Образец вступительных испытаний русскому языку. Вступительный экзамен по русскому языку

Экзамен по русскому языку приходится сдавать при поступлении практически во все ВУЗы. Он может проводиться как устно, так и письменно - в форме диктанта, изложения, тестов. В некоторых случаях экзаменационные билеты включают и устные, и письменные задания.

Определившись с выбором ВУЗа, в который вы будете поступать, обязательно узнайте в какой форме здесь проводится экзамен по русскому языку. Чем раньше вы это сделаете, тем больше времени останется на подготовку. Ее нужно начинать задолго до экзамена, параллельно с занятиями в школе.

Подготовка к устному и письменному экзаменам имеет свои особенности. Приведем некоторые общие рекомендации, а также варианты вступительных заданий по русскому языку в различные ВУЗы.

Устный экзамен
В связи с тем, что изучение русского языка (как предмета) заканчивается в школе уже в 9-м классе, а грамотность в старших классах оценивается преимущественно по письменным работам, подготовка к устному экзамену волнует многих не без основания. Если в школе учитель-словесник искал и выбирал наиболее удачные методические приемы для улучшения вашей грамотности и усвоения соответствующих правил, то перед вступительными экзаменами эти проблемы вам предстоит решать самостоятельно. Необходимо преодолеть не только возможные трудности при повторении той или иной темы, но также подготовить себя к грамотному высказыванию на лингвистическую тему.

Обычно в экзаменационные билеты включается теоретический вопрос и практическое задание. Кроме ответа по теоретической части и синтаксического разбора предложения необходимо провести фонетический анализ, разбор по составу, а также морфологический разбор (как части речи) указанного слова.

Начиная подготовку, определите, в какой части грамматики у вас пробелы в знаниях и практических навыках, на что стоит в первую очередь обратить внимание. Если вы забыли определения (например, что такое части слова, члены предложения, какие бывают виды сложных предложений), не спешите начинать с правил правописания. Необходимо восстановить в памяти все забытые определения. И только после этого переходите к теоретической части.

Повторение теоретического материала должно сопровождаться выполнением соответствующих упражнений, в которых представлены вопросы по фонетике, лексике, словообразованию, морфологии, синтаксису и стилистике. Недостатка в таких материалах сейчас нет, сборников упражнений и тренировочных работ достаточно много. Выбирайте те из них, в которых содержатся ответы. Однако заглядывать в ответы не спешите, пользуйтесь ими разумно, проверяя себя. Заслуживают внимания пособия, в которых правила орфографии и пунктуации, порядок проведения различных видов грамматического разбора представлены в виде схем.

Несколько слов о том, как готовиться к ответу непосредственно на экзамене. Нужно ли составлять план ответа на устном экзамене? Полагаем, что подготовить рабочий материал не только желательно, но необходимо. В нем записывается только то, что является результатом обдумывания. Ключевые слова и фразы должны фиксироваться, ведь именно они являются `точками опоры` при ответе, помогут правильно словесно оформить мысли. Некоторые, готовясь к устному ответу, пишут весь текст почти дословно. Такой прием очень неэкономичен - вам просто не хватит времени.

Диктант
Целью письменного экзамена по русскому языку в форме диктанта является проверка степени владения абитуриентами правилами русского правописания, навыков активности внимания и самоконтроля.

Вступительный диктант будет содержать набор орфограмм, изученных в школе в разные годы. Его объем составляет в среднем 200-260 слов, включая и служебные. Тексты диктантов могут быть художественными (в большинстве случаев) и публицистическими, отвечающими нормам современного литературного языка.

Продолжительность экзамена обычно составляет 2 часа. Диктант должен быть написан аккуратно, разборчивым почерком, на предложенных листах-вкладышах со штампом учебного заведения.

Обычно текст читается трижды: целиком, по предложениям и целиком повторно. Во время первого чтения абитуриенты прослушивают текст, во время второго - записывают, во время третьего прочтения проверяют написанное.

ПРОГРАММА

для поступления в ВУЗ

по русскому языку

Тема 1. Безударные гласные корня слова.

Корни с чередующимися гласными а-о (кас – кос, лаг – лож, раст – ращ – рос, скак – скоч, гар – гор, зар – зор, клан – клон, плав – плов, твор – твор, мак – мок, равн – ровн). Корни с чередующимися гласными е-о (бер – бир, блест – блист, дер – дир, жег – жиг, мер – мир, пер – пир, стел – стил, тер – тир, чет – чит). Безударные гласные корня слова, проверяемые ударением.

Тема 2. Правописание слов с сомнительными и непроизносимыми согласными.

Тема 3. Приставки, изменяющиеся на письме.

Приставки -раз-, -рез-, -рас-, -рос-. Приставки на з, с. Приставки -пре-, -при-.

Тема 4. Употребление твердого и мягкого знаков.

Разделительные ъ и ь.

Ь, не обозначающий мягкость согласных.

Ь, обозначающий мягкость предыдущей согласной.

Тема 5. Особенности правописания слов с удвоенными согласными.

Удвоенные согласные в корне и на стыке частей слова.

Н и НН в полных прилагательных и причастиях.

Тема 6. Особенности правописания имён существительных.

Падежная система существительных.

Тема 7. Особенности правописания имен прилагательных.

Правописание окончаний имён прилагательных. Словообразовательные и формообразующие суффиксы прилагательных (н, онн, енн, ин, к, ск, ов, ев, чив, лив, ив, чат, оньк, еньк).

Тема 8. Особенности правописания местоимений.

Неопределенные и отрицательные местоимения.

Тема 9. Особенности правописания глаголов.

Два спряжения глаголов.

Правописание –тся и –ться в глаголах.

Образование временных форм в зависимости от видов глагола.

Словообразовательные и формообразующие суффиксы существительных (чик, щик, отн, овн, от, ость, ет, есть, еств, ин, изн, (ин) ств, ек, ик, (чик), ок, ец, иц, ечк, инк, ышк, ушк, юшк, ищ)

Тема 10. Причастие и деепричастие как особые формы глагола.

Склонение причастий.

Правописание суффиксов причастий.

Отличие причастий от отглагольных прилагательных.

Причастный оборот. Условия обособления.

Деепричастия совершенного и несовершенного вида. Деепричастный оборот.

Тема 11. Особенности правописания наречий.

Н и НН в наречиях.

Ь после шипящих на конце наречий.

Буквы А, О, У в суффиксах наречий.

Частицы НЕ и НИ в местоименных отрицательных наречиях.

Тема 12. Особенности правописания частиц.

Дефисные и разделительные написания частиц.

Различие отрицательной частицы НЕ и усиление частицы НИ.

Слитное и раздельное написание частиц НЕ.

Тема 13. Тире между подлежащим и сказуемым.

Тема 14. Знаки препинания между однородными членами предложения.

Употребление запятой.

Употребление двоеточия и тире.

Тема 15. Обособленные второстепенные члены предложения.

Обособление определений.

Обособление приложений.

Обособление обстоятельств (обособление обстоятельств, выраженных деепричастиями; обособление обстоятельств, выраженных существительными и наречиями). Обособление дополнений.

Тема 16. Вводные слова и предложения.

Тема 17. Обращение.

Тема 18. Сложные предложения.

Знаки препинания в сложносочиненном предложении.

Сложноподчиненные предложения с одним придаточным.

Сложноподчиненные предложения с двумя или несколькими придаточными.

Сложносочиненные предложения, в состав которых входят сложноподчиненные.

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

    Бабайцева В.В, Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория. 5-9 кл.: Учебник/ 17-е изд., перераб. - М.: Дрофа, 2008.

    Бунеев Р.Н., Бунеева Е. В. и др. под ред. Леонтьева А. А. Русский язык. – Баласс, 2008.

    Власенкова Л.И., Рыбченкова Л.М. «Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи». – М.: Просвещение, 2008.

    Козулина М. В. Русский язык. 9 класс. Подготовка к экзамену: Практикум. – М.: Лицей, 2006.

    Голуб И., Давыдова Л. Русский язык: орфография и пунктуация: подготовка к итоговому экзамену и ЕГЭ. – М.: Эксмо, 2006.

    Русский язык. 10-11 классы/ Сост. Л.М.Рыбченкова.-, М.: Дрофа, 2008 г.

    «Программы по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений» / А.И.Власенков // Программно-методические материалы. Русский язык. 10-11 классы /Сост. Л.М.Рыбченкова. –М.: Дрофа, 2008г.

ПРОГРАММА

вступительных испытаний (тестирования)

для поступления в ВУЗ

по обществознанию

Раздел 1. Общество и человек.

Возникновение общества. Признаки, типы, теории развития. Исторический процесс и проблемы общественного прогресса. Глобальные проблемы современности. Бытие человека. Происхождение, потребности и способности человека. Человеческая деятельность. Социализация и самореализация. Межличностные отношения. Познание мира. Истина и ее критерии.

Раздел 2. Государство, политика, право.

Государство: признаки, организации, форма. Правовое государство и гражданское общество. Государство и политика. Политическая система, политические режимы. Политическая культура и идеология. Избирательные системы. Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя. Права и свободы человека и гражданина. Нарушения и защита прав человека. Правовые основы гражданских и трудовых отношений.

Раздел 3. Социальные отношения.

Социальная структура общества, её элементы. Социальные общности, виды. Неравенство и социальная стратификация. Социальная мобильность. Социальные роли и статусы человека. Социальные институты и нормы. Социальные конфликты: виды, пути разрешения. Межнациональные отношения.

Раздел 4. Экономические основы общества.

Экономика, её роль в жизни общества. Экологические системы. Правовые аспекты экономики: право собственности, формы собственности. Рынок как особый институт экономической системы общества. Государство и экономика. Россия в условиях рыночной экономики.

Раздел 5. Духовные ценности современной цивилизации.

Наука и образование. Культура и искусство. Духовный мир личности. Категории морали. Национальные и мировые религии. Тенденции духовной жизни современной России.

    Конституция Российской Федерации. – М., 2009.

    Кравченко А.И. Обществознание (10 класс). – М.: Русское слово, 2009.

    Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание (11 класс). – М.: Русское слово, 2009.

    Никитин А.Ф. Обществознание (10 класс). – М.: Дрофа, 2009.

    Никитин А.Ф. Обществознание (11 класс). – М.: Дрофа, 2008.

    Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Ф., Лазебникова А.Ю. и др. Обществознание (10-11 класс). – М.: Просвещение, 2008.

    Бабаев В.К., Баранов В.М. Теория права и государства в схемах и определениях. – М.: Юрист, 2007.

    Демидов Н.М. Основы социологии и политологии. – М., 2004.

    Кравченко А.И. Социология и политология. – М., 2002.

    Рассолов В.Г. Обществознание. – М., 2001.

ПРОГРАММА

вступительных испытаний (тестирования)

для поступления в ВУЗ

по математике

Объем знаний и степень владения материалом, описанные в программе, соответствуют курсу ма-тематики средней школы. Поступающий может пользоваться всем арсеналом средств этого курса, включая и начала анализа. Однако для решения экзаменационных задач достаточно уверенного владе-ния лишь теми понятиями и их свойствами, которые перечислены в настоящей программе.

Основные умения и навыки

Экзаменующийся должен уметь:

    Проводить тождественные преобразования многочленов, дробей, содержащих переменные, выражений, содержащих сте-пенные, показательные, логарифмические и тригонометрические функции.

    Строить графики линейной, квадратичной, степенной, показательной, логарифмической и тригонометрической функций.

    Производить арифметические действия над числами, за-данными в виде десятичных и обыкновенных дробей; с требуемой точностью округлять данные числа и результаты вычислений, производить приближенную прикидку результата; пользоваться калькулятором для производства вычислений.

    Решать уравнения и неравенства первой и второй степени; решать системы уравнений и неравенств первой и второй степени. Сюда, в частности, относятся простейшие уравнения и не-равенства, содержащие степенные, показательные, логарифмиче-ские и тригонометрические функции.

    Изображать геометрические фигуры на чертеже и произво-дить простейшие построения на плоскости.

    Решать задачи на составление уравнений и систем уравне-ний.

Основные математические понятия и факты

Арифметика и алгебра

    Рациональные числа, их сложение, вычитание, умножение и деление. Сравнение рациональных чисел.

    Действительные числа. Сравнение действительных чисел. Сложение, вычитание, умножение и деление действительных чисел.

    Признаки делимости на 2, 3, 5, 10.

    Числовые выражения. Выражения с переменными. Тожде-ственно равные выражения. Формулы сокращенного умножения.

    Числовые промежутки. Модуль действительного числа, его геометрический смысл.

    Понятие функции. Способы задания функции. Область определения, множество значений функции.

    Степень с рациональным показателем. Понятие о степени с иррациональным показателем.

    Натуральные числа. Простые и составные числа. Делитель, кратное. Общие делители. Общее наименьшее кратное.

    Степень с натуральным показателем. Определение и свойст-ва арифметического корня.

    Одночлен и многочлен. Стандартный вид многочлена.

    Многочлен с одной переменной. Корень многочлена.

    График функции. Возрастание и убывание функции; пери-одичность, четность, нечетность.

    Определение и основные свойства функций: линейной, квадратичной, степенной, показатель-ной, логарифмической, тригонометрических функций.

    Уравнение. Множество решений уравнения. Равносильные уравнения.

    Неравенства. Множество решений неравенства. Равносиль-ные неравенства.

    Системы уравнений и неравенств. Решение системы. Множество решений системы. Равносильные системы уравнений.

    Арифметическая и геометрическая прогрессии. Сумма бесконечно убывающей геометрической прогрессии.

Геометрия

    Треугольник. Виды тре-угольников. Его медиана, биссектриса, высота. Средняя линия треугольника.

    Формулы площади: треугольни-ка, прямоугольника, параллелограмма, ромба, квадрата, трапе-ции, правильного многоугольника (через радиус описанной око-ло него окружности).

    Правильные многоугольники. Выражение стороны правильного многоугольника через радиус описанной около него окружности.

    Четырехугольники: параллелограмм, прямоугольник, ромб, квадрат, трапеция. Средняя линия трапеции.

    Окружность и круг. Каса-тельная к окружности. Центр, хорда, диаметр, радиус.

    Длина окружности и длина дуги окружности. Площадь круга и площадь сектора. Радианная мера угла.

    Центральные и вписанные углы.

    Подобие. Подобные фигуры. Отношение площадей подобных фигур.

Литература

    Лысенко Ф.Ф. Математика. – М.: Легион-М. 2011.

    А.В. Ященко, А.В. Семенов, П.И. Захаров. Математика 9 класс. – М.: МЦНМО, 2012.

    Колмогоров А.Н., Абрамов А.М., Дудницын Ю.П. и др. Алгебра и начала математического анализа (10 – 11 класс). – М.: Просвещение, 2009.

    Алимов Ш.А. и др. Алгебра и начала анализа. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. - М: «Просвещение» АО «Московские учебники», 1998-2006 гг.

    Крамор В.С. Повторяем и систематизируем школьный курс алгебры и начал анализа. – М: Просвещение, 1990-2006 гг.

    Математика для поступающих в экономические вузы. Под ред. проф. Кремера Н.Ш. – М: ЮНИТИ, 2000-2006гг.

    Райхмист Р.Б. Задачник по математике для учащихся средней школы и поступающих в вузы. – М: Московский лицей, 1997-2006 гг.

    Мордкович А.Г. Алгебра и начала математического анализа (10-11 класс). – М.: Мнемозина, 2009.

    Погорелов А.В. Геометрия. – М.: Просвещение, 2008.

    Алгебра и начала математического анализа. 11 класс (профильный уровень) : методическое пособие для учителя / А. Г. Мордкович, П. В. Семенов. - М. Мнемозина, 2010.

    Контрольно-измерительные материалы. Алгебра и начала анализа: 11 класс / Сост. А.Н. Рурукин. - М.: ВАКО, 2011.

    Алгебра и начала математического анализа. 10 класс (профильный уровень) : методическое пособие для учителя / А. Г. Мордкович, П. В. Семенов. - 2-е изд., стер. - М. : Мнемозина, 2010.

    Алгебра и начала математического анализа. 11 класс (базовый и проф. уровни) Колягин Ю.М. и др, 2010.

Математика. Алгебра. Начала математического анализа. Профильный уровень. Методическое пособие для 11 класса. Шабунин М.И. и др. ,2010.

ПРОГРАММА

для поступления в ВУЗ

вступительного тестирования по истории

Тема 1 . Наша Родина в древности. Восточные славяне на территории нашей страны. Государство Русь (9–начало 12вв). Правление князя Владимира и крещение Руси. Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром.

Тема 2 . Русские земли и княжества 12–середины 13вв. Политическая раздробленность. Народы и государства на территории нашей страны в 13-14вв. Монгольские завоевания в Азии. Поход Батыя на Русь. Борьба русских земель против экспансии Запада. Русь и Золотая Орда в 13-14вв. Возвышение Москвы. Образование Российского государства.

Тема 3 . Российское государство в 15-16вв. Великий князь Иван III и его политика. Русская культура 15-16вв. Реформы Ивана Грозного. Опричнина. Присоединение новых земель. Смута в Российском государстве.

Тема 4 . Социально-экономическое развитие России в 17в. Внутренняя и внешняя политика. Русская православная церковь в 17в. Соборное Уложение в 1649г. Воссоединение Украины с Россией. Восстание под предводительством Степана Разина.

Тема 5 . Россия в 18в. Переход к абсолютизму. Реформы Петра I. Просвещенный абсолютизм Екатерины Великой. Крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачева.

Тема 6 . Экономика и социальный строй России в первой половине 19в. Кризис крепостной промышленности и сельского хозяйства. Отечественная война 1812г. Декабристы. Крымская война. Наука, образование и культура в первой половине 19в.

Тема 7 . Россия во второй половине 19в. Великие реформы Александра II. Отмена крепостного права. Реформы 1860-1870х гг. Внутренняя и внешняя политика. Идейная борьба и общественное движение во второй половине 19 в. Русско-турецкая война 1877-1878 гг. Внутренняя и внешняя политика Александра III.

Тема 8 . Внутриполитическое и социально-экономическое положение России в начале 20в. Первая русская революция 1905-1907гг. Государственная Дума. Столыпинская аграрная реформа. Тройственный союз и Антанта. Февральская октябрьская революция 1917г.

Тема 9 . Советская Россия в 1917-1920гг. Формирование политической системы. Конституция 1918г. Политика «военного коммунизма». Гражданская война 1918-1920 гг.

Тема 10 . Советское государство в 20-30гг. 20в. Новая экономическая политика. Образование СССР. Конституция 1936г. Внешняя политика СССР в 1930 гг. Признание СССР.

Тема 11 . СССР в годы Великой Отечественной войны (1941-1945гг). Начало войны. Битвы под Москвой. Сталинградская и Курская битвы. Советский тыл в года войны. Завершение войны.

Тема 12. Послевоенная восстановление и развитие СССР. Начало «Холодной войны». Хозяйственные реформы 1960-х гг. СССР в середине 60-80гг: кризис социально-экономической и политической системы. Курс на «обновление общества».

Тема 13 . СССР в 1985-1991гг: Реформирование советской системы. «Перестройка». Курс на ускорение социально-промышленного развития. Распад СССР.

Тема 14 . Новая Россия. Становление Российской государственности. Конституция 1993г. Экономические и политические реформы 1990-х гг. Образование СНГ.

1. Алексашкина Л.Н., Головина В.А. Всеобщая история (10 класс). – М.: Мнемозина, 20011.

2. Алексашкина Л.Н. Всеобщая история (11 класс). – М.: Мнемозина, 2011.

3. Левандовский А.А. История России (10 класс). – М.: Просвещение, 2010.

4. Левандовский А.А., Щетинов Ю.А., Мироненко СВ. История России (11 класс). – М.: Просвещение, 2010.

5. Чудинов А.В., Гладышев А.В., Степанов Ю.Г. и др. под ред. Чудинова А.В., Гладышева А.В. История (10 класс). – М.: Академия, 2009.

6. Чудинов А.В., Гладышев А.В., Степанов Ю.Г. и др. под ред. Чудинова А.В., Гладышева А.В. История (11 класс). – М.: Академия, 2010.

7. Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. – М.: «Просвещение», 2007.

8. Данилов А.А., Косулина Л.Г. История государства и народов России. – М.: «Дрофа», 2006.

9. Волобуев О.В. Россия и мир. – М.: «Дрофа», 2002.

10. Левандовский А.А., Щетинов Ю.А. Россия в 20 веке. 10-11 кл. – М.: «Просвещение», 2002.

11. Сахаров А.Н. и др. История России с древнейших времен до конца 18 века. – М.: Просвещение, 2001.

12. Павленко Н.И. История России с древнейших времен до конца 17 века. – М.: «Дрофа», 2001.

13. Дмитренко В.П. и др. История Отечества. – М.: «Дрофа», 1997.


на обучениеРешение

ВВЕДЕНИЕ

На вступительном экзамене по русскому языку абитуриент должен показать:

Четкое знание основных орфографических, морфологических, пунктуационных, синтаксических, орфоэпических, лексических, стилистических норм;

Умение применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка.

Программа вступительного испытания по русскому языку,

самостоятельно проводимого Смоленским филиалом РАНХиГС

I. ОРФОГРАФИЯ

1. Правописание гласных в корне.

    Проверяемые безударные гласные. Непроверяемые безударные гласные.

    Чередование гласных в корнях слов.

    Буквы и и ы в корне после приставок.

2. Правописание согласных в корне.

    Звонкие и глухие согласные. Непроизносимые согласные.

    Двойные согласные.

3. Правописание приставок.

    Приставки на и приставка с- .

    Приставки пре - и при-.

4. Употребление букв ъ и ь .

    Употребление ь при обозначении мягкости согласных.

    Употребление ь после шипящих.

    Разделительные ъ и ь .

5. Гласные после шипящих и ц .

5.1. Буквы а, у, и после шипящих; ы и и после ц .

5.2. Буквы о и е после шпящих и ц .

6. Правописание сложных слов.

    Общие правила написания сложных слов.

    Правописание сложных существительных.

    Правописание сложных прилагательных.

7. Правописание имён существительных.

7.1. Правописание е и и в родительном, дательном и предложном падежах единственного числа.

7.2. Правописание существительных в родительном падеже множественного числа.

8. Правописание глаголов.

    Личные окончания глаголов. Употребление буквы ь в глагольных формах.

    Правописание суффиксов глаголов.

9. Правописание суффиксов имён прилагательных и существительных.

9.1. Правописание суффиксов существительных.

    Правописание н и нн в суффиксах прилагательных.

    Прилагательные с суффиксами -к- , -ск- , -ив- , -ев- , -лив- , -чив- и др.

10. Правописание причастий и отглагольных прилагательных.

    Действительные причастия настоящего и прошедшего времени.

    Страдательные причастия настоящего и прошедшего времени.

    Правописание н и нн в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных.

11 .Правописание наречий и наречных сочетаний.

    Правописание наречий.

    Правописание наречных сочетаний.

12. Правописание предлогов и союзов.

    Правописание предлогов.

    Правописание союзов.

13. Правописание частиц.

    Правописание частиц -то, -либо, -нибудь, кое- и др.

    Различение частиц не и ни.

    Правописание частицы не .

П. ПУНКТУАЦИЯ

14. Тире между подлежащим и сказуемым.

1 5. 3наки препинания в предложениях с однородными членами.

15.1. Однородные и неоднородные определения.

16. Обособление определений.

    Обособление согласованных определений.

    Обособление несогласованных определений.

17. Обособление приложений.

18. Обособление обстоятельств, выраженных деепричастиями и деепричастными

оборотами.

19. Знаки препинания при вводных словах, словосочетаниях, предложениях. Обращение. Междометие. Слова-предложения да и нет.

    Вводные слова и словосочетания.

    Знаки препинания при вводных словах и словосочетаниях

    Вводные предложения.

    Обращение.

    Междометие. Слова-предложения да и нет.

20. 3наки препинания в сложносочинённом предложении.

21. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении.

22. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

23. Знаки препинания в предложениях с союзом как.

III. КУЛЬТУРА РЕЧИ

24. Орфоэпические нормы современного русского литературного языка.

25. Морфологические, синтаксические, лексические нормы современного русского литературного языка.

25.1. Морфологические нормы.

Употребление имён существительных (род имён существительных, падежные окончания существительных). Употребление некоторых форм имени прилагательного (краткая форма прилагательных, степени сравнения прилагательных). Употребление некоторых форм имени числительного (склонение числительных, собирательные числительные, дробные числительные). Употребление некоторых местоимений. Особенности образования некоторых форм глагола. Употребление причастий и причастных оборотов. Употребление деепричастий и деепричастных оборотов.

25.2. Синтаксические нормы.

Согласование сказуемого с подлежащим. Нормы управления. Беспредложное управление. Предложное управление. Употребление предлогов.

25.3. Лексические нормы.

Смысловая точность речи. Лексическая сочетаемость.

ПРИМЕРНАЯ СТРУКТУРА И СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ВСТУПИТЕЛЬНОГО ЭКЗАМЕНА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Вступительный экзамен по русскому языку проводится в форме тестирования. Экзамен длится 60 минут. Каждый экзаменационный тест включает в себя задания по орфографии, пунктуации и культуре речи.

Тест состоит из 25 заданий. За каждое верно выполненное задание начисляется 4 балла. За неправильный ответ баллы не начисляются. Максимальный суммарный балл за вступительное испытание составляет 100 баллов.

ВАРИАНТ ТЕСТА

1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

    вероисповЕдание

    диспАнсер

    электропровОд

2. Укажите грамматически правильное продолжение предложения

Изучая историю России,

    по-другому воспринимаются известные факты общеевропейской истории.

    начинаешь лучше понимать события современности.

    передо мной стали проступать черты событий полувековой давности.

    у французских студентов возникали все новые и новые вопросы.

3. В каком предложении вместо слова ДОБРЫЙ нужно употребить ДОБРОТНЫЙ?

1) Несмотря на некоторое равнодушие Фомичёва к волновавшим членов строительной бригады вопросам, все считали его ДОБРЫМ малым.

2) В самые трудные минуты жизни Алексей всегда вспоминал понимающий взгляд матери, её ДОБРУЮ улыбку.

3) Каждый человек должен стремиться оставить ДОБРУЮ память о себе.

4) Мебель в комнате этого могучего человека была прочной, очень ДОБРОЙ.

4. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова

1) красившее

2) много вишен

3) две седьмых

4) посади дерево

5. Укажите предложение с речевой ошибкой

    Река Днепр этой весной вышла из берегов.

    Вопреки усилий репетиторов, мальчик учился плохо.

    Войска одержали победу.

    Соня спросила Раскольникова, раскаивается ли он в содеянном.

6. В каком предложении НЕ (НИ) со словом пишется раздельно?

    На поле выделялись (не)прикрытые снегом проплешины.

    В городе у нас оставалось (не)много дел.

    (Ни)кто не сомневается в положительных результатах научного исследования.

    (Не)протопленная печь сильно дымила.

7. Отметьте номер слова, в котором пишется буква Ь

  1. среди берёзовых рощ_

    юноша горяч_

8. Отметьте номер слова, в котором пишется буква Ъ

    двух_ярусный

9. Отметьте номер слова с дефисным написанием

    плащ_палатка

    пол_двенадцатого

    светло_волосый

    пол_слова

10. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н?

Стари(1)ые лампы, тка(2)ые кошельки, серебря(3)ые ножи и вилки, старое, тускловатое венецианское стекло – всё было выброше(4)о прибоем времени на эту площадь.

11. Отметьте номер слова, в котором пишется буква Ё

    медвеж_нок

12. Отметьте номер слова, в котором пишется непроизносимая согласная

    сума_шествие

    конста_тировать факт

    искус_ный мастер

    плес_нуть водой

13. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется буква И?

Я н(1) знаю н(2)чего более трогательного, чем первый снег, который, н(3)смотря на свою хрупкость, властно манит далью н(4)кем н(5) проторенных дорог.

14. В каком ряду во всех трех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1) с_реневый, разм_ститься, отр_вление

2) запл_сневеть, ст_мулировать, д_рование

3) оз_рение, напр_вление, пок_яние

4) выск_чить, укр_шение, оп_лчение

15. В каком ряду во всех трех словах пропущена одна и та же буква?

1) и_подтишка, бе_вкусный, _дешний

2) ад_ютант, сверх_естественный, п_едестал

3) всех пр_зирать, пр_поднести, найти себе пр_емника

4) сверх_нтересный, меж_нститутский, под_грать

16. В каком предложении оба выделенных слова пишутся раздельно?

    Я безуспешно пытался поддерживать разговор, ЗА(ТО) моя спутница владела английским ТАК(ЖЕ)хорошо, как родным.

    (ПО)ТОМУ мосту переедете через Днепр и (НА)ПРОТИВ церкви увидите наш автомобиль.

    ЧТО(БЫ) не потеряться, мы взяли с собой карту, а ТАК(ЖЕ) рацию.

    ЧТО(БЫ) ни случилось, будьте (НА)ГОТОВЕ.

17. Отметьте номер слова, в котором пишется буква Е

    слыш_мый звук

    аудитор провер_т

    снег та_т

    вид_мый в темноте

18. Отметьте номер слова, в котором пишется буква У (Ю)

    плач_щий малыш

    избы топ_тся

    вид_щий насквозь

    дети лов_т

19. Отметьте номер слова, в котором пишется удвоенная согласная

  1. кол_ичество

20. Укажите правильное объяснение постановки запятой или ее отсутствие в предложении

Приехал из города папа () и привез нам новый велосипед.

    Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

    Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

    Сложносочиненное предложение, перед союзом И запятая не нужна.

    Сложносочиненное предложение, перед союзом И нужна запятая.

21.

В Академии художеств В.И. Суриков учился (1) по его словам (2) «со страшной жадностью к занятиям» и при таком усердии (3) разумеется (4) окончил ее с золотой медалью.

22. Отметьте номер предложения, в котором выделенные курсивом слова выделяются запятыми

    Обнаруженная поблизости сторожка стоит пустая.

    Его байки слушали развесив уши .

    Убаюканный сладкими надеждами он крепко спал.

    Похожая на застывшее море равнина дремала во мгле.

23. Отметьте номер предложения, в котором на месте пропуска ставится двоеточие

    Всё радостно сияло вокруг нас _ небо, земля, вода.

    В степи, за рекой, по дорогам _ везде было пусто.

    Служить бы рад _ прислуживаться тошно.

24. Отметьте номер предложения, в котором на месте пропуска ставится тире

    Господство над своими страстями _ есть свойство величия духа.

    Снег _ словно шёлк.

    Знание _ самая надёжная защита.

    На траве, на былинках, на соломинках _ всюду блестели нити осенних паутин.

25. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Я зачитался до того (1) что (2) когда услышал звонок колокольчика на парадном крыльце (3) и быстрые шаги дворецкого (4) не сразу понял (5) где нахожусь.

Литература

    Балыкина Т.М. Практикум по современной русской орфографии. М.: РУДН, 1999.

    Баранов М.Т., Костяева Т.А., Прудникова А.В. Русский язык: Справочные материалы: Учебное пособие для учащихся. М.: Просвещение, 1989.

    Блинов Т.И., Антохина В.А. Сборник диктантов по орфографии и пунктуации: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1986.

    Букчина Б.З. Слитно? Раздельно? Через дефис?: Орфограф. словарь рус. яз. / Букчина Б.З.; Ред. Н.Г.Зайцева-М.: АСТ-ПРЕСС, 1999.

    Булахов М.Г., Пипченко Н.М., Шевченко Л.А. Русский язык. Пособие для подготовительных отделений вузов. Минск, 1982.

    Валгина Н. С., Еськова Н. А., Иванова О. Е., Кузьмина С. М., Лопатин В. В., Чельцова Л. К. Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник. М., 2007.

    Валгина Н.С., Светлышева В.Н. Орфография и пунктуация. М., 1994.

    Валгина Н.С., Светлышева В.Н. Русский язык. Орфография и пунктуация. Правила и упражнения. - СПб.: Неолит, 2002.

    Войлова К.А., Гольцова Н.Г. Справочник-практикум по русскому языку. М.: Просвещение, 1996.

    Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Сборник упражнений по русской орфографии и пунктуации. М.: Владос, 2000.

    Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Секреты орфографии. М., 1991.

    Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы. М.: Просвещение, 1986.

    Иванова В.Ф. Современная русская орфография. 1991.

    Кайдалова А.И. Современная русская орфография /Кайдалова А.И., Калинина И.К.-М.: Бизнес-Информ, 1998.

    Качалкин А.Н. Русский язык: Правописание и словоупотребление. Пособие для поступающих в вузы. M.: Зерцало,1997.

    Качалкин А.Н. Самоучитель по русскому языку. M., 2001.

    Космарская И.В. Русский язык для поступающих в ВУЗы. М.: Аквариум, 1997.

    Лутин С.А., Асташкина Н.К., Ольхова И.В., Пророков В.В. Русский язык: пособие-справочник для поступающих в технические вузы. - М., ПАИМС, 2001.

    Орфографический словарь по русскому языку / под ред. С.И. Ожегова, А.Б.Шапиро. М.: АН СССР, 1959.

    Орфография и русский язык /АН СССР.Ин-т рус.яз.-М.: Наука, 1966.

    Постникова И.И., Зинченко Т.Н., Моранькова М.П., Подгаецкая И.М. Это непростое простое предложение. М., 1985.

    Правила русской орфографии и пунктуации. Владивосток: Б.и., 1994.

    Правила русской орфографии и пунктуации М.: РАН-ЭКСМО, 2007.

    Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник. Издательство: АСТ, 2009.

    Розенталь Д.Э. Пособие по русскому языку: Для поступающих в вузы / Розенталь Д.Э.-М.: Новая волна, 1999.

    Розенталь Д.Э. Вопросы русского правописания: Практич. руководство / Розенталь Д.Э.-2-е, стер. изд.-М.: Моск.ун-т, 1965.

    Розенталь Д.Э. Вопросы русского правописания: Практич. руководство / Розенталь Д.Э.-3-е, испр. и доп. изд.-М.: Моск.ун-т, 1972.

    Розенталь Д.Э. Русская орфография и пунктуация / Розенталь Д.Э., Голуб И.Б.-М.: Рус.яз., 1990.

    Розенталь Д.Э. Русский язык без репетитора. М.: Столетие, 1997.

    Розенталь Д.Э. Русский язык: Пособие для поступающих в вузы. М.: изд-во МГУ, 1994.

    Розенталь Д.Э. Словарь трудностей русского языка: Ок. 30000 сл. / Розенталь Д.Э.-6-е, испр. и доп. изд.-М.: Рус.яз., 1987.

    Розенталь Д.Э. Справочник по орфографии и пунктуации. М., 1994.

    Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке / Розенталь Д.Э.-М.: Рольф, 1997.

    Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке: Для работников печати / Розенталь Д.Э.-М.: Книга, 1967.

    Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию, произношению и литературному редактированию. М., 2001.

    Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Прописная или строчная? - М.: Оникс 21 век, 2002.

    Русова Н.Ю. Как стать грамотным: Руководство по ускоренному овладению навыками правильной письменной речи. Н.Новгород: изд-во «Деком», 1996.

    Русский язык и культура речи: Практикум / под ред. В.И.Максимова. М.: Гардарики, 2002.

    Русский язык: Большой справ. для школьников и поступающих в вузы / Сост. Т.М. Войтелева и др.-М.: Дрофа, 1999.

    Серова М. Б. Русский язык в схемах, таблицах и комментариях к ни: Орфография: Пособие для поступающих в вузы / М. Б. Серова. – 2-е изд. – М.: Флинта: Наука, 2002.

    Соловьева Н.Н. Как пишется правильно? Нормы орфографии и пунктуации русского литературного языка. М: Оникс, 2008.

    Точка, точка, запятая… Саморепетитор по русской пунктуации. Под ред. А.М. Ломова. Воронеж, 1993.

    Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь: Для учащихся средней школы. М.: Просвещение, 1982.

    Чешко Л.А. Русский язык. Для подготовительных отделений вузов. М., 1990.