Православная мэри поппинс. Я оказалась рядом с палатами детей, которые лежали одни и непрерывно даже не плакали, а выли как животные

Текущая страница: 1 (всего у книги 24 страниц) [доступный отрывок для чтения: 16 страниц]

Владимир Зоберн
Православная мама. Пособие по воспитанию и уходу за ребенком

© ООО «Издательство «Эксмо», 2015

* * *

Предисловие

Более 1000 лет православная вера определяла сознание русского народа. Совершив ломку народной души, годы атеизма не смогли перечеркнуть эти столетия. Православие, являясь главнейшей частью русского самосознания, сохранилось в исторической памяти, в генофонде русского народа. Поэтому, несмотря на то что книга в первую очередь ориентирована на воспитание детей в традициях православия, в ней смогут найти советы, как сохранить духовное и физическое здоровье ребенка, мамы и папы, не считающие себя верующими. На Западе подобная литература предназначена для людей с иным мироощущением, с другой историей, с другой религией.

Традиционная русская медицина никогда не шла вразрез с учением Православной Церкви. Единство священника и врача в исцелении больного всегда подчеркивалось как в Церкви, так и в дореволюционной медицине. И прежде всего это единство заключается в любви к больным, в непременном следовании правилу «Не навреди».

В Евангелии тело названо храмом души (см.: 1-е послание к Коринфянам, глава 3, стих 16; глава 6, стих 19). Но душа не просто облекается телом, она находит в нем выражение для земной жизни.

Дух – это та часть души, которой она сообщается с Богом. «Дух, – говорит святитель Феофан Затворник, – как сила, от Бога исшедшая, ведает Бога, ищет Бога и в Нем Одном находит покой».

Болезни также подразделяются на телесные, душевные и духовные.

Телесные болезни возникают, когда поврежден физический «состав» человека.

Душевные – когда происходит нарушение его психической деятельности («психо» от греч. – душа); изучением этих болезней занимается такая область медицины, как психиатрия.

Духовная болезнь – это в первую очередь грех, ее крайняя форма – одержимость нечистыми духами. Практически всегда человек заболевает духовно, когда прибегает к помощи экстрасенсов, оккультистов. Человеку, заболевшему духовно, помочь может только священник.

В первой части книги рассказано о духовном развитии ребенка на основе святоотеческой литературы. Большое внимание уделено воспитанию ребенка в духе Православия через Крещение, Причащение Святых Христовых Тайн, исповедь, молитву, пост.

Во второй части книги показан период физического развития ребенка от рождения до юношеского возраста, рассказано об основных болезнях роста, их симптомах и доврачебной помощи.

Надеемся, что книга будет полезна живущим в тех местах России, где по разным причинам не представляется возможным быстро вызвать врача, – в сельской местности, труднодоступных районах.

В третьей части дан молитвослов в помощь болящим, а в части четвертой – наставления о посте для детей и родителей.

Часть первая
Духовное развитие ребенка

Глава 1
Таинство брака (венчания)

Брак между мужчиной и женщиной установлен Самим Господом, создавшим их: «И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему <…> Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть» (Книга Бытия, глава 2, стихи 18, 24).

«Брак – это Божественное Таинство. Он был частью замысла Божия, когда Тот создавал человека, – писала святая царица-мученица Александра Феодоровна, подавшая всем женщинам образец христианского исполнения подвига супружества и материнства. – Это самая тесная и самая святая связь на земле… Без благословения Бога, без освящения Им брака все поздравления и добрые пожелания друзей будут пустым звуком. Без Его ежедневного благословения семейной жизни даже самая нежная и истинная любовь не сумеет дать все, что нужно жаждущему сердцу. Без благословения Неба вся красота, радость, ценность семейной жизни в любой момент может быть разрушена».

В Христианской Церкви Божие благословение вступающих в брак ниспосылается Господом в Таинстве Венчания. Гражданский брак определяется Церковью блудным сожительством, кроме тех случаев, когда один из супругов сознательно приходит к вере, уже состоя в браке, а второй не желает венчаться. В этом случае Церковь основывается на словах святого апостола Павла: «Если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его. Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим. Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы» (1-е послание к Коринфянам, глава 7, стихи 12–14). Но тут же апостол прибавляет: «Если же неверующий хочет развестись, пусть разводится; брат или сестра в таких случаях не связаны; к миру призвал нас Господь» (1-е послание к Коринфянам, глава 7, стих 15).

Следовательно, если невенчанный брак заключен до воцерковления супругов, то инициатива развода не должна принадлежать верующему супругу. Если же к вере приходят и муж, и жена, конечно, им необходимо освятить свой союз благодатным церковным Таинством Брака (Венчания). (Название «Венчание» происходит от возложения венцов на брачующихся.)

Бывает, что молодые люди венчаются в Церкви не по убеждению, а только потому, что «это красиво», не понимая, что церковный брак – нерасторжимый союз.

«К сожалению, не всегда понимают важность этого священнодействия те, над которыми оно совершается , – наставлял женихов и невест епископ Дмитровский Виссарион (Нечаев). – Оттого-то они и во время совершения его ведут себя без надлежащего благоговения и не приготовляются к нему предварительными молитвами о ниспослании благословения Божия. Но если священнодействие Брака есть Таинство, то, как и всякое другое Таинство, оно требует от приступающих к нему молитвенного настроения духа.

Как приступающие к Таинству Исповеди должны предрасположить себя к нему предварительным продолжительным подвигом молитвы, иначе не получат ожидаемой от него пользы для душ, так и вступающие в брак обязаны быть в молитвенном настроении духа не только во время совершения над ними сего Таинства, но и до совершения его. В ком нет такого настроения до Венчания, то благодать Божия, даруемая в Таинстве Брака, падает на почву совершенно бесплодную» .

Советуя вступающим в брак воздерживаться перед венчанием от забав и суетных попечений, епископ далее говорит о том, как хороша и благодатна совместная молитва жениха и невесты о благословении на предстоящую жизнь в супружестве.

Перед Таинством Венчания Православная Церковь предписывает жениху и невесте исповедаться и причаститься.

Церковный брак нерасторжим, что явствует из слов Спасителя: «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Евангелие от Матфея, глава 19, стих 6). Исключения делаются в особых случаях, как мы видим из «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви», принятой на Архиерейском соборе 2000 года: «В 1918 году Поместный собор Российской Православной Церкви в «Определении о поводах к расторжению брачного союза, освященного Церковью» признал в качестве таковых кроме прелюбодеяния и вступления одной из сторон в новый брак также отпадение одной из сторон от православия, противоестественные пороки, неспособность к брачному сожитию, наступившую до брака или явившуюся следствием намеренного самокалечения, заболевание проказой или сифилисом, длительное безвестное отсутствие, осуждение к наказанию, соединенному с лишением всех прав состояния, посягательство на жизнь или здоровье супруги либо детей, снохачество, сводничество, извлечение выгод из непотребств супруга, неизлечимую тяжкую душевную болезнь и злонамеренное оставление одного супруга другим. В настоящее время этот перечень оснований к расторжению брака дополняется такими причинами, как заболевание СПИДом, медицински засвидетельствованные хронический алкоголизм или наркомания, совершение женой аборта при несогласии мужа» .

Причины наподобие «не сошлись характерами» не могут являться основанием для расторжения христианского брака. Но как же поступать в таких случаях? Вновь обратимся к дневниковым записям святой царицы-мученицы Александры Феодоровны: «По вине тех, кто поженился, одного или обоих, жизнь в браке может стать несчастьем. Возможность в браке быть счастливым очень велика, но нельзя забывать и возможности его краха. Только правильная и мудрая жизнь в браке поможет достичь идеальных супружеских отношений.

Первый урок, который нужно выучить и исполнить, – это терпение. В начале семейной жизни обнаруживаются как достоинства характера и нрава, так и недостатки и особенности привычек, вкуса, темперамента, о которых вторая половина и не подозревала. Иногда кажется, что невозможно притереться друг к другу, что будут вечные и безнадежные конфликты, но терпение и любовь преодолевают все, и две жизни сливаются в одну, более благородную, сильную, полную, богатую, и эта жизнь будет продолжаться в мире и покое…

Еще один секрет счастья в семейной жизни – это внимание друг к другу. Муж и жена должны постоянно оказывать друг другу знаки самого нежного внимания и любви. Счастье жизни составляется из отдельных минут, из маленьких, быстро забывающихся удовольствий; от поцелуя, улыбки, доброго взгляда, сердечного комплимента и бесчисленных маленьких, но добрых мыслей и искренних чувств. Любви тоже нужен ее ежедневный хлеб.

Еще один важный элемент в семейной жизни – это единство интересов. Ничто из забот жены не должно казаться слишком мелким, даже для гигантского интеллекта самого великого из мужей. С другой стороны, каждая мудрая и верная жена будет охотно интересоваться делами ее мужа. Она захочет узнать о каждом его новом проекте, плане, затруднении, сомнении. Она захочет узнать, какое из его начинаний преуспело, а какое нет, и быть в курсе всех его ежедневных дел. Пусть оба сердца разделяют и радость, и страдание. Пусть они делят пополам груз забот. Пусть все в жизни у них будет общим. Им следует вместе ходить в церковь, молиться рядом, вместе приносить к стопам Бога груз забот о своих детях и обо всем дорогом для них. Почему бы им не говорить друг с другом о своих искушениях, сомнениях, тайных желаниях и не помочь друг другу сочувствием, словами ободрения? Так они и будут жить одной жизнью, а не двумя.

Бойтесь малейшего начала непонимания или отчуждения. Вместо того чтобы сдержаться, произносится неумное, неосторожное слово – и вот между двумя сердцами, которые до этого были одним целым, появилась маленькая трещинка, она ширится и ширится до тех пор, пока они не оказываются навеки оторванными друг от друга. Вы сказали что-то в спешке? Немедленно попросите прощения. У вас возникло какое-то непонимание? Неважно, чья это вина, не позволяйте ему ни на час оставаться между вами.

Удерживайтесь от ссоры. Не ложитесь спать, затаив в душе чувство гнева. В семейной жизни не должно быть места гордости. Никогда не нужно тешить свое чувство оскорбленной гордости и скрупулезно высчитывать, кто именно должен просить прощения. Истинно любящие такой казуистикой не занимаются. Они всегда готовы и уступить, и извиниться».

Мы не зря так много внимания уделили «рецептам семейного счастья» от святой государыни-мученицы Александры Феодоровны. Множество современников святого государя-мученика Николая Второго, даже из числа его явных недоброжелателей, вспоминали, что никогда не встречали столь дружной и счастливой семьи, которая могла бы служить образцом подражания для всех. Естественно, что при таком отношении царственных супругов друг к другу духовное и душевное здоровье их детей было вне опасности.

Но как часто, особенно в современных семьях, причинами болезней детей, не только духовных, но и физических, являются настроения в семье, атмосфера нелюбви, неуважения родителей друг к другу.

Неверность одного из супругов становится катастрофой для всей семьи.

«Многие думают, что Церковь запрещает блуд просто из принципов христианской морали, – пишет протоиерей Борис Нечипоров. – Но не в этом дело. В браке муж и жена образуют особое единство, а блуд создает трещину, раскол, черную дыру. А это, в свою очередь, тяжелейшим гнетом ложится на детей».

Врачи доказали, что для женщины первый сексуальный контакт не только является сильным психологическим потрясением, но и влияет на ее наследственность, так как мужское семя, попав в женский организм, неизбежно вызывает в нем изменения, что впоследствии сказывается на потомстве. Именно поэтому для девушки необходимо соблюдение целомудрия, хранение себя для брака. Не менее важно сохранение чистоты до брака и для мужчины.

Но более тяжкий грех, чем блуд, – супружеская измена. «Самый большой грех и самое большое преступление в семье – это измена, нарушение супружеской верности. Измена в семье – иудин грех – ведет к смерти брака и к распаду семьи. В семье, где есть дети, это величайшая и религиозная, и моральная, и социальная, и биологическая трагедия. Если такое несчастье случится в христианском браке – верная половина (муж и жена) должна остаться верной. Данте утверждал, что «истинная любовь не может не быть взаимной. И верность в ответ на измену иногда творит чудеса и возвращает через некоторое время заблудшего…» (И. М. Андреев).

Протоиерей Борис Ничипоров:

Блудник или прелюбодей говорит сам себе, что никто не узнает его похождений. Но ведь сердце чувствует, что мистически это не только не сокрыто ни от кого, но об этом знают вообще все: и небо, и земля, и дети, и жена или муж… Вторая иллюзия состоит в том, что в блуде якобы есть только телесное сочетание и нет духовной порочности. На это отвечает апостол Павел, который говорит: «Ничто не должно обладать мною. Тело же не для блуда, но для Господа, и Господь для тела. Или не знаете, что совокупляющийся с блудницею становится одно тело с нею? Ибо сказано: два будут одна плоть… <…> всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела. Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа» (1-е послание к Коринфянам, глава 6, стихи 12–13, 16, 18, 19).

Следствием невероятной духовной и профессиональной деградации выглядят советы многих горе-психотерапевтов: «Если у вас половая несовместимость с мужем (женой) – найдите себе партнершу (или партнера)». Партнера! Эти «специалисты» ничего не смыслят в науке о человеке и вполне соответствуют евангельскому образу: «Они слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму» (Евангелие от Матфея, глава 15, стих 14).

Меня могут спросить, а что все же делать, если действительно несовместимость? И я отвечу. Надо разбираться в каждом конкретном случае, но твердо знать, что нравственное падение не рождает ни душевного, ни физического комфорта. Напротив, такие советы порождают еще целый ряд проблем и переживаний.

Христианство несет в основе своей жертву. Господь ради спасения рода человеческого принес Себя в жертву за грехи людей и следующих за Ним учеников призывал к самопожертвованию – к несению своего креста. Устроение христианского брака как дела богоугодного также никогда не обходится без самопожертвования.

Сколько раз приходилось слышать, что человек оставил семью ради карьеры, работы, из-за невозможности примириться с какими-то качествами супруги (супруга), из-за того, что «вторая половинка» почему-то стала уже неинтересна, и т. д. Но люди, вступающие в брак с намерением провести всю жизнь без остатка с одним-единственным человеком, не оставляют для себя такой лазейки, как возможность развода. Будучи готовыми к самопожертвованию во имя семьи, они преодолевают множество испытаний, открывая друг в друге всё новые прекрасные качества и возрастая из любви в любовь.

Глава 2
Зачатие ребенка

В хорошей, дружной семье рождение детей – всегда радость. И радость эта не омрачается, как во многих современных безбожных семьях, мыслями о предстоящих трудностях с появлением нового человека. Памятуя о том, что подвиг супружества – подвиг мученический, муж и жена заранее готовы к неизбежным для брака жертвам. В данном случае – во имя ребенка, которого дарует им Господь. Мать должна примириться с тем, что с рождением ребенка ей нужно будет посвятить ему себя, забыв на какое-то время (лучше всего – на возможно более длительное) о работе, пусть даже любимой. Матери неизменно предстоит и волноваться, и недосыпать, и уставать, при этом отказавшись от многого привычного и приятного. Муж также должен это понимать и стать реальной опорой для жены и для детей, и не только содержать семью, но и принимать полноценное участие в воспитании своих сыновей и дочерей, а первое время и в уходе за ними. Если супруги подходят к зачатию ребенка с такой готовностью к самопожертвованию, сознавая, какая это великая Божественная тайна, какое великое событие – рождение человека, то им и в голову не придет, что ребенок может быть нежеланным или незапланированным. «Планирование семьи» (какое распространенное ныне, привычное словосочетание!) верующие супруги предоставляют исключительно Богу. Сколько бы детей ни родилось в семье, как бы трудно ни было, мать и отец не воспримут рождение еще одного малыша как испытание, но только – как благословение.

Говоря о зачатии ребенка, подчеркнем: Церковь не благословляет использовать противозачаточные средства. Почему?

Протоиерей Димитрий Смирнов так отвечает на этот вопрос:

…Применение противозачаточного средства есть то же самое, что механическое освобождение желудка для принятия еще раз ненужной пищи. Это некий самообман, превращение родовой жизни в бессмысленную физиологическую эксплуатацию организма человека без реализации родовой деятельности… Если Бог благословляет детей, значит, надо их рожать. Применение противозачаточных средств стимулирует безответственность к великому Таинству Брака – этому Божественному, таинственному установлению, потрясающему по своему значению. В браке два человека соединяются в любви – и из двух клеток, объединяющихся в одну, появляется новый человек, которого никогда на земле не было, со своими способностями, особенностями, несущий в себе весь генетический ряд своих предков…

Противозачаточные средства – это средства противоестественные… Поэтому с точки зрения нравственности такие средства применять нельзя. Церковь не может это благословить как извращение человеческой природы, созданной Богом… Причем ведь известно, насколько вредны все до одного противозачаточные средства.

То есть когда речь идет о том, убить ребенка или нет, люди думают о своем здоровье – им вредно рожать.

А когда речь идет о противозачаточных средствах, они сознательно ему вредят. Значит, дело не в здоровье, а в страсти.

Если супруга не желает быть матерью или муж, именуя ее своею женою, не хочет иметь от нее детей, то совесть властно запрещает даже приступать к супружескому ложу.

Действительно, как печально, что многие родители воспринимают «незапланированное» зачатие малыша как досадную случайность! А ведь, по утверждению врачей, действие всех противозачаточных средств – абортивное. Зачатие все-таки происходит, но оплодотворенная яйцеклетка убивается в первые дни после зачатия ребенка. Умирает человеческая душа, вложенная Богом в эту клеточку, – уже настоящий ребенок! Можно ли будет надеяться, что рожденные впоследствии дети будут здоровы и счастливы, когда множество их братьев и сестер было убито таким прикрытым способом?

То, что грехи родителей отражаются на детях, не «плод фантазии церковников». Это подтверждается самой жизнью.

Протоиерей Артемий Владимиров:

Наши дети страдают еще до своего зачатия, а точнее сказать, те страдания, которые причиняют друг другу сладострастные родители, ругаясь над собственным естеством, отражаются на телесном и душевном состоянии их будущих детей.

Церковь предписывает верующим родителям воздерживаться от супружеских отношений в среду, пятницу, воскресенье (начиная с вечера предыдущего дня до вечера текущего). Три выделенных дня – особые: в среду Господь наш Иисус Христос был предан Иудой, в пятницу – претерпел крестные муки и смерть, а в воскресенье – воскрес из мертвых. Точно так же великие и особо чтимые христианские праздники и, конечно, время четырех постов – Рождественского, Великого, Петрова, Успенского – и первую Пасхальную неделю – Светлую седмицу – человеку надлежит проводить в воздержании, в молитве, обращать особое внимание на духовную жизнь. Запрещение супружеской жизни в это время носит не искусственный характер: многолетние наблюдения показывают, что дети, зачатые в такие дни, довольно часто рождаются больными.

Протоиерей Артемий Владимиров:

По свидетельству некоторых церковных писателей, состояние души ребенка во многом предопределяется состоянием сердец в священный час зачатия… Если люди по своему духовному невежеству отдаются сладострастным помыслам, мечтаниям, воображениям, если растлевают себя неестественным блудом, то они тем самым уже подтачивают творческие силы своего ребенка.

И конечно же, не может быть речи о зачатии малыша «под винными парами», когда ребенок не только физически, но и духовно может стать жертвой родительской страсти к алкоголю.

Покупая эту книгу (именно с такой обложкой, как на фото) в церковной лавке, я тихо радовалась. А как же! Всегда интересно и полезно узнать что-то, чего ещё не знаешь или углубить свои уже имеющиеся знания. Ожидала я красивого, ненавязчивого духовного повествования. Да и название к этому располагало:

"Православная мама . Пособие для семьи, с наставлениями священника и советами детского врача".

А я ведь как раз ждала свою дочурку!

Правда, меня, как медика и православную христианку, несколько привёл в недоумение анонс на последней странице обложки.

Традиционная русская медицина никогда не шла вразрез с учением Православной Церкви. И прежде всего это единство заключается в любви к больным, в непременном следовании правилу: "Не навреди". <...> в ней могут найти советы... мамы и папы, не считающие себя верующими."

Традиционная русская? Нет такой, ну да ладно, пусть уж будет, раз автору так хочется. "Не навреди" вообще-то выведено язычником Гиппократом, при чём тут Православие? Но тогда я просто пожала плечами и, радостная, пошла домой читать и просвещаться.

С первых же строк книги меня взяло изумление. А затем и отвращение. Почему? Потому что все медицинские понятия оказались вывернутыми наизнанку. Такую ахинею, подкреплённую, к тому же, словами священников, очень трудно и неприятно читать. Кроме этого, глупых высказываний в книге тоже полно. Я не знала, плакать мне или смеяться, когда читала такие строки:

"подвиг супружества - подвиг мученический во имя ребёнка, которого дарует Господь", " вредны все до одного противозачаточные средства", "мать согласится умереть сама или даже вместе с ребёнком, но не стать его убийцей

(сделать аборт по мед. показаниям)".

Это только цветочки. Мои глаза почти вывалились из орбит при дальнейшем чтении этой "духовно-просветительской" книженции. Про челюсть я уже не говорю - она как "упала" на землю, так до конца прочтения там и "валялась"... Оказывается,

"по естественным законам"

беременная женщина сразу после зачатия должна прекратить с мужем супружеские отношения. И не начинать их вплоть до окончания периода грудного вскармливания, иначе

"сладострастие отравит естество матери и проникнет в молоко", "супружеская жизнь крайне вредна для младенца",

да и вообще молоко пропадёт, как оказалось...

Таких ужасных сентенций в книге не просто полно - она кишит ими! Повторю, я читала книгу с перерывами, очень тяжело воспринимала текст (хотя он написан достаточно хорошим языком в литературном плане), и временами готова была биться головой об стену в связи с понятиями-перевёртышами. Мой медицинский ум не мог смириться с утверждениями "традиционной русской медицины", а моя воцерковлённая православная душа - с ужасными околодуховными "правилами".

Может быть, единственное. что в этой книге более-менее полезно для души - это цитаты из дневника государыни Александры Фёдоровны. Правда, привязаны эти цитаты к очень спорным моментам в мыслях автора. И не вспоминает он, почему-то, что "о Счастье в семье" царица-мученица писала, как глубоко несчастная женщина. Да-да, ведь вряд ли жена может быть счастлива, когда муж имеет фаворитку (с которой царица "подружилась"); или мать, у которой умерло несколько детей - может ли быть вполне счастлива?

В конце книги приводятся рецепты постных блюд - наверное. это единственное, чем может похвастаться данный опус.

В общем, от книги у меня осталось ужасно противное впечатление. Каким образом эта белиберда попала в церковные лавки - не имею ни малейшего понятия. Это книга из тех, которые нужно нещадно бросать в огонь. На костёр!!! Я с ней так и поступила. Считаю, что в духовном (да и светском) плане книга просто вредна! Это никак не душеполезное чтение. Никому ни за что не рекомендую.

Проблема отцов и детей сегодня звучит иначе, чем раньше?

– Думаю, что это проблемы, естественные для всех людей. Острота, контекст могут меняться в зависимости от времени, конкретной семьи, а суть все равно остается прежней.

Разделение, непонимание между людьми началось давным-давно, со времен грехопадения. Люди стали терять связь между собой. Рассказ о Вавилонском столпотворении – яркий пример этому. Они вдруг начинают говорить на разных языках, и это очень характерное выражение, которое с тех пор, наверное, сохранилось и в переносном значении. Мы, носители одного языка, можем говорить на «разных языках» даже внутри семьи.

Разобщенность и непонимание, к сожалению, является характерным признаком повреждения человеческой природы, что тут сделаешь? Церковь противопоставляет этому иное единство – во Христе и сам праздник святой Пятидесятницы, который показывает обратную перспективу: вдруг люди, которые говорят на разных языках, начинают прекрасно друг друга понимать. Потому что Дух Святой собирает всех воедино. И у нас нет иного пути к единству, как только во Христе, только через Христа, через Евангелие, через собственное развитие слышания, через развитие своего сердца, болезненное и неприятное, потому что как только человек начинает в нашем мире открываться, он тут же получает под дых.

– Вы не раз говорили, что люди заменяют жизнь ее имитацией, в том числе в семье. Как понять, где – настоящее, а где – подделка.

– Обычно это понимается, когда все начинает рушиться. Когда люди, которые склонны к тому, чтобы жить представлениями о чем-то и о ком-то, создавать себе представления, этих представлений лишаются. Вот тогда падение дома бывает великое, и с этого момента кто-то становится способен прозреть.

Мы сталкиваемся с ситуациями, когда живет семья, а вместо любви – представления о любви. Когда люди воспринимают для себя жизнь по неким заранее сформированным схемам. Эти схемы могут быть сформированы в прошлой семье, в которой они выросли и они повторяют образ родительской семьи уже по отношению к собственной.

Бывает, что это – благочестивое желание жить по правилам. Например, образ «православной семьи», который вычитывается из очень благочестивой литературы.

Но самая благочестивая литература и самые хорошие примеры могут оказаться здесь ложными помощниками. Скажем, книги Николая Евграфовича Пестова. Он сам – замечательный педагог, создал прекрасную семью, вырастил детей. Но его советы, его опыт и переживания могут быть кем-то восприняты как общая схема, нужная для всех и переложенная на свою собственную семью бездумно, как трафарет. Или прочитали, например, люди, как воспитывали преподобного Сергия Радонежского его благочестивые родители и вновь – прилагают трафарет. Начинается некое искусственное представление о том, какой должна быть настоящая христианская семья. При этом самих детей, собственных, с их особенностями, родители могут не увидеть. Кто они, их дети? В каких условиях они живут? Сколько им лет? Какие у них интересы?

Детей начинают дрессировать по заданной схеме. При этом у родителей благочестивые и очень правильные желания сделать своих детей настоящими христианами. Хотя подспудно, скорей всего, там есть и стремление показать другим, какова наша замечательная православная семья и каким образом надо соответствовать этому образу православной семьи. Потому что сами-то родители этому никогда не соответствовали, и вот эти представления пытаются создать искусственным образом.

Дети остаются без настоящего внимания, без настоящей любви, без понимания, без слышания, без видения своими родителями, и все время начинают стараться – соответствовать, соответствовать, соответствовать. Потому что дети хотят нравиться своим родителям, хотят получать от них похвалу, хотят, чтобы родители их замечали, любили, гладили по голове, хвалили, дарили им подарки. Но оказывается, в этой ситуации все надо зарабатывать и средства заработка – благочестие. До какого-то периода это срабатывает, а потом обязательно идет на слом, к конфликту, к страшному непониманию.

Часто возникает отчуждение родителей по отношению к своим детям, родительская нелюбовь, потому что вдруг дети перестали соответствовать, разрушили родительскую мечту, разрушили этот идеальный придуманный мир, который, по мнению родителей, должен был довести детей уровня святости, а, в конце концов, чуть ли не до канонизации. Но дети еще в подростковом возрасте разрушили все эти мечты.

И тогда очень часто бывает тяжело, даже невозможно это появившееся отчуждение сломить.

Дети вдруг начинают вести себя крайне неблагочестиво, более того – отходят от Церкви, начинают впадать в грехи, жить совершенно неправильно, некрасиво: пружина разжимается в другую сторону, а родители их за это ненавидят. Отчуждаются, закрываются, считают, что дети для них потеряны. Они могут сказать себе внутренне: «Мне такой ребенок не нужен». И в этот момент они перестают быть родителями, в этот момент ребенок остается совершенно один. Он должен справляться с тем нападением искушения, к которому он совершенно не готов, самостоятельно, без родительской помощи. И он падает под этим нападением, не справляется, становится игрушкой в стихии этого мира и ему некому помочь…

– Даже если потом повзрослевший ребенок вернется в Церковь, он все равно внутренне будет отрезан от родителей?

– Часто бывает, что никакого понимания, связи между детьми и родителями потом уже не возникает.

Я уже не говорю о тех случаях, когда родители вообще никогда родителями своему ребенку не станут, когда они своего ребенка как ребенка не воспринимают. «У меня проблема с дочерью», «У меня проблема с сыном» – ведь что это за выражения! Это не у моего ребенка проблемы, а у меня с ним, «я» здесь на первом месте.

Отношения складываются так, что ребенок воспринимается проблемой для родителей, которую надо каким-то образом нивелировать. Сделать присутствие ребенка в жизни родителей удобным, комфортным. Часто эти дети отделяются от родителей очень далеко и надолго. Причем они, если позволяют средства, могут для своих детей все сделать в материальном плане – нанять няньку, устроить в хорошую школу и так далее. Но у родителей будет своя жизнь, у детей – своя. Какие это родители? Почему их надо любить? Почитать – нужно, а любить – невозможно. Потому что там, где не было любви, ее и не будет.

Нам дана заповедь «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе» (Исх. 20:12). Но о любви там не говорится. Потому что не всякого родителя, к величайшему сожалению, дети могут любить. И не всякий родитель сам любит по-настоящему. Если родитель не готов отдать жизнь за своего ребенка, то в этой семье что-то не так.

– Нередко выросшие дети как раз мучаются противоречием, что не могут по-настоящему любить своих родителей.

– Потому что человеку, с одной стороны, изначально так естественно любить своих родителей. Но когда родители недодают любви, не связывают настоящей любовью себя с ребенком, жажда любви у него все равно остается. Потенциал любви не исчерпан и поэтому человек попадает в странное состояние, когда он не может связать свою собственную жизнь с жизнью того, кого он хочет любить и обязан любить. А встречи нет, некого любить, нет родителя. Хотя физически он, вроде, как и рядом…

– Но нам же надо врагов любить, а люди даже собственных родителей не могут полюбить.

– У нас нет приказа любить врагов. У нас есть заповедь. Заповедь – это очень высокое состояние, к которому человек должен уметь подойти, и научится любить врагов. Не каждому христианину удается. Из чего не следует, что раз не удается, то не любить будет хорошо и правильно. Просто мы должны понять, что заповедь о любви к врагам – заповедь сверхчеловеческая. Она ставит человека в один ряд с Богом. Это очень высокое призвание, к этому можно стремиться, об этом надо знать, к этому надо идти.

Никто из детей не может сказать: «Я не обязан любить своих родителей». Обязан. Но если нет их, родителей, то кого любить? Да, есть какие-то люди, которые называются родителями (слава Богу, не у всех такая ситуация), но как их любить? Как родителей? Или как врагов? Или как вообще как какого-то постороннего человека?

Мне недавно случилось причащать девочку-подростка, которая через день умерла от рака. Девочка – из детского дома, от нее отказались кровные родители, и потом ее взяла приемная мама. По воспоминаниям девочки, отец ее умер, хотя потом оказалось, что умер не отец, а какой-то человек, с которым жила ее мать в то время.

Через какое-то время после того, как девочка попала к своей приемной маме, оказалось, что у нее – быстроразвивающийся рак.

Маме удалось узнать, что нашелся кровный отец ее приемной дочери, он жив, просто сидел в тюрьме. И тогда эта женщина пришла к нему, думая, что девочке будет важно узнать: ее кровный отец жив.

А он подумал, что сейчас с него будут требовать алименты и сказал: «Докажите, что она моя дочь». Также нашлись ее кровные братья и сестры, которые тоже не захотели встретиться с этой девочкой.

После того, как я причастил Полю, долго беседовал с ее мамой, она мне все это рассказывала и очень переживала, что ничего не сказала приемной дочке о существовании родственников, все-таки «родная кровь». Я сказал, что она сделала правильно, не надо было девочке ничего говорить, потому что эти люди – не отец, не брат и не сестра. В этой ситуации придумывать отношения – значит, еще раз ударить по несчастному ребенку. Отношения между родителями и детьми не придумаешь, они либо есть, либо их нет.

Да, эта ситуация, может быть, особенная, хотя она, к сожалению, не редкость. И тут вопрос о почитании родителей может стоять, но только как сильный-сильный подвиг для человека, который, понимая, что есть какие-то дядя или тетя, которые когда-то выбросили его на помойку, сможет молиться о них как о родителях.

Ко мне обратилась одна из моих прихожанок – молодая женщина, у которой дети – школьники. Она росла без отца: мать говорила, что он был летчик и погиб. Вдруг оказалось, что он совсем не погиб, просто почти сорок лет ничего не хотел знать о своей дочери, а тут вдруг объявился, (причем у него есть другая семья, другие дети) хочет общаться. «А я не хочу! Как быть, как к нему относиться?», – говорила она. Я ответил: «Если этот человек будет в беде, в нужде, в каких-то тяжелых обстоятельствах, то вы должны будете ему помочь. Но если у него все хорошо, он живет окруженный внуками, какими-то другими своими детьми, не вижу смысла для какого-либо общения. Со стороны этого человека ни нотки покаяния. А просто такое: «Привет, детка. Я твой папа. Не хочешь подружиться со мной? У тебя есть братья и сестры. Давайте сыграем историю, что мы все – друзья, семья. Придумаем себе такой благополучный безоблачный мир». Нет, нельзя, это ложь».

– Но если родители, без внутренней близости, все-таки вырастили ребенка, что-то вкладывали в него, когда болел – лечили, одевали и так далее, он же должен быть обязанным за это?

– Да, в чем-то обязан. Почитать обязан. Это дико, когда человек не помогает своим родителям, которые его вырастили. Но любить-то невозможно, если тебя не любили. Если тебя вырастили, но не любили. Если тебя одевали, но не любили. Если тебя лечили лекарствами, но не любили в этот момент.

Представляете, вот вы больной ребенок, у вас есть мама, вы болеете, и она дает лекарства, а вам надо от мамы в этот момент не лекарства, а чтобы она с вами посидела, погладила по головке. В итоге самого главного лекарства она и не давала.

Да, конечно, родители могут рассчитывать на детей, которых так воспитали, что те ответят им лекарствами, едой или какими-нибудь финансовыми средствами. А вот на любовь, которой им сейчас так не хватает, взять неоткуда, если ее не было раньше. Любовь между родителями и детьми – особенная. Ее не получишь «потом».

Можно воспитывать в себе любовь к людям, которых встречаешь на улице, тем самым борясь со своими недостатками. Понуждать себя на новые подвиги, прощая обиды и так далее. Любить людей не близких или совсем чужих.

А любовь между детьми и родителями слишком издалека идет, с утробы матери, с раннего детства. Последствия ранней детской депривации, дефицита любви – источники всех-всех дальнейших жизненных конфликтов, крушения судеб, непонимания себя, психических заболеваний…

Допустим, оставила мать ребенка в трехлетнем возрасте на какое-то время, на полгода с бабушками или няней, занялась собой, – все, это травма для ребенка, и, может, он от нее никогда не оправится.

Или состоялась страшная ситуация, когда на глазах маленького ребенка распалась семья, развелись родители. Не может потом эта травма не проявиться в судьбе этого человека. Многие вещи, упущенные родителями, убивают детскую душу, оставляют незаживающий след на всю жизнь…. Об этом надо говорить, понимать, что дефицит любви – самая главная, ужасающая проблема человечества. После нее все летит в тартарары.

– Все-таки как преодолевать эти детские раны?

– Надо уметь взрослому человеку понимать, что с ним происходит, куда и откуда идут его проблемы и как с этим справляться. Дело непростое. Для этого существует наука психология, и, думаю, что здесь во многих случаях нужна помощь хорошего специалиста. Я не говорю про Церковь: участие в церковной жизни – это само собой разумеющееся…

Таксисты – народ словоохотливый. Нередко спрашивают, чем я занимаюсь. Ответ «домохозяйка» вызывает у одних уважительное: «О! Это работа в две смены!», а у других прямо противоположное: «А! Ничего не делаете». Вторая реакция характерна для водителей из мусульманского мира. Они даже не боятся показаться невежливыми.

Позже я научилась солидно и емко заявлять: «Переводчик». Хотя переводчиком я работала от силы два раза в неделю по два-три часа. А остальное время, без выходных и перерывов на обед, я была домохозяйкой, мамой двух на тот момент мальчиков-погодков.

Нас заставляют комплексовать. Что за работа такая – мама? Несолидно. Непрестижно. Несовременно. Нас учат брать пример с таких мам, которые через месяц после рождения ребенка уже снова на работе, в фитнес-клубе, в прежней форме. Как-будто с рождением ребенка ничего не изменилось. И восхищение подруг и знакомых: «Ну реально, словно и не рожала! Фигура та же, интересы те же, работоспособность та же». Браво, да и только. А представляете такую картину: Золушка дождалась принца, а у нее ничегошеньки в жизни не изменилось: та же работа, та же внешность, те же интересы. Значит, принцы все же призваны коренным образом менять нашу жизнь. А дети?

«Я совсем опустилась: сижу дома с дитем», – оправдывается научный сотрудник. Ну, это как понимать. Кто-то опускается, а кто-то и поднимается.

Одна знакомая, прекрасно обеспеченная мужем, все время с ним соревновалась, уязвляясь его успехами. «Не хочу брать фамилию мужа и от него зависеть. Хочу добиться своего собственного успеха, прославить свою собственную фамилию».

Вообще прихожу к выводу, что – это большой комплекс неполноценности. Ну, зачем на каждом шагу кричать о своем равенстве? Вот уж чем не страдала никогда. Ну не ощущаю я себя хуже мужчины. Ну чем, скажите, рука второсортней ноги? Или ухо ниже по достоинству, чем глаз? Зачем им равноправие? Они просто разные. Одинаково необходимые.

И если на мужском поприще я делаю скромные успехи, неужели об этом надо печалиться? Мне бы на женском реализоваться. Ну нравится оно мне, мое поприще. И всегда нравилось. Мои мальчишки чувствуют это и говорят: «Ах, как жаль, что только мамы могут кормить малышей». Каково? Они видят, что беременность и кормление дитяти меня не тяготят, а напротив, я исполнена тайны и кажусь им существом загадочным.

Можно, наверно, научиться ногами играть на пианино. А зачем? Можно микроскопом гвозди забивать, да мало ли молотков для этой цели? Я именно мамин труд считаю требующим особого умения и квалификации, по сравнению с которым бумажки в фирме перебирать – что гвозди заколачивать, большого ума не надо.

А вот что думает по этому поводу персонаж чеховского рассказа:

«Мужчины в домашнем быту легкомысленны, живут умом, а не сердцем, не понимают многого, но женщина все понимает. От нее все зависит. Ей много дано, с нее много и взыщется. О милая, если бы она была в этом отношении глупее или слабее мужчины, то Бог не вверил бы ей воспитания мальчиков и девочек».

Бог доверил, а не навесил, не наказал таким образом, не заставил это делать, потому что на лучшее не способна.

Самое главное – это женское счастье

Среди моих подруг и знакомых есть два полюса. На одном полюсе – мать четверых детей, жена профессора, которая считает, что если речь не идет об элементарном выживании (такие случаи не рассматриваем), то преступление со стороны матери выходить на работу и обделять детей материнской заботой. Другой полюс – ясно, что он из себя представляет, и там – большинство. «Не хочу век простоять у плиты, хочу самореализоваться, самовыразиться, и т.д». Я где-то между двумя полюсами, но тяготею к первому.

Особенно интересует меня вопрос самореализации. Что понимаем под этим? Очевидно, самореализация для скрипача – музыка, для космонавта – космос, для писателя – литература. И так далее. Но вот хочет какой-то скрипач, кровь из носа! – реализоваться в медицине. А писатель прославиться как капитан дальнего плавания. Если человек разносторонний, то он найдет себя в различных областях. Но коверкать свою природу – необходимо ли?

Почему женщина должна стыдиться того, что хочет реализоваться как мама?

Услышала о женщине, успешно растящей шестерых детей и не бросившей любимой математики. Поделилась восхищением с мамой. «А что тут особенно удивительного? Я всегда говорила: талантливый человек талантлив во всем!»

На третьем году замужества позвонила своему любимому преподавателю, необыкновенно талантливой и эксцентричной женщине. Будучи преподавателем фонетики, она многое угадывала по голосу.

«Подожди, – сказала она мне, когда я представилась, – не говори ничего. Я тебе сейчас сама все расскажу, а ты скажешь, права я или ошиблась. Значит так. Во-первых, ты подстриглась. Как я узнала? Это же элементарно: у тебя голос свежеподстриженной женщины! Во-вторых, раскрылась как личность. Сказали бы мне, что ты мне позвонишь когда-нибудь – ни за что бы не поверила. В институте ты была замкнутая, всегда сама в себе. Замужем, дети есть. Сколько детей? Двое мальчиков? Так, нам еще девочку надо. Я в свое время девочку не родила, всю жизнь жалею. Короче, вот что я тебе скажу: самое главное – это женское . Все остальное – ерунда, можешь мне поверить».

Конечно, есть матери, у которых нет поддержки, которые . Есть ситуации, где единственный выход – это пойти маме работать. Но намного чаще речь идет не об элементарном выживании, не о нищенской зарплате мужа. А все о том же – о самореализации. О побеге из дома на работу, чтоб не чокнуться. О том, чтобы не ограничивать свой мир домом, пропахшим какашками и молочной смесью.

Одна знакомая, родившая в тридцать семь лет первого и единственного ребенка, рассказывала со смехом, как убегала на работу с утра пораньше и только там расслаблялась, причесывалась, спокойно пила кофе и приходила в себя.

Другая призналась, что отдавая первого ребенка в ясли, даже не задумывалась о других вариантах: надо было писать диссертацию и пробивать дорогу в жизни. Со вторым вдруг осенило: ребенок – не игрушка. Его нельзя «сдать». Им надо серьезно заниматься. Профессионализм частных нянь и работников детских учреждений не является гарантией успешного развития ребенка.

Когда я сказала на кафедре, что ухожу в декрет, завкафедрой сказала: «Ах, это ужа… я хочу сказать, прекрасно!» И горестно подняла глаза к потолку. Но все утряслось, мне нашли замену. Когда же я объявила о втором декрете, не выходя из первого, она весело сказала: «Ну, и молодец! Теперь наукой доказано: до трех лет нельзя ребенка никому сдавать. Мамины поцелуи и объятья – все, что ему нужно первые три года».

Я помню, какая ломка у меня была с первым ребенком. Шок: я больше не принадлежу себе. Первая спокойная чашка кофе и статья в журнале через месяц после родов. Желание пожить для себя. Послеродовая депрессия. Так жалко было себя, любимую. Со вторым все было легче, веселей, без шока. Понимание начало приходить с третьим малышом.

Я наслаждалась каждой минутой общения с ним, без всяких художественных преувеличений.

Недавно читала, что ученые якобы обнаружили поток …не люблю это слово, но никуда не денешься, поток энергии, лучи, исходящие из материнских глаз и проникающие прямо в мозг ребенка, и мозг от этого сразу начинает усиленно развиваться, и прочее.

Не знаю, можно ли с помощью приборов обнаружить лучи любви, струящиеся из маминых глаз, но ведь измеряй – не измеряй, а любовь мамина струится через взгляд. И оказывает мощное воздействие на душу, ум, сердце, психику ребенка. Можно ограничить это облучение любовью до вечерних и утренних кратковременных сеансов, а остальное время облучать дитя мысленно на работе. Если позволит время и шеф не вредный. Это как светолюбивое растение периодически выносить на свет. Никто же не лишает растение света! Вот, утром на него посветили. Вот, и вечером тоже. Чего ему еще нужно-то? А попробуйте объяснить это растению. Надеюсь, оно поймет. А потом сравните это растение с другим, растущим на солнце всегда.

Мне нравится одно коротенькое слово в аргументах женщин, стремящихся на работу без нужды, и даже вопреки мужу. Попробуйте его угадать.

Причина номер один : до трех лет сидеть дома – я бы умом тронулась.
Причина номер два – мне нужны свои источники заработка.
Причина номер три – работать интересно.
Причина номер четыре – я хочу самореализовываться не только как мать и домохозяйка.

“Сидя дома, я деградирую как личность, получается один сплошной день сурка”.

“Я бы вышла, только бы не видеть семейство, которое мне абсолютно обрыдло”.

Все вышеперечисленное объединяется емким словом «я» и его производными. Я хочу, мне надо, у меня потребность. Желания и потребности ребенка не рассматриваются в принципе.

Ребеночек девять месяцев жил в маме, и вдруг должен оставаться с чужими. Разлуку с мамой грудное дитя переживает как катастрофу. Для него не существует понятия времени. Он не понимает, что разлука временна, для него она вечна. Еще где-то читала, что люди, недолюбленные в раннем детстве мамой, не вскормленные грудью, более склонны к сексу в подростковом возрасте. Это не из-за особой развращенности, а из-за стремления к нежности, любви, защищенности. Не знаю, насколько обосновано это мнение, но мне кажется, в этом что-то есть.

Кстати, мне кажется, властной свекровью или надоедливой тещей станут скорее мамы, не реализовавшие свой педагогический потенциал в свое время. Теперь, с внуками, наконец, дошло. Хочется познать радость материнства. Лучше поздно, чем никогда. «Первый ребенок – последняя кукла, первый внук – первый ребенок».

А вот другая точка зрения с этого же форума:

Мне крайне непонятен вариант, когда мама выходит на работу, при этом все заработанные деньги отдает на няню.

Я хочу заботиться о своем ребенке весь положенный срок и после выйти на работу, а не вынужденно искать чужую тетю, которая должна будет заменить меня на бОльшую часть суток и в самые важные моменты жизни моего ребенка.

Просто сейчас модно работать, и делать карьеру, и не модно быть со своим ребенком, когда ты ему нужна больше всего. Моей бабушке 80 – она работает до сих пор… я работать начала в 18, параллельно обучаясь на очном отделении. Из 62 лет работы, по-моему вполне можно выделить 3 на ребенка… кстати, мама – не равно домохозяйка, почему-то это все всё время путают.

Форс-мажорные финансовые ситуации не беру, это другая тема. А вот вариант, когда финансовой нужды нет, желания самореализации тоже особо нет, но женщине хочется “красиво жить” и она ради этого оставляет трехмесячного ребенка, мне кажется мерзким и отвратительным.

Меня за последние три года работа достала _так_, что врагу не пожелаешь. Спала по четыре часа в сутки и ела что придется и когда придется – сейчас в декрете хоть на человека похожа стала:-)

Самореализовываться вполне можно и дома. Правда, и понятие о самореализации у всех разное.

Это чисто российский стереотип – сидишь дома – значит тупая курица, неинтересная мужу и окружающим.

Считаю, что большинство рвется на работу, потому что не могут себя ничем интересным занять дома. В сообществе “малыши” довольно часто именно от таких мам исходят вопросы типа “Чем занять ребенка?”.

Слабые люди всегда ищут внешние причины своих проблем.

А почему надо именно дома сидеть, если на работу идти не нужно? Наоборот, у неработающих гораздо больше времени на всяческие развлечения. Или личностное развитие происходит только в трепе с подружками?

А вот вспомнили, что детей бывает больше одного:

Хм, окружающие, а что вы предложите делать мамам 2 или более малышей? Об стенку убиться? Шучу.

Судя по комментариям, таким мамам надо на карьере поставить жи-и-ирный окончательный крест или повесится на фартуке.

Заложить фундамент

Приведем британскую статистику.

Вот какую закономерность вывели британские социологи: успех и в жизни, и в образовании, и в профессиональной карьере 1 263 представителей “группы 70-х” оказался в прямой зависимости от того, работали их матери в ранний период их детства или нет и как делилось время мамы между работой и домом.

Наибольший успех выпал на долю тех, чьи матери посвящали себя до исполнения ребенку пятилетнего возраста своему малышу, пожертвовав ради него на это время профессиональной карьерой. Именно эти “мамины” детки оказались успешнее остальных сверстников в учебе, в будущей профессиональной карьере, наконец, просто увереннее и счастливее в жизни. Зависимость между временем, проведенным мамой в стенах дома, и успехом ее ребенка в учебе, как выяснилось, столь велика, что любой лишний час, “отвоеванный” малышом у маминой профессиональной карьеры, прибавлял ему дополнительные очки в его последующих достижениях…

Однако замеряли исследователи не только интеллектуальное развитие детей и способность их к учебе, но и психическое, эмоциональное состояние. Зависимость последнего от маминого присутствия в стенах дома достаточно красноречиво доказана и здесь: у тех, чьи матери проработали до исполнения малышам пяти лет лишь полтора года, различного рода психологические проблемы возникали в их взрослой жизни реже – они отмечены у 23 процентов…

“Результаты нашего исследования однозначны – говорит его руководитель профессор Джон Эрмиш, – если родители не смогли уделить своим детям в их дошкольном возрасте достаточное количество времени, они тем самым увеличили риск негативных последствий для их отпрысков в будущем”.

Иными словами, закладку фундамента успешного будущего своего ребенка отложить на “потом” невозможно. И если родители рассчитывают стратегию своей семьи таким образом, что сначала встают на ноги сами, зарабатывая деньги, служебные посты, связи и прочая и откладывая при этом заботу о растущем малыше на лучшие времена, то они тем самым допускают стратегическую ошибку. Ибо ни “купленные” впоследствии места в престижных учебных заведениях, ни обеспечение подросшему отпрыску всех мыслимых благ уже не восполнят и не компенсируют упущенного в раннем возрасте момента истины. Каждодневное присутствие матери, ежечасное общение с малышом так же драгоценно для его личностного становления, как материнское молоко драгоценно для становления физического…

Но если в первую очередь это исследование апеллирует непосредственно к родителям, то отнюдь не во вторую очередь – к государству, автору трудового законодательства и социальной политики. “Наше исследование – довод в пользу той политики, которая выступает в поддержку прав родителей на длительный оплаченный отпуск по уходу и воспитанию детей, – заявляют его авторы. – Обеспечивая родителям эти права и возможности, мы тем самым инвестируем в высокий потенциал наших завтрашних трудовых ресурсов”…

В , одной из тех стран, где наиболее последовательно проводится подобная политика, вышедшая замуж женщина, как правило, оставляет работу. И возвращается на службу лишь тогда, когда выполнен ее первейший с точки зрения японской морали долг перед обществом – когда встали на ноги, подросли и окрепли ее дети…

Именно эта мораль и именно такая политика отлично работают как на благо процветающей японской экономики, так и на благо японской семьи.

Тактика выживания дома

И все же безвылазное домоседство накладывает иногда неприятный отпечаток на женщин: может ухудшиться память, гибкость ума, занижается самооценка, сужается круг интересов, может развиться депрессия. Ситуации у всех очень разные, и панацеи от сих напастей нет, хотя можно попытаться вывести общие положения.

Первое . Желательно с самого начала семейной жизни ощущать себя полноценным членом семьи. Хорошо осознавать свое недостоинство перед Богом, а не перед мужем. Только самые выскоорганизованные мужчины способны оценивать жен выше, чем они сами себя оценивают.

Да, жена помощница мужу, и труд ее не менее важен и должен уважаться в первую очередь ей самой. Когда у женщины все в порядке с чувством собственного достоинства, окружающим это как правило передается. Не мелкого торгашества, кто лучше и важней, а спокойного сознания собственной силы и значимости. К сожалению, знаю примеры, когда женщина молчаливо соглашается, что она – просто придаток мужа, который можно при желании безболезненно удалить. Знаю ситуации, когда женщине внушается комплекс неполноценности. Материально зависима – значит, нахлебница.

Смирившись с такой оценкой мужа или свекрови, женщина может и впрямь сознавать себя нахлебницей. Годам к пятидесяти это может надоесть, да попробуй, сбрось иго, добровольно принятое тридцать лет назад. Чтобы не попасть в такую ситуацию, надо с самого начала ее не допустить. На помощь приходит простая арифметика: труд повара, домработницы и няни стоит сейчас очень дорого. Аналитики посчитали, что если платить средней домохозяйке за каждую должность, которую она выполняет на дому (няня, горничная, бухгалтер и т.д.), то она должна получать 47280 р. в месяц.

У неработающей мамы, кстати, больше времени осваивать сложное искусство планирования семейного бюджета. Порой она находит блестящие варианты, а сэкономить – значит, заработать. Вообще, что такое супружество? Со упряжь. Муж с женой везут возок. И самих себя, и детишек. Тут не до споров, кто главней. Оба незаменимы. Чем слаженней везут, тем легче он едет.

Второе . Надо обязательно иметь какое-нибудь увлечение, хобби. Чтение, спорт, вышивание, музыка, разведение цветов, кошки – что угодно. Это не значит, что надо класть на это массу сил и времени. Чтобы питать его, достаточно заниматься любимым делом пусть немного, но регулярно.

Третье . В наше время необыкновенно много возможностей, с помощью Интернета преодолеваются расстояния. По собственному опыту знаю, что помогает участие в форумах по интересам: есть форумы молодых и опытных мам, литературные сообщества, различные виртуальные клубы. Не беда, если мамаши во дворе не принимают в свою компанию или их общество вам неинтересно. Всегда можно найти близкого по духу человека, пусть и виртуально.

Но и живым человеческим общением я бы не пренебрегала. Пусть соседка в который раз рассказывает о том, что вы давно слышали. Все-таки она милая женщина, и за ребенком может приглядеть, пока вы на рынок сбегаете.

Четвертое . Как огня избегайте комплекса неполноценности. Если есть возможность освоить компьютер, научиться писать электронные сообщения, водить машину, научиться плавать – надо использовать этот шанс. Нет, вы не тупица и не трусиха. Вы умная, способная молодая женщина. И я тоже. В связи с чем обещаю пойти на курсы вождения, которых со своим топографическим кретинизмом, плохим зрением и слабой реакцией до смерти боюсь. Пардон, вы этого не слышали. Мне слесарь посоветовал для лучшей ориентации на местности поездить по осваиваемым дорогам сначала на велосипеде. Так что беру велик мужа и начинаю объезжать окрестности. Присоединяйтесь!

Пятое . Регулярное разгружение мамы от домашней рутины и периодический выпуск ее на волю няней, бабушкой, подругой и прочей подходящей для этой цели особой. Не спешите закидывать меня помидорами те, кому это недоступно. Мне это большую часть замужней жизни тоже недоступно. Живем вдали от бабушек, а няни кусаются. То есть цены на нянь. Но и тут можно найти выход. Например, взаимовыручка подруг с детьми: ты мне, я тебе. Хотя однажды на таком обожглась. «Ты мне» оказалось несравненно легче, чем «я тебе». Но надо пробовать еще.

Шестое . Завести правило давать себе небольшой отдых. Например, у моей знакомой нет и никогда не было денег на няню, но она отдыхала по-своему: каждый день гуляла по сорок пять минут. Одна, без непоседливого ребенка. В любую погоду. Иначе просто раскисала. Несмотря на царящий в семье домострой, она заставила мужа уважать это железное и неукоснительное правило. И лучше выдумать не могла. Муж оказался человеком умным, к тому же видел ежедневные плоды такой моральной разгрузки и физической нагрузки. Жена награждала его большим терпением и выдержкой в неравном бою с бытом и сынишкой – натуральным вождем краснокожих.

Кстати, еврейский анекдот. Приходит многодетная мама с рынка и, запершись на кухне, спокойно и со вкусом ест. Дети ломятся на кухню, стучат и спрашивают: «Мам, а что ты там делаешь?» Мама отвечает: «Делаю вам здоровую маму!»

Когда встречаю на форумах пафосные высказывания молодых девиц о том, что «настоящей маме не могут надоесть дети, она должна каждую минуту думать только о них, забыть о себе», я сразу вычисляю: восемнадцать лет, не замужем. И думаю: «Э-э, милая! Поживи с мое! Я тоже была как ты. А ты, вероятно, будешь, как я. Если сможешь воплотить в жизнь то, что требуешь от нас – я первая тебе похлопаю».

Седьмое . Не надо ждать милостей от природы, или спасение утопающих – дело рук самих утопающих. Если вы романтичны и ждете, что муж будет поступать как герой романа или сериала, вы можете прождать до старости и разочароваться в людях. Берите инициативу в свои руки. Вы устали, вам срочно нужно на концерт или в кино, а супруг этого не замечает. Вы намекаете, а он не ловит намек. В таком случае не ждите обиженно приглашения. Пригласите его сами! Купите билеты, договоритесь с подругой посидеть с детьми, отдохните. Муж оценит. Проверено.

Восьмое . Старайтесь не дожидаться аврала, а предупреждать его. Вот оно копится, копится, копится…Не ждите, сложа руки, когда разразится. Я понимаю: нет денег, нет времени, на себя тратить как-то неловко, есть более насущные нужды… Если совсем достало, более насущных нужд, чем отдохнуть, нет. Надо это понять и смириться.

Однажды наш пожилой друг с большим семейным стажем застал меня на грани срыва. Я пожаловалась, что день свадьбы мы абсолютно не можем отметить, т.к. няня плюс дорога плюс кафе – это очень дорого. На что он ответил: «Психиатр дороже».

У сидящих в четырех стенах мам есть тактика выживания дома. У каждого она своя.

Когда я, накрытая депрессией по поводу безвылазного сидения в четырех стенах, пожаловалась батюшке, он произнес замечательные слова: «Только не думай, что вот это и есть твой крест. Если ситуация абсолютно невыносима, надо думать, как изменить ее».

На многие благотворные изменения в виде нянь и регулярного отдыха вдвоем с мужем элементарно не было денег, но я продолжала искать. Не в одном, так в другом надо постараться изменить ситуацию и сделать ее приемлемой.

Когда дети подросли, я устроилась работать переводчиком-фрилансером. Потом стали давать и письменные переводы. Позже ситуация изменилась, мы переехали, переводчики там были не нужны. Я нашла неожиданный выход: посещение курсов раз в неделю. В среду вечером наряжаешься, общаешься в обществе единомышленников, знакомишься с интересными людьми, получаешь задание на следующее занятие, и всю неделю греет мысль: скоро занятие, надо сделать домашнее задание, предложить тему для обсуждения, прочитать то, написать это…

И вот уже чистишь картошку не как раб, а с песней. Делаешь зарисовки с детей и удивляешься новому, вдруг открывшемуся в них. И с вдохновением делаешь с ними домик из коробки из-под кукурузных хлопьев, пишешь статью «О развивающих свойствах картона». А дети спрашивают: «Мам, почему ты поёшь? Праздник, что ли?» И все это без отрыва от детей, без нанимания нянь.

Я не считаю, что мое полученное высшее образование пропадает даром, что я протухаю дома, и что мои профессиональные навыки покрываются плесенью. Напротив, я стараюсь все полученное мной в жизни перекачать в детей. Я учу их всему, что знаю сама. Вот средний сынок ноет, что ему скучно, а я пытаюсь открыть ему секрет, почему я редко скучаю. «Что может быть скучнее мытья посуды или чистки картошки? Но я стараюсь никогда не заниматься рутиной «всухую».

Я или пою, или сочиняю рассказ в голове. Даже, бывает, бросаю компьютер и специально иду мыть посуду: за монотонной работой приходят интересные мысли». Он тоже любит писать, всюду нахожу его блокноты, заметки, дневники и листочки. То порадует с утра пораньше опусом на тему «Деревья в нашей жизни», то вынимаю из школьных брюк листочек с надписью: «Памяти Джорджа. Спасибо Джордж. Ты был настоящим другом». Оказывается, хоронили нечаянно раздавленную божью коровку. Он сочинил надгробное слово. То натыкаюсь на сверхсекретный дневник с зашифрованными записями. Не буду скрывать – радуюсь. Что-то уже успела заложить. Теперь поливать, окапывать…

Со старшим ходили на концерт. И вдруг понимаю – мы уже достигли момента, когда отдыхаешь не от ребенка, а вместе с ним. Во втором отделении он ткнул меня в бок. «Началось», – обреченно подумала я. А сынок спросил: «Мам, еще билеты купишь?»

Встречались с бывшими сокурсниками. Одиннадцать лет не виделись. Многие наши дамы заняли важные посты, реализовали себя в самых неожиданных и интересных областях. Домоседок было две: я и Лена. Мы с интересом слушали успешных подруг, восхищались фотографиями, нарядами и машинами. Но я поняла, что платить за это приходится дорогой ценой: многие наши девчонки живут в невероятно жестком темпе, хронически не высыпаются, мало видят детей.

А я все приглядывалась к Лене. Сидела она тихо-тихо. Фотографию показала только одну. У нее замечательная семья, удивительно неиспорченный ребенок. Про себя она почти ничего не рассказывала. Я догадалась, почему. Чтобы никто не завидовал.

Один знакомый поделился: «Отец мой был видным ученым, многого добился, но ничем, совсем ничем не делился с нами, сыновьями. До нас ему вообще дела не было. Он-то реализовался. А мы?»

Посмотрите повнимательней на вашего карапуза. Вот он с интересом рассматривает пирамидку, пуская пузыри из носа. Или художественно размазывает варенье по столу. Или бьет ножкой в такт музыке. Может быть, перед Вами будущий Менделеев, Рахманинов, Столыпин. Не провороните? Заметите? Поможете?

Городской семье с несколькими детьми невозможно обойтись без помощников. Даже если мама не работает и готова пожертвовать ради семьи всем.

"Хорошей няне может быть и 70 лет, и 15. Главное, чтобы она, как и мы, считала: чем больше детей, тем лучше" - Константин, отец пятерых детей

Зачем помогать маме?

Почему-то укоренилось такое отношение к православной маме: сама нарожала, сама и воспитывай. Удивительно, но часто и сами мамы придерживаются тех же позиций. Православная мама, бесконечно смиряясь, всю себя отдает детям. И не ждет помощи со стороны. Но такая помощь ей не только не помешала бы -- она просто необходима. Нет ничего зазорного в том, что многодетная или работающая мама привлекает подмогу по хозяйству. Или рассчитывает на православную няню.

Но какой должна быть хорошая няня? Молодой и веселой или пожилой, с жизненным опытом? И чего ждут от няни родители -- простого присмотра, работы по хозяйству, усердия в воспитании, обучения хорошим манерам, практикума в английском?

Мария, мать семерых детей (после рождения пятого ребенка оставила работу): «Раньше мы пользовались услугами нянь, но быстро пришли к выводу, что качество предоставляемых услуг не соответствует деньгам, которые запрашивают няни. Летом на дачу мы приглашаем православную няню. Мы можем уехать в город и оставить на нее всех детей. По возвращении и дети, и все домашнее хозяйство в норме. Она и с детьми помогает, и с делами. Жаль, что к ее помощи можно прибегать только летом. Зимой она преподает в православной гимназии. А нехватка человека, который каждый день или хотя бы раз в неделю помогал бы с детьми, чувствуется».

Валентина, мать шестерых сыновей: «Иногда просто руки опускаются. Мои непоседы требуют внимания. А я разрываюсь на части между желанием навести порядок в комнате и уделить им часок. Мне нужна няня, которая бы пару раз в неделю выводила детей на прогулку. Получается часа четыре в неделю. Такого человека сложно найти, ведь за эти четыре часа и платим мы немного. В итоге у нас есть женщина, которую мы привлекаем раза два в неделю, когда мне нужно отлучиться по делам».

Константин, отец пятерых детей: «Когда мы с женой еще учились в институте, нам была необходима няня. Финансовая часть вопроса решалась так: няни жили у нас. Одна из них была из Украины (одесситка). Они приглядывали за детьми с утра, пока мы были на занятиях. Потом, когда мы с женой начали работать, няня приглашалась на полный рабочий день. Она читала им книжки, учила рукоделию, забирала из садика. Сейчас моя супруга не работает, няня нам нужна, только когда отлучаемся по делам. В таких случаях мы просим нашу прежнюю няню посидеть. Обычно это бывает два-три раза в месяц».

Екатерина, работающая мама двоих детей: «Мне нужна няня два раза в неделю на десять часов в день. Мне не нужна ни няня-педагог, ни няня-врач. Требуется только присмотреть за детьми, чтобы они не обварились, не выпрыгнули из окна, да мало ли что еще. Просто чтобы не оставлять их одних. Идеальная няня мне представляется так: бодрая, молодая, не навязчивая, исполнительная, православная».

Анастасия, работающая мама троих детей: «Старшие дети не могут присматривать за младшими в нужной мере: у них, помимо общих предметов, еще и хореография, флора, лепка. Плюс музыкальная школа, бассейн. Няня в нашем доме появилась через год после того, как я родила первенца. Бабушки помогают с детьми, но няня все равно нужна. Отвести старших в школу, забрать их после школы. А пока старшие в школе, нужно посидеть дома с малышом: погулять, почитать книжку, накормить. Няню я привлекаю три дня в неделю на пять-шесть часов. Раньше я думала, что няня должна быть молодой. Но для молодых дети даже не на втором плане: голова забита или семейными проблемами, или созданием семьи. Моей теперешней няне семьдесят лет, и менять я ее не собираюсь».

Интересно, но никто из опрашиваемых мам не высказал пожелания, чтобы няня занималась воспитанием ребенка. Эту ответственную роль православные родители оставляют себе, рассматривая няню именно как помощницу, исполнительницу тех правил, которыми живет семья, а не как «внедрительницу» новых педагогических методик.

Мы поинтересовались у ответственного за помощь многодетным семьям в Комиссии по церковной социальной деятельности при епархиальном совете Москвы иерея Игоря Фомина , обращаются ли в комиссию православные мамы с просьбой найти им няню. Как выяснилось, чаще всего няня нужна в семьях, где не больше трех детей. И только на утро или вечер. По словам о. Игоря, в Москве 80 семей, в которых десять и более детей, и ни одна из них к нему не обращалась: в таких семьях старшие дети ухаживают за младшими.

Позиция «сама нарожала» - исключительно современное явление. Мы уже отвыкли от многодетных семей, а до революции пятью детьми никого нельзя было удивить. По словам Татьяны Листовой, старшего научного сотрудника Института этнологии и антропологии РАН, специалиста по дореволюционной культуре материнства, помощь по хозяйству многодетным семьям во все времена была нормой. На селе в качестве нянек брали девочек восьми-десяти лет даже очень небогатые люди. Девочки работали за «прокорм или обновку». С детьми могли оставаться и бабушки, старшие присматривали за младшими. В городе няньки стоили денег. Бедные брали в дом подростков, которые ради обучения какому-нибудь ремеслу присматривали за детьми.

Интересно, что сегодня идея привлечения для помощи многодетным семьям молодых людей, студентов опять стала актуальной. Как сообщает о. Игорь Фомин, «в подкомиссии по работе с многодетными семьями ведутся переговоры с руководством одного из педагогических вузов о прохождении студентами официальной практики в многодетных семьях. Это приравнивалось бы к практике в школе. Студенты будут помогать детям готовить уроки, играть с малышами. В это время мама сможет отлучиться по домашним делам (если не помогает бабушка, многодетная мама часто не имеет возможности даже сходить оформить необходимые документы, оплатить квартиру и т.д.). Сейчас идет работа над проектом “альтернативной” студенческой практики».


"В некоторых семьях, богатых и успешных, к няне относятся как к вещи. Необходимость работать в такой семье - мой кошмар", - Татьяна, православная няня

Где найти няню?

К сожалению, православная служба, которая помогала бы многодетным семьям по хозяйству или подбирала бы нянь, пока только в проекте. Каждая мама выкручивается как может, обычно ищет няню через знакомых. Самым популярным способом поиска нянь пока остаются приходы: можно повесить объявление, а можно оставить информацию за свечным ящиком. В одном из московских храмов обнаружилось своеобразное агентство по подбору персонала. Вначале свечница нам выдала координаты некоей «женщины, которая всем этим занимается». Та, в свою очередь, дала телефон Любы, которая как раз помогает на приходе мамам, нуждающимся в нянях, и няням, ищущим работу. И уже Люба познакомила нас с няней Мариной.

Поиски православных нянь на приходах оказываются вполне эффективными. В отличие от поисков через агентства, специализирующиеся на подборе бэбиситеров, где к тому же и цены гораздо выше. В первом же агентстве найти православную няню пообещали с настораживающей легкостью: «Они все православные». А после уточнения: «это должен быть человек, регулярно посещающий церковь» -- смутились. От родителей, которые прибегали к услугам той или иной фирмы, часто слышишь нарекания. Например, агентства могут скрыть важную информацию, касающуюся психической адекватности, характерных особенностей или просто педагогической некомпетентности потенциальной няни.

Многие мамы рекомендуют искать нянь через Интернет. Это дешевый, быстрый и эффективный способ. Анна, мать троих детей: «Я всегда ищу нянь в Сети и очень довольна результатом. Это очень удобно для занятых людей. Назначаешь няне собеседование и при этом продолжаешь работать, кому-то звонить, решать свои проблемы».

Экзамен для няни

В разговорах с мамами обнаружилось, что для православных семей желательно, но вовсе не обязательно, чтобы няня была православной. Гораздо важнее, чтобы она любила детей и легко находила с ними общий язык. Среди негативных качеств кандидаток в няни часто называют необязательность, несговорчивость, самочиние. Одна вполне православная няня на вопрос мамы, сможет ли она прийти к такому-то времени, отвечала: «На все воля Божия». Другая, не спросившись и даже не предупредив родителей, ушла с детьми в многочасовое паломничество вместо прогулки. Так что, если перед вами скромная женщина в платочке и юбке до полу, не спешите радоваться.

Екатерина: «У нас все няни были православные, но это не было для меня основным критерием выбора. Просто они оказались людьми, подходящими нам по складу». Максим, отец пятерых детей: «Я считаю, что даже удобнее, если няня неправославная. Ведь она может работать по церковным праздникам. На Пасху, например». Константин: «Бывает, приходит няня, и видно, что она осуждает нас за то, что у нас так много детей. Поэтому важно, чтобы у нас с няней был одинаковый подход к воспитанию. Хорошо, конечно, если при этом она еще и православная».

Впрочем, некоторые няни в своих объявлениях о найме на работу делают упор именно на то, что они православные. И вовсе не обязательно они так стараются завлечь верующих работодателей. Няня Татьяна: «Мне так спокойнее - я знаю, что все предупреждены. Могу отпрашиваться на двунадесятые праздники с работы. Нецерковным родителям даже лучше, если во время государственных праздников я работаю, а они могут куда-нибудь съездить отдохнуть. И потом, многих раздражает, когда няня крестится перед едой. А уж если расскажешь малышу о Христе, так и вовсе ярятся. Зачем зря человека в искус вводить?»

К сожалению, ни один из способов поиска (ни через знакомых, ни в Сети, ни даже через приходы) не гарантирует, что вы найдете честную няню, которая будет хорошо обращаться с ребенком. Людей явно «странненьких» можно определить с первого же разговора. А вот другие недостатки няни выявить гораздо сложнее. По опыту наших собеседников можно посоветовать взять у кандидатки в няни ксерокопию паспорта, адрес, телефон (домашний и мобильный), e-mail. Поинтересуйтесь состоянием здоровья и семейным благополучием, позвоните тем, кто давал рекомендательные письма. Можно попросить письмо от духовника. Большое внимание стоит уделить тому, вовремя ли пришла няня на собеседование. Насторожитесь, если няня с порога начнет ругать своих прежних работодателей. Скорее всего вы тоже окажетесь на месте этих бедняг.

Максим советует первую встречу назначить у няни дома. Причем подгадать так, чтобы она не успела специально подготовиться к вашему визиту: вы сразу заметите неустроенность в семье. Нина, пострадавшая от няни-клептоманки, которая уносила из дома украшения и мелкие монетки, предлагает перед приходом няни на собеседование положить на видное место денежные купюры.

Катя Соловьева , заподозрив неладное в поведении няни, замаскировала видеокамеру среди игрушек на шкафу малыша. Камера записала, как няня била по лицу Катиного пятилетнего сына. Теперь, назначая недельный испытательный срок очередной няне, Катя не только маскирует камеру, но и ставит магнитофон на запись: «Кому-то это может показаться перестраховкой. До того, как я увидела, что бьют моего сына, я думала, что православные должны верить друг другу. Не бойтесь проверять свою няню. Нормальный человек отнесется к любым проверкам с пониманием: ему ведь доверяют самое ценное».

По мнению многих родителей, хорошая няня -- настоящий Божий дар, о котором можно молиться и который нужно беречь. Потому что в работе няни самое главное - любовь - к детям, семье, людям. Любовь тихая и скромная, «не ищущая своего».

Анастасия, мама троих детей: «Когда заболели двое из моих детей, а вместе с ними и я сама, наша няня взяла к себе здорового ребенка, чтобы он не заразился. Пятеро суток она кормила его, читала книжки, водила в музей. А в конце месяца, получая зарплату (два доллара в час), отказалась брать деньги за эти пять дней - ее поступок был продиктован любовью к малышам и в деньгах не исчислялся».