Обстоятельства выраженные деепричастным оборотом. Обособленные обстоятельства, выраженные существительными

Обособление обстоятельств, выраженных существительными с предлогами, вызывается следующими при­чинами: значением обстоятельства, наличием при обстоятель­стве пояснительных слов, положением его перед сказуемым и намерением говорящего. Обстоятельство образа действия и об­стоятельство места обособляются реже, чем обстоятельства причины и уступительные. Обстоятельства, распространённые пояснительными словами, обособляются чаще, чем нераспро­странённые обстоятельства, например: 1) Петявечером ушёл к товарищу. 2) Петя,после полученного им решительного отка­за, ушёл в свою комнату и там, запершись от всех, горько пла­кал. (Л. Т.) В случае обособления распространённые обстоя­тельства по смыслу и по произношению приближаются к при­даточным предложениям.

1. Всегда обособляется и выделяется запятыми обстоятель­ство с предлогом несмотря на, имеющее уступительное значе­ние, например:Несмотря на все мои старания, я никак не мог заснуть. (Т.)

2. Обособление других обстоятельств зависит от стилистиче­ских задач, от намерения автора. Авторы обычно обособляют их, если придают им особое значение или, наоборот, рассматри­вают их как попутные замечания, например: Крейсеры,ввиду недостатка места в бухте, держались в открытом море. (Нов.-Пр.)

Особенно часто обособляются следующие обстоятельства:

а) обстоятельства п р и ч и н ы со словами благодаря, вслед­ствие, ввиду, за неимением, согласно, по случаю, в силу и др.;

б) у с т у п и т е л ь н ы е обстоятельства с предлогом вопреки;

в) обстоятельства у с л о в и я со словами при наличии, при от­сутствии и др.

П р и м е р ы: 1) Старый и седобородый Януш,за неимением квартиры, приютился в одном из подвалов замка. (Кор.) 2}При наличии благоприятной погоды, завтра выезжаем в Казань. 3)Вопреки предсказанию моего спутника, погода проясни­лась. (Л.)

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Часть 2 синтаксис

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ... А М ЗЕМСКИЙ С Е КРЮЧКОВ М В СВЕТЛАЕВ...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Под редакцией академика В. В. Виноградова
Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов средних педагогических учебных заведений 13-е издание, стереотипное

Знаки препинания в конце законченных предложений.
1. В конце законченного повествовательного предложения ставится т о ч к а: Раз в начале осени Кирила Петрович собирался в отъезжее поле. Накануне был отдан приказ псарям и стременным быть готовы

Слова, стоящие в именной части составного сказуемого.
1. Составное сказуемое может быть выражено краткими страдательными причастиями и краткими прилагательными. Указанные разряды слов в современном русском языке употреб­ляются только в функции сказуем

Составное именное сказуемое с глаголами, обозначаю­щими состояние или движение.
Сказуемое может быть выражено словосочетанием, состоящим из глагола, обозначающего состоя­ние или движение (сидеть, стоять, лежать, идти и пр.), и при­лагательного или причастия в именительн

Тире между подлежащим и сказуемым.
1. Тире ставится между подлежащим и сказуемым на месте отсутствующей связки, если оба главных члена выражены существительными в именитель­ном падеже и предложение распадается на две части: Москв

Составное глагольное сказуемое.
С о с т а в н ы м г л а ­г о л ь н ы м с к а з у е м ы м называется такое, которое состоит из вспомогательного глагола в каком-либо наклонении и глаго­ла в неопределенной форме, например: Виктор

Стилистические свойства форм сказуемого.
В состав­ном именном сказуемом с выраженной связкой форма твори­тельного падежа существительного более свойственна современ­ному языку, чем форма именительного. Ср.: Он былсыном

Особенности согласования сказуемого с подлежащим.
1. В составе подлежащего может быть количественное сущест­вительное типа большинство, меньшинство, часть. В этом слу­чае сказуемое обычно согласуется

Основные группы односоставных предложений.
Простое предложение, состоящее из одного главного члена (и относящихся к нему второстепенных), называется о д н о с о с т а в н ы м. Одно­составные предложения делятся на две основ

Предложения определённо-личные.
О п р е д е л ё н н о – л и ч н ы м и предложениями называются такие односоставные предложения, у которых сказуемое выражается глаголом 1-го или 2-го лица изъявительного наклонения или глаголами по

Предложения неопределённо-личные и обобщённо-лич­ные.
Эти два типа односоставных предложений близки друг к дру­гу. Н е о п р е д е л ё н н о-л и -ч н о е предложение - это простое односоставное предложение с глаголом-сказуемым, обозначающим такое дейс

Безличные предложения.
Б е з л и ч н ы м и называются предложения, сказуемое которых не допускает при себе под­лежащего, не сочетается с именительном падежом. Сопоставим два предложения: Небо темнеет. Темнеет уж в дол

Инфинитивные безличные предложения
С к а з у е м о е б е з л и ч ­н ы х п р е д л о ж е н и й может быть выражено одной неопределённой фор­мой, без всяких вспомогательных слов. Безличные предложения с таким ска­зуемым обычно употреб

Типы безличных предложений.
Укажем несколько ти­пов безличных предложений с точки зрения характера их по­строения. 1. При описании явлений природы или стихийных явлений употребляются безличные предложения, сказуемое

Неполные предложения.
Н е п о л н ы м и называются предложения, в которых отсутствуют какие-нибудь члены, глав­ные или второстепенные. Возможность пропуска членов пред­ложения объясняется тем, что они ясны из предыдущей

Синонимика простых предложений разных типов.
Раз­ные типы простых предложений могут описывать одни и те же ситуации и быть синонимичными, например: Стоит сильный мо­роз (двусоставное полное предложение).-Сильный мороз (на­зывное

Общее понятие о второстепенных членах.
В т о ­р о с т е п е н н ы м и ч л е н а м и предложения называются все члены предложения, кроме подлежащего и сказуемого. Второстепенные члены предложения могут распространять (по­яснять)

Дополнение.
Д о п о л н е н и е обозначает предмет, яв­ляющийся объектом действия или необходимый для уточнения признака. Дополнение отвечает на один из следующих вопро­сов косвенных падежей: к о г о? - ч е г

Дополнение к глаголу прямое и косвенное.
П р я м ы м называется дополнение, которое управляется переходным глаго­лом и обозначает предмет, на который направлено действие. В речи переходные глаголы всегда употребляются вместе с пря­мыми до

Действительный и страдательный обороты.
Д е й с т в и ­ т е л ь н ы м о б о р о т о м называется такое построение предло­жения, при котором подлежащее обозначает деятеля, сказуе­мое - действие, которое «переходит» на другой предмет, ука­

Дополнение при именах существительных и прилага­тельных.
I. Следующие разряды существительных могут пояс­няться дополнениями: 1) Существительные, обозначающие действие. Большинство из этих существительных имеют общий с глаголом

Определение.
О п р е д е л е н и е обозначает признак предмета, оно отвечает на вопросы: к а к о й? ч е й? к о т о р ы й?: 1) Тут вошла девушка (к а к а я?) лет осьмнадцати, круглол

Несогласованное определение.
Несогласованное опре­деление выражается косвенными падежами управляемых слов, а также примыкающими словами. 1. Для выражения определения употребляется родительный падеж без предлога, обозн

Обстоятельства.
О б с т о я т е л ь с т в а обозначают ус­ловия, в которых протекает действие: время, место, способ совершае­мого действия, его причину, цель и т. п. В соответствии с этим выде­ляется несколько тип

Понятие об актуальном членении предложения.
Пред­ложение обычно содержит две части: то, о ч ё м сообщается, из чего исходит говорящий, и то, ч т о о б э т о м сообщается. Первая часть называется логическим субъектом или т е м

Коммуникативно нерасчленённые предложения.
Ком­муникативно нерасчленённые предложения не членятся на тему и рему. В них сообщается о существовании или возникновении предметов и явлений, выражается представление о каком-нибудь факте действит

Обычный порядок слов в словосочетаниях.
Обычный порядок слов в словосочетаниях такой, который не зависит от актуального членения предложения. I. И м е н н ы е с л о в о с о ч е т а н и я 1. При распространении имени сущ

Изменение обычного порядка слов при изменении акту­ального членения предложения.
Рассмотренный выше порядок слов сохраняется и тогда, когда ремой является зависимая от глагола форма слова, расположенная после глагола в конце предложения. Например, в предложении Отец уехал в

Понятие об однородных членах предложения.
О д н о ­р о д н ы м и называются два или несколько членов предложе­ния, связанных друг с другом сочинительной связью. Сочини­тельная связь состоит в том, что слова соединяются друг с другом как ра

Союзы, связывающие однородные члены предложения.
Сочинительные союзы, служащие для связи однородных членов, по своему основному значению бывают с о е д и н и т е л ь н ы е, р а з д е л и т е л ь н ы е, п р о т и в и т е л ь н ы е

О присоединительном значении некоторых сочинительных союзов.
Некото­рые из союзов (и,да в значении и) употребляются в присоединительном значении. В этом случае они добавляют то, что пришло в голову, когд

Однородные определения.
1. Определения считаются од­нородными, если они характеризуют предмет с какой-то одной точки зрения, по какому-либо одному признаку (т. е. они однородны логи­чески и по смыслу). Каждое из однородны

Согласование в числе в предложениях с однородными членами.
I. Когда ближайшее к сказуемому подлежащее или все подлежащие стоят во множественном числе, в том же числе ставится и сказуемое. На том берегу веселокудрявились ра­киты, молодой

Обобщающие слова при однородных членах предложения.
О б о б щ а ю щ и м словом называется член предложения, который является более общим обозначением для всех стоящих при нём одно­родных членов. В примере В корзинке была

Стилистические различия конструкций с однородными членами.
Однородные члены, употреблённые без союзов или со­единённые союзами и илино, не имеют стилистической окраски и свойственны всем функциональным стилям

Нарицательные имена существительные в роли личных об­ращений.
Помимо имени, имени и отчества, фамилии, в качестве об­ращений до недавнего времени широко использовались слова това­рищ и гражданин, а также сочетания этих слов с существительными, о

Знаки препинания при обращении.
Обращение может стоять перед предложением, внутри предложения или после предложения. 1. Когда обращение стоит впереди предложения, оно отде­ляется запятой или в о с к л и ц -а т е л ь н ы

Понятие о вводных словах.
В в о д н ы е с л о в а встав­ляются в предложение, чтобы показать отношение говорящего к высказываемой мысли или к способу её выражения; членами предложения вводные слова не являют

Группы вводных слов по значению.
По значению ввод­ные слова можно разбить на следующие основные группы: 1. Вводные слова, указывающие, что мысли или отдельные выражения принадлежат не самому говорящему:

Стилистические особенности вводных слов.
Некоторые вводные слова и обороты стилистически нейтральны, они могут употребляться в любом стиле речи; ср. такие слова, как прав­да, кажется, например, действительно, может быть

Знаки препинания при вводных словах.
Вводные сло­ва выделяются, как правило, з а п я т ы м и. П р и м е р ы.Казалось, кто-то дышит, огромный и усталый. (Кор.) Я вас,пожалуй, в свою избу прове

Вводные предложения.
Отношение говорящего к вы­сказываемой мысли, оценка речи собеседника или происходя­щих событий могут выражаться не только с помощью вводных слов, но и с помощью вводных предложений, например:

Понятие о междометных предложениях.
М е ж д о м е т ­н ы м и называются предложения, состоящие из междометий, произн-есённых соответствующим восклицательным или побуди­тельным тоном. В междометных предложения

Знаки препинания при междометных предложениях.
Междометные предложения отделяются в о п р о с и т е л ь н ы м з н а к о м, в о с к л и ц а т- е л ь н ы м з н а к о м, т о ч к о й, м н о г о т о ч и е м или з а п я т о й.

Общее понятие об обособлении.
Второстепенные чле­ны предложения, выделяемые по смыслу и интонационно, на­зываются о б о с о б л е н н ы м и. Сравните: 1) Раздался выстрел,который разбудил тиш

Обособление согласованных определений.
С о г л а с о ­в а н н ы е о п р е д е л е н и я, выраженные причастиями и при­лагательными, обособляются в следующих случаях: 1. Определения, выраженные причастиями и прилагательны­ми, об

Обособление несогласованных определений.
1. Несогласованные определения, выраженные сравнитель­ной степенью прилагательных, обычно обособляются, так как по значению приближаются к ослабленному сказуемому; они обычно стоят

Спишите, расставляя знаки препинания. Обособленные опреде­ления подчеркните. Вставьте пропущенные н илинн.
САД Позади дома был старый сад уже одичавший заглуше...ый бурьяном и кустарником. Я прошёлся по террасе ещё крепкой и красивой; сквозь стекля.. .ую дверь видна была комната с пар­кетным по

Обособление приложений.
1. Распространённое прило­жение обособляется всегда, если относится к имени нарицатель­ному или местоимению. Если же оно относится к имени соб­ственному, то обособляется тогда, когда стоит позади н

Обособление обстоятельств, выраженных деепричасти­ем.
Деепричастия обозначают добавочные действия, которые по­ясняют основное действие или состояние, выраженное сказуе­мым. Отношения между действием, выраженным сказуемым, с одной стороны, и действием,

Обособление дополнений.
Из числа дополнений бы­вают обособленными очень немногие, а именно следующие: а) дополнения с предлогами кроме, помимо, исключая и др., обозначающие предметы, исключаемые из ряда др

Спишите, расставляя знаки препинания. Объясните правописа­ниене и ни.
1) Род деятельности охотника Носкова никому кроме вас и меня не мог быть известен. (М. Г.) 2} Кроме полезного Сафрон заботился ещё о приятном. (Т.) 3) В ней вместо прежней доверчивост

Обособление уточняющих членов предложения.
У т о ч ­н я ю щ и м называется член предложения, отвечающий на тот же вопрос, что и другой член, после которого он стоит, но не являющийся однородным с ним, а служащий для уточнения. Уточняющие чл

Обособление присоединительных слов.
Обособляются п р и с о е д и н и т е л ь н ы е с л о в а и сочетания, которые явля­ются дополнительными замечаниями и разъяснениями. Они не­сколько напоминают вводные слова, но отли

Сложносочинённые предложения с соединительными со­юзами.
1. Союз и неоднозначен: он может указывать на одновре­менность действий (сидел и молчал), на их последовательность (вскочил и побежал), на обусловленность одно

Присоединительное значение сочинительных союзов.
Некоторые сочи­нительные союзы(и, да, или, а, но, однако) употребляются в присоедини­тельном значении. В этом случае они присоединяют добавочные мысли

Пояснительные предложения.
Особую группу, близкую к предложениям, присоединяемым сочинительными союзами, со­ставляют п о я с н и т е л ь н ы е п р е д л о ж е н и я с союзами то есть, а именно. В этих

Знаки препинания в сложном предложении с сочинитель­ными союзами.
Между частями предложения, связанными со­чинительными союзами, ставится з а п я т а я. П р и м е р ы. 1) Море глухо роптало, и волны бились о бе­рег бешено и гневно. (М. Г.) 2) Нежданов

Главная и придаточная части предложения.
Связь при­даточных частей с главными при помощи подчинительных со­юзов и союзных слов. В сложноподчинённом предложении вы­деляется г л а в н а я ч а с т ь и п р и-

Указательные слова в главной части сложноподчинён­ного предложения.
В главной части бывают у к а з а т е л ь н ы е с л о в а, которые указывают, что при главной части имеются при­даточные, например: 1) Лишьтот достоин жизни и свободы, кто день з

Связь предложений двойными союзами.
От сложных предложений с указательными словами и подчинительными со­юзами надо отличать сложные предложения с двойными союза­ми (условными, временными, причинными): если-то. если-так, коли - то,

Сложноподчинённые предложения со взаимно обуслов­ленными частями.
Есть такие сложноподчинённые предложения, у которых части обусловлены не односторонне (одно предложе­ние, главное, обусловливает другое, придаточное),а в з а и м- н о; поэтому в них нельзя выделить

Место придаточной части в сложноподчинённом пред­ложении и знаки препинания в нём.
1. Придаточные части предложения могут стоять после главной, перед главной и вну­три главной части. В двух первых случаях они отделяются от главной запятой, а в третьем случае выделяются запятыми с

Переход придаточных частей сложноподчинённых предложений в члены предложения.
В некоторых случаях при­даточная часть настолько теряет признаки предложения, что превращается в цельное сочетание наречного характера, кото­рое является членом предложения, не выделяется при произ

Синонимика придаточных определительных частей сложноподчинённого предложения и обособленных определений.
Обособленные определения, выраженные причастиями или при­лагательными с зависимыми от них словами, свойственны пре­имущественно книжной речи. Придаточные же определительные части сложноподчинённого

Хожи на сакли.
3) Если относительное местоимение стоит в винительном па­деже без предлога, а сказуемое придаточной части выражено переходным глаголом и не имеет при себе неопределённой фор­мы, обозначающей действ

Сложноподчинённые предложения с придаточными сте­пени и образа действия.
П р и д а т о ч н ы е с т е п е н и могут указывать на степень качества. В этом случае они связываются при помощи союза что с той частью главного предложения, ко­торая состоит из качественно

Сложноподчинённые предложения с придаточными сравнительными.
С придаточными образа действия и придаточ­ными степени по значению несколько сближаются п р и д а т о ч ­н ы е с р а в н и т е л ь н ы е. По средствам связи и по значению они распадаются на две гру

Сложноподчинённые предложения с придаточными цели.
Придаточные части сложноподчинённого предложения мо­гут иметь значение ц е л и. Они присоединяются к главной части союзом цели чтобы и отвечают на вопросы з а ч е м? с к а -к о й ц е л ь ю?

Сложноподчинённые предложения с придаточными при­соединительными.
П р и с о е д и н и т е л ь н ы м и называются такие придаточные части сложнопо-дчинённого предложения, кото­рые прикрепляются к главной части относительными местоиме­ниями и наречиями что, всле

Назначение прямой речи.
В форме прямой речи автор может передавать: 1) чужие слова, 2) свои слова, ранее ска­занные, 3) невысказанные мысли. П р и м е р ы. 1) «Эко солнышко! - промолвил Касьян впол­голоса.- Эк

Несобственно-прямая речь.
Особым приемом выражения мыслей действующих лиц является несобственно - прямая речь. Приём несобственно-прямой речи введён в русскую литературу А. С. Пуш­киным и получил широчайшее развити

Знаки препинания при прямой речи.
1. Для выделения прямой речи употребляются к а в ы ч к и. П р и м е р. «Что, слепой? - сказал женский голос,- буря сильна; Янко не будет». - «Янко не боится бури»,- отвечал тот.- «Туман

Замена прямой речи косвенной.
Прямая речь ведётся от имени того лица, которым она была сказана, косвенная - от лица автора. Поэтому в косвенной речи в зависимости от изменения лица говорящего должны заменяться все личные и прит

Знаки препинания в косвенной речи.
Кавычки при косвенной речи не употребляются. Если косвенная речь пред­ставляет собой придаточное предложение, она, как и всякое придаточное предложение, отделяется запятой. Но в предло­жениях с кос

Знаки препинания.
В русской пунктуации употребляются следующие знаки препинания: т о ч к а, в о с к л и ц- а т е л ь ­н ы й з н а к, в о п р о с и т е л ь н ы й з н а к, з а п я т а я, т о ч к а с з а п я т о й, д в

Спишите, раскрывая скобки и вставляя буквы в частицы и пристав­кинеини.
Оленин был юноша, (н...)где (н...) кончивший курса, (н...) где (н...) служивший (только числившийся в каком(го) при­сутственном месте), промотавший половину своего состояния и до двадцати че

КГУ « ОСШГ имени Н.А.Островского»

Урок русского языка

8 класс

на тему:

«Обособление обстоятельств, выраженных существительными с предлогами»

Учитель русского языка и литературы Каирсынова Людмила Аюповна

2015 год

Урок русского языка, 8 класс Тема: Обособление обстоятельств, выраженных существительными с предлогами. Цели: познакомить с условиями обособления обстоятельств, выраженных именами существительными с предлогами; формировать опознавательные учебно-языковые и нормативные речевые умения и навыки. Оборудование: учебник, учебные тексты, фразеологический словарь. тип урока: комбинированный. Ход урока I. Организационный этап II. Актуализация опорных знаний I. Беседа - Расскажите об обособлении обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами. Приведите примеры. - Что вы знаете об обособлении обстоятельств, выраженных одиночными деепричастиями? Приведите примеры. - Расскажите о случаях не обособления обстоятельств. II . Лингвистический тренинг Объясните смысл выражений: понуря голову, спустя рукава, скрепя сердце, повесив нос, положа зубы на полку (см. Школьный фразеологический словарь). Составьте с ними предложения. Какова синтаксическая роль данных фразеологических оборотов в предложении? В чем пунктуационная особенность этих предложений? III. Мотивация учебной деятельности Учитель. В зависимости от смысловой нагрузки, слабой синтаксической связи с глаголом-сказуемым, степени распространенности оборота, могут обособляться обстоятельства, выраженные именами существительными и наречиями. В таких обстоятельствах выражается различное значение: время, причины, условия и т. д. IV. Изучение нового материала 1. Объяснение учителя - Всегда обособляются обстоятельства, выраженные существительными с предлогом несмотря на: несмотря на морковный румянец, она была миловидна (Л. Леонов). Могут обособляться обстоятельства, выраженные существительными с производными предлогами и предложными сочетаниями вследствие, ввиду, за неимением, по случаю и др.: ввиду недостатка времени, не станем отклонятся от предмета лекции (А. Чехов), а также обстоятельства, выраженные существительными в дательном падеже с предлогами благодаря, вопреки, согласно: Благодаря хорошей погоде, в этом году был прекрасный урожай. Вопреки плохой погоде, в этом году был хороший урожай. 2. Ознакомление с теоретическим материалом учебника V. Обобщение, систематизация , контроль знаний и умений учащихся

    Выборочно-распределительный диктант
Выпишите в один столбик обособленные определения с определяемыми словами, в другой - обособленные обстоятельства со словами, к которым они относятся. Посреди дремучего леса на узкой лужайке возвышалось маленькое земляное укрепление, состоящее из вала и рва, за коими находилось несколько шалашей и землянок. На дворе множество людей, коих по разнообразию одежды и по общему вооружению можно было тотчас признать за разбойников, обедало, сидя без шапок, около братского котла. На валу подле маленькой пушки сидел караульный, поджав под себя ноги; он вставлял заплатку в некоторую часть своей одежды, владея иглою с искусством, обличающим опытного портного, и поминутно посматривая во все стороны. (А. С. Пушкин) 2. Практическая работа. Перепишите предложения, вставляя пропущенные буквы и расставляя недостающие знаки препинания.
    (Не) смотря на поз..ний час было душно. 2. Вопреки предсказаниям моего спутника погода про..снилась и об..щала нам тихое утро (М. Ю. Лермонтов). 3. Луговые цветы в этом году благодаря постоянным дождям (не) обыкнове(н, нн)о ярки и пышны (М Пришвин). 4. Он отвечал (не) смотря в книгу. 5. Иллюминатор согласно боевой обстановк.. был тщательно зан..веш..н (А. Новиков-Прибой). 6. Согласно приказ.. командующего «Дмитрий Донской» вместе с другими крейсерами должен был без боя охр..нять транспорт (А. Новиков-Прибой).
(Ответы) 1.Несмотря на поздний час, было душно. 2. Вопреки предсказаниям моего спутника, погода прояснилась и обещала нам тихое утро (М. Ю. Лермонтов). 3. Луговые цветы в этом году, благодаря постоянным дождям, необыкновенно ярки и пышны (М Пришвин). 4. Он отвечал не смотря в книгу. 5. Иллюминатор, согласно боевой обстановке, был тщательно занавешен (А. Новиков-Прибой). 6. Согласно приказу командующего, «Дмитрий Донской» вместе с другими крейсерами должен был без боя охранять транспорт (А. Новиков-Прибой). 3. Работа с упражнениями учебника (по выбору учителя) VI I . Рефлексия. Подведение итогов урока Беседа - Какие обстоятельства обособляются всегда? Приведите примеры с такими обстоятельствами. - Почему не обособляются при одиночном употреблении слова стоя, сидя, молча, не глядя и др.? - При каких условиях происходит обособление этих слов? - Почему не обособляются фразеологизмы спустя рукава, сломя голову? - С какой целью обособляются обстоятельства, выраженные существительными с производными предлогами? VI. Домашнее задание. 1. Выучить теоретический материал учебника. 2. Выполнить задание на карточке по уровням (письменно).

Цели урока:

  • отработка умений отличать производные предлоги от синонимичных частей речи;
  • правильно ставить знаки препинания при обособлении обстоятельств, выраженных деепричастиями, деепричастными оборотами и существительными с предлогами;
  • правильно использовать в речи деепричастные обороты.

I. Сообщение темы урока

Тема нашего сегодняшнего урока – обособленные обстоятельства, выраженные деепричастиями и существительными с предлогами.

II. Повторение правописания предлогов

1. Работа с таблицей.

Но сначала посмотрите на доску и скажите, какие части речи написаны на доске?

Можете ли вы вне контекста ответить на этот вопрос? (Нет)

Доска:

Таблица №1

Конечно, вы не можете ответить на этот вопрос вне контекста. Тогда подберите слова так, чтобы было понятно, что это предлоги.

Впишите эти слова в таблицу №1.

Как называются такие предлоги? (Производные)

Почему? (Так как произведены от самостоятельных частей речи).

Впишите в вашу таблицу, от каких частей речи образованны данные производные предлоги.

В чем особенность написания предлогов в первом столбике? (На конце пишется е, в отличие от синонимичных существительных, у которых в форме род., дат., предл. падежей пишется в окончании и)

В чем особенность написания предлогов во втором столбике? (Пишутся слитно, также как предлоги несмотря на и невзирая на)

Как отличить производные предлоги от самостоятельных частей речи? (Производные предлоги можно заменить другим предлогом, между предлогом и существительным можно вставить прилагательное или поставить вопрос, например:

Выйти навстречу гостям
выйти на (дружескую) встречу с друзьями
Выйти (навстречу кому?) навстречу гостям
выйти (куда?) навстречу
Выйти навстречу (долгожданным) гостям
Выйти навстречу (к) гостям

Производные предлоги, образованные от

существительных с предлогами

деепричастий

раздельно

В течение всего года (когда?) Вследствие ошибки = из-за Несмотря на привилегии (= хотя) вопреки чему?
В продолжение месяца (когда? Ввиду дождя = из-за Невзирая на ливень (= хотя) вопреки чему?
В заключение статьи = под конец, в итоге Вроде плота (наподобие) Благодаря труду (= из-за) чему?
В отличие от других Насчет экскурсии (= об)
Навстречу другу (= к)

II. Анализ предложений с использованием таблицы №2

Внимательно изучите таблицу №2

Найдите в предложениях обстоятельства и объясните пунктуацию при них, пользуясь таблицей. Выделите грамматические основы предложений, составьте схемы предложений

Обособление обстоятельств, выраженных

деепричастиями

Существительными с предлогами

Обособляются

Не обособляются

Обособляются

Не обособляются

1.Деепричастия с зависимыми словами , а также два или несколько деепричастий, относящихся к одному глаголу.

От Урала до Дуная, до большой реки, колыхаясь и сверкая, движутся полки.

3.Деепричастия в зависимыми словами, превратившиеся в устойчивые обороты речи, ставшие цельными выражениями (обычно они стоят после глагола, к которому относятся: спустя рукава, засучив рукава, сломя голову, не переводя дыхания и т. п.):

Будем работать засучив рукава (дружно, упорно)

Но: Отец, засучив рукава, тщательно вымыл руки.

10.Существительные с предлогом несмотря на :

На другое утро, несмотря на упрашивание хозяев, Дарья Александровна собралась ехать.

14.Обособление других обстоятельств, выраженных существительными с предлогами не является обязательным.
2.Одиночные деепричастия, если они не имеют значения наречия (обычно они стоят впереди глагола):

Пошумев, река успокоилась, вновь легла в берега.

4.Одиночные деепричастия, имеющие значение простого наречия, выступающие в роли обстоятельства образа действия (обычно стоят после глагола:

Яков шел не торопясь. (медленно)

11.Чаще всего обстоятельства причины с предлогами благодаря, согласно, ввиду, вследствие, или с предложными сочетаниями по причине, по случаю, за неимением, в силу и др.
5.Деепричастия в зависимыми словами, тесно по смыслу сливающиеся с глаголом :

Старик сидел опустив голову.

12.Обстоятельства условия с предложными сочетаниями при наличии, при отсутствии, при условии и др.
6.Группы однородных членов, состоящие из наречия и деепричастия:

Мальчик отвечал на вопросы откровенно и нисколько не смущаясь.

13.Обстоятельства уступки с предлогом вопреки
7.Если деепричастие имеет в качестве зависимого слова союзное слово который в составе придаточного определительного предложения : Направо была дверь, пройдя которую можно было попасть в коридор, ведущий на сцену.
8.Оборот со словами исходя из (в значении на основании), смотря по (в значении “в соответствии с чем-либо”): Будем действовать смотря по обстоятельствам.
9.Если перед деепричастным оборотом стоит усилительная частица и:

Можно уйти и не дожидаясь ответа.

1. Один из монахов оставил мальчика в монастыре и, вылечив, стал готовить к принятию монашества.
Комментарий: одиночное деепричастие обособляется, т.к. имеет значение дополнительного действия и стоит впереди глагола.

2. Он начал приносить книги и старался читать их незаметно, а прочитав, куда-то прятал.
Комментарий: деепричастную конструкцию невозможно оторвать от союза, изъять из предложения или переставить с другое место без разрушения структуры предложения.

3. Возникает впечатление, что, описывая в статье жанр малой эпопеи, Гоголь во многом анализировал главное произведение своей жизни.
Комментарий: деепричастный оборот, стоящий после подчинительного союза отделяется от него запятой.

4. Герой не задумываясь принимает решение устроиться работать не строительстве плотины, из-за которой и будет затоплен остров.
Комментарий: одиночное деепричастие тесно сливается по смыслу с глаголом, можем заменить наречием “быстро”

5. Солдаты слушали Василия Теркина затаив дыхание. [- =]
Комментарий: деепричастный оборот превратился в устойчивое словосочетание.

6. Обломов, по причине воспитания с мамушками и нянюшками, превратился в безвольного, неспособного к труду человека.

    Вывод: Обстоятельства, выраженные существительными с предлогами и другие обособляются.

    Например: Несмотря на плохую погоду , экскурсия состоялась.

    V. Закрепление

    Коллективная работа (работа по карточкам)

    Задание №1:

    С определяемыми словами, в другой — обособленные обстоятельства со словами, к которым они относятся.

    (А. С. Пушкин)

    1. (Не) смотря на поз.ний час было душно. 2. Вопреки предсказаниям моего спутника погода про.снилась и об.щала нам тихое утро (М. Ю. Лермонтов). 3. Луговые цветы в этом году благодаря постоянным дождям (не) обыкнове(н, нн)о ярки и пышны (М Пришвин). 4. Он отвечал (не) смотря в книгу. 5. Иллюминатор согласно боевой обстановк. был тщательно зан.веш.н (А. Новиков-Прибой). 6. Согласно приказ. командующего «Дмитрий Донской» вместе с другими крейсерами должен был без боя охр.нять транспорт (А. Новиков-Прибой).

    (Ответы)

    — Какие обстоятельства обособляются всегда? Приведите примеры с такими обстоятельствами.

    — Почему не обособляются при одиночном употреблении слова стоя, сидя, молча, не глядя и др.?

    — При каких условиях происходит обособление этих слов?

    — Почему не обособляются фразеологизмы спустя рукава, сломя голову?

    — С какой целью обособляются обстоятельства, выраженные существительными с производными предлогами?

    Домашнее задание: задание по карточке.

    Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Подчеркните обособленные обстоятельства.

    1.

Просмотр содержимого документа
«Обособленные обстоятельства, выраженные существительными »


Тема: Обособленные обстоятельства, выраженные существительными с предлогами

Цели: закрепить уже изученный материал и расширить знания об обособленных обстоятельствах.

Задачи: обучаюшая:

систематизировать и углубить знания учащихся о обстоятельствах, выраженных существительными с предлогами путем повторения правил и выполнения заданий; закрепить умение находить в тексте обособленные обстоятельства; отработать постановку знаков препинания при обособленных членах предложения;

развивающая:

развитие аналитических умений и самостоятельной деятельности учащихся; развивать устную и письменную речь, выразительное чтение, логическое мышление;

воспитательная:

прививать учащимся чувство любви и бережного отношения к родной природе.

Ход урока

Эпиграф

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни .

Д. Родович

І. Организационный момент

    Взаимное приветствие

    Психологический настрой к уроку

ІІ. Проверка домашнего задания

    Экспресс – тест (индивидуальная работа)

    Дополнение, определение, обстоятельство – самостоятельные части речи.

    Служебные части речи, которые делятся на производные и непроиводные называются – предлогами.

    Предложения, имеющие одну грамматическую основу, называются простыми.

    Предложения делятся на простые и непростые.

    Простые предложения могут быть осложнены обособленными членами предложения.

    Обособленными членами предложения могут быть только подлежащее и сказуемое.

    Союз – это самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы ГДЕ? КУДА?

    Обосоленные члены предложения содержат элемент добавочного действия.

    Дополнение обособляется с предлогами «вместо, помимо, кроме, за исключением».

    Запятая при однородных членах предложения ставится, если есть одиночный союз «И».

    Если обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения, то ставится тире.

    Предложение: Защищая природу, человек защищает себя. – осложнено деепричастным оборотом.

    Слова думая, оберегая, защищая – глаголы.

    Деепричастие с зависимым словом называется деепричастным оборотом.

    Обстоятельства, выраженные деепричастным оборотом обособляются.

    Одиночные деепричастия обособляются, если стоят после сказуемого.

(ученикам раздается листок с таблицей, куда вписываются ответы на вопросы. Правильный ответ отмечаем « +», неправильный « - »)

Взаимопроверка (на доске ответ) соединить все плюсы и получите геометрическую фигуру

    Словарная работа

Молча, сидя, стоя, лежа, нехотя; спустя, спустя рукава, работать спустя рукава; благодаря , благодаря знаниям, благодаря помощи друзей; согласно, согласно расписанию, согласно приказу; несмотря на , несмотря на усталость, несмотря на опасность, несмотря на трудности; заповедники, создание заповедников, заповедные места.

ІІІ. Новая тема: « Обособленные обстоятельства, выраженные существительными с предлогами» - начинается с вопроса:

- Чем являются данные слова? (предлогами)

    Как называются такие предлоги и почему? (производными, так как образуются от самостоятельных частей речи)

    Какие еще производные предлоги вы знаете? (помимо, ввиду, по случаю, наподобие, по причине, в отличие и другие)

Вывод: Обстоятельства, выраженные существительными с предлогами несмотря на, согласно, благодаря, помимо, по, ввиду, по случаю, вопреки, наподобие, по причине, в отличие и другие обособляются.

Например: Несмотря на плохую погоду , экскурсия состоялась.

V. Закрепление

Коллективная работа (работа по карточкам)

Задание №1: Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Подчеркните обособленные обстоятельства.

    В Казахстане созданы заповедники. 2. По случаю путешествия Восточном Казахстане нельзя не посетить озеро Маркаколь.

3. Несмотря на проезжую дорогу в Астану Коргальджинский заповедник остается неизвестным даже для местных жителей.

4. Заповедник расположен согласно природным зонам. 5. В озере Маркаколь вопреки браконьерам разводятся рыбы семейства лососевых.

(Проверка и обсуждение работы)

    В Казахстане созданы заповедники. 2. По случаю путешествия, в Восточном Казахстане нельзя не посетить озеро Маркаколь.

3. Несмотря на проезжую дорогу в Астану, Коргальджинский заповедник остается неизвестным даже для местных жителей.

4. Заповедник расположен, согласно природным зонам. 5. В озере Маркаколь, вопреки браконьерам, разводятся рыбы семейства лососевых.

Выборочно-распределительный диктант

Выпишите в один столбик обособленные определения с определяемыми словами, в другой - обособленные обстоятельства со словами, к которым они относятся.

Посреди дремучего леса на узкой лужайке возвышалось маленькое земляное укрепление, состоящее из вала и рва, за коими находилось несколько шалашей и землянок. На дворе множество людей, коих по разнообразию одежды и по общему вооружению можно было тотчас признать за разбойников, обедало, сидя без шапок, около братского котла. На валу подле маленькой пушки сидел караульный, поджав под себя ноги; он вставлял заплатку в некоторую часть своей одежды, владея иглою с искусством, обличающим опытного портного, и поминутно посматривая во все стороны.

(А. С. Пушкин)

2. Практическая работа. Перепишите предложения, вставляя пропущенные буквы и расставляя недостающие знаки препинания.

1. (Не) смотря на поз..ний час было душно. 2. Вопреки предсказаниям моего спутника погода про..снилась и об..щала нам тихое утро (М. Ю. Лермонтов). 3. Луговые цветы в этом году благодаря постоянным дождям (не) обыкнове(н, нн)о ярки и пышны (М Пришвин). 4. Он отвечал (не) смотря в книгу. 5. Иллюминатор согласно боевой обстановк.. был тщательно зан..веш..н (А. Новиков-Прибой). 6. Согласно приказ.. командующего «Дмитрий Донской» вместе с другими крейсерами должен был без боя охр..нять транспорт (А. Новиков-Прибой).

(Ответы)

1.Несмотря на поздний час, было душно. 2. Вопреки предсказаниям моего спутника, погода прояснилась и обещала нам тихое утро (М. Ю. Лермонтов). 3. Луговые цветы в этом году, благодаря постоянным дождям, необыкновенно ярки и пышны (М Пришвин). 4. Он отвечал не смотря в книгу. 5. Иллюминатор, согласно боевой обстановке, был тщательно занавешен (А. Новиков-Прибой). 6. Согласно приказу командующего, «Дмитрий Донской» вместе с другими крейсерами должен был без боя охранять транспорт (А. Новиков-Прибой).

3. Работа с упражнениями учебника (по выбору учителя)

VII. Рефлексия. Подведение итогов урока Беседа

Какие обстоятельства обособляются всегда? Приведите примеры с такими обстоятельствами.

Почему не обособляются при одиночном употреблении слова стоя, сидя, молча, не глядя и др.?

При каких условиях происходит обособление этих слов?

Почему не обособляются фразеологизмы спустя рукава, сломя голову?

С какой целью обособляются обстоятельства, выраженные существительными с производными предлогами?

Домашнее задание: