Учебное заведение: КГУ "Аккаргинская средняя школа" ГУ "Отдел образования акимата Житикаринского района"
Краткое описание работы:
Дата публикации: 2017-01-08 Олимпиадные задания по естествознанию для учащихся 5 класса Мозер Елена Леонидовна Олимпиадная работа состоит из трёх заданий. Каждое задание оценивается. В первом задании учащиеся должны решить тестовые задания закрытого типа. Второе задание на знание географических понятий. Третие задание на знание и умение правильно работать с картой.
Просмотреть свитедельство о публикации
Олимпиадные задания по естествознанию для учащихся 5 класса
Олимпиадные задания по предмету естествознание. 5 класс.
Задание №1.
Тест (каждый верный ответ оценивается в 2 балла).
- Совокупность наук о природе:
А) биология В) естествознание С) экология.
2. Методы изучения природы:
А) наблюдение, измерение, опыт
В) терпение, точность, наблюдение
С) измерение, эксперимент, внимательность.
3. Земля вращается вокруг своей оси в направлении:
А) с юга на север
В) с запада на восток
С) с востока на запад.
А) Венера В) Земля С) Меркурий
5. День космонавтики отмечается:
6. Первый казахстанский космонавт:
А) Ю.Малеченко В) Т.Мусабаев С) Т.Аубакиров.
7. Длина экватора составляет:
А) 40 000 км В) 43 000 км. С) 48 000 км.
8. Воображаемая линия, которая условно делит экватор на 2 части:
А) полюс В) экватор С) меридиан.
9. Самый большой по площади материк:
А) Северная Америка В) Африка С) Евразия.
10. Материк, омываемый водами всех океанов:
А) Евразия В) Австралия С) Южная Америка.
Задание № 2.
Объяснить понятия и термины: год, масштаб, географическая карта, сутки. 10 баллов
Задание № 3.
Показать на карте: экватор, параллели, меридианы, материки, океаны. 10 баллов
1. Внеурочная деятельность по естествознанию в начальных классах представляет собой:
А) Выполнение домашних заданий, чтение дополнительной литературы, самостоятельные наблюдения и опыты, предусмотренные школьной программой;
Б) Участие детей в кружках – «Юный натуралист», «Цветовод любитель», предусмотренных программами дополнительного образования детей;
В) Выезды на экскурсии в природу, другие местности и территории, совершаемые независимо от основного процесса обучения;
Г) Индивидуальную деятельность учащихся по изучению объектов и явлений природы, выполняемая по поручению учителя;
2. При подготовке к уроку естествознания на тему «Планеты Солнечной системы» учитель поставил задачи: Развивать устную связную речь учащихся, умение сбора и обработку информации, краткосрочную и долговременную память; воспитывать уважительное отношение к одноклассникам. Какая форма деятельности на уроке наиболее полно решит данные задачи?
А) Выслушивание сообщений учащихся;
Б) Фронтальная беседа;
В) Рассказ учителя с элементами дискуссии;
Г) работа с текстом учебника в парах;
А) Нормативными документами (Государственный образовательный стандарт, базисный учебный план, учебная программа);
В) Принципами отбора содержания начального курса естествознания;
Г) Состоянием развития естествознания на начальном этапе;
4. По мнению Г.Н.Аквилевой, З.А. Клепининой, форма обучения естествознанию, ведущим методом, которой является наблюдение, позволяющее формировать у ребенка наиболее полное представление об объектах и явлениях природы, выявлять связи между ними, это:
Б) урок – экскурсия;
В) внеклассная работа;
5. Предметная область « Окружающий мир» в современной начальной школе объединяет в себе сведения из:
А) естествознания и обществознания;
Б) биологии, физики, химии, астрономии, географии;
В) краеведения и истории;
Г) фенология и экология региона
6. При подготовке к уроку «Полезные ископаемые и их охрана» (3 класс, программа «Зеленый дом») учитель запланировал работу в группах с целью исследования учащимися свойств образцов полезных ископаемых предложенной коллекции по инструкции. Какой тип урока разработал учитель:
А) Предметный;
Б) Комбинированный;
В) Обобщающий;
Г) Изучение нового материала;
7. Этап урока, на котором учитель фронтально задает вопросы классу по содержанию прошлого урока, не оценивая знания учащихся, называется:
А) повторение изученного материала;
Б) Проверка знаний учащихся;
В) Актуализация знаний учащихся;
Г) Закрепление полученных знаний;
8. В течение нескольких недель дети под руководством учителя выращивали на подоконнике растение фасоли с целью изучения физического развития цветкового растения. Деятельность учителя и учащихся классифицируется как:
А) Наблюдение;
Б) Эксперимент;
В) Демонстрирующий опыт;
9. Какова приоритетная цель современного начального образования:
А) развивать личность ребенка;
Б) готовить учащихся к профессиональной деятельности;
Г) формировать интерес к компьютеру
10. Наглядные методы выявляют на уроке по следующему признаку:
А) Источником знания является средство наглядности (картина, таблица, модель, натуральный объект);
Б) во время рассказа учителя на доску вывешиваются наглядные пособия;
В) рассматривание учащимися иллюстраций в учебнике;
Г) Максимальное количество наглядности при объяснении нового материала
1 1
А) к моменту поступления в школу, дети не имеют природоведческих представлений и понятий;
Б) каждое понятие состоит из трех компонентов: термин его определение и наглядный образ;
В) Систематическое применение наглядности на уроках способствует повышению познавательной активности учащихся и расширению у них системы природоведческих понятий;
Г) изучение новых понятий на уроках естествознания способствует развитию словарного запаса младших школьников;
12 . Выберите неверное утверждение:
А) невозможно формирование природоведческих понятий при помощи наглядных методов;
Б) средства наглядности имеют ведущее значение при формировании природоведческих понятий;
В) При формировании новых понятий необходимо учитывать индивидуальные особенности учащихся, использовать возможности восприятия учащихся;
Г) последовательность развития природоведческих понятий на уроке: выделение обобщающего слова, существенных признаков объекта, неоднократное их повторение, закрепляющие упражнения;
13. Соотнесите тему урока с формами и методами организации познавательной деятельности детей (курс «Окружающий мир» А.А.Плешаков «Школа России).
Тема урока | Формы и методы познавательной деятельности детей |
1. Минералы и горные породы. Полезные ископаемые края | а) Экскурсия. Практическое занятие на местности. Работа с контурными картами в классе |
2. Лес – природное сообщество | б) Практические работы в классе. Экскурсия в краеведческий музей. |
3. Формы поверхности нашего края | в) Практическая работа с гербариями растений. Изучение краеведческой литературы |
14. Закончите предложение
Форма организации учебной деятельности, которая позволяет проводить наблюдения и изучать природные процессы в естественных условиях называется …
15. Современный учебник состоит из двух структурных блоков, включающих следующие компоненты. Каждый структурный компонент учебника несет определенную дидактическую функцию. Дайте определение структурному компоненту:
1. основной текст –
2. Дополнительный текст –
3. Пояснительный -
16. Дайте определение практическим методам обучения
Практические методы обучения – это …
17. Соотнесите формы организации изучения естествознания в начальной школе:
А) форма организации учащихся для самостоятельного выполнения заданий учителя, связанных с уроками. |
|
2. Экскурсия | Б) форма организации добровольной работы учащихся для развития их интересов и творческой познавательной деятельности в расширение и дополнение школьной программы. |
В) форма организации учебной работы, при которой учебные занятия проводятся учителем с группой учащихся постоянного состава, одинакового возраста и уровня подготовки в течение определенного времени. |
|
Г) форма организации учебной деятельности, которая позволяет проводить наблюдения и изучать природные процессы в естественных условиях. |
|
Д) форма организации учащихся для самостоятельного выполнения обязательных, связанных с изучением курса практических заданий учителя, не укладывающихся в рамки учебного расписания по времени и не связанных с определенным местом их проведения всеми учащимися класса |
18. Найдите соответствие:
1. Текущий контроль | А) проводится по окончании четверти, полугодия или года. |
Б) осуществляется оперативно в процессе приобретения знаний и умений |
|
3. Итоговый контроль | В) заключается в проверке усвоения программного материала по каждой большой теме. Результат фиксируется с помощью отметки |
19. Вставьте пропущенное слово
_____________________ требует устного изложения учащимися пройденного материала. Он может строиться как беседа, рассказ ученика, чтение текста, сообщение о наблюдении или опыте. __________________ делится на фронтальный, индивидуальный
20. ___________________________________ проводится при текущей проверке знаний. Она обычно занимает 5–7 минут урока. Главной целью ____________________________ является проверка усвоения школьниками новых понятий и видов деятельности.
1-Б; 2-В; 3-А |
|
Экскурсия |
|
1. основной текст – раскрывает содержание изучаемых понятий. К нему всегда дается заголовок, отражающий содержание текста. 2. Дополнительный текст – содержит дополнительный материал, связанный с основным, но не обязательный для изучения. 3. Пояснительный - включает примечания, пояснения, словари терминов и т.п. |
|
методы предусматривают приобретение новых знаний учащимися посредством самостоятельной работы |
|
1 – В; 2 – Г; 3 – Д; 4 – Б; 5 - А |
|
1- Б; 2 – В; 3 - А |
|
Устный опрос требует устного изложения учащимися пройденного материала. Он может строиться как беседа, рассказ ученика, чтение текста, сообщение о наблюдении или опыте. Устный опрос делится на фронтальный, когда учитель обращается с вопросами и заданиями ко всему классу, и индивидуальный – с подбором вопросов и заданий для конкретного ученика. |
|
Самостоятельная письменная работа проводится при текущей проверке знаний. Она обычно занимает 5–7 минут урока. Главной целью самостоятельной работы является проверка усвоения школьниками новых понятий и видов деятельности. |
Домашняя работа есть форма организации учащихся для самостоятельного выполнения заданий учителя, связанных с уроками.
Домашнее задание только тогда носит развивающий характер, когда активизирует мысль ученика, побуждает его к самостоятельной работе.
Выделяют несколько групп домашних заданий.
а) задания по формированию общих понятий. Например,
после изучения темы «Тела, вещества, частицы»в учебнике
природоведения А.А. Плешакова дается задание: «Обрати
внимание, какие твердые, жидкие и газообразные тела и
вещества окружают тебя дома»;
б) задания, связанные с отработкой умений и навыков.
Например, изучив свойства воды, дети дома выполняют за-
дание: «С помощью опытов установи, какое из перечислен-
ных веществ растворяется в воде, а какие - нет. Речной песок,
питьевая сода, крахмал».
2. По дидактической цели:
а) закрепление полученных знаний. Например, после изучения темы «Разнообразие растений» учащиеся должны подготовить устный ответ на вопрос: «Для чего на Земле нужны растения?»;
б) систематизация знаний. Например, изучив тему «Кто
чем питается», дети дома выполняют задание: «Распредели
животных по группам в зависимости от способа их;питання:<
ворона, тушканчик, стрекоза, лягушка»;
в) подготовка к восприятию нового. Например, перед изу-
чением темы «Как растения размножаются» ученики долж-
ны дома подумать над вопросом: «Какие условия необходимы
для прорастания семян?» Для этого им нужно вспомнить,
как они выращивали растения из семян на уроках трудового
обучения.
3. По характеру деятельности:
а) репродуктивные. В этих заданиях требуется воспроиз-
вести виды деятельности, которые дети выполняли на уроке.
Например, чтение й пересказ статьи учебника;
б) творческие. Они требуют использование знаний и уме-
ний, полученных на уроке, в новых условиях. Например,
в учебнике «Природоведение» для третьего класса А. А. Пле-
шакова после знакомства с охраняемыми растениями пред-
лагается задание: «Оформи для своих младших товарищей
книжку-малышку "Берегите растения". На первой странице
напиши, что сказали бы растения ребятам, если бы могли
говорить». /
4. По способу выполнения:
а) устные - это чтение текстов учебника и дополнительной
литературы, устные ответы на вопросы, пересказ статьи по
плану и т.п.;
б) письменные задания и графические работы, которые
чаще всего выполняются в рабочих тетрадях или в «Дневни-
ках наблюдений»;
в) практические задания. Это могут быть задания, тре-
бующие постановки простейших опытов или наблюдений
за предметами и явлениями природы. Например, после
знакомства с видами и органами растений по учебнику
А.А. Плешакова выполняется следующее домашнее задание:
«Выясни, какие растения встречаются возле твоего дома.
Найди растения одного вида, разных видов. Рассмотри ор-
ганы растений. Сравни их у растений одного вида, разных
видов».
Давая ученикам домашнее задание, учитель должен руководствоваться следующими требованиями:
1. Целевая установка перед заданием. Учащиеся должны понимать, с какой целью им требуется выполнить то или иное задание.
2. Специально отведенное на уроке время на инструктаж. Учитель обязан подробно объяснить, как следует выполнить каждое задание и добиться, чтобы каждый ученик это понял.
3. Фиксация домашних заданий учащимися. Учитель должен записать домашнее задание на доске и проследить, чтобы дети переписали его в дневник.
Домашние задания должны носить индивидуальный характер. Подбирая задания, следует учитывать уровень подготовки младших школьников и их интерес к предмету. Отстающим учащимся даются задания, требующие повторения основных вопросов курса. Ученикам, проявляющим особый интерес к естествознанию, .следует подобрать творческие задания, расширяющие их кругозор. Например, подготовить и представить обзор литературы по определенной теме.
Методически грамотно организованная домашняя работа помогает учителю эффективно провести урок естествознания.