А платонов маленький солдат анализ. Все школьные сочинения по литературе

Действия происходили во время Второй мировой войны. На вокзале рядом с фронтом. Главным героем этого рассказа автор сделал мальчика Сережу, десяти лет отроду.

Мальчишка проживал в полку, вместе с матерью и отцом, так как родители проходили службу вместе. Сергей на своем опыте ведает все кошмары войны. Ребенок не раз бывал в тылу немцев, деактивировал взрывчатку, ходил в разведку. Папа Сережи получил опасное ранение в бою, вскоре умер. Вслед за ним ушла и мать мальчика. Сергей остался один на белом свете.

Заместитель и близкий друг отца Сережи, майор Савельев, ставший командиром полка, забрал мальчонку к себе. Майор растил Сережу и заботился о нем, как о родном сыне. Для мальчика не было роднее человека, чем Савельев. После смерти родителей Сергей очень сильно к нему привязался, но жизнь опять преподнесла ребенку испытания, разлучила его с майором.

Савельев вынужден был оставить Сережу со своим другом Бахичевым. Но мальчик не смог снова вынести горечь расставания с близким человеком. После того, как Савельев уехал, Сергей сбежал. Окружающие не знали, куда он убежал, может быть на поиски майора, а может и туда, где похоронены родители, или вообще ушел на войну.

В этом произведении четко описана жестокая война, героизм маленького ребенка. Война и дети – это несовместимые понятия. Ребенок не должен видеть всю горечь войны, тем более воевать. Бесстрашие и отвага маленького мальчика достойный пример для нынешнего поколения.

Картинка или рисунок Маленький солдат

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

  • Краткое содержание Куприн В цирке

    Цирковой борец Арбузов почувствовал себя плохо и пошел к доктору. Доктор осмотрел его и сказал, что надо беречь здоровье и на время отказаться от тренировок и выступлений, иначе это может плохо закончиться. Арбузов сказал, что у него подписан контракт

  • Краткое содержание Теллурия Сорокин

    Роман трудно описать полностью и досконально, так как он состоит из 50 разрозненных глав, которые представляют собой детали полотна, описывающего преддверие 22 века на территории нынешней Европы и России

  • Краткое содержание Сказки по телефону Родари

    У господина Бьянки была дочка. Провожая отца, она напоминала, что хочет услышать новую сказку. Засыпала только, когда слушала новую историю. И он стал перед сном по телефону делиться с дочкой новыми сказками

  • Краткое содержание Чехов Дама с собачкой

    Семейный мужчина в Ялте встречает замужнюю женщину. Между ними завязывается курортный роман. Однако, вернувшись по своим городам, оба не могут забыть друг друга и возобновляют свою тайную связь

  • Краткое содержание Шей - Доставляя счастье: от нуля до миллиарда

    Произведение относится к деловой литературе и представляет собой учебное пособие по успешному развитию собственного бизнеса. Книга раскрывает несколько секретов

Андрей Платонов

Title: Купить книгу "Маленький солдат": feed_id: 5296 pattern_id: 2266 book_author: Платонов Андрей book_name: Маленький солдат Купить книгу "Маленький солдат" Платонов Андрей

Недалеко от линии фронта, внутри уцелевшего вокзала, сладко храпели уснувшие на полу красноармейцы; счастье отдыха было запечатлено на их усталых лицах.

На втором пути тихо шипел котел горячего дежурного паровоза, будто пел однообразный, успокаивающий голос из давно покинутого дома. Но в одном углу вокзального помещения, где горела керосиновая лампа, люди изредка шептали друг другу уговаривающие слова, а затем и они впали в безмолвие.

Там стояли два майора, похожие один на другого не внешними признаками, но общей добротою морщинистых загорелых лиц; каждый из них держал руку мальчика в своей руке, а ребенок умоляюще смотрел на командиров. Руку одного майора ребенок не отпускал от себя, прильнув затем к ней лицом, а от руки другого осторожно старался освободиться. На вид ребенку было лет десять, а одет он был как бывалый боец – в серую шинель, обношенную и прижавшуюся к его телу, в пилотку и в сапоги, пошитые, видно, по мерке, на детскую ногу. Его маленькое лицо, худое, обветренное, но не истощенное, приспособленное и уже привычное к жизни, обращено теперь было к одному майору; светлые глаза ребенка ясно обнажали его грусть, словно они были живою поверхностью его сердца; он тосковал, что разлучается с отцом или старшим другом, которым, должно быть, доводился ему майор.

Второй майор привлекал ребенка за руку к себе и ласкал его, утешая, но мальчик, не отымая своей руки, оставался к нему равнодушным. Первый майор тоже был опечален; и он шептал ребенку, что скоро возьмет его к себе и они снова встретятся для неразлучной жизни, а сейчас они расстаются на недолгое время. Мальчик верил ему, однако и сама правда не могла утешить его сердца, привязанного лишь к одному человеку и желавшего быть с ним постоянно и вблизи, а не вдалеке. Ребенок знал уже, что такое даль расстояния во время войны – людям оттуда трудно вернуться друг к другу, – поэтому он не хотел разлуки, а сердце его не могло быть в одиночестве, оно боялось, что, оставшись одно, умрет. И в последней своей просьбе и надежде мальчик смотрел на майора, который должен оставить его с чужим человеком.

– Ну, Сережа, прощай пока, – сказал тот майор, которого любил ребенок. – Ты особо-то воевать не старайся, подрастешь – тогда будешь. Не лезь на немца и береги себя, чтоб я тебя живым, целым нашел. Ну чего ты, чего ты – держись, солдат!

Сережа заплакал. Майор поднял его к себе на руки и поцеловал в лицо несколько раз. Потом майор пошел с ребенком к выходу, и второй майор тоже последовал за ними, поручив мне сторожить оставленные вещи.

Вернулся ребенок на руках другого майора; он чуждо и робко глядел на командира, хотя этот майор уговаривал его нежными словами и привлекал к себе как умел.

Майор, заменивший ушедшего, долго увещевал умолкшего ребенка, но тот, верный одному чувству и одному человеку, оставался отчужденным.

Невдалеке от станции начали бить зенитки. Мальчик вслушался в их гулкие мертвые звуки, и во взоре его появился возбужденный интерес.

– Их разведчик идет! – сказал он тихо, будто самому себе. – Высоко идет, и зенитки его не возьмут, туда надо истребителя послать.

– Пошлют, – сказал майор. – Там у нас смотрят.

Нужный нам поезд ожидался лишь назавтра, и мы все трое пошли на ночлег в общежитие. Там майор покормил ребенка из своего тяжело нагруженного мешка.

– Как он мне надоел за войну, этот мешок, – сказал майор, – и как я ему благодарен!

Мальчик уснул после еды, и майор Бахичев рассказал мне про его судьбу.

Сергей Лабков был сыном полковника и военного врача. Отец и мать его служили в одном полку, поэтому и своего единственного сына они взяли к себе, чтобы он жил при них и рос в армии. Сереже шел теперь десятый год, он близко принимал к сердцу войну и дело отца и уже начал понимать по-настоящему, для чего нужна война. И вот однажды он услышал, как отец говорил в блиндаже с одним офицером и заботился о том, что немцы при отходе обязательно взорвут боезапас его полка. Полк до этого вышел из немецкого охвата, – ну, с поспешностью, конечно, – и оставил у немцев свой склад с боезапасом, а теперь полк должен был пойти вперед и вернуть утраченную землю, и свое добро на ней, и боезапас тоже, в котором была нужда. «Они уж и провод в наш склад, наверно, подвели – ведают, что отойти придется», – сказал тогда полковник, отец Сережи. Сергей вслушался и сообразил, о чем заботился отец. Мальчику было известно расположение полка до отступления, и вот он, маленький, худой, хитрый, прополз ночью до нашего склада, перерезал взрывной замыкающий провод и оставался там целые сутки, сторожа, чтобы немцы не исправили повреждения, а если исправят, то чтобы опять перерезать провод. Потом полковник выбил оттуда немцев, и весь склад целым перешел в его владение.

Вскоре этот мальчуган пробрался подалее в тыл противника; там он узнал по признакам, где командный пункт полка или батальона, обошел поодаль вокруг трех батарей, запомнил все точно – память же ничем не порченная, – а вернувшись домой, указал отцу по карте, как оно есть и где находится. Отец подумал, отдал сына ординарцу для неотлучного наблюдения за ним и открыл огонь по этим пунктам. Все вышло правильно, сын дал ему верные засечки. Он же маленький, этот Сережа, неприятель его за суслика в траве принимал – пусть, дескать, шевелится. А Сережка, наверное, и травы не шевелил, без вздоха шел.

Ординарца мальчишка тоже обманул или, так сказать, совратил: раз он повел его куда-то, и вдвоем они убили немца – неизвестно, кто из них, – а позицию нашел Сергей.

Так он и жил в полку, при отце с матерью и с бойцами. Мать, видя такого сына, не могла больше терпеть его неудобного положения и решила отправить его в тыл. Но Сергей уже не мог уйти из армии, характер его втянулся в войну. И он говорил тому майору, заместителю отца, Савельеву, который вот ушел, что в тыл он не пойдет, а лучше скроется в плен к немцам, узнает у них все, что надо, и снова вернется в часть к отцу, когда мать по нем соскучится. И он бы сделал, пожалуй, так, потому что у него воинский характер.

А потом случилось горе, и в тыл мальчика некогда стало отправлять. Отца его, полковника, серьезно поранило, хоть и бой-то, говорят, был слабый, и он умер через два дня в полевом госпитале. Мать тоже захворала, затомилась – она была раньше еще поувечена двумя осколочными ранениями, одно в полость живота, – и через месяц после мужа тоже скончалась; может, она еще по мужу скучала... Остался Сергей сиротой.

Командование полком принял майор Савельев, он взял к себе мальчика и стал ему вместо отца и матери, вместо родных, всем человеком. Мальчик ответил Володе тоже всем сердцем.

– А я-то не из их части, я из другой. Но Володю Савельева я знаю еще по давности. И вот встретились мы тут с ним в штабе фронта. Володю на курсы усовершенствования посылали, а я по другому делу там находился, а теперь обратно к себе в часть еду. Володя Савельев велел мне поберечь мальчишку, пока он обратно не прибудет... Да и когда еще Володя вернется и куда его направят! Ну, это там видно будет...

Майор Бахичев задремал и уснул. Сережа Лабков всхрапывал во сне, как взрослый, поживший человек, и лицо его, отошедши теперь от горести и воспоминаний, стало спокойным и невинно счастливым, являя образ святого детства, откуда увела его война.

Я тоже уснул, пользуясь ненужным временем, чтобы оно не проходило зря.

Проснулись мы в сумерки, в самом конце долго-то июньского дня. Нас теперь было двое на трех кроватях – майор Бахичев и я, а Сережи Лабкова не было.

Майор обеспокоился, но потом решил, что мальчик ушел куда-нибудь на малое время. Позже мы прошли с ним на вокзал и посетили военного коменданта, однако маленького солдата никто не заметил в тыловом многолюдстве войны.

Наутро Сережа Лабков тоже не вернулся к нам, и бог весть, куда он ушел, томимый чувством своего детского сердца к покинувшему его человеку, – может быть, вслед ему, может быть, обратно в отцовский полк, где были могилы его отца и матери.

Андрей Платонов «Маленький солдат»

Недалеко от линии фронта внутри уцелевшего вокзала сладко храпели уснувшие на полу красноармейцы; счастье отдыха было запечатлено на их усталых лицах.

На втором пути тихо шипел котел горячего дежурного паровоза, будто пел однообразный, успокаивающий голос из давно покинутого дома. Но в одном углу вокзального помещения, где горела керосиновая лампа, люди изредка шептали друг другу успокаивающие слова, а затем и они впали в безмолвие.

Там стояли два майора, похожие один на другого не внешними признаками, но общей добротою морщинистых загорелых лиц; каждый из них держал руку мальчика в своей руке, а ребенок умоляюще смотрел на командиров. Руку одного майора ребенок не отпускал от себя, прильнув затем к ней лицом, а от руки другого осторожно старался освободиться. На вид ребенку было лет десять, а одет он был как бывалый боец — в серую шинель, обношенную и прижавшуюся к его телу, в пилотку и в сапоги, пошитые, видно, по мерке на детскую ногу. Его маленькое лицо, худое, обветренное, но не истощенное, приспособленное и уже привычное к жизни, обращено было теперь к одному майору; светлые глаза ребенка ясно обнажали его грусть, словно они были живою поверхностью его сердца; он тосковал, что разлучается с отцом или старшим другом, которым, должно быть, доводился ему майор.

Второй майор привлекал ребенка за руку к себе и ласкал его, утешая, но мальчик, не отымая своей руки, оставался к нему равнодушным. Первый майор тоже был опечален, и он шептал ребенку, что скоро возьмет его к себе и они снова встретятся для неразлучной жизни, а сейчас они расстаются на недолгое время. Мальчик верил ему, однако и сама правда не могла утешить его сердца, привязанного лишь к одному человеку и желавшего быть с ним постоянно и вблизи, а не вдалеке. Ребенок знал уже, что такое даль расстояния и время войны, — людям оттуда трудно вернуться друг к другу, поэтому он не хотел разлуки, а сердце его не могло быть в одиночестве, оно боялось, что, оставшись одно, умрет. И в последней своей просьбе и надежде мальчик смотрел на майора, который должен оставить его с чужим человеком.

— Ну, Сережа, прощай пока, — сказал тот майор, которого любил ребенок. — Ты особо-то воевать не старайся, подрастешь, тогда будешь. Не лезь на немца и береги себя, чтоб я тебя живым, целым нашел. Ну чего ты, чего ты — держись, солдат!

Сережа заплакал. Майор поднял его к себе на руки и поцеловал лицо несколько раз. Потом майор пошел с ребенком к выходу, и второй майор тоже последовал за ними, поручив мне сторожить оставленные вещи.

Вернулся ребенок на руках другого майора; он чуждо и робко глядел на командира, хотя этот майор уговаривал его нежными словами и привлекал к себе как умел.

Майор, заменивший ушедшего, долго увещевал умолкшего ребенка, но тот, верный одному чувству и одному человеку, оставался отчужденным.

Невдалеке от станции начали бить зенитки. Мальчик вслушался в их гулкие мертвые звуки, и во взоре его появился возбужденный интерес.

— Их разведчик идет! — сказал он тихо, будто самому себе. — Высоко идет, и зенитки его не возьмут, туда надо истребителя послать.

— Пошлют, — сказал майор. — Там у нас смотрят.

Нужный нам поезд ожидался лишь назавтра, и мы все трое пошли на ночлег в общежитие. Там майор покормил ребенка из своего тяжело нагруженного мешка. «Как он мне надоел за войну, этот мешок, — сказал майор, — и как я ему благодарен!» Мальчик уснул после еды, и майор Бахичев рассказал мне про его судьбу.

Сергей Лабков был сыном полковника и военного врача. Отец и мать его служили в одном полку, поэтому и своего единственного сына они взяли к себе, чтобы он жил при них и рос в армии. Сереже шел теперь десятый год; он близко принимал к сердцу войну и дело отца и уже начал понимать по- настоящему, для чего нужна война. И вот однажды он услышал, как отец говорил в блиндаже с одним офицером и заботился о том, что немцы при отходе обязательно взорвут боезапас его полка. Полк до этого вышел из немецкого охвата, ну с поспешностью, конечно, и оставил у немцев свой склад с боезапасом, а теперь полк должен был пойти вперед и вернуть утраченную землю и свое добро на ней, и боезапас тоже, в котором была нужда. «Они уж и провод в наш склад, наверно, подвели — ведают, что отойти придется», — сказал тогда полковник, отец Сережи. Сергей вслушался и сообразил, о чем заботился отец. Мальчику было известно расположение полка до отступления, и вот он, маленький, худой, хитрый, прополз ночью до нашего склада, перерезал взрывной замыкающий провод и оставался там еще целые сутки, сторожа, чтобы немцы не исправили повреждения, а если исправят, то чтобы опять перерезать провод. Потом полковник выбил оттуда немцев, и весь склад целый перешел в его владение.

Вскоре этот мальчуган пробрался подалее в тыл противника; там он узнал по признакам, где командный пункт полка или батальона, обошел поодаль вокруг трех батарей, запомнил все точно — память же ничем не порченная, — а вернувшись домой, показал отцу по карте, как оно есть и где что находится. Отец подумал, отдал сына ординарцу для неотлучного наблюдения за ним и открыл огонь по этим пунктам. Все вышло правильно, сын дал ему верные засечки. Он же маленький, этот Сережка, неприятель его за суслика в траве принимал: пусть, дескать, шевелится. А Сережка, наверно, и травы не шевелил, без вздоха шел.

Ординарца мальчишка тоже обманул, или, так сказать, совратил: раз он повел его куда-то, и вдвоем они убили немца — неизвестно, кто из них, — а позицию нашел Сергей.

Так он и жил в полку при отце с матерью и с бойцами. Мать, видя такого сына, не могла больше терпеть его неудобного положения и решила отправить его в тыл. Но Сергей уже не мог уйти из армии, характер его втянулся в войну. И он говорил тому майору, заместителю отца, Савельеву, который вот ушел, что в тыл он не пойдет, а лучше скроется в плен к немцам, узнает у них все, что надо, и снова вернется в часть к отцу, когда мать по нему соскучится. И он бы сделал, пожалуй, так, потому что у него воинский характер.

А потом случилось горе, и в тыл мальчишку некогда стало отправлять. Отца его, полковника, серьезно ранило, хоть и бой-то, говорят, был слабый, и он умер через два дня в полевом госпитале. Мать тоже захворала, затомилась — она была раньше еще поувечена двумя осколочными ранениями, одно было в полость — и через месяц после мужа тоже скончалась; может, она еще по мужу скучала... Остался Сергей сиротой.

Командование полком принял майор Савельев, он взял к себе мальчика и стал ему вместо отца и матери, вместо родных — всем человеком. Мальчик ответил ему тоже всем сердцем.

— А я-то не из их части, я из другой. Но Володю Савельева я знаю еще по давности. И вот встретились мы тут с ним в штабе фронта. Володю на курсы усовершенствования посылали, а я по другому делу там находился, а теперь обратно к себе в часть еду. Володя Савельев велел мне поберечь мальчишку, пока он обратно не прибудет... Да и когда еще Володя вернется и куда его направят! Ну, это там видно будет...

Майор Бахичев задремал и уснул. Сережа Лабков всхрапывал во сне, как взрослый, поживший человек, и лицо его, отошедши теперь от горести и воспоминаний, стало спокойным и невинно счастливым, являя образ святого детства, откуда увела его война. Я тоже уснул, пользуясь ненужным временем, чтобы оно не проходило зря.

Проснулись мы в сумерки, в самом конце долгого июньского дня. Нас теперь было двое на трех кроватях — майор Бахичев и я, а Сережи Лабкова не было. Майор обеспокоился, но потом решил, что мальчик ушел куда-нибудь на малое время. Позже мы прошли с ним на вокзал и посетили военного коменданта, однако маленького солдата никто не заметил в тыловом многолюдстве войны.

Наутро Сережа Лабков тоже не вернулся к нам, и бог весть, куда он ушел, томимый чувством своего детского сердца к покинувшему его человеку — может быть, вослед ему, может быть, обратно в отцовский полк, где были могилы его отца и матери.

Замечательное произведение "Маленький солдат", краткое содержание которого познакомит читателя с его сюжетом, написал российский прозаик Андрей Платонов. Подлинная фамилия автора - Климентов. Родился он в рабочем поселке недалеко от Воронежа в 1899 году.

История создания произведения

Андрей Платонов сам познал все тяготы военного времени, и, конечно, не мог не затронуть эту тему в своих произведениях. Именно в 1940-е годы автор начинает полностью посвящать свое творчество детям, пережившим события войны. Платонов становится популярен не только своими рассказами, но и сборником сказок, который называется "Волшебное кольцо".

Писатель очень тепло относился к тем детям, которых называли "маленькие солдаты". Это ребята, знающие о войне не понаслышке. Они сражались рядом со взрослыми бойцами и тоже вносили свой вклад в долгожданную победу над немецкими оккупантами. Часто слыша о таких подвигах, а возможно, и становясь их очевидцем, Андрей Платонович хотел выразить в своих произведениях, как отразилось это время в душах детей.

Как пережили войну маленькие солдаты? Что пришлось испытать этим ребятам, которые порой находились достаточно близко к линии сражений? В 1943 году появился рассказ "Маленький солдат", краткое содержание которого опишет небольшой фрагмент из жизни ребенка, на собственном опыте узнавшего,

Первые страницы произведения, или Знакомство с Сережей

Небольшое строение вокзала, которое чудом сохранилось после авианалета немецких самолетов. Прямо на полу лежат уставшие бойцы. Кто подложил под голову вещмешок, кто просто теплую ладошку. Все спят, пользуясь такими редкими часами для отдыха. Где-то еще раздавался встревоженный шепот людей, которые пытались успокоить друг друга. Но вскоре и они затихли. Только на путях время от времени шипел паровоз, нарушая мирную тишину.

А в другой части уцелевшего вокзала стояли два офицера, которые держали за руки маленького мальчика. Ребенку было около десяти лет. Ладонь одного из майоров мальчик сжимал как-то особенно крепко, и даже время от времени прижимался к ней щекой. Это и был маленький солдат. Краткое содержание рассказа описывает несколько фрагментов из его непростой жизни.

Главный персонаж произведения

Одет мальчик был как настоящий красноармеец. Потертая шинель, которая уже плотно прилегала к детскому телу, на голове пилотка, сапоги, сшитые явно на заказ, так как не были велики ребенку, а приходились именно впору. Его детское личико было обветренным, но тем не менее не выглядело изможденным или истощенным. Оно как будто стало приспособленным ко всем жизненным тяготам.

Светлые глазки ребенка, которые смотрели на офицера, державшего его маленькую ладошку, были полны мольбы. Как будто он всем своим сердцем хотел о чем-то попросить его. Но не мог выразить это словами маленький солдат. Анализ первых строк произведения показывает, что мальчик прощается с этим человеком, который является либо его отцом, либо очень близким товарищем.

Прощание с майором и слезы мальчика

Другой мужчина в военной форме как мог пытался утешить ребенка, но тот даже не замечал его ласк. Малыш слушал того офицера, с которого не водил глаз. Майор обещал ему, что расстаются они ненадолго, и скоро встретятся, а тогда уже навсегда останутся вместе, и никогда не будут разлучаться. Но мальчик знал, что такое война. Многие, расставаясь, обещали друг другу вернуться. Но это жестокое время зачастую мешало людям выполнять данные обещания, как бы они ни старались.

Не выдержало детское сердце предстоящей разлуки. Ребенок заплакал. Майор взял его на руки, поцеловал залитое слезами личико и понес на перрон. Прошло некоторое время, мальчик вернулся в здание вокзала уже на руках другого мужчины, одетого в военную форму. Тот по-прежнему пытался успокоить и приласкать маленького Сережу, но ребенок замкнулся в себе.

Рассказ Платонова "Маленький солдат". Описание судьбы мальчика

Поезд, на котором они должны были ехать до места назначения, прибывал только на следующий день. Поэтому мужчина отправился вместе с ребенком в общежитие, чтобы переночевать. Там он покормил Сережу и уложил спать. А затем майор, фамилия которого была Бахичев, поведал своему случайному попутчику о судьбе этого малыша. Как оказалось, отец Сергея был военным врачом, и вместе с мамой мальчика он служил в одном полку. Чтобы не разлучаться с единственным ребенком, родители взяли его с собой.

Так в полку появился маленький солдат. Краткое содержание опишет несколько его подвигов. Однажды Сережа услышал разговор отца о том, что немцы должны обязательно взорвать перед своим отступлением склад с боеприпасами, принадлежавшими полку, в котором рос мальчик. И тогда пробрался ночью в это помещение и перерезал провод, который должен был привести в действие взрывной механизм. Более того, он оставался на складе еще целые сутки, опасаясь того, что фашисты вернутся и все исправят.

Еще один подвиг маленького Сережи

Спустя некоторое время мальчик пробрался далеко в тыл к немцам и довольно точно запомнил, где располагался фашистский командный пункт и вражеские батареи. Вернувшись к своему отцу в полк, Сергей все очень точно описал. Память у мальчика была прекрасной.

Мужчина отдал ребенка под постоянное наблюдение ординарцу и решил открыть огонь по всем тем позициям врага, на которые указывал его маленький сын. Сведения, выведанные Сергеем, оказались верными. Мальчик действительно смог запомнить все правильно и помог взрослым бойцам.

Первые несчастья, которые принесла малышу война

Мама Сережи, увидев такое отношения сына к войне, наблюдая за его храбрым характером, понимала, что так долго продолжаться не может. Женщина беспокоилась за сына. Она решила отправить ребенка в тыл. Но маленький солдат упрямился. Он уже привык к тяготам военной жизни. Более того, ребенок втянулся и уже не мог представить своей жизни без сражений и помощи бойцам.

К сожалению, мать не успела сдержать своего обещания. Отца Сережи очень серьезно ранило в очередном сражении, и он, так и не поправившись, умер в госпитале. А затем и мама мальчика заболела. До этих событий она уже была неоднократно ранена. Видимо, сказались нервные переживания и боль за погибшего супруга. Женщина слегла. Прошел всего месяц, и она отправилась вслед за своим мужем. Сережа остался без матери и отца.

Дальнейшая судьба маленького солдата

Теперь вместо отца Сергея полком стал командовать его заместитель Савельев. Это и был тот майор, с которым мальчик прощался на перроне. После смерти родителей Сережи мужчина взял его к себе на попечение. Савельев так искренне заботился о ребенке, что маленький солдат тоже ответил взаимностью и привязался к нему всем своим детским сердцем.

Через некоторое время пришло указание отправить Савельева на курсы военной переподготовки. Тогда он попросил своего знакомого офицера позаботиться о мальчике до возвращения. А когда вернется Савельев и куда его отправят после этого, еще не было неизвестно. Так что сколько еще мальчик вынужден оставаться с незнакомцем, никто не знал. Да и сам Сережа, видимо, это прекрасно понимал.

Заснувшие собеседники, или Куда делся мальчик

Так продолжается повествование рассказа "Маленький солдат", главные герои которого проходят через нелегкие испытания Второй мировой войны, участвуя в сражениях и защищая свою Родину. Описав своему случайному собеседнику судьбу подопечного, майор уснул. А через время задремал и сам слушатель. Проснувшись уже в конце уходящего дня, мужчины обнаружили, что остались вдвоем.

Сначала Бахичев не особо беспокоился, решив, что мальчик отлучился ненадолго. Но прошло время, а маленький солдат все не возвращался. Тогда мужчина пошел на вокзал и стал опрашивать военного коменданта, не видел ли тот ребенка. Но при таком скоплении людей в это тревожное время, конечно, никто не заметил Сережу - маленького и юркого мальчика, у которого был огромный опыт умелого разведчика.

Не вернулся малыш и на следующий день. Даже тщательный анализ произведения "Маленький солдат" не сможет ответить на вопрос о том, куда отправился Сережа. Может, он вернулся в свой родной полк, а возможно, отправился разыскивать Савельева, который стал ему не менее близким, чем родные мама и папа. Так заканчивается произведение "Маленький солдат".

Платонов (сочинение по описанному рассказу школьники пишут еще в пятом классе) создал много произведений, посвященных нелегкой судьбе детей, прошедших военное время. И ни одно не сможет оставить ни взрослого, ни маленького читателя равнодушным.

Рассказ Андрея Платонова «Маленький солдат» начинается с описания вокзала. Вокзал, полустанок - временное пристанище. Какая-то серость, неизвестность в нем, как и в образе «давно-покинутого дома». Как будто смазанная фотография, врезавшаяся в память не столько образами, сколько впечатлением. Но есть и то, что оживляет эту картину: «на втором пути тихо шипел котел горячего дежурного поезда». Что-то теплое слышится в этом шипении, что-то, что связывает этот замерший, уснувший где-то «недалеко от линии фронта» вокзал с домом, с Родиной, с жизнью. Паровоз - образ движения, надежды.

Само название состоит из двух частей: «Маленький» и «солдат». Солдат - воин, значит, храбрость, стойкость, сила воли. Солдат - образ жизни, склад ума.

«Маленький» - это только возраст, определение «маленький» не относится непосредственно к понятию «солдат». Некая противоречивость, несоответствие (антитеза) служит средством выражения основной мысли. Маленький - значит, ребенок; солдат - это не ребенок, не мужчина и не старик, солдат - это все сразу.

«Маленький солдат» - это уже образ. Слово «маленький» в таком сочетании становится емким эпитетом, сразу вводящим нас в ощущение трагедии войны.

В сюжете мы видим развитие антитезы, заложенной в названии, ее отклик, отзыв, как глухие орудийные удары. Когда читаешь описание мальчика: «серая шинель», «пилотка и сапоги», то невольно хочется воскликнуть: «Солдат!» А далее появляются «светлые глаза ребенка, ясно отражающие его грусть», словно они были «живой поверхностью его сердца», и к слову «солдат» невольно приходит определение - «маленький».

Композиция тоже необычна - фабула не совпадает с сюжетом: начало - образ дома среди войны, затем идет описание прощания мальчика с майором, после чего автор рассказывает нам его историю, скупо, просто перечисляя подвиги Сережи, после чего опять возвращаясь к реальности происходящего. Такое перетекание из прошлого в настоящее как бы символизирует непрочность связей на войне, насильственное их прерывание - встречи-разлуки, рождение-смерть, словом, «людям оттуда трудно вернуться друг к другу».

Война... От нее нельзя скрыться, уйти, она неотвратимо затрагивает всех, война внутри каждого человека, тем более ребенка. Впечатлительная детская душа главного героя - Сережи - впитывает в себя все, что происходит вокруг. Война становится частью внутреннего мира ребенка, лишая его детства, делая старше: «ребенок знал уже, что такое даль расстояния и время войны», он «уже начал понимать по-настоящему, для чего нужна война», он близко принимал к сердцу войну, он уже стал солдатом. Сам А. Платонов в одном из своих писем говорит о том, что война - ненормальное состояние, она неестественна, она нарушает жизнь людей, калечит их души. И «Маленький солдат» во многом звучит как боль от того, что война касается и беззащитной детской души. Но, с другой стороны, А. Платонов сам живет в этом времени, в войне, и в этом смысле его рассказ звучит и как бессилие изменить что-либо.

Когда я читаю «Маленького солдата», то представляю, как бы я снимала фильм по этому рассказу. Фильм обязательно черно-белый: вокзал – общим планом, потом сам мальчик, его глаза, его самого - крупным планом. Сцену прощания - крупным планом, переводя камеру то на майора, то на мальчика. История его, история ребенка, выросшего на войне, в войну и из войны, представляется мне как череда мелькающих черно-белых кадров...

Рассказ был написан в 1943 году, автор просто не мог не обратиться к теме войны, и, наверное, он хотел показать и то, как отражалась она в душе маленького человека, только вступившего в жизнь и уже вынужденного идти по ней самостоятельно, подчиняясь ее жестоким законам («характер его втянулся в войну»).

Сцена прощания десятилетнего Сережи с майором Савельевым - человеком, заменившим ему всех, как будто разорвана на части. Это выделено даже графически: практически каждое предложение начинается с нового абзаца - как будто всхлипы, вздохи, стоны.

Это «святое детство, откуда увела его война», все же отзывалось в ребенке, отражалось в его глазах, звучало в его верности «одному чувству и одному человеку». Этот рассказ, как мне кажется, - не просто описание истории Сережи Лабкова, это картина, изображающая войну с одной из ее самых трагических сторон, что подчеркивается и его открытым финалом.

В конце рассказа мальчик уходит в неизвестность, как уходили, наверное, тысячи, как растворялись в войне детские души. Образ этого мальчика, чью историю описывает А.Платонов, - это как будто остановившийся кадр, «пойманный» автором. «Все судьбы в единую слиты» (В. Высоцкий) - действительно, пришедший ниоткуда, пришедший без имени (просто «Маленький солдат»), мальчик и уходит в никуда. «Маленький солдат» - как обобщение, как собирательный образ, как надпись на могиле.