Забытые истории «Артека. Легенды и истории артека

В знаменитом детском лагере обитают не только дети и вожатые

Кто же из советских людей не знал об «Артеке», кто из детей не мечтал туда поехать! Райское местечко неподалеку от крымского Гурзуфа, на берегу теплого ласкового моря... Но наряду со славой всесоюзной детской здравницы у «Артека» была и другая слава - не столь распространенная. Жутковатые легенды и мистические истории об «Артеке» пересказывали друг другу шепотом, с оглядкой.

Санаторий для туберкулезников

16 июня 1925 года здесь открылся детский санаторий - для ребятишек, больных туберкулезом. Инициатором такого лагеря-санатория на южном берегу Крыма стал Зиновий Петрович Соловьев , занимавший в то время пост председателя Общества Красного Креста. «Артеком» лагерь назвали по имени расположенного поблизости горного ущелья.

Справка : Однозначного перевода слова «артек» на русский язык не существует. Наиболее распространенные варианты: «медведь», «буйвол», «перепелка», «хлеб».

Ослабленные советские дети постепенно становились более здоровыми, количество туберкулезников уменьшалось. И решено было превратить «Артек» в элитный лагерь - для самых лучших. Туда направляли школьников, особо отличившихся в учебе или совершивших какой-нибудь выдающийся поступок, или юных изобретателей... Туда нередко приезжали и дети из других стран.

Враги народа в «Артеке»

Зловещий 1937-й год не обошел стороной и детскую здравницу. После проверки сотрудники НКВД передали в правительство докладную записку, в которой описывались страшные вещи. «Враги народа», оказывается, засели и в подсобном хозяйстве «Артека»: коровы больны бруцеллезом, в пищу детям подбрасывают гвозди и осколки, хлеб «начинен» спичками.

Также сообщалось, что была выявлена попытка поджечь корпус, в котором отдыхали дети из Испании. Рабочие отравлены, работа радиоузла сорвана, вожатые избивают и насилуют пионеров. Детей холодными ночами заставляют ходить в походы на Аю-Даг, в результате чего пионеры простужаются и часто болеют.


На основании этих и других бредовых обвинений были возбуждены уголовные дела, были уволены и отданы под суд десятки сотрудников лагеря. Если бы не Полина Жемчужин а - супруга Молотова , которая поняла беспочвенность страшных обвинений и настояла, чтобы ее муж разобрался во всем, - последовали бы аресты и ссылки невиновных людей.

Безголовые скелеты

В окрестностях пионерского лагеря "Артек". Рафаил Мазелев / Фотохроника ТАСС

Местные жители рассказывали, что в 1966 году на территории «Артека» нашли жуткое захоронение: шесть скелетов взрослых людей, но без голов и без кистей рук.

Когда начали исследовать погребение более внимательно, выяснилось, что отделенные от тел руки и головы были спрятаны в отдельном ящике, а он покоился чуть глубже на том же месте, под слоем песка. А еще глубже, под новым слоем песка, обнаружилась и вовсе жуткая находка - останки грудного ребенка. Загадка этой странной могилы так и не была разгадана.

Дети-призраки

Уже в наше время «Артек» продолжает будоражить своими страшными загадками воображение впечатлительных людей.

Так, несколько лет подряд «старая» смена рассказывала «новой» про страшный случай с двумя девушками, устроившимися поработать в лагере медсестрами. Они поселились в маленьком домике, вдвоем в одной комнате. И все было бы хорошо, если бы не таинственные происшествия. Каждую ночь девушки слышали странные звуки, кто-то сбрасывал книги и вещи с их тумбочек, в коридоре явственно слышались шаги и лилась вода, а еще кто-то пытался войти в их спальню, упорно дергая запертую дверь. Сама же дверь часто оказывалась наутро открытой, хотя девушки каждый вечер тщательно запирались.

Празднование 40-летия пионерского лагеря "Артек". 1965 год. Меснянкин Ю./Фотохроника ТАСС

Пока медсестры ночевали вдвоем, было еще не так страшно. Но как-то ночью одна из них ушла в поход с детьми. Ее подруга же, уснув вечером в одиночестве, увидела жуткий сон: в спальню один за другим входили дети разных возрастов. Печальные, они выстроились вокруг ее кровати и стали тянуть к ней руки, будто о чем-то умоляя.

Перепуганная девушка рассказала об увиденном сне сотруднице лагеря, и та ей ответила: именно в том корпусе когда-то жили, а часто и умирали самые «тяжелые» маленькие туберкулезники.

Графиня-привидение


Общеизвестно, что подростки просто обожают страшные истории. И попадающие в «Артек» дети - не исключение. Интереснее любых развлечений для них - забраться вечером под одеяло и послушать очередную «страшилку». Что ж, на «страшилки» «Артек» щедр. Вожатые лагеря и сегодня любят рассказывать своим подопечным историю о призрачной графине.

Французская авантюристка, графиня Жанна де Ламотт , украла дорогое колье с бриллиантами у королевы Марии-Антуанетты . Ее поймали и заключили в крепость. Но скоро графине удалось сбежать - по слухам, она направилась в Крым.

Однажды, катаясь на лошади, графиня упала и сильно расшиблась - было понятно, что ей не жить. К тому времени она успела спрятать свои драгоценности. Умирающая графиня приказала слугам ни в коем случае не снимать с нее одежду после смерти. Но те ослушались свою госпожу - и обнаружили на ее плече клеймо в виде лилии, которым отмечали государственных преступников во Франции.

Говорят, именно Жанна де Ламотт стала прототипом знаменитой Миледи из романа Дюма «Три мушкетера». И вот теперь, после столетий загробных скитаний, дух Жанны по-прежнему не находит себе покоя. Он бродит ночами по корпусам лагеря и пугает тех, кто не хочет вовремя ложиться спать. Так заканчивают романтическую историю вожатые - видимо, в воспитательных целях.

Другие страшилки


Одним, без взрослых, в лес вокруг «Артека» ходить опасно. Там бродит зловещий призрак маньяка, которого когда-то повесили именно здесь. Иногда из лагеря пропадают дети - их якобы отлавливает и убивает злобный призрак.

Дети здесь рассказывают и другие страшные истории - такие же, как и в других лагерях, санаториях и пансионатах. Про черную руку, красную маску и гроб на колесиках.

А история о пропавшей вожатой однажды действительно наделала шуму и в «Артеке», и во всем Крыму. Это было в 1967 году. Ребята вместе с вожатыми купались в море. Потом все вышли на берег, кроме одной вожатой - Алены . Искали, кричали, ныряли... Нет Алены. Вызвали спасателей, милицию - так и не нашли. Решили, что девушка далеко заплыла и утонула.

Прошел месяц, приехала новая смена ребят. И тут появилась Алена! Она снова работала вожатой. Только теперь на ее пальце красовалось обручальное кольцо. Потом выяснилось, что в тот роковой день ее попросту украли - родственники жениха. Вот так, среди бела дня. Девушкам, работающим в лагере, еще долго потом было не по себе - как же сохранять спокойствие, если в любой день тебя могут украсть из лучшего пионерского лагеря страны!

Юрий Гагарин в «Артеке»

Медик по профессии, председатель Центрального комитета Российского Общества Красного Креста Зиновий Петрович Соловьев был большим любителем Крыма. Задумав создать лагерь-санаторий, «лечебный лагерь», «где врачи имели бы дело не только с отдельным ребенком, а с организованным детским коллективом», он изъездил почти все крымское побережье в поисках подходящего места: побывал в Коктебеле, под Феодосией, в Судаке, но не нашел ничего подходящего. Но однажды, отдыхая в Гурзуфском отделении Крымской военно-курортной станции (ныне санаторий «Гурзуфский»), Зиновий Петрович гулял в урочище Артек, который удовлетворил его во всех отношениях: площадка давала надежду, что лагерь «развернется в настоящую пионерию».

1975 год. Конверт к 50-летию лагеря.

Открыть санаторный лагерь Соловьев поручил своему коллеге – Федору Федоровичу Шишмареву, имевшему опыт руководства в детском санатории в Ай-Даниле. Великолепный детский врач и талантливый организатор, Федор Федорович сыграл значительную роль в жизни «Артека», отдав советской детской здравнице 8 лет своей жизни. Под его чутким руководством лагерь открылся 16 июня 1925 года. Расположенный в уютной и живописной бухте, под сенью горы Аю-Даг, «Артек» тут же наполнился гомоном детских голосов и звуками горна, а над зелеными кущами взвился ввысь красный флаг – время начало свой отсчет…

1970-е годы

На протяжении десятилетий «Артек» был настоящей мечтой для ребят из 15 союзных республик, зарубежных школьников из стран демократического лагеря, дружественных стран Африки, Америки и Азии. Ребята отдыхали круглый год, для этого здесь были созданы все условия: веселые морские купания, познавательно-оздоровительные прогулки по горам и окрестностям в летнее время, в другие сезоны – творчество в многочисленных кружках, занятия в спортивных секциях, изучение и пополнение коллекций в организованных один за другим музеях – «Космос», которому космонавты России, в том числе и сам Юрий Гагарин, подарили множество невероятных «космических» экспонатов; Краеведческом музее с редкими коллекциями минералов и местной флоры; Музее военно-морского флота с подарками моряков: боевым оружием с кораблей Черноморского флота времен Второй мировой войны...

Вид на лагерный пляж

Бурная пионерская жизнь, наполненная событиями, спортивными соревнованиями, поездками и веселыми морскими купаниями продлилась вплоть до развала СССР. В 90-е годы, трудные для страны, и за время пребывания в составе Украины «Артек» чуть не пришел в полный упадок. Сейчас прославленный детский международный лагерь активно восстанавливается: Правительство России разработало Программу развития легендарной детской здравницы на 2015 – 2020 годы, выделив на ее реновацию 11 млрд рублей.

На сегодняшний день функционируют 9 из 10 лагерей «Артека», очищены и приведены в порядок пляжи, протянувшиеся на 7 км вдоль береговой линии. На территории лагеря работают: общеобразовательная школа, 45 студий детского творчества, 9 спортплощадок, корты, 3 открытых бассейна с горками, дворец спорта с 2 крытыми бассейнами, гимнастическим, теннисным и тренажерным залами, центральный стадион на 7 тыс. мест, оборудованный по международным стандартам. С 2016 года в «Артеке» начали действовать современные скалодром и веревочный парк, а также новый лагерь, «Алмазный». К 2020 году к 10 существующим лагерям добавится еще один – «Солнечный», в котором начнет работать новая, безупречно обустроенная современная школа. Также к услугам артековцев две туристические базы, расположенные в горах: «Дубрава» (1100 м над уровнем моря) и «Криничка» (700 м над уровнем моря) принимают до 40 детей в один заезд.

Современный «Артек» после реставрации

Со времени восстановления прославленной детской здравницы, с 2014 года, в «Артеке» уже отдохнули 68 тыс. детей из всех регионов России и разных стран мира. К 2020 году планируется заезд до 6,5 тыс. детей в смену зимой и 10 тыс. – летом.

С историей всемирно известной детской здравницы можно ознакомиться в Музее «Артека», где экспонатами являются уникальные фотографии и документы, макет первого палаточного городка и модель легендарного детского лагеря, строительство которого длилось более 20 лет.

Будете в Крыму, обязательно побывайте в окрестностях Аю-Дага – оттуда открывается потрясающий вид на бухту и море, которое в летний сезон невероятно яркого синего цвета, побродите по каменистым заповедным тропам, вдохните чистый горный воздух, и вы вновь услышите звонкие звуки горна и гомон детских голосов – зов детского лагеря-легенды, «Артека»…

Евгений Белоусов
из книги
"Легенды "Артека"

ПОЧЕМУ ТРОПИНКИ
ЗМЕЙКОЙ ВЬЮТСЯ

Приехали первые пионеры в лагерь. Шёл как раз 1925 год. С вожатым познакомились. По сторонам огляделись.

Как здорово! - говорят.

И пошли посмотреть, что да где в "Артеке". С пригорка на пригорок взбираются. Как рощу маслиновую минули, завертели головами:

Ой, смотрите! Здесь дубы да сосны!

Ой, смотрите! Здесь . - Пойдём на лужайку?

Не успели парком налюбоваться, как с пригорка зовет их товарищ:

Идите ко мне! Отсюда море хорошо видно! Подбегают ребята:

Глядите! Волны точно барашки!

Потом налево повернули. И все диву даются: - Вон белка-непоседа с ветки на ветку скачет. - Вон дятел-барабанщик нам головой кивает. Затем вправо пошли и даже плечами пожимают: - Какие деревья невиданные!

Какие цветы дивные!

И так пионеры друг за дружкой змейкой ходят. А прямо идти никак не получается.

Тут вожатый в сторону Медведь-горы показывает и говорит:

Пойдём туда? Соберём гербарий растений?

Камни все разные да блестящие.

Соберём коллекцию минералов? - вожатый спрашивает.

Соберём, - отвечают пионеры.

Так до самого подножья Аю-Дага и добрались. А как домой возвращаться стали, засмеялись:

Как сюда шли, так никакой тропинки не было.

А теперь есть.

И сама, точно змейка, вьётся.

А давайте, ребята, по ней назад идти да никуда не сворачивать.

Друг за дружкой встали и пошли с песней. Так, говорят, появилась первая артековская тропинка.

Потом и другая, и третья появилась. Уж больно красот в "Артеке" много. И что ни изгиб у тропинки, то что-нибудь особое.

Хотели как-то взрослые дорожки подровнять. Да ничего у них не получилось. Ведь столько чудес на земле артековской. И что ни поворот - то новое открытие.

О ДОКТОРЕ
И ПЕРВОЙ АРТЕКОВСКОЙ ПЕСНЕ

Было это в далеком 1925 году. В лагерь только-только заехали первые пионеры. У подножья Аю-Дага жила-была артековская Песня. Только до поры до времени никто об этом не знал. Песня тихо бродила кипарисовыми аллеями. Гладила ласково склоны прибрежные. В тихую ночь шелестела вместе с галькой блестящей. И всё норовила с пионерами подружиться. Знала, что сведёт её с ними судьба на годы долгие. Знала ещё, что первым споёт её самый главный артековец.

Был у Песни друг неразлучный - звонкий Припев. Куда она - туда и он.

Говорил печально Припев:

Жаль. Но ещё не пришло время нам с артековцами дружбу водить!

Ворковала чуть слышно Песня:

Как грустно, что не знакомы мы с этим человеком. Его сердце доброе сделает нас счастливыми.

Тут из Москвы спрашивает письмом у взрослых основатель "Артека" доктор Соловьев: - Как живется пионерам?

Те отвечают:

Палатки крепкие - брезентовые. - Кормим ребят досыта.

Клуб-библиотеку и кабинет врачебный открыл а всего и не перечислишь. Что ещё пионерам дл отдыха нужно?

Радуется Песня от слов хороших. В ветках кипариса резвится да флаг на мачте развевает. Шепчет что-то тихо-тихо и ждет, что еще взрослые скажут.

А те отвечают честно:

Вроде, всего вдоволь. А вот чего-то не хватает.

Может быть, каждую неделю вечера художественной самодеятельности проводить?

Песня мимо мальчишек пролетела. Те возьми и скажи: - А можно мы сцену построим? Сами с работой управимся. Перед отъездом петь там будем да стихи читать. - Хорошо придумали, - сказал доктор Соловьев.

Хорошо мы подсказали, - улыбнулись Песня с Припевом.

Так первая смена прошла.

Однажды на зорьке играли Песня с Припевом на линейке артековской. Смотрят - ребята с постелей поднимаются да из палаток выходят.

Говорит Песня другу своему с укором: - Это ты пионеров разбудил.

Тот не поймёт в чём дело. Неужели громко распевал?

Притихли друзья да прислушались. Оказалось, они вовсе и не виноваты. Просто артековцы второй смены - ребята деревенские. К распорядку лагерному пока не привыкли. Вот и поднялись по привычке с зарёй утренней. Что называется, с первыми петухами.

А как ещё немного времени прошло - приехал в "Артек" Зиновий Петрович. Песня с Припевом, понятное дело, за ним неотступно.

Смотри, он ручку и бумагу взял, - говорит Песня.

Смотри, он что-то пишет и тихо напевает, - сказал Припев.

Прошло несколько дней. А доктор Соловьев о6 отдыхе и не думает. То на костре с ребятами. То крабов и морских коньков с девчонками собирает. То беседу медицинскую проводит.

И вот однажды случилось то, чего так долго ждали Песня с Припевом.

Как здорово! - обрадовалась Песня. - Зиновий Петрович меня поёт.

Лагерь наш устроил РОКК (Российское Общество Красного Креста),
Комсомол ему помог.
Наш "Артем", наш "Артек",
Не забытъ тебя вовек.

Пионеры не зевали,
Комсомолу помогали.
Наш "Артем", наш "Артем",
Не забытъ тебя вовек.

Зиновия Петровича окружили ребята. Они стали подпевать:

Стал наш лагерь, как картинка,
Он - рабочая новинка.
Наш "Артек", наш "Артем",
Не забъьтъ тебя вовек.

Скоро весь лагерь пел и смеялся:

Мы здоровья наберём,
И с собою увезём.
Наш "Артек", наш "Артек",
Не забыть тебя вовек.

Песня летела над Артеком. Она расправила свои крылья. Сияли радостью ребячьи глаза. А как же иначе! Ведь родилась Первая артековская Песня!

Ура! - кричал в восторге Припев. Он хлопал в ладоши и наставлял удивленных девчонок и мальчишек:

Меня громче пойте! Меня!

Те заливисто смеялись и подхватывали Припев. А тот гордо говорил:

Слушайте все! Меня нужно петь очень красиво! Понятно? Я никогда не повторяю два раза!

Хохотал и повторял вместе со счастливыми ребятами и с вожатыми снова: три, потом четыре, потом пять и шесть раз:

Мы на солнце загорели,
Словно негры почернели.
Наш "Артек", наш "Артек",
Не забыть тебя вовек.

Вместе с нами будет рад
Папа, мама и отряд.
Наш "Артек", наш "Артек",
Не забыть тебя вовек.

Песня ликовала. И настала жизнь в "Артеке" совсем весёлая. Первая Песня стала сигналом для всех, кто влюблён в "Артек". Пройдет немного времени, и у неё появится много друзей. Это будут новые артековские песни.

Их будут сочинять ребята и вожатые, профессиональные поэты и композиторы, врачи и инженеры. Их будут сочинять все, чье сердце не может не петь при слове "Артек".

Проходят годы. Но слова своих друзей-песен артековцы не забывают. Даже когда за плечами целая жизнь.

Почему? - спросите вы.

Потому что живут они в душе всегда. И поют эти песни - сердцем!

ДУБ-ПОЧТАЛЬОН

Жил-был на свете кряжистый дуб. Рос он на самой вершине Медведь-горы. Ветви раскидистые прохладу путникам дарили. Дупла-окошки во все стороны света смотрели. Но главное - Дуб умел сближать людей.

С чего это началось?

Однажды летом 1925 года пришли в гости к Дубу артековцы. Дорогу указал местный проводник Осман Казак. Посидели ребята, отдохнули да песни попели. Про жизнь артековскую хорошую поговорили. А ещё сказали:

А давайте про себя да про "Артек" письма напишем. - Ещё и адреса свои укажем.

Письма в дупле у меня оставляйте. Я их новым артековцам передам.

А артековцы, как известно, такой народ, что если решили, то выполнят обязательно.

Так вот. В лагерь ребята вернулись да за ручки взялись. Про что хотели написать, написали. Письма в конверты самодельные заклеили да к Дубу снесли.

Тот говорит:

Езжайте домой спокойно. Все как есть передам. Да ещё в придачу про вас чего хорошего расскажу. Ребята Дубу лапы-ветви пожали да на том и распрощались.

Такое вот начало было в истории Дуба-почтальона.

Потом полетели одна имена за другой. Старый год сменялся новым. И стал на десятки лет Дуб лучшим другом артековцев.

Ему доверяли свои тайны.

Под его ветвями, говорят, вожатые свидания назначали.

Говорят ещё, что письма, из его дупла оказывались за тысячи километров от "Артека". Письма эти сдружили ребят из Киева и Воронежа, Харькова и Минска, Москвы и Кишинева.

Для посланий из Дуба-почтальона не было границ. Вперемешку лежали там адреса артековцев Болгарии и Финляндии, Советского Союза и Вьетнама, Польши и Египта, Кубы и Венгрии.

Да и как иначе? Разве у дружбы есть границы?

Так ведь Должно быть всегда. Правда?

Вот только конец у истории грустный. Пришёл как-то на вершину человек нехороший. Спичкой чиркнул - загорелись письма. Случилось это 15 августа 1971 года.

Так не стало у артековцев друга-почтальона. Но дружба слабее от этого не стала.

Не верите?

Тогда посчитайте, сколько адресов друзей каждую смену увозят артековцы.

Так-то вот!

КАК ВОЗНИК "ХРУСТАЛЬНЫЙ"

Когда-то в давние времена было царство Хрустальное. И правил там юный царь - Хрусталик Великий. Он любил красоту. Любил своих подданных. И самые красивые здания приказывал строить из прозрач-ного и блестящего материала - хрусталя.

Но однажды из соседнего государства на-пал на царство Хрустальное злой хан Рубинтий I.

Пусть будет тьма! - кричал он в гневе. - Разрушайте эти безобразные хрустальные домишки! Возводите кругом рубиновые своды!

Зачахли цветы. Уняли деревья.

Заплакали благородные жители Хрустального: - На нашей прекрасной земле исчезло солнце.

Всюду красным-красно от рубиновых куполов.

И тогда царь Хрусталик Великий вместе со своим народом спрятался в подземелье. А там был тайный ход, что выходил к далекой высокой горе. Сказал юный царь:

Нам предстоит освободить царство от неприятеля. Непростое это дело. Не один день тяжкий уготовила нам судьба. Но если справимся со всеми испытаниями - будем самыми счастливыми из всех счастливых.

С этими словами двинулись они в путь. Непростым было путешествие по подземным лабиринтам. Однажды разведчики доложили:

Вдали лежит громадный светящийся камень.

Подойдя к нему, люди прочитали на камне надпись: "Тот, кто найдет этот камень, будет обладать волшебной силой. Но сначала он должен построить из камня дворец".

Мы построим! - воскликнули жители царства Хрустального.

Вышли из подземного хода да огляделись: - Неприятеля не видно.

Войско Рубинтия I в двух днях ходьбы отсюда. Стали прикидывать, где сподручней дворец возводить. Внизу - море. До горы, что на Медведя похожа, рукой подать. А на склоне - поляна чудесная.

Тут и начнём, - решил Хрусталик.

Тридцать три дня спин не разгибали. Тридцать три ночи потом соленым обливались. А когда, наконец, уложили последний камень, свершилось чудо.

Смотрите! Засиял наш дворец! - воскликнули люди. Вдруг раздался страшный грохот. Солнечные лучи засветились ярче. Догадался юный царь: -

Это лопнули рубиновые своды. Это злой захватчик бежит из земли нашей.

Так сила волшебного камня спасла целую страну. А дворец этот и по сей день стоит в царстве под названием "Артек". И называется дворец - "Хрустальный".

90 лет назад в Крыму открылся детский лагерь "Артек"

16 июня детскому лагерю "Артек" в Крыму исполнилось 90 лет.. Таинственная Белая Дама "Артека" - о ней слышал чуть ли не каждый отдыхающий. Кем она была и какую тайну хранила?

Миледи из "Чертова домика"

Как известно, в каждом уважающем себя пионерлагере должна быть своя Белая Дама - привидение женщины в белом, которое бродит по ночным аллеям и хватает нарушителей режима. А в главном лагере СССР – "Артеке" – эта дама уж точно должна быть какая-нибудь особенная.

Так вот, Белой Дамой "Артека" еще с тех времен, когда никакой "Республики детства" на этом месте не было и в помине, работает призрак Миледи. Да-да, той самой леди Винтер из "Трех Мушкетеров" Дюма. Вернее не совсем той самой, а одной из нескольких реально существовавших женщин, из которых классик приключенческой литературы "слепил" данного отрицательного персонажа. Официально во всех энциклопедиях в качестве прототипа миледи указывается Люси Хэй, графиня Карлайл – брошенная любовница Бэкингема, с горя ставшая агентом Ришелье. Только никаких афер с алмазными подвесками эта приятная во всех отношениях дама не проворачивала. Просто Дюма, в свойственной ему манере смешения эпох, описал совсем другой эпизод из французской истории – знаменитую affaire du collier, историю с пропажей ожерелья Марии-Антуанетты.

Жанна Де Ламотт

Дальнейшая история обнаруживается как минимум в трех версиях за пару кликов в поисковике. И вы узнаете о том, как некая Жанна де Люз де Сен-Реми де Валуа втерлась в парижский высший свет, как поразила всех своей красотой и выскочила замуж за графа де Ламотт, как стала любовницей кардинала де Рогана и подругой Марии-Антуанетты. В роли "алмазных подвесок" - ожерелье с бриллиантами, заказанное еще Людовиком XV для графини Дюбарри, ценой в 1 миллион 600 тысяч ливров (стоила эта безделушка как небольшой французский городок). Король умер, у его бывшей фаворитки все отобрали, и ожерелье повисло мертвым грузом на балансе ювелирной мастерской Бемера и Бассанджа. Но тут появилась Жанна де Ламотт, которая, при помощи небезызвестного Калиостро, задумала и провернула блестящую аферу. Она уговорила своего любовника-кардинала купить ожерелье, якобы от имени королевы и подделала ее подписи на долговых расписках, а саму драгоценность попросту украла. Скандал вышел грандиозный, позднее Мирабо назвал эту историю "прологом к Великой революции", Дюма написал о ней отдельный роман, а в 2001 году Голливуд снял фильм с Хиллари Суонк в главной роли.

Жанну Де Ламотт судили и приговорили к лишению дворянства, клеймению и пожизненному заключению в тюрьме для проституток. Оттуда она бежала в Англию, успешно шантажировала Марию-Антуанетту своими мемуарами и, наконец, то ли покончила жизнь самоубийством, то ли была убита, то ли инсценировала собственную смерть.

Дальнейшие события вот уже 200 лет с удовольствием пересказывают всем желающим крымские краеведы и вожатые "Артека". Нет, не умерла, бежала в Россию, там 12 лет прожила в Петербурге под именем графини де Гоше, потом французский посол случайно ее опознал и потребовал выдачи, а Александр I сослал в Крым. Там она поселилась у подножья Аю-Даг, стала "боссом" местных контрабандистов и обращала в христианство крымских татар, а заодно, на правах ученицы Калиостро, занималась колдовством, из-за чего к ее жилищу навсегда прилипло прозвище "Чертов домик". Долго среди татар еще ходила легенда о старухе-проповеднице, приезжавшей к ним верхом, в черном плаще с двумя пистолетами за поясом, говорившей с ними о Христе с явным французским акцентом. Вся крымская эпопея де Ламотт заняла менее двух лет: в 1824 ее выслали, а в 1826 она уже умерла, и как только все успела? Завещала она похоронить себя в той же одежде, в которой встретит смерть. Но ее старая служанка-армянка ничего не поняла и через сутки после смерти решила все же обмыть свою госпожу, начала раздевать тело и обнаружила на плече клеймо парижского палача - "так все и выяснилось".

"Чертов домик" до сих пор стоит в самом центре лагеря "Морской", в нем с тех пор еще много кто успел пожить, включая основателя "Артека" Зиновия Соловьева. В 1983 году Николай Самвелян опубликовал книгу "Семь ошибок, включая ошибку автора", в которой окончательно доказал, что умершая в Крыму таинственная графиня де Гоше и была Жанной де Ламотт. Страшные истории о "крымской миледи" пионеры рассказывают друг другу каждую смену, поток желающих найти знаменитое ожерелье не иссяк до сих пор - в общем легенда живет и процветает. Были даже проекты по превращению "Чертова домика" в музей графини де Ламотт и "аферы с ожерельем"…

Все ли было так сказочно?

Во всей этой "крымской эпопее" французской аферистки есть немало моментов, вызывающих вполне обоснованные вопросы. Так всегда бывает с популярными историческими легендами – после тщательного изучения документов выясняется, что "не 100 рублей, а 50, не в преферанс, а в "Дурака" и не выиграл, а проиграл".

Американский певец Поль Робсон в Артеке, 1958 год. Фото: ИТАР-ТАСС

Во-первых, откуда пошла вся эта история, где, так сказать, первоисточник? Многие интерпретаторы версии про "крымскую миледи" ссылались на книгу "Письма и записки Оммер де Гелль", принадлежащую якобы перу известной французской путешественницы Адель Оммер де Гедль:

"Похороненная в саду своего дома, эта таинственная женщина, о которой ходили такие разноречивые слухи, не имела на могиле даже камня, который указывал бы иностранцу или путешественнику, что под ним покоится графиня Ламот, высеченная и заклейменная на Гревской площади, как участница в скандалезном деле об ожерелье королевы."

Настоящим автором этих "записок" был известный мистификатор П.П. Вяземский, что доказали еще советские ученые в 1930-х годах прошлого века. То есть одним из столпов истории "крымской миледи" с самого начала была общеизвестная фальшивка.

Во-вторых, во время интересующих нас событий, землями в урочище "Артек" владела вовсе не княгиня Потемкина, как это часто пишут в энциклопедиях, а польский поэт Густав Олизар, друг Пушкина и Мицкевича, будущий участник одного из тайных обществ декабристов и восстания 1830 года. После себя он оставил мемуары. И графиня де Гоше в них, представьте себе, упоминается, но ей там отведено весьма скромное место, всего один абзац:

"Но еще более возбуждала любопытство старая француженка, жившая при ней (Голицыной), в которой многие хотели видеть m-me Ламот, прославившуюся в известном процессе об ожерелье."

И все. Согласитесь, что между пространным повествованием о графине Гвашер из записок Вяземского-"де Гелль" и осторожной фразой Олизара "в которой многие хотели бы видеть…" - дистанция огромного размера. К тому же "Чертов домик" находился как раз на территории его усадьбы "Кадриатикон", поэтому Олизар упомянул бы о том, что сосланная француженка поселилась именно у него.

Едем дальше. Активной собирательницей всех легенд вокруг "Артека" была Маргарита Соловьева, жена основателя лагеря. По ее словам, в 1926 году она встречалась с писателем В. Вересаевым, который и рассказал ей историю "крымской миледи", ссылаясь на мемуары Олизара. Но Олизар сам в "де ламоттовской" версии, как мы знаем, сомневался. Круг замкнулся, а правды все нет.

Были и другие, более дотошные исследователи, например, крымский историк А. Маркевич, опубликовавший в 1912 году в журнале Таврической архивной комиссии статью "К биографии графини де Ламотт Валуа-Гаше". В ней он писал:

"Графиня Гаше отправилась в Крым вместе с известной по своему мистическому миросозерцанию графиней А. С. Голицыной, пригласившей с собой сюда, в свое имение Кореиз, кроме графини Гаше, и еще более известную графиню Крюденер.

Переехав в Крым, графиня Гаше проживала некоторое время в Кореизе у графини Голицыной, затем одна с прислугой в Артеке, у подножия Аюдага, и, наконец, переселилась в г. Старый Крым, по совету барона Боде, также французского эмигранта, бывшего в Судаке директором училища виноградарства и виноделия."

Юсуповский дворец в Крыму, 1994г. Фото: ИТАР-ТАСС

Вот и появились новые зацепки. Во-первых, А.С. Голицына - жена камергера И.А. Голицына. Ее действительно в 1822 году выслали из Петербурга вместе с правнучкой фельдмаршала Миниха, баронессой Юлианой Крюденер, за попытку склонить Александра I к крестовому походу против Османской империи, а также за распространение пиетизма (одна из сект лютеранства). В Крыму дамы собирались основать пиетистскую колонию из немцев с греками и начать обращение татар. В биографии Голицыной упоминаются и ее весьма оригинальные для почтенной светской дамы манеры:

"Верхом на лошади, в длинном сюртуке, с плетью в руках, с помощью которой она самолично расправлялась не только с домашними, но и с посторонними, деспотичная Голицына держала в трепете даже местные власти. В обществе ее прозвали La vieille du rocher ("Старуха со скалы"), сама она иногда подписывалась La vieille des monts ("Старуха с гор"), что остряки быстро переделали в La vieille demon ("Старый черт")."

Вот, кто ездил к в гости к крымским татарам "в плаще с двумя пистолетами", вернее – с плеткой, и проповедовал им христианство. А заодно становится ясным, что именно за "христианство" такое было, а то католичка-француженка, обращающая мусульман в православие смотрится как-то нелепо.

Итак, вместо де Ламотт мы видим Голицыну, а вместо загадочных контрабандистов – обычных сектантов. А где же все это время была "крымская миледи"?

Маркевич оставляет нам еще одну зацепку насчет клейма. В примечаниях к своей статье он ссылается на вышедшие в 1889 году воспоминания некой Ольги N (журнал "Русский вестник") и пишет: Голицыны узнали, что их старая гувернантка - не кто иная, как графиня де Ламотт, только тогда, когда случайно, через полуоткрытую дверь, заметили у нее на плече отметину… Стоп, какие "Голицыны", если Анна Сергеевна приехала в Крым без родственников? Во-вторых, зачем ей понадобилась гувернантка, если у нее не было детей, а дочь Юлианы Крюденер к тому моменту была уже замужем?

Надо сказать, что сама Ольга N графиню де Гоше в глаза не видела, а историю о ней пересказывает со слов неизвестных "крымских старожилов". Далее из текста становится ясным, что речь идет о совсем другой ветви рода Голицыных – о Василии Сергеевиче Голицыне и его жене Елене Суворовой, урожденной Нарышкиной, легендарной красавице своего времени. Одно только "но": в 1824 году эта семья еще праздновала свой "медовый месяц" в Берлине, а в своем крымском имении стала появляться через несколько лет после того, как де Гоше умерла. Видимо, у них жила какая-то другая престарелая француженка, у которой тоже могло быть клеймо. А могло случиться и так, что одну историю смешали с другой ради достоверности. Поскольку легенды о "миледи" стали появляться чуть ли не на другой день после ее смерти, крымские дворяне были склонны видеть Жанну де Ламотт в любой эмигрантке говорящей по-французски.

А может ее и вовсе не было в Крыму?

Нет, была. И даже в ссылке оставалась персоной настолько важной для российской короны, что то ли начальник Генерального штаба Дибич, то ли всемогущий Бекендорф приказал губернатору Таврическому Нарышкину: после смерти графини все принадлежащие ей бумаги и личные вещи изъять и немедленно фельдъегерской почтой доставить в Петербург! Как только весть о кончине де Гоше дошла до Нарышкина, он немедленно отправил своего чиновника для особых поручений, но не в "Артек", а в город Старый Крым, и дает ему письменный наказ, одна фраза из которого окончательно все проясняет:

Жанна Де Ламотт

"Известно, что графиня Гаше находилась и умерла в Старом Крыму, имущество ее описано тамошнею ратушею при бытности назначенных графинею Гаше изустно перед кончиною своею душеприказчиков: коллежского секретаря барона Боде, иностранца Килиуса и заведовавшего делами покойной феодосийского 1-й гильдии купца Доменико Аморети, которое, по распоряжению тамошнего губернаторского правительства, взято в ведомство феодосийской дворянской опеки. В описи имущества показаны четыре шкатулки без означения, однако, каких они цветов, но одна из них, под No 88, с дамским прибором и отмечена следующею госпоже Бирх. Вероятно, это та самая шкатулка, о которой начальник генерального штаба пишет мне".

Значит, де Гаше-де Ламотт действительно жила и умерла в Крыму, но не на Южном берегу, а на востоке полуострова, в городе Старый Крым. Эту версию полностью подтверждают и мемуары дочери уже упомянутого барона Боде, ставшего позднее директором Училища виноградарства и виноделия в Судаке:

"Я была еще очень молоденькой девочкой, когда вся эта компания приезжала к моим родителям, но я живо помню всех их: и сухую, грозную княгиню Голицыну, и нежную блондинку Баронессу Беркгейм, но более всех графиню де Гаше. Всю ее замечательную историю узнала я гораздо позже; не знаю отчего, она тогда поразила меня; но я как сейчас вижу старушку среднего роста, довольно стройная, в сером суконном рединготе. Седые волосы ее были прикрыты черным бархатным беретом с перьями; лицо нельзя сказать кроткое, но умное и приятное, украшалось живыми блестящими глазами. Она говорила бойко и увлекательно-изящным французским языком. С родителями моими она была чрезвычайно любезна, с своими спутницами насмешлива и резка <…> Она желала купить в Старом Крыму сад, принадлежавший отцу моему."

Итак, баронесса Мария Боде оказывается чуть ли не единственным свидетелем (если не считать Олизара), видевшим таинственную графиню де Гоше своими глазами, в отличие от многочисленных пересказчиков баек "крымских старожилов". Там же можно узнать и о том, чем занималась под конец жизни эта женщина.

Александр Боде хотел заполучить де Гаше в качестве компаньонки и наставницы для своей дочери. Он даже предлагал построить для нее дом в Судаке. Но француженка захотела выкупить принадлежавший ему сад, поэтому поселилась в землянке рядом с усадьбой Боде и стала сбивать цену, отгоняя всех прочих покупателей. Потом решила мириться и завещала семье Боде чуть ли не все свое имущество. А 23 апреля 1826 года она скончалась. Описание обстоятельств ее смерти не оставляет никакого пространства для сомнений:

"Ее служанка-армянка рассказала только о том, что, почувствовав себя плохо, графиня всю ночь перебирала и сжигала свои бумаги, что она запретила после своей смерти раздевать ее и требовала похоронить в том, в чем она была одета. По решению местных властей, в связи с отсутствием католического священника, она была похоронена русским православным и армянским грегорианским священниками. Могильная плита не тронута до сих пор/… /В связи с тем, что графиня редко кого допускала к себе, одевалась всегда сама одна/ …/ее служанка мало чем могла удовлетворить всеобщее любопытство. И только во время осмотра и омовения она заметила на спине своей хозяйки два ясных следа от раскаленного железа. Эта деталь подтверждает все предыдущие предположения, так как известно, что госпожа госпожа де Ламотт была приговорена к клеймению и, несмотря на то, что она отбивалась от палачей, клеймо, хотя и нечеткое, все же было выжжено" , - сообщается в мемуарах Марии Боде.

Подведем итоги

Великая авантюристка XVIII века Жанна де Ламотт действительно не умирала в Лондоне, а в очередной раз создала себе новую личность и под ней стала работать на российскую "внешнюю разведку" (спецслужб в сегодняшнем понимании тогда еще не было, шпионажем занимались в основном дипломаты).

В благодарность за это ей позволили жить в Санкт-Петербурге. Но даже из-за такой полезной во всех отношениях дамы Александр I не собирался ссориться с восстановленными в своих правах Бурбонами, так что Жанну убрали с глаз долой сразу же, как только французы ее опознали.

В Крым она прибыла, судя по всему, вместе с сектантской "миссией" А.С. Голицыной, а затем их пути разделились. Голицына вместе с Крюденер остались проповедовать свое "христианство" татарам на Южном берегу, а Жанна де Ламотт перебралась в Старый Крым, где и провела последние полтора года своей жизни на глазах у семейства Боде (что неудивительно, благо они были ее соотечественниками).

В семействе Голицыных из Магарача жила какая-то другая француженка, вполне возможно - беглая воровка. Скорее всего, Ольга N вообще выдумала эту историю, желая придать достоверности легенде о де Ламотт.

Белая Дама из "Артека" - это собирательный образ двух женщин, реально существовавших и живших в Крыму в одно и то же время: графини де Ламотт и А.С. Голицыной.

"Чертов домик" в лагере "Морской" вообще не имеет ко всему этому никакого отношения. Скорее всего его построили уже в то время, когда урочищем "Артек" владела Т.Б. Потемкина¸ славившаяся не только истовой набожностью, но еще и увлечением спиритизмом и прочей мистикой.

Такая история. Может, все-таки не стоит пересказывать ее нынешним "артековцам"? Оставить легенду в покое, сделать в "Чертовом домике" музей, пустить слух о том, что знаменитое ожерелье Марии Антуанетты было спрятано где-то неподалеку и пусть его ищут. В конце концов, мы же на полном серьезе рассказываем детям о том, что Санта Клаус проживает в деревне Йолупупкки в Лапландии, а Дед Мороз – в Великом Устюге. Вырастут, как говорится, - поймут. Все равно ни один пионерлагерь не может существовать без своей Белой Дамы.

Гораздо обиднее, когда подобные байки на полном серьезе воспроизводят и публикуют взрослые.

Алексей Байков

Школа юных мультипликаторов в «Артеке» продолжает свою работу. Артековцы девятой смены решили не просто экранизировать уже существующие мифы о различных объектах и традициях «Артека». Дети придумали свои истории. Какими стали их первые шаги в мультипликации, судите сами. Для артековцев прикосновение к миру анимации стало увлекательным и познавательным опытом.

Например, фильм «Медведь в раю» Валерии Бондаренко (ХМАО - Югра) начался с появления на экране медведя и волшебной яблони, а закончился образованием Аю-Дага. А легенда, нарисованнаяПолиной Малеевой (Самара) и озвученная Богданом Галаганом (Москва) и Екатериной Балабановой (ХМАО), объяснила, почему «Артек» называют «перепелиным островком». Внезапный поворот сюжета раскрывает тайну возникновения артековцев. Если в легенде гигантский медведь может окаменеть, почему тогда из перепелиных яиц не могут вылупиться крошечные пионеры-артековцы в полной униформе?

Трудоёмким процессом для ребят оказалось создание легенды Екатерины Балабановой (ХМАО) о битве «титанов» – Годзиллы и ожившего Аю-Дага. Финал очевиден – наша Медведь-гора побеждает. Но тот факт, что окаменевшие ноги Годзиллы это и есть, по задумке автора, Адалары, не смог оставить равнодушным артековских зрителей.

Все работы были выполнены на кальке, в специально собранных для этого блокнотах. Потом листочки выкладываются на сканер и сводятся воедино уже на компьютере. Озвучением дети занимаются самостоятельно. Только монтаж остаётся на совести руководителя студии юных мультипликаторов Юрия Звегинцева. Основная работа преподавателя заключается в том, чтобы раскрыть креативный потенциал детей. Они учатся рассказывать истории в картинках и рисуют раскадровки к своим будущим мультфильмам. Некоторые дети утверждают, что плохо рисуют, но часто оказывается вполне достаточно и начальных навыков для выпуска своего первого фильма.

Некоторые фильмы рождались из удачно слепленного из пластилина персонажа. Есть главный герой и уже для него придумывается история, в которой он мог бы себя проявить наилучшим образом. Так произошло со снеговиком Олафом, которого слепили девочки Алина Ярёменко (Курган), Алиса Кузькина (Московская область), Виолетта Решетняк (КЧР). История про снеговика «Внезапное счастье» развеселила «лазурников» 9-й смены на показе не меньше, чем другие фильмы.

Также в эту смену была представлена техника анимации перекладки, в которой свой мультфильм создавали Александра Гришанцова и Юлия Мещерякова из Саратова. Перекладка позволяет в достаточно сжатые сроки сделать мультфильм и рассказать историю. И даже не обязательно при этом уметь рисовать – персонажей можно вырезать из газет и журналов или распечатать на принтере. Ведь иллюзия движения создаётся за счёт перемещения кусочков бумаги или картона. Можно использовать и природные материалы – всё зависит от сюжета. Например, в фильме«Синергия» рассказывается про волшебную силу объятий, всепобеждающую дружбу и доброту к ближнему. Девочки использовали цветной картон различных цветов. При смене материала, менялась и эмоция персонажа.

Всё таки одним из главных условий успешного мульт-показа является юмористическая составляющая. Поэтому важно, что эти мультфильмы делались детьми для детей, и юмор был понятен артековцам. Весь лагерь «Лазурный» воспринял работы мультотряда бурными овациями. Показ удался.

С творчеством юных мультипликаторов «Артека» можно ознакомиться по ссылкам: