Пассивно агрессивный. Пассивно-агрессивное расстройство личности

Вторая мировая война, как и любая другая, принесла не только жертвы и разрушения, но и полезные открытия. Военные врачи часто сталкивались с необычными расстройствами, связанными как с посттравматическим синдромом, так и с менее тяжелыми стрессовыми ситуациями. Первым термин «пассивная агрессия» употребил американский медик Уильям Меннингер, описывая случаи непрямого выражения гнева. Солдаты, которых наблюдал Меннингер, не выражали гнев в открытую, но проявляли его в обидах, упрямстве, отказах выполнять приказы, неэффективной службе в целом. Сперва исследователь счел такое поведение незрелым, вызванным стрессом от военных действий. Но затем стало ясно, что реакции солдат могут быть симптомами личностного расстройства. Новый диагноз нашел отражение в первом «Руководстве по диагностике и статистике психических расстройств» (DSM). Правда, со временем он переместился из категории основных расстройств личности в группу «расстройств, требующих дополнительного изучения».

Версии о происхождении пассивной агрессии ученые высказывали и до Меннингера, используя другие термины. В работах Зигмунда Фрейда можно встретить описания случаев непрямого выражения гнева, связанного с потребностью сдерживать аффекты, нежелательные для себя и окружающих. Немецкий психиатр Фредерик Перлз, кардинально пересмотревший идеи классического психоанализа, считал пассивную агрессию бичом современной цивилизации, проявляющимся и в лени, и в нездоровом пищевом поведении, и в изобретении смертоносного оружия. Американский психолог Эрик Берн связывал пассивную агрессию с детскими паттернами поведения, которые сохраняются у взрослого человека вместо появления зрелых, обдуманных реакций. Но все исследователи сходились в одном: корни пассивной агрессии нужно искать в детстве.

От детства к зрелости: вести себя хорошо

Некоторые родители спокойно реагируют на агрессивное поведение ребенка, понимая, что он в силу возраста не способен осознать ущерб, который может нанести своим сверстникам и родителям. Другие мамы и папы с самого раннего детства требуют от малыша быть паинькой, никого не обижать и подавлять приступы гнева. Подобными требованиями они наносят ребенку двойной вред: во-первых, его учат постоянно подавлять в себе агрессию, необходимую для преодоления трудностей и собственной защиты, а во-вторых, ему прививают неправильные модели поведения, которые могут быть по душе родителям, но впоследствии принесут человеку множество проблем. Скажем, ребенку не нравится еда, которой его кормят на завтрак. Он может сказать: «Ненавижу эту гадкую кашу!» Но вместо того, чтобы убедить ребенка есть кашу (например, с помощью игры), некоторые родители идут самым простым путем и накладывают запрет на подобные реакции. «Хорошие дети такого не говорят», «Не спорь с родителями», «Если ты так говоришь, значит, ты не любишь маму» и так далее.

В таком случае единственный способ для ребенка выразить отношение к ситуации - тихо саботировать процесс, не доводя дело до открытого конфликта: например, нарочито медленно есть и отвлекаться. Или же ребенок может начать безобразничать за столом, желая «наказать» родителей за какую-то обиду по другому поводу, не решаясь в открытую выразить свое недовольство. Удачное применение этих способов постепенно закрепляется, и человек начинает использовать их по любому поводу. В первую очередь - против людей, являющихся для него авторитетом, по инерции перенося на них родительские фигуры.

От теории к практике: быть честным с самим собой

Пассивно-агрессивное поведение может состоять из разных элементов; если вы присмотритесь к коллегам и знакомым, то узнаете многие из них. Невыполнение сроков, откладывание необходимых поступков, протест против адекватных требований окружающих, упрямство, брезгливость и презрение в адрес начальства, саботаж, сарказм, избегание ответственности - лишь малая толика приемов, которые способен применять человек, в детстве не научившийся прямому выражению гнева. Каждый из этих способов в отдельности не говорит о том, что человека нужно вести на прием к психотерапевту, но использование их в совокупности должно насторожить.

Профессиональные психологи и психотерапевты считают, что люди, проявляющие пассивную агрессию, редко осознают неадекватность своего поведения и не имеют мотивации к лечению. И даже соглашаясь на психотерапевтический сеанс, такие пациенты вступают в конфронтацию с врачом. Психотерапевт не может потакать реакциям пациента, это противоречит процессу лечения, но если он будет постоянно критиковать проявления пассивной агрессии, он может невзначай побудить человека и вовсе отказаться от терапии. Люди, использующие пассивную агрессию для решения своих проблем, часто подкидывают такие задачки не только специалистам, но и близким.

Обычно психотерапевты используют поведенческие техники и тренировку социальных навыков. Такие пациенты с детства страдают от непонимания правил поведения, не знают, когда можно использовать тот или иной коммуникативный прием. Психотерапевт демонстрирует образцы поведения, адекватного ситуации: высказывает свои эмоции прямо (например, просто говорит: «Я злюсь на тебя, потому что ты недоволен, но молчишь»), использует юмор. Также терапевт поддерживает здоровое поведение пациента, хвалит его, делает комплименты его адекватным шуткам, но не сарказму.

Распознать пассивную агрессию и противодействовать ей не так уж сложно - даже неспециалисту. Стоит насторожиться, если ваш родственник, друг или коллега ведет себя следующим образом:

Постоянно жалуется или спорит.

Совершает действия, идущие вразрез с вашим предложением, которое было согласовано заранее. Например, вы с супругом договорились в субботу остаться дома и сделать генеральную уборку. В пятницу он/она неожиданно сообщает, что собирается завтра пойти в кино с друзьями, а уборка - как-нибудь в другой раз.

Пренебрегает новостями и событиями в жизни значимых людей. Например, вы рассказываете лучшему другу о том, что вас на полгода отправляют в командировку мечты на Мадагаскар, а он утыкается в телефон или перебивает вас словами: «Давай я лучше тебе расскажу, как мы вчера сходили в рейд в Warcraft».

Отказывается от положительных оценок. «Дорогая, я купил тебе машину». - «Ты что, хочешь, чтобы я всю жизнь в пробках торчала?»

Отрицает собственные негативные реакции. «Почему ты дуешься?» - «Тебе кажется».

Убежден в том, что только другим людям постоянно везет.

Вышеперечисленные реакции - компоненты пассивно-агрессивного поведения. Чтобы преодолеть его, надо вести себя аккуратно и последовательно: откажитесь от игр, которые навязывает вам партнер по общению, не применяйте его приемы, не начинайте общение без оптимизма и позитивных установок. Сохраняйте спокойствие и постарайтесь объяснить себе причины поведения коллеги, родственника или друга. Каждый раз, когда вы слышите сарказм или жалобу, старайтесь посмотреть на ситуацию глазами вашего партнера. Может быть, вы почувствуете одиночество и обиду, переполняющую вашего собеседника, и вам станет проще симпатизировать ему. Если вы не можете отыскать причину, просто перечислите характерные признаки его поведения, примите их и признайте, что в этот раз вы не купитесь на подобные реакции. Задавайте вопросы, старайтесь узнать, чем недоволен ваш собеседник.

Поощряйте высказывание претензий, но не будите спящего зверя: если человек изо всех сил направляет свою агрессию по обходным путям, он может это делать из страха, что вы не справитесь с волной его гнева. Будьте аккуратны и старайтесь отличить раздражение, проявляющееся в подвижности и быстрой небрежной речи, от ярости, которая может скрываться за оцепенением, напряженной позой и застывшей мимикой. И самое главное - высказывайте собственные чувства, говорите о себе, показывайте, что вы живой человек. Открытое проявление чувств - тот самый риск, которого старается избегать человек, проявляющий пассивную агрессию, не зная, как проявить себя истинного. Но как только у него хоть раз получится выразить себя и увидеть, что его понимают, он никогда больше не откажется от подобного опыта.

Если же вы поймали самого себя на использовании пассивной агрессии, старайтесь не терять ощущения осознанности собственных действий. Если вы хотите резко ответить, остановитесь, выдохните и скажите то, что собирались, прямо, но спокойно. Любое «меня бесит, что другие получают все» можно превратить в «я хочу быть любимым, я готов открыться людям». Будьте честны в первую очередь сами с собой. Искренность - прямой путь к открытому диалогу, конструктивной агрессии и преодолению трудностей.

Фото: Marc Quinn
Иконки: 1) Herbert Spencer, 2) Alexander, 3) Gilad Fried - from the Noun Project.

, Комментарии к записи Пассивно-агрессивное поведение отключены

Пассивно-агрессивное поведение

Пассивно-агрессивное поведение — это действия, которые выражают злость, а выглядят для самого человека как непреднамеренные ошибки.Обычно пассивно-агрессивно ведут себя люди, которые в силу своих убеждений или воспитания не могут выразить злость на другого человека или отказать ему в чем-то.

Пример пассивно-агрессивного поведения: родитель попросил ребенка помыть полы, а ребенок не хочет этого делать. Отказать он не может, поэтому моет полы, но так плохо, что родителю приходится их перемывать. В этом случае цель такого поведения в том, чтобы родители больше не просили ребенка мыть полы. Кроме того, ребенок может уже злиться за родителей на что-то, поэтому ему доставляет особое удовольствие наблюдать, как родитель злится и моет полы сам.

Еще один пример. Девушка сердится на своего молодого человека за то, что он не предлагает ей выйти замуж, но не может выразить свою злость, так как считает, что девушка не должна навязываться. Она может устраивать дома беспорядок, зная, что парень очень ценит порядок, или все время опаздывать, зная, как важна для него пунктуальность.

Если пассивно-агрессивный человек откажет, выразит злость или отомстит намеренно, он будет испытывать сильное чувство вины, ведь он считает, что так поступать нехорошо. Однако если он делает что-то плохое не намеренно, а нечаянно, то на него редко злятся в ответ, потому что он не виноват. Когда есть запрет на выражение негативных эмоций, они все равно так или иначе проявляются в поведении: либо в раздраженной интонации, либо в виде пассивно-агрессивного поведения.

Что представляют из себя пассивно-агрессивный поступки? Один из самых частых пассивно-агрессивных поступков — забыть что-то важное для другого человека, например, купить какой-то продукт, без которого другой человек не может есть, или забыть бумаги, важные для этого человека. Постоянные опоздания на 20-40 минут, с которыми человек ну просто совершенно не в силах ничего поделать, — тоже пример пассивной агрессии.

Бессознательная цель пассивной агрессии — отомстить другому человеку за что-то, чаще всего за свою неспособность сказать «нет», когда этот человек просит о чем-то. Пассивно-агрессивная личность сначала соглашается сделать что-то неприятное для себя, не в силах отказать, а затем мстит и наблюдает за тем, как другой человек расстроен или зол, и получает бессознательное удовлетворение от того, что тот наказан.

Вторая цель — самому уйти от наказания за месть. Если мы совершаем поступки, которые вызывают злость у других людей, то несем за это наказание в виде их недовольства, ответной злости или отказа от каких-то нужных нам действий. Пассивно-агрессивный тип поведения обычно не рассматривается другими людьми, как намеренный, и поэтому в результате него удается уйти от немедленной расплаты, хотя отношения постепенно портятся, так как другой человек все равно злится на такие поступки и начинает избегать общения.

Если вы общаетесь с пассивно-агрессивной личностью и не можете прекратить общение с ней, то я советую сделать так, чтобы вторая цель такого поведения не была реализована. Когда вас злит что-то в поведении другого человека, выражайте свое раздражение, настаивайте на то, чтобы такое поведение прекратилось; говорите, что вам неважно, нечаянно человек делает это или специально.

Вы не можете заставить другого человека поступать иначе, но можете поспособствовать тому, чтобы цель таких действий стала им осознаваться. Чаще всего в этом случае человек прекращает так поступать, если для него важны отношения с вами и если у него есть основания думать, что такие поступки повлияют на ваше общение.

Находите и вскрывайте причины пассивно-агрессивных поступков, например, говорите: «Мне кажется, что ты не хотел делать для меня то-то, но не сказал мне «нет», а теперь забыл то-то и таким образом мне отомстил». Обычно бессознательные манипуляции не могут совершаться дальше, если человек начинает понимать, что мстит. Такое осознание может произойти, если вы несколько раз свяжете то, что могло расстроить человека и то, что он «нечаянно» сделал.

Пассивно-агрессивные личности

Люди с пассивно-агрессивным расстройством личности имеют противоположный стиль, который свидетельствует об их нежелании получать признание и поддержку от людей, обладающих властью.

Их главная проблема заключается в конфликте между желанием получать выгоды, которыми жалует власть и обладатели ресурсов, и желанием сохранить свою независимость. Следовательно, они пытаются поддерживать отношения, становясь пассивными и покорными, но когда чувствуют, что потеряли независимость, ниспровергают власть.

Эти люди могут воспринимать себя как самодостаточных, но уязвимых к постороннему вторжению. Однако они тянутся к сильным людям и организациям, поскольку жаждут социального одобрения и поддержки.

Желание «присоединиться» часто сталкивается со страхом вторжения и влияния со стороны окружающих. Однако других они воспринимают как назойливых, требовательных, вмешивающихся, контролирующих и доминирующих. Особенно часто пассивно-агрессивные личности думают так о людях, обладающих властью. И в то же время считают их способными к приятию, поддержке и заботе.

Внутренние скрытые убеждения пассивно-агрессивного человека связаны со следующими представлениями: «Невыносимо быть под контролем других», «Я должен делать все по-своему», «Я заслужил одобрение за все, что сделал».

Их конфликты выражены в столкновении убеждений: «Мне нужно, чтобы некто, облеченный силой и властью, поддерживал меня и заботился обо мне» против: «Я должен защищать свою независимость и самостоятельность», «Если я придерживаюсь чужих правил, я теряю свободу действий».

Поведение таких людей выражается в отсрочке действий, которых от них ожидает власть, или в поверхностном подчинении, но неподчинении по существу. Обычно такая личность сопротивляется требованиям других, как в профессиональной области, так и в личных отношениях. Но делает это косвенным образом: тянет с работой, обижается, «забывает», жалуется на то, что ее не понимают или недооценивают.

Главная угроза и страхи связаны с потерей одобрения и уменьшением независимости. Их стратегия заключается в укреплении своей независимости через скрытую оппозицию людям, наделенным властью, и в то же время через видимый поиск их покровительства.

Пассивно-агрессивные личности пытаются уклоняться от выполнения правил или обходить их с помощью скрытого неповиновения. Они часто бывают деструктивны, что принимает форму не выполненной вовремя работы, непосещения занятий и тому подобного поведения.

Несмотря на это, на первый взгляд, из-за потребности в одобрении, такие люди могут старательно казаться послушными и принимающими власть. Они часто пассивны и вообще склонны идти по пути наименьшего сопротивления, избегая ситуаций соперничества и действуя в одиночку.

Типичной эмоцией пассивно-агрессивных личностей является сдерживаемый гнев, который связан с противодействием правилам, установленным властью. Он вполне осознаваем и сменяется тревогой в ожидании репрессий и под угрозой прекращения подпитки властью.

Пассивно-агрессивные люди остро воспринимают все, в чем им видится недостаток уважения или недостаточная, на их взгляд, оценка их личности. Если вы попросите о чем-то в резкой манере или с отсутствующим видом, они тут же, с большой долей вероятности, настроятся враждебно.

Впрочем, поставьте себя на их место: как вы реагировали в последний раз, когда начальник сухо или жестко приказал вам что-то сделать? Даже если вы не возражаете по сути поручения, у вас, вероятно, возникнет искушение игнорировать приказ, потому что высокомерный вид и тон начальника вызывают раздражение.

Пассивно-агрессивные личности очень часто испытывают скрытый гнев, так что, если вы будете с ними вежливы и дружелюбны, это сильно облегчит жизнь. А если ваша просьба или требование причиняет им неудобство, постарайтесь выразить сочувствие и понимание ситуации несколькими дружелюбными, но уважительными (ни в коем случае не фамильярными!) фразами.

Сравните два варианта общения с официантом. Первый: «Что за обслуживание?! Нельзя ли побыстрее?» Второй: «Я очень спешу! Вижу, что в ресторане много посетителей, и у вас работы по горло, но если бы вы обслужили меня побыстрее, я был бы вам признателен».

Безусловно, ни тот ни другой подход не гарантируют результат. Но, приняв первый, вы наверняка спровоцируете новую пассивно-агрессивную реакцию. Официант, даже если ускорится, найдет возможность «наказать» вас другим способом: «забудет» принести приборы или одно из блюд, «исчезнет», когда вы соберетесь заплатить, или усадит за соседний столик шумную компанию.

Пассивно-агрессивная личность чаще выражает свою агрессивность косвенным путем, считая, что так рискует значительно меньше. В некоторых случаях это действительно срабатывает и подкрепляет выбранное поведение. Но если вам удастся побудить такую личность откровенно высказать свое недовольство, это позволит обсудить проблему и, возможно, найти взаимоприемлемое решение.

Если это человек, с которым вам еще не раз придется взаимодействовать, тактика игнорирования его косвенной агрессии – не самая конструктивная и полезная. Старайтесь не притворяться, что не замечаете недовольства. Если ваша вторая половина или сотрудник дуются на вас, может возникнуть желание промолчать и не реагировать, пока все не пройдет. Но, увы, в большинстве случаев «само» это не проходит.

Не забывайте, что пассивно-агрессивное поведение – почти всегда некий сигнал или призыв. Если вы его не воспринимаете, пассивно-агрессивный тип, скорее всего, будет увеличивать мощность, пока вы так или иначе не отреагируете. Недостижение цели часто распаляет таких людей. Подтолкнуть такого собеседника к разрядке или переходу в открытый диалог может, например, вопрос: «Мне кажется, ты чем-то недоволен. Или я ошибаюсь?»

В диалоге старайтесь не критиковать пассивно-агрессивных людей, формируя у них образ родителей, читающих нотации. Иначе попадете в замкнутый круг взаимного мщения.

Из книги Психика и её лечение: Психоаналитический подход автора Тэхкэ Вейкко

Из книги Когнитивная психотерапия расстройств личности автора Бек Аарон

Пассивно-агрессивное расстройство личности Люди с пассивно-агрессивным расстройством личности имеют противоположный стиль, который свидетельствует об их нежелании получать признание и поддержку от людей, обладающих властью. Главная проблема состоит в конфликте между

Из книги Понять природу человека автора Адлер Альфред

Глава 15. Пассивно-агрессивное расстройство личности Диагностические особенности Наиболее характерная особенность пассивно-агрессивного расстройства личности (ПАРЛ) - сопротивление внешним требованиям, которое обычно проявляется в оппозиционном и обструкционном

Из книги Язык взаимоотношений (Мужчина и женщина) автора Пиз Алан

11 АГРЕССИВНЫЕ ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА ТЩЕСЛАВИЕ И ЧЕСТОЛЮБИЕКак только стремление к самоутверждению берет верх, оно провоцирует увеличение психического напряжения. Соответственно, когда все более значимой целью для индивидуума становится власть и превосходство над другими,

Из книги Юридическая психология. Шпаргалки автора Соловьева Мария Александровна

Почему мужчины столь агрессивные Тестостерон представляет собой гормон успеха, достижений, состязательности и, попав не в те руки (яички), может сделать мужчину или самца у животных очень опасным. Большинство родителей знают о неудержимом пристрастии мальчиков к

Из книги Кто в овечьей шкуре? [Как распознать манипулятора] автора Саймон Джордж

65. Агрессивные жертвы Агрессивных жертв принято разделять на агрессивных насильников (нападают на причинителя вреда) и агрессивных провокаторов (совершают акт агрессии в иной форме – оскорблении, клевете, издевательстве).Агрессивные насильники бывают: а) общего типа

Из книги Трудные люди. Как налаживать хорошие отношения с конфликтными людьми автора Макграт Хелен

71. Агрессивные насильники Среди жертв насильственных преступлений, завершившихся убийством жертвы или причинением ей тяжких телесных повреждений, с большим отрывом лидирует агрессивный тип жертвы, когда негативное поведение жертвы и послужило толчком к совершению

Из книги Трудные люди [Как с ними общаться?] автора Ковпак Дмитрий Викторович

72. Агрессивные провокаторы К агрессивным провокаторам обычно принадлежат мужчины в возрастном диапазоне 30–50 лет, обладающий набором негативных черт (примитивные интересы и потребности, переоценка собственного ума, пренебрежение к преступнику, грубость, склочность,

Из книги автора

Скрыто-агрессивные действия и скрыто-агрессивный тип личности Многие из нас время от времени предпринимают те или иные скрыто-агрессивные действия, но это еще не делает нас скрыто-агрессивными личностями или манипуляторами. Личность человека можно определять как

Из книги автора

Как распознать агрессивные планы Если понять, насколько основополагающей чертой является стремление человека вступать в схватку за желаемое, и больше узнать о тех коварных и незаметных приемах подковерной борьбы, которые могут использовать и каждый день используют

Из книги автора

Отличия скрыто-агрессивной личности от пассивно-агрессивной и других типов Подобно тому как пассивность и скрытая агрессия представляют собой очень разные стили поведения, пассивно-агрессивная и скрыто-агрессивная личности разительно отличаются друг от друга. Миллон

Из книги автора

Типичные черты пассивно-агрессивной личности Люди, которым свойственна пассивно-агрессивная модель поведения, испытывают такие же негативные чувства, как и все, но не пытаются разобраться в них или открыто выражать свое недовольство. Вместо этого они избирают тактику

Из книги автора

Пассивно-агрессивное расстройство личности по классификации DSM-IV Чтобы поставить человеку такой диагноз, необходимо выявить в его поведении как минимум четыре из приведенных ниже

Из книги автора

Как обычно ведут себя пассивно-агрессивные личности Распускают слухи, распространяют информацию, порочащую других людей, но делают это исподтишка. Срывают важные поручения по причине якобы забывчивости, а потом извиняются, но при этом ясно видно, что они и не

Из книги автора

Как мыслят пассивно-агрессивные личности В своих действиях они исходят из принципа «Я должен сопротивляться всем попыткам контролировать мое поведение или влиять на него, даже если люди имеют на это право. Окружающие меня не ценят, поэтому я буду выполнять их просьбы и

Из книги автора

Пассивно-агрессивные личности Люди с пассивно-агрессивным расстройством личности имеют противоположный стиль, который свидетельствует об их нежелании получать признание и поддержку от людей, обладающих властью.Их главная проблема заключается в конфликте между

Некоторым кажется, что пассивная агрессия – это лучший способ улаживать конфликты. Но это не так. Данная тактика не только приводит к огромному разочарованию, но также является невероятно непродуктивным действием со стороны пассивно-агрессивного человека, потому что он или она не получает в результате этого действительного понимания.

« А для человека, являющегося мишенью пассивной агрессии, переживание подобного отношения может заставить чувствовать себя сумасшедшим», - объясняет Скотт Ветцлер (Scott

Wetzler), доктор наук, председатель департамента психиатрии и бихевиоризма в Медицинском центре Монтефьоре, а также автор книги «Жизнь с пассивно-агрессивным человеком» (Living With the Passive-Aggressive Man). «Вам говорят, что все в порядке, однако вы ощущаете напряженность в ваших отношениях. Вы знаете, что что-то происходит, но другой человек от вас это скрывает».

« По своей сути подобное поведение является приукрашенной враждебностью, - объясняет Ветцлер. - Поэтому, например, вместо того, чтобы напрямую отказать вам в какой-либо просьбе, эти люди…косвенно не делают то, чего вы от них ожидаете».

Пассивно-агрессивное поведение, выраженное множеством способов, имеет один и тот же корень: в его основе лежат страх и попытка избежать прямого конфликта, сопряженные с чувством беспомощности и бессилия. Результат? Безмолвная силовая борьба, которая может выражаться по-разному, например:

  • Сарказм
  • Молчание
  • Избегание прямого контакта
  • Отсутствие похвалы
  • Критика
  • Саботаж
  • Опоздания
  • Невыполнение просьбы

« Иногда подобное пассивно-агрессивное поведение намеренное, потому что пассивно-агрессивный человек хочет, чтобы другой первым вступил в конфликт, однако часто подобное поведение абсолютно ненамеренно» , - утверждает психиатр из Калифорнии, Андреа Брандт (Andrea Brandt), доктор, автор книги «8 Ключей к избавлению от пассивной агрессии» (8 Keys to Eliminating Passive-Aggressiveness) и «Осознанный гнев: эмоциональный путь к свободе» (Mindful Anger: The Emotional Path To Freedom). «Они находят людей, которые дают им толчок, - объясняет доктор Брандт. - Они направляют пассивную агрессию на людей, которые не могут им дать ответ, и которых легко вывести из себя» .

Брандт считает, что иногда люди проявляют пассивную агрессию из-за своего воспитания. Например, люди, выросшие в семье, где один родитель доминирует над другим, более склонны к пассивной агрессии. «Они учатся тому, что к сильным и неуравновешенным людям нельзя обращаться напрямую, однако им можно лгать или хранить что-либо от них в секрете, чтобы получить желаемое, - объясняет она. - Например, мы все слышали в детстве такую фразу: «Мы не будем рассказывать это твоему отцу». Это пассивно- агрессивное поведение».

Хотя каждый из нас время от времени выражает пассивную агрессию (достаточно вспомнить последний раз, когда вы сказали «да», когда имели в виду «нет»), есть некоторые люди, которые более склонны к подобному поведению. Люди, избегающие или боящиеся конфликтов, более склонны к пассивно-агрессивному поведению, так же как и люди с низкой самооценкой и самоуверенностью, «потому что вам не давали разрешения на выражение своих чувств, особенно гнева», - утверждает Андреа Брандт.

Какой же лучший способ общения с пассивно-агрессивным человеком?

1. Назвать поведение настоящим именем: враждебность. «Осознание и признание данного поведения тем, что оно на самом деле собой представляет, значит понять, что это - разновидность враждебности, и не позволять дурачить себя его безвредностью и завуалированновтью, - советует Ветцлер. - Когда вы признаете его разновидностью враждебности, вы получаете возможность с ним разобраться».

Самая большая ошибка людей в том, что они проявляют снисходительность. Как только вы поддаетесь пассивно-агрессивному поведению, вы теряете возможность противостоять ему: важно видеть, что это - борьба за власть, и использовать типичную тактику борьбы.

2. Устанавливать ограничения и следовать им. «Четко д айте понять, что вы не будете терпеть подобное поведение » , - говорит Ветцлер. Если человек постоянно опаздывает и это вас беспокоит, дайте ему понять, что в следующий раз, когда он или она опоздает, скажем, в кино, вы просто пойдете один. «Это способ установки ограничения, - объясняет Ветцлер. - Это также способ сказать, что вы не собираетесь мириться с этим или отступать».

3. Говорить конкретно, а не в общем. Если вы собираетесь противостоять пассивно-агрессивному человеку, говорите четко о проблеме. Опасность конфронтации состоит в том, что ваши заявления могут звучать слишком обобщенно. Например, такие фразы как «Ты всегда так делаешь!» вас ни к чему не приведут. Поэтому важно говорить с человеком о конкретном действии. Например, если его молчание начинает действовать вам на нервы, объясните это с помощью конкретного случая, где он смолчал, а для вас это выглядело проявлением враждебности. «Называйте лопату лопатой», - советует Ветцлер.

4. Практикуйте положительно- утвердительное общение. « Есть агрессивное общение, есть пассивное общение, а есть пассивно-агрессивное общение. Ни один из этих видов общения не является положительным » , - утверждает Андреа Брандт.

Положительно-утвердительное общение означает, что вы отвечаете в положительном, не реагирующем на враждебность, уважительном тоне. «Вы уверены в себе, готовы к сотрудничеству, есть ощущение, что вы оба хотите разрешить проблему так, чтобы все оказались в выигрыше», - говорит доктор Брандт. Также важно слушать и не усугублять разговор обвинениями. «Вы не просто пытаетесь добиться своего, но принимаете точку зрения другого человека. Признание этого человека и его чувств не означает, что вы обязаны с ним соглашаться».

Хорошо, все иногда бывают пассивно-агрессивными. Но как остановиться, если вы обнаружили, что уже начали себя так вести?

1. Внимательность, внимательность, внимательность, советует Брандт. Прислушиваясь к себе и своим чувствам, вы можете определить, когда ваши действия расходятся с ощущениями и мыслями (это то, как начинается пассивная агрессия), говорит она.

Заставить людей осознать, что это поведение также является формой само-саботажа, значит предоставить им возможность решения проблемы. «Тот факт, что они не сдали вовремя проект или не получили повышение, никак не вяжется в их понимании с тем, что они прибегают к пассивно-агрессивному поведению, - говорит Ветцлер. - Они считают так: «О, мой начальник - деспотичный и несправедливый», однако не думают, что это может быть связано с их работой».

Также важно понимать, что гнев, который является корнем этого поведения, не является изначально отрицательной эмоцией. «Гнев имеет множество положительных качеств: он говорит вам, что что-то не так, может помочь вам сосредоточиться, оценить свои ценности и цели, усилить ваши отношения и связи», - объясняет Брандт. Поэтому когда вы гневаетесь по какой-то причине, не бойтесь выражать свои эмоции и направлять их на тех, кого они касаются (просто используйте положительно-утвердительную форму общения).

Противостояние страху конфликта может минимизировать пассивную агрессию. По наблюдениям доктора Вецлера,чаще всего попытка сгладить это поведение может привести к еще большему конфликту. «Хорошо, если открытый конфликт удастся разрешить. Однако он неизбежно разрастется из-за того, что было спрятано «под ковер», из-за того, что изначально было несогласие между двумя сторонами, - объясняет он. - Вам придется вынести свои чувства на поверхность и прояснить ситуацию. Поэтому положительно-утвердительное общение, желание вступить в конфронтацию и конфликт, разрешив их конструктивным образом, потребует в некоторой степени больших усилий».

В конечном итоге, чтобы остановить пассивно-агрессивное поведение необходимо понять, чего вы хотите, и избавиться от всего прочего. Некоторые люди настолько хорошо осознают, что другие люди о них думают и ожидают от них, что они просто с этим смиряются себе во вред. «Они не думают о том, чего они сами хотят, а только о том, чего от них хотят другие».

Таким образом, решение - в том, чтобы прислушаться к своему собственному голосу. «Избавьтесь от внешних голосов, - говорит Ветцлер. - Тогда вы поймете, в каком направлении двигаться».

Пассивная агрессивность является непрямым выражением гнева, при котором человек пытается расстроить или ранить вас не самым очевидным способом. Сложность заключается в том, что такому человеку легко отрицать наличие недобрых намерений. Люди проявляют склонность к пассивно-агрессивному поведению по той причине, что они не умеют справиться с конфликтом должным образом. Однако существуют способы помочь такому человеку осознать собственное поведение и решить проблему пассивной агрессии посредством общения.

Шаги

Часть 1

Как распознать пассивно-агрессивное поведение

    Познакомьтесь с признаками . Коварная природа пассивной агрессии кроется в том, что человек может правдоподобно отрицать такое поведение. В ответ на ваши обвинения он может заявить, что не понимает, о чем речь, либо обвинить вас в чрезмерной реакции. Всегда доверяйте своим чувствам и научитесь различать пассивную агрессию.

    Убедитесь, что вы не преувеличиваете. Может показаться, что человек пытается досадить вам, но также возможно, что вы просто чрезмерно мнительны и все принимаете на свой счет. Оцените свои слабые места - в прошлом вам часто попадались люди, усложняющие вашу жизнь? Этот человек похож на них? Вы предполагаете, что он ведет себя так же?

    Обратите внимание на ощущения, которые вызывает у вас человек. При общении с пассивно-агрессивным человеком вы можете чувствовать разочарование, гнев и даже отчаяние. Может показаться, будто вы просто не способны угодить человеку, что бы вы ни говорили или ни делали.

    • Вас может ранить тот факт, что вы выступаете принимающей стороной пассивно-агрессивного поведения. Например, человек может устроить вам молчаливый бойкот.
    • Вас может сбить с толку тот факт, что человек постоянно жалуется, но ничего не делает, чтобы исправить ситуацию. Проследите за своими инстинктами.
    • Нахождение рядом с таким человеком может утомлять или опустошать вас, так как вы тратите слишком много энергии, чтобы справиться с пассивно-агрессивным поведением.

    Часть 2

    Реакция на пассивно-агрессивное поведение
    1. Всегда сохраняйте положительный настрой. Сила позитивного мышления помогает справиться с повседневными делами. Люди с пассивно-агрессивным поведением будут пытаться затянуть вас в воронку негатива. Иногда они стараются вызвать отрицательную реакцию, чтобы в ответ перенести внимание на вас и оказаться как будто не виноватыми. Не допускайте этого.

      • Оставайтесь позитивным, чтобы не опускаться до их уровня. Не давайте таким людям повода. Не оскорбляйте их, не кричите и не раздражайтесь. Оставаясь спокойным, вы будете в более выгодном положении, чтобы перенести внимание на их действия, а не на свои. Разозлившись, вы лишь отвлечете внимание от реальных проблем.
      • Моделируйте положительное поведение. Общаясь с детьми и взрослыми, реагируйте на свои конфликты так, чтобы другие знали, как взаимодействовать с вами. Пассивная агрессия испускает эмоции, пряча их за маской безразличия. Вместо этого будьте открытым, честным, прямо выражайте свои эмоции. Столкнувшись с таким пассивно-агрессивным поведением, как демонстративное молчание, направьте разговор в продуктивное русло.
    2. Всегда сохраняйте спокойствие. Если вы расстроены, то не спешите принимать решений и для начала успокойтесь (пройдитесь, включите музыку и потанцуйте, решите кроссворд), а после этого решите, что вы хотите получить от этой ситуации, то есть с каким разумным исходом вы сможете примириться.

      • Контролируйте свои эмоции, особенно гнев. Не нужно прямо обвинять людей в пассивной агрессии, это лишь позволит им все отрицать и обвинить вас в раздувании проблемы, чрезмерной восприимчивости или подозрительности.
      • Ни в коем случае не выходите из себя. Не позволяйте человеку понять, что он или она смогли вывести вас. Это лишь подкрепит их поведение и все повторится снова.
      • Сдержитесь от проявления ответного гнева или другой эмоционально окрашенной реакции. Так вы возьмете ситуацию в свои руки и будете выглядеть человеком, которым нельзя помыкать.
    3. Начните разговор о проблеме. При условии сохранения эмоциональной стойкости, самоуважения и спокойствия, лучше всего просто выразить то, как вы видите ситуацию. Например: «Я могу ошибаться, но предполагаю, ты расстроилась, что Диму не пригласили на вечеринку. Давай обсудим это?»

      • Говорите прямо и по существу. Если выражать свои мысли нечетко и говорить общими фразами, то человек с пассивно-агрессивным поведением легко сможет перекрутить сказанное. Если вы собираетесь противостоять такому человеку, то лучше высказываться прямо.
      • Опасность конфронтации порождается возможностью свободной трактовки фраз вроде «Ты опять за старое!». Так вы ни к чему не придете, лучше сразу сказать о конкретном действии. Так, если вас раздражает молчаливый бойкот, то приведите в пример конкретный случай, когда он имел место.
    4. Человек должен осознать, что он расстроен. Не обязательно нагнетать обстановку, но сохраняйте твердость и скажите: «Похоже, ты сейчас очень расстроена» или «Складывается впечатление, что тебя что-то беспокоит».

    Часть 3

    Как защититься от пассивно-агрессивного поведения

      Установите границы для таких людей. Вы, конечно, не желаете разжигать противостояние, но не нужно также становиться боксерской грушей для пассивно-агрессивных людей. Это одна из форм жестокого обращения, которая может навредить вам. Вы имеете полное право установить границы.

      • Частой ошибкой является излишняя мягкость. Уступив пассивно-агрессивному поведению, вы теряете нити контроля над ситуацией. Это своего рода силовое противоборство. Можно сохранять спокойствие и положительный настрой, но при этом оставаться сильным и твердым в своих решениях.
      • Соблюдайте установленные границы. Дайте понять, что вы не станете терпеть дурное обращение. Если человек постоянно опаздывает и нервирует вас, то сообщите, что при следующем опоздании вы просто пойдете в кино без него. Это один из способов сказать, что вы не собираетесь расплачиваться за чужое поведение.
    1. Найдите и рассмотрите корень проблемы. Лучший способ справиться с такой злостью - оценить все перспективы как можно раньше. Для этого нужно понять первопричину гнева.

      • Если такому человеку не характерно гневное поведение, то поговорите с общими знакомыми, которые могут знать причину и вовремя распознать признаки зарождающейся злости.
      • Копните глубже и справедливо оцените причины, толкающие к такому поведению. Пассивная агрессия обычно является симптомом других проблем.
    2. Учитесь ассертивной коммуникации. Коммуникация может быть агрессивной, пассивной и пассивно-агрессивной. Продуктивность всех этих видов уступает ассертивной коммуникации.

    3. Поймите, когда лучше полностью избегать встреч с человеком. Если человек регулярно задействует пассивно-агрессивное поведение, то очевидно, что лучше прекратить с ним общение. Ваше благополучие важнее.

      • Найдите способы как можно реже видеться с таким человеком и не оставаться наедине. Всегда будьте в коллективе.
      • Если такие люди несут только отрицательную энергию, то дважды подумайте, стоит ли в принципе общаться с ними.
    4. Не делитесь информацией, которую можно использовать против вас. Не сообщайте пассивно-агрессивным людям личную информацию, свои эмоции и мысли.

      • Такие люди могут задавать вопросы, которые на первый взгляд кажутся невинными и без злого умысла. Можете отвечать на них, но не вдавайтесь в подробности. Проявляйте дружелюбие, но отвечайте кратко и размыто.
      • Избегайте разговоров о ваших чувствах и слабостях. Пассивно-агрессивные личности часто запоминают такие детали, даже упомянутые вскользь, а позднее используют их против вас.
    5. Обратитесь за помощью к посреднику. Это должен быть объективный представитель третьей стороны из отдела кадров, близкий (но объективный) родственник или общий друг. Суть в том, чтобы задействовать человека, которому доверяете не только вы, но и ваш пассивно-агрессивный собеседник.

      • Перед встречей с посредником сообщите ему или ей о своих беспокойствах. Старайтесь взглянуть на ситуацию с чужой точки зрения и понять, что порождает злость. Обойдитесь без предосудительности и попытайтесь понять причины отталкивающего поведения в ситуации, когда вы стараетесь помочь.
      • При разговоре один на один вы рискуете услышать «Да брось, это просто шутка» или «Ты слишком остро реагируешь». Именно поэтому лучше задействовать третью сторону.
    6. Сообщите о последствиях, если человек не меняет поведения. Поскольку пассивно-агрессивные личности действуют скрытно, они почти всегда противятся попыткам изменить их поведение. Отрицания, оправдания и перевод стрелок - вот лишь несколько шаблонов.

      • Независимо от ответа заявите, как вы намереваетесь поступить. Важно привести одно-два жестких последствия, чтобы призвать такого человека пересмотреть свое поведение.
      • Умение понять и очертить последствия - один из самых действенных способов заставить пассивно-агрессивного человека «уступить». Сообщенные должным образом последствия остановят сложного человека и могут изменить его нежелание сотрудничать.
    7. Подкрепляйте надлежащее поведение. В контексте поведенческой психологии подкрепление обозначает что-то, что вы делаете или даете человеку после того, как он придерживался определенного поведения. Цель подкрепления - повысить частотность такого поведения.

      • Это может означать награду за хорошее поведение, которое нужно сохранить, или наказание за плохое поведение, от которого нужно избавиться. Позитивное подкрепление - не самая простая из задач, поскольку отрицательное поведение бросается в глаза сильнее, чем положительное. Всегда старайтесь рассмотреть хорошее поведение, чтобы не упустить возможность подкрепить его.
      • Например, если пассивно-агрессивный человек откроется и честно озвучит свои чувства («Мне кажется, что ты специально так ведешь себя со мной!»), то это отличный знак! Закрепите такое поведение следующими словами: «Спасибо, что поделилась со мной. Я очень ценю то, что ты можешь рассказывать мне о своих чувствах».
      • Это привлечет положительное внимание к хорошему поведению, позволит узнать эмоции. Теперь можно пытаться начать открытый диалог.
    • Если придираться, ворчать и злиться, то вы лишь разожжете конфликт и дадите человеку больше оправданий и поводов не признавать ответственность.
    • Примиряясь с таким поведением или принимая на себя чужую ответственность, вы допускаете и поощряете пассивно-агрессивное поведение.
    • Люди, придерживающиеся такого поведения, часто ощущают гордость за свое умение контролировать эмоции.