Задания по исторический грамматика. Историческая грамматика русского языка

Орловский государственный университет

Кафедра русского языка

ГРИШАНОВА В.Н.

СИСТЕМА ЗАДАНИЙ

ПО ИСТОРИЧЕСКОЙ ГРАММАТИКЕ

РУССКОГО ЯЗЫКА

(учитель русского языка и литературы

с дополнительной специальностью)

Орел – 2010

Литература по курсу

Основная

Борковский В.И., Кузнецов Я.С. Историческая грамматика русского языка. 2-е изд. М., 1965.

Горшкова КВ., Хабургаев Г.А. Историческая грамматика русского языка. М., 1981. 2-е изд. м., 1996.

Иванов В.В . Историческая грамматика русского языка. М., 1983.

Василенко И.А. Историческая грамматика русского языка. Сборник упражнений. М., 1984.

Дементьев А.А. Сборник задач и упражнений по исторической грамматике русского языка. М., 1964.

Дополнительная

Аванесов Р.И. Русская литературная и диалектная фонетика. М., 1974.

Булаховский Л.А. Курс русского литературного языка. Т. 2. Исторический комментарий. 4-е изд. Киев, 1953.

Бернштейн С.Б. Очерк сравнительной грамматики славянских языков. М., 1974.

Бошкович Р. Основы сравнительной грамматики славянских языков. М., 1984.

Будагов Р.Л. История слов в истории общества. М., 1971.

Данков В.И. Историческая грамматика русского языка. Выражение залоговых отношений у глагола. М., 1981.

Древнерусский литературный язык в его отношении к старославянскому. М., 1987.

Зализняк А.А. К изучению языка берестяных грамот // Янин В.Л., Зализняк А.А. Новгородские грамоты на бересте (Из раскопок 1884-1989 гг.) М., 1993. С.191-321.

Иванов В.В. Историческая фонология русского языка. М., 1968.

Иванов И.В. Потиха З.А. Исторический комментарий к занятиям по русскому языку в средней школе. М., 1985.

Исследования по исторической морфологии. М., 1978.

Историческая грамматика русского языка. Морфология. Глагол. / Под ред. Аванесова Р.И. и Иванова В.В. М., 1982.

Кожин А.И. Литературный язык Киевской Руси. М., 1981.

Колесов В.В.

Холесов В.В. Историческая фонетика русского языка. М., 1980.

Котков С.И. Южновеликорусское наречие в XVII столетии (Фонетика и морфология). М., 1963.

Кукушкина О.В., Ремнева М.Л. Вид и время русского глагола. М.,1984.

Марков В.М. Историческая грамматика. Именное склонение. Ижевск, 1992.

Можейко Н.С., Игнатенко А.П. Древнерусский язык. Минск, 1988.

Обнорский СЛ. Очерки по морфологии русского глагола. М., 1953.

Попов Р.Н. Фразеологизмы современного русского языка с архаичными значениями и формами слов. – М., 1976.

Проблемы эволюции лингвистических единиц в истории русского языка (XI-XVIII вв.). М., 1981.

Русинов Н.Д. Древнерусский язык. – М., 1977.

Самсонов Н.Г, Введение в историю русского языка. Якутск, 1986.

Самсонов И.Г. Историческая морфология русского языка.Якутск,1985.

Срезневский И.И. Русское слово. Избранные труды. М., 1986.

Стеценко А.И. Исторический синтаксис русского языка. М., 1972.

Хабургаев Г.А. Становление русского языка. М., 1980.

Черных П.Я. Очерк исторической лексикологии. Древнерусский период. М., 1956.

Шахматов А.А. Историческая морфология русского языка. М., 1957.

Функционирование архаичных и новых элементов в системе русского языка. М., 1986.

Щепкин В.Н. Русская палеография. М., 1967.

СЛОВАРИ

Преображенский А.Г. Этимологический словарь русского языка. М.,

Словарь русского языка XI - XVII вв . Вып. 1-25. М., 1975-2000.

Срезневский И.И. Словарь древнерусского языка. Т. I-IV. М., 1989.

Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. Т. I-IV. M., 1964-1973.

Черных П.Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка Т. 1-2. М., 1994.

Шанский Н.М., Боброва Т.А. Этимологический словарь русского языка. М., 1994.

    ЗАДАНИЕ № 1

Тема: Фонетическая система древнерусского языка в X веке.

Вопросы для самопроверки:

    Какие основные закономерности определяли структуру слога в древнерусском и старославянском языках?

    Какие отличия в строении слога в древнерусском и современном русском языках?

    Чем отличалась система гласных фонем древнерусского языка X века от системы гласных фонем старославянского языка?

    Дайте характеристику системы гласных фонем древнерусского языка X века в сопоставлении с системой гласных фонем современного русского языка.

    Охарактеризуйте систему согласных фонем древнерусского языка X века в сопоставлении с системой согласных фонем современного русского языка.

Практические задания:

    Охарактеризуйте звуки в словах первых двух строк грамоты великого князя Мстислава (см. предыдущее задание).

    Затранскрибируйте 5 строчек текста по X веку.

    Приведенные ниже слова затранскрибируйте, отметьте, где в древнерусском языке X века были Ы, И полного образования, а где – Ы, И редуцированные; обозначьте сильные и слабые позиции всех редуцированных.

Ръпътъ, дьржати, тьсть, зьрно, лъбъ, лъба, лъбъмь, съмьрть, чьтьць, вълка, хлhбьць, сватьба, любъвь, тьмьница, шьпътъ, шьпътати, воиньныи, данию, весели~, быти, выю, таковыи.

    Напишите следующие слова по-древнерусски, транскрибируйте их: дно, льстец, княжеский, сверху, яблоко, слепец, сельский, братство, житель, гибель.

Литература:

    1. Иванов В.В. Историческая грамматика русского языка. - М., 1983. – С.77-103.

    2. Горшкова К.В., Хабургаев Г.А. Историческая грамматика русского языка. - М., I981. - C. 57-65.

ЗАДАНИЕ № 2

Тема: Общеславянские фонетические процессы в области гласных звуков и их отражение в современном русском языке.

Вопросы для самопроверки:

    Какие чередования возникли в праславянском языке в результате утраты гласными древних количественных различий?

    С действием какого закона были связаны изменения дифтонгов и дифтонгических сочетаний с носовыми Н, М?

    Какие чередования звуков появились в результате монофтонгизации дифтонгов?

(Из курса старославянского языка вспомните, что представлял собой процесс монофтонгизации дифтонгов: а) какие дифтонги были в праславянском языке? б) как они изменялись в положении перед согласными и на конце слова? в) как изменялись они перед гласными?).

    Какие чередования звуков появились в результате изменения дифтонгических сочетаний гласных с носовыми?

(Вспомните, как изменились дифтонгические сочетания гласных с носовыми М, Н: а) какие дифтонгические сочетания гласных с носовыми были в праславянском языке? б) в каких положениях и как преобразовались они в носовые гласные? в) когда и как изменились носовые гласные в древнерусском языке?).

ЧЕРЕДОВАНИЯ ЗВУКОВ НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ НАИЗУСТЬ.

Практические задания:

    1.Объясните, какие изменения претерпели следующие общеславянские формы: *plŏdoi, *poitei, *poiĕsi, *koujon, *kouatei, *gŏreuatei, *gŏreujon, *mĕntei, *sǔminatei, *imĕn, *imĕnĕ.

    2. Напишите слова по-древнерусски и реконструируйте их праславянский облик: ВИТЬ, ПЕТЬ, РИСУЮ, ПЛЕМЯ.

    В приведенных словах восстановите древнейший вид корня и объясните, как в процессе монофтонгизации дифтонгов возникли имеющиеся в примерах чередования.

Ковать – куёт – кузнец, петь – поёт, плевать – плюёт, пловец – плути (др.-рус.) – плыть, слово – слава – слути (др.-рус.) – слыть, тур – тавро, горевать – горюет, вить – венок – повойник, тень – тайна, лить – льёт.

    В приведенных словах восстановите древнейший вид корня и объясните, как в процессе изменения дифтонгических сочетаний гласных с носовыми согласными возникли исторические чередования.

Звонить – звук, имя – имена, жать – жму – сжимать, запятая – запинка, конец – искони – начало – начинать, память – помню – вспоминать, надменный – надутый, жатва – жнет, мятый – мнет – разминать.

Литература:

    Иванов В.В. Историческая грамматика русского языка…, с.112-113, 114-122.

Чтобы объяснить чередования звуков, необходимо:

1) вычленить морфемы в родственных словах или словоформах; 2) выписать чередующиеся звуки, указав, в какой морфеме наблюдается чередование; 3) определить источник чередования; 4) поставить источник чередования на место чередующихся звуков в слове; 5) определить положение, в котором находился источник чередования (перед гласным, перед согласным, в конце слова), объяснить, какие изменения произошли и почему.

Проследим ход анализа на примере слов:

СЖАТЬ – СЖИМАТЬ, СУЮ - СОВАТЬ, ПЕСНЯ – ПОЮ.

1) В родственных словах и формах слов вычленяем морфемы: ЖА-ТЬ, С–ЖИМ-А-ТЬ, СУ-J-У, СОВ-А-ТЬ, ПЕ-СН-Я, ПОJ-У

2)Чередуются звуки а/им, у/ов, е/oj в корнях.

3) Определяем источник чередования. При этом обращаем внимание на ту часть, где два звука. В этом случае на им, ов, oj .

Если в сочетание звуков входит согласный М, Н, то источником чередования является дифтонгическое сочетание en, em, on, om, in, im. В нашем примере источником чередования А/ИМ было дифтонгическое сочетание *im.

Если в сочетание звуков входит согласный В или J, то источником чередования является дифтонг (т.к. В появился на месте U, a J – на месте I). В наших примерах источником чередования У/ОВ был дифтонг *ou, источником чередования E/OJ был дифтонг *oi.

4) Ставим источник чередования в словах на место чередующихся звуков:

ЖАТЬ – СЖИМАТЬ, СУJУ – СОВАТЬ, ПЕСНЯ – ПОJУ
*im *im *ou *ou *oi *oi

В словах ЖАТЬ, СУЮ, ПЕСНЯ источники чередования находились перед согласными звуками и закрывали слог. В общеславянский период по закону открытого слога они подверглись монофтонгизации. В слове ЖАТЬ дифтонгическое сочетание *im преобразовалось в носовой звук , обозначавшийся буквой юс малый #, в древнерусском языке он стал звучать как [ä] (а передний), затем как [’а] (а после мягкого согласного).

Дифтонг ou монофтонгизировался в [у], oi – в [æ], обозначавшийся буквой ять h, этот звук произносился в древнерусском языке как [ê], позже он совпадает со звуком [е].

На письме это можно изобразить следующим образом, помня, что анализ идёт от форм современных к ранним, т.е. справа налево.

* gimtei ж # ти жать, *soujon coy \соую сую, * poisn ĭ п hснь песня.

В словах СЖИМАТЬ, СОВАТЬ, ПОЮ источники чередования стояли перед гласными звуками. По закону открытого слога в этой позиции произошло изменение слогораздела. В результате компоненты дифтонга и дифтонгического сочетания распались на два самостоятельных звука, которые отошли к разным слогам. При этом звук [U] изменился в [В], звук [I] изменился в [J]:

* souatei co в a ти совать, * poion по \ пою.

В словах ПОСОЛ – ПОСЛАТЬ – ПОСЫЛАТЬ наблюдается трёхчленное чередование звуков О //нуль звука/ /Ы в корнях. Это чередование восходит к двучленному древнерусскому чередованию Ъ /Ы . Нуль звука возник на месте редуцированного в слабой позиции (посълати), О возник на месте редуцированного в сильной позиции (посълъ). В свою очередь двухчленное древнерусское качественное чередование восходит к индоевропейскому количественному чередованию звуков * Ū/ /Ŭ . Из * Ŭ в праславянском языке возник Ъ , из * Ū возник Ы .

ПОСО Л – ПОСЛАТЬ – ПОСЫ ЛАТЬ

Совр. О Ø Ы

X в. Ъ Ъ Ы

II тыс. до н. э. * Ŭ * Ŭ * Ū

Итак, индоевропейское количественное чередование преобразовалось в древнерусское двухчленное качественное чередование, а оно – в трехчленное.

Древнерусские и старославянские тексты (их копии делаются к практичнеским занятиям).

Тестовые задания

Вариантов кратких проверочных работ.

ТАКИМ ОБРАЗОМ, надо уметь:

  1. Ответить на теоретический вопрос.
  2. Выполнить практические задания.
  3. Прочитать и разобрать текст.

ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ КУРСА ИСТОРИЧЕСКОЙ ГРАММАТИКИ (с опорой на учебник В.В. Иванова)

ЛЕКЦИЯ 1. (Этот материал может быть изучен самостоятельно).

  1. Предмет и задачи курса исторической грамматики русского языка.
  2. Основные источники изучения истории русского языка.
  3. Русский яык и его место среди славянских языков.
  1. Звуковая система древнерусского языка (X в. – XI в.).
  2. Система гласных фонем древнерусского языка (X-XI вв.).
  3. Происхождение гласных звуков.
  1. Чередования в области гласных.
  2. История редуцированных звуков.
  3. Определение позиций редуцированных.
  4. История напряженных редуцированных.
  1. Судьба сочетаний редуцированного с плавным.
  2. Судьба сочетаний плавного с редуцированным.
  3. Следствия падения редуцированных.
  4. Переход [е>’о]
  5. История звука [ЯТЬ-h]. Аканье.
  1. Система согласных фонем древнерусского языка (X – XI вв.).
  2. История исконно мягких согласных. История шипящих и [ц]
  3. Судьба сочетаний [кы], [гы], [хы]
  1. История существительных
  2. История местоимений
  1. История имени прилагательного
  2. История имени числительного
  1. История глагола
  2. История причастий. Общие замечания о деепричастиях.

Учебно-методическое пособие по исторической грамматике русского языка рассчитано на то, чтобы помочь студентам-заочникам самостоятельно овладеть предметом в межсессионный период.

Теоретическая часть представляет собой краткое изложение основных вопросов, рассматриваемых в курсе исторической грамматики русского языка (более подробное освещение того или иного вопроса см. в рекомендуемой учебной литературе). Изложение теоретического материала сопровождается примерами и таблицами.

В пособии имеются проверочные тестовые задания по фонетике и морфологии; ключи к тестовым заданиям позволят студентам-заочникам оценить, насколько полно и точно усвоен теоретический материал. В конце каждого раздела указаны упражнения, которые помогут студентам подготовиться к зачету и экзамену.

В пособии приводится план морфологического разбора разных частей речи и порядок анализа текста, а также имеется образец анализа древнерусского текста, что дает возможность студентам правильно выполнить одно из заданий домашней контрольной работы и подготовиться к экзамену.



Язык находится в постоянном движении, развитии. В связи с этим знание внутренних законов развития языка дает возможность понять закономерности развития современной системы как в литературной, так и в диалектной формах существования языка. Как студенту-филологу, так и учителю русского языка и литературы необходимо знать историю развития родного языка, т. к. объяснение многих явлений в области фонетики, морфологии, синтаксиса, лексики, морфемики и словообразова ния не может быть дано только на основе современного состояния языка. В подобных случаях необходим исторический комментарий, объяснение языковых фактов с учетом исторических процессов в развитии русского языка.

Название курса «Историческая грамматика русского языка» носит условный характер, т. к. эта научная и учебная дисциплина рассматривает не только историю частей речи, развитие грамматических категорий, но и эволюцию фонетической и фонологической систем.

Историческая грамматика русского языка – это наука о развитии фонетической, морфологической и синтаксической систем русского языка по их внутренним законам.

Курс «Историческая грамматика русского языка» тесно связан с другими лингвистическими дисциплинамистарославянским языком, русской диалектологией, историей русского литературного языка, современным русским литературным языком. Историческая грамматика русского языка изучает постепенное становление и развитие русского языка (начальный рубеж – X – XI вв.: время появления первых письменных памятников восточных славян). В отличие от истории русского литературного языка историческая грамматика изучает не литературно-языковые традиции и смену норм в хронологической последовательности, а развитие фонетической системы и грамматической структуры данного языка в его диалектной форме. Основные задачи данного курса - выявить и объяснить действующие в русском языке закономерности как результат длительного исторического развития языка, как отражение фонетических, морфологических, синтаксических, лексических изменений, происходивших в разные периоды существования языка. Так, грамматика современного русского языка только констатирует, но не объясняет чередование гласных [‘а] // [у] в суффиксах действительных причастий настоящего времени (ср. держа щий – несу щий ). Только зная историческую грамматику русского языка, можно выяснить, что на месте этих звуков до X в. находились носовые звуки – [ е ] и [ о ].

Зная основные закономерности развития фонетической, морфологической, синтаксической систем русского языка, можно объяснить многие сложные явления и факты современного русского языка.

Министерство образования Российской Федерации Псковский государственный педагогический институт им. С.М. Кирова Историческая грамматика русского языка: пособие для студентов заочного отделения Псков 2003 1 ББК 81.2 Рус-03 Т 858 Печатается по решению кафедры русского языка и редакци- онно-издательского совета ПГПИ им. С.М. Кирова Историческая грамматика русского языка: пособие для сту- дентов заочного отделения. Псков, ПГПИ, 2003. – 100 c. Рецензенты: Л.Я. Костючук, доктор филологических наук, профессор; М.Ю. Котова, доцент, зав. кафдрой славянской филологии СпбГУ. ISBN 5-87854-237-4 © Кафедра русского языка ПГПИ им. С.М. Кирова © Псковский государственный Педагогический институт имени С.М. Кирова (ПГПИ им. С.М. Кирова), 2002 2 Учебно-методическое пособие по исторической грамматике рус- ского языка рассчитано на то, чтобы помочь студентам-заочникам са- мостоятельно овладеть предметом в межсессионный период. Теоретическая часть представляет собой краткое изложение основных вопросов, рассматриваемых в курсе исторической грам- матики русского языка (более подробное освещение того или иного вопроса см. в рекомендуемой учебной литературе). Изложение тео- ретического материала сопровождается примерами и таблицами. В пособии имеются проверочные тестовые задания по фоне- тике и морфологии; ключи к тестовым заданиям позволят студен- там-заочникам оценить, насколько полно и точно усвоен теорети- ческий материал. В конце каждого раздела указаны упражнения, которые помогут студентам подготовиться к зачету и экзамену. В пособии приводится план морфологического разбора раз- ных частей речи и порядок анализа текста, а также имеется образец анализа древнерусского текста, что дает возможность студентам пра- вильно выполнить одно из заданий домашней контрольной работы и подготовиться к экзамену. 3 Предмет и задачи курса исторической грамматики русского языка Язык находится в постоянном движении, развитии. В связи с этим знание внутренних законов развития языка дает возможность понять закономерности развития современной системы как в литературной, так и в диалектной формах существования языка. Как студенту-филологу, так и учителю русского языка и литературы необходимо знать историю развития родного языка, т. к. объяснение многих явлений в области фо- нетики, морфологии, синтаксиса, лексики, морфемики и словообразова- ния не может быть дано только на основе современного состояния язы- ка. В подобных случаях необходим исторический комментарий, объяс- нение языковых фактов с учетом исторических процессов в развитии русского языка. Название курса «Историческая грамматика русского языка» носит условный характер, т. к. эта научная и учебная дисциплина рассматривает не только историю частей речи, развитие граммати- ческих категорий, но и эволюцию фонетической и фонологической систем. Историческая грамматика русского языка – это наука о раз- витии фонетической, морфологической и синтаксической систем русского языка по их внутренним законам. Курс «Историческая грамматика русского языка» тесно свя- зан с другими лингвистическими дисциплинами – старославянским языком, русской диалектологией, историей русского литературно- го языка, современным русским литературным языком. Историчес- кая грамматика русского языка изучает постепенное становление и развитие русского языка (начальный рубеж – X – XI вв.: время появ- ления первых письменных памятников восточных славян). В отли- чие от истории русского литературного языка историческая грам- матика изучает не литературно-языковые традиции и смену норм в хронологической последовательности, а развитие фонетической системы и грамматической структуры данного языка в его диалект- ной форме. Основные задачи данного курса - выявить и объяснить дей- ствующие в русском языке закономерности как результат длитель- ного исторического развития языка, как отражение фонетических, морфологических, синтаксических, лексических изменений, проис- 4 ходивших в разные периоды существования языка. Так, грамматика современного русского языка только констатирует, но не объясняет че- редование гласных [‘а] // [у] в суффиксах действительных причастий настоящего времени (ср. держащий – несущий). Только зная истори- ческую грамматику русского языка, можно выяснить, что на месте этих звуков до X в. находились носовые звуки – [ е ] и [ о ]. Зная основные закономерности развития фонетической, мор- фологической, синтаксической систем русского языка, можно объяс- нить многие сложные явления и факты современного русского языка. Основные источники изучения истории русского языка Основными источниками при изучении истории русского язы- ка являются письменные памятники восточных славян и говоры. Письменные памятники древнерусского языка не всегда по- зволяют использовать их в достаточной степени для изучения жи- вого русского языка. Так, памятники церковного, богослужебного характера в меньшей степени могут быть использованы для восста- новления истории русского языка, т.к. сильные традиции церков- ной письменности мешали проникновению в эти памятники живых русских особенностей. К письменным памятникам относятся 1) над- писи (например, надпись на Тьмутараканском камне (1068 г)) и граф- фити (надписи, сохранившиеся на стенах соборов, на колоколах, крестах, печатях, монетах, украшениях (например, надписи XI – XIV вв. на стенах соборов Киева, Новгорода, Смоленска; на монетах эпохи великого князя Владимира Святославовича и т.д.); 2) матери- алы частной переписки (например, новгородские берестяные гра- моты XI в., частные письма на бумаге, сохранившиеся в большом количестве начиная с XVII в.), которые дают богатейший материал для изучения живой народной речи, т. к. писались обычными людь- ми, а не писцами; 3) деловые памятники – официальные документы (дарственная великого князя Мстислава новгородскому Юрьеву монастырю (ок. 1130 г.), «Русская правда» – свод законов Древней Руси (XIII в.)), которые тоже отражают особенности живой речи; 4) рукописные книги (большинство древнерусских рукописных книг – это церковные произведения, списки текстов старославянского про- исхождения: евангелия, Псалтырь (сборник духовных стихов), ми- 5 неи (сборники церковных чтений), кондакари (сборники церковных пес- нопений), поучения отцов церкви и жития святых; 5) оригинальные сочи- нения светского характера, в том числе и созданные не позднее XI в., сохранились в списках более позднего времени – не ранее конца XIII – XIV вв. (например,Синодальный список I Новгородской летописи XIII – XIV вв., “Повесть временных лет” по Лаврентьевскому списку 1377г., сочинения Владимира Мономаха по тому же списку, сочинения киевского митрополита XI в. Илариона, сохранившиеся в списке XV в., “Слово о полку Игореве” XII в., ставшее известным по списку XVI в.); 6) с XVI в. появляются печатные книги, которые представляют в основном богослу- жебную литературу. Письменные памятники отражают в написании, с одной стороны, уже отжившие элементы фонетической и грамматической системы, зву- ки и формы, исчезнувшие в языке, но продолжающие сохраняться в пись- менности по традиции, с другой – звуки и формы живой речи. Современные говоры являются одним из важнейших источ- ников. Изучение современных говоров позволяет выявить и объяс- нить многие закономерности развития языка. Так, в современном русском литературном языке произношение [о] на месте [е] наблю- дается лишь в ударном слоге, однако в эпоху изменения [е] в [‘о] дан- ный процесс осуществлялся после мягких согласных перед тверды- ми согласными независимо от ударности слога, о чем свидетельству- ют современные северновеликорусские ёкающие говоры с произно- шением типа [н’осу], [в’осна], [б’ору], [в’озу]. Кроме этого, при изучении истории русского языка исполь- зуются записи иностранцев, которые записывали живую речь латин- скими буквами («Парижский словарь московитов» (1586), «Русско- английский словарь-дневник» Ричарда Джеймса (1618 – 1619) с за- писями образцов холмогорского (архангельского) говора, опубли- кованный Б.А. Лариным, Русско-немецкий разговорник Т. Фенне (1607), содержащий запись псковской живой речи); свидетельства иностранцев (Сочинение византийского императора Константина Багрянородного). Источниками изучения истории русского языка являются так- же современный русский язык (ср. вариантные формы в лесе – в лесу, цехи – цеха); ономастика (названия водоемов, исторических облас- тей, городов и т.п., имена людей, названия племен и народов и т.д.); 6 древнерусские заимствования в других языках для истории языка инте- ресны прежде всего тем, что они могут отражать тот облик заимство- ванных слов, который был им свойствен в эпоху заимствования (напри- мер, заимствованные из восточнославянсого языка финские слова kuontalo ‘кудель‘ и suntia ‘судья’ свидетельствуют о том, что в период распространения славянской речи на восточноевропейском Севере но- сители местных говоров еще сохраняли носовые гласные); заимствова- ния в русский язык из других языков (так, заимствованное собственное имя одного из франкских королей – Karl изменилось у восточных славян в король). Упражнения, рекомендуемые для самостоятельной работы: Сборник упражнений по истории русского языка / Е. Н. Ива- ницкая и др.: № 12 – 16. Русский яык и его место среди славянских языков Русский язык принадлежит к славянским языкам. Все славянские языки на основании определенных черт сход- ства или отличия подразделяются на три большие группы: восточ- нославянские (русский, украинский, белорусский языки), южносла- вянские (болгарский, сербский, хорватский, македонский, словенский, старославянский /мертвый/), западнославянские (польский, чешский, словацкий, кашубский, верхнелужицкий и нижнелужицкий) языки. Все славянские языки настолько близки в словарном составе, в грамматических закономерностях, синтаксическом строе, что нет ни малейшего сомнения в их общем происхождении из одного язы- ка-основы: общие языковые элементы во всех славянских языках возникли в период общеславянского единства, в период существо- вания праславянского языка. Временные рамки существования праславянского языка: нача- ло III тысячелетия до нашей эры – середина I тысячелетия нашей эры. Основные периоды развития древнерусского языка: VI - IX вв. – восточнославянские племенные диалекты, IX - XIV вв. – язык древнерусской народности а) IX – первая половина XII века – единство древнерусского языка и наличие диалектов, 7 б) вторая половина XII в. – XIV в. – выделение в древнерус- ском языке диалектов, XIV – XVII вв. – распад древнерусского языка и образование русского языка наряду с белорусским и украинским языками, середина XVII в. – XVIII в. – начальный период формирова- ния национального русского языка, XIX – XX вв. – период развития национального русского языка. Древнерусский язык – это язык восточнославянского населе- ния Древней Руси; он имеет сходства и различия с другими славянс- кими языками. Можно выделить признаки восточнославянских языков в от- личие от других славянских языков на различных языковых уровнях. В области фонетики: 1. Полногласные сочетания *-oro-, *-ere-, *-оlо-,* еlо- при неполног- ласных сочетаниях *-rа-, -*re-, *-la-, *-le- в южнославянских и *-ro-, *-re-, *-lo-, *-le- в западнославянских языках на месте общеиндо- европейских сочетаний *-tort-, *-tolt-, *-tert-, *-telt- внутри слов между согласными (русск. берег, болг. бряг, польск. brzeg); 2. наличие начального [о] в ряде слов, имеющих в южнославянских и западнославянских языках сочетание в начале слова (русск. осень, болг. есен, чешск. jesen); 3. наличие гласных [o] и [e] на месте редуцированных [ъ] и [ь] в силь- ной позиции при произношении иных гласных в других славянс- ких языках (русск. сон, сербск. сан, чешск. sen); 4. сочетания *-ro-, *-lo-, *-re-, *-le- на месте общеславянских сочета- ний *-trъt-, *-tlъt-, *-trьt-, *-tlьt- в положении внутри слов между согласными (общеславянск. *blъcha, русск. блоха, болг. болха, чешск. blecha); 5. сочетания *-оr-, *-еr-, *-оl- на месте общеславянских сочетаний *-tъrt-, *-tьrt-, *-tъlt-, *-tьlt- в положении внутри слова между соглас- ными (общеславянск. *tъrgъ, русск. торг, болг. търг, польск. targ); 6. произношение [ж] на месте общеславянского сочетания *dj, тогда как в других славянских языках находим иные чередования (об- щеславянск. *nudja, русск. нужа (утратилось в языке), болг. нуж- да, польск. nudza); 7. произношение [ч’] на месте общеславянских сочетаний *tj, *kt и 8 *gt перед гласными переднего ряда, тогда как в других славянских языках находим другие звуки (общеславянск. *swetja, русск. свеча, болг. свещ, свещица, польск. њwieca; общеславянск. * mogti, русск. мочь, болг. сушествительное мощ, чешск. moсэ); 8. все восточнославянские языки на месте общеславянских сочета- ний гласных с носовыми согласными, которые позднее перешли в о и е, имеют соответственно звуки [у] и [‘a]. В остальных сла- вянских языках имеются другие замены носовых гласных, а в польском языке до настоящего времени сохраняются носовые гласные (в чешском языке наблюдается та же замена, что и в вос- точнославянских языках). В области морфологии: 1. Употребление общей формы для м., ж. и ср. родов в Им. – В. пад. мн. ч. у прилагательных и местоимений при полном или частич- ном сохранении родовых различий в других славянских языках (русск. м., ж. и ср. род молодые, эти; чешск. м. р. mladi, ti, ж. р. mlade, ty, ср. р. mlada, ta); 2. употребление форм с окончаниями –ам, -ами, -ах в дательном, творительном и предложных падежах мн. ч. всех типов склоне- ния существительных (ср. Д. пад. мн. ч. - столам, степям, теля- там вместо столомъ, степьмъ, телятьмъ и т.д.) при полном или частичном сохранении старых различий этих форм в других сла- вянских языках; 3. отсутствие кратких форм личных и возвратного местоимений, известных в некоторых падежах в других славянских языках (ср. чешск. me (В. пад.), mi (Д. пад.)); 4. употребление древнего причастия на –л без вспомогательного глагола-связки в качестве формы прошедшего времени при со- хранении старой формы перфекта (иногда в несколько изменен- ном виде) в иных славянских языках (русск. плел, чешск. pletl jsem, pletl jsi и т. д.); 5. в отличие от западнославянских и южнославянских языков вос- точнославянские языки утратили изменение по лицам в сослага- тельном наклонении (русск. дал бы, дали бы, болг. бих дал, би дал, би дал, бихме дали, бихте дали, биха дали, чешск. dal bych, dal bys, dal by, dali bychom, dali byste, dali by). 9 6. наличие окончания [т] или [т’] в 3-м лице глаголов настоящего и про- стого будущего времени при отсутствии этих звуков в других славян- ских языках (русск. носит, сербск. носи); Однако есть особенности, которые сближают восточнославян- ские языки с южнославянскими или западнославянскими. I. Особенности, сближающие восточнославянские языки с южнославянскими, в отличие от западнославянских языков: 1. Произношение сочетаний [цв] и [зв] в начале корней цвет- и звезд- у восточных и южных славян при сохранении более древних со- четаний [*kv] и [*gv] у западных славян (русск. цвет, звезда, болг. цвете, звезда, польск. kwiat, gwiazda); 2. утрата [t] и [d] в древних сочетаниях [*tl], [*dl] у восточных и юж- ных славян при сохранении их у западных (русск. сало, болг. сало, чешск. sadlo); 3. употребление l – epentheticum на месте сочетаний губных соглас- ных с *[j] у восточных и южных славян при отсутствии этого яв- ления не в начале слова у западных (русск. земля, сербск. земльа, польск. ziemia). II. Особенности, сближающие восточнославянские языки с западнославянскими, в отличие от южнославянских: 1. Начальное сочетание *rо-, *lо- у восточных и западных славян при соответствующих сочетаниях *rа-, *lа- у южных славян (русск. лодка, польск. lodka, болг. ладия); 2. в восточнославянских и западнославянских языках имелось окон- чание h в ряде падежных форм существительных м. и ж. родов, соответствующее звуку к в языке южных славян (древнерусск. землh, конh (В. пад. мн. ч.), польск. ziemie, konie, старослав. зем- ла, кона); 3. в древнерусском и западнославянских языках в форме Д. и М. пад. ед. ч. в местоимениях тобh, собh в основе был [o], а в южно- славянских языках - [e] (древнерусск. тобh, собh, чешск. tobe, sobe, старослав. тебh, себh). 10

Содержит материалы для самостоятельной работы студентов (различные типы практических заданий: тренировочные упражнения и контрольно-тренировочные задания в формате тестирования, а также информационные материалы для выполнения управляемой самостоятельной работы). По темам тренировочных и контрольно-проверочных работ по исторической фонетике, морфологии и синтаксису предлагаются краткие дидактические материалы и вопросы для самопроверки.
Предназначено для студентов учреждений высшего образования, обучающихся по филологическим специальностям.

ФОНЕТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ ДРЕВНЕРУССКОГО ЯЗЫКА XI-XIV вв.
Падение редуцированных гласных
Наиболее заметным явлением фонетической истории древнерусского языка XI-XIV вв. было падение редуцированных гласных переднего и не переднего ряда ь и ь, которое означало их прояснение в гласные полного образования е, о в сильной позиции или их утрату в слабой позиции. Наряду с этими фонетическими факторами существенное воздействие на судьбу редуцированных гласных оказывали морфологические факторы, в частности тенденция к выравниванию или контаминации основ внутри морфологической и словообразовательной парадигмы слова.
Фонетически обусловленными были следующие слабые позиции редуцированных звуков: 1) в конце слова -дань, конь; 2) перед слогом с гласным полного образования - вьдова, кръха, бьрати; 3) перед слогом с редуцированным в сильной позиции, каким, например, был редуцированный ъ во втором слоге от начала слова ръ-пъ-тъ. Фонетически сильными были позиция редуцированного в слоге перед слогом со слабым редуцированным - сынъкъ, братъмь и в сочетании с последующими плавными р, л в положении между двумя согласными - гърло, зьрно, вьлкь. Вместе с тем известны результаты нефонетического развития редуцированных, которые заключаются в их утрате в сильной позиции и в прояснении в слабой, например в слове песец < древнерус. пьсьць (слабая позиция гласного в первом слоге) и в слове Витебск < древнерус. Витебьскь (сильная позиция редуцированного во втором от конца слоге). Нефонетический путь развития редуцированных в таких случаях обусловлен выравниванием основ разных падежных форм этих слов (Р. п. песца, Витебска).


ОГЛАВЛЕНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ.
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ.
ВВЕДЕНИЕ
Основные источники исторического изучения русского языка
(УСР № 1).
Основные этапы научной разработки истории русского языка (УСР № 1).
ИСТОРИЧЕСКАЯ ФОНЕТИКА
Общеславянские фонетические явления дописьменного периода
в истории фонетической системы русского языка.
Общевосточнославянские фонетические процессы дописьменного
периода в истории русского языка.
Фонетические процессы древнерусского языка XI-XIV вв.

ИСТОРИЧЕСКАЯ МОРФОЛОГИЯ
Имя существительное. История именного склонения.
Глагол. История глагольных форм.
История местоимений и прилагательных.
Контрольные работы (тестирование).
ИСТОРИЧЕСКИЙ СИНТАКСИС
Простое предложение.
Типы простых предложений. Односоставные предложения.
Сложное предложение (УСР.№ 2).
Сложносочиненные предложения.
Сложноподчиненные предложения. Типы придаточных
предложений.
Задания для выполнения самостоятельной работы.
ОТВЕТЫ К УПРАЖНЕНИЯМ
Историческая фонетика.
Историческая морфология.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Историческая грамматика русского языка, практикум, учебник пособие, Янович Е.И., 2014 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Вариант 1.

е и о

3. Найдите в словах прозвашасѧ (4), имены (4), пришедше (15) корень слова, определите исторические чередования гласных в нем, укажите, к какому ряду исторических чередований они относятся, причину их возникновения.

мноз ҍхъ, рҍц ҍ, друз ии, Чес и, реч ьки, втеч еть, меж ю, земл ѧ.

6. Найдите в тексте а) старославянские и б) древнерусские по происхождению слова с фонетическими приметами начала слова, выделите эти приметы.

Вариант 2.

1. Спишите и переведите на современный русский язык текст (Отрывок из летописи по Лаврентьевскому списку 1377 г.).

2. Выпишите из текста 5 слов с пропущенными буквами Ъ и Ь на месте слабых редуцированных. Установите, есть ли в этом отрывке написания с буквами е и о на месте редуцированных в сильной позиции.

3. Найдите в словах потечеть (6), племени (20), словеть

ра, ле в словах братъ и племени

5. Объясните происхождение выделенных согласных в словах Варѧж ьское, рҍш а, оуч илъ, мож еть, полунощ ье, втеч еть.

6. Найдите в тексте древнерусские по происхождению слова с фонетическими приметами начала слова, выделите эти приметы.

7. Докажите, что в словах озе ро, поте че ть, лҍ са, по Двинҍ

8. Выпишите из отрывка все имена существительные (в той форме, в какой они даны в тексте). Укажите начальную форму каждого, выявите тип склонения, определите род, число, падеж.

9. Выпишите из отрывка все имена прилагательные (в той форме, в какой они даны в тексте). Укажите начальную форму каждого, разряд по значению (качественное, относительное, притяжательное), определите род, число, падеж.

10. Выпишите из отрывка все местоимения. Укажите начальную форму каждого, разряд, определите род, число, падеж.

11. Выпишите из отрывка все глаголы. Укажите начальную форму (инфинитив), наклонение, время, лицо, число. Определите класс глагола.

12. Выпишите из отрывка все причастия. Определите залог, время, род, число, падеж каждого.

Вариант 3.

1. Спишите и переведите на современный русский язык текст (Отрывок из летописи по Лаврентьевскому списку 1377 г.).

2. Выпишите из текста 5 слов с пропущенными буквами Ъ и Ь на месте слабых редуцированных. Установите, есть ли в этом отрывке написания с буквами е и о на месте редуцированных в сильной позиции.

3. Найдите в словах пережьгуть (10), возьмуть (12), добьють (13) корень слова, определите исторические чередования гласных в нем, укажите, к какому ряду исторических чередований они относятся, причину их возникновения.

4. Найдите в тексте все слова с полногласными сочетаниями. Приведите к ним старославянские соответствия, восстановите праславянские формы.

5. Объясните происхождение выделенных согласных в словах наоуч и, переж ьгуть, ωбыч аи, наз и, муч ими, слышащ е, хвощ ютсѧ, дивл ѧху.

7. Выпишите из текста слова, в которых произойдет переход є в ’о.

8. Выпишите из отрывка все имена существительные (в той форме, в какой они даны в тексте). Укажите начальную форму каждого, выявите тип склонения, определите род, число, падеж.

9. Выпишите из отрывка все имена прилагательные (в той форме, в какой они даны в тексте). Укажите начальную форму каждого, разряд по значению (качественное, относительное, притяжательное), определите род, число, падеж.

10. Выпишите из отрывка все местоимения. Укажите начальную форму каждого, разряд, определите род, число, падеж.

11. Выпишите из отрывка все глаголы. Укажите начальную форму (инфинитив), наклонение, время, лицо, число. Определите класс глагола.

12. Выпишите из отрывка все причастия. Определите залог, время, род, число, падеж каждого.

Вариант 4.

1. Спишите и переведите на современный русский язык текст (Отрывок из летописи по Лаврентьевскому списку 1377 г.).

2. Выпишите из текста 5 слов с пропущенными буквами Ъ и Ь на месте слабых редуцированных. Установите, есть ли в этом отрывке написания с буквами е и о на месте редуцированных в сильной позиции.

3. Найдите в словах послаша (3), словеса (11), слыша (11) корень слова, определите исторические чередования гласных в нем, укажите, к какому ряду исторических чередований они относятся, причину их возникновения.

4. Объясните происхождение выделенных согласных в словах поуч алъ, кнѧз емъ, Греч ьску, книж наго, слыш а, рҍч и, крьщ ена.

5. Выпишите из текста все слова неславянского происхождения и укажите их фонетические приметы.

6. Найдите в тексте старославянизмы (с фонетическими приметами). Дайте им древнерусские соответствия.

7. Выпишите из текста слова, в которых произойдет переход є в ’о.

8. Выпишите из отрывка все имена существительные (в той форме, в какой они даны в тексте). Укажите начальную форму каждого, выявите тип склонения, определите род, число, падеж.

9. Выпишите из отрывка все имена прилагательные (в той форме, в какой они даны в тексте). Укажите начальную форму каждого, разряд по значению (качественное, относительное, притяжательное), определите род, число, падеж.

10. Выпишите из отрывка все местоимения. Укажите начальную форму каждого, разряд, определите род, число, падеж.

11. Выпишите из отрывка все глаголы. Укажите начальную форму (инфинитив), наклонение, время, лицо, число. Определите класс глагола.

12. Выпишите из отрывка все причастия. Определите залог, время, род, число, падеж каждого.

Вариант 5.

1. Спишите и переведите на современный русский язык текст (Отрывок из летописи по Лаврентьевскому списку 1377 г.).

2. Выпишите из текста 5 слов с пропущенными буквами Ъ и Ь на месте слабых редуцированных. Установите, есть ли в этом отрывке написания с буквами е и о на месте редуцированных в сильной позиции.

3. Найдите в словах слышавъ (12), слово (13), приложиста (5) корень слова, определите исторические чередования гласных в нем, укажите, к какому ряду исторических чередований они относятся, причину их возникновения.

4. Найдите в тексте все слова с неполногласными сочетаниями. Приведите к ним древнерусские соответствия, восстановите праславянские формы. Установите, является ли сочетание ра в слове правѧть признаком старославянского происхождения.

5. Объясните происхождение выделенных согласных в словах приш едъш ема, вилич ья, нач аста, прелож иста, слыш ав, нҍц ии, яз ъци, волц и, ѡвц а, ч ада, ропьщ уть, съставл ивати.

6. Найдите в тексте а) древнерусские и б) старославянские по происхождению слова с фонетическими приметами начала слова; в) неславянские по происхождению слова, укажите их фонетические приметы.

7. Докажите, что в словах отвҍ щевати, отлуче нъ, оуче нья выделенные буквы писец употребил правильно.

8. Выпишите из отрывка все имена существительные (в той форме, в какой они даны в тексте). Укажите начальную форму каждого, выявите тип склонения, определите род, число, падеж.

9. Выпишите из отрывка все имена прилагательные (в той форме, в какой они даны в тексте). Укажите начальную форму каждого, разряд по значению (качественное, относительное, притяжательное), определите род, число, падеж.

10. Выпишите из отрывка все местоимения. Укажите начальную форму каждого, разряд, определите род, число, падеж.

11. Выпишите из отрывка все глаголы. Укажите начальную форму (инфинитив), наклонение, время, лицо, число. Определите класс глагола.

12. Выпишите из отрывка все причастия. Определите залог, время, род, число, падеж каждого.

Вариант 6.

1. Спишите и переведите на современный русский язык текст (Отрывок из летописи по Лаврентьевскому списку 1377 г.).

2. Выпишите из текста 5 слов с пропущенными буквами Ъ и Ь на месте слабых редуцированных. Установите, есть ли в этом отрывке написания с буквами е и о на месте редуцированных в сильной позиции.

3. Найдите в словах послати (8), собрашесѧ (9), рече (16) корень слова, определите исторические чередования гласных в нем, укажите, к какому ряду исторических чередований они относятся, причину их возникновения.

4. Найдите в тексте все слова с неполногласными сочетаниями. Приведите к ним древнерусские соответствия, восстановите праславянские формы.

Печенҍз и, велиц ҍ, нач аста, множ ьство, въстуж иша, реч е, рҍц ҍ, Переяславц и, льз ҍ, приближ исѧ, земл ю.

6. Найдите в тексте а) древнерусские и б) старославянские по происхождению слова с фонетическими приметами начала слова. Дайте им древнерусские/старославянские соответствия.

7. Докажите, что в словах вылҍ сти, к рҍ цҍ выделенные буквы писец употребил правильно.

8. Выпишите из отрывка все имена существительные (в той форме, в какой они даны в тексте). Укажите начальную форму каждого, выявите тип склонения, определите род, число, падеж.

9. Выпишите из отрывка все имена прилагательные (в той форме, в какой они даны в тексте). Укажите начальную форму каждого, разряд по значению (качественное, относительное, притяжательное), определите род, число, падеж.

10. Выпишите из отрывка все местоимения. Укажите начальную форму каждого, разряд, определите род, число, падеж.

11. Выпишите из отрывка все глаголы. Укажите начальную форму (инфинитив), наклонение, время, лицо, число. Определите класс глагола.

12. Выпишите из отрывка все причастия. Определите залог, время, род, число, падеж каждого.

Вариант 7.

1. Спишите и переведите на современный русский язык текст (Отрывок из летописи по Лаврентьевскому списку 1377 г.).

2. Выпишите из текста 5 слов с пропущенными буквами Ъ и Ь на месте слабых редуцированных. Установите, есть ли в этом отрывке написания с буквами е и о на месте редуцированных в сильной позиции.

3. Найдите в словах начало (1), слышавше (9), перевезесѧ (17) корень слова, определите исторические чередования гласных в нем, укажите, к какому ряду исторических чередований они относятся, причину их возникновения.

5. Объясните происхождение выделенных мягких согласных в словах нач ати, бҍж а, плотниц и, хромьц емь, слыш авше, исполч ивъ, друж ину, сҍч а, Новгородц и.

6. Найдите в тексте исконно русские слова. Дайте им старославянские соответствия.

7. Докажите, что в словах переве зе мъсѧ, свҍ ту, на мҍ стҍ , ле дъ выделенные буквы писец употребил правильно.

8. Выпишите из отрывка все имена существительные (в той форме, в какой они даны в тексте). Укажите начальную форму каждого, выявите тип склонения, определите род, число, падеж.

9. Выпишите из отрывка все имена прилагательные (в той форме, в какой они даны в тексте). Укажите начальную форму каждого, разряд по значению (качественное, относительное, притяжательное), определите род, число, падеж.

10. Выпишите из отрывка все местоимения. Укажите начальную форму каждого, разряд, определите род, число, падеж.

11. Выпишите из отрывка все глаголы. Укажите начальную форму (инфинитив), наклонение, время, лицо, число. Определите класс глагола.

12. Выпишите из отрывка все причастия. Определите залог, время, род, число, падеж каждого.

Вариант 8.

1. Спишите и переведите на современный русский язык текст (Отрывок из летописи по Лаврентьевскому списку 1377 г.).

2. Выпишите из текста 5 слов с пропущенными буквами Ъ и Ь на месте слабых редуцированных. Установите, есть ли в этом отрывке написания с буквами е и о на месте редуцированных в сильной позиции.

3. Найдите в словах погыбнете (10), послушающе (13), сгонити

4. Найдите в тексте все слова с полногласными и неполногласными сочетаниями. Приведите к ним старославянские/древнерусские соответствия, восстановите праславянские формы.

5. Объясните происхождение выделенных мягких согласных в словах кнѧз ь, отьц а, послоуш ати, пороуч ити, приш ьдъшю, помоз и, Переяславл ь, хощ еть, отхож ю.

6. Найдите в тексте а) древнерусские и б) старославянские по происхождению слова с фонетическими приметами начала слова.

7. Докажите, что в словах свҍ та, ре къ выделенные буквы писец употребил правильно.

8. Выпишите из отрывка все имена существительные (в той форме, в какой они даны в тексте). Укажите начальную форму каждого, выявите тип склонения, определите род, число, падеж.

9. Выпишите из отрывка все имена прилагательные (в той форме, в какой они даны в тексте). Укажите начальную форму каждого, разряд по значению (качественное, относительное, притяжательное), определите род, число, падеж.

10. Выпишите из отрывка все местоимения. Укажите начальную форму каждого, разряд, определите род, число, падеж.

11. Выпишите из отрывка все глаголы. Укажите начальную форму (инфинитив), наклонение, время, лицо, число. Определите класс глагола.

12. Выпишите из отрывка все причастия. Определите залог, время, род, число, падеж каждого.

Вариант 9.

2. Выпишите из текста 5 слов с пропущенными буквами Ъ и Ь на месте слабых редуцированных. Установите, есть ли в этом отрывке написания с буквами е и о на месте редуцированных в сильной позиции.

3. Найдите в словах оуганивалъ (3), ωтѧлъ (13), скочилъ (14) корень слова, определите исторические чередования гласных в нем, укажите, к какому ряду исторических чередований они относятся, причину их возникновения.

4. Найдите в тексте все слова с полногласными и неполногласными сочетаниями. Приведите к ним старославянские/древнерусские соответствия, восстановите праславянские формы. Установите, древнерусским или старославянским является слово розбихъ .

5. Объясните происхождение выделенных согласных в словах отьц ьмь, на роз ҍхъ, скоч илъ, повеж е, руц ҍ, ноз ҍ, сҍс ти, труж ахъсѧ.

6. Найдите в тексте древнерусские по происхождению слова с фонетическими приметами начала слова.

7. Докажите, что в словах с коне м, у колҍ на, на бе дры выделенные буквы писец употребил правильно.

8. Выпишите из отрывка все имена существительные (в той форме, в какой они даны в тексте). Укажите начальную форму каждого, выявите тип склонения, определите род, число, падеж.

9. Выпишите из отрывка все имена прилагательные (в той форме, в какой они даны в тексте). Укажите начальную форму каждого, разряд по значению (качественное, относительное, притяжательное), определите род, число, падеж.

10. Выпишите из отрывка все местоимения. Укажите начальную форму каждого, разряд, определите род, число, падеж.

11. Выпишите из отрывка все глаголы. Укажите начальную форму (инфинитив), наклонение, время, лицо, число. Определите класс глагола.

12. Выпишите из отрывка все причастия. Определите залог, время, род, число, падеж каждого.

Вариант 10.

1. Спишите и переведите на современный русский язык текст (Отрывок из Поучения Владимира Мономаха).

2. Выпишите из текста 5 слов с пропущенными буквами Ъ и Ь на месте слабых редуцированных. Установите, есть ли в этом отрывке написания с буквами е и о на месте редуцированных в сильной позиции.

3. Найдите в словах призиралъ (11), мѧ (14), славѧще (18) корень слова, определите исторические чередования гласных в нем, укажите, к какому ряду исторических чередований они относятся, причину их возникновения.

4. Найдите в тексте все слова с неполногласными сочетаниями. Приведите к ним древнерусские соответствия, восстановите праславянские формы. Установите, можно ли слова грҍшнаго, прославляю с неполногласными сочетаниями считать старославянскими по происхождению.

5. Объясните происхождение выделенных согласных в словах держ алъ, конюс ҍхъ, вдовиц ҍ, служ ьбы, грҍш ьнаго, грамотиц ю, мож еть.

6. Найдите в тексте древнерусские по происхождению слова с фонетическими приметами начала слова, дайте им сарославянские соответствия.

7. Докажите, что в словах дҍ ла, свое мь, грҍ шнаго, звҍ ри выделенные буквы писец употребил правильно.

8. Выпишите из отрывка все имена существительные (в той форме, в какой они даны в тексте). Укажите начальную форму каждого, выявите тип склонения, определите род, число, падеж.

9. Выпишите из отрывка все имена прилагательные (в той форме, в какой они даны в тексте). Укажите начальную форму каждого, разряд по значению (качественное, относительное, притяжательное), определите род, число, падеж.

10. Выпишите из отрывка все местоимения. Укажите начальную форму каждого, разряд, определите род, число, падеж.

11. Выпишите из отрывка все глаголы. Укажите начальную форму (инфинитив), наклонение, время, лицо, число. Определите класс глагола.

12. Выпишите из отрывка все причастия. Определите залог, время, род, число, падеж каждого.

Вариант 11.

2. Выпишите из текста 5 слов с пропущенными буквами Ъ и Ь на месте слабых редуцированных. Установите, есть ли в этом отрывке написания с буквами е и о на месте редуцированных в сильной позиции.

3. Найдите в словах начало (1), посолъ (17), слышавъ (21) корень слова, определите исторические чередования гласных в нем, укажите, к какому ряду исторических чередований они относятся, причину их возникновения.

4. Найдите в тексте все слова с полногласными сочетаниями. Приведите к ним старославянские соответствия, восстановите праславянские формы. Выпишите слова, в которых сочетания ра, ла, рҍ, лҍ

5. Объясните происхождение выделенных согласных в словах отьц ю, множ еством, друж ину, слыш авъ, Половьц и, Переяславл ю, помоч ь.

6. Найдите в тексте древнерусские по происхождению слова с фонетическими приметами начала слова, дайте им старославянские соответствия.

Глҍбъ, вҍсть, крҍпко .

8. Выпишите из отрывка все имена существительные (в той форме, в какой они даны в тексте). Укажите начальную форму каждого, выявите тип склонения, определите род, число, падеж.

9. Выпишите из отрывка все имена прилагательные (в той форме, в какой они даны в тексте). Укажите начальную форму каждого, разряд по значению (качественное, относительное, притяжательное), определите род, число, падеж.

10. Выпишите из отрывка все местоимения. Укажите начальную форму каждого, разряд, определите род, число, падеж.

11. Выпишите из отрывка все глаголы. Укажите начальную форму (инфинитив), наклонение, время, лицо, число. Определите класс глагола.

12. Выпишите из отрывка все причастия. Определите залог, время, род, число, падеж каждого.

Вариант 12.

1. Спишите и переведите на современный русский язык текст (Отрывок из Ипатьевской летописи 1425г.).

2. Выпишите из текста 5 слов с пропущенными буквами Ъ и Ь на месте слабых редуцированных. Установите, есть ли в этом отрывке написания с буквами е и о на месте редуцированных в сильной позиции.

3. Найдите в словах слышати (7), именемь (11), выбиша (24) корень слова, определите исторические чередования гласных в нем, укажите, к какому ряду исторических чередований они относятся, причину их возникновения.

4. Найдите в тексте все слова с полногласными и неполногласными сочетаниями. Приведите к ним старославянские/древнерусские соответствия, восстановите праславянские формы. Выпишите слова, в которых сочетания ра, ла, рҍ, лҍ не являются признаками старославянского происхождения.

5. Объясните происхождение выделенных согласных в словах тѧж ьц ҍ, множ ьствомъ, слыш ати, ѡмрачиш а, отроц и, нощ ь, побеж еным, горож аны.

6. Выпишите из текста слова: а) старославянские; б) древнерусские; в) иноязычные по происхождению – с фонетическими приметами их происхождения.

7. Объясните отсутствие перехода є в ’о в словах телҍгъ, снҍгь, перьвыи .

8. Выпишите из отрывка все имена существительные (в той форме, в какой они даны в тексте). Укажите начальную форму каждого, выявите тип склонения, определите род, число, падеж.

9. Выпишите из отрывка все имена прилагательные (в той форме, в какой они даны в тексте). Укажите начальную форму каждого, разряд по значению (качественное, относительное, притяжательное), определите род, число, падеж.

10. Выпишите из отрывка все местоимения. Укажите начальную форму каждого, разряд, определите род, число, падеж.

11. Выпишите из отрывка все глаголы. Укажите начальную форму (инфинитив), наклонение, время, лицо, число. Определите класс глагола.

12. Выпишите из отрывка все причастия. Определите залог, время, род, число, падеж каждого.

Вариант 13.

1. Спишите и переведите на современный русский язык текст (Отрывок из Ипатьевской летописи 1425г.).

2. Выпишите из текста 5 слов с пропущенными буквами Ъ и Ь на месте слабых редуцированных. Установите, есть ли в этом отрывке написания с буквами е и о на месте редуцированных в сильной позиции.

3. Найдите в словах проклѧтыи (13), послалъ (19), поимавъ (22) корень слова, определите исторические чередования гласных в нем, укажите, к какому ряду исторических чередований они относятся, причину их возникновения.

ра в слове братъ признаком старославянского происхождения.

5. Объясните происхождение выделенных согласных в словах тиш ина, кнѧз ь, мирниц и, сыновьц ь, велиц ҍ, дщ ерь, земл ь, проклѧс ти.

6. Выпишите из текста слова: а) старославянские; б) древнерусские по происхождению – с соответствующими фонетическими приметами их происхождения.

7. Объясните, какое из двух зафиксированных в тексте написаний поеха и ҍха – можно отнести к ХI веку. Объясните, почему в слове питьё произошел переход є в ’о, а в слове место его не было.

8. Выпишите из отрывка все имена существительные (в той форме, в какой они даны в тексте). Укажите начальную форму каждого, выявите тип склонения, определите род, число, падеж.

9. Выпишите из отрывка все имена прилагательные (в той форме, в какой они даны в тексте). Укажите начальную форму каждого, разряд по значению (качественное, относительное, притяжательное), определите род, число, падеж.

10. Выпишите из отрывка все местоимения. Укажите начальную форму каждого, разряд, определите род, число, падеж.

11. Выпишите из отрывка все глаголы. Укажите начальную форму (инфинитив), наклонение, время, лицо, число. Определите класс глагола.

12. Выпишите из отрывка все причастия. Определите залог, время, род, число, падеж каждого.

Вариант 14.

1. Спишите и переведите на современный русский язык текст (Договор Олега с греками – отрывок из Ипатьевской летописи 1425г.).

2. Выпишите из текста 5 слов с пропущенными буквами Ъ и Ь на месте слабых редуцированных. Установите, есть ли в этом отрывке написания с буквами е и о на месте редуцированных в сильной позиции.

3. Найдите в словах клѧхсѧ (2), сбираю (9-10), оумремъ (23) корень слова, определите исторические чередования гласных в нем, укажите, к какому ряду исторических чередований они относятся, причину их возникновения.

4. Найдите в тексте все слова с полногласными и неполногласными сочетаниями. Приведите к ним старославянские/древнерусские соответствия, восстановите праславянские формы. Установите, являются ли сочетание ра в слове права и рҍ в слове грҍкы признаком старославянского происхождения.

5. Объясните происхождение выделенных согласных в словах иссҍч ени, помыш лѧю, кнѧз ь, оутвҍрж аю, хоч ю.

7. Объясните отсутствие перехода є в ’о, а в словах века, греки .

8. Выпишите из отрывка все имена существительные (в той форме, в какой они даны в тексте). Укажите начальную форму каждого, выявите тип склонения, определите род, число, падеж.

9. Выпишите из отрывка все имена прилагательные (в той форме, в какой они даны в тексте). Укажите начальную форму каждого, разряд по значению (качественное, относительное, притяжательное), определите род, число, падеж.

10. Выпишите из отрывка все местоимения. Укажите начальную форму каждого, разряд, определите род, число, падеж.

11. Выпишите из отрывка все глаголы. Укажите начальную форму (инфинитив), наклонение, время, лицо, число. Определите класс глагола.

12. Выпишите из отрывка все причастия. Определите залог, время, род, число, падеж каждого.

Вариант 15.

1. Спишите и переведите на современный русский язык текст (Отрывок из Ипатьевской летописи 1425г.).

2. Выпишите из текста 5 слов с пропущенными буквами Ъ и Ь на месте слабых редуцированных. Установите, есть ли в этом отрывке написания с буквами е и о на месте редуцированных в сильной позиции.

3. Найдите в словах слышавше (2), оумерлъ (2), iзоiмавъ

4. Найдите в тексте все слова с полногласными и неполногласными сочетаниями. Приведите к ним старославянские/древнерусские соответствия, восстановите праславянские формы. Установите, является ли сочетание ра в слове братъ признаком старославянского происхождения.

5. Объясните происхождение выделенных согласных в словах половьц ь, дроуж ина, приш едшии, слыш ати, мноз и, поч аша, реч и, всаж а.

6. Выпишите из текста: а) старославянские; б) древнерусские слова с фонетическими приметами начала слова.

7. Установите, в каких словах текста возможен переход є в ’о. Объясните отсутствие перехода є в ’о в слове время .

8. Выпишите из отрывка все имена существительные (в той форме, в какой они даны в тексте). Укажите начальную форму каждого, выявите тип склонения, определите род, число, падеж.

9. Выпишите из отрывка все имена прилагательные (в той форме, в какой они даны в тексте). Укажите начальную форму каждого, разряд по значению (качественное, относительное, притяжательное), определите род, число, падеж.

10. Выпишите из отрывка все местоимения. Укажите начальную форму каждого, разряд, определите род, число, падеж.

11. Выпишите из отрывка все глаголы. Укажите начальную форму (инфинитив), наклонение, время, лицо, число. Определите класс глагола.

12. Выпишите из отрывка все причастия. Определите залог, время, род, число, падеж каждого.

Вариант 16.

1. Спишите и переведите на современный русский язык текст (Отрывок из Ипатьевской летописи 1425г.).

2. Выпишите из текста 5 слов с пропущенными буквами Ъ и Ь на месте слабых редуцированных. Установите, есть ли в этом отрывке написания с буквами е и о на месте редуцированных в сильной позиции.

3. Найдите в словах послаша (3), погубити (6), возметь (6-7) корень слова, определите исторические чередования гласных в нем, укажите, к какому ряду исторических чередований они относятся, причину их возникновения.

4. Найдите в тексте все слова с полногласными сочетаниями. Приведите к ним старославянские соответствия, восстановите праславянские формы. Установите, являются ли сочетания ра, ла в словах братома и расплакасѧ признаком старославянского происхождения.

5. Объясните происхождение выделенных согласных в словах кнѧж е, слыш авъ, ѡтьц и, послоуш а, моз ҍте, Всеволож ая, хоч емъ, меж ю, блюс ти.

6. Выпишите из текста: а) старославянские; б) древнерусские слова с фонетическими приметами начала слова.

е, ҍ в словах дҍ ди, зе мли .

8. Выпишите из отрывка все имена существительные (в той форме, в какой они даны в тексте). Укажите начальную форму каждого, выявите тип склонения, определите род, число, падеж.

9. Выпишите из отрывка все имена прилагательные (в той форме, в какой они даны в тексте). Укажите начальную форму каждого, разряд по значению (качественное, относительное, притяжательное), определите род, число, падеж.

10. Выпишите из отрывка все местоимения. Укажите начальную форму каждого, разряд, определите род, число, падеж.

11. Выпишите из отрывка все глаголы. Укажите начальную форму (инфинитив), наклонение, время, лицо, число. Определите класс глагола.

12. Выпишите из отрывка все причастия. Определите залог, время, род, число, падеж каждого.

Вариант 17.

1. Спишите и переведите на современный русский язык текст (Отрывок из Ипатьевской летописи 1425г.).

2. Выпишите из текста 5 слов с пропущенными буквами Ъ и Ь на месте слабых редуцированных. Установите, есть ли в этом отрывке написания с буквами е и о на месте редуцированных в сильной позиции.

3. Найдите в словах проси (1), снѧти (11), животворѧщаго (13-14) корень слова, определите исторические чередования гласных в нем, укажите, к какому ряду исторических чередований они относятся, причину их возникновения.

4. Найдите в тексте все слова с полногласными сочетаниями. Приведите к ним старославянские соответствия, восстановите праславянские формы. Установите, являются ли сочетания ра, ла в словах брата и Мьстислава признаком старославянского происхождения.

5. Объясните происхождение выделенных согласных в словах велиц ҍ, друж ины, ч ьто, дч ери (дъчери), земл ь, вес ти (ср.: ведена).

6. Выпишите из текста: а) старославянские; б) древнерусские слова с фонетическими приметами.

7. Установите, правильно ли этимологически употреблены в тексте буквы е, ҍ в словах в Кыевҍ , ве ре мѧ .

8. Выпишите из отрывка все имена существительные (в той форме, в какой они даны в тексте). Укажите начальную форму каждого, выявите тип склонения, определите род, число, падеж.

9. Выпишите из отрывка все имена прилагательные (в той форме, в какой они даны в тексте). Укажите начальную форму каждого, разряд по значению (качественное, относительное, притяжательное), определите род, число, падеж.

10. Выпишите из отрывка все местоимения. Укажите начальную форму каждого, разряд, определите род, число, падеж.

11. Выпишите из отрывка все глаголы. Укажите начальную форму (инфинитив), наклонение, время, лицо, число. Определите класс глагола.

12. Выпишите из отрывка все причастия. Определите залог, время, род, число, падеж каждого.

Вариант 18.

1. Спишите и переведите на современный русский язык текст (Отрывок из Ипатьевской летописи 1425г.).

2. Выпишите из текста 5 слов с пропущенными буквами Ъ и Ь на месте слабых редуцированных. Установите, есть ли в этом отрывке написания с буквами е и о на месте редуцированных в сильной позиции.

3. Найдите в словах зачало (1), сҍде (7), оузьрҍшасѧ (21) корень слова, определите исторические чередования гласных в нем, укажите, к какому ряду исторических чередований они относятся, причину их возникновения.

4. Найдите в тексте все слова с полногласными сочетаниями. Приведите к ним старославянские соответствия, восстановите праславянские формы. Установите, является ли сочетание ла в слове Ярославу признаком старославянского происхождения.

5. Объясните происхождение выделенных согласных в словах кнѧж енья, Половьц и, слыш авъ, зач ало, крьщ еньи, Переславл ь, сҍс ти (ср.: сҍдѧщю).

6. Почему в словах Кыевъ, полкы, Половҍцькыми писец написал после к букву ы , а в слове Киевҍ и гы, кы, хы появляются сочетания ги, ки, хи ?

7. Объясните причины отсутствия перехода є в ’о в словах дед, сел .

8. Выпишите из отрывка все имена существительные (в той форме, в какой они даны в тексте). Укажите начальную форму каждого, выявите тип склонения, определите род, число, падеж.

9. Выпишите из отрывка все имена прилагательные (в той форме, в какой они даны в тексте). Укажите начальную форму каждого, разряд по значению (качественное, относительное, притяжательное), определите род, число, падеж.

10. Выпишите из отрывка все местоимения. Укажите начальную форму каждого, разряд, определите род, число, падеж.

11. Выпишите из отрывка все глаголы. Укажите начальную форму (инфинитив), наклонение, время, лицо, число. Определите класс глагола.

12. Выпишите из отрывка все причастия. Определите залог, время, род, число, падеж каждого.

Вариант 19.

1. Спишите и переведите на современный русский язык текст (Отрывок из Ипатьевской летописи 1425г.).

2. Выпишите из текста 5 слов с пропущенными буквами Ъ и Ь на месте слабых редуцированных. Установите, есть ли в этом отрывке написания с буквами е и о на месте редуцированных в сильной позиции.

3. Найдите в словах созвавшоу (2), пришедшоу (13), оумертъ (20) корень слова, определите исторические чередования гласных в нем, укажите, к какому ряду исторических чередований они относятся, причину их возникновения.

4. Найдите в тексте все слова с полногласными и неполногласными сочетаниями. Приведите к ним старославянские/древнерусские соответствия, восстановите праславянские формы. Установите, являются ли сочетания ла и лҍ в словах Владиславъ и оустрҍмисѧ признаками старославянского происхождения корней слов.

5. Объясните происхождение выделенных согласных в словах реч е, Бож иею, велиц ҍ, Богородиц и, приш едшоу, побҍж е, хоч ете, реч е, събл юде, погнес ти (ср.: погнетши).

6. Почему в словах Кыевҍ, соцкыи, тысѧцкымъ, оугорьскыхъ писец написал после к букву ы , а не и ? С какого времени в исконно русских словах на месте сочетаний гы, кы, хы появляются сочетания ги, ки, хи ?

7. Установите, правильно ли этимологически употреблены в тексте буквы е, ҍ в словах невҍ рнии, к не моу .

8. Выпишите из отрывка все имена существительные (в той форме, в какой они даны в тексте). Укажите начальную форму каждого, выявите тип склонения, определите род, число, падеж.

9. Выпишите из отрывка все имена прилагательные (в той форме, в какой они даны в тексте). Укажите начальную форму каждого, разряд по значению (качественное, относительное, притяжательное), определите род, число, падеж.

10. Выпишите из отрывка все местоимения. Укажите начальную форму каждого, разряд, определите род, число, падеж.

11. Выпишите из отрывка все глаголы. Укажите начальную форму (инфинитив), наклонение, время, лицо, число. Определите класс глагола.

12. Выпишите из отрывка все причастия. Определите залог, время, род, число, падеж каждого.

Вариант 20.

1. Спишите и переведите на современный русский язык текст (Отрывок из Ипатьевской летописи 1425г.).

2. Выпишите из текста 5 слов с пропущенными буквами Ъ и Ь на месте слабых редуцированных. Установите, есть ли в этом отрывке написания с буквами е и о на месте редуцированных в сильной позиции.

3. Найдите в словах вземь (2), сложивъ (3), посла (6) корень слова, определите исторические чередования гласных в нем, укажите, к какому ряду исторических чередований они относятся, причину их возникновения.

4. Найдите в тексте все слова с полногласными и неполногласными сочетаниями. Приведите к ним старославянские/древнерусские соответствия, восстановите праславянские формы. Установите, является ли сочетание ра в слове братъ признаком старославянского происхождения слова.

5. Объясните происхождение выделенных согласных в словах кнз ъ, слож ивъ, вҍньц ь, множ ьство, помоч ью, вҍс ть (ср.: вҍдҍти).

6. Почему в слове боярьскии писец написал после к букву и ? Как это слово могло быть записано в XI веке? С какого времени в исконно русских словах на месте сочетаний гы, кы, хы появляются сочетания ги, ки, хи ?

7. Докажите, что в словах чь стью, къ де, цҍ ла, вҍ нь ць, зе мля буквы е, ь, ъ, ҍ употреблены правильно.

8. Выпишите из отрывка все имена существительные (в той форме, в какой они даны в тексте). Укажите начальную форму каждого, выявите тип склонения, определите род, число, падеж.

9. Выпишите из отрывка все имена прилагательные (в той форме, в какой они даны в тексте). Укажите начальную форму каждого, разряд по значению (качественное, относительное, притяжательное), определите род, число, падеж.

10. Выпишите из отрывка все местоимения. Укажите начальную форму каждого, разряд, определите род, число, падеж.

11. Выпишите из отрывка все глаголы. Укажите начальную форму (инфинитив), наклонение, время, лицо, число. Определите класс глагола.

12. Выпишите из отрывка все причастия. Определите залог, время, род, число, падеж каждого.

Вариант 21.

1. Спишите и переведите на современный русский язык текст (Послесловие к Остромирову Евангелию).

2. Выпишите из текста все слова Выпишите из текста все слова а) с редуцированными Ъ и Ь, напряженными редуцированными Ы, И в сильной позиции; б) с редуцированными Ъ и Ь в слабой позиции.

3. Найдите в словах зазьрети (30), слава (1), память (33) корень слова, определите исторические чередования гласных в нем, укажите, к какому ряду исторических чередований они относятся, причину их возникновения.

4. Найдите в тексте все слова с полногласными и неполногласными сочетаниями. Приведите к ним старославянские и древнерусские соответствия, восстановите праславянские формы.

5. Объясните происхождение выделенных согласных в словах Объясните происхождение выделенных согласных в словах Бж ию (5), нареч еноу (5), кънѧз оу (9), сътѧж авшумоу (15-16), д҃ш ам (17), прао҃ц ь (20), кр҃щ ении (6).

6. Найдите в тексте древнерусские слова с фонетическими приметами начала слова. Выпишите из текста слова неславянского происхождения, укажите их фонетические приметы.

7. Выпишите из текста слова, в которых произойдет переход є в ’о.

8. Выпишите из отрывка все имена существительные (в той форме, в какой они даны в тексте). Укажите начальную форму каждого, выявите тип склонения, определите род, число, падеж.

9. Выпишите из отрывка все имена прилагательные (в той форме, в какой они даны в тексте). Укажите начальную форму каждого, разряд по значению (качественное, относительное, притяжательное), определите род, число, падеж.

10. Выпишите из отрывка все местоимения. Укажите начальную форму каждого, разряд, определите род, число, падеж.

11. Выпишите из отрывка все глаголы. Укажите начальную форму (инфинитив), наклонение, время, лицо, число. Определите класс глагола.

12. Выпишите из отрывка все причастия. Определите залог, время, род, число, падеж каждого.

Вариант 22.

1. Спишите и переведите на современный русский язык текст (Грамота великого князя Мстислава Владимировича и его сына Всеволода (около 1130 г.).

2. Выпишите из текста все слова а) с редуцированными Ъ и Ь, напряженными редуцированными Ы, И в сильной позиции; б) с редуцированными Ъ и Ь в слабой позиции.

3. Найдите в словах бити (17), ωтимаеть (8), почьнеть (6) корень слова, определите исторические чередования гласных в нем, укажите, к какому ряду исторических чередований они относятся, причину их возникновения.

4. Найдите в тексте все слова с полногласными сочетаниями. Приведите к ним старославянские соответствия, восстановите праславянские формы. Выпишите из текста слова, в которых сочетания ра, ла, рҍ, лҍ не являются признаком старославянского происхождения слов.

5. Объясните происхождение выделенных согласных в словах кнѧж ение (2), поч ьнеть (6), Б҃ц а 79), дълж ни (11), приш ьствия (20), продаж ами (5), княз ь (5).

6. Найдите в тексте древнерусские слова с фонетическими приметами начала слова. Выпишите из текста слова неславянского происхождения, укажите их фонетические приметы. Подберите старославянские соответствия к словам дьржа, дължнии, съмьрти .

7. Докажите, что писец правильно употребил буквы ѣ (ять) иє (есть) в словах землю (2), по моемъ(5), почьнеть(6), на ωбѣдѣ (18).

8. Выпишите из отрывка все имена существительные (в той форме, в какой они даны в тексте). Укажите начальную форму каждого, выявите тип склонения, определите род, число, падеж.

9. Выпишите из отрывка все имена прилагательные (в той форме, в какой они даны в тексте). Укажите начальную форму каждого, разряд по значению (качественное, относительное, притяжательное), определите род, число, падеж.