Избранные басни.

Эта статья содержит краткие содержания 47 самых известных басен Ивана Андреевича Крылова

Крылов, басня «Волк и ягнёнок» – краткое содержание

Мораль басни: «у сильного всегда бессильный виноват».

Ягнёнок в жаркий день пошёл напиться к ручью. Мимо пробегал голодный Волк, который решил задрать и съесть Ягнёнка, но «делу дать законный вид и толк». Подбежав к Ягнёнку, он вначале стал говорить, что тот нечистым рылом мутит его чистое питьё. Ягнёнок оправдывался, что пьёт на сто шагов ниже водопоя Волка. Волк, не смутившись, тут же обвинил Ягнёнка в грубости, сделанной ему «запрошлым летом». Но оказалось, что Ягнёнку нет от роду и году. Тогда, не слушая дальнейших оправданий, Волк прорычал: «ты виноват уж тем, что хочется мне кушать» – и поволок Ягнёнка в тёмный лес.

Крылов «Волк и Ягнёнок». Художник Е. Рачев

Крылов, басня «Волк на псарне» – краткое содержание

Волк, думая ночью залезть в овчарню к овцам, попал на псарню, к охотничьим собакам. Собаки залаяли, сбежались псари. Загнанный в угол Волк из хитрости затеял переговоры: предложил свою дружбу, обещал не трогать больше здешних стад. «Ты сер, а я, приятель, сед, – прервал его ловчий. – И волчью вашу я давно натуру знаю. На мир с волками я иду не иначе, как спустив с них шкуру». И тут же выпустил на Волка гончих стаю.

Крылов «Ларчик». Иллюстрация к басне

Крылов, басня «Лебедь, Щука и Рак» – краткое содержание

«Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт». Однажды Лебедь, Рак да Щука взялись везти воз с поклажей и впряглись в него. Но «Лебедь рвётся в облака, Рак пятится назад, а Щука тянет в воду». Хоть все они и лезут вон из кожи, а «воз и ныне там». (См. полный текст басни.)

Крылов «Лебедь, Щука и Рак»

Крылов, басня «Лев на ловле» – краткое содержание

Собака, Лев, Волк и Лиса договорились делить между собой поровну всю добычу, которую каждый из них поймает. Первой изо всех Лиса изловила оленя. Троё её товарищей сошлись на делёж. Лев разодрал оленя начетверо, взял первую часть себе «по договору», вторую – тоже себе, «как льву», третью – потому что он из четверых сильнее всех, а насчёт четвёртой предупредил: к ней «из вас кто лапу лишь протянет, тот с места жив не встанет».

Крылов, басня «Лжец» – краткое содержание

Любитель приврать, «из дальних странствий воротясь», рассказывал знакомому про чудеса заморских стран. Он уверял, что за границей не бывает ночи, а в Риме есть огурец размером с гору. Собеседник лжеца заметил, что чудес немало и в России. Например, мост, к которому они сейчас приближаются, особенный: ни один лжец не сможет по нему перейти реку – он обязательно упадёт в воду. Приехавший из-за границы обманщик тут же стал говорить, что римский огурец размером, может, и не с гору, а с дом, да и дома в Италии очень маленькие. Подойдя ещё ближе к реке, лжец предложил приятелю не ходить на мост, а лучше поискать броду.

Крылов, басня «Лисица и виноград» – краткое содержание

Голодная Лисица залезла в виноградный сад, но не смогла достать ни одной сочной кисти: все они висели слишком высоко. Пробившись попусту целый час, Лисица пошла прочь, говоря, что виноград кислый и неспелый – с него можно лишь набить оскомину.

Крылов, басня «Лисица и Сурок» – краткое содержание

Сурок встретил Лисицу, которая пожаловалась ему, что её несправедливо лишили должности в курятнике за взятки. Причитая, Лисица рассказывала, как среди кур она недосыпала ночей и недоедала куска, но всё равно стала жертвой клеветы. «Нет, кумушка, я видывал частенько, что рыльце у тебя в пуху», – ответил Сурок.

Так, говорит Крылов, и среди чиновников многие клянутся, что честны, не воруют и доживают последний рубль, «а смотришь, помаленьку, то домик выстроит, то купит деревеньку».

Крылов, басня «Листы и корни» – краткое содержание

В прекрасный летний день пышные листы одного дерева хвалились своей красотой и густотой, тем, что они дают тень для отдыха пастухам и привлекают под сень свою танцоров и певцов. «Примолвить можно бы спасибо тут и нам», – раздался вдруг голос из-под земли. Листы спросили, кто смеет так надменно возражать. «Мы корни дерева, которые питают вас, – был ответ. – Красуйтесь, но помните, что вы обновляетесь с каждой весной, а если иссушится корень, то не станет ни дерева, ни вас».

Крылов, басня «Любопытный» – краткое содержание

Один Любопытный посетил Кунсткамеру (выставку редкостей) и рассказывал приятелю, что видел там крохотных букашек и козявок размером менее булавочной головки. «А каков из себя слон? – спросил приятель. – Ведь и он там». «Слона-то я и не приметил», – развёл руками Любопытный.

Крылов, басня «Лягушка и Вол» – краткое содержание

Лягушка, увидев на лугу огромного Вола, захотела сравняться с ним в размерах. Она стала пыхтеть и раздуваться изо всех сил – пока не лопнула.

Мораль басни: среди простых людей многие хотят походить на знатных вельмож и жить, как они – но только зря стараются.

Крылов, басня «Лягушки, просящие царя» – краткое содержание

Лягушкам в болоте надоело народоправство, и они стали просить у Зевса себе царя. Верховный бог откликнулся: с неба в болото шлёпнулся Монарх – большой осиновый чурбан. Так как чурбан был велик, лягушки вначале в страхе попрятались, но потом, осмелев, стали подползать к нему. Кто поудалей начали подпрыгивать совсем близко к «царю», некоторые даже садились на него верхом, а он лишь молчал. Быстро наскучив с таким царём, лягушки стали просить у Зевса другого. Тот послал к ним на болото Журавля. Этот государь не баловал своих подданных. На суде его правых не было. Объявляя всех виновными, Журавль тут же всех и поедал. Такой царь оказался для лягушек куда хуже первого. Они опять стали просить нового. Но Зевс сказал, что раз лягушками не угодил ни первый, ни второй его выбор, пусть живут с тем царём, какой есть.

Крылов, басня «Мартышка и Очки» – краткое содержание

Мартышка к старости стала плохо видеть. Услыхав у людей, что от этого могут помочь Очки, она раздобыла себе их с полдюжины. Но пользоваться Очками Мартышка не умела: она то прижимала их к темени, то вешала на хвост, то нюхала, то лизала – и не добившись толку, плюнув на людские враки, разбила Очки о камень.

Так и невежды, говорит Крылов, не зная цены полезной вещи, охуждают её, а невежды познатней эту вещь и гонят.

Крылов «Мартышка и очки»

Крылов, басня «Мор зверей» – краткое содержание

Царство зверей подверглось страшному мору. Лев, созвав всех лесных и степных обитателей, предложил попробовать прекратить мор принесением жертвы богам. Этой жертвой должен был стать самый грешный из зверей. Лев сам тут же исповедовал свои грехи: он часто безвинно драл овечек, а иногда – и пастухов. Выбежавшая Лиса заявила, что это совсем не большой грех: овечкам даже честь, что их съедает сам царь зверей, а пастухи – общие враги всех хищников. Другие сильные звери – Медведь, Тигр и Волк – тоже покаялись в тяжких грехах, однако глядя на их когти и зубы, собравшиеся признали, что серьёзных проступков за ними нет. Но когда мирный травоядный Вол сознался, что как-то раз во время голода стянул у попа клок сена, собрание зверей загудело от возмущения. Вол был обречён на жертвоприношение и взвален на костёр.

Крылов, басня «Музыканты» – краткое содержание

Один сосед, сильно хваливший своих певчих, зазвал к себе другого – послушать их. Музыканты загорланили громко, но без всякого лада и строя – «кто в лес, кто по дрова». Сосед-слушатель заметил, что «хор горланит вздор». «Ты прав, – ответил ему пригласивший. – Но зато все мои музыканты хмельного и в рот не берут».

«По мне уж лучше пей, да дело разумей», – выводит мораль Крылов.

Крылов, басня «Обоз» – краткое содержание

Обоз с горшками спускался с крутой горы. Запряжённый в первый воз добрый конь стал медленно спускать по круче ношу с горшками. Шедшая сзади молодая лошадь стала ругать доброго коня: он, дескать, идёт чересчур осторожно, да при этом ещё иногда цепляет воз за камни. Но когда самой этой лошади пришла очередь идти со своей телегой вниз, она не выдержала напора груза, стала кидаться вбок, упала в канаву и перебила все горшки.

И в людях, говорит Крылов, нередко заметна слабость обличать чужие ошибки. А как сам примешься за дело, так «напроказишь вдвое хуже».

Крылов, басня «Осёл и соловей» – краткое содержание

Прослышав, что соловей – великий мастер петь, осёл попросил, чтобы он показал ему своё искусство. Соловей залился чудной трелью, которой заслушались люди и природа. Осёл же сдержанно похвалил соловья и посоветовал ему, чтобы «больше навостриться» в пении, поучиться у дворового петуха.

«Избави, бог, и нас от этаких судей», – мораль Крылова.

Крылов, басня «Парнас» – краткое содержание

Когда из Греции выгнали языческих богов, на горе Парнас , где раньше обитали музы (девять богинь искусств), начали пасти ослов. Узнав, что раньше на Парнасе музы пели прекрасные песни, ослы решили подражать им. Ослиное стадо стало реветь во все глотки, «как будто тронулся обоз, в котором тысячи немазанных колёс». Прибежавший хозяин поспешил загнать ослов обратно в хлев.

Мораль Крылова: «если голова пуста, то голове ума не придадут места».

Крылов, басня «Пустынник и Медведь» – краткое содержание

Мораль басни: хорошо, когда один старается услужить другому. Но если за дело возьмётся дурак, то его услуги нередко опаснее вражеских козней.

Живший в пустыни отшельник страдал от одиночества. Чтобы завести себе друга, он пошёл в лес и познакомился там с Медведем. Пустынник и Медведь стали неразлучны. Однажды они бродили вместе целый день. Пустынник устал и лёг поспать. Добрый, но простоватый Медведь, карауля сон товарища, начал отгонять лапой садившуюся на него муху. Та была так неотвязчива, что Медведь решил убить её. Взяв огромный булыжник, он ударил муху, севшую Пустыннику на лоб, – и раскроил другу череп.

Крылов, басня «Петух и жемчужное зерно» – краткое содержание

Петух, нашедший в навозной куче жемчужное зерно, решил, что это – вещь совсем пустая, куда бесполезнее сытного ячменного зерна.

Мораль басни: «невежи судят точно так: в чём толку не поймут, то всё у них пустяк».

Крылов, басня «Разборчивая невеста» – краткое содержание

Девушка-невеста искала себе жениха, но была слишком разборчивой. Поначалу к ней сватались знатные и именитые люди, однако она во всех находила недостатки: один без чинов, другой без орденов, у третьего нос широк… Года через два женихов стало уже меньше – и свататься стали уже люди «средней руки». Отвечать им взаимностью разборчивая невеста тем более не торопилась. Время шло. Невеста стала уж «девой зрелой». Красота её потускнела. Женихи почти перестали свататься – и невеста «рада уж была, что вышла за калеку».

Крылов, басня «Свинья» – краткое содержание

Свинья, забравшись на барский двор, по своему обычаю извалялась там в помоях и по уши грязной вернулась домой. Пастух спросил, какие диковины она видела у богачей, где, говорят, всё полно бисера и жемчуга. Свинья ответила, что не приметила богатства, видала лишь навоз и сор и рылом изрыла барам весь задний двор.

Крылов сравнивает с этой свиньёй бездарного литературного критика, который «что ни станет разбирать, имеет дар одно худое видеть».

Крылов, басня «Свинья под Дубом» – краткое содержание

Свинья наелась желудей под Дубом, поспала и стала рылом подрывать у дерева корни. «От этого дерево может засохнуть», – сказал ей сидевший на ветке ворон. «Пускай, – ответила Свинья. – Мне нет проку от него, были бы жёлуди». «Если бы ты подняла вверх рыло, то увидала бы, что жёлуди на мне растут», – проговорил Дуб.

Так и невежда, замечает Крылов, бранит науки и ученье, не чувствуя, что он вкушает их плоды.

Крылов «Стрекоза и Муравей». Художник О. Воронова

Крылов, басня «Тришкин кафтан» – краткое содержание

У Тришки на локтях продрался кафтан. Недолго думая, он обрезал рукава и зашил дыру. Однако теперь все смеялись над короткими рукавами Тришкина кафтана. «Так я же не дурак и ту беду поправлю», – сказал Тришка. Он обрезал фалды и полы, наставил рукава, но его кафтан стал теперь короче камзола.

Вот и иные господа, запутавши дела, поправляют их на манер Тришкина кафтана, пишет Крылов.

Крылов, басня «Туча» – краткое содержание

Большая Туча пронеслась над изнурённым от зноя краем, но потом пролилась большим дождём над морем – и хвалилась этой своей щедростью перед Горой. «В море без тебя воды довольно, – ответила Гора. – А так ты б область целую от голода спасла».

Крылов, басня «Фортуна и нищий» – краткое содержание

Бедолага Нищий, смотря на богачей, удивлялся их жадности. Многие наживали огромные состояния, но с целью ещё удвоить их, пускались в рискованные сделки – и в итоге теряли всё. Богиня удачи Фортуна, сжалившись над Нищим, явилась ему и предложила помощь. Фортуна обещала, что насыпет в ветхую суму Нищего столько золота, сколько она выдержит, но с условием: если сам Нищий вовремя не остановит этот поток, и золото своей тяжестью прорвёт дно, то, высыпавшись на землю, обратится в прах. Фортуна стала сыпать золото в суму. От ветхости та вскоре затрещала, однако осуждавший ранее богатых Нищий теперь по жадности не останавливал золотой дождь, пока дно сумы не прорвалось и просыпавшееся золото не обратилось в прах.

Крылов, басня «Чиж и Голубь» – краткое содержание

Чиж попал в западню. Молодой Голубь стал смеяться над ним, говоря, что его-то уж так не провели бы, но тут же сам запутался в силок. «Вперёд чужой беде не смейся, Голубок», – заключает Крылов.

Крылов, басня «Щука и Кот» – краткое содержание

«Беда, коль пироги начнёт печи сапожник, а сапоги тачать пирожник». Никому не стоит браться за чужое ремесло. Однажды Щука, хорошо ловившая ершей, стала просить Кота, чтобы он взял её с собой на мышиную охоту. Кот отговаривал её, но Щука была упряма, и они вдвоём пошли в амбар. Кот наловил там много мышей, Щука же лежала без воды, чуть живая хвост у неё отъели крысы. Кот с трудом стащил полумёртвую Щуку обратно в пруд.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД №6» Конспект ноод с элементами игрового тренинга по развитию коммуникативных навыков Пересказ басни И.А.Крылова "Стрекоза и муравей" с элементами драматизации (подготовительная группа) Педагог-психолог Шеина Елена Викторовна Учитель - логопед Соколова Елена Владимировна Воспитатели: Холстинина Наталья Евгеньевна Нусс Анжела Евгеньевна г.Москва г. Троицк 2014 г. Конспект ноод с элементами игрового тренинга по развитию коммуникативных навыков Пересказ басни И.А. Крылова "Стрекоза и муравей" с элементами драматизации Развивающие задачи:  Развивать эмпатию, сопереживание.  Формировать способы эффективного взаимодействия с другими людьми.  Развивать внимание, память, мышление.  Координировать речь с движениями.  Снятие эмоционального напряжения, преодоление коммуникативных барьеров. Обучающие задачи:  Развивать связную речь.  Упражнять в согласовании существительных и числительных.  Обогащать экспрессивную речь существительными с суффиксами /ищ/.  Активизировать употребление прилагательных, глаголов.  Учить подбирать определения к предмету, явлению.  Учить понимать переносное значение слов и словосочетаний.  Упражнять в подборе слов, близких и противоположных по смыслу заданному слову. Воспитательные задачи:  Формировать представления о правах и обязанностях человека в обществе.  Воспитывать уважение к труду. Материалы и оборудование: книга с баснями И.А. Крылова, портрет писателя, иллюстрации к басне, иллюстрации времён года. Магнитофон, аудиозапись звуков природы. Предметные картинки насекомых. Маски насекомых (муравья и стрекозы). Речевой материал. Мяч. Наборное полотно.. Предварительная работа: беседа о жанре басни. Заучивание басни, чтение по ролям,рассматривание иллюстраций по теме. Ход ноод Организационный момент Дети входят в группу, здороваются, встают в круг с воспитателем. – Дети, знаете ли вы, что такое басня? (Ответы детей) – Да, это сказка в стихах, нравоучительная сказка, где героями выступают животные, растения и даже насекомые. И сейчас вы прослушаете басню, но о ком речь в ней пойдет речь, вы догадаетесь, если отгадаете загадку. 1. Загадки. На ромашку у ворот Опустился вертолёт – Золотистые глаза Кто же это? … Стрекоза. В лесу у пня Весь день беготня: Народ рабочий Весь день хлопочет …Муравьи. (Ответы детей) Вводная часть 2. Чтение басни. – А сейчас, я предлагаю вам пройти присесть и послушать знакомую историю про стрекозу и муравья. (Дети рассаживаются, логопед читает текст басни) Попрыгунья – стрекоза лето красное пропела: Оглянуться не успела, как зима катит в глаза. Помертвело чисто поле, нет уж дней тех светлых боле, Как под каждым ей листком был готов и стол, и дом. Всё прошло: с зимой холодной нужда, голод настаёт. Стрекоза уж не поёт: и кому на ум придёт На желудок петь голодный! Злой тоской удручена, к муравью ползёт она: “Не оставь меня, кум милый! Дай ты мне собраться с силой И до вешних только дней прокорми и обогрей!” “Кумушка, мне странно это: да работала ль ты лето?” – Говорит ей муравей. “До того ль голубчик, было в мягких муравах у нас, Песни, резвость всякий час, так, что голову вскружило”. “А, так ты..” – “Я без души лето целое всё пела”. “Ты всё пела? Это дело: Так поди же, попляши!” Основная часть 3. Беседа, анализ произведения – Что я вам прочитала? – Вы прочитали басню “Стрекоза и муравей”. – А кто назовёт имя знаменитого русского баснописца, автора этой басни? – Иван Андреевич Крылов. – Верно! – А какие ещё басни Крылова мы с вами читали? – Ещё мы читали басни “Ворона и лисица”, “Кукушка и петух”, “Квартет”. – Кто главные герои басни (о ком говорится в басне), которую я вам сейчас прочитала? – В басне говорится о стрекозе и муравье. – О каком времени года говорится в начале басни? – Вначале басни говорится о лете. – Муравей, стрекоза, как можно их назвать одним словом? – Насекомые. 4.Релаксационная пауза « Мотыльки на лесной полянке» (Звучит аудиозапись со звуками леса, насекомых.) – Давайте, перенесёмся на лесную полянку и посмотрим какие насекомые есть еще на полянке. Для этого нам нужно закрыть глаза. (Звучит музыка. Время звучания 1-2 минуты) Летал мотылек,порхал мотылек, Присел отдохнуть на душистый цветок, Летал мотылек,порхал мотылек Присел подремать на прохладный пенек. (дети выполняют движения в соответствии со словами) 5. Игра “Кого сколько?” – На лесной полянке много разных насекомых! Предлагаю посчитать, кого сколько?  Одна стрекоза, две стрекозы, три стрекозы, четыре стрекозы, пять стрекоз.  Один муравей, два муравья, три муравья, четыре муравья, пять муравьёв. 6. Игра с лупой “Жил на свете старый муравей” – А вот мы видим старого муравья, он ворчит, глядя на стрекоз: – И как только вы можете жить без работы?! Одни развлечения да удовольствия у вас на уме. – Оказывается, под лупой маленький муравей выглядит огромным. Пошутим над муравьём, превратим его из маленького в большого?! Вспомним, как мы образуем слова, обозначающие очень большие предметы (логопед приводит пример). Я начинаю предложение, передаю кому-то из вас лупу, и тот продолжает.  У муравья не голова, а головища,  У муравья не спина, а спинища,  У муравья не усы, а усищи,  У муравья не глаза, а глазищи,  У муравья не ножки, а ножищи,  У муравья не дом, а домище,  У муравья не сила, а силища,  Это не муравей, а муравьище. 7. Психотехническая игра “Листопад” – Так и лето пролетело! У кого-то в делах, в заботах (муравей построил дом). У кого-то в удовольствиях, да веселье! За летом пришла осень. А давайте мы с вами сделаем листочки из бумаги и превратим наш зал в прекрасный осенний лес. (Совместно с педагогом делают листочки и играют в « листопад») Заключительная часть. 10. Рассказывание басни по ролям. – Предлагаю разыграть вам басню по ролям. Дети пересказывают текст. 11. Подведение итогов. – О чем мы говорили на занятии. (Ответы детей) – Какой урок вы извлекли из этой басни, какова её мораль, чему она вас научила? – Можно гулять, развлекаться, но обязательно надо думать о том, что настанут трудные времена и к ним всегда надо быть готовым. – Делу время, потехе час!

Стрекоза все лето пела и плясала. Про заботы о предстоящих холодах, Попрыгунья и не думала. Она даже не заметила, как наступила осень и близилась зима.

Скоро и осень закончилась. В чистом поле, где у Попрыгуньи летом был и стол и крыша над головой, ничего не осталось. Поле помертвело.

Наступила зима. На улице было очень холодно, а для бедной Стрекозы, еще и голодно. Совсем замерзла она и обессилила. Какие тут песни, и пляски? Решила Попрыгунья пойти к Муравью, и попросить помощи.

Пришла Стрекоза к муравью, просит накормить и пустить пожить до весны. А Муравей у нее спрашивает, чем она летом занималась, вместо того, чтобы к зиме готовиться? Стрекоза отвечает, что ей было не до работы, летом она пела и плясала в мягких травах. Какие могут быть заботы с таким весельем?

Муравей сказал Попрыгунье, если она пела летом, то пусть зимой, пойдет, и попляшет. Он не пустил Стрекозу к себе.

Мораль этой басни, заключается в том, что, для хорошей жизни зимой, надо потрудиться летом. Басня учит трудолюбию. Как в известной пословице, делу нужно отдавать больше времени, а потехе – совсем чуть-чуть. Легкомысленная Стрекоза совсем не думала о предстоящих холодах. Она лишь веселилась, а как ударили морозы, Попрыгунья спохватилась. Да было уж поздно. Муравей все лето работал, рук не покладая, и теперь ему не страшна зима.

Картинка или рисунок Басня Стрекоза и муравей

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Дары волхвов О Генри

    Судьба часто устраивает нам проверку – сможем ли мы, простые люди, но такие горделивые, пожертвовать чем-то важным ради другого человека? Не всегда с этим справляются, но все же бывает, когда люди искренни друг с другом

  • Краткое содержание Апдайк Кролик, беги

    Молодой человек по имени Гари Энгстром с детства имеет смешную кличку Кролик. Внешне он чем-то напоминает это животное. Кролик в школе считался лучшим баскетболистом и поэтому не может пройти мимо детей

  • Краткое содержание Повесть о том как один мужик двух генералов прокормил Салтыков-Щедрин

    В данном произведении рассказывается о том, как два генерала, привыкшие жить без забот и не умеющие ничего делать, попали на необитаемый остров. Одолел их голод, стали они искать пропитание, но так как не были приспособлены

  • Краткое содержание Абрамов Безотцовщина

    Абрамов ставит перед собой задачу показать проблемы воспитания подростка, формирование его как личности на примере старшего товарища. Произведение очень оптимистичное, жизнелюбивое.

  • Краткое содержание Мальчик Звезда Оскара Уайльда

    Нищий лесоруб притащил в дом малыша с янтарным украшением на шее, укутанного в мантию с яркими звездами. Нашел младенца в зимнем лесу, там, где упала звезда. Жена не с большим восторгом приняла эту весть

Обучающие задачи:

  • Развивать связную речь;
  • Упражнять в согласовании существительных и числительных;
  • Обогащать экспрессивную речь существительными с суффиксами /ищ/;
  • Активизировать употребление прилагательных, глаголов;
  • Учить подбирать определения к предмету, явлению;
  • Учить понимать переносное значение слов и словосочетаний;
  • Упражнять в подборе слов, близких и противоположных по смыслу заданному слову.

Развивающие задачи:

Воспитательные задачи:

  • Формировать представления о правах и обязанностях человека в обществе;
  • Воспитывать уважение к труду.

Материалы и оборудование : Книга с баснями И.А. Крылова, портрет писателя, иллюстрации к басне, иллюстрации времён года. Магнитофон, аудиозапись звуков природы. Предметные картинки насекомых. Маски насекомых (муравья и стрекозы). Речевой материал. Мяч. Наборное полотно. Макет цветочной полянки.

Предварительная работа. Беседа о жанре басня. Заучивание басни, чтение по ролям. Заучивание четверостиший о временах года.

Ход занятия

Организационный момент

Дети входят в группу, здороваются, встают в круг с воспитателем.

– Дети, знаете ли вы, что такое басня? (Ответы детей )

– Да, это сказка в стихах, нравоучительная сказка, где в основном героями выступают животные, растения и даже насекомые.

1. Загадки. – Если вы отгадаете загадки, то сразу догадаетесь, о ком пойдёт речь на нашем занятии.

На ромашку у ворот
Опустился вертолёт –
Золотистые глаза
Кто же это? … Стрекоза.

В лесу у пня
Весь день беготня:
Народ рабочий
Весь день хлопочет …Муравьи.

(Ответы детей)

Вводная часть

2. Чтение басни. – А сейчас, я предлагаю вам пройти присесть и послушать знакомую историю про стрекозу и муравья.(Дети рассаживаются, логопед читает текст басни)

Попрыгунья – стрекоза лето красное пропела:
Оглянуться не успела, как зима катит в глаза.
Помертвело чисто поле, нет уж дней тех светлых боле,
Как под каждым ей листком был готов и стол, и дом.
Всё прошло: с зимой холодной нужда, голод настаёт.
Стрекоза уж не поёт: и кому на ум придёт
На желудок петь голодный!
Злой тоской удручена, к муравью ползёт она:
“Не оставь меня, кум милый! Дай ты мне собраться с силой
И до вешних только дней прокорми и обогрей!”
“Кумушка, мне странно это: да работала ль ты лето?”
– Говорит ей муравей.
“До того ль голубчик, было в мягких муравах у нас,
Песни, резвость всякий час, так, что голову вскружило”.
“А, так ты..” – “Я без души лето целое всё пела”.
“Ты всё пела? Это дело:
Так поди же, попляши!”

– Что я вам прочитала?

– Вы прочитали басню “Стрекоза и муравей”.

– А кто назовёт имя знаменитого русского баснописца, автора этой басни?

Иван Андреевич Крылов .

– Верно! – А какие ещё басни Крылова мы с вами читали?

– Ещё мы читали басни “Ворона и лисица”, “Кукушка и петух”,

“Квартет”.

– Кто главные герои басни (о ком говорится в басне), которую я вам сейчас прочитала?

– В басне говорится о стрекозе и муравье.

4. Фонетическая разминка.

– Какой третий звук в слове “стрекоза”?

– В слове “стрекоза” третий звук /Рь/.

– Охарактеризуйте мне его?

– В слове “стрекоза” звук /Рь/ – согласный, звонкий, мягкий.

– Какой третий звук в слове “муравей”?

– В слове “муравей” третий звук /Р/.

– Расскажите про него?

– В слове муравей третий звук /Р/ – согласный, звонкий, твёрдый.

– Сколько слогов в слове “стрекоза”, давайте посчитаем?

– В слове “стрекоза” три слога.

– А в слове “муравей”?

– В слове “муравей” три слога.

(Педагог словесно поощряет каждый правильный ответ детей)

Основная часть.

Анализ произведения.

– Давайте, перенесёмся на лесную полянку и посмотрим, как же развивались события в истории про стрекозу и муравья! Для этого нам нужно закрыть глаза.

(Звучит музыка. Время звучания 1-2 минуты)

– О каком времени года говорится в начале басни?

– Вначале басни говорится о лете.

– Муравей, стрекоза, как можно их назвать одним словом?

– Насекомые.

(Иллюстрации лета, иллюстрации насекомых. Звучит аудиозапись со звуками леса, насекомых.)

5. Игра “Кого сколько?”

– На лесной полянке много разных насекомых! Предлагаю посчитать, кого сколько?

  • Одна стрекоза, две стрекозы, три стрекозы, четыре стрекозы, пять стрекоз.
  • Один муравей, два муравья, три муравья, четыре муравья, пять муравьёв.

– Давайте послушаем, о чём разговаривают стрекозы?

– Как прекрасно наше лето!
Ярким солнцем всё согрето!
Будем весело порхать!
Нектар цветочный собирать!

6. Игра с лупой “Жил на свете старый муравей”

– А вот мы видим старого муравья, он ворчит, глядя на стрекоз:

– И как только вы можете жить без работы?!

Одни развлечения да удовольствия у вас на уме.

– Оказывается, под лупой маленький муравей выглядит огромным. Пошутим над муравьём, превратим его из маленького в большого?! Вспомним, как мы образуем слова, обозначающие очень большие предметы (логопед приводит пример). Я начинаю предложение, передаю кому-то из вас лупу, и тот продолжает.

  • У муравья не голова, а головища,
  • У муравья не спина, а спинища,
  • У муравья не усы, а усищи,
  • У муравья не глаза, а глазищи,
  • У муравья не ножки, а ножищи,
  • У муравья не дом, а домище,
  • У муравья не сила, а силища,
  • Это не муравей, а муравьище.

7. Упражнение с мячом “Кто знает другое слово”

– Что делала летом попрыгунья – стрекоза?

– Пела, танцевала, веселилась, прыгала.

– Где любит стрекоза проводить своё время?

– Стрекоза порхает над водой, над лугом.

– Каким словом, можно заменить слово порхает?

Летает, кружится, вьётся.

– Что делал летом муравей?

– Трудился, работал.

– Придумайте другое слово, которое подходит по смыслу к тому, что я скажу.

(Даю ребёнку мяч, он отвечает и возвращает)

  • Работать – трудиться.
  • Порхать – летать,
  • Веселиться – радоваться
  • Солнечный – ясный
  • Пасмурный – хмурый
  • Печальный – грустный
  • Смешной – потешный

8. Физминутка “Стрекоза”

Летит стрекоза, (Дети бегут по кругу, расставив руки )
Как горошины глаза. (Руками показывают большие глаза)
Вверх – вниз,
Вверх – вниз. (Сначала бегут на носочках, потом в полуприсяде )
Взад – вперёд,
Взад – вперёд. (Меняют направление бега)
Как прозрачный самолёт. (Свободно бегают по ковру)

9. Упражнение “Какой, какая, какое”

– Вдруг, летом на полянке, повстречал муравей стрекозу. И сейчас мы узнаем, кто как из них готовился к зиме.

Муравей:

– Я – муравей!
Трудолюбивей существа на свете нет.
Я сам работаю и всех зову работать.
В разгаре лета всем гулять охота.
Но помнить мы должны не только о веселье,
Построю дом, и будет новоселье!

Стрекоза:

– Дружочек, муравей!
Ты трудишься напрасно!
Мне дом не нужен летом,
Дом построю я потом.
Мечтаю я о том, чтоб лету не кончаться.
Мне каждый кустик дом и я хочу смеяться!
Хи – хи – хи! Ха – ха – ха! Заботы чепуха!
Зачем мне работать? Я и так счастлива!

– Какая стрекоза?

– Стрекоза ленивая, весёлая, беззаботная, легкомысленная, глупая.

– Какой муравей?

– Трудолюбивый, работящий, серьёзный, запасливый, умный.

– Какое лето?

– Красное, тёплое, знойное, солнечное, чудесное, прекрасное.

– Так и лето пролетело! У кого-то в делах, в заботах (муравей построил дом). У кого-то в удовольствиях, да веселье! За летом пришла осень.

(Иллюстрации осени. Звучит музыка. Дети читают стихотворение об осени)

– Летние денёчки быстро пролетели.
Жёлтые листочки на землю слетели.
Льётся дождик частый, ветер задувает.
На дворе ненастье,
Ох, как холодает!

10. Упражнение “Скажи наоборот”

– Что-то загрустила наша стрекоза! Каким словом можно заменить слово грустная?

– Невесёлая, печальная, нерадостная, скучная, опечаленная .

– Я буду называть слово, а вы скажите наоборот.

  • Трудолюбивый – ленивый
  • Умный – глупый
  • Серьёзный – легкомысленный
  • Лето – зима
  • Тепло – холодно
  • День – ночь
  • Весело – грустно
  • Добрый – злой
  • Сильный – слабый

11. Упражнение “Скажи по-другому”

– В басне много интересных слов и выражений.

– Как вы их понимаете?

  • “Оглянуться не успела” –
  • “Зима катит в глаза” –
  • “Помертвело чисто поле” –
  • “Злой тоской удручена” –

– Что же произошло с наступлением зимы?

– Стрекоза осталась без еды и без крова.

– О чём просила стрекоза муравья? (Ответы детей)

– Что ответил муравей? (Ответы детей)

Заключительная часть.

12. Рассказывание басни по ролям.

Предлагаю разыграть вам басню по ролям.

Дети пересказывают текст.

13. Подведение итогов.

– О чем мы говорили на занятии. (Ответы детей)

– Какой урок вы извлекли из этой басни, какова её мораль, чему она вас научила?

– Можно гулять, развлекаться, но обязательно надо думать о том, что настанут трудные времена и к ним всегда надо быть готовым.

– Делу время, потехе час!

– Какие задания мы выполняли?

– Что было особенно интересно делать?

– Кого похвалил (а) бы ты? (Обращаюсь к каждому ребёнку)

Басни Крылова читать мы любим с самого детства. В памяти хранятся крыловские образы, которые частенько всплывают в голове в различных жизненных ситуациях, мы обращаемся к ним и каждый раз не перестаем удивляться проницательности Крылова.

Бывает, вспомнится Моська, которая лает на Слона, чтобы произвести впечатление храброй и бесстрашной или неожиданно перед глазами всплывает Обезьяна, которая насмехалась сама над собой, не узнав отражение в Зеркале. Смех, да и только! А уж как часто происходят встречи, которые невольно сравниваются с Мартышкой, что по собственной невежести, не зная ценности Очков, разбила их о камень. Маленькие басни Крылова короткие по размеру, но не по значению, ведь крыловское слово – острое, а морали басен давно превратились в крылатые выражения. Басни Крылова сопровождают нас по жизни, сроднились с нами и в любой период найдут в нас понимание и помогут заново осознать ценности.

Крылов – известнейший писатель. Из всех детских стихов и басен – произведения Крылова всегда самые-самые лучшие, они врезаются в память и всплывают в течение жизни при встрече с людскими пороками. Часто говорят, что, мол, Крылов писал не для детей, но разве смысл его басен не понятен детям? Обычно ясно написана мораль, поэтому басни Крылова читать с пользой сможет даже самый маленький ребенок.

На нашем сайте мы размещаем самые лучшие произведения автора в оригинальном изложении, а также отдельно выделяем мораль для удобства и лучшего запоминания порой философских мыслей. Как ребенок, так и взрослый найдет много смысла в этих маленьких жизненных историях, в которых животные символизируют людей, их пороки и нелепое поведение. Басни Крылова онлайн замечательны тем, что в них представлен не только текст, но и примечательная картинка, удобная навигация, познавательные факты и рассуждения. После прочтения автор наверняка станет вашим любимым, а его жизненные очерки в виде юмористических басен запомнятся на долгие годы.

Баснописец вел абсолютно открытую жизнь, много общался, печатал книги одну за другой и нисколько не чурался своей тучности и лености. Курьезы, происходившие с Крыловым, выражались им в поучительных сценках, простота которых обманчива. Он был не баснописцем, он был мыслителем-философом, способным с детской ненавязчивостью и легкостью комично описывать недостатки людей в доступной только ему потрясающей форме. Не нужно искать в баснях Крылова только сатиру, на этом их ценность не заканчивается. Содержание и смысл скорее философские, чем юмористические. Кроме людских пороков, подаются в легкой форме истины бытия, основы поведения и отношений между людьми. Каждая басня – это сочетание мудрости, морали и юмора.

Басни Крылова читать начинайте ребенку с малых лет. Они покажут ему, чего нужно остерегаться в жизни, какое поведение окружающие осуждают, а за какое могут поощрять. Законы жизни по Крылову естественны и мудры, он презирает искусственность и корысть. Мораль, очищенная от любых примесей и веяний, понятна и лаконична, содержит в себе разделение между верным и неверным. Замечательная манера письма привела к тому, что каждая мораль стала народной пословицей или веселым афоризмом. Произведения написаны таким языком, что хотя и выглядят как литературные формы, но на самом деле несут в себе интонации и насмешки, присущие только великому народному уму. Маленькие басни Крылова изменили общий взгляд на этот жанр. Новаторство проявилось в реалистичности, философской нотке и житейской мудрости. Басни стали маленькими романами, иногда драмами, в которых проявилась веками накопленная мудрость и лукавство ума. Замечательно, что при всем этом автор не превратил басню в сатирическое стихотворение, а сумел сохранить глубокую содержательную часть, состоящую из небольшого рассказа и морали.

Басня Крылова проникла в суть вещей, характеров персонажей и стала практически недостижимым другими авторами жанром. Несмотря на сатиру, баснописец любил жизнь во всех ее проявлениях, только очень бы хотел, чтобы простые и естественные истины наконец сменили низкие страсти. Жанр басни под его пером стал настолько высоким и отточенным, что, перечитав басни других авторов, вы поймете – другого такого нет, и вряд ли будет.

В разделе басен Крылова онлайн мы предлагаем вам познакомиться с народной мудростью. Короткие философские произведения не оставят равнодушными ни детей, ни взрослых.