Какой вклад внес в историю Карл Великий? Выдающиеся граждане России: список, биографии, интересные факты и достижения. Выдающаяся личность и вклад в развитие общества

Многие великие правители-реформаторы, полководцы, ученые и даже философы могут претендовать на то, чтобы их назвали самыми великими людьми в истории человечества. Но сложно рассматривать достижения человека в отрыве от эпохи. Эпохи Ренессанса и Просвещения, а также научная революция XX столетия изменили облик мира, но эти прорывы в человеческой истории были связаны с деятельностью многих выдающихся людей.

Достижения некоторых талантливых людей не пережили их самих. Многие достигали высот в связке с другими, и их заслуги не разделяются. Попробуем выделить несколько личностей в мировой истории, чьи поступки и идеи повлияли на дальнейший ход исторического процесса. Последствия их деяний ощущаются даже сейчас.

У истоков европейской науки: Аристотель

Аристотель – редкий пример ученика, который превзошел своего гениального наставника. Он не стеснялся критиковать взгляды учителя, и его поговорка, посвященная этому, вошла в историю. Платон был гениальным философом, но его взгляды касались вопросов философии, этики и политологии. Аристотель пошел дальше.

Выходец из незначительного города Стагира приехал в Афины, где создал собственную философскую школу. Ее воспитанниками были многие философы и даже известные политики, но ни один из них не внес вклад в историю, сопоставимый с основателем.

Аристотель создал учение о первоначалах сущего. Он ввел в мировую философию принцип развития, создал систему философских категорий и уровней сущего. Стагирит был основоположником логики как науки. Он изучал вопросы этики и разработал учение о добродетелях. В области космологии он отстаивал идею шарообразной Земли.

В сочинении «Государство» Аристотель изучил сильные и слабые стороны разных форм правления и выдвинул свою, реалистичную, идею государства. Его труд по истории Афинского государственного устройства – пример исторического сочинения.

Кроме этого, ученый из Афин писал труды по всем доступным тогда областям знания – биологии, зоологии, поэтике (где изучал театральное искусство). Труды Аристотеля изучали философы Средних веков в Европе и Мусульманском мире. Его с полным основанием можно поставить у истоков современной науки.

Александр Великий: создание нового мира

В мировой истории было много полководцев, чей счет побед исчислялся десятками. Александр разбил в нескольких боях армию крупнейшей империи, взял самые укрепленные города того времени и дошел до Пенджаба. Созданная им империя развалилась уже через несколько десятилетий после его смерти, но на ее осколках появились новые государства.

Царь Македонии был одержим идеей соединить под своей властью Запад и Восток. Идея отчасти удалась. После его походов Средиземноморье стало другим миром. Греки и раньше служили восточным правителям. Но теперь сердце греческой цивилизации стало биться в Азии и Египте. Александрийский музейон стал величайшим центром интеллектуальной жизни – здесь жили философы, ученые и поэты всего Средиземноморья. В библиотеке были собраны самые важные научные сочинения. Здесь на греческий язык перевели Ветхий Завет. Не отставал от него и Пергам, чья библиотека тоже стала научным центром.

Эллинизм вызвал оживление и изменения в литературе, скульптуре и архитектуре эллинов. Появились новые традиции и идеи, связанные с восточным влиянием. Позднее к этому миру приобщится и Римская республика, чья культура будет формироваться под влиянием эллинистической.

Александр не имел прямого отношения к большей части процессов. Но именно его завоевания создали мир, в котором было возможно появление Александрийского музейона и Пергамской библиотеки.

Пророк Мухаммед: создание новой религии

К Мохаммеду и религии Ислам можно относиться по-разному. Много веков арабские племена кочевали по просторам Аравии. Они были вассалами или союзниками могущественных империй. Кочевники устраивали кровавые войны между собой, слагали оригинальные и сложные стихи, почитали множество богов.

В первой половине VII столетия в Мекке начал проповедовать Мухаммед. Он сумел преодолеть вражду соплеменников и собрать группу сторонников. С ними он ушел в Медину, но после серии битв победил врагов и добился объединения двух городов под своим авторитетом.

Враги Мухаммеда приняли его религиозное учение и стали его соратниками. Вероучение Ислама предполагало экспансию – после смерти Пророка арабские армии покинули Аравию. Ведомые учением Мухаммеда арабы уничтожили Сасанидскую империю и завоевали обширные территории Византийской. Они не остановились на этом и подчинили территории Испании, Средней Азии и островов Средиземноморья.

Сейчас Ислам исповедуют около 1,5 миллиарда жителей планеты. Это государственная религия 28 стран, а общины последователей Пророка находятся в 122 государствах. Это доказательство влияния пророка Мухаммеда на историю, чьи действия изменили жизнь не только его соплеменников, но и многих отдаленных народов.

Карл Великий: у истоков современной Европы

После медленного угасания Римской империи на западе Европа погрузилась в темноту Раннего Средневековья. Сократилось население: некоторые регионы обезлюдели. По территории Европы прокатилось несколько эпидемий и разрушительных войн.

Даже в этих условиях наследия римской цивилизации и науки не были забыты. Но эпохи V - VIII столетий выделяются как трудные и темные времена. В 768 году королем Франкского королевства стал Карл, вошедший в историю под прозванием Великий. Это был решительный государь, который много воевал с соседями и раздвинул границы Франкского королевства, а в 800 году был коронован как император.

Его империя включала часть восточной Испании, Италию до Рима, территорию современной Германии. Зависимыми от него были авары и многочисленные славянские народы: моравы, чехи, ободриты, сербы.

Император прославился не только победоносными войнами. Он привлекал к своему двору образованных людей и строил школы. Была организована Академия, членами которой были умнейшие люди его эпохи – монах Алкуин, историк Павел Диакон, биограф Эйнхард. Учеником Алкуина был автор одной из средневековых энциклопедий Рабан Мавр.

В школах, организованных в империи Карла Великого, учились дети дворян и клирики. Они изучали семь свободных искусств, канон которых сложился ранее,. «Каролингский минускул», способ написания букв, ставший основой современного алфавита большинства западных стран. При дворе Карла царило преклонение перед римской литературой, и делались копии сочинений на латыни.

После смерти Карла Великого последовал распад его империи. Оформленный в 843 году раздел империи на три государства заложил основы современных Италии, Германии и Франции.

Идеология, изменившая историю: Карл Маркс

Один из величайших (по мнению многих) мыслителей XIX столетия – Карл Маркс. Он родился в Пруссии, но большую часть своей жизни провел в Великобритании и умер в Лондоне. Разработанные им идеи и труды определили ход истории следующего столетия.

Формирование Маркса как мыслителя шло под влиянием философии Гегеля. Маркс критиковал своего предшественника, но, опираясь на его диалектический метод, сформировал свою концепцию диалектического материализма. Он ввел собственное материалистическое понимание хода исторического процесса, которое продолжает использоваться и в современной науке.

Наконец, Маркс создал труд «Капитал», в котором рассмотрел противоречия современного ему капиталистического общества. Он показал сущность конфликтов между капиталистами и рабочими, а также внутри этих классов. Он обосновал неизбежность смены капитализма социализмом.

Идеи Маркса повлияли на всех мыслителей левого толка XX века. Практическое приложение этих идей было сделано строителями СССР и других социалистических государств. В XXI веке продолжают существовать социалистические государства, а сторонники этой идеологии верят в конечную победу социализма. У основания этого исторического процесса оказались идеи Карла Маркса.

Самые великие люди в истории человечества – личности, которые в одиночку или при участии соратников-исполнителей, изменили ход истории или направили его в нужном направлении. Это влияние проявлялось в разном – развитии науки, создании новой религии или идеологии, изменении политической карты мира, которое создало новые условия для развития цивилизации. Результат деятельности этих личностей смог в полной мере проявиться через годы и десятилетия после их смерти.

XX век внес в историю развития государств новый тип - социальное государство, пришедшее на смену так называемому "либеральному государству" или "государству - ночному сторожу". Апологеты доктрины либерализма, виднейшими сторонниками которой были А. Смит, Лассаль, Спенсер и другие, воспевали не только свободу личности как величайшую ценность отношений между людьми, но и экономическую независимость общества и его отдельных членов от государства. Назначение государства рассматривалось слишком узко, лишь как: защита общества от угроз извне, защита "граждан от сограждан", выполнение тех работ, которые непривлекательны для частного бизнеса ввиду низкой прибыльности, но весьма важны для всего общества (строительство и поддержание в должном состоянии объектов инфраструктуры, общественных зданий и т.п.). Материальная поддержка государством отдельных граждан рассматривалась как недопустимая по двум причинам: 1) оказание помощи слабому, как считали некоторые социологи и юристы, есть вмешательство в действие закона естественного отбора, приводящее в итоге к выживанию тех, кто в естественных условиях неминуемо бы погиб, следовательно, приводящее к "снижению качества" генофонда человечества; 2) поддержание неблагополучной части общества невозможно без финансового участия благополучной части социума, а это, по сути, означает изъятие "священной и неприкосновенной" частной собственности.

С семидесятых годов XIX в. подобные взгляды постепенно были признаны устаревшими, не отвечающими реалиям и потребностям жизни общества; и в мировоззрении людей и в политике государства с большим трудом, постепенно, но укреплялась идея социального государства как инструмента заботы о личности, защиты и обеспечения ее прав и интересов.

Термин "социальное государство" достаточно широко употреблялся уже в трудах дореволюционных российских теоретиков права, причем существенных различий между социальным и социалистическим государством в то время не проводилось. В законодательстве идеи социального государства стали закрепляться вначале в актах рабочего законодательства, в рамках которого стала формироваться система социального страхования. Затем в конституциях отдельных государств (РСФСР, Веймарская Германия, Мексиканские Соединенные Штаты) в 20-е гг. XX в. были закреплены социальные права граждан и идея об ответственности государства за социальное благополучие нации в целом и каждого гражданина в отдельности. Лишь в 1949 г. в Основном законе Федеративной Республики Германия был закреплен принцип социального государства. Сегодня в конституциях России, Португалии, Румынии, Болгарии, Литвы, Казахстана, Марокко и других государств при характеристике основ государственного устройства используется термин "социальное государство".



Социальное государство можно рассматривать как достигнутое состояние, факт государственной жизни общества либо как идею, к которой государство должно стремиться, но которая, как и идея правового государства, пока окончательно не реализована. В первом случае социальное государство, несомненно, есть исторический тип государства, отличающийся от иных приоритетом социальной функции государства, особой ролью государства в экономике.

Одной из черт современного государства является повышенная забота о социально незащищенных категориях граждан: детях, инвалидах, престарелых, безработных. В их интересах устанавливаются государственные пособия и субсидии, пенсии и дотации. В свою очередь, проблема поддержки социально незащищенных категорий населения непосредственно связана с участием государства в управлении экономикой страны. Его участие в перераспределении экономических благ - это черта, характерная и для социального, и для социалистического государства. В современных обществах такое перераспределение не приводит к нарушению прав и свобод граждан и позволяет считать современные западные государства не только социальными, но и правовыми. Однако история показывает на примере тоталитарных режимов, что игнорирование требований связанности государства правом при активной патерналистской политике по отношению к большей части населения приводит к весьма негативным явлениям, не позволяющим считать данные государства истинно правовыми.

В основе социального государства лежит идея о том, что именно государство ответственно за создание таких условий жизни, при которых каждому человеку была бы гарантирована доступность элементарных благ, что можно рассматривать как создание равных стартовых возможностей (вернее, выравнивание этих возможностей). Социальным следует называть то государство, одним из приоритетных направлений деятельности которого является создание условия для реализации социальных прав граждан, закрепленных в национальном законодательстве и соответствующих мировым стандартам в этой области.

Конечно, Российскую Федерацию сегодня вряд ли можно в полной мере отнести к такому типу государств. Выдвинутый и имеющей значение элемента государственной идеологии лозунг "Жить по средствам", по сути, означает признание неспособности государственной власти разработать глобальную доктрину социальной политики и вместе с тем обеспечить эту политику экономическими механизмами.

Вместе с тем долю оптимизма внушает сама попытка конституционного закрепления многих из перечисленных признаков государства современного типа. Поэтому представляется правомерным назвать Россию страной, находящейся на переходной стадии к социальному государству, которое выступает как институт общества, направленный на организацию нормальной жизни и развития всего общества в целом, защиту прав, свобод и законных интересов всех населяющих его граждан и народов.

1. Проблемы теории государства и права: учеб. пособие / под ред.
М.Н. Марченко. – М. : Проспект, 2008. – 504 c.

2. Проблемы общей теории права и государства: учебник для юридических вузов / под ред. В.С. Нерсесянца. – М.: Норма, 2007. – 832 c.

3. Теория государства и права: учебник для юрид. вузов / под ред.
М.М. Рассолова. – М.: ГОУ ВПО РПА Минюста России, 2004. – 735 с.

Юрий Долгорукий считается основателем Москвы и одним из главных «собирателей земель». Считается, что этот князь проводил политику объединения русских княжеств, однако все эти представления на поверку оказываются спорными.

Когда родился Долгорукий?

Мы достоверно не знаем ни дня, ни даже года рождения Юрия Долгорукого. Известно, что имя Юрий - производное от имени Георгий. Известно также, что свои именины Юрий Долгорукий праздновал в апреле. Если посмотреть по святцам, то окажется, что в апреле память Георгиев отмечается четырежды, но только однажды - 23 числа - в память о Георгии Победоносце, в честь которого, очевидно, и был назван князь. Крестить младенцев было принято на сороковой день после рождения, но в княжеских домах это правило не всегда соблюдалось, поэтому среди историков принято указывать только сезон, когда родился Юрий Долгорукий - весной.

Если весной, то какого года? Василий Татищев указывал 1090 год, однако более поздние подсчеты эту дату опровергают. Юрий был шестым ребенком Владимира Мономаха, его старший брат Вячеслав (пятый сын) был старше Юрия где-то на 15 лет, а он родился в промежутке между 1081 по 1084 годом. Таким образом, год рождения Юрия Долгорукого сегодня по-прежнему неизвестен и определяется в промежутке между 1095-1097 и 1102 годами.

Чей сын?

Кто был матерью Юрия Долгорукого? На этот счет у историков есть хоть какая-то ясность. Князь мог быть сыном второй жены Владимира Мономаха Ефимии, поскольку первая жена Владимира Мономаха - Гита Уэссекская, дочь англосаксонского короля Гарольда II скончалась 10 марта, вероятно 1098 года, тогда как «Гюргева мати», о которой есть упоминание в «Поучении» Владимира Мономаха, умерла 7 мая 1107 года. Очевидно, что это были две разных женщины. Таким образом, версия Василия Татищева о родстве Юрия Долгорукого с англосаксами сегодня оспаривается.

Основатель Москвы?

Если спросить любого человека о том, кто такой Юрий Долгорукий, то с большой долей вероятности вам ответят: «Он основал Москву». И это будет ошибкой, поскольку Юрий Долгорукий не был основателем Москвы. Его имя связывается с древней историей русской столицы только по той причине, что первое упоминание Москвы в Ипатьевской летописи встречается в связи с письмом Долгорукого князю Новгород-северскому Святославу Ольговичу, которого Юрий зовет «к себе в Москов» погостить.

Однако Юрий Долгорукий не был основателем Москвы. В летописи говорится, что князь дал своему гостю «обед силен». Значит, Москва уже не только существовала, но и была городом, в котором можно было разместить дружину и устраивать пиршество. Известно, что в районе Москвы были деревни и села, принадлежавшие боярину Степану Ивановичу Кучко. К слову, самого боярина Долгорукий убил, а его дочь Улиту впоследствии выдал за своего сына Андрея Боголюбского. Кстати, «заговор Кучковичей» является одной из основных версий убийства Андрея Боголюбского.

Почему «Долгорукий»?

С историческими прозвищами ситуация всегда была и остается интересной. Их можно трактовать по-разному, в отличие от конъюнктурных предпочтений конкретной эпохи. Так, Иван Калита одно время позиционировался как жадный князь, который носил с собой кошелек из-за своей скаредности, затем тот же кошель стал атрибутом человека щедрого, который раздавал всем милостыню.

Подобная ситуация и с прозвищем «Долгорукий». Историк XVIII века Михаил Михайлович Щербатов писал, что князя Юрия прозвали Долгоруким по аналогии с персидским царем Артаксерксом – за «алчность к приобретению». В нынешних же учебниках истории происхождение прозвища объясняется тем, что Юрий Долгорукий был «собирателем земель».

Нужно сказать, что кроме Юрия, в роду Рюриковичей было еще два «Долгоруких». Это родоначальник князей Вяземских, потомок Мстислава Великого Андрей Владимирович Долгая Рука, который только один раз, в 1300 году, упоминается летописями; и потомок святого Михаила Всеволодовича черниговского, князь Иван Андреевич Оболенский, по прозвищу Долгорукий, родоначальник князей Долгоруковых. Во всех случаях трактовка прозвищ недоказуема.

Откуда взялся культ

Вплоть до середины XX века Юрий Долгорукий представал в исторической науке одним из «региональных» князей, чья деятельность в целом для истории Русского государства была малозначительной. Он многое сделал для Ростово-Суздальской земли, проводил активную градостроительную политику, но без летописной «привязки» к Москве Юрий Долгорукий так и оставался бы одним из многих талантливых и активных, но далеко не великих князей.

Вот, что пишет о нем Карамзин в своей «Истории государства Российского»: «Скромные Летописцы наши редко говорят о злых качествах Государей, усердно хваля добрые; но Георгий, без сомнения, отличался первыми, когда, будучи сыном Князя столь любимого, не умел заслужить любви народной. Мы видели, что он играл святостию клятв и волновал изнуренную внутренними несогласиями Россию для выгод своего честолюбия».

Не менее категоричен был и Василий Татищев: «Сей великий князь был роста немалого, толстый, лицом белый, глаза не весьма великие, нос долгий и искривленный, борода малая, великий любитель женщин, сладкой пищи и пития; более о веселиях, нежели об управлении и воинстве прилежал, но все оное состояло во власти и смотрении вельмож его и любимцев… Сам мало что делал, все больше дети и князи союзные…».

Культ Юрия Долгорукого - позднего, сталинского происхождения. Его подготовили к 800-летию Москвы, в 1947 году. Тогда же выпустили медаль с изображением князя, и сделали памятник (установлен в 1954 году). Плюс Юрий Долгорукого в качестве символа города был ещё и в том, что он идеально сочетался с покровителем Москвы Георгием Победоносцем.

Позиция уважаемого Кирилла Мартынова понятна и довольно распространена. Кастанеда, мол, объелся грибами, всё придумал и на этом сделал состояние. Что же, очень может быть. Но это не отменяет удивительной глубины, стройности и связности картины мира, которую он описывает в своих книгах. Кроме того, хорошо заметно, как он сам меняется от книге к книге: на глазах у читателя наивный самовлюблённый дурачок превращается в совершенно другого человека. Это легко было бы сделать задним числом, запланировав все книги сразу, но чтобы сделать это в прямой последовательности, нужно было либо действительно меняться, либо быть гением.

Мир Кастанеды существенно отличается от большинства мистических воззрений. Главное отличие, пожалуй - это то, что он безжалостен, а человек в нём одинок и беззащитен. Не на кого положиться, никто не предложит спасительную помощь: только сам, преодолев эгоистические чувства, человек может перестать себя жалеть и встать на «путь воина», в попытке избежать поглощения своего осознания после смерти Орлом - неизвестным существом, которое питается переживаниями живых существ. Но именно такой жестокий мир может сподвигнуть человека на удивительные подвиги и открытия.

В книгах Кастанеды нет благостного блеяния в стиле нью-эйдж и Коэльо, о том, что «мы все одно», или «мы - боги», нет призывов к перманентному счастью и обещаний о помощи. Поэтому смешивать Кастанеду с околомистическими словоблудами может только тот, кто его в действительности не читал.

Так же вряд ли читали его те, кто пишет об «имитации когнитивных процессов под воздействием транса». Кастанеда устами своего учителя дона Хуана излагает совсем другое представление о мире. Он говорит о том, что люди устроены таким образом, что в состоянии воспринимать лишь микроскопическую долю внешних воздействий. Кроме того, после того, как сигналы от органов чувств поступают в мозг, там они проходят дополнительную фильтрацию и «глоссировку» - процесс сверки сигналов с существующим «словарём» и идентификация всех ощущений в соответствии с ним. Этот механизм хорошо известен тем, кто в темноте принимал шевелящийся на дороге пакет за собаку.

Такой характер восприятия, очевидно, сформировался у людей эволюционным путём, позволяя им не перегружать свой перцептивный аппарат и быстро реагировать на опасность. Обратной его стороной является то, что человек оказывается узником небольшого канала восприятия, к которому его приучают с детства. Цель же обучения по системе «древних толтеков» как раз и состоит в том, чтобы вначале сделать перцептивный аппарат более гибким, позволяя ему воспринимать другие комплекты сигналов, а затем, в качестве последнего достижения, начать воспринимать всё сразу, таким образом обретя свободу от ограничений этого мира.

У этого обучения есть определённые шаги, включающие работу над собственной личностью, телесные упражнения, обучение особому способу поведения и сна. Все они довольно подробно поясняются и обосновываются, и складываются в довольно стройную систему работы над собой.

Ещё одна отличительная черта, которую редко где встретишь - это необыкновенно острый, постоянный и часто довольно грубый юмор, который сопровождает все события книги. Обычно все гуру напускают на себя ауру сияющего величия, требующего благоговейного отношения к ним. Дон Хуан же со своими друзьями, напротив, только и ищут возможности чтобы посмеяться над собой или подшутить над своими учениками.

И всё это вместе - система знания, таинственность и красота жестокого мира, острота одиночества и грубые шутки надо всем этим формирует замечательно поэтическое, глубокое и сильное мировоззрение, познакомиться с которым стоит каждому.

Есть у Кастанеды и серьёзные последователи. Из русских авторов особенно хочется отметить Алексея Ксендзюка. В своей книге «Тайна Карлоса Кастанеды» он делает замечательный обзор учения дона Хуана, анализируя его с разных сторон и сравнивая с другими философскими школами и практиками. У него же можно найти обширный список других авторов, занимавшихся этой темой.

Вам когда-нибудь приходилось совершать какие-либо действия, которые оборачивали ситуацию на корню и Вы чувствовали себя так, будто только что бросили вызов самой судьбе и победили ее? Но, несмотря на все итоги, Ваш поступок мог быть решительным лишь в какой-то небольшой обстановке и никак не мог повлиять на общество и, тем более, весь мир. Хотя, были в истории те, кто смог перевернуть ее ход и заставить идти по своему сценарию.

К Вашему взору представляется список 10 выдающихся личностей, которые своими поступками смогли изменить целый мир и историю настолько, что последствия их деяний мы видим до сих пор. Это не топ и даже не сравнительная статья, исторические личности расположены по датам их жизни и деяний.

Евклид, отец математики

Цифры, сложение, деление, десятки, дробь – к чему относятся эти слова? Правильно, к математике! Невозможно представить современный мир без множества расчетов, ведь мы, как минимум, вынуждены считать деньги, затраченные на покупку продуктов в магазине. Но ведь были времена, когда даже не было понятия “единицы” в умах людей. Откуда же пошла эта великая наука под названием “математика”? Евклид – основоположник этой науки и ее основатель. Именно он подарил миру математику в том виде, в котором мы ее видим. “Евклидова геометрия” бралась за основу у античных, а после и у средневековых ученых как образец математических расчетов.

Аттила, король гуннов


Великий король гуннов оставил заметный след в истории. Если бы не он, Западная Римская Империя могла развалиться раньше. Нашествие Аттилы в Галлию и его встреча с Папой Римским оставили богатый след в католической литературе. В средневековых сочинениях Аттилу стали называть Бичом Божьим, а само вторжение гуннов расценили как наказание за недостаточное служение Богу. Все это, так или иначе, отобразилось на последующем развитии Европы.

Император степей Чингисхан.

Стоило европейцам оправиться после нашествий гуннов, как над Европой вновь повисла угроза со стороны кочевников. Огромная орда, стирающая целые города с лица земли. Враг, с которым одновременно дрались и немецкие наемники, и самураи Японии. Речь идет о монголах, ведомых правителями династии Чингизидов, а основатель этой династии Чингисхан.

Империя Чингизидов является самой огромной континентальной империей за всю историю человечества. Европейские правители объединялись перед лицом опасности монголов, а завоеванные народы создавали свою уникальную культуру от влияния завоевателей. Одним из таких народов являлись русские. Они освободятся от власти Орды и образуют государство, которое, в свою очередь, тоже изменит историю.

Первооткрыватель Колумб

Все в современном мире, так или иначе, связано с Америкой. Именно в Америке появилась первая колониальная держава, в которой проживало не коренное население, а колонисты. А о самом вкладе США в мировую историю можно говорить очень долго. Но ведь Америка не просто так появилась на картах. Кто же ее открыл для всего мира? Имя Христофора Колумба связано с открытием этой земли для всего мира.

Гений Леонардо Да Винчи


Мона Лиза – картина, известная во всем мире. Ее автор Леонардо Да Винчи, деятель эпохи Возрождения, изобретатель, скульптор, художник, философ, биолог и писатель, таких в его время называли гениями. Великий человек с великим наследием.

Влияние Да Винчи на искусство и науку огромно. Являясь самым выдающимся деятелем эпохи Возрождения, он внес огромный вклад в искусство последующих поколений. На основе его изобретений придумали новые, часть из которых служит нам и сейчас. Его открытия в анатомии изменили понятие биологии на корню, ведь он был тем из немногих, кто, несмотря на запрет церкви, вскрывал и обследовал трупы.

Реформатор Мартин Лютер


В XVI веке это имя вызывало самые контрастные эмоции. Мартин Лютер – основатель Реформации – движения против власти Папы. Образование новой конфессии, поддерживаемой массами, уже дело крупное, способное изменить мир. А когда эта конфессия образована из другой сепаратистским образом, то тут и до войны недалеко. Европу захлестнула волна религиозных войн, продолжавшихся более века. Самым крупным конфликтом стала Тридцатилетняя война, одна из самых кровопролитных войн в истории. Не стоит забывать про то, что, несмотря на конец всех войн за религию, религиозные различия еще сильнее разъединили Европу. Протестантство стало государственной религией в некоторых странах и даже является таковой в немногих из них до сих пор.

Наполеон I Бонапарт, император Франции

“Через тернии к звездам”. Эта цитата идеально описывает этого человека. Начиная свой путь обычным корсиканским мальчишкой, Наполеон стал императором Франции и взбудоражил все европейские державы, не видавших таких людей уже сотни лет.

Имя императора-полководца было известно каждому европейцу. Такой человек не мог бесследно исчезнуть со страниц истории. Его военные успехи станут примером для множества полководцев, а его личность будут приравнивать к Богу. Ведомый своей “путеводной звездой”, Бонапарт изменил мир так, как ему хотелось.

Вождь революции Владимир Ильич Ленин


Каждый гражданин России когда-нибудь слышал о “Великой Октябрьской революции” – событии, положившем началу становления новой державы. Владимир Ильич Ленин создал самое первое в мире социалистическое государство, которое в будущем окажет огромное влияние на мировую историю.

Великая Октябрьская революция считается самым знаменательным событием во всем мире и по сей день, ведь она доказала, что учреждение коммунистического государства возможно. Советский Союз, пришедший на смену Российской Империи, изменил мир по такому сценарию, который многие даже представить не могли.

Основоположник современной физики Альберт Эйнштейн


1933: German-Swiss-American mathematical physicist Albert Einstein (1879 — 1955). (Photo by Keystone/Getty Images)

Имя Альберта Эйнштейна известно даже тем, кто в физике толком ничего не понимает. Оно и понятно: само его имя является нарицательным. Создатель известнейшей теории относительности и бесчисленного количества работ, Альберт Эйнштейн изменил само понятие слова “физика”.

Всеобщая теория относительности вызвала ажиотаж среди ученых, а ведь она была не единственным трудом этого ученого. Все прижившиеся научные теории и мнения были буквально стерты в порошок всего лишь одним человеком. Современная физика все еще стоит на утверждениях Альберта Эйнштейна и, возможно, будет стоять еще не одну сотню лет.

Адольф Гитлер

Вторая Мировая война является самым кровавым конфликтом за всю историю человечества. Более 70 миллионов людей лишились жизни, а еще больше жизней было сломано. Всем известно имя того, из-за кого началась эта война. Адольф Гитлер – лидер НСДАП, основатель Третьего Рейха, человек, чье имя неразрывно связано с понятиями холокост и Вторая Мировая война.

Как бы все ненавидели Гитлера, его влияние на мировую историю признано и неоспоримо, ведь итоги Второй Мировой все еще эхом проносятся по нашему миру, иногда вскрывая разные подробности. Если говорить конкретнее и проще, то именно из-за Гитлера была образована ООН, начата Холодная война и было создано множество изобретений, которые из армии перешли в быт человека. Но не стоит забывать и о уничтожении целых национальностей лишь по той причине, что они просто существуют, не стоит забывать о 70 миллионах, отдавших свою жизнь за прекращение этого ужасного конфликта, не стоит забывать о трагедии, конец которой пришлось положить всему миру.