Военная реформа вооруженных сил рф. Реформа Вооружённых сил России (2008)

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Реформа Вооружённых Сил Российской Федерации (ВС России) 2008-2020 годов - комплекс мероприятий по изменению структуры, состава и численности Вооружённых сил Российской Федерации, анонсированный 14 октября 2008 года на закрытом заседании военной коллегии Министерства обороны Российской Федерации (Минобороны России). Реформа делится на 3 этапа.

3 слайд

Описание слайда:

I этап Данный этап включает в себя организационно-штатные мероприятия: оптимизация численности, оптимизация управления, реформа военного образования. Оптимизация численности Существенной частью реформы стало сокращение численности Вооружённых сил, которая в 2008 году составляла около 1,2 млн человек. Большая часть сокращений пришлась на офицерский состав: с более чем 300 тысяч до 150 тысяч человек. В результате президент России Дмитрий Медведев поставил задачу вернуть в состав Вооружённых сил около 70 тысяч офицеров. В 2014 году численность Вооружённых сил РФ составляла 845 тысяч: сухопутные войска - 250 тыс., ВДВ - 35 тыс., ВМС - 130 тыс., ВВС - 150 тыс., СЯС - 80 тыс., командование и обслуживание - 200 тыс.

4 слайд

Описание слайда:

Оптимизация управления Одно из основных направлений реформы - переход от четырёхзвенной системы управления «военный округ» - «армия» - «дивизия» - «полк» к трёхзвенной «военный округ» - «оперативное командование» - «бригада». После военно-административной реформы все войска на территории военного округа подчиняются одному командующему, который несёт персональную ответственность за безопасность в регионе. Объединение под единым руководством командующего войсками военного округа общевойсковых армий, флотов, командований ВВС и ПВО позволило качественно увеличить боевые возможности новых военных округов за счёт сокращения времени реакции в кризисных ситуациях и роста их совокупной ударной мощи. На стратегических направлениях созданы самодостаточные межвидовые группировки войск (сил), объединённые под единым командованием, основу которых составляют соединения и воинские части постоянной готовности, способные в кратчайшие сроки привести себя в высшие степени боевой готовности и выполнить задачи по предназначению

5 слайд

Описание слайда:

II этап Данный этап включает в себя решение социальных вопросов: Повышение денежного довольствия, Обеспечение жильём, Профессиональная переподготовка и повышение квалификации военнослужащих. Повышение денежного довольствия С 1 января 2012 года денежное довольствие военнослужащих было увеличено в 2,5-3 раза, выросли военные пенсии. 7 ноября 2011 года президент Дмитрий Медведев подписал Закон «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат». В соответствии с законом была изменена система начисления денежного довольствия, были отменены существовавшие до этого дополнительные выплаты и надбавки и введены новые. Денежное довольствие военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, состоит из оклада по воинской должности и дополнительных выплат.

6 слайд

Описание слайда:

Профессиональная переподготовка и повышение квалификации военнослужащих Начиная с января 2012 года все военнослужащие контрактной службы обязаны пройти курсы интенсивной общевойсковой подготовки в специально созданных учебных центрах, так называемые «курсы выживания». За первые полгода 2012 года только в ЮВО подготовку прошли более 5,5 тыс. военнослужащих, из них около тысячи военнослужащих не выдержали испытания. C 2013 года все поступившие на военную службу по контракту из числа граждан, пребывающих в запасе, должны в течение четырёх недель пройти обучение по программе интенсивной общевойсковой подготовки. Переподготовка офицеров проходит в специализированных центрах при назначении на должность.

7 слайд

Описание слайда:

III этап 19 ноября 2008 года начальник Генерального штаба ВС России генерал армии Николай Макаров заявил журналистам, что в российской армии в ближайшие 3-5 лет будут на треть обновлены вооружение и техника, а к 2020 году это будет сделано на 100 % Президент России Владимир Путин потребовал, чтобы к концу 2015 года вооруженные силы оснастили современным вооружением не менее чем на 30%, а итог года - 47%. К исходу 2020 года этот показатель должен составить не менее 70%. Это значит, что в Стратегических ядерных силах (СЯС), являющихся приоритетными в развитии, будет уже 100%, как и в ВКС и ВМФ. Чуть меньше в Сухопутных войсках и ВДВ, но и у них тоже будут высокие показатели.

Обозреватель - Observer 2003 № 6 (1 6 1 )

ВОЕННАЯ РЕФОРМА В РОССИИ

Олег Лисов,

начальник сектора ВИМИ

Первые попытки серьезного и планомерного реформирования Вооруженных Сил нашего государства в последние десятилетия были предприняты в 70-е годы, когда по указанию Министра Обороны СССР Д.Устинова на новые организационно-кадровые штаты и новую технику была переведена целая армия (28-я, дислоцированная в Белоруссии). После сколачивания и полного оснащения новой техникой она приняла участие в маневрах "Запад-81", показав по тем временам прекрасные результаты. К сожалению, этот опыт не был использован, а последовавшие затем период застоя и так называемая "перестройка" не позволили руководству страны дальше заниматься реформированием армии.

В последние 10 лет во всех слоях российского общества и в первую очередь российских политиков не стихают дебаты о необходимости сокращения армии и реформе Вооруженных Сил России. Руководством страны неуверенно (или от незнания, или от боязни?) предпринимаются попытки что-то делать в этом направлении, но значительных и, главное положительных результатов от этих попыток нет до сих пор. В это же время Вооруженные Силы окончательно теряют свою боеготовность и боеспособность, лучшие, молодые и перспективные офицеры уходят из армии, техника стареет, резко растет число аварий, а престиж Вооруженных Сил упал до самого низкого уровня. Служба в армии стала не почетной обязанностью и долгом (как это записано в Конституции РФ и как это должно быть), а чуть ли не позором.

Проводившаяся в России, с середины 1997 г., военная реформа была призвана приспособить Вооруженные Силы РФ к новым военным потребностям государства и к его изменившимся экономическим возможностям. Однако, финансово-экономический обвал августа 1998 г. прервал программу цивилизованной военной реформы и на много лет затянул ее проведение.

Нормативно-правовая база реформы

До 1998 г. руководящим документом по определению стратегии реформирования ВС был одобренный Президентом "Замысел реформы и строительства ВС РФ", который затем был заменен "Основами (концепцией) государственной политики по военному строительству России на период до 2005 года", утвержденный Указом Президента РФ в июле 1998 г. В соответствии с этим документом, к сожалению, каждое силовое ведомство разрабатывало свои внутренние планы реформирования сил, которые затем должны были согласовываться с Генеральным Штабом ВС и объединяться в общий документ, чтобы по единому плану обеспечить планомерный процесс реформирования, строительства и укрепления военной безопасности России. В соответствии с этим планом некоторые организационно-штатные мероприятия удалось осуществить, но с течением времени оказывалось, что принимаемые меры не достигают поставленных задач, а многие преобразования не улучшали, а наоборот, ухудшали систему организации безопасности страны и требовали отмены или замены новыми (табл. 1).

Основные мероприятия военной реформы РФ, осуществляемые до 2005 г.

Этапы и основные мероприятия

по реформированию Вооруженных Сил РФ

Решаемые цели, задачи

и возможные последствия

1 этап - до 2000 г.

(Значительные сокращения личного состава войск, сокращение (укрупнение) военных округов, изменение структуры войск и организации военного командования).

Сокращение численности личного состава Сухопутных войск РФ с 420 тыс. чел. до 348 тыс. чел.

Повышение эффективности управления войсками

Реформирование Главного командования Сухопутных войск.

Значительное сокращение численности.

Включение военно-космических сил (ВKC) и войск ракетно-космической обороны (РKО) в состав Ракетных войск стратегического назначения (РВСН).

Сокращение численности управленческого аппарата.

Образование из ВKC и РKО нового самостоятельного рода войск - космического и передача его в состав ВВС РФ.

Сокращение расходов на содержание руководящего состава.

РВСН - переформирование из вида войск в род войск.

Сокращение расходов на проведение НИОKР и научных разработок.

Завершение формирования структуры ВС РФ, состоящей из четырех видов - Сухопутных войск, ВМФ, ВВС и стратегических сил.

Ликвидация параллелизма в работе военных штабов и руководящего состава.

Слияние ВВС и ПВО страны в один вид ВС РФ - ВВС.

Установление единой системы военно-админи-стративного деления территории РФ на стратегические направления: Северо-Западного - в границах Ленинградского военного округа; Западного - в границах Московского военного округа; Юго-Западного - в границах Северо-Kавказского военного округа; Сибирского военного округа и Дальнево-сточного - в границах Дальневосточного военного округа (5 военных округов).

2 этап - до 2002 г.

(Сокращение численности, увеличение финансирования, повышение боеготовности, перевод некоторых частей на службу по контракту).

Воссоздание Главного командования сухопутных войск (2001 г.).

Повышение боеготовности и боеспособности частей и соединений.

Повышение боеготовности, модернизация и разработка новых типов и видов вооружения.

Реформирование и усиление оборонно-промышленного комплекса РФ.

Создание частей и соединений "постоянной готов-ности":

Сохранение офицерского кор-пуса.

сформированы три дивизии и четыре бригады "постоянной готовности" в Ленинградском, Московском, Северо-Kавказском и Сибирском военных округах, которые укомплектованы л/с не менее чем на 80%, вооружены на 100%, обучены и к ним постоянно предъявляются повышенные требования).

Поднятие социального и морального статуса военно-служащего.

Шаги по увеличению в Вооруженных Силах чис-ленности контрактников.

Повышение социального статуса и прав военно-служащих.

Экспериментальный перевод дивизии ВДВ на контрактную основу, с последующим изучением опыта и его внедрением в другие войска.

Разработка и принятие Закона "Об альтернативной гражданской службы в РФ (АГС)".

3 этап - до 2005 г.

(Увеличение частей и соединений "постоянной готовности", увеличение закупок военной техники. Перевод Вооруженных Сил РФ и всей системы защиты государства на принцип "эффективной достаточности").

Kонцентрация усилий и средств на постепенное уве-личение числа соединений и частей "постоянной готов-ности" (такие части и соединения должны быть созданы во всех видах ВС. В Сухопутных войсках планировалось иметь до 10 полнокровных дивизий).

Повышение эффективности войск и боевой техники.

Совершенствование структуры управления и руковод-ства войсками.

Усиление роли и места оборонно-промышленного комплекса в системе обороноспособности страны.

Перевод собственно Вооруженных Сил на трехвидовую структуру организации (суша, воздух-космос, море).

Модернизация и совершенствование оружия и боевой техники.

Увеличение боевой мощи ВС, усиление процесса пере-вооружения армии, внедрение новых видов и образцов ору-жия и боевой техники.

Увеличение закупок вооружения и боевой техники, усиленное и эффективное их внедрение войска.

Реализация конституционного права гражданина на альтерна-тивную службу.

Подготовка нормативно-правового, организационно-штатного и социально-экономического обоснования введения в РФ альтернативной гражданской службы (АГС), наряду с обязательной военной службой (закон АГС вводится в действие в РФ только с 2004 г.).

Выполнение взятых на себя международных обязательств.

Создание единого тыла ВС для армии, флота, авиа-ции, войск МЧС России, пограничных, внутренних и же-лезнодорожных войск.

Сокращение числа призыв-ников.

Выход на 100% обеспечение Вооруженных Сил всеми ресурсами (боевыми, финансовыми и др.).

Научно-техническая разра-ботка новых образцов техни-ки и освоение этой техники.

Кроме того, с течением времени выяснилось, что реформы в силовых ведомствах велись и ведутся определенными группировками не заинтересованных в них некоторых должностных лиц, и их действия часто основаны не на научно-разработанных и хорошо выверенных расчетах, а на своих сугубо личных ощущениях, накопленном опыте и знаниях. Результаты такой работы - ежегодное сокращение численности, слияние и разделение видов и родов вооруженных сил, укрупнение округов, реорганизация управленческого аппарата, реформирование боевых соединений, ликвидация научных школ и всей системы подготовки научных кадров, сокращение военных училищ и академий. Но где ожидаемый результат - положительный эффект? Такое осуществление организационно-штатных мероприятий не решает главной задачи - укрепление военной безопасности государства, а наоборот, ослабляет ее и усугубляет положение Вооруженных сил России. Результаты каждого реформирования крайне болезненно отражаются не только на личном составе, его морально-психологическом состоянии и материальном положении, но на наиболее важном - боеспособности и боеготовности сил и средств по защите государства. Анализ мер, осуществляемых в рамках реформирования российской военной машины, показывает, что результативность (эффективность) многих проведенных до последнего времени мероприятий, откровенно говоря, не соответствует первоначальным расчетам - не появляется лишних финансовых средств, не сокращается численность, не уменьшаются расходы. В результате, не повышается боеготовность, а некоторые мероприятия остаются экспериментами и принятые ранее решения отменяются или заменяются другими (например, ликвидация и воссоздание Главкомата Сухопутных войск). От такого рода мероприятий вначале резко снижается эффективность функционирования всего военного организма, затем идет потеря лучшей, опытной части кадрового состава войск и, наконец, частичная или полная потеря боеготовности частей и соединений. Так, если к началу 90-х годов в сухопутных войсках имелось 80 боеготовых соединений, то в 2002 г. - жалкое существование влачат 20 соединений сухопутных войск и 15 - в других видах ВС, из этого числа только одна 42-я дивизия в Чечне отвечает этим повышенным требованиям.

Интересен также состав призываемого на военную службу контингента призывников - 89% из юношей призывного возраста или уклоняются от службы, либо освобождаются от нее различными путями - заболевают, рожают более 2-х детей, ударяются в бега, уезжают за границу и т.п.

Из 11% призываемых, в основном из глухих районов и отдаленных местностей, 7% имеют начальное образование, 30% - среднее, а 40% нигде, никогда не учились и практически не работали и только около 20% отвечают предъявляемым требованиям.

Анализ первого этапа проведения военной реформы в России позволил "внимательным" исследователям из Лондонского института стратегических исследований в своем докладе "Военный баланс 1999-2000 гг." сделать весьма пессимистические и довольно дилетантские выводы. Смысл их заключается в следующем: "общее состояние боеготовности всех Вооруженных Сил РФ, за исключением ядерных, остается низким из-за нехватки средств для подготовки, содержания и закупок вооружения. Однако, несмотря на трудности в 1999 г. ВС РФ продемонстрировали более высокую, чем казалось бы, способность к развертыванию больших комбинированных сил". За какой счет и какими усилиями?

Основные направления осуществления реформы

Как показывает опыт и практика, главным в решении сложнейшей и громаднейшей проблемы нашего государства - реформировании ее Вооруженных Сил - должен быть системный подход. Сюда, в первую очередь, входит:

Правильная постановка политических задач, стоящих перед государством и Вооруженными Силами;

Научное определение будущего облика Вооруженных Сил (какими должны быть ВС);

Оптимальное реформирование тех частей и соединений, которые существуют на момент реформирования;

Постепенное строительство и создание новых частей и соединений для успешной обороны страны и возможного ведения войны на ближайшие 10, 20, 30 и более лет.

Реформы в Вооруженных Силах, как правило, осуществляются по четырем главным направлениям - изменение системы управления ВС, изменение системы комплектования, изменение системы обучения и воспитания, изменение системы оснащения войск вооружением, боевой техникой, различными видами довольствия и содержания. Этого до последнего времени в наших ВС не осуществлено. Военная наука утверждает, что имеется три состояния уровня боеготовности любой воинской части или соединения - боеспособная, ограниченно боеспособная и небоеспособная. Начальник Генерального штаба ВС ввел четвертую категорию - закритический уровень боеготовности всех Вооруженных Сил РФ - таково современное состояние наших ВС.

Общеизвестно, что все указанные выше задачи должны определяться и формулироваться в главных государственных документах - "Военной доктрине Российской Федерации" - политическом документе, определяющим основные направления государственной политики в области обеспечения безопасности личности, общества, государства и защищенности страны от внешних и внутренних угроз; "Концепции национальной безопасности Российской Федерации" - политическом документе, определяющим военно-политические, военно-стратегические и военно-экономические основы обеспечения военной безопасности Российской Федерации и ряде других основополагающих нормативно-правовых планирующих, исполнительных актах. К сожалению, эти правовые документы начали появляться лишь в 2000 г. Можно считать, что с этого момента на основе целого пакета таких нормативно-правовых актов в нашей стране и начала продолжаться планомерная работа по осуществлению реформирования ее Вооруженных Сил.

Экономические аспекты проведения военной реформы

С распадом Советского Союза, образованием Российской Федерации и вступлением ее в перестроечную эпоху военные расходы государства стали резко сокращаться, и если в 1992 г. они составляли 5,56% от ВВП, то в 2002 г. - примерно - 2,5% от внутреннего валового продукта, а в 2003 г. - 2,65%. Причем уменьшение расходов происходило синхронно и сопровождалось огульным сокращением численности Вооруженных Сил России, разбазариванием и уничтожением вооружения и военной техники (табл. 2). Практически же, реальные расходы на национальную оборону с учетом инфляции, войны в Чечне и ряда других экономических и экологических последствий и других негативных моментов нашей истории, по подсчетам специалистов, в последние годы сократились на 70-75%.

Признавая важность и необходимость четкого и обязательного проведения военных реформ в силовых структурах РФ, Правительство РФ наконец-то обозначило выделяемые ассигнования на ее проведение отдельной строкой в бюджете. Причем, если в 2001 г. на эти цели выделялось всего 4,5 млрд. руб., то в 2002 г. уже 16,544 млрд. руб., т.е., практически, сумма увеличена почти в 4 раза, а в 2003 г. - 15,8 млрд. руб. В следующем году эта сумма должна быть более существенна, и причем руководством страны оговаривается, что для этих целей возможно увеличение ассигнований.

Ассигнования на национальную оборону РФ в 1992-2003 гг.

Показатели

ВВП, млрд. руб.

Фактические расходы на националь-ную оборону, млрд. руб.

Фактические ассигнования, % к ВВП

Главным элементом реформирования ВС, к сожалению, в соответствии с принятыми решениями было и остается радикальное сокращение численности войск. Из общего числа личного состава силовых структур 2 млн. 360 тыс. чел. военных и 960 тыс. чел. гражданского персонала должно быть уволено около 600 тыс. чел. Из собственно Вооруженных Сил РФ, численность которых составляет 1 млн. 200 тыс. чел. (табл. 3), должно быть уволено 365 тыс. чел., а из других силовых структур около 140 тыс. чел.. Практически, в течение 2001 г. штатная численность ВС РФ была сокращена на 91 тыс. чел. и 14,5 тыс. чел. гражданского персонала. На 1 января 2002 г. численность Вооруженных Сил РФ составляла 1,274 млн. военнослужащих. В последующем, некоторыми политиками предлагается довести численность ВС России до 600-800 тыс. чел., однако, научно обоснованно, что для надежной организации военной безопасности государства численность Вооруженных Сил любой страны должна составлять 1% от численности населения. По подсчетам Генерального Штаба ВС РФ, Россия должна иметь Вооруженные Силы численностью в 1 млн. 200 тыс. чел., что позволит надежно обеспечивать охрану границ и военную безопасность государства и вполне укладываться в рамки ее финансовых возможностей.

Согласно принятой "Концепции национальной безопасности РФ" уровень расходов на национальную безопасность (сюда входит и оборона) должен примерно составлять 5,1% от ВВП, а по мнению нашего Президента, эта цифра должна не превышать 3,5% от внутреннего валового продукта. Главная задача для Вооруженных Сил на данном этапе - создание во всех видах и родах войск частей и соединений "постоянной готовности". Такая задача поставлена Президентом РФ при встрече с высшим военным командованием в июле 2002 г. В ближайшем будущем Сухопутные войска будут иметь 10 полнокровных дивизий "постоянной готовности", а в других видах ВС число таких соединений планируется довести

Показатели

Численность

Состав ВС РФ

Общая численность

Офицеры и прапорщики (мичманы)

Солдаты и сержанты, (матросы и старшины); (служба по призыву)

Прапорщики (мичманы), сержанты и солдаты (старши-ны и матросы); (служба по контракту)

Другим, не менее важным направлением реформы является создание боеспособных частей и соединений с привлечением в них большего числа контрактников. По мнению многих экспертов, при современном уровне развития техники это можно осуществить лишь путем перевода Вооруженных Сил на контрактную основу. Такие опыты уже проводятся. В Псковской дивизии ВДВ осуществляется такой эксперимент. По скромным подсчетам, перевод лишь одной дивизии на контрактную основу оценивается в 3-3,5 млрд. руб., а всех Вооруженных Сил в 150-200 млрд. руб. Это только перевод.

Сколько будет стоить содержание таких войск пока никто не подсчитывал. Однозначно, как показывает мировой опыт, решить все проблемы армии с помощью контрактников невозможно. По опыту большинства европейских стран комплектование Вооруженных Сил в этих странах двоякое - по контракту и по призыву. Иностранные специалисты однозначно считают эту модель комплектования армии наилучшей и давно уже отказались от полностью наемных Вооруженных Сил. И это правильное решение.

Третьим важным направлением реформирования Вооруженных Сил является разработка и принятие совершенно нового для нашей страны нормативно-правового акта, позволяющего призывающимся на военную службу молодым людям проходить не военную, а также гражданскую - альтернативную службу. Принятие такого документа повлечет за собой создание целой государственной системы организации такой службы и, вероятно, потребует больших расходов. 24 июля 2002 г. Президент РФ подписал новый Федеральный закон "Об альтернативной гражданской службе в РФ (АГС)", который вступит в силу в нашей стране уже в январе 2004 г.

Появление такого необычного для нашей страны документа диктуется предоставлением гражданам России права на альтернативную службу, что записано в статье 59 Конституции РФ, федеральных законах "О воинской обязанности и военной службе" и "Об обороне". После принятия Закона "Об альтернативной гражданской службе" необходимо будет разработать и принять положение о прохождении альтернативной гражданской службы (АГС), адаптировать его к условиям отдельных регионов, определить орган исполнительной власти, который будет осуществлять этот контроль и нести ответственность за прохождение человеком этой службы. Это, безусловно, потребует новых расходов.

Некоторые расчетные данные

1998-1999 гг. по поручению Президента РФ и правительства страны Генеральный Штаб ВС совместно с рядом НИИ провели комплексное научное исследование "Прогноз финансово-экономического обеспечения строительства ВС РФ на период до 2010 года". Вся работа строилась исходя из научно-обоснованной численности ВС в 1 млн. 200 тыс. чел., существующих объемов денежного довольствия, норм снабжения вещевым имуществом и продовольствием, установившимся уровнем медицинского и других видов довольствия, обслуживания и обеспечения.

В табл. 3, 4 и 5 приведены результаты этих исследований. Несмотря на значительное время, прошедшее после опубликования этих данных с небольшими поправками, можно было бы их использовать для дальнейших разработок.

Результаты прогноза финансово-экономического обеспечения строительства ВС РФ на период до 2010 г. свидетельствуют о том, что даже в случае реализации самого успешного варианта развития экономики России, Министерство Обороны страны сможет получить финансовые средства в необходимых объемах лишь начиная с 2005 г. Это обстоятельство явно потребует пересмотра некоторых сроков реализации наиболее важных мероприятий военной реформы Вооруженных Сил РФ.

млрд. руб. (в ценах 1998 г.)

подготовка

Закупки ВВТ

Строитель-

Таблица 5

Потребное распределение суммарных расходов МО РФ

по целевому назначению в 1988-2005 гг.

подготовка

Закупки ВВТ

Строитель-

Некоторые выводы

1. Несмотря на целый ряд отрицательных моментов (иногда слабая теоретическая обоснованность проводимого мероприятия, отсутствие достаточного и реального финансирования, нежелание некоторых высших руководителей осуществлять непопулярные преобразования, неправильно организованное и не до конца проведенное мероприятие и т.п.), в Российской Федерации продолжает осуществляться ряд организационно-штатных, структурных, финансовых и социальных преобразований в русле военного реформирования ее Вооруженных Сил.

2. Ежегодное увеличение финансирования хода военной реформы (с 4,5 млрд. руб. в 2001 г. до 16,5 млрд. руб. в 2002 г.) придает новый импульс к ее продолжению и расширению.

3. В ходе проводимой реформы в ВС РФ уже созданы и функционируют три новых дивизии и четыре новых бригады "постоянной готовности" в Ленинградском, Московском, Северо-Кавказском и Сибирском военных округах. Они укомплектованы личным составом не менее чем на 80%, имуществом и вооружением на 100% и к ним постоянно предъявляются повышенные требования. Такие части и соединения планируется иметь во всех видах ВС.

4. Президентом РФ перед руководством Вооруженных Сил поставлена главная задача - создать части и соединения "постоянной готовности" во всех видах ВС. В частности, в Сухопутных войсках планируется иметь 10 таких соединений, а само строительство ВС и всей обороны страны должно осуществляться по принципу "эффективной достаточности".

5. Практические шаги по созданию частей и соединений, укомплектованных на контрактной основе (перевод Псковской дивизии ВДВ), должны дать практический результат по дальнейшему расширению этого эксперимента на все виды и роды ВС.

6. При реформировании частей и соединений необходимо использовать опыт и просчеты, выявленные в ходе проведения антитеррористической операции в Чечне, боевых действий НАТО в Югославии и ВС США в Афганистане и возможно будущих сражений в Ираке.

7. Принятием руководством РФ в 2002 г. Федерального закона "Об альтернативной гражданской службе в РФ (АТС)" и введением его в действие с января 2004 г. продолжается процесс закрепления в государстве законодательных норм на осуществление российскими гражданами своих прав и обязанностей (сейчас проходят военную службу только 11% призывного контингента, 89% юношей призывного возраста уклоняются от службы в ВС).

8. Как показывает опыт и практика строительства и реформирования Вооруженных Сил других государств, подобные негативные решения и ошибки всегда присутствуют при осуществлении таких грандиозных преобразований, каким является военная реформа. Для их сокращения необходимы:

Участие в процессе преобразования большого числа незаинтересованных участников (экспертов);

Грамотный подход и научно- обоснованная разработка существа, хода и конечных результатов любого проводимого в жизнь мероприятия;

Практическое закрепление полученных результатов непосредственно в войсках;

Оценка и использование полученного опыта для осуществления дальнейших шагов в процессе реформирования.

9. Целенаправленный характер военного строительства в новых изменившихся условиях требует довольно сложной и хорошо разработанной системы планирования и реализации всего процесса этого строительства. Для этого надо иметь пакет специальных разработанных нормативно-правовых актов, определяющих цели, задачи и функциональные обязанности различных государственных органов в управлении военным строительством и в целом укреплении боевой мощи государства. Для дальнейшей, целенаправленной и узаконенной работы по претворению в практическую жизнь намечаемых мероприятий по реформированию Вооруженных Сил России было бы целесообразно принятие Закона РФ "О военной реформе" - определяющего основные принципы, этапы, границы, нормы и правила военного строительства.

Развитие и становление Вооруженных Сил России, их предназначение неразрывно связаны с развитием Российского государства, его общественным строем, экономикой и политикой, проводимой в интересах защиты государства от внешней агрессии.

Истоки зарождения в нашем Отечестве новой военной организации приходятся на период правления Ивана III Великого.

- Иван Грозный. 1550 – 1571гг . Проведение реформ.

Усилия Ивана III по созданию сильной военной организации продолжил Иван IV, создавший крупную по численности армию в Европе, 250-300 тыс. человек (около 3% от населения России того времени). Иван Грозный положил начало реформам Указом от 3 октября 1550 года - эта дата предполагается в качестве Дня создания Российской армии.

Основное содержание реформы:

· создание постоянного стрелецкого войска и сторожевой службы на южной границе;

Поместное войско , дворянская конница, составлявшая основной род русского войска 15-17 веков, имело характер ополчения. В организационном отношении делилось на сотни.

Реорганизовано Петром I в 1701 году в регулярные полки драгун.

Стрелецкое войско - это первое постоянное войско в Русском государстве. Организационно вначале состояло из приборов (отрядов), приказов (по 500-1000 человек). В период 1632 – 1634 гг. века было реорганизовано в полки “нового строя”. Постепенно полки нового строя вытесняли старое войско. К 1680 г. полки нового строя составляли 67% всего войска, в них числилось 90 тыс. человек.

Эти полки носили уже черты регулярного войска, они разделялись на роты, был определен порядок назначения офицерских чинов, с личным составом проводились строевые и тактические занятия.

Итак, каково содержание реформ Ивана Грозного?

Основное содержание реформы:

· упорядочение комплектования поместного войска;

· организация централизованного управления и снабжения армии;

· создание постоянного стрелецкого войска и сторожевой службы на южной границе.

Каков результат этой реформы?

Расформированы по указу Петра I в начале 18-го века.

- Реформы Петра I . 1701 – 1711г.

Основное содержание реформы:

· создание регулярной армии;

· военное обучение;

· создание русского флота.

Реформы Петра I начались после поражения русских войск под Нарвой от шведской армии. Тогда русская армия потеряла более 6 тыс. человек, а стрелецкие полки и дворянская конница показали свою беспомощность. Петр ввел новую систему комплектования войск. Это были в полном смысле регулярные войска.

Кто из вас вспомнит, по какой причине Петр I расформировал стрелецкое войско? Основная причина - в бунте стрельцов из-за уменьшение им денежного довольствия, и длительностью войн в тот период, а также из-за недовольства по поводу проводимых реформ, которые ущемляли права стрельцов..

Рекрутский набор.

10-20 крестьянских дворов по жребию поставляли одного человека на пожизненную военную службу. Этим самым Петр I увеличил численность армии. Кроме рекрутов, были еще и “охочие люди” из числа лично свободных подданных различных званий.

Для проведения наборов, комплектования частей, обучения рекрутов в селе Преображенское была учреждена комиссия во главе с Федором Головиным и Вейде

(вместе с ними работал Иван Суворов – дед будущего полководца). В итоге было создано 27 пехотных и 2 драгунских полка. 25 июня 1700 года в селе Преображенском состоялась торжественная передача первых 14 полков командирам дивизий.

Этот день принят русской военно-исторической наукой как дата учреждения регулярной армии России (официально подтверждено при Николае I в “ Хронике Российской Императорской армии 1852 года ”). Всеми делами, касающимися армии, стал ведать Правительственный сенат и подчинённая ему Военная коллегия (прообраз министерства обороны).

В сравнении с западными армиями, где комплектование проходило по наемно-вербовочному типу, в русской армии был однородный национальный состав.

Военное обучение.

-- Военное обучение при Петре проводилось не по ратному обучению, а “артикулу”, по единому строевому уставу. Были составлены два уставных документа: “Ротные пехотные чины” и “Статьи воинские, как надлежит солдату в житии себя держать, в строю и учении как обходиться”.

Большое значение придавалось воспитанию в армии войскового товарищества и поддержанию твердой дисциплины. “Всякий начальный человек и солдат должен и обязан товарища своего от неприятеля выручать, пушечный снаряд оборонять и знамя свое, елико возможно, боронять так коль ему люб живот и честь его” - говорится в “Воинских статьях”.

Для поощрения отличившихся в бою Петр I ввел ордена и медали. Их получали не только генералы и офицеры, но и солдаты. Первый российский орден святого Андрея Первозванного- был учрежден в 1698 году. Награду №1 получил генерал-адмирал Федор Андреевич Головин 10 марта 1699 году. Сам Петр I получил награду под №7 в 1703 году за взятие шведских кораблей “Астрильд” и “Гедан”.

-- Главной заслугой Петра I стало создание русского флота на Балтике. Это позволило России заявить о себе еще как о морской державе.

Итак, реформы Петра I - это:

Основное содержание реформы:

· введение рекрутского набора;

· создание регулярной армии;

· военное обучение;

· создание русского флота.

- При Екатерине II продолжилось совершенствование вооруженных сил.

Основное в реформе:

· создание военного министерства;

· новая тактика ведения боевых действий.

Это позволяло быстро перестраивать войска, но реформы Петра I, организация вооруженных сил и управление ими принесли русским войскам немало побед в отдельных сражениях и целых компаниях.

Военная коллегия перестала зависеть от сената и стала превращаться в военное министерство.

- Военная реформа Д.А.Милютина. 1864 – 1874 г.

Основное содержание реформы:

· обучение грамоте солдат;

· перевооружение армии.

В 1861 году на должность военного министра был назначен граф Дмитрий Алексеевич Милютин. По его инициативе была создана особая комиссия по пересмотру рекрутского устава. Комиссия о воинской повинности была подобрана из представителей различных министерств. Главную задачу военных преобразований он видел в том, чтобы в мирное время численность армии была минимальной, а в военное время - максимальной за счет обученного состава. За три года численность войск уменьшилась почти в 2 раза. Проводилась первая демобилизация в армии.

В 1874 г. был утвержден новый Устав о воинской повинности. По принятому положению воинской повинности подлежали все без исключения лица мужского пола в возрасте 21-40 лет. В “общих основаниях” сказано, что “защита отечества составляет священную обязанность каждого русского гражданина”. Общий срок службы устанавливался в 15 лет, из них 6 лет на действительной службе и 9 лет в запасе, на флоте – 10 лет, из них 7 на действительной службе и 3 года в запасе.

Особое внимание уделялось повышению профессиональной подготовки офицерского состава Расширена сеть специальных военных учебных заведений, а также стала обязательным обучение грамоте солдат.

Важной составной частью преобразований в армии является ее перевооружение. На вооружение была принята нарезная винтовка Мосина калибра 7.62 мм. На вооружение артиллерии поступили орудия с нарезным стволом, что позволило увеличить дальность стрельбы.

Особое место в перевооружении занял флот, на смену парусному флоту пришел паровой. К концу столетия Россия имела 107 боевых паровых судов различного водоизмещения.

Итак, в чем состояли реформы Милютина?

Основное содержание реформы:

· создание мобилизационного запаса на время войны;

· повышение профессиональной подготовке;

· обучение грамоте солдат;

· перевооружение армии.

Граф Д.А.Милютин вспоминал: “Самые записные враги мои должны были признать, что никогда русская армия не являлась на театр войны так хорошо подготовленной и снабженной”. Это высказывание относится к русско-турецкой войне 1877-1878гг., где проявились положительные стороны проводимых реформ. Главный итог – это возвращение к государственной жизни болгарского народа, несколько веков находившегося под турецким игом. В городе Плевен есть панорама, которая рассказывает о взятии перевала Шипка. Я, посетив панораму, ощутил запах боя, услышал звуки выстрелов, крики ура. Это потрясающее зрелище».

- Николай II. 1912 год

Основное содержание реформы:

· усилена централизация военного управления;

· сокращены сроки службы; омоложен офицерский состав;

· приняты новые программы для военных училищ, новые уставы;

· новые образцы артиллерийских орудий;

· улучшена материальное снабжение.

В истории развития вооруженных сил России были и поражения. Самое горькое – это поражение в русско-японской войне 1904-1905 гг. Япония к войне подготовлена была лучше и, несмотря на героизм и доблесть солдат и матросов, война была проиграна. Каждая неудача влечет за собой кризис, который без дополнительных реформ невозможно преодолеть.

Николай II принял меры к возрождению боевой способности Российских вооруженных сил. Необходимость и своевременность преобразований диктовалась надвигающейся первой мировой войной.

Но первая мировая война стала для России и ее вооруженных сил еще одной героической и в то же время трагической страницей.

- В.И. Ленин. Военная реформа 1917-1918 гг.

Формирование Красной Армии началось с реформирования старой армии в декабре 1917 г.

Совет Народных Комиссаров принял декреты;

· отменены воинские чины, звания, отличия;