Жан лафонтен. Современные издания сочинений Лафонтена

ЛАФОНТЕН ЖАН ДЕ - французский пи-са-тель, член Французской ака-де-мии (1684 год).

Вы-хо-дец из про-вин-ци-аль-ной бур-жу-аз-ной се-мьи. В 1641 году по-сту-пил в Сен-Маг-лу-ар-скую се-ми-на-рию в Па-ри-же, но не до-учил-ся, об-ра-тив-шись к литературному твор-че-ст-ву. Пи-сать сти-хи на-чал в 1643 году, под-ра-жая Ф. Ма-лер-бу, позд-нее ув-лёк-ся ан-тич-ны-ми ав-то-ра-ми, пре-имущественно рим-ски-ми. В 1645-1647 годах изу-чал пра-во в Па-ри-же, под-дер-жи-вал зна-ком-ст-во с А. Фю-реть-е-ром, Ж. Ша-п-ле-ном, В. Кон-ра-ром и др. В 1647 году отец пе-ре-дал Лафонтена свою долж-ность смот-ри-те-ля вод и ле-сов Ша-то-Тьер-ри. Пер-вое опуб-ли-ко-ван-ное сочинение Лафонтена - ко-ме-дия «Ев-нух» («L"eunuque», 1654 год), пе-ре-ра-бот-ка од-но-именной пье-сы Те-рен-ция, - ус-пе-ха не име-ло.

Пе-ре-ехал в Па-риж в 1657 году, по про-тек-ции род-ст-вен-ни-ка же-ны по-пал в чис-ло ли-те-ра-то-ров, поль-зо-вав-ших-ся по-кро-ви-тель-ст-вом Н. Фу-ке; пре-под-нёс ему по-эму «Адо-нис» («Adonis», 1658 год), в ко-то-рой, по-ми-мо под-ра-жа-ния Ови-дию, ощу-ти-мо влия-ние Дж. Ма-ри-но. В не-окон-чен-ной ал-ле-го-ричной по-эме «Сон в Во» («Songe de Vaux», 1558-1561 годы) опи-сал ар-хи-тек-тур-но-пар-ко-вый ан-самбль зам-ка Фу-ке в Во-ле-Ви-конт; в эле-гии «К ним-фам Во» («Aux nymphes de Vaux», 1662 год) и «Оде Ко-ро-лю...» («Ode au roi...», 1663 год) про-сил Лю-до-ви-ка XIV о снис-хо-ж-де-нии к сво-ему опаль-но-му по-кро-ви-те-лю. В 1663 году со-про-во-ж-дал вы-слан-но-го из Па-ри-жа в провинцию Ли-му-зен Ж. Жан-на-ра, дру-га Фу-ке; литературный от-чёт об этой по-езд-ке под названием «Опи-са-ние од-но-го пу-те-ше-ст-вия из Па-ри-жа в Ли-му-зен» («Relation d’un voyage de Paris en Limousin», 1663 год) на-пи-сан в фор-ме пи-сем же-не, где про-за че-ре-ду-ет-ся со сти-ха-ми.

Боль-шую по-пу-ляр-ность сни-ска-ли сборники Лафонтена «Сказ-ки...» («Contes...», 1664, 1665, 1671, 1674 годы), со-дер-жа-щие пе-ре-ло-же-ния под-час весь-ма фри-воль-ных сю-же-тов, за-им-ст-во-ван-ных из фаб-льо, а так-же из про-из-ве-де-ний Дж. Бок-кач-чо, Л. Арио-сто, Н. Ма-киа-вел-ли, Ф. Раб-ле, Мар-га-ри-ты На-варр-ской и др. Раз-ра-бо-тан-ный Лафонтеном жан-ро-вый ка-нон сти-хотворной но-вел-лы («сказ-ки») был в даль-ней-шем ис-поль-зо-ван Ж. Б. Ж. Вил-ла-ром де Гре-ку-ром, Ж. Вер-жье, Воль-те-ром и др. Все-мир-ную из-вест-ность по-лу-чи-ли «Бас-ни» Лафонтена («Fables», книги 1--2, 1668-1694 годы), в ко-то-рых он ис-поль-зо-вал сю-же-ты Эзо-па,Фед-ра, К. Ма-ро, М. Ре-нье и др.

Лафонтен раз-вил счи-тав-ший-ся «низ-ким» жанр бас-ни, ос-ла-бив его ди-дак-тическую на-прав-лен-ность и при-дав ему ув-ле-ка-тель-ный ха-рак-тер. Опи-сав раз-но-об-раз-ные ти-пы ли-це-ме-ров, щё-го-лей, льсте-цов, пе-дан-тов, об-ман-щи-ков, скуп-цов, не-вежд и др. и вос-соз-дав мно-же-ст-во жиз-нен-ных си-туа-ций, Лафонтен в ду-хе клас-си-циз-ма рас-кри-ти-ко-вал че-ло-ве-че-ские по-ро-ки с точ-ки зре-ния ра-зу-ма и здра-во-го смыс-ла. По-весть Лафонтена «Лю-бовь Пси-хеи и Ку-пи-до-на» («Les amours de Psyché et de Cupi-don», 1669 год), на-пи-сан-ная на сю-жет из ро-ма-на Апу-лея «Ме-та-мор-фо-зы», по-свя-ще-на гер-цо-ги-не Буй-он-ской, у ко-то-рой Лафонтен жил в Па-ри-же; древнегреческий сю-жет, под-све-чен-ный ал-лю-зия-ми на со-вре-мен-ность, ста-но-вит-ся по-во-дом об-су-дить во-про-сы ис-кус-ст-ва.

Лафонтен на-пи-сал так-же от-ме-чен-ную влия-ни-ем ян-се-низ-ма ре-лигиозную «По-эму о пле-не-нии Свя-то-го Мал-ха» («Poème de la captivité de saint Malc», 1671 год); ди-дак-тическую по-эму «Хи-на» («Quinquina», 1682 год) о ле-че-нии ли-хо-рад-ки и др. В со-ав-тор-ст-ве с ко-ме-дио-гра-фом Ш. Ш. де Шан-ме-ле Лафонтен соз-дал ко-ме-дии «Ра-го-тен, или Ко-ми-че-ский ро-ман» («Ragotin, ou le Roman comique», 1684 год; по мо-ти-вам «Ко-ми-че-ско-го ро-ма-на» П. Скар-ро-на), «Фло-рен-ти-ец» («Le flo-rentin», 1685 год) и «Вол-шеб-ный ку-бок» («La coupe enchantée», 1686 год), а так-же либ-рет-то опе-ры «Ас-т-рея» («Ast-rée», 1691 год; музыка П. Ко-лас-са) по мо-ти-вам од-но-именного ро-ма-на О. д’Юрфе.

В Рос-сии твор-че-ст-во Лафонтена ши-ро-ко из-вест-но с XVIII века. В жур-на-лах пуб-ли-ко-ва-лись пе-ре-во-ды не-ко-то-рых «ска-зок», но из-вест-ность Лафонтена как «фри-воль-но-го ав-то-ра» за-тми-ли его бас-ни. Их пе-ре-во-ди-ли и пе-ре-ра-ба-ты-ва-ли В. К. Тре-диа-ков-ский, А. П. Су-ма-ро-ков, Д. И. Фон-ви-зин, И. И. Хем-ни-цер, И. И. Дмит-ри-ев, Д. И. Хво-стов, К. Н. Ба-тюш-ков, В. А. Жу-ков-ский, И. А. Кры-лов и др. По-весть «Лю-бовь Пси-хеи и Ку-пи-до-на» вы-шла в переводе Ф. И. Дмит-рие-ва-Ма-мо-но-ва (1769 год), с со-хра-не-ни-ем про-зи-мет-ри-че-ской струк-ту-ры ори-ги-на-ла, но без «об-рам-ляю-щей» ис-то-рии че-ты-рёх дру-зей в Вер-саль-ских са-дах; И. Ф. Бо-гда-но-вич соз-дал её пол-но-стью сти-хотворное пе-ре-ло-же-ние в ма-не-ре ро-ко-ко («Ду-шень-ка. Древ-няя по-весть», 1783 год).

Сочинения :

Œuvres diverses. P., 1958

Лю-бовь Пси-хеи и Ку-пи-до-на. М.; Л., 1964

Œuvres com-pletes. P., 1991; Бас-ни. М., 1999.

Именно либретто оперы Коласса «Астрея» оказалось последним сочинением Лафонтена (постановка 1691 года обернулась полным провалом).

Публикация «Басен»

Значение Лафонтена для истории литературы заключается в том, что он создал новый жанр, заимствуя внешнюю фабулу у древних авторов (в первую очередь - Эзопа и Федра ; кроме того, Лафонтен черпал из «Панчатантры » и некоторых итальянских и латинских авторов Возрождения). В 1668 году появились первые шесть книг басен, под скромным заглавием: «Басни Эзопа, переложенные на стихи г-ном де Лафонтеном» (Fables d’Esope, mises en vers par M. de La Fontaine ). Именно в первый сборник вошли знаменитые, переложенные впоследствии И. А. Крыловым «Ворона и Лисица» (точнее, «Ворон и Лис», Le Corbeau et le Renard ) и «Стрекоза и Муравей» (точнее, «Цикада и Муравьиха», La Cigale et la Fourmi ).

Второе издание, включавшее уже одиннадцать книг, вышло в 1678 году , а третье, с включением двенадцатой и последней книги - в конце 1693 года . Первые две книги носят более дидактический характер; в остальных Лафонтен становится всё более свободным, соединяет дидактику с передачей личного чувства.

Своеобразие дидактизма

Лафонтен менее всего моралист и, во всяком случае, мораль его не возвышенная; он учит трезвому взгляду на жизнь, уменью пользоваться обстоятельствами и людьми, и постоянно рисует торжество ловких и хитрых над простоватыми и добрыми; сентиментальности в нём абсолютно нет - его герои те, кто умеет устроить свою судьбу. Уже Руссо , а за ним и Ламартин , выражали сомнение: насколько полезны басни Лафонтена детям, не приучают ли они читателя к неизбежности порока в не ведающем жалости мире? Особенно категорично на этот счёт высказался В. А. Жуковский : «Не ищите в баснях его морали - её нет!». Иногда мораль «Басен» сравнивают с заветами Эпикура : необходимость умеренности и мудро-невозмутимого отношения к жизни.

Поэтика «Басен»

Художественному значению басен Лафонтена способствует также красота поэтических вступлений и отступлений Лафонтена, его образный язык, особое искусство передавать ритмом движения и чувства и вообще удивительное богатство и разнообразие поэтической формы.

Басни Лафонтена написаны в большинстве случаев вольным стихом; в XVII веке сам по себе стихотворный характер этого жанра приветствовался не всеми - басня воспринималась прежде всего как назидание. Также он усложнил отношение между сюжетной частью и моралью.

«Любовь Психеи и Купидона»

Данью галантной литературе стало прозаическое произведение Лафонтена - повесть «Любовь Психеи и Купидона» (Les amours de Psyché et de Cupidon , ), являющаяся переработкой четвёртой и пятой книг романа Апулея «Золотой осёл ». Хорошо известный тогдашнему читателю сюжет Лафонтен изложил в изысканной форме, напоминающей оперную постановку. Книга произвела большое впечатление на русского писателя И. Ф. Богдановича , создавшего свою поэму «Душенька» () на основе того же сюжета.

«Поэма о хинном дереве»

Лафонтен пробовал свои силы в жанре естественнонаучной поэмы, популярном в эпоху Возрождения и восходящем к Лукрецию . Его «Поэма о хинном дереве » (Poème du Quinquina , ) читается как своеобразная реклама нового лекарственного средства (завозить кору в Европу начали именно в середине XVII века при содействии Людовика XIV).

Пушкин и Лафонтен

В стихотворении «Городок», отзываясь о своих любимых книгах, Пушкин в шутливом тоне пишет и о французском писателе. Лафонтен для него - прежде всего автор басен, которые входили в программу лицейского обучения. Здесь заметно также восприятие Лафонтена сквозь призму поэзии рококо :

Крылов и Лафонтен

Литература

  • Jasinski R. La Fontaine et le premier recueil des Fables. - P.: Nizet. - 1966.
  • Collinet J.-P. Le Monde littéraire de La Fontaine. - Grenoble: Presses universitaires de Grenoble. - 1970.
  • Dandrey P. La Fabrique des Fables. - P.: Klincksieck. - 1992.
  • Duchêne R. Jean de La Fontaine. - P.: Fayard. - 1990.
  • Bury E. L’esthétique de La Fontaine. - P.: Sedes. - 1995.
  • Лукасик В. Ю. Жан де Лафонтен // История зарубежной литературы XVII века. - М.: Высшая школа. - 2005. С. 170-183.
  • Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона (1890-1907).

Современные издания сочинений Лафонтена

  • Oeuvres completes: Fables et Contes. Ed. J.-P. Collinet. - P.: Gallimard (collection "Pléiade ". - 1991.
  • Le Songe de Vaux. - Geneve-Paris: Droz-Minard. - 1967.
  • Басни. - М.: ЭКСМО-Пресс. - 1999.
  • Любовь Психеи и Купидона. Басни. - М.: ЭКСМО-Пресс. - 2006.
Предшественник:

Привыкнуть можно ко всему на свете, даже к жизни.

Читая Лафонтена, замечаем в душе своей то чувство, которое обыкновенно производит в ней присутствие скромного, милого, совершенно добродушного мудреца, - она спокойна, счастлива, довольна и природою и собою. С таким единственным характером Лафонтен соединял и дарования поэта в высочайшей степени.
Василий Жуковский

Французский баснописец.

Читать в библиотеке ЛитРес*

Жан де Лафонтен родился 8 июля 1621 г. в городке Шато-Тьерри провинции Пикардия. Его отец, Шарль, был управляющим королевской охотой и главным лесничим герцогства Шато-Тьерри. Мать, урождённая Франсуаза Пиду, была старше супруга на 12 лет.

Детство Жана прошло в городке Шато-Тьерри в семейном особняке, купленном его родителями ещё в 1617 г. сразу после свадьбы. Сведений о годах учёбы сохранилось мало. Известно, что сначала Жан де Лафонтен обучался в престижном местном колледже, а затем был отправлен родителями в Париж. Там он поступает в братство ораторианцев для подготовки к духовному званию. Однако вскоре отказывается от карьеры на религиозном поприще и в 1642 г. возвращается в родной город.

После смерти матери в 1644 г. Жан де Лафонтен решает продолжить учёбу в Париже. Он начинает изучать право с Франсуа де Мокруа. Кроме того, он посещает кружок юных поэтов «Рыцарей круглого стола», где знакомится с другими молодыми дарованиями.

В 1647 г. отец убеждает 26-летнего Лафонтена жениться на 14-летней Мари Эрикар. Приданое невесты составляет тридцать тысяч ливров деньгами и двенадцать тысяч ливров недвижимостью. Регистрация брака состоялась 10 ноября 1647 г. Однако новоиспеченный супруг весьма легкомысленно отнёсся к своим семейным обязанностям и вскоре вновь отбыл в Париж. В 1649 г. он получает диплом адвоката и должность при Высшем суде Парижа, а через три года занимает руководящую должность в лесничестве герцогства Шато-Тьерри.

В 1653 г. рождается единственный сын Жана де Лафонтен - Шарль. Однако поэт больше внимания уделяет поэзии, нежели собственному ребёнку. Он проводит много времени за чтением, сочиняет собственные стихи, эпиграммы и баллады. Писать Лафонтен начал поздно - в тридцать три года.

После смерти отца в 1658 г. Жан де Лафонтен получает в наследство малодоходные должности, кое-какое имущество и многочисленные долги. Оформление наследства оказывается весьма сложным предприятием, и супруги по обоюдному согласию решают отказаться от отцовского имущества. Немалые долги и скромные доходы от приобретённых должностей вынуждают поэта заняться поиском покровителя.

В 1658 г. близкий друг четы Лафонтен и дядя супруги поэта знакомит Жана с суперинтендантом финансов Николя Фуке, который берёт поэта под своё покровительство и назначает ему жалование. Жан де Лафонтен, со своей стороны, обязуется писать для него баллады, сонеты и поэмы.

Лафонтен живёт то с супругой в Париже, то в Шато-Тьерри, где, в частности, исполняет обязанности главного лесничего и управляющего королевской охотой. Также поэт часто посещает дворец Фуко, где у него завязываются дружеские отношения с Шарлем Перро, Сент-Эвремоном и Мадлен де Скюдери.

В 1661 г. король Людовик арестовывает Фуке, обвиняя того в многочисленных злоупотреблениях, растратах и интригах. Лафонтен остаётся верен своему покровителю. Он старается настроить общественное мнение в пользу Фуке и публикует «Элегию к нимфам Во».

В 1663 г. Лафонтен вынужден был отправиться в Лимузен. Во время этой поездки он пишет «Рассказ о путешествии из Парижа в Лимузен» или «Письма жене» в стихах и прозе.

Вернувшись в Шато-Тьерри к концу 1663 г., Лафонтен начинает ухаживать за юной Марией Анной Манчини, выданной замуж за герцога Бульонского годом раньше, и получает её покровительство.

В это же время недоброжелатели возбуждают судебный процесс против Лафонтена за «незаконное присвоение дворянского звания». Поэта приговаривают к непосильному штрафу, кроме того, ему грозит тюрьма. Его спасителем становится герцог Бульонский, к которому поэт обращается со слезным посланием в стихах. Довольный Лафонтен отбывает в Париж, где поступает на службу во дворец герцогини Орлеанской в качестве распорядителя. В столице Лафонтен становится завсегдатаем нескольких литературных салонов, где имеет успех. Там он общается со многими знаменитыми литераторами своего времени. Он тщетно пытается получить королевское жалование.

Середина 1660-х гг. отмечается началом самого плодотворного периода в творчестве Лафонтена. Первым сочинением из серии рассказов и новелл в стихах становится «Джокондо» (1664), созданное по мотивам рыцарской поэмы «Неистовый Роланд» Ариосто. Эта интерпретация классика вызывает оживлённую литературную полемику. Годом позже в издательстве Барбена выходят два сборника фривольных рассказов и новелл, а в 1666 г. завершается печать перевода «О граде Божием» Августина Аврелия, где поэтические фрагменты переведены на французский язык Жаном де Лафонтеном.

Стараясь заслужить прощение за свои фривольные сочинения, Лафонтен публикует свой первый сборник басен под названием «Басни Эзопа, переложенные на стихи г-ном де Лафонтеном». Это поучительное сочинение посвящается восьмилетнему наследнику престола.

В 1669 г. Лафонтен публикует роман «Любовь Психеи и Купидона» и посвящает его герцогине Бульонской. В этом же году выходит в свет поэма «Адонис», написанная ещё в 1658 г. для Фуке. В 1670 г. Лафонтен активно участвует в создании «Сборника христианской и прочей поэзии». Лафонтен публикует третий сборник «Рассказов и новелл в стихах». Еще один сборник, вышедший в этом году, назван «Новые басни и прочая поэзия». В него вошли рассказы, басни, поэмы периода Фуке и элегии.

В 1671 г. поэт лишается должностей в Шато-Тьерри, а через год в связи со смертью герцогини Орлеанской теряет должность при дворце. Оставшись без покровительницы, Лафонтен принимает приглашение переехать в дом Маргариты де Сабльер, живущей отдельно от мужа.

В 1674-1675 гг. поэт публикует «Новые рассказы господина де Лафонтена», еще более фривольные и пикантные по своему содержанию. На следующий же год книга была запрещена к продаже. Лишь благодаря поддержке могущественных друзей Лафонтену удаётся избежать крупных неприятностей, связанных с этими рассказами.

В 1676 г. Лафонтен продает родительский дом, что позволяет ему рассчитаться с долгами. В 1678-1679 гг. выходят в свет ещё несколько томов басен. Их Лафонтен посвящает любовнице короля госпоже де Монтеспан в надежде завоевать её расположение. Басни становятся популярными, а талант поэта получает широкое признание.

В 1684 г. Лафонтена официально приняли во Французскую академию.

В середине декабря 1692 г. Лафонтен тяжело заболевает и несколько месяцев не встаёт с кровати. Он совершенно падает духом, особенно когда узнает о смерти драгоценной покровительницы госпожи де Сабльер. Лафонтен теряет вкус к жизни и мирским утехам. Во время болезни Лафонтен много читает. Вспомнив свое увлечение теологией в молодости, он принимается за Евангелия и перечитывает их многократно.

12 февраля 1693 г. Лафонтен выражает раскаяние за свои рассказы перед лицом делегации Академии, специально прибывшей к нему. По совету аббата Лафонтен уничтожает только что законченное сочинение, обещает прожить остаток жизни в молитве и благочестии и писать отныне только религиозные сочинения.

В сентябре 1693 г. выходит в свет 12-я книга басен. Поэт посвящает её юному герцогу Бургундскому, внуку Людовика XIV.

Через некоторое время после смерти госпожи де Сабльер Лафонтен принимает приглашение давних друзей, четы д’Эрвар, с которыми познакомился ещё на службе у Фуке, и переезжает к ним. Последний год жизни Лафонтена полон событиями: он часто ходит в Академию, где его авторитет неуклонно растёт, также поэт активно участвует в подготовке первого издания «Словаря французской академии», вышедшего в августе 1694 г.

ЦИТАТЫ

Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
«Ворона и Лисица»

В создании искусств есть право старшинства:
На басню Греция имеет все права.
Но пусть на поле том колосьев сжато вволю
Осталось кое-что и сборщикам на долю.
«Мельник, Сын его и Осёл»

Нет сокровенного для женской болтовни,
Нет женщины, чтоб тайн не разболтала.
Но, впрочем, и мужчин не мало,
Что в этом женщине сродни.
«Женщины и секрет»

Таков судьбы закон суровый,
Предупрежденье шлёт он нам;
Кто для других сплетает ковы,
В них попадает часто сам!
«Лягушка и крыса»

* Для чтения книги онлайн в библиотеке ЛитРес необходима удалённая регистрация на портале ЧОУНБ. Библиотечную книгу Вы сможете читать онлайн на сайте или в библиотечных приложениях ЛитРес для Android, iPad, iPhone.

Материал подготовил Анатолий Мезяев,
библиотекарь отдела электронных ресурсов

Можно назвать два имени: Эзоп и Жан де Лафонтен. Первый жил в Древней Греции, и данные о его жизни имеют скорее сказочный характер. Второй - во Франции, во второй половине XVII века. И именно о французском авторе небольших нравоучительных произведений пойдет речь в этой статье.

Биографические данные

Детство великого баснописца прошло вблизи живописных лесов и полей. Жан де Лафонтен был сыном служащего лесного ведомства. Происходил он из древнего богатого рода. Отец готовил сына к духовной карьере, которая вовсе не прельщала будущего баснописца. Но и о нравоучительных произведениях он задумался уже в зрелом возрасте. С юных лет его интересовала превыше всего философия. Также Лафонтен был поклонником поэтических произведений, что и подтолкнуло его к созданию поэм, которые, впрочем, успеха ему не принесли.

В двадцать шесть лет Жан де Лафонтен женился. Однако к семье своей он относился чрезвычайно легко. Большую часть жизни Лафонтен провел в Париже, вдали от родных. Долгое время единственным источником доходов для него было литературное творчество.

По воспоминаниям современников, вел жизнь веселую и легкомысленную. Годами мог не видеться с семьей. И однажды, встретив своего уже взрослого сына в одном знатном доме, даже не узнал его.

Раннее творчество

В жанре поэзии и драматургии создавал свои первые произведения Жан де Лафонтен. Басни появились в поздний период творчества. Первое произведение, которое удалось опубликовать, являло собой перевод древнеримского автора Теренция. Последующие творения были также созданы под влиянием античной драматургии.

«Сон в Во»

Находясь под покровительством Фуке, Лафонтен создал поэму, прославляющую загородный дворец. Уцелели лишь три отрывка из этого произведения. В них присутствует смешение разнообразных литературных форм, и просматривается влияние античных, средневековых авторов. Но особое влияние на поэтику Лафонтена оказала ренессансная поэзия.

Сказки

Вдохновение черпал в произведениях не только античных писателей, но и авторов эпохи Возрождения Жан де Лафонтен. Биография этой личности складывалась под влиянием его характера. А нрав его был весьма беспечный и легкомысленный, что и преграждало ему долгие годы доступ ко двору. Только лишь в последние годы жизни он отрекся от беспечного образа жизни, что положительно повлияло и на его творчество. В семидесятые годы XVII века Жан де Лафонтен опубликовал две сказки, отличавшиеся от предыдущих произведений стилистическим и сюжетным разнообразием. На написание этих произведений его подтолкнуло творчество Джованни Бокаччо.

Став постоянным посетителем одного из модных салонов Парижа, Лафонтен попал под покровительство независимо настроенных философов и ученых. Их взгляды импонировали поэту, который отличался вольнодумством и нежеланием поддерживать образ мыслей, одобренный католической церковью. Лицемерный аскетизм стал предметом сатиры в «Сказках», но позже автор этого сборника почувствовал необходимость взглянуть критически и на прочие человеческие пороки.

Басни

Но не в качестве автора комедий и сказок известен сегодня Жан де Лафонтен. Биография этого поэта интересует современных людей, поскольку она принадлежит создателю нового литературного жанра. Заимствовав сюжет у античного автора, он создал целый ряд басен, которые впоследствии переводили поэты и на другие языки. Именно взяв за источник творение Эзопа, написал Жан де Лафонтен «Лисица и виноград» - басню, которую впоследствии перевел на русский язык Иван Крылов. Многие другие проивзедения русского поэта также являются хотя и очень талантливыми, но все же переводами с французского.

Литературный стиль Лафонтена

Уникальным литературным стилем обладал Жан де Лафонтен. Басни его вряд ли вошли в мировую литературу, если бы не своеобразный дидактический жанр, благодаря которому его произведения передают читателю довольно трезвый взгляд на жизнь. О педагогической пользе от чтения нравоучений Лафонтена спорили Руссо и Ламартин. Лафонтена нельзя назвать моралистом, так как в его баснях слишком явно присутствует уверенность в неизбежности человеческого порока. Его творчеству близка философия Эпикура, который уверял, что к жизни необходимо относиться невозмутимо и уметь видеть ее без прикрас.

Поэтика

Структура произведений Лафонтена включает основную часть, вступление и отступления. Каждая из басен обладает разнообразием поэтических форм. Стихотворная форма принималась в XVII веке не всеми, поэтому написаны они в вольном стиле. Назидательному характеру, по мнению автора и его современников, более подходил вольный стих.

Баснописец Жан де Лафонтен - автор, о котором сложилось мнение, что творил он от случая к случаю, исключительно по вдохновению. Все же творческое наследие его включается в себя творения, созданные в разнообразных жанрах. Среди них -мифологические поэмы и комедии. Кроме того, Лафонтен стал основателем научно-описательного жанра. В его творчестве встречаются также лирические оперы. Однако в мировую литературу он вошел благодаря изданию с весьма скромным названием - «Басни Эзопа, переложенные стихами Лафонтена». Его творчество - высокое достижение французской литературы. А художественные открытия Лафонтена предопределили развитие жанра басни в литературах других стран.

родился 8 июля 1621 года в Шато Тьери. Отец его был незначительным чиновником и небогатым человеком. Будущий поэт учился сначала в деревенской школе, потом в коллеже в Реймсе. Так как от отца он должен был получить в наследство должность сборщика налогов, то некоторое время он изучал и право.
Лафонтен читал Гомера, Вергилия, Теренция, Ариосто, Бок-каччо, восхищался Клеманом Маро и Франсуа Рабле (он называл их почтительно: метр Клеман и метр Франсуа), читал Маргариту Наваррскую и «Астрею» Дюрфе, любил Вуатюра.
Писать Лафонтен начал поздно, тридцати трех лет от роду, в 1654 году. Он опубликовал комедию «Евнух» – произведение еще ученическое, плод его чтений Теренция. Представленный влиятельному тогда министру Фуке, он был обласкан последним, получил пенсию и, продав свою должность и недвижимое имущество в Шато Тьери, переехал на постоянное жительство в Париж. Здесь Лафонтен сблизился с Буало, Мольером и Расином (последний был моложе его на 18 лет). Он так любил своих друзей, что поместил их под именами Ариста (Буало), Желаста (Мольер), Аканта (Расин) в свой роман «Любовные приключения Психеи». В 1665 году были опубликованы его «Стихотворные сказки и рассказы», в 1668 году – «Избранные басни в стихах». Лафонтен в житейских делах был очень простодушен, наивен, а подчас до крайности забывчив и рассеян. Представленный королю, аудиенции у которого он добивался, чтобы преподнести ему томик своих стихов, он вынужден был сознаться, что книжку забыл дома.
Его фривольные новеллы, написанные в духе Боккаччо, принесли ему нерасположение церкви и короля, который одно время противился избранию поэта в Академию. О нем ходило много анекдотов; говорили, что он любит в мире лишь три вещи – стихи, праздность и женщин. Последнее связывали с его фривольными новеллами. Лафонтен не спорил.
Лафонтен умер 13 апреля 1695 года, на семьдесят четвертом году жизни, но остались жить его произведения. Его басни интернациональны. Сюжеты их в большинстве случаев сходны, многие из них ведут свое начало от прозаических басен полулегендарного греческого баснописца Эзопа. Часто основная мысль басни – назидание, «мораль» – бывает та же при тех же сюжетах. Однако каждый
народ вносит свое, оригинальное, своеобразное в изложение
басенного сюжета. У Лафонтена найдем мы известные нам по другим источникам басни о вороне и лисице, о волке и ягненке, о стрекозе и муравье и многие другие.
«Конечно, ни один француз не осмелится кого бы то ни было поставить выше Лафонтена, – писал Пушкин, – но мы, кажется, можем предпочитать ему Крылова. Оба они вечно останутся любимцами своих единоземцев. Некто справедливо заметил, что простодушие есть врожденное свойство французского народа; напротив того, отличительная черта в наших нравах есть какое-то веселое лукавство ума, насмешливость и живописный способ выражаться: Лафонтен и Крылов представители духа обоих народов». Политические басни Лафонтена отнюдь не безобидны. Они достаточно язвительны и обнаруживают его демократические симпатии.
Басни Лафонтена народны по своему легкому, изящному юмору, столь свойственному французскому народу, по здравому народному смыслу, вложенному в них, но они в известной степени изысканны, галантны и потому подчас несколько салонны. Вот как, например, рассуждает лиса в басне «Волк и лиса» (лиса сидит в ведре на дне колодца, куда она неразумно опустилась, ища какой-нибудь поживы, и теперь уговаривает волка занять ее место, ибо она-де никак не может доесть находившийся там сыр): «Товарищ, я хочу вас попотчевать, вы видите сей предмет? Это особый сыр. Бог Фавн его приготовил. Корова Ио дала свое молоко, даже у Юпитера, и будь он даже болен, разыгрался бы аппетит на это блюдо». Как видим, лиса весьма учена, очевидно, не менее ее осведомлен в античной мифологии и волк, раз лиса обратилась к нему с подобными литературными реминисценциями.
В баснях Лафонтена мы найдем литературные имена. Имена мольеровского Тартюфа и средневекового адвоката Пателена уже используются здесь в качестве общеизвестных нарицательных имен. «Кот и Лис, как два маленьких святых, отправились в паломничество. То были два Тартюфа, два Архипателена, две проныры...» – так начинается басня «Кот и Лис».
Басни Лафонтена философичны. В одной из них он размышляет о гении и толпе. Эпикура на его родине считали сумасшедшим. Соотечественники обратились к Гиппократу, знаменитому врачу, прося его излечить от безумия философа Демокрита. «Он потерял рассудок, чтение сгубило его... Что говорит он? – Мир бесконечен... Ему мало этого. Он еще говорит о каких-то атомах», – сокрушаются простодушные абдеритяне, призывая Гиппократа.
Предметом басни часто бывают не только пороки людей, но психологические наблюдения, совсем в духе Ларошфуко или Лабрюйера. В басне «Муж, жена и вор» он рассказывает о том, как некий муж, сильно влюбленный в свою жену, не пользовался, однако, ее расположением. Ни лестного отзыва, ни нежного взгляда, ни слова дружбы, ни улыбки милой не находил в жене несчастный супруг. Но вот однажды она сама бросилась в его объятия. Оказывается, ее напугал вор, и, спасаясь от него, она прибегла к защите мужа. Впервые познал истинное счастье влюбленный муж и, благодарный, разрешил вору взять все, что тот захочет. «Страх иногда бывает самым сильным чувством и побеждает даже отвращение, – заключает свою басню Лафонтен. – Однако любовь сильнее. Пример – этот влюбленный, который сжег бы свой дом, чтобы только поцеловать свою даму, и вынес бы ее из пламени. Мне нравится такое увлечение», – добавляет он далее.
В басне о «состарившемся льве» речь идет об унижении или, вернее, границах унижения, которые способен выдержать человек. Всему есть предел, и самое страшное унижение – это оскорбление, наносимое существом презираемым. Лев, гроза и ужас лесов, под тяжестью лет состарился, он горюет, оплакивая свою былую мощь, и подвергается гонениям со стороны даже своих подданных, «ставших сильными его слабостью». Лошадь лягнула его копытом, волк рванул зубами, бык пырнул рогом. Лев, неспособный даже рычать, молча сносит и побои и обиды, покорно ожидая смерти. Но вот осел направился к нему. «О, это уж слишком! – воскликнул лев. – Я готов умереть, но подвергнуться еще твоим побоям – не значит ли умереть дважды».
В другой басне он рассказывает о том, что Любовь и Безумие, как-то однажды играя вместе, заспорили, поссорились и подрались. Любовь получила такой сильный удар в голову, что потеряла зрение. Собрались боги, среди них Юпитер и Немезида. Что делать? Как помочь ослепленной Любви? И порешили дать Любви вечного спутника – поводыря Безумие.
В стихотворных новеллах Лафонтена царит дух жизнерадостной простоты человеческих отношений и чувственности. Здесь небо безоблачно, солнце ласкает и греет, но не обжигает, здесь люди не злы, терпимы к человеческим слабостям, не мстительны. Они предаются печалям, но не надолго, ведь мир прекрасен, а если есть недостатки, то человеку их все равно не исправить, да они не так уж и велики. Словом, зачем омрачать себя печалью, если на солнце есть несколько мелких пятен?
Пушкин ценил эту веселую, легкую, изящную игривость сказок и новелл французского поэта. В январе 1825 года он писал Рылееву из Михайловского. «Бестужев пишет мне много об Онегине, – скажи ему, что он неправ: ужели хочет он изгнать все легкое и веселое из поэзии?» – и тут Пушкин упоминает Ариосто, Вольтера («Орлеанскую девственницу») и «Сказки» Лафонтена.
Сюжет новелл заимствован то у Маргариты Наваррской, то у Боккаччо, то у Ариосто. В них нет несколько грубоватой, но могучей мысли Ренессанса, они фривольны, приправлены легким остроумием и галантными перифразами, модными в салонах XVII столетия. Такова пряная, в духе арабских сказок новелла «Джоконд», написанная легким, изящным стихом.
Некоторые новеллы совсем короткие, в несколько стихотворных строк. Это скорее новеллы-анекдоты, вся острота которых – в неожиданных логических поворотах. Такова новелла «Сестра Жанна». Некая Жанна в девицах прижила ребенка и, чтобы замолить свой грех, удалилась в монастырь. Там предавалась она усиленному благочестию и своим религиозным рвением обратила на себя внимание игуменьи. Та призвала к себе монахинь и заявила им: «Будьте такими же усердными в служении богу, как сестра Жанна». «Если бы мы сделали то же, что и она, ах, тогда бы мы тоже были усердными», – со вздохом ответили ей монашки.
Тонкой насмешке подвергаются здесь служители церкви. Однако это отнюдь не ниспровержение церкви, что было свойственно гуманистам XVI столетия, протестующим решительно и ожесточенно против религиозной аскезы и ратующим за реабилитацию плоти и естественных человеческих влечений. Это скорее изящный либертинаж, легкое вольномыслие, к которому снисходительно относились и в аристократических кругах, особенно в кругах некоторых бывших фрондеров.
Но Лафонтен не аристократ. Его симпатии к простому человеку несомненны. Об этом свидетельствует, к примеру, новелла «Крестьянин, провинившийся перед своим господином».
Лафонтена обвиняли церковники в забвении всех норм морали. Даже в ханжеский период реставрации Бурбонов, уже в XIX веке (1815–1830), его имя служило синонимом развращенности. Стендаль в романе «Красное и черное» приводит следующий весьма выразительный эпизод из салонной жизни французской провинции времен Реставрации. Жюльен Сорель, под общий гул одобрения роялистов, в доме Реналя называет басни Лафонтена безнравственными. Это не было точкой зрения героя романа, но он знал, что нужно его хозяевам.
Вольтер писал в защиту поэта: «Можно применить к Лафонтену его чудесную басню «Звери во время чумы», которые каются в своих грехах. Всё прощают львам, волкам и медведям, но не прощают невинному животному, который съел немного
травы».