрим второй вариант написания буквы (рис. 24).

Рис. 24. Второй вариант написания буквы а ()

Ставим ручку чуть ниже верхней линии рабочей строки. Делаем поворот влево, касаясь верхней линии, и ведём полуовальную линию вниз. Поворачиваем линию вправо, касаясь нижней линии рабочей строки. Поднимаем полуовал вверх, соединяем с началом письма. Ведём руку прямо вверх, касаемся верхней линии рабочей строки и начинаем писать палочку с закруглением внизу справа. Опускаем до линеечки, делаем поворот вправо, коснувшись линейки.

Обведите букву в воздухе. Напишите букву обратной стороной ручки на ладошке. Попробуйте написать её в тетради.

Рассмотрите возможные ошибки написания строчной буквы: очень широкая (круглая) буква, а не овальная; наоборот, очень узкий овал; вместо палочки с закруглением внизу - половинка от овала. Обратите внимание, что писать надо прямую палочку вниз, прямо, закругляя у самой строки, не делая поворотов вправо.

Потренируйтесь писать заглавную и маленькую буквы в тетради.

Договорите слова:

Мы запомнили легко,

Номер первый - буква…

Не попались в ловушку? Это буква А . Именно ей был посвящён сегодняшний урок. Про эту букву даже есть книжка у Ирины Токмаковой, которая называется «Аля, Кляксич и буква А» (рис. 25).

Рис. 25. Книга «Аля, Кляксич и буква А» ()

Список литературы

  1. Андрианова Т.М., Илюхина В.А. Русский язык 1. М.: Астрель, 2011.
  2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык 1. - М.: Баллас.
  3. Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А. Учебник по обучению грамоте и чтению: Азбука. Академкнига/Учебник.
  1. Tavika.ru ().
  2. Skazochnyj-domik.ru ().
  3. Liveinternet.ru ().

Домашнее задание

  • Потренируйтесь в написании буквы А . Напишите самостоятельно печатные и прописные буквы Аа (большие и маленькие).
  • Найдите слова, в которых встречается больше двух звуков [а]

Ба ра ба н, брига да , па ла тка , та ра ка н, проба , ба ра н.

  • Выучите стишок про букву А :

Вот буква вроде шалаша.

Не правда ль, буква хороша!

И хоть она проста на вид,

А начинает алфавит.

Цель : научить детей выделять «опорные» сигнальные признаки, отличающие смешиваемые буквы (и соответственно, обозначаемые ими звуки), закрепить связи между фонемой – артикулемой – графемой – кинемой; формировать навык звукового анализа и синтеза; развивать слуховое и зрительное восприятие, пространственные ориентировки.

Оборудование : зеркала, звуковые линейки, карточки с буквами а и о , буквы а и о , вырезанные из наждачной бумаги, карточки с пропущенными буквами а и о , деформированный текст, сюжетная картинка на пространственную ориентировку, элементы букв.

Ход занятия

1. Орг. момент.

Ребята, посмотрите, к нам пришли гости. Поздоровайтесь и садитесь. Откройте тетради. Куда направлена штриховка? Заштрихуйте.

2. Повторение пройденного материала (ориентировка в пространстве)

Посмотрите внимательно на эту сюжетную картинку. Что находится справа от окна? Что находится слева от окна? Что находится над кроватью? Что находится под столом? Что находится между кроватью и картиной?

3. Объяснение новой темы.

Сегодня на занятие к нам пришли гости – девочка Оля и мальчик Алик. Посмотрите на них внимательно, у Оли очень сильно болят Зубы, она все время охает: ох-ох-ох. А вот Алик вратарь. Он занимается хоккеем. Посмотрите, какая у него клюшка как вы считаете, какие буквы спрятались в их портретах? У Оли? (буква о ) У Алика? (буква а) . Молодцы! Посмотрите, из каких же элементов состоит буква о (овал).

а) уточнение элементов букв.

Найдите этот элемент у себя на столе и положите с лева от себя. Из каких элементов состоит буква а ? (овал и крючок). Правильно! Найдите на столе эти элементы и выложите букву а с права от себя. Чем же отличается буква о от буквы а ? Сколько элементов у буквы о (один). У буквы. а ? (два). Какой элемент прибавляется у буквы а ? (крючок).

Запишите число и тему занятия а-о -красным цветом, о -розовым).

Сегодня будем учиться различать буквы а и о .

б) закрепление элементов букв.

Запишите на новой строчке букву а красным цветом и напишите, из каких элементов она состоит (овал и крючок). На следующей строчке запишите букву о розовым цветом и укажите, из каких элементов она состоит (овал). Подчеркните зеленой ручкой слово крючок. Это тот элемент, который отличает букву а от буквы о .

в) тактильный контроль.

У вас на столах лежат эти буквы, вырезанные из наждачной бумаги. Обведите букву а и букву о пальчиком. А теперь, обводя каждый раз букву а пальцем, записывайте её в тетрадь красным цветом до половины строки. Обводя букву о пальцем, также записывайте её в тетрадь, но уже розовым цветом, оставшуюся половину строки.

г) отождествление буквы со звуком.

Ребята, какой звук обозначается буквой а ? Произнесите его («а »), а какой звук обозначается буквой о под ударением? Произнесите его («о »). Возьмите зеркала и посмотрите артикуляцию этих звуков:

  • «а »- рот широко открыт,
  • «о »- губы овалом.

И ещё раз произнесите. Какие это звуки? (гласные) Почему? (выдох не встречает преграду, мы их поём). Отгадайте, какой звук я произношу? (беззвучная артикуляция звуков «а » и «о »).

Ой, что это? Кто - то летит! Ребята, посмотрите это же Дракоша! Дракоша унес Олю и Алика. Какой ужас! Вместе с исчезновением Оли и Алика пропали все буквы а и о . Наверное, Дракоша хотел что-то написать, и ему понадобились Оля и Алик вмести с буквами а и о. Как же нам теперь быть?

д) развитие фонематического слуха.

Я, кажется, что-то слышу. Ребята, Дракоша прошипел, что отдаст нам Олю и Алика, если вы сумеете различить звуки «а » и «о » на слух.

Я произношу слоги, а вы обводите соответствующую букву а или о .

Слоги: на, до, по, ша, ко.

е) глубокая проработка звуков.

А теперь слушаем слова: мост, плачь, кон (закрыли глаза и прикусили язык) трон, пила, кони, маки, зонтик, кино, цветок.

Ребята, странно, мы выполнили задание, но Оля и Алик до сих пор в башне. Дракоша ещё что-то шипит.

ж) развитие навыка звукового анализа и синтеза.

Ребята, нужно выполнить ещё одно задание. Найдите место звуков «а » и «о » в словах и подставляйте соответствующую букву к звуковой линейке.

Слова: мост, врач, кругом, кувырком, брусника, учительница, чернильница.

Опять наших друзей нет. Что же Дракоша ещё от нас хочет? Ребята, Дракоша говорит, что он нас просто обманул. Так как вы такие умные, и всё знаете, то он хочет проверить, справитесь ли вы со следующим заданием.

з) отработка написания букв.

Нужно правильно написать буквы а и о в словах. Как вы думаете, справимся ли мы с этим заданием? Берём в руки красный и розовый карандаши и вставляем в карточках пропущенные буквы а и о (а - красным, о -розовым). Проверим.

и) физ. минутка (ориентировка в пространстве)

Алина выйди, пожалуйста, к доске.

Вилена встань за Алиной, а Кристина встань перед Алиной.

Вилена, скажи, где ты стоишь, используя предлог за?

Алина, где ты стоишь?

Кристина, скажи, где стоишь ты?

к) работа с деформированным текстом.

Какие вы молодцы, так хорошо и быстро справились с заданием. Но что такое? Дракоша опять даёт задание. Самое сложное. Надеюсь, последнее.

Теперь вы должны посмотреть на, написанное уже Дракошей, предложение, прочитать его, и если он допустил ошибки, то исправить их (предложение прикрепляется на доску).

Папо зодал мне урак,
Выполнил урак я в срок.
И за это жду нагроду-
Слодкий, проздничный пираг.

Ребята, оказывается, Дракоша не знает, как пишутся буквы а и о. Наверное, поэтому, он и украл эти буквы вмести с Олей и Аликом. Давайте, исправим допущенные ошибки. Прикрепляйте соответствующие буквы а и о .

4. Итог занятия.

Ребята, Дракоше стало стыдно, что он такой безграмотный. Он отпустил Олю и Алика, и просит прощения за то, что украл наших друзей. Дракоша говорит, что больше не будет так плохо себя вести. Он просит ещё раз сказать, чем же отличаются буквы а и о друг от друга (вторым элементом, у буквы а добавляется крючок). Оля и Алик тоже вас благодарят за то, что вы их спасли. И им очень интересно, какая же любимая буква у Оли, а какая у Алика? А есть ли эти буквы в написании ваших имен?

Давайте попрощаемся с Дракошей и нашими друзьями. Приходите к нам ещё.

На этом занятие закончено. Вы свободны.