Центр исследования белорусской культуры языка и литературы. VII Международная научная конференция «Традиции и современное состояние культуры и искусств

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук по специальности 07.00.07 – этнография, этнология и антропология Минск, 201 Работа выполнена в отделе народоведения ГНУ «Центр исследований белорусской культуры, языка и литературы НАН Беларуси»

Локотко Александр Иванович, доктор Научный руководитель – исторических наук, профессор, директор ГНУ «Центр исследований белорусской культуры, языка и литературы НАН Беларуси»

Смолик Александр Иванович, доктор

Официальные оппоненты:

культурологии, профессор, заведующий кафедрой культурологии учреждения образования «Белорусский государственный университет культуры и искусств»

Ященко Оксана Григорьевна, кандидат исторических наук, доцент, заведующий кафедрой истории Беларуси учреждения образования «Гомельский государственный университет им. Ф. Скорины»

Белорусский государственный университет Оппонирующая организация Защита состоится 20 декабря 2012 г. в 11. 00 на заседании совета по защите диссертаций Д 01.42.01 при Государственном научном учреждении «Центр исследований белорусской культуры, языка и литературы НАН Беларуси» по адресу: 220072, г. Минск, ул. Сурганова, 1, корп. 2, ком. 302. Тел. ученого секретаря 284-29-24; Е-mail: [email protected].

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Государственного научного учреждения «Центр исследований белорусской культуры, языка и литературы НАН Беларуси».

Ученый секретарь совета по защите диссертаций доктор исторических наук, доцент Г.И. Касперович

ВВЕДЕНИЕ

Среди актуальных вопросов, исследуемых белорусской этнологической наукой, изучение традиционной культуры белорусов занимает одно из центральных мест. Исследователи неоднократно отмечали ее историческое значение, системную целостностьи аутентичность, разнообразие региональных и локальных особенностей, архаичность многих элементов и форм.

В системе историко-культурного наследия этнографическое наследие имеет особое значение. Полученное от предыдущих эпох, оно позволяет этносу развивать и поддерживать свою культурную идентичность, обеспечивая тем самым стабильное развитие общества. Этнографическое наследие выполняет функции, с одной стороны, интеграции людей, входящих в данный этнос, а с другой дифференциации их от иных этносов. При этом этническая идентичность, как правило, не осознаваемая в обычных ситуациях, актуализируется при контактах с представителями другой культуры, при сопоставлении «своего» и «чужого».

Культурное взаимодействие представителей различных этнических общностей отчетливо проступает в туристическом процессе. Если глобализацию понимать как всевозрастающую интеграцию экономики, социальной и культурной систем, тогда туризм можно рассматривать как причину и результат процессов глобализации одновременно. Вместе с тем, унификация, сопровождающая глобализацию, стимулирует обратный процесс – локализацию. Это повышает интерес к культурному своеобразию этноса, его этнической специфике, что является мощным фактором мотивации в туризме, а также одним из элементов туристического потенциала страны. В начале 1990-х гг. в связи с усилением урбанизации и ухудшением экологического состояния природной среды мировым сообществом была принята концепция устойчивого развития. Это оказало существенное влияние на распространение экологически ориентированных путешествий. Агроэкотуризм, получивший признание в большинстве европейских стран, начинает развиваться и в нашей стране. В нем, наряду с природными объектами, содержательной основой является этнографическое наследие белорусов.

Сохранение и использование объектов историко-культурного наследия одна из приоритетных задач туристической индустрии в Республике Беларусь.

В Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г.

Указано, что стратегической целью государственной политики в области туризма является создание конкурентоспособного туристического комплекса на основе эффективного использования культурного и природного потенциала стран1. Показательно, что и Конвенция ЮНЕСКО «Об охране нематериального культурного наследия», ратифицированная Республикой Беларусь 29 декабря 2004 г. и вступившая в силу 20 апреля 2006 г., предполагает проведение научных исследований и практических разработок в области охраны и популяризации культурного наследия 2.

Ряд вопросов, связанных с включением традиционной культуры белорусов в современные туристические практики, белорусскими учеными мало разработан. Одним из составляющих данного диссертационного исследования является уточнение содержания понятия «этнографическое наследие» и выяснение характера влияния туризма на традиционную культуру.

Кроме того, важно выделить локальные туристическо-этнографические территории Беларуси, перспективные для развития агроэкотуризма, и определить значение музеев Беларуси для агроэкотуризма.

Изучение этих аспектов актуально не только с научной точки зрения для расширения теоретических представлений об этнографическом наследии, но и с практической стороны результаты исследования позволяют повысить социальную ценность объектов белорусского этнографического наследия, которые за редким исключением не включены в сферу отечественного агроэкотуризма.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Связь работы с крупными научными программами и темами Результаты диссертационного исследования получены в рамках выполнения темы «Традиции народной культуры этнических общностей Беларуси: история, современное состояние и перспективы развития» (№ ГР 200611000), соответствующей Государственной программе фундаментальных исследований 2006 2010 гг. «История белорусской нации, государственности, культуры» («История и культура. 16»). Тема диссертационной работы соответствует заданию 1.4.01 «Архитектура и историко-культурное наследие городов и сел Беларуси: традиции, инновации, развитие туризма» в рамках подпрограммы №1 «История, духовная и материальная культура белорусского Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г. / Нац. комис. по устойчивому развитию Респ. Беларусь;

[редкол.: Я.М. Александрович и др.]. – Минск: Юнипак, 2004. – С.7980.

Об охране нематериального культурного наследия: Конвенция Организации Объединенных 2 Наций по вопросам образования, науки и культуры: [заключена в г. Париже 17.10.2003 г. ] // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2007. – № 2. – 3/1975.

народа» Государственной программы научных исследований на 2011 2015 гг.

«Гуманитарные науки как фактор развития белорусского общества и государственной идеологии» (ГПНИ «История, культура, общество, государство»), утвержденной Постановлением Совета Министров Республики Беларусь 09 июня 2010 г. № 886.

Цель и задачи исследования Цель раскрыть культурный потенциал этнографического наследия белорусов в сфере агроэкотуризма.

Достижение поставленной цели предусматривает решение ряда задач:

обосновать содержание понятия «этнографическое наследие»;

выяснить характер влияния туризма на традиционную культуру, а также особенности трактовки термина «аутентичность» в туризме;

раскрыть этнографическое разнообразие традиционной культуры белорусов в области агроэкотуризма;

выделить локальные туристическо-этнографические территории Беларуси, перспективные для развития агроэкотуризма;

определить значение музеев Беларуси для агроэкотуризма.

Объектом исследования является этнографическое наследие белорусов.

Предмет исследования – культурный потенциал этнографического наследия белорусов в сфере агроэкотуризма.

Выбор объекта и предмета исследования обусловлен тем, что в отечественной этнологической науке отсутствуют специальные научные исследования о ресурсном потенциале этнографического наследия белорусов в агроэкотуризме.

Положения, выносимые на защиту

1. Понятие «этнографическое наследие» связано с рядом близких по значению категорий, которые подразделяются на два уровня взаимодействия.

Первый уровень объединяет их по денотату, то есть по значению имени, с обозначением существенных признаков (культурное наследие, нематериальное культурное наследие, традиционная культура). Понятия второго уровня объединены по предикату с перечислением составных элементов (памятник этнографии, этнографический предмет, объект этнографического наследия).

Этнографическое наследие включает в себя памятники народного зодчества, в том числе сакральные сооружения, исторические типы поселений, этнокультурные ландшафты, народную одежду, традиции питания, врачевания и воспитания, промыслы и ремесла, традиционную праздничную и семейную обрядность, народные игры, танцевальный фольклор. Для них характерно единство типичного и уникального, эстетическая ценность, способность выступать в роли аутентичного репрезентатора этнической общности.

2. Региональные культуры испытывают неоднозначные последствия развития туризма. Позитивное влияние туризма проявляется в том, что он способствует поддержанию этнической идентичности, репрезентации культурной аутентичности, сохранению и актуализации традиционной культуры, которая таким образом включается в современные этнокультурные процессы.

Негативными последствиями туризма можно считать чрезмерную коммерциализацию традиционной культуры, ее стандартизацию и приспособление к запросам туристов. Это снижает культурное значение уникальных и аутентичных традиций.

Семантическое поле термина «аутентичность» содержит несколько вариантов значений: как подлинность музейных объектов, как социально сконструированная подлинность культурных артефактов и как подлинность туристического опыта. Смысл аутентичности в туризме расширяется посредством двух дополнительных понятий: сконструированная аутентичность и постановочная аутентичность. Первое трактуется как специально воссозданная специалистами подлинность объектов культуры; второе определяется как совокупность свойств, характеризующих специально срежиссированную (сымитированную) подлинность культурных артефактов.

3. Комплекс основных компонентов традиционной культуры белорусов имеет большую познавательно-этнографическую ценность и является содержательной основой отечественного агроэкотуризма. Памятники деревянного зодчества, народный костюм, ремесла и промыслы, традиции питания, календарная праздничная обрядность белорусов обладают значительным туристическим потенциалом. В настоящее время его использование в сфере агроэкотуризма находится на начальном этапе своего развития. Включение данных компонентов традиционной культуры в туристические программы и маршруты способствует раскрытию ресурсного потенциала этнографического наследия белорусов.

4. Территориальный анализ объектов этнографического наследия белорусов позволяет выделить несколько типов локальных туристическоэтнографических территорий Беларуси. К первому типу отнесены «Браславщина», «Нарочанский край», «Между Березиной и Западной Двиной», «Надбугский край», «Загородье», «Туровская земля», на которых высокая плотность этнографических объектов сочетается с особо охраняемой природной территорией, а также развитой туристической инфраструктурой. Ко второму «Тихая Беседь», «Край сакунов», обладающие средней плотностью этнографических объектов в сочетании со средним уровнем развития туристической инфраструктуры. В рамках обозначенных локальных туристическо-этнографических территорий целесообразно развитие отечественного агроэкотуризма.

5. Отечественные музеи историко-краеведческого профиля обладают значительным информационным потенциалом для развития агроэкотуризма.

Наиболее подготовленными к приему туристов являются Белорусский государственный музей народной архитектуры и быта, историко-культурный музей-заповедник «Заслаўе», Могилевский музей этнографии, Мотольский музей народного творчества (Ивановский район), Ветковский музей народного творчества, Волынецкий краеведческий музей (Верхнедвинский район), Гудевичский литературно-краеведческий музей (Мостовский район), Браславское музейное объединение, музейный комплекс старинных народных ремесел и технологий «Дудутки». Туристические возможности этих музеев представлены развитой музейно-педагогической и просветительской деятельностью, обзорными и тематическими экскурсиями по населенному пункту и району, в котором они располагаются, реализацией сувенирной и рекламной продукции, активным сотрудничеством с народными мастерами и туристическими предприятиями.

Личный вклад соискателя Впервые в белорусской этнологии проведен терминологический анализ понятия «этнографическое наследие»; охарактеризовано влияние туризма на традиционную культуру; выяснены особенности трактовки понятия «аутентичность» в туристической индустрии; раскрыто этнографическое разнообразие традиционной культуры белорусов в сфере агроэкотуризма;

выделены локальные туристическо-этнографические территории Беларуси, перспективные для развития отечественного агроэкотуризма, составлены их картосхемы.

Апробация результатов диссертации Апробация результатов диссертации проводилась в докладах и выступлениях на Международных научных конференциях «Молодежь в науке – 2005» (Минск, 14–18 нояб. 2005 г.), «Молодежь в науке – 2006» (Минск, 16–19 окт. 2006 г.), «Мастацтва, фальклор, этнiчныя традыцыi ў вырашэннi задач сучаснай культуры» (Мінск, 7–8 чэрв. 2007 г.) и Международных научнопрактических конференциях «Туризм и региональное развитие» (Смоленск, 5–7 окт. 2006 г.), «Туризм и региональное развитие» (Смоленск, 5–7 окт. 2011 г.), «Предпринимательство в Беларуси: опыт становления и перспективы развития»

Опубликованность результатов диссертации Общее количество опубликованных работ по теме диссертации включает 13 публикаций, в том числе 4 статьи объемом 2 авторских листа опубликованы в научных изданиях, внесенных в перечень научных изданий Республики Беларусь для опубликования результатов диссертационных исследований Высшей аттестационной комиссией Республики Беларусь; 7 – в сборниках научных трудов и материалах конференций, 1 – в научной монографии.

Материалы диссертации использованы в учебно-методическом пособии.

Структура и объем диссертации Диссертация состоит из введения, общей характеристики работы, четырех глав, заключения, библиографического списка, включающего 214 наименований, и приложений. Объем диссертации составляет 137 страниц.

Приложения составляют страницы. Объем диссертации без библиографического списка 98 страниц.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

В первой главе «Аналитический обзор литературы, источники и проанализирована научная литература, методы исследования»

охарактеризованы источники и методы исследования.

Научная литература разделена на несколько групп.

К первой группе отнесены исследования, посвященные изучению традиционной культуры белорусов. Для работ, выполненных во второй половине XX в., характерно рассмотрение отдельных компонентов традиционной культуры белорусов XIX начала XX в. В 1970-х гг.

опубликован коллективный научный труд «Беларускае народнае жыллё» (Мн., 1973). В последующие десятилетия созданы труды А.И. Локотко, С.А. Сергачева, В.В. Трацевского, Л.А. Молчановой, Ю.А. Якимовича, В.С. Гуркова, в которых дана всесторонняя характеристика поселений белорусов, выявлены региональные и локальные особенности белорусского зодчества.

Традиции питания белорусов исследованы в работах Т.А. Новогродского, В.С. Титова, И.П. Корзуна, Л.А. Молчановой. В них применен современный теоретический подход к анализу традиций питания белорусов, выделены структурные части традиций питания, предложена классификация этой части материальной культуры.

Белорусский народный костюм рассмотрен В.Н. Белявиной, Л.В. Раковой, Л.А. Молчановой, А.Н. Курилович, М.М. Винниковой, М.Ф. Романюком, Л.И. Маленко и др.

Промыслы и ремесла белорусов изучены В.С. Титовым, Е.М. Сахутой, С.А. Милюченковым, А.Н. Курилович, Н.И. Бураковской, С.Ф. Терехиным и др. Важные сведения о ремеслах и промыслах белорусов содержатся в многотомной серии «Беларусы: у 13 т. Т.1. Прамысловыя і рамесныя заняткі»

Материал об аграрно-календарной обрядности белорусов имеются в коллективной монографии «Грамадскi быт i культура сельскага насельнiцтва Беларусi» (Мн., 1993). В начале XXI в. ученые обратили внимание не только на этнографические артефакты прошлого, но и на современные явления культуры белорусов. Белорусские календарные традиции проанализированы Г.И. Касперович, Т.И. Кухаронак и др. в коллективном труде «Беларусы: у 13 т.

Т. 4. Вытокі і этнічнае развіццё» (Мн., 2001), Т.И. Кухаронак в той же серии «Беларусы: у 13 т. Т. 6: Грамадскiя традыцыi» (Мн., 2002), «Беларусы: у 13 т.

Т. 10. Славянскiя этнакультурныя традыцыi» (Мн., 2007).

Локально-типологические особенности этнографических регионов Беларуси рассмотрены В.С. Титовым. Современное состояние белорусской культуры изучено в коллективных работах «Традыцыйная мастацкая культура беларусаў» (Мн., 20012010), «Беларусы: сучасныя этнакультурныя працэсы»

(Мн., 2009). Научную ценность для диссертации имеет исследование А.И. Локотко «Историко-культурные ландшафты Беларуси» (Мн., 2006), в котором затронуты вопросы туристического использования культурного наследия.

отнесены исследования Ю.А. Веденина, Ко второй группе П.М. Шульгина, М.Е. Кулешовой, А.В. Лисицкого, в которых рассмотрено сохранение и использование культурного наследия.

В третью группу объединены работы о влиянии туризма на традиционную культуру. В 80-х – 90-х гг. ХХ в. на страницах научных периодических изданий («Ethnology» (Этнология), «Journal of American Folklore» (Журнал американского фольклора), «Annals of Tourism Research»

(Анналы исследований туризма) и др.) появляются публикации, посвященные культурным аспектам туризма. На роль туризма в формировании этнической идентичности обратили внимание М. Кристал, Е. Вальтер, Р. Бендикс, К. Палмер. Позитивное влияние туризма на региональные культуры отмечено M. Пикаром, В. Смит, K. Адамсом. Проблема аутентичности в контексте туризма проанализирована Ф. Шутеном, E. Брунером, Э. Коеном, К. Ольшеном.

Значимость культурного наследия для современного общества подчеркнута в работах Г. Ашворта, Д. Лоуэнталя, П. Нора.

В четвертую группу включены труды В.Н. Белявиной, Г.А. Ткацевича, А.Н. Колбаско, Е.Н. Мастеница, посвященные функционированию музеев в современных условиях.

Источники исследования подразделены на несколько групп.

Первую группу источников составляют этнографические коллекции и разделы экспозиций отечественных музеев, а также материалы экспертного анкетного опроса работников белорусских музеев историко-краеведческого профиля.

Ко второй группе отнесены материалы Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры, Международного совета по охране памятников и исторических мест, в которых изложены основные принципы сохранения всемирного культурного наследия.

В третью группу источников включены законодательные акты Республики Беларусь и программные документы, регулирующие вопросы, связанные с культурным наследием и агроэкотуризмом.

В четвертую группу источников объединены справочные издания по туристическим достопримечательностям Беларуси, Интернетпредставительства отечественных музеев, картографические материалы, статистические данные о состоянии туристической индустрии Республики Беларусь.

В процессе работы над диссертационным исследованием применены следующие методы: индуктивный, типологический, системный, метод этнографической реконструкции, анкетирование, районирование, картографирование, метод включённого наблюдения.

Таким образом, анализ историографии выявил, что в отечественной этнологии не получил научного решения ряд вопросов, связанных с включением традиционной культуры белорусов в современную туристическую деятельность: не было определено понятие «этнографическое наследие», его содержание и структура; не рассмотрено воздействие туризма на традиционную культуру; не выявлен ресурсный потенциал традиционной культуры белорусов в агроэкотуризме.

Во второй главе «Теоретические вопросы использования этнографического наследия в туризме» определена сущность понятия «этнографическое наследие», его структура и специфические особенности, а также охарактеризовано влияние туризма на традиционную культуру.

В современных программных документах Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры, а также Международного совета по охране памятников и исторических мест категория «этнографическое наследие» как отдельный вид культурного наследия не обозначена, в то время как его другие виды (архитектурное наследие, археологическое наследие, нематериальное культурное наследие 3) выделены и подлежат охране. В Конвенция об охране архитектурного наследия Европы. Гранада, 3 окт. 1985 г. // Конвенции Совета Европы и Российская Федерация. Сборник документов. М., 2000. – С. 186–195.;

Европейская конвенция об охране археологического наследия (Пересмотренная). Валлетта, 16 янв. 1992 г. // Конвенции Совета Европы и Российская Федерация. Сборник документов. – контексте отечественных этнологических исследований понятия «памятник этнографии» и «этнографическое наследие» являются лингво-культурными синонимами.

В диссертации отмечено, что отличительные свойства этнографического наследия проявляются не в отдельных, присущих только ему характеристиках, а в их сочетании.

Во-первых, этнографические объекты, сохранившиеся в аутентичной среде, используются по своему прямому назначению и выполняют утилитарную функцию. К их числу следует отнести жилище, постройки служебного и хозяйственного назначения, средства передвижения, орудия труда, предметы домашнего интерьера утварь, мебель.

Во-вторых, памятники этнографии, как правило, датируются XIX началом XX в. Хронологическая близость этнографических объектов к современному человеку делает понятным их смысл и предназначение при минимальных пояснениях в музейных экспозициях и коллекциях.

В-третьих, для аутентичного этнографического объекта характерно единство типичных и уникальных черт, характеризующих культуру этноса.

В-четвертых, для этнографических объектов характерна внешняя художественная выразительность. Многие из них – это высокохудожественные произведения искусства. Следует отметить, что эстетическая ценность не является характеристикой, присущей только этнографическим объектам.

Предметы ремесленного производства чаще других воспроизводятся в виде памятного знака и становятся сувенирной продукцией. Они транслируют художественные традиции народной культуры в широкий социальный контекст. Эта функция возобладала во многих формах современного народного искусства.

В-пятых, неотъемлемым свойством объектов этнографического наследия является способность выступать в роли аутентичного репрезентатора той или иной этнической общности. Этнографическое наследие помогает осмыслить культурную уникальность этноса, а его объекты воспринимаются как символы этнического своеобразия.

В третьей главе «Этнографические ресурсы традиционной культуры белорусов в агроэкотуризме» обосновано, что компоненты традиционной культуры, наглядно определяющие общеэтническую, региональную и локальную специфику традиционной культуры белорусского этноса и М., 2000. – С. 385–395.; Об охране нематериального культурного наследия: Конвенция Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры: [заключена в г. Париже 17.10.2003 г. ] // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2007. – № 2. – 3/1975.

соответствующие критериям символичности, типичности, вариативности, высоким суггестивным возможностям, аттрактивности (привлекательности), понятности и доступности, легкости воспроизведения, пригодны для организации туристических программ этнографической направленности.

Общие и региональные особенности сельских поселений, застройка хозяйственно-жилого комплекса, планировка жилого звена, техника строительства, интерьер жилища все это в комплексе является этническими показателями белорусского народного зодчества. Представляется целесообразным включение в туристические маршруты типичных сельских поселений Полесья с плотной дворовой застройкой погонного типа, малодворных поселений Поозерья, поселений Понеманья с двухрядной погонной застройкой, уличных поселений Поднепровья, сформированных на основе веночной дворовой застройки, крупнодворных поселений центрального региона, образованных линейными дворами. Памятники деревянного народного зодчества, экспонируемые в белорусских музеях, также интересны для туристов.

Традиционные белорусские напитки (хлебный квас, медовуха, взвар), разнообразные блюда, приготовленные из картофеля, празднично-обрядовые блюда («бабина» каша, каравай, кутья, клецки и пр.), раскрывающие этническое своеобразие народной кулинарии, и которые наиболее часто воспринимаются как символ культурной идентичности белорусов, представлены в некоторых отечественных музеях, в меню специализированных ресторанов и «Бульбяных», используются на кулинарных фестивалях (например, «Мотальскiя прысмакi» в д. Мотоль, Ивановский р-н Брестской обл.).

Традиционные ремесла и промыслы белорусов, которые продолжают развиваться в аутентичной среде, а также их музейные представления вызывают значительный туристический интерес. Особое значение имеют обрабатывающие ремесла, основанные на ручном производстве и тесно связанные с народным искусством, поскольку они могут не только включаться в процесс туристического потребления в качестве сувениров, но и являться основой для формирования туристического образа регионов, их брендом.

Календарная обрядность белорусов характеризуется разнообразием форм бытования и вариативностью ее региональных и локальных проявлений.

Ревалоризация белорусских календарных праздников и обрядов и их музейные интерпретации способствуют повышению общественного и туристического интереса к этнографическому наследию.

В работе подчеркнуто, что наряду с аутентичными артефактами традиционной культуры в агроэкотуризм вовлекаются и ее вторичные формы, так называемые фольклоризмы. Включение компонентов традиционной культуры в сферу туристического использования объединяет в себе естественные объективные тенденции современного культурного процесса и субъективное осознанное вмешательство в этот процесс, другими словами, его искусственное проектирование посредством новых нетрадиционных механизмов передачи традиций, среди которых агроэкотуризму отводится существенная роль.

В четвертой главе «Локальные туристическо-этнографические территории Беларуси» проанализировано территориальное распределение объектов этнографического наследия белорусов, а также определено значение отечественных музеев историко-краеведческого профиля для развития агроэкотуризма.

При выделении локальных туристическо-этнографических территорий, помимо насыщенности этнографическими объектами, учитывался коэффициент аттрактивности экскурсионных трасс, проходящих через них, а также близость к природоохранным территориям. Выделены следующие локальные туристическо-этнографические территории Беларуси, перспективные для развития агроэкотуризма: «Браславщина», «Нарочанский край», «Между Березиной и Западной Двиной», «Надбугский край», «Загородье», «Туровская земля», «Тихая Беседь», «Край сакунов». Их названия имеют концептуальное значение и указывают как на исторические области, так и на природноландшафтные и этнографические особенности местности. Такие метафорически образные названия могут использоваться при формировании туристического имиджа той или иной территории.

В работе размещены картосхемы указанных локальных туристическоэтнографических территорий Беларуси, на которые нанесены объекты этнографического наследия белорусов: поселения, сохранившие традиционноисторическую застройку, памятники сакрального народного зодчества, культовые источники, ремесленные центры, места бытования праздничной обрядности, этнографические музеи.

Выделенные территориальные единицы могут быть научнотеоретической базой при разработке туристических программ и маршрутов этнографической направленности, посредством которых будет раскрыто своеобразие белорусской традиционной культуры. Развитие отечественного агроэкотуризма должно осуществляться в соответствии с основными принципами устойчивости: рациональное использование исторических, культурных и природных ресурсов с целью сохранения и передачи последующим поколениям, вовлечение местного населения в процессы туристического развития территорий.

В рамках диссертационного исследования было проведено экспертное анкетирование сотрудников отечественных музеев. Вопросы анкеты касались видов музейной деятельности, тематики этнографических разделов экспозиций, лекций, экскурсий, музейно-педагогических занятий, а также стандартов музейного сервиса, форм сотрудничества с туристическими предприятиями и перспективных направлений развития музейного туризма.

Результаты опроса свидетельствуют, что большинство (70 %) музеев имеет в своих экспозициях разделы, представляющие хозяйственную деятельность белорусов, интерьер традиционного жилища и декоративноприкладное искусство. Такие компоненты традиционной культуры, как традиции воспитания, врачевания и питания представлены спорадически. Более половины музеев разрабатывают и проводят по району обзорные экскурсии исторической, архитектурной, археологической тематики. Из видов просветительской деятельности, осуществляемой музеями, наиболее часто указывались участие в фестивалях народного творчества (20 %), организация выездных выставок (24 %), проведение музейно-педагогических занятий (86 %). Информационно-рекламные материалы издают 13 музеев. Сувенирную продукцию реализуют 30 % музеев. Треть музеев сотрудничает с туристическими предприятиями на договорной основе.

В целом, туристическая активность музеев оценена как средняя. Для повышения туристического потенциала белорусских этнографических музеев необходимы следующие меры: использование современных интерактивных и мультимедийных музейных технологий; разработка туристических маршрутов с посещением этнографических объектов по территории района, в котором музей находится; реализация сувенирной продукции; создание информационно-рекламной службы в музее, включая Интернетпредставительство; участие в отечественных и международных туристических выставках и ярмарках.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Основные научные результаты диссертации

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:

1. Понятие «этнографическое наследие» связано с рядом близких по смыслу категорий, которые подразделяются на два уровня взаимодействия.

Первый уровень объединяет их по денотату, то есть по значению имени с обозначением существенных признаков (культурное наследие, нематериальное наследие, традиционная культура). Понятия второго уровня объединены по предикату с перечислением составных элементов (памятник этнографии, этнографический предмет, объект этнографического наследия).

Анализ трактовок понятия «культурное наследие», содержащихся в научной литературе и программных документах ЮНЕСКО, показывает, что этнографическое наследие является частью культурного наследия. Понятия «нематериальное культурное наследие» и «памятник этнографии» не охватывают видовое многообразие этнографического наследия, в которое включаются нематериальные и материальные артефакты. Категории «традиционная культура» и «этнографическое наследие» не тождественны, поскольку последнее выражает результат критического освоения культурных ценностей, выработанных предыдущими поколениями.

Этнографическое наследие, в отличие от этнографического предмета, сохраняющего объективированную информацию, предполагает «распредмечивание» той социально значимой информации, которую оно в себе содержит.

В диссертационном исследовании под этнографическим наследием понимается совокупность этнографических артефактов, признанных этнической общностью в качестве важных и репрезентативных для ее культурного своеобразия.

Этнографическое наследие включает в себя памятники народного зодчества, в том числе сакральные сооружения, исторические типы поселений, этнокультурные ландшафты, народную одежду, традиции питания, врачевания и воспитания, промыслы и ремесла, традиционную календарную обрядность, народные игры, танцевальный фольклор. Для них характерно единство типичного и уникального, эстетическая ценность, способность выступать в роли аутентичного репрезентатора этнической общности.

Представляется целесообразным использовать понятия «этнографическое наследие» и «объект этнографического наследия». Это позволяет преодолеть разделение на материальное и нематериальное, природное и культурное наследие и перейти к его интегральному пониманию .

2. Региональные культуры испытывают неоднозначные последствия развития туризма. Позитивное влияние туризма проявляется в том, что он способствует сохранению и развитию традиционной культуры, поддержанию идентичности местного сообщества, репрезентации культурной аутентичности.

Представление этнических традиций в сфере туризма осуществляется посредством организации фольклорных фестивалей, показа традиционных ремесленных технологий. Демонстрируя этническое своеобразие культуры, местное сообщество получает доход от туристической индустрии и становится частью глобального рыночного обмена. Туризм актуализирует традиционную культуру, которая таким образом включается в современные этнокультурные процессы.

Негативными последствиями туризма является следование стандартизированным ожиданиям туристов, чрезмерная коммерциализация уникальных и аутентичных традиций, что снижает их культурное значение.

Туризм приводит к созданию искусственно сконструированных и постановочных культурных репрезентаций, удовлетворяющих спрос посетителя.

В современном туризме аутентичность является базовым понятием, которое в зависимости от исследовательского подхода используется в различных значениях. Под объективной аутентичностью понимают подлинность музейных артефактов и культурных явлений. Конструктивистская аутентичность трактуется как социальный конструкт, созданный из стереотипных образов и распространяемый посредством СМИ в туристической рекламной продукции. Экзистенциальная аутентичность, предполагает подлинность опыта, который получает человек в процессе туризма.

Смысл аутентичности в туризме расширяется посредством двух дополнительных понятий: сконструированная аутентичность и постановочная аутентичность. Первое трактуется как специально воссозданная специалистами подлинность объектов культуры; второе определяется как совокупность свойств, характеризующих специально срежиссированную (сымитированную) подлинность явлений культуры .

3. Комплекс основных компонентов традиционной культуры белорусов (памятники деревянного зодчества, народный костюм, ремесла и промыслы, традиции питания, календарная праздничная обрядность) имеет большую познавательно-этнографическую ценность и является содержательной основой отечественного агроэкотуризма.

Памятники белорусского народного зодчества, комплексно представленные в музеях под открытым небом, в литературно-мемориальных музеях Беларуси, а также исторические типы поселений белорусов, с сохранившейся традиционно-исторической застройкой усадебного комплекса, обладают высоким туристическим потенциалом. Традиции народного зодчества используются в архитектуре и оформлении интерьера объектов туристической инфраструктуры республики в незначительной степени.

В системе этнодифференцирующих компонентов культуры особое место принадлежит белорусскому народному костюму, который визуально определяет этнокультурную принадлежность человека. Традиционный костюм белорусов используется в сфере туризма опосредованно: в театральных и концертных постановках, фольклорных праздниках и фестивалях, интерактивных музейных программах, как стилизованный вариант униформы на предприятиях индустрии гостеприимства.

В условиях стандартизации и унификации культуры художественные предметы белорусских народных промыслов и ремесел, сделанные в традиционной технике, пользуются широкой популярностью и большим спросом среди туристов. Они вовлечены в процесс туристического потребления в качестве сувениров. Традиционные белорусские добывающие промыслы (собирательство, охота, рыболовство) из вспомогательной производственной деятельности в настоящее время превратились в форму проведения свободного времени. На их основе развиваются виды агроэкотуризма: охотничий и рыболовный туризм, туристические анимации.

Народные традиции питания играют существенную роль в туристической репрезентативности страны, поскольку в туристическом процессе пища выполняет не только свои первичные, но и культурно-познавательные функции.

Туристическое использование традиций питания белорусов находится на начальном этапе своего развития.

Белорусские календарные праздники и обряды, отражающие различные фазы солнечного цикла: зимнее и летнее солнцестояние, праздники весеннего цикла, а также праздники, связанные со сбором урожая, содержащие выразительные структурные элементы, перспективны для использования в агроэкотурризме. Коляды, Купалье, Масленица, «Гуканне вясны», Сороки, Юрье, жниво, Богач проводятся на базе локальных и региональных музеев Беларуси, что представляется наиболее приемлемым способом их репрезентации.

Включение данных компонентов традиционной культуры белорусов в сферу агроэкотуризма позволит раскрыть ее богатое и разнообразное этнографическое наследие .

4. Территориальный анализ объектов этнографического наследия белорусов выявил их неравномерное распределение. Наибольшая их насыщенность наблюдается в Брестском Полесье и Витебском Поозерье.

Выделяются два типа локальных туристическо-этнографических территорий Беларуси. К первому типу отнесены «Браславщина», «Надбугский край», «Загородье», «Туровская земля», «Нарочанский край», «Между Березиной и Западной Двиной», на которых высокая плотность этнографических объектов сочетается с особо охраняемой природной территорией, а также с развитой туристической инфраструктурой. Ко второму «Тихая Бесядь», «Край сакунов», обладающие средней плотностью этнографических объектов в сочетании со средним уровнем развития туристической инфраструктуры. В зависимости от преобладающих объектов этнографического наследия локальные туристическо-этнографические территории имеют внутреннюю специализацию: «Браславщина» – ремесла и промыслы, исторические типы поселений, этнокультурные ландшафты; «Нарочанский край», «Между Березиной и Западной Двиной» – традиции праздничной обрядности, исторические типы поселений; «Надбугский край», «Загородье», «Туровская земля» – сакральное зодчество, традиции питания и праздничной обрядности, ремесла и промыслы; «Тихая Беседь» – ремесла и промыслы, праздничная обрядность; «Край сакунов» – исторические типы поселений, праздничная обрядность. В рамках обозначенных локальных туристическо-этнографических территорий целесообразно развитие отечественного агроэкотуризма .

Рекомендации по практическому использованию результатов диссертации Материалы диссертационного исследования внедрены в учебный процесс кафедры международного туризма на факультете внешнеэкономической деятельности и предпринимательства и заочном факультете Частного учреждения образования «Институт предпринимательской деятельности» (Акт о внедрении результатов НИР в учебный процесс от 11.01.2007).

Теоретические и прикладные результаты работы нашли применение в деятельности музейного комплекса старинных народных ремесел и технологий «Дудутки» при организации этнографических экспозиций, в реконструкции аутентичных ремесленных технологий, производстве сувенирной продукции (Справка о внедрении от 01.10.2011). Материалы диссертации, включающие натурные фотографии, перечень мест бытования традиционных белорусских праздников и обрядов, картосхемы туристическо-этнографических территорий Беларуси были использованы туристическими предприятиями республики (Справка о внедрении от 08.11.2006); во время учебных поездок, организованных для студентов, обучающихся по специальности 1-25 01 07 «Экономика и управление на предприятии»; 1-25 01 13 «Экономика и управление туристической индустрией»; 1-26 02 01 «Бизнесадминистрирование» по следующим этнографическим маршрутам: в августе 2004 г. Видзы – Браслав – Окменица – Слободка; в мае 2005 г. Логишин – Мотоль – Достоево – Бездеж – Пинск; в сентябре 2006 г. Пинск – Кудричи – Лемешевичи – Христиболовичи – Лопатино – Столин – Ольшаны – Давид Городок – Туров; в сентябре 2007 г. Могилев – Буйничи – Салтановка; в августе 2010 г. д. Мотоль (кулинарный фестиваль «Мотальскiя прысмакi») – Поречье (Пинский р-н).

Выводы диссертационного исследования могут быть использованы в системе высшего образования республики при подготовке специалистов в области культурного наследия и туризма, а также на курсах повышения квалификации специалистов туристической индустрии, туристическими предприятиями при разработке и организации программ этнографической направленности, государственными учреждениями при планировании стратегии развития отечественного агроэкотуризма, Национальным агентством по туризму Республики Беларусь.

СПИСОК ПУБЛИКАЦИЙ СОИСКАТЕЛЯ ПО ТЕМЕ

ДИССЕРТАЦИИ

–  –  –

1. Блищ, В.Л. Этнографическое наследие Беларуси в инфраструктуре туризма / В.Л. Блищ // Вес. Нац. акад. навук Беларусі. Сер. гуманітар. навук. – 2005. – № 5, ч. 2. – С. 9–12.

2. Блищ, В.Л. Туризм и проблемы сохранения традиционной белорусской культуры / В.Л. Блищ // Вес. Нац. акад. навук Беларусі. Сер. гуманітар. навук. – 2006. – № 5, ч. 2. – С. 11–16.

3. Блищ, В.Л. Этнографическое наследие в контексте концепции устойчивого туристского развития / В.Л. Блищ // Весн. Гродзен. дзярж. ун-та.

Сер. 1, Гісторыя і археалогія. Філасофія. Паліталогія. – 2011. – № 1. – С. 81–88.

4. Блiшч, В.Л. Этнаграфiчная спадчына: катэгарыяльны аналiз i тэрмiналагічны круг / В.Л. Блiшч // Вес. Беларус. дзярж. пед. ун-та. Сер. 2, Гісторыя. Філасофія. Паліталогія. Сацыялогія. Эканоміка. Культуралогія. – 2011. – № 2. – С. 34–37.

–  –  –

5. Блищ, В.Л. Этнографическое наследие как ресурс устойчивого развития туристского комплекса / В.Л. Блищ // Конкурентоспособность туристского комплекса Республики Беларусь / Е.Г. Киреенко [и др.] ; Ин-т предпринимат. деятельности. – Минск, 2010. – С. 192–205.

Статьи в сборниках научных работ и материалы конференций

6. Блiшч, В.Л. Да пытання аб турысцка-этнаграфiчным раянiраваннi тэрыторыi Беларусi / В.Л. Блiшч // Пытанні мастацтвазнаўства, этналогіі і фалькларыстыкі : [зб. арт.] : у 2 ч. / НАН Беларусі, Ін-т мастацтвазнаўства, этнаграфіі і фальклору; [навук. рэд. А.І. Лакотка]. – Мiнск, 2006. – Ч. 1:

Мастацтвазнаўства, фальклор і этналогія / [рэдкал.: А.І. Атраховіч і інш.]. – С.

7. Блищ, В.Л. Опыт картографирования объектов культурноэтнографического наследия Беларуси на перспективных для развития туризма территориях / В.Л. Блищ // Туризм и региональное развитие: сб. науч. ст. :

[материалы четвертой междунар. науч.-практ. конф., г. Смоленск, 5–7 окт. 2006 г.] / Смол. гуманитар. ун-т; [редкол.: Л.Ю. Мажар (отв. ред.) и др.]. – Смоленск. – 2006. – Вып. 4. – С. 213–218.

8. Блищ, В.Л. Туристские возможности белорусских музеев (аналитический обзор по материалам анкетирования) / В.Л. Блищ // Пытанні мастацтвазнаўства, этналогіі і фалькларыстыкі : [зб. арт.] / НАН Беларусі, Ін-т мастацтвазнаўства, этнаграфіі і фальклору; [навук. рэд. А.І. Лакотка]. – Мінск, 2007. – Вып. 3, ч. 2: Мастацтва, фальклор, этнічныя традыцыі ў вырашэнні актуальных задач сучаснай культуры: матэрыялы Міжнар. навук. канф., прысвеч. 50-гадоваму юбілею Ін-та мастацтвазнаўства, этнаграфіі і фальклору імя К. Крапівы Нац. акад. навук Беларусі, Мінск, 7–8 чэрв., 2007 г. / [рэдкал.:

П.Г. Нікіценка і інш.]. – С. 317–321.

9. Блищ, В.Л. Особенности туристского использования этнографического наследия Беларуси / В.Л. Блищ // Экономическое образование и современные педагогические технологии. Экономика и предпринимательство: сб. науч.

работ, посвящ. 15-летнему юбилею Ин-та предпринимат. деятельности / Ин-т предпринимат. деятельности; редкол.: В.Л. Цыбовский [и др.]. – Минск, 2007. – Вып. 1. – С. 75–79.

10. Блищ, В.Л. Терминологический круг и концепции, связанные с понятием «этнографическое наследие» / В.Л. Блищ // Экономическое образование и современные педагогические технологии. Экономика и предпринимательство: сб. науч. работ / Ин-т предпринимат. деятельности. – Минск, 2008. – Вып. 2 / [под общ. ред. В.В. Шевердова, И.С.Солодухи]. – С. 16– 19.

11. Блищ, В.Л. К вопросу о культурно-туристском районировании / В.Л. Блищ // Предпринимательство в Беларуси: опыт становления и перспективы развития: материалы V Международ. науч.-практ. конф., г.

В.Л. Цыбовский и др.].– Минск. – 2009. – Ч. 2. – С. 223–225.

12. Блищ, В.Л. «Представление себя другим» в туристском контексте / В.Л. Блищ // Туризм и региональное развитие: сб. науч. ст. : / Смол. гуманитар.

ун-т; [редкол.: Л.Ю. Мажар (отв. ред.) и др.]. – Смоленск, 2011. – Вып. 6. – 32– 38.

–  –  –

13. Блищ, В.Л. Этнографическое наследие Беларуси: возможности туристского использования: учеб.-метод. пособие / В.Л. Блищ; Ин-т предпринимат. деятельности. – Минск: Белорус. гос. пед. ун-т, 2010. – 118 с.

РЭЗЮМЭ

–  –  –

Этнаграфічная спадчына беларусаў у аграэкатурызме Ключавыя словы: этнаграфічная спадчына, аб’ект этнаграфічнай спадчыны, помнік этнаграфіі, традыцыйная культура беларусаў, лакальныя турыстычна-этнаграфічныя тэрыторыі, аграэкатурызм, турыстычны патэнцыял.

Мэта даследавання: раскрыць культурны патэнцыял этнаграфічнай спадчыны беларусаў у галіне аграэкатурызму.

Метады даследавання: індуктыўны, тыпалагічны, сістэмны, метад этнаграфічнай реканструкцыі, картаграфіраванне, вызначэнне раёнаў, метад назірання знутры, анкетаванне.

Похожие работы:

«Аналитическая часть I. (по состоянию на 1 апреля 2015 года) 1. Общие сведения об образовательной организации Екатеринбургский филиал создан решением учёного совета Уральской государственной академии физической культуры (УралГАФК) от 30 марта 2001 года, протокол № 7, утвержден приказом ректора УралГАФК № 26 от 06.04.2001 г, приказом Государственного комитета РФ по физической культуре, спорту и туризму от 20.03.2002 г № 126, по согласованию с Министерством образования Российской Федерации (письмо...»

« ПАМЯТИ А.З. АРАБАДЖЯНА Москва ИВ РАН УДК 94(55) ББК 63.3(5) (5 Ирн) И77 ОТВЕТСТВЕННЫЙ. РЕДАКТОР Н.М. Мамедова СОСТАВИТЕЛЬ Е.В. Дунаева ПОДГОТОВКА РУКОПИСИ К ПЕЧАТИ: М.С. Каменева, И.Е. Федорова И77 Иран при М. Ахмадинежаде. ПАМЯТИ А.З. АРАБАДЖЯНА. - М.: ИВ РАН, Центр стратегической конъюнктуры, 2013. - 220 с. ISBN 978–5–89282–534–4 ISBN...»

«Министерство культуры Свердловской области Свердловская областная межнациональная библиотека Ассоциация национально-культурных объединений Свердловской области знаменательные и памятные даты народов среднего урала 2015 год Екаеринбург, 2014 ББК 63.5я25 Э 91 Редакционная коллегия: Автух Ф. Р. Васильева Т. В. Колосов Е. С. Лебедева Т. В. Знаменательные и памятные даты народов Среднего Урала / Министерство культуры Свердловской области, Свердловская областная межнациональная библиотека, Ассоциация...»

«Утвержден распоряжением Коллегии Администрации Кемеровской области План мероприятий «Развитие системы высшего образования в Кемеровской области на 2015-2020 годы» Паспорт плана мероприятий Наименование плана План мероприятий «Развитие системы высшего мероприятий образования в Кемеровской области на 2015годы» (далее – план) Директор Заместитель Губернатора Кемеровской области (по вопросам образования, культуры и спорта) Е.А. Пахомова Ответственный Департамент образования и науки Кемеровской...»

«ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ТЕЛИЕВСКИЙ КРУГЛЫЙ СТОЛ – ТКС 201 «КУЛЬТУРНАЯ СЕМАНТИКА В ЯЗЫКЕ И В РЕЧИ» Первый полукруглый стол Круг вопросов Язык культура – лингвокультура Культуроносные смыслы и культурная информация Актуальна ли сегодня гипотеза лингвистической относительности?1. Красных Виктория Владимировна. Соотношение языка, культуры и лингвокультуры в свете интегративных исследований. 2. Заботкина Вера Ивановна. О взаимосвязи картины мира и культуроносных смыслов в слове. О ВЗАИМОСВЯЗИ...»

«ГОУ ВПО Российско-Армянский (Славянский) университет ГОУ ВПО РОССИЙСКО-АРМЯНСКИЙ (СЛАВЯНСКИЙ) УНИВЕРСИТЕТ Со ста вл ен в соот ветс твии с У Т В Е РЖ Д А Ю: госу дарст венны ми требова ниями к Директо р институ та ми ниму му со держания и уровню п о д г о то в к и в ы пу с к ни ко в по Са ркис ян Г.З. на пр а в л е ни ю _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ и “ 0 5 ” с е нт я б р я 2 0 1 4 г. По ло жением «Об УМК Д РАУ». Институт: Гуманитарных наук_ Название института Кафедра: _Мировой литературы и...»

«К.А. ВАХОВСКАЯ СПЕЦИФИКА МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ Ключевые слова: мировой демографический взрыв, естественная убыль населения – депопуляция, миграционные процессы, степень подвижности населения, демографическая структура, неттокоэффициент, социальное явление, системный кризис, нелегальная миграция, чистая миграция, вынужденная миграция, трудовая миграция, иноэтничные мигранты, интеграция миграции (интеграционный потенциал), миграционная активность, миграционный оборот,...»

«Тематический мониторинг российских СМИ Московский дом национальностей 12 августа 2015 Содержание выпуска: Московский дом национальностей Якутия.Инфо, 10.08.2015 Ансамбль Одун с триумфом вернулся с Крыма Более 14 лет Фестивальный комитет при поддержке Правительства Москвы, Московского Дома национальностей, культурных центров и посольств разных стран в России проводит Международные фестивали-конкурсы с целью взаимодействия в области национального творчества, поддержки интереса к народным...»

«Министерство культуры Российской Федерации Российская государственная библиотека для молодежи Молодежь России Сборник рефератов статей из периодических изданий за 2013 г. Москва Составители: С. Г. Миронова О. В. Кузьмина Ответственный за выпуск: О. В. Кузьмина Редактор: Л. В. Алимова Молодежь России: Сборник рефератов статей из периодических изданий за 2013 г. / Сост. С. Г. Миронова; О. В. Кузьмина; Отв. за выпуск О. В. Кузьмина. - М.: Рос. гос. б-ка для молодежи, 2014. - 244 с. © Российская...»

«Центральная избирательная комиссия Российской Федерации Министерство образования и науки Российской Федерации Российский центр обучения избирательным технологиям при Центральной избирательной комиссии Российской Федерации СБОРНИК КОНКУРСНЫХ РАБОТ в области избирательного права и избирательного процесса, повышения правовой и политической культуры избирателей (участников референдума), организаторов выборов, участников избирательных кампаний, выполненных студентами, аспирантами и преподавателями...»

«ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЮЛЛЕТЕНЬ НОВЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ ЛИТЕРАТУРЫ ЗА ОКТЯБРЬ 2015 ГОДА.АВТОРЕФЕРАТЫ Булатецкий А.С. 74.59 Б 90 Типичные следственные ситуации при расследовании краж нефти и нефтепродуктов из трубопроводов и меры по их разрешению [Текст] : автореф.канд.юрид.наук: 12.00.12 / Булатецкий Андрей Сергеевич. М. : Московский университет МВД РФ, 2015. 31с. Вахнина В.В. 74.59 В 22 Психология кризисов переговорной деятельности и их преодоления в практике ОВД [Текст] : автореф.док.псих.наук: 19.00.06 /...»

«Аналитическая часть к результатам деятельности образовательной организации высшего образования, подлежащей самообследованию Национальный исследовательский технологический университет МИСиС Наименование образовательной организации Регион, г.Москва почтовый адрес 119049, РФ, г.Москва, Ленинский проспект, д.4 Министерство образования и науки Российской Федерации Ведомственная принадлежность 1.Общие сведения об учреждении Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего...»

«УТВЕРЖДЕНО на совместном заседании Совета учебно-методического объединения основного общего образования Белгородской области и Совета учебнометодического объединения среднего общего образования Белгородской области Протокол от 4 июня 2014 г. № 2 Департамент образования Белгородской области Областное государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Белгородский институт развития образования» Инструктивно-методическое письмо о преподавании...»

« социального университета Россия, Курск, ул. К. Маркса, 53. E-mail: [email protected] Представленная работа посвящена культуре и религии Индии. Данный материал предназначается для решения дидактических задач и адресован к студентам, обучающимся по гуманитарным специальностям. Информация, изложенная в данной учебно-методической работе,...»

«Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова Высшая школа перевода III Международный научнопрактический форум «Языки. Культуры. Перевод» 19 –25 июня 2015 г. Материалы Издательство Московского университета УДК 81:001.32. 81:005. ББК 81; III Международный научно-практический форум «Языки. Культуры. Перевод». 19– июня 2015 г. материалы: электронное издание. М.: Издательство Московского университета, 2015. – 433 c. ISBN 978–5–19–011088В сборник включены материалы докладов,...»

«МИЗИМБАЕВА АЛЬМИРА САРСЕНБЕКОВНА Развитие исследовательской культуры магистрантов 6Д010300-Педагогика и психология Диссертация на соискание ученой степени доктора философии (PhD) Научный руководитель Манкеш А. Е. д.п.н., профессор Зарубежный научный консультант Сурвутаите Далиа, ассоциированный профессор, доктор образования Республика Казахстан...»

«БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 1. Авдеева К. За кулисами моравской миссии [Текст] / [Ксения Авдеева, Алексей Карцев] // Эхо планеты. 2013. № 34. С. 8-10. Аннотация: В 862 году в Константинополь прибыло посольство моравского князя Ростислава. Моравы просили у греков учителей, которые могли бы наставлять их в христианской вере не на чужом, а на их собственном славянском языке. У этой миссии был не только духовный, но и национальнополитический подтекст. 2. Алексий II. Великое дело Кирилла и Мефодия...»

«Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт непрерывного образования взрослых» Российская академия образования «Институт педагогического образования и образования взрослых» Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена Положение о Международном Форуме «Непрерывное образование взрослых 2015» Участниками Международного Форума «Непрерывное...»

«Министерство образования и науки Российской Федерации Правительство Республики Карелия Министерство образования Республики Карелия Министерство по делам молодежи, физической культуре, спорту и туризму Республики Карелия Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Карельская государственная педагогическая академия» Карельский фонд развития образования (Аудит-центр) Здоровье - в школы! HealtHy ScHool Сборник статей по материалам...»

«ЗМЕСТ Бадзевіч З.І. Кафедра сучаснай беларускай мовы 6 І. “Чалавек жыве не ў краіне, а сярод мовы. Радзіма – гэта мова, і больш нічога” (М. Э. Чаран) Бурак Л.І. Сінтаксічныя асаблівасці складанага сказа 13 Гілевіч Н.І. Ключавыя вобразы-матывы ў структуры рамана Янкі Брыля “Птушкі і гнёзды” Камароўскі Я.М. Якуб Колас і некаторыя пытанні культуры роднай мовы 17 Лазоўскі У.М. Антонімы як вобразныя сродкі мовы (З вопыту выкладання) Міхей М.З. Некаторыя асаблівасці беларускай літаратурнай мовы на...»

2016 www.сайт - «Бесплатная электронная библиотека - Книги, издания, публикации»

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам , мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.

Адрес: Республика Беларусь, г. Минск, ул. Сурганова, д. 1, корп. 2

Е-мейл Оргкомитета: [email protected]

Организаторы: ГНУ «Центр исследований белорусской культуры, языка и литературы Национальной академии наук Беларуси»

ГНУ «Центр исследований белорусской культуры, языка и литературы Национальной академии наук Беларуси» организует V II Международную научную конференцию «Традиции и современное состояние культуры и искусств», которая состоится 24-25 ноября 2016 года в г. Минске , ул. Сурганова, 1, корп. 2 .

Цели конференции

  • обсуждение роли научных исследований в области архитектуры, изобразительного и декоративно-прикладного искусства, театроведения, музыки, кино и экранных видов искусств в решении актуальных задач современной культуры;
  • обсуждение актуальных проблем изучения этнокультурных традиций, фольклористики, антропологии;
  • поиск системных подходов к решению актуальных задач сохранения национальных культур и историко-культурного наследия в условиях глобализации.
К участию в конференции приглашаются

Ученые и специалисты учреждений культуры, образования, науки, аспиранты, магистранты, соискатели.

Основные темы (проблематика) конференции:

  • проблемы архитектуры, изобразительного и декоративно-прикладного искусства;
  • проблемы театрального, экранного и музыкального искусства;
  • проблемы этнологии, антропологии, фольклористики и славистики;
  • проблемы сохранения и популяризации культурного наследия;
Регламент конференции

Доклады – до 10 мин., выступления и сообщения в дискуссиях – до 5 мин.

Требования к оформлению докладов:

  • название доклада (сообщения), ФИО автора (полностью), название организации, город, страна;
  • объем доклада вместе с резюме, рисунками, снимками и т.п. не должен превышать 8 страниц текста формата А4 (не более 20 000 знаков с пробелами), Times New Roman, 14 кегль, тип файла – rtf Microsoft Word;
  • междустрочный интервал – 1,5; выравнивание – по ширине страницы, абзацный отступ – 1,25 см; ориентация листа – книжная;
  • используемая литература оформляется в конце текста под названием «Список использованной литературы» в соответствии с требованиями ВАК РБ. В тексте сноски обозначаются квадратными скобками с указанием в них порядкового номера источника по списку и через запятую – номера страницы (страниц), например: . Не допускается включать в список литературы источники, на которые отсутствуют ссылки в тексте статьи.
  • к тексту доклада могут быть приложены иллюстрации (не более пяти), формат jpg или tiff с разрешением не менее 300 точек на дюйм. Иллюстрации следует присылать отдельными файлами.
Срок предоставления заявок с указанием названия доклада (сообщения) и тезисов:

Заявку и текст доклада необходимо выслать по электронной почте: [email protected] не позднее 24 октября 2016 г.

Просим внести адрес [email protected] в адресную книгу во избежание попадания писем с данного адреса в папку спам.

Иногородних участников конференции просим обязательно указывать в заявке, нуждаются ли они в помощи при бронировании гостиницы. Бронирование обычно осуществляется в гостинице «Академическая» (ул. Сурганова, д. 7). С ценами на проживание можно ознакомиться на странице сайта гостиницы: http://www.belhotel.by/?Academicheskaya.

Официальное персональное приглашение на конференцию высылается по запросу .

Рабочие языки конференции: белорусский, русский .

Получение материалов по электронной почте будет подтверждено Организационным комитетом. В случае не получения ответного письма (с уведомлением о принятии заявки к рассмотрению) в течение недели, просим продублировать Вашу заявку еще раз по электронному адресу: [email protected].

Оргкомитет конференции оставляет за собой право отклонять заявки, не соответствующие тематике конференции, а также редактировать присланные материалы при их подготовке к публикации. В сборник будут включены отобранные Оргкомитетом материалы. Публикация отобранных материалов бесплатная .

К сожалению, Оргкомитет не имеет возможности оплатить участникам конференции командировочные расходы. Проживание, питание, транспортные расходы оплачиваются командирующими организациями.

После окончательного формирования программы (приблизительно в середине ноября 2016 года) всем участникам конференции на их электронные адреса (указанные в заявке) будет выслан электронный вариант программы конференции.

Регистрация на событие закрыта

Извините, регистрация закрыта. Возможно, на событие уже зарегистрировалось слишком много человек, либо истек срок регистрации. Подробности Вы можете узнать у организаторов события.

Февраль мы, в Центре славянских культур, решили объявить Месяцем белорусской культуры, это означает, что наряду с мероприятиями, раскрывающими славянский мир в его многообразии, особое внимание будет уделено традициям и книжному наследию наших ближайших соседей – белорусов: изобразительное искусство, фотография, кино и, конечно, Книга.

В программе вечера прозвучат приветственные слова наших партнеров – представителей Посольства Республики Беларусь, Фонда поддержки и развития детской литературы, «Евразийского форума детской книги», ФНКА "Белорусы России", НКА "Белорусы Москвы", а также культурно-научной общественности, профессионально занимающиеся изучением белорусского наследия.

В этот день Вы сможете увидеть четыре наши выставки – книг, картин, иллюстраций и фотографий, послушать мелодичную белорусскую народную песню и испить с нами чаю. В конце вечера мы объявим о начале Конкурса детского рисунка «Я открываю Беларусь».

Также в программе Месяца:

  • Литературные встречи:

8 февраля – 16:00 – «Белорусская поэзия XX века». Встреча с поэтом и переводчиком Сергеем Гловюком: о тонкостях перевода с белорусского языка; о белорусских поэтах и их стихах

12 февраля – 18:00 – «Байки о русских и белорусских писателях». Встреча с писателем Алесем Кожедубом.

26 февраля – 17:00 – Ридинг-группа по славянским литературам «ПоЛЕМика». Читаем и обсуждаем рассказ «Эстафета» Василя Быкова.

  • Лекции:

10 февраля – 15:30 – «Белорусско-польское пограничье. Взгляд этнолога». Читает А. И. Буренок.

17 февраля – 16:00 – «Максим Богданович и Александр Пушкин. Поэтический диалог». Читает д.ф.н., академик Македонской академии наук и искусств А. Г. Шешкен

18 февраля – 16:00 – «Правда и мифы о белорусском языке». Читает лингвист, преподаватель Высшей школы экономики И. А. Чечуро

19 февраля – 19:00 – «Традиционная религиозная культура белорусов: обряд Братская свеча». Читает фольклорист и этнограф, Председатель Комиссии по фольклористике при Международном комитете славистов, д.ф.н. А. Б. Мороз.

  • Кинопоказ с обсуждением:

24 февраля – 17:00 – Вечер из цикла "Фильмы западных славян". "Восхождение". Реж.: Л. Шепитько

  • Для наших юных гостей:

3 феврялы в 12:00- занакомство с белорусским народным творчеством, мастер-класс по белорусскому орнаменту;

17 февраля – 12:00 – «Тропинками белорусской сказки: Знакомство с Нестеркой»: читаем сказку на двух языках, готовим иллюстрации и создаем книгу своими руками.

И это еще не все! 11 февраля – 14:00 – приглашаем всех на нашу общую славянскую Широкую Масленицу с фольклорным ансамблем «Куделя», а 14 февраля – в течение всего дня приходите в Центр славянских культур: будем дарить друг другу славянские книги!

Также в течение всего месяца уже упомянутые:

Книжная выставка «Классики белорусской литературы» (предоставлена Библиотекой Клуба культуры д. Пасека, Стародорожского района, Минской области, Республики Беларусь)

Фотовыставка «Белорусские просторы» представляет природу, исторические памятники, традиционные праздники современной Беларуси (предоставлено Посольством Республики Беларусь)

«Слоны с Луны». Выставка иллюстраций Аллы Высотской к стихам Владимира Мозго (при поддержке Фонда поддержки и развития детской литературы «Евразийский форум детской книги»

Художественная выставка "Притяжение. Память сердца" белорусской художницы Л. П. Курилович