Явления переходности в системе современного русского языка. Переход из одной части речи в другую: причины, особенности и примеры

Схематически систему частей речи можно представить следующим образом:

§ 52. Переходные явления в области частей речи

В процессе развития языка возможен переход слов одной части речи в другую. При этом меняются значения слова, его морфологические признаки и синтаксическая роль. Ср.: Рабочий день окончился. - Лучший рабочий премирован. В первом случае слово рабочий отвечает на вопрос какой?, обозначает признак предмета, согласуется в роде, числе и падеже с существительным день и выполняет роль определения, поэтому оно является прилагательным. Во втором случае это слово отвечает на вопрос кто? , обозначает предмет, имеет независимый род и в предложении является подлежащим. Следовательно, это имя существительное.

Наиболее часто наблюдаются следующие переходные явления в области частей речи:

1) субстантивация - переход других частей речи в существительные. В разряд существительных чаще всего переходят прилагательные и причастия: Вошел высокий военный, косая сажень в плечах. (Сим.) У влюбленного мечты, нежны, и чисты.(Анток.)

В значении существительных могут употребляться и другие части речи: Вместо тысяч бьются двое. (Твард.) И каждый думал и мечтал о чем-то о своем.(Исак.);

2) адъективация - переход других частей речи в прилагательные. Наиболее активно адъективируются причастия. Ср.: открытое окно - открытое лицо, блестящая на траве роса - блестящая речь.Иногда адъективируются числительные (первый ученик в школе, второй сорт) и местоимения (какая-никакая родня);

3) прономинализация - переход других частей речи в местоимения. В значении местоимений могут употребляться числительные один, одна, одно (в одну из суббот), некоторые причастия, прилагательные и существительные: в данный (этот) момент, в известной (некоторой) мере;

4) адвербиализация - переход других частей речи в наречия. Чаще всего адвербиализуются в определенных условиях (при отсутствии определений) существительные в творительном падеже с временным значением или со значением образа действия. Ср.: выехали утром, встретились весной, «временами накрапывало, шли шагом - выехали ранним утром, ранней весной, покончено с тяжелыми временами, шли бодрым шагом (в первых сочетаниях выделенные слова являются наречиями, а в последующих - существительными). В значении наречий могут выступать существительные страх, ужас и т. п. Например: Мне страх не нравится, что ты поэт, что ты сдружился с славою плохою. (Ее.)

В процессе развития языка слова из одной лексико-грамматической категории могут переходить в другую.

Если слово, принадлежащее к определенной части речи, утрачивает (или изменяет) свое основное лексическое значение и морфологические признаки, присущие данному ряду слов, оно приобретает черты другой части речи, и в соответствии с этим меняются его синтаксические функции. Ср.: Рабочий квартал по утрам был очень оживленным. - Рабочий занял место у станка , где в зависимости от принадлежности к разным частям речи изменяется и роль слова в предложении. В первом предложении слово рабочий обозначает признак предмета и является прилагательным, выступая в роли определения. Во втором предложении это же слово получило самостоятельное значение предметности, т.е. перешло в категорию существительных, при нем возможно определение (старый рабочий, кадровый рабочий, подсобный рабочий и т.д.), оно употреблено в функции подлежащего.

Переход одной части речи в другие происходит в языке постоянно, поэтому распределение слов по разным частям речи не является неизменным. Однако не все части речи могут одинаково свободно переходить в другие. Например, имена прилагательные часто переходят в имена существительные, причастия - в прилагательные (изысканные кушания, блестящая победа ). Существительные могут приобретать значение местоимений: Вскоре начались регулярные занятия. Дело [т.е. это ] было в сентябре . Нередко существительные участвуют в образовании предлогов, союзов, частиц, например: в течение года, в целях улучшения; в то время как, с тех пор как; шутка ли; то ли дело и др. Наречия могут переходить в разряд предлогов, например: около, вокруг ; деепричастия - в наречия и в предлоги, например: молча, сидя, стоя; благодаря, несмотря на и т.д.

В современном русском языке различаются части речи самостоятельные и служебные.

В особую группу слов выделяются модальные слова, междометия и звукоподражательные слова.

Самостоятельные (или знаменательные) части речи либо называют предметы, качества или свойства, количество, действие или состояние, либо указывают на них. Они имеют самостоятельные лексические и грамматические значения, в предложении выступают в роли главных или второстепенных членов предложения.

К самостоятельным частям речи относятся 7 разрядов слов: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол, наречие, безлично-предикативные слова (категория состояния).

Среди знаменательных слов разнообразными средствами формоизменения обладают имена существительные, прилагательные, числительные, глаголы и местоимения.

Наречия и безлично-предикативные слова (типа рад, жаль, недосуг и др.) лишены формообразующих средств (если не считать степеней сравнения качественных наречий и образованных от них безлично-предикативных слов).

Служебные слова (или частицы речи) лишены номинативной (назывной) функции. Они являются своеобразным грамматическим средством для выражения отношений и связи между словами и предложениями (предлоги, союзы), а также для передачи определенных смысловых и эмоциональных оттенков значений, выраженных самостоятельными частями речи (частицы).

К служебным словам относятся предлоги, союзы, частицы.

Часть речи (лат. pars orationis) - категория слов языка, определяемая морфологическими и синтаксическими признаками. В языках мира прежде всего противопоставляются имя (которое может делиться далее на существительное, прилагательное и т. п., но это не универсально) и глагол, в большинстве языков общепринято также деление частей речи на знаменательные и служебные.

Классификация частей речи

Частями речи называют группы слов, имеющие: одно и то же обобщённое лексическое значение; одно и то же обобщённое грамматическое значение, или одинаковый набор морфологических признаков; одни и те же синтаксические функции. На основании этих признаков в морфологической системе русского языка выделяется десять основных частей речи: имя существительное; имя прилагательное;имя числительное; местоимение; глагол; наречие; предлог; союз; частица; междометие. В некоторых пособиях как отдельные части речи выделяются: слова категории состояния (в школьных учебниках рассматриваются как группа наречий), причастия и деепричастия (чаще рассматриваются как особые формы глагола), звукоподражания (небольшой разряд слов, которые чаще рассматривается вместе с междометиями), модальные слова (небольшая группа слов, выполняющих в предложениях функцию вводных элементов).

Принципы классификации слов по частям речи Самостоятельные части речи, служебные части речи, междометия и звукоподражающие слова. Самостоятельные части речи - это группа слов с общим грамматическим значением (предмета, признака предмета, действия, признака действия, количества предметов). Служебные части речи - это группа слов, не имеющих собственного значения, так как не называют предметов, признаков, действий и к ним нельзя поставить вопрос.

монимы - это слова, одинаковые по звучанию, но разные по значению. Как известно, в пределах омонимии различают лексические и морфологические омонимы (омоформы). Лексические омонимы принадлежат к одной и той же части речи и совпадают во всех своих формах. Например: ключ (от замка) и (студеный) ключ.

Морфологическая омонимия - это омонимия отдельных грамматических форм у одного и того же слова: три - имя числительное и форма повелительного наклонения глагола тереть.

Это омофоны, или фонетические омонимы, - слова и формы разного значения, которые одинаково звучат, хотя пишутся по-разному. грипп - гриб,

К омонимии относят и омографы - слова, совпадающие в написании, но различающиеся ударением: замок - замок



Бывают дефектные в стилистическом отношении тексты: «В кустах Можайского района прошли профсоюзные собрания» (Из газет). Один из омонимов - куст - означает ‘групповое объединение предприятий’. Получился невольный каламбур.

Встречается омонимия аббревиатуры и слов. Однажды в ООН переводчик-синхронист неправильно понял замечание выступавшего советского представителя: «...А воз и ныне там». Решив, что речь идет о Всероссийской организации здравоохранения (ВОЗ), он перевел на английский язык: «А Всемирная организация здравоохранения не предпринимает никаких шагов в данном направлении».

Прием совмещения разного рода созвучий особенно часто используется в каламбурах. Происхождение каламбура до сих пор не выяснено.

Каламбур - вид языковой игры, основанная на объединении в одном контексте различных значений слова, разных слов и словосочетаний тождественных или сходных по звучанию, или омонимов. Самый распространенный каламбур основан на многозначности. «Весна хоть кого с ума сведет, лед и тот тронулся».

Сюда относится такое явление, как ложная этимология, когда говорящий по незнанию меняет звучание иностранного слова, сближая его со словами русского языка. «Полуклиника» вместо поликлиника.

По характеру смысловых связей выделяют три большие группы каламбура:

1) Соседи – один из наиболее ранних видов, возник давно и встречается довольно часто. Это ситуация, когда авторы ограничиваются простым суммированием смыслов созвучных слов. «На пикнике под тенью ели, мы пили более, чем ели»

2) Маска – арена бескомпромиссной борьбы двух смыслов, резкое столкновение обыгрываемых слов, когда первоначальное понимание сменяется противоположным. Своего рода эффект обманутого ожидания.

3) Семья – совмещает признаки двух групп выше. Обыгрываемые слова резко сталкиваются друг с другом, но второе значение не отменяет первое и оно остается важным ля понимания смысла высказывания. «И в нелетную погоду можно вылететь со службы».



20. Пути анализа литературного произведения. Анализ «вслед за автором», пообразный, проблемный. Выбор пути анализа в зависимости от уровня литературного развития учеников.

В VIII классе, например, иногда ребятам предлагают подумать, что же представляет собой «Слово о полку Игореве»: оригинальный памятник ХП в. или позднейшее подражание «Задонщине»? Вопрос этот может, конечно, заинтересовать учеников. Но подлинной творческой увлеченности он вызвать не может, так как для этого требуется уже сложившееся историческое мировоззрение, знание русской истории и древней литературы, тонкое владение филологическим анализом. Школьный анализ избирателен по материалу, вовлеченному в разбор.

Путь изучения - это особая последовательность разбора, своеобразный ход, «сюжет» рассмотрения литературного произведения. Обычно выделяют три пути разбора: «вслед за автором», «по образам», и проблемно-тематический. Каждый из них обладает особыми свойствами, влияющими на отношение учеников к произведению, определяющими сам процесс его постижения. В зависимости от этих свойств каждого пути разбора определяются целесообразные условия его применения. Учителю важно понять, когда и почему он избирает определенный путь анализа. Вместе с тем, многие словесники говорят о смешанном пути анализа, в ходе которого рассматриваются то события произведения в их сюжетной последовательности, то образы героев, то сквозные темы или проблемы. Такая точка зрения привлекательна живым разнообразием, отказом от схемы. Однако, чтобы целесообразно вести анализ, необходимо осмыслить каждый путь в его специфике, изучить его функции.

Разбор «вслед за автором». Анализ «вслед за автором»(по М.А.Рыбниковой), в основе которого лежит сюжет произведения, а основным звеном является эпизод, сцена, глава, имеет ряд неоспоримых достоинств: естественность порядка разбора, следование за развивающейся мыслью автора, эмоциональность, рассмотрение произведения во взаимосвязи формы и содержания. Глава за главой проходит здесь перед учениками. Они следят за развитием сюжета, выделяя центральные эпизоды, психологически мотивируя поступки героев, вглядываясь в художественную ткань произведения. Все это неоспоримо полезно.

Анализ в V-VI классах следует строить, опираясь на событийную основу произведения. От поступка к характеру, от события к смыслу - таков характерный путь школьного разбора, названного М.А. Рыбниковой « вслед за автором». Этот путь реализует потребность активного сопереживания и интерес детей к действию, к событийной стороне произведения. Например, систему уроков по изучению рассказа И.С. Тургенева «Бежин луг» можно построить таким образом. Первый урок - заочная экскурсия в Спасское-Лутовиново (на уроке раскрывается своеобразное отношение И.С. Тургенева к природе) Анализ образов-персонажей - самый привычный путь разбора произведения в школе. Он способствует утверждению взгляда на литературу как на человековедение. Рассмотрение образов литературных героев часто оказывается непременным условием анализа в 5-6 классах. Однако законченное воплощение пообразный анализ получает обычно в 7-9 классах, когда ученикам становится доступно рассмотрение системы образов произведения.

Учитывая этическую ориентацию ребят 7-9 классов в их отношении к искусству, полезно строить анализ так, чтобы на первом плане оказывались образы героев произведения, нравственные коллизии. Это не значит, что анализ ограничивается нравственным содержанием произведения, постепенно в него включаются и эстетические, и социальные мотивы. Но импульсом к анализу, как правило, оказываются вопросы типа: «Сломлен ли Мцыри неудачей побега?», «Отчего беспощадный к дворянам Пугачев помиловал Гринева и помог ему?», «В чем правы и в чем несправедливы друг к другу Печорин и Максим Максимыч?» и т.п. Подобные вопросы и оказываются основой анализа и побуждают строить разбор как рассмотрение системы образов произведения.

Для того чтобы охарактеризовать проблемный анализ, необходимо уточнить такие понятия, как проблемный вопрос и проблемная ситуация.

Создание проблемной ситуации требует, прежде всего, найти острый вопрос, который явится началом, завязкой проблемного подхода к теме. Проблемный вопрос иногда требует альтернативной формы, которая оказывается естественным способом выражения противоречия. В вопросе «Почему чиновники приняли Хлестакова за ревизора?» нет внешних признаков проблемности, но он предполагает неоднозначные ответы. Или, «Почему обитатели ночлежки дразнят друг друга?», «В чем сказалось их раздражение?» («На дне» А.М. Горького).

На уроках литературы проблемная ситуация приобретает целый ряд специфических свойств, обусловленных природой искусства:

1. Многозначность художественного произведения приводит к вариативности читательских трактовок текста, и выбор между различными вариантами решения проблемного вопроса далеко не всегда может быть доведен до категорического разрешения.

2. Проблемная ситуация на уроках литературы часто разрешается не по принципу исключения конфликтных мнений, а по принципу дополнительности, когда одна позиция дополняется другими.

3. В изучении литературы эмоциональная деятельность учащихся играет столь же значительную роль, как интеллектуальная, ибо художественное произведение требует сопереживания.

Таким образом, проблемные ситуации могут создавать и при рассмотрении эпизодов в рамках анализа «вслед за автором» и при изучении образа персонажа в системе пообразного анализа. Материалом проблемного анализа в рамках уроков может оказаться и событие, и характер героя.

Имя существительное как часть речи в современном русском языке. Общая характеристика. Лексико-грамматические разряды имен существительных. Категория рода как несловоизменительная категория имен существительных. Формальные показатели категории рода. Понятие о существительных общего рода.

Имя существительное – это самостоятельная часть речи, которая объединяет слова, обозначающие предметы и одушевленные существа (значение предметности). Это значение выражается с помощью независимых категорий рода, числа, падежа, одушевлённости и неодушевлённости. В предложении существительные в основном выступают в роли подлежащего и дополнения, но они могут быть и другими членами предложения. Например, подлежащим, дополнением, определением, приложением; обстоятельством; сказуемым. В зависимости от лексико-грамматических признаков существительные делятся на нарицательные (наименования однородных предметов, действий или состояний): дом, кровать; собственные (названия единичных предметов, выделенных из ряда однородных: имена, фамилии, географические названия и т.д; конкретные (называют конкретные предметы и явления из реальной действительности): мальчик, вокзал; отвлечённые (абстрактные) (называют предмет или признак отвлеченно от действователя или носителя признака): ненависть, любовь, забота; собирательные (обозначают совокупность одинаковых или подобных руг другу отдельных предметов как одно целое) Одушевленные существительные обозначают живые существа (людей и животных), а неодушевлённые существительные – предмет в собственном смысле слова, в отличие от живых существ. Категория рода. Все существительные (не считая те, которые всегда употребляются во множественном числе: ножницы, ворота и т.д.) относятся к одному из трех родов: мужскому, женскому или среднему. Мужской род - это разновидность категории рода, характеризующаяся определенным формоизменением, а у одушевлённых существительных- принадлежностью к ней существ мужского рода (отец, кот, стол, дом). Женский род- это разновидность категории рода, характеризующаяся определенным формоизменением, а у одушевленных существительных - принадлежностью к ней существ женского рода (мать, кошка, скамейка, терраса).Существуют существительные общего рода, которые могут быть соотнесены как с лицами мужского, так и женского рода: неряха, сирота, инкогнито, протеже. Средний род - это разновидность категории рода, характеризующаяся определенным формоизменением (частично совпадает с формоизменением мужского рода) и значением неодушевленности (окно, небо, солнце)

Категория рода. Все существительные (не считая те, которые всегда употребляются во множественном числе: ножницы, ворота и т.д.) относятся к одному из трех родов: мужскому, женскому или среднему. Мужской род - это разновидность категории рода, характеризующаяся определенным формоизменением, а у одушевлённых существительных- принадлежностью к ней существ мужского рода (отец, кот, стол, дом). Женский род- это разновидность категории рода, характеризующаяся определенным формоизменением, а у одушевленных существительных - принадлежностью к ней существ женского рода (мать, кошка, скамейка, терраса).Существуют существительные общего рода, которые могут быть соотнесены как с лицами мужского, так и женского рода: неряха, сирота, инкогнито, протеже. Средний род - это разновидность категории рода, характеризующаяся определенным формоизменением (частично совпадает с формоизменением мужского рода) и значением неодушевленности (окно, небо, солнце)

Типы склонения:

1 склонение

Существительные женского, мужского и общего рода с окончанием -а / -я в именительном падеже единственного числа: жена, земля, слуга, юноша, забияка.

2 склонение

Существительные мужского рода с нулевым окончанием в именительном падеже единственного числа и существительные среднего рода с окончанием -о / -е в именительном падеже единственного числа: закон, конь, село, поле.

3 склонение

Существительные женского рода с нулевым окончанием в именительном падеже единственного числа: ель, мышь, дочь, лошадь, радость.

Переходные явления в морфологии

Переходные явления в системе частей речи - достаточно частое явление. Школьные учебники последних лет дают об этом самое общее представление. Относительно полно эти сведения мы встретим в учебнике 7-го класса под ред. М.М. Разумовской на завершающем этапе изучения морфологии. Понятие о переходных случаях сообщается также в УМК В.В. Бабайцевой . При этом совершенно явно просматривается факультативность этого материала. Действительно, это сложные вопросы, и, видимо, не следует требовать от всех учащихся справляться с их анализом при квалификации слова как части речи. И все же зададимся вопросом: в какой мере эти сведения необходимы школьникам? Думается, там, где от умения установить морфологическую принадлежность слова зависит грамотное его написание (-Н- и -НН- в прилагательных и причастиях; различение существительных и наречий с предлогами; правописание союзов ТАКЖЕ, ТОЖЕ, ЧТОБЫ, ЗАТО, ОТТОГО ЧТО, ПОТОМУ ЧТО и отличие их от омонимичных форм; производных предлогов и т.д.), это касается всех учащихся. Но это одна сторона проблемы. Есть и другая: правильно устанавливая связь слов в предложении, находя грамматическую основу (а они морфологизированы), мы успешнее формируем и пунктуационные навыки. Вот почему умение определять части речи является одним из базовых.

Для профильных классов гуманитарной направленности и с углубленным изучением русского языка не менее важным является развитие языкового чутья, внимание к языковой материи, углубление и расширение полученных знаний. Такой более продвинутый уровень поможет выпускникам при выполнении заданий повышенной трудности в тестах ЕГЭ и олимпиад, приобщит к посильным научным исследованиям.

В предлагаемых материалах мы остановимся только на формировании умения определять части речи и различать совпадающие формы слов.

А.М. Пешковский писал: «Переходные факты в области частей речи являются следствием того, что отдельные слова на почве звуковых изменений и изменений значения, происходящих в них самих и связанных с ними ассоциативно словах, медленно и постепенно переходят из одной категории в другую. Процесс этот вечен в языке, и в тех случаях, когда процесс для данного слова закончен, когда [слово] уже перешло в новую категорию, мы, конечно, никакой “переходности” не видим. Но когда переход совершается на наших глазах, когда длинный процесс перехода своей серединой занял как раз переживаемую нами эпоху, тогда мы останавливаемся в недоумении над словом и не знаем, к какой части речи его отнести». Но именно такие случаи и стимулируют нас к размышлениям, заставляют всмотреться в слово, увидеть его новые грани, понять, как богат и сложен наш язык, какие процессы происходят в нем; какими новыми выразительными сторонами поворачиваются привычные нам слова в новых условиях. По словам В.В. Виноградова, «в живом русском языке нет идеальной системы с однообразными, резкими и глубокими гранями между разными типами слов. Грамматические факты двигаются и переходят из одной категории в другую, нередко разными сторонами своими примыкая к разным категориям». Следовательно, между морфологическими классами слов нет непреодолимых преград. В языке все взаимодействует, границы подвижны - это свойство любого живого явления.

При определении всех знаменательных частей речи школьникам рекомендуется учитывать их синтаксическую функцию. Это особенно важно в конфликтных случаях, так как именно синтаксическая роль и помогает определить морфологическую принадлежность слова. Все разделы науки о языке находятся в тесной и неразрывной связи, и все они опираются на синтаксис, поэтому на фоне синтаксического строя морфологическое оформление слова наиболее понятно. Так, переход разных частей речи в разряд имен существительных (субстантивацию) мы устанавливаем, во-первых, по их синтаксической позиции подлежащего или дополнения, а во-вторых, по способности этих слов иметь при себе определение (что свойственно всем существительным). Академик А.А. Шахматов считал, что в существительное переходит «всякая часть речи в функции подлежащего или дополнения».

Рассмотрим на примерах, какие части речи могут выступать в роли имен существительных. Наиболее частотными являются случаи перехода имен прилагательных в класс существительных. Это уже привычные нам слова типа столовая, прихожая, насекомое, часовой, делимое, слагаемое, постовой, дежурный, снотворное, мастерская и т.п. Такие примеры мы встречаем в пословицах, загадках: Мокрый дождя не боится. Злой с лукавым водились да оба в яму свалились. Торопливый делает одно дело дважды. Толстый тонкого побьет, тонкий что-нибудь прибьет (загадка). Счастье всегда на стороне отважных. Добрые умирают, да дела их живут. Из малого строится великое .

В роли существительных могут быть причастия, которые начинают отвечать на вопросы существительных и выступать в предложении в качестве подлежащего или дополнения: Провожающие толпились у вагонов. Мой дед служил в этом имении управляющим . Встречающие пришли с цветами.

Количественные числительные субстантивируются, когда опускается существительное при них: Получил за ответ два .. Оба разом замолчали.

Субстантивируются все собирательные числительные со значением лица: Один с сошкой, а семеро с ложкой. Все трое притихли. За один рейс шофер мог взять только пятерых . Пароход ждали только четверо . Реже субстантивируются порядковые числительные: В этой истории ты третий лишний. На первое суп, на второе - котлеты.

Слова тысяча, миллион, миллиард могут быть как количественными числительными, так и существительными. Первое значение они имеют, если обозначают число или количество чего-то: К тысяче рублей прибавим еще триста. Между нами пролегли тысячи верст. Состояние их равнялось шести миллионам рублей. Мы с ним миллион раз поругались за лето! У тебя, бабушка, миллион предрассудков! Если существительного рядом нет, перед нами субстантивация: Их там была целая тысяча. (Здесь у бывшего числительного появилось определение.) На этих операциях с недвижимостью он и нажил свои миллионы . По проторенному нами пути, по нашим следам миллионам идти. (Яшин)

Местоимения, относящиеся к разрядам притяжательных, указательных и определительных, находясь при существительных, выполняют функцию определений: Эти озера мы уже проезжали. Остановились мы у самого источника, где накануне завтракали. Всякий гриб берут, да не всякий в корзину кладут. Утром все мои страхи прошли. Однако субстантивация возможна как среди этих, так и среди других разрядов местоимений: Наше я преходяще и тленно. (А. Кондратьев) Свой своему поневоле друг. Вчера наши выиграли у шведов. И каждый думал о своем , припомнив ту весну… А ходят в праздной суете разнообразные не те . Все , что было не со мной, помню. Мои еще не вернулись из отпуска. Что это у тебя? Как собака на сене: сам не ест и другим не дает.

Наречия, выступая в роли существительных, воспринимаются как несклоняемые слова. Они могут употребляться с предлогами, определениями, а иногда даже способны склоняться: Мы в грозное завтра спокойно глядим. (В. Сурков) Сегодня рушится тысячелетнее прежде . (В. Маяковский) Вчера не догонишь, а от завтра не уйдешь. Я извлек вас из вашего далека . Вот те и вся недолга .

Служебные части речи и междометия в особой синтаксической роли (являясь предметом высказывания) также могут выступать в значении существительных: Несмотря на - производный предлог. Но - это противительный союз. Ли - вопросительная частица. К сожалению, здесь было маленькое «но», сильно меня смущавшее. (Г. Иванов) Тпру не едет, ну не везет. У него ох да ах заменяют дело.

Функцию прилагательных могут выполнять причастия . При этом у них ослабевают глагольные признаки вида, времени, а усиливаются свойства прилагательных. Нередко появляется переносное значение и второе определение рядом: подходящий момент (удобный); танцующая походка (легкая, грациозная); подавляющее преимущество (явное), начинающий писатель (неопытный). У девушки цветущий вид (здоровый). С рассеянным видом брат перелистывал страницы.

Чтобы отличить краткие прилагательные в форме среднего рода от сходных с ними наречий, надо установить, с какими словами в предложении они связаны. Краткие прилагательные относятся к существительным-подлежащим, тогда как наречия - к глаголам: Поведение его было странно . (Поведение каково? странно, или было странным - перед нами краткая форма прилагательного.) Выглядел он как-то странно . (Выглядел как? - наречие.)

Вызывают затруднения слова в форме сравнительной степени. Школьники нередко не могут различить эти формы прилагательных и наречий. Следует помнить, что прилагательное в таких случаях относится к существительному и может быть заменено полной формой: Эта веревка крепче твоей. - Веревка крепкая, крепче твоей.. Наречие же относится к глаголу и может быть заменено только наречием: Крепче за баранку держись, шофер! - Держись как? - крепче, или крепко.

В современных школьных учебниках дается понятие о новой части речи - словах категории состояния. По форме они полностью совпадают с наречиями, однако отличие их в том, что они выполняют в предложении функцию сказуемого. Из-за холодной погоды меня тепло одели. (Одели как? - тепло, это наречие.) Мне в холодной землянке тепло от твоей негасимой любви. (Мне каково? какое состояние у меня? - это слово категории состояния.)

Имена существительные активно пополняют класс наречий: без умолку, зимой, вглубь, на скаку, бегом, вверх, доверху, сплеча, по старинке, без оглядки, в отместку и т.п. Неумение отличить их сказывается затем и на правописании: Облаком волнистым пыль встает вдали . (Фет) В дали голубой столбом уж крутился песок золотой (Лермонтов). В первом случае перед нами существительное с предлогом, во втором - наречие. В поход мы отправились ранним утром . Я утром должен быть уверен, что с вами днем увижусь я. (Пушкин) Чтобы правильно определить, какая перед нами часть речи, определим синтаксическую функцию этих слов: ранним утром - это существительное с определяющим его прилагательным, во втором случае - уверен (когда?) утром - обстоятельство, выраженное наречием.

Существительные способны переходить также в союзы (раз ), предлоги (вследствие, в течение, в продолжение, в целях, насчет, в связи, по мере и т.п. ), в междометия (ужас, батюшки, матушки, боже ), в вводные слова (к счастью, к сожалению, право, словом, правда и др. ) .

Наречия переходят в предлоги, если начинают выполнять роль связующего средства между знаменательными словами. При этом предлог можно заменить другим словом, а наречие - наречием. Дополнительный признак: если сомнительное слово требует после себя определенного падежа, перед нами предлог; если нет - это наречие. Например: Впереди раздались выстрелы. - Впереди меня посадили сестренку. Выстрелы раздались где? - впереди; это наречие; посадили где? посадили впереди меня (передо мной) - здесь слово ‘впереди’ - предлог. Вокруг ровными рядами лежит снег. - Снег лежит вокруг дома. Лежит где? - вокруг (везде, поблизости; это наречие); лежит вокруг чего? Лежит вокруг дома (предлог, так как можно заменить другими предлогами: у дома, возле дома).

Явления переходности обладает выразительностью, что активно используется в пословицах, афоризмах, стихотворных текстах.

От умного научишься, а от глупого разучишься. Будь малым доволен - больше получишь. Чужим богат не будешь. Человек не за красивое хорош, а за хорошее красив. Пеший конному не товарищ. Вчера не догонишь, а от завтра не уйдешь. Битого , пролитого да прожитого не воротишь. Из многих мало выходит одно большое много . Дорогу осилит идущий . Пожалуйста не кланяется, а спасибо спины не гнет. Русский человек любит авось , небось да как-нибудь .

Жаль, что близкие бывают недалекими . Будьте милосердны не только к домашним животным, но и к домашним вообще. Сегодняшнее потом ведет к будущему никогда . Глядя в прошлое , обнажите головы, глядя в будущее , засучите рукава. Безумный живет будущим , слабоумный прошлым , а умный - настоящим .

Я жить не могу настоящим
Я люблю беспокойные сны… (К. Бальмонт)

Можно все заветное покинуть,
Можно все бесследно разлюбить.
Но нельзя к минувшему остынуть,
Но нельзя о прошлом позабыть! (К. Бальмонт)

Хотим прекрасное в полете удержать,
Ненареченному хотим названье дать… (В. Жуковский)

О милый гость, святое Прежде,
Зачем в мою теснишься грудь? (В. Жуковский)

Солнце, сожги настоящее во имя грядущего, но помилуй прошедшее! (Н. Гумилев)

Летящей горою за мною несется Вчера,
А Завтра меня впереди ожидает, как бездна… (Н. Гумилев)

Что счастье? Чад безумной речи,
Одна минута на пути,
Где с поцелуем жадной встречи
Слилось неслышное прости. (И. Анненский)

Вспомним с нами отступавших.
Воевавших год иль час,
Павших, без вести пропавших,
С кем видались мы не раз,
Провожавших, вновь встречавших,
Нам попить воды подавших,
Помолившихся за нас. (А. Твардовский)

А Господь не обязан спасать,
Прикрывая всех дланью,
Оступившихся, доверчивых и бестолковых. (И. Тюленев)

Грядущее не помирить с минувшим,
Не подружить Сегодня и Вчера. (А. Дементьев)

Умные, гордитесь неравенством с глупцами!
Честные, гордитесь неравенством с подлецами! (А. Володин)

Одно и то же слово нередко может выступать в роли разных частей речи. Покажем это на примерах.
Правда побеждает, а зло отступает. (что? -зло - сущ.)
Говорит Алеша зло: «Просто мне не повезло!» (Говорит как? - зло, наречие.)
Лицо его зло и неприветливо. (Лицо каково? - зло, или злое, - краткое прилагательное.)

В такой мороз нелегко удержать тепло в палатке. (Удержать что? - тепло, сущ.)
Отец всегда тепло вспоминал о своем детстве. (Вспоминал как? тепло, наречие.)
Мне в холодной землянке тепло от твоей негасимой любви. (Мне каково? - категория состояния.)
Это платье слишком тепло для такой погоды. (Платье каково? - краткое прилаг.)

Дитя испугано шумом. (Дитя испугано, т.е. испугалось шума - краткое причастие, является сказуемым.)
Волк испуганно заметался по двору. (Заметался как? - испуганно, наречие.)
Выражение его глаз испуганно и растерянно. (Выражение каково? - испуганно, или испуганное, - краткое прилаг.)

Осенью дни короче. (Дни каковы? - короче, или короткие, - краткое прилагательное в сравнительной степени)
Говори короче, я тороплюсь! (Говори как? - короче, или коротко, - наречие в сравнительной степени)

Это делает меня смелей и уверенней в себе. (Делает каким? - смелей, или смелым и уверенным, - прилаг. в сравнит. степени.)
Говори уверенней, тогда тебя послушают. (Говори как? - уверенней, или уверенно - наречие в сравнит. Степени.)

Жилось им легко и согласно. (Жилось как? нареч.)
Пение этого хора дружно и согласно. (Пение каково? дружно и согласно, или дружное и согласное, - краткие прилаг.)
Товар отправлен в магазин согласно договору. (Отправлен согласно чему? - предлог, так как служит для связи слов; можно заменить другим предлогом: по договору.)

Один метр ткани оставили для занавески. (Сколько метров? - один, это числительное.)
Один в поле не воин. (Кто не воин? - это существительное.)
Опять передо мною один и тот же вид. (Вид какой? Один и тот же, т.е. одинаковый, - это прилагательное)
На охоту отправился я один. (Отправился как? - один, в одиночку - это наречие.)

Что у вас там стряслось? (Что - вопросит. Местоимение.)
Прости, что побеспокоил тебя. (Что - союз.)
Что вы там притихли? (= почему притихли, наречие.)

Каждый раз попадаю в глупое положение из-за тебя! (Каждый - определит. Местоимение.)
Каждый выбирает по себе женщину, религию, дорогу… (Кто выбирает? - каждый, это существит.)

Возьми себе чашку и налей чаю. (Возьми кому? - себе, возвратное местоимение.)
И стоит себе лес, улыбается. (Себе - частица, обычно приглаголах.)

Все население поселка собралось на площади. (Население какое? - все; определит. местоимение.)
Я давно все знаю. (Знаю что? - все, существительное.)
Дедушка все молчит и вздыхает. (Молчит все, или постоянно - наречие.)
Мы поднимались все выше и выше. (Выше - частица.)

Это Москва! (Что? - это. Подлежащее, выраженное существит.)
Это тихое место нам давно понравилось. (Место какое? - тихое, определение, выраженное местоимением.)
Спорить - это интересно. (Частица при именном сказуемом.)
Кто это там так кричит? (Это - частица.)

Это только начало. (Только - ограничительная частица.)

Я согласна ехать, только не сейчас. (Противительный союз, можно заменить союзом но.)
- Ты давно дома?
- Да только вошел. (= совсем недавно, наречие)
Денег только-только хватило на дорогу. (= еле-еле, наречие)
Только скажешь, я приеду. (Соответствует союзу как только)

Отчего это вашу тяжелую тележку четыре быка тащат шутя? (Лермонтов) (Тащат как? - шутя, наречие)
Он развлекался, непрерывно шутя над кем-нибудь из нас. (Шутя - деепричастие)

Орудие бьет мимо цели (Бьет мимо чего? - предлог)
Смотри-ка: прошел мимо и даже не оглянулся! (Прошел как? - наречие)

Тормоза визжали, и снег летел в разные стороны из-под колес. (и - союз)
Он и сам бы не мог ответить на этот вопрос. (и - усилительная частица)

Лиза набрала номер сестры, но и на этот раз ей никто не ответил. (и - частица)
От реки тянуло запахом кувшинок и чистой холодной воды. (и - союз)

А кстати: Ларина проста, но очень милая старушка. (Пушкин) (Кстати - вводное слово.)
Замечу кстати: все поэты - любви мечтательной друзья. (Пушкин) (Замечу как? кстати, или заодно - наречие.)

В телефонной трубке послышалось удивленное алло. (Что послышалось? - существительное)
Алло, слушаю вас! (междометие)

Коли не ложь, так правда. (что? - правда, существит.)
Оказалось, у него, правда, были неприятности. (=действительно, в самом деле - вводное слово)
Чьи-то шаги, правда еще далекие, заставили ребятишек насторожиться. А. Гайдар) (= хотя, союз)

Можно воспользоваться также другими работами, посвященными вопросам переходности в системе частей речи .

Литература

1. Русский язык: Учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений /М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос и др.; Под ред. М.М. Разумовской и П.А. Леканта. - 3-е изд. - М., Просвещение, 1999.
2. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык: Теория: Учеб. для 5-9 кл. общеобразоват. учеб. заведений./ В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова. - 2-е изд. - М., Просвещение, 1993.
3. Пешковский А.М. . Русский синтаксис в научном освещении / А.М. Пешковский. - изд. 6-е. - М., 1938.
4. Баудер А. Я. Явления переходности в грамматическом строе современного русского языка и смежные явления / А.Я. Баудер // Явления переходности в грамматическом строе современного русского языка. . Межвузовский сб. научных трудов. - М., 1988.
5. Лукин М.Ф. Субстантивация числительных в современном русском языке / Лукин М.Ф. - // РЯШ. 1968. № 1.
6. Бабайцева В.В., Шаталова В.М., Пичугов Ю.С., Молодцова С.Н. Виды разбора на уроках русского языка. / Бабайцева В.В., Шаталова В.М., Ю.С. Пичугов, С.Н. Молодцова. - М., НИИ школ, 1975.
7. Лукин М. Ф. Числительные или существительные слова тысяча, миллион, миллиард? /М.Ф. Лукин. - // РЯШ. 1972. № 2.
8. Лукин М.Ф. Об особенностях перехода наречий в существительные в современном русском литературном языке / М.Ф. Лукин. - // РЯШ. 1969. № 6.
9. Бабайцева В.В. Явления переходности в грамматическом строе русского языка и методика их изучения // Явления переходности в грамматическом строе современного русского языка. Межвузовский сб. научных трудов. / В.В. Бабайцева. - М., 1988.
10. Русская грамматика. Т.1 - М.: Наука, 1990.
11. Мигирин В.Н. Очерки по теории процессов переходности в русском языке. / В.Н. Мигирин. - Бельцы, 1971.


Современная классификация слов по частям речи не может быть полной, если в ней не отражены явления перехода слов из одной части речи в другую. В результате такого перехода слова образуется новое слово, которое, в отличие от мотивирующего слова, имеет свои морфологические и синтаксические признаки.
В словообразовании такой переход получил название морфологосинтаксического способа. Поэтому явления перехода слова из одной части речи в другую находятся на стыке двух языковых уровней - морфологии и словообразования.
Переход слов из одной части речи в другую (его называют частеречной деривацией) осуществляется в результате длительного исторического развития языка, в языке того или иного периода отражены факты либо полного (завершенного), либо неполного (незавершенного) перехода. Например, в современном русском языке наречие напропалую, восходящее к форме винительного падежа прилагательного с предлогом на, не имеет аналога в виде мотивирующего прилагательного и форме винительного падежа с предлогом на, а наречие по - хорошему, образованное путем перехода формы дательного падежа прилагательного с предлогом по, является его грамматическим омонимом (Ср.: Лучше все решить по-хорошему. - По хорошему футбольному полю приятно бегать). В первом случае (напропалую) произошел полный переход прилагательного в наречие, во втором (по-хорошему) - неполный. Именно неполный (незавершенный) переход слова из одной части речи в другую составляет предмет синхронного описания явлений переходности в системе частей речи.
Следствием частеречной деривации является образование функциональных омонимов, под которыми в лингвистической литературе понимаются родственные по происхождению слова, совпадающие по звучанию, но относящиеся к разным частям речи.
Следует различать функциональные омонимы и лексические омонимы. В отличие от функциональных омонимов лексические омонимы всегда относятся к одной части речи. Так, в словосочетаниях крепостной крестьянин и крепостной вал прилагательные крепостной - лексические омонимы, а существительное крепостной (в значении крепостной крестьянин, человек) и прилагательное крепостной в словосочетании крепостной крестьянин - функциональные омонимы.
Различают два типа частеречной деривации; узуальный, т. е. регулярный для данного периода языка, и окказиональный, который возможен только в строго определенных синтаксических условиях и является отступлением от обычных, общепринятых норм в языке. Например, в предложении А ты был ничего сегодня отрицательное местоимение ничего (форма родительного падежа) употребляется в несвойственной ему функции именной части составного именного сказуемого и выступает как функциональный омоним- прилагательное. Окказиональность такого перехода местоимения в прилагательное очевидна, так как он не является в современном русском языке регулярным и не приводит к пополнению имен прилагательных новым словом.
Окказиональный тип частеречной деривации составляет отдельный предмет исследования.
Важными признаками частеречной деривации считаются изменения общего грамматического (категориального) значения, морфологических и синтаксических свойств исходной части речи. Причем значения функционального омонима по сравнению со значениями исходного слова (части речи) относятся к разряду вторичных. Так, существительное крепостной по сравнению с исходным прилагательным крепостной приобретает вторичные значения предметности, неизменяемого рода (мужского или женского), подлежащего иди дополнения; в составе предложения; категория состояния весело (ему) по сравнению с исходным наречием весело (хохочет) приобретает вторичные значения состояния, и функцию главного члена безличного предложения.
Функциональные омонимы образуются при взаимодействии:
  • знаменательных частей речи;
  • служебных слов;
  • знаменательных частей речи и служебных;
  • знаменательных частей речи и особых.
Выделяются следующие переходные процессы:
  1. субстантивация - переход слов из других частей речи в имена существительные;
  2. адъективация - переход слов в имена прилагательные;
  3. нумерализация - переход слов в имена числительные;
  4. прономинализация - переход слов в местоимения;
  5. вербализация - переход слов в глаголы;
  6. адвербиализация - переход слов в наречия;
  7. предикативация - переход слов в категорию состояния;
  8. модаляция - переход в модальные слова;
  9. препозиционализация - переход слов в предлоги;
  10. конъюнкционализация - переход слов в союзы;
  11. партикуляция - переход слов в частицы;
  12. интеръективация - переход слов в междометия.
Продуктивность этих процессов не одинакова. К продуктивным процессам относятся субстантивация, адъективация, адвербиализация, предика- тивизация, препозиционализация и интеръективация. К непродуктивным - нумерализация, прономинализация, вербализация, конъюнкционализация, модаляция и партикуляция.