Как выделяется одиночное деепричастие. VI. Выполнение заданий. Морфологический разбор деепричастия

Либо союзного слова, отделяется от него запятой (такой деепричастный оборот можно оторвать от союза и переставить в другое место предложения): Дедушка собирался было пройти мимо, но, заглянув в ворота, остановился в недоумении . Исключение составляют те случаи, когда деепричастный оборот стоит после противительного союза а (деепричастный оборот невозможно оторвать от союза и переставить в другое место предложения без нарушения структуры последнего): Я еще в комнатах услыхал, что самовар гудит неестественно гневно, а войдя в кухню, с ужасом увидел, что он весь посинел и трясется, точно хочет подпрыгнуть с пола . Однако при противопоставлении соответствующих однородных членов предложения запятая ставится и после союза а : Элемент старого качества не исчезает, а, трансформируясь в других условиях, продолжает существовать как элемент нового качественного состояния.
Два деепричастных оборота , соединенные неповторяющимся союзом и , запятой не разделяются, как и другие однородные члены предложения в подобных случаях: Раз, идя по шумному, веселому проспекту и чувствуя себя вместе с толпою жизнерадостным, он испытал счастливое удовольствие, что досадная горечь поступка прошла . Но если союз и соединяет не два деепричастных оборота , а другие конструкции (два сказуемых, два простых предложения в составе сложносочиненного), то запятая может стоять и перед союзом, и после него: Лошади стояли, понуря голову, и изредка вздрагивали .

Деепричастные обороты не обособляются:

если оборот (обычно со значением обстоятельства образа действия) тесно связан по содержанию со сказуемым и образует смысловой центр высказывания: Она сидела чуть откинув голову, задумчивая и грустная (указывается не просто, что «она сидела», а «сидела с откинутой головой» ). Сравните: Жили Артамоновы ни с кем не знакомясь ; Огромного роста, редкой силы, волосатый, он ходил, по земле наклоня голову, как бык. Сравните в составе другой конструкции (деепричастный оборот не отделяется запятой от причастия , к которому тесно примыкает): Кучер, спавший опершись на локоть, начал пятить лошадей ;
если оборот представляет собой идиоматическое выражение: И день и ночь по снеговой пустыне спешу к вам голову сломя ; Он работал не покладая рук . Исключение составляют застывшие выражения в форме деепричастных оборотов , выступающие в роли вводных сочетаний: По совести говоря, я ожидал лучших результатов; Судя по всему, весна будет ранняя ;
если деепричастие имеет в качестве зависимого слова союзное слово который в составе придаточного определительного предложения (такое деепричастие от придаточного предложения запятой не отделяется): Перед старыми заводами возникали десятки серьезных проблем, не решив которые невозможно было перейти к новым методам постройки кораблей . У поэтов-классиков в стихотворных текстах встречаются деепричастные обороты , включающие в свой состав подлежащее , которое не выделяется внутри оборота запятыми: Услышав граф ее походку и проклиная свой ночлег и своенравную красотку, в постыдный обратился бег ;
если деепричастие утратило глагольное значение. Так, сочетания начиная с (в значении «с такого-то времени» ), исходя из (в значении «на основании» ), смотря по (в значении «в соответствии» ) и некоторые другие, выступающие в роли сложных предлогов , не образуют (вместе с относящимися к ним словами) деепричастных оборотов и не обособляются: К работе можно приступить начиная с будущей недели (слово начиная можно опустить без ущерба для смысла и структуры предложения). Возможность обособления подобных оборотов связана с условиями контекста. Так, оборот со словами начиная с обособляется, если носит характер уточнения, попутного пояснения или если не связан с понятием времени: Анисов, начиная с польской войны, участвовал во всех кампаниях, кроме японской. Оборот со словами исходя из обособляется, если по смыслу относится к производителю действия, который может «исходить из чего-то» (определенное или неопределенное лицо): Калькулятор составил расчет, исходя из представленных ему данных . Оборот со словами смотря по (в значении «в зависимости от чего-либо», «в сооттветствии с чем-либо» ), выступающий в роли сложного предлога и не имеющий деепричастного оборота , не обособляется: Будем действовать смотря по обстоятельствам . Но если этот оборот имеет значение уточнения или присоединения, то он обособляется: Приходилось действовать осторожно, смотря по обстоятельствам (уточнение); Отпуск можно использовать для занятий различными видами спорта, смотря по времени года (присоединение). Кроме того, такой оборот, подобно другим предложно-падежным сочетаниям, имеющим обстоятельственное значение, может обособляться в условиях соответствующего контекста: Эти воображаемые картины были различны, смотря по объявлениям, которые попадались ему;
если оборот выступает в качестве однородного члена в паре с необособленным обстоятельством: Алеша длинно и как-то прищурив глаза посмотрел на Ракитина . Сравните также в сочетании с одиночным деепричастием: Дворник с недоумением и нахмурясь разглядывал Раскольникова. Но возможно обособление подобной конструкции на тех же основаниях, на которых обособляются обстоятельства, выраженные наречиями , для смыслового выделения или попутного пояснения: В темном небе, устало и не сверкая, появились желтенькие крапинки звезд . Это относится также к сочетаниям наречия с деепричастным оборотом : Тихо и как бы капельку побледнев, проговорила Катерина Ивановна.

Одиночные деепричастия

Обособляются два одиночных деепричастия , выступающие в функции однородных обстоятельств: Ключ юности, ключ быстрый и мятежный, бежит, кипит, сверкая и журча . Но: В ту же минуту старая женщина, набеленная и нарумяненная, убранная цветами и мишурою, вошла припевая и подплясывая (тесная связь со сказуемым).
Одиночное деепричастие обособляется, если оно сохраняет значение глагольности, выступая в роли второстепенного сказуемого и указывая на время действия, его причину, условие и так далее (но обычно не образ действия); чаще такое деепричастие стоит впереди глагола-сказуемого, реже - после него: Благодаря казака нарочито гнусавым голосом, дед, кряхтя, влез в арбу; Он, улыбаясь, жмурился от света, еще пропахший дымом, весь в пыли. Не обособляются одиночные деепричастия , обычно непосредственно примыкающие к глаголу-сказуемому и близкие по функции к наречиям образа действия (такие деепричастия отвечают на вопросы: как? каким образом? в каком положении? ): Ищущие проявления силы обращались внутрь и никли увядая ; Она воротилась оттуда похудев (сравните: воротилась похудевшая ). Зависимость обособления от места, занимаемого деепричастием по отношению к глаголу-сказуемому, и от других условий показывает сопоставление таких примеров: Через двор, не спеша, шагал приземистый, коротконогий, круглоголовый человек . Сравните также: Укатилась волна звеня (сравните: укатилась со звоном ); Молодой человек бросился на помощь не раздумывая ; Мы бежали не оглядываясь
Для смыслового выделения или, наоборот, только попутного пояснения могут обособляться обстоятельства, выраженные именами существительными в косвенных падежах (обычно с предлогами), особенно если при этих существительных имеются пояснительные слова: Видно, и Чичиковы, на несколько минут в жизни, обращаются в поэтов; Утром проснулся он рано, с головной болью, разбуженный шумом ... Чаще всего такие конструкции образуются именами существительными с предлогами или предложными сочетаниями ввиду, вследствие, благодаря, по причине, наподобие, подобно, при условии, при наличии, при, вопреки, несмотря на, за неимением, согласно, с согласия, во избежание и другие: Бульон, по случаю приезда сыновей, велел созвать всех сотников и весь полковой чин ; Благодаря отличной погоде и особенно праздничному дню, улица сельца Марьинского снова оживилась; Впрочем, ввиду недостатка времени, не будем отклоняться от предмета лекции .
Среди указанных конструкций обособляется, как правило, только оборот с предложным сочетанием несмотря на , в других случаях обособление не имеет обязательного характера и зависит от степени распространения оборота, его смысловой близости к основной части предложения, занимаемого им места по отношению к сказуемому, наличия добавочных обстоятельственных значений и тому подобное.
Могут обособляться обстоятельства, выраженные наречиями (одиночными и в сочетании с зависимыми словами), при указанных в предыдущем абзаце условиях: Спустя мгновение на двор, неизвестно откуда, выбежал человек в нанковом кафтане, с белой, как снег, головой; Надежда сидела на заборе рядом с Колей и все спрашивала его о чем-то, тихонько и пугливо; И вот, неожиданно для всех, я выдерживаю блистательно экзамен .
Обособление или необособление может зависеть от места, занимаемого им по отношению к глаголу-сказуемому: одно и то же слово в начале или середине предложения может обособляться, а в конце - нет: Он говорил запинаясь. - Он добавил, запинаясь, несколько слов от себя .

Л.А.АКСЁНОВА,
с.Тупки,
Чаплыгинский р-н,
Липецкая обл.

Обособленные обстоятельства, выраженные деепричастиями и деепричастными оборотами

11 класс

Цели . Обобщение, систематизация и углубление знаний учащихся по теме урока, отработка навыка выделения знаками препинания деепричастного оборота.
Употребление деепричастных оборотов в речи.
Орфография: основные случаи слитного и дефисного написания имен существительных.

Оборудование .

1) Запись на доске:

– тема урока;
– лексическое значение слов: метаморфизм, персонификация;
– предложения для анализа;
– выходные данные книг для самостоятельного чтения.

2) Таблица «Правила обособления обстоятельств, выраженных одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами».

3) Карточки для самостоятельной работы учащихся.

ХОД УРОКА

I. Словарный диктант.

Мы продолжаем повторять основные случаи слитного и дефисного написания имен существительных.
Прочитайте записанные на доске слова, вспомните основные правила слитного и дефисного написания существительных, объясните правописание слов.

1) Великодушие, тысячелетие, языкознание; 2) микротема, авансцена, псевдонародность; 3) пятидневка, времяпрепровождение; 4) пол-одиннадцатого, пол-линейки, пол-Чаплыгина, полдекабря, полугодие; 5) филфак, вуз, Госдума; 6) генерал-лейтенант; ученый-лингвист, революционер-демократ; 7) вице-президент, экс-чемпион, унтер-офицер; 8) северо-восток, юго-запад, норд-вест.

Первая группа слов – слова с соединительными о, е . Соединительная гласная о пишется после основ на твердый согласный (языко знание ), е – после основ на мягкий согласный, шипящий и ц (тысяче летие ).
Вторая группа слов подчиняется правилу: «Слова с начальными словообразовательными иноязычными элементами псевдо-, микро-, аван-, авиа-, кино-, био-, теле-, фото- и другими пишутся слитно».
Слитно пишутся слова с первой частью, употребленной в форме именительного падежа (время препровождение ) или в форме родительного падежа (пятидневка ).
Слова с первой частью полу- пишутся слитно (полугодие ); слова с первой частью пол- пишутся слитно, если она находится не перед: гласной, л , прописной буквой.
Все сложносокращенные слова и аббревиатуры пишутся слитно. Этому правилу подчиняются слова пятой группы: филфак, вуз, Госдума .
Сложные существительные, обозначающие профессию, специальность, звание, должность, научную степень, пишутся через дефис, например: генерал-лейтенант, ученый-лингвист .
Пишутся через дефис и слова с начальными иноязычными элементами вице-, экс-, камер-, унтер-, штаб- .
Через дефис пишутся наименования промежуточных стран света, русские и иноязычные (северо-восток, норд-вест ).

– Как вы понимаете значения следующих слов:

Авансцена – в состав слова входит словообразовательный элемент аван- (от франц. avant – «перед») – передняя открытая часть сцены, несколько выдвинутая в зрительный зал.

Псевдонародность – псевдо ... – первая составная часть сложных слов, обозначающая: ложный, мнимый (от греч. pseudos – «ложь»).

Вице-президент – вице -... Первая часть сложных слов в значении «заместитель, помощник».

Экс-чемпион – экс -... Первая составная часть сложных слов, обозначающая: бывший, утративший прежнее положение.

– Запишите слова под диктовку учителя, графически выделяя орфограмму.
– Возьмите ручку с зеленой пастой. Проверьте работу. Сверьте свои записи с записью слов на доске. Если допустили ошибки, исправьте их, а дома еще раз поработайте над «своими» орфограммами. (Учитель контролирует самопроверку учащихся.)
– Хочу обратить ваше внимание на то, что вопросы слитного, раздельного и дефисного написания – самые сложные в русской орфографии. Именно в этом разделе много колеблющихся, противоречивых написаний. Действует большое количество правил, вследствие чего одно и то же слово может подпадать под разные правила и толковаться двояко.
Вот почему необходимо обращаться к специальному словарю «Слитно или раздельно?». (Показываю словарь.) Советую поближе познакомиться со словарем, с принципом его построения и почаще заглядывать в него.
А сейчас запишем в тетрадь полное название и выходные данные: Букчина Б.З., Калакуцкая Л.П., Чельцова Л.К . Слитно или раздельно? (Опыт словаря-справочника.) Под ред. Д.Э. Розенталя. М.: Сов. энциклопедия, 1972.

II. Словарная работа.

– Продолжаем пополнять словарную копилку. С этой целью обратите внимание на следующую запись на доске:

Метаморфизм (от греч. meta – «пере», morphe – «форма» – преобразуюсь, превращаюсь) – процесс преобразования чего-либо. (Метаморфизм художественного мира Есенина.)

Персонификация (от лат. persona – «лицо» и facere – «делать») – олицетворение, представление неодушевленного предмета или отвлеченного понятия в человеческом образе. (В басенных персонажах, например, с помощью персонификации воплощаются отдельные человеческие качества.)

– Обратите еще раз внимание на толкование и правописание слов, проговорите их орфографически и запишите в тетрадь.

III. Обобщение, систематизация и углубление теоретических знаний учащихся по теме урока.

– Обратимся к теме урока: «Обособленные обстоятельства, выраженные деепричастиями и деепричастными оборотами». Повторим, обобщим и углубим наши знания. Слово – Колыханову Роману. Рома напомнит основные сведения по теме. А затем Русанова Елена расширит, углубит наши знания. (Выступают подготовленные учащиеся, на доску вывешивают таблицы с материалами своих сообщений.)

1. Правила обособления обстоятельств, выраженных одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами

Обособляются

Не обособляются

1. Деепричастия с зависимыми словами, а также два или несколько деепричастий, относящихся к одному глаголу: 1) Солнце, спрятавшись за узкое сизое облако , золотит его . 2) От Урала до Дуная, до большой реки, колыхаясь и сверкая , движутся полки . (М. Лермонтов)

2. Одиночные деепричастия, если они не имеют значения наречия (обычно они стоят впереди глагола: 1) Пошумев , река успокоилась . 2) Грохот, не умолкая , катится дальше. 3) Степь побурела и задымилась, подсыхая .

1. Деепричастия с зависимыми словами, превратившиеся в устойчивые обороты речи, ставшие цельными выражениями (спустя рукава, сломя голову, не переводя дыхания, засучив рукава и т.п.): 1) Будем работать засучив рукава (дружно, упорно). 2) Мальчик бежал сломя голову (быстро). Но: Отец, засучив рукава , тщательно вымыл руки .

2. Одиночные деепричастия, имеющие значение простого наречия, выступающие в роли обстоятельства образа действия (обычно они стоят после глагола): 1) Яков шел не торопясь (медленно). 2) Мальчик читал книгу лежа .

3. Группы однородных членов, состоящие из наречия и деепричастия: 1) Мальчик отвечал на вопросы откровенно и нисколько не смущаясь .

4. Деепричастия с зависимыми словами, тесно по смыслу сливающиеся с глаголом: Старик сидел опустив голову . (Здесь важно не то, что старик сидел, а что он сидел с опущенной головой.)

IV. Закрепление. Анализ предложений.

– Поработаем над закреплением теоретических знаний.

Задание 1 . Прочитайте записанное на доске предложение. Запишите, расставив знаки препинания, объясните свой выбор.

(Это предложение соответствует схеме: . Прямая речь стоит после слов автора, поэтому перед прямой речью ставим двоеточие, саму прямую речь заключаем в кавычки.
Слова автора осложнены одиночным деепричастием, оно обособляется, так как сохранило значение глагольности и выступает в функции второстепенного сказуемого, указывая на время действия.
Деепричастие отделяется от союза и запятой, так как союз и соединяют два однородных сказуемых.)

Задание 2 . Запишите предложение под диктовку учителя, расставьте знаки препинания, графически объясните их расстановку.

2)

(Это сложносочиненное предложение, запятая перед союзом и отделяет одно простое предложение от другого: = –, и – =. Простые предложения в составе ССП осложнены деепричастными оборотами, мы их обособим, так как обстоятельства, выраженные деепричастным оборотом, обособляются независимо от места, занимаемого им по отношению к глаголу-сказуемому.)

Задание 3 . Приготовьтесь к работе с зелеными карточками (на каждой небольшой карточке написано одно слово, все вместе они составляют одно предложение). Разрозненные слова расположите в соответствии с указанными мною частями речи, чтобы получилась определенная фраза. Если в предложении несколько слов относятся к одной и той же части речи, то я буду указывать дополнительную категорию (падеж, число, род, вид и т.д.). Итак, приготовьтесь «собрать» предложения.

– Прочитайте предложение, которое у вас получилось. Запишите его в тетрадь, расставьте знаки препинания, объясните графически, затем и устно их расстановку. (Деепричастный оборот раскинув ветви отделяется от союзного слова что запятой, так как деепричастный оборот можно отделить от союзного слова и переставить в другое место.)

Задание 4 . У каждого из вас на партах лежат карточки больших размеров (альбомный лист, на одной стороне которого написано предложение, на другой нарисована иллюстрация – пейзаж). Прочитайте записанные на них предложения. Дайте им характеристику, расставьте знаки препинания. Приготовьтесь к выступлению (защите своей работы) перед классом.

(Это предложение со словами автора и прямой речью. Прямая речь состоит из двух простых предложений, между ними ставим запятую. Слова автора осложнены обособленным деепричастным оборотом скинув шапки и обособленными однородными деепричастиями молясь и вздыхая .)

(Деепричастный оборот, стоящий после сочинительного или подчинительного союза либо союзного слова, отделяется от него запятой (такой деепричастный оборот можно переставить в другое место предложения).
Не выделяются запятыми фразеологические обороты, в состав которых входят деепричастия (не смыкая глаз, затаив дыхание, скрепя сердце и т.п.).

IVа. Предложения для анализа (дополнительный материал)

5) Чахнет старая церквушка,
В облака закинув крест.

6) Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.

7) Черемуха душистая,
Развесившись, стоит,
А зелень золотистая
На солнышке горит.

8) Клен ты мой опавший, клен заледенелый,
Что стоишь нагнувшись под метелью белой?

9) И, как пьяный сторож, выйдя на дорогу,
Утонул в сугробе, приморозил ногу.

10) На рассвете он завтра промчится,
Шапку-месяц пригнув под кустом,
И игриво взмахнет кобылица
Над равниною красным хвостом.

11) Пишут мне, что ты, тая тревогу,
Загрустила шибко обо мне...

12) Обняв трубу, сверкает по повети
Зола зеленая из розовой печи.

13) И над миром с незримой лестницы,
Оглашая поля и луг,
Проклевавшись из сердца месяца,
Кукарекнув, взлетит петух.

14) Отвернув к другому ближе плечи
И немного наклонившись вниз,
Ты мне скажешь тихо: «Добрый вечер!».

15) И, спокойно вызов принимая,
Вижу я, что мне одно и то ж –
Чтить метель за синий цветень мая,
Звать любовью чувственную дрожь.

16) Водит старая мельница ухом,
Навострив мукомольный нюх.

17) И с тобой целуюсь по привычке,
Потому что многих целовал,
И, как будто зажигая спички,
Говорю любовные слова.

18) Хорошо бы, на стог улыбаясь,
Мордой месяца сено жевать...

19) Видели ли вы,
Как бежит по степям,
В туманах озерных кроясь,
Железной ноздрей храпя,
На лапах чугунный поезд?

20) Остался в прошлом я одной ногою,
Стремясь догнать стальную рать,
Скольжу и падаю другою.

21) И золотеющая осень,
В березах убавляя сок,
За всех, кого любил и бросил,
Листвою плачет на песок.

22) Но и все ж, теснимый и гонимый,
Я, смотря с улыбкой на зарю,
На земле, мне близкой и любимой,
Эту жизнь за все благодарю.

23) А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.

24) До вечера она их ласкала,
Причесывая языком,
И струился снежок подталый
Под теплым ее животом.

25) В синюю высь звонко
Глядела она, скуля,
А месяц скользил тонкий
И скрылся за холм в полях.

26) И нежно охает ячменная солома,
Свисая с губ кивающих коров.

27) Неуютная жидкая лунность,
И тоска бесконечных равнин, –
Вот что видел я в резвую юность,
Что, любя, проклинал не один.

28) И, внимая моторному лаю
В сонме вьюг, в сонме бурь и гроз,
Ни за что я теперь не желаю
Слушать песню тележных колес.

29) Хорошо лежать в траве зеленой
И, впиваясь в призрачную гладь,
Чей-то взгляд, ревнивый и влюбленный,
На себе, уставшем, вспоминать.

V. Обобщение. Выводы.

– Посмотрите записанные в тетрадях предложения. Строки какого поэта звучали сегодня на уроке? (Записанные предложения – поэтические строки С.А. Есенина.)
– Как вы думаете, почему Есенин часто использует в своих стихотворениях деепричастия и деепричастные обороты? Какова роль деепричастий и деепричастных оборотов в речи? (Деепричастный оборот – сжатая, лаконичная и очень выразительная форма. С.А. Есенин часто использует в своих стихотворениях деепричастия и деепричастные обороты, так как они позволяют «дорисовывать» движение, сделать поэтическую речь выразительной, динамичной. Природа в лирике поэта одушевлена, он использует прием метаморфизма. В сравнении с придаточными обстоятельственными деепричастный оборот более сжат, хотя придает высказыванию книжный характер.)
– Прочитайте следующие предложения. Определите способ выражения обособленных обстоятельств:

А. Деепричастный оборот.
Б. Одиночное деепричастие.
В. Имя существительное с предлогом.

1. В синюю высь звонко
Глядела она, скуля,
А месяц скользнул тонкий
И скрылся за холм в полях.

(С.Есенин)

2. Стеля стихов злаченые рогожи,
Мне хочется вам нежное сказать.

(С.Есенин)

3. Кроме книг, здесь был лишь письменный стол.

– Мы немало сегодня написали и прочитали поэтических строк С.А. Есенина, в которых встречали деепричастия и деепричастные обороты. А почему мы не встретились с синтаксическими конструкциями с обособленными обстоятельствами, выраженными существительными с предлогами? (Такие синтаксические конструкции характерны для научного и официально-делового стиля, придают речи канцелярский оттенок.)

VI. Выполнение заданий:

Задание 1 . Посмотрите еще раз записанные в тетрадях поэтические строки С.А. Есенина, найдите деепричастия, выпишите их в отдельную строчку и разберите их по составу.

Задание 2 . Назовите морфологические признаки деепричастия молясь .

Задание 3 . Назовите и охарактеризуйте звуки, которые обозначают указанные учителем буквы:

Задание 4 . Составьте и запишите предложения с данными оборотами, дополнив их при необходимости (описаниями природы, сравнениями).

VII. Стилистика предложений с деепричастиями и деепричастными оборотами.

– Прочитайте следующие предложения. Укажите характер ошибки.

1) Спрыгнув с трамвая, у пассажира слетела калоша .
2) Подходя к лесу, мне стало холодно .

Деепричастный оборот обычно свободно передвигается в пределах предложения, он может стоять в его начале, в середине, в конце. Это положение не соблюдено в первом предложении. В нем речь идет о двух действующих предметах в грамматическом значении этого слова: о пассажире (он спрыгнул с трамвая) и о калоше (она слетела), причем действие пассажира не относится к подлежащему.

– Как можно исправить данное предложение?
(Действие, обозначенное глаголом-сказуемым, и добавочное действие, обозначенное деепричастием, должны быть произведены одним и тем же объектом речи, иначе это приводит к грамматическим ошибкам.)

Прочитайте второе предложение. В нем тоже допущена ошибка. Если главное предложение является безличным, деепричастный оборот может употребляться только в том случае, если сказуемое выражено инфинитивом. Например: Приходилось работать в трудных условиях, не имея в течение долгих недель свободной минуты .

Подобные ошибки часто встречаются в речи. Понаблюдайте за речью других людей – это поможет вам самим избежать ошибок.

И еще советую познакомиться с книгой И.Б. Голуб и Д.Э. Розенталя «Занимательная стилистика», которая в занимательной и доступной форме расскажет о «секретах» использования слов, их сочетаемости, о правилах и тонкостях употребления грамматических форм и гибких синтаксических конструкций. Знакомство с материалами этой книги расширит ваши знания в области русского языка и поможет вам повысить свою речевую культуру.

VIII. Оценки.

IX. Домашнее задание.

На следующем уроке мы выделим время для анализа предложений с обособленными и необособленными обстоятельствами, выраженными одиночными деепричастиями, будем вести разговор о конструкциях с предложными сочетаниями несмотря на, в случае ... и др. Будем работать с правилом «Обстоятельства, выраженные существительными с предлогами». Поэтому дома необходимо повторить соответствующий теоретический материал:

1) «Обособленные обстоятельства, выраженные существительными с предлогами».
2) «Правописание производных предлогов».
3) Упр. 387 (Розенталь Д.Э . Русский язык. 10–11-е кл.: Учебное пособие для общеобразовательных учебных заведений. М.: Дрофа, 1995).

Индивидуальное задание. Пользуясь «Фразеологическим словарем русского языка», составьте тематический словарь «Деепричастные обороты в составе фразеологизмов». Подготовьтесь к выступлению.

Литература

1. Букчина Б.З., Калакуцкая Л.П., Чельцова Л.К. Слитно или раздельно? (Опыт словаря-справочника) / Под. ред. Д.Э. Розенталя. М.: Сов. энциклопедия, 1972.

2. Одинцов В.В., Смолицкая Г.П., Голанова Е.И., Василевская И.А . Школьный словарь иностранных слов: Пособие для учащихся / Под ред. В.В. Иванова. М.: Просвещение, 1983.

3. Словарь русского языка в 4 томах. / Академия наук СССР. Институт языкознания. М.: Гос. изд-во иностр. и национ. словарей, 1957.

4. Есенин С.А. Избранное / Сост., предисл. и примеч. Ю.Л. Прокушева. М.: Просвещение, 1986.

5. Макурина Л.В. Русский язык. 11-й класс. Урок за уроком: Книга для учителя. М.: ООО «Русское слово – учебная книга», 2002. С. 38–42.

6. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Занимательная стилистика: Книга для учащихся 8–10-х классов. М.: Просвещение, 1988.

7. Веселова З.Т. Русский язык. Трудные случаи орфографии и пунктуации. Развитие речи. 10–11-е классы: Методическое пособие. СПб.: Паритет, 2002. С. 45–48.

Деепричастный оборот, стоящий после сочинительного или подчинительного союза либо союзного слова, отделяется от него запятой (такой деепричастный оборот можно оторвать от союза и переставить в другое место предложения), например: О революции он никогда не говорил, но, как-то грозно улыбаясь, молчал о ней (Герцен); Становилось слышно, как, отсчитывая секунды с точностью метронома, капает из крана вода (Паустовский).

Исключение составляют те случаи, когда деепричастный оборот стоит после противительного союза а (деепричастный оборот невозможно оторвать от союза и переставить в другое место предложения без нарушения структуры последнего), например: Я еще в комнатах услыхал, что самовар гудит неестественно гневно, а войдя в кухню, с ужасом увидел, что он весь посинел и трясется, точно хочет подпрыгнуть с пола (Горький); Необходимо принять срочное решение, а приняв его, неукоснительно проводить в жизнь. Однако при противопоставлении соответствующих однородных членов предложения запятая ставится и после союза а, например: Элемент старого качества не исчезает, а, трансформируясь в других условиях, продолжает существовать как элемент нового качественного состояния.

Два деепричастных оборота, соединенные неповторяющимся союзом и , запятой не разделяются, как и другие однородные члены предложения в подобных случаях, например: Раз, идя по шумному, веселому проспекту и чувствуя себя вместе с толпою жизнерадостным, он испытал счастливое удовольствие, что досадная горечь поступка прошла (Федин). Но если союз и соединяет не два деепричастных оборота, а другие конструкции (два сказуемых, два простых предложения в составе сложносочиненного), то запятая может стоять и перед союзом и , и после него: например: Лошади стояли, понуря голову, и изредка вздрагивали (Пушкин); Прокричал пароход и, шлепая колесами, протащил мимо грузные баржи (Серафимович); Александр Владимирович молча протиснулся вперед, отстранив жену, и, спустившись на две ступени, оглядел свысока поле боя (Федин) (первый деепричастный оборот относится к предшествующему сказуемому протиснулся, а второй – к последующему сказуемому оглядел).

Примечание. Деепричастные обороты не обособляются:

а) если оборот (обычно со значением обстоятельства образа действия) тесно связан по содержанию со сказуемым и образует смысловой центр высказывания, например: Она сидела чуть откинув голову, задумчивая и грустная (Г. Марков) (указывается не просто, что «она сидела», а «сидела с откинутой головой»); Мальчик шел прихрамывая на левую ногу, Это Упражнение делают стоя на вытянутых носках; Студенты приобретают знания не только слушая лекции, но и выполняя практические работы; Писал он обычно наклонив голову и прищурив глаз. Ср. у М. Горького: Жили Артамоновы ни с кем не знакомясь; Не унижая себя говорю, а говорю с болью в сердце; Огромного роста, редкой силы, волосатый, он ходил по земле наклоня голову, как бык; Можно прожить и не хвастая умом, без этих разговоров... Ср. в составе другой конструкции (деепричастный оборот не отделяется запятой от причастия, к которому тесно примыкает): Кучер, спавший опершись на локоть, начал пятить лошадей (Гончаров); Даже и Ласка, спавшая свернувшись кольцом в краю сена, неохотно встала (Л. Толстой);

б) если оборот представляет собой идиоматическое выражение, например: И день и ночь по снеговой пустыне спешу к вам голову сломя (Грибоедов); Он работал не покладая рук (Горький). Ср.: кричать не переводя духа, мчаться высуня язык, лежать уставясь в потолок, слушать затаив дыхание, слушать раскрыв рот, работать засучив рукава, метаться не помня себя, провести ночь не смыкая глаз и т.д. Исключение составляют застывшие выражения в форме деепричастных оборотов, выступающие в роли вводных сочетаний, например: По совести говоря, я ожидал лучших результатов; Судя по всему, весна будет ранняя;

в) если деепричастие имеет в качестве зависимого слова союзное слово который в составе придаточного определительного предложения (такое деепричастие от придаточного предложения запятой не отделяется), например: Перед реформаторами всегда возникают десятки повседневных проблем, не решив которые невозможно двигаться вперед. В стихотворных текстах встречаются деепричастные обороты, включающие в свой состав подлежащее, которое не выделяется внутри оборота запятыми, например: Услышав граф ее походку и проклиная свой ночлег и своенравную красотку, в постыдной обратился бег (Пушкин); Сатиров я для помощи призвав, подговорю, и все пойдет на лад (Лермонтов);

г) если деепричастие утратило глагольное значение; так, простые отглагольные предлоги благодаря, включая, исключая, кончая, начиная, считая, спустя и составные отглагольные предлоги смотря по, судя по, невзирая на, несмотря на, не доходя до, исходя из, начиная с вместе с относящимися к ним словами не образуют деепричастных оборотов и не обособляются, например: К работе можно приступить начиная с будущей недели (слово начиная можно опустить без ущерба для смысла и структуры предложения); Статистические показатели выводятся исходя из многих данных (слово исходя можно опустить); Будем действовать смотря по обстоятельствам (слово смотря можно опустить).

Возможность обособления подобных оборотов связана с условиями контекста. Они могут обособляться, если деепричастие в составе оборота употребляется в своем прямом значении, если носит характер уточнения, попутного пояснения или если не утратило значения времени, например: Аносов, начиная с польской войны, участвовал во всех кампаниях, кроме японской (Куприн); С хозяйкой дома была пожилая дама, вся в черном, начиная с чепца до ботинок (Гончаров); Калькулятор составил расчет, исходя из представленных ему данных; Гребцов, смотря по величине лодки, бывает от 4 до 8 и даже до 12 человек (Гончаров).

Среди указанных оборотов обособляются, как правило, обороты с предлогом несмотря на и невзирая на ;

д) если оборот выступает в качестве однородного члена в паре с необособленным обстоятельством (в художественной речи), например: Алеша длинно и как-то прищурив глаза посмотрел на Ракитина (Достоевский); ...Вдруг завопила она раздирающим воплем и залившись слезами (Достоевский); Сначала Мишка снимал танки лежа и сидя на корточках, потом, обнаглев, вылез во весь рост (Симонов). Ср. также в сочетании с одиночным деепричастием: Дворник с недоумением и нахмурясь разглядывал Раскольникова (Достоевский); Веретена с разных сторон равномерно и не умолкая шумели (Л. Толстой); Князь Андрей взглянул на Тимохина, который испуганно и недоумевая смотрел на своего командира (Л. Толстой); Тот ему отвечал не смущаясь и откровенно (Помяловский). Но возможно обособление подобной конструкции на тех же основаниях, на которых обособляются обстоятельства, выраженные наречиями (см. ниже, п. 5), например: В темном небе, устало и не сверкая, появились желтенькие крапинки звезд (Горький); Виновато и покашливая, мать простилась с нами (Леонов). Это относится также к сочетаниям наречия с деепричастным оборотом, например: Тихо и как бы капельку побледнев, проговорила Катерина Ивановна (Достоевский); Недоверчиво, но все же улыбаясь всем своим существом, он пошел к ней (Леонов).

2. Обособляются два одиночных деепричастия, выступающие в функции однородных обстоятельств, например: Ключ юности, ключ быстрый и мятежный, бежит, кипит, сверкая и журча (Пушкин); Ворча и оглядываясь, Каштанка вошла в комнату (Чехов). Но: В ту же минуту старая женщина, набеленная и нарумяненная, убранная цветами и мишурою, вошла припевая и подплясывая (Пушкин) (тесная связь со сказуемым, см. выше, п. 1, примеч. «а»).

3. Одиночное деепричастие обособляется, если оно сохраняет значение глагольности, выступая в роли второстепенного сказуемого и указывая на время действия, его причину, условие и т.д. (но обычно не образ действия); чаще такое деепричастие стоит впереди глагола-сказуемого, реже – после него, например: – Однако пора спать, – сказал Буркин, поднимаясь (Чехов); Благодаря казака нарочито гнусавым голосом, дед, кряхтя, влез в арбу (Горький); Отдохнув, он собрался уходить... (Федин); Довольные пассажиры, примолкнув, любовались солнечным днем (Федин); Казаки сдержанно посматривали на него, расступаясь (Шолохов) (т.е. посматривали и расступались); Он, улыбаясь, жмурился от света, еще пропахший дымом, весь в пыли (Щипачев); Не учась, и лаптя не сплетешь; Не зная, и впрямь можно было подумать, что...

Примечание. Не обособляются одиночные деепричастия, обычно непосредственно примыкающие к глаголу-сказуемому и близкие по функции к наречиям образа действия (такие деепричастия отвечают на вопросы: как? каким образом? в каком положении? ), например: Ищущие проявления силы обращались внутрь и никли увядая (Гончаров); Неретьев сидел наклонившись и похлопывал веткой по траве (Тургенев); До двух часов занятия должны были идти не прерываясь (Л. Толстой); Он спал не раздеваясь (Л Толстой); Она воротилась оттуда похудев (Горький) (ср.: воротилась похудевшая); Дмитрий слушал его нахмурясь... (Горький); Он долго не мигая смотрел в одну точку (О. Форш); Поначалу я отвечал нахохлившись (О. Форш); Она [Аксинья] вошла в зал не постучавшись (Шолохов) (ср.: вошла без стука).

Зависимость обособления от места, занимаемого деепричастием по отношению к глаголу-сказуемому, и от других условий показывает сопоставление таких примеров; ср.: Через двор, не спеша, шагал приземистый, коротконогий, круглоголовый человек (Г. Марков). – Ужинали не спеша и почти молча (Г. Марков).

Ср. также: Сообщения нельзя читать не волнуясь (то же, что без волнения); Минут пять мы стояли не шелохнувшись; Молодой человек бросился на помощь не раздумывая; Я не шутя это предлагаю; Снайпер выстрелил не целясь; Мы бежали не оглядываясь. Дождь лил не прекращаясь и т.п.

4. Для смыслового выделения или только попутного пояснения в художественной речи могут обособляться обстоятельства, выраженные именами существительными в косвенных падежах с предлогами и стоящие в середине или в конце предложения, например: Видно, и Чичиковы, на несколько минут в жизни, обращаются в поэтов... (Гоголь); ...Я отстал немного, потом, с помощью хлыста и ног, разогнал свою лошадку (Л. Толстой); И потом он встречал ее в Городском саду и на сквере, по нескольку раз в день (Чехов); Утром проснулся он рано, с головной болью, разбуженный шумом... (Чехов); И тишина, от времени, становилась все зловещей (Горький); Как-то вечером, набрав белых грибов, мы, по дороге домой, вышли на опушку леса (Горький); Она выедет туда первого декабря, я ж, для приличия, хоть неделей поздней (Бунин); Подержав Рагозина год в тюрьме, его отправили – за участие в уличных беспорядках – на три года в ссылку (Федин) (постановка тире вместо запятых факультативна).

Примечание. Конструкции с простыми или составными предлогами благодаря, ввиду, вследствие, по причине, наподобие, подобно, при условии, при наличии, при, вопреки, за неимением, согласно, с согласия, во избежание и др обычно не обособляются, но в художественной речи в зависимости от степени распространенности оборота, его смысловой близости к основной части предложения занимаемого им места по отношению к сказуемому, наличия добавочных обстоятельственных значений, стилистических задач и т.п. могут обособляться например Бульба, по случаю приезда сыновей, велел созвать всех сотников и весь полковой чин (Гоголь); Вследствие этого происшествия, Василий уже более не видался со своим родителем (Тургенев); Впрочем, ввиду недостатка времени, не будем отклоняться от предмета лекции (Чехов).

Как правило, обособляется оборот с предложным сочетанием несмотря на , например: Каждую летнюю зорю Герасим, несмотря на слепоту, ходил в поле ловить перепелов (Бунин) Но при тесной смысловой связи со словом, после которого находится этот оборот, не обособляется и он, например: Пришел администратор, вызванный несмотря на поздний час.

5. Могут обособляться обстоятельства, выраженные наречиями (одиночными и в сочетании с зависимыми словами), при указанных в предыдущем абзаце условиях, например: Спустя мгновение на двор, неизвестно откуда, выбежал человек в нанковом кафтане, с белой, как снег, головой (Тургенев), Проснувшиеся грачи, молча и в одиночку, летали над землей (Чехов), Надежда сидела на заборе рядом с Колей и все спрашивала его о чем-то, тихонько и пугливо (Горький); Проходя Театральным переулком, я, почти всегда, видел у двери маленькой ловки человека (Горький); И вот, неожиданно для всех, я выдерживаю блистательно экзамен (Куприн); Вот, назло им всем, завтра же с утра засяду за книги, подготовлюсь и поступлю в академию (Куприн); Около них – ничком – лежал Иван Гора (А.Н. Толстой) (постановка тире вместо запятых факультативна); Иногда он обращался с какой-нибудь просьбой, робко, застенчиво (Катаев)

Г.Г. ГРАНИК, Г.В. ВЛАДИМИРСКАЯ,
С.М. БОНДАРЕНКО, Н.А. БОРИСЕНКО

Продолжение. Начало в № 39, 40/2004

Деепричастие.
Обособляемые обстоятельства, выраженные деепричастиями и деепричастными оборотами

Глава из нового учебника курса «Русская филология»

7. Обособление добавочных сказуемых – обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами

Часто деепричастия притягивают к себе пояснительные слова, то есть становятся распространенными. Такие распространенные деепричастия называются деепричастными оборотами.

Имейте в виду: добавочное сказуемое – обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом, – это один член предложения. Подчеркивайте его так: _ . _ . _ . _ . Иногда для краткости, особенно в инструкциях, мы будем называть добавочное сказуемое – обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом, просто деепричастным оборотом.

Деепричастные обороты на письме всегда обособляются. Независимо от их места в предложении.

Вот так: Итальянский монах Кампанелла, долгие годы томясь в тюрьме, написал прекрасную книгу о «Городе солнца».

Вы, конечно же, увидели, что деепричастный оборот долгие годы томясь в тюрьме стоит в середине предложения и поэтому выделяется запятыми с обеих сторон.

Попробуйте переставить деепричастный оборот в начало и в конец предложения. Запишите полученные предложения.

(Долгие годы томясь в тюрьме, итальянский монах Кампанелла написал прекрасную книгу о «Городе солнца». Итальянский монах Кампанелла, написал прекрасную книгу о «Городе солнца», долгие годы томясь в тюрьме.)

Так ли трудно следовать этому правилу? На первый взгляд не очень. Но на самом деле на это, казалось бы, нехитрое правило бывает довольно много ошибок.

Самая распространенная ошибка – потеря одной из запятых, когда деепричастный оборот стоит в середине предложения. То теряется первая запятая, то вторая. Как в пословице: «Нос вытащишь – хвост увяз, хвост вытащишь – нос увяз». Запомните хорошенько: у деепричастного оборота (если только он стоит не в начале и не в конце предложения) обязательно должны быть две запятые – на носу и в хвосте.

26.1. Прочитайте отрывок. При чтении имейте в виду, что конец строки и конец фразы могут не совпадать.

На красных лапках гусь тяжелый,
Задумав плыть по лону вод,
Ступает бережно на лед,
Скользит и падает. Веселый
Мелькает, вьется первый снег,
Звездами падая на брег.

26.2. Перепишите отрывок, по ходу записи подчеркивая основы и добавочные сказуемые – обстоятельства. Определите, где именно стоит деепричастный оборот – в начале, в середине или в конце предложения.

27.1. Прочитайте отрывок из романа В.Катаева «Белеет парус одинокий». Постарайтесь мысленно увидеть описанную картину.

Петя решил на прощание наскоро выкупаться.
Но едва мальчик, разбежавшись, бултыхнулся в море и поплыл на боку, расталкивая прохладную воду коричневым атласным плечиком, как тотчас забыл все на свете.
Сперва, переплыв прибрежную глубину, Петя добрался до первой мели. Он взошел на нее и стал прогуливаться по колено в воде, разглядывая сквозь прозрачную толщу отчетливую чешую песчаного дна.
Петя испустил вопль восторга и, ринувшись с мели в глубину, занялся своим любимым делом – стал нырять с открытыми глазами.
Какое это было упоение!
На глубине перед изумленно раскрытыми глазами мальчика возник дивный мир подводного царства. Среди корней, рогами расставив страшные клешни, пробирался боком большой старый краб.
Впрочем, краб не заинтересовал мальчика. Пусть себе ползет, невелика редкость. Гораздо интереснее казались морские коньки. С точеными мордочками и грудками, они плыли стоймя, прямо на Петю, распустив перепончатые плавники крошечных подводных драконов.
Как видно, они совсем не предполагали , что могут в такой ранний час наткнуться на охотника. Было бы безумием пропустить такой случай.
Петя вынырнул на поверхность, чтобы набрать побольше воздуха и поскорее начать охоту. Но вдруг он увидел на обрыве отца.

27.2. Выпишите предложения с добавочными сказуемыми – обстоятельствами, выраженными одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами. Объясните знаки препинания.

27.3. Выделенные слова распределите в три столбика с орфограммами: 1) в приставке, 2) в корне, 3) в суффиксе. Учтите, что одно и то же слово может оказаться в разных столбиках.

Для того чтобы понять, почему эти обороты не обособляются, прочтите следующий рассказ.

С иностранным туристом, понимавшим по-русски, в одном городе произошло забавное недоразумение. К ребятам, которые помогали летом строителям ремонтировать школу, приехал на машине инженер и сказал: «Я прислал вам помощников». «Да ведь мы взялись за дело засучив рукава и уже заканчиваем, – ответил один из старшеклассников. – Напрасно вы, Иван Петрович, мчались сломя голову». Турист, присутствовавший при разговоре, не мог понять, какие рукава засучили ребята. Никаких рукавов у них не было, все они были в безрукавках. Когда же он услышал последние слова мальчика, его удивление сменилось испугом. «Сломя голову?» – переспросил он, сразу представив себе разбитую машину, санитаров в белых халатах, кровь на асфальте. Турист с недоумением смотрел на улыбавшегося Ивана Петровича.

Это забавное недоразумение произошло потому, что турист понял дословно некоторые выражения, употребляемые нами не в прямом смысле. Ведь для нас засучив рукава означает «быстро, хорошо», а сломя голову – «поспешно, очень быстро».

Наверное, вы поняли: это идиомы – устойчивые словосочетания, которые обозначают совсем не то (или не совсем то), что входящие в них слова. В отличие от добавочных сказуемых – обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами, идиомы с деепричастиями на письме не выделяются запятыми .

С идиомами нужно держать ухо востро. Не путайте их, пожалуйста, со свободными словосочетаниями.

Сравните два предложения и скажите, в каком из них идиома, а в каком свободное словосочетание.

Ребята взялись за дело засучив рукава.
Засучив рукава, мама принялась месить тесто.

(Вы, наверное, поняли, что в первом предложении идиома, поэтому ей не положено запятой. А во втором – свободное словосочетание.)

Теперь вы знаете достаточно много, чтобы выделять деепричастия и деепричастные обороты. «Руководство к действию» на все случаи встречи с ними можно представить в виде такой инструкции :

28. Вставьте в предложения подходящие по смыслу идиомы из приведенного выше (см. 27.3) списка. Расставьте знаки препинания.

1. Боясь опоздать я несся в школу...… .
2. Мы всем классом... … принялись за уборку школьного двора, и только двое бездельников сидели... … .
3. Не взвесив всех возможных трудностей я пустился в рискованное предприятие... … .
4. Не испытывая большой любви к этому предмету я... … сел готовиться к контрольной.
5. Наш учитель литературы обладая даром рассказчика объяснял материал так что мы слушали...… .

29.1. Под номером 1 дан ряд фразеологизмов (идиом), под номером 2 – их объяснения, но в другом порядке. Подберите к каждому фразеологизму соответствующее объяснение и запишите их попарно.

1. Не покладая рук, не переводя дыхания, не находя себе места, несолоно хлебавши, положа руку на сердце, не щадя живота, не мудрствуя лукаво.

2. Делать что-то, не прерываясь, в один присест; работать усердно, не останавливаясь; говорить откровенно, чистосердечно; тревожиться, беспокоиться; судить объективно, беспристрастно; говорить без затей и излишних рассуждений; не щадя жизни; уйти, не получив желаемого.

29.2. Подчеркните орфограмму «не с деепричастиями».

29.3. С двумя-тремя фразеологизмами составьте предложения.

30.1. Перепишите текст, расставляя знаки препинания. Обратите внимание на знаки, которые вы еще не можете объяснить.

Еще ночь но скоро рассвет . Тишина. Ихтиандр идет по песчаной дорожке сада. Дорожка круто поворачивает вправо идя под уклон. Чувствуя под ногами каменные плиты Ихтиандр постепенно замедляет шаги останавливается. Не спеша надевает большие очки с толстыми стеклами перчатки на руки и на ноги. Выдыхает из легких воздух и прыгает в водоем. Человек превратился в рыбу.
Добравшись до тоннеля, доверху наполненного водой, он идет по дну преодолевая холодное встречное течение. Оттолкнувшись от дна всплывает наверх – и словно погружается в теплую ванну. Вода, нагретая в водоемах садов, течет вверху тоннеля к открытому морю. Теперь Ихтиандр может плыть по течению.

30.2. Определите вид деепричастий и обозначьте в них суффиксы.

30.3. Выделенные слова разберите по составу.

Если вы еще не читали роман А.Беляева «Человек-амфибия», из которого взят этот отрывок, прочтите, пожалуйста.

31.1. Прочитайте античный миф о Пигмалионе и Галатее.

Скульптор Пигмалион ненавидел женщин и жил уединенно, избегая брака. Однажды сделал он из слоновой кости статую девушки необыкновенной красоты. Как живая стояла эта статуя в мастерской художника. Казалось, она дышит и вот-вот задвигается и заговорит. Любуясь часами своим произведением, художник – надо же такому случиться! – влюбился в статую. Он дарил ей драгоценные ожерелья, одевал в роскошные наряды, шептал слова любви. Но она была безответна.
Наступили дни празднеств в честь Афродиты. Пигмалион принес богине любви в жертву белую телку с золотыми рогами. Он простер к богине руки и с мольбой прошептал:
– О вечные боги и ты, златая Афродита! Если вы все можете, дайте мне жену столь же прекрасную, как девушка, которую я создал из слоновой кости.
Боясь прогневать богов, художник не решился просить Афродиту оживить изваяние. Но богиня, вняв его призыву, вдохнула в статую жизнь.
Вернувшись из храма, скульптор обнаружил дома ожившую статую. Галатея (так звали девушку) стала женой Пигмалиона.

(По Н.Куну)

31.2. Как вы думаете, в чем заключается главная мысль текста?

31.3. Напишите изложение по этому мифу.

32.1. Прочитайте еще один греческий миф. Понаблюдайте за использованием деепричастий и деепричастных оборотов в тексте.

Европа была дочерью финикийского царя Агенора и жила в городе Сидоне. Приснился однажды ей сон, будто две части света: Азия и та земля, что лежит за морем, – борются за нее. Проснувшись в страхе и не понимая значения сна, Европа стала молить богов, чтобы отвратили они от нее несчастье. Затем, одевшись в пурпурные одежды, пошла она со своими подругами на зеленый луг, к берегу моря. Там, резвясь, собирали сидонские девы душистые белоснежные нарциссы, пестрые крокусы, фиалки и лилии. Сама же дочь Агенора, блистая красой своей среди подруг, собирала в свою золотую корзиночку одни алые розы. Набрав цветов, девы стали со смехом водить веселый хоровод. Их голоса далеко разносились по цветущему лугу и по лазурному морю, заглушая его тихий, ласковый плеск.
Но недолго пришлось наслаждаться прекрасной Европе беззаботной жизнью. Увидел дочь Агенора Зевс-громовержец и решил ее похитить. Чтобы не испугать девушку (ведь не каждый день с небес спускаются боги) он принял другое обличье. И на лугу появился удивительный бык – огромный, белоснежный, с золотыми рогами и совсем ручной. Едва касаясь травы, он подошел к подругам. Они стали гладить его, украшать цветами. Бык все терпел, а потом лег у ног Европы, словно приглашая покататься. Смеясь, села Европа на широкую спину быка. Вдруг бык вскочил и быстро помчался к морю.
Трепеща от страха, сидит на спине быка Европа. Морской ветер колышет ее кудри и развевает легкое покрывало, край которого она подбирает одной рукой, боясь замочить водой. Но напрасно. Волны расступаются перед чудесным быком, и за всю дорогу Европа не замочила даже краешка одежды. Все дальше берег, вот уже скрылся он в голубой дали. Скоро показались в морской дали берега Крита. Быстро приплыл к нему со своей драгоценной ношей Зевс и вышел на берег. Европа стала женой Зевса, и жила она с тех пор на Крите.

32.2. Перескажите текст. Постарайтесь ввести в свой пересказ деепричастия и деепричастные обороты.

32.3. Перепишите любой из абзацев, по ходу записи подчеркивая основы и добавочные сказуемые – обстоятельства. В деепричастиях выделите суффиксы.

8. Специальный разговор о трудных случаях

В этом параграфе вы узнаете, какие трудности вам могут встретиться при обособлении добавочных сказуемых – обстоятельств.
Рассмотрим эти трудности по порядку.
Прочитайте предложение.

Клоун вышел на арену на руках, болтая в воздухе ногами и корча смешные рожицы.

Как по-вашему, сколько здесь деепричастных оборотов?

(Здесь два деепричастных оборота: болтая в воздухе ногами и корча смешные рожицы.)

Почему же после первого оборота и перед вторым нет запятых?

(Вы, наверное, догадались: они однородны и поэтому подчиняются общему правилу постановки знаков препинания при однородных членах. Эти однородные деепричастные обороты соединены одиночным союзом и , поэтому между ними запятая не ставится.)

А теперь разберем другой пример.

Клоун вышел на арену на руках, болтая в воздухе ногами, и, встав на ноги, поздоровался с публикой.

Сколько в этом предложении деепричастных оборотов?

(Тоже два.)

Почему же знаки препинания поставлены немного по-другому?

Деепричастные обороты относятся к разным сказуемым: первый – к сказуемому вышел , а второй – к сказуемому поздоровался. Они неоднородны – следовательно, обособить нужно каждый в отдельности. Вот почему союз и здесь оказался «в окружении».

И, наконец, еще один вариант предложения с клоуном:

Клоун вышел на арену на руках, болтая в воздухе ногами, и, дружно аплодируя, зрители приветствовали его.

Снова займитесь синтаксическим счетом и подсчитайте, сколько в этом предложении основ и сколько деепричастных оборотов.

(Вы правы, если ответили, что в этом предложении две основы (вышел клоун , приветствовали зрители) – следовательно, оно сложное. А в каждой из частей сложного предложения есть свой деепричастный оборот, и его нужно обособить.)

Во всех этих случаях трудности связаны с союзом. Причем не обязательно и . Чтобы поставить запятую после союза, надо сделать определенное усилие. Дело в том, что ошибку здесь провоцирует интонация. Своего рода интонационная «ловушка»: паузы после союза нет, а запятая ставится в соответствии с правилом.

Если деепричастный оборот располагается после союза (любого, кроме союза а ) или союзного слова, он выделяется с двух сторон запятыми, первая из которых оказывается после союза (союзного слова).

Все перечисленные выше трудные случаи обособления деепричастий и деепричастных оборотов можно представить в виде инструкции.

1. Определяю, сколько деепричастных оборотов или одиночных деепричастий в предложении.

33. Спишите предложения, по ходу записи подчеркивая основы и добавочные сказуемые – обстоятельства. Что соединяет в предложении «опасный» союз и ?

1. Могучий поток воды мчался к скалистым порогам и, наполняя окрестность шумом и брызгами, стремительно низвергался вниз.

2. Стремительно скользя по снегу и весело размахивая палками, мимо меня пронеслась разрумянившаяся лыжница.

3. В огромном аквариуме во Флориде дельфины прыгают сквозь обруч, «поют» дуэтом и, высоко выпрыгивая из воды, ловко хватают из рук посетителей свежую рыбу.

34. Ниже дано несколько вариантов каждого предложения. Решите, в каком из этих вариантов знаки препинания расставлены правильно.

а) Мы замечтались, покачиваясь в лодке на волнах и задумчиво поглядывая на далекий берег.
б) Мы замечтались, покачиваясь в лодке на волнах, и задумчиво поглядывая на далекий берег.
в) Мы замечтались, покачиваясь в лодке на волнах, и, задумчиво поглядывая на далекий берег.

а) Собака испугалась не на шутку, но не желая выдать своего страха, громко залаяла и бросилась к коту.
б) Собака испугалась не на шутку, но, не желая выдать своего страха, громко залаяла и бросилась к коту.

35.1. Объясните расстановку знаков препинания в следующих примерах. В каких случаях союз и оказался «в окружении»?

1. Кувшины, звуча, налилися водою,
И, гордо кивая махровой главою,
Приветствуют пальмы нежданных гостей,
И щедро поит их студеный ручей.

(М.Лермонтов)

2. И ясны спящие громады
Пустынных улиц, и светла
Адмиралтейская игла,
И, не пуская тьму ночную
На золотые небеса,
Одна заря сменить другую
Спешит, дав ночи полчаса.

(А.С. Пушкин)

35.2. Один из двух стихотворных отрывков запомните и запишите по памяти.

35.3. Знаете ли вы, из каких произведений взяты эти отрывки?

36. Попробуйте сами придумать два-три предложения, в которых деепричастный оборот находился бы после союза и.

37.1. Расставьте знаки препинания в «отрезках» предложения. А если вы знаете античный миф о мастере Дедале и его сыне Икаре, допишите эти предложения так, чтобы у вас получился пересказ этого мифа.

Великий мастер древности Дедал живя в неволе у … . Он долго думал как бежать с Крита и не имея возможности … . Набрав перьев он… . Когда крылья были готовы он взмахивая … . Те кто видел их полет удивлялись думая … . Но мальчик забыв … . Воск который скреплял перья растаял и оказавшись без … . Обернувшись Дедал не … .

37.2. Составьте схемы 4-го и 5-го предложений, мысленно продолжив «отрезки».

Если вы не сделали ни одной ошибки, то следующие два задания можете пропустить. Если же ошибки были, то нужно еще потренироваться.

38.1. Прочитайте юмористический рассказ. Как вы думаете: о чем он?

СОЧИНЕНИЕ

Поздравив ребят с началом учебного года, учительница сказала:
– А сейчас, не теряя времени, за работу!
Предлагалось, приступая к сочинению, вспомнить какой-нибудь случай из летней жизни и рассказать о нем. Сочинение должно было быть коротким – чем короче, тем лучше.
И вот что написал Митя Сергеев:
«В то утро я проснулся очень рано. Стараясь никого не разбудить, покинул дом и направился к реке. Там взобрался на обрыв, с которого даже самые отчаянные смельчаки боялись прыгать. Я же подошел к самому краю, вытянул вперед руки и, закрыв глаза, сиганул в воду. Меня искали три дня и три ночи, но так и не нашли. Утонул».
Возможно, потому, что сочинение было самое коротенькое, учительница прочитала его вслух. Класс загудел: что он, этот Митя, навыдумывал! А Костя Зайцев возмутился:
– Вранье! Мы на даче соседи. У нас там речка мелкая и никакого обрыва.
Кто-то, защищая Митю, пробовал возражать: мол, бывают же фантастические сочинения. Но большинство возмущалось: как же он утонул, если сидит среди нас? Когда спор утих, Таня Филина вдруг, всхлипнув, сказала:
– Жалко.
– Кого?! – хором воскликнули одноклассники.
– Митю и тех, кто искал его три дня и три ночи.
По-разному воспринимают люди написанное слово. Казалось бы, о чем горевать Тане? Вот он сидит, герой сочинения – живой, целехонький, а Тане все равно его жалко. Утонул ведь.

38.2. Найдите все предложения с добавочными сказуемыми – обстоятельствами, устно объясните знаки препинания. Есть ли среди данных предложений случай, когда деепричастный оборот стоит сразу после союза? Выпишите это предложение и сделайте его графический разбор.

38.3. Выпишите из текста неопределенные и отрицательные местоимения, обозначьте орфограммы.

39. Прочитайте четверостишие Булата Окуджавы. Запомните его и запишите по памяти. Обратите внимание, как пишется выделенное слово.

Давайте понимать друг друга с полуслова ,
Чтоб, ошибившись раз, не ошибиться снова.
Давайте жить, во всем друг другу потакая,
Тем более что жизнь короткая такая.

9. Деепричастия и хороший стиль

Прочитайте предложения.

Петя нес на плече белку, весело вертя хвостом. Конюх вел на поводу лошадь, ласково мотая мордой.

Как вы думаете, что хотели сказать авторы этих предложений и что у них получилось?Кто вертел хвостом и кто мотал мордой?
Конечно, они хотели сказать, что вертела хвостом белка, а мотала мордой лошадь, а получилось, что вертел хвостом Петя, а мотал мордой конюх. Как это ни странно, такие ошибки встречаются нередко.
Прочитайте предложение из рассказа А.П. Чехова «Жалобная книга»:

Подъезжая к сией станции и глядя на природу в окно, у меня слетела шляпа.

Вы, наверное, улыбнулись, читая эту фразу. Из-за чего она выглядит смешной?

(Шляпа, конечно же, не могла сама подъезжать к станции и глядеть в окно. Подъезжал и глядел кто-то, у кого слетела шляпа. А.П. Чехов не дает характеристику этого человека, но мы видим, что запись в «Жалобную книгу» сделал человек необразованный, плохо говорящий на русском языке.)

Герой Чехова, сочинивший нелепое предложение про шляпу, подъезжавшую к станции, не учел одного очень важного правила. Вот оно:

Основное действие, обозначенное глаголом-сказуемым, и добавочное действие, обозначенное деепричастием, по смыслу относятся к одному и тому же лицу или предмету.

Но помните, что грамматически деепричастие относится к глаголу, обозначая, как, каким образом происходит основное действие.

40.1. Попробуйте обнаружить ошибки в следующих предложениях. Запишите правильные варианты. Изменять эти предложения можно по-разному, главное, чтобы они были грамотно, по-русски построены.

1. Подойдя к калитке, на меня обрушился яростный лай собаки.
2. Подбегая к дому, послышались первые раскаты грома.
3. Спрятавшись под навес, дождик нам был уже не страшен.
4. Подняв хобот, раздался громкий рев слона.
5. Многие слоны стали жертвой охотников, стараясь добыть драгоценную слоновую кость.

40.2. Какими способами вы изменили эти предложения?

Если вы не сделали ни одной ошибки, то следующее задание можете пропустить. Если же ошибки были, то нужно еще потренироваться.

41. Соедините деепричастный оборот с тем из двух отрезков предложений, к которому он подходит.

1. Приехав в деревню, (весь сад был в цвету; я застал сад в цвету).
2. Прочитав письмо, (я обрадовался; меня охватила радость).
3. Собираясь в поход, (на рассвете был назначен сбор; туристы продумали все детали).
4. Увидев ядовитую змею, (ребят объял ужас; ребята бросились врассыпную).

10. Морфологический разбор деепричастия

Как вы думаете, какие постоянные и непостоянные признаки есть у деепричастия?

(Вы, наверное, поняли, что это вопрос-ловушка. Постоянные признаки у деепричастия есть. Это вид и возвратность, доставшиеся деепричастию «в наследство» от глагола. А непостоянных нет, потому что деепричастие – неизменяемая форма глагола.)

Поскольку непостоянных признаков у деепричастия нет, морфологический разбор деепричастия гораздо короче, чем у других глагольных форм.
Он производится в таком порядке.

План морфологического разбора деепричастия

1. Часть речи (неизменяемая форма глагола). Вопросы, на которые отвечает деепричастие. От какого глагола образуется.
2. Постоянные признаки:

а) вид;
б) возвратность.

42.1. Перепишите текст, расставляя знаки препинания и подчеркивая деепричастные обороты как члены предложения.

В 1959 году небольшое судно выйдя из колумбийского порта потерпело аварию в открытом море. Оказавшись в воде люди подверглись нападению акул. Помощь пришла неожиданно. Дельфины вступили в бой с хищниками и спасли людей. Отогнав акул далеко в море они вместе с людьми встретили спасательное судно.

42.2. Сделайте морфологический разбор выделенных форм глагола.

42.3. Найдите в тексте деепричастие по следующим признакам: совершенного вида, возвратное.

Теперь потренируемся.

43.1. Ответьте на вопросы.

1. Что обозначает деепричастие?
2. По каким признакам можно узнать деепричастие?
3. Какие суффиксы имеют деепричастия? Приведите примеры деепричастий с разными суффиксами.
4. В чем заключается двойная природа деепричастий?
5. Как пишется не с деепричастиями?
6. Каким членом предложения является деепричастие?
7. Как выделяются на письме добавочные сказуемые – обстоятельства, выраженные одиночными деепричастиями? Деепричастными оборотами?

43.2. Повторите .

1. Деепричастие обозначает...… .
2. Деепричастие можно узнать в предложении по... … и... . …
3. Деепричастия образуются от основы глагола при помощи суффиксов... .…
4. Деепричастие – особая глагольная форма, которая имеет черты сходства как...…, так и...… . Глагольные признаки деепричастия – это... . Признаки наречия –... .
5. Деепричастие с не пишется... .
6. В предложении деепричастие является...… .
7. Добавочные сказуемые – обстоятельства, выраженные одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами, на письме... . Деепричастия, перешедшие в наречия, и идиомы не...… .

44.1. Прочтите рассказ. Объясните, как вы поняли заголовок. Найдите в тексте главную мысль.

ПОБЕДИТЕЛЬ

Где может заблудиться человек? В лесу, конечно. Или в большом городе, если его занесло в незнакомый район. А вот Миша Орлов заблудился на стадионе. Стоял, чуть не плача, у футбольных ворот и не знал, в какую сторону бежать дальше. Здесь, на этом месте, должна была быть записка с подсказкой. Но никакой записки не было, и, растерявшись, Миша застыл на месте.
Весь ужас заключался в том, что это был последний, решающий этап соревнований. Очень сложных соревнований по ориентации на местности. На стадионе они заканчивались, а начинались в парке у озера, затем маршрут, петляя, захватывал улицы и переулки. Миша на всех этапах был лидером и вот на последнем застрял.
Где же записка? Может, ее второпях забыли положить? Что же делать?
И вдруг нежданно-негаданно – спасение. Его одноклассник Толя Андреев, неизвестно откуда взявшийся, пробегая мимо, прошептал довольно внятно: «Не записку ищи, а стрелку». Миша огляделся и увидел в правом верхнем углу футбольных ворот еле заметную синюю стрелочку. Она-то и указывала направление.
Он еще успевал прийти первым. Надо было только собрать все силы и, поднажав, успеть. Рывком бросился вперед и… опять остановился. Соперники уже настигали его, бежали сломя голову, потом обгоняли, а он даже не смотрел им вслед. Нет, он не сошел с дистанции. Прибежал одним из последних.
Одноклассники окружили его: «Что случилось? Ты заболел? Почему упустил победу?». А Толя Андреев, который «выручил» его, сказал самое обидное: «Растяпа».
Так никто и не понял, почему он проиграл. Ведь они так за него болели, даже Толю послали на выручку. И никому не пришло в голову, что он не проиграл, а выиграл, верней, победил. Победил самого себя. Потому что победа всегда достается тому, кто добыл ее в честной борьбе.

44.2. Выпишите из текста по очереди предложения: 1) с одиночными деепричастиями, 2) деепричастными оборотами, 3) идиомами.

44.3. Сделайте морфологический разбор одного деепричастия, одного глагола и одного наречия.