Чувственное, абстрактное мышление и язык. Эмоционально-образное мышление

Чувства человека - это эмоциональное отношение человеческой личности к окружающей действительности. «Ничто, ни слова, ни даже поступки наши, - писал К.Д.Ушинский, - не выражает так ясно, так верно нас самих и наше отношение к миру, как наши чувствования: в них слышны характер не отдельной мысли, не отдельного решения, а всего содержания души нашей и ее строя».

В различные моменты жизни мы то радуемся, то огорчаемся, то негодуем или восхищаемся, кого-то любим, ненавидим и пр. Термин «эмоция» (от лат. emovere - потрясаю, волную) означает неравнодушное отношение к различным событиям и ситуациям в непосредственное переживание в данный момент; различные ситуации — разные эмоциональные состояния человека.

Значение эмоций и чувств в учебной деятельности огромно. Если учащийся испытывает на уроке приятные чувства и эмоции, ему интересно, не страшно, он увлечён, то он будет хорошо учиться, а если учащийся на уроке равнодушен, проблем в его учебной деятельности будет много.

Л.С. Выготский писал: «Хотим ли мы достигнуть лучшего запоминания со стороны учеников или более успешной работы мысли — всё равно мы должны позаботиться, чтобы и та и другая деятельность стимулировалась эмоционально. Опыт и исследования показали, что эмоции окрашенный факт запоминается крепче и прочнее, чем безразличный. Только то знание может привиться, которое прошло через чувство ученика. Все остальное есть мертвое знание, убивающее всякое живое отношение к миру».

Что же нужно сделать для того, чтобы научить детей эмоционально отзываться, любить и понимать музыку?

Для ответа на этот вопрос следует остановиться на содержании этих понятий. ЛЮБИТЬ музыку - значит испытывать потребность в общении с ней, переживать её, т.е. испытывать радость, волнение, печаль, слушая или исполняя ее. ПОНИМАТЬ музыку - значит воспринимать ее сознательно, отдавая себе отчет в ее содержании. Иногда эти понятия отождествляются, и между ними существует тесная связь, т.е. восприятие сознательно и эмоционально. Может возникнуть вопрос: обязательно ли понимать музыку для того, чтобы ее любить? Ведь мы знаем много жизненных примеров, когда слушатели (и взрослые, и дети), очень мало, и даже ничего о ней не знающие, любят и переживают музыку. Однако, можно с уверенностью сказать, что восприятие людей, имеющих подготовку и знания о музыке глубже, ярче и содержательнее. И, что особенно важно, круг произведений, который они способны эмоционально воспринять, сложнее и шире. Недаром в структуру музыкальных способностей выдающийся ученый профессор Б.М.Теплов включил не только слух, но и эмоциональную отзывчивость на музыку. Способность целенаправленного восприятия необходима для восприятия, понимания замысла музыкального произведения, для понимания музыкального языка.

Развитие музыкального восприятия предполагает:

  1. Непосредственное воздействие музыкальной звуковой ткани на сознание слушателя через его органы чувств;
  2. Непосредственную эмоциональную реакцию слушате ля;
  3. Стремление осознать, осмыслить непосредственность впечатления от музыкального произведения.

Закат солнца и наблюдение за этим красивым зрелищем - это не простое любование. Это - наблюдение, обогащающее жизненный опыт и повышающее степень восприятия и жизнерадостности. Точно так же и музыку, взятую как созерцаемое явление, можно попытаться вывести за пределы гипнотического погружения в нее ради эмоционального внушения, исходящего от нее.

Целью и задачей музыкальной педагогики является развитие звуковых навыков путем разумно поставленного наблюдения музыкальных явлений. Вначале - в их чисто музыкальной природе, потом - в связи с содержанием звуковых образов и, наконец, в пределах изъяснения музыкальной символики - записи (выразительной и изобразительной).

Не следует ограничиваться быстрыми заключениями по немногим данным. У одного человека музыкальность скажется в способности запоминать спетые или сыгранные фразы, у другого - в чутком разговоре по поводу испытанного впечатления от прослушанной музыки. Поэтому раскрывать музыкальные инстинкты необходимо с осторожностью и с применением различных способов "улавливания музыкальности" и выяснения степени интереса к музыке.

Исполнительские навыки развиваются у детей скорее, если они опираются на образы музыки, а эмоциональность проявляется ярче, если они знакомы со средствами выразительности, создающими эти образы. Известно, что для обучающихся начальных классов особенно характерно конкретное наглядно—образное мышление. В связи с этим, введение в занятия наглядных средств вполне оправдано (картины - модели, в которых учитывается цветовое решение, т.к. оно придает ей нестроение): теплые цвета - пурпурный, красный, оранжевый, золотистый, желтый (воспринимаются как активные и возбуждающие); холодные цвета - фиолетовый, синий, зеленый, зеленовато-желтый (как умиротворяющие и спокойные). (приложение 1)

А теперь уважаемые педагоги, мне хотелось спросить у вас, как вы думаете, каждый ли ребенок может быть одаренным?

Согласитесь, успех каждого ребенка зависит от взрослых людей. Необходимо дать шанс разглядеть свой дар, ведь слово одаренность происходит от слова дар, а он есть у каждого из нас!

К.Паустовский отмечал, что у человека одаренного «любая мысль, любая тема, случайный предмет вызывают неиссякаемый поток ассоциаций». Ассоциации непосредственным образом связаны со сферой эмоции человека. Они обладают свойством волновать, бередить душу, вызывать наплывы чувств. Особенно сильно этот процесс проявляется, если ассоциации несут в себе какой-то личностный смысл, связаны с чем-то значимым для человека. Но как развить ассоциативное мышление, научить творчески мыслить, воображать? Как научить создавать образы, выражающие переживания, помыслы, чувствования? Ни один учитель не может точно сказать, как и каким именно должен родиться на свет тот или иной образ в работе ученика. Активное творческое воображение, ассоциативное мышление не может быть прямым следствием усвоения и повторения чего-то, преподанного другим человеком. Это — самостоятельное создание новых, оригинальных образов. Ассоциативная игра в области музыки имеет в своей основе ассоциацию: ощущение — представление. Ее можно рассматривать как форму обучения и творческого развития, в которой одновременно действуют два начала: познавательное и игровое. В отличие от учебных занятий, в ассоциативных играх познавательные задачи ставятся не прямо (когда учитель объясняет, учит), а косвенно — учащиеся овладевают знаниями, играя (развивающая задача в таких играх как бы замаскирована), мотивом является естественное стремление ребенка играть, выполнять определенные игровые действия.

Основные задачи ассоциативных игр:

  • развить ассоциативное мышление, творческое воображение детей, умение продуцировать неординарные идеи и образы;
  • развить умение передавать эмоции, чувства, образы посредством звуков, мимики, движений, красок;
  • учить детей распознавать и анализировать звуки окружающего мира;
  • дать представление о различных характеристиках однотипного звукового явления;
  • учить детей самостоятельному созданию звуковых произведений на заданную тему. (приложение 2)

Проблема восприятия музыки — одна из наиболее сложных проблем, из-за субъективности этого процесса. Любой человек, владеющий простым физическим слухом, может определить, где звучит музыка, а где - просто шум, производимый различными предметами. Услышать в звуках музыки отражение тончайших душевных движений и выражение серьезных и глубоких переживаний дано не каждому. Развить музыкальное восприятие - это значит научить переживать чувства и настроения, выражаемые композитором при помощи специальным образом организованных звуков, включить слушателя в процесс активного сотворчества и сопереживания идеям и образам, выраженным на языке невербальной коммуникации, понимать то, при помощи каких средств художник (композитор, исполнитель) достигает данный эстетический эффект воздействия.

Выбор методов и приемов определяется:

  • возрастными и индивидуальными особенностями детей;
  • их интересами;
  • уровнем подготовки;
  • целями и задачами музыкального развития детей;
  • формами организации музыкальной деятельности;
  • объемом и качеством музыкальной информации;
  • мастерством педагога.
  • словесные методы (рассказ, беседа, лекция)
  • наглядные (исполнение художественных произведений, показ иллюстраций, рисунков, фотографий и т.д.)
  • практические (упражнения в выполнении тех или иных способов действий).

Все перечисленные методы имеют свою специфику и способствуют повышению эффективности обучения.

Способы применения таких действий, которые нужны детям в любой музыкальной деятельности:

1.Способ первой ориентировки - способ вслушивания.

Дети постепенно овладевают произвольным слуховым вниманием.

2.Способ дифференциации музыкальных явлений путем сопоставления их контрастных и сходных отношений.

Дети способны к сопоставлению простейших отдельных свойств звуков, контрастных музыкальных образов и различных музыкальных построений.

3.Способ ориентировки в музыке как в эмоциональном явлении.

Музыка всегда должна волновать, радовать ребенка, вызывать отдельные переживания, рождать раздумья. Постепенно возникают сравнения музыкальных произведений, появляются наиболее любимые из них, создается избирательное отношение, появляются первые оценки - первые проявления музыкального вкуса. Это обогащает личность ребенка, служит средством всестороннего его развития.

4.Способы творческого отношения к музыкальным занятиям.

Благодаря овладению этими способами у детей появляется творческое воображение в процессе восприятия музыкальных образов.
(приложение 3)

Вопрос о том, быть ли учителю эмоциональным или не быть, никогда не стоял в музыкальной педагогике. Всегда ценились учителя эмоциональные, тонко чувствующие музыку, владеющие ярким образным словом, обладающие пластикой движений, артистичные, умеющие выразительно исполнять музыкальное произведение. Психология давно доказала, что самая прочная память - эмоциональная. Самый скучный урок «сухой» математики у эмоционального учителя запоминается надолго, а усвоение происходят в несколько раз быстрее.

Преподавателям следует помнить, что прежде, чем добиться выразительного исполнения, эмоционального отклика, надо преодолеть технические трудности, психологическую скованность, а иногда - страх и неуверенность в своих силах. Психологическое здоровье педагога - залог психологического здоровья учащихся. Если составить обобщенный «портрет» психологически здорового человека, то можно получить следующее. Психологически здоровый человек - это, прежде всего, человек спонтанный и творческий, жизнерадостный и веселый, открытый и познающий себя и окружающий мир. Такой человек возлагает ответственность за свою жизнь, прежде всего, на самого себя и извлекает уроки из неблагоприятных ситуаций. Он находится в постоянном развитии и, конечно, способствует развитию других людей. Таким образом, можно сказать, что «ключевым» словом для описания психологического здоровья является слово «гармония», или «баланс». Обладает чувством юмора, может посмеяться над собой и всегда уверен, что: ВСЁ БУДЕТ ЗДОРОВО!

Ни для кого не секрет, что профессия педагога относится к разряду стрессогенных, поскольку в педагогической деятельности постоянно отмечается состояние эмоциональной напряженности. После пребывания в напряженных ситуациях педагог чаще ощущает разбитость, подавленность, желание расслабиться. В отдельных случаях эмоциональная напряженность достигает критического момента и результатом становится потеря самообладания и самоконтроля.

Современный педагог обязательно должен владеть навыками снятия стрессового напряжения, которое может возникать в процессе работы. Это необходимо для сохранения здоровья не только самого педагога, но и учащихся. Все мы знаем, что существуют разные способы снятия стресса:

  • ЕСТЕСТВЕННЫЕ СПОСОБЫ РЕГУЛЯЦИИ ОРГАНИЗМА;
  • РЕЛАКСАЦИЯ;
  • ВИЗУАЛИЗАЦИЯ;

Спутник стресса - это мышечный зажим: сброс психомышечного напряжения. (приложение 4)

Природа щедро наградила человека. Она дала все для того, чтобы видеть, слышать, ощущать, чувствовать окружающий мир. Она позволила ему слышать все многообразие существующих вокруг звуковых красок.

Идеальный выпускник школы - это не эрудит с широким кругозором, а человек, умеющий ставить перед собой цели, достигать их, эффективно общаться, жить в информационном и поликультурном мире, делать осознанный выбор и нести за него ответственность, решать проблемы, в том числе и нестандартные, быть хозяином своей жизни. И только счастливый, психически здоровый педагог, сможет воспитать достойную смену!

Приложение 1.
Цвет и его значение всегда интересовало человечество.

Психология цвета

Психология красного цвета: он способствует эффективному запоминанию, стимулирует нервную систему, активизирует эмоции, поднимает жизненный тонус личности. К тому же, красный цвет создает чувство безопасности, уверенности и положительно влияет на угнетенное эмоциональное состояние.
Психология оранжевого цвета: раскрепощает эмоции человека, значительно снижает его неприятные ощущения, помогает простить другого человека, отпустить неразрешимую ситуацию, способствует возникновению хорошего настроения и оптимистической позиции личности.

Психология синего цвета: он развивает психические способности. "Очищает" мышление - освобождает от неуверенности, тревог и страхов, активизирует интуицию, подводит к плавному принятию правильного решения. Также синий цвет несколько "охлаждает" - снижает эмоциональность личности.
Психология желтого цвета: активизирует положительные эмоции, освобождает от негативных, способствует лучшей концентрации мыслей, помогает воспринимать новые идеи и принимать различные точки зрения.

Психология зеленого цвета: он способствует возникновению эмпатии, помогает во взаимодействии людей друг с другом, формирует гармонию во взаимоотношениях. Помимо перечисленного, зеленый цвет обладает успокаивающим воздействием, стабилизирует психическое состояние.

Приложение 2.
«Представь и услышишь».

Перед игрой учитель может обратиться к ученикам со следующими словами: «Ты не раз слышал, как хлопает и скрипит дверь, звенит колокольчик, плачет ребенок, гремит гром. А вот можешь ли ты услышать, как говорит облако? Может быть; оно поет или вздыхает? Представь, и ты услышишь необыкновенные звуки или придумаешь свои, никому пока неизвестные».

Детям предлагается:

а) описать или нарисовать свои любимые звуки;
б) представить, как звучит мягкое пушистое облако. Описать и нарисовать звучание облака;
в) представить и нарисовать звук кислого огурца, красного яблока и т.д.;
г) представить, как звучит большая лужа после дождя. Описать и нарисовать звучание большой и маленькой лужи.

«Эмоции». Для проведения игры используются карточки с написанными на них эмоциональными характеристиками (радость, печаль, ярость, нежность и т.д.). Карточки раздаются участникам. Каждый пытается озвучить и передать в движении или мимикой ту или иную эмоцию. Группа пытается определить услышанное.

«Цвета». Для игры используются от 4 до 6 цветных карточек (красная, синяя, зеленая, желтая, черная, белая), которые раскладываются по классу. Дети выбирают цвет, наиболее соответствующий их внутреннему настроению на данный момент, и разбиваются на группы. Учитель просит участников игры:

  1. по очереди голосом озвучить цвет, каким они его себе слышат;
  2. зазвучать «цветовой палитрой» всей группой.

«Найди свой звук». Для игры учителю будут необходимы разнообразные мелкие предметы (ключи, гвозди, банки-склянки, бумага, чашки, ложки и прочие «музыкальные инструменты»), из которых можно извлечь звуки. Детям предлагается, манипулируя этими предметами и извлекая из них разнообразные звуки (стуча, скребя, гладя, шурша, звеня и т.п.), найти понравившийся тембр, звук, сочетание. После того как звуки будут определены, каждый воспроизводит свою находку и пытается объяснить, почему он выбрал именно этот звук или сочетание, какой образ, цвет возникает при восприятии этого звука.

«Созвучия». Цель игры — найти гармонирующие сочетания со своим звуком, со своим теперешним настроением. Эта игра является продолжением предыдущей — «Найди свой звук».

Одному из детей предлагается выйти в круг и исполнять свой звук, как свое сочинение, свое настроение. Остальные вслушиваются в эти звуки, пытаясь ощутить возможность соединения своего звука со звучащим. Любой участник может выйти в круг и начать воспроизводить свой звук вместе с другим, если чувствует что его звук уместен, а возникающее созвучие достаточно благозвучно и гармонично.В процессе игры при возникновении чувства неудобства, негармоничности своего звучания со звуками других участников можно прекратить исполнение и выйти из «сочинения».

«Слепой». Класс делится на группы. Детям предлагается создать музыкальное произведение на заданную учителем тему. Извлекая звуки из разных предметов, музыкальных инструментов, группа пытается передать заданный образ. Затем идет исполнение по группам. Слушатели, закрыв глаза, пытаются определить, о чем идет речь в данной пьесе, какие образы хотели передать создатели пьесы, её название.

«Тембры и образы». Детям предлагается прослушать одну и ту же мелодию, программную пьесу в исполнении различных музыкальных инструментов. Участники записывают, а затем рассказывают, как изменялся возникший при восприятии образ в зависимости от изменения тембра. Игра может быть использована при изучении темы «Тембр»

«Знатоки песни». Ребята поют хорошо известную им песню. Когда песня закончится, учитель быстро подходит к одному из учащихся и говорит какое-либо слово или строку из песни. Тот, к кому учитель обращается, должен сейчас же сказать следующее слово или строку песни. Кто из ребят ошибается - встает. ИГРАЕМ С ПЕСНЯМИ.

ЗАДАНИЯ
1. Вспомни песню: спеть из любой новогодней песни куплет, начинающийся на загаданную ведущим букву.
2. Допой песню: предложить строку из песни, а ребята поют куплет.
3. Угадай песню: описать в нескольких словах в юмористическом тоне содержание песни, а соревнующиеся называют песню.
4. Загадай песню: ребёнок загадывает песню, а отгадывающие задают ему вопросы, учитывая, что ответ будет только «да» или «нет», называют или поют «неизвестную» песню.
5. Сложи песню: участники получают листочки со строчками текстов нескольких песен и отбирают указанную ведущим песню.
6. Узнай песню: предложите смешные рисунки - загадки, на которых будет отражено общее содержание песни, возможен вариант с ребусом, в котором зашифрована строка из песни.
7. Нарисуй песню: один из ребят должен нарисовать содержание заданной песни так, чтобы члены его команды смогли её отгадать.
8. Восстанови песню: детям вручается лист, на котором написана песня с пропуском некоторых слов. Восстановить песню можно по памяти, можно выбрать нужные слова из написанных на листочках, а можно предложить выбрать картинку с подходящим изображением.
9. Исправь песню: на листе написана песня с ошибками: переставлены или заменены слова, поменяны местами строчки или куплеты. Кто быстрее исправит?
10. Покажи песню: в этом конкурсе потребуется актёрское мастерство, чтобы при помощи жестов, мимики и подручных материалов исполнить заданную песню молча. Возможно командное исполнение.
11. Расскажи песню: передай содержание песни своими словами. Наиболее удачный ответ - тот, который всех рассмешил.
12. Назови строчку из песни: используется «перевёрнутая» фраза, а именно: подбираются слова - антонимы к строчке из известной песни, чтобы отгадать, нужно ребятам тоже подобрать нужные антонимы (в поле умер дуб - в лесу родилась ёлочка).
13. Спой песню: при помощи жеребьёвки определяются песни и участники, которые должны спеть под фонограмму или караоке выбранную песню.
14. Перепой соперников: команда поёт хором один куплет выбранной по желанию песни, потом считает хором до трёх и соперники должны начать петь один куплет другой песни, а затем передать эстафету. Кто после счёта не сможет начать пение или повторит уже звучавшую песню - проиграл.
15. Напой песню: по очереди вытаскивать предметы из черного ящика или мешка и напевать куплет, где «попадался» этот предмет (игрушка или картинка волка, зайца, мыши, лошадки, старичка и т.д.)

Приложение 3.

Применение широкого арсенала различных методов музыкального образования и воспитания, а так же современных технологий:

1.личностно - ориентированного обучения;
2.проектных технологий;
3.технологий проблемного обучения;
4.технологий развития критического мышления;
5.компьютерных технологий;
6.ИКТ;
7.составление кластера;
8.мозглвая атака;
9.синквейн;
10. техника постановки вопросов -
способствует формированию познавательной мотивации школьников на музыкальных занятиях.

Приложение 4.

Стресс-тест на профессиональное выгорание.

Вам предложены утверждения, с которыми Вы:
согласны (да),(3 балла)
не согласны (нет), (1 балл)
они верны в некоторых случаях (иногда).(2 балла)

Меня тяготит педагогическая деятельность.
- У меня нет желания общаться после работы.
- У меня в группе есть "плохие" дети.
- Если есть настроение - проявлю соучастие и сочувствие к ребенку, если нет настроения - не считаю это необходимым.
- Желая упростить решение профессиональных задач, я могу упростить обязанности, требующие эмоциональных затрат.

Результаты теста конфиденциальны и каждый сам решает, стоит ли полученной информацией делиться с другими.

Ключ:
5-8 очков - Вы не подвержены синдрому эмоционального выгорания;
9-12 очков - идет формирование профессиональных деформаций в виде эмоционального выгорания;
13-15 очков - идет развитие синдрома эмоционального выгорания.

Тест «Вы умеете быть счастливыми?»

У каждого есть в жизни моменты, когда чувствуешь себя счастливым. Бывают и другие, когда ненавидишь себя и весь свет. Наверное, иначе и быть не может... И все же тайно завидуешь людям, которые — по крайней мере внешне — всегда выглядят довольными собой, к происходящему вокруг относятся философски. А к какой категории людей принадлежите Вы? Умеете ли быть счастливым? Может быть, ответить на этот вопрос вам поможет наш тест.
На каждый вопрос выберите один из трех ответов.
Каждый ответ а — 0 очков, 6—1 очко, а в — 2 очка.

1. Когда порой задумываетесь над прожитой жизнью, приходите ли Вы к выводу, что
а) все было скорее плохо, чем хорошо,
б) было скорее хорошо, чем плохо,
в) все было отлично.

2. В конце дня обыкновенно
а) недовольны собой,
б) считаете, что день мог бы пройти лучше,
в) отходите ко сну с чувством удовлетворения.

3. Когда смотрите в зеркало, думаете
а) "О, боже, время беспощадно!"
б) "А что, совсем еще неплохо!",
в) "Все прекрасно!".

4. Если узнаете о крупном выигрыше кого-то из знакомых, думаете
а) "Ну мне-то никогда не повезет!",
б) "А, черт! Почему же не я?",
в) "Однажды так повезет и мне!".

5. Если услышите по радио, узнаете из газет о каком-либо происшествии, говорите себе:
а) "Вот так однажды будет и со мной!",
б) "К счастью, меня эта беда миновала!",
в) "Эти репортеры умышленно нагнетают страсти!".

6. Когда пробуждаетесь утром, чаще всего
а) ни о чем не хочется думать,
б) взвешиваете, что день грядущий нам готовит,
в) довольны, что начался новый день, и могут быть новые сюрпризы.

7. Думаете о ваших приятелях:
а) они не столь интересны и отзывчивы, как хотелось бы,
б) конечно, и у них есть недостатки, но в целом они вполне терпимы,
в) замечательные люди!

8. Сравнивая себя с другими, находите, что
а) "Меня недооценивают",
б) "Я не хуже остальных",
в) "Гожусь в лидеры, и это, пожалуй, признают все!"

9. Если ваш вес увеличился на четыре-пять килограммов
а) впадаете в панику,
б) считаете, что в этом нет ничего особенного,
в) тут же переходите на диету и усиленно занимаетесь физическими упражнениями,

10. Если вы угнетены
а) клянете судьбу,
б) знаете, что плохое настроение пройдет,
в) стараетесь развлечься.

17—20 очков, Вы до того счастливый человек, что прямо не верится, что это возможно! Радуетесь жизни, не обращаете внимания на неприятности и житейские невзгоды. Человек Вы жизнерадостный, нравитесь окружающим своим оптимизмом, но... Не слишком ли поверхностно и легковесно относитесь ко всему происходящему? Может быть, немного трезвости и скепсиса вам не повредит?

13—16 очков, наверное, Вы «оптимально» счастливый человек, и радости в вашей жизни явно больше, чем печали. Вы храбры, хладнокровны, у вас трезвый склад ума и легкий характер. Не паникуете, сталкиваясь с трудностями, трезво их оцениваете "Окружающим с вами удобно.

8—12 очков, счастье и несчастье для вас выражаются известной формулой «50 х 50». Если хотите склонить чашу весов в свою пользу, старайтесь не пасовать перед трудностями, встречайте их стоически, опирайтесь на друзей, не оставляйте их в беде.

0—7 очков, Вы привыкли на все смотреть сквозь черные очки, считаете, что судьба уготовила вам участь человека невезучего, и даже иногда бравируете этим. А стоит ли? Старайтесь больше времени проводить в обществе веселых, оптимистически настроенных людей. Хорошо бы чем-то увлечься, найти «хобби».

Тихомирова Е. П

г.Абай,Карагандинск

  • Мышление создаёт и воспринимает образы на языке чувственного восприятия.
  • НЛП вводит понятие репрезентативная система , которое определяет язык, в котором мышление кодирует образы.
  • См. также

    Образное мышление - мышление в виде образов путём их создания, формирования, поддержки, передачи, оперирования, видоизменения с помощью мыслительных процессов. Входит как существенный компонент во все без исключения виды человеческой деятельности. Реализуется с помощью механизма представления. Передаёт знание не об отдельных изолированных сторонах (свойствах) реальной действительности, а формирует целостную мысленную картину отдельного участка действительности. Пространственное мышление, ассоциативное мышление, наглядно-образное мышление, визуальное мышление можно рассматривать как разновидности образного. Противопоставляется без-Образному мышлению.

    Чем большее количество людей подпитывают образ своими чувствами, тем образ сильнее, тем сильнее возможность обратного влияния образа на деятельность человека , людей (сообщества). Способен формировать характеры , манеру поведения больших и малых социальных групп, в связи с чем встаёт проблема определённой культуры творения образов, присущей народам и странам, нациям, государствам и этносам . Наследие образного мышления любого народа можно рассматривать как своеобразный «оттиск» его воззрений на мир, замысел жизни, своё предназначение в мире, своеобразный культурный автопортрет.

    • Образное восприятие

    Wikimedia Foundation . 2010 .

    Смотреть что такое "Образное мышление" в других словарях:

      ОБРАЗНОЕ МЫШЛЕНИЕ - см. Мышление образное. Большой психологический словарь. М.: Прайм ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003 …

      образное мышление - <...> мышление, совершающееся в форме связи и сочетания образов. Образное мышление – конкретное мышление, свойственное ребенку раннего возраста и вообще на примитивных ступенях развития, образное мышление является главной формой мышления.… … Словарь Л.С. Выготского

      Образное мышление - процесс познавательной деятельности, направленный на отражение существенных свойств объектов (их частей, процессов, явлений) и сущности их структурной взаимосвязи. О.м. представляет собой единую систему форм отражения наглядно действенного,… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

      Образное мышление - вид мыслительного процесса, в котором используются образы … Психология человека: словарь терминов

      Совокупность способов и процессов образного решения задач, предполагающих зрительное представление ситуации и оперирование образами составляющих её предметов, без выполнения реальных практических действий с ними. Позволяет наиболее полно… … Википедия

      наглядно-образное мышление - Категория. Форма мышления. Специфика. Характеризуется тем, что в его основе лежит моделирование и разрешение проблемной ситуации в плане представлений. Выступая следующим этапом развития интеллекта после наглядно действенного мышления, данный вид … Большая психологическая энциклопедия

      БЕЗ-ОБРАЗНОЕ МЫШЛЕНИЕ - см. Мышление без образное. Большой психологический словарь. М.: Прайм ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003 … Большая психологическая энциклопедия

      Наглядно образное мышление мышление, в основе которого лежит моделирование и разрешение проблемной ситуации в плане представлений. Выступая следующим этапом развития интеллекта … Психологический словарь

      Наглядно-образное мышление - один из видов мышления. Связано с представлением ситуаций и изменений в них. С помощью М. н. о. наиболее полно воссоздается все многообразие различных фактических характеристик предмета … Словарь-справочник по педагогической психологии

      Наглядно-образное мышление - вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы … Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения

    Книги

    • Метафоры. Развиваем образное мышление , Гиппенрейтер Ю.. 60 карточек метафор. 60 карточек стихов. 30 таблиц лото. 60 ключей (+ книга) (+ правила). Продолжение проекта Ю. Б. Гиппенрейтер "Мир общения" . Замысел игр "Метафоры" - на материале…

    ЛИТЕРАТУРА И ПРИМЕЧАНИЯ

      Гумбольдт В. Избранные труды по языкознанию. М, 1984.

      Баллы Ш. Общая лингвистика и вопросы французского языка. М., 1955.

      ШлейхерА. Компендий сравнительной грамматики индоевропейских языков//Ис- тория языкознания XIX-XX веков в очерках и извлечениях. Ч. 1. М., 1960.

      Соссюр Ф. Труды по языкознанию. М., 1977.

      Шухардт Г. Избранные статьи по языкознанию. М., 1950.

      Тезисы Пражского лингвистического кружка//История языкознания XIX-XX веков в очерках и извлечениях. Ч. II. М., 1960.

      Слюсарева Н.А. Теория Ф. де Соссюра в свете современной лингвистики. М., 1975.

      Березин М.Ф., Головин Б.К Общее языкознание. М., 1979.

      ПотебняА.А. Из записок по теории словесности. Харьков, 1905.

      Потебня А.А. Эстетика и поэтика. М., 1976.

      Косериу Е. Синхрония, диахрония и история//Новое в лингвистике. Вып. III. М., 1963.

      Соссюр Ф. Заметки по общей лингвистике. М., 1990.

      Сепир Э. Язык. М., 1934.

      Ушаков"Д.Н. Краткое введение в науку о языке. М., 1929.

      Бодуэн де Куртенэ И.А. Некоторые общие замечания о языковедении и язы- ке//Хрестоматия по истории русского языкознания. М., 1973.

      Мартине А. Принцип экономии в фонетических изменениях. М., 1960.

      Звегинцев В.А. Очерки по общему языкознанию. М, 1962.

      Рождественский Ю.В. Лекции по общему языкознанию. М., 1990.

      Иной диапазон количества фонем в языках приводит Роджер Т. Белл: «...Гавай­ ский язык имеет только пять гласных и шесть согласных, тогда как на другом полюсе находится абхазский, имеющий лишь две гласных и не менее 68 согласных фонем» (Социолингвистика. Цели, методы и проблемы. М., 1980).

      Карцевский С. Об асимметричном дуализме лингвистического знака//История языкознания XIX и XX веков в очерках и извлечениях. Ч. II. М., 1965.

      Дегтерева Т.А. К проблеме синонимики//Ученые зап. (1-й Московск. пед. ин-т иностранных языков). Т. 5. М., 1953.

      Мюллер М. Лекции по науке о языке. СПб., 1865.

    23. Чернышевский Н.Г. Очерк научных понятий по некоторым вопросам всеобщей истории. Поли. собр. соч. Т. X. М., 1951.

    VI. Язык и мышление

    §51. Человеческое мышление и его характер

    Мышление человека - это внутримозговые психологические про­цессы, в которых в различных идеальных формах отражаются и позна­ются предметы и явления действительности, их свойства и качества, связи и отношения.

    Мышление разделяется на чувственное и абстракт­ное. Непосредственная связь человека с действительностью осущест­вляется с помощью чувств, которыми владеет человек: зрения, осязания, слуха, обоняния, вкуса. Чувства человека - это каналы получения им разнообразной информации о действительности. Сово­купность этих чувств, которые высоко у человека развиты, дает ему возможность разносторонне воспринимать и отражать действитель­ность, различные ее явления, свойства, стороны. Результаты чувствен­ного отражения действительности служат эмпирическим материалом для дальнейшей его обработки абстрактным мышлением, его формами.

    Чувственное мышление также осуществляется в определенных формах, которые различаются качественно, участием разных чувств, охватом воспринимаемых в этих формах явлений действительности, т. е. степенью развития идеализации, обобщения. Выделяются следу­ющие формы чувственного мышления человека: ощущение, восприятие, представление. Как известно, под ощу­щением понимается психический процесс отражения мозгом свойств предметов и явлений действительности в результате их воздей­ствия на чувства человека. Восприятие представляет собой не­посредственное отражение предмета или явления в целом, как совокупности определенных признаков, в отличие от ощущения, ко­торое является отражением лишь отдельных свойств предмета или явления. Представление как психический процесс позволяет воссоздать в мышлении человека чувственно-наглядный образ пред­мета или явления как целое на основе предшествующих их восприятий.

    Возникновение абстрактных форм мышления обычно связывают с языком. Считается, что их образование происходило одновременно с образованием языка. Однако такой взгляд на генезис

    абстрактного мышления и его взаимодействие с чувственным, по нашему мнению, не лишен механистичности. Руководствуясь прави­лом: ничто в природе и обществе не возникает из ничего, новое образуется путем преобразования старого, мы должны допустить, что истоки абстрактных форм мышления восходят к доязыковому челове­ческому мышлению, а именно: к высшим формам чувственного мыш­ления - представлению и чувственно-наглядному образу. Область человеческого мышления, говорил Потебня, шире области языка, и прежде всего в генетическом отношении. Зачатки формирования абс­трактного мышления отмечаются до образования собственно языка. Они выражались в виде обобщения обозначаемых предметов определенного порядка, осуществляемого в таких формах мышления, как представление и чувственный образ, и соотнесенности с помощью невербальных знаков (жестов, мимики, «выразительных движений», действий и пр.) этого обобщения или отдельных предметов с действи­тельностью. Это не было своего рода salto mortale человеческого мыш­ления. Общее объективно и действительно существует в предметах и явлениях, а, следовательно, и в нашем восприятии их.

    Таким образом, и представлению, и чувственному образу свойст­венны идеализация воспринимаемых предметов и их обобщение, а также их соотнесенность с действительностью. Надо полагать, именно эти качества и свойства чувственного образа и представления послу­жили истоком в движении мысли к абстрактным формам - поня­тию и суждению и коррелятивным им единицам языка - слову и предложению. Однако формирование собственно понятия и суждения в строгом смысле слова, их постепенная «кристал­лизация» в мыслительном потоке и вычленение из него обязаны языку. В языке эти формы находят типичное свое выражение в соответству­ющих языковых единицах - слове и предложении. Язык как знаковая система оказался наиболее соответствующим природе логического мышления и его формам. С возникновения языка качественно преоб­разуется предшествующее невербальное человеческое мышление.

    Под формой абстрактного мышления понимается определенный способ идеального отражения действительности с помощью языка и тем самым образования содержания, свойственного данной форме. Последняя обладает структурой, свидетельствующей о ее самостоятель­ности и определенности и тем самым отличающей ее от других мыслительных форм.

    Чувственные формы отражения действительности являются исход­ным материалом для языка, для языковой формы, с помощью которой эти исходные данные обрабатываются. О чувственном образе Потебня писал: «...Чувственный образ есть нерасчлененный комплекс почти одновременно данных признаков: я смотрю на траву, и все, что я в этом случае знаю о ней составляет просто один момент моего душевного состояния» (1, с. 119). Препарированный с помощью языка чувствен-

    ный материал преобразуется в принципиально иные мыслительные формы - абстрактные, логические, в которых цельные, чувственно представляемые образы расчленяются на отдельные свои признаки, стороны. Если чувственный образ предмета или явления представля­ется в единстве и одновременности своих сторон и признаков, то абстрактные формы отвлекают и делают предметом познания отдель­ные его стороны и признаки. Совокупность таких абстрагированных и познанных в опыте сообщества признаков как единство образует понятие об отражаемом предмете или явлении; понятие предполагает единство как мыслительной формы, так и стоящего за понятием соответствующего предмета. Из сказанного явствует, что абстрактные формы отражения и познания действительности не отрываются и не обосабливаются от чувственных форм генетически и функционально.

    С помощью языка осуществляется движение мысли от чувственного восприятия и его комплексов к логическому, понятийному мышлению, к духовной деятельности человека в полном смысле этого слова. «Только посредством объективирования мысли в слове,- подчеркивал Потебня,- может из низших форм мысли образоваться понятие» (2, с. 57). В мысли, в логическом, абстрактном мышлении человек воз­вращается к тому, что у него было в чувственном мышлении, но это отражение на высшем, сущностном уровне. По сравнению с чувствен­ными формами мышления абстрактные формы отличаются большей активностью, поскольку и образование мысли и ее выражение с помощью языка - это всегда творческий акт. Об этом движе­нии от низших форм мышления к высшим Потебня писал: «При помощи слова человек снова узнает то, что уже было в его сознании. Он одновременно и творит новый мир из хаоса впечатлений, и увеличивает свои силы для расширения пределов этого мира» (2, с. 302).

    Как образование языка, языковых знаков шло стихийно и бессоз­нательно, так одновременно в единстве с этим процессом, непроиз­вольно, стихийно создавались формы мысли, связанные с этими знаками. Человеческое мышление, отражая действительность, целесо­образную предметную и умственную деятельность людей, вырабаты­вало такие формы, которые были способны выражать новое содержание и, благодаря знакам, делать его достоянием всего языкового сообще­ства. В силу объективной необходимости эти формы предполагали использование предшествующего усвоенного знания, которое служило средством представления, понимания и познания новых предметов и явлений, т. е., приобретения нового знания. Образование и развитие этих форм обусловлено природой самого человека, его биологическими предпосылками и социальными условиями, а также формированием языка как естественной знаковой системы (см. гл. X).

    Выше говорилось, что представление, чувственный образ как фор­мы мышления не лишены идеализации и обобщения воспринимаемых

    предметов и явлений, а, следовательно, их анализа и синтеза. Языковой знак сделал возможным отчуждать из мыслительного потока элементы анализа и синтеза в отдельных знаках и оперировать этими знаками и их значениями как самостоятельными данностями. Тем самым благо­даря языковым знакам анализ и синтез обрели самостоятельность как логические процессы, в результате чего стало возможным образование понятия - сущностной мыслительной категории, что сыграло осново­полагающую роль в развитии мышления человека, в его познании Действительности. Вербальные формы мышления дали возможность человеку оперировать в «снятом» виде предметами и явлениями, их классами, качествами, отношениями и пр., тем самым познавать их с разных сторон, проникать в их сущность.

    Человек непроизвольно и стихийно был побуждаем в своей дея­тельности отражать мир и себя доступными ему, возможными средст­вами, какие позволяли ему использовать его собственная природа, общественные и естественные условия, в каких он обитал. В этих сложившихся условиях, в практической, предметной и речевой дея­тельности человека его мысль и язык «саморазвивались» по объектив­ным, независимым от индивида законам. Формами этого мысли­тельного движения были образ, понятие, суждение, предполагающие познание нового посредством участия - на различных мыслительных основаниях - уже познанного.

    Абстрагированное в слове обобщение (общее) отражено в знаке и тем самым отвлечено от своего единства в действительности с отдель­ным. В слове общее как его внутренняя сторона, значение, может применяться самостоятельно вне указанного единства с отдельным. Но абстрагирование не отрывает слова от действительности, от способно­сти слова отражать и обозначать в речи отдельные предметы и явления. Напротив, именно потому, что за словом, как за языковым знаком, стоит отвлечение (мысль о классе предметов или явлений), слово может обозначать разделенные во времени и пространстве отдельные пред­меты этого класса, разные их совокупности, как и весь класс предметов или явлений. Общее как материал отвлечения существует в действи­тельности и в чувственных формах ее отражения. Слово само по себе не могло бы выражать общее.

    Надо заметить, что отражение и закрепление общего в языке и речевой деятельности (последняя включает язык как важнейший свой ингредиент) не есть какое-то исключение для человеческой деятель­ности вообще. Владение каким-либо видом деятельности - это владе­ние им в отвлечении от его конкретного, предметного воплощения. Владение человеком той или другой деятельностью включает обобще­ние, отвлечение, навык. Такое владение, как и практическое знание языка,- это тоже «память опыта», позволяющая исполнять эту дея­тельность в разных условиях, разделенных во времени и пространстве, индивидуально и предметно (ср. изготовление изделий, орудий и пр.

    в разных областях человеческой деятельности). Сам предметно вопло­щенный продукт той или иной деятельности есть одновременно зна­ковое закрепление этой деятельности, свидетельствующей об уровне труда, производства, а, следовательно, мышления, сознания. И как в случае с языком окружающая человека природа много «под­сказала» ему в его деятельности. Вот что пишет Потебня по этому поводу: «Здесь, как и в других случаях, сознанию того, что уже существует, мы можем приписать могущество пересоздавать это суще­ствующее, но не создавать его, не творить из ничего. Человек не изобрел бы движения, если б оно не было без его ведома дано ему природой, не построил бы жилья, если б не нашел его готовым под сенью дерева или в пещере, не сложил бы песни, поэмы, если б каждое слово не было... поэтическим произведением; точно так слово не дало бы общности, если б ее не было до слова. Тем не менее есть огромное расстояние между непроизвольным движением и балетом, лесом и колоннадою храма, словом и эпопеею, равно как между общностью образа до слова и отвлеченностью мысли, достигаемою посредством языка» (2, с. 154).

    Зачатки абстрактного мышления, по нашему мнению, связаны с использованием тех или других внешних субстратов мысли и мысли­тельных процессов в качестве знаков (ср. указанные выше жест, мимика, «выразительные движения», действия и др.). Например, жест имел и имеет символическое значение. С жестом было связано в первобытном обществе определенное представление об обозначаемом, жест мог выступать как иконический знак обозначаемого объекта. Знаковая ситуация (семиозис) при использовании жеста такая же, как и при употреблении слова. За жестом также стоит обобщение, посколь­ку жест применялся не окказионально, а был постоянным, воспроиз­водимым знаком, обозначая те или другие предметы, действия, призывы и другого определенного порядка, разделенные во времени и пространстве.

    В жесте, как и в других знаковых воплощениях мысли, берет начало и развитие такая форма мысли, как образ, предшествовавшая понятию, но уже включавшая обобщение, хотя и возникающее на других осно­ваниях (см. ниже). Образ также представляет собой мысль о предметах, явлениях, действиях и пр. определенного порядка. Поэтому словесное обозначение формирующихся абстракций, выступавшее одновременно и, надо полагать, параллельно с другими видами знаков, было подго­товлено всем комплексом возможных знаковых воплощений мысли, материальных ее показателей (см. гл. X).

    Однако абстракция, связанная со словом, формирующаяся с по­мощью слова,- это решительное преобразование предшествующей мысли, потому что только с участием слова образуются такие формы человеческой мысли сущностного характера, как понятие, суждение, умозаключение. К этим традиционно выделяемым логиче-

    ским формам мышления следует прибавить форму, с помощью которой в человеческом мышлении осуществляется объединение чувственного и абстрактного мышления, их теснейшее взаимодействие и взаимопро­никновение, а именно: образ. В образе осуществляется синтез высших форм чувственного (восприятие, представление) и абстракт­ного (понятие) мышления. Образ - необходимая Исходная основа формирования понятия.

    Логические формы мышления, и прежде всего понятие, нередко сравнивают и сопоставляют с грамматическими. Общим свойством понятия и грамматической формы является то, что они классифика-ционны по своей природе. Как идеальные явления понятие и грамма­тическое значение не внеположны друг другу. Однако если понятие как форма человеческого мышления отличается всеобщностью (это, разумеется, не означает, что содержание и объем понятий также всеобщи, а не национальны), то грамматические формы индивидуаль­ны, характерны для системы того или другого язьцса. Более того, существуют такие языки, в которых нет грамматических форм как таковых (ср. изолирующие, полисинтетические языки). Классифика-ционность грамматической формы имеет синсемантинеский (сопрово­дительный) характер, а не аутосемантический (объектный), каким обычно обладает понятие. Отвлеченная классификационность грамма­тической формы не исключает в известных условиях пересечения с классификационностью понятия, выступающего в виде признака в явно выраженной или имплицитной форме (см. о признаке в гл. VIII). Кроме того, если в одном языке грамматическое значение выражается с помощью грамматической формы, то в другом оно может быть выражено лексически.

    Мышление осуществляется субъективно, однако, будучи на­правленным на отражение и познание внешнего и внутреннего мира человека, оно способно наполняться объективным содер­жанием. Формирование объективного содержания нашего мышле­ния обязано, благодаря языковому общению, всему языковому сообществу; субъект осваивает в том или другом объеме это общее содержание, убеждаясь на своем опыте в его существовании. Субъек­тивное владение формами мышления вносит индивидуальность в сам характер протекания этих процессов, обнаруживает различные возмож­ности в достижении результатов мышления, не исключает произволь­ности в использовании результатов мыслительных процессов и др. Будучи диалектическим по своей форме существования и содержанию, мышление, таким образом, как и язык, представляет собой антиномию субъективного и объективного и одновременно их единство.

    Между языком и мышлением - и в генезисе и в его функциони­ровании - отмечается постоянное взаимовлияние. Само возникнове­ние языка предполагает высокую степень развития мышления и было обусловлено этим процессом развития. В свою очередь, образование

    языка явилось мощным толчком в развитии мышления и связанных с ним психологических и логических процессов. Только благодаря языку стало возможным образование, дифференциация и развитие абстрак­тных форм мышления, а также дифференциация и осознанность чувственных форм мышления и других психологических процессов: памяти, воли, чувств, таких явлений, как апперцепция, ассимиляция, конденсация, или сгущение мысли, ее развертывание и др.

    Поскольку одна и та же форма мышления может выражать различ­ное содержание, то в интересах познания свойств формы она в определенных логических операциях может быть отделена от конкрет­ного содержания и обозначена символически. Суждения, например, Иванов есть студент, Золото есть драгоценный металл, Волга есть самая большая река в Европе и т. п., могут быть обозначены, как £ есть Р, где S - субъект, Р - предикат, есть - связка.