«Тихое утро» (Рассказ) Литературоведческий анализ. Мотивация к учебной деятельности

1) Особенности жанра произведения. Произведение Ю.П. Казакова относится к жанру рассказа.

2) Тематика и проблематика рассказа. Проблема - вопрос, поставленный автором на страницах художественного произведения. Проблематика - совокупность проблем, рассматриваемых в художественном произведении.

Какие проблемы затрагивает Ю.П. Казаков в своем рассказе «Тихое утро? (совести, долга, любви к ближнему, любви к природе и др.) Поясните свою мысль.

Как писатель пытается решить проблему взаимоотношений мальчиков между собой? (писатель приготовил своим героям тяжелое испытание)

3) Особенности сюжета произведения. Описание произошедших с мальчиками событий разворачивается на фоне природы.

Как начинает свой рассказ «Тихое утро». Ю.П. Казаков? (с описания раннего утра и тумана, практически полностью покрывшего деревню)

4) Характеристика героев рассказа. В рассказе Юрия Казакова «Тихое утро» выведены в образах главных героев два мальчика: городской житель Володя и простой деревенский парень Яшка.
(см.характеристики героев)

5) Художественные особенности рассказа.

Найдите в тексте рассказа синонимы к слову туман, {большое пуховое одеяло, скупой хозяин)

Найдите одно из описаний природы (описание утра, тумана, реки). Определите его роль в тексте художественного произведения. (Природа в данном произведении не является обычным фоном, на котором разворачиваются основные сюжетные перипетии. Пейзаж помогает писателю раскрыть психологическое состояние героев, передать их эмоциональные переживания. Деревенский мальчик Яшка встал очень рано, чтобы подготовиться к рыбалке со своим городским другом Володей. Повествование в рассказе начинается с описания тумана, который окутал всю деревню рано утром: «Деревня, будто большим пуховым одеялом, была укрыта туманом. Ближние дома были еще видны, дальние едва проглядывали тёмными пятнами, а ещё дальше, к реке, уже ничего не было видно и, казалось, никогда не было ни ветряка на горке, ни пожарной каланчи, ни школы, ни леса на горизонте...» Благодаря используемым сравнениям и метафорам читатель представляет себе открывающуюся перед ним картину. Расстилающийся туман является своеобразным обезличенным героем рассказа: он то отступает перед мальчиками, идущими на рыбалку, «открывая всё новые и новые дома, и сараи, и школу, и длинные ряды молочно-белых построек фермы», то «будто скупой хозяин» показывает это всё только на минуту и затем вновь смыкается сзади. Омут реки, куда пришли мальчики ловить рыбу, предупреждает ребят о своей опасности. Для его описания писатель использует следующие эпитеты и сравнения: «разливалась глубокими мрачными омутами», «в омутах раздавались редкие тяжкие всплески», «пахло сыростью, глиной и тиной, вода была черная», «было сыро, угрюмо и холодно». Природа как бы предупреждает мальчиков о грозящей опасности, но Яшка с Володей не видят этого предостережения, слишком велико их желание поскорее начать рыбалку. Безмятежный пейзаж контрастирует со страшными событиями, произошедшими с мальчиками во время рыбалки, когда Володя чуть было не погиб, поэтому в рассказе постоянно повторяется фраза: «ярко светило солнце, и листья кустов и ветлы блестели... всё было так же, как и всегда, всё дышало покоем и тишиной, и стояло над землёй тихое утро...», но неспокойно было на душе у Яшки, который видел тонущего Володю, поэтому, собрав все свои силы, Яшка пришел другу на помощь и спас его от неминуемой гибели. Итак, природа в рассказе Ю.П. Казакова «Тихое утро» помогает раскрыть внутренние переживания героев, передать их чувства.)

Объясните смысл названия рассказа Ю.П. Казакова «Тихое утро»? (В самом названии рассказа Юрия Павловича Казакова «Тихое утро» запечатлено одно из явлений природы. Действительно, всё действие произведения происходит ранним летним утром. Но такое название дано писателем не для того, чтобы точно определить время действия. Тишина утра позволяет Ю. Казакову увидеть красоту природы, а также выделяет кульминационное событие, произошедшее с г лавными героями рассказа на рыбалке. «Тихое утро» - подчеркнута контрастность природы и выпавших на долю мальчиков испытаний.)

Объясните особенности финала рассказа, (в финале дается описание природы, которое вызывает у читателя радостное, светлое чувство; сама природа рада такому благоприятному финалу истории)

Рябова Марина Александровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия 36"
Населённый пункт: г. Казань, Татарстан
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Тема дружбы в рассказе Ю.П. Казакова "Тихое утро"
Дата публикации: 12.09.2017
Раздел: среднее образование

Тема дружбы в рассказе Ю.П. Казакова «Тихое утро»

Цели:

Обучающая : кратко познакомить учащихся с творчеством Ю.П. Казакова, отметить

рассказать о его переживаниях.

Развивающая: совершенствовать навыки анализа текста, составления сравнительных

характеристик героев, учиться анализировать сложные жизненные ситуации.

Воспитывающая : воспитание чувства товарищества, взаимопомощи, нравственного

взросления.

Ход урока

Ι. Организационная часть.

ΙΙ. Сообщение темы. (записать в тетрадь)

Эпиграф.

Юрий Казаков – талант очень большой, таящий в себе возможности неограниченные.

Представленные им рассказы поражают силой эмоций, законченностью и стройностью,

это – произведения большой литературы…

В.Ф. Панова

ΙΙΙ . Сообщение о Ю.П. Казакове. Работа консультантов.

1 ученик.

рабочего, выходца из крестьян Смоленской губернии. В автобиографии писал: «В роду

насколько

известно,

образованного

человека,

талантливы были многие».

2 ученик.

С пятнадцати лет Казаков начал учиться музыке – сначала на виолончели, потом на

контрабасе. В 1946 поступил в музыкальное училище им. Гнесиных, которое окончил в

Профессиональная музыкальная деятельность Казакова была эпизодической: он

играл в неизвестных джазовых и симфонических оркестрах, подрабатывал музыкантом на

танцплощадках.

1 ученик.

В конце 1940-х годов Казаков начал писать стихи, в т.ч. стихотворения в прозе, пьесы,

которые отвергались в редакциях. Дневниковые записи тех лет свидетельствуют о тяге к

писательству, которая в 1953 привела его в Литературный институт им. А.М.Горького. Во

время учебы в институте руководитель семинара, по воспоминаниям Казакова, навсегда

отбил у него охоту писать о том, чего не знаешь.

2 ученик.

Среди ранних произведений Казакова особое место занимают рассказы «Тэдди » (1956) и

главными

являются

животные

сбежавший

охотничий

Литературные

критики сходились на том, что в современной литературе Казаков – один из лучших

продолжателей традиций русских классиков.

1 ученик.

В 1964 году в набросках автобиографии Ю. Казаков написал о том, что в годы учебы

«занимался

альпинизмом,

охотился,

придется, все время смотрел, слушал и запоминал». Уже по окончании института (1958),

путешествиям.

Впечатления

воплотились

художественных произведениях, например, в рассказах «По дороге» (1960), «Плачу и

рыдаю» (1963), «Проклятый Север» (1964) и многих других.

2 ученик.

Особое место в творчестве Казакова занял русский Север. В сборнике рассказов и очерков

«Северный дневник» (1977) Казаков писал о том, что ему «всегда хотелось пожить … в

деревнях – в местах исконных русских поселений, в местах, где жизнь идет не на скорую

руку, а постоянная, столетняя, где людей привязывает к дому семья, дети, хозяйство,

рождение, привычный наследственный труд и кресты на могилах отцов и дедов».

1 ученик

При жизни Казакова было издано около 10 сборников его рассказов: «По дороге» (1961),

«Голубое и зеленое» (1963), «Двое в декабре» (1966), «Осень в дубовых лесах» (1969) и

др. Казаков писал очерки и эссе, в том числе о русских прозаиках – Лермонтове, Аксакове,

поморском сказочнике Писахове и др. Особое место в этом ряду занимают воспоминания

К.Паустовском

«Поедемте

Лопшеньгу»

Большинство

замыслов Ю. Казакова осталось в набросках. Некоторые из них после смерти писателя

были изданы в книге «Две ночи» (1986).

. Лексическая работа. Работа консультанта.

Рига – крытое строение с печатью для сушки льна или хлеба в снопах; иногда ригой

называют обычный сарай.

Косарь – большой тяжелый нож, который делается из обломков косы и применяется

обычно для щепления лучины.

Бочаг – глубокая яма, залитая водой, или омут в реке; бочагом называют иногда и остаток

пересохшей реки.

Куга

Куга (или осока) – болотное растение.

Выпозки – черви для наживки.

Перекатки

открытое

неровностей

ландшафта

перекатываются одна через другую.

Омут – глубокая яма на дне реки, озера.

Лощина – долина с пологими склонами.

. История создания рассказа «Тихое утро»

Как правило, в основе произведений

Казакова лежит действительный случай.

можно сказать и о рассказе «Тихое утро» (1954). Писатель предстает перед нами как

тонкий психолог, раскрывающий самые потаенные души своих героев.

Ι. Беседа по вопросам.

Расскажите о главных героях рассказа.

(Яшка – деревенский мальчик, лучший рыбак среди деревенских мальчишек. Рыбацкие

навыки его чувствуются во всем: в умении проснуться рано, когда все еще спят, встать,

накопать

Удивляет

разбираться

характеристику одной фразой. «Это Федя Костылев. Всю ночь пахал с фарами, чуток

поспал и опять пошел…», - с уважением говорит он о пахаре. И другое отношение к

Мишке Каюненку, который, увидев над омутом щуп осьминога, «аж до самой деревни

Прочитайте описание деревни. Для чего оно дано?

(«Деревня, будто большим пуховым одеялом…Яшкина изба». Природа вызывает у

Яшки радостное настроение.)

Почему рассердился Яшка?

(Яшка обещал Володе показать рыбные места. Он встал на целый час раньше, червяков

притащил

ожидаемого

признания.

благодарности и восхищения он услышал от разбуженного им Володи: «А не рано?»)

Найдите слова, передающие раздражение Яшки.

(«Яшка разозлился», «зло ответил», «с пренебрежением осмотрел Володю с головы до

ног», «презрительно спросил», «широкое насмешливо-злое лицо Яшки», «съязвил»)

Как Володя реагировал на раздражительное отношение к себе Яшки?

пренебрежительный

проснувшийся

отреагировал.

«выглянул

оживилось, глаза заблестели, он начал торопливо зашнуровывать ботинки». Ему не

хотелось ссориться с Яшкой. На злую насмешку и издевку Яшки: «…Забежи домой –

пальто возьми», - Володя отвечает сквозь зубы, дерзко, с вызовом и еще больше

краснеет – уже от обиды. После того как Яшка съязвил насчет галстука, Володя еще

больше обиделся и, «подрагивая от обиды ноздрями и глядя перед собой невидящим

взглядом, вышел из сарая. Мальчик был готов отказаться о рыбалки, разреветься, но

желание пойти на рыбалку оказалось сильнее обиды).)

Как вел себя в дороге Яшка?

(Яшка вел себя как хозяин здешних мест, понимал жизнь природы, различал звук

полета чирков, пение дроздов, рассказывал о птицах своему другу. Яшка рассказал

Володе, что у них водится всякая рыба. Он заставил Володю выпить колодезной воды,

так как считал, что лучше воды, чем в том колодце, нигде нет)

Возникла ли в дороге основа для взаимопонимания мальчиков?

(Да. Между мальчиками наступили мир и согласие, а беседа по дороге к реке стала

приятной и интересной, потому что Яшка был щедрым, словоохотливым рассказчиком,

а счастливый Володя благодарным слушателем).

Прочитайте описание омута. (Оглядевшись, он поразился мрачности…угрюмо и

холодно»)

Какое настроение оно создает?

(Омут таит в себе опасность, его описание создает тревожное настроение)

Что чувствовал Яшка, когда у него сорвалась первая рыбина?

(Когда Яшка упустил рыбу, он «задрожал от ярости». На вопрос Володи, может ли

рыба в другой бочаг уйти, ответил злобно. Яшке стыдно перед Володей, что он

упустил рыбу, и в то же время чувствует раздражение по отношению к Володе,

приписывая свою вину ему: «Тоже мне рыбак! – думал он. – Сидит раскорякой…Один

ловишь или с настоящим рыбаком – только успевай таскать»).

следует за радостью?

(«Ле- ещ! – с упоением выговорил Яшка… Повернул к Володе свое счастливое лицо,

засмеялся».

съежился,

разозлился на него, когда тот упал в воду, схватил ком с земли, готовясь швырнуть в

лицо Володи. Увидев, что мальчик тонет, сильно испугался).

Почему, не пробежав и десяти шагов, Яшка остановился, будто споткнувшись,

чувствуя, что убежать никак нельзя»?

(Поблизости никого не было, и некому было крикнуть о помощи. Яшка понял, что

жизнь Володи зависит от него.)

Прочитайте описание природы после первой попытки спасти Володю. Какова

роль этого отрывка?

оглянулся:

солнце…утопил

контрастна

отношению к внутреннему состоянию Яшки. Яшка увидел все то же тихое утро, но не

было покоя в душе у мальчика. Мирная картина природы – и небывалое: гибель

человека)

Почему Яшка вновь бросается спасать Володю?

(Жить с таким грузом непоправимой вины невозможно. Надежна на спасении Володи

сильнее страха за свою жизнь).

Как объяснить, что Яшке после того, как все кончилось благополучно, не

было на свете милее бледного, испуганного, страдающего лица Володи?

(Яшка испытал страх за жизнь Володи, он ужался мысли, что Володя мог утонуть).

Перечитайте описание природы в конце рассказа. Какие мысли и чувства оно

вызывает?

успокоилась…новому

светлому

вызывает

радостные светлые чувства. Рассказ со счастливым концом. Яшка не только спас

Володю, но и поднялся на новую нравственную высоту)

Ι. Выводы.

1. Добрые дела помогают человеку подняться на новую нравственную высоту

2. Друзья познаются в беде. Яшка – верный товарищ.

ΙΙ. Домашнее задание.

Написать сочинение на тему: «Одному не под силу – зову товарищей».

Смысл названия рассказа Юрия Казакова «Тихое утро» 900igr.net


Юрий Казаков1927 - 1982 Родился в Москве в семье рабочего. Окончил строительный техникум в 1946 г. В 1951 - музыка льное училище им. Гнесиных. Был принят в состав оркестра Музыка льного театра им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко. В конце 1940-х годов Казаков начал писать стихи, в т.ч. стихотворения в прозе, пьесы, которые отвергались в редакциях, а также очерки для газеты «Советский спорт».


Юрий Казаков Дневниковые записи тех лет свидетельствуют о тяге к писательству, которая в 1953 привела его в Литературный институт им. А.М.Горького. Еще студентом Казаков начал публиковать свои первые рассказы – «Голубое и зеленое» (1956), «Некрасивая» (1956) и др. Вскоре вышла его первая книга «Арктур – гончий пес» (1957). Рассказ стал его излюбленным жанром, мастерство Казакова-рассказчика было бесспорным.


Юрий Казаков Уже во многих ранних рассказах проявляется редкий дар Ю.Казакова вживаться в чужую жизнь, входить в нее изнутри, постигая до тонкости поразивший его характер. Писатель вообще испытывал тяготение к натурам необычным, выпадающим из общей меры, живущим своей особой внутренней жизнью.


Юрий Казаков В произведениях Ю. Казакова природа является отголоском души человека. Автор ярко и образно рисует картины природы, подмечает то, на что порой мы не обращаем внимания…


«Тихое утро» – одно из тех произведений Ю. Казакова, которое было известно во всей Москве.


Писатель показывает утро тихое, совсем без звуков, словно рисует кистью… И когда начинаешь читать рассказ, его название и неторопливое, спокойное повествование настраивают на умиротворённый лад.


Цели работы Но вот ты закрываешь книгу и испытываешь недоумение: почему «Тихое утро»? Что имел в виду писатель, выбирая такое название для своего рассказа? В чем заключается смысл этого названия? Поиск ответов на эти вопросы и станет целью данной работы.


Сюжет рассказа. Два мальчика, москвич Володя и знаток рыбных мест Яшка, отправляются на рыбалку. Володя, не привыкший вставать рано, недовольно ворчит, и Яшка уже начинает жалеть, что позвал его с собой на рыбалку.



Спасение Володи Володя привстал, точно собирался куда-то бежать, но снова повалился, корчась на сырой земле. Яшка смотрел на него и никого он сейчас не любил больше Володи, ничего не было ему милее этого страдающего лица. Робкая, влюблённая улыбка светилась в глазах Яшки.


Спасение Володи Вдруг Володя очнулся, вытер рукой лицо, взглянул на воду и, заикаясь, выговорил: «Как я… то-нул…» Из глаз Яшки брызнули слёзы, и он заревел горько, безутешно, сотрясаясь всем телом, задыхаясь и стыдясь своих слёз.


Спасение Володи Глаза Володи потемнели, рот приоткрылся, с испугом и недоумением смотрел он на Яшку. Володя заморгал, покривился, посмотрел опять в воду и сердце его дрогнуло, он всё вспомнил… И тоже заплакал, беспомощно опустив голову.


Смысл названия рассказа Вода в омуте давно успокоилась, рыба с Володиной удочки сорвалась, удочку прибило к берегу… Светило солнце, пылали кусты, и только вода оставалась всё такой же чёрной.


Смысл названия рассказа Воздух нагрелся, и горизонт дрожал в его теплых струях. Издали с полей летели запахи сена и сладкого клевера. Запахи эти и этот лёгкий тёплый ветер были похожи на дыхание проснувшейся земли, радующейся новому светлому дню. Утро по-прежнему было тихим…


Смысл названия рассказа Конечно, название рассказа «Тихое утро» выбрано неслучайно. Слово «тихое» явно противопоставлено содержанию рассказа, чувствам, которые пришлось пережить в это вовсе не тихое утро героям Ю.Казакова. Антитеза, заложенная в названии, помогает читателю ярче и полнее ощутить всё то, что испытали мальчики, и воспринять главную идею произведения: остаться человеком в любых обстоятельствах.


Смысл названия рассказа В самом деле, непросто, попав в такую ситуацию, выстоять, оказаться мужественным и стойким, выдержать испытание. Не всякий взрослый заставил бы себя делать то, что смог за это короткое время Яшка.


Смысл названия рассказа Яшка не только спас Володю, но и поднялся на новую нравственную высоту, преодолев чувство злости, раздражения, страха за свою жизнь. Через чувство жалости и сострадания к Яшке пришла истинная любовь к своему другу, любовь, которая должна царить в душе каждого человека.


Смысл названия рассказа Слезы Яшки в финале рассказа свидетельствуют об огромном облегчении, которое испытал герой. Видя улыбку Володи, Яшка плакал от радости, от пережитого страха, от того, что все хорошо кончилось…


Тихое утро


Список использованной литературы: Юрий Казаков "Тихое утро (рассказы)" 1989 г материалы сайтов «www.openclass.ru» «www.ped-sovet.ru» «www.prosholu.ru»

Казаков Юрий Павлович – писатель-прозаик из под пера которого вышло ни одно замечательное произведение. Писатель второй половины двадцатого века, который типичные вещи мог показать совсем с другого ракурса. Ему хорошо удавалось донести до читателя главную мысль своих произведений, которые читаются легко и с интересом. Например, сегодня нам посчастливилось познакомиться с одним из рассказов Казакова «Тихое утро».

Тихое утро Казаков краткое содержание

Рассказ «Тихое утро» нам повествует о двух мальчиках, которые рано утром отправились на рыбалку. Там произошло ужасное событие. Мальчик Володя из города, что приехал к своему другу Яшке в деревню, упал в реку. Увидев данное происшествие, Яшка сначала убежал из места рыбалки, так как очень испугался. Но, уже на лугу понял, что он – единственная надежда на спасение друга, ведь поблизости нет ни души. Переборов все свои страхи, страх за себя и свою жизнь, страх за жизнь друга, он прыгнул к другу, который уже был под водой и спас Володьку, оказав ему первую помощь. После, мальчики долго еще рыдали, но это были слезы радости от удачного финала.

Здесь в рассказе переплелись разные ситуации. Здесь и хвастовство, и обида, и ссора, затронуты проблемы долга, совести, любви к ближнему. Все события происходят на фоне природы, которая была спокойной. Даже когда тонул один из героев, природа оставалась все также спокойной, солнце поднималось и начинало ярко светить, все вокруг дышало тишиной и покоем, «над землей стояло тихое утро, а между тем вот только сейчас, совсем недавно случилось страшное». Здесь «Тихое утро» противопоставлено тем событиям, что происходили в рассказе,а сделано это для того, чтобы как можно ярче передать тот ужас, что испытывали мальчишки.

Казаков Тихое утро герои

В рассказе Казакова «Тихое утро» главными героями являются два мальчика. Володька – житель из Москвы, который отправился на рыбалку в ботинках. Он ничего не знал о рыбалке, как и о сельской жизни, поэтому для него было все интересно.

Яшка же типичный житель села, который все знает и который, как рыба в воде. Ему нравится язвить Володьке, подшутить, при этом он много поведал историй о жизни сельских ребят. Яшка – знаток рыбалки, один из лучших, который сумел проявить геройство и не оставил Володьку.

Герои рассказа «Тихое утро» Казакова на своем примере учат нас никогда и ни при каких условиях не бросать своих друзей в беде несмотря ни на что.

План

План рассказа «Тихое утро» Казакова позволит быстро вспомнить сюжет и происходящие события.
1. Яшка готовится к ранней рыбалке
2. Яшка будит Володьку
3. Мальчики идут на рыбалку
4. Рассказы по дороге к реке
5. Ужасный случай: Володька тонет
6. Яшка спасает друга
7. Счастливый финал.

Все произведения школьной программы по литературе в кратком изложении. 5-11 класс Пантелеева Е. В.

«Тихое утро» (Рассказ) Литературоведческий анализ

«Тихое утро»

(Рассказ)

Литературоведческий анализ

Рассказ Ю. П. Казакова «Тихое утро» предназначен как для маленького, так и для взрослого читателя, потому что в центре повествования - преодоление ребенком совсем не детского, а большого, «настоящего» страха. И победа над этим страхом достигается за счет борьбы воли и совести с примитивным инстинктом самосохранения. Писатель рассказывает о том, как ранним утром двое друзей - деревенский мальчик Яша и гостивший в деревне москвич Володя отправились порыбачить в топком бочаге (омуте). Пытаясь поймать удочку, которую утянула за собой рыба, Володя начал тонуть. Перепуганный Яша перебирает разные решения, как помочь другу.

Поначалу он подчиняется детскому страху - в омуте якобы обитают осьминоги - и не залазает в воду. Однако затем ребенком овладевает взрослый страх: боязнь увидеть смерть другого человека рядом с собой. И тогда Яшка убегает прочь, оправдывая свое бегство тем, что надо кого-то позвать на помощь. Но затем Яшка понимает, что близ бочага в столь ранний час никого нет. И тогда усилием воли он возвращается к воде. Над страхом берет верх чувство долга: мальчик явно видит, что кроме него, помочь Володьке некому.

Собравшись с духом и прыгнув в бочаг, Яшка испытывает новый страх - боязнь за собственную жизнь. Запаниковавший Володя цепляется в Яшу и мешает ему плыть, утягивая за собой на дно. Перепуганный Яша толкает друга в живот и ищет спасение на берегу. Но и этот страх мальчику удалось одолеть благодаря властному голосу совести: ребенок понял, что стал фактически убийцей, ударив тонущего друга и бросив его в реке. Ужаснувшись собственному поступку, Яша вновь устремился в воду. На сей раз он действует обдуманно и почти что спокойно. Перед мальчиком стоит четкая цель: доплыть, схватить и вытащить на берег. И это ему удается.

Уже на берегу ребенок лишь на мгновение теряется, а затем применяет разные приемы спасения жизни утопленника. Наконец, Яше удается освободить легкие Володи от воды, и похожий на мертвеца друг оживает, приходит в себя. Только тогда, справившись с этим большим, «взрослым» делом, маленький Яшка дает волю своим страхам и начинает рыдать - рыдать «от радости, от пережитого страха, от того, что все хорошо кончилось, что Мишка Каюнёнок врал и никаких осьминогов в этом бочаге нет…». И полное драматических событий утро заканчивается тихо, уступая место жаркому солнечному дню.

Из книги Русские поэты второй половины XIX века автора Орлицкий Юрий Борисович

Утро Звезды меркнут и гаснут. В огне облака. Белый пар по лугам расстилается. По зеркальной воде, по кудрям лозняка От зари алый свет разливается. Дремлет чуткий камыш. Тишь – безлюдье вокруг. Чуть приметна тропинка росистая. Куст заденешь плечом – на лицо тебе вдруг С

Из книги MMIX - Год Быка автора Романов Роман

Утро Вот роса невидимо упала, И восток готовится пылать; Зелень вся как будто бы привстала Поглядеть, как будет ночь бежать. В этот час повсюду пробужденье… Облака, как странники в плащах, На восток сошлись на поклоненье И горят в пурпуровых лучах. Солнце выйдет,

Из книги Пощечина общественному вкусу автора Маяковский Владимир Владимирович

Из книги Все произведения школьной программы по литературе в кратком изложении. 5-11 класс автора Пантелеева Е. В.

Утро Угрюмый дождь скосил глаза. ????А за????Решеткой????Четкой Железной мысли проводов????Перина. ????И на Нее, легко встающих звезд оперлись????Ноги????Но ги - бель фонарей, ????Царей????В короне газа, ????Для глаза Сделала больней враждующий букет бульварных проституток. ????И

Из книги Литература 8 класс. Учебник-хрестоматия для школ с углубленным изучением литературы автора Коллектив авторов

Басни Литературоведческий анализ Жанр басни зародился в глубоком прошлом. В этом жанре проявили себя такие великие мастера слова, как Эзоп, Федр, Лафонтен.Из их бессмертных творений черпал вдохновение для своих басен И. А. Крылов, давший произведениям из глубокого

Из книги автора

Лирика Литературоведческий анализ Лирику Федора Ивановича Тютчева литературоведы справедливо называют поэзией чувств. В своих произведениях поэт настойчиво ищет - и находит! - пути выражения овладевающих им в разных ситуациях переживаний и настроений. При этом он

Из книги автора

«Вечера на хуторе близ Диканьки» Литературоведческий анализ Первая книга «Вечеров на хуторе близ Диканьки» вышла в свет в 1831 г., вторая - в 1832 г. В «Вечерах на хуторе близ Диканьки» Гоголь обратился к Украине. В жизни народа, в его песнях, сказках видел писатель подлинную

Из книги автора

Лирика Литературоведческий анализ Благодаря тому что Фет много лет прожил в деревне, он любил и тонко понимал природу. Поэтому более половины его произведений полны описаний лесов, лугов, полей и других великолепных пейзажей, окружавших Афанасия Афанасьевича в детстве.

Из книги автора

Лирика Литературоведческий анализ Лирика Н. А. Некрасова посвящена народу, проникнута мыслями о народе, его судьбой - настоящей и будущей. В своих произведениях поэт задается вопросами о предназначении поэзии, о судьбе русского народа, о будущем. Народные произведения

Из книги автора

«Премудрый пескарь» (Сказка) Литературоведческий анализ Одной из множества замечательных сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина является его «Премудрый пескарь». В этом сатирическом произведении писатель поднимает вопрос о гражданском долге и гражданской смелости.Щедрин

Из книги автора

«Песня о соколе» (Поэма в прозе) Литературоведческий анализ Жанр этого произведения - песня. Горький воспевает храбрость, безумство, стремление жить и умереть достойно. Именно поэтому эта песня служила гимном революции.Излюбленный ход Горького - противопоставление

Из книги автора

Поэзия Литературоведческий анализ В 1904 г. вышла в свет его первая книга «Стихи о Прекрасной Даме», вдохновленная идеями Вл. Соловьева о пришествии на землю Вечной Женственности, о грядущем слиянии земного и небесного. Цикл о Прекрасной Даме возник в результате

Из книги автора

Владимир Владимирович Маяковский (1893–1930) Поэзия Литературоведческий анализ Творчество выдающегося русского поэта Владимира Владимировича Маяковского подразделяется на три крупных блока, соответствующие трем периодам его жизни. Остро ощущая перемены общественной

Из книги автора

Литературоведческий анализ Роман Михаила Шолохова «Тихий Дон» повествует об одном из наиболее напряженных и богатых событиями периодов в истории нашей страны - времени Первой мировой войны, Октябрьской революции и Гражданской войны. В основе сюжета лежит судьба

Из книги автора

«О чем плачут лошади» (Рассказ) Литературоведческий анализ Рассказ Ф. А. Абрамова «О чем плачут лошади» затрагивает чрезвычайно важную и острую тему. В этом произведении автор рассуждает о нужности, полезности человека и всякого живого существа, занимающего какое-то