Русские сказочники. Братья Гримм и другие: как выглядели и жили известные сказочники

12 января 2018, 09:22

12 января 1628 года родился Шарль Перро - французский сказочник, автор всем известных сказок "Кот в сапогах", "Золушка" и "Синяя борода". Тогда как волшебные истории, вышедшие из-под пера автора, знают все от мала до велика, о том, кем был, как жил и даже как выглядел Перро, мало кто догадывается. Братья Гримм, Ганс Христиан Андерсон, Гофман и Киплинг… Имена, знакомые нам с детства, за которыми скрываются неизвестные нам люди. Предлагаем вам познакомиться с тем, как выглядели и жили известные сказочники. Ранее мы рассказывали об известных детских авторах СССР.

Шарль Перро (1628-1703).
Такие сказки как Кот в Сапогах, Спящая красавица, Золушка, Красная шапочка, Пряничный домик, мальчик-с-пальчик и Синяя борода - все эти произведения знакомы каждому. Увы, но крупнейшего французского поэта 17 века узнают далеко не все.

Одной из ключевых предпосылок столь низкого интереса к внешности творца стала неразбериха с именами, под которыми была опубликована большая часть литературных творений Шарля Перро. Как оказалось позже- критик сознательно использовал имя своего 19-и летнего сына- д Арманкура. По всей видимости, боясь запятнать свою репутацию работой с таким жанром как сказка, автор решил не использовать свое, уже прославленное, имя.

Французский писатель-сказочник, критик и поэт в детстве был примерным отличником. Он получил хорошее образование, сделал карьеру адвоката и литератора, он был принят во Французскую Академию, написал немало научных трудов.

В 1660-х годах он во многом определял политику двора Людовика XIV в области искусств, был назначен секретарем Академии надписей и изящной словесности.

Уже в 1697 году у Перро вышел один из его наиболее популярных сборников- "Сказки матушки Гусыни", который содержал восемь сказок, представлявших собой литературную обработку народных преданий.

Братья Гримм: Вильгельм (1786-1859) и Якоб (1785-1863).
Одними из самых известных произведени авторов стали сказки, уже ставшие классикой. Многие творения братьев по праву считаются мировой классикой. Для того, чтобы оценить их вклад в мировую культуру достаточно лишь вспомнить такие сказки, как "Белоснежка и Алоцветик", "Соломинка, уголек и боб", "Бременские уличные музыканты", "Храбрый портняжка", "Волк и семеро козлят", "Гензель и Гретель" и многие-многие другие.

Судьбы двух братьев-лингвистов были на столько переплетены друг с другом, что многие ранние поклонники их творчества называли исследователей немецкой культуры никак иначе, как творческими близнецами.

Стоит отметить, что такое определение, отчасти, было правдивым: Вильгельм и Якоб были неразлучны с самых ранних лет. Братья на столько были привязаны друг к другу, что предпочитали проводить время исключительно вместе, а страстная любовь к общему делу лишь объединила двух будущих собирателей фольклора вокруг главного дела их жизни- писательства.

Несмотря на столь схожие взгляды, характеры и стремления, на Вильгельма сильно повлияло то, что в детстве мальчик рос слабым и часто болел... Несмотря на самораспределение ролей в творческом союзе, Якоб всегда чувствовал своим долгом поддерживать брата, что лишь способствовало глубокой и плодотворной работе над публикациями.

Помимо своей основной деятельности в качестве лингвистов, Братья Гримм также были правоведами, научными деятелями, а в конце жизни они занялись созданием первого словаря немецкого языка

Хотя Вильгельм и Якоб и считаются отцами-основателями германской филологии и германистики, свою широкую известность они получили именно благодаря сказкам. Стоит отметить, что большая часть содержания сборников считается современниками вовсе не детскими, а скрытый смысл, вложенный в каждую опубликованную историю, по сей день воспринимается публикой гораздо глубже и тоньше, нежели просто сказка.

Ганс Христиан Андерсен (1805-1875).
Датчанин - автор всемирно известных сказок для детей и взрослых: "Гадкий утенок", "Новое платье короля", "Дюймовочка", "Стойкий оловянный солдатик", "Принцесса на горошине", "Оле Лукойе", "Снежная королева" и многих других.

Талант Ганса начал проявляться еще в раннем детстве- мальчик отличался недюжинной фантазией и мечтательностью. В отличии от сверстников, будущий прозаик обожал кукольные театры и казался заметно чувствительнее своего окружения.

Казалось-бы, если бы Андерсон во время не решил попробовать самовыражаться через написание стихов, чувствительность юноши могла бы сыграть над ним злую шутку.

Его отец умер, когда Гансу не было и десяти лет, мальчик работал подмастерьем у портного, потом – на сигаретной фабрике, в 14 лет от уже играл второстепенные роли в Королевском театре в Копенгагене.

Одним из наиболее мрачных периодов своей жизни Ганс всегда считал школьную пору. Закончивший обучение еще в 1827 году, Андерсон до конца жизни продолжал страдать от дислексии: талантливейший писатель современности делал множество ошибок на письме и так и не смог должным образом освоить грамоту.

Несмотря на очевидную безграмотность, свою первую, заслужившую огромный успех у зрителя пьесу, юноша написал в возрасте всего 15 лет. Творческий путь Андерсона привел датского писателя к настоящему признанию: в свои 30 лет мужчина смог выпустить первую книгу сказок, которую и по сей день читают и любят не только дети, но и взрослые.

Андерсен никогда не был женат и не имел детей.

Роковым для Андерсона стал 1872 год. Писатель случайным образом упал с кровати и сильно расшибся. Несмотря на то, что после падения прозаик прожил еще три счастливых года, главной причиной смерти принято считать именно то роковое падение, после которого писатель так и не смог оправиться.

Эрнст Теодор Амадей Гофман (1776-1822).
Пожалуй самой известной сказкой немецкогоа втора является “Щелкунчик и мышиный король”.

Писательский талант Гофмана крайне-трудно уживался с откровенным отвращением к "мещанским", "чайным" обществам. Не желая мириться с ходом общественной жизни, юноша предпочитал проводить свои вечера и ночи в вином погребке.

Гофман все-же стал известным писателем-романтком. Помимо изощренного воображения, Эрнст продемонстрировал также успехи и в музыке, создав несколько опер, а затем выставив их на суд публике. То самое "мещанское" и ненавистное общество с почестями приняло талантливое дарование.

Вильгельм Гауф (1802-1827).
Немецкий сказочник - автор таких произведений как "Карлик Нос", "История о калифе-аисте", "История о маленьком Муке".

После окончания университета Гауф сочинил для детей знакомого знатного чиновника волшебные сказки, которые впервые были опубликованы в "Альманахе сказок января 1826 года для сыновей и дочерей знатных сословий".

Астрид Линдгрен (1907-2002).
Шведская писательница - автор ряда всемирно известных книг для детей, в том числе "Малыш и Карлсон, который живет на крыше" и историй про Пеппи Длинныйчулок.

Джанни Родари (1920-1980).
Известный итальянский детский писатель, сказочник и журналист - “папа” всем известного Чиполлино.

Еще будучи студентом, вступил в молодежную фашистскую организацию "Итальянская ликторская молодежь". В 1941 году, став учителем начальной школы, вступил в фашистскую партию, где пребывал до момента ее ликвидации в июле 1943 года.

В 1948 году Родари стал журналистом в коммунистической газете "Унита" и начал писать книжки для детей. В 1951 году в качестве редактора детского журнала опубликовал первый сборник стихов - "Книжка веселых стихов", а также свое известнейшее произведение "Приключения Чиполлино".

Редьярд Киплинг (1865-1936).
Автор "Книги Джунглей", главным героем которой стал мальчик Маугли, а также сказок "Кошка, которая гуляет сама по себе", "Откуда у верблюда горб?", "Как леопард получил свои пятна" и других.

Павел Петрович Бажов (1879-1950).
Самые известные сказки автора: "Медной горы хозяйка", "Серебряное копытце", "Малахитовая шкатулка", "Две ящерки", "Золотой волос", "Каменный цветок".

Народная любовь и известность настигла Бажова лишь к 60-и годам. Запоздавшая публикация сборника рассказов "Малахитовая шкатулка" была приурочена исключительно к юбилею писателя. Важно отметить то, что ранее-недооцененный талант Павла Петровича в итоге все-таки нашел своего преданного читателя.

Литературная авторская сказка - наверное, один из самых востребованных жанров современности. Интерес к подобным произведениям неисчерпаем и среди детей, и среди их родителей, а русские писатели сказок внесли достойную лепту в общее творческое дело. Следует вспомнить, что литературная сказка отличается от народного фольклора по нескольким параметрам. В первую очередь тем, что у нее имеется конкретный автор. Есть также различия в способе передачи материала и четкой использовании сюжетов и образов, позволяющих говорить о том, что данный жанр имеет право на полнейшую самостоятельность.

Стихотворные сказки Пушкина

Если составлять список сказок русских писателей, то он займет не один лист бумаги. Причем писались творения не только в прозе, но и в стихах. Здесь ярким примером может служить А. Пушкин, первоначально не планирующий сочинять детские произведения. Но через время стихотворные творения «О царе Салтане», «О попе и его работнике Балде», «О мертвой царевне и семи богатырях», «О золотом петушке» пополнили список сказок русских писателей. Простая и образная форма изложения, запоминающиеся образы, яркие сюжеты - все это характерно для творчества великого поэта. А данные произведения до сих пор входят в сокровищницу

Продолжение списка

К литературным сказкам рассматриваемого периода можно отнести и некоторые другие, не менее известные. Русские писатели сказок: Жуковский ("Война мышей и лягушек"), Ершов ("Конек-Горбунок"), Аксаков ("Аленький цветочек") - внесли свой достойный вклад в развитие жанра. А великий собиратель фольклора и толкователь русского языка Даль также написал энное количество сказочных произведений. Среди них: «Ворона», «Девочка Снегурочка», «О дятле» и другие. Можно вспомнить и другие сказки известных русских писателей: «Ветер и солнце», «Слепая лошадь», «Лиса и козел» Ушинского, «Черная курица, или Подземные жители» Погорельского, «Лягушка-путешественница», «Сказка о жабе и розе» Гаршина, «Дикий помещик», «Премудрый пескарь» Салтыкова-Щедрина. Конечно, это далеко не полный перечень.

Русские писатели сказок

Писали литературные сказки и Лев Толстой, и Паустовский, и Мамин-Сибиряк, и Горький, и многие другие. Среди особо выдающихся произведений можно отметить «Золотой ключик» Толстого Алексея. Произведение планировалось как вольный пересказ «Пиноккио» Карло Коллоди. Но здесь тот случай, когда переделка превзошла оригинал - так многими русскоязычными критиками оценивается произведение писателя. Всем знакомый с детства деревянный мальчик Буратино надолго завоевал сердца маленьких читателей и их родителей своей непосредственностью и храбрым сердцем. Все мы помним и друзей Буратино: Мальвину, Артемона, Пьеро. И его врагов: злого Карабаса и противного Дуремара, и лису Алису. Яркие образы героев настолько своеобразны и оригинальны, узнаваемы, что, раз прочитав произведение Толстого, помнишь о них всю последующую жизнь.

Революционные сказки

К ним можно отнести с уверенностью творение Юрия Олеши «Три толстяка». В этой сказке автор раскрывает тему классовой борьбы на фоне таких вечных ценностей, как дружба, взаимовыручка; характеры героев отличаются смелостью и революционным порывом. А произведение Аркадия Гайдара «Мальчиш-Кибальчиш» повествует о тяжелом периоде для становления советского государства - гражданской войне. Мальчиш - яркий, запоминающийся символ той эпохи борьбы за революционные идеалы. Неслучайно данные образы использовались впоследствии другими авторами, например, в творчестве Иосифа Курлата, который в сказке-стихотворении «Песня о Мальчише-Кибальчише» возродил светлый образ героя.

К данным авторам можно отнести и давшего литературе такие сказки-пьесы, как «Голый король», «Тень» - по мотивам произведений Андерсена. А его оригинальные творения «Дракон» и «Обыкновенное чудо» (сперва запрещенные к постановкам) навеки вошли в сокровищницу советской литературы.

К стихотворным произведениям жанра можно отнести и сказки Корнея Чуковского: «Муха-Цокотуха», «Мойдодыр», «Бармалей», «Айболит», «Тараканище». Они и по сей день являются наиболее читаемыми в России стихотворными сказками для детей всякого возраста. Поучительные и дерзкие, храбрые и чудовищные образы и характеры героев узнаваемы с первых строк. А стихи Маршака, а восхитительное творчество Хармса? А Заходер, Мориц и Курлат? Всех невозможно перечислить в этой довольно короткой статье.

Современная эволюция жанра

Можно сказать, что жанр литературной сказки эволюционировал из народного фольклора, в каком-то смысле эксплуатируя его сюжеты и образы персонажей. Так и в настоящее время многие русские писатели сказок эволюционируют в писателей-фантастов, рождая неплохие произведения в модном стиле фэнтези. К таким авторам, наверное, можно отнести Емца, Громыко, Лукьяненко, Фрая, Олди и многих других. Это достойная смена предыдущим поколениям авторов литературных сказок.

Сказки для детей пишут писатели-сказочники, имеющие впечатлительную творческую натуру и тонкую душевную организацию. Чрезвычайно важно донести до ребенка доступным для его понимания языком простые истины, общечеловеческие моральные ценности. Ведь прочувствованные эмоции, впечатления, которые малыш получает в раннем возрасте, откладываются в его сердце на всю жизнь. Добрые сказки - достойное основание, важнейший этап, который преодолевает каждый растущий индивидуум, осознавая мотивы поступков, задумываясь о последствиях.

Авторская сказка

Сказки, которые создают писатели-сказочники, могут быть самостоятельной волшебной историей, придуманной автором, а могут представлять собой переложенный на поэтический или литературный манер фольклорный сюжет. Авторские литературные сказки - это не только фантастические волшебные истории, это познание мира, определенное наставление юному читателю, доверительная беседа между представителями старшего и младшего поколений. Писатели-сказочники, фамилии которых будут перечислены ниже, творили не просто увлекательные сюжеты, их произведения насыщены ценными воспитательными моментами. Таковы волшебные истории Толстого, «Денискины рассказы» Виктора Драгунского.

Особый стиль

Но даже среди признанных классиков жанра есть особенные детские писатели-сказочники, стиль повествования и оригинальные которых ни с кем не перепутаешь. Например, Виталий Бианки. Практически каждый соотечественник читал или слышал его рассказы о природе, которые ненавязчиво и трепетно воспитывают любовь к окружающему миру, растениям и животным. Необходимо и упомянуть П.П. Бажова и его уникальные творения: «Серебряное копытце», «Золотой волос», «Малахитовая шкатулка», «Хозяйка медной горы», «Каменный цветок», «Две ящерки». Вспоминая этих выдающихся сказочников, можно с уверенностью сказать: создатели авторских сказок являются первыми учителями детей, которых они помнят и ценят.

Сказки классиков


Вечное литературное наследие

Сказки, которые подарили человечеству писатели-сказочники, - это литературное наследие, объединяющее всех жителей планеты. Люди из разных стран читают разные произведения, но сказки классиков в детстве читают абсолютно все. Мы обычно не запоминаем название киноленты, просмотренной накануне зато название и помним всю жизнь, несмотря на то, что читали их в раннем детстве. А все потому, что эти произведения были удивительно познавательными, учили лучшим человеческим качествам, принципам морали. Писатели-сказочники, фамилии которых нам известны с раннего детства, создали верное средство в воспитании детей, которое выдержало проверку временем. Именно поэтому чрезвычайно важно правильно выбирать сказки для прочтения ребенка, потому что это крепкая основа для эстетического и морального развития личности малыша. Впрочем, и для взрослых сказки до сих пор весьма поучительны и актуальны.

Дверь в страну чудес

Писатели-сказочники создают не только волшебное средство познания мира, они приоткрывают своеобразную дверь в страну чудес, помогают поверить в чудо, используя личный творческий метод, предлагая авторские интерпретации народных сказочных мотивов. Именно это помогает осознать важность данного жанра и его неоценимый вклад в мировую литературу.

Ганс Христиан Андерсен

Датский прозаик и поэт, автор всемирно известных сказок для детей и взрослых: «Гадкий утёнок», «Новое платье короля», «Стойкий оловянный солдатик», «Принцесса на горошине», «Оле Лукойе», «Снежная королева» и многих других. Несмотря на то, что Ганс Христиан Андерсен один из лучших сказочников, но у него характер был весьма скверный. В Дании существует легенда о королевском происхождении Андерсена.

В Дании существует легенда о королевском происхождении Андерсена

Связано это с тем, что в ранней автобиографии сам автор писал о том, как в детстве играл с принцем Фритсом, впоследствии — королём Фредериком VII, и у него не было друзей среди уличных мальчишек. Только принц. Дружба Андерсена с Фритсом, согласно фантазии сказочника, продолжалась и во взрослом возрасте, до самой смерти последнего, и, со слов самого писателя, он был единственным, за исключением родственников, кто был допущен к гробу покойного.

Шарль Перро


Мало кто знает, что Перро был академиком Французской академии, автором знаменитых научных трудов. Но всемирную известность и признание потомков принесли ему не серьезные книги, а прекрасные сказки «Золушка», «Кот в сапогах», «Синяя Борода», «Красная шапочка», «Спящая красавица».

Перро был академиком Французской академии, автором научных трудов

Свои сказки Перро издал не под собственным именем, а под именем своего 19-летнего сына Перро д’Арманкура, видимо, пытаясь уберечь свою уже сложившуюся литературную репутацию от обвинений в работе с «низким» жанром сказки.

Братья Гримм



Братья Гримм: Якоб и Вильгельм- исследователи немецкой народной культуры и сказочники. Они родились в городе Ханау. Долгое время жили в городе Кассель. И зучали грамматику германских языков, историю права и мифологию. Сказки братьев Гримм известны всему миру. Они собирали фольклор и опубликовали несколько сборников под названием «Сказки братьев Гримм», которые стали весьма популярными. В конце жизни они занялись созданием первого словаря немецкого языка.

Павел Петрович Бажов


В 1939 году был издан сборник сказов Бажова «Малахитовая шкатулка»

Он родился в городе Сысерти Екатеринбургского уезда Пермской губернии. Окончил духовное училище Екатеринбурга, а позже Пермскую духовную семинарию. Работал педагогом, политработником, журналистом и редактором уральских газет. В 1939 году был издан сборник сказов Бажова «Малахитовая шкатулка». В 1944 году «Малахитовая шкатулка» переведена на английский и вышла в Лондоне и Нью-Йорке, потом в Праге, в 1947 — в Париже. Переведена на немецкий, венгерский, румынский, китайский, японский языки. Всего, по сведениям библиотеки им. Ленина, — на 100 языков мира.

Астрид Линдгрен



Сказочные произведения Линдгрен близки к народному творчеству, в них ощутима связь фантазии с правдой жизни. Автор ряда всемирно известных книг для детей, в том числе « Малыш и Карлсон, который живёт на крыше » и тетралогии про «Пеппи Длинный чулок ». На русском языке её книги стали известны и очень популярны благодаря переводу Лилианны Лунгиной .


Почти все свои книги Линдгрен посвятила детям. «Я не писала книг для взрослых и думаю, что никогда не стану этого делать», — решительно заявляла Астрид. Она, вместе с героями книг учила детей, что «Если жить не по привычке, целой жизнью будет день!».


Сама писательница всегда называла своё детство счастливым (в нём было много игр и приключений, перемежавшихся с работой на хуторе и в его окрестностях) и указывала на то, что именно оно служит источником вдохновения для её творчества.

Редьярд Киплинг


Известный писатель, поэт и реформатор. Он родился в Бомбее (Индия), в возрасте 6 лет его привезли в Англию, те годы он называл позже «годами страдания» . Когда писателю было 42 года, ему присудили Нобелевскую премию — и по сей день он остается самым молодым писателем-лауреатом в своей номинации.

Самая известная детская книга Киплинга — это «Книга Джунглей»

Самая известная детская книга Киплинга — это, конечно, «Книга Джунглей», главным героем которой стал мальчик Маугли, также очень интересно читать и другие сказки: «Кошка, которая гуляет сама по себе», «Откуда у верблюда горб?», «Как леопард получил свои пятна», все они повествуют о далеких странах и очень интересны.

«Тут начиналась сказка, начиналась побаска от сивки и от бурки, и от курицы виноходки, от зимняка поросенка наступчатого».

Начиналась с зачина, сопровождалась присказками да прибаутками, фантастичная и волшебная, соблюдала формулы «сказочной обрядности» или же, наоборот, пренебрегала каноном, без зачина и концовки, становилась приближенной к действительности, бытовой среде в зависимости от того, из чьих уст звучала, каким сказителем сказывалась…

Абрам Кузьмич Новопольцев

Сказитель-балагур, сказочник-увеселитель Абрам Новопольцев – типичный представитель наследия скоморохов. Его репертуар удивляет разнообразием: здесь и фантастические волшебные сказки, и новеллистические бытовые, и сказки о животных, а также анекдоты, назидательные предания, исторические легенды. Однако даже классическая традиционная сказка в передаче Новопольцева при всей формальной верности канону переосмысляется, перерабатывается за счет уникального стиля сказочника. Главная особенность этого стиля – рифмовка, которая подчиняет себе любую сказку, рассказываемую Новопольцевым, делает ее потешной, легкой, беззаботной и не может не развеселить, не развлечь слушателя. «Тут и сказке конец, сказал ее молодец и нам, молодцам, по стаканчику пивца, за окончанье сказки по рюмочке винца».

Егор Иванович Сороковиков-Магай

Сказка облегчала тяжелые трудовые будни крестьянина, приподнимала дух, давала силы жить дальше, сказочников всегда знали и ценили в народе. Часто сказочники пользовались привилегиями, например, в рыболовных артелях на Байкале сказителю давали лишний пай и освобождали от целого ряда трудных работ. Или, например, как вспоминает Сороковиков, выдающийся русский сказитель, большую часть сказок приходилось рассказывать на мельнице, когда приходило время молоть хлеб. «Приезжаешь на мельницу – даже принимают мешки мне-ка помогать. "Он седне будет рассказывать сказки!" И пускали через очередь. "Смелем тебе, только говори сказки нам!" Вот таким путем много приходилось сказок говорить». Сороковикова отличают от многих сказочников знание грамоты и пристрастие к книгам, отсюда и особенность рассказываемых им сказок: они носят отпечаток книжных влияний и городской культуры. Привносимые Егором Ивановичем в сказку культурные элементы, такие как особый книжный склад речи героев или бытовые аксессуары (телефон в тереме царевны, клубы и театры, записная книжка, которую вынимает мужичок-крестьянин, и многие другие), преобразуют сказку и пронизывают новым мировоззрением.

Анна Куприянова Барышникова

Бедная, неграмотная крестьянка Анна Барышникова, больше известная под прозвищем «Куприяниха» или «тетка Анюта», унаследовала большинство своих сказок от отца, любителя вставить красное словцо и рассмешить публику. Точно так же и сказки Куприянихи – задорные, зачастую стихотворные – подобно сказкам Новопольцева, унаследовали традицию скоморохов и специалистов потешников-бахарей. Сказки Барышниковой изобилуют пестрыми зачинами, концовками, поговорками, прибаутками и рифмой. Рифмовка обуславливает весь сказ или отдельные его эпизоды, вводит новые слова, имена, создает новые положения. А некоторые из зачинов сказочницы представляют собой самостоятельные присказки, перекочевывающие из одной сказки в другую: «Зародился хлеб не хорош, по подлавочью валяли, на пече? в углу сажали, в коробок загребали, не в городок. Никто хлеба не купить, никто даром не берёть. Подошла свинья Устинья, всю рылу обмарала. Три недели прохворала, на четвертую неделю свинья скорчилася, а на пятую неделю совсем кончилася».

Федор Иванович Аксаментов

Сказка, будто кусок пластилина в руках, переделывается и меняется под влиянием различных факторов (индивидуальные особенности сказителя, место бытования сказки, социальная среда, к которой принадлежит исполнитель). Так, рассказываемая в солдатской среде, сказка впитывает в себя реалии походной и военной жизни, казармы и предстает перед нами уже совершенно иной, новой сказкой. Для солдатской сказки характерен свой особый репертуар, особый круг тем и подбор эпизодов. Аксаментов, ленский сказитель, один из лучших представителей солдатской сказки, бережно относится к сказочной традиции, но при этом его сказка модернизирована, подчинена реалиям солдатского быта (часовые, разводящие, увольнительные записки, гауптвахты и пр.). В солдатской сказке не встретишь фантастических «в некотором царстве» или «за тридевять земель», действие приурочено к определенному месту и даже времени, дело происходит в Москве или в Петербурге, а персонажи зачастую наделяются именами исторических лиц, подвиги героя теперь также приурочены к географической области. У Аксаментова это чаще всего Франция и Париж. Главный персонаж его сказок – русский солдат. Также сказитель вводит в рассказ пьяниц, карточные игры, гостиницы, гулянки, порою эти картины пьянства превращаются даже в какой-то апофеоз пьяницы, что придает специфический оттенок сказочной фантастике.

Наталья Осиповна Винокурова

Для сказочницы Винокуровой, крестьянки-беднячки, всю жизнь боровшейся с нуждой, главный интерес в сказке представляют бытовые детали и психологическая обстановка, в ее сказках не встретишь зачинов, концовок, присказок и других атрибутов классической сказки. Часто ее рассказ – сугубое перечисление фактов, причем довольно скомканное и путаное, так, перескакивая с одного эпизода на другой, Винокурова употребляет формулу «короче сказать». Но при этом сказочница может вдруг неожиданно остановиться на подробном описании простейшей бытовой сцены, что в принципе не свойственно сказке. Винокурова стремится приблизить сказочную среду к реальной действительности, отсюда ее попытки проанализировать психологическое состояние героев, описать их жесты, мимику, порою сказительница дает даже описания внешности персонажей своих сказок («неоткуль прибегает к нему мальчик, в коротеньком сертучке и чорненьская фуражка»).

Дмитрий Савельевич Асламов

Немаловажную роль в восприятии сказки играет то, как сказитель повествует: эмоционально и сопровождая рассказ жестами, комментариями, обращениями к слушателям или же, наоборот, тихо, плавно, без вспышек. Например, Винокурова относится к числу спокойных рассказчиц, как и Сороковиков, чье выступление степенно, несколько торжественно и в приподнятом тоне. Полная их противоположность – мастер-сказочник Асламов. Он весь в движении, постоянно жестикулирует, то повышает, то понижает голос, делает паузы, играет, смеется, руками обозначает размеры, если приходится, например, говорить о величине, росте, вообще размерах чего-нибудь или кого-нибудь. И чем больше слушателей, тем более он предстает во всей красе. Отдельные подвиги и похождения сказочных героев Асламов отмечает восклицаниями и вопросами: «Ага!», «Хорошо!», «Ловко!», «Вот как!», «Ловко сделано!» и т. д. или, на оборот, замечаниями: «Вот дурак-то!», «Ну чо же, смекалки-то не хватает!», или же перебивает свой рассказ замечаниями: «Интересны мои сказки?!», «Мои сказки шибко интересны».

Матвей Михайлович Коргуев

«Не в котором царстве, не в котором государстве, а именно в том, в котором мы с тобой живем, жил-был крестьянин», – так начинает свою сказку «Про Чапая» Коргуев, в которой беломорскому сказочнику удается воплотить исторический материал, события Гражданской войны, в образах народного творчества. Играючи, Коргуев соединяет сказочные традиционные мотивы с современной ему действительностью, привносит в них жизнь со всеми ее бытовыми подробностями, очеловечивает сказочных персонажей, индивидуализирует их. Так, герои и героини рассказываемых им сказок называются Танечкой, Леночкой, Елечкой, Санечкой, Андреюшком. Елечка достала для Андрея «свинку – золоту щетинку», «забаковала ее в ящик и повалилась спать. Поспала немного, встала в шесть часов, согрела самоварчик и стала будить Андрея». За счет таких подробностей достигаются реалистичность сказок и их занимательность, что безусловно выделяет сказки Коргуева среди других.