Вооруженное войско состоящее из дворянской конницы называли. История создания и развития вооруженных сил россии

ОСНОВНЫЕ РЕФОРМЫ АРМИИ РОССИИ С 1550 ПО 1918 ГОД Цель: Сформировать представление о содержании военных реформ России в период с 1550 по 1918 год. История – могучий фактор воспитания сознательного патриотизма. Принижать свою историю, забывать её - значит оплёвывать могилы своих предков, боровшихся за родную землю… В. Пикуль


1. Работа над определениями Дополнить пердложения: Дворянина обязанного пожизненно нести военную службу называли ________________. Отряды вспомогательного назначения состоявшие из крестьян плохо вооруженных и малопригодных для боевых действий называли ______________. Пехота вооруженная топорами и ружьями - ___________. Вооруженное войско состоящая из дворянской конницы называли __________________ войско. Солдатский полк состоящий из русских людей, в которых офицерами были иноземцы на русской службе назывался полк _______________ строя. Человек из крестьянского двора направленный на пожизненную военную службу подвергался ____________________ набору.


Оценочный лист. Фамилия Имя учащегося Работа над определения ми Работа с таблицей ТестИтоговая оценка за урок Примечание по работе с определениями При работе с определениями нужно дополнить пропущенное слово. На оценку «5»- заполнены все пропущенные слова без ошибок. На оценку «4»-допущены 1-2 ошибки. На оценку «3»- допущены 3 ошибки. Примечание по работе с таблицей При работе в парах с таблицей нужно зафиксировать год проведения, руководитель реформ, и основное содержание реформ. На оценку «5»- заполнение таблицы совпадает с образцом заполнения таблицы в правильном варианте. На оценку «4»- заполнение таблицы с одно неверное заполнение информации. На оценку «3» - с двумя неверными заполнения информации. Примечание по работе с тестом Тесты выполняются в самостоятельной работе. В ходе которой нужно выбрать правильный вариант ответа на вопрос. После решение теста, работа сверяется с ответами с ответами. На оценку «5»- решение теста совпадает с ответами на тесты. На оценку «4»- при решении допущены 1-2 ошибки. На оценку «3» - при решении допущены 3-4 ошибки.


Правильный вариант ответов 1. Дворянин обязанный пожизненно нести военную службу называли СЛУЖИВЫЙ. 2. Отряды вспомогательного назначения состоявшие из крестьян плохо вооруженных и малопригодных для боевых действий называли ОПОЛЧЕНИЕМ. 3. Пехота вооруженная топорами и ружьями - СТРЕЛЬЦЫ. 4. Вооруженное войско состоящая из дворянской конницы называли ПОМЕСТНОЕ войско. 5. Солдатский полк состоящий из русских людей, в которых офицерами были иноземцы на русской службе назывался полк НОВОГО строя. 6. Человек из крестьянского двора направленный на пожизненную военную службу подвергался РЕКРУТСКОМУ набору.




Основные реформаторы армии России


Правильный вариант заполнения таблицы Год проведения реформ.Руководитель проводимых реформ. Основное содержание реформ Иван Грозный 1 комплектование поместного войска; централизованное управление и снабжение армии; создание стрелецкого войска Петр I 4 введение рекрутского набора; создание регулярной армии; военное обучение; создание русского флота Д.А. Милютин 2 создание мобилизационного запаса на время войны; профессиональная подготовка; обучение грамоте солдат; перевооружение армии Николай II 5 усилена централизация военного управления; сокращены сроки службы; приняты новые образовательныепрограммы для училищ; новые образцы артиллерийских орудий; улучшение материального снабжения В.И.Ленин (Ульянов) 3 отменены воинские чины; отменено единоначалие; выбор командиров на общих собраниях; формирование армии на добровольных началах.


Правильный вариант ответа I) Основу вооруженных сил Московского государства в XVI веке составляли: 1) дворянские формирования + 2) регулярная армия 3) стрельцы + 4) конница 5) артиллерия II) Первые постоянные части стрельцов были сформированы при: 1) Иван III 2) Петр I 3) Иван Грозный + 4) Павел I 5) В. И. Ленин (Ульянов) III) Первая регулярная армия была создана при: 1) Иван Грозный 2) Петр 1+ 3) В. И. Ленин 4) Екатерина II 5) Иван III IV) Основная причина военной реформы, проведенной в х гг. XIX столетия: 1) Поражение в Крымской войне + 2) Междоусобные войны 3) Крестьянские волнения 4) Победа в русско - турецкой войне 5) Русско - японская война V) Дата введения в России всеобщей воинской повинности: 1) 1918 г 2) 1904 г 3) 1776 г 4) 1874 г + 5) 1550 г





  • Дворянина обязанного пожизненно нести военную службу называли ________________.

  • Отряды вспомогательного назначения состоявшие из крестьян плохо вооруженных и малопригодных для боевых действий называли ______________.

  • Пехота вооруженная топорами и ружьями- ___________.

  • Вооруженное войско состоящая из дворянской конницы называли __________________ войско.

  • Солдатский полк состоящий из русских людей, в которых офицерами были иноземцы на русской службе назывался полк _______________ строя.

  • Человек из крестьянского двора направленный на пожизненную военную службу подвергался ____________________ набору.



СЛУЖИВЫЙ .

  • Дворянин обязанный пожизненно нести военную службу называли СЛУЖИВЫЙ .

  • Отряды вспомогательного назначения состоявшие из крестьян плохо вооруженных и малопригодных для боевых действий называли ОПОЛЧЕНИЕМ.

  • Пехота вооруженная топорами и ружьями- СТРЕЛЬЦЫ .

  • Вооруженное войско состоящая из дворянской конницы называли ПОМЕСТНОЕ войско.

  • Солдатский полк состоящий из русских людей, в которых офицерами были иноземцы на русской службе назывался полк НОВОГО строя.

  • Человек из крестьянского двора направленный на пожизненную военную службу подвергался РЕКРУТСКОМУ набору.





Правильный вариант ответа

  • Правильный вариант ответа

  • I) Основу вооруженных сил Московского государства в XVI веке составляли: 1) дворянские формирования + 2)регулярная армия 3)стрельцы+ 4)конница 5) артиллерия II) Первые постоянные части стрельцов были сформированы при: 1) Иван III 2) Петр I 3) Иван Грозный + 4) Павел I 5) В.И.Ленин (Ульянов) III) Первая регулярная армия была создана при: 1) Иван Грозный 2) Петр 1+ 3) В.И.Ленин 4) Екатерина II 5) Иван III IV) Основная причина военной реформы, проведенной в 60-70-х гг. XIX столетия: 1) Поражение в Крымской войне + 2) Междоусобные войны 3) Крестьянские волнения 4) Победа в русско-турецкой войне 5) Русско-японская война V) Дата введения в России всеобщей воинской повинности: 1) 1918 г 2) 1904 г 3) 1776 г 4) 1874 г + 5) 1550 г

Презентация конспекта урока на немецком языке в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы. В практический модуль входи...

конспект урока по литературе.Работа в группах...

Проводил урок: учитель высшей категории Антонов Петр Андреевич.Раздел учебной программы: Спортивные игры.Тема урока: Волейбол, ИКТ...

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование техники выполнения передачи мяча...

Cлайд 1

Cлайд 2

План урока: Организация вооруженных сил Московского государства XIV-XV веках. Военная реформа Ивана Грозного в середине XVI века. Военная реформа Петра I в первой четверти XVIII века, создание регулярной армии и флота. Военные реформы 1860-1870 годов под руководством военного министра Д.Ю.Милютина, их особенности. Военные реформы 1905-912 годах и их особенности.

Cлайд 3

Работа с таблицей Год проведения реформ Руководитель проводимых реформ Основное содержание реформ

Cлайд 4

Работа над определениями Определение Правильный ответ Дворянина обязанного пожизненно нести военную службу называли … Отряды вспомогательного назначения состоявшие из крестьян плохо вооруженных и малопригодных для боевых действий называли … Пехота вооруженная топорами и ружьями Вооруженное войско состоящая из дворянской конницы называли … войско Солдатский полк состоящий из русских людей, в которых офицерами были иноземцы на русской службе назывался полк … строя Человек из крестьянского двора направленный на пожизненную военную службу подвергался … набору

Cлайд 5

История – могучий фактор воспитания сознательного патриотизма. Принижать свою историю, забывать её - значит оплёвывать могилы своих предков, боровшихся за родную землю… В. Пикуль

Cлайд 6

Куликово поле, Полтавское поле, Бородинское - овеяло славой российского оружия, родившие свободу и могущество нашей страны. Все они стали величественными мемориалами истории. Во все времена русский народ выходил единой дружной семьей для изгнания алчных завоевателей, пришедших на нашу землю, был стойким защитником своего родного обиталища - земли Российской.

Cлайд 7

Развитие и становление Вооруженных Сил России неразрывно связано с историей Российского государства. На протяжении многих лет русским людям постоянно приходилось вести вооруженную борьбу, защищая свои земли от иностранных захватчиков. В период с XIV по XVII в. практически нет ни одного мирного года, когда на рубежах Российского государства было бы спокойно и не нужно было давать отпор неприятелю. Поэтому государство находилось в постоянной готовности к войне, и его устройство соответствовало этому требованию

Cлайд 8

Cлайд 9

Истоки зарождения в нашем Отечестве военной организации уходят в период правления Ивана III Великого (1462-1505), который приступил к массовой раздаче земельных наделов и поместий слугам княжеского двора, а также вольным людям при условии несения ими службы, то есть положил начало формированию служилого дворянства. Усилия Ивана III по созданию сильной военной организации Российского государства продолжил Иван IV, создавший одну из крупнейших по численности армий в Европе - 250-300 тысяч человек (около 3 % населения Руси).

Cлайд 10

В период с 1550 по 1571 гг. Иваном Грозным были проведены военные реформы, начало которым положил указ от 3 октября 1550 года о разделе земель вокруг Москвы 1000 помещиков, занявших ключевые командные штаты в армии.

Cлайд 11

Основное содержание: упорядочение системы комплектования и военной службы в поместном войске; организация централизованного управления армией; создание постоянного стрелецкого войска; централизация системы снабжения; создание постоянной сторожевой службы на южной границе.

Cлайд 12

Поместное войско (дворянская конница, составлявшая основной род русского войска в XV-XVII веках) имело характер ополчения. В организационном отношении делилось на сотни. Все годные к службе владельцы поместий и вотчин по Уложению о службе 1556 года являлись в поход со своими лошадьми, припасами и оружием и выставляли по 1 вооруженному ратнику с каждых 50 десятин принадлежавшей им земли. Реорганизовано Петром I в 1701 году в регулярные полки драгун.

Cлайд 13

Стрелецкое войско - первое постоянное войско в Русском государстве середины XVI - начала XVIII веков. Комплектовалось из свободного городского и сельского не тяглого (не облагавшегося налогами) населения, имело на вооружении пищали и бердыши, управлялось воеводами. Организационно состояло из «приборов» (отрядов), затем приказов (по 500-1000 человек), с 1681 - полков, и находилось в ведении Стрелецкого приказа. В 80-х годах XVII века было реорганизовано по образу полков «нового строя». Расформировано по указу Петра I в начале XVIII века.

Cлайд 14

Cлайд 15

Регулярная русская армия была создана при Петре I в начале XVIII в. Ее созданию способствовало поражение русских войск в 1700 г. под Нарвой в битве со шведской армией. Стрелецкие полки и дворянская конница показали свою полную беспомощность. Русская армия потеряла под Нарвой более 6 тыс. человек и всю артиллерию.

Cлайд 16

Петр I ввел новую систему комплектования армии. Оно стало осуществляться по принципу рекрутского набора, когда 10- 20 крестьянских дворов по жребию поставляли одного человека на пожизненную военную службу. Введение рекрутской повинности позволило Петру I значительно увеличить численность постоянного войска. Офицерский корпус русской армии состоял из дворян, для них государственная служба была обязательной и пожизненной. Чтобы получить офицерский чин, дворянин должен был отслужить солдатом в гвардейских полках - Преображенском или Семеновском.

Cлайд 17

По организации, вооружению, боевой подготовке реформы Петра I выдвинули русскую армию на одно из первых мест в Европе.

Cлайд 18

Основное содержание: создание русской (национальной) регулярной армии и флота, основанных на рекрутской системе комплектования; упразднение ранее существовавших разнородных воинских формирований и введение однотипной организации и вооружения в пехоте, коннице и артиллерии; введение единой системой воинского обучения и воспитания, регламентированных уставами; централизация военного управления, замена приказов Военной коллегией и Адмиралтейств-коллегией, учреждение должности главно командующего, при котором был создан полевой штаб во главе с генерал-квартрместером; открытие военных школ для подготовки офицерских кадров и регламентирование службы офицеров; проведение военно-судебных реформ.

Cлайд 19

Cлайд 20

Преобразование в вооруженных силах России под руководством военного министра Д. А. Милютина. Имели цель создать массовую армию, ликвидировать военную отсталость России, выявленную в Крымской войне 1853-56 гг.

Cлайд 21

В 1874 г. был утвержден новый Устав о воинской повинности. С этого времени в России отменили рекрутские наборы в армию и ввели всеобщую воинскую повинность, которая распространилась на мужское население всех классов и сословий, достигшее возраста 21 год. Общий срок службы устанавливался в 15 лет: из них 6 лет приходилось на действительную военную службу, а 9 лет - на пребывание в запасе. Особое внимание уделялось повышению профессиональной подготовки офицерского состава. Была признана необходимой грамотность солдат, поэтому обучение их чтению и письму стало обязательным.

Cлайд 22

Основное содержание: замена рекрутской повинности всесословной воинской повинностью, создание обменного резервного запаса, образование военно-окружной системы управления (15 округов); выделение нового «Положения о полевом управлении войсками в военное время», перевооружение армии нарезным стрелковым оружием и артиллерией; реорганизация боевой подготовки войск (разработка и введение в войсках новых воинских уставов), а также системы подготовки офицерских кадров (замена кадетских корпусов военными гимназиями, учреждение военных и юнкерских училищ); учреждены постоянные военные суды (полковые, военно-окружные и главные).

Cлайд 23

Д. А. Милютин вспоминал: «Самые записные враги мои должны были признать, что никогда еще русская армия не являлась на театр войны так хорошо подготовленной и снабженной». Военно-судебные реформы 1860-1870 годов способствовали усилению русской армии.

Cлайд 24

Cлайд 25

После поражения в русско-японской войне правительство Николая II приняло меры к возрождению боевой мощи Российских вооруженных сил. К этому вынуждала сложная международная обстановка.

Cлайд 26

Надвигалась Первая мировая война, которая началась 19 июля 1914 г. Германия объявила войну России, а вслед за ней и Франции. В считанные дни после этого в войну вступили основные европейские государства. Первая мировая война стала для истории России и ее вооруженных сил еще одной героической и в то же время трагической страницей.

Cлайд 27

Основное содержание: усилена централизация военного управления (введена территориальная система комплектования); сокращены сроки службы, омоложен офицерский корпус; приняты новые программы для военных училищ, новые уставы и новые образцы артиллерийских орудий; создана тяжелая полевая артиллерия, усилены инженерные войска и улучшено материальное обеспечение.

Cлайд 28

Работа с таблицей Год проведения реформ Руководитель проводимых реформ Основное содержание реформ 1550-1571 Иван Грозный комплектование поместного войска; централизованное управление и снабжение армии; создание стрелецкого войска. 1701-1711 Петр I введение рекрутского набора; создание регулярной армии; военное обучение; создание русского флота. 1864-1874 Д.А. Милютин создание мобилизационного запаса на время войны; профессиональная подготовка; обучение грамоте солдат; перевооружение армии. 1905-1912 Николай II усилена централизация военного управления; сокращены сроки службы; приняты новые образовательные программы для училищ; новые образцы артиллерийских орудий; улучшение материального снабжения.

Cлайд 29

Определения. Правильные ответы Определение Правильный ответ Дворянина обязанного пожизненно нести военную службу называли … СЛУЖИВЫЙ Отряды вспомогательного назначения состоявшие из крестьян плохо вооруженных и малопригодных для боевых действий называли … ОПОЛЧЕНИЕМ Пехота вооруженная топорами и ружьями СТРЕЛЬЦЫ Вооруженное войско состоящая из дворянской конницы называли … войско ПОМЕСТНОЕ Солдатский полк состоящий из русских людей, в которых офицерами были иноземцы на русской службе назывался полк … строя НОВОГО Человек из крестьянского двора направленный на пожизненную военную службу подвергался … набору РЕКРУТСКОМУ

Cлайд 30

Проверь себя! Основу вооруженных сил Московского государства в XVI веке составляли: дворянские формирования регулярная армия стрельцы конница Первые постоянные части стрельцов были сформированы при: Иван III Петр I Иван Грозный Павел I Первая регулярная армия была создана при: Иван Грозный Петр 1 Екатерина II Иван III Основная причина военной реформы, проведенной в 60-70-х гг. XIX столетия: Поражение в Крымской войне Междоусобные войны Победа в русско-турецкой войне Русско-японская война Дата введения в России всеобщей воинской повинности: 1918 г 1904 г 1874 г 1550 г

Cлайд 31

Правильные ответы Основу вооруженных сил Московского государства в XVI веке составляли: дворянские формирования регулярная армия стрельцы конница Первые постоянные части стрельцов были сформированы при: Иван III Петр I Иван Грозный Павел I Первая регулярная армия была создана при: Иван Грозный Петр 1 Екатерина II Иван III Основная причина военной реформы, проведенной в 60-70-х гг. XIX столетия: Поражение в Крымской войне Междоусобные войны Победа в русско-турецкой войне Русско-японская война Дата введения в России всеобщей воинской повинности: 1918 г 1904 г 1874 г 1550 г Используемая литература А.Т.Смирнов, Б.И.Мишин, В.А.Васнев – «Основы безопасности жизнедеятельности» 10 класс. – М., «Просвещение, 2004. Н.И. Павленко, И.Л. Андреев, Л.М. Ляшенко; под ред. А.Ф. Киселева, Н.И. Павленко – «История России с древнейших времен до конца XIX века, 10 класс. Базовый уровень, Учеб. для общеобразовательных учреждений/ – М. : Дрофа, 2007. Интернет ссылки http://s61.radikal.ru/i171/0810/4f/686893489f48.jpg http://www.sva-slava.ru/kartini/bubnov/Utro_na_kulikovom_pole.jpg http://f.rodon.org/p/10/080214111434d.jpg http://vnnews.ru/static/images/2008-12/1454/4958964343b74_3.jpg http://bioserge.narod.ru/images/vasnetsov_grozny.jpg http://img.encyc.yandex.net/illustrations/krugosvet/pictures/4/4e/1011585-PH05273.jpg http://www.artsait.ru/art/g/glazunovIS/img/50.jpg http://www.ot.clan.su/_nw/4/98491.jpg http://www.vzmakh.ru/parabellum/image/14/14_08.gif http://www.emezk.ru/forum/file/1158.jpg http://history-gatchina.ru/owners/dog/imgdog/petr.jpg http://img12.nnm.ru/imagez/gallery/4/1/4/8/9/41489a9935835d70e947112d1bea0f89_full.jpg http://rosneft.division.ru/pics/1700/1700_3-a_big.jpg http://www.lomonosovo.ru/joom/resources/image/Mozaika/poltava_1_400.jpg http://www.rchobbymaster.ru/private/rchobbymaster/shop_load/47/italeri_6053.jpg http://images.izvestia.ru/145833.jpg http://www.beenergy.ru/uploads/posts/2008-10/1224674129_38935.jpg http://kds.eparhia.ru/www/biblio/1_67421412037.jpg http://www.rucoin.ru/files/nikolay2.jpg http://zforum.zyablikovo.net/uploads/post-9336-1153751789.jpg

Применение ИКТ в обучении способствует раскрытию, сохранению и развитию индивидуальных способностей у школьников, присущего каждому человеку уникального сочетания личностных качеств; формированию у учащихся познавательных способностей, стремление к совершенствованию; обеспечению комплексности изучения явлений действительности, неразрывности взаимосвязи между естествознанием, техникой, гуманитарными науками и искусством; постоянному динамическому обновлению содержания, форм и методов процесса обучения и воспитания.

Главные итоги применения ИКТ на уроках ОБЖ:

· Рост уровня самостоятельности и самодеятельности учащихся на уроке;

· Положительное отношение учащихся к предмету ОБЖ, к учителю, друг к другу;

· Обозначение объективной направленности деятельности учеников на развитие своей личности;

· Появление и рост у учащихся познавательного интереса;

· Воспитательная и развивающая подвижка личности, возникшая в ходе урока.

Из всего вышеизложенного можно сделать один единственный вывод: использование информационных и коммуникационных технологий в преподавании ОБЖ – это не дань моде, а назревшая необходимость, ИКТ являются одним из существенных средств реализации целей и задач процесса обучения.


Литература

1. Левин А.Ш. Самоучитель CorelDRAW / А.Ш.Левин. – Санкт-Петербург: Питер, 2005. – 205с.

2. Леонтьев В.П. Новейшая энциклопедия персонального компьютера 2007 / В.П. Леонтьев. – Москва: ОЛМА медиагрупп, 2007. – 896с.

3. Бубнов В.Г. Атлас добровольного спасателя. Учебное пособие / В.Г. Бубнов, Н.В. Бубнова; Под редакцией Г.А. Короткина. – Москва: АСТ Астрель, 2004. – 80с.

4. Литвинов Е.Н., Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. 7 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений / Е.Н. Литвинов, А.Т.Смирнов. – Москва: АСТ-ЛТД, 1997. – 160с.

5. Соловьёва Л.Ф. Компьютерные технологии для преподавателя / Л.Ф. Соловьёва. – Санкт-Петербург: БХВ-Петербург, 2008. – 453с.

6. Крымов Б., Pinnacle Studio 10. Русская версия: Учебное пособие / Б. Крымов. – Москва: Триумф, 2006. – 256с.

7. Тонких А.П. Российские образовательные интернет-ресурсы для учителей начальной школы / А.П. Тонких // Начальная школа. – 2007. - №1. – С.117-124.

8. Ставрова О.Б. Применение компьютера в профессиональной деятельности учителя / О.Б. Ставрова. – Москва: Интеллект-Центр, 2007. – 144с.

9. Комаров В.Н. Технология применения компьютерных технологий в преподавании ОБЖ. – http://www.in-n.ru.

10. 3.Угринович Н. Информатика и информационные технологии 10-11: Москва. Бином. Лаборатория знаний, 2002г.

11. 4.Шафрин Ю. Информационные технологии: Москва. Бином. Лаборатория знаний, 2003г.

12. 6. Азевич А.И. Несколько компьютерных программ. - журнал «Математика в школе» №10/2002г., стр41.

13. 7. Смирнова И.М., Смирнов В.А. Изображение пространственных фигур с помощью «Adobe illustrator» - журнал «Математика в школе» №10/2002г., стр. 46.

14. Гликман И. Педагогическая технология – это одно из средств педагогической методики // Директор школы.– 2004.– № 7.– с. 46–49.

15. Кондаков А. О таком Интеренете, как в Аргентине, мы можем только мечтать // Первое сентября.– 2 апреля 2005 г.

16. Масленникова А. Педагогические и образовательные технологии: определение и классификация // Директор школы. – 2004. – № 7. – с. 50–56.


Приложения

Приложение 1

ПРИМЕРНЫЕ ВЫСТУПЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ

Военные реформы 1550-1571 годов при Иване III

По данным отечественных историков, Московское государство в XVI в. могло располагать армией в 150-200 тыс. воинов.

В наиболее серьезных и важных военных походах к боевым частям присоединялись отряды вспомогательного назначения - ополчение.

Ополчение состояло из посадских людей и крестьян, которые были плохо вооружены и малопригодны к боевым действиям. Ополченцы в основном использовались для охраны обозов, строительства дорог, выполнения инженерных работ при осадах вражеских крепостей. В таких походах общая численность войска могла составлять до 300 тыс. человек.

Основу вооруженных сил Московского государства в этот период составляли дворянские формирования. За военную службу дворяне получали от московских государей земельные владения с крестьянами (поместья). Во время смотров, на которых проверялась готовность дворянских отрядов к боевым действиям, каждый дворянин обязан был явиться на смотр в полном вооружении, имея два коня - боевого и запасного, одного или несколько вооруженных слуг. В случае неявки на смотр, опоздания в поход, прибытия плохо снаряженным или без положенного числа вооруженных слуг полагался штраф или уменьшение размеров земельного владения.

На протяжении всей жизни дворяне обязаны были нести военную службу, все они считались служилыми людьми из поколения в поколение, от деда к отцу, от отца к сыну.

За долгие годы занятий военным делом они приобретали навыки воинов-профессионалов.

Историки отмечают, что в допетровское время русская система военной организации и управления войсками была хорошо приспособлена к решению стоящих перед ней задач. Русское правительство, стремясь не отстать от Европы, проводило военные реформы и прикладывало в этом направлении максимально возможные усилия и никогда для этого не жалело средств.

Военные реформы при Петре I

Регулярная русская армия была создана при Петре I в период с 1701 по 1711 г. Толчком к ускорению ее создания послужило поражение русских войск в 1700 г. под Нарвой от шведской армии. Стрелецкие полки и дворянская конница в битве под Нарвой показали полную свою беспомощность. Русская армия под Нарвой потеряла более 6 тыс. человек и всю артиллерию.

С созданием армии Петр I ввел новую систему комплектования войск. Оно стало осуществляться по принципу рекрутского набора, когда 10-20 крестьянских дворов по жребию поставляли одного человека на пожизненную военную службу. Введение рекрутской повинности позволило Петру I увеличить численность войск. С 1705 г. уже вся русская армия комплектовалась рекрутами. Офицерский корпус русской армии состоял из дворян, для них государственная служба была обязательной и пожизненной. Чтобы получить офицерский чин, дворянин должен был отслужить солдатом в гвардейском Преображенском или Семеновском полку.

Всего было создано 47 пехотных и 5 гренадерских (отборных пехотных) полков, 33 кавалерийских полка, в составе которых была и артиллерия.

Всеми делами, касающимися армии, стал ведать Правительственный сенат и подчиненная ему Военная коллегия (прообраз министерства обороны). В этот период на Балтийском море создается военный флот. Вводится постоянная подготовка полков к тактике боя. Войска выводились в летние лагеря для проведения двухсторонних боевых учений. Создание регулярной армии, организация ее боевой подготовки повысили боевую мощь русской армии. Все это определило победу России в Северной войне (1700-1721).

Военные реформы 1860-1870 годов

Следующая крупная военная реформа вооруженных сил России была проведена после поражения в Крымской войне (1853-1856), которая вскрыла военную отсталость России от европейских государств.

Военные реформы осуществлялись под руководством военного министра Дмитрия Алексеевича Милютина, который был назначен на этот пост в 1861 г. Главную задачу военных преобразований он видел в том, чтобы в мирное время численность армии была минимальной, а в военное время - максимальной за счет обученного запаса. С 1864 по 1867 г. численность войск уменьшилась с 1 млн. 132 тыс. до 742 тыс., а военный запас увеличился до 553 тыс. человек.

В 1874 г. был утвержден новый Устав о воинской повинности. С этого времени в России были отменены рекрутские наборы в армию и введена всеобщая воинская повинность, которая распространилась на мужское население всех классов и сословий, достигшее возраста 21 года.

Общий срок службы устанавливался в 15 лет: из них 6 лет приходилось на действительную военную службу, а 9 лет - на пребывание в запасе.

Особое внимание уделялось повышению профессиональной подготовки офицерского состава. Была признана необходимой грамотность солдат, обучение их чтению и письму становится обязательным. Расширяется сеть специальных военных учебных заведений.

Важной составной частью преобразований в армии явилось ее перевооружение. На вооружение пехоты в 1891 г. была принята магазинная нарезная пятизарядная винтовка Мосина калибра 7,62 мм. На вооружение артиллерии стали поступать стальные с нарезным стволом орудия, имевшие большую дальность стрельбы.

В результате проведенных мероприятий были созданы массовые вооруженные силы, значительно повысилась их боеспособность.

Военные реформы 1905-1912 годов

В истории развития вооруженных сил России были не только победы, но и поражения, как в русско-японской войне 1904-1905 гг. В начале XX в. на Дальнем Востоке обострилась борьба за раздел сфер влияния в Китае, где столкнулись интересы России и Японии. Война была неизбежна. Но Япония подготовилась к ней значительно лучше. Несмотря на героизм и доблесть солдат и матросов, война была проиграна. Война закончилась заключением Портсмутского мирного договора, по которому к Японии отошли Ляодунский полуостров с крепостью Порт-Артур и южная часть острова Сахалин.

После поражения в русско-японской войне правительство Николая II приняло меры к возрождению боевой способности Российских вооруженных сил. К этому вынуждала сложная международная обстановка. Надвигалась первая мировая война, которая разразилась в июле 1914 г.

19 июля Германия объявила войну России, а вслед за ней и Франции. В считанные дни после этого в войну вступили основные европейские государства. Первая мировая война стала для истории России и ее вооруженных сил еще одной героической и в то же время трагической страницей.


Приложение 2

ТАБЛИЦА ТЕРМИНОВ