Олимпиадные задания русскому языку 6. Олимпиада по русскому языку

Для успешной подготовки к олимпиаде по русскому языку, рекомендую ознакомиться и попробовать ответить на реальные варианты олимпиадных заданий по русскому языку.
На моем сайте размещены наиболее реалистичные варианты заданий и ответы на большинство из этих заданий. Все варианты заданий взяты с реальных олимпиад по русскому.
Представленные примеры ответов на задания, позволят Вам хорошо подготовиться к олимпиадам и даже стать их призерами, а это очень серьезный шаг к поступлению в ВУЗ, ведь победителям олимпиад льготы при поступлении никто не отменял. Правильность ответов на выполненные задания можно проверить на страницах с ответами. Удачи.

Задания олимпиад по русскому языку 6 класс

Задания олимпиад по русскому языку 6 класс с ответами.

Задание 1.

Расставьте ударение в словах:

Глиняный, ремень, сливовый, баловать, квартал, цемент, щавель, украинцы, кухонный,

красивее.


Задание 2.

Укажите, какие из данных слов происходят от того же корня, что и слово стол :

1) столовая; 2) столяр; 3) застолье; 4) столица; 5) столетник; 6) столешница; 7) престол.


Задание 3.

Решите орфографическую задачу.

Укажите разряды имен прилагательных.

1) балко…ая дверь; 2) безветре…ый день; 3) медвежья берлога;

4) внимательный ученик; 5) шустрые белки; 6) золотые руки;

7) бараба…ая дробь; 8) каме…ое сердце


Задание 4.

Объясните значение выделенных слов (отрывок из «Сказки о царе Салтане»

…Идут витязи четами ,

И, блистая сединами ,

Дядька впереди идет

И ко граду их ведёт.


Задание 5.

К данным существительным подберите имена прилагательные:

боль, шампунь, тюль, рояль, полынь, домишко, иваси, путь, бандероль, мозоль, какао, шаль.


Задание 6.

Выпишите из текста слова, которые:

1) склоняются;

2) спрягаются;

3) не склоняются и не спрягаются

Весело пробираться по узкой дорожке между двумя стенами высокой ржи. Колосья тихо бьют вас по лицу, васильки цепляются за ноги, лошадь бежит ленивой рысью. Вот и лес. Тень и тишина. Статные осины высоко лепечут над вами. Могучий дуб стоит подле красивой липы.


Задание 7.

Выполните морфемный разбор слов:

Осинка, царапинка, снежинка, осетринка, тропинка, корзинка, росинка, приморский.


Ответы на задания олимпиады по русскому 6 класс

Задание 1.

Гли`няный, реме`нь, сли`вовый, балова`ть, кварта`л, цеме`нт, щаве`ль, украи`нцы, ку`хонный, краси`вее

Задание 2.

1), 2), 3), 4), 6), 7)

Задание 3.

1) Балконн ая дверь - относительное; 2) безветренн ый день – относительное;

3) медвежья берлога – притяжательное; 4) внимательный ученик – качественное;

5) шустрые белки – качественное; 6) золотые руки - качественное;

7) барабанн ая дробь – относительное; 8) каменн ое сердце – качественное

Задание 4.

Витязи – воины; четами – парами; сединами – седыми волосами; ко граду – к городу

Задание 5.

Например, зубная боль, хороший шампунь, красивый тюль, концертный рояль, горькая полынь, ветхий домишко, вкусная иваси, длинный путь, долгожданная бандероль, твердая мозоль, сладкое какао, чёрная шаль.

Задание 6.

а) (по) дорожке, стенами, васильки, узкой, высокой, ленивой и др.;

б) бьют, цепляются, бежит, лепечут и др.;

в) весело, тихо, высоко.

Задание 7.

Осин-к-а, царап-ин-к-а, снеж-ин-к-а, осетр-ин-к-а, троп-инк-а, корзин-к-а, рос-инк-а, при-мор-ск-ий.


Русский язык 6 класс

Олимпиада по русскому языку для 6 класса

Задание 1 . Какие согласные звуки слышатся в следующей фразе: Во втором часу ночи мы с братом были на вокзале . Обозначьте звуки с помощью значков транскрипции. Например: [б], [б , ] и т. д.

Задание 2 . Расставьте ударения в следующих словах: статуя, призывник, магазин, ненавидеть, средства, инструмент, километр, столяр, шофер, договор, квартал, звонишь .

Задание 3 . Выполните морфемный анализ следующих слов: подземный, стройка, пришкольный, сумочка, выкупалась.

Задание 4 . Подберите 2 группы слов (в каждой по 2-3 слова) так, чтобы у тех и других был корень вод-, но с разным значением.

Задание 5 . Объясните смысловое различие между словами: села – сёла, осел – осёл, поем – поём, смел – смёл, небо – нёбо.

Задание 6. Отгадай слова:

1) С буквой «Д» я – время суток,

Не сочтёшь во мне минуток.

Коль на «Т» заменишь «Д»,

Буду я с тобой везде.

Стану шастать по пятам,

По дорожкам и кустам.

Куда ты – туда и я,

Не прогонишь ты меня.

2) Часть первая – согреет дом,

Есть в тепловой машине.

Вторая – на лице мужском.

Всё слово – в море синем…

Хотя простое полотно,

Но судно двигает оно.

3) Меня разыскивают все,

Когда дефект есть в колесе.

Шофёру каждому в дороге

Могу я пользу принести.

Но поменяй местами слоги-

И буду я в лесу расти.

Задание 7 . Вставьте пропущенные буквы в словах: б..т..рея, ко..екция, ж..ри, в..рм..шель, параш..тист, профе..ия, ш..колад, в..н..грет.

Задание 8 . В какой сказке А. С. Пушкин слово « лебедь» женского рода? Из чего это можно заключить?

Задание 9 . Разберите по членам предложения, укажите падежи имён существительных: Солнце закрыло облако. На горизонте туристы увидели большой город. Айсберг – плавучая ледяная гора.

Задание 10. Составьте несколько предложений с таким расчётом, чтобы в них слово « язык» употреблялось в разных значениях.

Задание 11 . Исправьте грамматические и речевые ошибки и запишите правильный вариант предложений: Старик обратно вернулся домой. Мальчик сидел за столом и раскрашивает картинки. Белый мышь умел стоять на задних лапках .

Ответы на олимпиадные задания для 6 класса

Задание 1 . [в, ф, т, р, м, ч , , с, н, з, б, л , , г] : по 1 баллу за каждые 3 правильно указанных звука из 12 (всего 4 балла).

Задание 2 . Ст а туя, призывн и к, магаз и н, ненав и деть, ср е дства, инструм е нт, килом е тр, стол я р, шоф е р, догов о р, кварт а л, звон и шь: по 0,5 балла за правильное слово (всего 6 баллов).

Задание 3 . Под-зем-н-ый, строй-к-а, при-школь-н-ый, сумоч-ка, вы-куп-а-л-а-сь: по 1 баллу за каждое правильно разобранное слово (всего 5 баллов).

Задание 4 . Вод-а, вод-н-ый, под-вод-ник- □. Вод-и-тель- □, пере-вод-и-ть, вод-и-тель-ск-ий: по 0,5 балла за каждое правильно указанное слово (всего 3 балла).

Задание 5 . Села (от сесть) – сёла (от село), осел (от осесть) – осёл (животное), поем (от поесть) – поём (от петь), смел (от смелый) – смёл (от смести), небо (астрономический термин) – нёбо (анатомический термин): по 0,5 балла за каждое правильно прокомментированное слово (всего 5 баллов).

Задание 6 . 1) День – тень. 2) Парус. 3) Насос – сосна: по 1 баллу за каждое правильное слово (всего 5 баллов).

Задание 7 . Батарея, коллекция, жюри, вермишель, парашютист, профессия, шоколад, винегрет: по 0,5 балла за каждое правильное слово (всего 4 балла).

Задание 8 . «Сказка о царе Салтане». Из фразы «лебедь белая плывёт»: по 1 баллу за правильный ответ на каждый из 2 вопросов (всего 2 балла).

Задание 9 . По 0,5 балла за каждый член предложения и по 0,5 балла за определение падежа имён существительных (всего 9 баллов).

Задание 10 . Язык – речь, язык – анатомический орган, язык – блюдо, язык – «пленный», язык – стиль: по 1 баллу за каждое значение (всего 5 баллов).

Задание 11 . Старик вернулся домой. Мальчик сидит за столом и раскрашивает картинки. Белая мышь умела стоять на задних лапках: по 2 балла за каждое правильно написанное предложение (всего 6 баллов).

Всего за работу – 50 баллов.



Олимпиада по русскому языку 6 класс

Олимпиадные задания по русскому языку 6 класс

1. Этой "кашей" угощали провинившихся и нерадивых учеников в старину.

  • А) гречневая
  • Б) крапивная
  • В) берёзовая
  • Г) липовая

2. Какие из этих слов являются сложносокращенными?

  • А) прогиб, отвертка
  • Б) универмаг, завхоз
  • В) четверть, скрепа
  • Г) сложность, изменение

3. Глаголы изменяются по числам и родам(в единственном числе):

  • А) в прошедшем времени
  • Б) в будущем времени
  • В) в настоящем времени

4. В каком примере глагол употреблен в переносном значении?

  • А) запах усилился
  • Б) вдруг увидел лося
  • В) повеяло теплом
  • Г) море смеялось

5. Укажите, где лексическое значение слова указано неверно:

  • А) мизерный – ничтожно малый, незначительный
  • Б) овация – бурные аплодисменты
  • В) вернисаж – торжественное открытие художественной выставки
  • Г) лексикон – устаревшие слова

6. Укажите вариант, в котором толкование фразеологизма неверно:

  • А) голова садовая – много возомнить о себе
  • Б) ломать голову – мучительно думать о чем-либо
  • В) горячая голова – человек вспыльчивый
  • Г) разбить наголову – нанести полное поражение

7. В какой строчке все слова с НЕ пишутся слитно?

  • А) (не)лепый поступок, ничуть (не) интересно
  • Б) почуял что-то (не) ладное, (не) ровная, а ухабистая дорога
  • В) весьма (не) решительный, далеко (не) полезный совет
  • Г) (не) настная погода, (не)благодарный слушатель

8. В каком словосочетании употреблен непереходный глагол?

  • А) допустить ошибку
  • Б) вынести мусор
  • В) нашел грибы
  • Г) не ссориться с друзьями

9. В каком варианте ответа указаны слова, где не пишется слитно?

  • А) (не) большая, а интересная экскурсия
  • Б) (не) щирокая, а узкая дорога
  • В) (не) громкое пение
  • Г) (не) долог, а короток

10. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?

Казалось, Пират ждал, что хозяин неожида(1)о появится на том самом месте, откуда так таинстве(2)о исчез,
но за дверью было тихо, только изредка слышался мыши(3)ый шорох и писк.
Скоро настала пора, когда даже его звери(4)ый нос не мог уловить ни одного запаха, оставле(5)ого здесь человеком.

  • А) 1, 4, 5
  • Б) 2, 3, 4
  • В) 1, 2, 5
  • Г) 1, 2, 4

11. Чужая речь, переданная дословно, без изменений, называется:

  • А) прямой речью
  • Б) диалогом
  • В) цитатой
  • Г) косвенной речью

12. В каком ряду оба прилагательных употреблены в переносном значении?

  • А) тесная дружба, тесная квартира
  • Б) высокие помыслы, высокие гости
  • В) острый язык, острое лезвие
  • Г) свежие цветы, свежее решение

13. Найдите собирательное числительное:

  • А) пять книг
  • Б) пятая задача
  • В) пятеро друзей
  • Г) пятёрка в дневнике

14. Укажите предложение, в глаголе которого пишется суффикс – ова - (- ева -):

  • А) Овсянников придерж…вался старинных обычаев.
  • Б) Я люб…вался картиной охоты.
  • В) Волны с грохотом разб…ваются о скалы.
  • Г) Ты вслуш…ваешься в рокот прибоя.

15. Найдите литературную форму глагола:

  • А) взглянь
  • Б) не порти
  • В) выйдь
  • Г) высыпь

Олимпиада по русскому языку 6 класс

Школьный тур

расивее, звонит, искра, баржа, арахис, кулинария, обеспечение, договор.

палитр а ученик составил слова:

пар, лапа, пир, трап, лира, тир, тара.

р а. Объясните.

3. Сколько звуков [о] в предложении:

Они всё громче звонят во все колокола.

4. Может ли быть в простом нераспространенном предложении больше двух слов? Подтвердите свой ответ.

стульчик, перчик, пончик, горошинка, пушинка, речонка, издалека, печёнка

Запишите примеры слов с каждым из этих элементов.

(" большой" "), коло ("круг", "окружность "), тук (" "жир ""). с этими корнями?

ЛО.

l) Сосед по парте спросил, кто пойдет со мной в кино.

2) Поздравляю Вас с Восьмым мартом.

3) Брат одел шапку и вышел на улицу.

Ответы:

1. Расставьте ударение в словах: к раси вее, звони т, и скра, ба ржа, ара хис, кулина рия, обеспе чение, догово р.

Всего - 4 б

2. Из звуков, входящих в слово палитр а ученик составил слова:

пар, лапа, пир, трап, лира, тир, тара.

Найдите среди этих слов 3 слова со звуками, которых нет в слове палит р а.

л апа, п ир, т ир

Объясните. Не совпадают по «мягкости-твердости»

Всего 4б

3. Сколько звуков [о} в предложении:

Они всё гро мче звонят во все колокола. (два звука)

Подчеркните буквы, на месте которых произносится [о].

Всего - 1 б

(0,5 балла за правильный ответ)

4. Может ли быть в простом нераспространенном предложении больше двух слов? МОЖЕТ

Подтвердите свой ответ. Ветер дует, воет, свищет. Встретились лиса и заяц. 2б (по 1 баллу за пример с и)

Всего – 3б

5. Разберите слова по составу: стуль-чик, перч-ик, пончик, горош-ин-к-а, пуш-инк-а, реч-онк-а, из-дал-ек-а, печён-к-а

Всего - 4 б

(0,5 балла за правильный ответ)

6. Объясните значение иноязычных элементов:

анти- против; антивозрастной

би- два; биметаллический

гео- земля геодезия

хроно- время хронометр

нео- новый неологизмы

(0,5 балла – объяснение; 0,5 – пример)

Всего – 5б

Запишите примеры слов с каждым из этих элементов.

7. Многие слова, самостоятельно существовавшие в древнерусском языке, сохранились только в составе современных слов. Например: велий (" большой" "), коло ("круг", "окружность "), тук (" "жир ""). Какие современные слова знаете вы с этими корнями?

велий - ВЕЛИКИЙ, коло - КОЛЕСО, тук – ТУЧНЫЙ

Всего – 3б

8. Вы знаете лишь две последние буквы слова: - ЛО. Слова каких частей речи это могут быть? Обоснуйте ответ.

    Стекло, сало – сущ., где Л входит в корень, О – окончание;

    Весело – наречие, где Л входит в корень, О – суффикс;

    Бело – краткое прилагательное среднего рода;

    Мело, дуло – глагол прошедшего времени.

Всего – 4б

(по 1б за каждую часть речи)

9. Найдите и исправьте ошибки.

l) Сосед по парте спросил, кто пойдет с ним в кино.

2) Поздравляю Вас с Восьмым марта .

3) Брат надел шапку и вышел на улицу.

Всего – 3б

Всероссийская олимпиада школьников

Русский язык

6 класс

1 вопрос. Проверка знаний по орфоэпии


Расставьте ударение в словах: Алфавит, положил, красивее, документ, поняла, включим, торты, хвоя, звонит.

Ответ: Алфави / т, положи / л, краси / вее, докуме / нт, поняла / , включи / м, то / рты, хво / я, звони / т.

2 вопрос. Задание на историю орфографии (графики)
Что общего у слов капор, капюшон, капуста? Как знание этимологии слова поможет в написании второго и третьего из них?
Ответ: Латинское слово кап означало голова .

3 вопрос . Фразеология

Прочитай предложения. Подумай, какие из выделенных сочетаний являются фразеологизмами. Выпиши эти фразеологизмы.

1. Прошла еще одна неделя нашей жизни в лагере.

2. Вы здесь прожили без году неделя , а уже собрались уезжать.

3. Выиграв матч, все были на седьмом небе от счастья.

4. На голубом небе не было ни облачка.

5. Петя не отличался ловкостью и часто наступал на ноги окружающим.

6. Друг вскоре начал наступать мне на пятки , и я проиграл лыжную гонку.


Ответ: Без году неделя, на седьмом небе, наступать на пятки

4 вопрос. Культура речи
Правильно ли говорят и пишут: о ёлке, о яблоне, о юбилее, о Егоре и т.п.? Ученики дали противоположные ответы: - Неверно. Ведь предлог о употребляется и в виде об, если существительное начинается с гласного. – Верно. Как учащиеся мотивировали второй ответ? Кто прав? Почему?
Ответ : слова ёлка, яблоня, юбилей начинаются согласным звуком, следовательно, предложенный вариант правилен.
5 вопрос. Морфология
Почему формы настоящего времени имеют только глаголы несовершенного вида?
Ответ: Глаголы совершенного вида предполагают результат (точнее – предельность) совершения действия, а подобное значение не соотносится с настоящим временем.

6 вопрос. Стилистика
Какие смысловые, стилистические оттенки вносит, на ваш взгляд, следующая правка:
Ранний вариант: Я б шофёром пошёл.
Окончательная редакция: Я б в шофёры пошёл, пусть меня научат.
Ответ: Предложенная конструкция усиливает направленность действия.
7 вопрос. Диалектология
Подобрать к словам северного говора синонимы южного говора:
Брезговать Волк Сосед Тропинка Чулан Ухват Петух Баять Векша
Ответ: Гребовать Бирюк Шабер Стёжка Клеть Рогач Кочет Гутарить Белка
8 вопрос. Синтаксис
Представьте себе, что существует такой язык, в котором приставки, суффиксы и окончания русские, синтаксис тоже русский, а корни вам неизвестны. Дадим этому несуществующему языку условное название «глокий». Сумеете ли вы разбирать предложения на «глоком» языке? Попробуйте найти подлежащее и сказуемое в следующих примерах:

    Молясный болодильник перемехал кувицу. 2. По малее провекнули перетяющиеся бредолаги. 3. Веленщик умащил перекунающую проутюжильницу.
Ответ : 1. Болодильник перемехал. 2. Провекнули бредолаги. 3. Веленщик умащил.
9 вопрос. Морфемика
Почему названия многих городов на Чёрном море оканчиваются на –поль? Назовите эти города.
Ответ: Мелитополь, Симферополь, Никополь, Тернополь, Севастополь, Кастрополь, Созополь. В Крыму было много греческих колоний, а слово поль по-гречески – город.
10 вопрос. Перевод древнерусского текста
Переведите древнерусскую притчу на современный русский язык.

О осле и о коне

Человек некто имея осла. Идущи же и в путь, рече осел к коню: "Возми от моего бремени, аще хощеши имети мя цела". Конь же не послушаше. Осел же пад на пути, скончайся. Господин же сего взем бремя все на коня возложив и самого осла кожу. Слезя конь вопияше: "Ох мне, безчастному, и что мне случись бедному, не хотях бо малые тяготы прияти, се ныне все бремя несу и кожу".

Толк. Притча являет, яко же в малых трудех друг другу пособствует, обоя спасутся в житии.

Ответ: Осел и конь

У одного человека были в хозяйстве осел и конь. Собрался человек в путь. Осел и говорит коню: "Мне тяжело, я не выдержу. Возьми часть моей поклажи!" Но конь не согласился помочь приятелю.

И Осел действительно упал на пути и умер. Господин переложил его поклажу на коня, да сверх того еще и шкуру осла прибавил. Заплакал конь, запричитал: "Горе мне, несчастному! Вот как вышло: не захотел я малую тяжесть на себя принять - теперь приходится не только всю кладь нести, но и ослиную шкуру".

Толкование (мораль). Притча учит: тот, кто помогает другу в малом, получит спасение для обоих.

Или: поможешь другу - спасешь душу.

Или: если помогаешь другу в малом, то получаешь выигрыш в большом.